Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Каждый ребенок по своей природе — творец и экспериментатор. Формирование многогранной и целостной личности невозможно без развития творческих способностей. У детей они находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются самостоятельно. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно разбудить их.
Что такое творческие способности и зачем их развивать?
Творчеством называется процесс создания человеком чего-то принципиально нового, оригинального, уникального. Творческие способности выражаются в умении человека находить особый взгляд на привычное и повседневное. Они в какой-то степени зависят от психофизиологических особенностей человека, однако не являются врожденными. Их развитие обусловлено активной интеллектуальной деятельностью человека.
Одной из важных задач педагогики является формирование творческой личности. Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, людях, способных к творческой деятельности.
К творческим способностям относят:
- воображение,
- образное мышление,
- интуицию,
- фантазию,
- восприятие,
- инициативность,
- любопытство,
- возможность применить теоретические знания на практике.
Творческие способности важны, поэтому формировать их необходимо с раннего детства. Часто родители отдают предпочтение развитию интеллекта ребенка, логики и памяти, но забывают про творческий потенциал. Это большая ошибка. Творческое и логическое мышление не противопоставляются, а дополняют друг друга.
Такие занятия комплексно воздействуют на ребенка. Они способствуют развитию наблюдательности, воображения, мышления, памяти, эмоционального интеллекта. Процесс дальнейшего школьного обучения будет намного эффективнее, если применить к нему креативность. Поэтому творческое развитие не менее важно, чем интеллектуальное и физическое.
Условия для развития творческих способностей
Чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо соблюдать определенные условия:
- Правильное и своевременное физическое развитие ребенка.
- Включение ребенка в творческую деятельность как можно с более раннего возраста.
- Создание обстановки, которая будет стимулировать творческую активность — эмоциональный комфорт в семье или коллективе, атмосфера творческого поиска. Поддерживание любых начинаний ребенка.
- Развитие детей дошкольного возраста должно происходить только в игровой форме. Занятия не должны превращаться в скучные уроки.
- Разнообразная деятельность для получения результата — создания нового продукта.
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способах и материалах, продолжительности занятий, их чередовании.
- Регулярный и системный характер занятий.
- Своевременная, но дозированная помощь со стороны взрослых при возникающих трудностях и тупиковых ситуациях.
- Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поддерживать при возможных неудачах, проявлять сочувствие и терпение.
Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста активно вовлекается в творческую деятельность. В ней он и ведомый взрослым, и пробует свои силы самостоятельно. Это требует творческого воображения, координации своих действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственности.
Дети этого возраста очень любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, их мышление не связано стереотипами. Родители, поощряя это, давая детям знания, привлекая их к разным занятиям, способствуют обогащению опыта. А это является предпосылкой для будущей творческой деятельности.
Развитие творческих способностей с возрастом
Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала детей.
Младший дошкольный возраст
1-2 года. Малыши этого возраста часто проявляют интерес к музыке — двигаются под музыку, улавливают ее ритм. Художественное творчество также их увлекает. Они учатся держать в руке карандаш, пробуют разные материалы и приемы, много экспериментируют.
3-4 года. В этот период проявляется пик творческой активности у детей. Они уже много знают и умеют. В их рисунках появляются узнаваемые предметы. По-прежнему следуют за взрослым, но могут проявлять инициативу, придумывать и фантазировать.
Старший дошкольный возраст
5-6 лет. Занятия для детей этого возраста можно уже усложнять самыми разнообразными новыми заданиями. Старшие дошкольники уже могут достаточно долго работать над задачей, действовать самостоятельно, адекватно справляться с неудачами, добиваться нужно результата.
Младший школьный возраст
7-8 лет. В этом возрасте начинается уже более серьёзная творческая деятельность — рисование, музыка, театр. И в каждой области ребёнок сможет себя проявлять. Хотя возможно, что лидировать будет одна, к которой у него имеются природные задатки. Также в младшем школьном возрасте проявляется детское техническое творчество. Дети уже накопили определенный опыт, позволяющий им экспериментировать и создавать новое.
Лучшим периодом для развития творчества является дошкольный возраст. Стоит начинать развивать творческие способности детей как можно раньше.
Как развивать творческие способности дошкольников?
Существует много методов развития творческих способностей детей. Беседы об окружающем мире, обо всем, что происходит вокруг, ответы на интересующие вопросы — все это могут использовать родители ежедневно. Развивающие игры, мозаики и конструкторы должны быть у каждого ребенка. Стоит заниматься с малышом рисованием, лепкой, читать книги и слушать музыкальные произведения. Перечисленные занятия не только развлекут, но и принесут большую пользу.
Игры и упражнения для развития творческих способностей
На что похожа фигура?
Игра для детей 5-6 лет. Развивает творческое воображение, умение создавать образы, отбирать наиболее креативные из них, умение замечать признаки предметов. Взрослый предлагает несколько картинок, на которых изображены абстрактные фигуры. Дети думают, что они напоминают.
Поощряются все варианты, но отмечаются особенно оригинальные. Если у ребенка нет вариантов, можно подсказать ему посмотреть на картинку под иным ракурсом, закрыть часть ее и т. д. Способность увидеть предметы в абстрактных изображениях говорит о высоком уровне развития воображения у ребенка.
Сочиняем историю
Игра для детей от 5 лет. Ведущий начинает рассказывать историю с фразы «Жили-были…», а дальше в игру включаются остальные. По очереди они добавляют по одному осмысленному предложению и продолжают историю. Ведущий направляет развитие рассказа. Перед началом игры следует побудить детей фантазировать, подсказать идею использования героев сказок, книг, мультфильмов. В итоге ведущий пересказывает полностью всю историю.
Мозаика из зерен, семян
Игра подходит для детей с 3 лет и до младшего школьного возраста. Развивает творческое и образное мышление, мелкую моторику, умение моделировать целостный образ из деталей, частей. Необходимо подготовить набор из различных зерен и семян в достаточном количестве. Детям предлагается выложить любое изображение — домик, цветок, животное и т. д.
Важно не давать подсказки, а позволить им, проявив фантазию, сделать это самостоятельно. Если играет несколько детей, то можно сделать большую совместную картину.
Волшебные кляксы
Игра для детей от 3-4 лет. Развивает воображение и фантазию, умение видеть образы. Взрослый изготавливает несколько клякс: в центр листа выливает немного чернил или туши и складывает лист пополам. На развернутом листе получится симметричная клякса. Дети озвучивают, что они видят в кляксе (целой либо отдельных ее частях).
Три предмета
Игра для детей от 5-6 лет. Развивает воображение, мышление. Взрослый подготавливает карточки с записанной на них парой признаков предметов. Можно обойтись без карточек и просто их называть вслух. Например: теплый и пушистый, сладкий и мягкий, твердый и тяжелый и т. д. Дети должны подумать и назвать по три предмета, соответствующие указанным признакам. Теплый и пушистый может быть плед, кот, мягкая игрушка.
У кого какой характер?
Игра для детей от 4 лет. Развивает воображение, умение различать эмоции. Взрослый раздает детям картинки с изображением различных неодушевленных предметов. Например: молоток, подушка, карандаш. С детьми обсуждается, какой характер могут иметь эти предметы? Может ли меняться их характер, в зависимости от того, в чьих руках они находятся? Детям предлагают описать, как работает печальный и веселый молоток, ленивый и трудолюбивый карандаш.
Идеи развития творческих способностей
Изобразительная деятельность
С самого маленького возраста можно давать детям мелки, карандаши, краски. Предмет, оставляющий след на поверхности, завораживает их и побуждает к экспериментам. С 3-4 лет рисование приобретает осмысленные черты. Ребенок стремится изобразить мир вокруг. С возрастом и приобретением опыта, его навыки совершенствуются.
Лепка
Занятия лепкой способствуют развитию образного мышления, зрительного восприятия, памяти, навыков ручного труда, формирует чувство прекрасного, умение видеть красивое в обычном. Еще лепка связана с игрой — ведущей деятельностью дошкольников. Выполненная фигурка объемная и стимулирует детей к игровой деятельности с ней. Хорошо использовать для лепки разные материалы — пластилин, глину, тесто, бумажную массу. Каждый из них имеет разную текстуру и свойства.
Аппликация
В основе аппликации лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Закрепляться детали также могут различными способами — клеем, нитками и т. д. Своеобразие аппликации — в характере изображения и в технике исполнения. Изображение тут более условное, чем в рисунке, обобщенной формы, практически без деталей. Занятия аппликацией развивают чувства цвета, ритма, симметрии. Так формируется художественный вкус. Параллельно дети приучаются к плановой организации работы.
Нетрадиционное рисование
Дошкольники вначале приобретают простейшие умения и навыки рисования традиционными красками, карандашами и т. д. А взрослея, они начинают искать новые приемы отражения окружающего мира. В этот момент взрослый может познакомить их с интересными нетрадиционными техниками рисования.
В ход идут парафиновые свечи, ватные палочки, зубные щетки, расчески, нитки и прочие бытовые предметы. Такие занятия помогают в снятии детских страхов, обретению веры в себя, внутренней гармонии. Владея разными техниками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора.
Музыка
Способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает формированию навыков для будущего обучения в школе. Прослушивание музыки в раннем возрасте помогает детям выражать свои эмоции и делиться чувствами. Слушая музыку, ребенок учится ее интерпретировать и понимать, в процесс активно включается воображение.
Малышам с самого раннего возраста полезно слушать музыку — детские песенки, танцевальные мелодии, классику. Дети постарше учатся двигаться под музыку. Большой интерес у малышей вызывают музыкальные сказки. Это могут быть аудиозаписи и музыкальные мультфильмы. Дети быстро запоминают песенки, что способствует развитию памяти, речи.
Театрализованная деятельность
Перевоплощаясь в тех или иных персонажей, ребенок знакомится с разными сторонами жизни и подготавливается к новым ситуациям, которые могут встретиться в жизни. В театральном действии он может перевоплотиться в кого угодно, стать деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом и т. д. Это развивает интеллект, умение сопереживать и понимать другого, раскрывает новые таланты и способности.
Чтение и литературное творчество
Книги дарят полет фантазии, развивают воображение, речь. Детских произведений очень много. Они должны быть подобраны по возрасту и интересам ребенка. Важно знакомить ребенка с разными жанрами —сказками, стихами, рассказами. Можно разыгрывать по ролям сценки из книг, находить рифмы, сочинять простые стишки и песенки. Это развивает творческий потенциал ребенка.
Дошкольное детство — наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Регулярно занимаясь с ребенком, предоставляя ему комфортную психологическую обстановку, достаточно свободы, материалов для творчества, подавая идеи и ненавязчиво направляя, заботливые родители делают большой вклад в его будущее, открывают для него много возможностей реализации.
Тренажер для развития мышления
Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
Простые идеи развития творческих способностей
Простые идеи развития творческих способностейОдин раз в месяц мы присылаем статьи на почту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности
Развитие творческих способностей — неотъемлемая часть самосовершенствования креативного человека. Здесь собраны простые способы развития творческого мышления и восприятия окружения.
Считать себя творческим человеком
Играть
Выйти прогуляться
Смотреть вокруг
Делать перерывы
и быть довольным собой
Филипп Зимбардо
Психолог, профессор Стэнфорда
Чтобы что-то изменить, нужно учиться отклоняться от общепринятых норм — потому что придется всегда идти против мнения большинства.
Хвалить себя каждый раз, когда что-то получается
Измерить в уме дистанцию или промежуток времени
Пройти путем, которым вы никогда не ходили
Дэвид и Том Келли
Дизайнеры, основатели компании IDEO и школы d.school
Думайте как путешественник. Как гость в чужой стране пытайтесь по-новому взглянуть на свое окружение, забыв о его привычности. Испытывайте на себе воздействие новых идей и впечатлений.
Искать картинки в мозаиках, узорах, текстурах, облаках
Попробовать сделать что-то, что вы никогда не делали
Сделать упражнение на развитие творческих способностей
Альберт Эйнштейн
Физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года
Самые важные проблемы, с которыми мы сталкиваемся, не могут быть решены на том же уровне мышления, на котором мы были, когда создавали их.
Начать собирать коллекцию (чего угодно)
Посмотреть научно-популярный или фантастический фильм
Изменить привычный способ, которым вы делаете вещи
Нет рутинных задач, есть рутинные способы их делать
Использовать цвет, который вам не нравится
Кен Робинсон
Преподаватель, автор книг и советник по вопросам развития творческого мышления
Творчество важно так же, как грамотность.
Подумать о том, как изобрели предмет, которым вы пользуетесь
Выписать 10 вещей, которые невозможно сделать
А затем вообразить, как вы делаете их одно за другим
На каждую плохую вещь, которая произошла с вами, вспоминайте хотя бы три хорошие
Прочитать то, что еще не читали
Тони Бьюзен
Психолог, автор креативной методики Mind Maps (карт мышления)
Чтение для мозга — все равно что физические упражнения для тела.
Подружиться с кем-то из другой части планеты
Когда появляется идея, запишите ее
Позже проверьте, воплотилась ли она в жизнь
Создать связь между спортом и работой
Попробовать еду, которую никогда раньше не пробовали
Поговорить с бабушкой и дедушкой, послушать их истории
Мэтт Каттс
Инженер поиска в Google
Вспомните о чем-то, что вы всегда хотели изменить в жизни, и делайте это ежедневно в течение 30 дней. Маленькие разумные изменения легче входят в привычку.
Неправильно ответить на вопрос
Найти связи между людьми, вещами, идеями и фактами
Попросить ребенка сделать что-то и понаблюдать за его творческим процессом
Творчество рулит миром!
Оригинальная инфографика: thumbnails-visually.netdna-ssl.com
Перевод: Варя Гурова
Иллюстрации, дизайн и верстка: Юлия Засс
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
Читайте также:
Как делать красивые статьи на Тильде
Что такое UX дизайн?
Путешествия и дизайн: 10 причин съездить в Будапешт
25 онлайн-курсов по веб и UX дизайну и программированию — подборка
24 лекции TED для дизайнеров — подборка
Как стать дизайнером — 3 составляющие профессии дизайнера
Флэт (flat) дизайн: лучшие практики плоского дизайна
Белое пространство: способы вёрстки контента на сайте
Обучение веб дизайну: 70+ лучших ресурсов о веб-дизайне
37 лонгридов с отличным дизайном
27 документальных фильмов для дизайнеров
Необходимый минимум книг для дизайнеров
Показать больше |
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА, определение креативности, секреты креативности, как стать более креативным, обучение креативности онлайн (бесплатный электронный тренер Вадима Котельникова, инновационный университет, инновационность, великий новатор, личное творчество)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА, определение креативности, секреты креативности, как к быть более креативным, учась творчеству онлайн (бесплатный электронный тренер от Вадима Котельников, инновационный университет, инновационность, великий инноватор, персональный креативность)
По: Вадим Котельников, Основатель Innovarity бесплатно онлайн Инновация Университет! «Не пытайся быть следующим. Вместо этого попробуй быть другой, чейнджер, новый.» ~ Сет Годин Еще цитаты о творчестве
|
Творческое развитие детей 3-5 лет
Мир дошкольника — мир воображения и волшебства. Для многих детей их творческие способности достигают своего пика в возрасте до шести лет, после чего они начинают снижаться с началом формального школьного обучения и стремлением к конформизму. Тем не менее, поддержка творческих способностей вашего ребенка в дошкольном возрасте закладывает основу для его дальнейшего развития в последующие годы.
К трем годам дети официально вступают в предоперационный период Пиаже, отличительной чертой которого является способность использовать символы и репрезентативное мышление (например, иметь одну вещь — слово, рисунок или предмет) для представления чего-то другого ( например, такие как буквы «лошадь» или изображение лошади, или даже палка с носком на ней, все это представляет настоящую лошадь). Трехлетний ребенок обнаруживает, что может размещать кубики в аранжировке или чертить линии на бумаге таким образом, чтобы представлять объект или действие. Его мелкая моторика достаточно развита, чтобы он мог управлять письменными принадлежностями или манипулировать предметами с большей точностью, что еще больше развивается в дошкольном возрасте. Дети этого возраста начинают творить намеренно — целенаправленно рисуя монстра или цветок. К 5 годам многие дети добавляют детали и комментируют словами и рассказанными историями.
С этими новообретенными изобразительными способностями детское воображение становится безграничным! Они любят воображаемые игры и имеют естественную склонность фантазировать, экспериментировать и исследовать. Они очарованы магией и изо всех сил пытаются отличить фантазию от реальности. Однако их творческий порыв пробуждает желание учиться и поддерживает интеллектуальное развитие по всем предметам. Таким образом, это идеальное время для поддержки развития дивергентного мышления, когда дети генерируют уникальные решения и устанавливают новые связи, не привязываясь к «единственному» правильному ответу или способу ведения дел (конвергентное мышление). Поддержка дивергентного мышления означает обеспечение деятельности, которая позволяет ребенку уместно исследовать, размышлять, удивляться, любопытствовать и даже поддерживать замешательство. Дивергентное мышление и, следовательно, творчество и творческое решение проблем — это больше, чем искусство — это мышление, предсказание, воображение и творчество. Попробуйте некоторые из этих менее стандартных способов развить творческие способности вашего ребенка.
Способы развития творчества:
- Поощряйте творческое решение проблем : Задавайте ребенку открытые вопросы, в которых нет правильных или неправильных ответов. Поощряйте ее рассказывать вам, почему она думает именно так (стимулируя творческие способности, познание и развитие речи). Например: «Что могло бы случиться, если бы собаки могли говорить?» или «Вы бы предпочли без носа или без глаз, и почему?» Принимайте любой ответ как «достаточно», но предложите ребенку пойти дальше, задавая больше вопросов или любопытных вещей, которые вдохновляют его ответы. Вы можете стимулировать решение проблем без слов с помощью этого забавного приложения: Cut the Rope Lite: выясните, как накормить своего парня-капли конфетами.
- Обеспечьте ребенку ряд занятий , чтобы он заложил основу знаний (например, ходите в музеи, посещайте библиотеки и исследуйте разные районы вашего города).
- Предложите ребенку создать : дайте ему список вещей, которые нужно найти (например, что-то, что имеет цвет, 2 гладких предмета, 4 предмета с приятным запахом), а затем используйте их в творении. Имейте в наличии перерабатываемые материалы (например, коробки для яиц, картонные коробки и т. д.), которые можно использовать для реализации проектов. Беспокоитесь о беспорядке? Как насчет онлайн-проекта, в котором ваш ребенок может использовать виртуальную фольгу, макароны, пуговицы и т. д. «Раскрашивайте» клеем, «посыпайте» блестками, добавляйте виртуальные листочки или «комкайте» бумагу — нажмите на БАПОК посуды, и вы увидите невероятные масса вариантов!
- Нарушайте правила : Предложите ребенку делать что-то по-другому. Несколько идей для размышления:
- Вместо того, чтобы играть в настольную игру по правилам, посмотрите, сможет ли ваш ребенок придумать свои собственные!
- Устроить пикник зимой в купальниках.
- Посмотрите, сколько различных способов использования скрепки или рулона бумажных полотенец может придумать ваш ребенок.
- Вместо обычных красок смешайте (безопасные) специи с растительным маслом. Попробуйте куркуму (реагирует на черный свет!), перец (цвет) и укроп (запах) на акварельной бумаге (она толще, но положите газету).
- Добавьте соль в краску или бобы в пластилин.
- Предложите ребенку составить алфавит из ниток лакрицы, макарон с макаронами или макарон с буквами.
- Возродите интерес к забытой страсти: положите ватные шарики на заброшенные железнодорожные пути и объявите лавину! Предложите своему ребенку помочь потушить «огонь» (красная, оранжевая и желтая папиросная бумага) на крыше кукольного домика. Вовлечение ее мышления и решения проблем таким образом не только зажжет ее творческий потенциал, но и будет стимулировать знакомую игру в новых направлениях.
- Широкий выбор инструментов с открытым концом :
- куклы
- фигурки животных
- наборы инструментов или наборы врачей
- автомобилей
- человек
- блоков
- нарядная одежда (может быть полотенце, которое становится юбкой!)
- пластилин, пластилин, ершики для труб, краски, мел, различные письменные принадлежности,
- Позвольте себе беспорядок , позвольте себе время! Творчество по определению беспорядочно. Чем больше разрешений у вашего ребенка и чем больше у него свободного времени для этого, тем больше у него пространства для исследований, экспериментов и творчества.
- Дополнительные виртуальных опций см.:
- My Oats: виртуальный спирограф! Чтобы найти более удобную для детей версию, посетите этот сайт.
- Простой интерфейс «рисования». Нажмите «анимировать», когда ваш ребенок закончит, и пусть он увидит фильм о том, как он создал свое произведение искусства!
- Приложения GlowFree, Doodle Buddy или Paint Sparkles Draw: простая навигация и увлекательное создание… да! Приложение
- Squiggles: простое забавное приложение, которое поощряет каракули вашего ребенка становиться чем-то большим.
- Поощряйте изобретательность в рассказывании историй : Предложите ребенку рисовать к рассказываемым историям или высмеивать его произведения искусства. Для любимой сказки поменяйте местами. Сделайте главным героем медведя вместо Златовласки или сделайте так, чтобы действие происходило на корабле, а не в лесу.
- Приложение Art Maker : создавайте простые слайд-шоу, книги с наклейками, фильмы и книги!
- Предложите ребенку рассказать о своем процессе или о том, что он создает!
- Поддержите «настоящего» в игровой форме: многие дети этого возраста будут просить вас рисовать или писать для них, чтобы это выглядело «правильно». Уважайте это желание, не устанавливая стандартов, которых они не в состоянии достичь. Например, купите творческие резиновые штампы, и пусть ваш ребенок напечатает историю, а затем добавит детали или слова, которые он сможет сделать самостоятельно.
- Сделайте движение креативным : особенно если у вас есть волнистый, попробуйте эти творческие движения:
- Пусть она станет лидером в «Следуй за лидером».
- Пусть она покажет вам, как бы она двигалась, если бы была грустной, злой или радостной. А как насчет фригидности или волдырей? Вы также будете способствовать расширению словарного запаса и социальному развитию!
- Предложите ей выбрать животное, на которое она будет двигаться.