Фонематический слух | Как помочь ребенку легко освоить чтение и письмо?
Представьте счастливого первоклашку, который уже отлично читает и уверенно выводит буквы в прописи, а дома с удовольствием берется за уроки. Представили? Картинка похожа на рекламный ролик, не имеющий ничего общего с реальностью?
⠀
На первый взгляд, да. Но это реально, если еще до школы начать заниматься с ребенком развитием фонематического слуха. В этой статье поговорим о том, как помочь ребенку в овладении чтением и письмом через развитие фонематического слуха.
Как фонематический слух влияет на чтение?
Давайте сначала разберемся, что же такое фонематический слух. Проще говоря – это умение слышать и различать звуки. Развитый фонематический слух способствует быстрому и правильному освоению устной и письменной речи. И для того, чтобы ваш ребенок научился читать по слогам, сначала он должен научиться соотносить звук и букву. Вы можете помочь ему в этом через специальные игры и упражнения, речь о которых пойдет ниже.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей 3- 4 лет
«Далеко и близко»
Суть игры:
⠀
Вы громко называете какое-нибудь слово и говорите, что это слово звучит громко, потому что я нахожусь рядом с тобой. Затем отходите и называете другое слово, только уже более тихо. Просите ребенка повторить это слово и говорите, что оно звучит тихо, потому что вы стоите далеко.
⠀
Затем вы поочередно называете слова то тихо, то громко и ребенок должен сказать, какие слова звучат «далеко», а какие «близко».
⠀
Эта игра учит ребенка распознавать и запоминать звуки в словах.
«Правильно – неправильно»
Вам понадобятся карточки с изображениями. Подойдут картинки для развития 0+, где нарисованы различные предметы, растения и животные.
⠀
Суть игры:
⠀
Возьмите карточку с любым изображением и поспросите ребенка хлопать в ладоши, если вы неправильно называете предмет на картинке. Для примера пусть будет карточка с яблоком. Вы показываете ее ребенку и говорите: «МЯБЛОКО». Ребенок хлопает, и вы просите его назвать слово правильно. Также вы можете намеренно пропускать звук в слове и ребенок должен вас поправлять.
⠀
Благодаря этому упражнению ребенок запоминает правильное звучание слов, что поможет ему меньше ошибаться при обучении чтению.
«Лишний слог»
Суть игры:
⠀
Вы монотонно повторяете ребенку один и тот же слог, а затем в этот одинаковый ряд добавляете другой слог. Ребенок должен в этот момент остановить вас хлопком и назвать лишний слог. К примеру, вы говорите: «ГА-ГА-ГА-ГА», а затем вставляете «ДА» и продолжаете «гакать» дальше. Ребенок слышит другой звук, хлопает в ладоши и называет лишний слог.
⠀
Эта игра хорошо развивает слух, тренирует внимание и учит различать звуки.
Игры для детей 4–5 лет
«Звук-потеряшка»
Суть игры:
⠀
Загадайте с ребенком звук, который он будет отыскивать в словах. Пусть выберет сам, какой ему больше нравится. Допустим «М». Затем начните называть различные слова с этим звуком и без него. Ребенок должен топнуть ногой или хлопнуть, когда услышит слово со звуком «М»: БАРАБАН, ЦВЕТОК, ЯБЛОНЯ, БАНАН, МАГАЗИН, СОВА, МОТОР.
⠀
В этом упражнении также тренируется внимание, слух и правильное восприятие звуков.
«Слово-потеряшка»
Суть игры:
⠀
Эта игра похожа на предыдущую. Только здесь нужно искать не звук, а слово, которое затерялось среди похожих по звучанию слов. Загадайте с ребенком слово, например «ТОЧКА». Затем называйте созвучные слова: ДОЧКА, ТАЧКА, МОЧКА, КОЧКА, ПОЧКА, ТОЧКА, БОЧКА. Услышав потерянное слово, ребенок должен отреагировать хлопком или прыжком.
«Ты мое эхо»
⠀
Суть игры:
⠀
Предложите ребенку поиграть в эхо. Скажите: «Ты будешь моим эхом. Я буду говорить, а ты за мной повторяй». Затем идите в другую комнату и начинайте игру. Выбирайте слова и звуки, которые ребенок произносит с ошибками или с трудом. Повторяя за вами по несколько раз, ребенок отточит правильное произношение.
Игры для детей 5–6 лет
«Поющее лото»
В этой игре должен быть ведущий и как минимум два участника. Она рассчитана на детей, которые уже полностью или частично знают алфавит.
Суть игры:
⠀
Возьмите карточки с картинками и пустые карточки. Раздайте детям по 5–7 карточек с рисунками и по столько же пустых. Затем пропойте любой звук и спросите, у кого есть картинки с изображением предмета, содержащего этот звук. Дети находят подходящую карточку, проговаривают слово и закрывают изображение пустой карточкой. Побеждает тот, у кого быстрее закроются все картинки.
⠀
Например, вы начинаете: «Ууууууу» и спрашиваете, у кого есть изображение с таким звуком. Ребенок поднимает руку и проговаривает: «Ууууу-тка» и закрывает пустой карточкой картинку.
⠀
Это упражнение помогает детям быстрее освоить чтение по слогам.
«Дострой недостающий слог или слово»
Для упражнения подойдут простые предложения из любимых сказок ребенка.
⠀
Суть игры:
⠀
Вы читаете ребенку предложение, но не произносите последний слог или слово. Ребенок должен достроить слово, и проговорить предложение целиком.
⠀
Например:Жили-были дед и ба… (ба).
Яйцо упало и разби… (лось).
Стоит в поле тере… (мок).
⠀
Или:
⠀
Муха, Муха — …,
Позолоченное брю… (хо)!
Муха … пошла,
Муха денеж… (ку) нашла.
⠀
Второй вариант игры сложнее, но благодаря этому у ребенка хорошо развивается сообразительность, внимание и расширяется словарный запас.
«Разноцветные звуки»
Упражнение для детей, которые уже знают алфавит.
⠀
Суть игры:
⠀
Сделайте бумажные флажки красного и зеленого цвета. Скажите ребенку, что на гласные звуки ему нужно поднимать красный флажок, на согласные – зеленый. Называйте звук, делайте небольшую паузу и ждите ответ ребенка.
⠀
Это упражнение помогает различать звуки и дает хорошую базу для чтения.
⠀
Также можете сделать флажки других цветов на твердые, мягкие, звонкие и глухие звуки.
⠀
Эти простые упражнения помогут вашему ребенку развить фонематический слух и дадут хорошую базу для обучения чтению и письму. Занимайтесь с ребенком 15–30 минут в день и уже через 2–3 недели вы заметите прогресс в обучении. А спустя еще немного времени перед вами будет сидеть довольный ребенок, с интересом осваивающий школьную программу.
⠀
Читайте также:
Как гайки, банан и мультики помогут ребенку быстрее научиться читать?
7 простых игр для изучения букв
Почему дети не любят читать и что делать родителям?
Как развить фонематический слух у ребенка
Фонематический слух (фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.
Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения. Предлагаем вашему вниманию упражнения, разработанные Тумаковой Г.А. — автором методических пособий «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» и «Учите, играя. Игры и упражнения со звучащим словом». В статье журнала автор рассказывает, как проводить занятия по развитию фонематического слуха у дошкольников.
Как звучит слово
Мама с ребенком развивающие занятия. Одно из непременных условий успеха ребенка в будущих школьных занятиях – развитый фонематический слух, то есть умение различать звуки в потоке речи.
В играх и упражнениях ребенку четырех-шести лет надо показать, что слово звучит, что оно состоит из звуков.
Проводить эти занятия можно таким образом.
1. Взрослый говорит:
— Ты уже знаешь, что слова звучат. Послушай, как они ПО-РАЗНОМУ звучат в стихотворении Агнии Барто.:
Скажи погромче слово «гром» —
Грохочет слово словно гром.
Скажи потише: «шесть мышат»,
И сразу мышки зашуршат.
Скажи: «кукушка на суку»,
Тебе послышится «ку-ку».
Затем взрослый продолжает:
— Слова звучат потому, что они состоят из звуков. Звуки бывают разные, послушай: грроомм, ззаашшууршшаат. Повтори вместе со мной так, чтобы были слышны разные звуки… Хорошо. А теперь сам произнеси слово шалунишка так, чтобы ясно были слышны разные звуки: шшааллуунниишшкаа. А теперь сам вспомни какое-нибудь слово и так же отчетливо произнеси его.
2. – Что это за зверек? (Покажите картинку с изображением мышки или игрушку-мышку).
— Мышка. Маленький зверек, который живет под полом.
— А это кто? (на картинке нарисован медведь).
— Это мишка, большой зверь, он живет в лесу и на Севере.
— Ты прав, это разные животные и называются они по-разному, хотя эти названия и звучат похоже. Вслушайся внимательно: мыыышка – мииишка. Слышишь, чем они различаются? А теперь произнеси сам. Хорошо получается…
3. – Вот еще два слова, они разные, но похожи друг на друга по звучанию: мммак – рррак. Произнеси их так же. А теперь ты назови одно какое-нибудь слово, а я к нему подберу другое, похожее по звучанию. Начинаем.
— Шина…
— Машина.
— Ванна…
— Анна. А сейчас я буду называть слова, а ты будешь подбирать похожие по звучанию. Галка…
— Палка.
— Свечка…
— Печка.
— Кузнец…
— Молодец.
4. — А теперь играем по-другому. Подыскиваем два слова, непохожие по звучанию. Вот какие я знаю: дом – пушка. А твои слова?
— Книга – сом.
— Хорошо, а мои такие: жарко – суп…
— Жук — хлеб.
5. Послушай, какое имя я назову, а ты вспомни другое, сходное по звучанию: Ирина – Марина. Слушай еще: Мая – Рая – Тая. Внимание: Коля…
— Оля.
— Юра…
— Шура.
6. занятия с картинками- Посмотри картинки. Вот на этой картинке нарисована птичка. Какое слово можно добавить, чтобы звучало похоже, подумай. Не вспомнил? Я помогу тебе: синичка. Слушай, что получилось: птичка-синичка. Можно сказать: птичка-невеличка. А кто на этой картинке изображен?
— Зайка-побегайка.
— Хорошо звучит: зайка-побегайка.
Так же рассматриваются другие картинки, к названиям которых ребенок должен подобрать рифму: скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока…
7. – Я брошу мяч и скажу, например, слово резина, а ты вспомни слово, похоже звучащее, например, корзина, и перебрось мяч мне. Начали играть! Сверчок!
— Паучок!
— Елки!
— Иголки!
— Петрушка!
— Зверюшка! Погремушка! Хлопушка!
8. А теперь будем перебрасывать друг другу мяч только после того, как вспомним слово, оканчивающееся на звуки ок. Начинам… молоток!
— Паучок!
— Лесок!
— Песок!
— Лужок!
— Промок!
9. А теперь будем называть непохожие, разные по звучанию слова. Я скажу: гол, а ты?
— Шапка.
— Хорошо, продолжаем: мак…
— Топор!
Ваш ребенок научился вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы были отчетливо слышны составляющие их звуки. Следующий этап – умение различать слова по количеству звуков (короткие — мало звуков в слове, длинные – звуков много).
С ребенком можно провести такие занятия.
1. – Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай еще: он, шар. Если шагать под эти слова, то всего только один шаг и успеваешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если взять длинное слово, то и произносится оно дольше и шагов потребуется больше. Слушай и смотри: ленивица, рукодеьница, воспитательница. Произносятся эти слова так: ллее-ннии-ввии-ццаа, рруукоо-деелль-ннии-ццаа, ввоосспии-тааа-теелль-ннии-ццаа. Слышал, как много звуков в этих словах?
2. – Посмотрим, какие предметы находятся в этой комнате…
Можно заранее расположить их так, чтобы на виду были предметы и с короткими и с длинными названиями. Ребенок должен отыскать сразу два предмета: название одного должно быть длинное, название другого – короткое. Например, мяч – грузовик. Затем то же делаете вы, потом снова малыш и т. д.
3. – Теперь надо вспомнить знакомые короткие слова… А теперь вспомни и назови только длинные слова.
4. – Я буду называть разные слова- длинные и короткие. Правила игры следующие: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда скажу длинное слово – не хлопай. Слушай: сыр, учительница, карусель, сок, дом. Иванушка, кит, черноглазый, солнышко, кот. Правильно понял задание, ты внимателен…
Затем взрослый меняется ролями с ребенком.
5. – Новое задание будет более сложное. Мы будем короткие слова превращать в длинные, будем их изменять. Например. Короткое слово кот превратим в длинное. Подумай, как это сделать? Теперь скажи.
— Котенок.
— Очень хорошо, а я предлагаю еще такое длинное слово: котеночек. Коотееннооччеек, вот как долго звучит это слово, оно длиннее, чем короткое слово кот? Изменим короткое слово лис, превратим его в длинное. Интересно, какие это будут слова?
— Лисица, лисичка, лисенок, лисеночек…
6. – Теперь будем вспоминать похожие по звучанию короткие слова. Какие есть слова, похожие на слово мак?
— Рак, лак, мак, бак, так, как …
— Хорошо. И звучат похоже и все короткие. Можно предлагать свои слова, даже такие, которых не бывает, но они должны бвть похожими по звучанию и такими же короткими. Начинаем подбирать слова к слову нос.
— Пос, мос, рос, кос, трос, гос, фос…
— Все правильно. А к слову стол?
— Пол, кол, гол, тол, бол, мол, лол, дол…
— А слово футбол удачное или нет? Правильно объясняешь: звучит-то оно похоже, да слово это не короткое.
7. – А к длинному слову зайчонок какие длинные слова будут подходящими по звучанию?
— Цыпленок, жеребенок, козленок…
Самые разные упражнении можно провести « с опорой на рисунок». Здесь возможны такие направления занятий:
1. занятия с рисунками. Осознание звуковой стороны слова:
— Назови предметы, нарисованные на картинке так ясно и четко, чтобы слышно, как звучат слова.
— Ммиишшккаа, ммаашшииннаа.
— Назови слова, похожие по звучанию.
— Галка-палка, шина-машина.
Какие еще слова звучат так же, как мышка-мишка?
— Пышка-шишка.
К этим словам можно подобрать и придуманные слова, которых нет, — пусть только они звучат похоже (двишка, вельмишка).
— Какие слова звучат так же, как слово галка?
— Палка, скакалка.
— Всмотрись в картину и найди два предмета, названия которых по звучанию не похожи.
— Шина, палка.
— Какие звуки слышны в этих словах? Вспомни другие слова с такими же звуками. Эти слова короткие или длинные?
2. Осознание слоговой стороны слова:
— Произнеси слово галка по частям.
— Гал-ка.
— Сколько частей в этом слове? Какая первая часть? Какая вторая? А теперь произнеси по частям слово палка. Назови первую часть.
— Пал.
— Назови вторую.
— Ка.
— Подумай, какая часть в словах галка и палка одинаковая?
— Ка.
— Скажи слово машина по частям и назови каждую часть отдельно… Вспомни слова с первой частью ма. А какие можешь назвать слова со второй частью ши? А с частью на? Рассмотри все картинки и назови слова, в названии которых только две части. А теперь – только три части… Ты сказал, что в слове палка две части. Как можно изменить это слово, чтобы в нем стало три части?
— Палочка.
— Произнеси еще раз слово палочка по частям и нарисуй на листочке столько клеток сколько частей в этом слове. Сейчас задание будет сложнее: ответь одним словом из двух частей на мой вопрос: «Галка – это кто?»
— Пти-ца, птич-ка.
— А теперь ответ твой должен состоять из слова, в котором будет три части: Галка какая?»
— Чер-на‑я, боль-ша‑я.
— А шина какая?
— Кру-гла‑я.
Напоследок литературная игра: — Придумай рассказ о том, «как однажды машина рассердилась на шину».
Источник: «Семья и школа», 1977 год
Фонематические упражнения для дошкольников или начальных классов
В этой статье представлены упражнения, предназначенные для стимулирования развития фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Занятия первоначально появились в книге «Фонематическая осведомленность у детей младшего возраста: учебная программа в классе ».
Прослушивание последовательностей звуков
Из главы 3: Игры на слушание
Цель
Развивать память и внимание, способность думать о последовательностях звуков и языке для их обсуждения.
Необходимые материалы
Предметы, которые издают интересные характерные звуки. Вот несколько примеров:
стучать по стене/столу/коленам | Открывающееся окно или ящик |
Задание
В этой игре детям предлагается сначала идентифицировать отдельные звуки, а затем идентифицировать каждый из последовательности звуков. И то, и другое будет очень важно в будущих языковых играх. Дети должны закрывать глаза руками, когда вы издаете знакомые звуки, например, закрываете дверь, чихаете или играете на клавишах на пианино. Внимательно слушая и не подглядывая, дети должны попытаться определить шум.
Как только дети поймут игру, издайте два звука один за другим. Не подглядывая, дети должны последовательно угадать два звука, говоря: «Было два звука. Сначала мы услышали ____, а затем мы услышали ____».
После того, как дети достаточно хорошо освоят пары звуков, создайте серию из более чем двух звуков, чтобы они могли их последовательно идентифицировать и сообщать. Опять же, следует поощрять полные предложения.
Помните, что для того, чтобы дать каждому ребенку возможность мысленно участвовать в этих играх, важно запретить всем детям выкрикивать свои ответы до тех пор, пока их об этом не попросят. Кроме того, как для поддержки полного участия, так и для обеспечения оценки отдельных учащихся полезно непредсказуемо переключаться между запросом ответа от всей группы и от отдельных детей, которых вы назначили.
Примечание: Из-за важности навыков, развиваемых в этой игре, уделяйте особое внимание отмечанию успехов и трудностей каждого ребенка. Необходимо создать дополнительные возможности для работы с детьми, у которых возникают проблемы с концепцией последовательностей или с выражением своих ответов.
Вариации
- С закрытыми глазами детей издайте серию звуков. Затем повторите последовательность, но пропустите один из звуков. Дети должны назвать звук, который был пропущен во второй последовательности.
- Предложите детям издавать звуки, чтобы их одноклассники угадывали.
- Эти игры также предлагают хорошие возможности для повторения, упражнения и оценки использования детьми порядковых терминов, таких как первый, второй, третий, средний, последний. Стоит убедиться, что каждый учащийся уверенно, восприимчиво и выразительно владеет этими терминами.
Бессмыслица
Из главы 3: Игры на слушание
Цель
Развивать у детей способность обращать внимание на различия между тем, что они ожидают услышать, и тем, что они слышат на самом деле.
Необходимые материалы
Книга знакомых рассказов или стихов
Занятие
Предложите детям сесть и закрыть глаза, чтобы они могли сосредоточиться на том, что они услышат. Затем расскажите или прочитайте вслух знакомый рассказ или стихотворение детям, но время от времени, изменяя его слова или формулировку, измените его смысл на бессмыслицу. Задача детей состоит в том, чтобы обнаруживать такие изменения всякий раз, когда они происходят. Когда они это сделают, предложите им объяснить, что было не так. Поскольку игра повторяется в более тонких вариациях в течение года, она также будет полезна для повышения осведомленности детей о фонологии, словах, синтаксисе и семантике языка.
Как показано в следующем списке, вы можете изменить любой текст более или менее тонким образом на различных уровнях, включая фонемы, слова, грамматику и значение. Благодаря этому игру можно с пользой и удовольствием пересматривать снова и снова в течение года. Тем не менее, в начальных играх игры важно, чтобы изменения приводили к относительно очевидным нарушениям смысла, значения и формулировки текста. Ниже приведены некоторые примеры «бессмыслицы», которую можно создать в знакомых стихах и рифмах:
Песня о шестипенсовике | Обратные слова |
Баа-баа фиолетовая овца | Слова-заменители |
Мерцай, мерцай машинка | Слова-заменители |
Стена Шалтая-Болтая на стуле | Поменять порядок слов |
Джек упал и сломал корону | Поменять порядок слов |
Раз, два, держи меня | Замена частей слова |
Я маленький прыгун | Поменять местами части слова |
Маленькая маленькая паучиха взобралась на водосточную трубу. | Замена частей слова |
Раз, два, пристегни мой ботинок | Переключение порядка событий |
Маленькая мисс Маффет ест сосиску | Переключение порядка событий |
Златовласка вошла внутрь и постучала в дверь. | Переключение порядка событий |
Первый поросенок построил себе дом из кирпичей. | Переключение порядка событий |
Примечание: Не забывайте непредсказуемо переключаться между просьбой ответить всей группе или отдельным детям.
Хлопание в ладоши
Из главы 6: Восприятие слогов
Цель
Познакомить детей с природой слогов, побуждая их хлопать в ладоши и считать слоги в своих именах.
Упражнение
Когда вы впервые представляете это упражнение, смоделируйте его, используя несколько имен контрастных длин. Произносите имя одного из детей в классе слог за слогом, хлопая в ладоши, прежде чем предлагать детям произнести это имя и хлопать в ладоши вместе с вами. После аплодисментов каждого имени спросите: «Сколько слогов вы услышали?»
После того, как дети все поняли, попросите каждого ребенка похлопать в ладоши и сосчитать слоги в своем имени. Не забывайте и фамилии! Легко продолжать хлопать в ладоши и считать слоги в каждом слове. Если в имени много слогов, вам может понадобиться позволить детям считать слоги во время аплодисментов.
Вариации
Поиск вещей: начальные фонемы
Из главы 7: начальные и конечные звуки разнообразие слов.
Необходимые материалы.
Карточки с картинками. [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов]. Разложите несколько картинок в середине круга. Затем попросите детей найти те картинки, названия которых начинаются с исходного звука, над которым они только что работали. По мере нахождения каждой картинки ребенок должен назвать ее название и начальную фонему, как и раньше (например, 9).0003 ф-ф-ф-ф-иш , /ф-ф-ф-ф/, рыба ).
Вариации
- По мере того, как дети осваивают игру, разложите картинки из двух разных наборов, попросив детей определить название и начальную фонему каждой картинки и соответственно разложить их на две стопки.
- Раздайте детям картинки; каждый должен определить исходную фонему своего изображения и положить ее в соответствующую стопку. Эта игра хорошо работает с небольшими группами.
- Звукообработка: Раздайте детям изображения предметов или животных, назвав каждую картинку и положив ее лицевой стороной вниз на стол или ковер. Дети по очереди переворачивают пары картинок лицевой стороной вверх и определяют, совпадают ли начальные звуки названий картинок. Если исходные звуки совпадают, ребенок выбирает другую пару; в противном случае очередь переходит к другому ребенку. Эта игра хорошо работает с небольшими группами.
Пары слов I: Убрать звук (анализ)
Из главы 7: Начальные и конечные звуки
Цель
Помочь детям отделить звуки слов от их значений.
Упражнение
Показывая детям, что если удалить начальную фонему слова, может получиться совершенно другое слово, это упражнение дополнительно помогает детям отделить звуки слов от их значений. Посадив детей в круг, объясните, что иногда, когда вы убираете звук из слова, вы получаете совершенно другое слово.
Чтобы дать детям пример, скажите « ф-ф-ф-ухо », удлиняя начальную согласную, и попросите детей повторить. Затем скажите « ухо » и попросите детей повторить. Спросите детей, могут ли они определить, какой звук был убран, и повторите за них слова (например, ф-ф-ф-ф-ухо – ухо – ф-ф-ф-у-ухо – ухо ).
Таким образом, детям предлагается обратить внимание на начальные фонемы слов, даже если они осознают, что наличие или отсутствие исходной фонемы приводит к двум разным словам. В течение дня постепенно переходите от более легких начальных согласных к более твердым. Образцы списков слов приведены в конце главы.
Примечание: Большинство детей могут определить «спрятанное слово», но им очень трудно определить, что у них отнято. Дети также могут быть склонны произносить рифмующиеся слова, а не сосредотачиваться на начальных звуках. Имея это в виду, следите за тем, чтобы не переключаться между действиями, связанными с рифмованием и начальными звуками.
Вариации
- Чтобы помочь детям заметить, что начальный звук имеет большое значение в значении слов, попросите их использовать каждое слово в предложении.
- Когда дети освоятся в этой игре, поиграйте в нее с игрой 7I: Паутина. [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов].
- Призовите детей выстроиться в очередь, назвав их имена без начального звука (например, [J]-onathon ). Дети должны угадать, чье имя было названо и какого звука не хватает. Возможно, вы захотите удалить первоначальные смеси как единое целое до тех пор, пока смеси не будут представлены в главе 8 (например,
Пары слов II: Добавление звука (синтез)
Из главы 7: Начальный и конечный звуки
Цель
Познакомить детей с задачей синтеза слов из их отдельных фонем.
Задание
Посадите детей в круг и начните с объяснения, что иногда новое слово можно получить, добавив к слову звук. Например, скажите « ox » и попросите детей повторить это. Затем спросите, что произойдет, если они добавят новый звук в начало слова, например, ф-ф-ф-ф-ф: « ф-ф-ф-ф-ф…бык, ф-ф-ф-ф…бык, ф-ф-ф-ф-бык ». Дети говорят: « лиса! » Затем вы должны объяснить: «Мы добавили новый звук в начало, и у нас появилось новое слово!» унисон (например, «лед…м–,–,–,…лед…м-м-м-лед…мыши»). Опять же, уместно постепенно, в течение дня, отрабатывать от более легких начальных согласных к более твердым и только после последние достаточно хорошо известны, до смесей согласных (например, миля-улыбка ).
Варианты
- Предложите детям использовать каждое слово из пары в предложении, чтобы подчеркнуть разницу в их значении.
- Когда дети справятся с этим, поиграйте с 7I: Паутина. [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов].
Двухзвуковые слова
Из главы 8: Фонемы
Цель
Познакомить детей с трудностями анализа слов в фонемы и синтеза слов из фонем.
Необходимые материалы
- Блоки
- Карточки с двумя фонемами
Упражнение
Эти игры с двумя звуками служат для ознакомления с процедурой и логикой более сложного фонематического анализа и последующего синтеза. Кроме того, двухзвуковые слова предоставляют детям беспрепятственную среду для практики со звуками различных фонем, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом в фонологически минимальных словах.
Ввиду этого полезнее возвращаться к ним по мере необходимости индивидуально или в группе, чем задерживаться слишком долго на каком-либо конкретном сеансе. Однако из-за их фундаментальной важности очень важно, чтобы каждый ребенок усвоил эту концепцию, прежде чем переходить к более сложным видам деятельности.
В первый день достаточно сделать только анализ. В последующие дни начинайте с анализа и переходите к синтезу. Точно так же в первые несколько дней разумно для ясности отделить игру с начальными согласными словами от игры с конечными согласными словами. Как только дети усвоили, два типа слов можно было свободно смешивать. Наконец, поскольку краткие гласные гораздо более изменчивы и менее отчетливы как по звучанию, так и по артикуляции, их введение следует отложить до тех пор, пока дети не освоятся в словах с длинными гласными.
Опять же, чтобы прояснить представление детей о фонемах и поддержать их способность отличать их друг от друга, полезно попросить их почувствовать, как их рот меняет положение с каждым звуком, или посмотреть на свои рты в зеркало во время говоря слова. Кроме того, как и во всех упражнениях на фонематическую осведомленность, важно убедиться, что учащиеся знакомы с каждым словом, используемым в этих упражнениях. Если вы подозреваете, что кто-то из ваших учеников таковым не является, будет разумно пересмотреть значение и употребление этого слова.
Примечание: Чтобы играть в эти игры, у каждого из детей должно быть по два кубика. Кроме того, у вас должно быть два собственных блока и набор картинок двухфонемных слов. Кроме того, прежде чем начать, важно прочитать введение к этой главе.
Аналитическая игра
Ребенок берет карточку и называет то, что на ней изображено. Для этого примера предположим, что ребенок выбирает изображение бантика для волос. Вы бы повторили слово, но медленно и с четкой паузой (интервал примерно полсекунды) между двумя его фонемами (например, « b…ō «). Затем все дети должны повторить слово таким же образом: « b…ō… ». два разных цвета под картинкой, когда она произносит звук, представленный каждым
Затем дети повторяют слово звук за звуком, изображая звуки слова слева направо своими кубиками Дети должны повторять звуки указывая на соответствующие блоки, а затем на слово, делая чуть меньшие паузы между фонемами при каждом повторении (например, « b…ō…, лук, b…ō…, лук, b…ō, лук, b-ō…лук «). Перед тем, как передать детям, смоделируйте процедуру. Выберите картинку и положите ее лицевой стороной вниз, чтобы дети ее не видели. кубики под картинкой.Указывая на свои кубики, дети должны повторять фонемы снова и снова, все быстрее и быстрее, как они это делали в игре на анализ.Когда они считают, что знают название картинки, они должны поднять руки. Затем учитель может попросить группу или любого человека назвать картинку.После разрешения любых разногласий картинка выставляется на всеобщее обозрение.
Слепив таким образом несколько слов, передайте задание детям. Для каждой новой картинки помогите им договориться о ее названии и дайте им время проанализировать ее самостоятельно. Чтобы понять, кто улавливает, а кто нет, попросите одного или нескольких человек поделиться своим решением для каждого слова. Затем вся группа должна повторить решение вместе, озвучивая отдельные фонемы слова по мере того, как они указывают на соответствующие им блоки.
Вариации
- Расширьте упражнение на слова без рисунков. В начале каждой аналитической задачи обязательно используйте каждое слово в предложении для ясности (например, «Жуйте. Пожалуйста,
- Позже эту игру можно использовать для изучения принципа алфавита, заменяя цветные кубики жетонами с буквами. Однако, если вы решите это сделать, имейте в виду, что для передачи основной логики алфавитного принципа лучше всего, чтобы все слова включали по одной букве для каждого звука слева направо. Имея это в виду, избегайте слов с немыми буквами или диграфами. Используйте только короткие гласные слова, а среди них только те, которые пишутся с двумя буквами (например, 9).0003 в и утра нормально, но не край или
Примечание: Все слова в следующих списках состоят только из двух фонем. Тем не менее из-за капризов английского языка в написании многих из них используется более двух букв. По этой причине показ написания слов пока только запутает проблему. Ниже приведены примеры двухзвуковых слов с начальными согласными и долгими гласными:
день | пчела он колено ме горох см. она чай мы | пока | лук /bō/ | бу |
Примеры двухзвуковых слов с конечными согласными звуками и долгими гласными:
туз | каждый | лед | дуб |
Примеры двухзвуковых слов с конечными согласными звуками и краткими гласными:
добавить | край | ick | нечетный | до |
Тролльский разговор II: Фонемы
Из главы 8: Фонемы
Цель
Укрепить способность учащихся синтезировать слова из их отдельных фонем.
Упражнение
Это упражнение аналогично тому, что представлено в 6E: Troll Talk I: Syllables, [Примечание редактора: это задание можно найти в книге авторов], за исключением того, что тролль описывает свои угощения фонемой за фонемой, а не слог за слогом . Все садятся в круг, а воспитатель рассказывает сказку:
Жил-был добрый маленький тролль, который любил дарить людям подарки. Единственная загвоздка заключалась в том, что тролль всегда хотел, чтобы люди знали, какой у них подарок, прежде чем отдавать его им. Проблема была в том, что у маленького тролля была очень странная манера говорить. Если бы он собирался сказать ребенку, что это подарок велосипед , он сказал бы « b–i–k ». Пока ребенок не догадается, что это за подарок, он не будет полностью счастлив. Сейчас я притворюсь троллем. Я назову сюрприз для одного из вас. Когда вы поймете, что это такое, наступит ваша очередь.
Выберите одного ребенка и произнесите имя настоящего, фонема за фонемой. Когда ребенок угадает слово, он или она должны назвать подарок для кого-то еще. Постепенно переходите от коротких (двух- и трехзвуковых) слов к более длинным по мере того, как дети лучше слышат звуки. Лучше всего ограничить игру четырьмя или пятью детьми в любой день, иначе она станет немного длинной. Примеры подарков включают следующее:
обезьяна | сыр | лось | мыло |
Примечание: Если учащиеся не знакомы с троллями, замените их другим человеком или существом из фольклора, например лепреконом, единорогом или эльфом.
Вариация
- Каждый ребенок получает от одной до трех «секретных» картинок. Теперь они могут давать предметы на картинках в качестве «подарков», по одной вещи, другому ребенку, произнося слово. Ребенок, получивший подарок, должен угадать, что это такое, прежде чем он сможет получить картинку.
Фонематическая осведомленность | Фонологическая осведомленность :: Read Naturally, Inc.
Что такое фонематическая осведомленность?
Фонологическое осознание — это общий термин, включающий четыре уровня развития:
- Осознание слов
- Осознание слогов
- Осознание начала
- Фонематическое осознание
Фонематическое осознание — это понимание того, что слова разговорного языка могут быть разбиты на отдельные фонемы — мельчайшие единицы разговорного языка.
Фонематическая осведомленность — это не то же самое, что акустика — фонематическая осведомленность фокусируется на отдельных звуках в разговорной речи. Когда учащиеся начинают переходить к фонике, они узнают взаимосвязь между фонемой (звуком) и графемой (буквой (буквами), обозначающими звук) в письменной речи.
Для развития фонологического восприятия учащиеся детского сада и первого класса должны продемонстрировать понимание произносимых слов, слогов и звуков (фонем).
Программы Read Naturally, развивающие фонематический слух
Почему важна фонематическая осведомленность
Во-первых, фонематическая осведомленность является надежным предиктором долгосрочного успеха в чтении и правописании (Put Reading First, 1998). Учащиеся с сильным фонологическим знанием, скорее всего, станут хорошими читателями, но учащиеся со слабыми фонологическими навыками, скорее всего, станут плохими читателями (Blachman, 2000). Подсчитано, что подавляющее большинство — более 90 процентов — учащиеся со значительными проблемами чтения имеют основной дефицит способности обрабатывать фонологическую информацию (Blachman, 1995).
На самом деле показатели фонематического восприятия могут более точно предсказывать показатели грамотности, чем такие переменные, как интеллект, знание словарного запаса и социально-экономический статус (Gillon, 2004). Хорошая новость заключается в том, что фонологическая осведомленность является одним из немногих факторов, на которые учителя могут существенно влиять посредством обучения, в отличие от интеллекта, словарного запаса и социально-экономического статуса (Lane and Pullen, 2004).
Многие ученики (75%) поступают в детский сад с хорошо развитыми фонематическими навыками. 25% учащихся, которые не овладели этими навыками, принадлежат к разным социально-экономическим слоям общества и нуждаются в четком обучении фонематическому восприятию. Когда обучение увлекательно и соответствует уровню развития, исследователи рекомендуют, чтобы все учащиеся детского сада проходили обучение фонематическому восприятию (Адамс, 1990).
Навыки фонологического восприятия
В следующей таблице показано, как конкретные стандарты фонологического восприятия делятся на четыре уровня развития: слово, слог, начало и фонема. В таблице показаны конкретные навыки (стандарты) для каждого уровня и приведены примеры для каждого навыка.
Less Complex | | More Complex | ||
Word Awareness | Syllable Awareness | Onset-Rime Awareness | Phoneme Awareness | |
---|---|---|---|---|
Менее сложный | Сегментация предложения Нажмите один раз для каждого слова, которое вы слышите в предложении: Я люблю печенье. | Распознавание рифмы Эти два слова рифмуются: ветчина, джем? (да) | Изоляция Какой первый звук в вентилятор ? (/f/) Какой последний звук в fan ? (/n/) Какой средний звук в вентиляторе ? (/a/) | |
| Rhyme Generation Назовите мне слово, которое рифмуется с гайка . (вырезать) | Идентификация Какое слово имеет тот же первый звук, что и машина : вентилятор , кукуруза или карта ? (кукуруза) | ||
Категоризация Какое слово не принадлежит: мат , солнце , кошка 4 , 4 3 ? (солнце) | Категоризация Какое слово не принадлежит? автобус , шар , дом ? (дом) | |||
Смешивание Послушайте, как я скажу два маленьких слова: дождь … лук . Соедините два слова, чтобы получить большее слово. (радуга) | Смешивание Соедините эти части слова вместе, чтобы получилось целое слово: ракета•ет . (ракета) | Смешивание Какое слово я говорю? /б/ … /иг/ ? (большой) | *Смешивание Какое слово я говорю /b/ /ĭ/ /g/ ? (большой) | |
Сегментация Хлопать части слова в радуге . (радуга•лук) Сколько раз вы хлопнули в ладоши? (два) | Сегментация Хлопать части слова в ракета . (ракета) | Сегментация Скажем большая на две части. (/b/ … /ig/) | *Сегментация Сколько звуков в большой ? (три) Произнесите звуки в большом . (/b/ /ĭ/ /g/) | |
Удаление Произнесите радуга . Теперь скажем радуга без лука . (дождь) | Удаление Скажи перец . Теперь скажем перец без /er/ . (pep) | Удаление Сказать мат . Теперь скажем коврик без /m/ . (at) | Удаление Произнести искра . Теперь скажем искра без /s/ . (парк) | |
Дополнение Сэй парк . Теперь добавьте /s/ в начало парк . (искра) | ||||
Более сложный | Замена Слово кружка . Изменить /m/ на /r/ . Какое новое слово? (коврик) |
*Интегрированные инструкции по сегментации и смешению фонем обеспечивают наибольшую пользу в обучении чтению (Snider, 1995).
Обучение должно быть систематическим. Обратите внимание на стрелку сверху. Уровни усложняются по мере того, как учащиеся переходят от уровня слов к слогам, началу и рифму, а затем к фонемам.
Обратите внимание на стрелку слева. Учащиеся продвигаются вниз с каждым уровнем, изучая все более сложные навыки в рамках уровня.
Например, посмотрите на столбец «Знание фонемы». Сначала учащиеся учатся выделять, идентифицировать и классифицировать фонемы. Затем учащихся учат смешивать фонемы, чтобы составить слово, прежде чем их учат разбивать слово на фонемы, что обычно сложнее. Внизу находятся самые сложные навыки фонематического восприятия: удаление, добавление и замена фонем.
Смешивание фонем в слова и разделение слов на фонемы непосредственно способствует обучению правильному чтению и правописанию. На самом деле, эти два навыка фонематического восприятия способствуют обучению чтению и правописанию в большей степени, чем любой другой вид деятельности, входящий в понятие фонематического восприятия (National Reading Panel, 2000; Snider, 1995).
Итак, когда мы планируем обучение фонологическому восприятию, наша цель состоит в том, чтобы как можно быстрее систематически продвигать учащихся к смешиванию и сегментации на фонемном уровне.
Consonant Phonemes
There are two types of consonant phonemes:
Type | Description | Phonemes |
---|---|---|
Continuous sounds* | A sound that can be pronounced for several seconds without any distortion. | /f/ • /l/ • /m/ • /n/ • /r/ • /s/ • /v/ • /w/ •/y/ • /z/ • /a/ • /e/ • /i/ • /o/ • /u/ |
Стоп-звуки | Звук, который можно произнести только на мгновение. Избегайте добавления /uh/. | /b/ • /d/ • /g/ • /h/ • /j/ • /k/ • /p/ • /t/ |
остановить звуки.
Непрерывные звуки можно произносить в течение нескольких секунд без искажений. Стоп-звуки можно произносить только на мгновение. Важно избегать добавления /uh/ к стоп-звуку при его произношении, что сбивает учащихся с толку. По мере появления новых навыков фонологической осведомленности поначалу может быть проще использовать непрерывные звуки.
Read Naturally Программы, развивающие фонематический слух
Fun ēmics: программа развития фонематического слуха для небольших групп стандарты осведомленности. Каждый урок основывается на навыках, полученных на предыдущих уроках, добавляя лишь несколько элементов за раз. С минимальной подготовкой учителя или помощники проводят инструкции по сценарию для небольших групп учащихся, используя интерактивный дисплей (с ярко иллюстрированными страницами и интерактивными виджетами), просматриваемый на планшете или доске. Fun ēmics полностью пре-графема.Learn more about how Fun ēmics teaches phonological awareness skills:
- Learn more about Fun ēmics
- Fun ēmics sampler
- Research basis for Fun ēmics
Other Programs That Support Phonemic Awareness
Следующие программы не фокусируются на фонематическом восприятии, но включают мероприятия по фонематическому восприятию как часть более широкого курса обучения:
Естественное чтение ® GATE Обучение под руководством учителя для небольших групп начинающих читателей. Основное внимание уделяется обучению фонетике и беглости с дополнительной поддержкой фонематического восприятия и словарного запаса. Узнайте больше о Read Naturally GATE |
Word Warm-ups ® В основном независимая звуковая программа для развития автоматизма и декодирования. Основное внимание уделяется фонетике с дополнительной поддержкой фонематического восприятия и беглости речи. Узнайте больше о разминках слов (воспроизводимые мастера с аудио) Узнайте больше о разминке слов в прямом эфире (веб-приложение) |
Признаки для Sounds TM | для Sounds TM | для Sounds TM | для Sounds TM | . Ведомое обучение в малых группах для обучения регулярным фонетическим образцам правописания и высокочастотным словам посредством правописания. Сосредоточен на правописании и фонетике с дополнительной поддержкой фонематического понимания. Узнайте больше о знаках для звуков |
Библиография
Адамс, М. Дж. (1990). Начинаю читать: Размышление и изучение печати.