Особенности развития детей с нарушениями зрения: Особенности психического развития слепых и слабовидящих детей

Содержание

8.3 Психическое развитие детей с нарушениями зрения

۞ Иллюстрация

«На новогоднем утреннике в специальном детском заведении для детей с отклонениями десятилетняя слепая Габи сказала громко и выразительно: «Дедушка Мороз, не уходи, пожалуйста. Я хочу тебя сначала увидеть!» Для нас это – естественный процесс, но для нее это было невыполнимо. Что же произойдет?.. Дед Мороз остановился. Габи вслепую пробралась сквозь ряд детей к нему. Затем она нагнулась, ощупывая его сапоги, тулуп, мешок с подарками, лицо и бороду. Проделав все это, девочка отошла в сторону и сказала: «Теперь я увидела Деда Мороза!» Все радовались вместе с ней. Однажды, за несколько лет до этого случая, девочка спросила: «Мама, почему я не могу видеть?» Мать умно ответила ей: «Большинство людей видят глазами, но некоторые – как и ты – видят пальцами рук». Так слепой ребенок научился ощупью распознавать окружающий мир» [16, с. 38].

Приведенный пример показывает, что дети с нарушениями зрения, а в данном случае это незрячий ребенок, воспринимают мир по-другому, используют другие способы познания по сравнению со зрячими людьми.

У них происходит перестройка всей системы функций, с помощью которых осуществляется познание.Своеобразным становится и сам процесс психического развития детей с нарушениями зрения.

Психологические особенности детей с нарушениями зрения и процесс развития психики в условиях зрительной депривации изучался в работах А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой, В.З. Денискиной, С.М. Хорош, белорусских психологов З.Г. Ермолович, Д.Г. Дьякова, Т.И. Гаврилко и др.

Важнейшим механизмом в развитии ребенка с нарушениями зрения является

компенсация. Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Возможность компенсации недостаточности зрения объясняется тем, что ребенок владеет несколькими различными способами выполнения одного и того же действия, разными способами решения стоящих перед ним задач. Компенсация предполагает использование слуха, осязания, обоняния, других органов чувств, а также речи для замены недостающего зрения. От того, насколько успешно будет произведена такая замена, зависит результат развития ребенка с нарушениями зрения. Л.С. Выготский в связи с этим писал: «Слепота, создавая новый, особенный склад личности, вызывает к жизни новые силы, изменяет нормальные направления функций, творчески и органически пересоздает и формирует психику человека. Следовательно, слепота есть не только дефект, минус, слабость, но и в каком-то смысле источник выявления способностей, плюс, сила» [4, с. 86].

Тем не менее, в развитии ребенка с нарушениями зрения остаются некоторые специфические особенности, в частности, особенности развития движений, развития речи, которые не удается полностью компенсировать в процессе его обучения и воспитания.

Рассмотрим общие особенности и закономерности развития ребенка с нарушениями зрения, установленные разными исследователями (А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева). Говоря об этих закономерностях, мы предполагаем, что процессы компенсации у детей являются несовершенными, так как при полном и безусловном действии механизмов компенсации психологические особенностей детей не должны быть столь специфическими.

Для незрячих детейхарактерно снижение активности как двигательной, так и психической. Для них типична невыраженность ориентировочных реакций на стимулы окружающей среды, а двигательная активность тормозится из-за частых отрицательных подкреплений (падения, ушибы, травмы). У незрячих детей потребность во впечатлениях, которая является основой познавательной потребности, редуцирована из-за недостаточности внешней стимуляции. Незрячие дети имеют дело с ограниченным предметным пространством, у них снижены познавательные потребности, ограничены социальные контакты. В результате дети часто испытывают фрустрацию, у них наблюдается сниженное настроение, они склонны уходить в себя, у них преобладает подавленное, депрессивное состояние. У детей страдает внимание из-за резкого сокращения внешних стимулов, так как уменьшается количество зрительных объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, сужается объем внимания, а однообразие слуховых стимулов быстро утомляет.

У незрячих детей формируется установка более тщательно следить за своими действиями, развивается произвольное внимание как результат необходимости воспринимать свойства предметов, имеющие второстепенное значение для зрячих.

В развитии речи словарный запас и грамматический строй речи обычно не страдает. Но возникает неизбежный разрыв между чувственным восприятием предметов и явлений и их обозначением с помощью слов, то есть между словом и образом. В результате типичным для детей является «вербализм», то есть использование слов и словесных выражений, не наполненных чувственной тканью. Как ребенок может понять, что такое высоко? При этом слово «высоко» он может употреблять, повторяя его вслед за взрослыми. Речь для детей все больше выполняет компенсаторную функцию, так как с помощью речи дети восполняют недостаток впечатлений и информации об окружающем.

Эмоциональное развитие детей страдает из-за сниженных возможностей опознания невербальных средств общения, что уменьшает возможности подражания другим людям, вызывает трудности в восприятии ситуативной речи, приводит к обеднению собственной экспрессии.

Для слабовидящих детей характерны нарушения в развитии зрительного восприятия, недоразвитие психомоторной сферы, запаздывание формирования основных движений, слабость предметных действий. Детям со сниженными возможностями зрения требуется значительное время для того, чтобы рассмотреть предметы, выделить их характерные признаки. Зрительное восприятие обладает меньшей полнотой, скоростью, меньшей точностью отображения объектов, сужением или деформацией зрительного поля. Недоразвитие зрительного восприятия приводит к недоразвитию разных видов деятельности, наглядных видов мышления.

Психическое развитие

ослепших(то есть потерявших зрение после рождения) детей во многом зависит от продолжительности периода нормального зрения, то есть возраста утраты зрения. У таких детей имеется опыт зрительных впечатлений, который облегчает восприятие окружающего мира в условиях отсутствия зрения. Например, незрячий ребенок никогда не видел, какого цвета бывает яблоко, и для него цвет не имеет особого значения для восприятия яблока, он мог только слышать, что яблоки бывают красные, желтые, зеленые. А ослепший ребенок может помнить, что такое цвет и каким может быть предмет разного цвета. Однако имеющиеся представления у ослепших детей могут стираться из памяти, подчиняясь законам сохранения и забывания информации. Кроме того, чем позже ребенок утратил зрение, тем в большей степени у него развиты способности саморегуляции, потребность в преодолении собственного дефекта и в использовании механизмов компенсации.

Если рассматривать особенности развития детей, находящихся в условиях зрительной депривации, без учета действия принципа компенсации, то теоретически можно кратко описать следующие специфические особенности развития их психики, которые подтверждены и эмпирическими исследованиями (А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева, З.Г. Ермолович).

Активность. У детей наблюдается снижение двигательной, перцептивной, познавательной активности, что объясняется снижением потребности во впечатлениях, недостаточным развитием действий по обследованию предметов, неудачным опытом самостоятельного передвижения.

Внимание. В силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия внимание имеет свои специфические особенности, такие как неустойчивость, меньшая концентрация и интенсивность, а также более высокая утомляемость. Нарушается соотношение видов внимания и их функционирования, так как уменьшается количество объектов, вызывающих непроизвольное внимание (в основе которого рефлекс «что такое?»). Однообразие слуховых стимулов утомляет, притупляет непроизвольное внимание и ведет к его рассеиванию. Произвольное внимание направлено на те свойства предметов и явлений, которые важны для незрячего ребенка с точки зрения опознания предметов. Произвольное внимание необходимо для контроля над собственными действиями, что ослабляет внимание к предметам окружающего пространства. Для незрячего человека в состоянии внимания характерны маскообразное выражение лица и фиксированное положение головы и тела, которые закрепляются в положении, способствующем наиболее отчетливому слуховому восприятию.

Ощущение и восприятие. У незрячих детей перестраивается соотношение между сенсорными системами, когда на первый план выходит осязание и слух, кинестетическое восприятие, вестибулярная, температурная и болевая чувствительность. Используются и другие виды ощущений и восприятия, играющие несущественную роль у зрячих людей (ориентация на запах, на движение воздуха, на стук шагов при опознании человека, так называемое шестое чувство у слепых, которое заключается в ощущении препятствия или приближающегося объекта,). Среди сложного ансамбля кожных ощущений особо выделяется кожно-оптическое чувство – способность кожных покровов реагировать на световые и цветовые раздражители. Однако все другие виды анализаторов не могут заменить зрение, в первую очередь, из-за его возможностей воспринимать действительность дистантно и одновременно. В этом отношении особенно страдает у детей восприятие тех объектов, которые воспринимаются без непосредственного контакта с ними (например, воспринять, что такое «высоко в небе плывут облака»).

У слабовидящих детей сохраняются возможности зрительного восприятия, однако оно характеризуется меньшей полнотой, меньшей скоростью и точностью отображения, сужением и деформацией зрительного поля, нарушением бинокулярного зрения (затруднения восприятия перспективы, ухудшение восприятия глубины). Зрительное восприятие особенно страдает в условиях ухудшения условий восприятия, уменьшения времени наблюдения объекта.

Перестройка межанализаторных отношений у лиц с нарушениями зрения приводит к преобладанию других сенсорных систем, и это явление названо тактильно-кинестезически-слуховым ядром сенсорной организации (А.Г. Литвак).

Речь. При сохранении способности воспринимать обращенную речь на слух ребенок осваивает словарный запас без ограничений, однако возникает неизбежный разрыв между словом и образом предмета, что объясняется недостаточным чувственным опытом ребенка. Возникает разрыв также между словесным и практическим планами действия ребенка, когда выполняемое действие и его отражение ребенком в речи не соответствуют друг другу. Речь начинает выполнять дополнительную, компенсаторную функцию, когда дети получают представления о предметах и явлениях на основе словесных объяснений, поддерживают контакт друг с другом, ориентируются в окружающем. Словарный запас по объему у детей не отличается от такового у их зрячих сверстников, однако их знания при тщательной проверке оказываются вербальными, то есть не наполненными реальным опытом. При этом значение слова либо резко снижается, и слово остается как бы привязанным к единичному признаку, объекту или конкретной ситуации, или же слово чрезмерно отвлекается от своего конкретного содержания, тем самым утрачивая свое значение.

Существенно страдает звукопроизношение и мимическое сопровождение речевого высказывания, так как дети при произнесении звуков ориентируются только на их слуховой образ и не ориентируются на зрительный и кинестетический образы произносимых звуков. Дети не видят лицо другого человека, движения его губ и языка, поэтому среди незрячих детей дошкольного и младшего школьного возраста распространены нарушения звукопроизношения.

Мышление отличается замедлением темпа развития процессов обобщения и абстрагирования. Полная или частичная утрата функций зрения, снижение полноты, точности и дифференцированности чувственного отражения внешнего мира сказываются и на процессе развития мышления. Страдает выделение существенных признаков предметов и явлений, что затрудняет процесс обобщения и формирования понятий. Мышлению приходится преодолевать сукцессивность осязательных и слуховых образов незрячих, их фрагментарность и схематизм. Недостаточно тонкий анализ часто приводит к установлению тождества или различия либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признакам. Выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации.

Отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, непосредственно связанное с дефицитом зрительного восприятия, а также пассивность и бедность предметно-практического опыта затрудняют формирование представлений об объектах окружающего мира. Это неизбежно приводит к отставаниям в развитии и логического мышления, которое развивается на основе наглядных видов мышления.

Однако некоторые отечественные и зарубежные ученые (в том числе Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, А.И. Мещеряков и др.) считают, что развитие мышления не связано прямо со степенью нарушения зрения. Их убеждение основано на положении о том, что источником мыслительной деятельности является восприятие действительности, которое осуществляется не только с помощью зрения. Обобщающая роль слова в познании окружающего мира имеет важное компенсаторное значение и помогает детям даже при серьезном нарушении зрения выйти за пределы непосредственного чувственного опыта. Особое значение у детей с нарушениями зрения имеет развитие дедуктивного мышления, которое опирается на индуктивные умозаключения, основывающиеся на многообразии разных видов чувственного опыта.

Эмоциональное развитие. Возникают неизбежные трудности в общении с другими из-за невозможности определять эмоциональные состояния человека по его выражению лица, по мимическим и пантомимическим проявлениям. Страдает способность соотносить речевое высказывание с мимикой, что препятствует пониманию скрытого смысла высказываний; страдает понимание эмоциональных состояний других людей, обеднение внешнего выражения собственной речи, невладение экспрессивными движениями, выражающими эмоциональные состояния.

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения | Материал на тему:

Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

        Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.

        Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

        Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.

        Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений  и понятий.

        Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

        У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь, усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка.

        Исследования патологии сенсорной сферы подтвердило предположение Л.С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка. Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, тог у аномального ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящих общее развитие.

        Такая характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка. Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого, по данным Л.Н. Солнцевой, игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создает своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития. Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность слепого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У такого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового , двигательного анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями по исправлению недостатков двигательных функций, ориентировке в пространстве.

        Относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети. Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

        Значительная часть слабовидящих детей попадает в специальные школы после нескольких лет пребывания в массовой школе, где они испытывали различные трудности в учебной деятельности. В условиях обычного школьного режима у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или направлении в школу для слабовидящих.

Литература

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М., 1994.
  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. — М., 1967.
  3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М., 2000.
  4. Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. — М., 1981.
  5. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – М., 2004.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. — М., 2003.
  7. Ляпидевский С.С. Невропатология. — М., 2000г.
  8. Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1999.
  9. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. – М., 2006.
  10. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М., 2005.
  11. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. К.С. Лебединской. — М., 1982.
  12.  Коррекционная педагогика в начальном образовании  /Под ред. Г.Ф. Кумариной. — М., 2001.
  13.  Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. — М., 1999.
  14.  Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.
  15.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под   ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
  16.  Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
  17.  Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
  18.  Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
  19.  Словарь логопеда  /Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.
  20. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 2001г.
  21. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.

        —  —

Общие характеристики — Слабое зрение и слепота, авторы: Рэйчел Сессна, Джоанн Хадад и Тален Артинян

Общие характеристики

Когнитивные:  

  • Нарушение зрения влияет на качество и количество доступной ребенку информации для понимания окружающего мира. Нарушенное или плохое зрение мешает увидеть связи между переживаниями. «Ум не может воспринять ничего, что не было воспринято органами чувств.
  •  Все, что ребенок видит, слышит, пробует на вкус или обоняет, усваивается и сохраняется как модель соответствия окружающей среде и определяет, что он/она знает о мире. Таким образом, у ребенка, лишенного каких-либо органов чувств, может быть иная модель развития» (Raver, 2009).
  • Слепой ребенок имеет ограниченную способность организовывать элементы в более высокие уровни мышления и проверять эту информацию. Поэтому ребенку необходимо создать реальность, отличную от реальности зрячего ребенка.
  • Зрение играет важную роль в изучении постоянства объекта, поэтому дети с нарушениями зрения могут приобретать этот навык в широком возрастном диапазоне (Raver, 2009). Эти задержки и трудности ограничивают возможности ребенка познавать окружающую среду и осмысливать ее. Еще одним недостатком, с которым сталкиваются дети с нарушениями зрения, является отсутствие пользы от визуальной имитации. Большинство зрячих детей учатся, подражая старшим сверстникам или взрослым, и, поскольку слабовидящий ребенок не может видеть, чтобы подражать, они находятся в невыгодном положении.
  • Дети с нарушениями зрения учатся не путем случайного обучения (собирая информацию, наблюдая за людьми и объектами), а скорее учатся путем преднамеренного воздействия или прямого обучения (Raver, 2009). На развитие концепции также влияет потеря зрения у детей.
  • Чтобы развить полное и всестороннее понимание понятий в их мире, зрячие дети могут видеть объект целиком, а также фокусироваться на отдельных деталях объекта. Слабовидящие дети должны перемещаться от одной части объекта к другой до тех пор, пока они, в конце концов, не почувствуют весь объект. Такие понятия, как цвета, зеркальные отражения и тени, также сложны для маленького ребенка с потерей зрения (Raver, 2009).).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поведение:  

  • — тыкание, движения рук или пальцев, взгляд на свет и другие повторяющиеся действия, которые могут мешать обучению и социальному взаимодействию» (Кауфман, 19 лет). 81).
  •  Слабовидящие дети также могут часто щуриться, моргать, тереть глаза или хрустеть лицом.
  • Известно, что некоторые дети с проблемами зрения имеют короткую продолжительность концентрации внимания и могут быть чувствительны к яркому свету. Некоторые дети могут часто моргать или косить, когда читают или смотрят телевизор.
  •  Часто дети с нарушениями зрения могут сидеть близко к телевизору, держать книги близко к лицу во время чтения или держать игрушки очень близко к лицу во время игры.
  • Дети с нарушениями зрения могут казаться неуклюжими, поскольку они могут спотыкаться, падать или натыкаться на различные предметы, особенно в новых ситуациях (Keefer, 2015).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-эмоциональный:  

  • Дети с нарушениями зрения меньше общаются и часто отстают в развитии социальных навыков.
  • Плохое зрение или слепота могут повлиять на социальные навыки детей, поскольку они не способны оценивать и понимать невербальное общение и язык тела. Они упускают информацию, мысли и чувства, которые проявляются с помощью улыбок, кивков, пожиманий плечами, хмурого взгляда и т. д. действия других» (Рейвер, 2009).
  • Нарушение зрения также лишает детей возможности начать разговор с помощью зрительного контакта. Зрительный контакт является важной частью общения, особенно когда ребенок младенец. Не имея такого способа общения, родители должны общаться с малышами по-другому, например, с помощью носа и поглаживания. Младенцы также могут испугаться или расстроиться из-за внезапных прикосновений, если об этом сначала не объявят звуками (Raver, 2009).).
  •  Многие навыки самопомощи, которые обычно приобретаются, наблюдая за другими, у слепых детей задерживаются. Дети с нарушениями зрения могут не эффективно взаимодействовать с членами семьи, друзьями или другими людьми. Они могут легко чувствовать себя неправильно понятыми или смущенными, а также могут чувствовать себя изолированными или иметь негативное отношение.
  • Дети с нарушениями зрения могут быть сосредоточены только на своих собственных интересах и занятиях, могут резко менять темы разговора или могут быть менее отзывчивыми из-за отсутствия визуально опосредованного взаимодействия со сверстниками.
  • В целом, дети с нарушениями зрения меньше самостоятельно инициируют социальные взаимодействия и проводят больше времени в одиночестве (Raver, 2009).

Нарушения зрения – Project IDEAL

Определение

Нарушение зрения – это любое состояние зрения, которое влияет на способность человека успешно выполнять повседневную деятельность. Учащиеся с нарушениями зрения — это младенцы, дети младшего возраста, дети и подростки, которые испытывают нарушения зрительной системы, влияющие на их способность к обучению.

Существует три системы классификации лиц с нарушениями зрения, которые используются специалистами в области образования. Чтобы быть официально признанным слепым, человек должен иметь остроту зрения 20/200 или менее или иметь поле зрения, ограниченное до 20 градусов или менее в самом широком месте. Однако эта федеральная система классификации используется в первую очередь для определения права на получение услуг агентства для взрослых.

В образовательных целях специально обученный учитель должен установить, что нарушение зрения влияет на способность ребенка к обучению, и это профессиональное определение с согласия группы IEP обеспечивает доступ к услугам специального обучения. Чтобы реализовать соответствующие приспособления в классе для учащихся с нарушениями зрения, эти учащиеся также классифицируются в соответствии с их уровнем функционального зрения:

  • Плохое зрение – учащиеся используют свое зрение в качестве основного сенсорного канала
  • Функционально слепые – учащиеся могут использовать ограниченное зрение для выполнения функциональных задач, но им нужны тактильные и слуховые каналы для обучения
  • Полная слепота – учащиеся используют тактильные и слуховые каналы для обучения и выполнения функциональных задач

Существует третья система классификации, основанная на появлении самого нарушения зрения:

  • Врожденное – возникает во время внутриутробного развития, при рождении или сразу после рождения; нарушение зрения присутствует до формирования зрительной памяти
  • Случайный — возникает после нормального зрения либо из-за наследственного заболевания, либо из-за травмы; зрительная память может остаться.

Учащиеся с врожденными нарушениями зрения, как правило, испытывают большие трудности при освоении зрительно усиленных понятий, таких как ориентация в пространстве и многие представления об окружающей среде.

Распространенность

Трудно получить точную распространенность нарушений зрения из-за часто скрытого характера нарушений зрения в специальном образовании. Многие учащиеся с нарушениями зрения также имеют дополнительные сопутствующие нарушения и, таким образом, относятся к другой категории инвалидности. Национальный центр распространения информации о детях-инвалидах сообщает, что частота нарушений зрения у лиц в возрасте до 18 лет составляет 12,2 на 1000 человек. Юридическая или полная слепота встречается с частотой 0,06 на 1000 человек. Текущие демографические данные по специальному образованию, полученные от Американского фонда помощи слепым, 2009 г.сообщить, что имеется:

  • 93 600 слабовидящих или слепых учащихся;
  • 55 200 учащихся, официально признанных слепыми;
  • 5 500 брайлевских считывателей

Характеристики

Нарушение зрения — это, по сути, общий термин, используемый для описания потери зрения, которая может быть следствием ряда различных заболеваний. Некоторыми распространенными причинами нарушения зрения являются глаукома, ретинопатия недоношенных, катаракта, отслойка сетчатки, дегенерация желтого пятна, диабетическая ретинопатия, корковое нарушение зрения, инфекция и травма. Это всего лишь несколько десятков состояний, влияющих на зрение, и каждое состояние имеет свои уникальные характеристики и клинические особенности. Кроме того, влияние нарушения зрения на индивидуальное обучение также связано с началом, тяжестью и типом потери зрения, а также с любыми сопутствующими нарушениями, которые могут присутствовать у ребенка. По этой причине все приспособления, модификации и стратегии в классе должны быть разработаны с учетом индивидуальных потребностей каждого учащегося с учетом нарушений зрения. Не существует универсальной модели, подходящей для всех.

В дополнение к снижению остроты зрения и поля зрения ряд других проблем со зрением также может повлиять на зрительные функции учащегося с нарушениями зрения. Могут быть проблемы с чувствительностью к свету или бликам, слепые пятна в полях зрения или проблемы с контрастом или некоторыми цветами. Такие факторы, как освещение, окружающая среда, усталость и эмоциональное состояние, также могут влиять на зрительную функцию многих из этих учащихся в течение дня. Учащиеся с одинаковым состоянием зрения могут использовать свое зрение совершенно по-разному. Чтобы обеспечить доступность обучения в классе, важно, чтобы вы знали, как ваш ученик использует свое зрение. Специально обученный учитель учащихся с нарушениями зрения, работающий с членами группы IEP, может помочь определить наилучшие адаптации и средства обучения для использования с каждым учащимся.

Воздействие на обучение

Одной из общих для всех учащихся с нарушениями зрения характеристик является то, что эти учащиеся имеют ограниченную способность к случайному обучению в окружающей среде. Именно благодаря зрению многое из того, что мы узнаем, воспринимается и обрабатывается. Считается, что до 80% того, что узнают дети без нарушений зрения, получают с помощью визуальных сигналов. Другие органы чувств не полностью компенсируют потерю зрения. Осязание и слух могут быть неэффективными заменителями для многих людей.

Детей с нарушениями зрения необходимо обучать компенсаторным навыкам и адаптивным методам, чтобы они могли получать знания с помощью других методов, помимо зрения. Наличие нарушения зрения потенциально может повлиять на нормальную последовательность обучения в социальных, двигательных, языковых и когнитивных областях развития.

Снижение зрения часто приводит к низкой мотивации к изучению окружающей среды, инициированию социального взаимодействия и манипулированию объектами. Ограниченная способность исследовать окружающую среду может повлиять на раннее моторное развитие. Эти учащиеся не могут делиться общим зрительным опытом со своими зрячими сверстниками, и поэтому потеря зрения может негативно сказаться на развитии соответствующих социальных навыков. В результате эти учащиеся могут испытывать низкую самооценку, которая ограничивает их чувство контроля над собственной жизнью.

Недостаточно просто проводить обучение по основному учебному плану. Учащиеся с нарушениями зрения также нуждаются в специализированном обучении в ряде других важных областей навыков. Эти области, называемые расширенной основной учебной программой, включают коммуникативные навыки, навыки социального взаимодействия, ориентацию и мобильность, навыки независимой жизни, навыки отдыха и досуга, использование вспомогательных технологий, визуальную эффективность и навыки профессионального образования, а также самоопределение. Овладение этими навыками имеет важное значение для долгосрочных образовательных и жизненных результатов учащихся.

Учащиеся с нарушениями зрения могут учиться примерно с той же скоростью, что и другие дети, но им требуется прямое вмешательство, чтобы развить понимание отношений между людьми и объектами в их окружении.

Стратегии преподавания

Классные комнаты могут быть весьма разнообразными и должны быть индивидуальными в соответствии с конкретными потребностями учащегося. Тем не менее, есть несколько основных передовых практик, которые могут помочь в разработке наиболее эффективных адаптаций.

Одна вещь, которую всегда следует учитывать, это то, что этим ученикам часто бывает трудно стать настолько полностью независимыми, насколько они способны быть. Классный руководитель должен поощрять независимость как можно чаще, чтобы избежать ловушки «выученной беспомощности». Поощряйте учащегося самостоятельно перемещаться по классу и организуйте свой класс соответствующим образом. Материалы, столы и другие предметы в классе должны храниться в постоянном месте. Убедитесь, что шкафы полностью закрыты, стулья задвинуты, а двери не оставлены наполовину приоткрытыми, чтобы обеспечить безопасность при перемещении по классу. Частью обретения самостоятельности учащимися с нарушениями зрения является обучение тому, когда обращаться за помощью. Не все учебные задачи будут сразу возможны для учащегося с нарушением зрения, даже с адаптацией. Ключевым моментом является разработка инструкции таким образом, чтобы у учащегося было больше возможностей действовать независимо. Специалист по ориентации и мобильности учащихся и преподаватель учащихся с нарушениями зрения могут помочь с обустройством комнаты и ознакомлением с ней.

Адаптация вашего класса к учащимся с нарушением зрения является относительно простой задачей. Для этого необходимо знать уровень зрительных функций учащегося (как он видит), а также то, как учащийся работает и учится. Например, для учащегося с плохим зрением убедитесь, что он находится в передней части комнаты, где он может видеть доску. Управляйте переменными освещения при представлении учебных материалов учащимся, чувствительным к свету и бликам. Используйте словесные сигналы с теми учащимися, которые не могут видеть движения тела или физические сигналы. Квалифицированный учитель для учащихся с нарушениями зрения может помочь вам внести несколько простых изменений в дизайн классной комнаты, которые могут означать всю разницу в образовании учащегося с нарушением зрения.

Одним из ключевых условий, которые абсолютно необходимы, является доступ к учебникам и учебным материалам на соответствующих носителях и в то же время, что и их зрячие сверстники. Для слепых учащихся это может означать шрифт Брайля и/или записанные носители. Для учащегося с плохим зрением это может означать крупный шрифт или использование оптических устройств для доступа к тексту и/или записанным носителям во время занятий. Заблаговременное тесное сотрудничество с учителем учащихся с нарушением зрения помогает обеспечить доступность материалов и своевременное наличие этих материалов.

Вспомогательные технологии

Для доступа к печатной информации учащиеся с нарушениями зрения должны быть обучены использованию ряда адаптивных устройств, методов и оборудования, которые в совокупности называются вспомогательными технологиями. Некоторые из этих технологий позволяют получить доступ к информации, представленной на компьютере, в то время как другие являются устройствами, которые можно использовать независимо. Компьютерное оборудование и программное обеспечение постоянно совершенствуются, что обеспечивает больше доступа к информации, чем когда-либо прежде. Некоторые примеры:

Адаптация компьютера:

  • Программное обеспечение и оборудование для перевода по Брайлю: преобразует печатный текст в шрифт Брайля и шрифт Брайля в печатный.
  • Принтер Брайля: подключается к компьютеру и печатает шрифт Брайля на бумаге.
  • Программа чтения с экрана: преобразует текст на экране компьютера в слышимую речь.
  • Программное обеспечение для увеличения экрана: увеличивает размер текста и изображений на экране компьютера.
  • Обновляемый дисплей Брайля: преобразует текст на компьютере в шрифт Брайля с помощью устройства вывода, подключенного к компьютеру.

Адаптивные устройства:

  • Брайлевские блокноты: легкое электронное устройство для ведения заметок, которое можно подключить к принтеру или устройству для тиснения шрифтом Брайля для получения печатной копии или копии, напечатанной шрифтом Брайля.
  • Оптический считыватель символов: преобразует печатный текст в файлы на компьютере, которые можно перевести в звуковую речь или шрифт Брайля с помощью соответствующего оборудования и программного обеспечения.
  • Электронный шрифт Брайля: производит шрифт Брайля, переводит шрифт Брайля в текст или синтетическую речь.
  • Говорящие калькуляторы: вычисления с голосовым выводом.

Оптические устройства:

  • Система видеонаблюдения (CCTV): увеличивает изображение до большего размера и проецирует его на экран
  • Лупы: увеличивают изображения
  • Телескопы: используются для наблюдения за удаленными объектами

Специально обученный учитель для учащихся с нарушениями зрения может помочь с поставкой многих из этих устройств и провести обучение, чтобы учащийся стал независимым и опытным в использовании вспомогательных технологий.

Организации

Существует ряд организаций, которые могут помочь в обучении учащихся с нарушениями зрения в классе. Информация, представленная в этом модуле, предназначена для краткого описания нарушений зрения и их влияния на обучение. Более подробную информацию и учебные стратегии можно получить в следующих организациях:

Американский совет слепых

ACB стремится улучшить благополучие всех слепых и слабовидящих людей путем: выступая в качестве представительной национальной организации слепые люди; повышение социального, экономического и культурного уровня слепых; улучшение образовательных и реабилитационных учреждений и возможностей; сотрудничество с государственными и частными учреждениями и организациями, занимающимися услугами слепых; поощрение и оказание помощи всем слепым в развитии их способностей и проведение программы общественного образования, чтобы способствовать лучшему пониманию слепоты и возможностей слепых людей.

1155 15th St. N.W., Suite 1004
Вашингтон, округ Колумбия 20005

Электронная почта: [email protected]
Веб-сайт: www.acb.org

Американский фонд помощи слепым

Приоритеты AFB включают расширение доступа к технологиям; повышение качества информации и инструментов для специалистов, обслуживающих людей с потерей зрения; и содействие независимому и здоровому образу жизни для людей с потерей зрения путем предоставления им и их семьям соответствующих и своевременных ресурсов. Работа AFB в этих областях поддерживается сильным присутствием организации в Вашингтоне, округ Колумбия, гарантируя, что права и интересы людей с потерей зрения представлены в государственной политике нашей страны.

11 Penn Plaza, Suite 300
New York, NY 10001

Для публикаций звоните: 800-232-3044
Эл. инвалидам путем предоставления специализированных материалов, продуктов и услуг, необходимых для образования и жизни. Американская типография для слепых выпускает учебники и другие учебные издания для слабовидящих учащихся. APH также предоставляет публикации, полезные для взрослых, такие как поваренные книги и словари. Кроме того, APH создает записанные книги на контрактной основе.

1839 Франкфурт-авеню
Луисвилл, Кентукки 40206

Электронная почта: [email protected]
Веб-сайт: www.aph.org

Центр для слепых детей

Центр для слепых детей — это учреждение, ориентированное на семью, которое обслуживает детей с нарушениями зрения от рождения до школьного возраста. Программы и услуги в центре и на дому помогают детям приобретать навыки и развивать свою независимость. Центр использует свои знания и опыт, чтобы служить семьям и профессионалам во всем мире через службы поддержки, образование, публикации и исследования.

4120 Marathon Street
Лос-Анджелес, Калифорния
  • -0159
  • Электронная почта: info@blindchildrenscenter. org
    Интернет: www.blindchildrenscenter.org

    Ассоциация образования и реабилитации слепых и слабовидящих

    Ассоциация образования и реабилитации слепых и слабовидящих (AER) является международным членом организация, призванная оказывать всемерную поддержку и помощь специалистам, работающим на всех этапах обучения и реабилитации слепых и слабовидящих детей и взрослых.

    4600 Duke Street, Suite 430
    Александрия, Вирджиния 22304

    Электронная почта: [email protected]
    Веб-сайт: www.aerbvi.org

    Центр инвалидов и развития

    Департамент педагогической психологии
    4225 Техасский университет A&M
    College Station, TX 77843-4225

    Электронная почта: [email protected]
    Веб-сайт: cdd.tamu.edu

    Совет по работе с детьми с особыми потребностями – Отделение по нарушениям зрения

    Интересы CEC-DVI включают разработку учебных программ, консультирование родителей, разработку и отбор соответствующих материалов, исследования потребности, подготовка учителей, профессиональное обучение и профессиональная подготовка младенцев, детей и подростков с нарушениями зрения.

    CEC-Отдел по нарушениям зрения
    1110 North Glebe Road, Suite 300
    Arlington, VA 22201-5704

    Электронная почта: [email protected]
    Веб-сайт: www.cec.sped.org

    Национальная ассоциация родителей детей с нарушениями зрения (NAPVI)

    NAPVI — это национальная организация, которая позволяет родителям находить информацию и ресурсы для их детей, которые являются слепыми или слабовидящими, включая детей с дополнительной инвалидностью. NAPVI обеспечивает лидерство, поддержку и обучение, чтобы помочь родителям помочь детям раскрыть свой потенциал. NAPVI занимается оказанием эмоциональной поддержки, инициированием информационно-пропагандистских программ, созданием сетей и отстаиванием образовательных потребностей и благополучия слепых или слабовидящих детей. Веб-сайт Family Connect предоставляет обширную информацию для семей детей с нарушениями зрения: familyconnect.org

    ПО Box 317
    Watertown, MA 02472-0317

    Электронная почта: napvi@perkins. org
    Веб-сайт: www.napvi.org

    Национальная ассоциация Брайля, Inc. (NBA)

    Миссия Национальной ассоциации Брайля, Inc. заключается в обеспечении непрерывного образования для тех, кто готовит шрифты Брайля и предоставлять материалы, написанные шрифтом Брайля, лицам с нарушениями зрения.

    3 Townline Circl
    Рочестер, Нью-Йорк 14623-2513

    Электронная почта: [email protected]
    Веб-сайт: www.nationalbraille.org

    National Braille Press

    Руководящие цели National Braille Press заключаются в повышении грамотности слепых детей с помощью шрифта Брайля и предоставлении доступа к информации, которая позволяет слепым людям активно участвовать в работе, семье , и общественные дела.

    88 St. Stephen Street
    Бостон, Массачусетс 02115

    Электронная почта: [email protected]
    Веб-сайт: www.nbp.org

    Национальный глазной институт

    Являясь одним из Национальных институтов здравоохранения (NIH) федерального правительства, NEI проводит и поддерживает исследования, помогающие предотвращать и лечить заболевания глаз и другие нарушения зрения. Это исследование приводит к спасению зрения, снижению нарушений зрения и слепоты, а также улучшению качества жизни людей всех возрастов. Исследования, проведенные при поддержке NEI, расширили наши знания о том, как зрительная система функционирует в норме и при болезни.

    Центральный проезд, 31, MSC 2510
    Bethesda, MD 20892-2510

    Электронная почта: [email protected]
    Веб-сайт: www.nei.nih.gov

    Национальная федерация слепых (NFB)

    Миссия Национальной федерации слепых — добиться широкого эмоционального признания и интеллектуального понимания что реальная проблема слепоты не в потере зрения, а в существующих заблуждениях и недостатке информации. Они делают это, объединяя слепых людей, чтобы поделиться успехами, поддержать друг друга в трудные времена и найти нестандартные решения.

    1800 Johnson Street
    Baltimore, MD 21230

    Электронная почта: [email protected]
    Веб-сайт: www.nfb.org/

    Национальная библиотечная служба для слепых и инвалидов

    Национальная библиотечная служба для слепых и инвалидов (NLS), Библиотека Конгресса, управляет бесплатная программа, предоставляющая во временное пользование записанные книги и журналы, написанные шрифтом Брайля, ноты, напечатанные шрифтом Брайля и крупным шрифтом, а также специально разработанное воспроизводящее оборудование жителям Соединенных Штатов, которые не могут читать или использовать стандартные печатные материалы из-за нарушений зрения или физических недостатков.

    Библиотека Конгресса
    1291 Taylor Street, N.W.
    Вашингтон, округ Колумбия 20011

    Электронная почта: [email protected]
    Веб-сайт: www.loc.gov/nls

    Техасская школа для слепых и слабовидящих

    Техасская школа для слепых и слабовидящих (TSVBI) — это центр образовательных услуг и ресурсов. для слепых или слабовидящих. Кроме того, в этом центре есть ресурсы, которые могут помочь людям, обучающим или заботящимся об этом населении.

    Техасская школа для слепых и слабовидящих
    1100 W. 45th St.
    Austin, TX 78756

    Веб-сайт: www.tsbvi.edu

    Центр исследований и образования в области сенсорных нарушений Вирджинии Мюррей Соуэлл

    Центр Вирджинии Мюррей Соуэлл расположен в Педагогическом колледже Техасского технического университета. Он готовит специалистов по нарушениям зрения, ориентации и подвижности, слепоглухоте. Он продвигает качественные исследования для удовлетворения академических и социальных потребностей учащихся школьного возраста с нарушениями зрения и другими сенсорными нарушениями и предоставляет общественные услуги для оказания помощи местным, национальным и международным группам. Центр предлагает программы на получение степени и сертификации по нарушениям зрения (VI), ориентации и подвижности (O&M) и слепоглухоте (DB). Стипендии предлагаются для студентов как по программам получения степени, так и по программам сертификации. Учащихся программы часто можно найти по всему Техасу и приграничным округам, поскольку большинство программ доступны через дистанционное обучение.

    Техасский технический университет, Педагогический колледж
    P.O. Box 41071
    Лаббок, Техас 79409-1071

    Телефон: (806) 742-1997 доб. 233
    Факс: (806) 742-2326
    Интернет: www.educ.ttu.edu/sowell/

    Ссылки

    Американский фонд помощи слепым (n.d.). Статистика и источники для профессионалов. Получено 1 декабря 2007 г. с http://www.afb.org/Section.asp?SectionID=15&DocumentID=1367.

    Хюбнер, К.М., Мерк-Адамс, Б., Страйкер, Д., и Вольф, К. (2004). 904:00 Национальная повестка дня в области образования детей и молодежи с нарушениями зрения, в том числе с множественными нарушениями.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *