Фонематический слух развитие: Как развивать фонематический слух у детей с ОНР. Консультации для родителей. — Детский сад № 2 «Ивушка»

Содержание

Фонематический слух | Как помочь ребенку легко освоить чтение и письмо?

Представьте счастливого первоклашку, который уже отлично читает и уверенно выводит буквы в прописи, а дома с удовольствием берется за уроки. Представили? Картинка похожа на рекламный ролик, не имеющий ничего общего с реальностью?

На первый взгляд, да. Но это реально, если еще до школы начать заниматься с ребенком развитием фонематического слуха. В этой статье поговорим о том, как помочь ребенку в овладении чтением и письмом через развитие фонематического слуха.

Как фонематический слух влияет на чтение?

Давайте сначала разберемся, что же такое фонематический слух. Проще говоря – это умение слышать и различать звуки. Развитый фонематический слух способствует быстрому и правильному освоению устной и письменной речи. И для того, чтобы ваш ребенок научился читать по слогам, сначала он должен научиться соотносить звук и букву. Вы можете помочь ему в этом через специальные игры и упражнения, речь о которых пойдет ниже.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей 3- 4 лет

«Далеко и близко»

Суть игры:

Вы громко называете какое-нибудь слово и говорите, что это слово звучит громко, потому что я нахожусь рядом с тобой. Затем отходите и называете другое слово, только уже более тихо. Просите ребенка повторить это слово и говорите, что оно звучит тихо, потому что вы стоите далеко.

Затем вы поочередно называете слова то тихо, то громко и ребенок должен сказать, какие слова звучат «далеко», а какие «близко».

Эта игра учит ребенка распознавать и запоминать звуки в словах.

«Правильно – неправильно»

Вам понадобятся карточки с изображениями. Подойдут картинки для развития 0+, где нарисованы различные предметы, растения и животные.

Суть игры:

Возьмите карточку с любым изображением и поспросите ребенка хлопать в ладоши, если вы неправильно называете предмет на картинке. Для примера пусть будет карточка с яблоком. Вы показываете ее ребенку и говорите: «МЯБЛОКО». Ребенок хлопает, и вы просите его назвать слово правильно. Также вы можете намеренно пропускать звук в слове и ребенок должен вас поправлять.

Благодаря этому упражнению ребенок запоминает правильное звучание слов, что поможет ему меньше ошибаться при обучении чтению.

«Лишний слог»

Суть игры:

Вы монотонно повторяете ребенку один и тот же слог, а затем в этот одинаковый ряд добавляете другой слог. Ребенок должен в этот момент остановить вас хлопком и назвать лишний слог. К примеру, вы говорите: «ГА-ГА-ГА-ГА», а затем вставляете «ДА» и продолжаете «гакать» дальше. Ребенок слышит другой звук, хлопает в ладоши и называет лишний слог.

Эта игра хорошо развивает слух, тренирует внимание и учит различать звуки.

Игры для детей 4–5 лет

«Звук-потеряшка»

Суть игры:

Загадайте с ребенком звук, который он будет отыскивать в словах. Пусть выберет сам, какой ему больше нравится. Допустим «М». Затем начните называть различные слова с этим звуком и без него. Ребенок должен топнуть ногой или хлопнуть, когда услышит слово со звуком «М»: БАРАБАН, ЦВЕТОК, ЯБЛОНЯ, БАНАН, МАГАЗИН, СОВА, МОТОР.

В этом упражнении также тренируется внимание, слух и правильное восприятие звуков.

«Слово-потеряшка»

Суть игры:

Эта игра похожа на предыдущую. Только здесь нужно искать не звук, а слово, которое затерялось среди похожих по звучанию слов. Загадайте с ребенком слово, например «ТОЧКА». Затем называйте созвучные слова: ДОЧКА, ТАЧКА, МОЧКА, КОЧКА, ПОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА. Услышав потерянное слово, ребенок должен отреагировать хлопком или прыжком.

«Ты мое эхо»

Суть игры:

Предложите ребенку поиграть в эхо. Скажите: «Ты будешь моим эхом. Я буду говорить, а ты за мной повторяй». Затем идите в другую комнату и начинайте игру. Выбирайте слова и звуки, которые ребенок произносит с ошибками или с трудом. Повторяя за вами по несколько раз, ребенок отточит правильное произношение.

Игры для детей 5–6 лет

«Поющее лото»

В этой игре должен быть ведущий и как минимум два участника. Она рассчитана на детей, которые уже полностью или частично знают алфавит.

Суть игры:

Возьмите карточки с картинками и пустые карточки. Раздайте детям по 5–7 карточек с рисунками и по столько же пустых. Затем пропойте любой звук и спросите, у кого есть картинки с изображением предмета, содержащего этот звук. Дети находят подходящую карточку, проговаривают слово и закрывают изображение пустой карточкой. Побеждает тот, у кого быстрее закроются все картинки.

Например, вы начинаете: «Ууууууу» и спрашиваете, у кого есть изображение с таким звуком. Ребенок поднимает руку и проговаривает: «Ууууу-тка» и закрывает пустой карточкой картинку.

Это упражнение помогает детям быстрее освоить чтение по слогам.

«Дострой недостающий слог или слово»

Для упражнения подойдут простые предложения из любимых сказок ребенка.

Суть игры:

Вы читаете ребенку предложение, но не произносите последний слог или слово. Ребенок должен достроить слово, и проговорить предложение целиком.

Например:

Жили-были дед и ба… (ба).

Яйцо упало и разби… (лось).

Стоит в поле тере… (мок).

Или:

Муха, Муха — …,

Позолоченное брю… (хо)!

Муха … пошла,

Муха денеж… (ку) нашла.

Второй вариант игры сложнее, но благодаря этому у ребенка хорошо развивается сообразительность, внимание и расширяется словарный запас.

«Разноцветные звуки»

Упражнение для детей, которые уже знают алфавит.

Суть игры:

Сделайте бумажные флажки красного и зеленого цвета. Скажите ребенку, что на гласные звуки ему нужно поднимать красный флажок, на согласные – зеленый. Называйте звук, делайте небольшую паузу и ждите ответ ребенка.

Это упражнение помогает различать звуки и дает хорошую базу для чтения.

Также можете сделать флажки других цветов на твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.

Эти простые упражнения помогут вашему ребенку развить фонематический слух и дадут хорошую базу для обучения чтению и письму. Занимайтесь с ребенком 15–30 минут в день и уже через 2–3 недели вы заметите прогресс в обучении. А спустя еще немного времени перед вами будет сидеть довольный ребенок, с интересом осваивающий школьную программу.

Читайте также:

Как гайки, банан и мультики помогут ребенку быстрее научиться читать?

7 простых игр для изучения букв

Почему дети не любят читать и что делать родителям?

Как развить фонематический слух у ребенка

Фоне­ма­ти­че­ский слух (фоне­ма­тика) — раз­ли­че­ние (ана­лиз и син­тез) зву­ков (фонем) частей речи, кото­рое явля­ется необ­хо­ди­мой осно­вой для пони­ма­ния смысла ска­зан­ного. При нес­фор­ми­ро­ван­но­сти рече­вого зву­ко­раз­ли­че­ния чело­век (ребё­нок) вос­при­ни­мает (запо­ми­нает, повто­ряет, пишет) не то, что ему ска­зали, а то, что он услышал.

Раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха у детей необ­хо­димо для успеш­ного обу­че­ния их чте­нию и письму. Дети часто путают близ­кие по зву­ча­нию фонемы, что в неко­то­рых слу­чаях тор­мо­зит раз­ви­тие связ­ной речи. В даль­ней­шем раз­ви­тие фоне­ма­ти­че­ского слуха необ­хо­димо для успеш­ного обу­че­ния ино­стран­ным языкам.

Для раз­ви­тия фоне­ма­ти­че­ского слуха в лого­пе­дии и ней­ро­пси­хо­ло­гии при­ме­ня­ются спе­ци­аль­ные упраж­не­ния. Пред­ла­гаем вашему вни­ма­нию упраж­не­ния, раз­ра­бо­тан­ные Тума­ко­вой Г.А. — авто­ром мето­ди­че­ских посо­бий «Озна­ком­ле­ние дошколь­ника со зву­ча­щим сло­вом» и «Учите, играя. Игры и упраж­не­ния со зву­ча­щим сло­вом». В ста­тье жур­нала автор рас­ска­зы­вает, как про­во­дить заня­тия по раз­ви­тию фоне­ма­ти­че­ского слуха у дошкольников.

Как зву­чит слово

Мама с ребен­ком раз­ви­ва­ю­щие заня­тия. Одно из непре­мен­ных усло­вий успеха ребенка в буду­щих школь­ных заня­тиях – раз­ви­тый фоне­ма­ти­че­ский слух, то есть уме­ние раз­ли­чать звуки в потоке речи.

В играх и упраж­не­ниях ребенку четы­рех-шести лет надо пока­зать, что слово зву­чит, что оно состоит из звуков.

Про­во­дить эти заня­тия можно таким образом.

1. Взрос­лый говорит:

— Ты уже зна­ешь, что слова зву­чат. Послу­шай, как они ПО-РАЗНОМУ зву­чат в сти­хо­тво­ре­нии Агнии Барто.:

Скажи погромче слово «гром» —

Гро­хо­чет слово словно гром.

Скажи потише: «шесть мышат»,

И сразу мышки зашуршат.

Скажи: «кукушка на суку»,

Тебе послы­шится «ку-ку».

Затем взрос­лый продолжает:

— Слова зву­чат потому, что они состоят из зву­ков. Звуки бывают раз­ные, послу­шай: грро­омм, зза­аш­шу­ур­ш­шаат. Повтори вме­сте со мной так, чтобы были слышны раз­ные звуки… Хорошо. А теперь сам про­из­неси слово шалу­нишка так, чтобы ясно были слышны раз­ные звуки: шша­ал­лу­ун­ни­и­шш­каа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчет­ливо про­из­неси его.

2. – Что это за зве­рек? (Пока­жите кар­тинку с изоб­ра­же­нием мышки или игрушку-мышку).

— Мышка. Малень­кий зве­рек, кото­рый живет под полом.

— А это кто? (на кар­тинке нари­со­ван медведь).

— Это мишка, боль­шой зверь, он живет в лесу и на Севере.

— Ты прав, это раз­ные живот­ные и назы­ва­ются они по-раз­ному, хотя эти назва­ния и зву­чат похоже. Вслу­шайся вни­ма­тельно: мыы­ышка – мии­ишка. Слы­шишь, чем они раз­ли­ча­ются? А теперь про­из­неси сам. Хорошо получается…

3. – Вот еще два слова, они раз­ные, но похожи друг на друга по зву­ча­нию: мммак – рррак. Про­из­неси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему под­беру дру­гое, похо­жее по зву­ча­нию. Начинаем.

— Шина…

— Машина.

— Ванна…

— Анна. А сей­час я буду назы­вать слова, а ты будешь под­би­рать похо­жие по зву­ча­нию. Галка…

— Палка.

— Свечка…

— Печка.

— Куз­нец…

— Моло­дец.

4. — А теперь играем по-дру­гому. Подыс­ки­ваем два слова, непо­хо­жие по зву­ча­нию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?

— Книга – сом.

— Хорошо, а мои такие: жарко – суп…

— Жук — хлеб.

5. Послу­шай, какое имя я назову, а ты вспомни дру­гое, сход­ное по зву­ча­нию: Ирина – Марина. Слу­шай еще: Мая – Рая – Тая. Вни­ма­ние: Коля…

— Оля.

— Юра…

— Шура.

6. заня­тия с кар­тин­ками- Посмотри кар­тинки. Вот на этой кар­тинке нари­со­вана птичка. Какое слово можно доба­вить, чтобы зву­чало похоже, поду­май. Не вспом­нил? Я помогу тебе: синичка. Слу­шай, что полу­чи­лось: птичка-синичка. Можно ска­зать: птичка-неве­личка. А кто на этой кар­тинке изображен?

— Зайка-побе­гайка.

— Хорошо зву­чит: зайка-побегайка.

Так же рас­смат­ри­ва­ются дру­гие кар­тинки, к назва­ниям кото­рых ребе­нок дол­жен подо­брать рифму: скво­рец-певец, лисичка-сест­ричка, сорока-белобока…

7. – Я брошу мяч и скажу, напри­мер, слово резина, а ты вспомни слово, похоже зву­ча­щее, напри­мер, кор­зина, и пере­брось мяч мне. Начали играть! Сверчок!

— Пау­чок!

— Елки!

— Иголки!

— Пет­рушка!

— Зве­рюшка! Погре­мушка! Хлопушка!

8. А теперь будем пере­бра­сы­вать друг другу мяч только после того, как вспом­ним слово, окан­чи­ва­ю­ще­еся на звуки ок. Начи­нам… молоток!

— Пау­чок!

— Лесок!

— Песок!

— Лужок!

— Про­мок!

9. А теперь будем назы­вать непо­хо­жие, раз­ные по зву­ча­нию слова. Я скажу: гол, а ты?

— Шапка.

— Хорошо, про­дол­жаем: мак…

— Топор!

Ваш ребе­нок научился вслу­ши­ваться в слова, про­из­но­сить их так, чтобы были отчет­ливо слышны состав­ля­ю­щие их звуки. Сле­ду­ю­щий этап – уме­ние раз­ли­чать слова по коли­че­ству зву­ков (корот­кие — мало зву­ков в слове, длин­ные – зву­ков много).

С ребен­ком можно про­ве­сти такие занятия.

1. – Бывают слова корот­кие: уж, дом, чай. Послу­шай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успе­ва­ешь сде­лать, пока корот­кое слово зву­чит. Сде­лаем это вме­сте: мяч, он, шар, уж. А если взять длин­ное слово, то и про­из­но­сится оно дольше и шагов потре­бу­ется больше. Слу­шай и смотри: лени­вица, руко­деь­ница, вос­пи­та­тель­ница. Про­из­но­сятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рру­у­коо-деелль-ннии-ццаа, вво­ос­спии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слы­шал, как много зву­ков в этих словах?

2. – Посмот­рим, какие пред­меты нахо­дятся в этой комнате…

Можно зара­нее рас­по­ло­жить их так, чтобы на виду были пред­меты и с корот­кими и с длин­ными назва­ни­ями. Ребе­нок дол­жен отыс­кать сразу два пред­мета: назва­ние одного должно быть длин­ное, назва­ние дру­гого – корот­кое. Напри­мер, мяч – гру­зо­вик. Затем то же дела­ете вы, потом снова малыш и т. д.

3. – Теперь надо вспом­нить зна­ко­мые корот­кие слова… А теперь вспомни и назови только длин­ные слова.

4. – Я буду назы­вать раз­ные слова- длин­ные и корот­кие. Пра­вила игры сле­ду­ю­щие: когда я про­из­несу корот­кое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длин­ное слово – не хло­пай. Слу­шай: сыр, учи­тель­ница, кару­сель, сок, дом. Ива­нушка, кит, чер­но­гла­зый, сол­нышко, кот. Пра­вильно понял зада­ние, ты внимателен…

Затем взрос­лый меня­ется ролями с ребенком.

5. – Новое зада­ние будет более слож­ное. Мы будем корот­кие слова пре­вра­щать в длин­ные, будем их изме­нять. Напри­мер. Корот­кое слово кот пре­вра­тим в длин­ное. Поду­май, как это сде­лать? Теперь скажи.

— Коте­нок.

— Очень хорошо, а я пред­ла­гаю еще такое длин­ное слово: коте­но­чек. Кооте­ен­но­оч­чеек, вот как долго зву­чит это слово, оно длин­нее, чем корот­кое слово кот? Изме­ним корот­кое слово лис, пре­вра­тим его в длин­ное. Инте­ресно, какие это будут слова?

— Лисица, лисичка, лисе­нок, лисеночек…

6. – Теперь будем вспо­ми­нать похо­жие по зву­ча­нию корот­кие слова. Какие есть слова, похо­жие на слово мак?

— Рак, лак, мак, бак, так, как …

— Хорошо. И зву­чат похоже и все корот­кие. Можно пред­ла­гать свои слова, даже такие, кото­рых не бывает, но они должны бвть похо­жими по зву­ча­нию и такими же корот­кими. Начи­наем под­би­рать слова к слову нос.

— Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…

— Все пра­вильно. А к слову стол?

— Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…

— А слово фут­бол удач­ное или нет? Пра­вильно объ­яс­ня­ешь: зву­чит-то оно похоже, да слово это не короткое.

7. – А к длин­ному слову зай­чо­нок какие длин­ные слова будут под­хо­дя­щими по звучанию?

— Цып­ле­нок, жере­бе­нок, козленок…

Самые раз­ные упраж­не­нии можно про­ве­сти « с опо­рой на рису­нок». Здесь воз­можны такие направ­ле­ния занятий:

1. заня­тия с рисун­ками. Осо­зна­ние зву­ко­вой сто­роны слова:

— Назови пред­меты, нари­со­ван­ные на кар­тинке так ясно и четко, чтобы слышно, как зву­чат слова.

— Мми­и­шшккаа, ммаашшииннаа.

— Назови слова, похо­жие по звучанию.

— Галка-палка, шина-машина.

Какие еще слова зву­чат так же, как мышка-мишка?

— Пышка-шишка.

К этим сло­вам можно подо­брать и при­ду­ман­ные слова, кото­рых нет, — пусть только они зву­чат похоже (двишка, вельмишка).

— Какие слова зву­чат так же, как слово галка?

— Палка, скакалка.

— Всмот­рись в кар­тину и найди два пред­мета, назва­ния кото­рых по зву­ча­нию не похожи.

— Шина, палка.

— Какие звуки слышны в этих сло­вах? Вспомни дру­гие слова с такими же зву­ками. Эти слова корот­кие или длинные?

2. Осо­зна­ние сло­го­вой сто­роны слова:

— Про­из­неси слово галка по частям.

— Гал-ка.

— Сколько частей в этом слове? Какая пер­вая часть? Какая вто­рая? А теперь про­из­неси по частям слово палка. Назови первую часть.

— Пал.

— Назови вторую.

— Ка.

— Поду­май, какая часть в сло­вах галка и палка одинаковая?

— Ка.

— Скажи слово машина по частям и назови каж­дую часть отдельно… Вспомни слова с пер­вой частью ма. А какие можешь назвать слова со вто­рой частью ши? А с частью на? Рас­смотри все кар­тинки и назови слова, в назва­нии кото­рых только две части. А теперь – только три части… Ты ска­зал, что в слове палка две части. Как можно изме­нить это слово, чтобы в нем стало три части?

— Палочка.

— Про­из­неси еще раз слово палочка по частям и нари­суй на листочке столько кле­ток сколько частей в этом слове. Сей­час зада­ние будет слож­нее: ответь одним сло­вом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»

— Пти-ца, птич-ка.

— А теперь ответ твой дол­жен состо­ять из слова, в кото­ром будет три части: Галка какая?»

— Чер-на‑я, боль-ша‑я.

— А шина какая?

— Кру-гла‑я.

Напо­сле­док лите­ра­тур­ная игра: — При­ду­май рас­сказ о том, «как одна­жды машина рас­сер­ди­лась на шину».

Источ­ник: «Семья и школа», 1977 год

Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов

В этой статье представлены упражнения, предназначенные для стимулирования развития фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия первоначально появились в книге «Фонематическая осведомленность у детей младшего возраста: учебная программа в классе ».

Прослушивание последовательностей звуков

Из главы 3: Игры на слушание

Цель

Развивать память и внимание, способность думать о последовательностях звуков и языке для их обсуждения.

Необходимые материалы

Предметы, которые издают интересные характерные звуки. Вот несколько примеров:

стучать по стене/столу/коленам
сморкаться
свистеть
сморкаться
хлопать в ладоши
щелкать языком
закрывать сумочку
сильно красить бумагу
кашлять
мять бумагу
резать ножом
резать ножницами 9002 (разные вещи) )
барабанить пальцами
есть яблоко
складывание бумаги
молоток
прыжки
шумное жевание

Открывающееся окно или ящик
Заливая жидкость
Звонок в колокол
Втирая руки
Стремление
Отображение карандаша
, защелкнув книгу
Smashing Crackers
, складывающиеся пальцы
. свист
письмо на доске
письмо карандашом

Задание

В этой игре детям предлагается сначала идентифицировать отдельные звуки, а затем идентифицировать каждый из последовательности звуков. И то, и другое будет очень важно в будущих языковых играх. Дети должны закрывать глаза руками, когда вы издаете знакомые звуки, например, закрываете дверь, чихаете или играете на клавишах на пианино. Внимательно слушая и не подглядывая, дети должны попытаться определить шум.

Как только дети поймут игру, издайте два звука один за другим. Не подглядывая, дети должны последовательно угадать два звука, говоря: «Было два звука. Сначала мы услышали ____, а затем мы услышали ____».

После того, как дети достаточно хорошо освоят пары звуков, создайте серию из более чем двух звуков, чтобы они могли их последовательно идентифицировать и сообщать. Опять же, следует поощрять полные предложения.

Помните, что для того, чтобы дать каждому ребенку возможность мысленно участвовать в этих играх, важно запретить всем детям выкрикивать свои ответы до тех пор, пока их об этом не попросят. Кроме того, как для поддержки полного участия, так и для обеспечения оценки отдельных учащихся полезно непредсказуемо переключаться между запросом ответа от всей группы и от отдельных детей, которых вы назначили.

Примечание: Из-за важности навыков, развиваемых в этой игре, уделяйте особое внимание отмечанию успехов и трудностей каждого ребенка. Необходимо создать дополнительные возможности для работы с детьми, у которых возникают проблемы с концепцией последовательностей или с выражением своих ответов.

Вариации

  • С закрытыми глазами детей издайте серию звуков. Затем повторите последовательность, но пропустите один из звуков. Дети должны назвать звук, который был пропущен во второй последовательности.
  • Предложите детям издавать звуки, чтобы их одноклассники угадывали.
  • Эти игры также предлагают хорошие возможности для повторения, упражнения и оценки использования детьми порядковых терминов, таких как первый, второй, третий, средний, последний. Стоит убедиться, что каждый учащийся уверенно, восприимчиво и выразительно владеет этими терминами.

Бессмыслица

Из главы 3: Игры на слушание

Цель

Развивать у детей способность обращать внимание на различия между тем, что они ожидают услышать, и тем, что они слышат на самом деле.

Необходимые материалы

Книга знакомых рассказов или стихов

Занятие

Предложите детям сесть и закрыть глаза, чтобы они могли сосредоточиться на том, что они услышат. Затем расскажите или прочитайте вслух знакомый рассказ или стихотворение детям, но время от времени, изменяя его слова или формулировку, измените его смысл на бессмыслицу. Задача детей состоит в том, чтобы обнаруживать такие изменения всякий раз, когда они происходят. Когда они это сделают, предложите им объяснить, что было не так. Поскольку игра повторяется в более тонких вариациях в течение года, она также будет полезна для повышения осведомленности детей о фонологии, словах, синтаксисе и семантике языка.

Как показано в следующем списке, вы можете изменить любой текст более или менее тонким образом на различных уровнях, включая фонемы, слова, грамматику и значение. Благодаря этому игру можно с пользой и удовольствием пересматривать снова и снова в течение года. Тем не менее, в начальных играх игры важно, чтобы изменения приводили к относительно очевидным нарушениям смысла, значения и формулировки текста. Ниже приведены некоторые примеры «бессмыслицы», которую можно создать в знакомых стихах и рифмах:

Песня о шестипенсовике

Обратные слова

Баа-баа фиолетовая овца

Слова-заменители

Мерцай, мерцай машинка

Слова-заменители

Стена Шалтая-Болтая на стуле

Поменять порядок слов

Джек упал и сломал корону

Поменять порядок слов

Раз, два, держи меня

Замена частей слова

Я маленький прыгун

Поменять местами части слова

Маленькая маленькая паучиха взобралась на водосточную трубу.

Замена частей слова

Раз, два, пристегни мой ботинок
Пять, шесть, палочки для захвата

Переключение порядка событий

Маленькая мисс Маффет ест сосиску
Сидела на твороге и сыворотке

Переключение порядка событий

Златовласка вошла внутрь и постучала в дверь.

Переключение порядка событий

Первый поросенок построил себе дом из кирпичей.

Переключение порядка событий

Примечание: Не забывайте непредсказуемо переключаться между просьбой ответить всей группе или отдельным детям.

Хлопание в ладоши

Из главы 6: Восприятие слогов

Цель

Познакомить детей с природой слогов, побуждая их хлопать в ладоши и считать слоги в своих именах.

Упражнение

Когда вы впервые представляете это упражнение, смоделируйте его, используя несколько имен контрастных длин. Произносите имя одного из детей в классе слог за слогом, хлопая в ладоши, прежде чем предлагать детям произнести это имя и хлопать в ладоши вместе с вами. После аплодисментов каждого имени спросите: «Сколько слогов вы услышали?»

После того, как дети все поняли, попросите каждого ребенка похлопать в ладоши и сосчитать слоги в своем имени. Не забывайте и фамилии! Легко продолжать хлопать в ладоши и считать слоги в каждом слове. Если в имени много слогов, вам может понадобиться позволить детям считать слоги во время аплодисментов.

Вариации

Поиск вещей: начальные фонемы

Из главы 7: начальные и конечные звуки разнообразие слов.

Необходимые материалы.

Карточки с картинками. [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов]. Разложите несколько картинок в середине круга. Затем попросите детей найти те картинки, названия которых начинаются с исходного звука, над которым они только что работали. По мере нахождения каждой картинки ребенок должен назвать ее название и начальную фонему, как и раньше (например, 9).0003 ф-ф-ф-ф-иш , /ф-ф-ф-ф/, рыба ).

Вариации

  • По мере того, как дети осваивают игру, разложите картинки из двух разных наборов, попросив детей определить название и начальную фонему каждой картинки и соответственно разложить их на две стопки.
  • Раздайте детям картинки; каждый должен определить исходную фонему своего изображения и положить ее в соответствующую стопку. Эта игра хорошо работает с небольшими группами.
  • Звукообработка: Раздайте детям изображения предметов или животных, назвав каждую картинку и положив ее лицевой стороной вниз на стол или ковер. Дети по очереди переворачивают пары картинок лицевой стороной вверх и определяют, совпадают ли начальные звуки названий картинок. Если исходные звуки совпадают, ребенок выбирает другую пару; в противном случае очередь переходит к другому ребенку. Эта игра хорошо работает с небольшими группами.

Пары слов I: Убрать звук (анализ)

Из главы 7: Начальные и конечные звуки

Цель

Помочь детям отделить звуки слов от их значений.

Упражнение

Показывая детям, что если удалить начальную фонему слова, может получиться совершенно другое слово, это упражнение дополнительно помогает детям отделить звуки слов от их значений. Посадив детей в круг, объясните, что иногда, когда вы убираете звук из слова, вы получаете совершенно другое слово.

Чтобы дать детям пример, скажите « ф-ф-ф-ухо », удлиняя начальную согласную, и попросите детей повторить. Затем скажите « ухо » и попросите детей повторить. Спросите детей, могут ли они определить, какой звук был убран, и повторите за них слова (например, ф-ф-ф-ф-ухо – ухо – ф-ф-ф-у-ухо – ухо ).

Таким образом, детям предлагается обратить внимание на начальные фонемы слов, даже если они осознают, что наличие или отсутствие исходной фонемы приводит к двум разным словам. В течение дня постепенно переходите от более легких начальных согласных к более твердым. Образцы списков слов приведены в конце главы.

Примечание: Большинство детей могут определить «спрятанное слово», но им очень трудно определить, что у них отнято. Дети также могут быть склонны произносить рифмующиеся слова, а не сосредотачиваться на начальных звуках. Имея это в виду, следите за тем, чтобы не переключаться между действиями, связанными с рифмованием и начальными звуками.

Вариации

  • Чтобы помочь детям заметить, что начальный звук имеет большое значение в значении слов, попросите их использовать каждое слово в предложении.
  • Когда дети освоятся в этой игре, поиграйте в нее с игрой 7I: Паутина. [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов].
  • Призовите детей выстроиться в очередь, назвав их имена без начального звука (например, [J]-onathon ). Дети должны угадать, чье имя было названо и какого звука не хватает. Возможно, вы захотите удалить первоначальные смеси как единое целое до тех пор, пока смеси не будут представлены в главе 8 (например,
    [St]-anley 9).0004).

Пары слов II: Добавление звука (синтез)

Из главы 7: Начальный и конечный звуки

Цель

Познакомить детей с задачей синтеза слов из их отдельных фонем.

Задание

Посадите детей в круг и начните с объяснения, что иногда новое слово можно получить, добавив к слову звук. Например, скажите « ox » и попросите детей повторить это. Затем спросите, что произойдет, если они добавят новый звук в начало слова, например, ф-ф-ф-ф-ф: « ф-ф-ф-ф-ф…бык, ф-ф-ф-ф…бык, ф-ф-ф-ф-бык ». Дети говорят: « лиса! » Затем вы должны объяснить: «Мы добавили новый звук в начало, и у нас появилось новое слово!» унисон (например, «лед…м–,–,–,…лед…м-м-м-лед…мыши»). Опять же, уместно постепенно, в течение дня, отрабатывать от более легких начальных согласных к более твердым и только после последние достаточно хорошо известны, до смесей согласных (например, миля-улыбка ).

Варианты

  • Предложите детям использовать каждое слово из пары в предложении, чтобы подчеркнуть разницу в их значении.
  • Когда дети справятся с этим, поиграйте с 7I: Паутина. [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов].

Двухзвуковые слова

Из главы 8: Фонемы

Цель

Познакомить детей с трудностями анализа слов в фонемы и синтеза слов из фонем.

Необходимые материалы

  • Блоки
  • Карточки с двумя фонемами

Упражнение

Эти игры с двумя звуками служат для ознакомления с процедурой и логикой более сложного фонематического анализа и последующего синтеза. Кроме того, двухзвуковые слова предоставляют детям беспрепятственную среду для практики со звуками различных фонем, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом в фонологически минимальных словах.

Ввиду этого полезнее возвращаться к ним по мере необходимости индивидуально или в группе, чем задерживаться слишком долго на каком-либо конкретном сеансе. Однако из-за их фундаментальной важности очень важно, чтобы каждый ребенок усвоил эту концепцию, прежде чем переходить к более сложным видам деятельности.

В первый день достаточно сделать только анализ. В последующие дни начинайте с анализа и переходите к синтезу. Точно так же в первые несколько дней разумно для ясности отделить игру с начальными согласными словами от игры с конечными согласными словами. Как только дети усвоили, два типа слов можно было свободно смешивать. Наконец, поскольку краткие гласные гораздо более изменчивы и менее отчетливы как по звучанию, так и по артикуляции, их введение следует отложить до тех пор, пока дети не освоятся в словах с длинными гласными.

Опять же, чтобы прояснить представление детей о фонемах и поддержать их способность отличать их друг от друга, полезно попросить их почувствовать, как их рот меняет положение с каждым звуком, или посмотреть на свои рты в зеркало во время говоря слова. Кроме того, как и во всех упражнениях на фонематическую осведомленность, важно убедиться, что учащиеся знакомы с каждым словом, используемым в этих упражнениях. Если вы подозреваете, что кто-то из ваших учеников таковым не является, будет разумно пересмотреть значение и употребление этого слова.

Примечание: Чтобы играть в эти игры, у каждого из детей должно быть по два кубика. Кроме того, у вас должно быть два собственных блока и набор картинок двухфонемных слов. Кроме того, прежде чем начать, важно прочитать введение к этой главе.

Аналитическая игра

Ребенок берет карточку и называет то, что на ней изображено. Для этого примера предположим, что ребенок выбирает изображение бантика для волос. Вы бы повторили слово, но медленно и с четкой паузой (интервал примерно полсекунды) между двумя его фонемами (например, « b…ō «). Затем все дети должны повторить слово таким же образом: « b…ō… ». два разных цвета под картинкой, когда она произносит звук, представленный каждым

Затем дети повторяют слово звук за звуком, изображая звуки слова слева направо своими кубиками Дети должны повторять звуки указывая на соответствующие блоки, а затем на слово, делая чуть меньшие паузы между фонемами при каждом повторении (например, « b…ō…, лук, b…ō…, лук, b…ō, лук, b-ō…лук «). Перед тем, как передать детям, смоделируйте процедуру. Выберите картинку и положите ее лицевой стороной вниз, чтобы дети ее не видели. кубики под картинкой.Указывая на свои кубики, дети должны повторять фонемы снова и снова, все быстрее и быстрее, как они это делали в игре на анализ.Когда они считают, что знают название картинки, они должны поднять руки. Затем учитель может попросить группу или любого человека назвать картинку.После разрешения любых разногласий картинка выставляется на всеобщее обозрение.

Слепив таким образом несколько слов, передайте задание детям. Для каждой новой картинки помогите им договориться о ее названии и дайте им время проанализировать ее самостоятельно. Чтобы понять, кто улавливает, а кто нет, попросите одного или нескольких человек поделиться своим решением для каждого слова. Затем вся группа должна повторить решение вместе, озвучивая отдельные фонемы слова по мере того, как они указывают на соответствующие им блоки.

Вариации

  • Расширьте упражнение на слова без рисунков. В начале каждой аналитической задачи обязательно используйте каждое слово в предложении для ясности (например, «Жуйте. Пожалуйста,
    жуйте
    пищу перед тем, как проглотить ее. Жевать»). Аналогичным образом попросите детей использовать каждое слово в предложении в качестве завершающей части каждого задания на синтез.
  • Позже эту игру можно использовать для изучения принципа алфавита, заменяя цветные кубики жетонами с буквами. Однако, если вы решите это сделать, имейте в виду, что для передачи основной логики алфавитного принципа лучше всего, чтобы все слова включали по одной букве для каждого звука слева направо. Имея это в виду, избегайте слов с немыми буквами или диграфами. Используйте только короткие гласные слова, а среди них только те, которые пишутся с двумя буквами (например, 9).0003 в и утра нормально, но не край или
    зуд
    ).

Примечание: Все слова в следующих списках состоят только из двух фонем. Тем не менее из-за капризов английского языка в написании многих из них используется более двух букв. По этой причине показ написания слов пока только запутает проблему. Ниже приведены примеры двухзвуковых слов с начальными согласными и долгими гласными:

день
сено
сойка
май
плати
луч
скажи
путь

пчела
плата

гэ
он
колено
ме
горох
см.
она
чай
мы

пока
умри
парень
привет
ложь
мой
пирог
рожь
вздох
галстук
почему

лук /bō/
лань
go
мотыга
низкий
косить
нет
ряд /ro/
шить /sō/
показать
схождение

бу
жевать
вор
делать
гу
мыча
ботинок
два
кто
ты
зоопарк

Примеры двухзвуковых слов с конечными согласными звуками и долгими гласными:

туз
аче
возраст
помощь
айл
цель
обезьяна
восемь

каждый
легкость
есть
угорь

лед

дуб
овес
собственный

Примеры двухзвуковых слов с конечными согласными звуками и краткими гласными:

добавить
утра

как
пепел
на

край
Эд

ick
если
плохо
в
это
это
зуд

нечетный
от
от

до
США

Тролльский разговор II: Фонемы

Из главы 8: Фонемы

Цель

Укрепить способность учащихся синтезировать слова из их отдельных фонем.

Упражнение

Это упражнение аналогично тому, что представлено в 6E: Troll Talk I: Syllables, [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов], за исключением того, что тролль описывает свои угощения фонемой за фонемой, а не слог за слогом . Все садятся в круг, а воспитатель рассказывает сказку:

Жил-был добрый маленький тролль, который любил дарить людям подарки. Единственная загвоздка заключалась в том, что тролль всегда хотел, чтобы люди знали, какой у них подарок, прежде чем отдавать его им. Проблема была в том, что у маленького тролля была очень странная манера говорить. Если бы он собирался сказать ребенку, что это подарок велосипед , он сказал бы « b–i–k ». Пока ребенок не догадается, что это за подарок, он не будет полностью счастлив. Сейчас я притворюсь троллем. Я назову сюрприз для одного из вас. Когда вы поймете, что это такое, наступит ваша очередь.

Выберите одного ребенка и произнесите имя настоящего, фонема за фонемой. Когда ребенок угадает слово, он или она должны назвать подарок для кого-то еще. Постепенно переходите от коротких (двух- и трехзвуковых) слов к более длинным по мере того, как дети лучше слышат звуки. Лучше всего ограничить игру четырьмя или пятью детьми в любой день, иначе она станет немного длинной. Примеры подарков включают следующее:

обезьяна
боб
книга
лук
хлеб
кирпич
метла

сыр
письменный стол
собака
платье
угорь
стакан
лед

лось
кастрюля
горох
ручка
телефон
ботинок
конек

мыло
табуретка
пень
галстук
поезд
грузовик

Примечание: Если учащиеся не знакомы с троллями, замените их другим человеком или существом из фольклора, например лепреконом, единорогом или эльфом.

Вариация

  • Каждый ребенок получает от одной до трех «секретных» картинок. Теперь они могут давать предметы на картинках в качестве «подарков», по одной вещи, другому ребенку, произнося слово. Ребенок, получивший подарок, должен угадать, что это такое, прежде чем он сможет получить картинку.

Фонематическая осведомленность | Фонологическая осведомленность :: Read Naturally, Inc.

Что такое фонематическая осведомленность?

Фонологическое осознание — это общий термин, включающий четыре уровня развития: 

  • Осознание слов
  • Осознание слогов
  • Осознание начала
  • Фонематическое осознание

Фонематическое осознание — это понимание того, что слова разговорного языка могут быть разбиты на отдельные фонемы — мельчайшие единицы разговорного языка.

Фонематическая осведомленность — это не то же самое, что акустика — фонематическая осведомленность фокусируется на отдельных звуках в разговорной речи. Когда учащиеся начинают переходить к фонике, они узнают взаимосвязь между фонемой (звуком) и графемой (буквой (буквами), обозначающими звук) в письменной речи.

Для развития фонологического восприятия учащиеся детского сада и первого класса должны продемонстрировать понимание произносимых слов, слогов и звуков (фонем).

​Программы Read Naturally, развивающие фонематический слух

Почему важна фонематическая осведомленность

Во-первых, фонематическая осведомленность является надежным предиктором долгосрочного успеха в чтении и правописании (Put Reading First, 1998). Учащиеся с сильным фонологическим знанием, скорее всего, станут хорошими читателями, но учащиеся со слабыми фонологическими навыками, скорее всего, станут плохими читателями (Blachman, 2000). Подсчитано, что подавляющее большинство — более 90 процентов — учащиеся со значительными проблемами чтения имеют основной дефицит способности обрабатывать фонологическую информацию (Blachman, 1995).

На самом деле показатели фонематического восприятия могут более точно предсказывать показатели грамотности, чем такие переменные, как интеллект, знание словарного запаса и социально-экономический статус (Gillon, 2004). Хорошая новость заключается в том, что фонологическая осведомленность является одним из немногих факторов, на которые учителя могут существенно влиять посредством обучения, в отличие от интеллекта, словарного запаса и социально-экономического статуса (Lane and Pullen, 2004).

Многие ученики (75%) поступают в детский сад с хорошо развитыми фонематическими навыками. 25% учащихся, которые не овладели этими навыками, принадлежат к разным социально-экономическим слоям общества и нуждаются в четком обучении фонематическому восприятию. Когда обучение увлекательно и соответствует уровню развития, исследователи рекомендуют, чтобы все учащиеся детского сада проходили обучение фонематическому восприятию (Адамс, 1990).

Навыки фонологического восприятия

В следующей таблице показано, как конкретные стандарты фонологического восприятия делятся на четыре уровня развития: слово, слог, начало и фонема. В таблице показаны конкретные навыки (стандарты) для каждого уровня и приведены примеры для каждого навыка.

  Less Complex More Complex
Word Awareness Syllable Awareness Onset-Rime Awareness Phoneme Awareness

Менее сложный

Сегментация предложения
Нажмите один раз для каждого слова, которое вы слышите в предложении:

Я люблю печенье.

  Распознавание рифмы
Эти два слова рифмуются: ветчина, джем? (да)
Изоляция
Какой первый звук в вентилятор ? (/f/)
Какой последний звук в fan ? (/n/)
Какой средний звук в вентиляторе ? (/a/)
    Rhyme Generation
Назовите мне слово, которое рифмуется с гайка . (вырезать)
Идентификация
Какое слово имеет тот же первый звук, что и машина : вентилятор , кукуруза или карта ? (кукуруза)
    Категоризация
Какое слово не принадлежит: мат , солнце , кошка 4 , 4 3 ? (солнце)
Категоризация
Какое слово не принадлежит? автобус , шар , дом ? (дом)
Смешивание
Послушайте, как я скажу два маленьких слова:  дождь … лук .
Соедините два слова, чтобы получить большее слово. (радуга)
Смешивание
Соедините эти части слова вместе, чтобы получилось целое слово:  ракета•ет . (ракета)
Смешивание
Какое слово я говорю? /б/ … /иг/ ? (большой)
*Смешивание
Какое слово я говорю
/b/ /ĭ/ /g/ ? (большой)
Сегментация
Хлопать части слова в радуге . (радуга•лук) 
Сколько раз вы хлопнули в ладоши? (два)
Сегментация
Хлопать части слова в ракета . (ракета)
Сегментация
Скажем большая на две части.

(/b/ … /ig/)

*Сегментация
Сколько звуков в большой ? (три) 
Произнесите звуки в большом .
(/b/ /ĭ/ /g/)
Удаление
Произнесите радуга .
Теперь скажем радуга без лука . (дождь)
Удаление
Скажи перец .
Теперь скажем перец без /er/ . (pep)
Удаление
Сказать мат .
Теперь скажем коврик без /m/ . (at)
Удаление
Произнести искра .
Теперь скажем искра без /s/ . (парк)
      Дополнение
Сэй парк .
Теперь добавьте /s/ в начало парк . (искра)

Более сложный

      Замена
Слово кружка .
Изменить /m/ на /r/ .
Какое новое слово? (коврик)

*Интегрированные инструкции по сегментации и смешению фонем обеспечивают наибольшую пользу в обучении чтению (Snider, 1995).

Обучение должно быть систематическим. Обратите внимание на стрелку сверху. Уровни усложняются по мере того, как учащиеся переходят от уровня слов к слогам, началу и рифму, а затем к фонемам.

Обратите внимание на стрелку слева. Учащиеся продвигаются вниз с каждым уровнем, изучая все более сложные навыки в рамках уровня.

Например, посмотрите на столбец «Знание фонемы». Сначала учащиеся учатся выделять, идентифицировать и классифицировать фонемы. Затем учащихся учат смешивать фонемы, чтобы составить слово, прежде чем их учат разбивать слово на фонемы, что обычно сложнее. Внизу находятся самые сложные навыки фонематического восприятия: удаление, добавление и замена фонем.

Смешивание фонем в слова и разделение слов на фонемы непосредственно способствует обучению правильному чтению и правописанию. На самом деле, эти два навыка фонематического восприятия способствуют обучению чтению и правописанию в большей степени, чем любой другой вид деятельности, входящий в понятие фонематического восприятия (National Reading Panel, 2000; Snider, 1995).

Итак, когда мы планируем обучение фонологическому восприятию, наша цель состоит в том, чтобы как можно быстрее систематически продвигать учащихся к смешиванию и сегментации на фонемном уровне.

Consonant Phonemes

There are two types of consonant phonemes:

Type Description Phonemes
Continuous sounds* A sound that can be pronounced for several seconds without any distortion. /f/ • /l/ • /m/ • /n/ • /r/ • /s/ • /v/ • /w/ •/y/ • /z/ • /a/ • /e/ • /i/ • /o/ • /u/
Стоп-звуки Звук, который можно произнести только на мгновение. Избегайте добавления /uh/. /b/ • /d/ • /g/ • /h/ • /j/ • /k/ • /p/ • /t/

остановить звуки.

Непрерывные звуки можно произносить в течение нескольких секунд без искажений. Стоп-звуки можно произносить только на мгновение. Важно избегать добавления /uh/ к стоп-звуку при его произношении, что сбивает учащихся с толку. По мере появления новых навыков фонологической осведомленности поначалу может быть проще использовать непрерывные звуки.

Read Naturally Программы, развивающие фонематический слух

Fun ēmics: программа развития фонематического слуха для небольших групп стандарты осведомленности. Каждый урок основывается на навыках, полученных на предыдущих уроках, добавляя лишь несколько элементов за раз. С минимальной подготовкой учителя или помощники проводят инструкции по сценарию для небольших групп учащихся, используя интерактивный дисплей (с ярко иллюстрированными страницами и интерактивными виджетами), просматриваемый на планшете или доске. Fun ēmics полностью пре-графема.

Learn more about how Fun ēmics teaches phonological awareness skills:

  • Learn more about Fun ēmics
  • Fun ēmics sampler
  • Research basis for  Fun ēmics
Other Programs That Support Phonemic Awareness

Следующие программы не фокусируются на фонематическом восприятии, но включают мероприятия по фонематическому восприятию как часть более широкого курса обучения:

Естественное чтение ® GATE
Обучение под руководством учителя для небольших групп начинающих читателей. Основное внимание уделяется обучению фонетике и беглости с дополнительной поддержкой фонематического восприятия и словарного запаса.
Узнайте больше о Read Naturally GATE
Word Warm-ups ®
В основном независимая звуковая программа для развития автоматизма и декодирования. Основное внимание уделяется фонетике с дополнительной поддержкой фонематического восприятия и беглости речи.
Узнайте больше о разминках слов (воспроизводимые мастера с аудио)
Узнайте больше о разминке слов в прямом эфире (веб-приложение)


Признаки для Sounds TM для Sounds TM
для Sounds TM для Sounds TM . Ведомое обучение в малых группах для обучения регулярным фонетическим образцам правописания и высокочастотным словам посредством правописания. Сосредоточен на правописании и фонетике с дополнительной поддержкой фонематического понимания.
Узнайте больше о знаках для звуков

Библиография

Адамс, М. Дж. (1990). Начинаю читать: Размышление и изучение печати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *