Развитие мыслительной способности и деятельности учащихся – Активизация мыслительной деятельности учащихся.

Содержание

Активизация мыслительной деятельности – залог успеха учебной деятельности учащихся

 «Активизация мыслительной деятельности –

 залог успеха  учебной деятельности учащихся».

«Если вы мне расскажете, я это быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню»

                                                                                                        Жан Жак Руссо.

Так, в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции».

 В федеральных стандартах основного общего образования указаны  основные критерии результатов обучающихся: предметные, метапредметные и личностные. Особое внимание необходимо уделять метапредметным результатам: регулятивным (организаторским), познавательным (работа с информацией, умение сравнивать и анализировать), коммуникативным (соблюдение норм речевого этикета, вступление  в диалог и коллективные обсуждения, сотрудничество).

1. Мысль – это ключ ко всем сокровищам (О.Бальзак). Без воображения невозможно никакое суждение (Аристотель). 2. Литературное искусство состоит из двух отличных частей: наблюдение–выражение (Бальзак). Что хорошо понято, то легко и свободно излагается (В. Белинский). 3. Язык – орудие мышления. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно (А. Толстой). 4. Я не знаю языка лучше, чем Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школе, – по предложениям, по частям предложения. Так бы учился писать (А.Чехов).

Требования ФГОС: новое качество образования  
Сегодня  выпускник школы XXI века должен:

  • уметь самостоятельно приобретать знания;
  • применять их на практике для решения разнообразных проблем;
  • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
  • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Предъявляемые  требования к обучающемуся основной школы, не могут быть достигнуты без хорошо развитого мышления.

Каждый человек, когда мыслит, самостоятельно делает открытие чего-то нового, неизвестного. Например, всякий школьник, решая учебную задачу, обязательно открывает для себя нечто новое.

“Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы” (А. В. Петровский, 1986, с. 322).

В основе учебных трудностей обучающихся, таких как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, непонимание смысла и значений важных понятий, малый объем пассивного и активного словарного запаса, низкий уровень интеллектуального развития, может лежать психологическая причина – несформированность мыслительной деятельности анализа.

Низкий уровень развития этих умственных действий настолько затрудняет процесс учебной деятельности, что может вызвать у детей значительное нервное напряжение, переутомление, привести к перегрузкам, способствовать деформации личности.

Что же такое «мысль», «мышление» и как специально научить ребенка думать?

      Уметь мыслить — значит уметь оперировать знаниями.

Сознательно усваивая учебный материал, вскрывая связи и отношения между предметами и явлениями действительности, школьники постепенно учатся формировать точные и ясные понятия, делать правильные суждения и выводы, строить умозаключения, систематизировать полученные знания, сравнивать, обобщать и конкретизировать материал. Ни на одну психическую функцию так не влияет обучение, как на мышление.

     И все же знания сами по себе малоценны, если человек не умеет ими оперировать, применять в нужной ситуации для решения той или иной проблемы, научной или житейской. Поэтому для развития мышления столь же важно научиться в процессе получения и накопления знаний производить умственные операции.

КОМПОНЕНТАМИ МЫШЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

1.  Содержательный компонент, то есть знания, полученные в результате чувственного познания, и сохраненные в виде образов. Знания же, полученные в результате логического познания, сохраняются в виде понятий. Понятие – это мысль, выраженная в слове; это обобщенное, опосредованное, общее (существенное) знание.
2.  Операционный компонент – это система мыслительных операций.

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ:

 ·   Анализ — это мысленное расчленение предмета или явления, выделение его частей, признаков, свойств.

·   Синтез — мысленное соединение элементов, частей, признаков в некоторое целое. В отдельных этапах мысленного процесса на первый план выступает или анализ, или синтез.

 

Пример: Процесс понимания предложения на иностранном языке протекает следующим образом. При первом чтении смысл предложения остается непонятным. Тогда на первый план выступает процесс анализа: человек выделяет отдельные слова и устанавливает их значение (припоминает, смотрит в словарь).     

      Однако можно знать значения всех слов в отдельности и все-таки не понимать смысла предложения в целом. Необходима еще синтетическая работа мысли — объединение в одно осмысленное целое всех значений отдельных слов. И только тогда, когда это объединение произошло, человек начинает понимать смысл предложения. Существенными составляющими логического мышления являются обобщение и абстрагирование.

 ·   Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений действительности, имеющих те или иные общие свойства. Обобщение выражается в том, что среди конкретных, единичных, индивидуальных особенностей предмета и явления па первый план выдвигаются те, которые являются общими для целой группы объектов и характеризуют эту группу.

·    Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстрагированием.

Существует еще ряд мыслительных операций, овладение которыми необходимо для развития мышления. Это, например:

·   сравнение – оно позволяет вскрыть сходство и различия вещей/ явлений;

·    классификация –  объединение предметов и явлений в классы по сходству;

·   аналогия – установление сходства в каком-нибудь отношении между явлениями, предметами и понятиями.

Усвоение любой мыслительной операции проходит несколько стадий. Условно их можно назвать стихийной, полустихийной и сознательной. На стихийной стадии ученик осуществляет мыслительную операцию на практике, но не осознаёт, как он это делает. На полустихийной стадии ученик осуществляет мыслительную операцию на практике, осознаёт, как он это делает, но не понимает существа этой операции, считая, что её применение происходит само собой, без каких-либо правил. На сознательной стадии ученик сознательно использует знание правил осуществления мысленной операции и понимает, что эти правила специально сформулированы учёными.

Приемы и методы для активизации мыслительных процессов учащихся

Составление вопроса

Познаватель-развивающие вопросы позволяют ученикам, облачившись в одеяния исследователей, первопроходцев, следопытов, совершать краткие, но чрезвычайно увлекательные путешествия в прошлое. Во время обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умения думать, сравнивать, соотносить, анализировать, отстаивать свою собственную точку зрения, находить свои и чужие ошибки, делать выводы.

Чтение текста

Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с учебной книгой. Известны три уровня работы с книгой: познавательный (главная цель – усвоение), аналитический (главная цель – критика), творческий (главная цель – созидание нового). Для учащихся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее распространённые приёмы работы с книгой: выделение существенного, смысловую группировку, составление плана, конспекта тезисов, схем, графиков, диаграмм, формулирование выводов, чтение-поиск, чтение-сортировка.

Технологическая цепочка : вызов — осмысление — рефлексия

Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов — осмысление — рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками .

В результате применения данного опыта у учащихся:

•        формируется новый стиль мышления

•        развиваются базовые качества личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность

•        формируется культура чтения, включающая в себя умение ориентироваться в источниках информации

•        стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность, запускается механизм самообразования и самоорганизации.

Данная технология способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи.

Решение нестандартных задачь

Нестандартные задачи способствуют формированию и совершенствованию логики мысли, рассуждений, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности.

К нестандартным задачам относятся: «отгадывание чисел», «логические концовки», «задачи-парадоксы с неожиданными ответами», «занимательные задачи на расстановку чисел» и др.

Например: 1. В числе 92574063 зачеркните 3 цифры так чтобы оставшиеся пять цифр в той же последовательности образовывали: 1) возможно большее число; 2) Возможно меньшее число. Ответ: 1) 97463; 2) 24063.

Использование нестандартных заданий способствует развитию мыслительных операций, таких как обобщение, анализ, синтез, сравнение, классификация, абстракция. После применения данной системы работы повышается интерес учащихся к изучению учебного материала. На уроках ребята работают активнее и с большим удовольствием.

Альтернатива  выбора

Одним из направлений совершенствования процесса формирования исторического сознания школьников, является использование на уроках «альтернативных ситуаций».

В обобщенном виде логика работы с «альтернативной ситуацией» на уроке такова: создание ситуации выбора — уяснение ее сущности учащимися — определение критериальной основы для рассмотрения предложенных альтернатив — их анализ и оценка в соответствии с избранными критериями — аргументированное изложение учащимися своей позиции по рассматриваемой проблеме — анализ результата работы школьников учителем.

Велика роль повторительно-обобщающих уроков в коррекции мышлении учащихся, так как для того чтобы систематизировать и обобщить знания по больной программной теме необходимо развивать все мыслительные операции учащихся; учить понимать происшедшие изменения в стране за длительный период, объяснять причины этих перемен.

Упражнение «Что хотите, говорите…», «Старт-финиш», «Четвертый Лишний», «Аукцион», «Все ответы»

Эти упражнения полезны для подростков, они испытывают трудности в понимании и осмыслении нового материала, его запоминании, установлении связей между понятиями, выражении собственных мыслей.

Работа по развитию мышления важна на всех этапах учебной деятельности учащихся. Это способствует повышению качества знаний не только по математике, но и по другим предметам.

nsportal.ru

Учебно-методическое пособие на тему: Мыслительные способности ребенка и ее развитие

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

РЕБЕНКА И ЕЕ РАЗВИТИЕ

Одной из важнейших составных частей формирования творческой личности является развитие мыслительных способностей ребенка. Что же касается готовности к самостоятельным решениям, мыслительной активности, то эти качества воспитываются всем педагогическим коллективом, на каждом уроке, внеклассном и внешкольном мероприятии.

Необходимо развивать такие качества мышления школьника, как широта, глубина, критичность, самостоятельность, конструктивность, оригинальность, потому что нельзя сделать открытие, не освободившись от власти стереотипных, ставших привычными решений. Каждый ли учитель задумывается над этими вопросам? А сегодня повседневное внимание к ним стало жизненной необходимостью. Шаблонность, механистичность, автоматизм мышления – великие потери и для общества, потому что эти качества в конечном счете обусловливают замедление прогресса.

Решив больше внимания уделять развитию мышления учащихся, педагог должен отдавать себе отчет в том, что это прежде всего ставит его перед необходимостью проявлять терпение, выдержку, настойчивость, веру в потенциальные возможности ребенка. У одного учащегося ум живой, быстрый, способный на импровизацию, у другого – медлительный, но не исключено, что более основательный. Учитель порой торопит ученика с ответом, сердится, если тот медлит. Он требует от ребенка быстроты интеллектуальной  реакции, а добивается в результате того, что ученик либо привыкает высказывать поспешные, но необоснованные суждения, либо уходит в себя.

Нужно развивать у школьника способность к анализу и синтезу. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные комплексы мыслей, находить причинные связи между явлениями, овладевать длинной цепью умозаключений, открывать связи между единичными фактами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предохраняет от поспешных обобщений, решений.

Важно сформировать у ребенка продуктивное мышление, т.е. способность к созданию новых идей, умение устанавливать связи между фактом и группами фактов, сопоставлять новый факт с ранее известными. Продуктивность мышления младших школьников проявляется пока в ограниченных масштабах. Но если ребенок вдвигает идею не новую для взрослых, но новую для себя что-то, пусть известное для других, — это уже показатель продуктивности мышления.

Учитель младших классов строит процесс обучения и воспитания в значительной мере по принципу, «делай, как я». И действительно, ребенку пример необходим, благодаря ему он узнает, как нужно поступать, каким должно быть поведение человека. Но нельзя долго задерживаться на этапе, когда ученик упражняется лишь в подражании. Ведь  в жизни школьника бывают такие моменты, когда рядом нет никого, кто мог бы подсказать, как надо поступить. И сможет поступить правильно лишь в том случае, если обладает самостоятельностью мышления, нравственными принципами.

Время, в которое мы живем, требует от каждого творческого, инициативного подхода к делу.

Назначение урока – не только давать знания, но и побуждать школьников к самостоятельности. Надо воспитать людей самостоятельно мыслящих, обладающих способностью на основе ранее приобретенных знаний и представлений создавать собственное оригинальное суждение, идти к новым выводам.

Самостоятельность мышления нужна не только для того, чтобы делать научные открытия. Она нужна и для  успешного идейно-нравственного развития человека.

Отсутствие самостоятельности и активности мысли приводит к тому, что у человека не складывается глубоких убеждений, нравственных принципов. Превращение знаний в убеждении не достигается передачей сведений и фактов от одного человека к другому, это результат большой мыслительной работы самого школьника, и эта работа должна стать для него необходимостью, постоянным, естественным процессом.

Способность к оригинальному решению, внесению нового в то, что существовало раньше, учитель порой не замечает. Это ведет к позднему выявлению таланта, постепенному затуханию мыслительных способностей, недостаточному их развитию.

Если не побуждать детей к изобретательности, смекалке, любые самые прекрасные задатки угаснут. Из того, кого в младших классах считали вундеркиндом, вырастет добросовестный исполнитель, а не творец.

Мышления ребенка неотделимо от его чувств, от образного видения мира. Его часто сравнивают с мышлением писателя, художника. Ребенок мыслит образами, и в этом великое преимущество его возраста. Живое чувство – главная пружина свободного полета мысли ребенка. Такая свободная игра мысли доставляет детям большое удовольствие. Но они избегают глубоких исследований, не расположены к длительному умственному развитию, напряжению. В целом особенности мышления ребенка младшего школьного возраста создают особенно благоприятные возможности для решения в комплексе задач интеллектуального, эмоционального и эстетического развития.

Одной из форм работы, позволяющей решать одновременно эти задачи, являются творческие сочинения. Например, ребята пишут сочинения на свободную тему. Но вот в чем беда: зная, что за каждую ошибку оценка снижается, дети пишут сочинения обычно короткими фразами, употребляя только те слова, в написании которых они не сомневаются. В результате чахнет их воображение, глохнет чувство языка. Лучше будет, если не ставить им отметки за эти сочинения, а обсуждать их коллективно и лучше отбирать для специально оформляемого в классе альбома творческих работ. Этот отбор проводят сами ребята. Благодаря этому удается повысить роль книги в формировании творческого потенциала детей. Предлагаю и другие виды творческих работ: ребенок пишет свой вариант заметки о работе класса в школьную стенгазету, отзыв о кинофильме, телевизионной передаче, о театральном спектакле, который весь класс посетил коллективно.

Строю уроки так, чтобы перед школьником постоянно возникала необходимость напрягать ум, мыслить, анализировать, обобщать факты, находить правильное решение, своими усилиями добиваться истины. Простой пересказ ребенком материала учебника недостаточен, необходимо осмысление фактов, а не простое их запоминание. Они побуждают детей отстаивать свою точку зрения, оценивать тот или иной поступок, событие, учат ребенка размышлять об окружающем, о себе, о своем поведении.

Радость, эстетические переживания – естественный возбудить работы мозга. Доказано, когда учение опирается только на работу интеллекта, возможности мозга по существу используются только наполовину. Психофизиологии пришли к заключению, что при односторонней загрузке левого полушария головного мозга, ведающего речевыми функциями и абстрактным мышлением, нередко уменьшается продуктивность умственного труда, возрастает опасность стресса. В таких случаях правое полушарие, управляющее образно-познавательным процессом, недостаточно нагружено. Оно, по мнению ученых, представляет собой важный, но мало используемый резерв. Перенапряжение левой половины мозга оказывает тормозящее воздействие на его работу в целом.

Необходимо повысить роль наглядных пособий, наряду со словесно-цифровой информацией широко использовать цветовую, музыкальную. Стимулировать работу правого полушария, а следовательно, в целом работу мозга можно, чаще бывая с детьми на природе, приобщая их к искусству. Вот и получается, что музыка, живопись помогают развитию не только образного, но и абстрактного мышления, логического. Сейчас у нас обучение использует в основном лишь возможности левого полушария, правое полушарие задействовано только на одну восьмую. Пока в обучении мало опоры на систему чувств, на эстетическое восприятие окружающей действительности.

Но во всем нужна разумная мера, в вызывании эмоций у ребенка особенно. Злоупотребление ими истощает его нервную систему. Ребенок всем существом своим обращен к новизне, он жаждет новых ярких впечатлений. Получая достаточное их количество, он растет живым, любознательным. Но если мы организуем жизнь ребенка так, что впечатлений у него слишком много, одно сменяет другое, он инстинктивно остерегается воспринимать что-либо глубоко, охраняет свою психику от истощения. Это ведет к скудности и бедности эмоций.

 Нужны правильные пропорции в развитии интеллекта и чувств ребенка. Человек обладает огромным запасом интеллектуальной энергии, а используется она только частично. Многие школьники не приучены напрягать мысль, они если и думают, то вяло, поверхностно. Но не менее опасен и другой порок – когда ребенок чувствует неглубоко. А если в младших классах не уделялось достаточного внимания эмоциональному развитию, а также развитию мыслительных способностей через учебную деятельность позже упущенного не наверстаешь, как не оживишь засохшее дерево.

nsportal.ru

Статья. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Коваленко Наталья Леонтьевна

Учитель истории и обществознания

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Работа с историческими источниками как этап познавательной активности учащихся

Самостоятельная исследовательская практика учащихся рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей и повышения качества образования. При этом знание даётся не как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным жизненным материалом, работы с документами, другими жизненными источниками.

Работа с документом даёт большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроках, целевые установки в этом случае направлены на:

— формирование у учащихся системы научных знаний и развитие способов человеческой деятельности на основе исследовательской работы;

— оказание помощи учащимся в раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

— содействие в формировании у ребенка Я- Концепции, развитие творческих способностей.

Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создавая особый эмоциональный фон. Учебники истории дают позицию автора, и ученику остаётся только согласиться с мнением авторов учебника, не особенно вникая в их суть. Чтобы устранить эти недостатки и предложить ученику самому мыслить, понять исторические события, необходимо привлечь ученика к исследовательской работе.

Работа с историческими источниками способствует углублению и конкретизации знаний школьников, активизации процессов их мышления и воображения в силу необходимости реконструировать минувшее. Возможность непосредственно познакомиться с присущим историческим памятникам языкам, символикой, знаменательными событиями прошлого имеет большое значение для пробуждения интереса учащихся к истории.

Работа с документом предполагает добывание факторов, которые обычно не лежал на поверхности. Из текстов их приходится извлекать, осуществляя сложные мыслительные операции. При этом документы весьма разнообразны, и их анализ включает в себя элементы творческой деятельности. Надо обратить внимание на то, что автор документа, как правило, современник, описывающий событие.

Так, проводя урок по отмене крепостного права и, затем, говоря о подъёме выступлений народа, привожу документ «Из письма Н.А. Крылова», очевидца восстания (Автор — управляющий имением помещицы Ермолаевой, которой и адресовано настоящее письмо). Прошу детей попытаться войти в ту эпоху, увидеть события с субъективной стороны автора, дать оценку событиям. Это сложно, но эта работа интересна детям. Материал, изученный таким образом, дети запоминают лучше, развивается интерес, происходит «вживание» в эпоху. Достаточно интересно и методически оправданно была проведена работа с документами па уроке «Начало славных дел Петра»-10 класс.

В начале урока дети работали по вариантам с разными документами.

Задание. На основании текста документа объяснить, какие черты нового и старого одновременно существовали в России в 17 веке.

Ответы: — феодальные (тысячи душ крепостных, холопы…)

— капиталистические (торговля с другими странами, заводы, железоделательные предприятия).

Дети делают вывод: Россия оставалась феодальной страной, но появились черты нового, капиталистического строя.

Для строительства флота и других преобразований нужны были образованные люди, поэтому Петр I отправляет молодых людей за границу. И вновь работа с документами.

У учеников появляется интерес к предмету, возрастает познавательная активность, дети все работают, развивая творческое мышление, воображение.

Исследовательская работа с документами может занимать и целый урок. Так, в 10 классе была изучена тема: «Внутрипартийная борьба в 20-е годы». Тема сложная, трудная для восприятия детей. Поэтому была проведена лабораторная, исследовательская работа по заданию.

Учащимся были выданы документы, с которыми они работали самостоятельно, под наблюдением учителя и, в случае необходимости, с его помощью. По ходу работы учащиеся заполняли таблицу:

Название

оппозиции

Когда

появилась

Кто

входил

Что

отстаивали

Когда

прекратила существование

После выполнения этой работы в классе проводится беседа, в более сильных классах она может перерасти в дискуссию о борьбе внутри партии после смерти В.И. Ленина и причинах установления в стране тоталитарного режима.

Работу с документами необходимо проводить не эпизодически, а на каждом уроке. Документы должны характеризовать историческую эпоху, событие, явление, процесс.

К документам ставятся вопросы и задания разной степени сложности: они формируются с учетом возрастных особенностей детей. В младших классах, а особенно слабоуспевающим детям, можно предложить репродуктивные вопросы, ответы вычитываются из текста документов напрямую, ученики постарше выполняют по преимуществу проблемные задания.

Работая с документами, дети начинают воспринимать историческое время, ощущая при этом свою сопричастность прошлому. При этом дети не столько запоминают, сколько размышляют, они вновь и вновь оказываются в ситуации выбора, принятия решения. Это создает условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой ребенок в сотрудничестве с учителем не только открывает нечто новое для себя, но и создает это новое, творит его.

Одной из эффективных форм работы выступает ученическое исследование. Цель ученического исследования – глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков.

В ходе ученического исследования используются разнообразные источники: текст учебника, научно-популярная литература, документы, ресурсы Интернета, материалы СМИ, и др.

В итоге этой работы:

— развивается познавательная деятельность ребенка:

— развивается творческое мышление, воображение:

— формируется интерес к предмету;

— у ребенка вырабатывается свое отношение к изучаемому материалу;

— учащиеся учатся аргументировано доказывать свою точку зрения.

Решение познавательных задач

В настоящее время, время стремительных социальных изменений в переустраивающемся и развивающемся обществе, резко возрастает личностная и социальная значимость умения мыслить творчески. Оно позволяет человеку, потерявшему точку опоры, найти новую, проявив гибкость, модифицировав свою деятельность. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Проблема развития интеллектуальных способностей личности — одна из актуальных, имеющих глубокий теоретический смысл и практическую значимость.

В обучении истории необходимо ориентироваться на интеллектуальную инициациативу детей. При решении познавательной задачи ребенок стремится найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне, либо, но по-другому подойти к ней. Ученикам предлагается не только рассказать или дать, характеристику великому полководцу древности Святославу, а предположить, почему Святослав носил одежду, не отличавшуюся от одежды воинов? Почему он уведомлял противника о наступлении: «Иду на Вы!». Даются такие задачи, которые требуют размышления. Дети начинают рассуждать, используя слова: «Я думаю». «Я считаю». «Мне кажется». «По-моему». Такая работа сплачивает коллектив детей, развивает внимание, воспитывает уважение к суждениям других учеников. Так учащиеся приучаются работать не рядом, а вместе.

Примеры задач:

1. Какова ваша оценка атомных бомбардировок городов Хиросимы и Нагасаки с точки зрения военной целесообразности и политической направленности

2. Один из сподвижников академика Андрея Сахарова. Сергей Ковалёв, отмечал: «Мы политиками не были, у нас была просто нравственная несовместимость с режимом».

Вопрос: «Как вам представляется, что имел в виду активный участник правозащитного движения?»

Отбор вопросов и заданий определяю в зависимости от уровня подготовленности классов.

Таким образом, решение познавательных задач способствует развитию творческого мышления. В таких ситуациях не происходит простое воспроизведение учебника, ученик думает, высказывает свою точку зрения, аргументирует её.

Проводя тематический учёт знаний, нужно обязательно ставить, вопросы или задачи проблемного, творческого характера, не требующие простого воспроизведения материалами.

infourok.ru

Статья по математике на тему: Доклад на тему «Пути активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»

Доклад на тему «Пути активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»

Выполнила учитель начальных классов Чарквиани Ю.Т.


Пути активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики.

«…Ни один наставник не должен забывать,

что его главнейшая обязанность состоит

в приучении воспитанников к умственному

труду  и что эта обязанность более чем

важна, нежели передача самого предмета».

К.Д.Ушинский

   Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятий по математике? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зарождается догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпение начинают тянуть руку, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Можно ли вызвать у младших школьников настолько больший интерес к занятиям математикой, что они, встречая учителя, неоднократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет еще такое занятие?», — и ждут его, предвкушая это занятие, как своеобразный праздник.

   Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и неподдельный интерес к предмету, являются поистине счастливыми для него. Из них и складывается радость педагогического труда.

   Математика воспитывает у учащихся диалектический характер мышления, понимание причинных связей между явлениями окружающей деятельности. Математика развивает познавательные способности учащихся: восприятие предметов и их внешних свойств, обеспечивает продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Основа развития познавательных способностей детей – целенаправленное развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются: внимание, воображение, память и мышление.

   Таким образом, мышление – это развитие познавательной деятельности учащихся. А подбор правильных путей активизации мыслительной деятельности школьников – это развитие самостоятельной мыслящей личности.

   Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях.

  1. Развитие логического мышления учащихся.

   Одна из важнейших задач начального обучения – развития у детей логического мышления. Такое мышление проявляется в том, что при решении задач ребенок соотносит суждения о предметах, отвлекаясь от особенностей их наглядных образов, рассуждает, делает выводы.

   Уметь мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной основы, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Именно в начальной школе закладываются основы доказательного мышления.

А) Игровые и занимательные занятия по математике.

   Интерес к математике в начальных классах поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, я имею в виду не развлечения детей пустыми забавами, а занимательность содержания математических заданий, либо формы, в которые они облекаются. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность всегда несет элементы остроумия, игрового настроя, праздничности.

   Занимательность служит основой для проникновения в сознание ребенка чувства прекрасного в математике.

Б) Приемы организации устного счета.

   Необходимое условие формирования вычислительных навыков – умение учителя организовывать внимание детей. Особенно важно организовать внимание учащихся в начале урока, так как это во много определяет весь дальнейший его ход. Для организации внимания детей можно использовать различные игры. Например, в первом классе можно провести игру «Заметь все».

   На наборном полотне выставить в один ряд изображения различных предметов (цветы, бабочки, машинки). Открыть занавеску и предложить рассмотреть предметные картинки (10 секунд). Затем закрыть занавеску и предложить детям перечислить предметные картинки в том порядке, в котором они были выставлены на наборном полотне. Игра имеет несколько вариантов: можно заменить предметные картинки геометрическими фигурами.

        

Задаем вопрос: «Какие фигуры изображены? Сколько их? Какого они цвета? В какой последовательности расположены?» Затем учащиеся закрывают глаза, меняем местами первую и последнюю фигуру или убираем какую-нибудь из них и спрашиваем: «Что изменилось?»

   Большое внимание на уроках математике нужно уделять устному счету. Он активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает память, внимание, автоматизирует навык. На устный счет нужно отводить на уроке пять-десять минут. Проводить его можно в форме игры, соревнования или хотя бы привнести элемент занимательности.

В) Организация самостоятельной работы на уроках.

   Математику любят те учащиеся, которые могут самостоятельно решать задачи. Слабые же часто затрудняются при решении задач. Ученик один раз, другой не справился с решением задачи, и ему становится не интересно на уроках математики, появляется безразличие к предмету. А безразличных может и не быть, если дать возможность каждому ученику получить доступное задание. В процессе повторения большое внимание надо уделять самостоятельной работе, самопроверке и взаимопроверке. Например:

Записать ответы по памяти (не считая):

                   1 вариант                                               2 вариант

8+9         5+7         6+4                                      9+9         7+4         6+9

6+8         7+7        3+9                                       7+8         7+6        3+8

9+7        6+9        6+5                                        8+8         8+6        9+7

Проверьте себя! Найдите ответы своих примеров на обложке учебника.

Таким образом можно подготовить каждого ученика к самостоятельному выполнению задания.

Г) Активизация мыслительной деятельности учащихся при изучении нового материала.

   Процесс воспитания самостоятельности мышления школьников – сложный и длительный, поэтому уже в начальной школе целесообразно уделять этому должное внимание. Умение сделать самостоятельный вывод учащимися должно осуществлять на различных этапах обучения, в частности на этапе ознакомления с новым материалом. Для усвоения вычислительных приемов большое значение имеет предварительная подготовка учащихся к восприятию нового материала, поэтому выполняются задания, подготавливающие учеников к восприятию новой темы. Например:

Решите удобным способом:

(40+10) – 7

(60+10) – 4

Способ вычитания обсуждается в процессе фронтальной беседы. Запись решения делает учитель:

(40+10) – 7 = 40+(10 – 7)

(60+10) – 4 = 60+(10 – 4)

После записи решения на доске детям дается задание:

«Найдите, чем похожи суммы в этих примерах?» А получив ответ: «Вторые слагаемые одинаковы – число 10», — дети обводят указанные слагаемые красным мелом. Найдя черты сходства в суммах, можно сделать вывод, что в обоих случаях единицы вычитаются из числа 10. Для проверки понимания можно предложить задание: «Придумай свой пример на это правило». После закрепления, работа над новым  материалом заканчивается небольшой самостоятельной работой, которая составляется из нескольких примеров тренировочного характера. Ее результаты показывают степень усвоения новых знаний. При проведении итога урока сообщаются результаты самостоятельной работы.  Нужно показать типичные ошибки, а ученикам еще раз повторить суть новых вычислений.

   Такие задания создают условия для самостоятельного формулирования выводов учениками, подготавливает учащихся к самостоятельному выполнению домашнего задания.

  1. Развитие пространственного мышления на уроках математики.

   Одна из психологических особенностей детей младшего школьного возраста – преобладание наглядно-образного мышления. И именно на первых этапах обучения математики, когда ребенок познает окружающий мир посредствам ощущений, мы должны начать развитие его пространственного мышления. Большие возможности для развития пространственного мышления дает работа с геометрическим материалом. Работа с геометрическом материалом развивает у детей мышление, сообразительность, творчество, заставляет думать.

  1. Развитие функционального мышления в начальных классах.

   Через понятие функции в математике формулируются реальные диалектические процессы. Знание функциональной зависимости позволяет ответить на разнообразные вопросы. Выполнение различных упражнений, решение задач с функциональным содержание позволяет детям увидеть динамичность явлений реального мира.

   В первых же упражнениях, с которыми встречаются первоклассники, заключена идя функциональной зависимости. Очень важно, чтобы ознакомление с зависимостями не просто носила формальный характер. Ученики очень часто могут правильно отвечать, например, на вопросы: «Как найти цену, если известны количество и стоимость?», — и тем не менее делают ошибки при нахождении действия.

   Значит учащиеся не анализируют условия задачи, не осознают зависимости между величинами, данными в ней.

   Продумывая работу в этом направлении, можно использовать различные приемы, которые помогают детям научиться не только решать задачи, но и осознать различие между величинами, надо проводить подготовительную работу к изучению функциональных зависимостей. В учебнике математики 3 класса есть задачи, в которых имеет место пропорциональная зависимость таких величин, как: цена количества, стоимость, масса предмета, количество предметов, общая масса и т.д. Такая работа позволяет лучше сознать не только смысл действия умножения, но и зависимость между величинами, данными в задаче. Организуя работу с простыми задачами на пропорциональную зависимость, прежде всего нужно использовать приемы, позволяющие учащимся ясно представлять себе ситуацию, данную в задаче, и подставить перед собой вопрос: «Большее или меньшее число он получит?»

   Решение задач способствует воспитанию функционального мышления, с другой стороны, глубокое понимание зависимостей, умение проникать в сущность процессов и изменений помогает учащимся находить различные способы решения задач, выбирать из них наиболее рациональный.

   Таким образом, все виды работ, перечисленные выше, активизируют мыслительную деятельность учащихся. Нельзя заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей путем принуждения. Принуждение может лишь угнетать, а не возбуждать мыслительную деятельность ребенка. Не всегда могут активизировать мысль ученика и словесные просьбы и убеждения. Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду на уроках может прослужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства возбуждения интереса детей к тем математическим, логическим заданиям, которые он предлагает в ходе урока. Учитель должен не только дать детям числовую грамотность, но и в первую очередь создать условия для развития и совершенствования всех познавательных процессов у младших школьников, от класса к классу усиливая акцент на развитие их мышления.

   Познавательные процессы служат базой для развития очень важного для жизни, для становления самостоятельно мыслящей личности, — процесса мышления, который является высшей ступенью человеческого познания.


Использованная литература:

  1. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики// Начальная школа. 1993. № 7. С. 53 – 60.
  2. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1990.
  3. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.,  1994.
  4. Волкова С.И. «Развитие познавательных способностей учащихся на уроках математики»/ «Начальная школа», №7, 8, 1993.
  5. Боричевская В.И. «Развитие самостоятельности мышления учащихся» / «Начальная школа», №1, 1992.
  6. Гребцова Н.И. «Развитие мышления учащихся»/ «Начальная школа», №11, 1994.
  7. Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» — М.: Просвещение: Владос, 1994.
  8. Ивин А.А. «Искусство правильно мыслить»-М.: Просвещение, 1986.

nsportal.ru

» Развитие мыслительной деятельности учащихся в образовательном процессе»

Гальцева Людмила Владимировна

учитель биологии-химии 1 категории

МОУ Нижнебузулинская СОШ

Амурская область

«Приемы развития мыслительной деятельности учащихся в образовательном процессе».

Развитие мыслительной деятельности учащих одна из основных задач процесса обучения .Используя различные приемы , мышление очень быстро начинает меняться , оно становится более гибким ,повышается активность, заинтересованность учащихся в усвоении материала. В данной статье рассмотрены материалы различных авторов, так же включены мои собственные , которые наиболее часто используются на уроках.

I. Дифференциация — это выбор учащихся.[1]

Основная цель современной школы – создание условий для самореализации личности и удовлетворении образовательных потребностей каждого ученика, в соответствии с его наклонностями , интересами, возможностями. Еще Ян Амос Каменский писал в книге «Великая дидактика», что все дети разные и надо дать возможность развиться с собственной скоростью , т. е. осуществлять уровневую дифференциацию.

Изучение предмета это цель усвоения обязательного стандарта и средство развития ребенка т.е как он усвоил содержание изучаемого материала: на уровне воспроизведения фактов, какими способами он усвоил, какие мыслительные операции применял, как проявилось творчество. В общеобразовательной школе, в одном классе разный уровень учащихся и чтобы развить всех надо давать задания по силам , учитывая свой предел, давая задания на преодоление трудностей для каждого уровня, иначе развития не будет происходить. То, что легко для сильного , будет трудным для среднего, то что легко для среднего, трудным будет для слабого.

Профессор В.В. Гузеев предложил трехуровневую дифференциацию, где ученик сам определяет свой уровень.

Первый уровень. Минимальный.

Задания основаны на памяти. Воспроизводят текст , решают шаблонные задачи, многократно рассмотренные ранее, за выполнение такого задания получают отметку «3».

Второй уровень. Понимания и творчества.

Здесь выполнение заданий требует мыслительной деятельности. Учащиеся получают ответ в результате использования анализа. Решают задачи, состоящие из нескольких подзадач. Например, задачи на растворы и задачи на избыток и недостаток. Отметка –«4». Обычно 80% учащихся выбирают этот уровень.

Третий уровень. Продвинутый.

Для учащихся, которые интересуются предметом, знают больше остальных.

Они находят свой способ решения задач. Например, использование алгебраических методов решения задач по химии. Могут применить знания с других предметов, перенести свои знания на новые нестандартные ситуации.Умеют составлять проекты. Например предположить , что будет если в атмосфере снизится концентрация кислорода. Оценка за такие задания-«5».

Уровни можно обозначать звездочками(*) или использовать карточки разного цвета.

Пример заданий.

Проверочная работа №1.

Тема: «Клеточное строение растений» 6класс.

1* Подпишите на рисунке основные части микроскопа.

1** Выпишите название тех частей из которых состоит микроскоп: винты. зеркало, увеличительное стекло, окуляр, оправа, рукоятка, объектив, штатив, предметный столик.

1*** Каким образом можно повысить увеличительную способность микроскопа.

2* Зарисуйте растительную клетку . подпишите ее основные части.

2** Рассмотрите препарат кожицы лука , зарисуйте, подпишите.

2*** Сравните строение клетки зеленого листа и кожицы лука. В чем их сходство и различия?

II. Три кита успеха.[2]

Невозможно научить ребенка, если ему не интересно, если он не увлечен процессом познания. Каждый учитель согласится, что первый постулат удачного взаимодействия на уроке — заинтересуй ученика. Урок должен быть построен так, чтобы ученики были включены в него с первой и до последней минуты. Самую обыденную тему урока можно показать как очень важный для жизни материал. Это привлекает внимание к восприятию информации. Например: « Посмотрите вокруг себя . Ничего не видите в воздухе, на партах, на руках? Оказывается, всюду находятся бактерии. Сегодня о них мы и узнаем».

Второй постулат удачного взаимодействия на уроке – убежденность в том, что каждый ребенок – творческая личность. Это, прежде всего ведение тетрадей, записи, рисунки, творческие задания.Ученик должен чувствовать сотрудничество с учителем, не «зубрить» материал ,а логически мыслить, делать выводы, работать самостоятельно.

Третий постулат: необходимость постоянного контроля, проверки знаний и умений школьников.Проверочные работы должны быть разнообразными по структуре, чтобы у учеников не возникало «привыкания» и им было интересно работать. Задания должны быть максимально точными, не иметь противоречий. С учетом индивидуальных способностей одни и те же задания можно давать дифференцированно, используя более легкие примеры. Например , брать химические вещества более знакомые или общеизвестные растения.

Три кита успеха: творческий подход к каждому ребенку, интересные эмоциональные задания и постоянный справедливый контроль.

III. Развитие аналитического мышления.[3]

Исходным в мышления являются мыслительные операции, особое место при этом занимают синтез и анализ. Анализ-это мысленное разложение изучаемого материала на составные части. Синтез-это практическое или мысленное соединение элементов, свойств. Развитию анализа и синтеза способствуют такие задания как:

1)Классификация— умение составить классификационную схему.

Например: даны вещества HCl, CuSO4, Mg(OH) 2, ZnO, NaOH, SO2, KCl

Разделите их на оксиды, кислоты, соли, основания.

2)Исключение «лишнего». Из предложенного набора объектов требуется исключить «лишний» , т.е. не образующий с остальными однородную группу.

Например: Какое вещество лишнее. Почему?

K 2O , CaO, Ag 2O, CO2, MgO.

( СО 2- «лишний» т.к. он кислотный оксид, остальные основные.)

3)Установление сходства— нужно сделать обобщающее определение набора объектов( определение через ближайший род)

Например: вставьте пропущенное слово.

К 2О (оксид калия) ______________ СО2 (———)

Си(ОН)2 (гидроксид меди)__________ Са(ОН)2(————).

4)Конкретизация понятия — из объектов требуется выбрать те, которые включают необходимые признаки данного понятия.

Например: CO2 SO2, P 2O 5- кислотные оксиды

ZnO, MgO, Fe 2O3 — ——————

5)Поиск закономерностей – испытуемый должен выявить принцип, который позволил бы систематизировать объекты.

Например: Из предложенных веществ составьте генетическую связь:

BaО, BaCO3, Ba, Ba(OH)2. (Ва—-ВаО—-Ва(ОН)2——ВаСО3)

6)Установление аналогии гомологии.

Например : Даны вещества, СН4, С 2Н 4, С 3Н 8, С 4Н 10, С 2Н 2, С 6Н 6, составьте гомологический ряд ,принадлежащий предельным соединениям.

( СН 4, С 3Н 8, С 4Н 10).

7)Логические умозаключения.

Например: Все соли – твердые вещества. Хлорид натрия-соль. Следовательно хлорид натрия___________ вещество.(твердое вещество)

IV.Способы обучения.[4]

Наиболее популярными, в США, способами организации учебной деятельности, способствующих индивидуальному развитию мыслительных способностей, являются 8 способов развития:

1Лингвистического мышления.

1)Игра «Кто я?».Карточка с определенными характеристиками. Надо узнать о чем идет речь. На обратной стороне – ответ.

1.Был монахом.

2.Занимался селекцией гороха.

3.Открыл законы по генетики

Г. Мендель.

1.Состоит из 3х элементов.

2.Называется аккумулятор

-ной.

3.Взаимодейст-вует с металлами.

H 2SO4

2)Сочинить эпиграмму или стихотворение.

Например: «Сапоги мои того, пропускают Н 2О» .

3) Рассказать по теме анекдот, загадку и т.п.

Например: Назовите химический элемент, название которого состоит из названий 2х животных. ( мышьяк)

2.Логико-матиматическое мышление.

1) Поиск примеров .Например : Назовите вещество схожее по свойствам с соляной кислотой.

2)Использование «сократовских вопросов», с целью выяснения точки зрения обучаемого. Например: Как повлияло развитие экономики на формирование теории Ч.Дарвина об эволюционном развитии.

3) Моделирование. Решение проблем. Например : Какие меры можно принять для сохранения исчезающего вида.

4) Составление хронологических таблиц. Например: Хронологическая таблица «Эволюция человека».

5) Предсказание событий. Например: К чему приведет уничтожение грызунов.

3. Пространственное мышление.

1) Визуализация-это может быть описание факта, воображаемого интервью, постановки сценки.

2) Графические символы-изображения рисунков, диаграмм, схем на определенные темы.

3)Использование рисунков, таблиц, картин.

4)Использование ассоциаций. Например: С каким объектом у вас ассоциируется внешнее строение почки. «Синквейны»- приведите примеры слов, которые вызывают у вас ассоциации со словом «вода»

2существительных: жидкость, лед, газ.

3 прилагательных: бесцветная, безвкусная, живая

4 глагола: растворяет, питает, моет, освежает

1 общее слово: жизнь

5)Игра «Найди пару» — карточки 2х видов на одной понятия, на другой ответы. (Приложение).Например :

КАТИОН

Положительно заряженный ион.

4. Телесно- двигательное мышление.

1) Постановка сценки на какое-то явление. Например: Покажите сценку взаимодействия водорода с серой.

2)Выполнение заданий с помощью движений. Например: Покадите движениями кисти работу спокойного пульса. Пульса после 10 приседаний.

3)Жестикуляция- с помощью жестов описать процесс или объект. Например: Изобразите с помощью жестов строение атома.

4)Игра «Встань за мной». Ученик становится за спиной говорит термин , сидящий должен дать определение.

5.Музыкальное мышление.

1)Прослушивание кассет, видиозаписей.

2)Использование различных ритмических форм. Например: Изобразите звуком силу кислот: угольной и серной.

6.Межличностного мышления.

1)Разгадывание тайны .Работа в группе 2-3 человека. Например: Почему эволюционную теорию создал Ж-Б Ламарк , а открытие присвоено Ч.Дарвину.

2)Ролевая игра «Беседа с важным ученым»Например: Один ученик держит портрет Менделеева , он «ученый», другой задает ему вопросы.

7.Внутриличностное мышление.

1)Ведение дневника, в котором записывается информация.

Например: Генетические задачи своей родословной.

2)Создание таблиц сравнения Например: Прочитайте параграф и сравните агроценоз с биоценозом.

3)Проведение дискуссий.

8.Естественно — научное мышление.

1)Дискуcсия. Например: «Могут ли природные условия повлиять на историю развития страны»

2)Беседа. «Какую роль играют животные в истории»

3)Использование лабораторных и практических работ.

V . Развивающие игры.[5]

1.Игра «Передай другому».

На столе – биообъекты. Для каждого ряда свой .Листок бумаги передают от ученика к ученику , каждый должен написать что-то про данный объект .

Например: «Паук»

  1. Живут они повсюду

  2. Есть ядовитые .

  3. Наружное пищеварение

  4. 4 пары ног

  5. строят ловчие сети и т.д.

2. Игра «Репортаж с выставки»

На столе муляжи (или свежие) овощей. Составить репортаж выставки.

3. Игра «Фоторобот».

Выбрать из перечня признаки и определить объект.

Например: Из всех признаков семейств выбрать, характерные для розоцветных.

4. Игра «Домино»

Карточки с разными слогами. Составить названия млекопитающих.

5. Игра «Гусеничка». Продолжить слово другим названием. Например : Птицы. Соколибрибисойканарейказаркайральбатросоедроздрофазаннандуудод.

6. «Пирамидка».

Правило игры. Учащиеся по желанию выбирают себе «кирпичик» с зада-нием, и отвечают на него. Задания на различные виды мышления: логическое, аналитическое, образное, конкретизация знаний, развитие монологической речи.

«Расскажи мне расскажи…»

«Третий лишний» «Найди соответствие»

«Что это такое?» «Что на таблице » « Да-нет»

Например :

1 «Расскажи мне расскажи»

-Каково значение пищи?

2. «Третий лишний»

глотка, пищевод, желудок, печень, кишечнике

3. «Найди соответствие»

Предсердие: сердце = желчный пузырь: _____________(печень)

4. «Да-нет»

Слизистая желудка выделяет кишечный сок

Глотка является частью пищеварительного тракта.

5. «Что это такое?»

Часть кишечника не принимающая участие в пищеварении. (аппендикс)

6. «Что на таблице?»

Рисунок пищеварительной систем

Мною разработано, достаточно много вариантов заданий «Пирамидки» ,

по всем предметам. (Приложение)

VI. Проверочные работы, подтверждающие конкретные знания.

1. «Допиши предложение».

Например: тема «Дарвинизм».

1) Процесс развития всего живого на Земле называется ____________(эволюцией)

2) Движущими силами эволюции являются _________________________

(изменчивость , наследственность , естественный отбор) и т.д.

2. Многовариантные карточки.

Уровень знаний, скорость выполнения заданий, сосредоточенность у каждого ученика разная. Используя индивидуальный подход, часто можно применять по многовариантные задания. Сильные учащиеся могут выполнить 3-4 варианта , слабый ученик -1, но спокойно не торопясь , порой ища ответы, это придает эффективность работе , щадит нервную систему ребенку, у слабых учащихся повышается уровень самооценки

VII. Факторы формирующие жизнедеятельность индивида.[6]

При обучении и развитии необходимо учитывать факторы, которые формируют жизнедеятельность индивида. Надо помнить, что эти факторы действуют комплексно на становление личности и исключить ни один из этих пунктов нельзя. Человек не рождается изначально активным . Его становление идет в процессе общения, деятельности, обучения.

Факторы, формирующие жизнедеятельность индивида:

  1. генетические (здоровье, задатки, способности)

  2. обстоятельства жизни (семейные, общественные, деловые.)

  3. деятельность (доминирующая – учебная)

  4. воспитание (семейное, школьное)

  5. образование (школьное, профессиональное).

Правильное использование факторов приводит к развитию гармоничной личности.

Литература.

1. «Воспитание школьников» №2 2007г

2.« Биология в школе» №3 2006г

3. «Образование» №11 2005г

4.«Образование» №4 2004г.

5. «Биология в школе» №2 2007г

6.«Образование» №12 2005г

7. «Разработки уроков по анатомии» А.О.Пепеляева И.В.Сунцова «ВАКО» Москва 2005г

infourok.ru

2.1 Активная мыслительная деятельность учащихся как основа усвоения знаний. Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах

Похожие главы из других работ:

Активизация мыслительной деятельности первоклассников

1. Мыслительная деятельность школьника как психолого-педагогическая проблема

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе

1.1 Понятие «активная деятельность» в психолого-педагогической литературе

Учебная деятельность является специфической, ведущей деятельностью младшего школьника. В ней ребенок овладевает отдельными способами учебных действий, у него развиваются познавательные интересы, формируется социальная активность…

Бакалаврская методика преподавания истории Древнего мира в школе

1.2. Особенности усвоения знаний учащимися шестого класса

Для успешного решения стоящих перед обучением истории образовательно-воспитательных задач важно знать, как учащиеся усваивают содержание курса…

Интеллектуальные способности младших школьников: парадигма, концепции, диагностика

1.1 Мыслительная деятельность как основа интеллектуальных способностей младших школьников

Интеллектуальные способности младших школьников и не только их, но и любого индивидуума, — это способности к продуктивной мыслительной деятельности. Чтобы понять это, попробуем разобраться, что же такое мышление, как психологическая категория…

Методика обучения теме «Создание Web-страниц с помощью языка HTML» в курсе информатики для слабослышащих школьников 11-х классов

§ 1.4 Особенности усвоения знаний учащимися с нарушениями слуха

Под усвоением знаний понимается законченный акт познавательной деятельности, в процессе которого учащиеся не только воспринимают, понимают, закрепляют знания, умения и навыки, но и овладевают ими, т.е. учатся применять их на практике…

Познавательная сфера младших школьников

1.1 Познавательная деятельность — продукт усвоения социального опыта

О силе человеческого разума сложено немало легенд, написано много книг. Каждый день приносит все новые и новые доказательства всемогущества человека. А вот в первый период своей жизни человеческое дитя — самое беспомощное существо в мире…

Преобразование графиков функций в курсе алгебры основной школы

1.4 Мышление, как основа для усвоения математических знаний

Мышление является высшим, познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности…

Причины трудности усвоения заданий младшими школьниками в процессе обучения

1.3 Мыслительная деятельность

Отмеченные особенности мыслительной деятельности детей являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие при этом трудности в учении приводят иногда к отказу от активной мыслительной работы…

Психологические знания в работе учителя

3. Обучаемость и проблемы управления процессом усвоения знаний и умственной деятельностью учащихся

Что такое обучаемость? Учащиеся заметно отличаются друг от друга по тому, насколько легко, прочно и глубоко овладевают новыми знаниями. Эту общую способность к овладению знаниями Б.Г…

Психолого-дидактические характеристики учебной деятельности

Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения учащимися знаний

Как отмечают психологи Д. Н. Богоявленский и Н. А. Менчинская, в широком смысле термин «усвоение» означает познавательную деятельность, включающую целый ряд психических процессов: восприятие, память, мышление…

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах

1.3 Мыслительная деятельность как составляющая познавательной деятельности

«Если деятельность субъекта не затрагивает реального бытия объекта или изменяет его идеально, то лишь затем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь его суть»…

Разработка алгоритма проверки эффективности получения трудовых навыков у школьников малокомплектных сельских школ

1. Теоретические основы исследования усвоения знаний и навыков

Разработка уровней требований и критериев оценки успешности учащихся по предмету Биология

1.3 Измерение качеств знаний и уровень их усвоения

Несмотря на богатый опыт работы школ, именно на проверке и оценке успешности учащихся проявляется субъективизм. Можно выделить два причины его возникновения, если не принимать во внимание личность учителя…

Усвоение знаний о многоугольниках младшими школьниками с нарушением интеллекта

1.2 Особенности усвоения геометрических знаний учащихся СКОУ VIII вида

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня; развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. «Чтобы считать,— писал Ф…

Формирование краеведческих знаний младших школьников с ЗПР

1.2 Особенности усвоения краеведческих знаний младшими школьниками с ЗПР

преподавание специальная школа краеведческий Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков…

ped.bobrodobro.ru

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Разделы: Математика


Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Каждый учитель имеет своё представление о том, что такое творческая одарённость детей. Это представление у каждого из нас складывается на основе понимания творческой одарённости, из опыта общения с детьми, наблюдения за особенностями их развития.

Представления об одарённости меняются в зависимости от потребностей общества. Для различных периодов истории требовались различные виды одарённости: в древние времена особенно высоко ценились способности завоевателей, покорителей других стран; в средние века в западной философии господствовал идеал логического мыслителя; в современную эпоху под одарённостью чаще всего понимают способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить инновационные способы решения проблем. Это очень важное качество в условиях динамично развивающегося и нестабильного мира. Наше время – это время перемен и глобализации. Поэтому становится весьма важным, что, выйдя из стен школы в большой мир, молодые люди должны быть адаптированы к этому миру.

К сожалению, в современной российской системе образования господствующим остаётся подход к обучению, как к усвоению определённой суммы знаний. Очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов, действий, типовых способов решения заданий, к усвоению знаний, умений, навыков. А ведь требования современной ситуации таковы, что простого обладания суммой знаний недостаточно, необходима постоянная готовность к меняющимся условиям проблемной ситуации и умение рассмотреть её с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения. Вот почему развитие творческой способности должно стать краеугольным камнем системы образования, должно целью реализации различных образовательных программ. Такие программы должны содержать специальные задания, которые способствовали бы активизации творческих способностей, общих для самых разных видов деятельности. Кроме того, чем больше мы предоставляем детям возможностей для конструктивного творчества, тем более вероятным становится их позитивное самоопределение в процессе формирования их личностных качеств.

Успешность решения проблемной ситуации зависит от способности по-разному использовать данную информацию в быстром темпе. Эта способность называется креативностью. Существует пять типов креативности:

  • Шитальтистские, описывающие креативный процесс как разрушение существующего шитальта для построения лучшего;
  • Инновационные, ориентированные на оценку креативности по новизне конечного продукта;
  • Эстетические, или экспрессивные, делающие упор на самовыражение творца;
  • Психоаналитические, или динамические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений “Оно”, “Я”, “Сверх-Я”;
  • Проблемный подход, определяющий креативность через ряд процессов решения задач.

Креативность – это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого объекта; умение мыслить “в разных направлениях”.

Развитие креативности способствует решению следующих задач:

  1. Научить детей мыслить в разных направлениях;
  2. Научить находить решения в нестандартных ситуациях;
  3. Развить оригинальность мыслительной деятельности;
  4. Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
  5. Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.

В каждом из нас “есть внутренняя потенция к глубокому и конструктивному творчеству”, и это особенно важно учитывать в работе с детьми. Проводя групповые занятия с учащимися на уроках математики, работая с различным тематическим материалом, учитель имеет возможность опираться на такие принципы построения занятий, использовать такие формы подачи материала и работы с ним, которые стимулируют развитие основных качеств креативности (беглость, гибкость, оригинальность мысли, разработанность идей).

При проведении занятий необходимо учитывать следующие принципы:

  1. Принцип открытости заданий, который означает, что большинство упражнений предлагают не один, а несколько вариантов решений;
  2. Обогащение познавательного пространства самыми разнообразными предметами и стимулами;
  3. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы, познавательной активности в целом;
  4. Помощь детям в выражении их идей;
  5. Уважительное отношение к идеям участников обсуждения;
  6. Создание безопасной психологической атмосферы;
  7. Избегание неодобрительной оценки творческих идей ребёнка, проявление сочувствия к неудачам;
  8. Использование личного примера, ведущего творческого подхода к решению проблем;
  9. Возможность самостоятельного поиска решений.

В процессе занятий у учащихся развиваются следующие умения:

  1. Умение анализировать проблемные ситуации;
  2. Умение выдвигать альтернативные гипотезы решения проблемных ситуаций;
  3. Умение разрешать противоречия;
  4. Умение создавать творческие задания.

Открытые задания максимально приближены к житейским проблемным ситуациям, с которыми в жизни сталкиваются учащиеся. В этих ситуациях очень важно умение выдвигать как можно больше альтернативных стратегий решения, а затем, оценив их в соответствии с критериями трудозатрат и эффективности, выбрать одно или несколько лучших.

Для развития креативности используются специально подобранные задания. Это такие упражнения, как “Цепочка”, “Энциклопедия”, “Математические сказки”, “Символика”, “Животные на плоскости”.

В работе по развитию творческих способностей задействуется не только интеллектуальная, но и моторно-двигательная сфера детей. Следует помнить о бесконечно разнообразии индивидуальных проявлений творчества, и не делать отрицательных заключений на основании кратного тестирования. Однако в практической деятельности часто возникает необходимость в быстрой ориентировочной оценке способностей учащихся для отслеживания эффективности занятий, направленных на развитие творческих возможностей учащихся.

Главная задача в развитии креативных способностей учащихся – это развитие мыслительной деятельности учащихся. При этом ориентироваться нужно не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития. На уроках, всюду, где только возможно, будила мысль ученика, развивала активное, самостоятельно и – как высший уровень – творческое мышление.

Уроки, на мой взгляд, должны иметь возможность не только развивать и поддерживать интерес к математике, а, следовательно, желание заниматься ею и приобретать новые знания по этому предмету, но и способствовать развитию личности, её мыслительной деятельности: умению выделять главное в проблеме: формированию высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения, аналогии, классификации), высокого уровня активности мышления, переходящего в творческое, когда способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке. На некоторых примерах покажу, как это можно делать на занятиях по математике для учащихся 5-6-х классов.

Чтобы справиться с решением той или иной задачи (не только математической, но и в широком смысле), учащийся должен овладеть проведением анализа и выполнением мыслительных операций.

Важнейшими математическими операциями являются анализ и синтез.

Анализ связан с выделением элементов данного объекта, его признаков или свойств.

Синтез – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое.

В мыслительной деятельности анализ и синтез дополняют друг друга. Формированию и развитию данных мыслительных операций способствует решение задач, в которых от учащихся требуется проводить правильные рассуждения, рассматривать объекты с разных сторон, указывать их различные свойства, а также постановка различных вопросов относительно данного объекта.

1. Как разрезать фигуру на четыре равные части?

 2. Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше 2, но < 3?

Приучайтесь думать точно,
Все исследуйте до дна!
Вместо точек на листочке
Цифра верная нужна.
Я подсказывать не буду
Никаких ее примет.
Но одна и та же всюду
Даст нам правильный ответ.

4. Пользуясь цифрами от 1 до 9 и знаками действий, напишите число 100, выполняя условие, что цифры надо писать по порядку.

5. Лиза, Галя и Нина жили в разных домах. Дом № 1 – высокий каменный, № 2 – высокий деревянный, № 3 – невысокий каменный. В каком доме жила каждая из девочек, если Галя и Нина жили в высоких, а Нина и Лиза – в каменных?

6. “Змей Горыныч побежден!” — такая молва дошла до Микулы Селяниновича. Он знал, что мог это сделать либо Илья Муромец, либо Алеша Попович, либо Добрыня Никитич. Вскоре Микуле сообщили:

  1. Змея Горыныча победил не Илья Муромец;
  2. Змея Горыныча победил Алеша Попович;

Спустя некоторое время выяснилось, что одно из этих сообщений неверное, а другое – верное. Догадайтесь, кто из трех богатырей победил Змея Горыныча.

Решение таких задач знакомит учащихся с различными способами рассуждений при решении проблем, способствует постепенному переходу к более развитым формам анализа и синтеза, когда аналитически мыслящий ученик осознает содержание своих мыслей и может передать письменно или устно другому человеку. Огромную роль в развитии этих мыслительных операций играет направляющее слово учителя, организующее, регулирующее и контролирующее анализ и синтез, проводимые учениками.

Полезными при развитии умения проводить анализ и синтез являются упражнения в формулировании мысли другими словами, когда берется фраза (задача полностью, вопрос к задаче, указание к выполнению упражнения, определение объекта) и предлагается пересказать ее другими словами, не искажая первоначального смысла высказывания.

Другой мыслительной операцией, которой должны овладеть ученики, способствующей развитию креативных способностей учащихся, является сравнение.

Формированию приема сравнения способствуют задания, в которых требуется сравнить объекты, указать их признаки и свойства, найти сходства и различия.

1. Что общего у этих фигур?

2. Укажите лишнюю фигуру?

3. Сравните числа. Объясните выбранный знак?

Также развитию креативности способствует аналогия, которая помогает человеку при решении жизненных ситуаций и при овладении математикой. Это такая мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске доказательства теоремы, решении задач. Я широко применяю аналогию при решении текстовых задач. Это:

  1. Задачи на предположение;
  2. Задачи на движение по суше;
  3. Задачи на движение по воде;
  4. Задачи на части;
  5. Геометрические задачи на разрезание;
  6. Задачи на проценты;
  7. Задачи, решаемые “с конца”.

Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами.

4. По аналогии с первой парой подберите недостающее слово в другой паре:

1) вправо – влево, вверх — …

2) сложение – сумма, деление — …

3) уменьшаемое – вычитаемое, делимое — …

4) квадрат – куб, круг — …

Кстати, такие упражнения развивают воображение учащихся, что, безусловно, играет немалую роль в мыслительной деятельности. Кроме того, систематические упражнения такого рода дают возможность усвоить алгоритм нахождения аналогов – по функциям, по признакам, по подсистемам.

Выделение существенных признаков объектов и явлений и использование их необходимо также при выполнении классификации. Классификация – общепознавательный прием мышления, способствующий развитию креативности. Суть его в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества.

5. Найдите “лишнее” число: 15; 36; 48; 90; 102.

Решение подобных задач способствует развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта, находить альтернативные решения.

Умение обобщать различные понятия говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учащихся. Поэтому я предлагаю ученикам и такие задания.

6. Дайте общее название объектам, входящим в одну группу:

а) сумма, произведение – это…

б) -5, 2, 3/4, 0, -9,7 – это…

в) точка, параллелепипед – это…

г) 5х + 7 = 0,5 • 2/3; 2,1 : у = 4,2 : 8; — это …

Большое внимание я уделяю задачам на отыскание закономерностей. Они развивают математическую зоркость, умение мыслить последовательно, обобщать изображенные объекты по признакам или находить отличия. Решая задачи на нахождение закономерностей, учащиеся учатся анализировать, сопоставлять, обобщать. Выполнению мыслительных операций и их развитию, развитию основных качеств креативности способствует решение занимательных задач, задач-головоломок, задач на смекалку. При выполнении таких задач учащимся чаще всего приходится пользоваться методом проб и ошибок. Это развивает интуицию, творчество, способность отказаться от ложного пути и искать другой способ решения, который приведет к положительному результату. Кроме того, воспитывает усидчивость, внимание, развивает различные виды памяти, пространственное и образное мышление.

Я изложила только некоторые вопросы, касающиеся развития креативных способностей учащихся на уроках математики. Приемы, о которых я рассказала, дали положительные результаты. Это очевидно из наблюдений за деятельностью учащихся и по результатам тестов.

В заключении подчеркну, что необходимым условием развития креативных способностей учащихся является упражнение в их решении.

Но, подбирая задания, надо учитывать, что:

  1. Необходимо точно знать их цель, каких результатов нужно добиться;
  2. Необходимо следить за точностью выполнения, чтобы своевременно проводить коррекцию, если в том возникла нужда, не закрепляя ошибок, следить за результатами упражнений, анализировать, какие достигнуты успехи и на каких недостатках следует фиксировать свое внимание, чтобы устранить их;
  3. Количество задач и упражнений, зависящее от индивидуально-психологических особенностей школьников, должно быть достаточным для овладения умением принимать тот или иной прием рассуждений, действий, позволяющих решить проблему;
  4. Упражнения не должны быть случайным набором однотипных задач, они должны способствовать развитию самостоятельности и творчества, для чего в их основу надо положить определенную систему, четко спланированную последовательность, их постепенное усложнение, представление известных объектов в нестандартной обстановке;
  5. Упражнения не должны прерываться на длительное время, развитие мышления требует постоянной нагрузки на интеллект, возникновение трудностей на пути мыслительной деятельности ученика.

Помощь и руководство со стороны учителя должны состоять в том, чтобы готовить ученика к преодолению этих трудностей.

В заключении приведу еще одно определение креативности: “Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба, слышать запахи, смотреть сквозь, протягивать руки в завтрашний день, слушать кошку, петь в собственном ключе…” (Торренс)

18.02.2005

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *