Статья по физкультуре на тему: Патриотическое воспитание школьников средствами физической культуры и спорта во внеурочной деятельности.
Бюджетное общеобразовательное учреждение г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №133»
Автор:
Анциферова Татьяна Геннадьевна,
учитель физической культуры
БОУ г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №133»
Омск — 2017
Патриотизм — одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно — деятельностной самореализации на благо Отечества.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, готовность к её защите.
Программа по патриотическому воспитанию школьников, действующая в школе, направлена на неустанную работу по созданию чувства гордости за свою школу, малую Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого. Она разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.»
В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все основные школьные мероприятия, чтобы он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью, укрепляющей основы российской государственности.
В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно — патриотическое воспитание. Оно направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример, организацию поведения и деятельности учащихся.
В нашей школе спортивная часть программы патриотического воспитания представлена системой внеклассных мероприятий, которые реализуют следующие направления деятельности:
1. Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни, организация досуга школьников достигается различного рода спортивно-массовыми внеурочными мероприятиями: «Дни здоровья», матчевые встречи по разным видам спорта, мероприятия в рамках месячника ЗОЖ и месячника военно-спортивной и массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества, а также декады, посвященной Победе советского народа в ВОВ 1941-1945 гг, где основным спортивным мероприятием является военно-спортивная игра на местности, с приглашением военнослужащих из в/ч 7543,традиционного Дня защиты детей, проводимого в форме общешкольного спортивного праздника в последний день учебы в мае.
Военно-спортивная игра на местности — это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей.
Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести: наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно примысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев.
Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение для развития всех сторон личности школьника. Исключительна их роль в развитии познавательной деятельности.
Воспитывать у подрастающего поколения чувство коллективизма, подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки — одна из важных воспитательных задач школы, призванной готовить активное достойное поколение для современной Армии. Эффективным, действенным средством воспитания у подростков чувства коллективизма, товарищества и взаимной выручки являются военно-спортивные игры.
2. Содействие социально — ориентированному воспитанию молодежи (спортивные секции по баскетболу, волейболу, таеквондо, каратэ).
Сборные команды школы по отдельным видам спорта являются участниками как окружных, так и городских соревнований. Ребята успешно защищают честь школы и являются победителями в своих возрастных группах в соревнованиях по баскетболу: III место в округе в двух возрастных группах, II место в округе по футболу среди мальчиков, II место в городе по футболу среди команд девочек 2000-2001 г.р., II место в городе по гандболу, II место в городских соревнованиях «Орлята России» и III место в окружных соревнованиях «Орлята России» в старшей возрастной группе.
- Осуществление начальной военной, спортивной, правовой, стрелковой подготовки путем проведения военизированных сборов 10 классов.
- Проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями России, событиями военной истории, воинской славы России, боевыми традициями армии и флота («А ну-ка, парни!», « Кубок мужества», «Молодецкие забавы», матчевые встречи по различным видам спорта к памятным датам, городская эстафета, посвященная дню Победы и т.д.).
- Обеспечение прав и возможностей школьников на удовлетворение своих потребностей в физической культуре и участии в массовом спортивном движении (участие во Всероссийских спортивных акциях «Кросс Нации», «Лыжня России», в «Сибирском международном марафоне).
- Развитие детского и юношеского спорта (взаимодействие с ДЮСШ города, на базе школы тренеры проводят занятия по гандболу, таеквондо и карате).
Успех работы в спортивно-патриотическом воспитании во многом зависит от наличия систематических мероприятий, где, школьники в свою очередь начинают понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики. Они должны научиться чувствовать гордость не только за свои результаты, но и за достижения в мировом и отечественном спорте.
Спорт — не во имя достижений, а во имя развития личности — может стать целью и смыслом жизни для подростков и реальной альтернативой наркомании, алкоголизму, правонарушениям. Нравственно-развитая личность – достойный гражданин своей страны.
nsportal.ru
Статья по физкультуре по теме: Патриотическое воспитание в ДЮСШ
Патриотическое воспитание в ДЮСШ
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются мощнейшим механизмом в формировании таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм.
Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных тысячелетиями, важнейшее духовное достояние личности, характеризующее высший уровень ее развития и проявляющееся в ее активно деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм — это не природное генетически обусловленное качество, а социальное, и потому не наследуется, а формируется.
Спортивно-патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, готовой к выполнению конституционного долга, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности и патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству.
Одним из важных направлений в спорте является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодежи все чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Это означает, что и нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли — роль гражданина и роль патриота.
Задачи патриотического воспитания:
1. Формирование у воспитанников взглядов и убеждений по вопросам патриотизма и межнациональных отношений на основе сохранения и развития чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
3. Организация практической деятельности воспитанников ДЮСШ по формированию патриотического поведения и культуры межнациональных отношений.
Формирование у воспитанников патриотизма и культуры межнациональных отношений выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к Родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, проявляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности в ДЮСШ осуществляется с учетом возрастных особенностей спортсменов в образовательном, соревновательном и внеучебном процессе.
Особенно важна эта проблема в детском спорте, так как именно в этом возрасте, на раннем этапе спортивной подготовки происходит интенсивное формирование личности спортсмена — идет процесс накопления опыта поведения человека.
Сегодня спорт молодеет. Юные воспитанники познают науку побеждать. Побеждать собственное «не могу и не хочу», физические нагрузки, уважать свой труд и труд партнера, тренера-преподавателя. Каждодневные тренировки формируют у занимающихся волю, характер, настойчивость в достижении цели, умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решение, разумно рисковать или воздержаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с партнером, соревнуется с соперником и обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Таким образом, через спорт, личный контакт тренера и воспитанника происходит воспитание в широком смысле слова.
В группах начальной подготовки тренер-преподаватель, используя беседы, формирует у занимающихся самые общие представления о семье как важнейшей жизненной ценности, бережное, заботливое отношение к старшему поколению россиян, трудолюбие на тренировочных занятиях, смелость и настойчивость в достижении цели, устойчивость к негативным факторам, любовь к России — стране, где они родились и растут. По мере взросления представления о патриотизме и гражданственности у воспитанников в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования становятся гораздо шире и глубже.
Педагогическое сопровождение тренировочного процесса заключается в сообщении знаний о социально значимых ценностях с помощью индивидуальных и коллективных бесед, диспутов, встреч с известными спортсменами, на которых обсуждаются вопросы проявления мужества и чести, проявляемых во время спортивных соревнований, освещении славных событий истории страны, о правильной организации жизни и деятельности в системе воспитательных физкультурных мероприятий, которые должны создавать условия, чтобы практическая деятельность соответствовала принципам поведения, установленным в обществе.
Развивая чувство патриотизма и любви к Родине педагогический коллектив использует все возможности тренировочного процесса и мероприятий вне занятий, формируя у занимающихся мотивацию к занятиям спортом, нравственные и гражданские позиции по отношению к окружающим людям. Можно отметить, что всем, занимающимся в спортивной школе, есть с кого брать пример.
Поощрение родителей за воспитание особо отличившихся детей, выступления перед большой аудиторией своих сверстников дает положительный настрой всем собравшимся и желание быть лучше, повышать свое спортивное мастерство.
Выступления на традиционных ежегодных соревнованиях, посвященных «Дню защитника Отечества» и «9 мая – День Победы» дают возможность показать профессионализм и результат работы своего тренера, своей школы, продемонстрировать собственный талант, спортивные наработки и достижения. Кроме того, выступая, спортсмены дают возможность зрителям приобщиться к миру спорта, ощутить положительные эмоции, а для родителей и тренеров это дополнительный повод гордиться своими воспитанниками.
Достижение высоких спортивных результатов на основе разносторонней подготовки и выступления на соревнованиях высокого ранга: чемпионатах Европы и Мира, первенстве и чемпионате России дает новый импульс формированию глубоких эмоциональных переживаний, морально-волевых качеств, позволяющих положительно влиять на рост спортивного мастерства, опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию средствами физической культуры и спорта, обеспечивает формирование патриотических чувств у занимающихся в ДЮСШ.
nsportal.ru
«СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ»
«СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ РАБОТЕ В ШКОЛЕ»
(учитель физической культуры Царегородцева И.И. г. Североморск МБОУСОШ № 7)
Слайд 1
Вследствие значительных изменений в российском обществе в настоящее время особенно актуальна проблема дальнейшего развития общества, его различных сфер, в том числе и сфере физической культуры и спорта.
В российской спортивной и педагогической науке сложилось достаточно четкое представление о воспитании: оно рассматривается как целенаправленная деятельность по формированию у воспитуемых определенной системы качеств, взглядов, ценностей, убеждений, т.е. мировоззрения. Именно мировоззрение является теоретико-формирующей составляющей воспитания, поскольку вооружает его системой духовно-ценностных ориентаций.
Слайд 2
В последние годы в российском обществе нарастает тревога за судьбу детей, подростков и молодежи, что выражается в следующих основных характеристиках:
— в быстром снижении образовательного и культурного потенциала молодого поколения;
— в дальнейшей нравственной деградации поколения в целом, выраженной, в частности, как в криминализации сознания и поведения, так и в снижении нравственного порога допустимого;
— резкий взлет наркомании, алкоголизма практически во всех слоях общества, переход данного явления в неуправляемый режим и как следствие – разрушение генофонда;
— реальный взрыв преемственности поколений не только по идеологическим, но и по нравственным характеристикам.
Системный анализ проблематики воспитания в сегодняшней России показывает, что системообразующим стержнем является гражданско-патриотическое воспитание. Ни одно нормальное государство не может существовать без граждан и патриотов. Многочисленные исследования показывают, что патриотически и граждански определившиеся молодые люди имеют более четкие жизненные планы и отличаются большей социальной активностью.
Слайд 3
Основными направлениями патриотического воспитания в школе являются:
— духовно-нравственное (цель – осознание обучающимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни)
— историко – краеведческое 9 система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней)
— гражданско – патриотическое (воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве)
— социально – патриотическое (направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста)
— военно – патриотическое (ориентация на формирование молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности его к вооруженной защите)
— героико – патриотическое (составная часть патриотического воспитанная, ориентированная на пропаганду героических профессий, а так же на знаменательных героических и исторических дат нашей истории)
— спортивно – патриотическое (направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Слайд 4
В силу своей специфики спорт и физическая культура обладает огромным воспитательным потенциалом, является одним из мощнейших механизмов формирования личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно патриотическое воспитание.
Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Участие детей и подростков в разнообразных спортивных объединениях, секциях, создание в школе необходимых условий для занятия спортом – один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди подростков. Особое внимание в настоящее время уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. Занятие физической культурой и спортом необходимо рассматривать как эффективное средство решения задач нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Слайд 5
Спортивно- патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающий высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга.
Слайд 6
В МОУСОШ № 7 города Североморска 7 год работает спортивно-патриотический кружок «ПАМЯТЬ».
Цель программы:
формирование системы ценностных отношений школьника к окружающему миру.
Задачи программы:
1. Использование всех возможных средств для воспитания у обучающихся общей культуры, верности духовным традициям России, ответственности, правосознания, уважения к ценностям демократического общества.
2. Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
3. Воспитание к готовности к защите своей Родины.
4. Воспитание гордости званием «североморец», любви к своему городу, уважение к его истории и жителям.
5. Освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий в области физической культуры и спорта.
6. Дальнейшее развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным для здоровья привычкам.
7. Развитие форм ученического самоуправления.
Слайд 7
Экскурсии
Посещение театров, музеев
Трудовые десанты
Встречи с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских событий
Диспуты
Уроки мужества
Связь с воинскими частями
Спортивно-массовые мероприятия: соревнования, праздники
Вахта Памяти
Работа спортивных секций
Творческие отчеты
Смотры
Слайд 8 (Школа — отражение жизни общества)
Спортивно-патриотическая работа в школе.
Литература:
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992, с. 249-250.
2. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 — 2001 годы.
3. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации«.
4. Справочник классного руководителя. М., 2007 № 9, с.71. Воспитательная цель урока.
infourok.ru
Значение физической культуры и спорта в патриотическом воспитании учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
- Педагогика —
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Рассмотрены проблемы патриотического воспитания учащейся молодежи в современных условиях, исследованы возможности физической культуры и спорта в воспитании патриотизма, формировании патриотического сознания, раскрыты причины ухудшения физического и нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи, определены пути их устранения. Выявлены эффективные формы и методы патриотического воспитания с использованием средств физической культуры и спорта, представлены позитивные результаты экспериментальной работы.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическое сознание учащейся молодежи, средства физической культуры и спорта, формы и методы патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость, т.к. является одним из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Во все времена развития человеческого общества, в том числе Российского государства, патриотическая идея и гражданский патриотизм имели большое значение для воспитания боевого духа и формирования морально-волевых качеств у солдат и офицеров.
Патриотизм — качество личности человека, которое проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа.
В современной социокультурной ситуации патриотическое воспитание рассматривается как педагогический процесс, направленный на воспитание гражданина-патриота Родины, способного выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите интересов своего Отечества. Патриотическое воспитание в современных условиях рассматривается как часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания и как одна из основ духовно-нравственного единения общества, защиты прав и свобод личности. Оно направлено на воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации
АЛИЕВ Магомед Нурбагандович — д.п.н., профессор Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ).
E-mail: [email protected]
ДЖАНДАРОВ Джамалудин Загдиевич — соискатель кафедры педагогики ДГПУ, зам. директора филиала ДГПУ.
E-mail: [email protected]
в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, традициям, культуре и языку народов, проживающих в Российской Федерации.
Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в нашем обществе в последние десятилетия, затронули патриотические чувства и патриотическое сознание молодежи. Распад бывшего Советского Союза, ввод Вооруженных сил СССР в суверенное государство Афганистан, подавление демократических движений в Тбилиси, Прибалтике, Баку и военные события в Чечне и Дагестане (в 1992-1995 гг.) значительно ослабили патриотическое воспитание молодежи, подорвали авторитет нашей армии. Кроме того, фальсификация истории Великой Отечественной войны, необъективный анализ хода и исхода войны, многочисленные публикации, подрывающие авторитет Вооруженных сил бывшего Советского Союза, привели к изменению отношения учащейся молодежи к патриотизму и к службе в армии. В результате происшедших изменений, связанных с реформированием Вооруженных сил России, разрушением советского патриотизма, в огромном дефиците у современной молодежи оказались патриотические чувства, патриотическое сознание и духовно-нравственная культура. Молодежь оказалась неготовой к восприятию перемен, происходящих в социально-экономической, политической, культурной, духовно-нравственной жизни общества.
К сожалению, приходится констатировать, что у значительной части молодежи деформированы патриотические чувства, нравственные устои и культура поведения.
Для этой категории молодых людей присущи негуманные качества личности, такие как цинизм, нигилизм, жестокость, насилие, безразличие, неуважительное отношение к историческому прошлому, героическим и трудовым подвигам народа, безответственность, безнравственность и потеря духовно-нравственных ориентиров. Все это оказывает отрицательное влияние на патриотическое и нравственное воспитание учащейся молодежи.
В последние годы значительная часть молодежи не хочет служить в армии и уклоняется от призыва. Анкетный опрос выявил, что более 70% выпускников общеобразовательных школ, 90% опрошенных студентов первого курса не желают служить в армии, 85% опрошенных родителей не хотят, чтобы их сыновья проходили службу в армии [1]. Все эти негативные процессы обусловлены ослаблением военно-патриотической и отсутствием должной воспитательно-образовательной и просветительной работы в образовательных учреждениях.
Нами установлено, что в общеобразовательных школах и вузах слабо организована работа по патриотическому воспитанию и недостаточно используются возможности физической культуры и спорта в воспитании патриотизма, в развитии физических и морально-волевых качеств учащейся молодежи, необходимых для службы в армии. В связи со слабым патриотическим воспитанием молодежи в стране Правительство Российской Федерации приняло постановление о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» от 11 июля 2005 г. В этом важном документе определены основные направления реализации программы, пути решения проблем патриотического воспитания граждан РФ на основе единой государственной политики [2]. Значительное внимание в нем уделено патриотическому воспитанию детей и молодежи, формированию патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единения общества, консолидации работы государственных и общественных институтов для укрепления обороноспособности и сохранения целостности РФ. Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях и на взаимодействие семьи, школы и общественных организаций в патриотическом воспитании детей и молодежи и в формировании патриотического сознания.
До настоящего времени вопросы патриотического воспитания молодежи и педагогические рекомендации для учителей школ и преподавателей вузов по данному вопросу остаются слабоизученными.
При проведении исследования нами применялись следующие методы: анкетирование, опрос, интервью,
беседы с руководителями образовательных учреждений, педагогические наблюдения, контрольные испытания по физической подготовке, экспертная оценка, педагогический эксперимент и методы математической статистики.
Исследование проводилось в 2004-2008 годы на базе Избербашского филиала ДГПУ Республики Дагестан. В экспериментальной работе участвовали 40 студентов первого курса. Результаты исследования выявили слабую организацию работы по военно-патриотическому воспитанию, недостаточное использование в этой работе возможностей физической культуры и спорта.
Следует особо подчеркнуть, что на протяжении последних десяти лет повсеместно в Российской Федерации наблюдается ухудшение показателей физического развития, физической подготовленности и состояния здоровья детей школьного возраста и учащейся молодежи. По данным медицинских осмотров, более 80% выпускников общеобразовательных школ непригодны к военной службе, 60-70% имеют слабую физическую подготовленность и отклонения в состоянии здоровья. Они не могут выполнить контрольные нормативы по физической подготовке [1].
Низкий уровень физического развития и физической подготовленности студентов обусловлен отсутствием должной спортивно-оздоровительной работы, направленной на укрепление, сохранение здоровья и на повышение физической подготовки учащейся молодежи.
Исследование показало, что в большинстве вузов Республики Дагестан недостаточное внимание уделяется физической подготовке и развитию этих качеств, формированию военно-прикладных навыков у молодежи призывного возраста. Известно, что у физической культуры и спорта имеются большие возможности для патриотического воспитания и повышения физической подготовки молодежи. Военная служба требует больших нервно-эмоциональных напряжений и физических усилий. Готовность человека переносить большие физические и психические нагрузки во время службы в армии является одним из решающих условий успеха военных действий.
Занятия физической культурой и спортом должны вырабатывать у будущих военнослужащих высокий уровень развития этих качеств. С помощью целенаправленноорганизованной физической подготовки быстрее осуществляется адаптация молодежи призывного возраста к условиям военной службы и освоение будущей военной профессией.
В современном понимании функции физической культуры не должны ограничиваться лишь развитием физических качеств и воспитанием координационных способностей человека. Занятия физической культурой и спортом тесно связаны с воспитанием общей культуры человека, развитием его нравственно-духовной сферы и другими социальными процессами. Главная ценность занятий физической культурой и спортом заключается в
том, что они являются сферой проявления высокой нравственности, духовности, гуманности, доброты, формирования культуры межнационального общения [2, 3].
Главная цель физической культуры — подготовка всесторонне развитой личности, готовой к труду и защите Родины. Хорошо известно, что человек, имеющий большой запас разнообразных двигательных навыков и высокий уровень развития физических и нравственно-волевых качеств, в более короткие сроки осваивает новые трудовые операции. Эти же качества необходимы для успешной трудовой и военной деятельности. На достижение данных целей должно быть направлено физическое воспитание учащейся молодежи призывного возраста.
Нами установлено, что за период обучения в средних и высших учебных заведениях резко возрастает число студентов, приобретающих вредные привычки, — курят 80%, употребляют алкогольные напитки — 70% [4]. Анкетный опрос выявил, что более 20% студентов старших курсов средних и высших учебных заведений употребляют наркотики. В последние десятилетия во всех регионах Российской Федерации, в том числе и в Республике Дагестан, стремительно распространяется подростковая наркомания и преступность. По данным Министерства внутренних дел и Министерства здравоохранения Республики Дагестан, в городе Махачкале на учете находится более 970 подростков, в.т.ч. 270 наркоманов. Стремительно увеличивается заболеваемость населения туберкулезом, СПИДом, другими опасными венерическими заболеваниями. На почве пьянства и наркомании совершаются кражи, угоны автотранспорта, участились разбойные нападения, грабежи и другие жестокие преступления.
Весьма плохо обстоит дело с физическим развитием и физической подготовленностью учащейся молодежи. По данным наших наблюдений, у подавляющего большинства студентов высших учебных заведений наблюдается низкий уровень физического развития и физической подготовленности. Из года в год растет число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе; более 70% студентов первых курсов не могут сдать контрольные нормативы по физической подготовке. При оценке физического состояния 17-18летних юношей и девушек, поступивших в вузы, в группе здоровых оказались 10%, «практически здоровых»
— 42%, а лиц, нуждающихся в постоянном медицинском контроле, — 48%. Прибывшие на военную службу призывники не могут получить оценку «удовлетворительно» в подтягивании на перекладине — 40-45%, в кроссе на 1000 м — 65-70%, в метании гранаты — 50-55% [4].
Как видно из этих материалов, состояние здоровья учащейся молодежи стало катастрофическим. Это связано не только с проблемами экономики, состоянием окружающей среды, условиями быта, но и низким уровнем гигиенического воспитания населения, отсутствием положительной мотивации здорового образа жизни и должной лечебно-профилактической, воспитательно-
образовательной и физкультурно-оздоровительной работы с молодежью. Для изменения сложившейся ситуации необходимо разработать федеральную и региональную целевые программы оздоровительной направленности с использованием средств физической культуры и спорта.
С целью улучшения демографической ситуации в нашей стране, сохранения и укрепления здоровья детей, подростков и молодежи Правительство РФ предусматривает ряд мер: разработаны и успешно реализуются федеральные целевые программы «Молодежь России», «Физическое воспитание детей, подростков и молодежи в Российской Федерации», «Дети России» и др. В последние годы Правительством РФ приняты и успешно реализуются национальные проекты: «Образование», «Здравоохранение», «Строительство», «Сельское хозяйство», направленные на повышение качества образования, медицинского обслуживания населения, на улучшение демографической ситуации в России и на повышение уровня жизни населения.
В постановлениях Правительства РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года» и «О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» определены основные направления, цели, задачи развития образования. В этих важных государственных документах большое внимание уделено разработке и реализации системы мер, предусматривающих всестороннюю заботу о сохранении жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей и молодежи.
В этих государственных документах особо подчеркивается важность и необходимость совершенствования системы образования и патриотического воспитания населения нашей страны. Концепция модернизации Российского образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость и уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов [5].
Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» предусматривает следующее: расширение работы по патриотическому воспитанию среди детей и учащейся молодежи; обогащение его содержания; усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин; воспитание готовности молодежи к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества; совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания [6].
Большое значение в этой государственной программе придается разработке и реализации региональных программ по патриотическому воспитанию учащейся молодежи с учетом национальных традиций, культуры, языков, народов и этносов, проживающих в Российской
Федерации; совершенствованию системы управления процессом патриотического воспитания, повышению эффективности работы по патриотическому воспитанию путем нормативно-правового регулирования; подготовке и изданию учебно-методических пособий и программ по патриотическому воспитанию; созданию условий для участия общественных организаций, объединений в работе по патриотическому воспитанию и условий для широкого участия средств массовой информации в пропаганде патриотизма, нравственно-патриотической работы среди молодежи; активизации участия представителей творческой интеллигенции и общественных организаций в патриотическом воспитании; развитию активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование патриотического сознания молодежи; изучению и обобщению передового опыта в области патриотического воспитания для внедрения в практику патриотической работы.
Активными субъектами образовательной политики и реализации основных направлений программы патриотического воспитания должны стать все граждане России, семья, родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональнопедагогическое сообщество, научные и культурные центры, коммерческие и общественные институты [7].
С целью улучшения физического, нравственного и патриотического воспитания учащейся молодежи необходимо активное взаимодействие указанных выше структур, возрождение положительных духовно-нравственных и патриотических традиций прежних лет, позволяющих воспитать патриотов России, формировать патриотическое сознание и достигать многие ближайшие и дальние цели.
В современной социокультурной ситуации важно воспитать гражданский патриотизм, формирование духовнонравственных, гражданских, и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в стремлении человека к добру, справедливости, истине и в сохранении и приумножении лучших традиций и ценностей своего народа. В связи с этим в основу воспитания гражданского патриотизма должны быть положены принципы народности, миротворчества, национальной осмысленности, гуманности, вариативности, интеграции и идеи добра и справедливости; культурные традиции различных народов, этносов, проживающих в Российской Федерации.
Среди факторов, формирующих здоровый образ жизни, укрепляющих физическое и психическое здоровье и способствующих воспитанию патриотизма у детей и молодежи, особое значение имеют систематические занятия физической культурой и спортом. Однако такие возможности физической культуры и спорта не всегда используются в образовательных учреждениях. Кроме того, занятия физической культурой и спортом являются эффективными средствами патриотического воспитания и формирования культуры межнационального общения [8].
Известно, что именно в физической культуре и спорте имеются большие возможности в воспитании патриотизма, дружбы между народами и формировании культуры межнациональных отношений. Спортивная деятельность, развивая нравственно-волевые и физические качества, способствует воспитанию патриотизма, формированию патриотических чувств у спортсменов. Участвуя в соревнованиях, спортсмены стремятся прославить свой коллектив, свою Родину высокими спортивными достижениями, что является одной из важнейших форм проявления патриотизма. Занятия физической культурой и спортом, спортивные соревнования объединяют и сближают различные народы, воспитывают любовь и преданность к своей Родине и являются эффективными средствами нравственного и патриотического воспитания.
Наряду с воспитанием гражданского патриотизма в системе подготовки учащейся молодежи призывного возраста к службе в армии большое внимание необходимо уделять военно-патриотическому воспитанию. Воспитание любви к Родине и уважительного отношения к Вооруженным Силам России, формирование готовности молодежи к службе в армии, развитие физических и морально-волевых качеств и освоение военно-прикладных навыков, необходимых для военнослужащих, должны быть главными задачами военнопатриотического воспитания.
С целью повышения физической подготовки учащейся молодежи и формирования военно-прикладных навыков в процессе занятий физической культурой следует использовать следующие виды физических упражнений: различные виды лазания, ползания, разновидности ходьбы и бега с преодолением препятствий; эстафеты с передачей различных предметов; стрельба, метание гранаты в цель и на дальность; переноска груза, подъемы, перевороты, обороты, висы и упоры на гимнастических снарядах; эстафеты с преодолением полосы препятствий; спортивное ориентирование на местности, имеющей сложный рельеф; плавание, езда на велосипеде и на мотоцикле; военизированные игры «Орленок», «Зарница», «Патриот»; спартакиады призывников; учебные сборы в детских и студенческих оздоровительных лагерях; туристические походы по местам боевой славы и другие спортивные мероприятия и военно-прикладные упражнения.
Формы и методы патриотического воспитания с использованием средств физической культуры могут быть самыми разнообразными.
Систематические занятия физической культурой и спортом с использованием упражнений военноприкладной направленности способствуют воспитанию физических качеств, повышению физической подготовки учащейся молодежи, формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни и развитию двигательных способностей, достижению более высоких результатов в контрольных нормативах (табл. 1).
Таблица 1
Изменение показателей физической подготовленности у студентов первого курса за период педагогического эксперимента
Виды контрольных испытаний по физической подготовке Показатели физической подготовленности
В начале эксперимента В конце эксперимента Прирост Р
М ± т а М ± т а
Бег на 100 м сек. 15,1± 0,24 0,72 14,4 ± 0,20 0,66 0,7 0,01
Прыжки в длину с места, см 188,4±0,86 5,16 210,8± 0,76 4,54 22,4 0,001
Прыжки в длину с разбега, см 387,2 ±0,98 5,90 430,4 ± 0,93 5,79 43,1 0,001
Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 5,3 ± 0,30 1,37 7,4 ± 0,23 0,68 2,1 0,01
Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) 2,5 ± 0,27 1,28 6,2 ± 0,30 1,36 3,7 0,01
Метание гранаты на дальность, м 25,6 ± 0,96 5,80 30,8 ± 1,10 7,30 5,2 0,05
Бег на 3000 м (мин/сек) 18,30 ± 0,60 3,34 15,10 ± 0,58 3,23 3,20 0,05
Челночный бег 3х10, сек 8,3 ± 0,16 0,46 7,5 ± 0,14 0,38 0,8 0,05
Как видно из приведенных в табл. 1 данных, за период педагогического эксперимента у студентов первого курса под влиянием занятий физической культурой военноприкладной направленности значительно улучшились показатели физической подготовленности по всем видам контрольных испытаний по сравнению с исходными данными. За период эксперимента число студентов с высоким и выше среднего уровнями физической подготовленности увеличилось на 8 чел. (40%) и одновременно уменьшилось количество студентов с низким и ниже среднего уровнями подготовленности на 12 чел. (60%).
Систематические занятия физическими упражнениями создают благоприятные предпосылки для физической и психологической подготовки учащейся молодежи к службе в армии, воспитания патриотизма, дружбы, любви к Родине, Отечеству, родному краю и повышения их готовности выполнить конституционные обязанности в мирное и военное время.
Занятия физической культурой и спортом военноприкладной направленности, походы, экскурсии по местам боевой и трудовой славы, встречи с участниками Великой Отечественной войны, прославленными спортсменами оказали положительное влияние на воспитание патриотизма и на формирование патриотического сознания студентов.
За период педагогического эксперимента под влиянием целенаправленной воспитательно-образовательной работы у студентов первого курса повысился уровень развития патриотических качеств и сформировалось па-
триотическое сознание. В конце эксперимента высокий уровень воспитания патриотизма и патриотического сознания наблюдался у 27 (67,5%) студентов из 40 обследованных. Патриотизм и патриотическое сознание у них выражались в проявлении любви к Родине, Отечеству, в уважительном отношении к Вооруженным силам, их готовности служить в армии и активно участвовать в патриотической работе (табл. 2).
В процессе исследования установлено, что занятия физической культурой и спортом способствуют патриотическому воспитанию учащейся молодежи, формированию морально-волевых качеств (честности, справедливости, ответственности, дисциплинированности, силы воли, смелости, решительности, терпеливости), необходимых для военно-прикладной физической подготовки.
Кроме того, патриотизм дагестанцев, как и других народов Российской Федерации, проявляется в любви к своей республике, национальной гордости, привязанности к родному краю, языку, культуре своего народа и уважении других народов, проживающих в Дагестане. Многие годы патриотическая идея как объединяющая и консолидирующая сила имела большое значение для многонационального Дагестана в укреплении государственности и воспитании горцев, любящих свою «малую» и «большую» Родину, уважающих свою национальную культуру, добрые народные традиции и обычаи. В современных условиях важно сохранить эти традиции и направить все усилия государственных и общественных организаций на сохранение мира, дружбы между различ-
Таблица 2
Изменение показателей уровня воспитания патриотизма и формирования патриотического сознания у студентов первого курса
№ Уровень воспитания патриотизма и формирования патриотического сознания Количество детей
в начале эксперимента в конце эксперимента
1 Высокий уровень: наличие положительного и ответственного отношения к Вооруженным силам России и желания студентов служить в армии; проявление ярко выраженной любви к Родине, своему Отечеству, преданности и готовности честно выполнять гражданские и конституционные обязанности, наличие ярко выраженной эмоциональной восприимчивости и отзывчивости на ситуации, угрожающие сохранению мира и безопасной жизнедеятельности, наличие желания принимать активное участие в походах, экскурсиях, посвященных патриотическому воспитанию 11 (27,5%) 27 (67,5%)
2 Средний уровень: наличие слабо выраженной любви к Родине, своему Отечеству, и отсутствие выраженной восприимчивости и отзывчивости на ситуации, угрожающие сохранению мира и национальной безопасности нашей страны; безразличное отношение к службе в армии, отсутствие особого желания студентов участвовать в походах, экскурсиях по изучению природы родного края 17 (42,5%) 12 (30%)
3 Низкий уровень: отсутствие любви к Родине, наличие отрицательного отношения к военной службе; нежелание служить в армии; слабо выраженная восприимчивость, отзывчивость на патриотические поступки и низкая активность и пассивное отношение студентов к мероприятиям по патриотическому воспитанию 12 (30%) 1 (2,5%)
ными народами и на укрепление единства и целостности Российской Федерации. Для этого необходима единая государственная политика в области патриотического воспитания граждан России и нужна соответствующая этой политике эффективная система патриотического воспитания, способная консолидировать и координировать эту работу.
Л и т е р а т у р а
1. Алиев М.Н. Гуманизация личности и социальные проблемы образовании // Наука и образования: Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского государственного педагогического университета. — Вып. 4. -Ростов-на-Дону : РГПУ, 2003. — № 4. — С. 47-61.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2005 года о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Физическая культура в школе. — 2006. — № 5. — С. 2-6.
3. Алиев М.Н. Физическая культура и спорт как средства военно-патриотического воспитания учащейся молодежи // Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственно-
сти : материалы второй Всероссийской научно-практической конференции. — М., 2003. — С. 354-359.
4. Алиев М.Н. Гуманизация личности в профессиональном педагогическом образовании // Вестник Дагестанского научного центра. — Вып. № 3. — Махачкала : ИПЦ ДГУ, 2004.
— С. 41-48.
5. Постановление РФ «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» // Бюллетень Министерства образования РФ. — М., 2002. — № 2. -С. 2-11.
6. Алиев М.Н. Основные направления модернизации Российского образования: проблемы, приоритеты и пути их решения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета: Психолого-педагогические науки. — Вып. № 2. — Махачкала : ДГПУ, 2008. — С. 16-21.
7. Алиев М.Н. Патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта // Технология совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика : межвузовский сборник научных трудов. — Вып. 3.
— Казань : КГУ, 2004. — С. 115-118.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Министерства образования РФ. — М., 2002. — № 2. — С. 2-31.
M.N. Aliev, D.Z. Djandarov
Physical culture and sports in patriotic education of students
The article studies issues of patriotic education for students in modem society. Benefits of physical culture and sports and their impact on patriotic education and development of patriotic ideas have been studied. The author reveals physical and moral-patriotic education gaps for children and youth and determines ways of their elimination. Moreover, the author suggests efficient means, forms and techniques of patriotic education by means of physical culture and sports, presents positive results of experimental work.
Key-words: patriotism, patriotic eduction, patriotic consciousness of students, means of physical culture and sports, forms and methods of patriotic education.
—————————————
cyberleninka.ru
Патриотическое воспитание на уроках физической культуры.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №44
Учебно-методическая работа МО учителей физической культуры
ДОКЛАД
Тема: Патриотическое воспитание на уроках физической культуры
Выполнил преподаватель:
Самозванов Эдуард Николаевич
10.11.2014
Иркутск 2014
Введение
3
1. Патриотическое воспитание
5
2. Физкультура и спорт
8
3. Физкультуру в массы (ГТО)
11
Заключение
14
Приложение
15
Список использованной литературы
16
Содержание
Введение
Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и способствуют воспитанию патриотизма граждан, помогают закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2005 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», которая, по моему мнению, в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание молодежи. Служба в армии, как в военное, так и в мирное время сопряжена с постоянными высокими физическими нагрузками. Сегодняшним защитникам Родины — 18-20-и летним парням — доверено управлять сложной современной боевой техникой, различным по мощности разрушительной силы оружием. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, и развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к тяготам и лишениям воинской службы, которые способен стойко перенести каждый уважающий себя мужчина.
«…Вопросы патриотического воспитания должны оставаться в центре внимания нашей государственной деятельности. Причем эта работа должна вестись, что называется, с пониманием ответственности задачи, она не должна быть шаблонной, она должна доходить до сердца. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными представлениями каждого человека о его месте, с его восприятием страны, Родины. Поэтому, конечно, этим нужно заниматься, заниматься и в школе, и в студенческих коллективах, но заниматься так, чтобы это создавало соответствующее желание у наших молодых людей, школьников и студентов изучать историю страны, создавало ощущение причастности к сегодняшнему дню и гордости, конечно, за те события, которые были в прежний период.
Д.А.Медведев (Из видеоконференции в приемной Президента России, 9 апреля 2009 г.)
Патриотическое воспитание
В последнее десятилетие в России патриотизм стал одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в различных сферах реформируемой российской государственности. Разброс мнений достаточно велик: от дискредитации патриотизма как аналога деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном, до призывов первых лиц государства к единению российского народа на основе интеграционного потенциала патриотизма, принятия Государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы», а также «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации», в которой патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите».
В условиях реформирования Российского государства патриотизм как нравственная высшая ценность, не утратил своей значимости и актуальности. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять, преумножать богатства своей страны. Патриотизм проявляется не только в сложных, тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
В рамках реализации патриотического воспитания молодёжи в 2014 году были проведены десятки различных мероприятий Всероссийского уровня, сотни межрегиональных и региональных событий, участниками которых стали представители всех субъектов Российской Федерации. Среди основных мероприятий, можно выделить следующее:
«Дороги Победы» – проект, проходящий под эгидой Министерства культуры Российской Федерации, позволяет десяткам тысячам школьников посетить музеи боевой славы;
VII Фестиваль «Юные таланты Отчизны» – в мероприятии приняли участие 15 тысяч учащихся суворовских училищ, кадетских корпусов и школ, казачьих корпусов и классов из 50 регионов Российской Федерации;
Всероссийский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» – серия конкурсных мероприятий в субъектах Российской Федерации с большим финалом в Москве;
Поэтический конкурс «Городские рифмы» – свои произведения на конкурс прислали более 300 молодых поэтов из всех уголков России;
Молодёжный конвент «Герои нашего времени» – на одной из ведущих площадок Москвы, патриотические организации, в современном востребованном формате, продемонстрировали молодёжи России десятки возможностей для самореализации во благо Родины;
В 2014 году, совместно с Государственным центральным музеем современной истории России и РИА «Новости», создана общественно-дискуссионная площадка. На площадке, с участием экспертного сообщества, при участии экспертного сообщества, молодёжь обсуждала темы касающиеся сферы патриотического воспитания;
В течение года, в Краснодарском крае на базе ФДЦ «Смена» были проведены 3 профильных смены для молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет. Одной из задач проведения тематических смен («Смена Чемпионов», «70 лет Победы», «Технология добра») стало развитие у подрастающего поколения навыков и компетенций патриотического волонтёрства в год 70-летия Победы в Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов;
В рамках федерального проекта «Великая забытая война», региональные штабы которого действуют в 37 субъектах Российской Федерации, было проведено почти 400 мероприятий, в которых приняли участие 74 тысячи человек;
В федеральном проекте «Моя гордость – Россия», призванном раскрыть творческий потенциал молодёжи, приняло участие более 600 человек из различных регионов страны;
Итогом федерального проекта «Наша Общая Победа», в рамках которого молодежь записывала видеоролики-интервью с ветеранами, формируя тем самым архив-видеотеку Великой Отечественной войны, стали 20000 видеозаписей;
В рамках проведения Всероссийского форума «Селигер – 2014» проведена тематическая смена «Русская правда». По результатам работы смены, сформирована команда единомышленников, нацеленная на реализацию проектов по созданию позитивного образа России;
При поддержке ФГБУ «Роспатриотцентр» был организован и проведен пятый заезд Всероссийского форума «Селигер – 2014» «Территория смыслов». В работе площадок заезда приняло участие около 1000 человек из всех субъектов Российской Федерации;
Летом 2014 года, на территории Республики Крым был организован историко-патриотический международный слёт «Таврида», собравший 1500 молодых человек более чем из 100 стран мира;
В 2014 году, Федеральное агентство по делам молодёжи совместно с ФГБУ «Роспатриотцентр» приступили к формированию Всероссийского волонтёрского корпуса 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.
В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.
Физкультура и спорт
Физическая культура — часть общечеловеческой культуры.
Физическая культура — органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.
Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовать свои сущностные силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной деятельности, в самопостроении необходимой социокультурной комфортной среды, являющейся неотъемлемым элементом образовательного пространства вуза.
Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие Свойства и ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.
Физическая культура выступает как социокультурный слой практики, направленной на освоение природных сил студентов и опосредованных их культурным отношением к своим физическим возможностям.
Спорт — явление культурной жизни.
Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовнойнеобходимостью.
Спорт в России — один из наиболее востребованных видов деятельности. Спортом занимаются профессионально и любительски. Любительский спорт тесно связан с понятием физкультуры. Многие российские спортивные школы являются ведущими в мире. Доказательством тому — высокие достижения на самых престижных спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы по различным видам спорта. Многие российские спортсмены являются мировыми спортивными «звёздами».
Регулированием спортивной сферы в РФ занимается Федеральное агентство по физической культуре и спорту России (Росспорт).
По данным на 2008 год, в России имелось 2687 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 3762 плавательных бассейна, 123,2 тыс. плоскостных спортивных сооружения. В 2008 году численность занимавшихся в спортивных секциях и группах составляла 22,6 млн человек, в том числе 8,1 млн женщин.
В 1980 году в Москве были проведены первые в истории Советского Союза летние Олимпийские игры.
В 2014 году были проведены первые в истории России зимние Олимпийские игры, а также зимние Паралимпийские игры в Сочи.
В 2019 году пройдет первая в России зимняя Универсиада в городе Красноярске.
Физкультуру в массы (ГТО)
«Гото́в к труду́ и оборо́не СССР» (ГТО) — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР, основополагающая в единой и поддерживаемой государством системе патриотического воспитания молодёжи. Существовала с 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. В 2014 году Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о возвращении системы «Готов к труду и обороне». По словам министра образования Дмитрия Ливанова, начиная с 2015 года результаты сдачи комплекса ГТО будут учитываться при поступлении в высшие учебные заведения.
В поручении № Пр-756 от 4 апреля 2013 президент России поручил правительству РФ разработать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс. В качестве научно-практической и методической основ комплекса принято исследование, проведённое ВНИИФК в 2006—2009 годах на базах 11 федеральных экспериментальных площадок. Государственный музей спорта с 10 сентября по 15 ноября 2013 года провёл всероссийский конкурс на разработку названия, эскизов знака и талисмана для комплекса. В результате конкурса было определено название «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс „Горжусь тобой, Отечество“» и около 20 эскизов знаков представлены для голосования среди населения. В 2013 году велись разработки проекта комплекса «Горжусь тобой, Отечество». Для принявших участие в тестировании, но не выполнивших нормативы, предполагался знак «Участник».
24 марта 2014 года президент России подписал указ, которым постановил до 15 июня 2014 утвердить «Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“ (ГТО)», до 1 августа разработать сопутствующие нормативно-правовые акты и ввести комплекс в действие с 1 сентября. Соответственно достигнутым уровням планируются надбавки к стипендиям и заработным платам. Предусматриваются возможность учета необязательных испытаний и национальных видов спорта. Проект положения находился в стадии публичного обсуждения с 3 по 18 апреля. В течение 2014 года во многих городах России проводились спортивные конкурсы и акции, на которых населению предлагали сдать различные варианты норм.
Испытания:
Челночный бег 3×10 м
Бег 30, 60, 100 м
Бег 1000; 1500; 2000; 2500; 3000 м
Прыжок в длину с места, тройной прыжок в длину с места и прыжок в длину с разбега
Подтягивания нанизкой (из виса лежа) и высокой (из виса) перекладинах
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 минуту
Наклон вперёд из положения стоя на полу или гимнастической скамье
Метание спортивного снаряда в цель и на дальность
Рывок гири 16 кг
Плавание 10, 15, 25, 50 м
Бег на лыжах или кросс по пересеченной местности 1, 2, 3, 5, 10 км
Стрельба из пневматической винтовки или электронного оружия из положения сидя и положения стоя
Туристический поход с проверкой туристических навыков.
См. приложение 1.
Уже в новом учебном году 2014-2015 нормы ГТО (готов к труду и обороне) могут учитываться вузами как часть портфолио.
Заключение
Главной целью работы в процессе физического совершенствования является развитие качеств личности гражданина, спортсмена, отвечающих национально-государственным интересам России, формированию моральной и психической готовности трудиться на благо страны, активно и увлеченно соревноваться в любых экстремальных условиях спортивного поединка во имя Родины, верности спортивному долгу, дисциплинированности и ответственности за принадлежность к сборной команде Российской Федерации, края, области, города, учебного заведения.
Исходя из этого, основной задачей всей деятельности специалистов в сфере физической культуры и спорта должно быть обеспечение уровня значимости государственного патриотизма у подрастающего поколения, формирование в сознании каждого подростка, юноши, девушки понимания зависимости судеб страны, народа от того в какой
мере все они будут руководствоваться в своих действиях патриотическим началом. Эта деятельность связана с умением преподавателей физического воспитания, тренеров использовать различные формы и методы воспитательной работы.
Итогом такой работы должно быть стремление каждого занимающегося в спортивной секции, группе здоровья внести свой вклад в экономический, научный и культурный подъем России, в укрепление оборонного ее потенциала.
В сложившейся ситуации важнейшим направлением государственной политики в социальной сфере, в том числе в области физической культуры и спорта, является восстановление системы патриотического воспитания как полноценно действующего государственно-общественного института.
Значительная роль в воспитании патриотизма легла на учебные образовательные учреждения, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Приложение 1.
Список использованной литературы
Физическая культура и патриотическое воспитание // Интернет ресурс: http://rusbiathlon.ru/health/id25771/
Российский патриотизм и патриотическое воспитание молодёжи // Интернет ресурс: http://www.nirsi.ru/100
Физкультура и спорт в нашей жизни //Интернет ресурс: http://www.fisio.ru/fisioinlife.html
//Интернет ресурс: http://reffi.ru/
Готов к труду и обороне (ГТО) //Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Готов_к_труду_и_обороне
«Гото́в к труду́ и оборо́не СССР» (ГТО) //Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Готов_к_труду_и_обороне_СССР
//Интернет ресурс: http://www.gto-normy.ru/
//Интернет ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Спорт
//Интернет ресурс: http://4ege.ru/materials_podgotovka/5566-normy-gto.html
Спортивно-патриотическое воспитание в сфере физической культуры и спорта//Интернет ресурс: http://online.rae.ru/594
infourok.ru
Доклад на ШМО «Спортивно-патриотическое воспитание школьников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Доклад на ШМО
на тему:
«Спортивно-патриотическое
воспитание школьников»
Подготовила учитель
Алфимова Татьяна Валерьевна
28.12.2018 год
Сущность патриотизма заключается в совокупности многих нравственных чувств, наборе определенных черт поведения. К воспитательному воздействию на молодежь сегодня подключено большое количество социальных, политических институтов. К таковым относятся семья и государство, различные образовательные учреждения, а также политические организации.
Задачей спортивно-патриотического воспитания является формирование у школьников таких физических, духовных качеств, которые позволят им быть морально стойкими, готовыми к защите Отечества. Для этого необходимы:
Координация, совершенствование педагогической деятельности на всех уровнях, разработка планов, рекомендаций на основе передового опыта известных педагогов.
Развитие у школьников патриотических чувств, что происходит в процессе ознакомления с историческими традициями, военными, спортивными победами страны.
Формирование во время занятий физической культурой волевого здорового поколения с развитыми интеллектуальными качествами, позволяющими служить обществу как в мирное, так и сложное военное время.
Актуальность спортивно-патриотического воспитания
Судьба школьников, студенческой молодежи давно тревожит российское общество из-за следующих негативных явлений:
заметного снижения образованности, отсутствия стремления у молодого поколения повышать свой культурный уровень;
общей нравственной деградации, молодежи в том числе, криминализации сознания, снижения порога допустимого в поведении;
«прогресс» наркомании, алкоголизма, потеря обществом контроля и управления над этим процессом, логичное следствие – необратимое разрушение генофонда;
все более проявляющийся разрыв поколений по идеологическим, нравственным вопросам.
Итогом становится маргинализация большой части молодежи (Маргинализация — процесс увеличения численности маргиналов в обществе. В узком смысле маргиналы — это часть населения, не участвующая в трудовом процессе, не выполняющая общественных функций. В расширительной трактовке основными проявлениями маргинальности являются: потеря объективной принадлежности индивидуума к конкретной общности без последующего вхождения в иную общность; потеря индивидом субъективной идентификации с определенной группой. Социологи констатируют рост маргинализации в российском обществе. Это крайне опасный процесс. Он препятствует выводу страны из кризиса), она перестает соответствовать тенденциям развития общества, роль ее как лидирующей группы, стратегического резерва теряется.
История народов России говорит о том, что за будущее нужно бороться. Нынешние вложения в воспитательный процесс, борьбу за здоровье молодого поколения – залог стабильности общества будущего. Невежды, тунеядцы, наркоманы погубят все то, что отстраивалось на протяжении жизней многих поколений.
Стратегия педагогической деятельности.
В свете проблем, которые сформировались к сегодняшнему дню, становится понятно, что восстановление системы воспитания, касающейся физической культуры и спорта, для государства, общества – одна из самых главных проблем. Система воспитания – определяющая сила, которая способна противостоять наседающим деструктивным тенденциям. Для решения наиболее острых проблем России нужно здоровое и правильно воспитанное поколение.
Современная государственная программа патриотического воспитания юных граждан не имеет концептуальной базы. У семьи, СМИ, государственных, политических органов нет четких разработок. У тех коллективов, которые занимаются методическими исследованиями, организацией мероприятий на патриотическую тематику, концепция не выработана, следовательно, системы нет.
Деятельность по спортивно-патриотическому воспитанию многогранна, она координируется государственными, общественными структурами. В любом государстве патриоты должны составлять социально активное большинство населения, имеющее четкие ценностные ориентации, позитивные жизненные планы.
Основными векторами работы педагогических коллективов должно стать приобщение ребят к боевым и трудовым традициям, их ознакомление с Российской, Советской армией, толкование сути понятий героизма и самоотверженности. У школьников, нужно воспитывать гордость за предыдущие поколения защитников и героев, желание им подражать.
Выработка у детей норм поведения напрямую связана с трудовой, физической подготовкой, которая должна подвести молодежь к выполнению государственной, военной службы.
Физические упражнения как средство спортивно-патриотического воспитания
Функции детского организма, правильное психическое и умственное развитие подростков формируются с помощью любой из групп физических упражнений:
Каждый из видов деятельности связан с различными физическими упражнениями, которые, наряду с оздоровительными силами природы, многими гигиеническими факторами, помогают достигать основных целей физического воспитания.
Увлеченность подрастающего поколения спортом в противовес пиву и курению – главная забота родителей, учителей. Достижения на больших аренах вырастают из школьного спорта, где на уроке физкультуры учитель даст основы техники движений, на практике объяснит понятия скорости, ускорения, расскажет о позах, положениях тела, подвергнет каждого из ребят адекватной его возрасту, полу физической нагрузке.
Для пока непрофессиональных спортсменов, их желания заниматься важны внешние комфортные условия: определенная температура, влажность воздуха, санитарные условия помещения. Учитель обязательно должен учитывать состояние пришедших на занятия: насколько они устали, не пугает ли их обстановка проведения тренировок, какие-то из снарядов. Нагрузки дозируются, они не должны приносить вред здоровью.
Важно, особенно для младших, чтобы занятия проходили в игровой форме, на них присутствовал соревновательный дух, чтобы учитель, кроме указаний и команд, использовал пояснения, беседы, сам демонстрировал правильное выполнение упражнений.
В общей системе образования спортивно-патриотическое направление становится одним из наиболее важных. Поэтому так значимы информационная политика, методическое обеспечение. Структурам, ответственным за сферу воспитания молодежи, стоит уделить внимание кадровой политике, развитию нормативно-правовой базы, относящейся к орбите физической культуры и спорта.
multiurok.ru
Доклад. Развитие патриотизма на уроках физкультуры
ДОКЛАД
«Патриотическое воспитание на уроках физкультуры».
Учитель физкультуры «Владиславовская МБОУ »
Погосян Давид Артурович.
«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней»
А. Н. Толстой
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине
Как преподаватель физкультуры в школе мне необходимо осознавать, что передомной стоит не только задача физического оздоровления детей ,но и приходится учитывать все составляющие компоненты здоровья – физического, психического, социального и т.д.
Нам важно заботиться о нравственном аспекте здоровья ребенка на уроках физической культуры, умело сочетать работу по выполнению учебного плана и идейно-патриотическому воспитанию учащихся. Такая работа представляется мне необходимой именно на современном этапе, когда утеряны традиционные идейные ценности, то бездуховность и безнравственность становятся почти нормой жизни.
Возрождая лучшие традиции , я пытаюсь в рамках уроков физкультуры привить детям понятия о долге, патриотизме, Родине. Как показывает мой не большой опыт работы в школе просто беседы и разговоры, не подкрепленные практическими действиями, не приносят желаемого результата. В то время как практическая работа в данном направлении на уроках помогает формировать полноценную личность, осознающую себя будущим полноправным членом общества, гражданином своей страны.
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
На уроках физической культуры демонстрируется роль физической культуры и здорового образа жизни в развитии личности, здоровье рассматривается как ценность.
Я считаю ,что патриотическое воспитание в нашей школе, должно являться одним из направлений воспитательной работы, представлять собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику учащихся.
Система патриотического воспитания включает в себя:
• гражданско-патриотическое воспитание;
• нравственное воспитание;
• историко-краеведческое воспитание;
• спортивное-досуговое воспитание;
• здоровьесберегающее воспитание;
• художественно-эстетическое воспитание.
Целью гражданско-патриотического и нравственного направлений является формирование гражданской позиции учащихся, нравственных норм поведения, ответственности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству.
Одно из самых серьезных отношений в школе к организации спортивных мероприятий. Спортивно-патриотическое направление включает в себя: участие в городских, районных и областных соревнованиях, проведение школьных соревнований в течение года.
Участие в подобного рода мероприятиях по идейно-патриотическому воспитанию формирует нравственно-здоровую личность, позволяет организовать детей, отвлечь их от вредных привычек, уберечь от правонарушений. Чем интереснее, ярче будут эти уроки, тем полнее мы выполним свою педагогическую задачу по воспитанию и формированию Человека, Гражданина, Патриота.
infourok.ru