Методические рекомендации по патриотическому воспитанию младших школьников
«Эффективность использования различных форм и методов в воспитании учащихся как патриотов своей страны».
Задачи:
Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.
Развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий.
Усиление роли семьи в патриотическом воспитании младшего поколения.
Патриотический долг учащихся в период обучения в школе – учиться на «хорошо» и «отлично», закаляться физически, воспитывать в себе моральные и волевые качества гражданина России. От защитника Родины требуются глубокие знания точных наук, гуманитарных, и вообще, быть разносторонне развитым человеком.
В школе именно на уроках литературного чтения в первую очередь начинают формироваться нравственные представления и качества ребёнка.
Художественные произведения, изучаемые в школе, должны учить правильно жить, искренне поступать , уважительно относится к людям и к самому себе, любить свою родину.
На первом году обучения дети получают представление о патриотизме, прежде всего отталкиваясь от чувства любви к природе родного края.
Работая с произведением , в котором говориться о русской берёзе, будь это проза или стихотворение, дети подержат берёзовый листик в руках, удивятся, какой он маленький, обведут его на бумаге и раскрасят. Они назовут берёзку стройной, кудрявой, высокой, нарядной, белоствольной, лесной красавицей. Порадуются, что сами живут в берёзовом краю.
В список патриотических книг несомненно, входят народные сказки и пословицы.
Однако не только в сказках, но и пословицах, мудрости нашего народа, черпают дети представления о патриотизме, глубокой любви к родине. Фольклор является благодатным источником и опорой в деле патриотического воспитания.
Во втором классе дети узнают о различном написании этого слова – «Родина» и «родина». Формируется представление о малой родине, о любви к родному дому. Об ответственности за близких, за дело, которому ты служишь, о деятельности любви.
Любовь к Родине начинается с семьи.
Работа с былинами – героическими песнями о богатырях русских, сказки, а также рассказ В.К. Железнякова «Дедушка» — основные тексты для воспитания патриотизма в 3-м классе.
4–й класс. В течении этого года дети знакомятся с историческим прошлым нашей страны, народами, географическими особенностями, её символами. Нельзя считать себя гражданином государства, не зная о нём ничего.
Ещё хочу остановиться на моменте, дающий возможность использовать процесс обучения математике в военно-патриотическом воспитании учащихся.
Задача:
Выполняя устный счёт, решая числовые выражения, полученные их значения обозначим буквами. По соответствующим буквам получается выражение
«Хлеб – всему голова». Рассказываю учащимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка ржаного душистого хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотни тысяч людей. В ломте хлеба – нелёгкий труд тружеников села. Это бессонные ночи железнодорожников, мукомолов, хлебопёков. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо- хлеб?
Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом- солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относится к нему.
Формирование военно-патриотического воспитания осуществляется не только на уроках, но и во внеклассной работе. Мы стараемся придерживаться сложившимся уже направлениям в нашей школе:
Военно-спортивные игры.
Прежде всего это «Зарничка»,которая оказывает положительное влияние на организационное укрепление класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
(До недавнего времени она проводилась, но в последнее время не проводится, а жаль)
Оздоровительно — спортивная игра: «Папа, мама, я – спортивная семья».
Воспитание на боевых традициях народа и Вооружённых Сил.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Проведение экскурсий, уроков Мужества
Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов рисунков, просмотров видеофильмов
Проведение конкурсов смотра песни и строя.
Как видим, задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).
От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию в нашей школе и во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны. Мне кажется, что нам это удаётся и мы на правильном пути. Вся работа, проводимая по военно-патриотическому воспитанию, дает свои положительные результаты. Ребята учатся в школе с увлечением, и это, пожалуй, радует больше всего.
Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.
infourok.ru
Методические рекомендации по подгототовке мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ-ОРГАНИЗАТОРАМ, ВОЖАТЫМ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
В современном мире вопросы гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности, уважения и толерантности становятся стратегическими приоритетами общественного развития. Гражданско-патриотическое воспитание школьников – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны. В формирование такой гражданской личности, которая сочетает в себе правовую, нравственную, политическую культуру, должна внести ощутимый вклад школа. Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов. Главная проблема современных школьников — это то, что происходит постепенное ослабление патриотического сознания школьников.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе и интересах Отечества.
Задачи гражданско-патриотического воспитания:
1. Воспитывать в школьниках любовь и уважение к своей Родине, стране, к народным героям.
2. Формировать у учащихся чувство ответственности за будущее страны.
3. Обучать государственной терминологии, символам России.
4. Изучать историю родного края.
5. Повышать уровень духовно-нравственного развития.
Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес к окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее.
В первую очередь, хотелось бы отметить, что для реализации задач гражданско-патриотического воспитания школьников, руководитель детского коллектива должен знать:
1) Конвенцию о правах ребенка.
2) Возрастную психологию.
3) Социальную педагогику.
4) Основы творческой, культурно-досуговой деятельности.
5) Возрастные особенности школьников.
6) Историю России, родного края.
Формы реализации могут быть разнообразными, но следует учитывать возрастную категорию школьников.
С учащимися младшего возраста занятия, мероприятия должны быть увлекательными, интересными, познавательными, легкодоступными а главное, действенными. Рекомендуется проводить:
— встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
— беседы;
-посещение краеведческих музеев города и района, исторических музеев;
— посещение памятников, мемориальных комплексов;
— проведение конкурсов чтецов, рисунков, патриотических песен.
Для учащихся средних и старших классов рекомендуется проводить:
— дискуссии, лекции, семинары, исследовательские работы по тематике гражданско-патриотической направленности;
— просмотр исторических, документальных, художественных фильмов, посвященные историческим событиям, событиям Великой Отечественной войны;
— викторины;
— литературно-музыкальные композиции;
— тематические выставки;
— военно-спортивные игры;
— волонтерскую деятельность.
Все перечисленные формы являются традиционными для решения
задач по гражданско-патриотическому воспитанию, кроме :семинара и и литературной гостиной.
На сегодняшний день, мы привыкли что семинар это,как правило, форма, используемая в высших, средне-специальных учебных заведениях, однако, использование такого рода занятия в школе, мы предполагаем, что даст высокий, качественный результат, научать детей работать в группах.
Одна из форм, через которую идет развитие всех качеств личности, формирование чувств и решение задач патриотического воспитания является семинар. Использование краеведческого материала с элементами исследовательской деятельности на семинарах является эффективным и результативным способом гражданско-патриотического воспитания школьников.
Использование такой формы побуждает каждого учащегося ощутить себя критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, умения работать с историческими источниками по краеведению. Также, этот вид работы подразумевает и творческий подход.
Для организации и проведения семинара, направленного на гражданско-патриотическое воспитание, можно выделить два этапа:
I. Предварительный этап
1.Планирование (выделение темы, изучение которой можно построить на документальной базе). Тема семинара должна быть актуальна и интересна и понятна школьникам.
2.Работа с источниками информации (подбор материала, обсуждение, систематизация краеведческого, исторического материала, знакомство с разнообразными источниками). Используемый материал должен соответствовать возрасту учащегося. Литература должна соответствовать исторической действительности. Подобранный материал должен учитывать уровень самоподготовки учащихся.
3.Подготовка раздаточного материала (творческие задания, литература).
4.Формирование творческо-исследовательских групп.
5. Оформление кабинета, соответствующее тематике семинара.
II. Основной этап
1. Вступительное слово руководителя семинара, где он должен озвучить цели мероприятия и прогнозирование результата. Руководителю необходимо создать комфортную, психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал себя уверенней и не боялся высказывать свои собственные чувства, мысли.
2. Проведение семинара (выступление участников семинара, групповой анализ, вопросы, обсуждение, проверка выполнения творческих заданий).
3. Подведение итогов (анализ проделанной работы, результаты).
Организация гражданско – патриотического воспитания школьников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества. Реализация поставленных задач гражданско-патриотического воспитания школьников могут быть решены только в том случае, если в образовательных учреждениях педагоги, вожатые организуют воспитательный процесс систематизировано.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подгототовке мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию»»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ-ОРГАНИЗАТОРАМ, ВОЖАТЫМ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
В современном мире вопросы гражданственности и патриотизма, нравственности и духовности, уважения и толерантности становятся стратегическими приоритетами общественного развития. Гражданско-патриотическое воспитание школьников – это нравственный процесс подготовки подрастающего поколения, направленный на формирование у учащихся качеств гражданина и патриота страны. В формирование такой гражданской личности, которая сочетает в себе правовую, нравственную, политическую культуру, должна внести ощутимый вклад школа. Наиболее оптимальным возрастом для старта гражданско-патриотического воспитания школьников является детский возраст, так как именно в этот период происходит самоутверждение ребенка, активное развитие социальных интересов. Главная проблема современных школьников — это то, что происходит постепенное ослабление патриотического сознания школьников.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе и интересах Отечества.
Задачи гражданско-патриотического воспитания:
1. Воспитывать в школьниках любовь и уважение к своей Родине, стране, к народным героям.
2. Формировать у учащихся чувство ответственности за будущее страны.
3. Обучать государственной терминологии, символам России.
4. Изучать историю родного края.
5. Повышать уровень духовно-нравственного развития.
Поставленные задачи гражданско-патриотического воспитания пробуждают в ребёнке любовь к Родине, к её народным героям, развивают в нём интерес к окружающему миру, а также воспитывают в нем стремление сделать мир лучше, счастливее.
В первую очередь, хотелось бы отметить, что для реализации задач гражданско-патриотического воспитания школьников, руководитель детского коллектива должен знать:
1) Конвенцию о правах ребенка.
2) Возрастную психологию.
3) Социальную педагогику.
4) Основы творческой, культурно-досуговой деятельности.
5) Возрастные особенности школьников.
6) Историю России, родного края.
Формы реализации могут быть разнообразными, но следует учитывать возрастную категорию школьников.
С учащимися младшего возраста занятия, мероприятия должны быть увлекательными, интересными, познавательными, легкодоступными а главное, действенными. Рекомендуется проводить:
— встречи с ветеранами Великой Отечественной войны;
— беседы;
-посещение краеведческих музеев города и района, исторических музеев;
— посещение памятников, мемориальных комплексов;
— проведение конкурсов чтецов, рисунков, патриотических песен.
Для учащихся средних и старших классов рекомендуется проводить:
— дискуссии, лекции, семинары, исследовательские работы по тематике гражданско-патриотической направленности;
— просмотр исторических, документальных, художественных фильмов, посвященные историческим событиям, событиям Великой Отечественной войны;
— викторины;
— литературно-музыкальные композиции;
— тематические выставки;
— военно-спортивные игры;
— волонтерскую деятельность.
Все перечисленные формы являются традиционными для решения
задач по гражданско-патриотическому воспитанию, кроме :семинара и и литературной гостиной.
На сегодняшний день, мы привыкли что семинар это,как правило, форма, используемая в высших, средне-специальных учебных заведениях, однако, использование такого рода занятия в школе, мы предполагаем, что даст высокий, качественный результат, научать детей работать в группах.
Одна из форм, через которую идет развитие всех качеств личности, формирование чувств и решение задач патриотического воспитания является семинар. Использование краеведческого материала с элементами исследовательской деятельности на семинарах является эффективным и результативным способом гражданско-патриотического воспитания школьников.
Использование такой формы побуждает каждого учащегося ощутить себя критиком, синтезировать идеи, формулировать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, умения работать с историческими источниками по краеведению. Также, этот вид работы подразумевает и творческий подход.
Для организации и проведения семинара, направленного на гражданско-патриотическое воспитание, можно выделить два этапа:
I. Предварительный этап
1.Планирование (выделение темы, изучение которой можно построить на документальной базе). Тема семинара должна быть актуальна и интересна и понятна школьникам.
2.Работа с источниками информации (подбор материала, обсуждение, систематизация краеведческого, исторического материала, знакомство с разнообразными источниками). Используемый материал должен соответствовать возрасту учащегося. Литература должна соответствовать исторической действительности. Подобранный материал должен учитывать уровень самоподготовки учащихся.
3.Подготовка раздаточного материала (творческие задания, литература).
4.Формирование творческо-исследовательских групп.
5. Оформление кабинета, соответствующее тематике семинара.
II. Основной этап
1. Вступительное слово руководителя семинара, где он должен озвучить цели мероприятия и прогнозирование результата. Руководителю необходимо создать комфортную, психологическую атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал себя уверенней и не боялся высказывать свои собственные чувства, мысли.
2. Проведение семинара (выступление участников семинара, групповой анализ, вопросы, обсуждение, проверка выполнения творческих заданий).
3. Подведение итогов (анализ проделанной работы, результаты).
Организация гражданско – патриотического воспитания школьников – это путь к духовному возрождению социального общества, будущих поколений страны, восстановлению величия нашего Отечества. Реализация поставленных задач гражданско-патриотического воспитания школьников могут быть решены только в том случае, если в образовательных учреждениях педагоги, вожатые организуют воспитательный процесс систематизировано.
multiurok.ru
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию – Документ 1 – УчМет
Министерство образования и науки Российской Федерации
МБОУ «Россошинская средняя общеобразовательная школа»
403024, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,
п. Степной, ул. Центральная, 1
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию учащихся средних классов
Конкурс «Педагогический калейдоскоп»
Номинация «Внеурочная деятельность основного общего образования»
Авторы – составители: педагог – психолог:
Сюртукова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы:
Иванова Оксана Геннадьевна.
2013 год
Введение.
Патриотическое воспитание – это одно из приоритетных направлений в воспитательной работе Муниципальной Россошинской средней общеобразовательной школы. Данные методические рекомендации представляют опыт классных руководителей, работающих в параллели и совместно осуществляющих целенаправленный процесс по формированию у учащихся патриотического сознания.
Сущность и содержание патриотического воспитания определена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы». В рекомендациях мы представляем результаты работы в данном направлении. Патриотизм нельзя рассматривать обособленно от духовности, гражданственности, социальной активности личности, нравственности, истории России. Поэтому воспитательную работу с детьми мы осуществляем по следующим направлениям:
Патриотическое воспитание через изучение истории родного края.
Семья – источник гражданственности.
Спортивно – патриотическое направление.
Воспитание патриотизма через развитие духовно – нравственных ценностей.
Мероприятия, представленные в пособии, предназначены для работы с детьми
5 – 7 классов и направлены на организацию патриотического воспитания с целью успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитии человека как личности, как индивидуальности.
Социализация личности – это актуальная проблема современного общества. Работая в данном направлении, мы предпринимаем попытку развития у учащихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан. Таким образом, патриотическое воспитание охватывает очень широкое поле деятельности и как результат, представлено следующими формами работы с детьми:
Урок – посиделки «Крещение», посвященный 19 января
Урок — презентация «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной», «Дети Сталинграда»
Проект « C почтение к Вам…»
Классный час, посвященный Дню пожилого человека «Все начинается с любви»
Материалы, представленные в рекомендациях, предназначены для подготовки к классным часам, факультативным занятиям, творческим мероприятиям.
Основные направления работы по патриотическому воспитанию детей.
1. Патриотическое воспитание через изучение истории родного края.
К годовщине разгрома немцев под Сталинградом был осуществлен проект «Дети Сталинграда». Учащиеся собрали материал о подвигах пионеров – героев, рассказывали о судьбах детей в годы Великой Отечественной войны, изучали воспоминания детей о жизни в Дубовском детском доме.
Проектная деятельность во внеклассной работе помогает развивать интерес к истории родного края, подвигам детей военного времени, воспитывает военно-патриотические чувства.
Классный час, посвященный 70 годовщине победы под Сталинградом
Тема: « Дети Сталинграда»
Цели: Познакомить учащихся с жизнью и подвигами детей военного времени. Воспитывать военно-патриотические чувства. Развивать чувство сострадания к своим сверстникам, на долю которых выпали тяжёлые испытания.
Оборудование: мультимедийный проектор, слайды. Запись песен «Вставай, страна
огромная», Л.В.Бетховен «Лунная соната», Шуман «Грёзы».
Ход занятия.
1. Слово учителя.
Ребята, сегодня наш классный час посвящается 65-летию победы под Сталинградом. Сталинградское сражение распадается на два периода: оборонительный период длился с 17 июля по 18 ноября 1942 года, второй период начался с 19 ноября и закончился 2 февраля 1942 года. Тема классного часа «Дети Сталинграда». (Звучит песня «Вставай, страна огромная».)
2. Дети и война.
Чтец №1 Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька,
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чём ни спросишь,
Пошутишь с ней — молчит в ответ,
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Вдруг сразу, словно ветер свежий,
Пройдет по детскому лицу,
И, оживленная надеждой,
Она бросается к бойцу.
Защиты ищет у него:
— Убей их всех до одного!
Учитель: (демонстрация иллюстрации «Скорбь матери»)
Это монументальная скульптура возведена на Мамаевом Кургане и называется она «Скорбь
матери». Ее высота 11 метров. У ее основания – небольшой бассейн с водой.
— Какие чувства вызывает у вас эта скульптура?
Чтец № 2.
Над телом сына
Наклонилась мать.
Накрыто знаменем лицо героя.
Гляжу не в силах
Взгляда оторвать,
На мать, окаменевшую от горя
Какая сила ласки и любви,
Какая боль в ее прощальном взгляде!
Казалось боль всех матерей земли
Склонилась над погибшим в Сталинграде
И от волненья не сдержать мне слез,
Когда я на Мамаевом кургане
Кладу на постамент букетик роз,
Как будто бинт к кровоточащей ране.
И снова оживает канонада,
Огонь и дым, разрывы мин, гранат…
В те дни рождалась слава Сталинграда
И вечное бессмертие солдат.
Учитель. ВОВ! Сколько горя и слез принесла она нашему народу, матерям, которые потеряли своих детей. Ведь в суровые дни войны рядом со взрослыми встали дети.
— О чем мечтали они? Какими были?
Сценка. Разговор детей о мечтах во время войны (о мире, о том, чтобы отец вернулся живой с фронта, о хлебе)
— Что рисовали дети во время войны?
Дети просматривают слайды «Рисунки детей военного времени».
Но война перечеркнула все.
Учитель: На фоне трагической музыки учитель читает стихотворение М. Джалиля
«Варварство».
Чтец №3. Дети страдали и погибали не только на полях сражений, они погибали под
бомбёжками, в детских концлагерях, умирали от голода.
Воспоминания детей Дубовского детского дома
Герои минувших
немеркнувших лет,
Мы их не забыли
девчонок, мальчишек
Чья жизнь молодая за нас отдана
Мы в сердце своем
как на знамени пишем
Простые и гордые их имена.
( Минута молчания.)
Чтец №4. Слушая рассказы о жизни и подвигах мальчишек и девчонок военных лет, видишь, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине, ненависть к врагам.
Чтец №5. Повзрослевшее детство этих ребят было наполнено такими испытаниями, что трудно в это поверить, Но это было. Было в истории нашей страны, было в судьбах её маленьких ребят — обыкновенных девчонок и мальчишек.
Учитель. Ребята, вы потомки павших на войне. Вы растёте и учитесь под мирным небом. Как вы живете? Чем играете? (Демонстрация куклы военного времени)
— Вы слышите взрывы бомб? Вы стоите ночами за хлебом? Вы знаете, что такое похоронка?
Рассказ о похоронке.
3.Заключительное слово учителя.
Расспрашивая взрослых о войне, мы слышим: погиб, пропал без вести, умер от ран. Мы никогда не забудем имена тех, кто отдал жизнь за наше счастливое будущее. Нам сегодня надо жить, учиться так, чтобы быть достойными памяти павших ровесников.
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов павших тогда,
Да не будет войны на планете
Никогда!
Никогда!
Никогда!
Дети хором повторяют последние слова.
2. Семья – источник гражданственности.
В работе с классом мы практикуем семейные праздники. Вместе с учителями дети готовят приглашения, концерт, конкурсную программу, угощения для самых дорогих гостей – родителей, бабушек и дедушек. Праздничная атмосфера такого праздника не оставит равнодушным ни детей, ни взрослых. Семейные праздники способствуют оптимизации взаимоотношений старшего и младшего поколений.
Большую роль в патриотическом воспитании играют выставки. На них демонстрируют свои изделия дети, их родственники, родители.
Знакомство детей с работами мастеров декоративно – прикладного творчества способствуют развитию эстетических качеств, формируют уважение к народным традициям и ремеслам, расширяются представления детей о семейных традициях, развивается желание заниматься творческой деятельностью.
« Все начинается с любви»
(классный час, посвященный Дню пожилого человека)
Цели: развивать творческие способности учащихся, коммуникативные связи младшего и старшего поколений, воспитывать уважение к старшим.
Оборудование:
1) для конкурсов: детская одежда, кубики и губки для мытья посуды, закладка, книга, блюдце с семечками, пуговицы, карточки с заданиями – перевертышами.
2) для класса: оформлено кафе с вывеской «Ням-ням», на столе угощения, самовар, сладости.
3) оформлена доска: название, эпиграф, рисунки детей.
4) музыка: «Бабушка рядышком с дедушкой», « Мы желаем счастья вам» (тексты песен).
5) Приглашение на праздник.
Ход мероприятия.
На доске: «Все начинается с любви».
Эпиграф. В семейном кругу мы с вами растем!
Основа основ – родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!
И в жизнь ты выходишь из семьи.
Звучит торжественная музыка, она постепенно затихает.
Учитель читает стихотворение Р. Рождественского «Все начинается с любви».
Учитель. Уважаемые гости, дорогие ребята! Мы рады приветствовать Вас на нашем празднике, посвященном Дню пожилого человека. Наша с вами встреча — праздник, потому что мы собрались в тесном кругу.
Ученики (по ролям).
Когда-то о нем не слыхала земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
— Кто их воспитает , богиня моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
— Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: «Я».
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я – тихо молвила Ева,- Я. Я.»
Сказала она знаменитых семь «Я»-
Вот так на земле появилась семья.
Учитель. «Мой дом – моя крепость»- гласит старинная русская поговорка. Сегодня мы все вместе проверим эти слова, а сейчас все хором исполним песню «Бабушка рядышком с дедушкой».
Конкурс№1. «Няньки» Бабушки должны одеть своих внуков в одежду, лежащую на стуле.
Конкурс №2 «Строим дом». Дедушки и внуки строят дом из губки и кубиков. Побеждает та команда, у которой дом самый высокий.
Конкурс №3 « Острый глаз» Нужно угадать , сколько семечек в тарелке, и на какой странице закладка.
Конкурс №4 «выложи слово». Из пуговиц выложить слово бабушка или дедушка.
Сценка « Бабушки учат уроки»
Конкурс№5. Викторина перевертыши». Взрослые и дети отгадывают название сказок.
1. «Домашние гуси» («Дикие лебеди»)
2. «Босая собака» («Кот в сапогах»)
3. «Счастье Федора» («Федорино горе»)
4. «Зеленая кепочка» («Красная шапочка»)
5. «Солнечный король» («Снежная королева»)
6. «Мышкина сараюшка» («Кошкин дом»)
7. «Жабенок-домосед» («Лягушка путешествиница»)
8. «Василий преглупый» («Василиса Премудрая»)
В заключение праздника все вместе поют песню «Мы желаем счастья вам»
3. Спортивно – патриотическое направление.
Все мероприятия данного направления способствуют привитию навыков здорового образа жизни, развивают чувство коллективизма, взаимопомощи. Помогают осознать важность подготовки к будущей военной службе.
Русский солдат умом и силой бог
(Праздничная программа для учащихся 6-7 классов)
Цели: познакомить учащихся с фактами из российской истории; развивать ловкость, чувство взаимопомощи, товарищества.
Форма проведения: интеллектуально – спортивная игра.
Ход мероприятия
1 ведущий.
Профессию военную
Мы знаем не одну.
Всегда нужны военные,
Чтоб защищать страну.
2 ведущий.
И не представить даже,
Как служба их важна.
Пока они на страже-
Спокойно спит страна.
1 ведущий. В зимнем месяце феврале мы празднуем День защитника Отечества. И сегодня мы хотим поздравить вас, ребята, будущих солдат и офицеров. Наш праздник называется «Русский солдат умом и силой богат».
2 ведущий. На празднике предоставляется возможность показать силу ловкость и смекалку. Из наших мальчишек выбираем 3команды. Они будут состязаться в разных конкурсах. Победит команда, которая наберет большее количество баллов.3 ведущий.
Добрый день, дорогие друзья!
Без вас на этом празднике
Нам обойтись нельзя,
Без вас весь зал встревожится
И спросит:
— Где же смех?
— Где подвиги?
— Где конкурсы?
— Кого же ждет успех?
— Где шутки, игры, песни?
— Мы ждем вас битый час!
Без паники, товарищи!
Все это есть у нас!
4 ведущий.
Друзья, я что-то не пойму,
А для чего же мы тут
Домашний создали уют?
Народу полный зал собрали,
От дел, учебы оторвали?
3 ведущий.
Тебе сейчас я объясню…
Мы одноклассников собрали,
Чтоб те немного поиграли.
5 ведущий.
Можно я? Играем не ради корысти, а ради удовольствия1
6 ведущий.
Играем честно! Обидно, когда проигрываешь, но все равно не мухлюй и не злись!
5 ведущий.
Будь стойким! Не унывай при неудаче и не злорадствуй…
6 ведущий.
Если выиграл, радуйся, но не гордись и не зазнавайся.
5 ведущий.
Не упрекай партнера за промахи, а постарайся поправить его ошибку своим трудом и умением.
6 ведущий.
Сохраняй спокойствие и доброжелательность , независимо от хода игры.
7 ведущий.
А! Поняла!
Мы здесь затем, чтоб насладиться
Игрой, которой равных нет.
Лишь от команд мы ждем привет.
А его все нет и нет…
Просим команд представиться
( Представление команд)
8 ведущий.
Перед нами дальняя дорога-
Хоть собрались здесь знатоки,
Все ж нам нужны проводники…
9 ведущий
Без них нам всем придется туго.
Хоть выручаем мы друг друга,
Порою нужен нам совет:
Мы правильно идем, иль нет.
10 ведущий.
Жюри нас по пути направит
И без вниманья не оставит.
Мы ошибемся – нас поправит…
Да, без жюри нам жизни нет!
( Представление жюри)
Конкурсы
Блиц – опрос
Одно из главных качеств бойца. (Стойкость)
Столкновение стран с применением оружий и боевых действий на длительное время. (Война)
Холодное оружие, атрибут формы морских офицеров. (Кортик_)
Стремительное наступление. (Атака)
Переносная радиостанция. (Рация)
Друге название конницы (Кавалерия)
Личный состав корабля, самолета, танка. (Экипаж)
Боец, которому поручен сбор данных о планах противника. (Разведчик)
Назовите первую строку «Гимна РФ»
Морские узлы
Каждая команда получает по три носовых платочка и завязывает на них узел. Затем команды обмениваются платками , развязывают их. Чья команда быстрее тот и победит.
Конкурс для капитанов «Аукцион»
Нужно вспомнить и назвать слова на букву П, которые имеют отношение к армии.
(Пулемет, пушка, погон, полковник, противник, пароль, палуба, патруль)
Для капитанов «Лопни шарик»
Шарик привязывается к ноге.
Народная мудрость
Нужно соединить начало и конец пословиц и поговорок.
Солдат спит, тот в бою примерен.
Волков бояться — в лес не ходить.
Храбрец себя винит, трус- товарища.
Смелость города берет.
Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет.
Если безоружен, тот в бою не нужен.
Кто Родине верен, а служба идет.
Конкурс для зрителей
Кто изобрел бесхвостый вертолет (Русские)
Назовите первого Российского президента. ( Б. Ельцин)
Назовите самую большую страну по территории (Россия)
Кто изобрел первый военный корабль с паровым двигателем? (Американцы)
Необитаемый остров
Для проведения конкурса выходят три участника, которые соревнуются на газетах.
Разведчики
От каждой команды выбирается по три участника – разведчика, которые должны расшифровать шифровку.
Т а м с о р
О с л а д т
Е р о ф и ц
На болоте
В конкурсе участвует по 3 человека от команды, которые передвигаются до финиша, перемещая листок. Идут, перешагивая только по бумаге.
Кто есть кто
Задание: правильно соединить название и должность прославленных русских военачальников и известных личностей.
Жуков Г. К. президент Р.Ф.
Суворов А. В царь
Ушаков Ф. Ф. маршал
Гагарин Ю. А. полководец
Иван Грозный адмирал
Медведев Д . А. космонавт
Солдатская кухня
Участвует по 3 игрока от команды, которые по команде чистят картошку.
Носильщики
Сложить как можно больше шаров в обруч.
Бой со змеем Горынычем
Связка шаров – змей Горыныч, следует вручную справиться с шарами (победить его)
Подведение итогов
4. Воспитание патриотизма через привитие духовно – нравственных ценностей.
Воспитание духовной культуры учащихся – одна из составляющих патриотического воспитания. Работая в этом направлении, главный акцент мы сделали на возрождение традиций русского народа. Многое ушло в прошлое, потерялось, поменялся хозяйственный уклад, коренные изменения претерпели социальные и экономические отношения, произошло стремительное развитие транспорта, техники, связи. Традиции наших предков теряются, забываются в водовороте современной жизни. Мы не знаем свою родословную, мы не знаем календарно – обрядовых праздников. Одно из мероприятий, с помощью которого мы реализовывали задачи данного направления классный час «Крещение».
Классный час «Крещение»,
www.uchmet.ru
Учебно-методический материал по теме: Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Предварительный просмотр:
li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_24-4}#doc4879338 ol.lst-kix_list_27-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_27-4 0}#doc4879338 .lst-kix_list_15-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 ol.lst-kix_list_24-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-5 0}#doc4879338 .lst-kix_list_22-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 .lst-kix_list_6-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_21-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_21-3,decimal) «. «}#doc4879338 .lst-kix_list_11-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_20-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_20-4}#doc4879338 .lst-kix_list_8-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 .lst-kix_list_25-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 .lst-kix_list_21-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_21-2}#doc4879338 .lst-kix_list_24-8>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_24-8,lower-roman) «. «}#doc4879338 .lst-kix_list_27-2>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_27-2,lower-roman) «. «}#doc4879338 .lst-kix_list_22-1>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_27-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_27-8}#doc4879338 .lst-kix_list_18-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_13-4>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 .lst-kix_list_9-1>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_15-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 ol.lst-kix_list_24-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-7 0}#doc4879338 .lst-kix_list_7-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 .lst-kix_list_21-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_21-0}#doc4879338 .lst-kix_list_22-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_26-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 .lst-kix_list_9-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_9-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_24-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_24-8}#doc4879338 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_9-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 .lst-kix_list_27-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_27-2}#doc4879338 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_20-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_20-4,lower-latin) «. «}#doc4879338 ol.lst-kix_list_24-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-2 0}#doc4879338 .lst-kix_list_12-7>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_5-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 .lst-kix_list_14-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 ol.lst-kix_list_27-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_27-1 0}#doc4879338 .lst-kix_list_21-4>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_21-4,lower-latin) «. «}#doc4879338 ul.lst-kix_list_22-6{list-style-type:none}#doc4879338 ul.lst-kix_list_22-7{list-style-type:none}#doc4879338 ul.lst-kix_list_22-4{list-style-type:none}#doc4879338 ul.lst-kix_list_22-5{list-style-type:none}#doc4879338 ul.lst-kix_list_22-2{list-style-type:none}#doc4879338 ul.lst-kix_list_22-3{list-style-type:none}#doc4879338 ul.lst-kix_list_22-0{list-style-type:none}#doc4879338 ul.lst-kix_list_22-1{list-style-type:none}#doc4879338 ol.lst-kix_list_21-6{list-style-type:none}#doc4879338 .lst-kix_list_24-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_24-3}#doc4879338 .lst-kix_list_21-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_21-1,lower-latin) «. «}#doc4879338 ol.lst-kix_list_21-5{list-style-type:none}#doc4879338 ol.lst-kix_list_21-4{list-style-type:none}#doc4879338 .lst-kix_list_15-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 ol.lst-kix_list_21-3{list-style-type:none}#doc4879338 .lst-kix_list_8-1>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_8-1,decimal) «. «}#doc4879338 ol.lst-kix_list_21-8{list-style-type:none}#doc4879338 ol.lst-kix_list_21-7{list-style-type:none}#doc4879338 ol.lst-kix_list_27-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_27-0 0}#doc4879338 ol.lst-kix_list_8-1{list-style-type:none}#doc4879338 .lst-kix_list_11-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 .lst-kix_list_6-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_18-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 ol.lst-kix_list_24-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-6 0}#doc4879338 ol.lst-kix_list_21-1{list-style-type:none}#doc4879338 ol.lst-kix_list_21-2{list-style-type:none}#doc4879338 ol.lst-kix_list_21-0{list-style-type:none}#doc4879338 ol.lst-kix_list_23-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_23-1 0}#doc4879338 .lst-kix_list_25-7>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 ol.lst-kix_list_24-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_24-0 0}#doc4879338 ul.lst-kix_list_22-8{list-style-type:none}#doc4879338 .lst-kix_list_27-3>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_27-3,decimal) «. «}#doc4879338 .lst-kix_list_24-6>li:before{content:»» counter(lst-ctn-kix_list_24-6,decimal) «. «}#doc4879338 .lst-kix_list_16-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 ol.lst-kix_list_20-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_20-5 0}#doc4879338 ol.lst-kix_list_20-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_20-1 0}#doc4879338 .lst-kix_list_10-7>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_8-7>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_14-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_10-1>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_13-1>li:before{content:»o «}#doc4879338 .lst-kix_list_23-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_7-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_20-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_20-1}#doc4879338 ol.lst-kix_list_20-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_20-4 0}#doc4879338 ul.lst-kix_list_12-8{list-style-type:none}#doc4879338 .lst-kix_list_8-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc4879338 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc4879338 ul.lst-kix_list_12-7{list-style-type:none}#doc4879338 ul.lst-kix_list_14-0{list-style-type:none]]>
nsportal.ru
Учебно-методический материал по теме: Патриотическое воспитание школьников
Патриотическое воспитание школьников
(Из опыта работы)
Лысковец Елизавета Александровна, учитель истории МБНОУ «Гимназия «18»
Ленинск-Кузнецкого городского округа Кемеровской области
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Общеизвестно, что детство и юность – самое благодатное время для воспитания любви к своему Отечеству. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, выработка высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.
Важность патриотического воспитания заключается ещё и в том, что возникла необходимость в разрешении противоречий возникших между пропагандой «западных ценностей» и необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества. Этому во многом способствуют такие явления последнего времени, как экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, обесценивание духовных ценностей. Кроме этого в средствах массовой информации идёт насаждение культа вседозволенности, насилия и жестокости. Особенно ярко это проявляется в Интернете, куда те же дети выкладывают ролики с избиениями сверстников, истязаниями животных и пр. Необходимо обеспечивать пронизанность патриотизмом все школьные мероприятия.
И делать это для того, чтобы патриотизм становился для всех важнейшей духовной и социальной ценностью, укрепляющей основы российской государственности. Патриотическое воспитание поможет повысить гражданское сознание, нравственные и этические ориентиры. Настоящий гражданин своего Отечества никогда не будет равнодушным, циничным, агрессивным.
За десять лет педагогической деятельности пришла к выводу, что в воспитании нет второстепенного. В воспитании всё главное. Но патриотическое воспитание в современной школе должно быть поставлено на должном уровне. И главная причина в том, что современная молодёжь потеряла нравственные ориентиры. Главной ценностью в обществе стала не забота о своей Родине, а материальные ценности. Многие родители в погоне за материальным благополучием совершенно не занимаются воспитанием своего ребёнка, а потом удивляются, что сын или дочь выросли чёрствыми эгоистами, которых заботят только деньги.
Привлечение подростков «группы риска» к общественным мероприятиям патриотической направленности ведёт к снижению числа детей совершивших правонарушения, к снижению числа вредных привычек.
Краеведческое воспитание является частью патриотического воспитания, где сохраняются славные боевые и трудовые традиции родного края. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине: годному городу, родному краю.
Для формирования гражданского отношения к своему родному городу и краю провожу экскурсии в Краеведческий музей. В музее обучающиеся знакомятся с историей родного города. Экскурсоводы рассказывают ребятам о знаменитых людях Ленинск-Кузнецкого. Обучающиеся узнают о подвигах в годы Великой Отечественной войны Героев Советского Союза А.П.Шилина и З.М.Туснолобовой.
Ленинск-Кузнецкий – город горняков. Каждую пятую тонну каменного угля даёт нашей стране Кузнецкий бассейн. Шахтёрский труд почётен и важен. Дети узнают о трудовых подвигах шахтёров – Героев Социалистического Труда Я.Г.Чекмарёва, П.И.Бокова.
На экскурсиях в городской парк и Краеведческий музей дети получают сведения о растительном и животном мире Кемеровской области. Учатся бережному отношению к живой природе.
Стали традиционными возложения венков к памятникам героев Кольчугинского восстания и дважды Героя Советского Союза А.П.Шилина. С целью изучения истории родного города провожу пешеходные экскурсии по знаменитым местам и старым улицам Ленинска-Кузнецкого.
Для формирования гражданского отношения к своему Отечеству практикую заочные экскурсии по городам-героям России. На каждом уроке по изучению истории России делаю акцент на роль нашей Родины в мировой истории. При изучении отдельных тем на примере исторических личностей формируется гордость за свою Отчизну, за её людей.
Особое место в этом ряду занимают исторические личности: Пётр Великий, М.Ломоносов, А.Суворов, М.Кутузов, К.Жуков и др.
В воспитательной работе уже сложились традиционные мероприятия, которые провожу совместно с детьми ежегодно:
— акция «Цветы пожилому человеку»;
— конкурс плакатов ко Дню Защитника Отечества;
— смотр песни и строя;
— конкурс патриотической песни;
— фотовыставка «Моя семья и война»;
— праздник «День Победы»;
— акция «Цветы ветерану»;
— акция «Лучшая открытка ветерану»;
— встречи с ветеранами ВОв;
— конкурс рисунков «Великая Победа»;
— беседа «Герои Великой Отечественной войны»;
— беседа «Твои земляки в боях за Родину»;
— конкурс чтецов «День Победы»;
— классный час «Подвиги героев Великой Отечественной войны»;
— уроки мужества, посвящённые Вов;
— спортивные состязания, посвящённые Великой Победе;
Приложение
«Великая Победа»
(внеклассное мероприятие 5 «Б» класс)
Цели: 1.Привитие чувства гордости за свою страну, за героев России.
2.Воспитание патриотизма у учащихся.
Оборудование: фотовыставка «Моя семья и война», плакат «День Победы», презентация «Памятник Воину-освободителю», а/з песен «День Победы», «Священная война», пословицы «Родина–мать – умей за неё постоять», «Тот герой, кто за Родину горой».
План-конспект мероприятия.
- Оргмомент.
(Звучит а/з песни «День Победы»)
***
Рады родители, дети и деды гордому празднику нашей Победы.
В этот день радостный мира и света солнцем весенним земля обогрета.
Праздничным утром никто не забыл цветы положить у солдатских могил!
2. Литературно-музыкальная композиция.
*** С Днём Победы!
С того рассвета в глубине России, где женщины одни и тишина,
Когда бежали, в окна голосили, стучали в двери: «Кончилась война!»
Вставало солнце под Берлином где-то, солдаты обнимались все в слезах.
Стреляли в небо, салютуя свету, деревьям, травам и лугам в цветах.
Не вспоминаю, а запоминаю. Глаза, на миг не отводя, гляжу,
Какой он, этот день девятый мая, я до конца о нём не расскажу.
Как города принарядились к маю, которые мы брали на войне.
На Висле, на голубом Дунае сверкают этажами в вышине.
В Софии, в Праге или в Будапеште на улицах знамёна и сирень,
А если даже и не в мае вешнем, он всё равно там длится, этот день.
Он всюду на путях земного круга, не перечислить всех его примет.
Он женщины улыбка, руки друга, рождение ребёнка, смена лет.
Попробуй рассказать о нём словами, глазами увидать его зенит –
Он колосится рожью. Льёт дождями, метёт метелями, радугой звенит!
Памятник славы.
На поляне от лагеря близко, где багульник всё лето цветёт,
На дорогу глядят с обелиска пехотинцы, матрос и пилот.
Отпечаток недавнего детства сохранился на лицах солдат.
Но уже никуда им не деться от военной суровости лет.
Вот в таком же зелёном июле приказал пожилой старшина.
Забрала их, весёлых и юных и домой не вернула война.
На рассвете, прижав автоматы, шли солдаты на штурм высоты.
Нестареющим нашим солдатам мы к ногам положили цветы.
(А.Фетисов)
***
Мы здесь с тобой не потому, что дата как злой осколок память жжёт в груди.
К могиле Неизвестного солдата ты в праздники и в будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя. Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя – Великой Армии простой солдат.
***
Вот чеканя шаг, идёт по плацу, от волнения сжимая автомат.
Родине на верность дал присягу сын России, рядовой солдат!
Вот сменился кадр: и на экране – горе, смерть, война…
Сколько же солдат назад не возвратилось, сколько звёзд на небе закатилось.
Я смотрю, а слёзы ближе, ближе, вдруг лицо родное я увижу.
Улыбнётся дедушка глазами, будто скажет: «Я, ребята, с вами!»
- Работа с пословицами.
— Как ты понимаешь пословицы «Родина-мать – умей за неё постоять»,
«Тот герой, кто за Родину горой», «Родная земля и в горсти мила», «На чужой сторонушке рад соей воронушке», «Кто Родине изменяет, того народ презирает», «За правое дело стой смело», «Земля, на которой родился, — золотая», «Мир строит, а война разрушает», «Кто сеет мир, пожнёт счастье», «Москва – всем городам мать», «На чужой земле и весна не красна», «Один в поле не воин».
(Ответы детей)
- Фотовыставка «Моя семья и война».
В нашей стране практически нет ни одной семьи, в которой не было бы солдат Великой Отечественной войны. У кого-то прадедушки и дедушки вернулись с войны, а кто-то погиб в битвах. На память остались только эти пожелтевшие фотографии.
С каждым годом ветеранов становится всё меньше и меньше. Годы, болезни, старые раны делают своё дело. Мы должны с великим уважением относиться к ветеранам и их памяти.
(Ребята представляют свои фотографии, сопровождая рассказом)
- Презентация «Памятник Воину-освободителю»
Каждый год 9 мая памятник советскому Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке утопает в цветах. Местные жители отдают дань памяти неизвестному солдату. Во время штурма Берлина, рискуя своей жизнью, он вынес из-под огня немецкую девочку.
Знают об этом монументе и в нашей стране. Но мало кому известно, что скульптор запечатлел в камне подвиг сибиряка – Николая Ивановича Масалова, уроженца Кузбасса.
За годы войны Н.Масалову не раз приходилось смотреть смерти в глаза. Трижды он был ранен и дважды контужен. Он сражался на Мамаевом кургане стрелком, затем пулемётчиком. В апреле 1945 года уличные бои продолжались в Берлине день и ночь. Во время боя сквозь разрывы снарядов Николай Масалов услышал плач ребёнка. Под мостом сидела трёхлетняя девочка у тела убитой матери. Под прикрытием солдат вынес ребёнка из-под обстрела, был сам ранен в ногу, но никому не сказал об этом.
Через несколько дней в полк прибыл скульптор Е.Вучетич и сделал наброски. Эти наброски и пригодились, когда создавался памятник.
- Итог.
(Звучит а/з песни «Священная война»)
— Ребята, как мы можем поздравить ветеранов на нашем микроучастке?
(Подарить цветы, подписать открытку, сделанную своими руками, оказать помощь…)
Материал для внеклассного мероприятия
Николай Иванович Масалов
В Берлине в Трептов-парке стоит памятник Воину-освободителю.
Скульптор Евгений Вучечич запечатлел в камне подвиг сибиряка Н.И.Масалова, нашего земляка. Во время штурма Берлина, рискуя своей жизнью, он вынес из-под огня немецкую девочку.
Н.И.Масалов – уроженец Кемеровской области.
За годы войны Николаю Масалову не раз приходилось смотреть в лицо смерти.
Он был неоднократно ранен и контужен. Н.Масалов сражался на Мамаевом кургане стрелком, затем в дни боёв на Северном Донце взялся за гашетку пулемёта. На Днестровском плацдарме был ранен. А через четыре месяца после форсирования Вислы до Одерского плацдарма шёл с перебинтованной головой рядом со знаменем 220-го гвардейского Запорожского полка.
В апреле 1945 года передовые части советских войск вышли к Берлину. Город оказался в огневом кольце окружения. 220-ый гвардейский стрелковый полк наступал по правому берегу реки Шпрее, от дома к дому продвигаясь к имперской канцелярии.
До начала атаки оставалось 50 минут. И вдруг залпы смолкли. Установилась тревожная тишина. Неожиданно сквозь эту напряжённую тишину послышался плач ребёнка. Он доносился, словно из-под земли, глухо и призывно. Ребёнок, плача, произносил одно понятное всем слово: «Муттер, муттер…»- ведь все дети плачут на одном языке.
Раньше других детский голос услышал сержант Масалов. Оставив у знамени ассистентов, солдат бросился к генералу – просить разрешения спасти ребёнка.
Площадь перед мостом простреливалась огнём пулемётов и пушек, не говоря о минах и фугасах, густо усеявших все подступы. Сержант Масалов полз, прижимаясь к асфальту, осторожно минуя едва приметные бугорки мин. Медленно он приближался к каналу. Вот он, прижав автомат, уже перекатился к бетонному парапету. Тут же хлестнули огненные свинцовые струи, но солдат уже успел скатиться под мост.
Под мостом он увидел трёхлетнюю девочку, сидевшую у тела убитой матери. Раздумывать было некогда. Взял он девочку на руки и бегом к своим. При этом Масалов был ранен в ногу, но никому не сказал об этом.
Через несколько дней в полк прибыл скульптор Евгений Вучечич. Он разыскал Н.Масалова и сделал несколько набросков. Эти наброски и пригодились скульптору, когда он приступил к работе над проектом знаменитого ансамбля-памятника, посвящённого победе советского народа над фашистской Германией.
Кстати, сам Масалов о памятнике в Трептов-парке узнал случайно. Увидел этикетку на спичечном коробке с изображением памятника Воину-освободителю.
В канун 20-летия Великой Победы Николай Иванович Масалов побывал в Трептов-парке. Тогда бронзовый памятник и его прототип впервые увиделись воочию.
(«Парень из легенды», статья, «Аргументы и факты», №13, 2009год)
Пантелей Александрович Зварыгин
П.А.Зварыгин – Герой Советского Союза, уроженец города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области. До войны он работал монтёром горноспасательной станции и ушёл на фронт рядовым. Его имя носит улица, протянувшаяся вдоль железной дороги в Ленинске-Кузнецком.
Зварыгин дослужился до звания подполковника и должности заместителя командира стрелкового полка, был награждён за воинские подвиги пятью боевыми орденами, три из которых – ордена Красной Звезды.
Он погиб в декабре 1044 года при освобождении Венгрии, став одним из тысяч ленинск-кузнечан, не вернувшихся с полей сражения Великой Отечественной войны.
nsportal.ru
Методическая разработка по теме: Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников
« Утверждаю»
Директор ФГОУ-СОШ
№21 МО РФ
Сошников П.В.
«_____»________2010г.
Методическая разработка
по воспитанию гражданско-патриотических чувств у школьников.
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать.
Содержание:
1.Введение
2.Правовая база для составления методической разработки
3. Обоснование актуальности методической разработки и её новизна.
4. Цель, задачи, форма работы и ожидаемые результаты..
5. Содержание проекта
6. Продолжительность реализации проекта.
7. Этапы реализации проекта.
8 Практическая реализация проблемы.
9 Перспективы дальнейшего развития.
10.Заключение.
1.Введение
В настоящее время, во время инноваций и преобразований Российскому обществу требуется новый социальный тип личности. Нужны люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью.
Но в связи с происходящими в последнее время противоречивыми событиями в стране, касающихся общественной жизни, политики, наблюдается дефицит нравственности. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые; информация об армии и событиях, происходящих в ней, стала более открытой; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа.
В России разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.» в которой говорится: «Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувство верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Продолжением этой Программы является Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010гг».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в начальной стадии обучения только начинается. Планомерная систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет знать название страны, о ее природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он проявляет интерес к приобретаемым знаниям, читает стихи, поет песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных начальному образованию. И, если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большой уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.
2.Правовая база для составления методической разработки:
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
- Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
- Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования.)
.Актуальность.
- С детства, ещё в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорили учителя. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
Школа даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода работы над данным направлением. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию самая эффективная – форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи.
Проводя анкеты — опросники среди учеников, можно с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны. Нет готовых, прописанных универсальных технологий по данному направлению. С чего начинать работу? Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям начальных классов? Как заинтересовать детей, родителей? Что из этого получится?
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна. - Данная методическая разработка предназначена для того, чтобы на начальных этапах обучения воспитать из каждого ребёнка настоящего гражданина своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Она направлена на развитие у детей таких качеств, как ответственность, чувство долга, уважение к истории края и Родины. Самое главное в нашей деятельности это память поколений. Память прошлого и связь с настоящим. Изучение истории тех мест, где мы жили и живем, с чего когда-то начиналось наша Родина, что помогло людям при защите нашей страны, как можно было выжить и победить, как взрослели дети не по годам.
- Содержательные линии проекта:
- Образовательная – содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом.
- Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её изучение, сохранение.
- Деятельностная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства, в единстве разнообразных видов деятельности.
- Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента
- Цель:
Формирование основ патриотизма — воспитание патриотов своей страны, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу; воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом. Воспитательные задачи:
формирование толерантности школьников через пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; одноклассникам.
формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края, родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;
приобщение юного поколения россиян к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.
- формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;
- развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов.
Формы работы.
- — Изучение истории и культуры родного края.
- — Уроки мужества.
- — Классные часы.
- — Праздники и утренники.
- — Участие в конкурсах.
- -Выпуск стенгазет
- -Конкурс чтецов
- Конкурс военной песни
- — Экскурсии в музей.
- — Встречи с ветеранами.
- — Сочинения и диспуты.
- — Уроки гражданственности.
- — Презентации
Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации проекта ожидается:
— вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;
— обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
— привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины;
— развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;
— формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;
— формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;
— формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах
Содержание проекта.
— «Я – гражданин России».
— «Моя малая родина».
— «Моя родословная».
Сроки реализации проекта.
Срок реализации проекта– 2 года (2010 – 2012)
Этапы реализации проекта.
1. Организационный: август – сентябрь 2010 г.
— Вовлечение заинтересованных лиц в работу по гражданско-патриотическому воспитанию школьников (учителя, родители, общественность, )
— Диагностика уровня сформированности у младших школьников гражданско- патриотических качеств.
2. Основной: октябрь 2010г. – май 2012г.
— Реализация плана работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников.
— Внедрение новых форм работы.
3. Заключительный (аналитический): июнь 2012 г.
— Анализ деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся в рамках проекта.
— Презентация «Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников».
— Создание банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Практическая реализация проблемы.
1. «Я – гражданин России»:
— Классный час «Мы живем в России».
— Презентация «Мои права и обязанности».
— Урок гражданственности «Символы России».
-Праздник – «Праздник дружбы. Без конца и края Вся страна большая»(Открытое мероприятие).
— Презентация «Путешествие в космос». К 50-летию первого полёта человека в космос.
— Беседа «Как это начиналось». К 70-летию начала второй мировой войны.
— Праздник-«Нет ничего краше, чем родина наша»
-Праздник, игра-соревнование для мальчиков «Буду | в армии служить» |
— Классный час «Свечи Беслана» (презентация).
-Праздник-«Святки. Раз в крещенский вечерок»(Открытое мероприятие)
Классный час-«Твой адрес в этом мире»
— Классный час «Дарим людям добро. Что такое толерантность».
Праздник- «Светлый край берез-моя Россия»(Открытое мероприятие)
— Участие во Всероссийском литературно-историческом конкурсе «Я помню! Я горжусь!»
Праздник-«Просто был выбор у каждого-я или Родина»
— Праздник(Открытое мероприятие).
— Праздник «Правнуки Победы»(Открытое мероприятие)
2. «Моя малая Родина».
— Экскурсия в городской музей.
— Классный час «О школе – с любовью».
— мини сочинения «Моя школа»
— День творчества «Русские народные песни».
— Экскурсии в музей истории.
— Праздник « (Открытое мероприятие).
— Праздник- «Светлый край берез -моя Россия»(Открытое мероприятие)
— Уроки мужества у памятника погибшим воинам.
— Конкурс рисунков «Уголок родной природы».
— Участие в общешкольном празднике «Масленица».
— Классный час «Военное прошлое моей малой родины» (презентация).
3. «Моя родословная».
— «Семья-это вера, любовь и надежда» — утренник в начальной школе
— «Мы родом из детства» — открытое мероприятие
— «День отца» — спортивное мероприятие
— «День семьи. Семейные традиции» — открытое мероприятие
— «День Матери» — утренник в начальной школе
Перспективы дальнейшего развития.
- Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся начальных классов;
2. Составление плана работы на 2012-2013 учебный год
Заключение.
Итогами всей проделанной работы будет школьный конкурс защиты проектов, на котором младшие школьники расскажут о своих исследованиях и представят результаты в виде публикаций, презентаций, альбомов и даже стихов собственного сочинения о родном городе, родной школе и стране.
nsportal.ru
Материал на тему: Программа по гражданско-патриотическому воспитанию
Предварительный просмотр:
li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_13-0}#doc14247762 .lst-kix_list_24-7>li:before{content:»o «}#doc14247762 ul.lst-kix_list_27-0{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_27-1{list-style-type:none}#doc14247762 .lst-kix_list_24-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc14247762 ul.lst-kix_list_27-2{list-style-type:none}#doc14247762 ol.lst-kix_list_9-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_9-5 0}#doc14247762 .lst-kix_list_24-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc14247762 .lst-kix_list_24-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc14247762 .lst-kix_list_24-4>li:before{content:»o «}#doc14247762 .lst-kix_list_9-4>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_9-4}#doc14247762 ul.lst-kix_list_27-3{list-style-type:none}#doc14247762 .lst-kix_list_24-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc14247762 ul.lst-kix_list_27-4{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_27-5{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_27-6{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_27-7{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_27-8{list-style-type:none}#doc14247762 .lst-kix_list_24-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc14247762 .lst-kix_list_23-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc14247762 .lst-kix_list_23-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc14247762 .lst-kix_list_23-7>li:before{content:»o «}#doc14247762 .lst-kix_list_23-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc14247762 ul.lst-kix_list_16-2{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_16-1{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_16-0{list-style-type:none}#doc14247762 .lst-kix_list_23-0>li:before{content:»\0027a2 «}#doc14247762 .lst-kix_list_23-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc14247762 .lst-kix_list_23-1>li:before{content:»o «}#doc14247762 .lst-kix_list_24-1>li:before{content:»o «}#doc14247762 ul.lst-kix_list_16-8{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_16-7{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_16-6{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_16-5{list-style-type:none}#doc14247762 .lst-kix_list_24-0>li:before{content:»\0027a2 «}#doc14247762 ul.lst-kix_list_16-4{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_16-3{list-style-type:none}#doc14247762 .lst-kix_list_23-4>li:before{content:»o «}#doc14247762 .lst-kix_list_23-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc14247762 .lst-kix_list_22-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc14247762 .lst-kix_list_22-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc14247762 .lst-kix_list_22-0>li:before{content:»\0027a2 «}#doc14247762 .lst-kix_list_22-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc14247762 ol.lst-kix_list_9-7{list-style-type:none}#doc14247762 ol.lst-kix_list_9-8{list-style-type:none}#doc14247762 ol.lst-kix_list_39-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_39-5 0}#doc14247762 ol.lst-kix_list_9-3{list-style-type:none}#doc14247762 ol.lst-kix_list_9-4{list-style-type:none}#doc14247762 ol.lst-kix_list_9-5{list-style-type:none}#doc14247762 ol.lst-kix_list_9-6{list-style-type:none}#doc14247762 ol.lst-kix_list_9-0{list-style-type:none}#doc14247762 ol.lst-kix_list_9-1{list-style-type:none}#doc14247762 ol.lst-kix_list_9-2{list-style-type:none}#doc14247762 .lst-kix_list_22-4>li:before{content:»o «}#doc14247762 .lst-kix_list_25-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc14247762 .lst-kix_list_25-7>li:before{content:»o «}#doc14247762 ul.lst-kix_list_29-0{list-style-type:none}#doc14247762 .lst-kix_list_40-7>li:before{content:»o «}#doc14247762 .lst-kix_list_9-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_9-3}#doc14247762 .lst-kix_list_40-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc14247762 ul.lst-kix_list_29-1{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_29-2{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_29-3{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_29-4{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_29-5{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_29-6{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_29-7{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_29-8{list-style-type:none}#doc14247762 ul.lst-kix_list_18-0{list-style-type:none}#doc14247762 .lst-kix_list]]>
nsportal.ru