Сенсорное развитие детей раннего возраста
Предпосылка к успешному обучению
Только что рожденный на свет ребенок уже сразу готов взаимодействовать с окружающим миром: он наблюдает за окружающей действительностью, улавливает звуки, чувствует температурные колебания. В переводе с латыни термин сенсорика «sensus» — это восприятие.
Сенсорное восприятие – это знакомство ребенка с особенностью окружающих предметов с помощью чувственных органов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкусовые рецепторы) и дальнейшее формирование индивидуальной картины мира. Ознакомление с действительностью у ребенка происходит с восприятия явлений окружающей среды и свойств предметов, находящихся вокруг нас. На воспринимаемых образах формируется мыслительная деятельность, воображение, запоминание. От целостности восприятия напрямую зависит дальнейшее умственное развитие малыша.
На этапе раннего детства дети особенно восприимчивы к сенсорным воздействиям. Неправильное сенсорное развитие очень трудно, а порой, невозможно, компенсировать.
Сенсорное восприятие — главный источник к познанию и заслуженно считается фундаментом в этой сфере.
В зависимости от воспринимаемых явлений восприятие разделяется на следующие виды:
- восприятие формы: возможно различение предметов ребенком еще до года;
- восприятие величины;
- цветовое восприятие;
- восприятие пространства: происходит через визуальное наблюдение за предметами и за их перемещением, происходящих с ними изменений, пропорций и их положения при движении;
- временное восприятие;
- восприятие телесных манипуляций;
- восприятие звука: происходит через прослушивание музыкальных произведений, человеческой речи, звуков, издаваемых животными.
- и т.д.
Все разновидности восприятия дети усваивают в разном возрасте с опорой на ранее приобретенные знания и представления. Для правильного построения восприятия существует целая система обучающих приемов, опирающихся на психологические закономерности.
Роль сенсорного развития для малышей
Сенсорное развитие ребенка – это усвоение понятий о предметных свойствах (форме, цвете, величине) и формирование восприятия. Оно является основой развития умственных способностей и оказывает прямое воздействие на дальнейшее обучение.
В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать малышу всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх.
Одной из целей сенсорного развития является формирование у малышей определенных эталонов. Формирование правильных эталонов очень важно для дальнейшего обучения. И этот процесс не закончиться детством, а будет продолжаться на протяжении всей нашей жизни. Ведь малышу необходимо не только правильно определять и называть различные свойства предметов, но и иметь знания об их разнообразии и, самое главное, уметь применять эти знания для анализа различных свойств предметов, объектов, явлений в различных ситуациях. Например, цветовым эталоном будут семь цветов радуги, эталон формы – простейшие фигуры.
Важность сенсорного развития неоценима. При правильном обучении необходимо разрабатывать и использовать способы развития восприятия, основной целью которых будет вооружение ребенка культурой сенсорного воспитания.
Развиваемые посредством сенсорики умения и навыки
- Для придания изображаемому предмету в рисовании сходства с настоящим необходимо заметить его цветовые особенности и определить форму.
- Для сооружения конструкции из кубиков требуется исследование образца постройки.
- Умение ориентироваться во внешних свойствах предметов, и характере их изменения дает знания о природных явлениях.
- Получение первоначальных знаний о геометрических формах формирует первоначальные математические представления.
Сенсорное развитие детей раннего возраста позволяет познакомить малыша с основными цветовыми признаками предметов, различая их по форме и величине. Их усвоение дает толчок к формированию способностей к определенным видам творчества.
Этапы сенсорного познания
У детей в период раннего детства формируется определенное качество сенсорной культуры. Отталкиваясь от вышесказанного, сенсорное воспитание выдвигает разные цели для их дальнейшей реализации.
В младенческом возрасте до достижения детьми годовалого возраста, сенсорное воспитание занимает первостепенную позицию и практически может считаться единственным видом воспитания. В это время важно дать малышу первоначальные знания о многообразии внешних явлений, учить заострять внимание на свойствах предметов. Когда малыш учится хватать, выполняя определенные движения, приспособить их к форме предметов, их размеру и расположению. Сенсорное воспитание важно как для развития органолептической деятельности, так и для общего психофизического развития. У младенцев, испытывающих «сенсорное голодание», часто наблюдаются недостатки в развитии.
Когда малышу исполняется год, сенсорные задачи значительно усложняются. Накапливается знание о внешних свойствах предметов. В течение года нужно познакомить малыша с 6-ю цветами (из цветовой гаммы исключаем голубой), а также черным и белым. В игровой форме осуществляем знакомство с геометрическими простыми формами. Постарайтесь, чтобы дети усвоили и начали понимать значение терминов «форма», «цвет» и «такой же».
В период 2-3 года малыш пробует произвести некоторые действия, которые преследуют определенную цель: составить простой узор из элементов мозаики, в хаотической последовательности нарисовать рисунок, соорудить элементарные конструкции из кубиков. Это первые попытки ребенка воссоздать какой-то воображаемый предмет, объект. На первых порах обучения важно, чтобы ребенок обращал внимание на свойства предметов при совершении определенной деятельности. К концу 3-го года при положительной динамике развития ребенок способен находить отличия по цвету, величине, форме, положении в пространстве, находить различия в звучании и тембре голоса, узнавать знакомые мелодии.
Игры, используемые для тренировки
В младенческом возрасте создаются условия, позволяющие малышу непроизвольно следить за предметами яркого цвета (лучше, чтобы они находились в движении). Для развития хватательных движений в свободном доступе должны находиться предметы, различные по форме и размеру. Предложите послушать, как стучит барабан и поет дудочка, дайте ему смять бумагу, погладить и потрогать отличающиеся по структуре материалы и вещи. Ребенок должен усвоить, что шарик может катиться, а кубики можно ставить друг на друга. Предложите малышу игрушки со звуком или сами озвучьте их, играть в игры, сопровождаемые словесно, наподобие «Ладушек» и «Пряток».
Возраст 1-2 года должен сопровождаться такими занятиями, как раскладывание предметов по группам одной формы, проталкивание вкладышей в отверстия определенной формы. Чтобы развивать и закреплять знание цвета, группируйте разноцветные предметы.Для развития представлений о величине поиграйте с матрешками, пирамидами.
Для малыша 2-3 лет полезно приобрести парные картинки, набор геометрических фигурок. Существует множество игр, например «Найди такой же», «Подбери фигуру», «Маленький и большой» и т. д. Использование пособия из магазина необязательно, можно изготовить их вместе с малышом и заниматься с ними.
Консультация для родителей
«Развитие сенсорного восприятия»
Развитие сенсорного восприятия необходимо для умственного развития ребенка. Знание сенсорных эталонов поможет ребенку в обучении в школе.
Вы сталкиваетесь с сенсорными эталонами везде и можете знакомить с ними детей без специально подготовленной среды.
Ребёнок начинает изучать окружающий его мир при помощи восприятия тех или иных явлений, предметов, ощущений. За всё перечисленное отвечают органы чувств (уши, глаза, нос, язык, рецепторы кожи, они служат, как предпосылка для развития осознания окружающего мира с его разнообразием цвета, форм, величин. Но для гармоничного, полноценного, сенсорного развития детей дошкольного возраста необходимо заниматься с малышом с самого рождения.
Чтобы сформировать у ребёнка правильное восприятие окружающего мира, необходимо знакомить его со всем разнообразием сенсорных ощущений, но научить ребёнка обследовать предметы и различать их свойства ещё недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы – сенсорные эталоны.
Сенсорный эталон — это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Эталоны цвета — семь цветов спектра; эталоны формы — геометрические фигуры; эталоны величины — метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия — четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т. д. В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
— является основой для интеллектуального развития;
— упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
— развивает наблюдательность;
— готовит к реальной жизни;
— позитивно влияет на эстетическое чувство;
— является основой для развития воображения;
— развивает внимание;
— дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
— обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
— обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
— влияет на расширение словарного запаса ребенка;
— влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Обеспечивая приток новых ощущений, сенсорное воспитание также способствует общему физическому и психическому развитию малыша. При недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», который приводит к задержкам общего развития.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития, формирования разных навыков. От этого зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей дошкольного возраста выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как пред дошкольники очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нём признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создаёт образ незнакомого предмета.
Развитие зрительного представления
Развитие зрительного восприятия необходимо человеку для того, чтобы правильно ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга (выше — ниже, дальше — ближе, левее — правее, понимать форму объемных предметов. Человек, у которого недостаточно развит зрительный анализ, испытывает трудности при восприятии сюжетных картин, пейзажей.
Если к школьному периоду не сформировались функции зрительного анализа, то в дальнейшем могут возникнуть трудности при письме. Именно поэтому важно помочь ребенку развить зрительное восприятие еще в дошкольном возрасте.
Цвет
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, голубой) и ахроматические цвета (белый, чёрный, оттенки серого).
Среди хроматических цветов красный, жёлтый и синий являются чистыми цветами. Все другие цвета получаются в результате смешивания двух красок. Так, оранжевый цвет – это результат смешивания красного и жёлтого цветов, зелёный – синего и жёлтого, фиолетовый – синего и красного.
Также различают оттенки цвета по светлоте, которые зависят от процентного соотношения белого и основного цветов.
Знакомство малыша с цветом надо начинать с четырёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного и синего. Только после того, как ребёнок научится без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их можно знакомить его с белым, чёрным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства ребёнка с цветом можно выделить следующие этапы:
• различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе малыш сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу. Например, можно предложить ребёнку найти пары предметов одинакового цвета. Когда малыш сравнит цвета, назовите их, не требуя от него повторения;
• зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Например, можно показать ребёнку карточку определённого цвета и предложить найти в комнате предметы (или картинки) такого же цвета. После выполнения ребёнком задания назовите цвет;
• закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе малыш различает цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а также называют основные цвета.
• Знакомство с цветом осуществляется во время игры, вовремя специально организованного занятия и в быту при рассматривании различных предметов (овощи, фрукты, одежда, игрушки и т. д.).
Величина
Величина — это значимое свойство предмета (размер, объём, протяжённость, которое измеряется путём сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов. Признак величины является относительным при сравнении на глаз: так ёлка кажется маленькой по сравнению с домом и большой по сравнению с шишкой. Обучение данному свойству может проходить только в специально созданной среде: все задания должны быть направлены на сравнение предметов.
При обучении необходимо соблюдать ряд правил:
• Предлагать предметы сравнивать только по одному параметру (только по величине или высоте).
• Сравнивать предметы одинаковые по форме и цвету.
• Сначала сравнивать предметы, которые резко отличаются по величине, затем добавляем третий объект — средний.
• Параметры величины озвучивать словами и подкрепляющими жестами, от детей сразу не требовать повторения названий.
• Сначала величину обозначают словами «такой — не такой», затем большой — маленький и только потом используются понятия, обозначающие конкретную величину (высокий — низки, длинный — короткий и т. д.).
Форма
В процессе знакомства с формой предметов выделяют следующие этапы:
• практические действия. Для того, чтобы ребёнок мог практическим путём определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действия с которыми малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (например, различные доски, рамки, коробки с отверстиями разной формы). На этом этапе ребёнок сравнивает предметы по форме («такой – не такой», не называя её.
• зрительное восприятие формы. На этом этапе ребёнка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объёмными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий.
• запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трёх лет, в дошкольном возрасте.
Знакомить ребёнка с геометрическими формами и закреплять знания о них можно следующими способами:
• используя специальные игрушки;
• рассматривая эталоны форм – плоские и объёмные фигуры;
• рассматривая реальные предметы простой формы;
• используя специальные дидактические игры (настольно-печатные, подвижные и др.).
Количество
Количество — это категория, которая характеризует предметы и явления окружающего мира со стороны числа, объёма. В рамки сенсорного развития данная категория входит только в раннем возрасте (1-3 года) и включает в себя понятия «один», «много», «мало», «поровну», «ни одного» (пусто). В дальнейшем количество изучается на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Обучение по различению количества следует начинать с практических действий с предметами и явлениями окружающей действительности, а также с игровым материалом. И лишь потом вводит картинки с их изображением. Во время еды можно сравнивать количество чая в стаканах, количество каши в тарелке. На прогулке наблюдать за машинами, облаками, цветами. На занятиях с различными предметами (карандаши, листики, краски.)
Для развития сенсорного восприятия детей младшего дошкольного возраста очень широко используются специальные игры и упражнения, а также различные сенсорные игрушки, которые можно условно подразделить на:
• Мягкие игрушки, которые сшиты из разных по фактуре материалов. В качестве наполнителя в таких игрушках могут быть синтепон, крупы, косточки.
• Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки.
• Игрушки с функцией простого конструктора: вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.
УДК 376.42
И. Е. Шпилевая
педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
г. Елизово, Камчатский край, РФ
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SENSORY PERCEPTION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN TERMS OF DARK SENSORY ROOM
Аннотация
В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний — восприятия. Формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развитии интеллектуальной сферы отличается определенным своеобразием. В данной работе представлен опыт коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, по формированию сенсорного восприятия, посредством использования специально организованного пространства – сенсорной комнаты.
Abstract
The basis of the formation and development of higher mental functions lies a complex process of integrating the outside world into the inner — perception. The formation of sensory perception in children with developmental disorders intellectual sphere characterized by a certain originality. This paper presents the experience of correctional work with children with special educational needs, on the formation of sensory perception, through the use of specially organized space – sensory room.
Ключевые слова
Сенсорное восприятие, сенсорная комната, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Keywords
Sensory perception, sensory room, children with disabilities.
В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Поэтому, значение развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста сложно переоценить. Именно в этом возрасте совершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего действительности, составляющих фундамент сенсорного развития ребенка, является наиболее благоприятным.
Развитие сенсорного восприятия дошкольника является условием успешного овладения им любым видом практической деятельности, так как формируется оно на основе синтеза различных ощущений: зрительных, обонятельных, слуховых, тактильных, кинестетических и др. Ребенок, обогащая свой сенсорный опыт посредством зрительных анализаторов, мышечного чувства, осязания, начинает различать свойства окружающих его предметов: цвет, величину, форму.
Известные зарубежные исследователи в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), и выдающиеся представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, Н. П. Сакулина, А. В. Запорожец, А. П. Усова, и др.), справедливо считали, что развитие сенсорного восприятия, является одним из основных направлений дошкольного воспитания, т.к. развитие ощущений и восприятий создает фундамент для формирования других, более сложных познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). [1; 4]
Кроме того, «развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь» [3, с. 112]. Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.
Проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста занимались отечественные и зарубежные исследователи, такие как Б. Г. Ананьев, Э. Г. Пилюгина, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, В. П. Зинченко, Н. П. Сакулина, Н. Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Ф. Фребель, М. Монтессори и др.
В научных трудах указанных авторов под сенсорным развитием предполагается — формирование чувственного опыта ребенка [1; 2].
Н. Н. Поддьяков считает, что «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир». [5, с. 42]
Однако формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развитии интеллектуальной сферы отличается определенным своеобразием. У данной категории детей, чаще всего, зрение и слух в норме по физиологическим показателям, но непосредственно процесс восприятия довольно затруднен – точность восприятия (зрительного, кинестетического, слухового, обонятельного, тактильно-двигательного) недостаточна, темп восприятия снижен, объем сужен, что вызывает затруднения у детей при выделении свойств предметов.
Детский сад №1 «Ласточка» г. Елизово Камчатского края является садом общеразвивающей направленности, однако среди общеразвивающих групп имеются группы компенсирующей и комбинированной направленности, в которых воспитываются дети, имеющие статус ОВЗ. Кроме того, в процессе внедрения инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья все чаще стали посещать группы общеразвивающей направленности. В связи с этим перед администрацией и педагогами детского сада встала задача – воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями. Отсюда возникла проблема: с чего начать и какие методы работы использовать в воспитании и развитии особенных малышей?
При изучении вопроса о методах воспитания и развития детей с ограниченными возможностями в условиях дошкольной образовательной организации, мы столкнулись с тем, что литературы и методических разработок по этой проблематике достаточно мало. Однако, исследования в области психологии и педагогики доказывают важность развития именно сенсорного восприятия у дошкольников с особыми образовательными потребностями. Такие исследователи как А. А. Катаева, З. М. Богуславская, В. П. Зинченко, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова, считают, что развитие сенсорного восприятия детей с ограничениями здоровья, является залогом наиболее успешного развития всех их психических процессов в целом. Именно поэтому, вопрос развития сенсорного восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно актуальным [2; 5].
В процессе теоретического исследования поставленной проблемы, мы пришли к выводу о том, что существует необходимость в создании особого образовательно пространства, позволяющего нам максимально активизировать и стимулировать ослабленные сенсорные функции у особенных детей – сенсорную комнату.
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.
В целом, сенсорную комнату можно определить, как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.
