Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность детей | |||||
1.Самоопределение к деятельности
| Прозвенел и смолк звонок, Начинаем наш урок, Мы за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели, Пожелай успех глазами И вперед, вперед за знаниями. Какое у нас занятие? Что мы будем развивать? — Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие. А на каком виде транспорта будем путешествовать, скажете вы, отгадав загадку: Ни хвоста, ни крыльев нет, А летает до планет. У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски: «астронавт», А по-русски …Космонавт Кто догадался, в какое путешествие мы отправляемся? Кто первый побывал в космосе? Правильно, в космическое, а точнее на планету Математики. Давайте подумаем с вами, каким должен быть настоящий космонавт? Итак, все готовы к полёту? Встали, Включить контакты Включить зажигание Закрываем глаза. Начинаем отсчёт. Считаем от 10 до 1. | Проверяют готовность к уроку. Развитие логического мышления. Логику, мышление , смекалку, память Ракета. Ю.А. Гагарин В космическое. Настоящий космонавт должен быть сильным, выносливым, уметь оказывать помощь и хорошо знать математику, уметь считать, решать, вычислять. Есть включить контакты. Есть включить зажигание. 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. | |||||
2.Актуализация знаний
| До планеты долетаем. И посадку совершаем. Здесь нас радостно встречает….Кто? Сейчас, мы все узнаем Вправо 3 клетки, 1 вниз на уголок вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 вправо, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 вправо, 3 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 1 вверх на уголок вправо – соединяем с начальной точкой. Добавьте глазки, ротик и ушки- антенны. (Знайка Математики) Будет нас сопровождать и задания давать. Испытание нас ждёт, Отправляемся вперёд. | Выполняют графический диктант человечек — инопланетянин | |||||
Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается… (Вышел зайчик погулять, лап у зайца ровно… Ходит в народе такая молва: шесть минус три получается… Говорил учитель Ире, что два больше, чем… Ты на птичку посмотри: лап у птицы ровно … У меня собачка есть, у нее хвостов аж… У доски ты говори, что концов у палки… Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под диктантом, стоит… На уроках будешь спать, за ответ получишь… Вот пять ягодок в траве. Съел одну, осталось -… Мышь считает дырки в сыре: три плюс две – всего… | не два, а шесть не пять, а четыре не два, а три один, а не четыре две, а не три один, а не шесть два, а не три не единица, а пять два, а не пять не две, а четыре пять, а не четыре | ||||||
У Знайки Математики очень хорошая зрительная память и сейчас он хочет научить вас её тренировать: Прочитайте 3 раза слова, напечатанные на доске:
Постарайтесь их запомнить. Теперь я закрою слова, а вы попытайтесь ответить на мои вопросы:
| 5 — осина Утка, осина. Лето 3 утка, трава, осина. Да, в слове утка | ||||||
Индивидуальная работа. |
(На доске карточки) Установка: Запомните все рисунки и как можно точнее зарисуйте их в тетради. | Дети выполняют задание в тетрадях. | |||||
Космическая Физкультминутка | А теперь экипаж должен отдохнуть. Сейчас все встаньте, изобразите, как ходят инопланетяне — ноги на ширине плеч. В небе ясном солнце светит, Не зевай по сторонам, Мелкие шажки – 1, 2, 3. Ты сегодня – космонавт Лёгкие прыжки — 1, 2, 3. Начинаем тренировку, Вот и вся зарядка — 1, 2, 3. Чтобы сильным стать и ловким! Мягкая посадка — 1, 2, 3. | ||||||
Работа в паре |
( картинки: ромашка, бабочка, домик, чашка с блюдцем, машина) Сколько лепестков у цветка? Какой предмет изображён под номером 3? Есть ли ручка на двери дома? В какую сторону едет машина? Есть ли в чашке вода? | 5 Бабочка Есть Влево Да | |||||
Самостоятельная работа с взаимопроверкой. |
Чтобы избежать катастрофы, нужно расшифровать радиограммы поступившие на борт корабля. Они у вас в тетрадях. Найди в таблице такие же рисунки, как в квадратах справа. Раскрась одинаковые рисунки одним цветом. таблица | Дети выполняют самостоятельно | |||||
2. Три инопланетянина Дыр, Бул, Шир одеты в скафандры разных цветов: синий, желтый и белый. У Дыра скафандр не белый, у Була не желтый и не белый. Какого цвета скафандры у инопланетян?
|
| ||||||
Итог урока. Рефлексия. | 6.Радиограммы расшифрованы пора на космодром. Мы с вами отправляемся домой. А чтобы точно приземлиться в нужном квадрате , необходимо узнать: В каком кубике на две точки меньше, чем в последнем? Наше космическое путешествие подходит к концу. Знайка Математик говорит нам… Вы отлично справились со всеми заданиями. Наша ракета нас ждёт. Пора возвращаться на Землю. Устраиваемся поудобнее, начинаем отсчёт — 10, 9, 8, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, … ВПЕРЁД! Предлагаю продолжить любую фразу. Мы узнали…. Мы повторили… Мне было легко… Мне было трудно… Мне нужно ещё потренироваться… Мне было интересно… |
В первом кубике. (Читают хором) Молодцы. |
nsportal.ru
Развитие мышления в 1 классе
1. Развитие логического мышления в 1 классе.
С чего начать? Изначально необходимо формировать у детей умение выделять в предметах свойства. В первом классе предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приемами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения. Например, в первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения.
Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, нужно приступить к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов.
Предлагаем сравнить три предмета: линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Потом предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все их свойства.
Для разнообразия используем и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет.
Берём такие задания:
Чем отличаются и чем похожи данные выражения?
2+3 7+2 7-3 8-3
6+2 5+2 5-3 9-4
Найди результат, пользуясь решенным примером:
3+4=7 3+5= 3+6= 3+7= 3+8= 3+9=
Сравни числа, записанные в первой и второй строчках. Сумма чисел в первой строчке рана 27. Как быстро можно найти сумму чисел записанных во второй строчке?
2 3 4 5 6 7
12 13 14 15 16 17
Учащиеся отвечают, что во втором столбике каждое из данных чисел на 10 больше соответствующего однозначного числа первого столбика. Таких чисел 6, значит сумма будет больше на 10х6. она равна 27+60=87.
Продолжи данный ряд чисел.
3, 5, 7, 9, 11 …
1, 4, 7, 10 …
В процессе изучения нумерации чисел очень часто предлагаю сравнивать два числа: 26 и 56. и сколько разнообразных ответов услышишь.
Для выполнения таких заданий ученик должен не только владеть запасом определенных терминов и понятий, но и уметь устанавливать между ними взаимосвязь, проявлять наблюдательность, проанализировать полученные данные. А это способствует не только осознанному усвоению материла, но и умственному развитию.
Для формирования логической грамотности у младших школьников в 1 и во 2 классах, обучение проводила по следующей тематике:
«Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»
«Прием сравнения, выделение свойств предметов».
«Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».
«Высказывания» (истинные, ложные).
«Прием классификации».
«Прием анализа и синтеза».
«Прием обобщения».
Методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему: Задания для логического мышления 1 класс
ЗАДАНИЯ НА ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ В 1 КЛАССЕ
1. Какое слово может называть и человека, и язык?
(А) белорус; (Б) немец; (В) латыш;
(Г) русский; (Д) татарин.
2. Любишь кататься, люби и ……… возить! Какое слово тут пропущено?
(А) тележку; (Б) ослика; (В) картошку;
(Г) дровишки; (Д) саночки.
3. Как известно, часы говорят «тик-так». А мы про них говорим, что они:
(А) тиктакают; (Б) тикают;
(В) такают; (Г) тиктикают; (Д) тактакают.
4. Жители одного высокогорного селения называют это животное «лягушка с крышкой». Что это за животное?
(А) жаба; (Б) ёж; (В) орёл; (Г) черепаха; (Д) змея.
5. Кто лишний в компании, которая стучит, трещит, гудит, стрекочет?
(А) воробей; (Б) сорока; (В) дятел; (Г) кузнечик; (Д) шмель.
6. К слову пост можно приписать слово ель, и получится новое слово постель. А какое из слов нужно приписать к слову пар, чтобы получилось ещё одно новое слово?
(А) ход; (Б) ода; (В) роль; (Г) ус; (Д) рог.
7. В маленьком домишке жили-были мышки.
Жили не тужили, с кошками дружили.
Сколько раз в этих строчках из детской песенки встретился звук [ы]?
(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять; (Д) шесть.
8. На какую букву по современным правилам не могут заканчиваться русские слова?
(А) ё; (Б) й; (В) ъ; (Г) ы; (Д) ь.
9. Какой бывает тетрадь, но не бывает шляпа?
(А) клетчатой; (Б) чистой; (В) нотной; (Г) с полями; (Д) с подкладкой
10. Что нельзя делать крепко?
(А) держать; (Б) целовать; (В) обнимать; (Г) плакать; (Д) спать.
11. Вот кот, который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
Прочитав этот отрывок из английской детской песенки в переводе Самуила Маршака, мы узнали, что в доме хранится…
(А) кот; (Б) синица; (В) пшеница; (Г) чулан; (Д) Джек.
12. Посмотрите на список слов: дверь, куртка, волосы, бельё — и скажите, что лишнее:
(А) заколка; (Б) застёжка; (В) прищепка; (Г) скрепка; (Д) задвижка.
13. Даны слова: высокий, длинный, новый, узкий, старый, низкий, широкий. Слова новый и старый составляют пару. Если таким же образом разбить на пары остальные слова, одно останется лишним. Какое?(А) высокий; (Б) длинный; (В) низкий; (Г) узкий; (Д) широкий.
14. Артём придумал особый способ записи некоторых предложений. Одно из них в его записи выглядит так: СОВАЛЯГУШКУШАЛА
Как звали сову?
(А) Галя; (Б) Валя; (В) Уля; (Г) Саша; (Д) Луша.
15. Петя проснулся и посмотрел на электронные часы. «Рано ещё, всего четверть восьмого», — подумал он. Что он увидел на экране часов?
(А) 7:04; (Б) 7:15; (В) 7:25; (Г) 7:45; (Д) 8:15.
16. Первоклассники изучали букву ё. Прочитав сказку Сергея Козлова «Ёжик в тумане», ребята придумывали в подарок Ёжику слова с буквой ё, в которых пять звуков, как и в слове ёжик. Но в одном слове звуков на самом деле оказалось не пять. В каком?
(А) ёлка; (Б) даёшь; (В) поёт; (Г) пьёт; (Д) полёт.
17. Что можно пожелать и мальчику, и девочке?
(А) Расти большая! (Б) Расти большой! (В) Расти маленьким! (Г) Расти большим!
(Д) Ни один из вариантов не подходит.
1. Как известно, часы говорят «тик-так». А мы про них говорим, что они:
(А) тиктакают; (Б) тикают; (В) такают; (Г) тиктикают;
2. С какой буквы не могут начинаться слова?
а) й б) щ в)ъ г)э
3. В каком слове есть только мягкие согласные.
а) семь б) письмо в)тетрадь г)лейка
4. Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?
(А) мычит; (Б) блеет; (В) кудахчет; (Г) ржёт; (Д) ревёт.
5. Если удвоить слог ма, получится слово мама. Посмотрите на эти слоги и решите, из какого из них таким образом слово нельзя получить.
а) па б) ба в) дя г) тё д) ня
6. Артём придумал особый способ записи некоторых предложений. Одно из них в его записи выглядит так: СОВАЛЯГУШКУШАЛА
Как звали сову?
(А) Галя; (Б) Валя; (В) Уля; (Г) Саша;
7. Выбери группу, в которой только гласные буквы:
а) с, п, р, щ, з б) ъ, н, о, у, м в) а, о, е, ы, ю
8. Отгадай ребусы:
Р1А_________________, О5__________________, Ш3Х______________
9. Найди общее начало для слов:
— мушка,
— жик,
— зина. _____________
10. Составь «лесенку» слов на букву М, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего.
М__ __
М__ __ __
М__ __ __ __
1 класс 1 тур Подчеркни только те слова, которые нельзя разделить для переноса.
Олень, станция, оса, метро, горка, летняя, сок, шея, река.
1. Расставь буква в алфавитном порядке и запиши получившееся слово:
Щ, о,р, б __________________
Е,л,о, д ___________________
Н, ы, о, т__________________
2. Разгадай шараду:
Подряд три предлога возьмем:
А целое на дереве найдем. ___________________
3. Найди слова, которые спрятаны в словах.
Мель -___________________
Удочка -_________________
Столб -__________________
4. Составь меню на обед при условии, что в названии блюд все согласные звуки твердые, названия блюд подчеркни: салат, пюре, пирог, котлета, кисель, борщ, уха, компот, рагу, булочка, блины.
5. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получились новые слова.
Сено марка
Банк ежи
Стол рот
Зал бики
Свет елка
Яр вал
6. Напиши буквы, которые не бывают большими в именах, фамилиях, кличках. Вспомнить их вам поможет это стихотворение:
Сказала Й сестре родной:
-Вот ты, сестра – соседка
Бываешь часто ПРОПИСНОЙ,
А я ужасно редко.
— Ну, редко – это не беда,
Иные буквы – никогда!
— А много их?
— Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так…
— Не говори! Скажите вы, ребята! _____________________________________
nsportal.ru
Разработка урока по развитию логического мышления 1 класс (УМК Кожахметовой Б,Е., Кривцовой Г.П., Тиньковой С.Ю., Фёдоровой В.Г.)
ЦАРЕВНА ЛЯГУШКА
русская сказка
В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею, у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке оказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Говорит им царь таково слово:
«Дети мои милые, возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».
Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема; пустил средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на там крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая, пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягуша-квакуша.
«Как мне за себя квакушу взять? Квакуша не ровня мне!»
— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».
Вот поженились царевичи: старший на боярышне, средний на купеческой дочери, а Иван-царевич на лягуше-квакуше.
Призывает их царь и приказывает:
«Чтобы жены ваши испекли мне к завтрему по мягкому белому хлебу».
Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
«Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? — спрашивает его лягуша.
— Аль услышал от отца своего слово неприятное?»
— «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал тебе к завтрему изготовить мягкий белый хлеб».
Уложила царевича спать да сбросила с себя лягушечью кожу — и обернулась душой-девицей, Василисой Премудрою; вышла на красное крыльцо
и закричала громким голосом:
«Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь, приготовьте мягкий белый хлеб, каков ела я, кушала у родного моего батюшки».
Наутро проснулся Иван-царевич, у квакуши хлеб давно готов — и такой славный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Изукрашен хлеб разными хитростями, по бокам видны города царские и с заставами. Благодарствовал царь на том хлебе Ивану-царевичу
и тут же отдал приказ трём своим сыновьям:
Воротился Иван-царевич невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
«Ква-ква, Иван-царевич! Почто так кручинен стал? Аль услышал от отца своего слово жесткое, неприятное?»
— «Как мне не кручиниться? Государь мой батюшка приказал за единую ночь соткать ему шелковый ковер».
— «Не тужи, царевич! Ложись-ка спать-почивать; утро вечера мудренее!»
Уложила его спать, а сама сбросила лягушечью кожу — и обернулась душой-девицей, Василисою Премудрою, вышла на красное крыльцо
и закричала громким голосом:
«Мамки-няньки! Собирайтесь, снаряжайтесь шелковый ковёр ткать — чтоб таков был, на каком я сиживала у родного моего батюшки!»
«Что ж ты, брат, без жены пришёл? Хоть бы в платочке принёс! И где ты этакую красавицу выискал? Чай, все болота исходил?»
Вдруг поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся; гости крепко напугались, повскакивали с мест своих и не знают, что им делать; а Иван-царевич и говорит:
«Не бойтесь, господа! Это моя лягушонка в коробчонке приехала».
Подлетела к царскому крыльцу золочёная коляска, в шесть лошадей запряжена, и вышла оттуда Василиса Премудрая — такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Взяла Ивана-царевича за руку и повела за столы дубовые, за скатерти бранные. Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала. Жены старших царевичей увидали ее хитрости, давай и себе то ж делать. После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались. А старшие невестки пошли танцевать, махнули левыми руками — гостей забрызгали, махнули правыми — кость царю прямо в глаз попала! Царь рассердился и прогнал их с позором.
«Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай! Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея Бессмертного».
Обернулась белой лебедью и улетела в окно. Иван-царевич горько заплакал, помолился богу на все на четыре стороны и пошел куда глаза глядят. Шел он близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли — попадается ему навстречу старый старичок.
«Здравствуй, — говорит, — добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?»
Царевич рассказал ему своё несчастье.
Иван-царевич поблагодарствовал старику и пошёл за клубочком. Идёт чистым полем, попадается ему медведь.
«Дай, — говорит, — убью зверя!»
А медведь провещал ему:
«Не бей меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе».
Идёт он дальше, глядь, а над ним летит селезень; царевич прицелился из ружья, хотел было застрелить птицу, как вдруг провещала она человечьим
голосом:
«Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сама пригожусь».
Он пожалел и пошёл дальше. Бежит косой заяц; царевич опять за ружье, стал целиться, а заяц провещал ему человечьим
голосом:
«Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе сам пригожусь».
Иван-царевич пожалел и пошёл дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба.
«Ах, Иван-царевич, — провещала щука, — сжалься надо мною, пусти меня в море».
Он бросил ее в море и пошёл берегом. Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на куриных лапках, кругом повёртывается.
Говорит Иван-царевич:
«Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила, — ко мне передом, а к морю задом».
Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Царевич взошёл в неё и видит: на печи, на девятом кирпичи, лежит баба-яга костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит.
«Гой еси, добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал?» — спрашивает баба-яга Ивана-царевича.
«Ах ты, старая хрычовка! Ты бы прежде меня, доброго молодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала».
Баба-яга накормила его, напоила, в бане выпарила; а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую.
«А, знаю! — сказала баба-яга. — Она теперь у Кощея Бессмертного; трудно ее достать, нелегко с Кощеем сладить: смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».
Указала яга, в каком месте растет этот дуб. Иван-царевич пришел туда и не знает, что ему делать, как сундук достать? Вдруг откуда не взялся — прибежал медведь и выворотил дерево с корнем; сундук упал и разбился вдребезги, выбежал из сундука заяц и во всю прыть наутек пустился: глядь — а за ним уж другой заяц гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал. Вылетела из зайца утка и поднялась высоко-высоко; летит, а за ней селезень бросился, как ударит её — утка тотчас яйцо выронила, и упало то яйцо в море. Иван-царевич, видя беду неминучую, залился слезами; вдруг подплывает к берегу щука и держит в зубах яйцо; он взял то яйцо, разбил, достал иглу и отломил кончик: сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть! Иван-царевич пошел в дом Кощея, взял Василису Премудрую и воротился домой. После того они жили вместе и долго и счастливо.
infourok.ru
вся логика для дошкольников и младших школьников
Ребенку уже 6+, готовитесь к школе или уже учитесь?
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.
Представьте, у вашего ребенка:
- искренний интерес к логическим и математическим задачам;
- потрясающие познавательные способности;
- он умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает самую суть;
- рассуждает логически правильно;
- взвешенно принимает решения.
Пик познавательной активности (5-10 лет) — лучшее время, чтобы развивать логику и научить своего ребёнка думать!
Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.
Как развивать логическое мышление школьника?
После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?
Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.
Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.
Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения — вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.
Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.
Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками. В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?
Делаем выводы!
- Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
- Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
- Развитие логики дома (вне школы) — отличное дополнение к основной школьной программе.
Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?
Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.
Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное — детям!
Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.
Любому ребёнку нравятся короткие, понятные задания с привлекательными картинками.
Выбери предмет, который не подходит к остальным по форме:
Вся логика для детей онлайн!
Увлекательные упражнения и задания с ответами и комментариями. Выбирайте возраст ребёнка:
Интерактивные элементы активируют образное мышление, вовлекают детей в игру. Предложите ребёнку наши нестандартные задачи на логику и мышление. Начните с 15-20 минут в день.
Теория
Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.
Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.
Мама и дочка, а также мама и папа заказали разные блюда. Как правильно распределить тарелки?
Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.
Мотивация и социальный аспект
Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.
Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.
В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.
Система
Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.
В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.
Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.
Занимательные занятия онлайн — современный и эффективный подход к развитию логики у детей и взрослых.
logiclike.com
План-конспект занятия (1 класс) на тему: Сценарий внеурочного занятия по логике «Развитие логического мышления»
Сценарий внеурочного занятия по логике.
Класс: 1 «Г»
Тема: «Развитие логического мышления».
Цели: Формировать у учащихся стремление к размышлению и поиску.
Развивать познавательный интерес, навыки самосознания и самоконтроля. Воспитывать уверенность, внимательность, терпеливость и усердие.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация занятия, классная касса букв, индивидуальные кассы букв, карточки с условными обозначениями для составления плана занятия.
Учитель: Колесникова Елена Вячеславна
Тетради и учебные пособия: Тетради «Юным умникам и умницам», О.Холодова, 1 класс , 2 часть; методическое пособие «Юным умникам и умницам», О.Холодова, 1 класс.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
У: «Ребята, поздоровайтесь с гостями.»
Д: «Всем , всем добрый день!»
2.Формулирование темы и цели, планирование своей деятельности.
У: «Чем мы занимаемся на занятиях по логике?»
Д: «Мы развиваем память, внимание, воображение.»
У: « Угадайте, что сегодня мы будем развивать?»
На доске выложены буквы: е г с к о л и ч е о ш л е е м ы н и
Д: «Логическое мышление».
У: «А для чего нам это нужно?»
Д: « Чтобы лучше решать задачи, уметь анализировать, сравнивать, находить выход из разных ситуаций»
РУУД:
формирование умений определять и формулировать цель своей деятельности .
У: «Прежде , чем начать работать, что нужно составить?»
Д: « План работы»
У: «Перед вами карточки с условными обозначениями — это этапы нашей работы. Расскажите, что будем выполнять сначала, а что — потом?»
План .
- ООтветь быстро на вопросы.
- Следи глазами.
- Подумай и нарисуй.
- Найди отличия.
- Подумай и ответь.
- Подумай и скажи.
- Подумай и нарисуй.
- Раскрась.
- Графический диктант
У: «План составлен?»
Д: «Да.»
ПУДД:
формирование умения «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков и схем.
РУУД:
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, преодоление импульсивности, непроизвольного поведения, умение взаимодействовать с одноклассниками в учебной деятельности,
4.Формирование новых знаний .
1) Мозговая гимнастика
У: «Чтобы лучше работал наш мозг, необходимо провести небольшую гимнастику»
ПУУД:
развитие познавательных интересов и мотивов, любознательности, готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач.
1-е упр.- «Качания головой» (упр. стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (Выполнять 30 секунд).
2-е упр.- «Ленивые восьмёрки» ( упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой , а затем обеими руками.
У: «Сегодня я пригласили на наше занятие не только ваших родителей, учителей нашей школы, но ещё я отправили пригласительные открытки некоторым героям сказок и мультфильмов. Они уже в пути и, чтобы им помочь быстрее добраться до нас, нам надо выполнить первое задание.
2)Ответь быстро на вопросы.
У: «Итак, первый пункт плана — «Ответь быстро на вопросы».
Вопросы в тетради (с.45, разминка) читает ученик:
-Как называется самая большая и вкусная ягода?(Арбуз)
-Сколько пальцев на левой ноге?(5)
-Как называют человека, отлавливающего «зайцев» в автобусе?(Контролёр)
-Какое метательное орудие всегда возвращается к охотнику? ( Бумеранг)
-У какого зверька в нашем лесу самое короткое имя? (Ёж)
-Как называется самое длинношее животное на Земле? (Жираф)
ЛУУД:
формирование умения проявить свой авторитет.
У: «Молодцы, ребята! Наши гости уже близко. А мы с вами, пока разгадаем, что любит первый наш гость.»
РУУД:
формирование умений активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока,
в общей дидактической игре, организованной педагогом.
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
3)Следи глазами.
У: « Какой следующий пункт плана?»
РУУД:
формирование умений проговаривать последовательность действий на уроке.
Д: « Следи глазами»
У: « Не водя рукой по линиям, а лишь следя глазами, определите, какие буквы соответствуют цифрам.» (с. 45 зад.1)
( Ребята отгадывают буквы по одной. Берут из классной кассы буквы и выкладывают слово на доске.)
У: «Читаем хором..»
Д: «Селёдка»
У: « Какой сказочный персонаж ловил рыбу своим хвостом?»
Д: «Волк!»
У: « Как называется сказка?»
( далее ведётся аналогичная работа над словом «пирожок»)
ПУУД:
фрмирование умений преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст, таблица, схема и др.).
У: « А какая сказочная героиня несла пирожки в корзинке своей бабушке?»
Д: «Красная Шапочка!»
У: «Кто съел пирожки?»
Д: «Волк!»
ПУУД:
развитие логического мышления, построение рассуждения и высказывания, самостоятельное нахождение способов решения
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Физминутка
У: «Наелся волк пирожков и стал себя по животу гладить. Покажите, как он это делал левой рукой. В это же время положите правую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. Действия выполняйте одновременно. А теперь поменяйте руки».
4)Подумай и нарисуй
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: «Подумай и нарисуй».
У: «Наш следующий герой — волшебник . А живёт он в Изумрудном городе. Как его зовут?»
Д: «Гудвин!»
У: «Ему нужно написать письма своим друзьям, но, чтобы они не попали к злым волшебникам, их нужно зашифровать. Итак, выполните шифровку в следующем задании. Выполнить его нужно по образцу за 2 минуты. Приступаем к работе.» (с.45, зад. 2)
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
РУУД:
организация своей деятельности, применение своих знаний, алгоритм выполнения работы, саморегуляция, умение преодолевать трудности, адекватно оценивать свою работу.
Слайд № 10
Самопроверка по образцу на экране.
Слайд № 11
У: «У кого совпало с образцом?»
У: «Молодцы!»
5) Следи глазами
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: «Следи глазами».
У: «У нас есть ещё одно задание, которое нужно выполнить, следя только глазами.
Его нам предлагает выполнить следующий сказочный герой. Кто так говорил:
« Не плачь, дедушка, не плачь бабушка, снесу я вам яичко не золотое , а простое?»
Д: « Курочка Ряба!»
Слайд № 12
У: « У Курочки Рябы из яйца вылупился цыплёнок. Но рядом бегали другие цыплята и теперь Ряба не может узнать своего. Давайте ей в этом поможем. Найдите задание на с. 46. Следим только глазами. Как вы думаете, как быстрее выполнить задание?»
Д: « Надо двигаться от яйца к цыплёнку.» (с. 46 , зад.3)
РУУД:
формирование умений принимать участие в обсуждении алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий).
КУУД:
формирование умений договариваться, находить общее решение, аргументировать, убеждать и уступать, осуществлять контроль и самоконтроль.
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Слайд № 13
У: «Какой цыплёнок нашей курочки?»
Д: «Второй.»
У: «Раскрасьте его жёлтым цветом.»
6)Найди отличия
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: « Найди отличия.»
У: « Героиня этой сказки красива, но очень жестока. Она превратила сердце мальчика в льдинку. Кто эта героиня?»
Д: « Снежная королева.»
Слайд № 14
У: « А как звали мальчика?»
Д: «Кай.»
У: « Кай собрал из льдинок снежинки. Найдите их у себя в тетради в следующем задании. Отыщите среди них две непохожие друг на друга, а также на все остальные.» ( с. 46, зад. 4)
ПУУД:
формирование умений найти отличительные признаки и общие.
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Слайд № 15
Д: «Третья и четвёртая»
У: «Покажите, в чём отличие.»
7) Подумай и ответь
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: « Подумай и ответь.»
У: «Сейчас появится тот герой, который говорил, что он принёс заметку про вашего мальчика.»
Д: « Это Почтальон Печкин.»
Слайд № 16
У: « Какая профессия у Печкина?»
Д: «Он почтальон.»
У: « Расскажите всё , что вы знаете об этой профессии.»
Дети рассказывают.
КУУД:
формирование умений ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога.
У: « А в чём отправляют письма?»
Д: « В конверте.»
У: « Почтальон Печкин решил посчитать, сколько треугольников и сколько четырёхугольников на конверте. (с. 46, зад.5) Поможем Печкину?» (Групповая работа)
КУУД:
формирование умений работать в группе
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
ЛУУД:
формирование умения проявить свой авторитет.
Слайд № 17
Д: «Треугольников — 9, а четырёхугольников — 4». (Показывают и записывают в тетрадях).
8)Подумай и скажи
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: « Подумай и скажи.»
У: «А этот сказочный герой — мальчик с длинным носом, который не хотел учиться и вместо школы попал в кукольный театр».
Д: «Это Буратино!»
Слайд № 18
У: «Поможем Буратино составить слова. Для этого нам нужна касса букв. Приготовьте её».
(Работа в парах).
КУУД:
формирование доброжелательности, преодоление эгоцентризма, умение договариваться, находить общее решение, умение сотрудничать.
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
Слайд № 19
1 пара — составляет первое слово;
2 пара — второе слово;
3 пара — третье слово.
( Ответ: гриб, звезда, цветок)
Ребята выкладывают из букв кассы на
наборном полотне и показывают по очереди друг другу и гостям.
У: « Запишите эти три слова в тетрадь».(с.46, зад. 6)
РУУД:
формирование умений участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе пары.
ЛУУД:
формирование умения проявить свой авторитет.
9)Графический диктант.
У: « Какой следующий пункт плана?»
Д: « Графический диктант».
У: «Сейчас появится героиня сказки, которая просила: «Опусти ты меня в море, дорогой за себя дам откуп, откуплюсь чем только пожелаешь».
Д: «Золотая рыбка!»
Слайд № 20
У: «Верно. Золотая рыбка хочет, чтобы вы её нарисовали. Будьте внимательны. Поставьте карандаш на точку, обозначенную на клетках. (с. 47, зад.9)
Слайд № 21
Начали работать: 1 клетка вправо,, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо и т.д.»
Самопроверка по образцу.
Слайд № 22
ПУУД:
формирование умений перерабатывать полученную информацию ( обобщать, классифицировать, сравнивать, выделять причины и следствие) для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.
4.Подведение итогов.
У: « Каких сказочных героев принимали в гости?»
У: « Что развивали?»
5.Рефлексия.
У: «Понравилось ли вам занятие? Какие задания показались вам наиболее интересными? Какие вызывали затруднение?
Оцените с.вою работу на занятии: раскрасьте внизу страницы флажок соответствующим цветом (красный — получилось всё отлично, жёлтый — получилось всё хорошо, зелёный — только часть заданий выполнена так, как хотелось, синий — не получилось так, как хотелось)»
РУУД:
организация своей деятельности,
алгоритм выполнения работы,
саморегуляция, адекватная оценка своей работы.
У: «Благодарю вас за работу!»
Слайд № 23
Литература:
1.Рабочая тетрадь в 2-х частях. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга,2012.
2. Методическое пособие для учителя. Юным умникам и умницам (информатика, логика, математика). О.Холодова — М.: РОСТ — книга, 2012.
nsportal.ru
Консультация (1 класс) на тему: Способы развития логического мышления у будущих первоклассников
Способы развития логического мышления у будущих первоклассников
Отправляя ребенка в первый класс, родители стремятся научить чадо счету и чтению. Однако, опыт работы педагогом начальных классов показывает, что каждый второй ребенок не способен правильно размышлять, выстраивать логические цепочки, делать предположения. На наш взгляд, так происходит потому, что развитию логического мышления у детей родители не уделяют должного внимания. В данной статье мне хочется поделиться с родителями будущих первоклассников наиболее эффективными, проверенными на практике, способами развития логического мышления детей.
Прежде всего, родители должны четко понимать требования к уровню развития логического мышления ребенка, собирающегося пойти в школу. К возрасту шести-семи лет ребенок должен успешно справляться со следующими операциями мышления:
- Ребенок должен уметь находить закономерности, объединяющие группы предметов по тому или иному признаку, а также продолжать логические ряды самостоятельно, не пользуясь подсказками и наводящими вопросами.
- Находить лишний предмет из нескольких предложенных ему.
- Самостоятельно составлять рассказы по картинкам и придумывать ему логическое завершение.
- Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу.
Если к нужному возрасту ребенок еще не приобрел эти навыки, грамотное развитие мышления у детей от 6 до 7 лет может решить эту проблему. Путь к логическому мышлению долгий и нелегкий. Этот процесс охватывает много разных познавательных функций и включает в себя различные занятия.
От родителей потребуется умение объяснить ребенку сложные вещи простым понятным ему языком, научить установлению взаимосвязей, научить оценивать ситуацию и делать выводы из нее. Очень важно сделать так, чтобы ребёнку было интересно заниматься. Для этого обучение ребенка логическим приемам возможно только в игровой форме, а, продолжительность занятия должна быть в пределах 20-30 минут.
Сегодня существует огромное разнообразие игр для развития логики у дошкольников. Все их можно подразделить на несколько категорий:
- графические игры – эти игры направлены на развитие мелкой моторики и подготовку детской руки к письму, которое, по мнению педагогов, является самым трудным предметом для учеников начальной школы;
- математические игры – такие игры являются основополагающими в развитии логики и интеллекта у ребенка, формировании у него умения устного счета, абстрактного мышления, логики;
- речевые игры – это игры на развитие речевого аппарата, чистоты и четкости речи, разнообразить словарный запас ребенка. Особенно хороши они для детей, которые имеют какие-либо дефекты речи и нуждаются в помощи логопеда;
- головоломки и настольные игры – такие игры вызывают большой интерес у ребенка.
В многолетней практике подготовки детей к школьному обучению, из всего разнообразия игр и занятий, способствующих развитию логического мышления, родителям будущих первоклассников я рекомендую использовать следующие.
- Графические игры. К ним можно отнести любые занятия с пишущими предметами: рисование карандашом по клеточками (так называемый графический диктант), раскрашивание картинок с цифровыми обозначениями цветовой гаммы, рисование по точкам, дорисовывание и срисовывание по образцу и многое другое. Для проведения графического диктанта, например, необходим только карандаш и листок бумаги в клетку (желательно крупную). Ребенку диктуется определенный алгоритм, например, нарисовать 3 клетки вверх, 8 клеток вправо, 5 клеток вниз. Если задание выполнено, верно, в результате ребенок увидит на листе бумаги различные фигурки. Получившиеся фигуры можно раскрасить. Такие диктанты помогают развивать ориентацию в пространстве и прекрасно готовят руку к письму.
- Устные речевые игры, или игры со словами — очень простой и доступный способ развивать у ребёнка логическое мышление, расширить кругозор и, конечно же, увеличить словарный запас. Данные игры прекрасно учат выделять аналогии, обобщать, распределять предметы и явления по группам, проводить логические связи. Вот примеры подобных игр:
- Игра в ассоциации. Называйте предмет и предлагайте назвать похожий. Спрашивайте, почему ребёнок его выбрал, какие схожие черты нашёл.
- Игры с загадыванием. Попросите ребенка загадать слово, явление, сказочного персонажа, не называя его. Данный способ эффективно учит ребенка выделять ключевые признаки загадываемого предмета или явления, а также формулировать свои мысли.
- Придумывайте новые концовки для известных сказок.
- Сочиняйте истории, стихи вместе: кто-то начинает одну строчку — другой продолжает по смыслу.
- Играйте в «да-нетки»: загадывайте предмет, явление или персонажа и предлагайте ребёнку отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
- Играйте в «верю — не верю». Вы произносите фразу, например, «все кошки рыжие» или «арбуз — это ягода». Задача ребёнка — ответить, верное утверждение или нет. Если ответы и решения неоднозначны или их несколько — это даже хорошо. Главное, чтобы ребёнок мог логически обосновать ответ.
- Особенно дети любят составлять рассказы и истории. Рассказы можно составлять разными способами, например, по картинке, на заданную тему, или по опорным словам. Это, кстати, в дальнейшем поможет научиться писать сочинения.
- Игры с карточками или образами. Дети в большинстве своём — визуалы, поэтому им нравятся игры с картинками, образами. Занятия с использованием карточек, бумаги и ручки стимулируют развитие образно-логического мышления.Вот несколько идей для активностей этого типа:
- предлагайте игры на сравнение и группировку предметов по цвету, форме, размеру и другим признакам;
- решайте головоломки со счетными палочками — «убери одну палочку, чтобы получилась другая фигура»;
- разгадывайте ребусы и головоломки на бумаге, проходите лабиринты.
- Настольные игры. Красочные наборы с рисунками, фигурками, понятными правилами привлекают и детей, и взрослых. Шашки, шахматы, морской бой, домино — проверенные временем классические игры, которые всегда будут актуальными и подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.
Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Вот несколько способов.
- Предлагайте ребёнку угадать предметы и игрушки на ощупь, по форме.
- Располагайте фигурки или картинки по алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру.
- С помощью домино изучайте счёт, сложение и вычитание.
- Конструирование. Дети по своей натуре — строители и творцы. Игры с конструктором помогают развивать двигательные навыки, мелкую моторику и творческое мышление. Создание построек по схемам, воспроизведение задумок в реальности развивают пространственное и структурно-логическое мышление. Хорошо бы находить время на совместные занятия с ребёнком с помощью кубиков, с ними можно создавать очень занимательные задания.
- Игры на непосредственное развитие логического мышления детей. Данные игры помогают ребенку устанавливать причинно-следственные связи, требуют от ребенка использования всех логических операций (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование), активно стимулируют мозговую активность. Примеры таких заданий:
- Что выше? На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое? Можно предложить ребенку нарисовать деревья.
- Где какой напиток? Мама налила напитки чай, воду и сок в разные емкости: графин, стакан и чашку. В чашке находится не сок и не чай. А в графине не чай и не вода. Что где налито?
- Пищевые цепочки. Поговорите с ребенком о взаимосвязанности всех организмов в живой природе. Рассмотрите пару «хищник — жертва».
Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе.
♦ Луг, поле:
капуста — гусеница — воробей;
злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;
травы — насекомые — птицы;
травы, цветы — шмель, пчела.
♦ Водоемы:
комар — лягушка — цапля;
червяк — рыба — чайка;
ряска — малек — хищная рыба.
♦ Лес:
растения — гусеница — птицы;
растения — грызун — хищные птицы;
растения — заяц — лиса, волк;
грибы — белки — куницы.
И примеров подобных заданий большое количество.
К счастью, у современного человека имеется огромный выбор книг и дидактических игр на развитие логики. Книжные магазины предлагают широчайший выбор книг по развитию детей, от которого просто разбегаются глаза. Сориентироваться в таком выборе не всегда просто. Однако в вопросах развития детей лучше всего доверять известным психологам и педагогам. Например, книга И.В. Мальцевой «Логика для дошкольников», книга О.С.Жуковой «Тренируем логику и мышление», рабочие тетради Е. Бортниковой «Развиваем внимание и логическое мышление». Развивать ребенка по этим книгам можно даже в домашних условиях, задания в них простые, понятные и интересные.
В заключении хочется сказать всем родителям, которые мечтают, чтобы их дети успешно учились в школе и уверенно справлялись с трудностями повседневной жизни, следующее: «Все в ваших руках! Всего 20-30 минут в день, проведенных с ребёнком в совместной и продуктивной деятельности, дадут свои благодатные плоды. Помните, ребёнок с развитым логическим мышлением выгодно выделяется среди сверстников — ему будет легче учиться, решать школьные и бытовые задачи».
Успехов в воспитании и развитии Ваших детей!
nsportal.ru