Развитие и восстановление мелкой моторики
«Нет неизлечимых заболеваний, есть недостаток знаний…»
(В. И. Вернадский)
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой, для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, от примитивных жестов до очень мелких движений.
Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, и, наконец, работает на том же компьютере, поэтому, от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т.
д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.- Упражнения с мелкими предметами- пазлы, мозаика, бисер, бусины и т. п.
- Массаж кистей и пальцев
- Лепка
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два, научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи, что в своё время и доказал Российский физиолог В.М. Вехтерев. В своих трудах он доказал, что простые движения рук, так же способствуют снятию умственной усталости. Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает человек (ребенок), тем чувствительнее подушечки пальцев. Уровень развития речи и навыков общения напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики рук. Развивать её необходимо в любом возрасте — как малышам, так и взрослым людям!
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.
Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком. Делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник, безымянного пальца — положительно влияете на работу печение и почек. Массируя мизинец, вы помогаете работе сердца. Массаж кистей рук оказывает, как положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, так и стимулирует мыслительные функции и речь.
Конечно, в первую очередь, вышеперечисленное важно для развития малышей, но в век повальной гиподинамии и атрофии мозга, становится актуальным и для взрослых. Для которых даже самое обычное написание текста, особенно перьевыми приборами, чрезвычайно полезно. Стучание по клавиатуре компьютера подобного эффекта, к сожалению, не дает.
Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает угнетением речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи.
Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи это:
- травма при родах;
- перенесенные телесные (соматические) заболевания, продолжительные по времени;
- неблагоприятная речевая среда;
- педагогическая запущенность;
- нехватка внимания, дефицит любви и общения.
В тяжелых случаях речевых нарушений, человек не только не может ясно и четко говорить сам — он плохо воспринимает и усваивает чужую, звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас.
Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у человека возникают серьезные проблемы общения и, как следствие — развитие всевозможных комплексов, препятствующих межличностному общению, раскрытию умственного и творческого потенциала.
Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения — это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов.
«Рука — вытекший наружу мозг!» (Кант)
Одним из самых высоких по эффективности воздействий на рече-двигательную проекцию в нашей голове является рукоделие: бисероплетение, вышивание бисером, просто вышивка, макраме и прочее.
И чем большего количества движений высокой точности от вас требуется — тем лучше. Это не только развивает память и мышление, но и снимает нервное напряжение.
Наиболее частым увлечением мужчин, так же развивающим моторику, является изготовление всевозможных моделей самолетов, танков, парусников, резьба по дереву, ювелирная работа. Взрослым такого рода игры нужны не меньше, чем детям. Так как для глубинного понимания самого себя и своего мироощущения, каждому взрослому необходимо, хоть иногда, возвращаться в детство!
Подробнее остановимся на способе восстановления и развития мелкой моторики и, как следствие, восстановления речи и общения в целом — Вышивании бисером.
Тактильное восприятие кончиками пальцев жёстких, мелких стеклярусов (бисера) в сочетании с необходимостью выполнить точное движение по прикреплению его к тканевой основе (канве), вызывает гиперстимуляцию двигательной проекции мозга. Одновременно концентрируя зрение на мелких деталях рисунка и на ярких цветах бисера, мы восстанавливаем ассоциативные связи с результатом собственной двигательной активности, что в свою очередь приводит к развитию мелкой моторики. Одним из важных способов контроля над течением процесса восстановления системы общения и способом усиления эффективности упражнений по восстановлению мелкой моторики, является вовлечение пациента в разговор или описание им результата действий, визуализации восприятия цветов и картины в целом, перехода к позитивному мировосприятию.
Начинать упражнения необходимо с небольших объектов, с несложной информативностью и не более чем пятью цветами бисера.
Желательно использовать для этого специализированные схемы или наборы с уже нанесённым на канву цветным схемо-рисунком. На этапе описания упражнения или постановки задачи необходимо объяснить, а затем и проконтролировать выполнение первичных правил вышивания:
- бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
- элемент основного рисунка, должен быть в центре вышивки и выделяется отделкой;
- величина бисера должна быть одинакового размера;
- полотно для вышивания должно натягиваться очень плотно, поэтому используются гобеленовые рамы или пяльцы;
- нитки использовать синтетические и армированные, можно пользоваться леской;
- цвет нити должен совпадать с цветом канвы;
- по канве вышивка выполняется рядами;
- длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки;
- число бисера в ряду должно равняться числу клеток в строке схемы.
По мере освоения техники вышивания и речевого описания, необходимо усложнять схемы для вышивания, подбирая варианты с большим числом используемых цветов бисера и нитки и их цветового предпочтения, увеличением размера и сложности композиции.
На этом этапе, необходимо вводить дополнительную мотивацию, посредством описания вышивания бисером как искусства, с глубокими историческими корнями. Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид.
Многие стили и в современной моде не обходятся без бижутерии из бисера. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.
Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности, которые постепенно осваиваются по мере продвижения по методике восстановления мелкой моторики и вербального общения.
Особое внимание необходимо уделить завершению каждого упражнения. На этапе незаконченного вышивания, это поощрительная беседа с подведением промежуточных результатов. А по завершении каждой из работ, это их оформление рамой или багетом и совместное определение её в некую галерею с экспонированием третьим лицам и проведением совместного обсуждения достоинств композиции.
Также, важным моментом, является повышение эргономики приспособлений для вышивания, по мере усложнения упражнения.
Подбор правильного размера пялец и стойки крепления, а также контейнеров для бисера очень значимо, поскольку это позволяет сфокусировать внимание на основном процессе и обеспечивает удобство, а, следовательно, и необходимую длительность выполнения упражнений.
Одним из основных критериев оценки успешности и завершённости выполнения методики можно считать устойчивое проявление у пациента положительного восприятия окружающего мира, включение его в свободное вербальное общение в референтной группе, отсутствие затруднений с визуализацией мысленных образов и их корректного описания.
Автор методического руководства:
Психолог, Малиш А.Е.
Генеральный директор
Психологической консультации
«Свой Выбор»
https://www.b17.ru/article/4607/
Новое современное увлечение браслеты loom bands подходит и для взрослых и детей. Вспомните детство!
Автор КакПросто!
Мелкой моторикой рук называют скоординированную деятельность нервной, мышечной и костной систем для выполнения точных движений кистей и пальцев верхних конечностей. Развивается она с детства, однако, иногда у взрослого человека происходят ее нарушения.
Статьи по теме:
Инструкция
Существуют три основных типа нарушений мелкой моторики рук:- нарушение подачи сигнала на выполнение действия — это может быть следствием органического поражения коры головного мозга, инсульта, черепно-мозговой травмы;— нарушение передачи сигнала как следствие болезни Паркинсона, шейного остеохондроза или постинсультного состояния;
— нарушение приема и выполнения сигнала – причиной тому могут стать ДЦП, ангионевроз или травма верхних конечностей, недостаточное развитие моторики с детства.
Для того чтобы восстановить и развить моторику рук после инсульта, показаны контрастные ванночки и сосудорасширяющие средства, например, инъекции никотиновой кислоты внутримышечно. Если причиной нарушения стал шейный остеохондроз, назначается массаж шейного отдела позвоночника. Во всех случаях очень полезен массаж рук, особенно кистей и пальцев – он помогает скорейшему восстановлению моторики.
После лечения для полной реабилитации потребуются длительные тренировки. Специалисты советуют те же способы, которые применяются для того, чтобы развить моторику рук ребенка. Начинайте с лепки из глины, пластилина, теста. Это очень эффективный способ тренировки, потому что задействованы все пальцы и кисти рук. Важно менять пластичные материалы, чтобы вы научились четко различать их на ощупь.
Для этой же цели выпускаются различные виды кистевых массажеров с гладкой, шероховатой или игольчатой поверхностью. Разминая упругий шершавый массажер в руке, вы одновременно тренируете пальцы и получаете массаж ладоней.
Можно использовать теннисный мячик и цветные резинки для волос: натягивайте резинки на мяч так, чтобы получилось многослойная разноцветная композиция.
Очень хороший способ развития моторики – различные виды рукоделия, например, вязание или бисероплетение. Конечно, они требуют выдержки и терпения, зато и результат будет двойным – здоровые ловкие пальцы и красивое полезное изделие, которое вы изготовили сами.Восстановление и развитие моторики требует времени и терпения, однако ваше здоровье, несомненно, стоит усилий, затраченных на это.Связанная статья
Польза и вред спиннера для здоровья
Источники:
- как взрослому развить мелкую моторику пальцев
Совет полезен?
Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.
Похожие советы
фитнес для пальцев — зарядка для мозга
Пока тренажерные залы закрыты, самое время расширить репертуар домашних зарядок и разминок. Наверное, в мире существует не слишком много гимнастических упражнений, которые не имеют возрастных ограничений. Гимнастика для пальцев – один из таких видов физической нагрузки.
В чем польза гимнастики для пальцев?
Мелкая моторика – это скоординированные действия пальцев и кистей рук. Выполнять мелкие, точные движения у человека получается за счет того, что мозг активно координирует работу разных систем организма: мышечной, нервной, костной, зрительной.
Доказано, что от того, насколько развита мелкая моторика, зависят такие функции мозга, как речь и память. Разминая пальцы, мы стимулируем мозг к ревизии нейронных связей в области коры, что активизирует волевые функции, способность к целенаправленной деятельности.
Попеременная работа правой и левой рукой улучшают связи между двумя полушариями мозга, повышают скорость реакции. Массаж рук и пальцев стимулирует работу внутренних органов и кровообращение во всем теле.
Какие есть упражнения для кистей рук и пальцев?
Как и в любом спорте, в фитнесе для пальцев существует разминка, начальный уровень и уровень продвинутый. Постепенно тренируясь, можно дойти до невероятно ловкого владения своими пальцами и существенно повысить быстроту реакций и память.
1. Самое простое упражнение – можно растирать одну руку о другую, меняя захват так, чтобы сначала левая рука была сверху, потому правая. Выполнение такого упражнения уже за пару минут активизирует кровообращение во всем теле, обостряет внимание и работу мозга. Упражнение можно выполнять как разминку во время длительной работы за компьютером, например.
2. Еще один вариант — подушечками большого пальца вы поочередно нажимаете на все пальцы, начиная с мизинца и до указательного, потом в обратном порядке. Делайте это одновременно двумя руками, постепенно наращивая темп. Это упражнение настраивает оба полушария мозга на согласованную работу.
3. Поочередно надавливаем большим пальцем на основание каждого из пальцев. Делаем одновременно двумя руками.
4. Левой рукой делаем кулак, кисть направлена в нашу сторону, правая рука формирует стрелку, направленную в сторону кулака, ладонь развернута к нам. Дальше меняем руки, кулак делаем из правой руки, а стрелку – из левой. Постепенно увеличиваем скорость.
5. Для массажа всей поверхности ладони можно быстро покатать ребристый карандаш между ладонями, это упражнение оживляет внимание, снимает усталость, активизирует работу мозга.
6. Сжимаем и разжимаем пальцы, но левая рука выбрасывает пальцы веером, растопыренные, а правая при раскрытии делает из ладони стрелку. Потом меняем руки. Важно, чтобы руки выбрасывали пальцы из кулачков разными фигурами. Ладони смотрят на нас. Пробуем и попеременный вариант, чередуя фигуры на руках.
7. Поставьте кисти рук ладонями вверх, соединяя их в районе мизинца и ребер ладони. Сгибайте и разгибайте все пальцы обеих рук последовательно, так, чтобы образовалась волна.
Какие есть системы тренировки пальцев рук и мозга?
1. Американский музыкант и преподаватель музыки Грег Ирвин разработал подробный комплекс фитнеса для пальцев. Интерес к этой теме возник у Грега во время его учебы в музыкальном колледже. Он рассказывает, что развитию физических навыков там уделялось очень мало времени, хотя каждый студент, конечно, очень много занимался на своем инструменте. Но чтобы добиться успехов в музыке, помимо развития обязательных навыков: слухового, интеллектуального и ментального (возможности прекрасно чувствовать гармонию, мелодию и ритм), чрезвычайно важен еще и физический аспект – сила, ловкость и координация рук и пальцев музыканта.
Заинтересовавшись этим, Грег начал добавлять к своим обычным занятиям на инструменте гимнастику для пальцев и кистей рук. И через некоторое время получил очень хорошие результаты.
Упражнения Грега Ирвина развивают силу, быстроту, координацию и независимость кисти и каждого из пальцев. При этом развивается тандем пальцы — мозг, где мозг тренируется не меньше чем руки. Занятия помогают держать руки в хорошей физической форме и являются профилактикой перенапряжений и болезней кистей, что важно для тех, чья работа связана с руками, например, профессиональных музыкантов и хирургов, художников, массажистов. Упражнения очень активно развивают и тренируют самые слабые и плохо развитые мышцы наших рук и пальцев – мышцы-разгибатели.
Система занятий Грега Ирвина включает упражнения от самых простых, разогревающих, до более сложных. Найти записи на YouTube нетрудно, правда, уроки на английском языке, но Грег показывает выполнение упражнений поэтапно и начинает с совсем небольшой скорости.
2. Система Йосиро Цуцуми. Японец Йосиро Цуцуми в детстве был настолько слаб здоровьем, что врачи отмеряли ему срок жизни до 30 лет. Однако Йосиро не сдавался, сам стал врачом, изучал восточные практики и, в конечном счете, разработал оригинальную методику сохранения здоровья пальцевыми упражнениями с прикладным применением системы меридианов и расположенных на них активных точках, разработанной в восточной медицине.
В его системе есть упражнения, которые можно назвать основными. Они направлены на пробуждение в человеке психической и физической энергии, которая помогает быть более устойчивым в стрессовых ситуациях. Упражнения Йосиро Цуцуми соединяют в себе гимнастику для пальцев, массаж ладоней и тыльных сторон рук при помощи орехов или шариков, дыхательную гимнастику. Упражнений много и самых разнообразных, найти их описание легко. Одно из самых эффективных и простых, перекатывание двух орехов или шариков внутри ладони, попеременно подталкивая шарики пальцами.
Поделиться видео </>Фитнес для пальцев — зарядка для мозга.От того, насколько развита мелкая моторика, зависят такие функции мозга, как речь и память. Разминая пальцы, мы стимулируем мозг к ревизии нейронных связей в области коры, что активизирует волевые функции, способность к целенаправленной деятельности
Как быстро и просто развить мелкую моторику
Большинство малышей — большие любители всё хватать, пробовать на ощупь, мять или рвать. Многие родители пытаются избавить ребенка от этих привычек, а зря. Переведите стремление детей действовать руками во благо.
В процессе действий пальцами начинается активная работа речевых центров головного мозга ребенка. Не ограничивайте малыша. Подготовьте предметы, которые не жалко, пусть ребенок с наслаждением их мнет и рвет. Чем мельче в итоге получаются кусочки, тем лучше.
Играть можно с разными предметами. Прекрасно способствуют формированию мелкой моторики занятия с крупами, бусинами, монетами. Проводить подобные игры можно с детьми старше трех лет и только под присмотром взрослых. Для малышей производители уже придумали массу специальных мягких игрушек, которые наполнены внутри мелкими шариками.
Детский пластилин — отличное средство для развития мелкой моторики. Отдавайте предпочтение массе для лепки, которая сделана из безопасных материалов, легко разминается и не засыхает. Предложите ребенку слепить любимую игрушку, животное, сказочного персонажа. Малыши могут просто разминать пластилин в руках, любые действия пальчиками с усилием помогают формировать речь.
Рисование должно быть необычным. Попробуйте вместе нарисовать картину не обычной кистью, а пальцами. Этот способ под силу даже самым маленьким. Удивительно, но рисунки получаются ничуть не хуже. А пользы от подобного рисования намного больше.
Приобретите готовые игрушки, оснащенные шнурками для вдевания и крупными пуговицами. Тренируясь застегивать, расстегивать, попадать пуговицей в петлю или шнурком в дырочку ребенок незаметно для себя тренирует ручные умения. В игровой форме малыш приобретает необходимые навыки, а мама — немного свободного времени.
Дети очень любят собирать шишки, каштаны, желуди. Отправляясь осенью на природу, не забудьте набрать много лесных даров. Дома обязательно просушите весь собранный материал, сложите в нарядную коробку и поставьте в детской. Вы укивитесь, но из простых вещей малыш может придумать множество разных поделок. Даже простое перекладывание лесных «сокровищ» с места на место имеет большое значение.
Для развития мелкой моторики вовсе не обязательно покупать специальные пособия, которые стоят недешево. Подручные материалы, используемые правильно, дают такой же эффект. Включите фантазию, покажите малышу, как взаимодействовать с предметами вокруг. Ваше желание и его любознательность гарантируют успех будущего развития ребенка.
То, что нужно развивать мелкую моторику у детей знают практически все родители. Но не все понимают, зачем, насколько это важно и как это делать. Рассмотрим все важнейшие аспекты в развитии сенсомоторики.
Определение понятия
Моторика — двигательная активность. Мелкая моторика — взаимокоординация работы мышечной, нервной и костной систем. В тандеме со зрительной системой — точечные движения кистью, пальцами. Это ключевая сторона двигательной сферы, непосредственно связанной с развитием речи, мозговой деятельности, овладением предметными действиями.
Важность навыка!
Развитие мелкой моторики рук у детей — первый ключевой этап в формировании умственных способностей, точных, координированных движений. Развитие речи, ловкости, интеллекта зависит именно от того, насколько высок уровень данного навыка. Она тесно и неразрывно связана со зрением, нервной системой, памятью, вниманием, речью, восприятием. Ее стимуляция позволяет активизировать процессы практически всех участков головного мозга, тем самым ускоряя передачи нервного импульса, улучшая кровообращение и питание тканей.
В результате развивается координация (оптико-пространственное восприятие ), речь, внимание, мышление, воображение, наблюдательность, двигательная и зрительная память.
Речь и пальчики взаимосвязаны!
Развитие мелкой моторики у детей — важнейший этап, определяющий насколько быстро и правильно будет происходить формирование речевых навыков. Дело в ом, что центры головного мозга, отвечающие за речь и движение пальцев расположены в непосредственной близости друг к другу. В ходе проведения электрофизиологических исследований, учеными разных стран было установлено, что, когда ребенком выполняются ритмичные движения пальцев, резко активизируется деятельность определенных отделов мозга — двигательной речевой зоны, сенсорной (височной), то есть, под влиянием импульсов, идущих от пальцев, формируются речевые области.
Лепка — отличное упражнение для развития у ребенка навыков мелкой моторики.От родителей требуется не только окружить ребенка вниманием, заботой, обеспечить всем необходимым для счастливого детства, но и принимать активное участие во всех процессах его развития.
Первым и главным шагом является формирование высокого уровня мелкой моторики. Она развивается уже с рождения, первоначально кроха учится управлять своими ручками, выполняет простые жесты, например, захват погремушки всей ладонью. Затем он учится управлять пальчиками, берет игрушку указательным и большим пальцами. Сначала движения неловкие и негармоничные. Стимулирование этого навыка — процесс постепенный и индивидуальный, у каждого он протекает по-разному. Но, если он не активен, то затормозится развитие речи, координации, ловкости, памяти, внимания, интеллекта.
С какого возраста следует заняться развитием мелкой моторики?
Специалисты настоятельно рекомендуют развивать эту способность уже с 3-4 месяцев, когда малыш способен держать в ручках предметы разных форм, фактур. Активной тренировке пальцы поддаются уже на 8 месяце, в этот период нужно приступать к более основательным занятиям.
Наиболее распространенные упражнения и игры
Пальчиковая гимнастика
Наиболее эффективные упражнения сенсомоторного развития у малышей от 5 месяцев до 1,5 года, те, которые протекают в увлекательной и интересной для его возраста форме.
- Пальчики здороваются — поочередно каждый пальчик дотрагивается до своего собрата напротив.
- Отлично работает веселая и всем известная игра-массаж «Сорока ворона кашу варила», а также игра «Ладушки».
- Игра на пианино — пальчики хаотично приподнимаем от поверхности поочередно или все вместе.
- Рисуем круги и восьмерки в воздухе каждым пальцем.
- Разрывание бумаги (подходит деткам с 7 месяцев). Дайте малышу два листа цветной бумаги, он с удовольствием их осмотрит, ощупает, начнет мять и разрывать.
40 игр для развития мелкой моторики.
Для деток постарше
- Перелистывание страниц книжки с картинками.
- Бусы — перебирать мелкие предметы очень полезно. Наденьте на себя бусы с различного размера бусинами, ему очень понравиться перебирать их пальчиками.
- Игры вкладыши (мисочки, пирамидки и т.п.) Их можно вкладывать друг в друга, строить башенки. Эта игра очень интересна малышам и формирует понятие о размере предметов.
Для детей от 3-ех лет
Игры с мелкими предметами (бусины, пуговицы, камешки, крупа)
Такие игры проводятся только под наблюдением взрослых. Они оказывают всестороннее действие — развивающее, успокаивающее, тонизирующее, оздоравливающее. Отлично развивают моторику и тактильные ощущения. Насыпьте в мисочку любую крупу и дайте её ребенку. Он с удовольствием будет ее трогать, просыпать сквозь пальцы.
Предложите разделить заранее смешанные фасоль и горох, или же искать камушки в крупе. Задайте задачу нарисовать на белом картоне крупой солнышко или любой другой несложный рисунок. Хорошо работают для развития моторики упражнения с пинцетом или щипцами. Покажите как с помощью такого инструмента можно перекладывать предметы и попросите его переложить в бутылку с узким горлышком горошинки, камушки или бусинки.
Специальные игры для развития мелкой моторики.Очень полезно и интересно для детей нанизывать бусинки/ пуговицы на нитку, причем это можно делать не только в произвольной форме, но и усложнить задачу, предложив определенную последовательность нанизывания. Не забывайте про игры с мозаикой.
Пальчиковые игры — эффективный способ для развития мелкой моторики
Они представляют инсценировку каких-либо историй, сказок. Вы можете разрисовать крышечки от бутылок, надевать на пальчики легкие кубики с отверстием или купить специальные пальчиковые куклы. В такие игры детям интересно играть от года и до младшего школьного возраста. Пальчиковые игры подразумевают использование обеих рук. Для получения наибольшего результата, эти упражнения необходимо выстраивать так, чтобы в кистях рук постоянно менялись напряжение и расслабление, сжимание и разжимание.
Завинчивание, застегивание, расстегивание
Завинчивание и раскручивание крышек любых сосудов (лучше разных по форме, размеру) отлично развивает ловкость пальчиков. Застегивание / расстегивание пуговиц, молний, шнуровка — развивает моторику, концентрацию и приучает к самостоятельности. Поэтому обязательно просите ребенка включатся в процесс одевания.
Специальный плакат-игрушка для детей, его можно сделать своими руками.Лепка развивает моторику и воображение
Здесь важно работать с разными материалами: пластилин, глина, пластичное тесто. Причем процесс лепки должен каждый раз проходить в новой форме. Например, пластилином можно не только что-то лепить, но и оклеивать им бутылки, тем самым придавая новую форму какого-то предмета (кувшина, вазы и т.п.). Выкладывать на картоне пластилиновыми шариками, полосками, конкретно заданный рисунок.
Из глины полезно и увлекательно делать отпечатки ладони, пальцев, фигурок, сложенных из пальцев или выполнять отпечатки посторонних предметов. Лепка очень увлекательна для детей любого возраста и не ограничивает в фантазиях.
Используйте игры с песком
Они помогают не только в развитии сенсомоторики, но и в раскрытии творческого потенциала, а также успокаивают нервную систему. Можно рисовать на ровном песке пальчиком различные фигуры, прятать в него много мелких игрушек и находить, можно задавать задачи насыпания определенного количества горочек песка и т.п.
Игры с песком или мелкой крупой — отлично развивают у детей мелкую моторику.Развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста — вырезание, рисование, конструирование, пазлы
На развитие мелкой моторики невероятно благотворно влияет вырезание ножницами различных фигур. Сначала нужно начинать с простых задач — предлагать вырезать фигуры с прямыми линиями. Затем усложнять задания — вырезаем силуэты, снежинки, сложные фигуры. На занятиях рисованием следует задействовать как можно больше разных техник — рисование по точкам, штриховка, дорисовывание части рисунка, обводка по контуру, рисование определенного элемента не отрывая руки.
Пазлы и конструкторы — эффективнейший способ развития мелкой моторики, воображения, логики, памяти, выработка такого качества, как усидчивость и аккуратность. Для малышей отлично подходят мягкие объемные пазлы, для детей по-старше наборы с составлением определенных картин, композиций. Современная игрушечная индустрия предлагает множество вариантов для упрощения родителям задачи в процессе формирования важнейших способностей ребенка.
Детские руки — инструмент тонкий, настраивается он долго, тут важно систематически заниматься практически с рождения и до младшего школьного возраста. Сегодня отмечается достаточно печальная тенденция — у 65% городских детей отмечается общее моторное отставание. Большинство деток в возрасте 5 лет не могут самостоятельно даже завязывать шнурки. В следствии плохо развитого данного навыка, около 35% детей дошкольного возраста не готовы к школе, что уже в 1 классе для них оборачивается сильнейшей форсированной нагрузкой.
Чтобы исключить подобные проблемы, от родителей требуется участие и терпение.
Ведь наблюдать как развивается и растет ребенок, принимать в этом участие — это такое счастье!
Как развить мелкую моторику рук у дошкольников
Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.
Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.
Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:
1.Массаж ладошек Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2.Ладушки Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
3.Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
4.Крупа
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
5.Баночкискрупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
6.Рисованиенапеске
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
7.Горошины
Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится
8.Завинчиваниекрышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
9.Застегивание,расстегиваниеишнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
10.Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
11.Рисованиеираскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
12.Собираниемозаикипаззлов
Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.
13.Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.
Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
Упражнения для развития мелкой моторики у детей
Мелкая и крупная моторика во многом влияет на развитие детей младшего возраста. Хотя оба эти навыка связаны с движением, у них есть различия. Мелкая моторика касается небольших групп мышц рук: пальцев и запястий ребенка. Крупная — наоборот больших, таких как руки и ноги, что позволяет малышам сидеть, переворачиваться, ползать и ходить.
Оба вида двигательных навыков обеспечивают дальнейшую самостоятельность ребенка. Мелкая моторика особенно важна, потому что позволяет детям выполнять задачи по уходу за собой без посторонней помощи, например:
чистить зубы;
есть, используя столовые приборы;
рисовать или писать;
одеваться.
Всё индивидуально: одни учатся трясти погремушкой в 3 месяца, в то время как другие в том же возрасте смогут сделать подобные действия только месяц спустя. Это абсолютно нормально.
Дети и развивают мелкую и крупную моторику в собственном темпе. Некоторые раньше, чем другие, и это не повод для беспокойства. Обычно эти навыки приобретаются уже в возрасте 1-2 месяцев.
Мелкая моторика у детей: этапы
Ниже приведена краткая хронология этапов развития мелкой моторики у младенцев и детей младшего возраста:
От 0 до 3 месяцев
От 3 до 6 месяцев
держат руки вместе;
перемещают игрушки с одной стороны на другую;
держат и трясут игрушки, используя обе руки;
От 6 до 9 месяцев
начинают хватать предметы полностью кистью, притягивая их к себе;
сдавливают, сжимают вещи и игрушки;
пальцы рук касаются друг друга;
могут схватить игрушку обеими руками;
используют указательный палец, чтобы прикоснуться к вещам;
хлопают ладонями;
От 9 до 12 месяцев
едят, помогая себе руками;
захватывают мелкие предметы большим и указательным пальцами;
ударяют предметы друг о друга;
держат игрушку одной рукой;
От 12 месяцев до 2 лет
рисуют на бумаге;
едят с помощью вилки и ложки;
перелистывают по одной странице книги за раз;
держат мелки или фломастеры кончиками пальцев и большим пальцем;
От 2 до 3 лет
поворачивает дверную ручку;
моют руки;
правильно используют ложку и вилку;
застегивают и расстегивают молнии на одежде;
могут открутить крышку с горлышка бутылки и закрутить ее;
нанизывают крупные бусинки на нить;
От 3 до 4 лет
застегивают и расстегивают пуговицы и кнопки на одежде;
используют ножницы для вырезания фигур из бумаги;
обводят фигуры по точкам/ трафаретам.
Упражнения для мелкой моторики детей дошкольного возраста
Мелкая моторика развивается естественным образом по мере того, как ребенок получает возможность контролировать и координировать свое тело. Данный навык тесно связан с языком и речевыми способностями детей. Всё индивидуально: одни учатся трясти погремушкой в 3 месяца, в то время как другие в том же возрасте смогут сделать подобные действия только месяц спустя. Это абсолютно нормально.
Не волнуйтесь, если у вашего ребенка подобные процессы происходят не так быстро. Помните, что он ещё растет, и через несколько недель или месяцев уже наберется сил для приобретения новых навыков.
Включая игры-упражнения в повседневную жизнь ребенка, вы помогаете ему познавать мир. Вот некоторые виды деятельности, которые вы можете выполнять вместе со своим ребенком:
Позволяйте детям помогать вам в приготовлении пищи, например, в перемешивании, смешивании или заливке ингредиентов.
Собирайте пазлы всей семьей.
Играйте в настольные игры, в которых используются кости.
Рисуйте краской без кисточек, используя пальцы рук.
Предлагайте детям накрыть стол.
Научите детей самостоятельно наливать себе напитки.
Работайте с пластилином или глиной: лепите фигурки руками и используя формочки.
Покажите ребенку, как пользоваться дыроколом.
Поместите предметы в контейнер и попросите ребенка достать их пинцетом.
Хотя мелкая моторика развивается с разной скоростью, задержки могут быть признаком нарушения координации. Такие проблемы затрагивают 5-6% детей школьного возраста. Вот как это проявляется:
предметы выпадывают из рук;
дети не могут самостоятельно завязать ботинки;
им трудно держать ложку или зубную щетку;
не получается писать, раскрашивать или использовать ножницы.
Некоторые задержки в развитии мелкой моторики не обнаруживаются до тех пор, пока ребенок не станет старше.
от 0 до 2 «Я ДОСТУПАЮ!» Карла Пул
Шестимесячная Габи булькает, когда она лежит на животе и пинает ее ноги. Ее учитель садится на коврик и предлагает ей интересную игрушку. Габи поднимает руки и поднимает голову, чтобы на нее хорошо посмотреть. Доблестно перенеся свой вес на одну руку, Габи тянется к игрушке и удерживает ее несколько мгновений. Но к ее удивлению, она теряет равновесие и перекатывается на спину.Быстро восстанавливая самообладание, Габи думает: «Ух, у меня все еще есть игрушка!»
Много времени, проводимого с ребенком, лежащим на спине или животе, помогает ей развить координацию, равновесие и мышечную силу в первые месяцы. И после многих недель сосредоточенной концентрации и практики ребенок сможет достать и схватить предметы, удержать вес тела на руках и перевернуться.
Двигайся!
Локомоция входит в жизнь ребенка, когда она начинает поворачиваться на животике и ползать, вытягивая себя вперед руками.Ребенок больше не зависит от других, чтобы изменить свое местоположение или положение. Она может делать выбор в своих исследованиях и двигаться к объекту, который ее интересует. Она также может общаться, двигаясь к вещам, которые она хочет или нуждается.
Сидеть и достигать
Восьмимесячная Лола сидит на ковре, разглядывая красочную игрушку, находящуюся вне ее досягаемости. Она наклоняется, поднимает погремушку и радостно трясет! Мышцы спины Лолы достаточно развиты, чтобы она могла стабильно сидеть.Теперь она может переместить свой вес, протянуть руку по всему телу и схватить предмет. Вскоре она подтолкнет себя вперед на свои руки и колени.
крейсерская и стоянка
Годовалый Скайлар сидит на ковре, когда он усердно раздвигает поп-бусы. Он видит своего друга, обнимающегося на диване с учителем. Желая присоединиться к веселью, он схватился за диван, поднялся на ноги и отправился в круиз по краю, направляясь к своим друзьям. Когда он начинает стоять без поддержки, сила и контроль в спине и мышцах ног увеличиваются.Затем он толкнет маленький деревянный стул или прочную игрушку через комнату. И, наконец, он сделает свои первые шаги.
Ходьба — это мощно!
Это такой драматический сдвиг, когда малыш начинает ходить самостоятельно. Он идет под мелодию своего собственного барабанщика, быстро перемещаясь от объекта к объекту, стремясь исследовать мир! Тем не менее, он также должен знать, что заботливый взрослый находится поблизости, чтобы обеспечить поддержку и безопасность.
A Благоприятная среда
Физическая среда играет ключевую роль.Должны быть открытые пространства, чтобы младенцы могли катиться, а ранние ходоки могли переключаться, не натыкаясь на вещи. Три или четыре ступеньки с ковровым покрытием и короткий уклон помогают им понять пространственные отношения и как двигаться вверх и вниз. Прочное кресло с подлокотниками помогает малышу научиться входить и выходить из сидячего положения.
Что вы можете сделать
- Играй в погоню за движением.
- Обеспечить мягкую музыку, чтобы поощрить слушание и движение.
- Пройдите полосы препятствий для малышей с подушками или корзинами, по которым ребенок должен ходить.
с 3 по 4 «СМОТРЕТЬ МЕНЯ!» Сьюзен А. Миллер, ред.
Стив и Тодд, 4 года и лучшие друзья, с энтузиазмом берут футбольный мяч, а затем быстро устанавливают два оранжевых конуса, чтобы создать цель для своей игры. Сначала они по очереди бегают быстро и отбивают мяч вперед по направлению к цели. Затем они практикуют, останавливая мяч ногами и пропуская его назад и вперед, прежде чем снова стремиться к цели.Они громко приветствуют всякий раз, когда они «забивают!» После просмотра игры старших мальчиков 3-летняя Натали тоже решает попробовать футбол. Она с радостью пинает мяч в общем направлении конусов, смеется и прыгает вокруг шара, когда он останавливается!
нацелены на навыки
Дошкольники любят использовать притворную игру, чтобы имитировать спортивные занятия своих старших братьев и сестер или игроков, которых они видят по телевизору. Такая игра усиливает их новые навыки, и вполне естественно, что 4-летние дети, такие как Стив и Тодд, которые могут быстро бегать, быстро останавливаться и легко преодолевать препятствия, например, тренируются с футбольным мячом.Им нравятся игры, которые требуют быстрых двигательных реакций. Постоянно находясь в движении, эти же мальчики позже будут отклонять свои «супер хромированные машины» или трехколесные велосипеды. Используя мышцы рук для управления, они с большой уверенностью маневрируют поворотами и поворотами, умело избегая встречных «пришельцев». В частности, четырехлетние мальчики любят участвовать в смелых, энергичных мероприятиях на свежем воздухе со своими друзьями.
Развитие навыков мелкой моторики
Необходимо соблюдать осторожность, чтобы не утомлять и не мешать 3-летним детям выполнять действия, требующие слишком концентрированной координации рук и глаз.Однако по мере развития их мелкой моторики они смогут выполнять более широкий спектр физических манипуляций, таких как удерживание карандаша между двумя пальцами и большим пальцем (так, как это делает взрослый), при рисовании круговых фигур, крестов и этапы более сложных дизайнов на крупной бумаге. У мольберта 3-летние дети могут по-прежнему хотеть покрыть весь лист бумаги большими мазками, но их улучшенная координация рук и глаз помогает им видеть и оставаться в пределах бумаги.
Тройки очень любят поглаживать, брызгать, сжимать и лепить из теста и влажного песка для развлечения или создания простых вещей, таких как грязные пироги и спагетти.Трехлетний Робби, активно участвующий в процессе строительства из цветных манипулятивных материалов, демонстрирует, насколько умело он может поднимать и отпускать мелкие предметы с помощью хорошо развитого захвата. Он взволнованно сообщает о своих действиях: «Помогите! Голубой рейнджер [маленькая фигурка] падает в вонючий дом (построенное им здание Лего). Пойдем! Я должен забрать спящего Красного рейнджера с его кровати [Лего]». »
Смешивание СМИ
Четверки также используют свои мелкие моторики и улучшают координацию рук и глаз в центрах искусства и письма.Теперь они могут резать линии ножницами. Дженни нравится вырезать простую, узнаваемую картину, которую она нарисовала из себя, и снова собирать ее, как будто она была загадкой. Многие четверки проявляют интерес к использованию маркеров, поскольку они пытаются печатать цифры и буквы большими буквами. Часто они используют различные манипулятивные средства (рисование пальцами, мелки), чтобы самопроизвольно нарисовать что-то, что на самом деле может оказаться чем-то другим! (Четырехлетний Джош с большим удовольствием использует свои тонкие моторные навыки, чтобы натягивать разноцветные бусы в порядке, показанном в образце, чтобы он мог создать «звуковое ожерелье», которое можно носить со своими друзьями.)
Что вы можете сделать
Заставь детей двигаться! Постройте движение в рутине в течение дня. Спойте песни-экшн, чтобы облегчить переход. Собирайте и переносите блоки во время уборки. Энергично вымойте столы с мыльными губками до и после перекусов.
Предлагаем широкий ассортимент мототехники. Чтобы заинтересовать детей, используйте различные предметы для укрепления больших мышц рук (парашюты для движения по воздуху, мешки с бобами, чтобы подбрасывать, альпинисты для подтягивания) или для совершенствования грубых движений ног (качания, качания, большие удары, трик самокаты, чтобы подтолкнуть).
Адаптировать материалы. Предложите предметы, подходящие для разных уровней квалификации, чтобы дети чувствовали себя сложными, но не расстроенными. Посмотрите на детскую мотивацию и настойчивость к физической активности. Например, чтобы улучшить навыки обращения с мячом, предоставьте корзину с шарами для детей — большой резиновый мяч, футбольный мяч Nerf, пушистый мяч с помпоном, легкие мячи для пинг-понга.
с 5 по 6 «Я МОГУ ПИЩУ ЭТО ДАЛЕЕ! Эллен Бут Церковь
Мисс Маклафлин быстро просматривает классную комнату детского сада и улыбается.Сьерра радостно пишет в своем дневнике, Джон и Ализ тщательно балансируют блок на вершине их высокой башни, Бен печатает на компьютере, а небольшая группа практикует классные позы йоги в тихом районе. Какая разница в годе, когда дело доходит до новых физических навыков!
Быстрый просмотр вашей группы покажет, насколько дети выросли и изменились в этом году. Помните тех малышей, которые проходили через дверь детского сада прошлой осенью? Все они выросли в размерах и навыках, и теперь большинство из них готовы к первому классу.Трудно поверить, сколько им нужно помощи в таких простых вещах, как одевание в начале года, и насколько они независимы и способны писать буквы и слова сейчас! Развитие физических навыков, которые используют как маленькие, так и большие мышцы в детском саду, представляет собой один из самых больших всплесков роста в первые годы. Дети переходят от очень простых физических способностей к очень сложным за один год. Научиться щёлкать пальцами или качать рукой по рукам обезьяны — огромное достижение, учитывая, что в начале года они не могли застегнуть или связать, и им было трудно подниматься по лестнице.
От дошкольной до большой школы
Когда дело доходит до развития крупных мышц, детсадовцы могут даже выглядеть иначе в этот момент года. Дети, как правило, растягиваются в размерах, двигаясь со зрелой стойкой и походкой. Более широкие (и более уверенные) шаги ребенка, который готовится перейти в «большую школу», заменяют маленькие шаги ранних лет. С точки зрения развития, большинство детских садов теперь могут пропускать, ловить и бросать мяч, прыгать и балансировать на одной ноге, ездить на маленьком велосипеде и спускаться по лестнице, чередуя ноги.Их уверенность в своих физических навыках заставляет 5- и 6-летних детей интересоваться играми, такими как классики и прыжки со скакалкой, и такими видами спорта, как футбол и плавание. На этой стадии дети часто интересуются танцами. Это хорошее время, чтобы познакомить детей с этими неконкурентными физическими нагрузками, которые в идеале являются стимулирующими и поддерживающими. Сейчас настало время отпраздновать, что дети могут делать со своим телом в заботливой среде в школе и дома.
Как заработать мозг
Недавние исследования мозга показывают, что тренировка групп с большими мышцами полезна для мозга.Активные виды спорта и игры насыщают кислородом кровь и питают мозг. Дети, которые самостоятельно размахивают руками и скрещивают их с одной стороны на другую, фактически балансируют правую и левую стороны мозга. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что эта активизация оказывает сильное влияние на способность ребенка к обучению.
Маленький большой
На данном этапе развития улучшение и овладение навыками для мышц с малыми мышцами оказывает большое влияние на успехи детей в школе.Многие из задач, которые предстоит выполнить в первом классе (и за его пределами), требуют одинаковых навыков для маленьких мышц. По мере того, как дети выходят из более практичной среды детского сада в мир карандашей и бумаги, они должны уметь держать письменные принадлежности, а также резать, рисовать и писать. К счастью, все замечательные практические опыты, которые вы дали детям, прекрасно подготовили их к этим задачам.
Написать прочь!
Большинство детских садов пишут большинство писем и несколько слов к маю.Они могут копировать, рисовать основные формы и получать удовольствие от рисования автопортретов с растущим количеством деталей и фона. Они также выбрали свою левую или правую руку в качестве доминирующей. Эти способности помогают детям не только учиться писать, но и читать и думать. Исследования показывают, что движения мелких мышц создают синаптические связи в мозге.
Поддержка целого ребенка
Как вы хорошо знаете, большой шаг от детского сада до первого класса занимает гораздо больше, чем физическая готовность.У некоторых детей могут быть как большие, так и маленькие мышцы, но они эмоционально или когнитивно не готовы. Это весь ребенок, который проходит через эту дверь в первый класс. Наша задача — помочь родителям понять, что их новоиспеченный «большой ребенок» должен быть «большим» на всех уровнях, чтобы преуспеть в первом классе.
Что вы можете сделать
- Пригласите семьи принять участие в играх и мероприятиях, которые демонстрируют, насколько выросли дети.
- Создайте учебник для детей с автопортретами и размышлениями о том, как они выросли в этом году.
- Сфотографируйте детей, участвующих в физических нагрузках, и создайте «Я могу это сделать!» доска объявлений.
Развитие детей в раннем возрасте включает приобретение мелкой и грубой моторики. Хотя оба эти навыка связаны с движением, у них есть различия:
- навыки мелкой моторики включают движение небольших групп мышц в руках, пальцах и запястьях вашего ребенка.
- Валовые моторные навыки включают в себя движение более крупных групп мышц, таких как руки и ноги. Именно эти большие группы мышц позволяют детям сидеть, переворачиваться, ползать и ходить.
Оба типа моторных навыков позволяют детям стать более независимыми. Тем не менее, мелкая моторика особенно важна, потому что умение использовать меньшие мышцы рук позволяет детям выполнять задачи по уходу за собой без посторонней помощи. Это включает в себя:
- чистят зубы
- едят
- пишут
- одеваются
Младенцы и малыши развивают мелкую и грубую моторику в своем собственном темпе. Некоторые дети развивают некоторые навыки раньше, чем другие, и это совершенно нормально.Дети обычно начинают приобретать эти навыки в возрасте 1 или 2 месяцев и продолжают учиться дополнительным навыкам в дошкольной и начальной начальной школе.
Наиболее важные мелкие моторики, которые необходимо развивать детям, включают в себя следующее:
- Пальмарные арки позволяют ладоням изгибаться внутрь. Их укрепление помогает координировать движение пальцев, которое необходимо для письма, расстегивания одежды и захвата.
- Стабильность запястья развивается к началу школьных лет.Это позволяет детям двигать пальцами с силой и контролем.
- Квалифицированная сторона руки — это использование большого, указательного и других пальцев для точного захвата.
- Внутреннее развитие мышц кисти — это способность выполнять небольшие движения рукой, где кончик большого, указательного и среднего пальцев соприкасается.
- Двусторонние навыки рук позволяют координировать обе руки одновременно.
- Ножничные навыки развиваются к 4 годам и учат силе рук и координации рук и глаз.
Вот краткий график мелкой моторики для детей и малышей:
от 0 до 3 месяцев
- кладет руки в рот
- рук становятся более расслабленными
От 3 до 6 месяцев
- держат руки вместе
- перемещает игрушку из одной руки в другую
- держит и встряхивает игрушку обеими руками
От 6 до 9 месяцев
- начинает хватать вещи, «сгребая» рукой
- сжимает предмет своими руками
- соприкасаются пальцами
- хватает игрушку обеими руками
- касается рук указательным пальцем
- хлопает руками
от 9 до 12 месяцев
- кормит себя пальцами пищи
- хватает маленькие предметы большим и указательным пальцами
- стучит воедино
- держит игрушку одной рукой
12 месяцев до 2 лет
- строит блок тобе r
- каракули на бумаге
- ест ложкой
- переворачивает одну страницу книги за раз
- держит карандаш кончиками пальцев и большого пальца (клещи)
от 2 до 3 лет
- витков дверной ручки
- моет руки
- использует ложку и вилку правильно
- молнии и расстегивает молнию одежду
- расставляет крышки и снимает крышки с канистр
- струны бусин на пряже
от 3 до 4 лет
- расстегивает пуговицы и кнопки одежда
- использует ножницы для вырезать бумагу
- следы фигур на бумаге
Тонкая моторика развивается естественным образом, когда ваш ребенок приобретает способность контролировать и координировать свое тело.Имейте в виду, что некоторые дети могут развить мелкую моторику раньше и иметь лучшую координацию, чем другие.
Один ребенок может научиться трясти погремушкой за 3 месяца, тогда как ребенок того же возраста может не трясти погремушкой только через месяц. Это абсолютно нормально.
Не беспокойтесь, если ваш ребенок развивается не так быстро, как ребенок того же возраста. Помните, тело вашего ребенка все еще растет. Через несколько недель или месяцев они могут нарастить достаточную мышечную силу в руках, чтобы приобрести новые мелкие моторики.
Включение веселых занятий в повседневную жизнь вашего ребенка может помочь улучшить его мелкую моторику. Способность учиться и практиковать мелкую моторику в раннем возрасте может помочь им в учебе, в обществе и в личной жизни.
Вот некоторые действия, которые вы и ваш ребенок можете выполнять вместе:
- Позвольте вашему ребенку помочь в приготовлении пищи, например, помешивая, смешивая или разливая ингредиенты.
- Соберите головоломку всей семьей.
- Играть в настольные игры, которые включают в себя бросать кости.
- Пальцевая краска вместе.
- Пусть ваш ребенок накрыт на обеденный стол.
- Научите своего ребенка, как наливать свои напитки.
- Пусть ваш ребенок раскатает и выровняет глину своими руками, а затем использует формочку для печенья, чтобы сделать вырезы.
- Покажите своему ребенку, как использовать перфоратор.
- Практика размещения резиновых лент вокруг банки.
- Поместите предметы в контейнер и попросите ребенка удалить их пинцетом.
Несмотря на то, что мелкая моторика развивается с разной скоростью, обратитесь к педиатру вашего ребенка, если он борется с этими навыками или грубыми моторными навыками.Задержки могут быть признаком нарушения координации развития. Это затрагивает приблизительно 5 — 6 процентов детей школьного возраста.
Признаки проблемы с мелкой моторикой включают в себя:
- выбрасываемых предметов
- не в состоянии связать обувь
- сложность с ложкой или зубной щеткой
- проблемы с письмом, окрашиванием или использованием ножниц
Некоторые задержки с мелкой моторикой возникают. не обнаружено, пока ребенок не станет старше. Раннее выявление задержки может гарантировать, что ваш ребенок получит помощь, необходимую для развития его навыков и роста.
Педиатр вашего ребенка может диагностировать нарушение координации, если у вашего ребенка:
- мелкой моторики ниже ожидаемого для их возраста
- слабой мелкой моторики, что затрудняет выполнение повседневных задач в школе и дома
- задержки развития двигательные навыки, которые начались в раннем возрасте
Вашему ребенку может потребоваться работать один на один с профессиональным терапевтом, чтобы изучить методы, улучшающие координацию в небольших группах мышц.
Тонкие моторные навыки необходимы для жизни и обучения. Если у вашего ребенка возникают трудности с повседневными делами или вы чувствуете, что ваш ребенок испытывает трудности с этими навыками, обсудите возможность задержки развития со своим врачом.
Благодаря ранней диагностике, домашним занятиям и помощи профессионального терапевта вы можете помочь своему ребенку преуспеть и достичь вех в развитии.
Мероприятия по развитию брутто моторных навыков
Ваш ребенок начинает проходить различные стадии развития со дня зачатия.
Первое, что будет развивать ваш малыш — это нервная система.Это время, когда мозг, спинной мозг и нервы начинают расти и соединяться.
Следующая часть развития — это маленькое сердце ребенка, за которым следуют лицо, конечности, а затем половые органы. К концу десятой недели беременности у вашего ребенка будут развиваться мышцы и движения.
Все это причины, по которым вам важно заботиться о себе во время беременности; Здоровая диета, дородовые витамины и визиты к врачу — это лишь некоторые из вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь росту и развитию вашего ребенка.
Как бы глупо это ни казалось, вы должны читать ребенку, пока вы беременны. Вы можете не осознавать этого, но ваш ребенок начинает общаться с вами и знакомится с вашим голосом, прежде чем встретиться лицом к лицу.
Все это только начало роста и развития вашего ребенка. Как только ваш ребенок прибудет, он / она будет зависеть от вас во всем; чистая одежда, свежие подгузники, любовь и обучение.
С рождения до 3-х лет мозг ребенка продолжает расти и выстраивать многочисленные связи и пути, поэтому по этой причине важно установить хорошую рутину, которая включает в себя повторение и действия для роста общих двигательных навыков вашего ребенка развитие.
Валовые моторные навыки
Валовые моторные навыки — это развитие более сильных мышц в теле вашего ребенка.
Вы видели шаткую голову новорожденного, которая надеется на вашу поддержку. Это потому, что, когда дети рождаются, им еще предстоит врасти во все мышцы. Им требуется время, чтобы окрепнуть, и поэтому ребенок проходит различные стадии развития.
Первое достижение, которое они сделают с ростом мышц, это их голова.Вы заметите, что после первого месяца жизни ребенка он / она приобретет более сильные мышцы шеи, и в конечном итоге сможет самостоятельно контролировать свою голову без вашей помощи.
В течение следующих нескольких месяцев своей жизни они начнут более свободно двигаться, тренируя свои руки и ноги. В конце концов, они начнут немного катиться на бок, постепенно увеличивая свою силу, пока не закончат кататься на животике. Однако в то время они, вероятно, будут полагаться на вас, чтобы отбросить их назад, потому что это была большая работа, чтобы просто зайти так далеко, и, скорее всего, у них не будет достаточно сил, чтобы вернуться туда, откуда они начали.
Как только ваш ребенок сможет свободно катиться спереди назад, следующий этап будет в положении сидя, и ему снова понадобится ваша помощь во время этого процесса. Какое-то время они будут зависеть от вас, чтобы вы прислонили их к себе, подушке или другому месту, которое полностью поддержит их. За это время вы должны заметить, насколько наблюдателен ваш ребенок. Вы можете только думать, что они понятия не имеют, что происходит вокруг них, но не позволяйте этому милому личику обмануть вас, ваш ребенок умнее, чем вы думаете на этом этапе.
К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 9 месяцев, он должен победить всю эту борьбу, и он должен быть в состоянии:
- Сесть без поддержки
- Ползать на руках и коленях
- Начать ходить с вашей помощью
- Поднимитесь, чтобы встать у мебели
- Подражайте своим действиям
Сейчас самое время начать планировать некоторые действия, которые помогут им тренироваться и развивать свой мозг.
Есть много забавных занятий, которые вы можете делать со своим малышом; некоторые виды деятельности, которые вы можете создать, используя вещи по всему дому, и есть некоторые интересные вещи, которые вы также можете купить.
Независимо от того, какие занятия вы создаете для игр вашего ребенка, важно помнить, что они снова будут полагаться на вас, чтобы обучать их и играть с ними. Это прекрасное время для их маленьких мозгов, чтобы узнать о воображении, и время связи, которым вы делитесь, более ценно, чем что-либо еще, что вы когда-либо испытываете в своей жизни.
Ниже приведен список из 15 мероприятий по развитию двигательных навыков у ваших малышей . Мероприятия легко разбиваются по возрастным группам, и первые три занятия в каждой группе — это те, которые вы можете наслаждаться, используя вещи по всему дому. Последние два занятия в каждой группе дадут вам представление о том, что вы можете купить, чтобы включить
.Перейти к:
Как родитель, естественно, что развитие вашего ребенка касается вас. В течение ее первого года и даже в течение самых ранних лет детства, как у мамы, будет много событий, чтобы ожидать. Хотя вы можете знать о двигательном развитии ребенка, у вас могут возникнуть сомнения по этому поводу. Не волнуйтесь! Прочитайте наш пост и научитесь оценивать развитие двигательных навыков вашего ребенка.
Что такое моторное развитие у детей?
Развитие моторики — это различные движения, которые выполняет ваш ребенок.Эти движения включают компоненты мышц вашего ребенка. Движения, которые ваш ребенок делает в рамках двигательного развития или двигательных навыков, являются добровольными. На момент рождения нервная система вашего ребенка еще незрелая. Следовательно, будет значительное развитие и рост моторики в первый год и в раннем детстве. [1]
[Читать: Интеллектуальное развитие у детей ]
Основные факты развития моторики у детей:
Прежде чем вы поймете различные двигательные навыки, вот несколько интересных фактов о развитии моторики вашего ребенка: [2]
- В течение первых нескольких лет жизни он научится реагировать на повседневную деятельность и события с помощью непроизвольных физических действий.Такие действия происходят постепенно и следуют последовательности.
- Скорость, с которой будет расти моторное развитие вашего ребенка, будет отличаться от других детей.
- Направление моторного развития у вашего ребенка происходит от головы до пальцев ног. Ваш ребенок сначала научится контролировать голову и шею.
- Для грубых двигательных навыков ваш ребенок использует большие мышцы, которые помогают ему в таких действиях, как сидение, ползание, стояние и ходьба. Большинство из этих моторных разработок происходят в течение первого года.
- У вашего ребенка с мелкой моторикой развивается контроль над более мелкими мышцами, что помогает контролировать руки и пальцы. Такое развитие поможет вашему ребенку в более тонких действиях, таких как схватывание, одевание, сбор и кормление.
- Дети часто могут достигать различных навыков и развития на разных этапах, даже внутри себя. Например, ваш ребенок может научиться хватать и брать предметы быстрее, чем большинство детей. С другой стороны, ваш ребенок может быть медленным учеником, когда дело доходит до сидения или ходьбы, по сравнению с другими детьми.
Общее моторное развитие в раннем детстве
Ваш ребенок достигнет различных этапов моторного развития в течение его первого года и ранних лет. Здесь мы перечисляем некоторые общие мелкие моторные навыки у детей. Помните, что для некоторых детей естественно задерживаться на несколько месяцев. С другой стороны, некоторые дети могут достичь определенных областей развития раньше, чем вы ожидаете. В случае, если у вашего ребенка большие задержки в развитии двигательных навыков, о которых мы упоминали выше, немедленно обратитесь к педиатру.[3]
[Чтение: Роль родителей в развитии ребенка ]
Валовые и мелкие двигательные навыки у детей младшего возраста:
- Ваш ребенок может выстоять до 12-го месяца своей жизни.
- К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 15 месяцев, он уже сможет ходить самостоятельно. Некоторые дети не ходят до 18 месяцев. Если ваш ребенок не ходит даже после 18 месяцев, проконсультируйтесь с врачом.
- Между 16 и 18 вашим ребенком также может научиться ходить задом наперед.Большинство детей также смогут подниматься по лестнице.
- Ваш ребенок сможет прыгнуть в одном и том же месте до 24 -го
- К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 36 месяцев, он сможет некоторое время стоять на одной ноге и также ездить трехколесный велосипед.
- К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 15 месяцев, он сможет сформировать небольшую башню из двух или трех блоков.
- Ваш ребенок сможет делать наброски к 18 th
- К 24 th месяцу ваш ребенок сможет использовать ложку самостоятельно.
- К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 36 месяцев, он должен иметь возможность скопировать кружок.
[Чтение: Основные этапы раннего развития ребенка ]
Моторные навыки в дошкольном и детском саду:
В дошкольном и детском саду вы заметите следующие двигательные навыки:
- Возьмите и используйте карандаши и карандаши и набросать и нарисовать
- Построить башню из десяти блоков
- Нажать и расстегнуть снова
- Узнайте, как закрыть и открыть молнию
- Выполняйте маленькие головоломки, в которых пять или чуть больше шт.
- Скопируйте крест или кружок на листе бумаги
- Вырежьте маленькие и простые фигуры с помощью безопасных ножниц
- К трем годам он сможет ходить самостоятельно и хорошо.
- К третьему году у него также будет лучший контроль над бегом, хотя он, возможно, еще не слишком хорош в этом.
- К четырем годам ваш ребенок сможет ходить почти так же, как взрослый.
- К тому времени, когда вашему ребенку исполнится четыре года, он будет лучше понимать бег.
- В возрасте от пяти до шести лет ваш ребенок сможет бегать почти так же легко, как и взрослый.
- В возрасте от трех до шести ваш ребенок постигнет такие навыки, как скалолазание и многое другое.
- К шести он сможет прыгать и прыгать на гораздо большие расстояния.
- Он начнет простое перетасовывание к трем годам и научится пропускать к шести годам.
- К шести годам ваш ребенок также сможет совершать удары вперед и назад.
10 развлечений Fun Fine Motor Skills для детей:
Действия, которые вы планируете для своего дошкольника, будут иметь большое значение для обеспечения двигательных навыков и развития пальцев, рук, запястий, ног и т. Д.все на правильном пути.
Вот наши предложения для мелкой моторики для детей:
1. Игра с тестом для игры:
Игра с тестом для игры никогда не может пойти не так! Тесто мягкое, чтобы сдавливать, но достаточно сильное, чтобы дать достаточное упражнение пальцам вашего малыша.
- Растяжение и сдавливание игрового теста укрепляет руки, запястья и пальцы вашего ребенка.
- Кроме того, изготовление различных форм с помощью тестового теста развивает сенсорные ощущения вашего ребенка.
[Читайте: Веселые занятия для детей ]
2. Сложите общий цвет:
У вас могут быть разные объекты, такие как кнопки, шарики, блоки, кольца и т. Д., Разных цветов в коробке. Затем вы можете попросить вашего малыша собрать предметы одного цвета в другую коробку.
- Дайте ребенку столько коробок, сколько вы хотите, чтобы ваш ребенок мог весело собирать и хранить все предметы определенного цвета в одной коробке.
- Это даст вашему ребенку достаточно упражнений для развития его или ее двигательных навыков, а также поможет ему понять упражнение группирования.
3. Нарисуйте мелками:
Дайте ребенку несколько маленьких или сломанных мелков и простой лист бумаги с нарисованными на нем блоками или формами.
- Теперь направьте своего ребенка на раскрашивание блоков или фигур в соответствии с их желанием.
- Занятие поможет вашему ребенку лучше понять штрихи и цвета.
[Чтение: «Воздушные шарики для детей» ]
4. Вытащите наклейки:
На нем большой лист наклеек разных форм.Также имейте при себе обычную диаграммную бумагу.
- Вы можете попросить своего малыша вытащить наклейки с листа и наклеить их на простую диаграммную бумагу.
- Снятие наклеек, как правило, весело для детей.
[Читайте: Мероприятия на свежем воздухе для детей ]
5. Пинцет домашнего приготовления:
Это веселое упражнение, которое помогает развить моторику вашего ребенка. Дайте своему ребенку соломинку и покажите ему, как сделать пинцет.
- Это можно сделать, согнув соломинку пополам и добавив ленту для ее удержания, закрепив верхний край соломки там, где она согнута.
- Хотя это не будет надежный пинцет, работа над ним будет приятной для вашего малыша!
6. Веселье с бумажными куклами:
Вы всегда можете научить своего ребенка делать бумажные куклы. Это легко, весело и помогает повысить творческие способности и двигательные навыки вашего ребенка.
- Ваш ребенок может сделать из бумаги куклы из животных, растений или других предметов.
- Покрасить бумажных кукол акварелью будет очень весело для вашего малыша.
[Читайте: Образовательные мероприятия для детей ]
7. Сделайте ожерелье по вашему выбору:
Подарите своему малышу несколько разноцветных бус и длинную нить с узлом на одном конце.
- Ваш ребенок может вставить несколько ниток в шнурок и сделать из него ожерелье. Узел на одном конце гарантирует, что бусы не упадут.
- Как только ваш ребенок закончит класть бусы в веревку, вы можете показать ожерелье своему ребенку. Дети просто любят видеть, чего они достигли.
8. Плетение вокруг картона:
Дайте ребенку мягкий картон и помогите ему сплести вокруг него. Это помогает в укреплении рук и пальцев малыша.
- Вы можете вырезать картон в форме, которая вам нравится. Например, вы можете вырезать мягкий картон в форме сердца или круга.
- Вырежьте середину картона, чтобы в середине было пустое пространство; Теперь ваш любимый может плести по краям с помощью тупой иглы и нити.
[Читайте: Занятия в саду для детей ]
9. Рисование пальцами:
Дети веселятся, делая пальцами красочные рисунки, и получают огромное удовольствие от цветов.
- Дайте ребенку пустую диаграммную бумагу и несколько цветов, которые она может нанести на ее пальцы.
- Пусть она положит свои отпечатки пальцев на книгу для рисования или на диаграммную бумагу и получит удовольствие, рисуя образы своего собственного воображения.
10. Обрезка бумаги:
Нарисуйте объект на бумаге определенной формы и попросите ребенка обрезать его по границам рисунка.
- Научите ребенка пользоваться тупыми ножницами и попросите его вырезать из листа бумаги разные формы.
- Позвольте вашему ребенку положить на стол черенки бумаги или расположить их по своему желанию; это помогает в развитии ее мышления и двигательных навыков.
Развитие мотора — очень хороший навык, который вы можете поощрять с помощью различных инструментов и игрушек. Убедитесь, что вы позволяете своему ребенку играть и пробовать все самостоятельно. Следите за развитием моторики у детей в определенном возрасте.В случае, если вы чувствуете, что развитие событий чрезвычайно задерживается, немедленно обратитесь к врачу.
В каком возрасте ваш ребенок достиг ключевых этапов развития моторики? Расскажите нам свою историю. Оставить комментарий.