Развитие памяти у дошкольников – . , — .

Содержание

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: Виды, Произвольность

Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось. За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения. Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал. 

Формирование памяти как основной психической функции

Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.

В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.

Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:

  • запоминание
  • сохранение
  • припоминание
  • узнавание
  • воспроизведение

Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.

Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.

Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.

Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.

Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.

Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.

Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте

Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.

Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:

  • образная
  • словесная
  • двигательная

Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.

Услышав, что зебра – это «полосатая лошадка», малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово «зебра».

Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.

Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.

Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.

Память детей младшего дошкольного возраста

В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.

Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.

В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.

Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.

Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте

Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.

Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик».

Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается звуковая культура речи. В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий. Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.

Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.

Формирование произвольной памяти

Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.

В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.

Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.

Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.

Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.

Закономерности формирования произвольной памяти

Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».

Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.

Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.

Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.

Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).

Общие рекомендации как развивать память дошкольника

Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.

alldoshkol.ru

Развитие памяти ребенка дошкольного возраста

Когда дело касается воспитания детей, возникает масса вопросов, среди которых одно из главных мест занимает важность развития памяти у дошкольников. Стоит ли уделять внимание этому психическому процессу? Какую роль выполняет память в жизни человека? Эти и другие вопросы сегодня и постараемся рассмотреть.

Память — что это?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс — осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

Что такое «хорошая память»? Это когда ребенок без труда может вспомнить стих, который был разучен неделю назад, или он показывает место, куда спрятал игрушку во время увлекательного развлечения, или без труда повторяет движения танца, ранее увиденные на уроках или по телевизору. Если ребенок с легкостью запоминает события и может о них рассказать спустя некоторое время, значит, его память можно считать развитой. Однако это совсем не значит, что на этом ее развитие следует прекращать: чтобы функции памяти не только не ухудшались, но и значительно улучшились, нужно заниматься с ребенком, стараться развивать его способность к запоминанию информации при помощи дидактических игр, разучивания художественных произведений и т.д.

Классификация видов памяти

Примечательно то, что память, как психический процесс, в зависимости от вида информации подразделяется на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Память, которая формируется с помощью органов чувств и тактильных ощущений и переводит информацию в образы, картинки, схемы, графики, называют образной. Этот вид чаще встречается у дошкольников. Как правило, это творческие личности, с хорошо развитой фантазией. Дети с образной памятью запоминают информацию в малейших деталях, да и воспроизводят ее до мельчайших подробностей.

Двигательная память отличается способностью запоминать, сохранять, а затем воспроизводить разнообразные движения. Такая память позволяет освоить трудовую деятельность, способность к катанию на лыжах, велосипеде, коньках, игре на музыкальных инструментах. В раннем возрасте этот вид психического процесса позволяет малышу переворачиваться на спинку или животик, поднимать головку, садиться и ходить. Подрастая, двигательная память ребенка совершенствуется, а его деятельность становится сложнее.

Эмоциональная память основана на запоминании эмоций. Это могут быть радость, раздражение, гнев, гордость или разочарование, грусть или веселье. Признают как одну из самых надежных хранилищ.

Словесно-логическая память заключается в способности запоминать мысли и словесную информацию при общении. Условно этот вид делят на механическую память (многократное повторение одной информации без понимания ее сути) и логическую, которая предусматривает использование ассоциаций, смысловых связок.

Чтобы процесс развития памяти у ребенка был успешным, необходимо определить ее вид, и делать упор на этот вид. Это позволит достичь высоких результатов в обучении. Но также развивать и другие виды памяти.

Память классифицируют еще и по длительности ее сохранения. Таких видов памяти три:

  1. Кратковременное запоминание длится недолго (обычно к концу суток оно исчезает). К примеру, если ребенок, отправляясь в сад, заметил гуляющую собаку, то о ней он может помнить до вечера, может описать, какой она была. Однако на следующий день он может не вспомнить о четвероногом животном.
  2. Долговременная память считается самой важной, поскольку она позволяет накопить необходимый жизненный опыт, знания. При таком запоминании информация хранится длительное время, порой и целую жизнь. Способствует этому много факторов: это и многократное повторение, и яркие эмоции, которые ребенок испытал, и важность событий.
  3. Оперативная память необходима для обеспечения деятельности. Такая информация может забываться, если она не востребована, а может храниться долго, превращая оперативное запоминание в долговременное.

Характер целей дифференцирует память на произвольную и непроизвольную. Для развития произвольной памяти нужно потратить некоторые усилия, дабы запомнить нужную информацию. В случае с непроизвольной памятью все наоборот: запоминание происходит без усилий человека.

Возрастные особенности развития памяти у детей

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

От чего зависит способность к запоминанию у детей?

Качество памяти зависит от нескольких факторов.

Во-первых, на способность к запоминанию влияет возраст ребенка. Здесь мнение специалистов едино: с возрастом у детей память только улучшается. Что влияет на это? Совершенствование техники запоминания информации, действий, навыков. Маленькие дети запоминают тот материал, которые предлагают им взрослые. При этом они используют только естественные свои способности. С возрастом дети используют определенные техники, которые помогают запомнить нужный материал: это и сравнение новой информации с опытом, полученным ранее, и формирование ассоциаций — они делают заметки, рисунки, схемы.

Во-вторых, на качество памяти влияет объем информации — она улучшается с увеличением количества полученных знаний.

В-третьих, умственные способности тоже выполняют свою роль: чем больше малыш умеет, размышляет, активничает, тем лучше он запоминает. С возрастом у ребенка совершенствуются умственные способности, а это положительно влияет на память и ее развитие.

Этапы развития памяти у детей

Развитие памяти у дошкольников происходит на основе предыдущих воспоминаний или действий. Развивать словесную память у ребенка необходимо на имеющемся опыте, двигательной и образной информации. Для освоения словосочетаний умственную деятельность ребенка нужно подпитывать образами и тактильным ощущением изучаемого предмета. Невербальная память может хранить информацию о нескольких эпизодах детства. Исходя из данного фактора, словесное развитие у детей следует начинать в раннем возрасте, сопровождая процесс постоянными тренировками.

Для полноценного развития умственных способностей и обширного кругозора ребенок должен пройти все этапы развития.

  1. Первый этап — возраст от 0 до года. Главную роль здесь играет двигательная и эмоциональная функция. Малыш запоминает предметы и движения, что он наблюдал неоднократно, и которые могут вызывать радостные или негативные эмоции. К концу первого года жизни распознавание предметов у ребенка происходит по их признакам, эмоциональному состоянию, которые они вызывают.
  2. Второй этап начинается с 1 года и длится до 3 лет. Формирование памяти происходит через функцию восприятия предмета, который дает ему представление об окружении. В эти годы активно развивается образное мышление, которое в соотношении с восприятием участвует в формировании представления о предметах и вещах, окружающих малыша.
  3. Третий этап — с 3 до 6 лет. Этот период благоприятен для развития и расширения словесного запаса и логики. У некоторых дошкольников большая часть умственной деятельности основана на механической памяти, где запоминание происходит при неоднократном повторении информации. Третий этап основан на непроизвольной и образной памяти, где они приобретают ярко выраженный характер.
  4. Четвертый этап развития памяти у детей основан на логическом восприятии информации. С развитием логики ребенок систематизирует полученный материал и кодирует ее на высоком уровне общения.
  5. Пятый этап состоит из произвольных запоминаний. Усвоение знаний происходит при самоконтрольной, мнемической деятельности. Данная функция формирования памяти у детей играет важную роль в ходе получения знаний, дающихся в начальных классах. Полноценная мнемическая функция развития детей дошкольного возраста является важным показателем подготовки к учебному курсу школьного заведения.
  6. Последний шестой этап основан на профессиональных знаниях и полноценной умственной активности. В ходе такого процесса память хранит механизмы, отвечающие за данный вид деятельности на профессиональном уровне. Если не поддерживать и не развивать мышление по мере взросления, функции, связанные с логикой и запоминанием, ухудшаться.

Роль памяти в развитии ребенка

Возможно, кому-то интересно, нужно ли вообще развивать память у детей. Здесь ответ один, и он положительный. Ведь способность к запоминанию — один из факторов, благодаря которому человечества стало интеллектуально развитым. Без памяти невозможно познать мир, окружающую нас действительность. Любая деятельность невозможна без памяти: труд, нормы поведения, привычки, информация об окружающей среде — все это основано на процессах запоминания.

Развитие памяти в детском возрасте дает человеку возможность в дальнейшем применять полученные ранее навыки и умения. Это, в свою очередь, определяет качество жизни, помогает найти ту деятельность, которая приносит больше удовольствия и пользы.

Развитие памяти, особенно у детей, — важный процесс. И не стоит пренебрегать им. Ведь память влияет на развитие других психических процессов, таких как мышление, восприятие, внимательность и прочее. А без этих навыков человек вряд ли сможет существовать. Если не подпитывать память новой информацией, такая способность человека приводит к деградации личности. Поэтому развитие памяти нужно начинать с раннего детства, чтобы малыш вырос достойным и счастливым человеком.

myintelligentkids.com

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: особенности

Заниматься интеллектуальным развитием своих детей должен каждый родитель. Особое внимание нужно обращать на их память. Она обеспечивает возможность не только запоминать важную информацию, но и применять знания на практике. Взрослые обязаны знать отличительные особенности развития памяти дошкольников, а также заранее подробно изучать все способы ее укрепления.

Виды памяти

Информация, хранящаяся в голове, бывает абсолютно разной. Поэтому выделяется несколько видов памяти, зависящих от условий, при которых человек запомнил те или иные данные. Каждый из них очень важен и является уникальным.

Первая классификация подразумевает деление памяти с учетом того, каким органом чувств получена информация. Выделяют память:

  1. Зрительную (все, что увидено глазами).
  2. Слуховую (информация, воспринятая на слух).
  3. Обонятельная (воспоминания, основанные на запахах).
  4. Осязательная (тактильные ощущения).
  5. Вкусовая (все ощущавшиеся вкусы).

Второе разделение определяется из того, в каком процессе была усвоена и сохранена информация в голове. Есть 4 вида такой памяти:

  1. Двигательная. Сохранение в памяти всех движений, а также их последовательности. Помогает в формировании навыков ходьбы, письма и различного труда.
  2. Образная. Запоминание разных объектов, которые были восприняты любыми органами чувств.
  3. Эмоциональная. Сохранение в памяти всех испытанных ранее переживаний. Это особенно важная составляющая нравственного развития дошкольников старших возрастов.
  4. Словесно-логическая. Информация, связанная с мыслями и разнообразными понятиями, о которых думал человек.

Еще одна классификация подразумевает различия памяти по длительности хранения информации. Выделено три вида:

  1. Оперативная. Запоминание информации только на тот период, в течение которого она может понадобиться.
  2. Кратковременная. Хранение и использование полученных знаний сразу после их восприятия мозгом.
  3. Долговременная. Сохранение информации на длительное время, характеризующееся прочностью полученных знаний и навыков.

Последнее деление на виды зависит от степени активности человека во время запоминания и применения новых знаний. Существует 2 типа:

  1. Произвольный. Подразумевает нацеленное усвоение информации, которое требует задействование силы воли.
  2. Непроизвольный. Случайное запоминание информации в процессе какой-либо деятельности.

При качественном полноценном улучшении интеллекта будут развиваться все типы памяти, но иногда потребуется сделать упор на отдельные упражнения.

Каждый ребенок имеет свои особенности, связанные с объемом памяти, точностью запоминания и скоростью забывания. Поэтому одинаковые условия восприятия и схожие процессы развития не гарантируют идентичный результат воспроизведения одной и той же информации разными детьми.

Возрастные особенности, возможные нарушения

Дети дошкольного возраста особенно активны в желании познавать окружающий мир. Им интересно узнавать что-то новое, искать ответы на интересующие вопросы, запоминать максимальное количество информации. При необходимости они вспоминают все полученные знания и делятся ими с окружающими. Такой простой процесс познания мира очень важен для всех людей.

Развитие познавательных и интеллектуальных процессов происходит одновременно. Качество запоминания зависит от множества факторов, связанных с личными особенностями малыша, но при достаточной умственной деятельности оно всегда находится на высоком уровне.

Возрастные особенности

У каждого возраста есть свои особенности, связанные с памятью. Если младенцы лучше запоминают все то, что воспринято с помощью моторики, то дети более старших возрастов усваивают больше информации в процессе трудовой деятельности. Поэтому врачи выделяют 4 основных периода у дошкольников, которые имеют свои возрастные особенности, касающиеся памяти. Среди них:

  1. До 12 месяцев. У младенцев быстрее всего происходит формирование моторной памяти. Это проявляется в виде первых рефлексов, которые вызывают радость у всех родителей. При отсутствии отклонений на протяжении всего этого времени малыш будет запоминать новые движения, причем наиболее крепки будут воспоминания о тех действиях, которые были успешны и подкреплялись собственными эмоциями.
  2. От 12 месяцев до 2 лет. Малыш такого возраста начинает узнавать близких взрослых, он запоминает их лица. Параллельно этому происходит развитие ЦНС, что укрепляет основную память. Также в таком возрасте ребенок учится ходить и приобретает образную память, из-за чего многие взрослые имеют некоторые обрывочные воспоминания из этого периода жизни.
  3. От 2 до 4 лет. У ребенка происходит формирование мнемонических и логических навыков, что усиливает работу механической и словесно-логической памяти. Такой возраст отличается укреплением воспоминаний из прошлого периода, а также легким запоминанием длинных слов и основных двигательных функций.
  4. От 4 до 6 лет. Отличительной особенностью старшего дошкольного возраста является усиленное проявление непроизвольной памяти. Ребенок невольно запоминает абсолютно все, с чем сталкивается. Однако в долговременной памяти закрепляются только те события, которые вызвали особые эмоции. Дошкольники обладают очень развитым образным запоминанием. Это позволяет легко воспроизводить произошедшие события.

При правильном обучении ребенка объем его памяти будет расти, как и общие умственные способности.

Возможные нарушения

Любые нарушения, связанные с памятью, могут оказать серьезное влияние на умственное развитие ребенка. Даже несущественные отклонения могут вызвать умственную отсталость, которая значительно осложнит жизнь. Замедлить развитие могут даже небольшие проблемы с одним из типов памяти. Все это становится причиной проблем с обучением и других трудностей.

При появлении проблем нужно обязательно обращаться к доктору, чтобы своевременно заняться лечением и исключить риск развития более тяжелых осложнений. Для детей, имеющих психологические и физические отклонения, потребуется консультация специального врача. Дефектолог определит характер проблемы и назначит все необходимые обследования, а также даст направление к психологу, если будет необходимость.

При особых сложностях может потребоваться обследование не только в области психологии и дефектологии, но и других, например, хирургии.

Основные составляющие развития памяти

Заниматься своим ребенком нужно с учетом особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста. Представленные способы оказывают положительное влияние практически на весь период жизни от 1 года до 6 лет, но некоторые из них могут быть малоэффективными для младших малышей, на что следует обращать внимание. Основное развитие включает несколько составляющих, которые должны присутствовать в жизни каждого ребенка.

Помощь и внимание

Главной задачей взрослого становится правильное направление ребенка, когда тот проявляет желание изучать окружающий мир. Важно обеспечить ему максимально разнообразные и полезные сведения обо всех предметах, а также позволить задействовать все типы памяти. Это особенно актуально для малышей до 2 лет.

Дети более старших возрастов тоже нуждаются в помощи и внимании взрослых. Для них не менее важно задать правильный вектор для изучения мира. Но дети старше 2 лет также будут нуждаться в эмоциональной поддержке родителей, что подарит им дополнительную мотивацию.

Соблюдение режима дня

Контроль со стороны родителей – важнейшая составляющая полноценного развития памяти ребенка. Следить нужно не только за соблюдением сна, недостаток которого приведет к ухудшению мозговой деятельности, но и за дневным временем. Ребенок должен выполнять основные действия каждый день в одно и то же время. Родителям нужно создать своеобразное расписание. Это особенно касается интеллектуальных упражнений, т.к. регулярная повторяемость повышает качество запоминания.

Правильное питание

Обеспечение организма всеми необходимыми витаминами и минералами важно для любого человека. Но для детей это имеет особое значение, т.к. их тело и все важные системы только формируются. Питание сказывается также на функции памяти. Недостаточность различных веществ приводит к тому, что ребенок не сможет нормально запоминать или воспроизводить различную информацию. Рацион должен включать свежие фрукты, овощи, немного сладостей, достаточное количество белка. Особое внимание стоит обратить на витамины (C, B4, K), таурин, фолиевую кислоту, магний, селен и Омега-3.

Ограничение умственной деятельности

Во всем нужно знать меру. В ограничениях нуждается любая работа над собой или своим ребенком. Если он будет получать излишнее количество тренировок, особенно при высокой их интенсивности, мозг просто не сможет усвоить информацию. При изнурении ребенок потеряет концентрацию, заинтересованность, а также перестанет воспринимать все, что происходит вокруг. Рекомендуется ограничивать занятия 20 минутами, после которых будет достаточно 5-минутного отдыха, чтобы вновь вернуться к работе.

Литература

Регулярное чтение детской литературы показывает высокую эффективность для развития памяти. Книги очень важны для общего развития малыша, т.к. именно из них он получает большое количество полезной информации, а также знакомится с поучительными историями, которые могут оказать влияние на его будущие действия. После прочтения родители могут задавать ребенку вопросы, связанные с книгой, чтобы закрепить его память и помочь запомнить максимум информации. Также усилят результативность таких «тренировок» пересказы прочитанного.

Важно подобрать книгу так, чтобы она соответствовала не только возрасту ребенка, но и его взглядам, интересам, настроению. Только правильный выбор даст положительный эффект от чтения. Дополнительную помощь окажут присутствующие картинки. При необходимости самостоятельное чтение можно заменить аудиокнигой.

Физическая активность

Прогулки, игры или спортивные тренировки на свежем воздухе помогают детям в развитии памяти. Причиной тому нормализация кровообращения в головном мозге, которая исключает кислородное голодание. Физическая активность особенно эффективна во время отдыха после тяжелых интеллектуальных упражнений.

Комплексный подход, включающий в себя как можно больше условий для тренировки памяти, позволяет добиться максимального результата.

Мнемотехника

Одним из самых популярных способов тренировки памяти является мнемотехника. Она обеспечивает человека хорошим развитием всех типов запоминания информации. Такая методика основана на придумывании ассоциаций и различных образов. Поэтому мнемотехника оказывает положительное влияние не только на память, но также на воображение.

Наибольшую эффективность показывают те упражнения, в ходе которых ребенок создал максимально длинную и специфичную цепочку восприятия. Добиться этого поначалу нелегко, но при определенных усилиях вполне реально.

Внутри методики есть несколько способов запоминания информации:

  • Сокращение слов. Ребенку нужно сократить все слова из запоминаемой фразы по первым буквам. Применимо к коротким фразам из 2-3 слов.
  • Разбивка на части. Крупные события или предложения можно запоминать по частям, каждая из которых будет присутствовать в памяти отдельно.
  • Сочинение рифм. От ребенка требуется зарифмовать информацию, которую нужно запомнить. Это можно сделать в виде 2-строчного стишка.
  • Создание образов. Достаточно представить в голове ситуацию, связанную с запоминаемой информацией, и держать ее там максимально долгое время.

Некоторые детсады уже давно применяют мнемотехнику на практике, сделав ее одной из обязательных частей обучающей программы. Дети, осваивающие эту технику, идут в школу с гораздо более развитой памятью и легко справляются со школьными заданиями, что не может не радовать их родителей. Занятия с применением такой методики можно проводить самостоятельно в домашних условиях.

Игры

Основной деятельностью детей возраста от 3 до 6 лет являются игры. Благодаря правильному подходу, они помогут серьезно улучшить память ребенка. Именно игры являются определяющими для будущих черт характера, а также интересов. Взрослые должны быть особенно внимательны к такому, казалось бы, простому развлечению. Специальные дидактические игры развивают память, интеллект, психику, а также позволяют обучить ребенка определенным знаниям в игровой форме. Поэтому стоит отдавать предпочтение им, снижая количество других бесполезных развлечений.

Важнее всего сделать правильный выбор. Добиться желаемого результата удастся только тогда, когда игра будет соответствовать следующим условиям:

  1. Игра должна вызывать у ребенка положительные эмоции.
  2. Материал должен быть структурированным и простым для детской логики.
  3. Родителям следует правильно мотивировать ребенка, чтобы он тренировал память.
  4. Результаты занятий нужно проверять через некоторое время после игры.

Основой большинства игр являются: выстраивание ассоциаций, поиск причинно-следственных связей, сравнение предметов, анализ окружающих объектов. Все они воздействуют на определенный тип памяти. Наиболее интересные игры нужно знать всем родителям.

Игра первая

От взрослого потребуется показать ребенку несколько последовательных движений, после чего малыш должен будет их повторить, сохраняя порядок. Движения можно усложнять или упрощать, если есть необходимость.

Такая игра поможет развить двигательную память малыша.

Игра вторая

Нужно положить в непрозрачный мешочек несколько игрушек, не показывая ребенку. Его задачей будет определение всех найденных вещей и их характеристик наощупь. Для малышей желательно использовать максимально знакомые для них игрушки, а для детей постарше можно применять обычные повседневные вещи.

С помощью такой игры удастся развить образную память.

Игра третья

Родители вместе с ребенком должны разучить любую песенку, которую возможно инсценировать. После минимального заучивания они вместе (или только ребенок) должны спеть ее, самостоятельно показывая все, о чем идет речь.

Такой игрой получится развить эмоциональную память у малыша.

Игра четвертая

Взрослому потребуется придумать пары слов, между которыми должна прослеживаться логическая связь. Отличным примером будут следующие варианты: «вода – море», «стекло – окно» и т.п. Заданием для ребенка будет запоминание всех пар. Взрослый читает по одной паре каждые 5 секунд, после чего он называет по одному слову, к которому ребенок должен вспомнить вторую пару.

Так удастся развить словесно-логическую память.

Также можно тренировать память специальными упражнениями в игровой форме: вспоминать порядок надевания одежды утром, перечисление предметов на картинке, показываемой ранее в течение нескольких минут, рисование предмета, рассматриваемого 15 секунд. Можно придумать свои особенные игры, которые понравятся малышу.

Выводы

Развитие памяти у детей дошкольного возраста – главная задача для их родителей. Заниматься этим нужно обязательно, создавая максимально комфортные и интересные условия для ребенка. Использование любых описанных средств поможет добиться результата при правильном подходе к делу.

vsepromozg.ru

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста: как тренировать важную функцию

В этой статье:

Наша память, возможность запоминать — одна из важнейших функций психики. Именно наличие памяти помогает нам быть теми, кто мы есть. Она формирует личность. Если у человека отсутствует возможность запоминать предметы, лица, названия и имена, это очень серьезная патология, которая ведет к снижению умственной деятельности.

У детей дошкольного возраста идет формирование основных свойств и возможностей памяти. Родители и воспитатели могут помочь им с этим. Небольшие тренировки выглядят как игра, но имеют важное значение для будущего развития личности малыша.

Для быстрого развития центра памяти отведите ребенка учить иностранный язык. Это отличная тренировка для его мозга, да и в дальнейшем пригодится. Самое главное — благодаря этому всю жизнь ему будет гораздо проще получать знания, запоминать новую информацию. Существуют некоторые особенности детей этого возраста, которые влияют на развитие памяти — необходимо их учитывать.

Память и личность

Наше «я» складывается из многих составляющих. Огромную часть занимает память. Здесь:

  • люди, которых мы знаем, любим или не любим;
  • информация о предметах;
  • наши навыки;
  • знания о мире;
  • события.

Мы храним воспоминания благодаря тому, что можем запоминать важное для нас. То, что важно, формирует наше видение мира. Память важна для детей с самого рождения. Сначала малыш запоминает лицо мамы – он будет улыбаться, видя ее. Это главное, что ему нужно, все остальное — инстинкты.

Личность развивается поэтапно, и на каждом из этапов необходимо все больше знаний об этом мире, предметах, людях, законах природы и общества. У детишек дошкольного возраста очень хорошая память — все новое они впитывают быстро, на запоминание уходит мало времени. Если правильно активизировать навык запоминания, то учиться будет гораздо проще. Это поможет во всей последующей жизни.

Четыре вида памяти

У человека (маленького или большого) есть 4 вида памяти, которые он использует каждый день:

Мы не замечаем, как наше тело запоминает некоторые движения. Они становятся привычными для нас, но когда-то наш мозг активизировался, чтобы первый раз зафиксировать то или иное движение. Эта память помогает нам писать, готовить, водить автомобиль, заниматься спортом и танцевать. Развивать двигательную память очень полезно для детей дошкольного возраста — она помогает координации движений наладиться скорее. И еще этим детишкам очень нужно как можно больше двигаться.

  • Эмоциональная

Это наши переживания и эмоции. Вы видите любимого человека — об этом вам напоминает ваша эмоциональная память. Так формируются привязанности, дружба, уважение. Негативные эмоции тоже запоминаются: гость в шутку шлепнул ребенка по попе, но теперь для малыша это потенциально опасный человек, так как с ним связаны негативные эмоции.

Этот вид памяти особенно сильно развит у детей дошкольного возраста. Ребенок видит картинку, и она очень точно «отпечатывается» в сознании. Взрослые люди, конечно же, тоже обладают зрительной памятью. Если тренировать ее с детства, то это поможет проще запоминать материл, текст, положение предметов. Существует масса тренингов для развития зрительной памяти. Чем точнее ребенок запоминает предмет, тем лучше.

  • Словесная или словесно-логическая

Проще говоря, таким образом запоминается логика нашей жизни, действий, этикет и правила общения. Словесно-логическая память не сразу становится активной у детей. Для ее работы нужно запомнить сначала много всего важного про наше общество, его культуру и ценности. У старших дошкольников она уже проявляется. Они знают, как обращаться к незнакомым, умеют вести себя за столом. Дальше будет больше. Главное для развития этого навыка, чтобы у детей был пример, с кого учиться. Различные знания, информация запоминаются также с помощью словесно-логической памяти.

Память у детей дошкольного возраста

Детьми дошкольного возраста принято называть малышей 4-6 лет. Их психика достаточно развита – речь, логика, мышление присутствуют в должной мере. Они могут строить фразы и связные рассказы. Это говорит о том, что они уже накопили достаточно информации о мире вокруг, знают, как выражать ее словесно. Особенности развития в этом возрасте зависят от мышления, логики, окружения ребенка.

Особенности запоминания

Сейчас память действует следующим образом: все, что важно для ребенка, удерживается легко (а это может быть несущественная информация), а все, что но не интересно для ребенка, пусть даже и значимо на ваш взгляд, быстро забывается. Эти особенности стоит иметь в виду тем родителям, которые взялись за раннее развитие или отдают малышей 5 лет в школу.

Избирательная память фиксирует яркие качества предметов, вкусов, впечатлений. Не стоит расстраиваться, если вы отвели ребенка на спектакль, а ему запомнилось только пирожное в буфете. Детский мозг сам выбирает, на чем акцентировать внимание.

У детей включается так называемое непроизвольное запоминание. Мозг ведет активную работу, выискивая интересное во всем. Поэтому дети так часто задают вопросы: для их памяти ваши ответы — настоящее «удобрение». Они схватывают важные для них качества предмета, события, потом анализируют их. Вопросы помогают лучше понять, «утрамбовать» в голове всю информацию.

К 5-6 годам дети владеют двигательной памятью, могут запомнить сложную последовательность движений. Часто это используется в подвижных играх, когда малыши следят не только за собой, но и за друзьями, чтобы те правильно выполняли все действия в нужной последовательности. Многие из нас затем теряют этот навык.

Научите ребенка правильно запоминать

И детям, и взрослым легче запоминать, если процесс обучения построен правильно. Все должно быть последовательно, с разъяснениями. Тогда нам очень просто запомнить сложные вещи. Если же факты разрозненные, никак не связаны между собой, то приходится заучивать наизусть.

Запоминание дается проще тогда, когда в материале есть логика.
Психологи знают все особенности этого возраста и советуют родителям готовиться к занятиям с малышами.
Четыре приема для легкого запоминания

Для детей есть несколько аспектов, благодаря которым можно облегчить запоминание практически любой информации. Для малышей дошкольного возраста каждый из них актуален.

  • Содержание материала

Помните: ребенок проще запоминает то, что ему интересно. Подбирайте материал для обучения, исходя из интересов ребенка. Это поможет вам сделать ваши короткие уроки действительно ценными.

Процесс имеет огромное значение для формирования памяти. Лучше всего выстраивать занятия так, чтобы знания, факты следовали один за другим логической цепочкой. Все логично — все понятно. Если вы будете перескакивать с одного на другое, ребенок дошкольного возраста просто потеряет нить. Еще не стоит забывать, что у детишек 5-6 лет время концентрации — не более 20 минут. Занятие не должно длиться дольше.

  • Для чего нужно это запомнить

Перед тем как начать занятие, объясните, зачем нужны эти знания. Например, вы учите с ребенком цифры. А зачем это ему? Не для того, чтобы просто знать, потому что все знают. Вы пошлете его в магазин, и он сможет сам правильно подсчитать сдачу — самый простой пример. Потом скажите, что математика пригодится ему в школе: там учатся взрослые детки, без цифр вообще никуда. Даже такое простое объяснение открывает ребенку глаза на смысл ваших занятий и, соответственно, мотивирует к учению.

  • Проверка результатов

Это необходимо для развития долговременной памяти. Вы преподнесли малышу материал в интересной, живой форме. Он понял, для чего это нужно. Но уже через неделю ребенок может забыть все, чему научился, если не будет повторения. На данном этапе особенности развития памяти таковы, что необходимо повторять и повторять материал.

Иностранные языки для маленьких

Удивительно, как мало времени нужно ребенку 2-5 лет, чтобы выучить стишок на иностранном языке. Сейчас многие садики включают в свою программу не один, а два иностранных языка. Дело в том, что центр памяти языков формируется именно в это время.

Для людей, которые начинают учить языки в 15-20 лет, все гораздо сложнее. Дело в том, что еще в раннем детстве у человека в мозгу формируется центр родного языка. Этот язык мы используем, на нем думаем. После, повзрослев, мы начинаем учить второй язык. Но центр-то только один. Приходится «впихивать» в него второй язык – это усложняет запоминание.

У детей дошкольного возраста все происходит иначе. Для нового языка развивается второй центр. Если будет введен третий язык, то будет активирован и еще один языковой центр. Причем когда малыш говорит на английском, он задействует «английский» центр памяти. Переходит на русский — активизируется центр родного языка. Так языки не смешиваются в голове, и поэтому детям гораздо легче их осваивать.

Тренировки для памяти

На помощь детям придет простая система упражнений. Все это похоже на игры, но они отлично подходят для развития памяти. Используйте особенности детской памяти сейчас, когда ее проще всего тренировать и подготавливать к дальнейшему обучению.

Зрительная память

Зрительная память очень важна, она дает нам внимательность к деталям, способность быстро запоминать все, что мы увидели. Тренировать ее просто. Вам понадобятся картинки — с виду одинаковые, но в них есть отличия. Их можно найти в детских книжках или в интернете. Покажите первую малышу на 1-2 минуты. Потом дайте вторую. Сначала он будет долго искать различия, но после 2-3 тренировок зрительная память улучшится. Теперь малыш сразу видит различия, даже незначительные.

Двигательная память

Игра в «кукловода» подходит для садика или дома. Она придумана для развития двигательной памяти, но для детей выглядит вполне забавной. Хорошо, если будет участвовать несколько игроков. Дети дошкольного возраста обожают соревноваться – можно присуждать в конце игры победу тому, кто справился лучше всех.

Кукловод (взрослый) завязывает глаза ребенку и ведет его по выбранному маршруту. У малыша есть возможность делать любые движения: шагать вперед, назад, прыгать, расставлять руки и ноги.  Маршрут не должен быть длинным. До десяти движений детьми этого возраста запоминается на ура.

Потом повязку снимают, а ребенку предлагают повторить все движения — пройти путь еще раз. Это не так легко, как кажется. Игра также служит для развития координации движений. С закрытыми глазами вы хорошо можете сконцентрироваться, а вот повторить потом свои же действия бывает сложно.

Словесно-логическая память

Здесь у вас огромный простор для тренировок. Для детей интересным будет упражнение на пересказ сказки или текста для дошкольного возраста. Коротенькие истории они должны пересказывать от третьего и от первого лица.

Заучивайте вместе стихи: это помогает развивать не только саму память, но и речь. Следите за тем, чтобы все слова повторялись правильно. Память постоянно должна быть «в движении» в этот период развития детей. Стихи, считалочки, факты, имена — все это помогает им быстрее научиться работать со своей памятью.

Родителям на заметку

Сейчас вы организуете обучение ребенка. Для развития памяти дошкольников есть много тренировок, задачек и заданий. В детском саду детей учат простым принципам работы с информацией — это подготовка к школе. Она продолжится в первом классе. Если же вы не отдаете малыша в садик, то придется заниматься с ним самостоятельно. Распланируйте день так, чтобы можно было позаниматься несколько раз, изучая разные предметы.

Обязательно делайте перерывы на игры, творческую деятельность
. Игры, особенно подвижные, развивают двигательную память. Лучше всего, если вы будете отводить малыша в какой-нибудь спортивный или танцевальный кружок. Это поможет ему снять напряжение, активно двигаться, учить свое тело новому. Там же будет общение со сверстниками, детишками разного возраста.

Ругать ребенка за то, что он не может что-то запомнить, бессмысленно. Вы скорее напугаете его, чем вразумите. У детей в 4-6 лет еще нет возможности быть самокритичными в своем обучении. Для него этот процесс — игра. Посмотрите на учебники 1-2 классов. Там много картинок, всегда есть герои, помогающие, дающие советы детям. Это плавный переход от игрового обучения ко взрослому.

Для развития памяти и быстрого запоминания необходимо время. Ожидать, что ребенок запомнит что-то с первого раза, глупо.
 Он нуждается во множественном повторении. Выучить названия месяцев года он сможет быстро, но на следующий день будет помнить всего 1-2 из них. Повторяйте их неделю день за днем, и тогда увидите результат. Малыш будет выдавать информацию, не задумываясь.

Проблемы с запоминанием

При формировании навыка памяти могут возникнуть проблемы. В таком случае вам нужно обратиться к врачу. Разговор с неврологом поможет понять, в чем дело. Дети дошкольного возраста должны легко запоминать информацию, уже могут отвечать на вопросы. Если малыш этого не делает, а вы видите, что он просто не может ничего толком запомнить, то это тревожный знак.

Но возможно, что вы просто неправильно строите обучение. Для развития памяти нужны тренировки, специальные игры и занятия. Без этого процесс тормозится, происходит задержка в развитии. Если проблема не будет устранена, то ребенок не сможет пойти в школу с остальными сверстниками: ему там будет очень тяжело.

Тут необходима беседа с психологом, который поможет понять, что мешает малышу запоминать информацию и удерживать ее. В более сложных случаях, когда есть структурные повреждения мозга, понадобится терапия. Держите под контролем процесс развития вашего ребенка, чтобы вовремя обнаруживать проблемы и предупреждать осложнения.

rebenkoved.ru

Развитие памяти в дошкольном возрасте- кратко о методах и способах

Дошкольный возраст охватывает период от 4 до 6 лет. В это время практически все познавательные процессы интенсивно развиваются, благодаря чему интеллектуальное развитие ребенка выходит на принципиально новый уровень. Наиболее важную роль при этом начинают играть мышление и восприятие: ребенок познает мир, окружающий его. Причем, делает это целенаправленно, выделяя из общей массы предметы и явления, которые ему интересны. Однако приобрести значимый опыт и сохранить усвоенный материал надолго ему поможет память. Рассмотрим развитие различных видов памяти в дошкольном возрасте кратко.

Хорошая память — один из самых важных компонентов интеллектуального развития

Каковы отличительные особенности памяти в дошкольном возрасте?

Отмечая особенности развития процессов памяти у детей дошкольного возраста, необходимо обратить внимание на следующее:

Прежде всего, запоминание дошкольника носит еще непроизвольный характер.

Процессы памяти — классификация

Из-за этого ребенок способен «улавливать» лишь яркие, броские особенности предметов. Зачастую это приводит к тому, что запоминает несущественные, второстепенные признаки, быстро забывая более важное. Для того, чтобы запоминание происходило более интенсивно, воспринимаемая информация должна иметь определенную эмоциональную окраску. А цель запоминания должна быть понятна ребенком и сформулирована взрослым в максимально доступной форме.

Показатели развития детей — как оценивать

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается двигательная память.

Эти особенности во многом объясняют то, почему именно в этом возрасте ребенка эффективнее всего отдавать в спортивные секции и на танцы. Запоминая движения, ребёнок может выполнять их последовательно, осознано и контролируя происходящее с ним. Более высокий уровень развития этого вида памяти также очень хорошо прослеживается и в игровой деятельности: стараясь придерживаться установленных правил, ребенок следит и за тем, чтобы их соблюдали другие.

Благодаря развитию памяти детей многие действия, выполняемые ребенком, доводятся до автоматизма и не требуют усиленного контроля со стороны сознания.

Речевая память может развиваться только, если в малышом постоянно разговаривать

Ребенок усваивает образцы, которые впоследствии самостоятельно преобразует в более сложные. Причем со временем это правило распространяется не только на элементарные процессы, но виды активности, требующие участия мелкой моторики.

Особую роль в развитии памяти детей начинает играть освоение ребенком речи и обогащение его активного словарного запаса. Разговоры окружающих людей, а также прослушивая стихи и сказки, ребенок начинает постепенно воспроизводить их. А затем использовать выученные речевые конструкции во время общения сначала с родителями и близкими родственниками, чуть позже – с друзьями и другими детьми своего возраста. Таким образом, он не только накапливает определенные знания и опыт, но оказывается способен и поделиться ими с другими людьми. А также рассказывать о своем состоянии, настроении и т.д.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок начинает накапливать свои собственные, личные воспоминания, связанные только с ним и его личным опытом.

Сенсорное познание — первый этап развития памяти

Как правило, ребенок запоминает события, играющие заметную роль в его жизни и наполненные яркими эмоциями. Ребенок начинает сохранять запоминающиеся ему праздники, путешествия; но в то же время – помнить обиды, боль и т.д.

Интенсивное развитие произвольной памяти в дошкольном периоде достигается также за счет становления произвольного внимания.

Целенаправленно наблюдая за теми или иными предметами или явлениями, ребенок начинает запоминать и их отличительные черты, характерные свойства. Впоследствии эти же особенности лягут в основу и долговременной памяти.

Особенности организации обучающей деятельности для дошкольников

Поскольку запоминание в раннем дошкольном возрасте носит все еще непроизвольный характер, одна из основных задач в этом периоде – научение ребенка произвольному запоминанию. Это сыграет неоценимую роль в его будущем; в частности – для обучения в школе. Ребенок сможет эффективно контролировать мыслительный процесс и запоминать предложенный ему материал в максимально короткие сроки. Кроме того, дошкольники, в отличие от детей более старшего возраста, запоминают информацию механически, не выстраивая определенных связей, структурирующих материал.

Мнемотехника для малышей — как работает

Таким образом, еще одной приоритетной задачей развивающих занятий является усвоение ребенком элементарных логических закономерностей.

Занятия по развитию памяти необходимы ребенку, прежде всего потому, что в дошкольном периоде этот процесс формируется наиболее эффективно. Ребенок очень эффективно усваивает все, что в него вкладывает родитель и взрослым остается лишь должным образом направлять и структурировать его познавательную активность. Развитая память также является условием подготовки ребенка к школе. Не обладая способностью запоминать информацию, ребенок не будет должным образом воспринимать предлагаемый ему материал.

Определение — что такое память

Развивать память ребенка необходимо в процессе специально организованной деятельности и использую специальные методики. Они позволяют успешно развивать разнообразные виды и формы памяти, а также закреплять их и позволяя ребенку успешно применять их на практике.

Оценка возможностей памяти ребенка

Для того, чтобы отслеживать качество усвоения ребенком информации, предоставляемой ему на занятиях, а также вовремя заметить недостатки развития памяти, мнемические способности ребенка необходимо регулярно оценивать. В качестве основного критерия можно взять уровень развития кратковременной зрительной и слуховой памяти.

Процедура проверки проста: нужно просто попросить ребенка сразу воспроизвести предоставленную ему информацию (слова, картинки и т.д.).

Долговременная память оценивается по возможности ребенка вспоминать материал, который давался ему некоторое время назад. Однако не стоит забывать, что из-за тех или иных индивидуальных особенностей, дети могут отличаться неодинаковым уровнем развития различных видов памяти. Например, легко пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов, не воспринимая при этом бытовые указания и т.д.

Карточный способ мониторинга памяти у ребенка

Нарушения памяти у дошкольников

Учитывая то, что развитие процессов памяти у детей дошкольников тесно связано со всеми познавательными процессами, нарушение ее развития могут негативно сказаться на интеллектуальном развитии ребенка в целом. А также существенно затруднит его будущее обучение. Например, плохо развитая кратковременная память лишает ребенка возможности как следует запоминать материал уроков и реагировать на просьбы учителя. Низкий уровень развития зрительной памяти тормозит развитие навыков письма и чтения. Все это неизбежно приводит к тому, что успеваемость ребенка падает, а окружающие воспринимают это как проявления лени, отсутствия учебно-познавательного интереса и т.д. Дети, не способные освоить школьную программу, чаще других нарушают дисциплину и испытывают трудности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками.

Дети с нарушением памяти чаще всего показывают девиантное поведение

Дидактические игры для развития памяти

Для того, чтобы успешно развивать у ребенка произвольное запоминание, можно с успехом использовать всевозможные дидактические игры. Для того, чтобы их результат был эффективен, игра должна отвечать следующим условиям:

  1. Содержание игры должно вызывать у ребенка определенные эмоции и чувства. Не стоит запоминать о том, что яркость, новизна раздражителей по-прежнему играют немаловажную роль в этом процессе.
  2. Запоминаемый материал необходимо тщательно структурировать для детей. В нем должны прослеживаться простые и доступные для ребенка логические связи.
  3. Залогом правильного запоминания является сформированная мотивация. Ребенок должен достаточно четко понимать, для чего именно ему нужен запоминаемый материал и как именно он сможет использовать его в будущем.
  4. Для того чтобы убеждаться в том, что ребенок действительно усвоил предложенный материал, нужно периодически проверять результаты запоминания.
Виды памяти у детей

Упражнения на развитие кратко- и долговременной памяти, должны учить ребенка находить сходства и различия предметов, выстраивать ассоциации, находить причинно-следственные связи, находить отличительные особенности каждого объекта окружающего его мира. Также необходимо уделять внимание развитию всех видов этого процесса.

Советы

  1. Для того, чтобы у ребенка развивалась кратковременная память, ему можно предлагать последовательно воспроизводить произнесенные слова, либо обозначить показанные ему картинки или игрушки.
  2. Для развития долговременной памяти полезно предлагать ребенку упорядочивать предметы или явления, искать между ними связи и запоминать их.
В первую очередь надо развивать ассоциативное мышление. Игра — Узнай эмоцию

Чтобы у ребенка могло активно формироваться логическое запоминание, необходимо также уделить внимание развитию также ассоциативному мышлению. Эти особенности позволят ребенку устанавливать связь между объектами по различным параметрам (чаще всего по смежности, сходству, различию, контрасту). Родителям необходимо предлагать ребенку самостоятельно находить сходства и различия между предметами, а также объяснять их опираясь, в частности, на формирующийся в этом периоде, личном опыте. Хорошим упражнением может стать подбор ассоциаций: выбрав любое слово, родитель предлагает ребенку построить ряд других слов, на его взгляд определенным образом связанных с ним. Очень желательно, чтобы ребенок объяснял построенные ими связи: помимо развития памяти это даст ребенку возможность развивать в себе нестандартное мышление, творческие навыки.

Подбор ассоциаций — основные принципы

Каждое использованное для детей упражнение лучше всего повторять с определенной периодичностью для того, чтобы информация закреплялась в памяти ребенка как можно прочнее. Со временем можно усложнять задания, предлагая ребенку решение все более сложных и разнообразных задач.

Другие аспекты развития памяти ребенка

К числу условий, необходимых для нормального развития памяти ребенка, относятся:

Правильное питание. Замечено что, если ребенок не будет получать достаточного количества витаминов и минералов, его интеллектуальное развитие, в частности – развитие процессов памяти, будет существенно заторможено. Для того, чтобы головной мозг ребенка получал нужные ему питательные вещества, в рационе обязательно должны присутствовать белковая пища, свежие фрукты и овощи, сахар в умеренном количестве.

Развивающие игры — основной способ развития памяти

Очень важно контролировать длительность и интенсивность интеллектуальной деятельности детей. Особенности дошкольников таковы, что они еще не отличаются усидчивостью; концентрация внимания быстро падает, качества усвоения материала сходит на нет. Оптимальная продолжительность занятия составляет 15-20 минут. После этого очень желательно переключить внимание ребенка, предложив ему другой вид деятельности.

Отвлечься от утомляющей интеллектуальной деятельности ребенку дошкольного возраста поможет физическая активность. Регулярные спортивные занятия, игры на свежем воздухе также способствуют налаживанию кровоснабжению мозга и служат профилактикой кислородного голодания.

Заключение

Подводя итоги кратко, отметим, что большинство психологов сходится во мнении: наиболее интенсивно процессы памяти развиваются именно в дошкольном возрасте. Поэтому родители должны уделить максимум внимания ее развитию и учитывать ее особенности. Правильно подобранные методы – это ключевой этап интеллектуального развития и его подготовки к школе. Развитие различных видов памяти детей дошкольного возраста – многоэтапный процесс, требующий учета всех особенностей детей.

detki.guru

Развитие памяти у детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Память дошкольника можно и нужно развивать. Для этой цели с успехом применяются специальные упражнения, рекомендации, игры. Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса. Занимаясь с детьми и уделяя внимание развитию памяти, вы учите малыша запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.

В чем особенности памяти дошколят

Особенности дошкольного возраста (пять — шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.

Почему важно развивать слуховую память

Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе. Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает особенности возраста малышей, то в следующие годы ребенок будет вынужден огромную часть информации воспринимать на слух. Поэтому родителям нужно уделить особое внимание развитию слуховой памяти и внимания малыша.

Что поможет развитию произвольной и слуховой памяти

Рабочая программа, развивающая память дошкольников, учит ребенка произвольному запоминанию. Для усвоения малышом большего объема информации упражнения рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме.

Чтобы развивать память дошкольнику нужно уметь создавать образы, рассказывать, сочинять, пересказывать и заучивать. В обучении и тренировке памяти следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал. Помощниками в непринужденной учебе станут упражнения и игры для развития памяти и внимания.

Нужно учитывать особенности дошкольного возраста: неусидчивость, отсутствие устойчивого внимания, сложность слухового восприятия информации.

Рекомендации по развитию памяти дошкольника

Специалисты дают рекомендации родителям о необходимости развивать у дошкольника следующие виды памяти:

  • зрительную;
  • двигательную;
  • слуховую;
  • образную;
  • словесную.

Все виды памяти взаимосвязаны и помогают друг другу в ходе обучения и роста личности. Рабочая программа родителей по развитию памяти дошкольника должна учитывать особенности возраста и включать в себя упражнения и игры, помогающие улучшению памяти ребенка. Важно развивать внимание и усидчивость, чтобы добиться эффективного запоминания.

Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.

Игры для развития памяти и внимания

Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

  • «Запомни фигуру»

Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.

  • «Чего не хватает?»

Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Данные игры развивают зрительную память и внимание.

  • Игра в картинки

Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.

  • «Расскажи историю»

Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.

Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

  • «Вспоминай и показывай»

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.

Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников

Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника. Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.

  • Описание предмета

Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.

  • Запоминание букв

Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

  • «Рисуй и запоминай»

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов. Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты. По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

Пример:

дом зима

кот дверь

окно сад

сад змея

стол лето

собака вилка

лето река

кружка вода

Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.

Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

  • Повторение сказанного

Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

  • Прохождение лабиринтов

Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.

  • «Посчитай количество»

Возьмите картинки, на которых изображены предметы. Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость.

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

yourspeech.ru

Консультация на тему: Развиваем память у дошкольников

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников»

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овладение знаниями, навыками предполагает определённый уровень развития памяти детей.

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребёнка развита память, может ли ребёнок быстро и качественно запоминать материал урока.

Со стороны родителей и учителей бывают жалобы на плохую память ребёнка, особенно в 1 – м классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д.

В то же время родители говорят, что их ребёнок великолепно запоминает рекламу по телевизору или может точно пересказать очередной сериал.

Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание (нужны волевые усилия намеренно что – то запомнить), а во втором действует непроизвольное (запоминание происходит автоматически, без особых усилий), основанное на интересе и эмоциях.

Наша память носит избирательный характер: лучше запоминается то, что важно, интересно, имеет более существенное значение для человека. Обычно ребёнок легче запоминает всё новое, яркое, интересное для него, то есть у него лучше развита непроизвольная память

Память человека — это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти. По времени удержания образа память разделяют на долговременную и кратковременную.

Кратковременная память – воспроизведение спустя несколько секунд после получения информации.

Долговременная память – способность хранить информацию в течение неограниченного срока, воспроизведение через достаточно длительное время.

Память подразделяется и в зависимости от органа чувств, который участвует в восприятии: бывает зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память. В зависимости от вида информации память делится на словесную, образную и двигательную, а также эмоциональную.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений  и их систем.  Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение  автомобиля и т.п.)

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений: зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память.

В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая.

Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Всё, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память – память на пережитые чувства.

На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий.

Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежка), а другая часть к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается то, что хорошо понято.

Свойства памяти:

Объем – сколько информации человек может сохранить.

Прочность – насколько долго человек сохраняет  воспринятое.

Точность – насколько правильно воспроизводит воспринятое.

Большую роль в развитии памяти у ребенка 5-7 лет играют слуховые и зрительные впечатления.

Запоминание  в младшем дошкольном  возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы всё, что воспринимает, легко и точно припомнить в последствие). Но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память.

В возрасте 5-7 лет преобладает наглядно — образная память. Но на протяжении всего этого периода возникает и развивается память словесно-логическая.

Основная задача взрослых,  родителей и педагогов – ускорить развитие произвольной и словесно-логической памяти у детей.

Проверяем память у ребёнка.

Взрослым стоит выяснить: как запоминает ребёнок? Какой объём информации может запомнить? Как долго сохраняется в его памяти эта информация и насколько правильно он сможет повторить то, что запомнил?

Например, для проверки слуховой памяти предложите ребёнку игру «10 слов»: ребёнку зачитываются 10 слов. Например: стол, карандаш, мел, рука, дом, парк, часы, яблоко, окно, чашка. Если ребёнок 6 – 7 лет воспроизводит 5  — 6 слов – это говорит о хорошем уровне слуховой механической памяти.

Зрительную память можно проверить предъявив ребёнку 10 картинок. Обычно ребёнок воспроизводит с вашей помощью 7 – 8 предметов из 10.

Долговременная память проверяется так. Попросите вашего будущего школьника рассказать какую-нибудь из недавно прочитанных сказок. Если рассказал правильно, всё прекрасно. Если сбивался и путался, значит, нужно  потренировать память.

Если с ребёнком проводятся специальные занятия, то формирование произвольности запоминания происходит быстрее. Используя различные вспомогательные средства для запоминания, можно развить у малыша опосредованную память, увеличить скорость и объём запоминания.

Развитию произвольной и словесно – логической памяти у ребёнка помогут следующие игры и упражнения.

Игра «10 картинок»

Ребёнку предлагается рассмотреть 10 предметных картинок, затем они переворачиваются, а ребёнку нужно вспомнить и назвать изображённые предметы.

Упражнение «Что изменилось?»

Ребёнку дается следующая инструкция: «Посмотри на картинку и запомни всё, что на ней нарисовано». Ребёнок рассматривает картинку в течение 1 минуты. Затем показывается другая картинка, на которой изменены некоторые детали. Ребёнок должен вспомнить и назвать чем отличаются картинки.

Игра на развитие зрительной памяти «Сложи фигуру из палочек».

Разложите перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите повторить, сложить такую же.

Усложнить эту игру можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Выкладывание узора из мозаики.

Взрослый выкладывает из мозаики цифру или букву, простой узор или какую либо картинку. Затем ребёнок должен по памяти выложить такую же картинку.

Выкладывание узоров из геометрических фигур.

Ребёнку предлагается рассмотреть узор из геометрических фигур, запомнить их расположение, и через 10 секунд воспроизвести узор по памяти.

Игра «Я – фотоаппарат».

Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно  рассматривает все предметы, находящиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребёнку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребёнком в Шерлока Холмса или в разведчика, детектива.

Игра «Я положил в мешок» развивает слуховую память и увеличивает объём памяти. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоко». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: «Я положил в мешок яблоко и банан». Взрослый повторяет всю фразу и добавляет что — то от себя. И так далее. В этой игре не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получать от этого удовольствие. Предлагаю вам посмотреть, как играют ваши дети в эту игру.

Упражнение «Запомни пары слов»

Ребёнку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить.

Затем зачитывают только первые слова, а ребёнок называет к ним парные.

Упражнение «Нарисуй и запомни»

Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и  карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова. Такой приём позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

Упражнение «Каскад слов» развивает объём кратковременной слуховой памяти.

Заранее подготовьте список из 8 – 10 групп слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Попросите его повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте  два слова, ребёнок повторяет обязательно в той же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами – 1 секунда)

1.Дом

2.Стол, зима

3.Чашка, дорога, окно

4.Школа, снег, книга, мяч

5.Карандаш, мел, гриб, обед, лес

6.Кот, часы, утро, мышь, поле, слон

7.Шкаф, клён, стул, рак, диван, река, малина

То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6 -7 лет правильно воспроизводит ряд из 5 – 6 слов.

Разучивание стихов.

Для развития памяти ребёнка 5 – 6 лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений. Разучивание стихов следует обязательно сопровождать беседой. Прочитайте ребёнку один раз небольшое стихотворение. Если дошкольник сразу может повторить, то это говорит о высоком уровне памяти. Для лучшего запоминания предложите ребёнку нарисовать то, о чём говорится в стихотворении. Затем нужно обсудить с ребёнком всё то, что он нарисовал. После этого следует разучивать стихотворение. Если потребуется менее 10 повторов, то это говорит о хорошей памяти ребёнка.

«Расскажи стихи руками или движениями»

Запоминанию стихотворений помогает и такой приём, как использование движений. Взрослый вместе с ребёнком проговаривают текст стихотворения, сопровождая его движениями.

Разучивание коротких рассказов.

Для развития смысловой памяти ребёнка дошкольного возраста можно воспользоваться упражнением «Воспроизведи рассказ». Зачитайте ребёнку короткий рассказ, затем попросите рассказать прослушанное как можно ближе к тексту. Обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребёнок понял смысл рассказа. Если ребёнок не может пересказать только что прочитанный рассказ, прочитайте ещё раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные  детали. Задайте ему вопросы по содержанию рассказа. Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребёнку или с какой – то аналогичной историей (в чём их сходство и различие). Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребёнка.

В стремлении развивать память ребёнка имейте в виду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать её вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не придётся использовать на практике, и, следовательно, они будут быстро забыты ребенком – это пустое знание, вызывающее у ребенка лишь беспокойство, напряжение.

Как заниматься с дошкольником. Выделяйте каждый день 20 — 25 минут для занятий с ребёнком. Перед началом занятия создайте положительный эмоциональный настрой. Главное, чтобы ребёнок не воспринимал занятия как наказание, например за разбросанные игрушки, а вы – как ежедневную получасовую каторгу. Если ребёнок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более удобное для него время. Если возникают трудности при выполнении задания — помогите ребёнку. Помните, что он не должен терять уверенность в своих силах. Поощряйте не только удачные ответы, но и попытку ребёнка преодолеть трудности. Превратите занятия в весёлую и занимательную игру. Тем самым вы будете поддерживать у ребёнка интерес к занятиям.

Сейчас в продаже имеется большое количество различных пособий, книг, раскрасок с занимательными играми и упражнениями, полезными для дошкольников. Такие пособия могут стать помощниками родителям при воспитании и развитии ребёнка, сделать занятия дома более увлекательными.

Занимаясь с ребёнком, вы не только разовьёте память у него, но и получите удовольствие от полезного и интересного общения.

 

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *