Особенности речевого развития детей дошкольного возраста – Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Содержание

особенности и уровни речевого развития

В возрасте от 3 до 7 лет происходят самые значительные речевые изменения. Формируется словарный запас, качественно меняется лексическая и фонетическая сторона речи. Развитие речи детей дошкольного возраста проходит в несколько этапов, на каждом из них ребенок приобретает новые умения и становится на ступеньку выше в использовании слова. 

Значение развития речи у детей в дошкольном возрасте

Развитие речи у детей многими взрослыми воспринимается как главный показатель интеллекта. Такой подход объясняется тем, что в высказываниях и разговоре прослеживается осведомленность и логика. Безусловно, мышление и речь как психические процессы тесно взаимосвязаны. Но речевое развитие является только частью интеллектуального уровня личности.

В то же время, для дошкольника речь – многофункциональное средство. С ее помощью он получает информацию и устанавливает контакт с окружающим миром. Слова помогают ребенку закрепить в сознании результат предметной деятельности. Благодаря речи дети приходят к восприятию и использованию образов.

Речь дошкольника эгоцентрична и спонтанна. Он больше говорит для самого себя, используя повторения и монолог. Это как мысли вслух, с произношением которых приходит понимание. Слова служат усилителем деятельности и поддерживают ребенка в его действиях.

Для детей дошкольного возраста в равной степени важны познавательная и коммуникативная функции речи. Слушая взрослых, они впитывают информацию и открывают окружающий мир. В то же время, дети учатся говорить и стремятся быть понятыми.

Задачи речевого развития

Психоречевое развитие ребенка происходит, прежде всего, в силу закономерных процессов созревания организма и становления личности. Все, чем неосознанно руководствуется малыш, познавая мир, — это его потребности. Взрослые же прекрасно понимают, что ребенок должен за несколько лет осилить немалый путь в развитии речи. К тому времени, когда наступит пора идти в школу, дошкольнику необходимо:

  • Знать и использовать много слов
  • Понятно и связно говорить
  • Используя речь, получать различную познавательную информацию
  • Общаться со сверстниками и взрослыми

Перечисленные задачи – самые важные в речевом развитии детей дошкольного возраста. Они решаются постепенно на каждом возрастном этапе.

Психологические особенности и этапы формирования речи дошкольников

Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста обусловлены тем, что каждый год их жизни задает свой темп и ритм. Годы дошкольного детства насыщены освоением действий, формированием психических процессов, накоплением эмоционального опыта.

Если сравнить, каким ребенок был год назад, и каким он стал через год, то эти перемены разительны. Речевые навыки за такой промежуток времени меняются кардинально. В активном словаре ребенка количество слов может увеличиться почти в 2 раза, высказывания становятся образными и эмоциональными. С каждым годом дошкольник переходит на новый уровень речевого развития.

Становление речи ребенка от 3 до 4 лет

С каким речевым багажом дети входят в дошкольный возрастной период? Они знают уже более 1,5 тысячи слов. В их высказываниях встречаются практически все части речи с преобладанием глаголов и существительных.

Ребенок уже не довольствуется показом действий, а стремится их описать и объяснить словами. Речь еще аграмматична. Отдельные слова объединяются неуклюже, отражая исключительно интерес, потребность и желание ребенка. Никакой логики и умозаключений на этом этапе не прослеживается. Предложения простые и короткие.

Мышление ребенка еще сильно привязано к наглядной ситуации и основывается на сиюминутных впечатлениях. Поэтому его речь ситуативна. Это значит, что без внешних подсказок в виде окружающих предметов или явлений, сложно понять, о чем говорит малыш.

Фонематический слух ребенка уже сформирован, но многие звуки еще не даются в произношении по причине сложной артикуляции. Особенно трудно справляться со словами, где идут подряд несколько согласных звуков. Дети такие сложные моменты искажают или вообще пропускают.

Формирование речевых навыков у детей от 4 до 5 лет

Дошкольник в 4 года оперирует значительным запасом слов, активно использует простые предложения. В некоторых звукосочетаниях удается произносить шипящие, но произношение еще неустойчивое. Ребенок настойчиво повторяет, если окружающие не могут сообразить, о чем он говорит.

Формируется ориентировка на звучание слова. Дети начинают придумывать лишенные смысла слова, но так, чтобы получалась забавная рифма: кашка-малашка, котенок-потенок…

Такое желание выискивать речевые аналогии называют словотворчеством. Оно постепенно активизируется, начиная с 3-х лет, и наиболее ярко проявляется к 4,5-5 годам. Это оригинальная практика, которая помогает ребенку в процессе экспериментирования многое познать в родном языке. Появление словотворчества – признак того, что у дошкольника наступает первичное овладение грамотой.

К 5-ти годам грамматический строй речи в высказываниях приобретает новый уровень. Дошкольник составляет сложноподчиненные предложения, учитывает порядок следования слов, употребляет слова в соответствующих падежах, изменяет по родам и числам.

Но выделяются еще далеко не все грамматические формы. Даже пятилетки, не задумываясь, могут употребить «я высокее Коли», «мой карандаш тонкее» и другие подобные высказывания.

Особенности развития речи дошкольника 5-7 лет

Речевые навыки поднимаются на новый уровень в старшем дошкольном возрасте, когда на смену ситуативным простым предложениям постепенно приходит связная речь.

Связной или контекстной называют такую речь, которая связана смысловым содержанием. Это содержание довольно полно раскрывает мысль или намерение говорящего, а мысль выражается последовательно и правильно построенными предложениями.

Познавательно речевое развитие старших дошкольников позволяет им излагать свои мысли понятным языком. В этом возрасте дети говорят, ориентируясь на слушателя.

6-летка осваивает речевое планирование. Если ранее слова сопровождали действие или шли за ними, то в старшем дошкольном возрасте они выходят на первый план. Дошкольник сначала продумывает и рассказывает, что он намеревается сделать.

Важным достижением является появление речевых форм деятельности. Старший дошкольник воспринимает как деятельность слушание, рассказывание, чтение, рассуждения.

Нормы развития речи у дошкольника от 3 до 7 лет

Результаты исследований речи дошкольников дают возможность установить усредненные показатели. Рассмотрим, какие

уровни речевого развития предполагаются на каждом возрастном этапе – у младших, средних и старших дошкольников. Для удобства представим данные в таблице.

Таблица. Ориентировочные нормы речевого развития детей дошкольного возраста

ВозрастСловарный запасУровень развития речи
3-4 годадо 1900 словРечь ситуативна, с использованием неопределенных форм там, такой.

Составляет простые предложения. Использует глаголы, существительные и местоимения (часто указательные этот, тот).

Произношение: смягчает звучание, не выговаривает звук Р, реже –Л, К, Г. заменяет шипящие на свистящие.

4-5,5 лет2000-2500 словРасширяет использование прилагательных.

Буквально понимает значение слова. Интересуется звучанием слова, сочиняет рифмы и новые созвучные слова.

Использует уменьшительные суффиксы.

Использует союзы а, и, но, а также подчиненные что, когда, потому что

Выражает количественные и качественные отношения: много-мало, высокий-низкий

Произношение: преодолевает смягчение, осваивает почти все звуки, частично справляется с произношением Р.

5,5-7 летдо 4000 словРечь связная и развернутая.

Составляет сообщения из нескольких предложений, объединенных общим смыслом.

Правильно строит предложения с точки зрения грамматики. Видоизменяет слова при помощи суффиксов.

Осваивает склонение существительных и спряжение глаголов.

Звукопроизношение должно быть правильным.

 

Активность родителей в развитии речи ребенка

Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.

Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:

В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.

Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.

Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.

Развитие речи детей в разных видах деятельности

Взаимосвязь речи и содержания деятельности усиливается с возрастом. Потребность в словесном выражении отличается в разных видах деятельности.

Занимаясь своей игрушкой, дошкольник ведет с ней диалог. Такая односторонняя беседа может быть внутренней, не выраженной словами. Но чаще ребенок произносит вслух все свои обращения к игрушечному другу.

Иные условия предлагает игра со сверстниками. Необходимо обращаться к партнеру, также важно его услышать, обмениваться информацией.  Если в младшем дошкольном возрасте словесное общение в игре простое и может ограничиваться ролевым участием, то старшие дошкольники часто используют объяснительную речь.

Речь дошкольника, представляющая целостное сообщение и полностью описывающая ситуацию, называется объяснительной.

Объяснительная речь хорошо развивается, когда дошкольники  договариваются о правилах игры или слаженных действиях, объясняют устройство игрушки.

Творческая деятельность дошкольника также пронизана речью. Детский рисунок часто нуждается в пояснениях. И не только в связи с тем, что взрослый расспрашивает, что же изображено на листе. Чаще сам автор желает рассказать, что он нарисовал. Речевое описание неизменно обогащает содержание картинки. Или ставит точки над i, если изображено нечто непонятное.

С помощью речи дети передают характер своих персонажей, таким образом, преодолевая ограничение собственных художественных способностей.

Формирование речевых навыков дошкольников в общении

Коммуникативная функция речи не менее важна, чем познавательная. Речь и возникает на основе потребности в общении как самое удобное средство контактирования.

Общение детей создает подходящие условия, чтобы запустился природный механизм развития общих речевых навыков.

Уже 3-летка старается в общении со сверстником использовать речь в 4 из 5 случаев. Сначала «разговор» малышей строится по большому счету из глаголов и существительных. Потом к ним прибавляются оценивающие прилагательные: хороший, плохой, добрый… Так начинает формироваться связная контекстная речь.

Занимаясь своим делом, дети непрестанно говорят: сопровождают словами действия, обращаются друг к другу. Любопытно, что они часто при этом принимают точку зрения партнера по игре.

Дети никогда не спрашивают, понял ли их собеседник. У них срабатывает критерий — раз сказано, значит, должен понять. Тем более что слова, привлекающие внимание, говорящий обязательно употребляет: «посмотри», «видишь» и т. п.

По секрету…

Речь в общении со сверстниками более эмоциональная и связная, и этому есть объяснения. Дошкольник связан со сверстниками общей деятельностью. Дети играют, и в процессе что-то обсуждают, выясняют. Контекст этих разговоров определяется ролями и игрой, но форма речевого общения зависит от расположенности и симпатий к некоторым друзьям.

Общение дошкольника со взрослыми чаще имеет познавательный характер. Беседа строится вокруг бытовых тем, родители стараются следить за речевыми нормами в высказываниях ребенка. Сверстники этих норм не знают, поэтому речевое общение протекает свободно, чем привлекает детей.

Речевое развитие является частью формирования познавательной сферы дошкольника. Восприимчивость к новой информации, умение выразить словами свои мысли и состояния, значительный словарный запас – важнейшие составляющие, которые обеспечивают дальнейшее развитие и социализацию личности.

alldoshkol.ru

Особенности речевого развития в дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов [4].

Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет — до 2000-2500, а в 6-7 лет — до 3500-4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» [7].

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет -системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации [2].

Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика — синтетической деятельностью коры головного мозга. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению [5].

Овладение способами словообразования — одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка — дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить [6].

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать [1].

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе [3].

Список литературы

  1. Володина, В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет [Текст] /В.Володина // Дошкольное воспитание.- 2002 .- № 8.- С. 52.
  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С.Выготский — М.: Педагогика, 1991.- 311 с.
  3. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] /Н.И.Жинкин — М.: Просвещение, 1982. -198с.
  4. Леонтьев, А.Н.. Речевая деятельность [Текст] /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие .- М.: Просвещение.- 1997.-405 с.
  5. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева – Ярославль: Академия развития, 1996. –240 с.
  6. Ушакова, Т.Н. Детская речь — ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. — 1999. — N3.- С.59-69.
  7. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]/К.И.Чуковский . – М., 1966. – 245 с.

29.03.2012

urok.1sept.ru

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста

Автор: Нурмухамбетова Қ.М.

Тема:Особенности речевого развития дошкольника

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии. Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.

Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, умений и навыков связной речи. Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов [4].

Своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300-400 слов, а к трём годам может достигнуть 1500 слов. Огромный скачок в развитии словаря происходит не только и не столько за счёт овладения способами образования слов из речи взрослых, сколько за счёт овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет — до 2000-2500, а в 6-7 лет — до 3500-4000 слов.

Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» [7].

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растёт число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Первые слова очень своеобразны, для них характерен полисемантизм. Эти первые слова, в сущности, ещё не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет.

После 4-5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребёнок ещё не осознаёт всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесённость слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Значения детских слов динамичны. Л.С. Выготский обращал внимание на то, что одно и то же слово при тождестве отнесённости к предметам и явлениям окружающего мира «значит» для ребёнка разного возраста и разного уровня развития разное. У ребёнка в 3 — 5 лет центральное место занимает процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слов и их конкретными значениями, а в 5 — 6 лет -системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Таким образом, в своей конкретно-отнесённой форме значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. Понятие, обозначенное словом, будучи обобщённым образом действительности, растёт, расширяется, углубляется по мере развития ребёнка, по мере того как расширяется и становится разнообразнее сфера его деятельности, увеличивается круг людей и предметов, с которыми он вступает в общение. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации [2].

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил. Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложен, он связан с аналитика — синтетической деятельностью коры головного мозга. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. По данным исследования ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению [5].

Овладение способами словообразования — одна из сторон речевого развития детей. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка — дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановки работы дети к этому времени могут овладеть произношением всех звуков. Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей еще окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие и р). Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идет медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Однако, к старшему дошкольному возрасту у детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи и соответственно необходимости приобретения знаний и потребность в обучении. Поэтому учебная деятельность приобретает более серьезный характер.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить [6].

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. Наряду с монологической речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.

Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать [1].

У ребёнка 4-5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания ее словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе [3].

Список литературы

  1. Володина, В. О согласовании существительного с числительным в речи детей 5-6 лет [Текст] /В.Володина // Дошкольное воспитание.- 2002 .- № 8.- С. 52.

  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] /Л.С.Выготский — М.: Педагогика, 1991.- 311 с.

  3. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации [Текст] /Н.И.Жинкин — М.: Просвещение, 1982. -198с.

  4. Леонтьев, А.Н.. Речевая деятельность [Текст] /А.Н.Леонтьев // Хрестоматия по психологии: Учебное пособие .- М.: Просвещение.- 1997.-405 с.

  5. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] /Н.В.Новотворцева – Ярославль: Академия развития, 1996. –240 с.

  6. Ушакова, Т.Н. Детская речь — ее истоки и первые шаги в развитии [Текст] / Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. — 1999. — N3.- С.59-69.

  7. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст]/К.И.Чуковский . – М., 1966. – 245 с.

infourok.ru

Особенности речевого развития в дошкольный период детства

Особенности речевого развития и общения

Важнейшее приобретение в дошкольном возрасте является овладение им речью как средством для познания того, что его окружает и тех, кто рядом с ним.

Дошкольный возраст — самый подходящий период для обогащения и развития речи, так как если к 6-7 годам жизни ребенок не достиг определенного уровня развития речи, далее ему будет трудно, и, в первую очередь, при поступлении в школе и обучении в начальных классах, ведь общение, как с другими детьми, одноклассниками, так и с педагогами и другими взрослыми будет также сильно затруднено.
В более старшем возрасте овладение речью, как показывает практика, происходит менее успешно.

А так как общение является непременным условием для развития детей старшего дошкольного возраста в целом, то формированию данного психического процесса необходимо уделять особенно большое внимание.
Детский сад предусматривает различные программы и технологии обучения детей, в том числе направленные на развитие речи и словаря дошкольника, особенности обучения родному языку. Это, пожалуй, явные особенности речевого развития и обучения в дошкольном учреждении, которые затрагивают и общение.

В детском саду у детей развивается звуковая культура речи, обогащается, закрепляется и активизируется разговорный словарь дошкольника. Правильная речь в области грамматики также значительно совершенствуется. Общение у дошкольника — будущего первоклассника, расширяется, проявляются особенности диалогической и связной монологической речи. В ДОУ дети старшего дошкольного возраста овладевают самой важной из форм речевого общения — устной речью.

Значение речевого общения дошкольников

Развитие речи у дошкольников способствует расширению круга общения детей старшего дошкольного возраста. Они много разговаривают с родными и близкими взрослыми. Их речь становится более выразительной, имеет свои особенности. А также развивается их общение с малознакомыми взрослыми. С помощью речи дети старшего дошкольного возраста активно включаются в общение с другими детьми во время игры и самостоятельной деятельности.

Речь ребенка часто сопровождается предметными действиями. Например, ребенок берет игрушку и начинает комментировать свои действия. Такое высказывание и такое общение может показаться просто констатацией действия ребенка. Но эта форма речи играет огромное значение в процессе становления мышления ребенка. Это показывает то, что речевое общение дошкольника расширяется, малыш начинает думать, размышлять с помощью слов и фразы. Особенности речевого развития в данном случае показывают сформированность мышления ребенка старшего дошкольного возраста.

Старшие дошкольники интересуются речью и высказываниями взрослых. Они внимательно слушают, отмечают не только высказывания о них самих, не только речь, которая обращена непосредственно на них, но и с интересом прислушиваются, когда взрослые говорят с другими детьми и друг с другом.

[note]Речевое общение у детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и детьми расширяет и углубляет мир малыша. В ходе игры со сверстниками ребенок приобретает навыки диалогической речи.[/note]

До конца посещения ДОУ речевое общение дошкольника старшего дошкольного возраста может оставаться на уровне ситуативного общения. В большинстве случаев у детей старшего дошкольного возраста вообще не сформировано речевое общение на личностные темы. И таким образом, они общаются чисто эмоционально и непосредственно, что по большому счету характеризует особенности общения очень маленьких детей. В поведении дошкольники, конечно же, не похожи на младенцев, но им больше нравится, когда взрослый их просто гладит, ласкает, а в речевом общении они часто смущаются, замыкаются в себе или даже отказываются общаться. Это естественно для малыша до года, но, когда такая форма общения сохраняется до 5 лет, то это должно настораживать, это говорит об отставании в развитии, показывает не сформированность речи.

У большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются нарушения речевого развития. Дети могут комментировать свои действия во время определенной деятельности, но чаще всего только тогда, когда их спрашивают. Собственную инициативу в речи дети чаще всего не проявляют.

Особенности речевого развития или что можно сказать о компонентах речевой активности?

М.Р. Львовой отмечалось, что к компонентам речевой активности относятся:

  • скорость проявления речевых реакций во время диалога,
  • подбор игр, в которых требуется применение речевых компонентов,
  • быстрота выбора слов,
  • особенности высказываний.

А в число условий, при которых речь детей активизируется, входят: овладение системой языка на определенном речевом уровне развития, потребность и особенности в общении у детей, включение дошкольников в деятельность, которая доступна для конкретного возрастного этапа.

Формирование навыков словообразования

В 5 лет ребенок начинает использовать в общении все основные части речи. У него осуществляется постепенное становление и развитие словообразование дошкольников. У малышей идет процесс активизации словаря, дети начинают осмысленно использовать слова. У дошкольников совершенствуется словоизменение.

[note]В возрасте 5-6 лет детские высказывания становятся более пространными, в речи проявляется логика изложения. Рассказывая что-либо, дети начинают фантазировать, придумывать различные сцены, которых не существует в действительности.[/note]

5-6 лет — период активного становления фонетической стороны речи. Детям уже характерны умения разделять слова на слоги, наполнять слова звуками. Ошибки допускаются только в незнакомых детям словах.

Особенности речевого развития — построение структуры предложений

Осваивая связную речь и рассказывание дошкольники 5-6 лет активно пользуются сочинительной речью. В общении увеличивается количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, которые дети охотно используют в своей речи.

Расширяя сферу общения, целесообразно совершенствовать структуру высказывания детей. Это можно успешно осуществлять в процессе игровой деятельности.

На 6-м году жизни активно протекает процесс усвоения морфологических свойств предложений. Ребенок научается новым словам, его словарь и формы грамматического изменения новых слов также изменяются.

В этом возрасте активно происходит освоение различных приемов словообразования, чему значительно способствует словотворчество ребенка. В первую очередь это касается главных частей речи: имен существительных, прилагательных, глагола.

Процесс словотворчества в 6 лет можно наблюдать у всех детей практически. Это период, когда словотворчество активно развивается. Оно имеет форму языковой игры, и это особо привлекательно для ребенка.

Пятый — шестой год жизни характеризуется формированием произвольности речи. У дошкольников формируется фонематическое восприятие. Они осознают наипростейшие языковые закономерности, что можно часто наблюдать в игровой деятельности, насыщенной языковым общением дошкольников.

Что касается возраста 6-7 лет, то тут продолжает овладение детьми способами грамматически правильного построения связных высказываний. Дети начинают строить монологи описательного характера. Речь изменяется, становится еще более грамматически и фонетически правильной.

Диалогическая речь дошкольников

Диалог старшего дошкольника со сверстниками осуществляется непроизвольно и инициативно. В процессе диалога детей учат использовать антонимы, продолжают развивать навыки употребления слов в разной форме, формируют умение обобщать слова. Словарь благодаря этому значительно обогащается.

Методы развития словаря дошкольника

Методы, благодаря которым, речь дошкольника обогащается, расширяются и активизируются ее особенности. Одним из эффективных методов является дидактическая игра, которая всегда наполнена предметами. Дети их узнают, могут описать их качество, рассказать о назначении предмета.

Хочется также отметить, что педагог при организации по развитию речи у старших дошкольников должен придерживаться следующих этапов:
1. Знакомство с ребенком
2. Обнаружение ошибок речи
3. Планирование комплекса занятий по речевому развитию
4. Разработка и апробация различных интересных форм индивидуальной и групповой работы над речью с элементами игры, как ведущего вида деятельности дошкольников старшей и подготовительной групп.

Если придерживаться подобного плана работы, можно достичь успешного и эффективного развития всех видов речи детей в рамках ДОУ.

До начала школьного обучения ребенок должен приобрести речевые умения и навыки, овладеть грамматическим строем речи. Это тот возраст, когда происходит закономерное усваивание ребенком синтаксического и морфологического порядка.

podrastu.ru

«Особенности развития речи детей дошкольного возраста»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНОВ

Развиваем речь

Речь — это не только основной способ коммуникации в нашем обществе, но и показатель развития ребенка. Центры мозга, отвечающие за развитие речи и интеллекта человека, влияют друг на друга, так что отставание в развитии речи негативно сказывается на познавательных навыках малыша и наоборот — задержка психоразвития влияет на скорость овладения навыком вербальной коммуникации. Именно поэтому так важно уделять внимание развитию детской речи.

Средние показатели уровня развития речи у детей:

  • 1 год — ребенок должен произносить 10 облегченных слов (+/- 3 слова) и знать название приблизительно 200 предметов;

  • 2 года — малыш строит небольшие предложения и короткие фразы. При этом словарный запас расширяется примерно до 150 слов;

  • 2,5 года — произносимые предложения усложняются, а словарный запас расширяется до 200-300 слов.

  • 3 года — активно используются предложения, объединенные по смыслу и содержащие наречия и прилагательные, правильно применяются местоимения.

Если малыш отстает в развитии речи, причин может быть несколько: от социальной среды и наследственности (например, в вашей семье все начинали говорить поздно) до последствий родовых травм и проявления заболеваний (например, синдрома гиперактивности или снижения слуха). Задержка речевого развития встречается у деток с ДЦП, синдромом Дауна, при раннем детском аутизме.

Корректировка речи должна проводиться специалистом, при этом вы можете сделать лечение более эффективным, используяразвивающие игрушки и книги, стимулирующие ребенка к коммуникации.

Если же вы не наблюдаете у своего ребенка признаков отставания в развитии речи, то при помощи этих же игрушек сможете улучшить его коммуникативные навыки, простимулировав этим развитие отдела коры головного мозга, отвечающего за интеллектуальные возможности.

Что способствует развитию речи

  1. Развитие тонкой и мелкой моторики. Участок головного мозга, координирующий работу рук и пальчиков, граничит с речевым центром. Поэтому сигналы, поступающие в этот отдел мозга, опосредованно стимулируют и развитие речи. У малышей особое внимание стоит уделять развитию тонкой моторики (тактильным ощущениям).

  2. Подвижные игры. Умение координировать свои движения, менять темп шага и направление, а также двигаться ритмично, улучшают работу мозга, что стимулирует в том числе развитие речевого центра. Особенно эффективны игры, во время которых параллельно с движением малыш должен произносить слова.

  3. Арт-терапия: рисование, лепка, вышивание или создание мозаик -улучшает навык мелкой моторики и помогает ребенку проявить свой творческий потенциал, активируя важные области головного мозга.

  4. Музыкальные инструменты и игры со звуком улучшают память и учат сосредотачиваться. Особенно эффективными являются игры, во время которых ребенка просят по звучанию опознать музыкальный инструмент и назвать его, угадать какое животное издает тот или иной звук или же повторить фразу, произнесенную шепотом.

  5. Дидактические игры для развития речи дошкольников. Такой тип игры учит ребенка различать и группировать объекты по их принадлежности и выявлять внутренние взаимосвязи. При этом каждое свое действие ребенок проговаривает, пополняя словарный запас, тренируя память и дикцию.

  6. Сюжетно-ролевые игры — отличный способ развить речь и научить малыша взаимодействовать с другими. Это не только позитивно скажется на его речи, но и облегчит процесс социализации.

  7. Развитие артикуляционной моторики. Правильное произнесение звуков зависит от степени развития челюстно-лицевых мышц, поэтому ежедневная гимнастика поможет улучшить произношение и четкость речи. Помочь могут специализированные логопедические издания, а также изучение скороговорок. Более эффективным процесс корректировки речи сделают игрушки-повторюшки, дающие ребенку возможность услышать себя «со стороны».

  8. Изучение стихов помогает развивать связную речь, а также учит ее интонировать.

Таким образом, взаимовлияние центров мозга требует комплексного подхода к развитию малыша.

 

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей в разном возрасте.

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) .

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.

Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов- тамва, вместо трамвай, неправильное ударение) .

Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.

Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки) .

Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) .

Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.

В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.

В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек». Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет?

Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему?

К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет.

В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы. Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам. Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо — произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих — шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце). Некоторые дети, этого возраста идут в школу.

Особенности развития речи детей 6-7 лет (подготовительная группа) .

У старших дошкольников6-7 года жизни формируется фонематическое восприятие и слухо- произносительные дифференцировки следующих оппозиционных фонем: С-З, Ш-З (отличаются работой голосовых связок) ; С-Ш, Сь-Щ, З-Ж (отличатся местом образования) ; Т-Ц. С-Ц, Ть-Ч, Щ-Ч, р-Л (отличаются способом образования) .

Ребёнок уже понимает, что изменение одной фонемы в слове («дар-дал», «сор-бор-хор») или их последовательности («соль-лось, «замок-мазок») меняют смысл или разрушает слово.

Умение выделить из множества звуков, воспринять, отделить от других и запомнить определённые смыслоразличительные признаки фонем – плод совокупной работы нескольких систем мозга: речеслухового и рече — двигательного анализаторов (преимущественно первого, слухового и зрительного, сохранной пространственно-временной и двигательной систем.

Однако в период обучения чтению, счёту и письму достаточно часто обнаруживаются недостатки зрительно-пространственных восприятия и представлений у детей. Многие дети путают правую и левую стороны, зеркально изображают буквы, пытаются писать, читать и решать примеры справа налево. Многим трудно понять и правильно употреблять предложные конструкции, означающие пространственные отношения.

Подобные недостатки чаще всего встречаются на фоне недостаточно развитой мелкой (пальчиковой) и речевой моторики, что, в свою очередь, тесно связано с нарушениями звукопроизношения.

Язык при артикуляции перемещается во рту с большой скоростью. А точность его движения исключительно важна для членораздельной речи.

Развитие пальчиковой моторики не только имеет ведущее значение для успешного овладения актом письма, но и ускоряет развитие речевой моторики, так как представительства в мозгу движений мышц языка и пальцев рук близко соседствуют. И. Кант отмечал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом». Подобные высказывания встречаются и в работах отечественных педагогов: «Есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция есть ещё одна речевая зона» (М. М. Кольцова) «Представление, что при любом двигательном тренинге…. Укрепляются не руки, а мозг, вначале казались парадоксальным, и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» (Н. А. Берштейн) .

studfiles.net

Консультация по логопедии на тему: Возрастные особенности развития речи детей дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве, и все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Мы уже знаем, что речь ребенка формируется  на примере речи взрослых и близких ему людей. Бытует глубоко ошибочное мнение, что звукопроизносительная и лексико-грамматическая  сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без помощи взрослых, и ребенок сам постепенно овладевает правильными навыками звукопроизношения и связной речи. На самом же деле невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Неверно также списывать речевые проблемы ребенка на его возраст, часто родители просто не знают что и когда должен уметь и знать ребенок.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 5-6 лет

1.Уже к 4 годам ребенок должен овладеть звукопроизносительной стороной речи,чисто,четко и правильно произносить все звуки родного языка, правильно воспроизводить звуко-слоговую структуру слова.

2.К 5 годам ребенок должен различать все звуки речи на слух, определять характер их звучания, давать характеристику звуку (гласный-согласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий),определять последовательность звуков в слове (осуществлять звуковой и звуко-буквенный анализ слова),понимать разницу между понятиями ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

3.5-6 летний ребенок должен иметь богатый словарный запас (почти все слова русского языка кроме специально-профессиональной лексики),уметь подбирать антонимы,синонимы,эпитеты,активно использовать в речевом высказывании все части речи:существительные,глаголы,прилагательные,наречия,местоимения,чилительные,предлоги.

4.Речевое высказывание 5-6 летнего ребенка похоже на небольшой рассказ, он много и с удовольствием рассказывает, владеет навыками монологической и диалогической речи, у него достаточный речевой опыт, который позволяет ему грамматически правильно строить речевое высказывание, не нарушая связь слов в предложение, используя навыки словоизменения и словообразования.

5.5-6 летний ребенок знает много стихов,рассказов,сказок,может составить рассказ по картинке, пересказать текст.

ФАКТОРЫ,СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПРАВИЛЬНОМУ РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ:

1.Физическое и психическое здоровье.

2.Нормальные умственные способности.

3.Нормальный слух и зрение.

4.Достаточный уровень психических процессов:внимание,память,восприятие,эмоции,воля.

5.Обладать потребностью в речевом общении.

6.Иметь полноценное речевое окружение.

Т.к. старший дошкольный возраст является подготовительным к школе ,именно в этом возрасте закладываются предпосылки к обучению грамоте и другим предметам в школе.Любые проблемы речевого развития в этом возрасте могут вызывать значительные трудности в школе.

Проблема речевого развития

Связь с образовательной деятельностью

Неправильное звукопроизношение

Перенос ошибок произношения на письмо и чтение

Недоразвитие фонематического слуха и восприятия

Невозможность писать «на слух»,трудности с анализом и определением последовательности звуков в слове,трудности с различением слух похожих звуков речи,невозможность применять множество орфограмм при письме (орфографическая «слепота»),трудности с усвоением правил переноса слов,неумение правильно обозначать границы слов и предложений на письме.

Недоразвитие связной речи

Трудности с пониманием и запоминанием устного материала,текстов,неумение построить связный ответ на вопрос,рассказать устную тему,грамматические ошибки при письме,непонимание содержания задач,задержка формирования словесно-логического мышления.

В детском саду ведется работа по развитию всех сторон речи ребенка и его подготовка к обучению грамоте. Родителям предстоит поддержать работу детского сада:

-обратить внимание на звукопроизношение ребенка,звуко-слоговую структуру слов, произносимых ребенком, активно контактировать с логопедом, выполнять его задания по автоматизации поставленных звуков.

-помочь ребенку разобраться в разнообразии звуков родного языка, научиться их различать, определять их последовательность, соотносить звуки и их графическим образом-буквой, научиться делить слова на слоги, а предложения на отдельные слова.

-Как можно больше говорить с ребенком развернутыми, грамотно построенными предложениями, читать ему сказки,рассказы,стихи и спрашивать о содержании прочитанного, расширять словарный запас детей, подсказывать правильные способы словоизменения и словобразования,исправлять его речевые ошибки-все это приведет к формированию речевого опыта и речевой интуиции.

-заучивать с ребенком стихи,пословицы,поговорки,развивать его речевую память.

ПОМНИТЕ, что своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему осознанно воспринимать явления окружающего мира, быть любознательным,активным,уверенным в себе и успешным человеком. А ваши с ним совместные занятия по развитию речи обеспечат более полное понимание вами проблем ребенка, укрепят неразрывную, заложенную природой связь между ребенком и его родителями!

nsportal.ru

Особенности развития речи детей дошкольного возраста, особенности

Особенности развития речи детей дошкольного возраста напрямую зависит от окружения, поскольку речь является не врожденным, а приобретенным навыком. Родителям необходимо знать основные закономерности развития детей дошкольного возраста и их речи в том или ином периоде для того, чтобы своевременно определить нарушения и обратиться к специалисту для их устранения.

Основные этапы речевого развития у дошкольников

Особенности развития речи детей дошкольного возраста позволяют выделить несколько этапов речевого развития. К ним относятся:

  • Подготовительный. Длится от рождения до года.

Первоначально голосовые реакции ребенка ограничены плачем и криком, их роль заключается в подготовке речевого аппарата к освоению произношения отдельных слов. Новые звуки, то есть лепет, появляются у ребенка примерно в 2-3 месяца, а уже в 5 месяцев ребенок начинает пытаться повторять за взрослыми отдельные звуки и их сочетания. Излишнее сюсюканье на этом этапе вредно – оно негативно влияет на четкость речи малыша.

  • Преддошкольный. От года до 3 лет.

Примерно к году ребенок овладевает произношением отдельных слов, далее до 2-3 лет происходит активное накопление словарного запаса, а также формирование грамматического строя речи. Исследователи детской речи отмечают, что до 3 лет ребенок понимает в речи окружающих больше, чем способен произнести самостоятельно.

  • Дошкольный. С 3 до 7 лет.

В 3 года речь ребенка активно развивается, он может охарактеризовать предметы и даже выстроить небольшой рассказ по картинке. Задача взрослых в этот период – терпеливо отвечать на все вопросы ребенка, а также использовать игровое взаимодействие для дальнейшего развития речи ребенка. В 4-5 лет нормой развития речи считается, если рассказ ребенка понятен не только его родителям, а сам ребенок обладает возможностью не только произносить слова и предложения, но и имитировать интонации других, а также голоса животных.

Стимулируем развитие речи

Особенности развития речи детей большей частью зависят от их окружения, ведь именно от окружающих его взрослых он узнает первые слова, их значение и правильное произношение. Поэтому с самых первых дней родителям необходимо как можно больше общаться с ребенком, называть ему окружающие предметы и явления. Специальные книжки и игры придут на помощь родителям, однако также можно использовать и простые книжки с картинками, которые вы можете обсудить с ребенком.

Психология развития отмечает, что формирование речевых навыков непосредственно связано с развитием мелкой моторики ребенка, так как речевые и двигательные центры мозга расположены рядом. Поэтому в период развития речи нужно включать в развивающую программу для ребенка такие занятия, как пальчиковые игры, лепка, специальные пособия, а также то, что легко найдется в каждом доме – пуговицы, веревочки и даже разнообразные крупы.

medaboutme.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *