10 весёлых упражнений на развитие логического мышления
Любые задания, связанные с выделением признаков предмета, сравнением и их классификацией, будут способствовать развитию логического мышления. Начинать заниматься с ребёнком, регулярно тренироваться можно уже с 4 лет. Вот простые упражнения, которые принесут дошкольникам и пользу, и удовольствие, специально для вас — от педагогов детского эко-клуба «Умничка».
Софья Тимофеева, педагог, генеральный директор детского эко-клуба «Умничка», автор пособий
Анастасия Шевченко, логопед, педагог, методист, автор пособий
Светлана Игнатова, педагог-методист
«Разложи по чемоданам»
Приготовьте: катушку с нитками, пуговицу, ножницы, кусочек ткани, 4 предмета детской посуды и 2 коробки.
Скажите ребёнку: «Повар и портной столкнулись на вокзале, их вещи рассыпались и перемешались. Помоги разложить их вещи по чемоданам».
Когда дошкольник поймет принцип этой игры, предлагайте ему уже по 10 предметов, которые можно разделить на группы (съедобное— несъедобное, круглое — квадратное) и 2 коробочки. Дайте ему возможность самому находить признак и делить предметы на группы.
«Озорной ветерок»
Приготовьте:4 предмета, один из которых лишний (например, кукольная чашка, ложка, сковородка, книжка).
Скажите ребёнку:«Жил-был на свете озорной ветерок. Он очень любил всё путать и устраивать беспорядок. Залетит в гости к художнику и кинет на стол, где лежат кисточки и краски, кухонный половник. А художник только пожимает плечами: „Откуда он тут взялся, он же лишний!“ А сейчас озорной ветерок прилетел к тебе в гости и хочет поиграть: он будет приносить на стол один лишний предмет, а тебе нужно определить какой».
Ребёнок закрывает глаза, а взрослый, изображая ветерок, кладет перед малышом 4 приготовленных вещи. «Какой лишний предмет принес ветерок? Почему ты так думаешь?»
«Подружи предметы»
Приготовьте:пары предметов, имеющие общий признак (карандаш и деревянный кубик, кольца от пирамидки, яблоко и груша).
Скажите ребенку: «Ты заметил, что обычно дружат люди, у которых есть что-то общее — например, они любят одинаковые книжки, игрушки, мультики. Подружиться могут не только люди, но и предметы. А для этого нужно найти между ними что-то общее. Давай попробуем?»
Положите перед малышом карандаш и кубик, спросите, что между ними общего (оба сделаны из дерева). Затем предложите подружить новую пару (кисточка и краски), затем новую. Теперь поменяйтесь ролями — пусть ребёнок подберет вам два предмета, а вы скажете, что между ними общего.
«Бусы для мамы»
Приготовьте: верёвочку и бусины.
Скажите ребёнку: «Многие девочки любят украшать себя бусами. Давай сделаем бусы для мамы (сестрёнки, подружки). Я начну узор, а ты продолжай».
Взрослый нанизывает первые 3−4 бусинки, задавая определенную последовательность, затем просит ребёнка продолжить начатый узор. Если тому трудно определить заданную последовательность, опишите её: «Вот посмотри, сначала идет большая белая бусина, затем — маленькая красная, потом — снова большая белая.
«Что за чем»
Приготовьте: карточки с рисунками, по которым можно проследить временную последовательность событий (яйцо, цыплёнок в скорлупке, подросший цыплёнок, курица).
Скажите ребёнку:«Разложи карточки по порядку, чтобы было понятно, что было вначале, а что — потом». Затем можно попросить его закрыть глаза и в это время переставить 2 картинки местами. Пусть попробует найти ошибку.
«Кто и что?»
Приготовьте: несложные логические задачки, подходящие ребенку по возрасту. Можно сделать к ним простые рисунки.
Скажите ребёнку: «Паша старше Димы, а Дима старше Пети. Кто из детей младше всех?» или «Маша, Лена и Оля пошли в магазин и купили мяч, апельсин и хлеб. Кто из девочек что купил, если известно, что Маша купила не съедобное, а Лена — не круглое?» Если малышу трудно воспринимать только на слух, он сам может сделать рисунок к задачке.
Логические задачки бывают разной сложности. Если ребенку ещё нет 5 лет, начинайте с самых простых:
- «Покажи мне некруглый предмет»,
- «Посмотри на ленточки и скажи, какая из них не желтая? А какая — не широкая?»,
- «Было три карандаша: красный, синий и зеленый. Какой из карандашей самый короткий, если это не синий и не зеленый?»
«Угадай и придумай»
Приготовьте: забавные загадки, в которых четко выделены признаки предмета.
Скажите ребёнку: «Серовато, зубовато, по полю рыщет, ягнят ищет». Кто это? В основе таких загадок лежит выделение существенных признаков предмета. Например, в загадке про замок выделен его функциональный признак: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает», а в загадке про волка — его внешние черты и повадки: Полезно как отгадывать, так и придумывать свои собственные загадки.
«Подбери предмет»
Приготовьте: мяч
Скажите ребёнку: «Я назову признаки, а ты подбери к ним предмет» «Большой красный… — шар», «Белое легкое… — платье», «Быстрый звонкий… — ручей». Мяч можно как кидать друг другу, так и перекатывать, сидя на полу.
Логику развивают все игры с мячом, которые направлены на анализ признаков предмета: «Съедобное — несъедобное», «Большой — маленький». В игре «Продолжи предложение» ребенок подбирает признак к предмету: «Чай горячий, а снег… — холодный», «Перышко легкое, а штанга… — тяжелая».
«Помоги Неумейке»
Приготовьте: игрушечного зайца, а также 2−3 пары предметов, которые можно сравнить (мяч и апельсин).
Скажите ребёнку: «Сегодня с нами поиграет Неумейка. Его так прозвали потому, что он почти ничего не умеет. Например, он неправильно сравнивает вещи. Попробуем ему помочь?» Приготовьте мяч и апельсин и попросите зайца их сравнить. Скажите за Неумейку: «Мяч красный, а апельсин — сладкий!» Спросите ребёнка, есть литут ошибка и в чём она? Как сравнить предметы правильно? (Ошибка в том, что зайка сравнивает предметы по разным признакам, а надо — по одному).
«Цветочки»
Приготовьте: картонный квадрат 20×20 см, разлинованный на 9 равных квадратов (по 3 в каждом ряду) и 4 картонных цветка (красный, синий, желтый, зеленый).
Скажите ребёнку: «Картонный лист — это полянка. У полянки есть 4 угла, покажи их. 4 стороны — покажи их. Еще есть три ряда: верхний, средний и нижний. А также три столбика: левый, средний и правый.»
Суть игры в том, чтобы ребёнок раскладывал цветочки на полянке, выполняя заданные взрослым условия:
1. Положить на полянку 4 цветка так, чтобы все они находились по углам, а красный цветок был не в верхнем и не в правом углу.
2. Разместить цветочки на полянке так, чтобы они были не в углах, а синий цветок находился напротив желтого.
3. Положить красный, синий и жёлтый цветы так, чтобы красный оказался между синим и жёлтым, а жёлтый цветок был не внизу.
Софья Тимофеева, Светлана Игнатова, Анастасия Шевченко. «Как научить ребёнка мыслить логически: для детей 4−6 лет»
Очень яркая книжка, в которой много картинок, головоломок, лабиринтов, загадок: ребёнку наверняка тут же захочется перерешать их все. А если получится не сразу? Помогать ему или предложить попробовать снова через какое-то время? Здесь есть советы и подсказки родителям: на что обратить внимание, какие вопросы задать, как научить решать разные задачи. В основе книги — авторская методика развития логического мышления у малышей.
Читайте также:
10 классных игр, которые научат ребёнка читать быстро и без ошибок
5 игр для развития памяти
7 игр-загадок для всей семьи
Фото: Oksana Kuzmina, Sergei tuzov, Silvia Fiodorova, ImageFlow, Syda Productions, Evgeniya Yantseva/Shutterstock
развитиеигрыполезные советы
5 упражнений для развития творческого мышления
В настоящее время задача развития творческих способностей человека является социальным заказом общества, что обуславливает перенос акцента с передачи преимущественно готовых предметно-дисциплинарных знан
Статья является заданием Педагогического квеста. Хотите принять участие (бесплатно!)? Читайте задания в нашей группе: EduNeo клуб для преподавателей.
Тесты на творческую активность, составленные психологами, показывают, что нестандартно мыслящих людей среди взрослых около 2%, у семилетних – 17% и у шестилеток – 37% опрошенных .
Иными словами человек должен самостоятельно каждый день заставлять свой мозг работать.
Под мышлением имеется в виду обработка психикой человека получаемой ин
Психологами был выделен ряд условий, стимулирующих и способствующих развитию творческого мышления:
- ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
- создание, разработка приемов и стратегий, предметов и инструментов для последующей деятельности;
- стимулирование ответственности и независимости;
- акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях.
Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование, и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.
Упражнение 1. “Слова наоборот”Находясь в транспорте или на улице, читайте вывески задом наперед. Это будет очень тяжело. Сначала будут получаться только короткие слова, а после вы овладеете способностью к чтению целых фраз!
Для чего: это замечательная тренировка для мозга показывает, что бывают альтернативы. И, попав в проблемную ситуацию, будет легче увидеть другие варианты.
Упражнение 2. “Если бы…”В любую свободную минуту занимайте свой мозг вопросом: что было бы если бы.
Например, «Если бы я написал книгу, то о чем бы она была?” Затем постарайтесь в двух предложениях объяснить себе, почему именно такой выбор был сделан.
Для чего: эта даст возможность мозгу найти необычный способ решения простой задачи, “разговорить себя”, проанализировать те планы, о которых вы, возможно, забыли. Если вы будете выполнять это упражнение в парах, то есть возможность потренировать внимательность.
Можно в такую игру поиграть дома с супругом, с детьми, с коллегами, с друзьями.
Упражнение 3. “Читаем с конца”
Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы.
Для чего: наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.
Упражнение 4. “Разгадай анаграмму”.
Из перемешанных букв нужно составить слово.
Для чего: развивает возможность быстро находить скрытый смысл, видеть непонятные, на первый взгляд, значения.
Упражнение 5. “Центр – наше дыхание”
Пусть чередование вдохов и выдохов станет центром вашей вселенной на 3-5 минут. Наблюдайте за процессом. Сконцентрируйтесь на своем дыхании.
Для чего: развивает внимательность и умение концентрироваться.
Упражнение 6. “
останови внутренний диалог”.Идя по улице или в метро, в общественном транспорте начиНайте один за другим загибать и разгибать пальцы руки (скажем, левой). Не думайте ни о чём другом. Внутренний диалог моментально останавливается.
конечно, на первых порах неизбежно в голову всё равно будут лезть мотивы песенок и т.д., но очень редко, а потом пройдёт и это. Не то чтобы следует концентрироваться на этом действии — это только отвлечёт вас от важных моментов и действий. Надо постараться сделать так, чтобы за сгибанием и разгибанием пальцев следило некое «второе внимание».
Для чего: десять минут этого упражнения обеспечивают как минимум полчаса внутреннего безмолвия даже после прекращения, что позволит тренировать внимание и научит концентрироваться.
Вывод: тренировки каждый день обеспечат успех и не позволят мозгу расслабиться и заболеть!
Статьи по теме
- Важно знать: удивительные правила мозга, которые улучшают обучение
- Приемы ТРИЗ-педагогики на уроках развития речи в начальной школе
- 6 простых упражнений на развитие творческого мышления студентов
- Развивающие настольные игры: закрепляем лингвострановедческий материал на занятиях по английскому языку
- 7 кинетических игр на уроках английского языка
- Комиксы на уроках разрешаются
Что такое развитие мышления?
w3.org/1999/xhtml» align=»left»>
Что такое развитие мышления?
|
12 Занятий по критическому мышлению для детей
- Поделиться
- Электронная почта
Критическое мышление — это ценный навык, которому нужно активно обучать маленьких детей. Лучший способ научить этому дошкольников и детсадовцев – через игровую деятельность, обсуждения и рассказы.
В этой статье я расскажу о некоторых основных занятиях по критическому мышлению для детей, а также о некоторых упражнениях на развитие навыков мышления более высокого порядка, которые вы можете включить в свой ежедневный рассказ.
Критическое мышление является одним из навыков мышления высшего порядка и представляет собой процесс анализа информации с использованием логики, рассуждений и творчества, чтобы понимать вещи и делать выводы. [источник]
Занятия по критическому мышлению для дошкольников и детсадовцевДошкольные годы — это время, чтобы стимулировать ваших детей веселыми играми и занятиями, которые развивают их воображение и их способность критически мыслить.
Эти 12 игр на критическое мышление для детей представляют собой традиционные игры без экрана, в которые можно играть с дошкольником где угодно и без какой-либо подготовки.
1. Я шпионВ традиционную игру Я шпион можно играть по-разному, например. слежение за объектами по исходным звукам (обучение буквам) или цветам (распознавание цвета).
Чтобы проверить мышление вашего ребенка, сыграйте в эту игру, используя описательные подсказки, не связанные со звуками или цветами.
Пример:
- Я вижу своим маленьким глазом что-то мягкое, круглое, что можно бросить.
- Я слежу своим маленьким глазом за чем-то, что растет, гладкое и встречается на деревьях.
Эта игра о творческом мышлении и развитии речи.
Начните с составления вступления к рассказу:
Жил-был маленький серый кот.
Затем ваш ребенок добавляет к рассказу предложение, тем самым меняя направление рассказа:
Маленькая серая кошка потерялась в лесу.
Затем вы добавляете предложение, и история продолжается:
Внезапно он услышал шёпот позади себя и замер.
Эта игра обычно заканчивается приступами смеха и нелепой историей, но требует много ума и воображения.
3. Игра в рифмыИграйте в эту игру в рифмы, предлагая ребенку придумать слова, которые рифмуются с такими простыми словами, как кошка или кран. Эта игра отлично подходит для развития слуховое восприятие .
Произнесите предложение, например « У меня есть …» или « Я вижу …» и добавьте простое слово, например, кот . Затем ваш ребенок отвечает тем же предложением, используя подходящее рифмующееся слово, и вы продолжаете игру, пока у вас не закончатся слова вместе.
Затем выберите новое слово.
Пример:
Вы: Я вижу кота .
Ребенок: Я вижу крысу .
Вы: Я вижу мат .
Ребенок: Я вижу шляпу .
4. Сколько вы можете себе представить?В этой игре детям предлагается придумать слова, соответствующие теме или категории.
Выберите категорию, например цвета , и включите таймер на одну минуту. Попросите ребенка назвать как можно больше слов, подходящих для данной категории, не повторяя ни одного.
Записывайте слова по мере их произнесения и подсчитывайте в конце. Ваш ребенок будет мотивирован побить тотал в следующем раунде.
5. Здания из спичекСоздавайте трехмерные конструкции из спичек и различных материалов, которые можно использовать для соединения краев, например Prestik, Blu Tack, желейные конфеты, маленькие зефирки, лента, пластилин , клей и т. д.
Это научит некоторым технологическим навыкам и поощрит планирование, мышление и решение проблем , пока ваш ребенок пытается понять, как присоединиться части вместе и заставить вещи стоять, балансировать или удерживаться в определенном положении.
6. Cloud StoriesЭто занятие понравится каждому ребенку. Выйдите на улицу в хороший пасмурный день, лягте рядом на траву и поищите картинки в облаках.
Когда вы найдете несколько, предложите ребенку рассказать историю, связав все картинки вместе.
7. Тема «Лего»Если у вашего ребенка есть набор «Лего»
или другие строительные блоки, предложите ему/ей собрать целую тему, которую вы выбрали.
Вы можете попросить своего ребенка построить тему фермы с животными и фермерскими домами, а затем попросить его построить космическую станцию. Вы будете удивлены тем, насколько творческими могут быть дети, когда им предлагают придумать способы творчества.
8. ТанграммыТанграмы
отлично подходят для изучения геометрии и распознавания образов. Обычно к ним прилагаются карточки с шаблонами, но это конкретное задание следует выполнять без них.
Попросите ребенка использовать фигуры для создания определенного изображения, например. конкретное животное и не давать никаких указаний. Ваш ребенок должен думать о том, как построить различные части тела, соединяя фигуры вместе.
9. Крестики-ноликиЭта игра, также известная как крестики-нолики , отлично развивает мышление, а также развивает навыки планирования.
Нарисуйте на бумаге или на доске простую таблицу, подобную приведенной выше. По очереди добавляйте в таблицу ноль или крестик и смотрите, кто первым составит ряд из трех.
Ваш ребенок, вероятно, быстро сообразит и начнет тщательно обдумывать, прежде чем разместить свой символ.
В эту игру также можно играть с цветными фишками или другими предметами.
10. Что это?Держите предмет или игрушку за спиной. Ваш ребенок должен угадать, что это такое, задавая вопросы, чтобы извлечь подсказки.
Сначала попросите ребенка спрятать предмет, чтобы вы могли смоделировать разрешенные типы вопросов. Затем поменяйтесь местами и позвольте ребенку сформулировать вопросы. Со временем ваш ребенок научится задавать целевые вопросы, которые сужают варианты.
Примеры:
- Он мягкий или твердый?
- Могу я это съесть?
- Поместится ли он в моей руке?
- Он издает звук?
В этой игре Прятки вместо человека спрятан объект.
Это разновидность игры, описанной выше, в которой нужно дать указания или подсказки, где спрятан объект.
Спрячьте объект, а затем дайте подсказки, такие как:
- Это далеко отсюда.
- Это вне дома.
- Рядом с ним вода.
- Он в тени.
Эти подсказки могут быть простыми или сложными, в зависимости от возраста и мыслительных способностей вашего ребенка.
12. Что произошло на самом деле?Эта игра развивает воображение, креативность и мышление. Выберите рассказ, который ваш ребенок любит читать и хорошо знает, но пусть он придумает альтернативный конец истории.
Например, Красная Шапочка идет в лес со своей корзиной, но по дороге заблудилась и не может найти дом своей бабушки. Что будет дальше?
Поощряйте вашего ребенка думать о решениях проблем, встречающихся на пути, и о том, как персонажи могут действовать в определенных ситуациях.
Упражнения для развития навыков мышления более высокого порядка для рассказовОдно из самых полезных занятий, которое вы можете делать каждый день, читая своим детям, с того момента, как они начинают понимать слова, — это осмысленно задавать им вопросы, чтобы развивать навыки мышления.
Благодаря использованию некоторых очень простых типов открытых вопросов ваш ребенок думает , анализирует , предсказывает , сравнивает , решает , высказывает мнения 5 и среди прочих умений.
Есть много преимуществ, которые можно получить от простого акта чтения и прослушивания в одиночку, однако, используя возможность добавить некоторые методы вопросов, вы разовьете важные когнитивные навыки , которые научат вашего ребенка мыслить продвинуто.
Примеры
Вопросы на мышление более высокого порядка для дошкольниковСуществует множество различных типов и стилей вопросов, которые можно задавать, каждый из которых преследует разные цели и стимулирует различные мыслительные навыки.
Вот 3 примера типов вопросов, которые вы можете использовать при чтении:
1.
Вопросы, требующие прогнозовТакие вопросы поощряют детей к делать прогнозы для истории. Например, они могли бы предсказать:
- жанр рассказа по подсказкам на обложке книги
- что происходит в конце рассказа
- что происходит в начале (если сначала прочитать конец рассказа)
- что может произойти, если персонаж примет определенное решение (и другие сценарии принятия решения)
2.
Вопросы, требующие умозаключенияВывод означает, что подробности не указаны в тексте явно , но есть подсказки, которые приводят читателя к выводу ответа на вопрос. Дети учатся читать между строк .
Возьмем, к примеру, иллюстрацию в рассказе о сцене на открытом воздухе, где светит солнце. Если вы спросите ребенка, день сейчас или ночь, он может не найти ответа в тексте; однако они могут найти на иллюстрации доказательства того, что сейчас дневное время.
Это называется вывод и является отличным навыком для развития навыков критического мышления у детей.
3.
Вопросы по основной идее Я работал со старшеклассниками, которые изо всех сил пытались сформулировать основную идею рассказа или текста
Если весь текст посвящен миграционным привычкам птиц, например, многие дети определят основную идею как слишком широкую (например, речь идет о птицах) или слишком узкую (например, говоря, что речь идет об одной из многие виды упоминаются в тексте или просто ссылаются на то, что было сказано в первом предложении).