Развитие речи у детей дошкольного возраста: Развитие речи у дошкольников

Содержание

Роль взрослых в развитии речи детей дошкольного возраста

Авторы: Воронова Татьяна Михайловна, Фомина Дарья Алексеевна, Митрунина Ольга Сергеевна, Тихоновская Ольга Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 01.11.2021 2021-11-01

Статья просмотрена: 82 раза

Скачать электронную версию

Скачать Часть 4 (pdf)

Библиографическое описание:

Воронова, Т. М. Роль взрослых в развитии речи детей дошкольного возраста / Т. М. Воронова, Д. А. Фомина, О. С. Митрунина, О. Н. Тихоновская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 206-207. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85090/ (дата обращения: 01.11.2022).



Данная статья посвящена рассмотрению процесса развития речи у детей дошкольного возраста. Отмечается, что важным аспектом процесса речевого развития является социальная среда, в которой находятся и развиваются дети, и вовлечение взрослых в этот процесс остается не менее важным.

Ключевые слова: развитие речи, мотивация, активность, дошкольный возраст.

Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. Язык, как продукт этой деятельности, отражает ее условия, содержание, результат. Развитие речи не происходит само по себе, только в благоприятных условиях речь будет развиваться правильно и активно.

Что это за среда и как сделать ее благоприятной? Такой простой и в то же время сложный вопрос… На самом деле все довольно просто: речь ребенка не будет активно развиваться, а словарный запас пополнится, если взрослые не примут в этом активного участия. Кроме того, очень важно помочь вашему ребенку овладеть правильным произношением звуков. Именно взрослые, те, кто близок ребенку, помогут в решении этой непростой задачи. Но развитие речи не должно быть принудительным. [1]

Произнесение звуков при активном обращении особенно важно для развития вербального общения: иначе как ребенок поймет, что его внимание сосредоточено на нем или на другом человеке. Именно это стимулирует малыша подражать звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, способствует формированию речевого слуха, формированию произвольности в произношении, а без этого невозможно подражание целым словам, которые ребенок впоследствии позаимствует из речи окружающих взрослых.

Сенситивные периоды не следует недооценивать: не следует думать, что можно начать работать с ребенком на год или два позже, посвящать ему время, когда это удобно взрослым. Очень важно понимать, что именно сейчас, когда ребенок начинает произносить первые слова, нужно уделять ему время и активно участвовать в его развитии: разговаривать с ним, читать сказки и стихи, петь песни, играть в пальчиковые игры, а главное, слушать ребенка! Не нужно произносить и заканчивать слова за него. Действительно, в этом случае отпадает необходимость произносить сложные слова и новые звуки.

Ребенок овладевает речью путем подражания, повторяя то, что слышит от взрослых. Поэтому очень важно следить за своим произношением, говорить медленно, произносить все звуки и слова четко и правильно, исключать из своей речи слова-паразиты. Как правило, слова, произнесенные громко, эмоционально, с интонацией, привлекают больше внимания.

Часто причиной неправильного произношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших сестер, братьев, сверстников, с которыми малыш часто общается в детском саду и на прогулках.

Также частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных его пониманию или сложных по звуко-слоговому составу, не способствует развитию речи ребенка. Если вашему ребенку трудно произносить какие-либо звуки или слова, вы не должны воспринимать это негативно и показывать такую реакцию ребенку. Или, наоборот, хвалите его и повторяйте за ним. Вы должны произносить эти слова чаще, произнося их правильно и четко. [2]

В некоторых случаях необходимо провести коррекцию. Нарушения речи у детей могут быть исправлены с помощью специалистов, логопедов и дефектологов. Но ряд недостатков можно исправить самостоятельно в домашних условиях.

К исправлению речевых ошибок нужно подходить очень осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленно исправить правильное повторение трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Если вашему ребенку трудно произносить какие-либо звуки или слова, вы не должны воспринимать это негативно и показывать такую реакцию ребенку.

Или, наоборот, хвалите его и повторяйте за ним.

Исправлять ошибки нужно осторожно: тактично, в доброжелательном тоне. Вы не должны повторять слово, неправильно произнесенное ребенком. Эти слова следует произносить чаще, произнося их правильно и четко. Есть много стихотворений и песен, в которых часто повторяются слова и их сочетания, что вызывает трудности у детей. Не забывайте, что ведущим занятием детей является игра! Именно в игровой форме детям легче усваивать новую информацию, тогда она становится для них простой и интересной, во время таких “игр” ребенок меньше устает и добивается больших успехов в любой образовательной сфере. [3]

Речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в овладении его звуковой стороной, словарным запасом, грамматическим строем. Это, однако, не означает, что развить связную речь ребенка можно только тогда, когда он очень хорошо овладел звуковыми, лексическими и грамматическими аспектами языка. Формирование связной речи начинается раньше.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда бывает трудно сразу найти на них правильный ответ. Но вы не должны отмахиваться от вопросов ребенка. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. [4]

Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка. И как замечают сами родители, общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством. Рисуя вместе, нужно проговаривать структуру рисунка. Ребенку, в отличие от взрослого, проще представить какой-то сюжет, проговорив вслух, описав цвета и настроение. Здесь следует подыграть малышу, вместе с ним описать цвета и формы будущего рисунка.

И это значительно упростит творческое задание.

Подводя итог стоит отметить, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у ребенка проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять заучивать сложные слова и словосочетания, повторять непонятные ему по содержанию слова и объемные стихотворения, читать художественные произведения, предназначенные для детей более старшего возраста.

Помощь взрослых необходима дошкольнику в речевом развитии, для этого существует множество методик, которые успешно применяются на практике и активно стимулируют речевые центры.

Литература:

  1. Мухина В. С. Детская психология. — М.: Апрель-пресс, 2004.
  2. Нищева Н. В. Учебно-методическое пособие- конспект.
    — Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002.
  3. Алексеева М. М. Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. — М.: Академия, 2000.
  4. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, слово, развитие речи, ваш ребенок, взрослый, дошкольный возраст, звук, малыш, речевое развитие, связная речь.

Ключевые слова

мотивация, активность, развитие речи, дошкольный возраст

развитие речи, мотивация, активность, дошкольный возраст

Похожие статьи

Обучение

детей развитию речи и умению общаться. ..

4) Загадки — направлены на разностороннее развитие устной речи детей и обогащение

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного

Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного

 Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких. ..

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике…

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым…

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста ..

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных ϲпоϲобноϲтей. Развитие речи в игре и обучении — это единый процеϲϲ…

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

 Речь — одно из основных направлений развития ребенка. Именно родной язык помогает малышу ворваться в привычный нам мир, открывает

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. С. Лаврик, Т. А. Ладыженской…

Формирование и воспитание звуковой культуры

речи у детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, звук, звуковая культура речи, дошкольный возраст, развитие, слово, детский сад

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной. ..

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через…

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир

В последние годы развитие речи все чаще подменяется обучением ребенка чтению и даже письму.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

 Развитие речи и овладение родным языком — это самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего…

Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр

Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основу успешного обучения в школе. Владение родным языком в детстве, развитие фонетической, лексической, грамматической сторон речи является необходимым условием решения задач интеллектуального, социального…

Похожие статьи

Обучение

детей развитию речи и умению общаться…

4) Загадки — направлены на разностороннее развитие устной речи детей и обогащение

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного

Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного

 Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень

Речевое развитие ребенка — одна из актуальных задач современного дошкольного

Проблема развития связной речи у дошкольников нашла отражение в трудах таких…

Развитие речи детей раннего возраста | Статья в сборнике…

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым…

Развитие речи у детей старше дошкольного возраста ..

Основная задача речевого развития детей дошкольного возраста — это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных ϲпоϲобноϲтей. Развитие речи в игре и обучении — это единый процеϲϲ…

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

 Речь — одно из основных направлений развития ребенка. Именно родной язык помогает малышу ворваться в привычный нам мир, открывает

Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. С. Лаврик, Т. А. Ладыженской…

Формирование и воспитание звуковой культуры

речи у детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, звук, звуковая культура речи, дошкольный возраст, развитие, слово, детский сад

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через. ..

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир

В последние годы развитие речи все чаще подменяется обучением ребенка чтению и даже письму.

В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие связной речи

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

 Развитие речи и овладение родным языком — это самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего…

Речевое развитие дошкольников с использованием словесных игр

Развитие речи в дошкольном возрасте закладывает основу успешного обучения в школе. Владение родным языком в детстве, развитие фонетической, лексической, грамматической сторон речи является необходимым условием решения задач интеллектуального, социального…

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст – период, связанный с формированием мышления и речи ребенка. Пройден этап младенчества, в котором уже заложены основы речевой активности. Наступает время усвоения родного языка.

Нормы речевого развития

В 3 года словарный запас младшего дошкольника достигает 1000 слов, увеличиваясь к 4 годам до 2000. Ребенок проговаривает свое имя и возраст, осваивает название игрушек, животных, растений, окружающих его предметов. В четырехлетнем возрасте он активно использует местоимения «я», «мой», «твой», «наш». Понимает и правильно употребляет предлоги.

Меняется произношение, дети учатся издавать свистящие звуки, но еще не всем из них удаются шипящие. Звук «р» пока еще может заменяться на мягкий согласный «л», что считается нормой для этого возраста.

Трехлетний малыш способен выстраивать простые предложения, а в 4 года может использовать сложноподчиненные и сложносочиненные конструкции. Речь ребенка младшего дошкольного возраста понятна взрослым, он активно общается, формулируя свои просьбы, задавая вопросы. У него появляется желание пересказывать истории, услышанные от взрослых, и даже рифмовать слова.

Основные направления развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Дети начинают общаться не только с членами семьи. В их окружении появляются сверстники и ранее незнакомые им взрослые люди. Теперь важно научиться устанавливать контакт с ними.

В этот период необходимо активно заниматься с ребенком, используя разные способы и приемы. При выборе занятий следует помнить о том, что новая информация быстрее усваивается в игре.

Развитие мелкой моторики

Чтобы понимать важность этой работы, нужно знать о том, что речевые центры и центры коры головного мозга, отвечающие за движение, находятся близко друг к другу. Стимулирование зоны двигательной активности действует на центры, отвечающие за речь.

Особенного внимания требует выбор игрушек и заданий для занятий. Наиболее часто используются:

  • Кубики и конструкторы, играя с которыми нужно складывать, закреплять детали, собирать по картинкам определенные фигуры. Чем старше ребенок – тем мельче детали.
  • Игры с мелкими предметами, которые должны проводиться только под контролем взрослых. Например, задания собрать бусинки, нанизать на нитку пуговицы.
  • Специальные игрушки для формирования навыков шнуровки, завязывания узелков, переливания жидкости, пересыпания песка, круп и прочих конкретных действий с разными материалами и предметами.
  • Рисование и раскрашивание.
  • Лепка и аппликация.
Развитие артикуляции и правильная постановка звуков

Если ребенку не удается произношение звуков, можно заниматься с ним специальной артикуляционной гимнастикой, чтобы стимулировать развитие речевого аппарата.

Чтение книг и изучение картинок

Дети любят рассматривать яркие картинки, листая книжные страницы. Можно попросить их рассказать о том, что изображено на иллюстрациях, какие события происходят, что делают люди или животные на них.

Особенно любимы детьми в этом возрасте стихи, привлекающие своей ритмичностью. Разучивая несложные потешки или считалки, малыш развивает не только речь, но и память.

Выразительное чтение взрослыми сказок, рассказов и стихов формирует у детей представление о разных интонациях, что в итоге делает их речь эмоциональной.

Чтение книг закладывает правильные стандарты речи, увеличивает словарный запас, тренирует память, расширяет детский кругозор.

Повседневное общение

Взрослый должен постоянно разговаривать с малышом: и дома, и на прогулке, и во время игры. Одна из ошибок родителей – это общение с ребенком на его языке, исполнение любого требования, сформулированного не словом, а жестом или фразой, которую может понять только он сам и его родитель. Такое поведение взрослого не стимулирует ребенка учиться говорить правильно: выговаривать слова, верно строить предложения, развивать свой словарный запас. Нужно перестать реагировать на непонятные просьбы, добиваясь, чтобы ребенок проговаривал их нормально.

В возрасте 3-4 лет дети задают много вопросов, за что их часто называют «почемучки». Необходимо терпеливо отвечать на них и объяснять значение слов, понимая, что таким образом происходит процесс познания окружающего мира.

Развивая речь ребенка, вы тем самым улучшаете его мышление и воображение!

Посмотрите, кто говорит! Все о развитии речи ребенка