Интеллектуальное развитие ребенка: теория Пиаже
Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Пиаже верил, что мышление взрослого отличается от мышления ребенка в первую очередь большей логичностью.
В разное время Жан Пиаже называл разные стадии интеллектуального развития, но чаще всего их было четыре: сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. Сенсомоторная и дооперациональная стадия — проявление допонятийного мышления. В это время суждения детей относятся только к конкретному предмету, чему-то наглядному и всем известному, категоричны и единичны: не связаны логической цепочкой. Ребенок понимает в в первую очередь суждения по аналогии и через наглядный пример. Центральной особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм (не путать с эгоизмом).
Начиная где-то с 7 лет у ребенка развивается уже понятийное мышление, начинаясь со стадии конкретных операций и развивается на стадии формальных операций.
Сенсомоторная стадия длится от рождения до 2 лет и делится на 6 подстадий, во время которых ребенок последовательно демонстрирует следующие особенности и достижения: 1) Ребенок имеет безусловные рефлексы и не способен думать, ставить перед собой цель и отличать себя от окружающей обстановки; 2) Рефлексы превращаются в повторяющиеся действия; 3) Появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты собственных действий; 4) Возрастает способность к координации действий, направленных на продление вызвавшего интерес впечатления; 5) Открытие для себя новых способов получения интересных результатов; 6) Появление способности представлять себе отсутствующие события в символической форме.
Дооперациональная стадия характерна для возраста от 2 до 7 лет, с двумя подстадиями. На первой подстадии сформировавшаяся новая способность к репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны приспособиться к ней. Кроме того, ребенок устанавливает ряд функциональных закономерностей, истин и ассоциаций, касающихся окружающей среды: например, понимание тождественности и некоторых зависимостей и корреляций. Отличительной особенностью детей этого возраста является вызывающая удивление ограниченность их мышления. Складывается такое впечатление, что их мысль сосредоточена исключительно на одном аспекте ситуации, часто — на их собственной точке зрения (эгоцентризм), а все остальные точки зрения или измерения в расчет не принимаются.
Стадия конкретных операций характеризует возраст от 7 до 12 лет и подразделяется на две подстадии. На этой стадии исправляются ошибки, которые ребенок допускает на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу. Смысл определения «конкретная» операция, входящего в название этой стадии, заключается в том, что операциональное решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Например, физические понятия усваиваются ребенком в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.
Стадия формальных операций возникает в возрасте от 12 лет и старше. Система обратимых операций, становясь более координированной, вступает в следующую стадию развития, формальных операций, которая начинается в возрасте 11—12 лет. Развившееся ранее умение классифицировать объекты перерастает в способность к комбинаторному мышлению: анализируя физическое событие, ребенок способен учесть все возможные аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор, в поисках логически обоснованного ответа. Способность варьировать — в умственном плане и гипотетически — аспектами ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок может придумывать объекты и ситуации, не существующие в действительности. Так возможность берет верх над действительностью, а с формой манипулируют и ее рассматривают в отрыве от содержания, т. е. не так, как это делает ребенок, находящийся на стадии конкретных операций.
В пределах каждой стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня: неудача, частичный успех, успех. В последних версиях своей теории Пиаже рассматривал развитие не как прямолинейное движение от одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению, реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне. Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше других.
Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое Знание, возникает именно оно — новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?
Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.
4 стадии развития детского интеллекта по Жану Пиаже
Как только заходит речь о детском развитии, его периодах и законах, сразу неизбежно всплывает имя швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. Ему удалось на самом деле узнать, и узнать точно, на опыте: как развиваются дети, какие задачи стоят перед ними на разных этапах и вообще — как мы учимся думать.
Молодой Жан Пиаже с детства любил биологию, постоянно наблюдал за самыми разными живыми существами и писал о них статьи. При этом он получил степень доктора философии и интересовался психоанализом. Все эти занятия и увлечения как будто подготовили его к тому, что стало главным делом жизни Пиаже — к наблюдению за детьми. Молодой доктор философии становится учителем в парижской школе для мальчиков, директором которой был Бине, изобретатель теста IQ. Пиаже помогает Бине обрабатывать результаты теста и обращает внимание на то, что дети одного возраста постоянно делают похожие ошибки. Ошибки, которых не делают взрослые. Это и навело Пиаже на мысль о том, что когнитивное развитие преодолевает некие общие для всех ступеньки, что наш ум лишь постепенно созревает для понимания некоторых понятий, и у всех людей это происходит примерно одинаково. Позже, кроме чужих детей, Пиаже с рождения наблюдал и троих своих.
Жан ПиажеМетод Пиаже сочетал в себе строгие научные наблюдения и эксперименты (к которым он привык ещё в юности) и свободную беседу (как в его любимом психоанализе). Собственный метод Пиаже назвал «клинической беседой», и он отлично подходил для изучения мышления детей.
Что выяснил Пиаже
Согласно Пиаже, центральный стержень развития психики — это интеллект. Ребёнок развивает и формирует всё более адекватную схему ситуации — и таким образом, активно взаимодействуя со средой, адаптируется к ней. Во время этого процесса ребёнок постепенно начинает понимать некоторые законы, которые действуют в мире вещей и людей. Каждый этап развития характеризуется типичными ошибками (ограничениями) мышления.
Стадии развития детского интеллекта
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)
При помощи органов чувств и своих движений ребёнок открывает окружающий мир, начинает видеть связь между собственными действиями и их последствиями. Он начинает понимать, что сам он — нечто отдельное от внешнего мира. Но «внутренний план» пока недоступен ребёнку, он манипулирует только конкретными предметами.
2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)
Ребёнок постепенно начинает формировать «внутренний план». Теперь он учится использовать символы: карандаш — это градусник, а крышка от коробки — лодка. Дооперациональной эта стадия называется потому, что ребёнок ещё не в силах воспринять некоторые виды опыта.
Например:
- предметов, которые лежат в ряд, по мнению ребёнка, становится больше, если их расставить с большими промежутками;
- даже после нескольких проб дошкольник не в силах понять, что если перелить воду из высокого и узкого стакана в низкий и широкий, то количество воды не изменится;
- ребёнок считает, что кусок пластилина уменьшится, если из шарика его раскатать в колбаску. А верёвка станет короче, если её изогнуть.
Если научить дошкольника правильному ответу и объяснению — он воспримет эту информацию. Но стоит чуть изменить эксперимент, и ребёнок снова начнёт давать прежние ответы. При этом закон сохранения количества предметов (например, шариков) он начинает понимать раньше, чем закон сохранения вещества (например, воды или пластилина) и обратимость операций.
Мышление ребёнка на этой стадии эгоцентрично: он с трудом может понять, что кто-то имеет другую точку зрения, отличную от его собственной. Отчасти и этим объясняется ограниченность его возможностей на дооперациональной стадии.
Например, Пиаже показывал взятым поодиночке детям макет из трёх гор, на каждой из которых был какой-то отличительный признак: домик, река или снежная вершина. Он давал им и несколько фотографий, на которых горы были изображены с разных сторон. Ребёнка просили выбрать фотографию, на которой горы было видно так, как их видит сам ребёнок, с той же стороны. Обычно ребёнок не ошибался. После этого Пиаже сажал по другую сторону макета куклу и просил ребёнка выбрать фото, на котором горы изображены так, как «видит» их кукла. Дошкольники не могли это сделать и снова выбирали своё фото. Даже если ребёнка и куклу меняли местами — все повторялось: ребёнок правильно выбирал свою картинку и не мог встать на «точку зрения куклы».
Пиаже подчёркивал, что эгоцентризм уходит не тогда, когда у ребёнка становится больше опыта, а только тогда, когда он начинает осознавать, что его точка зрения лишь одна из возможных, что он не единственный центр, а один из множества центров. Этот переход от эгоцентризма к децентрации Пиаже назвал законом развития.
3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)
Ребёнок уже может не только использовать символы, но и манипулировать с ними на логическом уровне. Например, складывать и вычитать несуществующих коров, объединять предметы в классы. Он начинает понимать сохранение вещества (если разделить комок пластилина на много маленьких комочков, его не станет меньше) и обратимость операций. Однако он пока решает все задачи по отдельности, и решение зависит от содержания задачи. Обобщать ребёнок ещё не умеет.
Решив задачку про Васю и яблоки, первоклассник может зависнуть над такой же задачей про Люсю и огурцы — просто потому, что для него это пока разные задачи. Второклассник уже вполне в силах понять, почему квадрат — разновидность четырёхугольника, а утка — разновидность птицы. Но если спросить его, кого в мире больше, уток или птиц, квадратов или прямоугольников, то он, скорее всего, не найдёт объяснения и начнёт рассуждать о том, что и уток, и птиц «очень много». И имеет на это полное право. Ведь хотя восьмилетка и умеет классифицировать, для понимания отношений между частью и целым нужно нечто более — логическое мышление. А оно развивается позже.
4. Период формальных операций (после 12 лет)
Теперь подростку доступно конкретное и абстрактное логическое мышление. Он может вообразить себе несуществующие объекты, мыслить по аналогии, понимать метафоры, становиться на точку зрения другого человека. Теперь он может решать задачи «в общем виде», и яблоки с собаками для примера ему не нужны. Чтобы мыслить, подростку уже не требуется связь с реальными физическими объектами или фактическими событиями. Операции полностью перешли во внутренний план.
Как детское мышление связано с речью
Пиаже первым заговорил о том, что развитие мышления связано не с речью, а с развитием мыслительных операций. Именно поэтому неговорящий ребёнок — не значит неразвитый ребёнок. Не речь, а оперирование предметами и понятиями — та основа, на которой развивается интеллект. И развитие это всегда идёт снаружи внутрь, от конкретного к абстрактному.
Со времён Пиаже его методы были усовершенствованы, а выводы — многократно проверены, скорректированы и дополнены. Сейчас аналоги клинических бесед вовсю используются в диагностике развития детей. Ну а нам стоит помнить, что невозможно ни перескочить через стадию развития, ни ускорить её прохождение. Хотя в конце предыдущего этапа перед детьми вполне можно начинать ставить задачи следующего. Например, играть с двухлетними в «телефон», прикладывая к уху не настоящий телефон, а его символ-замену. Или показывать пяти-шестилетним, что большой предмет может быть лёгким, а маленький — тяжёлым. Или писать с 10-11-летними сочинение «с точки зрения моей собаки». Ведь, в конце концов, чёткой границы между этапами нет. Главное — не делать грубых ошибок, которые говорят только о нашем взрослом эгоцентризме, не имеющем объяснения с точки зрения теории развития и потому не таком простительном.
Фото: Wikimedia Commons, iStockphoto (Jovanmandic, mzoroyan, djedzura)
Изображение на обложке: iStockphoto (KenDrysdale), Wikimedia Commons
Что это такое, его подэтапы и сопутствующие действия
Автор Lilianna Hogan
В этой статье
- Что делает ребенок на сенсомоторной стадии?
- Что такое сенсомоторные стадии?
- Что такое сенсомоторная сценическая деятельность?
Сенсомоторная стадия — это первая из четырех стадий теории когнитивного развития Пиаже. Он отмечен знанием ребенком того, что внешний мир существует отдельно от него самого. Как только ребенок полностью осознает это, он перейдет к следующему этапу в рамках стадий развития Пиаже.
Что делает ребенок на сенсомоторной стадии?
Сенсомоторная стадия обычно возникает в течение первых двух лет жизни ребенка. Он отмечен тем, что ребенок обнаруживает разницу между собой и своим окружением. В этот момент они будут использовать свои чувства, чтобы узнавать что-то как о себе, так и об окружающей среде. Жан Пиаже, швейцарский психолог, разработавший теорию интеллектуального развития, сказал, что на этом этапе дети узнают об окружающем их мире посредством:
- Видение
- Осязание
- Сосание
- Ощущение
На сенсомоторной стадии дети постоянно экспериментируют со своими чувствами с помощью различных методов в различных условиях. Этот период характеризуется быстрым когнитивным ростом.
Еще одним важным признаком сенсомоторной стадии является то, что дети усваивают концепцию причины и следствия. Идея причинно-следственной связи заключается в том, что ребенок понимает, что он может двигать предметы руками, и понимает, как его физические действия влияют на окружающую среду. Концепция причинности является существенной основой для последующего осознания постоянства объекта.
Постоянство объекта — это осознание того, что объекты существуют, даже если вы их не видите. Как только ребенок поймет это, он научится искать объект, когда он его не видит. Это называется направленным нащупыванием. Направленное ощупывание — это когда ребенок тянет предметы к себе и наклоняет их, чтобы лучше достать до них.
Примеры сенсомоторной стадии включают случаи, когда вы прячете предмет под одеялом, а ребенок пытается его найти. Это происходит к концу этой стадии их когнитивного развития.
Что такое сенсомоторные стадии?
Сенсомоторная стадия включает шесть подстадий. Эти подэтапы:
- Рефлекторные акты. Эта стадия происходит в течение первого месяца жизни младенца, когда впервые начинаются рефлекторные акты младенца. Например, если вы коснетесь пальцем лица ребенка, он инстинктивно начнет сосать.
- Первичные круговые реакции. На этом этапе дети откроют для себя приятные действия со своим телом. Это происходит в первые четыре месяца их жизни. Отличительные признаки этой стадии включают шевеление пальцами, пинание ногами или сосание большого пальца. Эти действия отличаются от предыдущей стадии рефлексивных действий тем, что они совершаются намеренно.
- Вторичные круговые реакции. Развитие ребенка продолжается действиями, доставляющими ребенку удовольствие. Для этой подстадии характерны повторяющиеся действия с участием предметов, вызывающих у малыша удовольствие. Примером этого может быть, когда ребенок постоянно трясет погремушку только для того, чтобы услышать звук погремушки.
- Согласование вторичных схем. Это происходит в период от первых восьми месяцев до года жизни младенца. На этом этапе дети не только проявляют интерес к объектам, но и могут использовать свои знания об объекте для достижения цели. Практически это может выглядеть так, как если бы ребенок протянул руку и схватил свою погремушку, даже если на его пути стоит другой объект.
- Третичные круговые реакции. На этом этапе дети адаптируют свою тактику к окружающей среде. Например, если ребенок разбирает объект или нарушает окружающую среду, чтобы найти объект, он попытается собрать сцену обратно.
- Символическая мысль. Последняя стадия — это начало способности младенцев визуализировать объекты, которые они не видят. Это начало постоянства объекта и конец сенсомоторной стадии.
Что такое сенсомоторная сценическая активность?
Еще одной характеристикой сенсомоторной стадии является то, что дети начинают понимать концепцию чисел. Благодаря этому они смогут заложить основу для своего понимания математики. Таким образом, различные действия, которые помогают детям связать числа с объектами, могут быть полезными.
Рекомендуется побуждать детей считать предметы на пальцах, определять, сколько конфет или игрушек находится перед ними, или задавать им вопросы о том, сколько предметов есть у других людей. Кроме того, вы можете помочь им читать детские книги с числовым содержанием.
Определения, занятия, игры и многое другое
Вы когда-нибудь чувствовали, что ваш ребенок держит в руках все ? Или что все попадает им в рот, включая, осмелимся сказать, самые неаппетитные вещи, которые только можно вообразить?
Угадайте, что — это именно то, что должны делать младенцы.
Согласно теории детского развития Жана Пиаже, сенсомоторная стадия — это первая стадия в жизни вашего ребенка. Он начинается с рождения и продолжается до 2 лет.
В этот период ваш малыш познает мир, используя свои чувства для взаимодействия с окружающей средой. Они прикасаются к вещам, лижут их, стучат ими друг о друга (можно добавить, с радостью) и кладут в рот. Также у них начинает развиваться мелкая моторика.
Обучение на этом этапе жизни происходит через опыт — замечательная и забавная вещь.
Жан Пиаже был одним из первых представителей детской психологии. Он наиболее известен своими идеями, которые помогают объяснить, как дети развиваются интеллектуально. Эта когнитивная теория включает четыре этапа: сенсомоторный, предоперационный, конкретно-операционный и формально-операционный.
По сути, он сделал следующие предположения:
- Дети используют свой личный опыт для развития собственных знаний о мире.
- Дети могут учиться самостоятельно, даже если их не учат и не влияют на них другие дети или взрослые.
- У детей есть внутренняя мотивация к обучению, поэтому поощрения за обучение, как правило, не нужны.
Несмотря на то, что с годами появляется некоторая критика работы Пиаже, эксперты в целом поддерживают основные принципы теории Пиаже. Его исследования способствовали лучшему пониманию того, как дети учатся и развиваются от рождения до подросткового возраста. Педагоги до сих пор широко используют работу Пиаже, чтобы помочь детям учиться и расти в классе.
Пиаже разделил сенсомоторный период на шесть различных подэтапов, которые включают определенные вехи развития.
Рефлекторный
Ваш драгоценный новорожденный, как правило, рефлекторно реагирует на прикосновение или другую стимуляцию, часто сосет и хватает (или даже улыбается!). Эти действия в конечном итоге станут преднамеренными.
Первичные циркулярные реакции
Этот подэтап включает период от 1 до 4 месяцев. Ваш ребенок начнет делать определенные движения для собственного удовольствия. Если они издают определенный звук или движение без намерения и наслаждаются тем, как это ощущается, они будут пробовать это снова и снова.
Поведение, характерное для этой стадии, включает сосание пальца, пинки, улыбку (на этот раз намеренно!) и воркование. Мы знаем, что вы недосыпаете, но наслаждайтесь этими очаровательными вехами.
Вторичные круговые реакции
В возрасте от 4 до 8 месяцев ваш растущий малыш начнет использовать предметы для познания мира. Как правило, этот процесс начинается случайно, но по мере того, как ваш ребенок начинает получать удовольствие от своей способности что-то делать, он будет продолжать эту деятельность снова и снова.
Они могут бросать или ронять игрушки ( о-о-о! ), трясти погремушками или стучать предметами друг о друга, издавая восхитительные (по крайней мере, для них) звуки. Они также смогут издавать больше звуков самостоятельно. Например, они будут смеяться, издавать звуки, похожие на речь, и использовать звук для выражения счастья, волнения или несчастья.
Координация вторичных круговых реакций
Когда вашему ребенку будет от 8 месяцев до года, он начнет объединять свои приобретенные способности и рефлексы для достижения целей. Например, они могут ползти, чтобы подобрать игрушку через всю комнату, или отталкивать игрушки, блокируя ту, которую они хотят. В этот момент ваш ребенок может планировать и координировать действия в ответ на мысли — так умно!
Они также могут:
- наслаждаться простыми играми
- поворачиваться и смотреть, когда что-то слышат
- распознавать определенные слова и реагировать на них
- говорить несколько слов или имитировать вашу речь (хотя они по-прежнему в основном общаются жестами
Третичные циркулярные реакции
Эта подстадия возникает в возрасте от 12 до 18 месяцев, в начале ясельного возраста. На этом этапе ваш ребенок может исследовать свой мир и узнавать о нем еще больше благодаря координации движений, планированию и экспериментированию.
Они могут разбирать вещи, чтобы собрать их обратно, и выполнять определенные действия снова и снова, чтобы каждый раз видеть, что происходит. Теперь ваш ребенок может выполнить ряд запланированных действий, чтобы выполнить задание.
Они также начнут понимать и отвечать на простые указания или вопросы и могут начать использовать фразы. Они могут слушать или отдавать предпочтение определенным рассказам и песням.
Символическое/репрезентативное мышление
Этот заключительный подэтап включает в себя развитие символического мышления, и это большой скачок. Согласно теории Пиаже, в 18 месяцев дети начинают понимать, что символы могут представлять объекты. Это расширяет концепцию постоянства объектов — знания о том, что объекты продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть.
На этом этапе ваш ребенок может запоминать и повторять слова или действия из предыдущих дней. В этот период обычно начинается игра с воображением, и словарный запас вашего ребенка значительно расширяется. Они могут задавать короткие вопросы и делать просьбы одним или двумя словами.
Эта веха развития является основной целью сенсомоторной стадии. Это способность вашего ребенка понимать, что предметы и люди продолжают существовать, даже если они их не видят. Это когда ваш ребенок начинает понимать вещи — и людей, таких как вы! — создание их мира существует, даже когда они не взаимодействуют с ними.
Согласно теории Пиаже, дети обычно начинают понимать это понятие в возрасте около 8 месяцев. Однако у некоторых детей это может произойти уже в 6 месяцев. (Но не расстраивайтесь, если ваш малыш опаздывает или не успевает вовремя. Это не значит, что что-то не так.)
Если вы играете со своим ребенком до того, как он поймет постоянство объекта, вы можете скрыть любимую вещь. чучело за спиной или под подушкой. Ваш ребенок может казаться ужасно сбитым с толку исчезновением игрушки — на секунду или две — но затем кажется, что он забывает об игрушке и с радостью переходит к другой.
Ребенок, который знает, что игрушка все еще существует, будет ее искать. Они могут ползти за вами, чтобы найти его, или толкать подушку, чтобы раскрыть ее.
Постоянство объекта также включает знание того, что родители все еще существуют, когда они временно покидают комнату. Если ваш ребенок плачет, когда вы выходите из комнаты, реакция на его страдания может помочь ему понять, что вы не исчезли и что вы вернетесь, когда он будет в вас нуждаться.
Как только ваш ребенок поймет постоянство объекта, он может не возражать, когда вы уходите из комнаты, так как он понимает, что вы рано или поздно вернетесь. (С другой стороны, если они узнают, что вы рядом, и захотят, чтобы вы вернулись , теперь … вы еще об этом услышите.)
Время игр помогает вам сблизиться с ребенком, а также способствует здоровому когнитивному развитию. Множество различных игровых действий могут помочь максимизировать развитие на сенсомоторной стадии.
Вот несколько простых занятий, которые вы можете попробовать со своим ребенком:
Игра в постоянство предметов
Игры в прятки или прятки помогут вашему ребенку развить понимание постоянства предметов с помощью игр. Это также может помочь им узнать причину и следствие.
Для детей младшего возраста возьмите небольшое одеяло или ткань и прикройте им лицо. Если ваш ребенок достаточно взрослый, чтобы хватать и тянуть, покажите ему, как он может стянуть шарф, чтобы открыть ваше лицо.
Тогда попробуйте закрыть лицо ребенка. Аплодисменты и аплодисменты, когда они убирают одеяло, могут помочь им взбодриться. Вы можете повторить эту игру с любимой книгой или игрушкой.
С малышом вы можете играть в более масштабную версию игры в прятки. Спрячьтесь за дверью или где-нибудь еще, они могут легко вас найти. Звонок: «Где я?» и приветствовать и хлопать, когда они находят вас. Затем предложите им спрятаться.
Тактильная игра
Предоставление вашему ребенку возможности играть с веществами, которыми он может манипулировать, поможет ему узнать о различных ощущениях и развить моторику и творческие способности.
К безопасным и забавным веществам относятся тесто для лепки, краска для пальцев, вода или пенопластовые шарики. Обязательно контролируйте своего ребенка во время этих занятий.
- Попробуйте дать малышу большую пустую миску, маленькую чашку и миску меньшего размера, наполненную водой. Поощряйте их переливать воду из одной миски в другие. (Вы можете сделать это в ванне.)
- Дайте ребенку тесто для лепки разных цветов. Продемонстрируйте, как они могут делать шарики и сплющивать их или скатывать маленькие шарики в большие.
- Покажите ребенку, как смешивать цвета и рисовать пальцами на бумаге. Научите их, как они могут делать отпечатки пальцев или ладоней. (И не забудьте вставить одно из их творений в рамку или повесить на холодильник!)
- Если вы научите ребенка прыгать и катиться, это поможет улучшить координацию движений и мелкую моторику. Попробуйте шарики разных форм и цветов, или шарики с колокольчиками или другими издателями звука внутри. Поощряйте их ловить мячи и катить их обратно к вам.
На этом этапе ключевым моментом является общение с ребенком. Держать на руках, кормить и купать вашего ребенка — все это важные действия, которые способствуют установлению связи и развитию, но вы также можете предпринять другие шаги, чтобы помочь максимизировать когнитивный рост вашего ребенка.
Чаще разговаривайте с ребенком
Общение с ребенком еще до того, как он сможет ответить, помогает ему развить языковые способности и увеличить словарный запас. Вы можете говорить с ребенком о повседневных вещах, читать ему, петь ему и описывать, что происходит во время игры и повседневной деятельности.
Обеспечить стимуляцию окружающей среды
На сенсомоторной стадии младенцы учатся, используя свои чувства для исследования окружающей среды. Предоставление ряда действий, которые задействуют пять чувств, помогает им развивать свои сенсорные способности по мере прохождения подэтапов. Предложите ребенку:
- игрушки с различной фактурой и тканью (бумага, пузырчатая пленка, ткань)
- игрушки или игрушки, которые издают звуки (звоночки, кастрюли и сковородки, свистки)
- мягкие или картонные книги с клапанами или поп- ИБП
- игрушки разных форм, цветов и размеров
- занятия, побуждающие к движению (потягиваться, тянуться, ползать, хватать)
Обеспечьте наблюдение
Некоторые действия совершенно безопасны, чтобы позволить вашему ребенку исследовать их самостоятельно. Вы захотите оставаться поблизости, но вам может не понадобиться отслеживать каждые секунд игры.
Например, если вы хотите полчаса, чтобы сложить белье на кухонном столе, вы можете открыть кухонный шкаф, где вы храните кастрюли и сковородки, и дать им стучать деревянной ложкой. (Но убедитесь, что ситуация безопасна, и они не могут разбить палец или ногу тяжелой чугунной кастрюлей.)
Для различных видов деятельности может потребоваться больше контроля. Тесто для лепки, например, может быстро попасть в рот ребенку.
В частности, младенцы очень часто тянут предметы в рот, поэтому убедитесь, что их игрушки чистые и их можно лизать или сосать.
А если ваш ребенок постоянно кладет в рот что-то небезопасное, уберите это с глаз долой и твердо, но мягко перенаправьте его на то, что безопасно. Это может помочь им понять, что только некоторые игрушки можно безопасно класть в рот, не отбивая при этом у них охоты продолжать экспериментировать с ощущениями.
В теории когнитивного развития Пиаже сенсомоторная стадия соответствует первым 2 годам жизни ребенка.