Сенсорная комната может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка, специальное оборудование используется как для оказания успокаивающего, расслабляющего и восстанавливающего воздействия, так и для достижения тонизирующего, укрепляющего и стимулирующего эффектов. Секрет заключается в сочетании стимулов различной модальности — зрительной, слуховой, тактильной, и использовать эти стимулы можно длительное время. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, сенсорное восприятие ребенка максимально активизируется. Такая активная стимуляция всех сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов психолого-педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Таким образом, на основании всего выше изложенного, коррекционную работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности, было решено начать с развития сенсорного восприятия детей, посредством использования специально оборудования темной сенсорной комнаты. Вследствие чего, в 2015 г., психологической службой детского сада был разработан проект «Сенсорной комнаты», который был одобрен и реализован администрацией МАДОУ №1 «Ласточка» в 2015-2016 уч. году.
Оборудованная в ДОУ сенсорная комната состоит из двух основных зон: активной и релаксационной: активная зона отличается использование в работе с детьми оборудования со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорное панели для рук и ног, массажные дорожки и мячи, подвешенные подвижные конструкции, сухой бассейн и т.п.; в релаксационной зоне используются мягкие покрытия и мебель, сухой душ, зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.
Опираясь на специальное оборудование, расположенное в сенсорной комнате нами была разработана коррекционно-развивающая программа по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ и инвалидов в условиях темной сенсорной комнаты «Космодром».
Цель данной программы состоит в развитии сенсорного восприятия дошкольников с нарушениями в развитии.
Стоит отметить, что в каждое занятие по программе включены также упражнения по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Данную коррекционную программу в нашем детском саду мы реализовали в течение 2016-2017 уч. года, и неоднократно смогли отметить положительное влияние использования оборудования сенсорной комнаты на развитии сенсорного восприятия у детей с ОВЗ.
С целью оценки результативности программы, нами было проведено исследование на определение уровня развития сенсорного восприятия детей, в котором принимали участие воспитанники комбинированных и компенсирующей групп в возрасте от 3 до 7 лет. Общее количество детей, принявших участие в исследовании 41 ребенок, из них с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровней — 31 человек, со сложными нарушениями в развитии – 10 человек (среди них дети с диагнозом РДА — 2, ЗПР — 3, синдромом Дауна — 1, умственной отсталостью — 2, ДЦП с нарушением интеллектуальной сферы – 2).
В качестве методов исследования нами были использованы методики С. Д. Забрамной: «Пирамидка», «Матрёшка», «Почтовый ящик»; «Доски Сегена» — Э Сеген; «Мозайка» — М.М. Семаго. [3, с. 33 — 35].
Результаты первичного диагностического обследования детей с нарушениями в развитии, полученные до начала реализации программы «Космодром» по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ и инвалидов в условиях темной сенсорной комнаты, показали, что 14% (6 чел.) детей имели высокий уровень развития восприятия, у 54% (23 чел.) уровень восприятия определен как средний, и 32% (14 чел.) показали низкие результаты развития исследуемого психического процесса.
Результатом реализации коррекционно-развивающей программы «Космодром» базирующейся на использовании специального оборудования сенсорной комнаты стали следующие диагностические данные: 42% (19 чел.) детей имели высокий уровень развития восприятия, у 44% (20 чел.) уровень восприятия определен как средний, и 14% (6 чел.) показали низкие результаты развития исследуемого психического процесса.
Таким образом, мы пришли к выводу, что основным преимуществом работы в сенсорной комнате является возможность комплексной коррекции и развития детей: на одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность, и сенсорное восприятие, а заодно снизить эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт детей. Но самое важное наблюдение заключается в том, что сенсорная комната наполняет жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает его жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.
Список использованной литературы
- Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995
- Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
- Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.)
- Плеханов А., Морозова О.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. — №7. — С.31-35
© И.Е. Шпилевая, 2017
Международный научный журнал «Символ науки» № 7 – Уфа – 2017 – С. 97-100
И. Е. Шпилевая
педагог-психолог I категории
МАДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
г. Елизово, Камчатский край, РФ
E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SENSORY PERCEPTION OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN TERMS OF DARK SENSORY ROOM
Аннотация
В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний — восприятия.Формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развитии интеллектуальной сферы отличается определенным своеобразием. В данной работе представлен опыт коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, по формированию сенсорного восприятия, посредством использования специально организованного пространства – сенсорной комнаты.
Abstract
The basis of the formation and development of higher mental functions lies a complex process of integrating the outside world into the inner — perception. The formation of sensory perception in children with developmental disorders intellectual sphere characterized by a certain originality. This paper presents the experience of correctional work with children with special educational needs, on the formation of sensory perception, through the use of specially organized space – sensory room.
Ключевые слова
Сенсорное восприятие, сенсорная комната, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Keywords
Sensory perception, sensory room, children with disabilities.
В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. Поэтому, значение развития сенсорного восприятия у детей дошкольного возрастасложно переоценить. Именно в этом возрастесовершенствование деятельности органов чувств, накопление представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего действительности, составляющих фундамент сенсорного развития ребенка, является наиболее благоприятным.
Развитие сенсорного восприятия дошкольника является условием успешного овладения им любым видом практической деятельности, так как формируется оно на основе синтеза различных ощущений: зрительных, обонятельных, слуховых, тактильных, кинестетических и др. Ребенок, обогащая свой сенсорный опыт посредством зрительных анализаторов, мышечного чувства, осязания, начинает различать свойства окружающих его предметов: цвет, величину, форму.
Известные зарубежные исследователи в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), и выдающиеся представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, Н. П. Сакулина, А. В. Запорожец, А. П. Усова, и др.), справедливо считали, что развитие сенсорного восприятия, является одним из основных направлений дошкольного воспитания, т.к. развитие ощущений и восприятий создает фундамент для формирования других, более сложных познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). [1; 4]
Кроме того, «развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которойначинает формироваться речь»[3, с. 112]. Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.
Проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста занимались отечественные и зарубежные исследователи, такие как Б. Г. Ананьев, Э.Г. Пилюгина, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Е.И. Тихеева, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Ж. Пиаже, Ф.Фребель, М. Монтессори и др.
В научных трудах указанных авторов под сенсорным развитием предполагается — формирование чувственного опыта ребенка [1; 2].
Н.Н. Поддьяков считает, что «сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и овладение новыми способами обследования предметов, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир».[5, с. 42]
Однако формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развитии интеллектуальной сферы отличается определенным своеобразием. У данной категории детей, чаще всего, зрение и слух в норме по физиологическим показателям, но непосредственно процесс восприятия довольно затруднен – точность восприятия (зрительного, кинестетического, слухового, обонятельного, тактильно-двигательного) недостаточна, темп восприятия снижен, объем сужен, что вызывает затруднения у детей привыделении свойств предметов.
Детский сад №1 «Ласточка» г. Елизово Камчатского края является садом общеразвивающей направленности, однако среди общеразвивающих групп имеются группы компенсирующей и комбинированной направленности, в которыхвоспитываются дети, имеющие статус ОВЗ. Кроме того, в процессе внедрения инклюзивного образования дети с ограниченными возможностями здоровья все чаще стали посещать группы общеразвивающей направленности. В связи с этим перед администрацией и педагогами детского сада встала задача – воспитание и развитие детей с особыми образовательными потребностями. Отсюда возникла проблема: с чего начать и какие методы работы использовать в воспитании и развитии особенных малышей?
При изучении вопроса о методах воспитания и развития детей с ограниченными возможностями в условиях дошкольной образовательной организации, мы столкнулись с тем, что литературы и методических разработок по этой проблематике достаточно мало. Однако, исследования в области психологии и педагогики доказывают важность развития именно сенсорного восприятия у дошкольниковс особыми образовательными потребностями. Такие исследователи как А. А. Катаева, З. М. Богуславская, В. П. Зинченко, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Н. Н. Подъяков, А. В. Усова, считают, что развитие сенсорного восприятиядетей с ограничениями здоровья, является залогом наиболее успешного развития всех их психических процессов в целом. Именно поэтому, вопрос развитиясенсорного восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно актуальным[2; 5].
В процессе теоретического исследования поставленной проблемы, мы пришли к выводу о том, что существует необходимость в создании особого образовательно пространства, позволяющего нам максимально активизировать и стимулировать ослабленные сенсорные функции у особенных детей – сенсорную комнату.
Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М.Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М.Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.
В целом, сенсорную комнату можноопределить, как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.
Сенсорная комната может оказывать различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка, специальное оборудование используется как для оказания успокаивающего, расслабляющего и восстанавливающего воздействия, так и для достижения тонизирующего, укрепляющего и стимулирующего эффектов. Секрет заключается в сочетании стимулов различной модальности — зрительной, слуховой, тактильной, и использовать эти стимулы можно длительное время. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Таким образом, сенсорное восприятие ребенкамаксимально активизируется. Такая активная стимуляция всех сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей. В отличие от традиционных методов психолого-педагогической коррекции, для которых характерно небольшое количество и однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Таким образом, на основании всего выше изложенного, коррекционную работу с детьми, имеющими особые образовательные потребности, было решено начать с развития сенсорного восприятия детей, посредством использования специально оборудования темной сенсорной комнаты. Вследствие чего,в 2015 г., психологической службой детского садабыл разработан проект «Сенсорной комнаты», который был одобрен и реализован администрацией МАДОУ №1 «Ласточка» в 2015-2016 уч.году.
Оборудованная в ДОУ сенсорная комната состоит из двух основных зон: активной и релаксационной: активная зона отличается использование в работе с детьми оборудования со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорное панели для рук и ног, массажные дорожки и мячи, подвешенные подвижные конструкции, сухой бассейн и т.п.; в релаксационной зоне используются мягкие покрытия и мебель, сухой душ, зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии и библиотека релаксационной музыки.
Опираясь на специальное оборудование, расположенное в сенсорной комнате нами была разработана коррекционно-развивающая программа по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ и инвалидов в условиях темной сенсорной комнаты «Космодром».
Цель данной программы состоит в развитии сенсорного восприятия дошкольников с нарушениями в развитии.
Стоит отметить, что в каждое занятие по программе включены также упражнения по развитию эмоционально-волевой и познавательной сфер.
Данную коррекционную программу в нашем детском саду мы реализовали в течение 2016-2017 уч.года, и неоднократно смогли отметить положительное влияние использования оборудования сенсорной комнаты на развитии сенсорного восприятия у детей с ОВЗ.
С целью оценки результативности программы, нами было проведено исследование на определение уровня развития сенсорного восприятия детей,в котором принимали участие воспитанники комбинированных и компенсирующей групп в возрасте от 3 до 7 лет. Общее количество детей, принявших участие в исследовании 41 ребенок, из них с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровней — 31 человек, сосложными нарушениями в развитии – 10 человек (среди них дети с диагнозом РДА — 2, ЗПР — 3, синдромом Дауна — 1, умственной отсталостью — 2, ДЦП с нарушением интеллектуальной сферы – 2).
В качестве методов исследования нами были использованы методики С. Д. Забрамной: «Пирамидка», «Матрёшка», «Почтовый ящик»; «Доски Сегена» — Э Сеген; «Мозайка» — М.М. Семаго. [3, с. 33 — 35].
Результаты первичного диагностического обследования детей с нарушениями в развитии, полученные до начала реализации программы «Космодром» по развитию сенсорного восприятия у детей с ОВЗ и инвалидов в условиях темной сенсорной комнаты, показали, что 14% (6 чел.) детей имели высокий уровень развития восприятия, у 54% (23 чел.) уровень восприятия определен как средний, и 32% (14 чел.) показали низкие результаты развития исследуемого психического процесса.
Результатомреализациикоррекционно-развивающей программы «Космодром»базирующейся на использовании специального оборудования сенсорной комнаты стали следующие диагностические данные: 42% (19 чел.) детей имели высокий уровень развития восприятия, у 44% (20 чел.) уровень восприятия определен как средний, и 14% (6 чел.) показали низкие результаты развития исследуемого психического процесса.
Таким образом, мы пришли к выводу, что основным преимуществом работы в сенсорной комнате является возможность комплексной коррекции и развития детей: на одном занятии можно одновременно развивать и мелкую моторику, и воображение, и самостоятельные двигательные навыки, и манипуляционную деятельность, и сенсорное восприятие, а заодно снизить эмоциональную напряженность, обогатить чувственный мир и расширить жизненный опыт детей. Но самое важное наблюдение заключается в том, что сенсорная комната наполняет жизнь ребенка положительными эмоциями, что, в свою очередь, улучшает его общее самочувствие и психоэмоциональное состояние, а также повышает его жизненную активность и мотивацию ко всем видам деятельности.
Список использованной литературы
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М.: Просвещение 1995
Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г
Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М., 1960.
Левченко И.Ю., Киселева Н.А., Психологическое изучение детей с нарушениями развития. — М.: Издательство «Книголюб», 2008. -НЮ с; цв. ил. (Специальная психология.)
Плеханов А., Морозова О.М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -1995. — №7. — С.31-35
© И.Е. Шпилевая, 2017
Международный научный журнал «Символ науки» № 7 – Уфа – 2017 – С. 97-100
№ п/п | Наименование игры | Цель | Варианты |
Октябрь | |||
1 | «Цветок для бабочки» | Ознакомление с названием цвета, обучение соотнесению предметов по цвету и обозначению результата словами «такой», «не такой», выполнение действий по подражанию. | 1. Найди цветочек для бабочки. 2. Бабочки 3. Внизу — наверху. |
2 | «Мишуткины игрушки» | Продолжать знакомство с названием цвета, соотнесение предметов по цвету, выделение и выбор предмета с заданным свойством. | 1. Чудесный мешочек 2. Собираем мячи. 3. Медвежата. |
3 | «Ёжики» | Продолжать учить детей узнавать и называть цвета. Развивать зрительную ориентацию. | 1. Домики для ежей. 2. Зайка и ёжик. 3. Прищепки. |
4 | «Паровозик из Ромашково» | Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов. Обучение группировке предметов по цвету. | 1. Здравствуй, паровозик! 2. Собери букет. 3. Поезд. |
Ноябрь | |||
1 | «Волшебная корзинка» | Продолжать воспитывать внимание к цветовым свойствам предметов. Развивать тактильное восприятие. | 1. Лото «Овощи» 2. Волшебный кубик. 3. Картинки «Найди овощи» |
2 | «Я иду к Вам с подарками» | Продолжать учить детей узнавать и называть цвет. Выбирать предмет нужного цвета из двух предложенных (красный, синий). | 1. Чудесный мешочек. 2. Принеси и назови. 3. Кто у нас хороший. |
3 | «Угостим куклу чаем» | Продолжать фиксировать внимание детей на характерных цветовых свойствах предметов. | 1. Сервируем стол. 2. Чтение потешек. |
4 | «Посади цветочек» | Продолжать обучать детей чередованию объектов по цвету. Формировать простейшие приемы установления тождества. | 1. Ветерок. 2. Через ручеек. 3. Бабочки. |
Декабрь | |||
1 | «Чудесная коробочка» | Обучение группировке по цвету и умению соотносить разнородные объекты по цвету. | 1. Инструменты. 2. Кто там стучит. 3. Что за кубик. |
2 | «Матрешки» | Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, формировать простейшие приемы установления тождества. | 1. «Мы веселые матрешки» 2. Играем с платочками. 3. Помоги матрешке найти свои игрушки. |
3 | «Листопад» | Обучение группировке предметов по цвету и размеру ,соотнесение предметов по форме использование слов «большой», «маленький», чередованию по цвету. | 1. Дорожка из листьев. 2. Разложи листочки подносы. 3. Домики из листочков. |
4 | «Два медвежонка» | Учить детей подбирать отдельные части предмета по цветовому признаку и составлять одно целое. | 1. Дети по лесу гуляли. 2. Сладкоежка. 3. Собираем шишки. |
Январь. | |||
1 | «Наряди ёлочку» | Учить умению группировать предметы по цвету путем сопоставления «такой», «не такой». | 1. Собери фонарики. 2. Найди лишний фонарик. |
2 | « Подбери Петрушке колпачок» | Учить детей фиксировать внимание на цветовом объекте и свойстве предмета составлять одно целое из частей. | 1. Веселый Петрушка. 2. Погремушка — ты веселая игрушка. 3. Колокольчики звенят. |
3 | « Фонарики» | Развитие умения составлять целое из частей. Обучение соотнесению предметов по цвету. Развитие умения сравнивать предметы по цвету, форме, величине. | 1. Подарим фонарик. 2. Во круг елочки. 3. Найди пару. |
4 | «Спрячь зайку» | Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету, как к важнейшему свойству предметов, подвести их к символическому. | 1. Зайка- зайка попляши. 2. В гостях к зайке. 3. Угостим зайку угостим морковкой. |
Февраль. | |||
1 | «Пирамидка с сюрпризом» (матрешка) | Учить группировать предметы по цвету, формировать простейшие приемы установления тождества. | 1. Фольклорные и игровые сюжеты с матрешкой. 2. Соберем и разберем пирамидку. |
2 | «Курочка и цыплята» | Продолжать группировать предметы по цвету, чередуя их из четырех предложенных свойств. | 1. Цветная мозаика. 2. Бусы для мамочки. 3. Один и много. |
3 | «Бабочки» | Обучение соотношению предметов по цвету. Объединение элементов в целостный образ. | 1. Подуем на бабочку. 2. Посади бабочку на цветочек. 3. Сложи бабочку. |
4 | «Ёлочки и грибочки» | Закреплять представление о том , что один цвет может быть использован для изображения разных предметов. | 1. Цветная мозаика. 2. Посади грибок. 3. «В лесок пойдем» |
Март. | |||
1 | «Магазин игрушек» | Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета разнородных предметов. | 1. Подарки куклам. 2. Карусель. |
2 | «Радужный коврик» | Учить выполнять простейшую последовательность действий с предметами ориентируясь на их цвет и чередуя заданный образ. Развивать память воображение, образное мышление. | 1. «Вертушка» 2. «По ровненькой дорожке» 3. «Большие и маленькие ножки» |
3 | «Два медвежонка» | Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами, умение подбирать части по цветовому признаку и составлять одно целое. | 1. В гостях у медвежат. 2. Сладкоежки. 3. Собирание шишек. |
4 | «Укрась мишке комнату» | Учить подбирать предметы разных геометрических форм по цветовому признаку. Развивать воображение, творческие способности у детей. | 1. Кто больше найдет предметов красного цвета и. д. 2. Семья. 3. Подарки мишке. |
Апрель. | |||
1 | «Флажки» | Обучение группировке предметов по цвету, формировать простейшие приемы установления тождества и различие однородных предметов. | 1. Разложи в стаканчики. 2. Поиграем с платочками. 3. Какой мишкин? |
2 | «Кто к нам в гости пришел?» | Учить детей фиксировать внимание на характерных цветовых свойствах предметов. Закреплять название цветового спектра. | 1. Кто в домике живет? 2. Здравствуйте я пришел. 3. Угостим зайчика. |
3 | «Лисичка-сестричка» | Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету, как к важнейшему свойству предметов, подводить их символическому выбору. | 1. Колобок. (р. н. с. инсценировка) 2. Лиса и зайцы. 3. Сделаем бусы для лисички. |
4 | «Цветные снеговички» | Подводить детей к самостоятельному выбору цвета для передачи специфики хорошо знакомого цвета, составлять из частей одно целое. | 1. Мы погреемся немножко. 2. Слепим снеговика. 3. Опыт со снегом. |
Май. | |||
1 | «Чья машинка едет дальше» | Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов. Самостоятельно выбирать цвет из четырех предложенных. | 1. Игра с цветными машинками. 2. Мы едем-едем-едем. 3. Гаражи из кубиков. |
2 | «Разноцветная водичка» | Формирование у детей зрительного анализа при соединении с водой четырех цветов спектра (красный, синий, желтый, зеленый.) | 1. Водичка-водичка. 2. Эксперимент с водой. 3. Рисуем водичку (краски). |
3 | «Воздушные шары» | Учить сравнивать шары по цвету, форме и размеру. Закреплять название цветов спектра (красный, синий, желтый, зеленый.) | 1. Развлечение с шарами. 2. Найдем шарики. 3. Дудочка. |
4 | «Поиграем с цветными палочками» | Закреплять у детей знания основных цветов. Развивать конструктивные способности, формировать умение выкладывать несложные рисунки по схеме. | 1. Выкладывание цветных геометрических фигур. 2. Строим заборчик. 3. Разложим карандашики по цвету. |
Сенсорная система
2
Как наш мозг различает между собой и осязанием других
21 января 2019 г. — Согласно новому исследованию, наш мозг, кажется, уменьшает сенсорное восприятие области нашей кожи, когда мы сами к ней прикасаемся. Открытие увеличивает наше понимание того, как мозг различает …
Новые нейроны мозга взрослого человека участвуют в сенсорном обучении
Февраль22, 2018 — Ученые продемонстрировали, что новые нейроны, вырабатываемые у взрослых, реагируют преимущественно на сенсорные стимулы, связанные с вознаграждением, и помогают ускорить связь между сенсорной информацией и вознаграждением. …
Как мозг интегрирует сенсорный ввод
30 апреля 2019 г. — слух, зрение, осязание — наш мозг захватывает широкий спектр различных сенсорных раздражителей и связывает их вместе. Мозг имеет своего рода встроенную функцию фильтра для этого: только сенсорные впечатления…
Эффект от приема антидепрессантов во время беременности
16 декабря 2019 — Воздействие антидепрессантов во время беременности и первых недель жизни может изменить сенсорную обработку во взрослую жизнь, согласно исследованию в …
Структура мозга связана с симптомами синдрома беспокойных ног
25 апреля 2018 — Люди с синдромом беспокойных ног могут иметь изменения в части мозга, которая обрабатывает сенсорную информацию, согласно новой…
Новая хирургическая стратегия дает надежду на исправление травм позвоночника
28 июля 2017 г. — Восстановление травм позвоночника — сложное дело. Ученые ранее разработали новую хирургическую технику для восстановления сенсорных нейронов в спинном мозге после черепно-мозговых травм. Теперь они …
Управление движением: как наш мозг реагирует на непредвиденные ситуации
23 августа 2018 г. — Ученые продемонстрировали, что моторная кора необходима для выполнения корректирующих движений в ответ на неожиданные изменения сенсорной информации, но не при тех же движениях…
Роль белков в развитии сенсорных клеток позвоночника 19 сентября 2017 г. — Недавнее исследование опровергло распространенное мнение о том, как определенный класс белков в спинном мозге регулирует образование клеток нервной системы — называемых нейронами — во время эмбрионального …
Ученые делают клетки, которые обеспечивают чувство осязания
11 января 2018 — Исследователи впервые уговорили стволовые клетки человека стать сенсорными интернейронами — клетками, которые дают нам ощущение осязания.Новый протокол может стать шагом на пути к стволовым клеткам …
Долгосрочные дефициты мозга при остановке сердца Выжившие: лечение?
24 июля 2017 г. — Исследования могут привести к лечению, направленному на предотвращение долговременных сенсорных проблем путем восстановления нормальной функции мозга у выживших пациентов с сердечной …
, Сенсорное восприятие | определение сенсорного восприятия с помощью Медицинского словаря Умственный процесс распознавания и интерпретации объекта посредством одного или нескольких чувств, стимулируемых физическим объектом. Таким образом, человек распознает форму, цвет, местоположение и отличие объекта от его фона. См. Ощущение ; визуальная интеграция.
анортоскопическое восприятие См. анортоскоп.
бинокулярное восприятие Восприятие, полученное при одновременном использовании обоих глаз.
восприятие контура См. контур.
глубина восприятия Восприятие расстояния объекта от наблюдателя ( абсолютное расстояние ) или расстояния между двумя объектами ( относительное расстояние ). Наша способность судить о последнем гораздо точнее, чем о первом. Многие факторы способствуют восприятию глубины. Наиболее важным является наличие на двух сетчатках разных изображений одного и того же объекта ( называется бинокулярное несоответствие или несоответствие сетчатки ).Есть также много других способствующих факторов, таких как характеристики стимула (называемые cues ), бинокулярный параллакс и, в меньшей степени, мышечная проприоцептивная информация благодаря усилиям аккомодации и конвергенции. Восприятие глубины является более точным в бинокулярном зрении, но возможно в монокулярном зрении с использованием следующих сигналов : взаимное расположение (суперпозиция), относительное положение, относительный размер, линейная перспектива, текстурный градиент, воздушная перспектива, свет и тень, параллакс теней и движений ( Инжир.P6). Син. пространственное зрение. См. Стереоскопическая острота зрения ; зрительная бинокулярная клетка скалы ; лунная иллюзия; воздушная перспектива; линейная перспектива; рельеф; Комната Эймса; листовая комната; бинокулярный.
кожно-оптическое восприятие См. экстрасенсорное восприятие.
экстрасенсорное восприятие Восприятие, полученное с помощью средств, отличных от обычных чувств, таких как, например, телепатия (чтение мыслей) или чтение путем перемещения пальца по печатному тексту ( дермо-оптическое восприятие ).
light p . (LP) Термин, используемый для обозначения едва различимого глаза, который может видеть только свет, но не форму объектов. Потеря восприятия света представляет собой слепоту.
сублиминальное восприятие Стимулы ниже порога ощущения (то есть сублиминального) могут, в редких случаях (например, воздействие длительностью 40 мс, маскируемое другим стимулом), неосознанно пробуждать восприятие. В этом случае эффект имеет чрезвычайно короткую продолжительность (менее 200 мс).
зрительное восприятие Восприятие, полученное через зрение. Рис. P6 Примеры монокулярных сигналов для восприятия глубины; А, относительный размер; B, расположение и относительный размер
.
анортоскопическое восприятие См. анортоскоп.
бинокулярное восприятие Восприятие, полученное при одновременном использовании обоих глаз.
восприятие контура См. контур.
глубина восприятия Восприятие расстояния объекта от наблюдателя ( абсолютное расстояние ) или расстояния между двумя объектами ( относительное расстояние ). Наша способность судить о последнем гораздо точнее, чем о первом. Многие факторы способствуют восприятию глубины. Наиболее важным является наличие на двух сетчатках разных изображений одного и того же объекта ( называется бинокулярное несоответствие или несоответствие сетчатки ).Есть также много других способствующих факторов, таких как характеристики стимула (называемые cues ), бинокулярный параллакс и, в меньшей степени, мышечная проприоцептивная информация благодаря усилиям аккомодации и конвергенции. Восприятие глубины является более точным в бинокулярном зрении, но возможно в монокулярном зрении с использованием следующих сигналов : взаимное расположение (суперпозиция), относительное положение, относительный размер, линейная перспектива, текстурный градиент, воздушная перспектива, свет и тень, параллакс теней и движений ( Инжир.P6). Син. пространственное зрение. См. Стереоскопическая острота зрения ; зрительная бинокулярная клетка скалы ; лунная иллюзия; воздушная перспектива; линейная перспектива; рельеф; Комната Эймса; листовая комната; бинокулярный.
кожно-оптическое восприятие См. экстрасенсорное восприятие.
экстрасенсорное восприятие Восприятие, полученное с помощью средств, отличных от обычных чувств, таких как, например, телепатия (чтение мыслей) или чтение путем перемещения пальца по печатному тексту ( дермо-оптическое восприятие ).
light p . (LP) Термин, используемый для обозначения едва различимого глаза, который может видеть только свет, но не форму объектов. Потеря восприятия света представляет собой слепоту.
сублиминальное восприятие Стимулы ниже порога ощущения (то есть сублиминального) могут, в редких случаях (например, воздействие длительностью 40 мс, маскируемое другим стимулом), неосознанно пробуждать восприятие. В этом случае эффект имеет чрезвычайно короткую продолжительность (менее 200 мс).
зрительное восприятие Восприятие, полученное через зрение.
Рис. P6 Примеры монокулярных сигналов для восприятия глубины; А, относительный размер; B, расположение и относительный размер
.