Синтаксический разбор предложения
Просто о синтаксическом разборе предложения
- Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
- По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
- По наличию грамматических основ: простое или сложное.
- Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое). 6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое. 7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено. 8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. | Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная. 6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы. 7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП). 8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца. 9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи. 10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть. |
Пример синтаксического разбора простого предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.
Пример разбора сложного предложения
Устный разбор:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.
Письменный:
Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.
1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.
2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.
Пример схемы (предложение, после него схема)
Другой вариант синтаксического разбора
Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.
В словосочетаниях:
- Выделяем из предложения нужное словосочетание.
- Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
- И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.
В простом предложении:
- Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
- Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
- Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
- Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
- Распространённое или нераспространённое
- Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
- Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
- Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
- Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.
https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor — uchim.org
Сказуемое
- Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
- Указать, чем выражено сказуемое:
- простое — какой формой глагола;
- составное глагольное — из чего оно состоит;
- составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
В предложении, имеющем однородные члены.
Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.
В предложениях с обособленными членами:
Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.
В предложениях с обособленными членами речи:
Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.
В сложносочиненном предложении:
Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.
Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.
В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.
Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.
Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.
В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.
В сложном бессоюзном предложении:
Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствие
uchim.org
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения
Синтаксический разбор предложения — это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.
План синтаксического разбора предложения
1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное
2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.
4. Распространенное или нераспространенное.
5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.
6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.
8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.
Образец синтаксического разбора предложения
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
Это предложение сложное, первая часть:
(что?) небо — подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало — сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (когда?) уж — обстоятельство времени , выражено наречием
вторая часть:
(что?) солнышко — подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало — сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже — обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж — обстоятельство времени, выражено наречием
Пример синтаксического разбора предложения
Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.
Это предложение простое.
(что?) они — подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели — однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились — однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
летели (как?) косо — обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
траву (какую?) сырую — определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.
ucthat-v-skole.ru
Синтаксический разбор предложений онлайн
- Синтаксис
- Предложения
- Синтаксический разбор
Синтаксический разбор — это разбор предложения по членам предложения и частям речи, а также это анализ структуры предложения и отношений между его компонентами. Синтаксический разбор любого предложения нужно делать последовательно. Так вы ничего не забудете и все сделаете правильно.
План разбора
Вначале определите: предложение простое или сложное. Все простые предложения анализируются в составе сложного. Мы предлагаем план разбора сложного предложения.
- Выделение грамматических основ;
- Условное раздление сложного предложения на простые;
- Заключение союзов в овал;
- Указание характеристики всего предложения;
- Разбор каждого простого предложения;
- Указание характеристики каждого простого предложения;
- Составление схемы предложения.
Пример разбора
Сделаем синтаксический разбор предложения:
Когда я открыл глаза, меня поразил яркий свет, освещавший белую равнину, и среди этого света я начал видеть крупные хлопья снега, падающие с темного неба.
Разбор сделаем по плану выше, детально расписывая каждый пункт.
1 Выделим грамматические основы и подчеркнем их: подлежащее — одной чертой, а сказуемое — двумя чертами. Не забудьте, что предложение может быть односоставным (только подлежащее или только сказуемое) и двусоставным (подлежащее и сказуемое).
Определим, какими частями речи являются главные члены предложения, определим вид сказуемого. Сделаем соответствующую запись в предложении.
Когда я открыл глаза, меня поразил яркий свет, освещавший белую равнину, и среди этого света я начал видеть крупные хлопья снега, падающие с темного неба.
Примечание. Сказуемое бывает простое глагольное (ПГС), составное глагольное (СГС), составное именное (СИС).
2 Разделим условно на простые предложения.
Мы выделили 3 грамматические основы, значит, у нас 3 простых предложения в составе сложного. Обозначим их цифрами.
1) Когда я открыл глаза, 2) меня поразил яркий свет, освещавший белую равнину, 3) и среди этого света я начал видеть крупные хлопья снега, падающие с темного неба.
3 Заключим в овал союзы.
1) Когда я открыл глаза, 2) меня поразил яркий свет, освещавший белую равнину, 3) и среди этого света я начал видеть крупные хлопья снега, падающие с темного неба.
4 Напишем характеристику всего предложения.
1) Когда я открыл глаза, 2) меня поразил яркий свет, освещавший белую равнину, 3) и среди этого света я начал видеть крупные хлопья снега, падающие с темного неба. (Сложное, повествовательное, невосклицательное.)
Примечание.
Цель высказывания говорит нам о том, для чего это предложение было создано. Предложение по цели высказывания бывает:
- повествовательное — это предложение, в котором нет выражения каких-либо эмоций. (Мы ехали на велосипедах.)
- побудительное — это предложение, в котором кто-то побуждает к действию. (Коля, сходи за мороженым.)
- вопросительное — это предложение, цель которого узнать какую-либо информацию. (Здравствуйте, который час?)
Интонация предложения выражает эмоциональное состояние говорящего, при этом чередуется повышение и понижение тона при произношении. Предложение по интонации бывает:
- восклицательное — это предложение, в котором выражаются различные чувства. (Сегодня такой хороший день!)
- невосклицательное — это предложение, в котором не выражаются какие-либо чувства. (Наступил вечер.)
5 Разбираем каждое простое предложение. Подчеркиваем второстепенные члены предложения и вверху каждого слова подписываем, каким второстепенным членом является слово и какой частью речи оно выражено. Проговариваем примерно так: «Открыл (что?) глаза; глаза — прямое дополнение, выражено существительным.»
Разбор важно делать в определенной последовательности:
- устно задаем вопрос от подлежащего к второстепенным членам;
- задаем вопрос от сказуемого к второстепенным членам;
- от второстепенных членов предложения к второстепенным.
1) Когда я открыл глаза, 2) меня поразил яркий свет, освещавший белую равнину, 3) и среди этого света я начал видеть крупные хлопья снега, падающие с темного неба. (Сложное, повествовательное, невосклицательное.)
Примечание.
Дополнение: прямое и косвенное, подчеркиваем прерывистой линией.
Определение: согласованное и несогласованное, подчеркиваем волнистой линией.
Обстоятельство: время, место, образ действия, причина, цель и т.д., подчеркиваем прерывистой линией с точкой.
6 Пишем характеристику каждого простого предложения.
1) Когда я открыл глаза, 2) меня поразил яркий свет, освещавший белую равнину, 3) и среди этого света я начал видеть крупные хлопья снега, падающие с темного неба. (Сложное, повествовательное, невосклицательное.)
1) простое, двусоставное, распространенное, не осложненное, придаточное времени.
3) простое, двусоставное, распространенное, осложненное причастным оборотом, главная часть.
Примечание. Второстепенные члены — это такие члены предложения, как дополнение, определение, обстоятельство. Предложение по количеству второстепенных членов бывает:
- Нераспространенное — это предложение, в котором нет дополнений, определений и обстоятельств, то есть предложение состоит только из грамматической основы. (Лиза идет гулять.)
- Распространенное — это предложение, где есть одно или несколько второстепенных членов. (Лиза идет гулять с подругами.)
Предложение может быть осложненным и не осложненным. В осложненном предложении указывается, чем оно осложнено:
- однородными членами предложения с обобщающим словом или без него;
- обособленными членами предложения: обособленные определения, приложения, обстоятельства, уточняющие члены предложения.
В предложении могут встретиться языковые средства, грамматически не связанные с членами предложения: обращения, междометия, вводные слова, словосочетания, предложения и пр. Их никак не выделяем.
7 Составляем схему предложения.
1) Когда придаточное времени , 2) , и 3)
Пример разбора с обозначением частей речи
Покажем пункт 4 синтаксического разбора того же предложения с обозначением частей речи главных членов:
Составим схему предложений:
На сайте можно подобрать предложения и словосочетания в режиме онлайн — введите слово в форму поиска и нажмите кнопку.
sentences.ru — составление предложений и словосочетаний со словами, справочные материалы по синтаксису русского языка.
sentences.ru
Как делать синтаксический разбор предложения 🚩 синтаксический анализ предложения 🚩 Образование 🚩 Другое
1. Определить вид предложения по цели высказывания. Оно может быть повествовательным, вопросительным или побудительным.
Сегодня мы идем гулять.— это повествовательное предложение.
Мы идем сегодня гулять? — вопросительное.
Пойди-ка погуляй сегодня. — побудительное.
2. Определить вид предложения по интонации: восклицательное или невосклицательное.
Какая чудная погода! — восклицательное.
Стояла прекрасная погода. — невосклицательное.
3. Определить вид предложения по количеству грамматических основ. Если основа одна — это простое предложение, а если две и более — сложное.
Моя собачка любит хлеб. — это простое предложение, так как грамматическая основа — одна (собачка любит).
Моя собачка любит хлеб, а кошка предпочитает колбасу. — это сложное предложение, так как здесь есть две грамматические основы (собачка любит, кошка предпочитает).
4. Определить вид предложения по составу грамматической основы. Если грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого — то такое предложение называют двусоставным, а если только из подлежащего или только из сказуемого — односоставным.
Наступил теплый летний вечер. — предложение двусоставное;
За окном вечерело. — предложение односоставное.
У односоставных предложений необходимо также определить их тип. Они могут быть:
определенно-личными (главный член предложения — сказуемое, выраженное глаголом 1-го или 2-го лица). Например:
Люблю солнце (сказуемое «люблю» выражено глаголом 1-го лица, можно подставить подлежащее «я»).
Заходите в дом (сказуемое «заходите» выражено глаголом 2-го лица, можно подставить подлежащее «вы»).
неопределенно-личными (главный член предложения — сказуемое, выраженное глаголом 3-го лица мн.числа). Например:
Мне не ответили (сказуемое «не ответили» выражено глаголом 3-го лица мн.числа, можно подставить подлежащее «они»).
безличными (главный член предложения — сказуемое, а подлежащее невозможно подставить даже устно). Например:
Смеркается (невозможно подставить какое-либо подлежащее).
назывными (главный член предложения — только подлежащее). Например:
Ночь (в предложении есть только подлежащее, сказуемого нет).
5. Определить тип предложения по наличию второстепенных членов. Если они есть — это распространенное предложение, если нет — нераспространенное.
Светило солнце (нераспространенное)
Этим утром солнце светило особенно ярко (распространенное).
6. Определить, осложнено ли предложение, и если да — указать чем. Предложения могут быть осложнены однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами предложения и др. Например:
Антошка шел по улице, напевая любимую мелодию (предложение осложнено деепричастным оборотом).
Полина, подайте мне книгу (предложение осложнено обращением).
7. Определить, полное предложение или неполное. Неполными называют предложения, в которых пропущен необходимый член предложения, но его можно лего восстановить. Например:
Марина побежала в лес, а Олеся — домой. В данном примере простое предложение рассмотрено в составе сложного. Во второй части предложения пропущено сказуемое «побежала», но его легко можно восстановить.
8. Подчеркнуть все члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство) и указать, какмим частями речи они выражены.
9. Начертить схему предложения.
Пункты 1-3 — см. план разбора простого предложения.
4. Указать вид сложного предложения. Оно может быть сложносочиненным (обе части предложения равноправны, не зависят друг от друга, есть сочинительные союзы «и», «но», «а» и др.), сложноподчиненным (одна часть предложения подчиняется другой, вопрос задается от главной части к придаточной, есть подчинительные союзы: «поэтому», «что», «когда», «где» и др.), бессоюзным (части предложения связаны только интонацией, бес помощи союзов) или сложной синтаксической конструкцией (когда большом предложении присутствуют разные типы связи. Например, сочинительная и бессоюзная). Например:
На улице шумит ветер, и деревья гнутся под его силой (есть сочинительный союз «и», части не зависят друг от друга, их можно поменять местами. Это сложносочиненное предложение).
Когда я слышу звук бегущего ручья, мне становится радостно (есть подчинительный союз «когда», первая часть подчиняется второй и отвечает на вопрос «когда?», если поменять части местами, смысл тоже изменится: «когда мне становится радостно, я слышу звук бегущего ручья». Это сложноподчиненное предложение).
Пройдет зима, наступит лето (бессоюзное предложение).
Играют волны, ветер свищет, и мачта гнется и трещит (первое и второе предложения соединены бессоюзной связью, а второе и третье — сочинительной. В этом предложении сочетаются разные типы связи — значит, это сложная синтаксическая конструкция).
5. Каждому простому предложению дать отдельную характеристику (см. план разбора простого предложения).
6. Подчеркнуть все члены предложения (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство) и указать, какими частями речи они выражены. Скобками обозначить границы простых предложений.
7. Начертить схему предложения.
www.kakprosto.ru
Конспект урока по теме «Синтаксический разбор простого предложения»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
Кенадского сельского поселения
Конспект урока
в 5 классе на тему:
«Синтаксический разбор простого предложения»
Разработала: Останина М.М.,
eчитель русского языка и литературы
с. Кенада
2015 г.
Дата: 03.02.15 г.
Класс:5
Предмет: Русский язык
Изучаемый раздел: Синтаксис. Пунктуация.
Номер урока: 19
Тип урока: систематизация и обобщения знаний
Тема: «Синтаксический разбор простого предложения».
Цели урока:
Образовательные: повторить и закрепить изученный на уроках материал по теме «Синтаксис простого предложения», навык синтаксического разбора простого предложения.
Воспитательные: способствовать воспитанию внимательного отношения к языковым средствам, интереса к изучению предмета, интереса к чтению произведений художественной литературы;
Развивающие: отрабатывать пунктуационные навыки, развивать коммуникативные навыки, упражнять в умении ставить цели на урок, делать вывлды.
Оборудование: учебник М.М. Разумовская, С.И. Львова «Русский язык», 5 класс, Москва, «Дрофа», 2007г.; карточки с заданиями, кластер, мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята. Я рада новой встрече с вами. Улыбнитесь друг другу, подумайте о том, как хорошо, что вы одноклассники.
Проверка домашнего задания.
У: Дома вы составляли памятку «Правила вежливого общения». Давайте послушаем несколько из них.
У: Молодцы, хорошо справились с заданием.
Оформление записи в тетрадях.
У: Запишите в тетрадях число и «Классная работа». Тему мы запишем в середине урока. (Слайд № 1)
Мотивация.
У: Послушайте загадку и подумайте, о каком разделе лингвистики идет речь?
Я изучаю связи слов
И знаю их предназначенье
Я вам всегда готов помочь
Из слов построить предложение.
Его строенье я постиг
И форму словосочетания.
И в строе речи каждый сдвиг
Я не оставлю без внимания.
У: Правильно, это синтаксис.
У: Друзья, мы с вами долго путешествовали по Лингвистической стране «Синтаксис простого предложения». Многое узнали, многому научились. Поэтому сегодня мы должны вспомнить все изученное. А помогут в этом герои разных сказок. Постарайтесь, выполняя задания, вспомнить эти замечательные сказки. А за правильный ответ получите букву-подсказку.
У: Ребята, после выполнения каждого задания мы будем делать вывод и заполнять кластер на стенде.
(Подготовленные заранее ученики по очереди встают со своих мест и предлагают различные задания. Остальные ребята выполняют их.)
Актуализация имеющихся знаний.
У: Итак, приглашаем первого сказочного гостя.
Р.1: Здравствуйте, ребята! У меня для вас такое задание: в моей сказке предложения перепутались. Помогите исправить ошибки. Если допущена ошибка, хлопните в ладоши. (Слайд № 2).
— Сколько стоит входной билет? (Это предложение вопросительное).
Нос вертелся, вывёртывался, так и остался – длинным-длинным, любопытным, острым носом. (Это предложение побудительное)
— Добренький, хорошенький мальчик, что же ты будешь делать с этими деньгами? (Это предложение повествовательное).
— Возьми эти деньги и отнеси их Карло. (Вопросительное)
Р 1: А из какой я сказки?
Д: Сказка Алексея Толстого «Буратино, или Золотой ключик».
Р 1: За правильный ответ я вручаю вам первую букву (буква устанавливается на доске).
Р 1: У меня к вам еще один вопрос. Какие бывают предложения по цели высказывания?
(Заполняет кластер на стенде)
У: К нам выходит второй гость.
Р2: Добрый день, друзья. Попробуйте определить, какое предложение лишнее.
(Герой выразительно читает предложения, записанные на слайде № 3).
— Ну и гадкий же ты!
Скоро утка со всем своим выводком добралась до птичьего двора.
— И совсем не похож на других уток!
— Уж не индюшонок ли это, в самом деле?!
— Видно, я такой гадкий, что даже собаке противно съесть меня!
Р 2: В какую сказку я должен вернуться? (Ганс Христиан Андерсен «Гадкий утенок») (Слайд №4).
Р 2: Правильно, вот вам вторая буква. А какие могут быть предложения по интонации?
(Заполняет кластер на стенде)
У: Приглашаем третьего гостя.
Р 3: Друзья, у меня в руках непростой цветок. Выбирайте себе лепесток. На нем – задание. Подчеркните в предложениях грамматические основы.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец.
Собрался он в путь, во дороженьку, в дальние края заморские.
— Вот о таком цветочке просила меня дочь меньшая, любимая!
И услышала она, что кто-то вздохнул за беседкою.
Зверь лесной снял со своей руки золотой перстень и подал его купцу.
Он упал на колени перед чудищем мохнатым и возговорил голосом жалобным.
И берет с собою цветочек аленький в кувшине позолоченном.
Призадумался честной купец крепче прежнего.
Так и стала поживать молодая дочь купецкая.
Очутилась она во дворце зверя лесного.
— Приходи сегодня во зеленый сад, сядь во свою беседку любимую.
Р 3: А теперь посмотрите на экран. У кого предложения соответствуют схеме? (Слайд №5).
У: Проверим. (Слайд № 6)
Зверь лесной снял со своей руки золотой перстень и подал его купцу.
Он упал на колени перед чудищем мохнатым и возговорил голосом жалобным.
У: Как вы определили?
У: А кому попалось сложное предложение?
И услышала она, что кто-то вздохнул за беседкою.
Р 3: Какие бывают предложения по количеству грамматических основ?
Д: По количеству грамматических основ бывают предложения простые и сложные. (Заполняет кластер на стенде)
Р 3: Кто из вас догадался, из какой я сказки? (Сергей Аксаков «Аленький цветочек»)
Вот вам еще одна буква.
У: Переходим к следующему заданию.
Р 4: Здравствуйте, ребята. Мальчики должны найти односоставные, а девочки – двусоставные предложения. (Слайд № 7). Объясняют свой выбор девочки, потом мальчики.
Младшему сыну в наследство достался кот.
Вот и королевский дворец.
Немедленно доставили одежду из королевского гардероба.
С тех пор кот охотился на мышей изредка для собственного удовольствия.
Р 4: Какие бывают предложения по наличию главных членов?
Д: По наличию главных членов бывают предложения односоставные и двусоставные. (Заполняет кластер на стенде)
Р 4: Отгадайте, из какой я сказки и получите букву-подсказку.
Д: «Кот в сапогах», братья Гримм.
У: Ребята, обратите внимание на слово «гардероб». Марик подготовил нам словарную статью.
Р: По толковому словарю Владимира Даля «гардероб» – это многозначное слово. 1. Помещение для хранения одежды и переодевания. 2. Шкаф для хранения одежды. 3. Вся одежда, которая имеется у человека.
Запишем слово в тетрадь. Корень слова – гардероб, ударение падает на последний слог, безударные гласные «а», «е», их нужно запомнить. В этом слове есть еще орфограмма – парная согласная – «б». Ее можно проверить – гардеробы.
У: В каком значении слово употреблено в предложении «Доставили одежду из королевского гардероба»?
Д: В значении – вся одежда, которая имеется у человека.
У: А какое же задание приготовил нам следующий герой.
Р 5: Мое задание называется «буквенный диктант». Вам нужно определить, есть ли в предложениях второстепенные члены. Распространенные предложения обозначаем буквой – р, нераспространённые – н. Записываем в тетрадь. (Слайд № 8)
Волчата и детеныш уснули.
Однажды Акела прибежал к мальчику с известием.
Волк остановился и улыбнулся.
Ночь.
— Человеческий детеныш!
Каа выполз на середину разрушенного дворца и начал знаменитый Танец Голода.
— Отдайте добычу Шер-Хану.
Проверяем себя. (Слайд № 9)
1 2 3 4 5 6 7
н р н н р р н
Р 5: Есть такие ребята, которые не допустили ни одной ошибки? Почти все правильно справились с заданием, получайте ключ. Кто догадался, откуда я? («Маугли» Редьярд Киплинг)
Р 5: Ответьте еще на один вопрос: какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
Д: По наличию второстепенных членов бывают предложения распространенные и нераспространенные. (Заполняет кластер на стенде).
У: Приглашаем последнего героя со своим заданием.
Р 6: Добрый день, друзья. Я начну с вопроса: что такое однородные члены предложения? Найдите в предложениях однородные члены. (Слайд № 10, 11)
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке,
Самовар стоит, словно жар горит.
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Р 6: Из какого я произведения? (Корней Чуковский «Федорино горе»)
Р 6: Ребята, у меня еще одно задание. Кто из вас самый внимательный? Я буду читать предложения, а вы запишите номера только тех, в которых есть обращения.
«Здравствуй, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи…».
«Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась…»
«Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном».
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с теплою весной».
Р 6: А теперь посмотрите на экран. Проверьте, правильно ли вы выполнили работу. (Слайд № 12)
Что такое обращение? (Заполняет кластер на стенде)
Р 6: А из какой сказки это задание? (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») Молодцы, вот вам еще одна буква.
Постановка проблемы
У: По какому разделу лингвистики мы сейчас работали. Составьте из букв-ключей слово. (Разбор) О каком разборе идет речь?
У: Сформулируем тему и цели урока, кому необходимо, можно воспользоваться подсказками. Тема?
1. Обобщить изученный материал по теме …… («Простое предложение»).
2. Научиться находить в тексте …. (простое предложение).
3. Учиться выполнять …… (синтаксический разбор) простого предложения и строить ….. (схемы).
У: Запишем тему в тетрадь. (Слайд № 13).
У: Сказочные герои помогли нам определить тему урока и повторить все, что мы знаем о простом предложении. У нас получилась схема.
У: Уважаемые герои сказок, а чье из ваших заданий на определение признаков предложения более важное? Хорошо, послушайте высказывание. (Слайд № 14).
Порядок учит время сберегать.
Иоганн Вольфганг Гёте
(немецкий поэт и мыслитель)
Запишем его в тетрадь, соблюдая правила записи эпиграфа.
У: Почему разбор предложения идет именно в таком порядке?
У: Важно помнить, что при синтаксическом разборе надо следовать порядку: сначала даётся общая характеристика предложения (пункты 1, 2), затем указываются главные члены – подлежащее, сказуемое (пункт 3, 4), потом второстепенные (пункт 5) и в конце – смысловые отрезки, которые осложняют предложение: однородные члены, обращения. Чтобы запомнить последовательность, можно воспользоваться буквами ЦИОВ – цель, интонация, основа, второстепенные члены.
Физминутка
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
А теперь запишем предложение и вместе сделаем его синтаксический разбор. (Один ученик выполняет синтаксический разбор у доски).
Выйдет бедная девушка в поле, обнимет ласково свою коровку. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми, [ _____ , ].)
У: Предлоги обводим в рамочку, союзы в круг.
Из какого произведения взято это предложение? (Слайд № 15)
Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
У: Выполнить упр. 495 (2 ученика – письменно у доски, 3 – самостоятельно)
Этап включения изученного в систему знаний.
У: А следующего героя вы все хорошо помните . Он сейчас, как и вы, ходит в 5 класс. И как всегда очень невнимателен. Найдите ошибку в синтаксическом разборе, который он выполнил на уроке. (Слайд № 16). (Раздаточный материал)
Найдите ошибки в синтаксическом разборе. (Слайд № 17).
В одном сказочном городе жили коротышки. (Повест., невосклиц., простое, односост., распр.) Мальчик носил голубую шляпу, жёлтые брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. (Побуд, невоскл., простое, двусост., распр., осложнено однородными дополнениями . )
У: О ком идет речь?
(«Приключения Незнайки и его друзей» Николай Носов)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Воспользуйтесь подсказками и сделайте выводы по уроку. (Слайд 18)
– Удалось ли нам достичь цели урока?
– На уроке я научился …
– Я столкнулся с трудностями…
Мы сегодня вспомнили много сказок, хороших и добрых. Желаю и вам добра.
Попрошу вас сегодня дома обратиться к своей любимой сказке. Выпишите из нее простое предложение и сделайте его синтаксический разбор. Если у кого-то возникнут трудности, тогда выполните упр. 496-ое. (Слайд № 19).
Всем спасибо за работу. (Выставление оценок)
kopilkaurokov.ru
Синтаксический разбор сложного предложения: примеры
Раздел грамматики при изучении русского языка, который называется синтаксисом, изучает различные способы сочетания слов в предложениях. Разбор таких предложений на синтаксические единицы носит название синтаксического. С разбором простых предложений на синтаксические единицы дети сталкиваются уже с третьего класса, а вот с понятием сложных предложений знакомятся уже в среднем звене. В этой статье мы расскажем, какими бывают сложные предложения, и приведем примеры из синтаксического разбора.
План разбора сложного предложения
Что значит разобрать предложение на синтаксические единицы и что это дает ребенку? Этот процесс подразумевает осуществление грамматического анализа всех составляющих предложения, с целью определения его строения, для увеличения пунктуационной грамотности учащихся. Простыми словами, разбор сложных предложений позволяет правильно расставлять знаки препинания в них.
Порядок синтаксического разбора может быть разным, в зависимости от того, как рассматривается каждое конкретное предложение. В одних случаях при подобном анализе необходимо дать характеристику целому сложному предложению как единой единице, в других – сложное предложение следует разобрать на составляющие его простые. В зависимости от вида сложных предложений различаются и схемы их разбора. Но существует общий порядок синтаксического разбора сложных предложений, которым пользуются школьники и педагоги русского языка.
План разбора сложного предложения на синтаксические единицы
- Определение типа предложения в зависимости от цели высказывания. Типы бывают трех видов: повествовательные (если в предложении идет повествование о чем-либо), побудительные (если в предложении имеется какое-либо побуждение к действию) и вопросительные (если предложение содержит вопрос).
- Определение типа предложения в зависимости от его эмоциональности (бывает восклицательным (при наличии эмоционального всплеска речи) и невосклицательным (при его отсутствии).
- Определение грамматических основ в заданном предложении, с целью объяснения, почему оно считается сложным (в сложном предложении имеется несколько грамматических основ).
- Определение связующих звеньев между простыми предложениями в составе сложного (в качестве средств связи выступают союзы, союзные слова, интонация).
- Определение типа предложения в зависимости от типов союзов. Все виды сложных предложений делятся на сложносочиненные (такие предложения, которые связываются между собой соединительными союзами либо бессоюзные) и сложноподчиненные (такие предложения, в которых одно простое находится в смысловой зависимости у другого и соединяются подчинительными союзами).
- Для сложносочиненных предложений нужно дать характеристику соединительных связей между простыми частями и указать средства связи в них.
- Для сложноподчиненных выделить главное и придаточное предложения, указать средства связи и дать их характеристику.
- Для бессоюзных предложений дать характеристику смысловых отношений между простыми частями сложного предложения.
- Для сложных предложений с различными видами связи дать их полную характеристику смысловых отношений и разобрать его на простые предложения.
- Составление схемы сложного предложения и проставление знаков препинания в нем.
Руководствуясь этим порядком синтаксического разбора, можно разобрать любое по типу и сложности предложение. Позже мы рассмотрим примеры разбора разных типов сложных предложений.
Пример синтаксического разбора сложного бессоюзного предложения
В таких предложениях между несколькими простыми частями нет никаких союзов. Вместо них разделителями являются знаки препинания: двоеточие, тире, запятая.
Примеры бессоюзных сложных предложений
Смеркалось, во дворе зажглись фонари. – Здесь две части сложного предложения «смеркалось» и «во дворе зажглись фонари» разделяются между собой запятой, союзов в предложении нет.
Я сижу у окна и вижу: ливень льет, как из ведра. – Здесь тоже две простые части сложного предложения «я сижу у окна и вижу» и «ливень льет, как из ведра» разделяются двоеточием, союза, как и в предыдущем случае, отсутствуют.
Для примера возьмем следующее предложение.
Сегодня учитель домашнего задания не задал, мы классом ходили в театр.
Устный разбор
По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ — сложное, поскольку оно содержит в себе две грамматические основы «учитель не задал» и «мы ходили». По средству связи – бессоюзное, так как не содержит никаких союзов, и соединяется между собой знаком препинания (запятой).
Первое предложение – простое, полное, односоставное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено дополнительными членами, не осложнено (ни причастными, ни деепричастными оборотами, ни прямой речью и т.д.)
Второе предложение – простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.
Письменный разбор
Повествовательное. Невосклицательное. Сложное. Бессоюзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.
Пример синтаксического разбора сложносочиненного предложения
Предикативные части сложносочиненного предложения всегда равнозначны по смыслу и независимы по отношению одно к другому. Проверить это легко, достаточно попытаться переставить местами простые предложения и посмотреть, меняется ли смысл сложного.
Для соединения частей предложения могут использоваться три типа союзов: соединительные («и», «тоже», «да», «также», «ни…ни», «не только…но и», «как…так и», «да и»), противительные («но», «а», «однако», «да» в значении «но», «зато», «же») и разделительные («либо», «или», «не то…не то», «то…то», «то ли…то ли»).
Примеры союзных сложносочиненных предложений
Смеркалось и во дворе зажглись фонари. – Здесь две части сложного предложения «смеркалось» и «во дворе зажглись фонари» разделяются между собой соединительным союзом «и».
Село уснуло, Иван тоже побрел к своей хате. – Здесь две части сложного предложения «село уснуло» и «Иван тоже побрел к своей хате» разделяются между собой соединительным союзом «тоже». Если поменять местами простые части предложения, то смысл не изменится «Иван тоже побрел к своей хате, село уснуло».
Няня хлопотала на кухне, а воспитатель укладывал детей спать. – Здесь две части сложного предложения «няня хлопотала на кухне», «воспитатель укладывал детей спать» разделяются противительным союзом «а» и определяются отношением противопоставления одно другому.
То ли Ивана трясло в лихорадке, то ли просто усталость налилась. – Здесь между простыми частями сложного предложения «то ли Ивана трясло в лихорадке»и «то ли просто усталость налилась» используются разделительные союзы «то ли», повторяющие в обеих простых частях и характеризующиеся отношением взаимоисключения одно к другому.
Весь день то шел дождь, то светило солнце. – При разделении двух простых частей сложного предложения «весь день то шел дождь», «то светило солнце» используются повторяющиеся союзы чередования «то…то».
Для примера возьмем следующее предложение.
Мальчик учился не очень прилежно, но физкультурой интересовался серьезно.
Устный разбор
По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ сложное, поскольку содержит в себе две грамматические основы «Мальчик учился» и «но…интересовался», состоит из двух равнозначных предложений «Мальчик учился не очень прилежно» и «физкультурой интересовался серьезно». По средству связи – союзное, соединено между собой противопоставительным союзом «но».
Первое предложение – простое, полное, односоставное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено.
Второе предложение – простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.
Письменный разбор
Повествовательное. Невосклицательное. Сложное, сложносочиненное. Союзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено. Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.
Пример синтаксического разбора сложноподчиненного предложения
В эту группу сложных предложений относят предложения, в которых одна простая часть зависима от другой, и соединяются они вместе с помощью союзных слов или подчинительных союзов. К союзным словам относят следующие: «который», «какой», «что» в значении местоимения и другие. К подчинительным союзам относятся «когда», «потому что», «если» и прочие.
Сложноподчиненные предложения имеют главную часть и придаточную, т.е. ту, которая находится в зависимости или подчинении от главной. Чтобы определить это, следует попытаться задать вопрос от главной части предложения к придаточной.
Например, «Ольга посмотрела в окно и поняла, что дождь закончился». В этом предложении две грамматические основы «Ольга посмотрела… и поняла» и «дождь закончился». Чтобы понять, к какому типу оно относится, нужно попробовать задать вопрос от главной части предложения к придаточной. «Ольга ….. поняла» – что? – «что дождь закончился».
Расстановка главной и придаточной частей в предложении не имеет значения. Главное может стоять как в первой его части, так и во второй. Смысл сказанного от этого не меняется.
Для примера возьмем следующее предложение.
У него не бывает свободного времени, потому что после школы он занимается в спортивной секции.
Устный разбор
По цели высказывания предложение повествовательное, потому что оно повествует, по интонации невосклицательное. По количеству грамматических основ сложное, поскольку содержит в себе две грамматические основы «не бывает времени» и «потому что…он занимается». Состоит из главного предложения «У него не бывает свободного времени» и придаточного предложения обстоятельства «потому что после школы он занимается в спортивной секции». По средству связи – союзное, соединено между собой союзным словом «потому что».
Первое предложение – главное, простое, односоставное, полное, имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено.
Второе предложение – придаточное, простое, полное, односоставное, также имеет подлежащее и сказуемое. Распространенное, поскольку распространено второстепенными членами, не осложнено никакими оборотами речи.
Письменный разбор
Повествовательное. Невосклицательное. Сложное. Союзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено. Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.
Вместо заключения
В группу сложных предложений с разными видами связей относятся конструкции, в составе которых имеется три и больше предикативных частей. Между собой они могут соединяться сочинительными и подчинительными союзами, союзными словами или просто знаками препинания. Такие предложения часто встречаются в литературных произведениях. Разбор сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи проводится по общему плану разбора с последовательным анализом отдельных сложных частей.
childage.ru
Синтаксический разбор предложения
Синтаксис – отдел грамматики, изучающий предложения и способы сочетания слов внутри предложения.
Синтаксический разбор (разбор под цифрой 4) – это разбор синтаксических единиц: словосочетаний и предложений. По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.
План разбора простого предложения
- Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
- Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
- Определить состав главных членов предложения (двусоставное или односоставное).
- Определить наличие второстепенных членов (распространённое или нераспространённое).
- Подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать способы их выражения (части речи): из состава подлежащего и состава сказуемого.
- Определить наличие пропущенных членов предложения (полное или неполное).
- Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено).
- Записать характеристику предложения.
- Составить схему предложения.
Примеры
План разбора сложного предложения
- Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
- Выяснить тип предложения по эмоциональной окраске (невосклицательное или восклицательное).
- Найти грамматические основы, подчеркнуть их и обозначить способы выражения, указать, что предложение сложное.
- Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.
- Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.
- Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).
- Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое (см.план разбора простого предложения).
- Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.
- Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.
Примеры
Комментарии:
Добавить комментарий
yznaika.com