Развитие мальчика: Половое развитие мальчиков

Содержание

Половое созревание девочек и мальчиков. Что нужно знать? Ответы эндокринолога

Самая важная информация из статьи о половом созревании на портале Rebenok.by от детского врача-эндокринолога Татьяны Пугавко:


Начало полового созревания

В норме половое созревание начинается у девочек в возрасте с 8 до 13 лет, у мальчиков немного позже —

с 9 до 14 лет

. Запускают этот процесс гормоны, которые вырабатываются в гипоталамусе и гипофизе: ГТРГ, ЛГ, ФСГ.

На то, когда именно начнет взрослеть мальчик или девочка, влияет множество факторов. Немалую роль играет генетика. Если у родителей половое созревание начиналось рано, то скорее всего и у ребенка это произойдет раньше, чем у других детей. И наоборот. Что интересно, такая закономерность чаще прослеживается у пап и сыновей.

— Также на процесс полового созревания влияет то, как протекала беременность и проходили роды, были ли какие-то осложнения, какие препараты принимала мама во время беременности и кормления грудью, как рос и развивался ребенок после рождения, чем болел, какие у него были физические нагрузки, подвергался ли он

стрессу.

В целом половое созревание у современных детей происходит на год-полтора раньше, чем в предыдущих поколениях. Врач связывает это с вредными факторами, с которыми столкнулось наше общество, в частности «псевдогормонами».

— Это химические вещества антропогенного происхождения: пестициды, бисфенол А, фталаты, которые содержатся в пищевых продуктах; используются для производства пластмассовых изделий, потребительских товаров, синтетических моющих средств. Они «встраиваются» в организм человека и могут приводить к различным заболеваниям, в том числе нарушать процесс полового созревания.

Врач также обращает внимание на проблему ожирения среди современных детей. Перебор веса негативно сказывается на половом созревании: оно может начинаться слишком рано или, наоборот, поздно. Есть и еще один негативный момент:

— При избыточном весе возникает дисбаланс между женскими и мужскими гормонами — эстрогенами и андрогенами, а это чревато последствиями. Перевес в сторону мужских гормонов у девочек может вызвать нарушение менструального цикла

и избыточный рост волос по телу. У мальчиков с лишним весом может наблюдаться снижение количества мужских гормонов, что будет тормозить процесс полового созревания.

Встревожить родителей должна и обратная ситуация, когда подростки садятся на жесткие диеты.

— Дефицит или резкая потеря веса могут приводить к нарушению полового созревания. А ведь это влияет на фертильную функцию, то есть возможность стать родителями в будущем, — объясняет доктор.

Признаки полового созревания у мальчиков

Благодаря активной выработке тестостерона примерно с 9 лет у мальчиков начинается взросление.

Первый признак — это увеличение яичек в мошонке. Далее в возрасте около 10−11 лет у ребенка проявляется лобковое и подмышечное оволосение. В 12−13 лет увеличивается мужской половой орган — сначала в длину, а потом в толщину.

— Часто на приеме у врача взволнованные родители спрашивают, все ли там в порядке у мальчишки «в штанах», нормального ли размера половой орган. Нужно понимать, что он увеличивается в размере не в начале полового созревания, а в середине процесса. И основное значение для мальчика, как мужчины в будущем, имеет не размер полового члена, а размер яичек. Именно в них вырабатывается «главный» мужской гормон — тестостерон. Вот на что нужно обратить внимание родителям.

Стандартная схема взросления у мальчиков такая: сначала — увеличение яичек, затем — активный рост волос и увеличение полового члена. Если последовательность другая, родителям нужно обратиться к детскому эндокринологу. Врач выяснит, норма это или патология.

— Отдельно стоит сказать про первые поллюции — непроизвольное семяизвержение, которое чаще всего происходит по ночам в возрасте 13−15 лет. Это норма и одно из проявлений полового созревания. Родителям не стоит беспокоиться на этот счет. Но нужно подготовить ребенка к таким изменениям в его теле, чтобы он заранее имел об этом представление.

В 13−15 лет у мальчиков появляются зачатки усов и бороды. Это единичные мелкие волосы, больше похожие на пушок. Лишь к 16−20 годам они становятся жестче и превращаются в мужскую щетину.

Кроме активного роста волос и изменения половых органов у подростков в 13−15 лет происходит скачок роста: мальчики начинают расти на 8−12 см в год. Через 3−4 года скорость роста снижается.

Появляются и вторичные половые признаки: изменение хрящей гортани и «ломка» голоса, увеличение ширины плеч. На это влияет главный мужской гормон — тестостерон, который вырабатывается у мальчиков в яичках.

Признаки полового созревания у девочек

Благодаря активной выработке женских половых гормонов (эстрогенов) примерно с 8 лет у девочек начинается половое созревание. В норме сначала происходит увеличение молочных желез, затем — активный рост волос в районе подмышек и лобка.

— Если родители заметили, что у девочки не увеличиваются молочные железы, зато есть лобковое и подмышечное оволосение, то лучше обратиться к врачу. Это может быть связано с усилением выработки андрогенов (мужских гормонов).

Примерно с 11 до 13 лет у девочек обычно начинается менструация

. Как правило, перед этим появляются светлые, некровянистые выделения, а также могут быть боли внизу живота.

— Длительность первых менструаций может варьироваться от 3 до 7 дней, а наступают они через 21-40 дней. Важно понимать, что менструальный цикл у девочек устанавливается не сразу. В течение 2-3 лет после начала первой менструации могут происходить сбои. Это нормально. Но если после первой менструации прошло уже более 3 месяцев, а следующая так и не наступила, нужно обратиться к гинекологу или эндокринологу.

Обильность и болезненность менструации зависит от разных факторов: питания, болезней, наследственности.

Эти вопросы нужно обсуждать индивидуально с врачом.

Параллельно у девочек появляются вторичные половые признаки: увеличение размеров таза и перераспределение подкожно-жировой клетчатки по женскому типу (отложение жира на ягодицах и бедрах). Об этом важно рассказать девочке, чтобы она не испугалась того, как меняется ее фигура.

—  Но важно следить за питанием, потому что в этот период у подростков повышается аппетит, — предупреждает медик. — Если девочка начинает активно есть углеводную пищу, может происходить чрезмерный набор веса, что чревато комплексами и проблемами со здоровьем. 

Половое развитие не по возрасту может быть признаком серьезного заболевания

Если первые признаки полового созревания появляются у девочек ранее 8 лет, а у мальчиков — ранее 9 лет, то говорят о преждевременном половом развитии (ППР). В таком случае нужно сразу же обращаться к эндокринологу. Аналогично и в случаях, когда половое созревание не началось до 13−14 лет.

 — У таких детей может нарушиться фертильная функция, есть риск, что они столкнутся с репродуктивными трудностями в будущем. Кроме того, это может привести к психологическому дискомфорту, поскольку ребенок будет считать себя не таким, как все. А еще при преждевременном половом созревании у детей закрываются «зоны роста», и они могут остаться низкорослыми. Если проблема будет выявлена вовремя, то ребенка можно вылечить без последствий для будущего.

Что может быть причиной преждевременного полового созревания или его задержки? На самом деле факторов много: опухоли головного мозга, яичников, надпочечников, патология щитовидной железы (гипотиреоз), генетические заболевания.

— Когда я работала в сельской поликлинике под Минском, на дом меня вызвала семья из Таджикистана. По телефону медрегистратор сказал, что приема ждет мальчик 4 лет, но я увидела подростка на вид лет 14−15 лет, с усиками и хрипотцой в голосе, правда, небольшого роста.

Уточнив возраст у матери, я поняла, что мальчику действительно 4 года. Я спросила, почему родители не обратились к врачу. Папа с гордостью сообщил, что это у них «семейное»: южные мужчины рано созревают. Но все оказалось печально: у мальчика обнаружили опухоль гипофиза, одним из симптомов которой как раз является преждевременное половое созревание.

Обращая внимание на признаки полового созревания у детей, родители могут проследить, все ли в порядке у ребенка со здоровьем. Кроме того, важно владеть темой, чтобы вовремя обсудить ее с ребенком. Именно

родители должны рассказывать детям, как меняется их тело в период взросления, убеждена доктор.

— В противном случае дети получат информацию из интернета или от друзей во дворе, но такие «знания» абсолютно бесполезны. Более того, они даже могут навредить. Лучше, чтобы дети шли со своими вопросами к родителям. А те, в свою очередь, не стеснялись, а отвечали на вопросы максимально развернуто.  


Записаться консультацию к Татьяне Пугавко или другому врачу-эндокринологу можно по телефонам центра:
+375 29 311-88-44;
+375 33 311-01-44;
+375 17 299-99-92.
Или через форму онлайн-записи на сайте.

Развитие мальчиков и девочек. Сходства и отличия.

Попросите любого родителя, кому повезло воспитывать и сына, и дочку, назвать все отличия, которые были связаны с процессом развития детей, и этого родителя будет не остановить: «Мой сын был активный мальчик, а вот дочка могла просидеть целый день, уткнувшись в книгу», «Дочка всё с первого раза понимала, а сыну 10 раз приходилось повторять!», «Сына от конструктора невозможно было оторвать, а дочка больше любила мягкие игрушки».

На самом деле развитие мальчиков и девочек происходит по-разному. Ученые до сих пор изучают всевозможные гены, гормоны и химические элементы мозга, которые могут быть причиной этих различий.

Конечно, развитие конкретного ребенка не всегда четко следует всем выявленным закономерностям, но базовая информация о развитии мальчиков и девочек поможет ответить на некоторые родительские вопросы и осветить основные аспекты развития дочек и сыновей.

Физическое развитие

Начнем мы разбираться с самого очевидного – физических различий детей. Мальчики и девочки наделены разными телами, в которых с самого раннего возраста различается гормональный фон, от которого в свою очередь во многом зависят тончайшие настройки всего организма.

Как различается рост и вес малышей

Говоря о росте и весе детей, многие замечают, что приблизительно до младшего школьного возраста не заметно существенных различий между мальчиками и девочками. Бывают малыши покрупнее, бывают поменьше, но вот четко проследить зависимость о пола сложно. А вот в начальной школе различия становятся заметны.

Многие девушки вспоминают, что где-то ко второму или третьему классу школы стали выше всех мальчишек в классе. Это происходит потому, что девочки этого возраста начинают расти быстрее. Однако буквально через несколько лет мальчики догоняют и с легкостью перегоняют их.

Есть ли различия в строении и функционировании мозга?

Нейробиологи уже давно выяснили, что строение и функционирование мозга мужчин и женщин различается. Во-первых, у мужчин наблюдается тенденция к латерализации. Другими словами, выполняя определенные задания (например, произнесение речи или ориентируясь в пространстве) полушария склонны функционировать независимо друг от друга. А вот женщины в процессе выполнения этих заданий чаще вовлекают оба полушария более или менее равнозначно.

Другое различие связано с самим размером мозга: мужчины немного чаще женщин являются обладателями более крупного мозга, даже после поправки на общий размер тела.

Измерения электрической активности мозга также показывают, что он функционирует по-разному с самого момента рождения. К 3 месяцам у мальчиков и девочек различается активность мозга в ответ на звуки человеческой речи. Так как данные различия появляются уже в раннем возрасте, ученые предполагают, что в причина кроется в половых гормонах. Известно, что организм мальчиков начинает вырабатывать тестостерон еще до рождения. Именно этот гормон влияет на рост и развитие некоторых типов нейронов, что и обуславливает изменения в мозговой активности. Женские половые гормоны предположительно тоже влияют на процесс развития мозга, но их роль исследована значительно меньше.

Ниже приведен список основных различий в активности мозга у женщин и мужчин:

Зона мозга

Функция

У кого выше активность

Левое полушарие

Вербальное мышление

Женщины

Правое полушарие

Пространственное мышление

Мужчины

Ствол мозга, мозжечок

Движение и координация

Мужчины

Кора головного мозга

Принятие решений, самоконтроль, внимание

Женщины

Лимбическая система

Регуляция эмоциональных реакций

Женщины

Теменная доля

Переработка информации о пространстве

Мужчины

Мозолистое тело

Межполушарное взаимодействие

Женщины

Миндалина

Регуляция агрессии и страха, памяти, связанной с эмоциями

Мужчины

Височные доли

Понимание и использование письменной и устной речи

Женщины

Базальные ганглии

Торможение агрессивных реакций, участие в интеграции нервной деятельности

Женщины

Гиппокамп

Долгосрочная память, эмоции

Женщины

Серое вещество

Фокусировка на задаче

Мужчины

Белое вещество

Многозадачность

Женщины

Затылочная доля

Восприятие и переработка визуальных стимулов

Мужчины

Различия в развитии мальчиков и девочек во многом продиктованы различиями биологическими: гормональный фон играет роль в управлении темпами роста ребенка и активностью клеток мозга. Но не стоит забывать, что индивидуальные особенности детей и окружающая их среда вносят ещё больший вклад в развитие малышей.

Развитие умений и навыков

Как мы выяснили, в глубине различий мальчиков и девочек часто кроются биологические причины. Сложные цепочки причинно-следственных связей приводят нас к вполне видимым психологическим различиям детей.

Двигательные навыки

В целом, можно сказать, что мальчики испытывают большую потребность в движении, чем девочки. Даже в рисунках мальчишек, если внимательно присмотреться, всё происходит в движении: летают ракеты, бегут супергерои, едут машины. Для многих может показаться странным, но часто мальчикам необходимо движение, чтобы сфокусироваться. Вспомните, как иногда мальчишки шагают по комнате, пытаясь выучить стихотворение. Современные исследования показывают, что фоновая активность мозга мальчика в покое сильно снижается, в то время как те же условия почти не влияют на мозг девочек. Из этого следует вывод: попытки снизить физическую активность для увеличения активности умственной лучше работают с девочками, а вот мозг мальчика такой сигнал скорее воспримет как указание на завершение работы.

Самым жестоким и неэффективным наказанием для мальчика является запрет на движение. Из уст родителей и учителей часто можно услышать: «Сиди, пока не найдешь ответ!», «Сегодня плохо себя ведешь, поэтому без прогулки!». Подобные наказания скорее усугубят проблему, чем поспособствуют ее решению.

Наоборот, если мы хотим, чтобы мальчик был максимально включен в процесс обучения, нам нужно включать физическую активность в его распорядок дня.

Преимущество системы Монтессори в том, что она всегда учитывает возможности свободного передвижения, а обстановка в детском клубе устроена так, что детям нет необходимости долго сидеть на одном месте. Малыши свободно перемещаются по классу, выбирают материалы и организуют свою деятельность.

Пространственное восприятие и способности к конструированию

Мы выяснили, что правое полушарие, отвечающее за пространственное восприятие и конструирование, более активно у мальчиков. Это значит, что в целом, мальчикам легче проследить траекторию движущегося объекта, легче представить объемную фигуру, у них хорошая координация руки и глаз.

Мальчики с удовольствием вовлекаются в занятия с конструкторами, любят строить из блоков, у них обычно не возникает проблем с составлением картинок из пазлов.

Следует отметить, что система Монтессори предлагает множество материала для обучения детей через задания на конструирование. С помощью блоков разных форм и размеров ребенок в наглядной форме знакомится с понятиями длины, высоты и ширины и других характеристик объектов.

Развитие речи

За речевые функции отвечает преимущественно левое полушарие. Как мы помним его активность выше у девочек, чем у мальчиков. Именно из-за этой особенности мальчики в среднем начинают говорить позже девочек. Речь мальчиков формируется к 4 годам – почти на год позже девочек. К тому же в среднем девочки имеют гораздо более обширный словарный запас, они легче усваивают новые грамматические конструкции и используют их в речи.

К тому же девочки более чувствительны к невербальным сигналам в речи: эмоциональная окраска, тон, выражение лица и жесты. Они легче связывают слова и чувства.

Занятия на развитие речи детей и знакомство с чтением в системе Монтессори учитывают эти моменты. Так, в обучении используются задачи и материалы, позволяющие задействовать тактильные, визуальные и двигательные каналы восприятия. Это дает возможность детям опираться на свои сильные стороны при встрече со сложностями.

Эмоциональное и коммуникативное развитие

Различия в эмоциональных проявлениях мальчиков и девочек тоже прослеживаются, но не так ярко выражены. Можно сказать, что девочки чаще могут описать суть и причины испытываемых эмоций, в то время как мальчикам гораздо чаще бывает сложно выразить своё состояние словами.

Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, они чаще выбирают более опасные игры со сверстниками.

Несложно заметить также и специфику дружбы детей: девочки склонны к образованию более-менее устойчивых групп на основании взаимной симпатии, а мальчики чаще находят друзей по интересам, они в первую очередь становятся партнерами по играм и приключениям.

Обучение мальчиков и девочек

Зная о гендерных особенностях развития детей, нетрудно догадаться кому сложнее даётся обучение в школе. И дело здесь совсем не в том, что девочки лучше учатся. Просто их тенденции в развитии больше подходят под требования школы: девочки усидчивее, у них часто шире словарный запас, они хорошо понимают словесные инструкции.

Однако это совершенно не значит, что мальчики не могут хорошо учиться. Просто для обучения детей важно учитывать ряд их гендерных особенностей.

Что нужно помнить при организации обучения мальчиков и девочек?

  • Мальчики лучше концентрируются на одном предмете, в то время как девочки хорошо справляются с параллельным решением нескольких задач,

  • Девочки хорошо воспринимают вербальные инструкции, мальчики лучше понимают визуальные образы,

  • Мальчики меньше нуждаются в контакте глаза в глаза, принуждение к визуальному контакту даже может вызывать речевые трудности,

  • Мальчики проявляют показывают себя лучше в выявлении закономерностей,

  • Девочки меньше отвлекаются на посторонние раздражители,

  • Мальчики по своей природе более напористые и склонны к соперничеству, легче идут на риск, хуже принимают запреты,

  • Девочки лучше понимают сложные инструкции, состоящие из нескольких шагов, лучше работают по образцу,

  • Мальчики лучше замечают детали,

  • Девочки способны к более быстрому переключению между задачами, мальчикам требуется время на включение в новую деятельность,

  • Девочки имеют несколько больший объем памяти и лучшую способность к запоминанию,

  • Мальчики предпочитают физические игры, в то время как девочкам часто нравятся игры в слова.

Важно также помнить, что биологические предпосылки хоть и направляют развитие ребенка, но не определяют его. Огромное влияние, возможно даже большее чем генетика, оказывает среда развития ребенка. Так, мальчишка с уже неплохо развитым пространственным мышлением скорее всего часто будет играть в любимый конструктор и лазить по деревьям, что в свою очередь будет ещё больше развивать его навыки ориентировки в пространстве. В то время как общительная и чуткая девочка предпочтет игру в дочки-матери или «семейку», тем самым ещё больше развивая свои вербальные и социальные навыки.

Биологические особенности – только первые ступеньки большого пути становления личности. Опыт, через который проходит ребенок, влияет на развитие и успешность ребенка даже больше, чем его врожденные данные. Именно поэтому так важно понимать, чем мы наполняем жизнь наших детей.

Выводы

Развитие мальчиков и девочек различается с самого первого дня жизни. Зависящий от пола гормональный фон влияет на огромное количество систем организма, в том числе и на мозг. Ученые установили, что в среднем активность мозга в некоторых зонах у мужчин и женщин различается. Это приводит к психологическим различиям: развитие мышления и речи, особенности памяти и восприятия. Так, мальчики обладают гораздо лучшим пространственным восприятием и мышлением, а девочки превосходят мальчиков в умении использовать и понимать речь.

Несмотря на научность этих данных никто не осмелится сказать, что закономерности применимы ко всем мальчикам и девочкам и не поддаются корректировке. Наоборот, во-первых, не все мальчики и девочки вписываются в данные характеристики. Во-вторых, организация среды и включение разнообразной активности в жизнь малыша – это несомненно гораздо более весомый фактор в развитии счастливого и разносторонне развитого ребенка.

Заключение

Учет психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек – неотъемлемая часть в планировании занятий с малышами. Все педагоги детских Монтессори клубов «Созвездие» имеют профильное образование и обладают ресурсами для построения занятий с учетом гендерных особенностей детей.

Так, например, мы следим за тем, чтобы все вербальные инструкции были короткими, четкими и конкретными и предпочитаем наглядные и интересные демонстрации долгим объяснениям. Такие занятия вовлекают в процесс обучения всех: у мальчиков нет шансов «заблудиться» в обилии слов, а девочки вовлечены в процессы, при которых развивается их пространственное восприятие и мышление. При этом сами задания развивают навыки, необходимые для успешного школьника: произвольное внимание, речь, вербальное мышление, память, а также коммуникативные навыки.

Будем рады знакомству с Вами в наших детских клубах!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия

Развитие новорожденных: 0-1 месяц — Здоровье детей Orange County

С момента рождения дети реагируют на окружающий мир. Их реакции — успокоение от объятий родителей или испуга от громкого звука — являются примерами нормального развития младенцев.

Врачи используют вехи, чтобы определить, развивается ли ребенок так, как ожидалось. Существует широкий диапазон того, что считается нормальным, поэтому некоторые дети могут осваивать навыки раньше или позже, чем другие. Младенцы, которые родились раньше срока, могут достичь вех позже. Всегда говорите со своим врачом об успехах вашего ребенка.


Насколько вырастет мой новорожденный?

В первый месяц жизни младенцы обычно догоняют и превосходят свой вес при рождении, затем продолжают неуклонно набирать вес. Потеря веса примерно до 10 процентов от веса при рождении является нормальной в первые два-три дня после рождения. Тем не менее, к двум неделям ребенок должен вернуть себе этот вес и вернуться к своему весу при рождении. Хотя все дети могут расти с разной скоростью, ниже приведены средние показатели для мальчиков и девочек в возрасте до 1 месяца:

  • Вес: после первых двух недель должен прибавлять около 1 унции каждый день
  • Средняя длина тела при рождении: 20 дюймов для мальчиков, 19 3/4 дюйма для девочек
  • Средняя длина в месяц: 21 1/2 дюйма для мальчиков, 21 дюйм для девочек
  • Размер головы: к концу первого месяца увеличивается чуть менее чем на 1 дюйм по сравнению с размером при рождении

Какие факторы определяют физическое развитие моего новорожденного?

Различные факторы могут повлиять на размер ребенка при рождении. Срок беременности имеет большое значение. Дети, рожденные примерно в срок или позже, как правило, крупнее тех, кто родился раньше. К другим факторам относятся: 

  • Размер родителей. Крупные и высокие родители могут иметь новорожденных крупнее среднего; у невысоких и миниатюрных родителей могут быть новорожденные меньше среднего.
  • Многоплодие. С близнецами, тройняшками или другими близнецами родители могут предположить, что их дети могут быть немного маленькими. Множественные дети должны делить свое растущее пространство в матке, и они часто рождаются рано, что приводит к меньшему размеру при рождении.
  • Порядок рождения. Первые дети иногда меньше, чем братья или сестры, рожденные позже.
  • Пол. Девочки, как правило, меньше, а мальчики крупнее, но при рождении различия незначительны.
  • Здоровье мамы во время беременности. Младенцы могут иметь более низкий вес при рождении, если у матери высокое кровяное давление или проблемы с сердцем; или употребляла сигареты, алкоголь или запрещенные наркотики во время беременности. Если у матери диабет или ожирение, у ребенка может быть более высокая масса тела при рождении.
  • Питание во время беременности. Хорошее питание жизненно важно для роста ребенка — до и после рождения. Плохое питание во время беременности может повлиять на вес новорожденного и его рост. Прибавка в весе может привести к тому, что ребенок родится крупнее среднего.
  • Здоровье малыша. Медицинские проблемы, в том числе некоторые врожденные дефекты и некоторые инфекции во время беременности, могут повлиять на вес новорожденного при рождении и его последующий рост.

Что мой ребенок может делать в этом возрасте?

Несмотря на то, что новорожденный спит около 16 часов в день, время бодрствования может быть занято. Большая часть движений и активности новорожденного являются рефлекторными или непроизвольными — ребенок не совершает эти движения целенаправленно. Когда нервная система начинает созревать, эти рефлексы уступают место целенаправленному поведению.

Рефлексы у новорожденных включают следующее:

  • Корневой рефлекс. Этот рефлекс возникает при поглаживании или прикосновении к уголку рта ребенка. Ребенок поворачивает голову и открывает рот, чтобы следовать и «корениться» в направлении поглаживания. Корневой рефлекс помогает ребенку найти грудь или бутылочку.
  • Сосательный рефлекс. Когда нёбо ребенка касается груди или соски бутылочки, ребенок начинает сосать. Этот рефлекс не начинается примерно до 32-й недели беременности и полностью не развивается примерно до 36-й недели. Недоношенные дети могут иметь слабую или незрелую сосательную способность, поскольку они рождаются до развития этого рефлекса. У младенцев также есть рефлекс хватания руками за рот, который сопровождает укоренение и сосание, и они могут сосать свои пальцы или руки.
  • Рефлекс Моро. Рефлекс Моро часто называют рефлексом испуга, потому что он обычно возникает, когда ребенок вздрагивает от громкого звука или движения. В ответ на звук младенец запрокидывает голову, выбрасывает ручки и ножки, плачет, затем втягивает ручки и ножки обратно. Иногда собственный плач ребенка может испугать его или ее, инициируя этот рефлекс. Рефлекс Моро сохраняется до тех пор, пока ребенку не исполнится 5–6 месяцев.
  • Тонический шейный рефлекс. Когда голова ребенка поворачивается в одну сторону, рука с этой стороны вытягивается, а противоположная рука сгибается в локте. Эту позицию часто называют «фехтовальной». Тонический шейный рефлекс сохраняется до тех пор, пока ребенку не исполнится 6–7 месяцев.
  • Хватательный рефлекс. При хватательном рефлексе поглаживание ладони ребенка заставляет ребенка сжимать пальцы в хватке. Хватательный рефлекс длится всего пару месяцев и сильнее проявляется у недоношенных детей.

  • Рефлекс Бабинского. При рефлексе Бабинского, когда сильно поглаживают подошву стопы, большой палец отгибается назад к верхушке стопы, а остальные пальцы раздвигаются веером. Это нормальный рефлекс, пока ребенку не исполнится около 2 лет.
  • Шаговый рефлекс. Этот рефлекс также называют рефлексом ходьбы или танца, потому что кажется, что ребенок делает шаги или танцует, когда его держат вертикально, а его ноги касаются твердой поверхности.

Новорожденные не только обладают уникальными рефлексами, но также имеют ряд физических характеристик и поведения, включая следующие:

  • Их голова провисает, когда ее поднимают, и ее нужно постоянно поддерживать
  • Они поворачивают голову из стороны в сторону, когда лежат на животе
  • Их глаза иногда не скоординированы и могут выглядеть косоглазыми
  • Они сначала фиксируют взгляд на лице или свете, затем начинают следовать за движущимся объектом
  • Они начинают поднимать голову, когда лежат на животе
  • Их движения резкие и беспорядочные
  • Они подносят руки ко рту

Что может сказать мой ребенок?

В этом раннем возрасте плач — единственная форма общения ребенка. Сначала все детские крики звучат одинаково, но вскоре родители узнают разные типы плача, связанные с голодом, дискомфортом, разочарованием, усталостью и даже одиночеством. Иногда на плач ребенка можно легко ответить кормлением или сменой подгузника. В других случаях причина плача может быть загадкой, и плач прекращается так же быстро, как и начинается. Независимо от причины, отвечая на плач вашего ребенка успокаивающими прикосновениями и словами, вы должны помочь ему научиться доверять вам и полагаться на вас в плане любви и безопасности. Вы также можете использовать тепло и покачивающие движения, чтобы успокоить ребенка.

Что понимает мой ребенок?

Вы можете обнаружить, что ваш ребенок реагирует по-разному, включая следующие:

  • Вздрагивание от громких звуков 
  • Просмотр лиц и изображений с контрастными черно-белыми изображениями
  • Обращать внимание на голоса, в конечном итоге обращать внимание на звуки
  • Намеки на улыбку, особенно во сне 

Как долго должен спать мой новорожденный?

Новорожденные должны спать 14–17 часов в сутки, сообщает Национальный фонд сна. Некоторые новорожденные могут спать до 18-19 часов.часов в день. Хотя новорожденные проводят большую часть 24-часового периода во сне, лучше всего, чтобы они не спали дольше 5 часов в течение первых 5-6 недель, потому что им нужно просыпаться каждые пару часов, чтобы поесть. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, едят часто, примерно каждые 2-3 часа. Дети на искусственном вскармливании склонны к кормлению реже, примерно каждые 3-4 часа.

Будьте готовы будить новорожденного каждые 2-3 часа, чтобы поесть, пока он не превысит свой вес при рождении, что обычно происходит в течение первых двух недель. После этого можно позволять ребенку дольше спать по ночам, если он правильно набирает вес (около 1 фунта за 2 недели).

Первые месяцы жизни ребенка могут быть самыми тяжелыми для родителей, которые могут много раз вставать ночью, чтобы ухаживать за ребенком. У каждого ребенка свой режим сна. Кто-то начинает спать «всю ночь» (по 5-6 часов подряд) к 2-3-месячному возрасту, а кто-то нет.

Дополнительную информацию о сне новорожденных см. в разделе «Здоровый сон для младенцев».

Как я могу способствовать развитию и эмоциональной безопасности моего ребенка?

Маленькие дети нуждаются в безопасности родительских рук, и они понимают успокоение и утешение вашего голоса, тона и эмоций. Рассмотрите следующие способы укрепления эмоциональной безопасности вашего новорожденного: 

  • Держите ребенка лицом к лицу.
  • Говорите успокаивающим тоном, и пусть малыш слышит ваш ласковый и дружелюбный голос.
  • Пойте своему малышу.
  • Прогулки с ребенком в слинге, переноске или коляске.
  • Запеленайте ребенка, чтобы он чувствовал себя в безопасности и не испугался собственных движений ребенка.
  • Качайте ребенка ритмичными мягкими движениями.
  • Быстро реагируйте на плач ребенка.

Отзыв доктора Мэри Чой, Seaview Pediatrics, CHOC Primary Care – июнь 2021 г.  

Развитие ребенка в возрасте 4-6 месяцев

Большие успехи в развитии происходят в возрасте 4-6 месяцев. Это потому, что левое полушарие теперь «разговаривает» с правым полушарием. Ваш ребенок может начать раскачиваться взад и вперед, чтобы подготовиться к ползанию, двигая вместе ручки и ножки или передавая игрушку из одной руки в другую. Дети в этом возрасте учатся взаимодействовать с окружающим миром. Чтобы привлечь ваше внимание, ребенок может плакать, суетиться или визжать. Чтобы лучше видеть комнату, младенцы могут использовать вновь обретенную силу, чтобы подтянуть руки, лежа на животе.

Вехи развития

Врачи используют вехи, чтобы определить, развивается ли ребенок так, как ожидается. Существует широкий диапазон того, что считается нормальным для 4-месячного и 6-месячного развития, поэтому некоторые дети приобретают навыки раньше или позже, чем другие. Младенцы, которые родились раньше срока, могут достичь вех позже. Всегда говорите со своим врачом о прогрессе вашего ребенка, особенно если есть опасения.


Насколько вырастет мой ребенок в возрасте от 4 до 6 месяцев?

Хотя все дети могут расти с разной скоростью, ниже приведены средние значения для мальчиков и девочек в возрасте от 4 до 6 месяцев:

  • Вес: средний прирост от 1 до 1¼ фунта каждый месяц; к 4-5 месяцам удвоил вес при рождении
  • Рост: средний рост от ½ до 1 дюйма каждый месяц
  • Размер головы: средний рост около ½ дюйма каждый месяц

Что мой ребенок может делать в этом возрасте?

Этот возраст очень социален, и дети начинают двигаться более целенаправленно. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые общие этапы, которых может достичь ваш ребенок в этой возрастной группе:

  • Хватательный, Моро, корневой и тонический шейный рефлексы (рефлексы, обычно присутствующие у детей раннего возраста) исчезают
  • Балансировочный колодец
  • Сиденье с поддержкой, спинка закругленная
  • Начинает поддерживать тело ногами в положении стоя
  • Переворачивается сзади наперед и спереди назад в возрасте 6 месяцев
  • Перемещает объект из одной руки в другую
  • Захватывает стопы и пальцы ног, когда лежит на спине
  • Делает «плавающие» движения руками и ногами, когда их кладут на живот
  • Начинается слюнотечение (не всегда признак прорезывания зубов)
  • Дневной сон два-три раза в день по 1-3 часа каждый (в среднем)
  • Начинает дольше спать ночью (от шести до восьми часов постоянно)
  • Обладает полным цветовым зрением, способен видеть на большие расстояния

Почему прикосновения важны для развития детей в возрасте от 4 до 6 месяцев?

Младенцы познают мир через прикосновения. Когда вы обнимаете или целуете своего ребенка, он узнает, что он или она находится в безопасности, защищен и любим.

Возможности для тренировки осязания вашего ребенка в этом возрасте безграничны, даже в течение обычного дня. Вашему малышу понравятся игрушки и книги с разными фактурами. Позвольте вашему ребенку безопасно исследовать окрестности. Посмотрите, любит ли ваш ребенок прикасаться к шелковистой отделке детского одеяла или чувствовать текстуру ковра.

Как долго должен спать мой ребенок в возрасте от 4 до 6 месяцев?

К этому возрасту у вашего ребенка уже должен быть регулярный сон. Некоторые младенцы, особенно находящиеся на грудном вскармливании, все еще могут просыпаться ночью, но большинству больше не требуется ночное кормление.

Большинство детей в этом возрасте должны спать 12-16 часов в сутки, включая более продолжительный ночной сон и по крайней мере 2 дневных сна, сообщает Национальный фонд сна. Средняя продолжительность дневного сна сейчас составляет около 3-4 часов. К 6 месяцам большинство младенцев спят ночью по 9 часов и дольше с короткими пробуждениями.

Ознакомьтесь с нашим руководством по здоровому сну для младенцев, чтобы получить дополнительную информацию.

Как я могу способствовать развитию и эмоциональной безопасности моего ребенка?

Рассмотрите следующие способы укрепления эмоциональной безопасности вашего ребенка:

  • Повторяйте звуки и улыбайтесь, когда ваш ребенок издает звуки.
  • Смейтесь вместе с малышом.
  • Разговаривайте с ребенком и подражайте ему во время кормления, одевания, смены подгузников и купания.
  • Каждый день играйте с ребенком на полу.
  • Танцуйте с малышом и выполняйте другие ритмичные движения.
  • Познакомьте своего ребенка с другими детьми и родителями.
  • Разместите безопасные игрушки рядом с ребенком, чтобы стимулировать дотягиваться до них и хватать их.
  • Поощряйте смех и игру, корча рожицы или звуки, или дуя на живот ребенка и смеясь.
  • Играйте в игры в прятки, чтобы помочь развить постоянство объектов, понимание того, что объекты все еще присутствуют, даже если их нельзя увидеть.
  • Покажите малышу яркие книжки с картинками и интересные предметы.
  • Покажите малышу его отражение в зеркале.
  • Читайте ребенку книги и сказки и показывайте ему картинки.
  • Возьмите своего ребенка на улицу, чтобы увидеть новые вещи и людей.
  • Держите ребенка во время кормления и обнимайте, когда он или она не спит.
  • Держите и утешайте вашего ребенка, когда он или она несчастливы.

Вехи общения и сенсорики

Что может сказать мой ребенок?

Диапазон звуков и выражений лица вашего ребенка продолжает расти, он часто улыбается, смеется и бормочет. Ваш ребенок также имитирует звуки, что является важным навыком для обучения разговору. Для родителей очень интересно наблюдать, как их дети становятся социальными существами, которые могут взаимодействовать с другими. Хотя у каждого ребенка речь развивается по-своему, ниже приведены некоторые общие вехи в этой возрастной группе:

  • Воркует и булькает при разговоре или в ответ на игрушки
  • Лепет, имитирует звуки
  • К 6 месяцам произносит односложные звуки (да, ма, ба)
  • Смеется
  • Визги
  • Выдувает мыльные пузыри или малинки

Как общаются дети в возрасте 4-6 месяцев?

Младенцы этого возраста начинают экспериментировать со звуками, которые они могут издавать ртом. Ваш малыш будет проводить больше времени, лепетывая и имитируя звуки. Это первые попытки вашего ребенка заговорить, и их следует всячески поощрять.

Если вы внимательно прислушаетесь, вы услышите, как голос вашего ребенка повышается и понижается, как если бы он задавал вопрос или делал заявление. Ваш ребенок также будет использовать звуки (кроме плача), чтобы привлечь ваше внимание и выразить чувства.

Ваш малыш только сейчас начинает понимать основы языкового общения. Когда ваш ребенок был младше, он понимал, что вы имеете в виду, по тону вашего голоса: успокаивающие тона успокаивали, а взволнованные тона сигнализировали о том, что что-то не так.

Теперь ваш малыш начинает различать компоненты вашей речи. Они могут слышать и понимать различные звуки, которые вы издаете, и то, как слова образуют предложения. В этот период дети учатся реагировать на свои имена, могут делать паузу, когда слышат «нет», и начинают ассоциировать слова со знакомыми объектами.

Что понимает мой ребенок в возрасте от 4 до 6 месяцев?

В это время у ребенка повышается осведомленность о людях и окружающем мире, и он или она может начать взаимодействовать с людьми, не являющимися родителями. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые общие вехи в этой возрастной группе:

  • Узнавать знакомые предметы и людей
  • Может протянуть руки, чтобы их подняли
  • Начните изучать концепцию постоянства объекта (т. е. частично скрытый объект под одеялом все еще там)
  • Может проявлять неудовольствие, когда объект или человек уходит
  • Может узнавать свое имя
  • Может начать понимать «нет» в возрасте 6 месяцев
  • Начать понимать причину и следствие (звук, который издает игрушка, когда ее роняют)

Что может видеть мой ребенок в возрасте от 4 до 6 месяцев?

Младенцы в этом возрасте могут видеть намного дальше (на несколько футов), чем всего несколько месяцев назад. Обычно они могут фокусироваться, не косоглазя, и различать разные цвета.

Ваш ребенок начинает лучше понимать окружающую среду. Теперь он или она может следить за курсом катящегося мяча и наблюдать за быстрыми движениями старшего брата или сестры, играющего поблизости. Вы можете увидеть, как ваш ребенок сосредоточенно смотрит, держа игрушку или изучая свои руки. Зрительно-моторная координация улучшается, поэтому наблюдайте, как ваш малыш какое-то время смотрит на объект, а затем медленно тянется, чтобы взять его.

Эти советы помогут улучшить зрение вашего ребенка:

  • Если ваш ребенок уже несколько месяцев смотрит на одни и те же игрушки или мобиль для кроватки, самое время сменить обстановку. Примерно в 6 месяцев некоторые дети начинают подтягиваться до сидячего положения. Мы рекомендуем снять мобили, которые висят над кроваткой или на стенах в пределах досягаемости, чтобы ваш ребенок не поранился.
  • Детям в этом возрасте нравятся более сложные узоры и цветовые вариации. Попробуйте читать ребенку книги с большими яркими картинками, и он с удовольствием будет рассматривать страницы.
  • Стимулируйте зрение вашего ребенка, исследуя его. Прогулки по окрестностям, поход в супермаркет или посещение местного зоопарка — все это предоставляет вашему ребенку прекрасную возможность увидеть что-то новое.

Что слышит мой ребенок в возрасте от 4 до 6 месяцев?

Слух имеет решающее значение для развития способности говорить, и теперь ваш ребенок начинает различать части речи. Младенцы в этом возрасте также воркуют и могут начать лепетать и делать больше попыток имитировать звуки.

Это первые попытки вашего ребенка заговорить, и их следует всячески поощрять. Родители должны повторять звуки, которые произносит их ребенок, и вводить простые слова, применимые в повседневной жизни. «Разговаривайте» с ребенком и ждите паузы в лепете, чтобы «ответить». Обмен этими ранними обсуждениями готовит почву для первых настоящих слов вашего ребенка.

Какие вкусы и запахи чувствует мой ребенок в возрасте от 4 до 6 месяцев?

В этом возрасте ребенок может чувствовать вкус и запах. Дети в возрасте от 4 до 6 месяцев предпочитают сладкие продукты горьким. Однако их вкусовые предпочтения продолжают расти и меняться. Младенцы также начнут распознавать запахи, которые им нравятся, и отворачиваться от неприятных запахов. Если мать кормит грудью, вполне вероятно, что диета матери может формировать вкусовые предпочтения ребенка в долгосрочной перспективе.

Вехи кормления

Большинство детей в этом возрасте пробуют твердую пищу, такую ​​как овсянка, хлопья или другие цельнозерновые хлопья. Эксперты рекомендуют постепенно начинать прикорм, когда ребенку около 6 месяцев, в зависимости от готовности ребенка и потребностей в питании. Обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем давать какую-либо твердую пищу.

Готов ли мой ребенок есть твердую пищу?

Вот несколько вопросов, на которые следует ответить, готов ли ваш ребенок к твердой пище:

  • Пропал или уменьшился рефлекс выталкивания языка у вашего ребенка? Этот рефлекс, который предотвращает удушье младенцев, также заставляет их выталкивать пищу изо рта.
  • Может ли ваш ребенок поддерживать собственную голову? Чтобы есть твердую пищу, младенец должен хорошо держать голову и шею и сидеть с опорой.
  • Ваш ребенок интересуется едой? 6-месячный ребенок, который пялится на вашу еду во время обеда и хватает ее, явно готов к некоторому разнообразию в отделе питания.

Если ваш врач дал добро, но ваш ребенок выглядит разочарованным или незаинтересованным, когда вы вводите твердую пищу, попробуйте подождать несколько дней или даже недель, прежде чем пытаться снова. Твердые продукты на этом этапе являются только добавкой — грудное молоко и смесь по-прежнему будут удовлетворять основные потребности вашего ребенка в питании.

Советы по кормлению ребенка Твердая пища

В условиях лихорадочного ритма семейной жизни большинство родителей сначала выбирают детское питание, приготовленное в промышленных масштабах. Они поставляются в небольших удобных контейнерах, и производители должны соблюдать строгие правила безопасности и пищевой ценности. Покупая эти расфасованные продукты, старайтесь избегать брендов с добавлением наполнителей и сахара.

Если вы планируете самостоятельно готовить детское питание дома, превращая его в пюре с помощью кухонного комбайна или блендера, имейте в виду следующее:

  • Соблюдайте правила безопасности пищевых продуктов, в том числе тщательно и часто мойте руки.
  • Чтобы сохранить питательные вещества в еде вашего ребенка, используйте методы приготовления, которые сохраняют больше витаминов и минералов. Попробуйте готовить на пару или запекать фрукты и овощи вместо варки, которая вымывает питательные вещества.
  • Заморозьте порции, которые вы не собираетесь использовать сразу, а не консервируйте их.
  • Не давайте домашнюю свеклу, шпинат, стручковую фасоль, тыкву или морковь детям младше 4 месяцев. Они могут содержать высокие уровни нитратов, которые могут вызвать анемию у детей. Вместо этого используйте консервированные сорта этих овощей.
  • Независимо от того, покупаете ли вы детское питание или готовите его самостоятельно, важны текстура и консистенция. Сначала детям следует давать мелко протертые однокомпонентные продукты. Например, сначала попробуйте просто яблочное пюре, а не смесь яблок и груш.
    • После того, как ваш ребенок начнет есть отдельные продукты, можно давать протертую смесь из двух продуктов. Когда детям около 8 месяцев, более грубая и крупная текстура подходит, поскольку они начинают переходить на диету, включающую больше столовых продуктов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *