10 мультфильмов, которые научат вашего ребенка читать
День русского языка, он же — Пушкинский день, отмечают чаще причастные к предмету взрослые и школьники. Малышей это касается реже, и зря: им ведь русский предстоит учить дольше всех. Предлагаем не откладывать в долгий образовательный ящик и начинать показывать крохам развивающие мультики — они все равно скорее уже всего смотрят телевизор, а вместе с этими веселыми понятными роликами смогут запомнить буквы быстрее и качественнее.
Напомним, что у нас есть общая подборка развивающих мультиков для малышей, а сейчас перед вами обзор популярных видео на YouTube, где ваших детей попробуют обучить грамоте в продвинутом современном формате.
Развивающие мультики: Говорящая Азбука
Начинаем с азов — с азбуки. Здесь пластилиновые буквы превращаются в животных, издают соответствующие виду звуки и трансформируются дальше согласно алфавиту. Все названия проговариваются (и не по разу), зверята выглядят предельно мило, дружелюбно и в хороших традициях пластилиновых мультиков. С ними еще есть приложение для планшетов и телефонов — для тех, кому хочется самостоятельно тыкать на кнопочки.
17 минут обучающей радости для детей 3−6 лет.
Источник: Лучшие игры для детей
Учимся читать. Говорящие буквы
Про пользу ассоциаций авторы данного видео (канал «Мизяка-Дизяка», название от создателей «Абууув!» и «Азябацка») знают не понаслышке. Их говорящие буквы максимально подкреплены образами и звуками, где возле «Д» и дятел, который долбит, и дым, а «Ё» сверкает новогодними гирляндами.
5 минут занимающихся своими наглядными делами букв для самых маленьких. Остальные обучающие мультфильмы канала вы найдете по ссылке.
Источник: Мизяка Дизяка
Мультипликационный русский алфавит от, А до Я от Тетушки Совы
Мудрая Тетушка Сова демонстрирует детям алфавит на примере самых разных понятий, со стишками, сопутствующим ярким мультиком и непременной важной моралью возле каждой буквы. Подойдет для тех малышей, которым чисто азбука не интересна, а вот посмотреть сборник коротких мультфильмов (и заодно воспринять обучающую часть) будет сплошным удовольствием.
15 минут для 3−6 лет, есть еще сокращенная, пятиминутная версия алфавита для особо нетерпеливых.
Источник: Тётушка Сова
Учимся читать по слогам с Фиксиками
Сразу скажем, что подобных видео очень много — с Фиксиками, Барбоскиными, Смешариками и другими мультперсонажами на вкус ребенка. И это не совсем мультик — скорее помесь видеоурока с модным сегодня жанром «вскрываем киндер-сюрпризы». Здесь после прочтения слова малышей действительно дразнят вскрываемым яйцом с игрушкой внутри, а еще лопают шарики в расчете на детский восторг, проговаривают игровые реплики персонажей и выполняют другие типичные действия, рассчитанные на получение большого количества просмотров от юных зрителей. И все же слова читать тут действительно учат — по слогам, медленно, методично и доходчиво.
32 минуты для детей 1−7 лет (чего уж мелочиться, в самом деле!).
Источник: KapitoshkaTV
Учимся читать с зоопарком Умачка
Два веселых карандаша и их помощница «ножницы Лиза» в захватывающем блокбастере по чтению слов. По буквам, слогам, целиком, с картинками, познавательными фактами и сочетанием разных стилей анимации. Канал серьезно направлен на обучение детей чтению, здесь даже есть видеоинструкция о том, как работать с их мультиками. Крайне подробная и наглядная. Ну и самих подобных уроков на канале целая серия — таких же ярких и выгодно отличающихся сниженным уровнем «сюсюканья» с целевой аудиторией.
6 минут для желающих обучить чтению детей от 3-х лет.
Источник: Развивающие видео Умачка
Учимся читать. Развивающий мультфильм Роберта Саакянца
Наверняка вам знакомы такие стильные советские мультфильмы, как «Ух ты, говорящая рыба!», «В синем море, в белой пене» и «Ишь ты, Масленица!». Их автор — знаменитый армянский режиссер Роберт Саакянц, который и сегодня продолжает создавать анимацию. Для самых маленьких. Его «Учимся читать» — большой мультфильм с узнаваемой стилистикой, странными животными и наглядным образовательным элементом. Обязательно стоит также упомянуть его «Азбуку для малышей». Губастое лицо на экране монитора вам может немного напомнить ту самую говорящую рыбу, но это даже к лучшему, не правда ли?
45 минут (мы же говорили, что это полноценный мультфильм), рекомендуем для зрителей от 3-х лет.
Учим русский язык вместе с Хрюшей
Совместить легендарные «Спокойной ночи, малыши!» с уроками русского — простая, но эффективная идея. Хрюша, Филя, Степашка и дежурная ведущая стараются превратить учебу в веселую увлекательную игру, и для поклонников оригинального сериала такое обучение действительно может стать полезным и органично воспринимаемым подспорьем.
10 минут для бегущих к экрану на звуки «Спят усталые игрушки» любого возраста. Больше обучающих роликов с Хрюшей вы найдете по ссылке.
100 слов для детей 1−3 года
Хотите пополнить словарный запас малыша, но нет времени показывать традиционные картинки, книжки и карточки? Посильную помощь могут оказать подобные видеоролики. Слова зачитываются максимально внятно, всплывают на экране след за большой доходчивой фотографией объекта, и все вместе оказывает на взрослых немного гипнотизирующий эффект, но целевым зрителям 1−3 лет вполне подходит. Лучше, конечно, когда такими вещами занимаются родители, но в условиях нехватки времени — почему бы и нет.
100 слов за 7 минут, больше роликов вы найдете здесь.
Источник: Обучалки Для Малявок
Лунтик. Русский язык для малышей
По сути своей это не мультфильм, а видео о прохождении обучающей игры. Но пользуется большим спросом среди тех, кто планшеты в ручки давать пока не рискует, предпочитая усаживать малыша за видеоуроки. Впрочем, одно другому совершенно не мешает. Ну и Лунтик здесь в своем репертуаре — беспредельно добр, спасает бабочек, решает загадки и все-все объясняет.
56 минут с Лунтиком для тех, кто уже посмотрел все без малого пять сотен эпизодов основного мультсериала.
Источник: Лунтик
Русский язык для детей. Образование для всех
Если все предыдущие ролики в обзоре носят в том числе развлекательный характер и не всегда систематизированы, то здесь все серьезно. Настоящая телевизионная школа приглашает полноценно учить русский при помощи серии видео с учителем и его плюшевыми друзьями. И пусть дядя Володя старается облечь знания в интересную для детей форму, это все-таки уже настоящие уроки по схематичной программе. Альтернативой школьному предмету им не стать, но прохождение курса определенно принесет пользу и позволит подтянуть те темы, которые «прошли мимо» в основном учебном заведении.
Источник: Образование для всех
Интересное по теме:
Деньги и YouTube: как зарабатывать на детях
12 детей-видеоблогеров, которые популярнее вас, нас и даже президента
tlum.ru
Методика Зайцева — учимся читать
Существуют различные методики раннего развития детей, это и методика Марии Монтессори, и система Дьенеша, и методика Глена Домана, и многие другие.
Сегодня мы с вами поговорим о известной методике развития ребенка Николая Зайцева. Методика Зайцева или учимся читать основана на использовании специального развивающего материала, на определенных принципах построения работы в виде игры.
Кто такой Николай Александрович Зайцев? Почему Зайцев создал собственную методику для обучения детей чтению? Что такое кубики Зайцева? Каковы особенности методики Зайцева, а также ее преимущества и недостатки? На все эти вопросы вы узнаете ответы, прочитав статью «Методика Зайцева или учимся читать». А также в статье вы найдете видео про данную методику от самого основателя — Николая Александровича Зайцева.
Содержание статьи
Николай Александрович Зайцев
Николай Александрович Зайцев – известный педагог-новатор из Санкт-Петербурга. Родился в 1939 году в семье сельских учителей. Являясь студентом пятого курса педагогического института, Зайцев поехал в Индонезию, где был переводчиком, учил индонезийский язык и обучал русскому языку иностранцев. Это время и положило начало новаторским идеям обучения чтению Николая Зайцева.
Зайцев является создателем знаменитых кубиков, благодаря которым появились новые возможности в обучении детей чтению. Николай Зайцев создал собственную методику, по которой дети учатся читать играя.
Николай Зайцев основал и руководит центром «Нестандартные технологии в образовании». Зайцев создал около 25 эффективных методик. Данные методики (обучение детей чтению, русскому языку, математике; обучение взрослых и детей иностранному языку и русскому языку, как иностранному) популярны во многих странах Западной Европы, Америки, СНГ, России.
Методика Зайцева (обучение чтению) основана на обучении чтению с помощью складов (используются кубики Зайцева) в виде веселой игры, используя песенки и подпевки.
Почему Николай Зайцев создал собственную методику обучению чтению?
- часто дети, зная азбуку, не могут составить буквы в слоги и слова. Так как в азбуке на одну букву дается одна картинка. Ребенок запоминает и букву и картинку. А позже ему нужно объяснить, почему слово “сок” образовалась из слов-картинок “сорока”- “очки”- “коза”. Зайцев пришел к выводу, что для того, чтобы научится читать, не обязательно знать, как называется каждая буква по отдельности.
- детям трудно читать по слогам. Ведь иногда встречаются слоги, которые тяжело произносить, например, слово “всплеск”.
Склад – что это?
Зайцев придумал альтернативу буквам и слогам – склад.
Склад – основа метода обучения детей чтению по методике Зайцева.
Складом можно назвать пару из согласной и гласной букв, из согласной и твердого или мягкого знака, из одной буквы. Например, А-И-С-Т, ВО-РО-НА.
Что такое кубики Зайцева?
Кубики Зайцева — развивающий материал для обучения новыми знаниями в ходе игры с помощью нескольких систем восприятия информации.
В набор включено 52 кубика, 7 из которых повторяются.
Кубики подразделены по нескольким признакам:
По размеру:
- большие (кубики с твердыми слогами)
- маленькие (кубики с мягкими слогами),
По наполнению или звуку:
- золотые (кубики с гласными),
- Железные (кубики со звонкими складами),
- Деревянные (кубики с приглушенными складами),
- деревянно-золотые (кубики для складов с мягким знаком)
- железно-деревянные (кубики для складов с твердым знаком),
По цвету написанных букв на кубиках:
- гласные — голубым;
- согласные — синим;
- твердый и мягкий знак — зеленым.
- Кубики одинарные и двойные.
- Белый кубик со знаками препинания на нем.
- Кубики различаются по весу.
Зайцев написал склады на гранях кубиков. Так как кубики различаются по цвету, размеру и звуку или наполнению, то при игре с ними подключаются разные каналы восприятия информации. Дети могут именно почувствовать разницу между буквами. Игре-обучению с кубиками помогает пропевание слогов на несколько мелодий.
Предлагаю вам посмотреть видео о методике обучения чтению от самого автора. Итак, Николай Зайцев в эфире:
Какие отличительные особенности методики Зайцева?
- обучение с помощью игры
- обучение-игра проходит в неформальной обстановке. Нет парт и тишины, дети могут переходить к таблицам, кубикам, искать и выбирать.
- используется принцип наглядного представления материала. Занимаясь с помощью методики Зайцева, ребенок задействует слух, зрение и осязание.
- занятие длится около 25 минут, однако можно играть и меньше, главное, чтобы у ребенка был интерес и азарт. Занятия должны проводиться регулярно.
- развивающий материал представлен в одном месте в виде таблиц и кубиков, применяется принцип от частного – к общему, от общего – к частному
- обучающие методики универсальны. Они подходят и для дошкольника, и для школьника, и для взрослого.
Из данной статьи мы узнали, об особенностях методики Зайцева, о кубиках Зайцева, а также рассмотрели преимущества и недостатки данной методики.
Родителям предстоит выбор как, когда, чему и в какой форме учить своего ребенка.
А вы используете, использовали или собираетесь использовать данную методику развития ребенка? Каков ваш опыт и ваши впечатления от методики Зайцева? Нужно ли обучать ребенка чтению до школы?
Подпишись на новости блога и получи бесплатно электронную книгу детских сказок, а также все самое интересное из жизни блога себе на почту!
С уважением, Ирина Гаврилик!
my-happybaby.ru
Видео урок: Занимательные уроки : Учимся считать
Астрономия для детей
Урок: 1Природоведение для самых маленьких (Мультфильм)
Занимательные уроки : Азбука для малышей (Мультфильм)
Урок: 3Занимательные уроки : Занимательная химия (Мультфильм)
Урок: 4Занимательные уроки : Занимательная геометрия (Мультфильм)
Урок: 5Занимательные уроки : Твои первые животные (мультфильм)
Урок: 6Занимательные уроки : Всемирная история Древний Египет (Мультфильм)
Урок: 7Занимательные уроки : Всемирная история. Древний человек
Урок: 8Занимательные уроки : География для самых маленьких (мультфильм)
Урок: 9Занимательные уроки : В мире динозавров (мультфильм)
Урок: 10Занимательные уроки : Английский язык для самых маленьких (мультфильм)
Урок: 12Занимательные уроки : Арифметика для малышей
Урок: 13Занимательные уроки : Физика для самых маленьких
Урок: 14Занимательные уроки : Учимся читать
Урок: 15Занимательные уроки : Учимся считать
Урок: 16Занимательные уроки : Учимся рисовать
Урок: 17Занимательные уроки : История Древней Греции
Урок: 18Занимательные уроки : История Вавилона
Урок: 19www.videxp.com
Учимся читать: три методики — Летидор
Методика обучения чтению по Зайцеву основана на складовом принципе — то есть читать детей учат не по слогам, не по буквам, а по складам. Зайцеву удалось создать стройную, логичную и красивую систему обучения чтению, которая не только удобна для преподавателя, но учитывает интересы и потребности ребенка.
Склад — это фонема, которую образует отдельно стоящая буква (П, В, Б, А, Я и т.д.) , сочетание согласной с гласной (БУ, МУ, ЛО, РО, ВЫ), а также согласная с твердым или мягким знаком (пь, мь, вь, сь, шь). «По слогам читать непросто – от одной до десяти букв в них бывает, — пишет Зайцев, — «Псков, вскользь, встрянь, всласть». Другое дело – склады. Даже длинное слово «КОМПЬЮТЕР» легко раскладывается на «КО — М- ПЬ- Ю- ТЕ-Р». Девять букв и всего шесть нажатий на таблице – клавиатуре. Такой «экономный» способ письма позволяет много писать, не напрягая руку малыша упражнениями в тетрадках.
Как и Монтессори, Зайцев считает, что путь к чтению лежит через письмо. Поэтому с самого первого занятия с малышами много пишут: слов, словосочетаний, предложений — кубиками или указкой по таблице.
Таблица складов Зайцева, по Шаталову, является типичной опорным конспектом учителя – предметника, который талантливо систематизировал материал. Выделены цветом гласные и согласные, размером – твердые и мягкие, звуком и цветом — глухие и звонкие. Звонкие кубики звенят, а глухие – гремят. Принципиально то, что ребенок видит все склады сразу, а не по одному. Из этих складов, как из кирпичиков малыш строит слово, постепенно переходя от письма к чтению.
Выход в чтение через пение – неотъемлемый принцип методики. Поэтому склады поются. Поются, а не проговариваются на кубиках (одновременно показываем и называем), поются по таблицам (слева направо, сверху вниз), поется и «Алфавит», с которым знакомятся чуть позже. Отслеживание песенок глазами помогает малышам запоминать склады, а также готовит к будущему чтению: глазки ребят скользят по строчке слева направо.
Чтобы научить ребенка чтению по Зайцеву, понадобится несколько пособий. Самое важное — набор «Кубики Зайцева», включающий в себя таблицы, развертки кубиков, аудиодиск с попевками и методичку. Сегодня также можно купить собранные кубики, готовые к работе. Они, в отличие от классических картонных, из пластмассы, таблицы меньшего размера легко расположить на стене любой квартиры.
Очень хорошо дополняет кубики музыкальное пособие «Читай и пой» — русские народные и авторские песенки Г. Струве, которые можно петь с листа. Слова песен набраны крупным шрифтом по складам, с выделением ударного склада.
«Складовые картинки», на мой взгляд, полезно иметь не только для обучения чтению, но и речевому развитию, расширения кругозора. Картинки с крупными подписями объединены в тематические группы: «Кто вокруг меня живет?», «Что вокруг меня растет?», «Продуктовый магазин», «Детский мир».
Научить ребенка читать можно по любой методике, особенно если малыш к этому готов и хочет научиться, но с помощью кубиков Зайцева это можно сделать гораздо быстрее, легче и эффективнее.
Первые занятия по Зайцеву
Пение по таблице
Пропевать попевки по таблице желательно каждый раз, когда вы занимаетесь. Позвольте ребенку двигаться, а сами пойте попевку и показывайте на склады. Очень помогает игра «сели – встали». Когда поем «большие» склады, встаем на носочки, когда поем «маленькие» — приседаем.
Поедем через железную страну
Я сажаю малышей в поезд на стульчики и говорю, что сейчас поедем по «железной стране», пою только звонкие склады. Внимание держится до конца строки.
Сортировка
Это упражнение по сортировке кубиков – очень важная ступень в понимании методики. Кубики станут ребенку ближе и понятней, если он несколько раз разнесет их по разным кучкам: сюда – деревянные, сюда – железные. Послушай: эти звенят, а эти – гремят.
Классифицировать можно не только по цвету и наполнителю, но и размеру. Маленькие отнеси на стол, а большие будем складывать вот сюда – на диван. Раскладывать будем еще и по объему: двойные и одинарные, а также по весу (есть кубики тяжелые, а есть легкие).
Меткий стрелок
Если кубики у вас новые, из плотного картона, да к тому же заклеены скотчем, можно поиграть в меткого стрелка. Для этого вам понадобится корзина и кубики. В ведро нужно аккуратно бросить все железные кубики, а все деревянные пусть лежат на полу.
Кегли
Возьмите несколько пластиковых бутылок из-под лимонада. В середине сделайте отверстие. В отверстие положите кубики. А теперь приготовьте небольшой мягкий мячик. Будем сбивать кегли. Как только сбили бутылку с кубиком, кубик надо вытащить, он «споет» малышу песенку и отправится спать в коробку. И так пока все четыре кубика не будут пропеты.
Поющие башенки
С маленькими детьми из кубиков можно строить башенки, домики, замки. Так, одной полуторагодовалой девочке, с которой я играла, очень нравилось строить огромную башню. Каждый новый этаж восхищал ее. А потом все склады башни я ей пропела.
Паровоз
По квартире на полочках и столах раскладываем кубики. Говорим малышу: сейчас поедем на поезде. Когда поезд едет, надо говорить: чух-чух-чух, а когда подъезжает к станции — «ту-ту». Все пассажиры готовы? Двигаемся держа друг за друга за талию (мама, разумеется, вприсядку), а когда подъезжаем к какому-нибудь кубику на пути, пропеваем его. Мы приехали на станцию – БУ.
Неси кубик!
Дети очень хорошо отзываются на такую игру. Неси мне кубик, я спою тебе песенку. Спели – отложили в сторону, неси другой. Даже если кроха не пытается за вами повторить песенку, надо продолжать играть, пока играется.
Как тебя зовут?
Этот пример отлично описал в своей методичке Н. Зайцев: «Как тебя зовут? — Ка-тя. Всего два кубика. Походи со своим именем, покажи папе, бабушке, братику. А теперь поиграем с именем. Поменяем кубики местами. Ты КЫТЬ? Ты ТЮКА? Ты ТЬКА?»
Читайте также:
Отгадай загадку!
Тренируем творческое мышление
Система Монтессори: опыт педагога
Ехал Грека через реку: скороговорки и развитие речи
letidor.ru
Учимся читать, играя | Смотрите бесплатно онлайн урок, обучающее видео
Умение читать начинает прививаться ребенку в дошкольном возрасте. Разработано много методик, по которым дети учат буквы, начинают читать по слогам и постепенно осваивают такой важный процесс, как чтение. Педагогам и родителям известно, что ребенок дошкольного и младшего школьного возраста лучше всего воспринимает информацию, если процесс обучения проходит в игровой форме.
Тот же принцип используется и в обучении читать. Элементы игры присутствуют в методиках Н. Зайцева, Г. Домана и др. Материалы, такие как видео-урок «Учимся читать, играя», учитывают особенности воспринимать материал, присущие детям дошкольного возраста.
Видео-урок «Учимся читать, играя»
От приключений до слогов!
Этот обучающее видео предназначено детям от 2 до 7 лет. Такой широкий диапазон в возрасте обуславливается тем, что информация выложена интересно, как для малышей, так и для детей 6-7 лет, которые более всего восприимчивы к обучению. Персонажи, присутствующие в мультике, хорошо знакомы детям. Это известные всем лесные жители:
- веселый Зайчик;
- умный Филин;
- хитрая Лиса;
- сердитый Волк.
Это познавательное видео представлено, как мультфильм про Зайчика, который не хочет ходить в школу и учить буквы, не видя причин для этого. Однако на его пути случаются приключения, требующие умения читать, и он вынужден этому научиться.
В видео-материале «Учимся читать, играя» детям будет интересно увидеть, как Филин учит читать Зайчика. Вместе они проходятся по всем буквам алфавита, изучают назначение большой и маленькой буквы, демонстрируют прописное изображение букв. Постепенно изучив все буквы Зайчик может складывать их в слова и на деле показывает свое умение.
Учиться весело
Учебный материал в этом видео-уроке для детей выкладывается динамично, но легко и ненавязчиво. Процесс изучение Зайчиком букв прерывается забавными рассказами Волка в беседе с Лисой.
Учеба перестанет быть сухим неинтересным процессом, если родители будут использовать такие видео-уроки для развития и обучения детей. Намного веселей изучать буквы с Зайчиком!
obvi.ru
Методика чтения Зайцева: в чем суть?
Приветствую всех читателей блога.
Сегодняшний материал больше «по вкусу» родителям выпускников детсадов – будущих первоклашек, потому как мы будем учиться читать. Обучение чтению давно негласно легло на родительские плечи. Все школы с нетерпением ждут детей, уже читающих и уже считающих. Нам с вами только остаётся набраться терпения и найти методику, которая позволит быстро и, что немаловажно, — интересно, научить ребёнка читать.
Пожалуй, наиболее востребованной техникой читательского обучения стала методика чтения Зайцева, педагога из Санкт-Петербурга. Чем же она так хороша, что выделяется среди всех прочих?
Как пришла идея и во что она вылилась?
Автор современной методики Николай Зайцев – педагог во втором поколении.
Родители его были учителями в сельской школе, потому никто и не сомневался, кем станет их сын в будущем. Так уж получилось, что с пятого курса филологического факультета направили студента Зайцева в Индонезию переводчиком.
Казалось бы, что тут сложного. Да не так-то просто «сказка сказывалась», а дело и вовсе зашло в тупик. Индонезийские ученики Зайцева были далеки от трудного для постижения иностранными умами русского зыка. Пришлось искать оригинальные способы донести русскую фонетику, таблицы чертить да карточки рисовать.
Так, шаг за шагом все его практические эксперименты выросли в настоящую методику, которую по возвращению на родину он и решил апробировать на малышах-дошкольниках, чем-то схожих с теми самыми «ещё слепыми» в русском языке индонезийцами.
А во что это вылилось? В настоящий фурор.
Кубики Зайцева прослыли как «звенящее чудо», способные научить читать за короткие сроки даже тех ребятишек, которым тяжело давалась грамота. Более того, отзывы педагогов послужили толчком, чтобы многие школы перешли на зайцевскую методику обучения чтению.
В чём весь цимус?
Наблюдение педагога Зайцева за маленькими детьми дало основу понимания, почему детям так трудно иногда научиться читать.
- Во-первых, как мы этот процесс начинаем? Правильно, сначала учим буквы. А вот Зайцев уверен, что совсем необязательно знать названия букв. Очень часто ребенок знает их, а как складываются вместе запомнившиеся на картинках под буками «аист» и «бегемот» – не понимает.
- Во-вторых, после того, как мы выучили буквы, мы пытаемся складывать их в слоги. Что по этому поводу говорит известный педагог? Чтение по слогам для детей усложняет процесс обучения! Ведь русский язык не зря прослыл богатым и могучим. В слове может быть до 10 букв и более, а когда стоят рядом три согласные вместе — вообще беда. Взрослые-то иногда не могут прочитать без ошибок. Например, бегло прочитать «взгромоздиться» или «встряхнуться» для дошкольника почти из мира фантастики. А у «всплеска» вообще один слог!
- В-третьих, как мы привыкли? Сначала учимся читать, потом начинаем писать. А вот зайцевская методика настаивает на обратном: ребёнку легче научиться читать через навыки письма, когда звуки переходят в знаки, а знаки потом превращаются в звуки.
Такие маленькие хитрости послужили тому, что Зайцев «изобрёл» свою единицу русского языка, отличную от привычного для всех слога. Это так называемый склад. Что он из себя представляет? Да всё просто – сладкая парочка: согласная + гласная, ну ещё бывает согласная + твёрдый или мягкий знак.
Именно так звучит живая разговорная речь, понятная для ребёнка. Эти самые склады они перенёс на кубики, которые выступили принципиально важным инструментом в обучении.
Почему не привычные карточки, а именно кубики? Это автор методики объясняет отсутствием ещё у детей аналитического мышления (оно, к слову, формируется годам к семи), заменяемого ставкой на зрительную, слуховую и тактильную память. Потому инструментарий его с нарисованными на гранях складами разных цветов, разных размеров в соответствии со звуковыми рядами.
То есть учимся мы у Зайцева от наглядного к логическому: один раз увидеть вместо того, чтобы двадцать раз рассказать.
Из чего «сделана» методика Зайцева?
В зайцевском инструментарии всего 52 кубика, плюс семь повторяющихся для выстраивания слов наподобие «МА-МА» или «БА-БА». Всего 200 складов. Все они отличаются цветом, есть маленькие и большие, одинарные и двойные. Даже для знаков препинания присутствует белый куб. А теперь по порядку и более подробно. Комплект для самых маленьких (а это от двух лет) включает основной набор.
- Большие кубики – это домики для твёрдых складов, маленькие – для мягких. Принцип такого распределения ролей у Зайцева объясняется так: на твёрдых складах рот мы раскрываем больше («МА»), нежели на мягких («МЯ»).
- Двойные – пара склеенных из тех, что «дружат» не со всеми. К таким относятся, к примеру, ШЬ, ШИ, ША.
- Кубки наполнены разным материалом. Есть «железные» и «деревянные». Первые – для звонких складов, вторые – для приглушённых. Гласные «живут» на «золотых». Железно-деревянные предназначены для размещения на них складов с твёрдым знаком, а деревянно-золотые – для тех, у кого есть мягкий знак.
- Все гласные на кубиках красуются голубым, согласные – ярким синим, а знаки (твёрдый и мягкий) – зелёным.
На первый взгляд всё сложно, однако при виде кубиков всё быстро встаёт на свои места и становится понятным.
Склады Зайцева также размещены в таблицах, которые развешиваются в удобных местах, чтобы ребёнок мог глазами найти нужные сочетания. Табличная форма служит дополнительным инструментарием к игровым кубикам.
Материалы можно купить готовые, но можно приобрести и те наборы, которые предназначены для самостоятельного склеивания. Процесс, конечно, трудоёмкий, но если привлечь к нему ребёнка, будет занимательный.
Хитрости пользования методикой
Николай Зайцев уверен, что научиться читать по его методике можно быстрее, если склады не проговаривать, а пропевать. Да и музыкальный процесс намного интереснее для ребёнка.
Первоначальное знакомство ученика происходит со всей массой, и лишь потом юный чтец выбирает для себя наиболее понравившиеся для пения склады. Постепенно «под музыку» знакомят с маленькими-большими, железными-деревянными, чтобы дать понять, что они, как и склады, разные.
Далее происходит освоение таблиц, где пропеваются склады по столбикам и подбираются для них нужные кубики.
Как обещает известный педагог, хватит 15-20 занятий, чтобы ребёнок освоил, «как хорошо уметь читать» и уже не просил вас: «Прочти, пожалуйста! Прочти!».
И ещё! Часто родители задают вопрос: «А когда начинать?!» Так вот, как утверждает автор Зайцев, хоть с самого рождения.
Ведь инструментарий техники – не что иное, как игрушка для малыша, которая будет сначала развивать мелкую моторику, а потом постепенно развивать память, слух и формировать у него читательские навыки. Уже годовалому ученику можно задавать петь песенки со складами и предлагать поискать кубики с нужными сочетаниями.
А есть ли в бочке мёда ложка дёгтя?
То, что такая методика обучения чтению – просто находка, мы уже выяснили. Но как обычно бывает: не всё то золото, что блестит.
Иными словами, и здесь тоже есть свои минусы, которые следует принимать во внимание.
- В первую очередь, логопеды обеспокоены тем, что дети при заучивании складов не понимают механизма складывания букв в отдельности и впоследствии нередко пропускают окончания слов и сталкиваются с проблемой при задании разделить слова на так нелюбимые Зайцевым слоги при разборе по составу.
- Далее бывают сложности с фонетическими заданиями, потому как в школьной программе цвета для звуков другие (как мы помним, синие и красные), нежели у Зайцева (голубой, синий и зелёный). Педагоги сетуют: научить детей проще, чем переучивать.
- В-третьих, возникает путаница в схожих по звучанию гласных. Так, например такие зайцевские склады, как «БЭ» и «ВЭ» нередко становятся на письме у детей заменителями правильных «БЕ» и «ВЕ» (ну вот слово «теннис» «зайцевский» малыш может написать, как слышит – «тэннис»).
Есть пробелы и с вычленением отдельных звуков, что напрямую влияет на грамотность.
Как бы то ни было, есть много сторонников этой методики, которым нравится такая игровая форма обучения чтению. Педагоги рекомендуют её для тех детей, у которых более развито правое мозговое полушарие (а мы помним, что это как минимум все левши) – они мыслят образно. И при этом не забывают сказать, что такой способ не развивает творческие способности. Хотя для кого-то это не такая и большая проблема.
Нашла видео в тему, на котором папа и малыш очень весело занимаются по представленной выше методике. Посмотрите)
Ну как вам такой способ научить ребёнка читать? Готовы поэкспериментировать или всё-таки проверенным бабушкиным? Делитесь мнениями в комментариях)
Всем успехов в учебе!
Ваша «ШколаЛа»)
shkolala.ru
когда и с чего начинать
Рада встрече, дорогие читатели!
Продолжаем постигать интерес по поводу ранних методик развития наших деток. О пользе раннего развития можно почитать здесь. Сегодня речь пойдет про обучение детей по методике Зайцева.
Об авторе
Николай Александрович Зайцев (родился в 1939 г.) долгие годы работал воспитателем и учителем литературы, русского и английского языка. Имеет педагогическое образование. И работая долгие годы с детьми начинал практиковать раннее развитие. Это пришлось на начало 20 века.
Работал с разными детками: и в колонии для несовершеннолетних, и в детских домах, и в интернатах для умственно отсталых детишек, и в обычных школах.
По мере накапливания своего педагогического опыта Зайцев делает для себя выбор, что ему интересно заниматься именно с детьми дошкольного возраста и речь заходит о зарождении новой школы раннего развития.
В 70-е годы прошлого столетия мало кто практиковал такого плана развитие, так как советское образование не принимало никаких новшеств подобного плана. Не было интернета, да и не в каждой деревеньке были библиотеки.
Информация застаивалась и не спешила разноситься. Прошло немало лет, пока к этой системе вновь вернулись и стали ее применять.
В 1989 г. было создано общество «Мазай», которое использовало программы развития Зайцева и он ведущий специалист. Здесь и берет начало активное распространение метода и начинается производство кубиков.
В 1992 г. автор немного модернизирует свою методику и значительно упрощает ее для доступности занятий в домашних условиях.
В наши дни система применяется довольно успешно и может быть многим знакома, используются в школах и детских садах.
Общество «Мазай» переименовано в ООО «Методики Зайцева» издает различные пособия и авторские разработки, такие как:
- Кубики Зайцева. Для занятий в домашних условиях можно изготовить их самостоятельно (скачать шаблоны).
- «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Отличный набор с карточками для занятий, который позволит вашему ребенку расширить словарный запас и знаний, научиться читать целыми словами и это просто увлекательная игра.
- «Тысяча +» (скачать) — обучение математике.
- «Кто вокруг меня живет, что вокруг меня растет». Учебное пособие с карточками для детей, которые учатся читать.
- «Песенки и потешки». Это реставрация русских народных и всеми любимых коротеньких стишков, которые были собраны из разных книг. К данной книге так же прилагается диск с песенками.
- «Чистоговорки и скороговорки». Учимся правильно говорить.
- Еще многочисленные игры и головоломки, мозаики и настольные игры.
А так же является автором многих обучающих книг, например:
- Зайцев Н. А., Струве Г. А. «Читай и пой» — веселые и неприхотливые песенки-потешки для занятий.
- Зайцев Н.А. «Письмо. Чтение. Счет» (скачать книгу)
- Так же рекомендую к прочтению еще вот такую книгу — Афанасова Е.Г. «Игротека письма и чтения Н.А.Зайцева», здесь популярно описаны методы игр и занятий. (скачать книгу)
Да, чуть не забыла, не лишним будет и то, что вы будете напевать склады на занятиях с ребенком, так ребенок легче воспринимает информацию и быстрее запоминает. А помогут вам в этом песенки-подпевки самого автора. (скачать)
При помощи методик Зайцева можно обучать детей чтению, письму, рисованию, математике и грамматике, географии, ботанике, зоологии, экологии, иностранным языкам и другим наукам. Под каждый предмет разработаны свои обучающие материалы и дидактические пособия.
Не смотря на успешную популярность, методика Зайцева так и не признана официально.
Основные принципы методики
Зайцев всерьез задумался о том, как преподносится учебный материал для детей. В то время это была голая структура: теория и закрепление материала — упражнение к уроку.
Ребенок быстро устает от таких занятий и большую часть информации не запоминает, либо запоминает, но не надолго.
Зайцев решил внести изменения в эту педагогику и предложил совершенно новое понимание материала.
Особенность этого метода в том, что весь материал который необходимо изучить, сразу показывается ребенку и постоянно у него перед глазами систематизирован в виде специальных таблиц.
В основе методики лежат такие принципы, о которых все знают, но далеко не все их придерживаются. По методике Зайцева процесс обучения должен складываться из:
- Зрительное восприятие: ребенок осматривает кубик, здесь мы видим разные цвета.
- Осязание и тактильная память: от конкретного образа мы переходим к действию. Даем ребенку посмотреть потрогать, покрутить, поиграть, может даже и бросить.
- Слух: озвучиваем слова — поем склады и каждый кубик по-разному звучит.
- Весь материал полностью систематизирован и представлен перед глазами в виде таблицы.
Он убежден, что ребенок усваивает материал на 90 % лучше, когда учитель не проговаривает материал, а наглядно показывает его.
Если в русском языке дети сначала учат буквы, затем складывают слоги, затем полностью получают слово. Ни в одном языке мира не читают по буквам, это и усложняет и тормозит процесс обучения чтению.
Многолетняя практика привела его к тому, что он изобретает специально разработанные кубики. Давайте поближе их рассмотрим.
Волшебные кубики
Зайцев дает нам новую модель обучения: склады. Он смоделировал свои кубики, на сторонах которых написаны склады. В комплектах которые вы можете встретить в продаже могут немного отличаться: по размеру, весу, материалу из которых изготовлены и наполнителям. Это 52 кубика (в которых 7 повторяются слоги для таких слов, например мама).
Склад в отличие от слога, это не только сочетание согласной и гласной, это может быть и отдельная буква, как в слове С-ЛО-Н или сочетание буквы и знака (мягкого или твердого) например ТЬ или НЬ.
Таким образом ребенку понятнее, так как он в недалеком прошлом таким образом учился выговаривать первые слова.
Например, МА-МА, МА-ШИ-НА. Так ребенок начинает говорить, так ему легче учиться читать.
Но в чем же их особенность?
- Они могут быть деревянные или железные. И не спроста. Железные обозначают звонкие склады, деревянные — глухие.
- Все буквы на них разных цветов, например, гласные — голубые, согласные — синие. Таким образом, мы можем отличать гласные от согласных.
- Знаки (твердый и мягкий) зеленым цветом.
- Большие и маленькие кубики, тоже имеют различия: на больших склады твердые, на маленьких — мягкие.
- Нет складов ЖЫ, ШЫ, ЖЯ, ЩЯ, что позволит ребенку не делать в словах грубые ошибки.
- Белый кубик со знаками препинания.
Так ребенок по складам знакомится со словами и начинает читать, лучше говорить. Затем можно переходить к обучающим таблицам.
Обучающие таблицы
Такие таблицы автор рекомендует вешать на стены или доску. Таким образом мы сразу наглядно видим весь материал., помогает отследить, что прошли, что еще впереди.Является так называемым путеводителем. Зайцев разработал три вида таблиц:
- Складовые, которые объединили в себе склады, составление из слов, так же разделение на звуки (звонкие, глухие).
- Стосчетовые, которые объединили в себе числа от 0 до 99. При помощи такой таблицы можно производить математические действия в пределах ста.
- Математические, более сложные операции с числами, свойства числе, действия, дроби и пр.
Для какого возраста
Система так же не привязана к конкретному возрасту. Вы можете начинать ее осваивать и в год, и в два, и в пять лет.
Для деток от 1 года: ребенок быстрее заговорит и одновременно освоит азы чтения. Но, на первых порах лучше с ним играть в простые игры: найди большой или маленький кубик, разложи по цветам или звукам.
От 3 лет и старше дети начинают читать уже через несколько уроков. Занятия можете моделировать сами и смотрите по своему ребенку, если ему интересно можете заниматься чаще, если не привлекает, отложите. Обычно детям нравится играться с кубиками, порой не по назначению.
Преимущества метода
- Повторюсь, что занятия не привязаны к конкретному возрастному периоду можно и в год и в пять лет пользоваться данной методикой.
- Дети быстро запоминают склады и начинают читать, как показала практика Зайцева.
- Ваш ребенок никогда не сделает грубых ошибок в словах.
- Методика доступна как для работы в коллективе, так и в домашнем индивидуальном использовании.
- Можете обучаться в своем заданном темпе.
- Довольно простой и наглядный материал.
Недостатки системы
- В школе вам придется переучивать ребенка, так как ребенок, используя в составе слова склады не сможет правильно сделать фонетический состав слова. Так как склады не соответствуют слогам, ребенок будет путаться и ошибаться.
- Методические пособия не из дешевых, могут позволить не каждые родители.
- Для проведения занятий в домашних условиях самим родителям придется потратить достаточно времени, чтобы прочитать и самим освоить материал, а потом уже преподнести его для ребенка. Просто так сесть и позаниматься у вас не получиться! А если вы еще решите изготовить кубики своими руками, то придется потратить не один вечер на мастерство. И далеко не каждая мама располагает ресурсом времени (хотя для изготовления кубиков можно привлечь всех домочадцев).
- Некоторые дети проглатывают окончания в словах.
- Методика подходит только для правшей (спорно).
Ну, вот, дорогие родители, занимайтесь с вашими детками и будьте счастливы!
До новых встреч!
Пишите комменты и заходите в соц. сети!
С уважением, Юлия Полонская
polonskaya-blog.ru