Сенсорное развитие ребёнка это: Cенсорное развитие детей раннего возраста

Что такое сенсорное развитие детей и какие игры использовать для развития сенсорики

Предпосылка к успешному обучению

Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.

Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.

На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.

Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.

В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:

  • восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
  • восприятие величины;
  • цветовое восприятие;
  • восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
  • временное восприятие;
  • восприятие телесных манипуляций;
  • восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
  • и т.д.

Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.

Роль сенсорного развития для малышей

Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.

В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх. 

Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.

Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.

Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки

Начальные знания и умения малыша в различных сферах складываются в результате наблюдений за характерными признаками предметов и должны использоваться в последующей деятельности.

  1. Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
  2. Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
  3. Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
  4. Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.

Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.

Этапы сенсорного познания

У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.

В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.

Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».

В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.

Игры, используемые для тренировки

В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».

Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.

Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.

Сенсорное развитие ребёнка | ДС № 131 «Ветерок» Курган

Ранний возраст —  важный этап в развитии ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень. Это благоприятный возраст для развития сенсорного восприятия, накопления представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам.

Наша задача – научить детей точно, полно и рсчлененно воспринимать предметы, их разнообразные свойства. Психологические исследования показывают, что без целенаправленного воздействия восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений.
А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в период раннего детства.
Цель сенсорного воспитания детей раннего возраста – обеспечение полноценного сенсорного развития, т. е. совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Задачи сенсорного воспитания у детей раннего возраста:
•    Накопление представлений о цвете, форме, величине и других свойствах предметов;
•    Развитие понимания понятий: «цвет», «форма», «величина», «такой же», «не такой»;
•    Формирование умения учитывать постоянные признаки предметов (цвет, форма, размер и т. д.) при выполнении различных действий с ними;
•    Повышение уровня знаний родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей раннего возраста;

Для решения поставленной цели в нашей группе имеется сенсомоторный уголок «Волшебный островок», т. к. здесь очень много интересных, занимательных игр и игрушек. При организации сенсомоторного уголка мы уделили внимание, в силу возрастных особенностей наших детей, пособиям на развитие зрительного восприятия: пособия для развития восприятия цвета, формы, размера, наблюдательности, зрительной памяти, внимания, концентрации взгляда, зрительно-моторной координации. Также здесь имеются игры на развитие мелкой моторики: конструкторы и мозаики различных видов, пазлы и т.д.

С помощью упражнений в сенсомоторном уголке, мы помогаем детям взглянуть на окружающий мир с точки зрения тактильного изучения форм, «рождения» образов и как следствие это ведет к развитию творческих способностей и проявлений детей.
При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе мы учитывали дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделяем подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей.

  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  •  

Посмотреть галерею можно по адресу:
https://xn--131—83dr2c0ay3a. xn—-ctbhc1cos.xn--p1ai/archive/item/11132-sensornoe-razvitie-rebjonka#sigProIdb8113da682

Как развивается сенсорная система вашего ребенка

АВТОР: Кэсси Кристиансон

Что такое сенсорное развитие? В целом это относится к созреванию пяти привычных чувств: слуха, обоняния, вкуса, осязания и зрения. Это также связано с тем, как нервная система вашего младенца или ребенка получает информацию от этих органов чувств, а затем формирует соответствующую двигательную или поведенческую реакцию. Это известно как сенсорная обработка или сенсорная интеграция.

Помимо организации ввода от пяти основных органов чувств, сенсорная обработка также фокусируется на ощущении движения. Ваш малыш исследует и познает мир с помощью своих органов чувств. Младенцы рождаются с почти полностью развитыми органами чувств. Но некоторые тонкие изменения происходят к концу второго года жизни ребенка.

Проблема только с одной сенсорной системой может сильно повлиять на общее состояние здоровья и развитие вашего ребенка. Например, когда слух ребенка не является оптимальным и остается нескорректированным, его речевое и языковое развитие, общение и обучение могут задерживаться. Вы захотите понять, как развиваются сенсорные системы вашего ребенка. И обращайте внимание на любые признаки беспокойства. Это поможет вашему ребенку полностью раскрыть свой потенциал.

Каких изменений я могу ожидать в сенсорном развитии моего ребенка?

Полезно следить за этими изменениями в сенсорном развитии вашего ребенка.

  • Слух : Новорожденные не слышат некоторые очень тихие звуки. Но, в большинстве своем, слух у них уже хорошо развит. Примерно через три месяца она покажет вам, что слышит звук, повернув голову в направлении звука. К четырем-восьми месяцам она будет слышать весь диапазон звуковых частот.
  • Запах : Обоняние новорожденного настолько острое, что он уже может отличить запах молока своей матери от запаха молока другой матери. Исследователи провели эксперименты, в которых две прокладки для груди (одна от матери младенца, другая от другой кормящей матери) помещались по бокам головы новорожденных. Младенцы уверенно повернулись к грудной клетке своих матерей. Примерно к пяти годам ваш ребенок может определять некоторые продукты по запаху.
  • Вкус : Новорожденный может различать сладкий, соленый, кислый и горький вкусы. Она отдает предпочтение сладкому вкусу, например грудному молоку, а позже — соленому. Ваш ребенок достигнет полной чувствительности к вкусу в возрасте от 12 до 19 месяцев.
  • Прикосновение : Термин «прикосновение» здесь используется для описания всех физических ощущений, которые можно ощущать через кожу. Осязание на самом деле не одно чувство, а несколько. В коже есть отдельные нервы, которые регистрируют тепло, холод, давление, боль и прикосновение. При рождении или вскоре после этого ваш ребенок может различать горячие и холодные температуры и чувствовать боль. Руки и рот вашего ребенка особенно чувствительны к прикосновениям. В возрасте от одного до девяти месяцев она сможет различать текстуры рук и рта. В дошкольном возрасте она сможет различать размеры и формы на ощупь.
  • Зрение: Новорожденные могут фокусироваться на объектах на расстоянии от 8 до 15 дюймов. К одному месяцу она будет видеть на расстоянии около трех футов. При рождении у нее ограниченное цветовое зрение. Но к двум месяцам она уже может различать основные цвета. Она достигнет полного цветового зрения в возрасте от четырех до семи месяцев. Восприятие глубины развивается между тремя и семью месяцами. Он достигнет полной взрослой остроты зрения (20/25) на втором году жизни.
  • Сенсорная обработка : Учитывая всю сенсорную информацию, которую может воспринять новорожденный, он должен начать развивать свои навыки обработки и научиться использовать поступающую сенсорную информацию, чтобы эффективно воздействовать на окружающую среду. При чрезмерной стимуляции всей этой сенсорной информацией младенцу потребуется помощь, чтобы успокоиться. Когда она повзрослеет, она научится саморегуляция и демонстрация навыков, необходимых для самоуспокоения. В тандеме с улучшением контроля над моторикой ее система будет учиться обрабатывать ощущение движения, исходящее от ее тела через вестибулярные и проприоцептивные нервные рецепторы. По мере взросления она научится использовать все изображения, звуки и другую сенсорную информацию в окружающей среде, чтобы исследовать и узнавать о себе и своем мире.

Сенсорные/социальные навыки: от 2 до 12 лет

Сенсорное развитие связано с нашими органами чувств (зрение, слух, осязание, вкус, обоняние), которые позволяют нам исследовать окружающий мир. Социальные навыки относятся к нашему взаимодействию с другими людьми.

Почему важны социальные навыки и сенсорные навыки?

Социальные навыки помогают детям позитивно взаимодействовать друг с другом, заводить и поддерживать дружеские отношения. Социальные навыки для детей младшего возраста включают понимание того, как относиться к другим. Делиться игрушкой с другими детьми, извиняться, когда об этом просят, и ходить по очереди — важные навыки для взаимодействия с друзьями и сверстниками. По мере взросления детей социальные взаимодействия становятся более сложными. Навыки более позднего детства включают в себя сотрудничество с запросами взрослых, демонстрацию хорошего спортивного мастерства, участие в групповой игре с соблюдением правил и надлежащее начало разговора.

Дети используют свои органы чувств, чтобы исследовать окружающий их мир и пытаться понять его. Они делают это, осязая, пробуя на вкус, обоняя, видя, двигаясь и слыша. Сенсорная игра помогает развитию речи, когнитивному росту, мелкой и крупной моторике, навыкам решения проблем и социальному взаимодействию.

Вот общие рекомендации по сенсорному и социальному развитию детей в возрасте от 2 до 12 лет:

2 года

  • Обращается к себе по имени
  • Некоторое зависимое поведение от опекуна, но прилипчивость снижается
  • Возможность играть в одиночку
  • Присутствуют приступы фрустрации (но не более 6 в день или продолжительностью более 10 минут)
  • Может терпеть различную одежду (не настаивает только на определенной одежде — например, только рубашки с длинными рукавами, бирки должны быть вырезаны из одежды и т. д.)
  • Ест разнообразную пищу (не ограничиваясь определенным цветом или текстурой)

3 года

  • Имеет некоторые трудности при переключении между видами деятельности (например, играми в помещении и на улице)
  • Участвует в интерактивных играх, по очереди играя с другими

6-8 лет

  • Стремление осваивать новые навыки и выполнять задачи
  • Может делиться с другими и преуспевать в групповых занятиях
  • Способен справляться с групповыми ситуациями (например, стоять в очереди), не реагируя агрессивно на прикосновения
  • Способен оставаться на месте (не ерзать все время)
  • Любит играть на игровой площадке (не кажется испуганным, когда ноги отрываются от земли)
  • Удобный переход между действиями
  • Кажется организованным в рабочем/игровом пространстве (не всегда теряет вещи)
  • Уровень двигательных навыков аналогичен уровню интеллекта
  • Возможность работы в шумной среде

9-12 лет

  • Считать себя личностями, при этом тратя время и энергию на отношения со сверстниками

Занятия, помогающие развитию сенсорики и навыков у маленьких детей

Вы можете помочь своему маленькому ребенку развить сенсорные навыки следующим образом:

Преднамеренно… Важно предоставить ребенку возможность исследовать различные текстуры, вкусы и запахи. . Добавьте новый продукт в свой список покупок для вашего ребенка, чтобы помочь вам приготовить его на кухне и попробовать во время еды. Совершите прогулку на природе и соберите «сокровища», такие как листья, ветки, цветы и камни. Играйте в «Твистер» или «Саймон говорит», чтобы побудить вашего ребенка принять новое положение тела и головы.

Расскажите об этом… Разговор о том, как предметы пахнут, ощущаются на вкус или на ощупь, помогает вашему ребенку лучше познакомиться с различными органами чувств в окружающем мире. Повседневная деятельность полна чувств, нам просто нужно обратить на это внимание! Поговорите о том, каким пушистым кажется полотенце во время купания, какой холодной бывает вода, когда вы моете руки, или как хрустят картофельные чипсы во рту.

Вы можете помочь своему ребенку развить социальные навыки по телефону:

Вовлечение… Подавать пример! Моделирование хода, соблюдение правил в игре и способ проигрыша, как у спортсмена, могут иметь большое значение для развития у ребенка социальных навыков. Используйте игры, в которых есть центральный инструмент или предмет, например игральные кости или спиннер, чтобы создать естественную структуру для чередования. Намеренно выигрывайте и проигрывайте во время игры, чтобы показать ребенку, как реагировать на разочарование и успех.

Думайте вне дома… Из-за закрытий, отмен и перехода в виртуальное направление этот год был непростым, чтобы предложить детям личное общение с другими. Если позволяют ограничения и состояние здоровья, ищите возможности общаться с детьми того же возраста на игровой площадке, в спортивных командах, а также в церковных или общественных группах. Подумайте о том, чтобы узнать, что ваш местный общественный центр или YMCA предлагает в связи с уходом за детьми или лагерями. Проведение времени с другими детьми важно для развития и укрепления социальных навыков и компетентности.

Что делать, если меня беспокоит развитие сенсорных и социальных навыков моего ребенка?

Если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка или ваш ребенок регулярно пропускает этапы развития, эрготерапевты могут оценить развитие и решить проблемы. Если вас беспокоит развитие сенсомоторных или социальных навыков у вашего ребенка, врач или терапевт может помочь с оценкой.

Наши эрготерапевты помогают решать проблемы, связанные с когнитивными, повседневными, двигательными, сенсорными процессами, развитием социальных и зрительных/перцептивных навыков. Примечание. Трудотерапия занимается проблемами, связанными с когнитивными, бытовыми, моторными, сенсорными процессами, развитием социальных и визуальных/перцептивных навыков.

Чтобы записаться на прием к детскому терапевту, позвоните по одному из следующих телефонов:

  • Bon Air Therapy Center 804-323-9060
  • Кампус Брук Роуд 804-228-5818 
  • Терапевтический центр Фредериксбурга 540-891-4485 
  • Терапевтический центр Глена Аллена 804-273-6656 
  • Петербургский терапевтический центр 804-733-7233
  • Стаффордский терапевтический центр 540-659-7337

Информация предоставлена ​​Салли Тидман, OT/L, директором службы терапии, Мелани Кох, эрготерапевтом, и Сарой Филлипс, эрготерапевтом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *