Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста: Ошибка 404. Запрашиваемая страница не найдена

Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста

Сегодня сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является одним из важных этапов подготовки к школе. Под этим понятием подразумевается овладение детьми знаниями об окружающем мире с помощью органов чувств. Оно включает развитие зрительного восприятия, слухового и вкусового, а также обоняния и осязания.

Содержание

  • 1 Что такое сенсорика?
  • 2 В чем заключается сенсорное развитие?
  • 3 Игры для младших дошкольников
  • 4 Игры для старших дошкольников
  • 5 Диагностика восприятия

Что такое сенсорика?

Этот термин переводится как «ощущение» и обозначает наше восприятие мира. Понятие подразумевает представление о свойствах предметов и уровень познания действительности. В науке выделяют следующие группы восприятия, входящие в понятие сенсорика:

  1. Зрительное — это восприятие формы, цвета, объема, размера.
  2. Слуховое — восприятие громкости, тембра, ритма. Оказывает важнейшее влияние на формирование речи.
  3. Тактильное включает те ощущения, которые мы чувствуем кожей (температурные, осязательные).
  4. Проприоцептивное — управление движением тела.
  5. Вестибулярное — восприятие пространства, контроль движений.
  6. Обонятельное — восприятие ароматов.
  7. Вкусовое — восприятие свойств пищи (соленое, сладкое, горькое, кислое и пр.)

В чем заключается сенсорное развитие?

Дети с первых лет жизни активно изучают мир. Сначала осматривают, потом трогают предметы, пробуют их на вкус, нюхают. Пытаются потрясти игрушку в руке, чтобы услышать звук. Нужно ли специально заниматься с ребенком развивающей деятельностью для формирования представлений об окружающих предметах? Современные исследования показывают, что детский мозг чрезвычайно восприимчив к любой новой информации. Период от рождения и до 10 лет ученые называют «большим взрывом» в мозге. В это время он развивается так быстро, как не будет уже никогда. Поэтому сенсорное развитие дошкольника важно для его последующих успехов. Оно упорядочивает предыдущие знания, развивает внимание, воображение, наблюдательность, память.

Основное понятие в сенсорном развитии детей раннего и дошкольного возраста — это «сенсорные эталоны». Они включают такие категории как величина, цвет, длина, направление, геометрические фигуры, запах, звук, фактура. Сенсорное воспитание дошкольников включает обучение навыкам анализа, сравнения, обобщения путем изучения вышеперечисленных свойств предметов. Обычно возраст дошкольников делят на такие периоды: младший (от 3 до 4 лет), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Иногда первые два объединяют. Как утверждают психологи, в этот период не может быть учебы, подготовки к школе. Ребенок просто не воспримет информацию, поданную в такой форме. Основная деятельность на этих этапах — игра. Именно через игру происходит сенсорное воспитание дошкольников.

Игры для младших дошкольников

Характеристика этого периода следующая: дети активно хотят воспринимать новую информацию.

Они все пробуют, изучают, задают множество вопросов. Методы сенсорного воспитания дошкольников в основном представлены многообразными развивающими играми. Малыши изучают мир уже не только с помощью зрения. Они используют все чувства: осязание, обоняние, задействуют тактильные ощущения. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста заключаются в следующем принципе: важно не только то, во что играть, но и как. Вот основные правила. Игра непременно должна быть интересной. Отложите или замените ее, если малыш не хочет в нее играть. По этой же причине игры обязательно нужно разнообразить. Чтобы процесс стал по-настоящему увлекательным, развивайтесь вместе с ребенком. Вам тоже должно быть интересно. Игры должны соответствовать возрасту и постепенно усложняться. Приведем игры на развитие восприятия у дошкольников в возрасте до 5 лет. Любая мама на их основе может придумать много других вариаций развивающей деятельности.

Похожие картинки

Название этой игры говорит само за себя. Ребенку предлагается находить пару каждому предмету, лежащему перед ним в соответствии с определенным критерием: цвет, форма, величина. Начинать можно с геометрических фигур, которые легко вырезать самим из цветного картона. Предложите малышу найти пару треугольнику, кругу, квадрату. Потом отсортируйте фигуры по цвету: синие, красные, желтые, зеленые. Для деток постарше нужно подготовить картинки. Скачайте их из интернета и распечатайте на цветном принтере. Там должны быть изображены предметы и явления, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Например машина, мяч, собака и пр. Подобные игры помогают развивать цветовосприятие у детей дошкольного возраста, а также логическое мышление.

Найди предмет

Карточки из предыдущей игры можно использовать для заданий «Угадай предмет». Родители берут карточку с изображением, не показывая малышу, и описывают предмет или явление. Попросите ребенка угадать, что изображено на картинке. Если не удается, подумайте: может быть вы объясняете слишком сложно? Подключите мимику, движения, попробуйте показать предмет.

Это отличная идея для семейного отдыха вечером. Игра обеспечивает когнитивное развитие дошкольника, заставляет работать воображение.

Другой вариант этой игры называется «Что пропало». Это простая и полезная игра, которая формирует восприятие у детей дошкольного возраста. Разложите на столе карточки или фигуры, рассмотрите вместе, назовите их. Затем предложите ребенку ненадолго закрыть глаза, и в это время уберите один из предметов. Пусть малыш отгадывает, что исчезло со стола. Игра отлично формирует зрительное восприятие у дошкольников, помогает улучшать внимательность и память.

Еще одна разновидность называется «Угадываем по тени». Для этой игры нужно распечатать силуэты, например животных. Сначала рассматривайте картинки вместе с ребенком, угадывайте, кто на них изображен. Затем предлагайте ребенку самому выбрать карточку и рассказать об этом животном: где он обитает, чем питается и пр. Хорошо, если дома вы обсудите те явления, которые видели во время прогулки. Например, на улице вы кормили голубей.

Пусть ваши сын или дочь найдут силуэт птиц на картинках и расскажут все, что знают о них.

Носорог
Черепаха
Собака
Краб
Бабочка

Слон
Белка
Птица
Лошадь
Жираф

Паровозик

Вырежьте из цветной бумаги геометрические фигуры. Если ребенок уже умеет пользоваться ножницами, пусть сделает это сам. Сделайте аппликацию: вагончики на белой бумаге. Игра предоставляет большие возможности для развития процессов когнитивной сферы: логическое мышление, память, внимательность. Посчитайте вагончики, познакомьтесь с понятиями много и мало. Наклейте на них окошки. Расположите вагончики в определенной последовательности, и пусть ребенок повторит ее.

Игры для старших дошкольников

В возрасте 5-7 лет в жизни дошкольника должна появиться так называемая продуктивная деятельность. Это лепка, рисование, конструирование. На этом этапе ребенку важно не только воспринимать, но и воспроизводить. На первый план выходит действие. В речи ребенок использует много прилагательных. Он не только знает о свойствах предметов, но и называет их, различает, находит. Сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста, по-прежнему, происходит через игру. Содержание сенсорного воспитания на этом этапе включает развивающие игры, физические нагрузки. Особенности развития детей 5-7 лет состоят в том, что их действия становятся более осознанными и целенаправленными. Возникает тесная связь между речью, мышлением, действием.

Предлагайте детям игры на развитие смекалки. Их можно разделить на три типа: составить фигуры из палочек, изменить фигуры из палочек, составить фигуры из элементов. Они отлично тренируют смекалку, развивают мышление и воображение. Такие игры бывают различных уровней сложности. Много вариантов можно найти в детских магазинах.

Развиваем речь

Правильная речь, богатый словарный запас — залог того, что у вашего ребенка будет развита вся когнитивная сфера. Вот несколько примеров игр на речевое сенсорное развитие детей дошкольного возраста.

  1. Предложите подобрать к слову противоположное. Например, вы говорите «большой», ребенок отвечает «маленький» и т.д.
  2. Загадывайте загадки, например такую: пусть он слишком длинноух, но зато и слух за двух. Правильный ответ: заяц. Спросите: какого цвета заяц, где он обитает, что он ест? Побуждайте называть прилагательные: серый, трусливый, ловкий, быстрый и т.д.
  3. Покажите предмет (например, игрушку) и попросите рассказать, какой он? Например, стул — деревянный, маленький, белый. Особенно эффективно такое занятие тогда, когда играют несколько детей. В этом случае возникает соревновательный момент: выигрывает тот, кто назовет больше признаков.

Понимание времени

Особенности восприятия времени детьми дошкольного возраста состоят в том, что оно понимается через определенные повторяющиеся действия. Например, смена времен года, смена дня и ночи, режим дня. Выделяют 4 этапа формирования понятия о времени у ребенка. Примерно до 2 лет ребенок воспринимает время с помощью режима своего дня: кормление, игра, сон. Период от 2 до 4 лет иногда называют периодом «опредмечивания» времени. Дети воспринимают время через яркие запоминающиеся события. Пока они еще могут путать определения слов — сначала, потом, завтра, вчера. К 6 годам дошкольник хорошо владеет временными категориями. В возрасте 7 лет дети начинают ориентироваться по часам.

Для того чтобы сформировать сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в контексте владения временными категориями, можно выполнять следующие упражнения.

  1. В первую очередь активно используйте временные категории в повседневной жизни. Это способствует активному усвоению таких понятий, как тогда, сейчас, раньше, давно и пр.
  2. Подготовьте карточки с элементами режима дня: утренний душ, гимнастика, прогулка, обед, дневной сон. Покажите две карточки и спросите: что длится дольше? Затем выберите другие и задайте вопрос: что происходит раньше?
  3. Наблюдайте на улице за животными и спрашивайте: кто движется быстро, а кто — медленно?

Диагностика восприятия

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста важно не только в контексте развития умственных качеств. Перед поступлением в школу всегда проводится диагностика уровня развития сенсорики. Это те же средства и приемы, которые используются при развитии в дошкольном возрасте: игры, загадки, упражнения. Но они имеют свою специфику: тесты проводятся на время, непривычная для ребенка обстановка может повлиять на результат. Обследование включает все сферы когнитивного развития: логическое и образное мышление, внимание, речевой уровень, способность к математике и пр. Вот основные методы диагностики восприятия.

  1. Задание на проверку уровня развития моторики рук, в котором предлагается дорисовать хвостики мышкам или ниточки шарикам.
  2. Объяснить, что означает пословица. Это способы проверки развития мышления и речи.
  3. Тесты на внимательность, в которых предлагают найти и вычеркнуть какой-либо предмет. Есть несколько вариантов таких заданий, все они выполняются на время. Нужно вычеркивать один тип фигуры из множества нарисованных на листе. Или зачеркивать несколько указанных букв в каждой строчке. Еще один вариант — рисовать необходимую фигуру на каждой строчке.
  4. Самое популярное упражнение — собирать фигуру из мелких составляющих. Его разновидности: собирать бусы или найти такой же предмет. Все эти задания проверяют математические способности.
  5. Также детям могут предложить слепить любую фигуру из пластилина. Ребенок должен сам решить, что это будет. Высший балл ставится тем, кто детально проработал свою скульптуру.

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Определение 1

Сенсорное развитие дошкольника — это развитие детского восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, включая их форму, цвет, величину, положение в пространстве, а также запах и вкус. Знакомство с данными свойствами представляет собой основное содержание сенсорного воспитания.

Особенности сенсорного развития

Сенсорное развитие ребенка заключается в формировании его восприятия и представлений о внешних аспектах предметов. Роль этого типа развития в раннем и дошкольном возрасте невозможно переоценить. Именно это время наиболее благоприятно для совершенствования работы органов чувств и процесса накопления представлений об окружающем мире.

Готовность детей к обучению в школе существенно зависит от их сенсорного развития. Исследования, которые осуществили детские психологи, показывают, что значительная часть проблем в ходе начального обучения (особенно в первом классе) связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

В науке выделяются 5 сенсорных систем, благодаря которым люди могут познавать мир:

  • Зрение,
  • Слух,
  • Осязание,
  • Вкус,
  • Обоняние.

В процессе развития сенсорных способностей большое значение имеет освоение сенсорных эталонов, которые представляют собой общепринятые образцы и свойства предметов. Так, примерами могут выступать семь цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и др.

С одной стороны, сенсорное развитие становится фундаментом общего умственного развития ребенка. С другой стороны, оно обладает самостоятельным значением, поскольку полноценное восприятие требуется для эффективного обучения ребенка в детском саду, школе и в прочих видах трудовой деятельности.

В детском саду дети обучаются рисованию, лепке, конструированию. Они начинают знакомство с природными явлениями, осваивают основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями в различных сферах предполагает постоянное внимание к внешним и внутренним свойствам предметов. Например, для получения в рисунке сходства с изображаемым предметом, воспитаннику необходимо достаточно точно улавливать форму, цвет, материал. Для конструирования нужно тщательное исследование формы предмета (образец, его структура и строение).

Аспекты сенсорного развития младшего дошкольника

Ребенок на разных возрастных этапах оказывается наиболее чувствительным к тем или иным определенным воздействиям. По этой причине каждая возрастная ступень может стать благоприятной для последующего нервно-психического развития и разностороннего воспитания дошкольника. Чем меньше дети, тем большую роль в их жизни играет чувственный опыт.

В отечественном психологическом словаре возрастную сензитивность определяют в качестве оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов, присущее определенному возрастному периоду. Преждевременное или запаздывающее обучение в отношении периода возрастной сензитивности способно оказываться недостаточно эффективным. Это может неблагоприятным образом отразиться на развитии психики.

Большинство исследователей пришло к единому мнению о том, что именно ранний и дошкольный возраст являются наиболее благоприятными для совершенствования работы органов чувств. В это время человек начинает накапливать представления об окружающем мире, поэтому сенсорное воспитание стало одним из основных аспектов дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание заключается в последовательном планомерном ознакомлении ребенка с сенсорной культурой человечества. Оно представлено целенаправленным педагогическим воздействием, которое обеспечивает развитие и формирование чувственного опыта, а также совершенствование ощущений и восприятия.

Для младшего дошкольного возраста характерен качественный скачок в психическом развитии. К началу этой стадии у ребенка уже сформированы следующие познавательные процессы:

  • Ощущения,
  • Непроизвольное внимание,
  • Предметное восприятие,
  • Активная речь.

Осуществляя действия с предметами, ребенок накопил опыт, словарный запас и начинает понимать речь, обращенную к нему. С помощью данных достижений младшие дошкольники активно осваивают окружающий мир, а в процессе данного освоения проходит свое развитие восприятие.

Восприятие младшего дошкольника обладает предметным характером, поскольку совокупность свойств предмета (величина, цвет, форма, вкус) ребенок не отделяет от предмета. Он видит их слитно с предметом и считает нераздельно принадлежащими предмету.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте представляет собой совершенствование ощущения, восприятия, наглядного представления. На этой стадии у дошкольника снижаются пороги ощущений, растет острота зрения и точность различения цвета. У него формируется фонематический и звуковысотный слух, существенно растет точность оценок веса предметов.

Возникновение восприятия признаков объекта происходит в ходе выполнения предметной деятельности. У младших дошкольников обследование предметов подчинено в основном игровой цели. На протяжении дошкольного периода игровое манипулирование заменяется на собственно обследовательские действия с предметами с предметом, начиная превращаться в целенаправленное опробование с целью уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Л. А. Венгер считал, что в дошкольном возрасте практические действия с материальными объектами как бы «расщепляются». В них можно выделить ориентировочную и исполнительскую части. Первая из них предполагает, что обследование производится во внешней развернутой форме, выполняя при этом новую функцию (определение свойств предметов и предвосхищение дальнейших исполнительских действий).

Постепенно ориентировочные действия становятся самостоятельными и начинают выполняться в умственном плане. У младших дошкольников изменяется характер ориентировочно-исследовательской деятельности, когда они от внешних практических манипуляций с предметами переходят к знакомству с предметами на основании зрения и осязания.

Простое руководство по сенсорному развитию детей

  • Поделиться
  • Электронная почта

Младенцы и дети учатся и познают мир с помощью своих органов чувств. Узнайте, насколько важно сенсорное развитие у детей и как они учатся с помощью своих семи органов чувств.

Что такое сенсорное развитие?

Младенцы начинают учиться через свои сенсорные системы. Они получают информацию через свои органы чувств, такие как глаза и уши. Разум и чувства работают вместе, чтобы создать осмысленный мир.

Сенсорное развитие в раннем детстве важно для общего состояния здоровья и благополучия. Она составляет основу обучения и восприятия ребенка.

Младенцы начинают реагировать на сенсорную стимуляцию с самого рождения. Они поворачивают голову на звук, следят глазами за предметами и обнаруживают свои руки и ноги, касаясь их.

Позже они начинают развивать зрительно-моторную координацию и будут использовать свои руки, чтобы прикасаться к чему-либо, что они видят. Затем они начинают исследование глазами, руками и ртом, кладя предметы в рот, что стимулирует чувство вкуса.

Гораздо позже их зрительная глубина восприятия развивается, что позволяет им безопасно передвигаться, не падая с лестницы и не натыкаясь на предметы.

Хотя органы чувств развиваются независимо, к концу первого года жизни младенцы достигают сенсорной интеграции . Затем они могут обрабатывать информацию от нескольких органов чувств вместе, особенно от зрения и слуха. [источник: де Витт]

Что такое 7 чувств?

Осязание, вкус, зрение, слух и обоняние. Это пять основных чувств.

Но знаете ли вы, что у тела есть еще два важных органа чувств — проприоцепция и вестибулярный аппарат?  

Давайте рассмотрим каждое из семи чувств.

1.

Зрение (визуальное)

Благодаря зрению мы можем:

  • Интерпретировать информацию, которую мы видим
  • Распознавать объекты или окружающую среду вокруг нас пробел
  • Получать информацию (через глаза) и передавать информацию остальным частям тела, чтобы мы могли реагировать и реагировать на окружающую среду
  • Развивайте язык и словарный запас, называя то, что мы видим.

Зрение — наименее развитое из чувств при рождении. Младенцы не могут четко сфокусироваться или видеть дальше, чем на 30 см перед собой.

Зрительная стимуляция с самого рождения очень важна для развития этого чувства. Ваш ребенок должен научиться:

  • Как следить глазами за объектами
  • Различать цвета
  • Как заставить глаза работать вместе
  • Зрительно-моторная координация
  • Пространственное восприятие – где он находится по отношению к окружающим его вещам
  • Восприятие глубины – что впереди или близко, что позади или далеко

В возрасте от 1 года до 18 месяцев у детей такое же зрение, как у взрослый.

Упражнения, например, заставить ребенка следовать за игрушкой глазами, не только укрепят глазные мышцы, но и улучшат его зрительное восприятие — важный навык, необходимый для чтения в дальнейшем.

2.

Слух (слуховой)

Благодаря слуху мы можем:

  • Воспринимать и интерпретировать звуки, которые мы слышим
  • Определять, откуда исходит звук
  • Определять расстояние до источника звука
  • Понимать важность звук (например, автомобиль, мчащийся на вас, когда вы переходите дорогу, в этом контексте является звуком опасности)

Слуховая система лучше развита при рождении, чем зрение. Это потому, что он уже развит к 28 неделе беременности. Звук распространяется по воздуху, который улавливается рецепторами в ухе. [источник: Ричардсон]

Новорожденные рано узнают голос матери и хорошо слышат высокие звуки.

Слух и умение слушать являются важными навыками в детстве и тесно связаны с обучением. Чем лучше ваш ребенок умеет слышать и слушать, тем лучше будет его интеллектуальное развитие.

Это потому, что он развил хорошие навыки слухового восприятия . Он также будет менее расстроен, чем ребенок, который не может учиться так же легко, потому что он не может хорошо обрабатывать звуки. [источник: Питерс]

3.

Запах (обонятельный)

Благодаря нашему обонянию, известному как обонятельная система, мы можем:

  • чувствовать приятные и неприятные запахи

    Запахи окружающей среды улавливаются рецепторами (миллиарды крошечных волосковых клеток) в носу.

    Обоняние появляется на 14 неделе беременности. Он хорошо развит при рождении, но нуждается в дальнейшей стимуляции.

    Младенцы узнают своих матерей по запаху еще до того, как увидят их.

    Интересно, что обоняние — единственное чувство, связанное с эмоциональным центром мозга. Вот почему вы можете почувствовать запах знакомого шампуня или другого запаха и наполниться воспоминаниями.

    Запах также предупреждает нас об опасности. Когда человеку угрожает опасность, он выделяет феромоны. Их могут учуять животные и дети. [источник: Питерс и Ричардсон]

    4.

    Вкус (Вкус)

    Через чувство вкуса мы можем:

    • Определить, можно ли есть пищу или нет
    • Определить и различать четыре основных вкуса – сладкий, кислый, соленый, горький

    Мы воспринимаем вкус через вкусовые рецепторы на нашем языке, которые регистрируют все, что соприкасается с ними. Существуют разные рецепторы для четырех разных вкусов.

    Новорожденные рождаются с полным набором вкусовых желез, хотя для полного развития этих желез требуется несколько лет. Они уже могут различать сладкий, кислый, соленый и горький вкусы.

    Это чувство тесно связано с обонянием и также развивается в утробе матери в возрасте 28 недель.

    Младенцы тянут в рот почти все, чтобы учиться, и это стимулирует чувство вкуса. [источник: Питерс и Ричардсон]

    5.

    Осязание (тактильное)

    С помощью осязания мы можем:

    • Чувствовать боль и удовольствие понять мир вокруг нас
    • Понимание температуры
    • Ощущение тактильных качеств объекта

    Осязание воспринимается через осязательные рецепторы кожи. Он сообщает вашему мозгу о боли, температуре, давлении и движениях в мышцах и сухожилиях.

    Осязание — это первое чувство, которое развивается после зачатия. Плод способен реагировать на температурные и болевые раздражители в утробе матери. Он также очень хорошо развит при рождении.

    Младенцы нуждаются в постоянном любящем прикосновении, чтобы развиваться и быть здоровыми. Осязание важно для их эмоциональное развитие .

    Дети, которые не получают достаточного количества прикосновений, имеют более медленное развитие нервной системы, что приводит к задержке развития. [де Витт и Ричардсон]

    Младенцы сначала исследуют все посредством прикосновения, и это продолжается в течение нескольких лет. Это один из лучших способов познания окружающего мира.

    6.

    Баланс (вестибулярный) 

    Вестибулярная система, расположенная во внутреннем ухе, отвечает за чувство равновесия . Это позволяет нам:

    • Поддерживать равновесие 
    • Поддерживать положение головы и тела
    • Определять направление и скорость движения
    • Ощущать, как наши тела перемещаются в пространстве

    Вестибулярное чувство работает с рецепторами во внутреннем ухе то чувство, когда мы меняем свое положение в пространстве.

    Это означает, что мы знаем, в каком направлении мы идем, как быстро мы идем и становимся ли мы быстрее или медленнее. Когда он хорошо развит, нас не тошнит и мы не реагируем плохо на обычное движение.

    С помощью вестибулярной системы дети учатся сидеть, ползать, стоять и ходить, изучая чувство гравитации. Позже они будут использовать это понимание, чтобы научиться выполнять более сложные движения, такие как балансирование на бревне.

    Детям раннего возраста необходимо много двигаться, чтобы должным образом стимулировать эту систему. Они должны совершать движения, такие как перекатывание, раскачивание, раскачивание и кувыркание.

    7.

    Осознание тела (проприоцепция)

    Определение проприоцепции – это наше чувство осознания тела или положение тела. Чувство проприоцепции позволяет нам:

    • Ощущать усилие, которое мы прилагаем
    • Определять свое положение в пространстве
    • Контролировать наши руки и ноги наших мышц, суставов, сухожилий и внутреннего уха. Они посылают информацию в мозг, чтобы сказать, напряжены ли наши мышцы и суставы или расслаблены, заняты или неподвижны.

      Тогда ребенок может чувствовать, где находится его тело в пространстве, и знает, как двигаются его конечности. Это необходимо для того, чтобы он мог исследовать свой мир своим телом.

      Проприорецепторы также отвечают за регулирование эмоций и за успокоение ребенка – например, крепкими объятиями, когда он расстроен. [источник: Ричардсон]

      Вот некоторые проприоцептивные действия для детей.

      Что такое сенсорная обработка?

      Сенсорная обработка относится к тому, как мозг организует ощущения, которые он получает через органы чувств. Это то, как мозг реагирует на множественные сенсорные ощущения от ушей, глаз и других органов чувств. [источник]

      Информация должна быть понята и правильно интерпретирована мозгом, чтобы он мог сообщить телу, как правильно реагировать.

      Когда мозг правильно обрабатывает сенсорную информацию, ребенок может вести себя осмысленно и последовательно.

      С самого рождения органы чувств посылают сигналы в мозг для обработки. Чем больше информации отправляется в мозг, тем больше обрабатывается и тем больше развивается мозг.

      Это означает, что лучший способ развития сенсорной обработки для родителей — стимулировать органы чувств ребенка, чтобы он мог учиться.

      Вот краткое описание того, как мозг обрабатывает информацию:

      Информация поступает через органы чувств

      Она отправляется в мозг для обработки

      The brain tells the body how to respond

      It stores information about past experiences which influences how it responds to future experiences

      Children’s sensory processing abilities improve and mature по мере взросления. Их сенсорные потребности также меняются со временем.

      Некоторые дети очень чувствительны к определенным раздражителям, таким как шум, запахи или прикосновения, а другие слабо реагируют на сенсорные раздражители.

      Первые известны как сенсорно-защитные , а вторые известны как сенсорно-поисковые .

      Сенсорный поиск Дети

      Детей, недостаточно реагирующих на сенсорные стимулы, называют сенсорными искателями.

      Они получают низкий уровень информации от своих органов чувств о своем опыте, поэтому их мозг не может правильно их обработать. Он не может сказать телу, как реагировать, поэтому ищет дополнительные сенсорные данные.

      Сенсорно-защитные дети

      Сенсорно-защитные дети чрезмерно чувствительны к раздражителям. У них есть сенсорная чувствительность. Чувства получают большое количество информации, которую мозг не может эффективно обработать, поэтому он переводит тело в режим борьбы или бегства.

      Это проявляется как негативное поведение, потому что ребенок не может правильно реагировать. Эти дети даже начинают ожидать, что сенсорные переживания будут отрицательными.

      Если ребенок проявляет чувствительность к определенному раздражителю, например, к игре в песочнице, существуют различные способы, с помощью которых вы можете научить его постепенно начинать подвергаться воздействию этого раздражителя. Например:

      • Проводить время, наблюдая, как другие играют с песком
      • Говорить о том, что он ожидает чувствовать в песке или о том, какая у него приятная текстура
      • Сначала носите обувь или фартук, пока ему не станет удобно их снимать
      • Сначала используйте инструменты чтобы ему не приходилось полностью погружать руки (например, лопату или вилку)
      • Сначала вводите занятие постепенно и на короткое время
      • Хвалите ребенка за попытки поиграть с песком
      • Предложите ребенку выбрать одно из двух занятий и посмотрите, справится ли он с одним из них (например, игра с водой или игра с песком )

      Что такое сенсомоторное развитие?

      Сенсомоторная функция – это способность организма интегрировать органы чувств и мышечную систему.

      Ребенок может собирать воедино информацию, полученную одновременно различными органами чувств (например, то, что он слышит и видит), и реагировать с помощью двигательных навыков (например, уходить с пути движущегося автомобиля).

      Нервная система, мышцы и органы чувств вместе помогают ребенку осознать свой мир и приспособиться к нему.

      Что такое развитие сенсорного восприятия?

      Сенсорное восприятие — это организация, идентификация и интерпретация информации, которая обрабатывается органами чувств. Это значение , которое мозг придает информации, которую он получает от органов чувств.

      Мозг использует то, что он узнал ранее, чтобы интерпретировать эту информацию. Другими словами, он использует то, что уже считает верным в отношении мира, чтобы классифицировать то, что он воспринимает [9].0013 источник ].

      Восприятие включает в себя два процесса:

      1. Обработка сенсорных входных данных
      2. Обработка, основанная на знаниях или понимании человеком понятий

      Существует связь между восприятием и вниманием. Это важно, потому что сосредоточение внимания на развитии восприятия вашего ребенка приводит к большему вниманию, которое увеличивает его диапазон концентрации . [источник: де Витт]

      Все обучение происходит через восприятие чувств . Поэтому жизненно важно, чтобы мозг мог организовывать получаемую информацию, интерпретировать ее, обрабатывать и реагировать соответствующим образом.

      Улучшение развития восприятия ребенка

      В течение первых нескольких лет жизни развитие восприятия в основном вращается вокруг чувств осязания и движения. По мере того, как ребенок растет и приближается к дошкольному возрасту, происходит постепенный переход к формированию слуховых и зрительных ощущений.

      Развитие восприятия является основой, необходимой для любого формального обучения в будущем. Ребенок, который испытывает проблемы с развитием восприятия, будет иметь проблемы и с дальнейшим развитием. Крайне важно, чтобы дети получали раннюю стимуляцию, чтобы развить все эти навыки.

      Слуховое восприятие и зрительное восприятие — два навыка, жизненно важных для развития речи и обучения чтению и письму.

      Что такое сенсорная игра?

      Сенсорные игры — один из лучших способов способствовать сенсорному развитию ребенка.

      Сенсорная игра — это любая игра, которая стимулирует органы чувств вашего ребенка:

      • Вкус
      • Осязание
      • Зрение
      • Слух
      • Обоняние
      • Равновесие (вестибулярный аппарат)
      • Телесное осознание (проприоцепция)

      Две замечательные идеи сенсорных игр: игра с песком, и игра с водой. Это действия, которыми дети должны заниматься часто. Польза от этой сенсорной деятельности безгранична.

      Вот несколько замечательных идей по установке сенсорных станций для стимуляции всех органов чувств.

      Как сенсорная игра помогает развитию

      Лучший способ развития и улучшения сенсорного развития вашего ребенка — это игра. Через игру дети учатся тому, чему их никто не может научить. Для маленьких детей игра является источником жизненной силы обучения. [Хендрик 1990:6]

      Сенсорный опыт позволяет детям учиться, используя свое тело, что является их основным методом обучения в раннем возрасте. Они еще не могут использовать язык для обучения, как дети старшего возраста – в основном слушая, говоря или пишу.

      Поэтому ценность обучения на основе опыта так важна для младенцев и детей младшего возраста.

      «Для маленького ребенка обсуждение и вербальное обучение имеют мало воспитательной силы без реального опыта. Обучение скорее происходит через все сенсорные каналы. Дети должны переживать, исследовать и пробовать вещи, чтобы придать им смысл» [Хендрик 19].90:6].

      Что такое дисфункция сенсорной интеграции (SID)?

      У некоторых детей возникают трудности с обработкой и организацией информации, полученной от органов чувств. Этих детей часто неправильно понимают в классе, так как кажется, что они разыгрывают или не могут сосредоточиться.

      Причина нарушения сенсорной интеграции не ясна; однако есть способы помочь ребенку, у которого есть эта трудность.

      Если вы наблюдаете у своего ребенка несколько из следующих симптомов, рекомендуется, чтобы его осмотрел эрготерапевт, который обучен работе с сенсорной обработкой у детей.

      Признаки нарушений сенсорной интеграции:

      • Пытается успокоиться
      • Низкий уровень активности
      • Избегает крупной двигательной активности, такой как бег, прыжки, игры и т.д. активности
      • Непрерывно двигается
      • Врезается в предметы и, кажется, не осознает своего положения в пространстве
      • Не любит, когда к нему прикасаются
      • Избегает таких действий, как игры в песочнице или с водой
      • Не любит пищу с разной текстурой
      • Ищет прикосновения или громкого шума
      • Чрезмерная чувствительность к звукам, образам и запахам
      • Задержка развития речи
      • Плохая способность самостоятельно спать
      • Не может сосредоточиться в шумной или занятой обстановке

      Детям с такими трудностями будет очень полезно пройти надлежащее обследование у эрготерапевта. Их обычно видят на еженедельных занятиях или даже дают домашние программы, чтобы родители могли следить за ними самостоятельно. [источник: Ричардсон]

      Источники:

      Де Витт, М . 2016. Маленький ребенок в контексте: психосоциальная перспектива . Второе издание. Издательство Van Schaik: Претория.

      Хендрик, Х . 1990. Полное обучение: развивающая программа для детей младшего возраста . Третье издание. Издательство Macmillan Publishing Company: Нью-Йорк.

      Питерс, М. 2007. Языковая подготовка и подготовка к школе . Мец Пресс: Welgemoed.

      Ричардсон, A . 2012. Чувство малыша. Понимание сенсорного мира вашего малыша – ключ к счастливому, уравновешенному ребенку. Мец Пресс: Welgemoed.

      Получите БЕСПЛАТНЫЙ доступ к печатным головоломкам, историям, наборам заданий и многому другому!

      Присоединяйтесь к программе Empowered Parents +, и вы получите загружаемый набор из печатных головоломок, игр и рассказов , а также комплект заданий «Обучение через игру» , который включает целый год занятий для детей от 3 до 6 лет. старые
      Бесплатный доступ навсегда.

      Регистрация бесплатной учетной записи Grow выполняется быстро и легко. Она позволит вам добавлять в закладки статьи для последующего чтения на этом веб-сайте, а также на многих веб-сайтах по всему миру, использующих Grow .

      • Поделиться
      • Электронная почта

      Что такое сенсорное развитие в раннем детстве?

      С момента рождения ваш ребенок постоянно использует все пять чувств, чтобы исследовать и осмысливать окружающее. Сенсорное развитие улучшает использование чувств вашего ребенка за счет включения различных цветов, текстур, шумов и многого другого в их раннее обучение. Этот целостный процесс обучения побуждает детей безопасно играть и взаимодействовать с окружающей средой, а также улучшает развитие их мозга.

      От воркующих членов семьи до шумных кофеен, младенцы и маленькие дети часто сталкиваются с самыми разными людьми и окружающей средой. Для маленького ребенка все незнакомые виды, запахи и звуки могут быть ошеломляющими. Может быть, даже немного страшно! Вот почему очень важно включить сенсорную игру в повседневную жизнь вашего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться к реальным жизненным ситуациям и справляться с изменениями в окружающей среде. Что еще более важно, научите своего ребенка, как наслаждаться своим окружением.

      Важность сенсорного развития в раннем детстве

      Помимо подготовки вашего ребенка к повседневным встречам на протяжении всей его жизни, таким как проба различных продуктов, получение новых игрушек или контакт с животными, сенсорная игра имеет решающее значение для развития его мозга и когнитивного роста.

      В раннем детстве дети осознают и воспринимают окружающую их среду, когда задействованы их органы чувств. Сенсорное развитие идет рука об руку с другими видами деятельности по обучению детей младшего возраста, такими как физическое развитие, изобразительное искусство и дизайн, а также с общим личным, социальным и эмоциональным развитием.

      Сенсорное развитие должно играть важную роль в дошкольном опыте вашего ребенка, если не раньше, и всегда должно быть включено в учебную программу детского учреждения. Эти сенсорные реакции часто используются для отслеживания этапов развития в раннем детстве. Например, если ваш ребенок не достигает этих поведенческих и физических контрольных точек, это может указывать на то, что у вашего ребенка есть проблемы с обработкой и пониманием своего окружения. В этом случае детский психолог может провести дополнительные тесты и обследования, чтобы определить, нуждается ли ваш ребенок в дополнительной поддержке.

      Типы сенсорной игры

      Сенсорное развитие различается на каждой стадии раннего детства. Это просто потому, что мозг вашего ребенка развивается с определенной скоростью и требует разного уровня подобия в разное время. По этой причине сенсорные игры должны быть адаптированы к возрасту и потребностям вашего ребенка.

      Сенсорные игры для детей разного возраста включают в себя;

      • Младенцы – наблюдают, как пузыри выдуваются и парят в воздухе/соприкасаются с кожей, мнут цветную бумагу, чтобы ощутить текстуру и шум.
      • Малыши – наблюдение за тенями, создаваемыми фонариком на стене, наблюдение за цветами и узорами посредством рисования пальцами.
      • Дошкольный возраст – игра с песком или глиной для создания форм и ощущения текстуры, игра на музыкальных инструментах, чтобы слышать разные звуки и тона.

      Сенсорная игра имеет много преимуществ…

      • Помогает вашему ребенку обрабатывать и понимать свои чувства, чтобы он мог выполнять более сложные задачи.
      • Способствует развитию речи, навыков решения проблем, когнитивного роста, мелкой и крупной моторики и социального взаимодействия.
      • Способствует развитию и улучшению памяти.
      • Включает осознанную деятельность, которая полезна для всех детей, но особенно для тех, кто испытывает тревогу или разочарование.
      • Помогает развивать органолептические свойства, которые особенно важны, когда речь идет о еде, определяющей различные вкусы и текстуры.

      Программа «Все о детях» включает занятия по сенсорному развитию в их повседневную учебную программу, чтобы позволить детям исследовать свои любопытства, привнести новый опыт и помочь им во всех аспектах их личного и образовательного роста. Для получения дополнительной информации о наших питомниках, связаться с .

      Что говорят наши сотрудники

      Меня зовут Карла, и я заведующая классом в детском саду. Я иду на работу, зная, что мои знания, опыт и страсть ценятся. У меня есть фантастическая команда менеджеров, которые слушают, поддерживают и поощряют меня быть лучшим, чем я могу быть. Работа с отличной командой, чтобы обеспечить лучший уход за каждым ребенком в нашей комнате. Я люблю свою роль и чувствую, что могу что-то изменить.

      Карла – руководитель комнаты

      Я работаю в питомнике уже почти 3 года в качестве менеджера. Мне нравилось наблюдать за развитием персонала и детей. Мы получаем большую поддержку от других питомников и нашей команды высшего руководства. Существует множество вариантов карьерного роста не только для сотрудников, но и для руководящего состава.

      Эми – заведующая детским садом

      Silchester Manor предоставила мне возможность не только работать и учиться, но и влиять на развитие и рост детей. В питомнике есть отличная команда, с которой можно координировать свои действия и работать, что приносит большую разницу в моральном духе. В целом, отличная обстановка для работы и пребывания!

      Раша Чаттерджи – сотрудник банка

      Поместье Силчестер – отличный питомник для работы. Раньше я приходил через агентство, а недавно я навсегда присоединился к команде. Все сотрудники очень дружелюбны и поддерживают. Этот детский сад стал отличным местом для работы и обучения уходу за детьми. Я очень рад быть частью этой команды.

      Анила Муштак Бхатти – сотрудник банка

      Я работаю в питомнике Silchester Manor в качестве сотрудника банка почти четыре года. Мне нравится дружеская атмосфера и отношения с детьми и их родителями. Я видел младенцев, продвигающихся к дошкольному образованию, и наслаждался этим путешествием с ними. Это хорошее место для работы, и мне особенно нравится прекрасный сад.

      Элисон Уэйкфилд – сотрудник банка

      Я чувствую себя счастливым и мотивированным, работая в Silchester Manor. Обстановка в детском саду позитивная и веселая. Мои коллеги очень помогают и понимают. Меня обучают и наставляют старшие. Благодарен за возможность работать в этом питомнике.

      Палвиндер Каур – крышка обеда

      Усадьба Силчестер – отличное место для работы. Я здесь уже почти год и многому научился. Мне нравится приходить на работу каждый день и проводить время с детьми и персоналом. Это дало мне желание стать лучше в этой области и, надеюсь, начать 3-й уровень в уходе за детьми.

      Софи Бэрд – Обложка для обеда

      Мне трудно поверить, что я присоединилась к нам в качестве ученицы, а теперь я руководитель комнаты.

      Сидней – Маленькие люди, руководитель комнаты

      Я начал учиться в колледже и быстро понял, что хочу больше узнать о практических аспектах повседневного ухода за детьми, поэтому я выбрал стажировку. Я начал и никогда не оглядывался назад. Я нашел курс очень информативным, и он дал мне именно то, что я хотел, а именно работу с детьми.

      Кэти – Маленькие Люди, Ученица, теперь Практик

      Я так рада, что прошла обучение; это действительно дало мне возможность получить практический опыт, узнать обо всех аспектах ухода за детьми и дало мне возможность применить полученные знания на практике. У меня есть замечательная сеть поддержки в The Little People.

      Эльза — Маленькие люди, ученица

      Мне нравится здесь работать, команда — прекрасный образец для подражания, и мне очень нравится выполнять свои повседневные обязанности.

      Katie – The Little People, Apprentice

      Я работаю в Daybreak уже почти 9 лет, и я многое узнала о развитии детей, и моя нынешняя команда менеджеров вдохновила меня работать до должность руководителя комнаты. С тех пор, как All About Children взяли верх, они продолжали поддерживать меня в моем прогрессе и влияли на меня своей страстью и энтузиазмом.

      Сара Бренд – Старший/заведующая отделением

      Я недавно закончил 2-й уровень по уходу за детьми и всегда хотел пройти обучение для своего 3-го уровня. All About Children предоставил мне возможность пройти этот курс при поддержке моей команды в Amersham Chiltern Avenue, а также при поддержке моего региона. Дети Маута.

      Кэти Сайстер – стажер, уровень 3

      Я знала, что хочу работать в сфере ухода за детьми, и услышала об ученичестве, я не знала, куда подать заявку, поэтому разместила пост в Facebook, на который Эмма ответила, она спросила меня отправить свое резюме, что я и сделал. Эмма и менеджер взяли у меня интервью и дали мне возможность работать в качестве временного сотрудника, чтобы понять, хочу ли я этим заниматься. С самого начала я знал, что это та профессия, которой я хочу заниматься.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *