Социальная ситуация развития в психологии по Выготскому
Понятие социальной ситуации развития
Определение 1
Социальная ситуация развития – это условия, специфические для каждого возрастного этапа, в которых происходит поведенческое и психологическое развитие человека.
Это понятие ввел Л.С. Выготский как единицу анализа динамики развития ребенка и выделил две её составляющие:
- деятельность,
- переживание.
Кроме внешней активности ребенка, т.е. его деятельности, которая хорошо наблюдается, есть ещё и внутренний план – это план переживаний.
В одной семье, одна и та же ситуация разными детьми переживается по-разному – на одном ребенке она слабо скажется, а у другого может вызвать невроз и другие отклонения. Переходя от одного возраста к другому, один и тот же ребенок будет по-новому переживать ту же ситуацию.
Благодаря проведенным исследованиям Л.С. Выготский и его последователи систематизировали огромный фактический материал в области детской психологии и ввели новую единицу анализа детского развития.
Особыми единицами детской психологии являются возрастные периоды, поэтому её называют возрастной психологией.
Согласно взглядам ученого, для каждого возраста характерна своеобразная и специфическая для него социальная ситуация развития – это есть отношение между ребенком и его средой, где идет развитие новообразований, свойственных данному возрасту. Л.С. Выготский считал, что эти новообразования являются результатом возрастного развития.
Новообразования ведут к слому старой социальной ситуации развития, потому что приходят в противоречие с ней и открывают возможности к построению новой социальной ситуации. По мнению ученого, перестройка социальной ситуации развития и является главным содержанием критических возрастов.
Ребенок, переходя из одного возраста в другой, изменяет ведущий вид деятельности и осваивает новую социальную позицию. В дошкольном возрасте, например, это будут игровые сюжетные формы, в начальной школе – учебные, с акцентом на моделирование, в подростковом возрасте уже деятельность личностного самоопределения, а в старшей школе – профессиональное самоопределение.
Однако это совсем не значит, что формы деятельности к возрасту жестко привязаны – если в раннем возрасте ребенок вовлекается в деятельность, то, чем старше он становится, он сам осуществляет выбор той деятельности, в которой происходит его развитие. Выбор деятельности будет зависеть от места ребенка в социальных отношениях.
Замечание 1
Понятие «социальная ситуация развития» обуславливает образ жизни ребенка, его социальное существование в результате которых приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.
Новообразования, как продукт возрастного развития, появляются к концу возрастного периода. Они перестраивают всю структуру сознания ребенка, изменяют систему его отношений к миру, другим людям, к самому себе.
Адаптация детей в социальной среде
Социальная среда для ребенка является важнейшим фактором и условием его развития. Социальная среда – это, прежде всего, люди, с которыми каждый находится в специфических отношениях.
Рисунок 1. Социальная адаптация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структура социальной среды довольно сложная и представляет собой многоуровневое образование, в состав которого входят многочисленные социальные группы, оказывающие воздействие на психическое развитие и поведение индивида.
К тому или иному социальному образованию индивид должен приспособиться, т.е. адаптироваться.
Выделяют несколько видов адаптации:
- физиологическую,
- психофизиологическую,
- психическую,
- социальную.
Социальная адаптация представляет собой постоянный процесс приспособления индивида к условиям социальной среды и связана с кардинальными изменениями в его жизни.
Самое первое приспособление ребенок получает в семье, где его окружают близкие и родные люди, но социальная жизнь не ограничивается семейными рамками.
Дошкольные учреждения, школа, неформальные и формальные группы, трудовая деятельность, а позже собственная семья, являются важными ступенями вхождения в социальную жизнь.
Все эти объединения требуют от индивида приобретения заново своего социально-психологического статуса.
Насколько ребенок успешно входит в социальную среду, показывают такие факторы, как особенности самого ребенка и особенности той микросоциальной среды, в которую ему предстоит включиться.
Эффективность адаптации зависит от потребностей, целей, мотивов, установок, т.е. от потребностно-мотивационной сферы ребенка, от эмоциональных и интеллектуальных свойств его личности.
К индивидуальным особенностям ребенка относятся и некоторые характерологические и типологические особенности.
Структура потребностно-мотивационной сферы позволяет выделить у ребенка два основных типа адаптации – активный и пассивный.
Для активного типа адаптации характерна целеустремленность ребенка в налаживании контактов со сверстниками, на основе общих интересов идет активный поиск товарищей.
Неудачи детей этого типа не останавливают, а побуждают к большей активности.
Пассивный тип адаптации отличается некритическим принятием ценностных ориентаций группы. В усвоении ребенком социального опыта существенную роль играет тип адаптации.
В отношении личностных особенностей, исходя из типологического подхода к их изучению, выделяют гармоничный, доминирующий, чувствительный, конформный, тревожный, интровертированный и инфантильный типы формирования личности и её взаимодействия с окружающей средой.
Они определяют эффективность адаптации ребенка к окружающей среде и обуславливают избирательную чувствительность к разным патогенным воздействиям.
У детей гармоничного типа сформированы все личностные свойства в равной мере – общительность, уверенность в себе, контроль над своим поведением. Уровень тревожности и напряженности у них низкий. К данной группе могут относиться дети с повышенным уровнем возбуждения и двигательной активности.
Социально-ориентированный тип тоже обладает устойчивой структурой личности. Эта группа детей старательна, добросовестна, но зависит от ситуации. Страдает развитие вербального интеллекта, культурная задержка развития.
Конформный тип детей больше стремится к социальному поощрению действий и поступков, нежели к успешной учебной деятельности. Дети этого типа доброжелательны и отзывчивы.
Отличительной особенностью доминирующего типа формирования личности является стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Это непоседы, часто нарушающие дисциплину.
Тревожный тип характеризуется эмоциональной неустойчивостью, волнением, тревожностью. Общение для них является ведущей деятельностью.
Особенностью интровертированного типа является высокий уровень интеллекта и направленность на познавательную деятельность. Дети этого типа замкнуты и малообщительны, проявляют повышенную возбудимость, напряженность и тревожность.
Инфантильный тип характеризуется неразвитостью психики, это замедленное взросление ребенка.
Психологический возраст
В рамках изучения возрастной психологии одним из важных вопросов является понятие возраста – периода физического, психологического, поведенческого развития.
О возрасте в психологии есть два представления – физический и психологический возраст.
Замечание 2
Время жизни ребенка в годах, месяцах и днях с момента рождения есть физический возраст. Психологический возраст говорит о достигнутом уровне психологического развития.
Пятилетний ребенок по физическому возрасту может быть психологически развит как 7-ми и даже 8-ми летний ребенок, а может быть и наоборот – соотношение физического и психологического возраста у детей с отставанием умственного развития имеет обратное соотношение.
Возраст проявляется в познавательных процессах и является основой для установления возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.
Возраст – это период развития, он не водится к сумме отдельных психических процессов и не является календарной датой.
Л.С. Выготский считал, что возраст является замкнутым циклом детского развития, он имеет свою структуру и динамику.
Поскольку хронологические границы возраста могут сдвигаться, то одни дети вступают в новый возрастной период раньше, а другие – позже.
Компонентами структуры психологического возраста являются социальная ситуация развития (ССР), определяющая образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности сознания и возрастные психологические новообразования (ПНО) – тип строения личности, определяющий сознание ребенка и его отношение к среде.
Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.
По мнению Л.С. Выготского, легко может показаться, что младенец совершенно или почти асоциальное существо. Он лишен основного средства социального общения – речи. Его жизнедеятельность исчерпывается в значительной степени удовлетворением простейших жизненных потребностей. Он в гораздо большей степени является объектом, чем субъектом, т.е. активным участником социального взаимодействия.
На самом деле внимательное исследование показывает, что в младенческом возрасте мы имеем дело в совершенно специфической, глубоко своеобразной социальностью ребенка, которая вытекает из единственной и неповторимой социальной ситуации развития, своеобразие которой определяется двумя моментами.
Первый из них заключается в том, что младенца отличает полная биологическая беспомощность. Младенец не в состоянии удовлетворить ни одной своей жизненной потребности. Самые элементарные и основные жизненные потребности младенца могут быть удовлетворены не иначе как с помощью взрослых, ухаживающих за ним. Предметы возникают и исчезают из поля зрения ребенка благодаря взрослому.
Таким образом, пути через других, через взрослых – основной путь деятельности ребенка в этом возрасте. Решительно все в поведении младенца вплетено и воткано в социальное. Все контакты ребенка с социальной действительностью являются целиком и полностью социально опосредованными. Благодаря всему этому и возникает такая единственная и неповторимая зависимость ребенка от взрослых, слитность ребенка и взрослого.
Вторая особенность, характеризующая социальную ситуацию развития в младенчестве, заключается в том, что при максимальной зависимости от взрослых, при полной вплетенности и вотканности всего поведения младенца в социальное, ребенок лишен еще основных средств социального общения в виде человеческой речи. Именно эта вторая черта в соединении с первой и придает своеобразие социальной ситуации, в которой находится младенец. Всей организацией жизни он принужден к максимальному общению со взрослыми. Но это общение есть общение бессловесное, часто безмолвное, общение совершенно своеобразного рода.
В противоречии между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения и заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Социальная ситуация развития в младеньческом возрасте такова: «ребенок—взрослый». Социальная ситуация психического развития ребенка младенческого возраста -ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого, социальная ситуация «МЫ», социальная ситуация комфорта. Дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие-ребенка.
К концу первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым буквально взрывается изнутри: в ней появляются двое — ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий — как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.
Во-первых, как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.
Во-вторых, до сих пор почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет с тем или иным предметом, как бы присутствует взрослый человек. Как указывал Д. Б. Эльконин, ни на одном человеческом предмете не написан общественный способ его употребления, поэтому он должен быть раскрыт ребенку специально.
Это противоречие разрешается при построении новой социальной ситуации развития, а именно — ситуации совместной деятельности со взрослым человеком. Ребенок стремится к тому, чтобы взрослый действовал не вместо него, а вместе с ним. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок—предмет—взрослый».
Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности — предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают и речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, наглядно-действенное мышление.
Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми: — инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям; — предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах; — доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку; -чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания; — активное использование речи во взаимодействии.
Социальное развитие детей | SCAN Families
Спросите любого родителя о развитии его ребенка, и он часто расскажет о развитии речи и языка, крупной моторики или даже физическом росте. Но социальное развитие ребенка — его способность взаимодействовать с другими детьми и взрослыми — является важной частью головоломки развития.
Что такое социальное развитие?Социальное развитие — это процесс, посредством которого ребенок учится взаимодействовать с окружающими. По мере того как они развивают и осознают свою индивидуальность в своем сообществе, они также приобретают навыки общения с другими людьми и обработки своих действий. Социальное развитие чаще всего относится к тому, как ребенок развивает дружбу и другие отношения, а также как ребенок справляется с конфликтами со сверстниками.
Почему так важно социальное развитие?Социальное развитие может повлиять на многие другие формы развития ребенка. Способность ребенка взаимодействовать здоровым образом с окружающими его людьми может повлиять на все: от изучения новых слов в детстве до способности противостоять давлению сверстников в старшей школе и успешного преодоления трудностей взрослой жизни. Здоровое социальное развитие может помочь вашему ребенку:
- Развивать языковые навыки. Возможность взаимодействовать с другими детьми дает больше возможностей для практики и изучения речи и языковых навыков. Это положительный цикл, потому что по мере улучшения коммуникативных навыков ребенок может лучше относиться к окружающим его людям и реагировать на них.
- Повышение самооценки. Другие дети доставляют ребенку одни из самых захватывающих и веселых впечатлений. Когда маленький ребенок не может завести друзей, это может быть неприятно или даже болезненно. Здоровый круг друзей укрепляет уровень комфорта ребенка с его собственной индивидуальностью.
- Укрепление навыков обучения. В дополнение к влиянию социального развития на общие коммуникативные навыки, многие исследователи считают, что здоровые отношения со сверстниками (начиная с дошкольного возраста) позволяют адаптироваться к различным школьным условиям и проблемам. Исследования показывают, что дети, которым трудно ладить с одноклассниками еще в дошкольном возрасте, с большей вероятностью будут испытывать трудности в учебе позже.
- Разрешение конфликтов. Более высокая самооценка и лучшие языковые навыки могут в конечном итоге привести к лучшей способности разрешать разногласия со сверстниками.
- Создание позитивного настроя. Позитивное отношение в конечном итоге приводит к улучшению отношений с другими и повышению уровня уверенности в себе.
Исследования показывают, что повседневный опыт общения с родителями имеет основополагающее значение для развития социальных навыков ребенка. Родители предоставляют ребенку самые первые возможности для развития отношений, общения и взаимодействия. Как родитель, вы также каждый день показываете своему ребенку, как взаимодействовать с окружающими вас людьми.
Поскольку о социальном развитии говорят не так много, как о некоторых других мерах развития, родителям может быть трудно понять этот процесс И оценить, как их ребенок развивается в этой области. В каждом возрасте есть несколько основных этапов развития, а также несколько полезных советов, которые родители могут использовать для поддержки своего ребенка.
Младенцы и дети младшего возраста: В течение первых 2 лет жизни происходит бурное развитие. Вы можете ожидать, что ваш ребенок:
– Улыбайтесь и позитивно реагируйте на вас и других опекунов
– Развивайте тревогу по поводу незнакомцев – хотя это может быть неприятно, это нормальный шаг в развитии
– Развивайте привязанность к предмету комфорта, такому как одеяло или животное
– Начинайте показывать беспокойство по поводу других детей
– Подражать взрослым и детям – подобно тому, как ребенок развивается другими способами, многие социальные навыки усваиваются просто путем копирования действий родителя или брата/сестры
– Уже подвержен влиянию эмоций родителей и окружающих
Как родитель, вы можете:
– Оперативно реагировать на потребности вашего ребенка – ваш ребенок учится доверять кому-то
– Устанавливать зрительный контакт с ребенком – опускаться до его уровня и визуально общаться, когда вы общаетесь с ними
— Болтайте и разговаривайте с ребенком, всегда делая паузы, чтобы дать ему возможность ответить
— Имитируйте слова и действия
— Играйте в «прятки» — это учит вашего ребенка тому, что даже если вы «исчезнете», вы вернетесь, и готовит почву для меньшего беспокойства посторонних в будущем
– Вовлекайте ребенка в повседневные дела, такие как выполнение поручений или посещение друзей – это покажет ему, как вы взаимодействуете с другими в уважительной и позитивной манере
– Начните организовывать встречи для игр, чтобы ваш ребенок мог общаться со сверстниками
К этому возрасту в самые ранние годы (в основном благодаря взаимодействию родителей и других членов семьи) закладываются основы для развития ребенка. В дошкольном возрасте ваш ребенок может:
– Исследовать самостоятельно
– Открыто выражать привязанность, хотя и не всегда точно – ваш ребенок все еще может сильно разочароваться, поскольку языковое развитие все еще происходит
– По-прежнему проявлять тревогу от незнакомого человека
– Улучшить истерику – это может быть стрессом, но истерика – нормальная часть развития ребенка
– Научитесь успокаивать себя
– Будьте более внимательны к эмоциям других
– Сотрудничайте с другими детьми
– Выражайте страх или тревогу перед предстоящим событием (например, посещением врача)
Как родитель, вы можете:
– Демонстрировать свою любовь словами и физической привязанностью – это отличный способ начать обучение ребенку, как выражать и другие эмоции
– Помогите ребенку выразить свои эмоции, рассказывая о том, что он чувствует.
– Играйте со своим ребенком в стиле «сверстников», поощряя совместную игру – это полезно, когда они находятся в группе и должны делиться игрушками и сотрудничество
– Продолжайте устраивать игровые свидания и возможности для общения с другими детьми
– Приведите примеры вашего доверия к другим, например, к собственной дружбе или другим отношениям развитие начинает выходить на новый уровень. Это момент времени, когда большинство детей будут проводить больше часов в день с другими детьми, чем со своими родителями. Для них нормально:
– Преуспевайте в дружбе
– Хотите порадовать друзей, а также быть больше похожими на своих друзей
– Начать признавать силу в отношениях, а также в более широком сообществе
– Распознавать и бояться хулиганов или самим демонстрировать хулиганское поведение
– Уже в 10 лет дети могут начать отвергать мнение родителей о друзьях и определенном поведении — это нормальный шаг, но может быть особенно неприятно для родителей
Как родитель, вы можете: ребенка о социальных отношениях и ценностях, спрашивая его о школе и друзьях каждый день
– Дайте детям возможность обсудить социальные конфликты и решить проблемы их реакций/действий
– Обсудить тему издевательств и домогательств лично и в Интернете
– Позволить детям старшего возраста самостоятельно решать повседневные проблемы
– Держите линии связи открытыми — как родитель, вы хотите быть готовы выслушать и поддержать своего ребенка без осуждения
Социальное развитие вашего ребенка — сложный вопрос, который постоянно меняется. Но хорошая новость заключается в том, что родители могут иметь большое влияние на его развитие. Моделируя здоровые отношения и поддерживая связь со своим ребенком, вы можете помочь ему относиться к окружающим его людям позитивно и полезно. Поощряя их общение с другими детьми и взрослыми, вы настраиваете их на получение преимуществ социального здоровья — от хорошей самооценки до сильных коммуникативных навыков и способности доверять и общаться с окружающими.
Социальная связь о развитии ребенка
Блог
18.01.2019
Нам не суждено идти по жизни в одиночестве. Здоровые отношения и системы социальной поддержки со стороны сообщества жизненно важны для хорошего самочувствия на протяжении всей жизни, и такое взаимодействие начинается в детстве. Социальные связи выходят далеко за рамки того, чтобы не чувствовать себя «одиноким», они скорее являются проводниками здорового развития детства. Положительные социальные связи с людьми на всех этапах жизни помогают обеспечить здоровое развитие, как физическое, так и эмоциональное. Просто помните, дети учатся на собственном примере, и когда они становятся свидетелями позитивных отношений или получают эмоциональную поддержку, наблюдаемое поведение впоследствии поможет им в развитии их эмоциональных навыков и когнитивных функций. По мере того, как ваш развивающийся ребенок вырастает из младенца в малыша, а затем в подростка и взрослого, его социальные сети изменятся и резко изменятся. Однако на каждом этапе развития существуют определенные психические и поведенческие потребности, которые удовлетворяются посредством социализации.
МладенчествоСоциальное взаимодействие тесно связано с эмоциональным развитием в младенчестве. Основные связи вашего ребенка с внешним миром в этом возрасте осуществляются через вас — его основных опекунов! В частности, люди в доме младенцев, которые заботятся о них, обеспечивают их пищей, водой и жильем, а также ежедневно взаимодействуют с ними, — это люди, которые удовлетворяют эти потребности в социализации в период от рождения до двенадцатимесячного возраста. Младенцы будут развивать доверие и любовь к тем, кто за ними ухаживает, потому что они получают адекватную любовь и заботу со стороны своего окружения, или у них разовьется недоверие и безразличие к людям и миру, потому что им не предоставлены эти ресурсы. На этом этапе здоровый социальный рост связан с привязанностью и связью с родителями и детьми.
Если положительный опыт общения не происходит, пути, которые необходимы в мозгу ребенка для нормального и здорового опыта отношений, могут быть полностью потеряны. Были проведены трагические исследования детей, которые провели первые годы своей жизни в минимальном контакте с людьми, которые позже продемонстрировали серьезное отсутствие эмоционального развития в отсутствие любви, языка и внимания. Исследования показали, что способность детей поддерживать здоровые отношения в значительной степени зависит от заботы и обращения, которые они получают от своего опекуна на раннем этапе.
Отсутствие социальных связей может препятствовать не только эмоциональному развитию ребенка, но и физическому развитию его мозга. На самом деле, исследования показали замедление роста левого полушария, что может привести к повышенному риску депрессии у детей, которые страдали от пренебрежения или другой крайней формы ненадежной привязанности в раннем возрасте. Кроме того, они могут проявлять повышенную чувствительность лимбической системы, что может привести к тревожным расстройствам, и снижение роста гиппокампа, что может способствовать нарушениям обучения и памяти.
Самый распространенный вопрос, который задают родители, когда узнают о вреде этих ненадежных привязанностей, звучит так: «Как я могу намеренно установить связь со своим ребенком?» К счастью, большая часть того, что необходимо для создания позитивных социальных взаимодействий с вашим ребенком в этот период времени, проста. Даже простое реагирование на их сигналы о еде, смене подгузника и сне так много способствует их развитию! Другие советы по привязанности и установлению связи включают в себя пение, объятия, аплодисменты, игры, время, проведенное на животе, уход за кенгуру (или контакт кожа к коже), успокаивание их, когда они плачут, чтение книг вашим детям, зрительный контакт, держание на руках, ношение детской одежды, предоставление вашим молодым дети с хорошим питанием и многое другое!
Раннее детствоВ то время как основная потребность младенца в социальных связях удовлетворяется за счет связи и общения с основными опекунами, маленькие дети начинают создавать социальные отношения вне своей семьи. Взаимодействие с другими детьми их возраста (будь то в детском саду, в дошкольных учреждениях, на занятиях в воскресной школе или на других мероприятиях) помогает детям взрослеть в их способности взаимодействовать друг с другом в социальном плане.
Распространенная фраза среди детских терапевтов: «Взрослые говорят, дети играют». Короче говоря, дети не всегда могут сформулировать свои мысли, чувства и переживания, но они могут выразить их через игру! Игра — это мощный инструмент для обучения, вовлечения и роста.
Первый тип игр, в которые обычно вовлечены маленькие дети, известен как параллельная игра. Это когда дети играют рядом друг с другом, но по-настоящему не взаимодействуют друг с другом. Однако по мере того, как они начинают преодолевать эти первоначальные социальные связи, они начинают играть более сообща. В совместной игре маленькие дети взаимодействуют в небольшой группе с одним и тем же видом деятельности. Эти ранние практики совместной игры включают символическую игру (такую как приготовление пищи на кухне, разговор по телефону или игра в «дом»). Дети начинают практиковать этот тип игры уже в раннем детстве, а затем достигают своего пика у большинства маленьких детей в возрасте от четырех до пяти лет. Кроме того, по мере того как маленькие дети продолжают социально развиваться со сверстниками, они, как правило, вступают в стадию «грубой игры». Это могут быть гонки, бег, скалолазание, борьба или соревновательные игры. Этот этап важен, так как дети развивают социальные навыки (например, учатся ходить по очереди и следовать простым групповым правилам и социальным нормам).
В раннем детстве сверстники начинают считать друг друга своими друзьями. Однако важно отметить, что понятие «дружба» — это все же очень конкретные, базовые отношения. На этом этапе развития дружба доходит только до обмена игрушками и совместной игры, а не до сопутствующих качеств сопереживания и поддержки, которые развиваются у подростков и взрослых. Однако это не означает, что эти ранние дружеские отношения менее важны. На самом деле Пол Шварц, профессор психологии и эксперт по детскому поведению, — лишь один из многих профессионалов, которые подчеркивали многие преимущества детской дружбы. Он заявил:
«Дружба в значительной степени способствует развитию социальных навыков, таких как чувствительность к чужой точке зрения, изучение правил разговора и поведения, соответствующего возрасту. Более половины детей, направленных в связи с эмоциональными поведенческими проблемами, не имеют друзей или испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками… Друзья также оказывают сильное влияние на положительную и отрицательную успеваемость ребенка в школе, а также могут способствовать или препятствовать девиантному поведению. По сравнению с детьми, у которых нет друзей, дети с «хорошими» друзьями имеют более высокую самооценку, ведут себя более социально, могут справляться с жизненными стрессами и переходными периодами, а также меньше подвергаются виктимизации со стороны сверстников».
Даже дружеские отношения в дошкольном возрасте помогают развивать социальные и эмоциональные навыки, укрепляют чувство сопричастности и снижают уровень стресса. Огромную пользу социальных связей в раннем детстве просто нельзя игнорировать!
Вот несколько способов, которыми родители могут помочь своим малышам развить позитивные, здоровые и полезные отношения:
- Демонстрация хороших навыков дружбы
- Поощряйте дружбу, которая важна для вашего ребенка
- Настроить игровые свидания
- Уважайте личность и интересы вашего ребенка
- Подчеркните важность оставаться на связи
- Спросите, кто является друзьями вашего ребенка в школе и детском саду
- Помогите ребенку развить навыки решения проблем и разрешения конфликтов
- Проявление сочувствия, сочувствия и уважения к детям
- Поощряйте вашего ребенка заводить новые дружеские отношения и поддерживать существующие
- Поговорите со своим ребенком о том, когда уместно или необходимо прекратить дружбу и как сделать это уважительно
- Поговорите о запугивании и доброте
В целом, чем больше вы говорите со своим ребенком о том, как стать хорошим другом, тем больше хороших друзей у него будет. Навыки, приобретенные благодаря социальным связям в раннем детстве, важны не только для текущих дружеских отношений, но и для будущих отношений вашего ребенка.
Подростковый возрастКогда дети переходят в подростковый возраст, они начинают проводить меньше времени со своими родителями, братьями и сестрами и больше времени в социальной среде. В результате дружба со сверстниками становится все более важным источником социальных связей, а характеристики социальных отношений молодежи имеют большое значение для психологии развития. Именно в подростковом возрасте взаимодействие со сверстниками, возможно, имеет наибольшее значение для социального и поведенческого функционирования людей.
Когда у подростка крепкие дружеские отношения, он может пожинать плоды. Позитивная дружба дает молодежи поддержку, товарищеские отношения и чувство сопричастности. Они предлагают возможности для развития социальных навыков. Например, подростки учатся сотрудничать с другими, эффективно общаться, разрешать конфликты и сопротивляться негативному давлению сверстников (которое может либо препятствовать здоровому поведению, либо укреплять его).
Данные также свидетельствуют о том, что позитивная дружба в подростковом возрасте может заложить основу для успешных отношений во взрослом возрасте (включая романтические отношения). Ваши дети учатся создавать, поддерживать и прекращать отношения, и при этом они могут практиковаться в том, чтобы быть честными, сострадательными и заслуживающими доверия. По мере того как они развивают свою собственную идентичность по отношению к окружающему миру, здоровая дружба дает молодежи поддержку, товарищеские отношения и чувство принадлежности. Подростки, поддерживающие дружеские отношения, также с большей вероятностью будут хорошо учиться в школе и будут лучше подготовлены к тому, чтобы справляться с жизненными трудностями и преодолевать их. Отношения со сверстниками особенно важны в трудные времена, поскольку они дают чувство принадлежности и избавляют от депрессии, беспокойства и стресса. Чувство близости в дружеских отношениях неразрывно связано с повышенной устойчивостью.
В целом подростковый возраст — это период быстрых изменений. Мало того, что тела ваших детей растут и меняются, они также развиваются социально и эмоционально. Дружба становится более сложной, поскольку подростки рассматривают ее более абстрактно, через отношения обмена «давать и брать», а также через настоящую систему социальной поддержки. Как для девочек, так и для мальчиков дружба в подростковом возрасте гораздо более эмоциональна, чем всего несколько лет назад. Из-за этого отношения со сверстниками также являются распространенным источником стресса и беспокойства.
Давление со стороны сверстников может иметь негативное влияние на человека, например, когда оно убеждает вашего ребенка попробовать курить или пить. Вот несколько советов (адаптированные исследователями Кливлендской клиники), которые помогут уменьшить негативное влияние давления сверстников на социальные взаимодействия подростков: поощряйте своих детей быть открытыми с вами и иметь честное общение.
Кроме того, лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка и его социальных связей в подростковом возрасте, — это поощрять его способности, сильные стороны, индивидуальность и чувство собственного достоинства. Поступая так, они не будут подвержены чужому влиянию. Кроме того, развитие положительного образа самого себя жизненно важно для позитивных отношений, когда ваш ребенок переходит от подростка к молодому взрослому. Вот несколько практических вещей, которые вы можете сделать, чтобы повысить самооценку вашего подростка:
- Каждый день подбадривайте своего ребенка. Очень важно признавать и признавать то, что ваш ребенок делает правильно, а не только его ошибки. Подтверждайте их чаще! Выявление их талантов и успехов поможет вашему подростку научиться сосредотачиваться на своих сильных сторонах.
- С другой стороны, обязательно давайте конструктивную критику. Обратная связь необходима для роста. Будьте готовы к трудным разговорам и старайтесь делать это с изяществом.
- Позвольте подростку совершать ошибки. Чрезмерная защита или принятие решений за подростков не только может быть воспринято как неверие в свои способности, но и не позволяет расти их уверенности. Иногда наши лучшие уроки извлекаются из неудач. Самое безопасное время и место для неудачи должно быть, пока они все еще находятся под вашей опекой как их родители.
- Инициируйте разговоры о самооценке, идентичности, достоинстве и представлении о себе, а также о том, почему эти вещи важны.
В целом, доктор Брюс Перри, детский психиатр, сказал об этом лучше всего, заявив в исследовании:
«Чем больше у ребенка здоровых отношений, тем больше вероятность, что он оправится от травмы и будет процветать. Отношения — это агенты перемен, и самая мощная терапия — это человеческая любовь».
Независимо от того, на какой стадии развития находится ваш ребенок, поощрение социальных связей очень важно для его нынешнего и будущего благополучия и психического здоровья. Любовные отношения действительно имеют большое значение в жизни ребенка, и, как родители, мы должны помнить, что этот тип любви начинается дома.
ИСТОЧНИКИ:https://www.mentalhelp.net/articles/infancy-emotional-and-social-development-social-connections/
https://www.ncbi.nlm.nih. gov/pmc/articles/PMC5330336/
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5330336/#CIT0006
https://raisingchildren.net.au/preschoolers/play-learning/ Руководство по активной игре/грубой игре
https://hvparent.