Методики обследования связной речи у дошкольников
Учебно — методический комплект диагностических методик обследования связной речи у дощкольников создан на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В нём даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.
Учебно — методический комплект по организации обследования речевого развития дошкольников будет интересен и полезен преподавателям, осуществляющим руководство студентами — дипломниками при написании выпускной квалификационной работы. Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста существуют разные авторские методики.
Методика обследования связной речи Глухова В.П.
Глухов В.П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку). Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания.
С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества: окончание рассказа по заданному началу; придумывание рассказа на заданную тему.
Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний — от элементарных (составление фразы)
до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний,
выявленные у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в ходе проведения специальных исследований.
Обследования связной речи детей, предложенное В.П. Глуховым. [5]
Цель его — комплексное обследовании связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития).
Задание1.Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Материал: серия картинок следующего содержания:
• Мальчик поливает цветы
• Девочка ловит бабочку
• Мальчик ловит рыбу
• Девочка катается на санках
• Девочка везет куклу в коляске.
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?». При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос,
непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик/девочка?»).
Оценка результатов: 3 балла — полный фразовый ответ; 2 балла — ответ с вспомогательным вопросом; 1балл — ребенок не смог самостоятельно установить смысловые предикативные
отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.
Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.
Материал: Три картинки «девочка», «корзинка», «лес».
Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, «Девочка гуляла в лесу»), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку.
Оценка результатов: 3 балла — ребенок справился с заданием, используя фразы, адекватные предложенному заданию; 2 балла — справился с заданием с помощью педагога; 1 балл — не смог составить предложение.
Задания на составление фразовых высказываний по наглядной опоре позволяет выявить индивидуальные речевые возможности детей с ОНР (III уровень речевого развития).
Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.
Задание 3.Выявить возможности детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Материал: знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба».
Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.
Инструкция: послушай и перескажи.
Оценка результатов: Особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения,
а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Задание 4.Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Материал: Серия картинок по сюжету сказки «Лиса и Журавль».
Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть.
Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей.
При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).
Оценка результатов: Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели: смысловое соответствие содержания рассказа, изображенному на картинках, соблюдение логической связи между
картинками-эпизодами.
Задание 5.Составить рассказ на основе личного опыта — имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, «На нашем участке», «Игры на детской площадке») и дается план рассказа: — что находится на площадке; чем занимаются там дети;
в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.
Оценка результатов: Обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа,
определяемая количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их
развернутое описание) позволять, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.
Задание 6. Составить описательный рассказ.
Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.
Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается
следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п.
Оценка результатов: Обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в
описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ,
ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.
Методика диагностики связной речи, предложенная Филичевой Т.Б.
Филичева Т. Б. для обследования связной речи рекомендует картины из серии «Мы играем», «Домашние и дикие животные», а также картины из «Дидактического материала по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста».
При обследовании связной речи рекомендуется использовать разнообразные задания, например: рассказать от 1-го лица; подобрать эпитеты к определенным словам; пересказать текст, изменяя время совершаемых действий; образовать сравнительную степень прилагательных; образовать уменьшительную форму и др.
Т.Б. Филичева называет основной задачей логопедического воздействия на детей с общим недоразвитием речи — научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Работа
по развитию связной речи ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса; обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов; разучивание стихотворений; отгадывание загадок.
И предлагает следующие методики коррекционной работы.
Обучение рассказыванию.
Методические указания. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом
подбирает речевой материал.
Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией.
Например, логопед дает задание: «Подойди к столу, возьми красный шар и синий мяч». Обращаясь к детям, он спрашивает: «Что можно сказать про Колю, что он сделал?» — «Коля подошел к столу и взял
красный шар и синий мяч».
Постепенно задания усложняются: дети должны запомнить и совершить большее число действий, а затем точно рассказать о последовательности их выполнения. При этом, когда один ребенок рассказывает,
остальные дети внимательно слушают его рассказ, исправляя ошибки и неточности.
Рассказы — описания.
Процессу обучения детей различным видам рассказов-описаний предшествует большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мысль детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.
Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы «игрушки», «посуда», «одежда», «овощи» и т. д.
Навык описания предметов полезно закреплять в ходе выполнения продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, конструирование).
Описанию животных и птиц должна предшествовать работа по рассмотрению их чучел или изображений на картинке.
Примерный лексический материал — ЗАЯЦ.
У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая:
так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.
Рассказы по серии сюжетных картинок.
Конкретные примы работы с сюжетными картинками многообразны, например:
Логопед раздает детям предметные картинки, а сам показывает сюжетные картинки, сопровождая их рассказов. Дети должны подобрать предметные картинки к данной серии сюжетных картинок.
Логопед читает рассказ и сам расставляет на наборном полотне картинки. Затем он их снимает и просит детей самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднения можно задать
наводящий вопрос.
Дети получают по одной картинке, и каждый рассказывает, что нарисовано у него на картинке. Один ребенок в заключении дает полный рассказ по всем картинкам.
Примерный дидактический материал.
ЛОДОЧКА (набор картинок)
На улице лето. Ярко светит солнце. Мальчик сидит на берегу реки и делает из бумаги лодочку.
Мальчик лежит на животе и держит над водой лодочку.
Мальчик лежит, улыбается, лодочка плывет. На небе появилась большая туча.
Идет дождь, лодочка пошла ко дну. Мальчик плачет.
Светит солнце. Мальчик наклонился над водой. Лягушата приносят мальчику лодочку. Мальчик улыбается.
Было лето. Ярко светило солнце. Коля сидел у реки и делал из бумаги лодочку.
Коля сделал лодочку и лег на живот, чтобы было удобнее ее пустить по воде. И вот лодочка поплыла. Коля рад: хорошая вышла лодочка.
На небе появилась туча, стало темно, пошел дождь. Лодочка намокла и утонула. Коля заплакал. Жалко лодочку.
Около берега плавали лягушата. Увидели они, что Коля плачет, жаль им стало Колю. Лягушата достали лодочку и отдали ее Коле. А тут и дождь кончился. Коля плакать перестал.
По ходу рассказа можно задать следующие вопросы: «Какое было время года? Куда пошел мальчик? Что делал мальчик? Почему Коля плакал? Кто помог Коле? Что было дальше?
Разучивание стихотворений.
Методические указания к разучиванию стихотворений детьми с ОНР.
Каждое новое стихотворение должно быть выразительно прочитано логопедом (наизусть).
После прочтения стихотворения логопед говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем еще раз читает это стихотворение.
Далее логопед задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль.
После этого логопед выясняет, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняет их значение.
Логопед читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети проговаривают ее хором, а потом индивидуально. Логопед обязательно учитывает индивидуальные способности детей, поэтому в числе
первых рассказывает стихотворение тот ребенок, который запоминает быстрее других.
Заучивание стихотворений развивает у детей чувство ритма, поэтому полезно просить детей отхлопывать или оттопывать ритм.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
(С. Маршак)
Пересказ художественных текстов.
Методические указания. До начала чтения рассказа логопед объясняет детям смысл трудных слов, оно проговаривают хором и индивидуально. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию рассказа.
Прочитав рассказ логопед задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное. При этом на разных ступеньках обучения пересказыванию
применяются различные виды пересказа:
Перед началом пересказа логопед составляет план рассказа.
Если ребенок пересказывает с большими паузами, то логопед задает наводящие вопросы.
Логопед пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет слово или предложение.
Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребенок начинает пересказывать, следующий продолжает, а третий заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание,
умение слушать товарища и следить за его речью.
Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.
Творческое рассказывание:
пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;
составление рассказа на основе личного опыта по аналогии с услышанным.
Примерные тексты для пересказа.
Как Саша первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручьи. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся
Саша на самолет, а лодочки уплыли.
Ответить на вопросы:
Какое было время года?
Что пускал по воде Саша?
Что загудело в воздухе?
Что Саша спутал с птицей?
Лето.
Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленя. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни — в лиловых колпачках, другие — в белых веночках.
А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко
Ответить на вопросы:
С чем сравнивает автор цветы?
Как вы думаете, какие цветы он изобразил?
Видели вы их? Расскажите о них.
Методика обследования связной речи Воробьевой В.К.
Воробьева В.К. рекомендует связную речь обследовать по четырем сериям.
Первая серия направлена на выявление репродуктивных возможностей речи детей и включает два задания: пересказать текст как можно подробнее; пересказать этот же текст, но кратко.
В качестве экспериментального материала рекомендуется использовать тексты рассказов, рассчитанные на возраст испытуемого и подвергнутые адаптации в плане сокращения их объема.
Вторая серия экспериментальных заданий направлена на выявление продуктивных речевых возможностей детей: умения самостоятельно составить смысловую программу связного сообщения по наглядным
опорам; умения реализовать найденную программу в цельное связное сообщение.
Эта серия включает в себя два задания. В 1 задании детям предлагается самостоятельно разложить серию сюжетных картинок в последовательности логического развития события. 2 задание ориентирует
детей на составление рассказа по найденной программе.
Третья серия направлена на выявление особенностей построения связного сообщения в условиях частичной заданности смысловых и лексико-синтаксических компонентов высказывания. Она включает
в себя три вида заданий:
• составление продолжения рассказа по прочитанному зачину;
• придумывание сюжета и составление рассказа по предметным картинкам, которые дети должны отобрать из общего банка предметных картинок;
• самостоятельное нахождение темы и ее реализации в рассказах.
Четвертая серия заданий направлена на выяснение состояния ориентировочной деятельности, поскольку ориентировка в правилах генерации текста предваряет создание связного монологического высказывания. Ориентировочная деятельность заключается в умении выделять всеобщие, характерные признаки, присущие организации именно этой языковой единицы. Решение вопроса о состоянии ориентировочной деятельности детей с системными нарушениями речи важно для изучения структуры речевого недоразвития, в частности, для выявления влияния недоразвития речи на формирование познавательной деятельности и степени сформированности аналитических возможностей детей.
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу — «ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ РАЗНЫХ СТОРОН РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
nsportal.ru
Материал по теме: Методика обследования связной речи В.П. Глухова
Методика обследования связной речи Глухова В.П. Глухов В.П. предлагает наблюдение за речью детей осуществлять в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности.
Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи и на особенности речевого поведения. В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам; составление предложения по трем картинкам, связанным тематически; пересказ текста; составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок; сочинение рассказа на основе личного опыта; составление рассказа-описания. Комплексное обследование позволяет получить целостную оценку речевой способности ребенка в разных формах речевых высказываний — от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества). При этом учитываются характерные особенности и недостатки в построении развернутых высказываний.
Методика включает следующий комплекс заданий:
Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Материал: серия картинок следующего содержания:
• Мальчик поливает цветы
• Девочка ловит бабочку
• Мальчик ловит рыбу
• Девочка катается на санках
• Девочка везет куклу в коляске.
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?». При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие («Что делает мальчик/девочка?»).
Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания. Материал: Три картинки «девочка», «корзинка», «лес».
Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, «Девочка гуляла в лесу»), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие задания предназначены для определения уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей.
Задание 3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Материал: знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка ряба».
Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Инструкция: послушай и перескажи.
Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Материал: Серии картинок по сюжетам Н.Радлова. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей). При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта — имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, «На нашем участке», «Игры на детской площадке») и дается план рассказа: — что находится на площадке; чем занимаются там дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить, какие игры зимой, а какие летом.
Задание 6. Составить описательный рассказ. Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.
Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п.
Задание 7. Закончи рассказ. Цель задания: выявить возможности детей, в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовый и наглядный материал. Инструкция: ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.
Количественный и качественный анализ результатов
Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы. Анализ результатов: 5 баллов – ответ на вопрос – задание в виде грамматически правильно построенной фразы, адекватной по содержанию предложенной картинки, полное или точно отображенное ее предметное содержание. 4 балла – длительные паузы с поиском нужного слова. 3 балла – сочетание указанных недостатков информативности и лексико – грамматического структурирования фразы при выполнении всех вариантов задания. 2 балла – адекватная фраза – высказывание составлена с помощью дополнительного вопроса, указывающего на выполненное субъектом действие. 1 балл – отсутствие адекватного фразового ответа с помощью дополнительного вопроса.
Оценка результатов:
5 баллов высокий уровень;
4 балла средний уровень;
3 балла недостаточный уровень;
2 балла низкий уровень;
1 балл задание выполнено неадекватно.
Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико – смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы – высказывания. Анализ результатов. Фраза составлена с учетом предметного содержания всех предложенных картинок, представляет собой адекватное по смыслу, грамматически правильно оформленное, достаточно информативное высказывание — 5 баллов. Если у детей имеются отдельные недостатки в построении фразы, адекватной по смыслу и соответствующей вероятной предметной ситуации — 4 балла. Фраза составлена на основе предметного содержания только двух картинок. При оказании помощи (указание на пропуск) ребенок составляет адекватное по содержанию высказывание — 3 балла. Ребенок не смог составить фразу высказывание с использованием всех трех картинок, несмотря на оказываемую ему помощь — 2 балла. Предложенное задание не выполнено — 1 балл.
Оценка результатов:
5 баллов высокий уровень;
4 балла средний уровень;
3 балла недостаточный уровень;
2 балла низкий уровень;
1 балл задание выполнено неадекватно.
Задание 3. Выявление возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Анализ результатов. Если пересказ составлен самостоятельно, полностью передается содержание текста — 4 балла. Пересказ составлен с некоторой помощью (побуждения, стимулирующие вопросы), но полностью передается содержание текста — 3 балла. Отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента — 2 балла. Пересказ составлен по наводящим вопросам, связность изложения нарушена — 1 балл. Задание не выполнено — 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов – эпизодов. Анализ результатов. Самостоятельно составлен связный рассказ — 4 балла. Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражено содержание картинок — 3 балла. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь — 2 балла. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов действия и целых фрагментов, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету — 1 балл. Задание не выполнено — 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта. Анализ результатов. Рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания — 4 балла. Рассказ составлен в соответствии с вопросным планом задания, большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания — 3 балла. В рассказе отражены все вопросы задания, отдельные его фрагменты представляют собой простое перечисление предметов и действий, информативность рассказа недостаточна — 2 балла. Отсутствуют один или два фрагмента рассказа, большая его часть представляет простое перечисление предметов и действий — 1 балл. Задание не выполнено — 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
Задание 6. Составление рассказа – описания. Анализ результатов. В рассказе-описании отражены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение, соблюдается логическая последовательность в описании признаков предмета — 4 балла. Рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть основных свойств и качеств предмета — 3 балла. Рассказ-описание составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен, в нем не отражены некоторые существенные признаки предмета — 2 балла. Рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков. Не отмечается какой-либо логически обусловленной последовательности рассказа-описания — 1 балл. Задание не выполнено — 0 баллов.
Оценка результатов:
4 балла высокий уровень;
3 балла средний уровень;
2 балла недостаточный уровень;
1 балл низкий уровень;
0 баллов задание выполнено неадекватно.
nsportal.ru
Диагностика уровня развития связной речи детей старшего дошкольного
В речи детей словарь, грамматическая форма речи – это только абстрактное представление об уровне развития детской речи. Главным в речевом развитии ребенка является постоянно совершенствующая, и изменяющаяся с возрастом способность использовать речь как средство общения. Развивая связную речь, ребенок постепенно овладевает родным языком, словарным запасом, фонематическим слухом и навыками произношения звуков, грамматическим строем, правилами синтаксиса и смысловой речью [65]. Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Связная речь служит средством коммуникации на более высоком уровне, чем просто предложение, она показывает все достигнутые ребенком в данном возрасте успехи в овладении особенностями родного языка, звукопроизношением, словарным запасом, построением грамматического строя. Формирование связной речи начинается очень рано. Устная связная речь складывается из двух умений: говорить – экспрессивная речь; понимать речь других людей – импрессивная речь [54].
Вопросами диагностики речевого развития дошкольников занимались Л. Ефименкова, Т. Ладыженская, Р. Лалаева, Е. Соботович., Е. Струнина, Т. Ткаченко, О. Ушакова.
Методики разных авторов имеют схожую структуру, которая включает в себя: пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа; незнакомой сказки) и составление рассказа (по сюжетной картинке, на основе личного опыта, по серии сюжетных картинок). Е. Соботович исследовала детей старшего дошкольного возраста, страдающих полиморфным косноязычием. Она исследовала речь этих детей, состояние общей и речевой моторики, которые были дополнены данными психоневрологического осмотра [64].
Е. Струниной была разработана методика развития связной речи детей дошкольного возраста. В неё входит не только развитие диалогической и монологической речи, но и грамматического строя речи, а также обогащение словаря ребёнка.
Методика психолингвистического изучения нарушений устной речи Р. Лалаевой рассчитана на исследование процесса продуцирования речевых высказываний у детей 6-10 лет с речевой патологией различного генеза, имеющих как относительно сохранный интеллект, так и интеллектуальную недостаточность. Эта методика позволяет более тонко диагносцировать характер первичного и вторичного недоразвития речи у детей. В модифицированном виде она может быть использована для изучения особенностей речевого развития детей других возрастных групп [43].
На основе анализа психолого-педагогической, лингвистической и научно-методической литературы по вопросам диагностики речевого развития для проведения исследовательско-экспериментальной работы по изучению уровня развития связной речи у старших дошкольников нами была определена цель.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Поставленная цель конкретизировалась в следующих задачах:
1. Определить критерии и показатели развития связной речи старших дошкольников.
2. Охарактеризовать уровни развития связной речи детей старшого дошкольного возраста.
3. Проведение диагностики речи для выявления уровня ее развития.
4. Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
Для выявления уровеня развития связной речи старших дошкольников были выделены следующие критерии и показатели, которые представлены в таблице (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Критерии и показатели развития связной речи старших дошкольников
Критерии связной речи | Показатели |
Диалогический критерий | |
Монологический критерий | 1.Семантическая оценка текста. 2.Языковое оформление. |
Рефлексивный критерий | 1. Самостоятельный пересказ текста. 2. Составление собственного рассказа. |
Показателями диалогического критерия выступили:
— Соответствие ответа ситуации.
— Характер языкового оформления: предложение, словосочетание, слово.
Показателями монологический критерия выступили:
— Семантическая оценка текста: соответствие его изображаемой ситуации, целостность, правильная последовательность, наличие всех смысловых звеньев.
— Языковое оформление: грамматическая правильность предложений, характер языкового оформления, наличие связующих элементов между предложениями.
Показателями рефлексивного критерия выступили:
— Самостоятельный пересказ текста: соответствие содержанию, целостность, последовательность и характер языкового оформления.
— Самостоятельное составление рассказа: развёрнутость, характер языкового оформления и последовательность.
На основе отмеченных выше критериев и показателей были охарактеризованы три уровня развития связной речи старших дошкольников (Приложение А).
Высокий уровень характеризуется такими составляющими: рассказ полностью соответствует изображённой ситуации, имеются все основные смысловые звенья, которые воспроизводятся в правильной последовательности; рассказ характеризуется смысловой целостностью; определены временные, причинно-следственные и другие связи между событиями, допускаются частичные пропуски деталей ситуации; ребёнок самостоятельно выполняет предложенные задания, трудностей не возникает.
К среднему уровню относится такие компоненты: рассказ в целом соответствует изображённой ситуации; некоторые смысловые звенья искажены, основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий; в некоторых случаях ребёнок нуждается в помощи воспитателя; в рассказе имеются отдельные неправильные предложения.
Низкий уровень определяется следующим: рассказ отсутствует, вместо него несколько предложений и словосочетаний, не раскрыты временные и причинно-следственные отношения, отсутствует смысловая целостность; ребёнку необходима помощь воспитателя.
При диагностике уровней развития связной речи дошкольников, мы придерживались определённых требований, которые отражены в методике Р. Лалаевой:
1) Ограничение во времени и использование наглядного материала;
2) Для тестирования лучше использовать время, когда ребёнок находится в хорошем настроении, не перевозбуждён и не утомлён.
3) У ребёнка не должно сложиться впечатление, что его проверяют.
4) Не делать ребёнку замечаний [43].
Для выявления уровня развития речи был подобран следующий диагностический материал: задания «Посмотри и скажи», «Рассмотри картинку и скажи», «Составь по картинкам рассказ», «Посмотри и расскажи», «Перескажи», «Расскажи».
Диагностика уровня развития связной речи проводилась на основе диагностических методик Р. Лалаевой в Нижнегорском детском саду №2 «Чебурашка» в старшей группе. Речевой материал рассчитан на определение уровня развития связной речи у детей старше 5 лет.
Охарактеризуем содержание и особенности выполнения старшими дошкольниками ряда экспериментальных заданий в рамках определенных критериев и показателей развития связной речи.
Исследование диалогического критерия связной речи
Показатель 1:соответствие изображённой ситуации
Задание «Посмотри и скажи».
Цель:Выявить уровень соответствия данного ответа изображённой ситуации
Материал: серия из 4 картинок «Мальчик и ласточка»:
1) Ласточка свила гнездо.
2) Птенчик упал из гнезда.
3) Мальчик увидел птенчика.
4) Мальчик положил птенчика в гнездо.
Процедура исследования: ребёнку последовательно по одной предлагаются картинки указанной серии; предыдущие картинки не убираются.
Инструкция: в процессе рассматривания детьми картинок даётся инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…».
Вопросы:
— Где ласточка свила гнездо?
— Кто был в гнезде?
— Что случилось с одним птенчиком?
— Кто увидел на земле птенчика?
— Что сделал мальчик?
Шкала оценивания:
1 уровень (высокий) – ответ полностью соответствует изображённой ситуации. Оценка 3 балла.
2 уровень (средний) – ответ соответствует ситуации, но упущены некоторые детали. Оценка 2 балла.
3 уровень (низкий) – ответ не соответствует ситуации. Оценка 1 балл.
Диалогический критерий.
Показатель 2: характер языкового оформления ответа (предложение, словосочетание, одно слово).
Задание «Рассмотри картинку и скажи».
Цель:Выявить характер языкового оформления ответа ребёнка.
Материал:сюжетная картинка «На отдыхе»:
1) Мальчики играют в футбол.
2) Взрослые сидят возле костра.
3) Девочка плетёт венок.
4) Собака спит возле берёзы.
Процедура исследования: ребёнку предлагается сюжетная картинка; в процессе выполнения задания она не убирается.
Инструкция: в процессе рассматривания сюжетных картинок старшим дошкольникам даётся инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Скажи…».
Вопросы:
— Что изображено на картинке?
— Что делают мальчики?
— Чем заняты взрослые?
— Что делает девочка?
— Где находится собака?
Шкала оценивания:
Определяется уровень выполнения задания в целом:
1 уровень (высокий) – ответ дан в виде полного и развёрнутого предложения. Оценка 3 балла.
2 уровень (средний) – ответ дан в виде словосочетания или
неполного предложения. Оценка 2 балла.
3 уровень (низкий) – ответ дан в виде короткого словосочетания или слова. Оценка 1 балл.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Обследование развития связной речи дошкольников (О.С.Ушакова) — Тесты для детей — Каталог файлов
Обследование развития связной речи детей дошкольного возраста (О.С.Ушакова)
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Если дети хорошо знакомы с взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы.
Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком и не должно превышать 15 мин.
Задание нужно давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку. В случае затруднения, не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ. Например, ребенок не смог назвать обобщающее слово, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом «одежда»., Но в протоколе следует отметить невыполнение задания.
Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь особое значение приобретает точная формулировка вопросов.
Оценка по всем задания дается по баллам:
- 3 балла – точный и правильный ответ, который ребенок дал самостоятельно
- 2 балла – ребенок допустил незначительную неточность, отвечал по наводящим вопросам и уточнениям
- 1 балл – ребенок ответил неточно либо неверно на вопрос, повторяет вопрос, не понимает задание.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку «3 балла», то это I уровень развития речи (высокий). Если больше половины ответов с оценкой «2 балла», то это II уровень (средний), а с оценкой «1 балл» — уровень III (ниже среднего).
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Характеристика речевого развития
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит к четырем годам. Ребенок накапливает определенный запас слов, который содержит все части речи. Лидирующее место в детском словаре занимают глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние.
У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящие и прошедшие времена глагола, повелительное наклонение.
Дети осваивают навыки разговорной речи, выражают свои мысли простыми и сложными предложениями и подводятся к составлению связных высказываний описательного и повествовательного типа.
Однако в речи многих детей четвертого года жизни отмечаются и другие особенности. В этом возрасте дошкольники могут неверно произносить (или совсем не произносить) шипящие (ш, ж, ч, щ), сонорный (р, рь, л, ль) звуки. Требует совершенствования интонационная стороны речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, темпа, дикции и силы голоса.
Далеко не все дети умеют согласовывать слова в роде, числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений они опускают отдельные члены предложения.
Детям четвертого года жизни доступна простая форма диалогической речи, однако они часто отвлекаются от содержания вопроса.
Ход обследования
Задание №1. Картина «Кошка с котятами».
- Взрослый спрашивает: «Кто это? (Кошка.) Какая она?»
– Ребенок самостоятельно отвечает
– Отвечает по вопросам взрослого
– Описывает своего кота (из опыта)
- Как назвать детеныша кошки?
– Называет правильно (в единственном числе)
– Вместо единственного числа называет множественное число
– Не выполнил задания
- Когда много детенышей, как сказать?
– Называет множественное число
– Вместо множественного числа называет единственное число
– Не выполнил задания
- Педагог говорит «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята… (маленькие). У кошки хвост длинный, а у котенка… (короткий). Кошка бегает быстро, а котята… (медленно). Кошка-мама мяукает громко, а котята… (тихо)».
– Ответил на все задания
– Выполнил 2-3 задания
– Ответил на одно
- Совместное рассказывание: «Это… (кошка). Она… (большая). У кошки есть… (котята). Кошка любит… (котят, молоко, играть).
– Ребенок заканчивает все предложения
– Заканчивает 2-3 предложения
– Называет одно слово.
Задание №2.
Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Ты знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».
— Ребенок пересказывает сказку самостоятельно
— Рассказывает по вопросам воспитателя
— Называет отдельные слова.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Характеристика речевого развития
Главное направление развития речи на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи. Начинается взрыв словотворчества.
Дети получают начальное представление о слове как о звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно).
Дети тянутся к рифме. Подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Это занятие способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.
Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки. Начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова.
Возрастает речевая активность детей.
Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.
Речь отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает затруднение. Большинство детей не владеют умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания.
Ход обследования
Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла.
- Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
– Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла. Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть.
– Рассказывает по вопросам взрослого
– Называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
- Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
– Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.
– Перечисляет признаки (красный, резиновый)
– Называет отдельные слова
- Опиши собаку, какая она, или придумай про нее рассказ
– Ребенок составляет описание (рассказ)
– Перечисляет качества и действия
– Называет 2-3 слова.
- Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
– Составляет рассказ самостоятельно
– Рассказывает с помощью взрослого
– Отвечает на вопросы односложно.
- Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки и предлагает пересказать
– Ребенок пересказывает самостоятельно
– Пересказывает с подсказыванием слов взрослым
– Говорит отдельные слова.
Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под №1, он получает три балла; если ответы соответствуют №2 – 2 балла; если ответы соответствуют №3, ребенок получает 1 балл.
В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла – это высокий уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 2 балла – это хороший уровень. Если 2/3 ответов детей оцениваются в 1 балл – это средний или ниже среднего уровень.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Характеристика речевого развития
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносят все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.
К этому возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение синонимов и антонимов в словарном запасе ребенка, многозначных слов.
У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Дети активно осваивают и могут построить различные типы текста: описание, повествование, рассуждение.
Некоторые дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации.
Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания.
Ход обследования
- Взрослый предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
– Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.
– Рассказывает, опуская начало (или конец).
– Перечисляет отдельные качества.
- Взрослый предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.
– Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ
– Рассказывает с помощью взрослого
– Перечисляет нарисованное на картинках.
- Взрослый предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему
– Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название
– Составляет рассказ с помощью взрослого
– Не справляется с заданием
Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:
- Содержательность ( в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие маленьких тем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; если идет перечисление признаков – 1 балл.
- Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла.Наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения – 2 балла. Отсутствие начала и конца – 1 балл.
- Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла. Использование только простых предложений – 2 балла. Однотипные конструкции – 1 балл.
- Разнообразные способы связей между предложениями – 3 балла. Использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) – 2 балла. Неумение связывать между собой предложения – 1 балл.
- Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла. Некоторое нарушение точности словоупотребления – 2 балла. Однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.
- Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла. Прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы – 2 балла. Монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.
Оценку выполнения все заданий взрослый дает, подсчитав общее количество баллов.
cohspeechzpr.ucoz.ru
Учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему: Определение уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова
Определение уровня сформированности
монологической речи у детей с ОНР
Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
Для определения уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР использовалась диагностика связной речи по методике В.П. Глухова.
Диагностика была направлена на выявление возможностей детей в использовании различных видов связных высказываний — от единичной формы до составления рассказов с элементами собственного творчества. Определялась способность детей к передаче содержания знакомого литературного текста, зрительно воспринимаемой сюжетной ситуации. Обследование включало семь последовательных заданий и проводилась индивидуально. Обследовано 15 детей 5 лет, имеющих общее недоразвитие речи.
Первое задание методики обследования связной речи заключалось в составлении детьми предложений (на вопрос:«Скажите, что здесь нарисовано?») по пяти отдельным картинкам, изображающим простые действия (мальчик поливает цветы из лейки, девочка ловит бабочку сачком, девочка делает зарядку, мальчик пускает кораблик по ручью, мальчик строит дом из кубиков).
Задание предназначалось для выявления у детей умений построить фразу, адекватно передающую изображенное действие, т.е. состояло в решении определённой семантико-синтаксической
Второе задание – составление предложение по трем картинкам, связанные одной темой (с изображением девочки, корзинки и леса). Задание было направлено на выявление способности детей к установлению логико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченной фразы-высказывания.
Третье задание имело целью выявить возможности детей с речевым недоразвитием описательной речи в воспроизведении достаточно простого по структуре и небольшого по объёму текста знакомой сказки («Репка», « Теремок»). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.
Четвертое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Рекомендуется использовать серии из трех-четырех картинок по сюжетам Н. Радлова («Ежик и гриб», «Кошки и птичка» и др.), а также серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Медведь и зайцы»* и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки (например: «дупло», «поляна», «лужок» — по серии «Медведь и зайцы» и т.д.). При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Кроме общих критериев оценки принимаются во внимание показатели, определяемые спецификой данного вида рассказывания: смысловое соответствие содержания рассказа изображенному на картинках; соблюдение логической связи между картинками-эпизодами.
Пятое задание – составление рассказа на близкую детям тему: «На нашем участке» ставило целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения детьми фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений. В целях облегчения поставленной задачи детям предварительно давался план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагалось рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой
Следующие два задания были направлены на выявление возможностей детей в составлении рассказов с элементами творчества и особенностей монологической речи при выполнении таких заданий.
Для шестого задания — составления описательного рассказа — детям предлагались модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание; «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании. При анализе составленного ребенком рассказа обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики. В случае, когда ребенок оказывается не способным составить даже короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.
Седьмое задание — продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) — имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.
Критерии оценки состояния связной речи детей
дошкольного возраста с ОНР
(по В.П. Глухову)
№ | Вид задания | Критерии оценки выполнения задания |
1. | Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам | 5 – фраза грамматически правильно построена, адекватна по смыслу и точно отображает ее предметное содержание 4 – фраза адекватна по смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова 3 – сочетание недостатков информативности и лексико-грамматического структурирования при выполнении всех или большинства заданий 2 – адекватная фраза, составлена с помощью дополнительного вопроса, не все варианты задания выполнены 1 – отсутствие адекватного ответа с помощью дополнительного вопроса, фраза – перечисление предметов |
2. | Составление предложения по трем картинкам, связанными тематически | 5 – фраза адекватна по смыслу, составлена с учетом предметного содержания всех картинок, информативна, грамматически правильно оформлена 4 – фраза адекватна по смыслу, имеет один из недостатков: мало информативна, ошибки употребления грамматической формы слова, не нормативный порядок слов, длительные паузы с поиском нужного слова 3 – фраза составлена на основе предметного содержания 2-х картинок, при оказании помощи, составляется адекватное по содержанию высказывание 2– невозможность составления фразы по трем картинкам, помощь не эффективна 1б – задание не выполнено: правильно называются изображения, но фразу составить не может |
3. | Пересказ небольшого знакомого литературного текста | 5б – пересказ составлен самостоятельно, содержание передано полностью, грамматические категории соблюдаются, соблюдается связность и последовательность 4б – пересказ составлен с использование минимальной помощи, содержание предается полностью, незначительные нарушения связного воспроизведения, единичные нарушения структуры предложения 3б – отмечаются пропуски отдельных моментов высказывания, использует повторные наводящие вопросы, нарушена связность изложения, единичные смысловые несоответствия 2б – пересказ доступен по наводящим вопросам, значительно нарушена связность, последовательность изложения смысловые ошибки, бедность и однообразие языковых средств 1б – задание не выполнено |
4. | Составление рассказа по серии картинок | 5б – связный рассказ составлен самостоятельно, соблюдается последовательность в передаче событий, рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка 4б – рассказ составлен с некоторой помощью, содержание передано достаточно полно, отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз 3б – рассказ составлен с использованием наводящих вопросов, нарушение связности повествования, отмечаются пропуски действий, отдельные смысловые несоответствия 2б – рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, резко нарушена связность, отмечается пропуск существенных моментов действия, смысловые ошибки, рассказ подменяется простым перечислением увиденного 1б – задание не выполнено |
5. | Составление рассказа на основе личного опыта | 5б – все фрагменты рассказа представляют связные развернутые высказывания, лексико-грамматические средства соответствуют возрасту 4б – рассказ составлен в соответствии с планом, основная часть фрагментов представлена информативными высказываниями, отмечаются единичные морфолого-синтаксические нарушения 3б – отражены все вопросы задания, информативность рассказа недостаточная, в большей части нарушена связность повествования, отмечаются аграмматизмы 2б – отсутствуют 1-2 фрагмента рассказа, большая его часть – простое перечисление предметов и действий, отмечается бедность содержания, нарушена связность речи, грубые лексико-грамматические недостатки 1б — задание не выполнено |
6. | Составление рассказа на заданную тему | 5б – рассказ составлен самостоятельно, доведен до логического завершения, отмечается связность и последовательность изложения, языковое оформление соответствует грамматическим нормам 4б – рассказ составлен самостоятельно или с незначительной помощью, достаточно информативен и завершен, незначительные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики, некоторые языковые трудности 3б — рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена 2б – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, резко нарушена связность, грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа 1б – задание не выполнено |
7. | Продолжение рассказа по заданному началу | 5б – рассказ составлен самостоятельно, доведен до логического завершения, отмечается связность и последовательность изложения, языковое оформление соответствует грамматическим нормам 4б – рассказ составлен самостоятельно или с незначительной помощью, достаточно информативен и завершен, незначительные нарушения связности, пропуски сюжетных моментов, не нарушающих общей логики, некоторые языковые трудности 3б — рассказ составлен с помощью повторных наводящих вопросов, отдельные смысловые несоответствия, лексические и синтаксические затруднения, связность изложения нарушена 2б – рассказ составлен целиком по наводящим вопросам, резко нарушена связность, грубые смысловые ошибки, нарушена последовательность изложения, выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа 1б – задание не выполнено |
Результаты обследования связной речи детей дошкольного
возраста с ОНР (по В.П. Глухову)
сентябрь 2011год
(в баллах)
№ | Имя ребенка | № задания | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. | Ксюша | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
2 | Вероника | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
3 | Даниил | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 |
4 | Егор
| 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
5 | Артем
| 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
6 | Тимофей
| 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
7 | Коля | 4 | 4 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
8 | Даша | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
9 | Моника
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 |
10 | Настя | 2 | 3 | 3 | 3 | 1 | 1 | 1 |
11 | Дима
| 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
12 | Никита
| 3 | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
13 | Ксюша
| 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 |
14 | Сережа
| 1 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
15 | Амина
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Результат обследования детей по методике В.П.Глухова
( сентябрь2012год)
№ | Имя ребенка | № задания | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. | Ксюша | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
2 | Вероника а | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
3 | Данил
| 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
4 | Егор
| 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
5 | Артем
| 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 |
6 | Тимофей
| 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
7 | Коля
| 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
8 | Даша | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 |
9 | Моника
| 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
10 | Настя а | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
11 | Дима
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
12 | Никита
| 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
13 | Ксюша
| 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
14 | Сережа
| 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
15 | Амина
| 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Результат обследования детей по методике В.П. Глухова
( май 2013г)
№ | Имя ребенка | № задания | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. | Ксюша | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
2 | Вероника
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
3 | Данил
| 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Егор
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
5 | Артем
| 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
6 | Тимофей
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
7 | Коля
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
8 | Даша | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 |
9 | Моника
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
10 | Настя
| 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
11 | Дима
| 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
12 | Никита
| 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
13 | Ксюша
| 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 3 |
14 | Сережа
| 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 |
15 | Амина
| 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Диагностика выявила достаточно низкий уровень фразовой речи, используемой детьми (объём, структура фраз, бедность языковых средств).
При составлении рассказа по серии картинок, несмотря на предварительный разбор содержания каждой из 6-ти картинок с объяснением значения некоторых существенных деталей изображенной обстановки («дупло», «поляна» и др.), составление связного самостоятельного рассказа оказалось недоступным для всех детей. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующую картинку или конкретную деталь. Для всех детей были характерны затруднения при переходе от одной картинке к другой (перерыв в повествовании, затруднение в самостоятельном продолжении рассказа).
Отсутствие сформированных навыков в данном виде рассказывания, можно объяснить недостаточной подвижностью, слабой переключаемостью внимания, восприятия, памяти у детей с ОНР и недостаточной координацией указанных процессов с речевой деятельностью.
Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно сделать следующие выводы:
– дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи: пересказом; составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета; составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельно узнаванием текстового сообщения;
– итоги выполнения заданий всех серий позволяют в качестве основных причин несформированости умений и навыков связной речи выделить нарушение двух видов операций, обеспечивающих смысловую организацию текстового сообщения, и операций, обеспечивающих его лексико-синтаксическое оформление.
Нарушение операций прослеживается в несформированности умения: передавать смысловую программу заданного текста; выделять большую программу целого текста; устанавливать временную последовательность изображенных на картинках событий; находить и развивать замысел; опознавать связные высказывания; выбора слов, преимущественно глагольной лексики; выбора средств межфразовой связи; чередование коммуникативно сильных и коммуникативно слабых предложений в рассказе.
nsportal.ru
Приложение №2 Диагностика развития речи
Методика Эббингауза.
Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций. Инструкция: «Вставьте пропущенные слова».
Инструкция: «Расставь точки».
Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.
Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).
Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.
Задание 1. 1. «Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи». 2. «Прочитай и перескажи».
Галка и голубь.
Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.
Муравей и голубка.
Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
Умная галка.
Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.
Самые красивые.
Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила: — Вы не видели моих птенцов?
— А какие они?
— Самые красивые!
Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий,
общего и скрытого смысла.
Задание 2.
Обращаясь к ребенку, учитель говорит: «Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов».
Наборы слов:
1. Девочка, альбом, рисунок.
2. Ребенок, чашка, молоко.
3.Из, клетки, чиж.
4. Саша, лыжах, катается, на.
Шкала оценивания.
|
Задание для углубленной диагностики.
«Прослушай ряд слов и составь из них предложения».
1. В, поют, хоре, девочки.
2. Пассажиры, трамвая, выходят.
Задание 3.
Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:
Учитель говорит: «Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке — Ваней». Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней. Далее учитель говорит: «Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня».
Примечание: Если ребенок не читает, используется жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.
Задание для углубленной диагностики.
«Покажи, где на картинке: — круг под квадратом; — квадрат над кругом;
— круг на квадрате; — круг над квадратом».
Тест различения и выбора фонем.
Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое — состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое — фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.
Задание 1.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.
Слушай:
Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш».
После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: «А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3′ (зъ). Слушай:
С’, Ц’, 3′, Т ‘, 3’ «.
И, наконец, учитель говорит: «Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:
С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ».
Примечание: Звуки Ш, 3′, Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.
Задание для углубленной диагностики.
«Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА». После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: «А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:
ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ».
Задание 2.
Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: «Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках». Далее учитель называет следующие пары:
трава — дрова, уточка — удочка,
крыша — крыса, мишка — мышка,
бочки — почки.
Задание 3.
Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: «Все ли предметы тебе известны?» Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй — черный. Учитель вновь обращается к ученику: «Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика — со звуком Д».
Задание 4.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце».
Задание 5.
Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово
«сковородка».
Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: «Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем — второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные». Затем учитель по очереди называет слова:
нос, паук, школа, палатка, сковородка.
Задание для углубленной диагностики.
«Назови первый и последний звук в слове СЛОН».
Задание 6.
Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: «Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове «ласточка».
Задание для углубленной диагностики.
«Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В».
Задание 7.
Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:
Ч Ш Ц Т
Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: «Сейчас я произнесу одно слово — это слово «чашка». А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова».
Задание для углубленной диагностики.
«Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ».
О У А М
Задание 8.
Обращаясь к ученику, учитель говорит: «Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков». (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)
Задание для углубленной диагностики.
«Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу». (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)
«Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках».
[1]
studfiles.net
7) Методика исследования связной речи
Исследование связной речи
1.Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» ( пять картинок ). Возможно использование какой – либо другой последовательности из 4 – 5 картинок.
Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.
Оценка: производилась с учётом модели, разработанной Р.И. Лалаевой, однако сами критерии были несколько модифицированы.
1) Критерии смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно – следственных связей или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершён; 0 баллов – отсутствует описание ситуации.
2) Критерий лексико–грамматического оформления высказывания: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
3) Критерий самостоятельности выполнения задания: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
3. Обследование словаря детей
При обследовании словаря важно выяснить объем экспрессивного словаря (наличие слов, обозначающих различные явления окружающей жизни и представленность в словаре ребенка различных частей речи).
С этой целью подбирают картинки, изображающие предметы или явления, их действия и качества, которые группируют по тематическому единству, например, предметы домашней обстановки (мебель, посуда и т.п.), одежда, явления живой и неживой природы, времена года и т.д. Картинки с изображением действий также группируются в соответствии с названным принципом, например, труд в семье, в саду и на огороде, труд людей различных профессий, глаголы, обозначающие движение, орудийные действия и т.д. Подобранный для данного раздела обследования материал должен соответствовать возрастным нормам развития. Педагог предлагает ребенку самостоятельно назвать по картинкам предметы, их качества и действия.
Однако для дифференциации нарушений речевого развития важно не только констатировать факт ограниченности словарного запаса, но и установить, чем обусловлено отсутствие у ребенка тех или иных слов: ограничением опыта, знаний и представлений или трудностями воспроизведения названий слов, либо непониманием их значения.
С этой целью выясняется понимание ребенком значения неназванных или неправильно названных им слов (педагог называет эти слова, ребенок показывает соответствующую картинку). Выявляется также уровень понимания имеющихся в активном словаре слов, т.е. не только их предметная соотнесенность, но и соответствующие этим словам понятия, их информационная насыщенность.
При отборе проб для определения данных особенностей словаря необходимо исключить такие задания, которые могут не выполняться ребенком за счет трудностей актуализации имеющихся знаний или их вербализации. Примером такого задания является словесное описание предмета.
Для исследования объема понятий, стоящих за тем или иным словом, можно использовать следующие задания:
— называние (показ соответствующей картинки) слов, противоположных по значению, например, лимон кислый, а что сладкое; слон большой, а кто маленький, и т.п.
— подбор к названиям действий тех предметов, которые могут выполнять это действие, например, скажи (покажи), что плавает, растет, тает и т.д.
Обследование словаря (в частности, называние слов) дает возможность составить представление о сформированности у ребенка звуковых образов слов и возможностях их воспроизведения, а также о слоговой структуре слова.
Методика обследования по (Стребелевой):
Средний возраст(4-5 л.)
studfiles.net