Развитие мышления: приемы, методы, упражнения
Часто приходится слышать, как люди сетуют на плохую память или жалуются на рассеянность. И, соответственно, ищут возможность улучшить процесс запоминания, развить свое внимание и наблюдательность. Но мне ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то сказал, что не умеет думать и хотел бы научиться мышлению. Это очень странно, ведь мыслительные способности важны в любой деятельности. Может, такое происходит, потому что мышление настолько ценный дар, что стыдно признаваться в его недостатке?
СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Можно ли развить мышление взрослого человека
- 2 Развитие абстрактно-логического мышления
- 2.1 Что развивать
- 2.2 Как развивать
- 3 Упражнения по развитию логического мышления
- 3.1 Упражнение «Логические цепочки»
- 3.1.1 Вариант 1
- 3.1.2 Вариант 2
- 3.2 Упражнение «Составление предложений»
- 3.3 Упражнение «Я скажу по-другому»
- 3.1 Упражнение «Логические цепочки»
- 4 Образное мышление и его развитие
- 4.
- 4.2 Упражнение «Воссоздание образов»
- 4.3 Упражнения «Фантастические образы»
- 4.
Можно ли развить мышление взрослого человека
Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний.
Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.
Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.
Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.
Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.
Развитие абстрактно-логического мышления
Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.
Что развивать
Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:
- Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
- Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
- Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
- Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.
Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.
Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.
Как развивать
Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.
Упражнения по развитию логического мышления
Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать. Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие.
Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.
Упражнение «Логические цепочки»
Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.
Вариант 1
Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:
- оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
- и рыба, и бутылка связаны с водой;
- если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
- у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
- оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.
Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).
Вариант 2
Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:
- Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
- В номере одного из южных курортов случается пожар.
Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.
Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.
Упражнение «Составление предложений»
Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.
А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.
Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».
Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.
Упражнение «Я скажу по-другому»
Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».
А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?
Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.
Образное мышление и его развитие
Образным мышлением управляет правое полушарие головного мозга, там же находится и центр творческих способностей человека. Этим, в общем-то, и все сказано. Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает в развитии левое, и в возрасте 3-5 лет оно доминирует в мыслительной деятельности. Но потом активное развитие знаковой функции (речи, письма, счета) стимулирует развитие левого полушария, которое отвечает за абстрактно-логическое мышление. Активность правого полушария снижается, и образное мышление отходит на второй план.
«А как же творчество?» — спросите вы. Вот именно. Креативность, развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. Да и вне творчества это мышление нужно. С ним связана способность воспроизводить картины, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать, включать в мыслительную и предметную деятельность. Более того, доказано, что любой мыслительный акт начинается с рождения образов, да и протекает в тесной связи с ними.
Что развивать
Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определим, в каком направлении двигаться, какие свойства и качества нашей психики нужно развивать:
- образную память;
- операции с образами, их анализ, сравнение, комбинирование;
- воображение, как способность создавать новые образы;
- комбинаторную деятельность — умение сознательно и целенаправленно конструировать образы из элементов того, что хранится в памяти;
- видеть скрытые от логического мышления качества и свойства вещей;
- умение фантазировать.
Одним из наиболее эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Оно помогает постоянно поддерживать правое полушарие в тонусе, поэтому многие из упражнений содержат элемент творчества.
Упражнение «Воссоздание образов»
Большинство из нас озабочены накоплением знаний. Мы стремимся запоминать нужную информацию, имена, даты, цифры, правила. А часто ли стараемся запомнить и сознательно сохранять в памяти образы? Разве они менее важны? Например, образ осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или звук морского прибоя. Ведь чаще всего то, что мы вспоминаем, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся воспроизводить образы.
Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воспроизвести его в деталях, вспоминая каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.
Теперь перейдем к более сложным заданиям.
Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например, клубника, воздушный шарик и т. д. Потом пять оранжевых и так по всему спектру. Чтобы не запутаться, запишите по порядку эти семь групп предметов.
Представьте образ знакомого вам дерева (березы под окном, клена по пути на работу). Постарайтесь вспомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится образ в другое время – осенью, зимой, весной, летом. Образ дерева можно заменить образом дома или улицы, реки или двора.
Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шорох осенних листьев и т. д.), 5 звуков города, 5 звуков, издаваемых животными, 5 звуков механизмов.
Вспомните и детально представьте какое-то событие (праздник, семейный ужин, совещание у начальника и т. д.). Постарайтесь вспомнить образы людей, мебели, утвари, стараясь представить и цвета, и звуки, и вкусовые ощущения, и запахи.
Упражнения «Фантастические образы»
Творческое воображение – это «высший пилотаж» образного мышления, поэтому потренируемся создавать новые образы. Из чего? А из всего, что есть в нашей памяти. Но для облегчения процесса возьмем какую-нибудь основу. Например, знак. Это атрибут логического мышления, тем интереснее использовать его для развития мышления образного.
Знак – это может быть цифра, буква или какой-то математический символ типа интеграла – абстрактный объект, он не существует в предметном мире. Но мы устраним эту несправедливость. Представьте, например, цифру 4 в виде материального и живого существа, наделенного своими особенностями, характером, привычками, предпочтениями. И сочините небольшой рассказ. Постарайтесь, чтобы образ четверки был максимально реалистичным. Подумайте, где она живет, что предпочитает на обед, с кем дружит, чем занимается.
Сначала это может показаться сложным и даже странным занятием. Но не сдавайтесь, это наше левое полушарие, возмущенное нелогичностью мышления, блокирует полет фантазии. Не давайте ему подавлять воображение, подключите его к работе. Что более логично для цифры 4? Какая деятельность ей более подойдет?
Также можно создать образ звука, например, шума пылесоса. Какой он – добрый или злой, теплый или холодный? А какого цвета звук пылесоса? Почему его боятся кошки? Может, они видят какое-то злобное существо? Как оно выглядит?
Игры с образами любят и дети, и взрослые, но это не просто игры, это очень мощный инструмент развития нашего мышления и психики в целом. Ведь все, что выходит за рамки скучной и серой обыденности, заставляет шестеренки нашего мозга крутиться быстрее. Не позволяйте им ржаветь без работы. Ведь еще средневековый философ Рене Декарт сказал: «Сogito ergo sum» — «Мыслю, значит, существую».
Развитие мышления у детей дошкольного возраста
Одной из важных особенностей ребёнка в будущем является развитие мышления уже сегодня. Важно как можно раньше начать уделять этому внимание.
Есть такое понятие как «сензитивный период». Это оптимальный этап для развития того или иного навыка. Для детей периодом, когда закладывается фундамент, является возраст от 1 года до 7 лет.
В статье мы поговорим о стадиях развития мышления у детей, способах, а также связи мышления с другими навыками.
Содержание статьи:
- Особенности мышления в дошкольном возрасте
- Стадии развития мышления
- Мыслительные операции
- Как развивать мышление дошкольника
- Упражнения и игры на развитие мышления у дошкольников
- Заключение
Особенности мышления в дошкольном возрасте
Мозг дошкольника подвижен и податлив, открыт новым знаниям. Именно поэтому полезные привычки, желание заниматься спортом, музыкой, театральным и художественным искусством закладываются именно в дошкольный период.
Для того чтобы ребенок мог анализировать и мыслить необходимо постоянно ставить перед ним новые задачи, а также модернизировать и усложнять уже полученные навыки.
Можно выделить несколько факторов, оказывающих сильное влияние на мышление ребенка:
- Круг общения. Чем старше ребёнок, тем больше вокруг него должно быть детей и взрослых. В этом помогают детские сады, кружки и секции. Малыш должен наблюдать разные модели поведения как взрослых, так и детей.
- Развитие речи. Ребенок учится строить предложения, выражать свои мысли.
- Формирование аналитического мировосприятия. Дошколята характеризуются тем, что обращают внимание на формы, цвет, величину, пространственное расположение и временные рамки.
- Приобретение навыков и умений. Ребенок учится пересказывать, читать по слогам, петь.
- Становление личностных качеств. Характер, адаптивность, инициативность, организованность – всё это формируется в результате воспитательных мероприятий.
- Формирование самооценки. Развитый ребёнок способен оценивать себя.
- Появление самоконтроля. Ребенок учится управлять своим поведением и поступками.
Стадии развития мышления
- наглядно-действенное;
- наглядно-образное;
- словесно-логическое.
Наглядно-действенное мышление формируется в возрасте 1-3 лет. Когда в результате своих действий ребенок, сам того не осознавая, делает выводы «на будущее». И подтверждением тому являются разобранные на запасные части игрушки, клавиатуры, родительские гаджеты. Целью этих действия является познание «а что там внутри?».
В возрасте 3-7 лет формируется наглядно-образное мышление. Именно в этот период проявляются первые признаки анализа. Например, имея определённые навыки, ребёнок уже может сказать какой игрушка будет на ощупь, видя её на витрине магазина. Многие уже могут прогнозировать ситуацию.
Ближе к 6 годам появляются первые задатки словесно-логического мышления. На этой стадии ребенок начинает давать развернутые ответы после анализа информации, способен выстраивать в правильном порядке последовательность событий, может охарактеризовать практически любой предмет.
Мыслительные операции
Наблюдая за тем, как развивается мышление ребенка, весь мыслительный процесс можно поделить на стадии:
- сравнение;
- анализ;
- синтез;
- обобщение.
На стадии сравнение ребёнок учится находить одинаковое в разном, разное в одинаковом. Уместно в этот период давать картинки «найди отличия», играть в мемори (начинать с 6 пар картинок, постепенно увеличивая количество).
На стадии анализа происходит выделение черт, качеств, свойств, используемых материалов и предметов. В своем воображении ребенок может разделить любое изделие на составные части.
Стадия синтеза тесно связана со стадией анализа. Без анализа синтезировать не получится. Пример тому чтение. Не запоминая букв, не понимая как они сливаются в слоги, ребёнок не сможет читать.
Яркими признаками обобщения являются выделение общих признаков предметов, объединение в группы. Как только у ребёнка появляется связная речь, использование большого количества обобщающих понятий – знайте, началась стадия обобщение.
Как развивать мышление дошкольника
Развитие мышления идёт через игру, так как это ведущий вид деятельности. Обыграть можно всё. С педагогической точки зрения следует развивать в разных направлениях. Больше вовлекайте ребёнка в работу по дому.
Ознакомьтесь с таблицей, в ней размещены основные типы упражнений для развития мышления у детей, на которые мы делаем акцент в своих занятиях.
Виды занятий | Описание |
Задание на развитие памяти | Запоминание элементов изображений, последовательность деталей и прочее |
Логические упражнения | Найти то, чего недостает, определение закономерности, используя анализ, сравнение, рассуждение |
Задачи на классификацию | Сортировка, группирование по признакам и подобное |
Упражнения на концентрацию внимания | Нахождение одинаковых свойств, различия между предметами, изображениями и т. п. |
Задания на развитие пространственного восприятия | Развитие визуализации, пространственного расположения, решение ребусов и головоломок |
Упражнение на развитие аналитических способностей | Поиск деталей, лишнего или не соответствующего действительности |
Задачи на формирование стратегического подхода | Продумывание целой цепочки действий. Анализ последовательностей и результатов |
Упражнения и игры на развитие мышления у дошкольников
Давайте рассмотрим варианты упражнений и игр, которые можно легко использовать в быту всей семьёй.
Игры на развитие наглядно–действенного мышления
- «Разложи по группам» — игра при которой работа глаз и рук является ведущей. Например, разложите перед ребёнком большие ложки, десертные и чайные. Попросите их рассортировать. Ребенок должен решить сам по какому принципу это сделать.
- Игра «Построй ряд». Здесь можно использовать блоки цилиндров, цветные таблички, тепловые бутылочки, вкусовые бутылочки, танграм и другие материалы. Например, необходимо построить ряд от большого к маленькому. Используются блоки цилиндров из метода Монтессори. Цветные таблички одного цвета, но разных оттенков, необходимо разложить от самого темного до самого светлого.
- Игра «Найди место для матрёшки». Для нее потребуются матрёшки (минимум из 6 частей). Расставляем фигурки в ряд на равном расстоянии друг от друга. Потом просим ребёнка закрыть глаза, убираем одну фигурку, а остальные выравниваем. Малыш открывает глаза и пытается найти место, между какими фигурками стояла матрёшка. По мере выполнения задания количество составляющих должно увеличиваться.
Игры на развитие наглядно-образного мышления
- Игра «На что похоже?». Ее вариаций очень много. Одним из них может быть показ изображения причудливой кляксы. Дайте возможность ребёнку продумать что это, кто это, какой на вкус, какой на запах, чем занимается и другие признаки.
- Игра «Назови одним словом». В зависимости от возраста у ребёнка будет меняться подход к определению предметов. Для у детей 3-4 лет – простые обобщение типа: мебель, посуда, ягоды, цветы. Для ребёнка в возрасте 5 лет обобщение должно быть более глубокое, например: насекомые, дикие животные, домашние животные, профессии и прочее. Дети 6-7 лет уже оперируют такими понятиями, как животные Африки, Азии, фрукты Европы, Азии и т.п.
- Игра «Дай определение». Ребёнку предлагается предмет, который он характеризует. Например, показываем кружку, которую нужно описать: большая, папина, хрупкая, стеклянная и др. А потом ребёнок вам показывает предмет, а вы характеризуете.
Игры на развитие словесно-логического мышления
- Игра «Собери картинку». Она является аналогией пазлов. Задача ребёнка из нескольких деталей собрать целую картинку. Чем старше малыш, тем больше деталей.
- Игра «Продолжи ряд». Нарисуйте цепочку и ряд бусин в определенной последовательности жёлтая, зелёная, голубая, розовая, а потом повторите ряд один раз и предложите ребёнку продолжить. Чем старше ребёнок, тем больше бусин, меняются их размеры.
- «Противоположности». Игра на подбор противоположного. Например, вы говорите холодный, а ребёнок подбирает горячий; мокрый-сухой; чёрный-белый и прочее.
- Игра «Угадай о чём речь». Вы последовательно описываете предмет, а ребенок догадывается о чём идёт речь. Например: круглый, полосатый, сладкий, сочный – арбуз.
В заключении
Каким ребенок вырастет, с каким характером, насколько хорошо будет развито его мышление – все это закладывается в детстве.
В наших развивающих центрах занятия для детей дошкольного возраста основаны на зарекомендовавших себя методах Т. Бьюзена, Н. Зайцева, М. Монтессори, З. Дьенеша, А. Валявского, Косиновой, Е. Железновой, Г. Домана. Мы используем специализированные материалы, направленные на развитие мышления у детей согласно сензитивного периода. Приходите на занятия и убедитесь в этом сами.
Развитие мыслительного процесса: 4 основные теории | Мышление
РЕКЛАМА:
Процесс развития мышления изучался психологами и был выдвинут ряд теорий. Теории: 1. Теория Пиаже 2. Концепция способов мышления Салливана 3. Теория Брунера 4. Психоаналитическая теория мышления.
1. Теория Пиаже :Швейцарский психолог Жан Пиаже, используя своих детей в качестве испытуемых, разработал остроумные и простые эксперименты и показал, как происходит развитие когнитивного мышления. Он объяснил поведение с точки зрения действий и реакций человека при адаптации к окружающей среде.
В отличие от животных и птиц, у людей очень мало инстинктивных реакций, и им приходится постоянно разрабатывать новые способы и средства взаимодействия с окружающей средой. Ягненок или цыпленок уже через несколько часов после рождения умеет убегать от опасности или различать съедобное и несъедобное.
РЕКЛАМА:
Напротив, новорожденный человеческий младенец часто не знает, что есть и что не есть, не говоря уже о способности распознать опасность и даже не способен узнать мать. Но три или четыре года спустя ягненок или цыпленок вырастает до козла или курицы и достигает стадии, когда он может производить молоко или яйца.
Ребенок, хотя и не вполне способен позаботиться о себе, тем не менее достигает стадии, когда он может бегать, говорить, учиться читать и так далее. Столкнувшись с опасностью, такой как хулиган на детской площадке или бродячая собака, лающая и приближающаяся к ней, ребенок может выбрать любую реакцию – убежать (как ягненок), спрятаться за другого человека, кричать и плакать, как вкопанная. то же место или атаковать, бросая грязь или камни.
Эта способность думать об альтернативах отличает человека от многих других животных. Ягненок рождается со многими сильными практическими инстинктами, а младенец — с немногими. Но в ходе развития человеческий ребенок усваивает различные стратегии решения задач, дающие гораздо большую гибкость, чем ягненок. Это уникальная способность человека к адаптации.
Пиаже впервые заинтересовался человеческой адаптацией, когда увидел, как играют его собственные дети. Он заметил, что подход к экологическим проблемам резко менялся в разном возрасте. Он задавался вопросом, улучшилась ли их координация или дети старшего возраста думают иначе, чем их младшие братья и сестры.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
Пиаже стал присматривать за детьми; он играл с ними, задавал вопросы об их занятиях, часами молча наблюдал за ними, когда они играли одни и с другими. Он также разработал игры, которые показывали, как они думают. Постепенно он понял, что есть закономерность.
Он понял, что все дети по мере взросления проходят ряд стадий. Стадии, выделенные и описанные Пиаже, — это сенсомоторная стадия, дооперациональная стадия, стадия конкретных операций и стадия формальных операций.
а. Сенсорно-моторная стадия:
Новорожденный младенец сосет все, что ему кладут в рот, схватывает все, что попадает ему в руки, и смотрит на все, что попадается ему на глаза. Вы, возможно, видели, как маленькие дети тянут в рот все: свои руки, пальцы рук, игрушки и другие предметы, которые находятся в пределах их досягаемости.
Они не понимают, что только одни объекты можно сосать, а другие нет. Точно так же ребенок может схватить погремушку, встряхнуть ее, положить в рот, уронить и так далее. Однако младенец в какой-то момент понимает, что шум, который он слышит, исходит от погремушки. Он начинает трясти все, что попадается ему под руку, пытаясь воспроизвести дребезжащий звук.
Постепенно он начинает понимать, что одни вещи издают шум, а другие нет. Таким образом, младенец начинает организовывать свои переживания, распределяя их по категориям. Пиаже называет эти категории схематами. Их можно рассматривать как простые схемы, обеспечивающие основу для преднамеренного и адаптивного поведения при решении проблем в более позднем возрасте.
Ребенок также узнает, что объекты реального мира, включая людей, существуют сами по себе, независимо от его восприятия. Это осознание отсутствует в раннем детстве. Пиаже описывает следующий эксперимент со своей восьмимесячной дочерью Жаклин.
«Жаклин завладевает моими часами, которые я предлагаю ей, держа в руке цепочку. Она с большим интересом рассматривает часы, щупает их, поворачивает один раз, говорит «апфф и т. д. Если перед ее глазами я прячу часы за руку, за одеяло и т. д., она не реагирует и сразу все забывает».
Однако через несколько месяцев, т.е. в конце сенсомоторного периода, Жаклин стала вполне способна находить часы, если они были спрятаны за одеялом или рукой. Это показывает, что она узнала, что объекты продолжают существовать, даже если их нельзя увидеть. Мы часто сталкиваемся с малышом, играющим с мячом или наблюдающим за насекомыми, когда они перемещаются под стулом или кроваткой.
Ребенок начинает их искать и искать, потому что понимает, что мячик или насекомое существует, хотя и скрыто. Это указывает на то, что у ребенка развилось чувство постоянства объекта или постоянства объекта. Это осознание имеет решающее значение для когнитивного развития, поскольку оно позволяет ребенку начать видеть некоторую закономерность в том, как все происходит.
Восприятие закономерностей совершенно необходимо, потому что, если он каждый раз, сталкиваясь с мячом или муравьем, будет воспринимать это как новый раздражитель, он никогда не сможет научиться ассоциировать мяч или муравья с внешним объектом и что его действия влияют на их.
Таким образом, к концу сенсомоторной стадии ребенок приобретает своего рода «моторный интеллект» посредством непосредственного взаимодействия со своим окружением. Ребенок знает, что его или ее действия повлияют на вещи вне его или ее.
б. Предоперационная стадия:
Вторая стадия развития мышления длится примерно от двух до семи лет. Ребенок на этом этапе ориентирован на действие. Его понимание и мыслительные процессы основаны на физическом и перцептивном опыте. Ребенок начинает использовать символы или представления о событиях и формировать образы обо всем, с чем он сталкивается.
Наиболее очевидным примером репрезентации является использование слов или языка, и именно на этом этапе ребенок начинает использовать слова для обозначения объектов. Например, ребенок может говорить о вещах, которых физически нет, о львах, тиграх, призраках и т. д., хотя он их не видел.
Дети играют в различные воображаемые игры, в которых стул становится поездом или автобусом, куклы становятся младенцами, листья и цветы становятся едой и так далее. Они не в полной мере способны проводить различие между собой и внешним миром.
Они предполагают, что у объектов есть чувства. Играя с куклами, они думают, что куклы плачут, улыбаются и ведут себя как настоящие младенцы. Собственные психологические процессы, например сновидения, они считают реальными и конкретными событиями.
Пиаже обнаружил, что дети на этом этапе склонны сосредотачивать свое внимание на одном аспекте объекта или события, которое привлекает их внимание, игнорируя все остальные аспекты. Это было продемонстрировано в следующем известном эксперименте. Детям предлагалось наполнить бусами два одинаковых контейнера.
Когда они закончили, Пиаже высыпал бусины из одного контейнера в высокий тонкий стакан и спросил их, больше ли бусинок в одном, чем в другом. Дети неизменно отвечали «да», хотя и понимали, что он не добавил и не убрал бусинки. Этот нелогичный ответ возникает из-за того, что дети могут думать только об одном аспекте или измерении за раз, то есть о высоте или ширине. Пиаже называет это целеустремленностью.
Пиаже обнаружил, что мышление на этой стадии ригидно и «необратимо». Дж. Л. Филлипс приводит интересный пример необратимости. Он спросил четырехлетнего мальчика, есть ли у него брат; ребенок ответил «да». Затем он спросил имя брата; ответ был «Джим». «У Джима есть брат?» Ребенок ответил решительным «нет».
Это показывает, что ребенок не мог обратить вспять принцип, лежащий в основе того же понятия, то есть наличия брата. Еще одна черта, выявленная на приведенной выше иллюстрации, — это неспособность ребенка думать о себе как о чьем-то брате. Эта неспособность поставить себя на место Джима и увидеть себя братом является примером эгоцентризма.
Еще одним интересным аспектом дооперационального мышления, определенным Пиаже, является концепция сохранения. В дооперационном периоде ребенок не умеет «интеллектуально сохранять».
В его эксперименте четыре шарика были расставлены перед ребенком в следующем порядке:
Ребенок упорно утверждал, что в этой перестановке было больше шариков. Пиаже объяснил, что в этот момент ребенка поражает визуально-пространственное свидетельство в этот момент, а не знание того, что это те же самые четыре шарика в новых положениях.
Ребенок не может осознать и принять тот факт, что такое же количество шариков может занимать больше места. Пиаже называет это неспособностью «сохранить» идею числа. У ребенка также есть трудности с сохранением других качеств стимулов, таких как объем, масса и т. д.
Концепция сохранения объема была продемонстрирована в простом эксперименте с использованием контейнеров различной формы и воды. Прозрачные стеклянные сосуды А, В, С и D, как показано на рис. 11.2, ставили перед ребенком. В сосудах В и С было одинаковое количество воды. Экспериментатор налил воду из сосуда В в сосуд А.
Когда ребенка спросили, равно ли количество воды, содержащееся в сосуде А, столько же, сколько в сосуде С, ребенок без колебаний указал на сосуд А (более высокий) и сказал, что в нем больше воды. Точно так же, когда воду из C переливали в D и ребенка спрашивали, равно ли количество воды в A и D, он отвечал, что количество воды в A больше.
Приведенный выше эксперимент демонстрирует то, что Пиаже назвал бы неспособностью к сохранению. На представление или оценку ребенком количества воды влияли размер, высота, форма и другие характеристики емкостей. Оценка ребенком количества воды отличалась неустойчивостью и определенностью и, по-видимому, зависела от особенностей емкостей.
в. Стадия конкретных операций:
На этой стадии, которая обычно происходит в возрасте от 7 до 11 лет, ребенок приобретает основные представления о времени, пространстве, числе и т. д., а также гибкость, которой не хватало на дооперационной стадии. Ребенок на этом этапе учится прослеживать свои мысли, исправлять себя, при необходимости начинать работать с самого начала, рассматривать более одного измерения одновременно и смотреть на один объект или проблему по-разному. Три логические операции характеризуют мышление на этом этапе: соединение, обращение и образование ассоциаций. Эти операции можно проиллюстрировать на простом примере.
Спросите детей разного возраста, скажем, до семи лет и старше семи лет «Предположим, вам дали эту монету (показывает монету в одну рупию) для покупки шоколада. Если владелец магазина даст вам две шоколадки в обмен на эту монету (монета в одну рупию), сколько шоколадок вы получите в обмен на эти четыре монеты (показывая четыре монеты по двадцать пять пайсов)». Дети до семи лет могут отвечать типа «четыре шоколадки», «восемь шоколадок» и так далее.
Однако дети старше семи лет, на этапе конкретных операций, смогут различать и объединять все мелкие монеты (двадцать пять) в надкласс из ста пайсов или одной рупии. Они также смогут сохранить этот процесс добавления четырех монет по двадцать пять пайсов в одну монету или уменьшить одну монету в одну рупию до четырех монет по двадцать пять пайсов.
Они также могут связать монету в двадцать пять пайсов с другими монетами, такими как две монеты в десять пайсов и одна монета в пять пайсов. Дети на этом этапе, хотя и достаточно логичны в своем подходе к проблемам, могут мыслить только с точки зрения конкретных вещей, с которыми они могут справиться или вообразить, с которыми они могут справиться. Но взрослый способен мыслить абстрактно, формулировать предварительные предположения или гипотезы и принимать или отвергать их, не проверяя их эмпирически. Говорят, что эта способность развивается на следующей стадии.
д. Стадия формальных операций:
На этой четвертой и последней стадии, которая происходит в возрасте от 11 до 15 лет, приобретаются замечательные способности. Чтобы продемонстрировать развитие абстрактного мышления, Пиаже провел простой эксперимент. Он дал возможность детям открыть для себя архимедовский принцип парящих тел.
Детям на этапе конкретных и формальных операций давали различные предметы и просили разделить их на две группы: предметы, которые будут плавать, и предметы, которые не будут плавать. Среди предметов были кубики разного веса, спички, листы бумаги, крышка, камешки и так далее. Затем Пиаже позволил детям протестировать свой выбор в ванне с водой и попросил их объяснить, почему одни предметы всплывают, а другие тонут.
Младшие дети не очень хорошо классифицировали предметы и на вопросы приводили разные причины. Гвоздь тонул, потому что был слишком тяжелым; игла, потому что она была сделана из железа; крышка плавала, потому что у нее были края и так далее. Старшие дети, казалось, знали, что будет плавать.
Когда их попросили объяснить свой выбор, они начали проводить сравнения и перекрестные сравнения, постепенно придя к выводу, что ни вес, ни размер сами по себе не определяют, будет ли объект плавать; скорее это была связь между этими двумя измерениями. Таким образом, они смогли аппроксимировать принцип Архимеда (предметы плавают, если их плотность меньше плотности замещенной воды). Тот факт, что эти дети искали правило или принцип, делает эту стадию развития превосходной и значимой.
Младшие дети находят причины, проверяя свои идеи в реальном мире. Они конкретны и конкретны. В то время как дети на этапе формальных операций и далее идут дальше, чем тестирование «здесь и сейчас»; они пытаются рассмотреть возможности, а также реалии и разработать концепции.
Таким образом, мы видим, что на заключительном этапе у индивида появляется возможность прийти к обобщениям, и начинают развиваться реальные мыслительные процессы. Теория развития Пиаже в основном концентрируется на структурных и формальных характеристиках мышления. Он считает, что его схема развития мышления универсальна. Пиаже вводит ряд понятий, таких как адаптация, аккомодация, ассимиляция, центрирование, децентрирование и т. д. Здесь нет необходимости вдаваться в эти понятия.
2. Концепция способов мышления Салливана :Еще один подход к развитию мышления исходит из взглядов Г.С. Салливана, известного психоаналитика. Салливан постулирует три основных режима. Первый и самый ранний из них называется прототаксическим режимом. Эта стадия проявляется в первый год жизни человека, и на этой стадии человек не осознает себя или свое эго. Мыслительный процесс чаще всего имеет форму чувства или опасения. Мысль поэтому не имеет определенной структуры и расплывчата.
Следующий — паратаксический режим. На этой стадии глобальная или недифференцированная реакция уступает место конкретным элементарным мыслеобразам и содержаниям. Логические операции еще не происходят. Согласно Салливану, аутистическое состояние общения отражает паратаксический способ. Мыслительный процесс все еще спутан и расплывчат и почти сравним с дологической стадией, описанной Пиаже.
Заключительный этап, известный как синтаксический режим, представляет собой развитие логических мыслительных процессов, обеспечивающих интеграцию и организацию символов. Именно на этом этапе мысль становится ясной с возможностью логических операций. Эта стадия соответствовала бы стадии формальных операций, описанной Пиаже.
Однако можно провести различие в том, что если теория Пиаже была именно теорией мышления, то Салливан не занимается исключительно мышлением. Его концепция модусов является более или менее взглядом на когнитивную организацию в целом, на процесс, посредством которого индивидуум воспринимает и переживает окружающую среду, что обязательно включает мышление.
3. Теория Брунера :Еще один подход к развитию мышления наметил Джером С. Брунер, который, как и Пиаже, наблюдал процесс когнитивного развития или развития мышления. Брунер также постулировал определенные стадии. Стадии, сформулированные им, представляют собой энактивные, иконические и символические репрезентации, которые считаются более или менее сопоставимыми с дооперациональной, конкретно-операциональной и формально-операциональной стадиями Пиаже. Однако Брунер отличался от Пиаже тем, что сосредоточивал внимание на представлениях, которые ребенок использует в мышлении, а не на операциях или манипуляциях, происходящих в процессе.
Брунер использует эксперименты Пиаже, чтобы объяснить свою точку зрения на когнитивное развитие, которая кратко описана ниже:
a. Стадия активной репрезентации:
Ребенок на этой стадии усваивает самые основные или примитивные способы преобразования непосредственного опыта в ментальную модель. Этот способ преобразования обычно невербальный и основан на действии или движении. Таким образом, представления ребенка об объектах и событиях с точки зрения соответствующих двигательных реакций или «отыгрывания» известны как энактивное представление. Брунер цитирует эксперимент Пиаже, чтобы объяснить эту стадию.
«Ребенок роняет погремушку через прутья кроватки. Он останавливается на мгновение, подносит руку к лицу и смотрит на свою руку. Озадаченный, он опускает руки и трясет руками, как будто погремушка все еще там; без звука. Он снова исследует свою руку.
Брунер предполагает, что в этой ситуации ребенок представляет погремушку, когда он трясет рукой, то есть погремушка означает тряску руки и слышит шум. Жесты — это активные представления. Например, большой палец вверх означает победу; указательный палец на губах означает молчание и так далее.
б. Iconic Representation:
Иконка, изображение или графическое представление считаются методом преобразования непосредственного опыта в когнитивные модели с использованием сенсорных образов. Этот этап объяснялся расширением исследования Пиаже, которое было описано на предыдущем этапе. Ребенок через несколько месяцев, когда он роняет погремушку, пытается заглянуть за край своей кроватки.
Когда взрослый поднимает его или ребенок не может его увидеть, ребенок может начать кричать и плакать. Согласно Брунеру, это чувство потери указывает на то, что у ребенка в уме есть образ погремушки и что теперь он различает пожатие руки и погремушку. Этот тип «представления» вещей для себя называется мышлением иконических представлений.
в. Символическое представление:
По мере роста ребенок достигает стадии, когда его познание не всегда зависит от двигательной активности или образов и картинок. Его когнитивный процесс начинает функционировать в терминах символов. Символы не зависят от образов или конкретных проявлений. Например, слово «гири» не выглядит и не звучит как ребенок женского пола.
Точно так же число восемь не похоже на число восемь. Рассмотрим простую арифметическую задачу. У мальчика есть четыре манго, и он покупает еще два. Сколько у него есть? Ребенок пяти-шести лет может решить задачу, нарисовав четыре и два манго и сосчитав их, а ребенок постарше может написать числа четыре и два и сложить их, не воображая манго.
4. Психоаналитическая теория мышления :Было бы удивительно, если бы такая всеобъемлющая теория, как психоанализ Фрейда, не внесла свой вклад, хотя и косвенно, в наше понимание процесса мышления. Фрейдистская теория развития с ее концепцией различных стадий, таких как оральная, анальная, фаллическая и генитальная, сделала несколько выводов для понимания мышления.
Согласно Фрейду, ранний период младенчества характеризуется тем, что называется нарциссическим мышлением, при котором мыслительный процесс содержит высокий оттенок исполнения желаний. Фрейд ссылается на определенные термины, такие как всемогущество желания и всемогущество мысли или слова.
Стадия всемогущества желания характеризуется тем, что мысль этой стадии сильно окрашена инстинктивными импульсами, полным отсутствием различия между реальностью и нереальностью. Следующая стадия показывает то, что он называет всемогуществом мысли. Здесь мышление становится символическим и вербализованным, но все же остается в высшей степени эгоцентричным.
Только на более поздней стадии мышление становится объективным и возникает различие между внутренним «я» и внешним миром. Мысль все больше и больше попадает под влияние восприятия и освобождается от мертвой хватки инстинктивных импульсов. В латентный период мыслительный процесс расширяется и, по мнению Анны Фрейд, происходит обогащение фантазии и абстрактного мышления.
Мысль, по Фрейду, является неотъемлемой частью общей функции жизни, и природа мыслительного процесса отражает общую стадию развития самой жизни. Проще говоря, мышление является одним из механизмов жизни и играет жизненно важную роль в общем процессе приспособления. Фрейд говорит, что между реальностью и фантазией существует тонкая грань. Если это так, то мышление для фантазии — то же, что жизнь для реальности.
Теории мышления – Точки консенсуса :В предыдущих абзацах была сделана попытка, возможно, с несколько экстравагантными подробностями, дать различные объяснения природы и развития мышления. Несомненно, эти разные подходы различаются между собой, но некоторые точки соприкосновения, похоже, выявляются.
Их можно резюмировать следующим образом:
(а) В основном все теории сходятся во мнении, что на ранних стадиях мышление по существу носит сенсомоторный характер и связано с непосредственными чувственными переживаниями.
(б) На втором уровне возникает различие между чувственным опытом и мышлением в связи с развитием способности образовывать образы, а затем мышление отделяется от чувственного опыта.
(c) На третьем уровне появляется способность использовать символы, слова и идеи, а также расширяется способность образовывать образы. Мысль и конкретна, и абстрактна, и все же находится под влиянием внутренних процессов — она эгоцентрична.
(г) На конечном уровне мышление становится самостоятельным процессом, относительно свободным от конкретного опыта, способным его интерпретировать и организовывать и выходить за пределы «здесь и сейчас».
(e) Появляется абстрактное мышление.
Можно видеть, что большинство теоретиков согласны с этими общими чертами. Люди различаются по скорости, с которой происходит этот процесс развития, а также по степени, в которой они проходят до последней из этих стадий. Некоторые люди склонны оставаться на эгоцентрическом или конкретном уровне, в то время как другие выходят за его пределы.
Также возможно, что некоторые люди, достигнув определенной стадии, могут быть отброшены к более раннему уровню мышления при столкновении с тяжелым психологическим кризисом. Таким образом, может иметь место процесс регрессии в мышлении. Аутичные дети свидетельствуют о том, что мышление не продвинулось дальше самого элементарного уровня, в то время как пациенты с психозом ясно свидетельствуют о регрессивном процессе.
Далее можно указать, что на процесс развития мышления очень сильно влияют все факторы, влияющие на развитие вообще. Процесс социализации, образование, личный опыт и т. д. — все это влияет на развитие мышления. Короче говоря, процесс мышления развивается вместе с человеком.
Главная ›› Развитие мыслительного процесса ›› Психология ›› Мышление
Типы, развитие и инструменты| Психология
РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим:- 1. Введение в мышление 2. Типы мышления 3. Развитие 4. Инструменты 5. Ошибки.
Введение в мышление :Когнитивные способности, такие как мышление, рассуждение и решение проблем, можно считать одними из основных характеристик, отличающих людей от других видов, включая высших животных.
Вызовы и проблемы, с которыми сталкивается человек или общество в целом, решаются посредством ряда усилий, включающих размышления и рассуждения. Таким образом, способность мыслить и рассуждать может рассматриваться как важнейшие инструменты для благополучия и осмысленного существования как личности, так и общества.
РЕКЛАМА:
A. Мышление :
1. Росс:
«Мышление – это умственная деятельность в ее когнитивном аспекте или умственная деятельность в отношении психологических аспектов».
2. Garrett:
РЕКЛАМА:
«Мышление — это поведение, которое часто неявно и скрыто и в котором обычно используются символы».
3. Гилмер:
«Мышление — это процесс решения проблем, в котором мы используем идеи или символы вместо явной деятельности».
4. Мохсин:
«Мышление — это имплицитное поведение при решении проблем».
Типы мышления :Мышление можно классифицировать следующим образом:
интерпретация ощущения в соответствии с собственным опытом. Его также называют конкретным мышлением, так как оно осуществляется при восприятии реальных или конкретных объектов и событий.
2. Концептуальное или абстрактное мышление:
РЕКЛАМА:
Здесь используются понятия, обобщенные объекты и языки, считается, что оно превосходит перцептивное мышление, поскольку экономит усилия на понимании и решении проблем.
3. Рефлексивное мышление:
Этот тип мышления направлен на решение сложных проблем, поэтому он требует реорганизации всего соответствующего опыта в ситуации или устранения препятствий вместо связи с этим опытом или идеями.
Это проницательный когнитивный подход к рефлексивному мышлению, поскольку умственная деятельность здесь не связана с механическими усилиями проб и ошибок.
В этом типе мыслительные процессы принимают во внимание все релевантные факты, расположенные в логическом порядке, чтобы прийти к решению проблемы.
4. Креативное мышление:
Этот тип мышления связан со способностью создавать или конструировать что-то новое, новое или необычное. Он ищет новые отношения и ассоциации для описания и интерпретации природы вещей, событий и ситуаций. Здесь индивид обычно сам формулирует доказательства и инструменты для ее решения. Например; ученых, художников или изобретателей.
Скиннер, известный психолог, говорит, что творческое мышление означает, что прогнозы и выводы для человека новы, оригинальны, гениальны и необычны. Творческий мыслитель — это тот, кто выражает новые идеи и делает новые наблюдения, новые прогнозы и новые выводы.
Характеристики творческого мышления:
а. Творческое мышление во всех его видах и формах является абсолютно внутренним психическим процессом и, следовательно, должно рассматриваться как важный компонент когнитивного поведения человека.
б. Каждый из нас способен к творческому мышлению, а значит, это универсальное явление.
в. Творческое мышление приводит к созданию чего-то нового или нового, включая новую форму расположения старых элементов.
д. Креативное мышление во всех его измерениях предполагает дивергентное мышление вместо рутинных и конечных типов конвергентного мышления. У ума должна быть полная свобода блуждать, чтобы создать новую идею.
эл. Поле творческого мышления и его внешняя часть достаточно обширны и построены широко. Он охватывает все аспекты человеческих достижений, относящихся к жизни человека.
5. Критическое мышление:
Это тип мышления, который помогает человеку отступить от своих личных убеждений, предубеждений и мнений, разобраться в вере и открыть истину, даже в ущерб своим основным система убеждений.
Здесь прибегают к установлению более высоких когнитивных способностей и навыков для правильной интерпретации, анализа, оценки и вывода, а также объяснения собранной или переданной информации, что приводит к целенаправленному непредвзятому и саморегулируемому суждению.
Идеальный мыслитель обычно любознателен, хорошо информирован, непредубежден, гибок, беспристрастен в оценках, свободен от личных предубеждений и предубеждений, честен в поиске соответствующей информации, квалифицирован в надлежащем использовании таких способностей, как интерпретация, анализ , синтез, оценка и составление выводов и выводов и т. д.
Критическое мышление представляет собой хорошо дисциплинированный мыслительный процесс более высокого порядка, который включает использование когнитивных навыков, таких как концептуализация, интерпретация, анализ, синтез и оценка, для достижения беспристрастного, обоснованное и надежное суждение о собранной или переданной информации или данных как руководство к своим убеждениям и действиям.
6. Ненаправленное или ассоциативное мышление:
Бывают моменты, когда мы оказываемся заняты уникальным типом мышления, ненаправленным и бесцельным. Это отражается в сновидениях и других свободно текущих неконтролируемых действиях. Психологически эти формы мышления называются ассоциативным мышлением.
Здесь грезы, фантазии и иллюзии подпадают под категорию абстинентного поведения, которое помогает человеку убежать от требований реального мира, делая его мыслительное лицо ненаправленным и плавающим, помещая его куда-то, приказывая чему-то, не связанному с его окружение.
Мы слышали, что нет ничего серьезного в поведении, связанном с мечтами и фантазиями, но поведение, связанное с бредом, определенно указывает на ненормальность.
Человек под влиянием таких заблуждений может думать или верить, что он миллионер, правитель вселенной, великий изобретатель, известный историк или даже Бог. Напротив, человек, охваченный бредом, может быть склонен быть самым неспособным, недостойным и нежелательным человеком, у него может развиться чувство вины или жаловаться, что он стал жертвой каких-то неизлечимых физических или психических заболеваний.
Развитие мышления:Мышление – один из важнейших аспектов процесса обучения. Наша способность учиться и решать проблемы зависит от нашей способности правильно мыслить, что помогает нам приспосабливаться и необходимо для успешной жизни.
Только те люди, которые могут мыслить отчетливо, конструктивно и тщательно, могут внести очень большой вклад в общество.
Поскольку ни один человек не рождается мыслителем, необходимо приобретать знания техники и практиковать правильное мышление.
Существует несколько методов, помогающих развить мышление посредством тренировки.
1. Адекватность знаний и опыта:
Адекватность знаний и опыта считается основой системного мышления.
Таким образом, необходимо позаботиться о том, чтобы помочь детям получить адекватные знания и опыт, что можно сделать следующим образом:
(a) Обучение детей улучшению процесса ощущений и восприятия, чтобы получить лучшие знания и опыт, чтобы улучшить критическое мышление .
(b) Человеку должны быть предоставлены возможности для приобретения адекватного опыта и его следует поощрять к самообучению, обсуждению и участию в здоровой и стимулирующей деятельности.
2. Адекватная мотивация и определенность целей:
Мотивация помогает мобилизовать нашу энергию для мышления. Она создает неподдельный интерес и произвольное внимание в процессе мышления и тем самым очень помогает в повышении адекватности и эффективности нашего мышления. Таким образом, нужно стараться мыслить определенным образом с определенной целью или целью, решаемые нами проблемы должны иметь тесную связь с нашими непосредственными потребностями и основными мотивами, и такое мышление должно быть направлено на творческую и продуктивную деятельность.
3. Адекватная свобода и гибкость:
Мышление не должно блокироваться наложением ненужных ограничений и сужением поля мыслительного процесса. Если прошлый опыт или привычные методы не помогают в решении проблемы, мы должны стремиться к новым ассоциациям, отношениям и возможностям для достижения удовлетворительных результатов.
4. Инкубация:
Когда мы ставим перед собой задачу решить проблему, но не можем ее решить, несмотря на наше напряжение, прилагая больше усилий к размышлению и настойчивому мышлению, лучше отложить проблему на какое-то время и расслабьтесь на некоторое время или займитесь какой-либо другой деятельностью. В течение этого интервала усилиями нашего бессознательного ума вырабатывается решение этой конкретной проблемы. Этот феномен инкубации полезен.
5. Интеллект и Мудрость:
Интеллект определяется как способность правильно мыслить, поэтому правильное развитие интеллекта необходимо для формирования адекватного мышления. Следует проявлять должную осторожность, чтобы использовать интеллект, мудрость и другие познавательные способности для осуществления процесса мышления.
6. Правильное развитие понятий и языка:
Понятие – это слово или идея с обобщенным значением, которое представляет целый класс объектов, идей или событий; например, слово «сари» — это понятие, когда вы думаете об этом слове, оно представляет собой все виды сари длиной шесть или восемь ярдов, сари из шелка, хлопка, нейлона или их смеси. Формирование понятия начинается в раннем детстве. которые являются примером из первых рук. Это может быть +ve или -ve.
Язык — это высокоразвитая система символов, в которой слова в рамках грамматики могут быть записаны или произнесены в различных комбинациях. Большая часть мышления зависит от языка, хотя некоторые образы также присутствуют.
Понятия, символы, знаки, слова и язык являются средствами и инструментами мысли. Без их должного развития нельзя эффективно идти по пути мышления. Их развитие стимулирует и направляет мыслительный процесс.
Неправильное развитие и ошибочное формирование понятий, а равно и символическое поведение не только тормозят развитие мышления человека, но и оказываются фатальными, так как могут спровоцировать извращенное мышление и неверные выводы.
7. Адекватность процесса рассуждений:
На мышление также влияет способ рассуждения, который принимает человек. Нелогичные рассуждения часто приводят к неправильному мышлению. Логика – это наука о правильном мышлении, которая помогает мыслить правильно. Поэтому мы должны воспитывать в наших детях привычку к логическому мышлению.
Инструменты мышления :Процесс мышления включает несколько важных элементов:
1. Образы:
Поскольку мысленные образы состоят из личного опыта объектов, людей или ситуаций, услышанного и прочувствованного. Эти мысленные образы символизируют реальные объекты, переживания и действия. В мышлении мы обычно манипулируем образами, а не реальными объектами, переживаниями или действиями.
2. Концепты:
Концепт – это общая идея, обозначающая общий класс и представляющая общие характеристики всех объектов или событий этого общего класса. Понятие, как инструмент, экономит усилия в мышлении, например, когда мы слышим слово «слон», нам сразу же напоминают не только о природе и качествах слона как класса, но и приходят наши собственные переживания и понимание их. на поверхность в нашем сознании, чтобы стимулировать наше мышление в то время.
3. Символы и знаки:
Символы и знаки представляют и заменяют реальные объекты, переживания и действия. Например, светофоры, железнодорожные сигналы, школьные звонки, значки, песни, флаги и лозунги — все это символические выражения, они стимулируют и мотивируют результирующее мышление, потому что говорят нам, что делать или как действовать.
4. Язык:
Является наиболее эффективным и развитым средством осуществления процесса мышления. Когда человек читает, пишет или слышит слова или предложения или наблюдает за жестами на любом языке, у него возникает стимул думать. Таким образом, чтение и написание документов и литературы также помогают стимулировать и развивать мыслительный процесс.
5. Мышечная деятельность:
Мышление тем или иным образом свидетельствует об участии некоторых зарождающихся движений групп наших мышц. Обнаружена высокая положительная связь между мышлением и мышечной деятельностью человека. Чем больше мы занимаемся мыслями, тем больше становится общее мышечное напряжение, и, наоборот, по мере продвижения к мышечным отношениям наши мыслительные процессы постепенно уменьшаются.
6. Функции мозга:
Какова бы ни была роль мышц, мышление в первую очередь является функцией мозга. Наш разум считается главным инструментом мыслительного процесса. Переживания, регистрируемые нашими органами чувств, не имеют смысла и, следовательно, не могут служить стимулирующими агентами или инструментами для мышления, если эти впечатления не будут получены клетками нашего мозга и должным образом интерпретированы для получения некоторого значения.
Ментальные картинки или образы могут быть сохранены, реконструированы или использованы только после их обработки мозгом. То, что происходит в нашем мыслительном процессе, является просто функцией или продуктом деятельности нашего мозга.
Ошибки мышления :На наше мышление, рассуждения и решение проблем в значительной степени влияют наши «установки», которые представляют собой своего рода привычку или то, как мы привыкли воспринимать определенные ситуации .
Все, что ранее было зафиксировано в нашем восприятии или опыте, обеспечивает основу для нашего настоящего и будущего мышления. Мы не изменим предустановленного пути мышления, который ведет к жесткому поведению.
Нам случается совершать ошибки из-за нашего отношения, симпатий и антипатий, предвзятости или чрезмерного упрощения мышления, рассуждений и решения проблем и т. д. Эти ментальные установки, полученные из предыдущего опыта, несомненно, мешают нашему последующему мышлению, что приводит к неэффективному поведению.
Таким образом, наше мышление будет ущербным и вредным, если оно не основано на правильных данных или информации. Наши предубеждения, предубеждения и убеждения иногда не позволяют нам мыслить логически. Мы делаем неверные выводы из-за наших предубеждений, поэтому мы склонны игнорировать и упускать из виду те факты, которые поддерживают правильный вывод.
1. Наше мышление неполноценно, потому что мы позволили себе поддаться эмоциям. Многие люди не думают ясно и точно во время экзамена, потому что их беспокоит страх и неудача.