Развивающие занятия для младших школьников – Развивающее занятие для младших школьников по теме «Секрет общения»

Развивающее занятие для младших школьников по теме «Секрет общения»

Развивающее занятие для младших школьников

по теме «Секрет общения»

Цель: способствовать осознанию школьниками ценности и сложности человеческого общения

Задачи:

  • Формирование представлений о вербальном и невербальном общении

  • Совершенствование коммуникативных навыков

  • Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений

  • Развитие мыслительных способностей

  • Обогащение опыта межличностного взаимодействия

  • Тренировка гибкости поведения

  • Развитие рефлексии, эмпатии, толерантности

Ход занятия

Учащиеся и педагог сидят в кругу на стульях

I. Организационный момент

— Сегодня у нас с вами не обычное занятие, не математика и не литература, а занятие по теме общение, занятие по психологии. И задания, которые вы будете выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки,  много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.

Тема нашего занятия – «Секреты общения». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем.

II. Знакомство

 — Для того, чтобы общаться на занятии более успешно, нам с вами необходимо познакомиться. Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя.
Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышала ли я ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы я услышала, вам нужно прокричать их еще громче? Действительно, это не поможет.

Тогда давайте просто все напишут свои имена на листочках, которые я дам каждому, и прикрепит себе на одежду, чтобы все видели и могли обращаться к вам по имени.
Кстати, это и будет первым секретом общения. Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.

III. Приветствие:

Упражнение «Аплодисменты»
 — Ребята, давайте поприветствуем друг друга так, как принято у нас на занятиях по психологии. Давайте я начну, а вы продолжите. Это легко – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» — и аплодирую этому человеку. Тот, кого я назвала, встает и так же приветствует следующего, любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку,  которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!

IV. Разминка: 

Игра«Перестройка»

 — Начнем нашу работу с небольшой, но интересной  разминки, которая поможет вам включиться в работу. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.
Вот первое задание: постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке.

Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету глаз: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу в глаза!

И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.

— Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным,  быстро и правильно!

Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
Вот мы и узнали второй секрет: общение бывает разных видов, и с видами общения нам сегодня предстоит познакомиться.

V. Развивающие упражнения

Головоломка

Чтобы познакомится с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку. Здесь зашифрована одна известная поговорка:

Ответ:  Язык до Киева доведёт.

— Очень хорошо! И с этим заданием справились успешно!

Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют ещё

вербальным.

Игра «Стыковка»

Следующая игра поможет выяснить, насколько хорошо вы умеете пользоваться в общении своей речью.
Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались. Им завязывают глаза шарфами. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” — они вытягивают навстречу друг другу.
Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.

Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров.
— Трудно было играть с завязанными глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица).

— Действительно, общаться можно по-разному, не только вербально. Общение без помощи слов называется

невербальным.
На доску вывешивается схема:

— Представьте себе ситуацию, что вы оказались за границей и вам нужно объясниться с иностранцами, не зная их языка – как вы это сделаете? (При помощи жестов).

— Вот мы и подошли к третьему секрету общения: лучше понимать собеседника нам помогают невербальные средства общения: мимика, жесты.
В следующей нашей игре вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.

Игра «Пойми меня»

— Нам необходимо поделиться на две равные команды, а сделаем мы это так: с помощью считалки выберем двух капитанов команд, потом капитаны выберут в свои команды по одному человеку, каждый из этих двоих назовет ещё по одному члену команды, и так до тех пор, пока все ваши одноклассники не окажутся в какой-либо команде.

Каждой команде нужно будет по цепочке от первого игрока к последнему передать слово, написанное у меня на карточке. Капитан объясняет это слово второму в вашей колонне, второй – третьему и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее смогла донести правильную информацию до последнего игрока.
В этой игре очень важно соблюдать правила, за этим я буду следить строго.
Первое правило: говорить запрещается, нельзя произносить ни звука. Вам придется объясняться друг с другом без помощи слов.
Второе правило: не поворачиваться, пока игрок, стоящий сзади, не похлопает вас по плечу.

Теперь все отвернитесь, поворачиваются ко мне чтобы прочитать слово на карточке только капитаны команд.

 — Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов? Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали? (Все люди разные, используют разные средства общения).

— Это еще один секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства

Упражнение «Цена улыбки»

Наше занятие подходит к концу, и напоследок я  хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:

Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.
Она — отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
И тем не менее ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили!

Дети высказывают свои предположения.
— Ну конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения:  «Если вы хотите нравиться людям —  улыбай­тесь им», советует  нам  американский психолог Дейл Карнеги.  Будем  следовать  его  советам?  Тогда  давайте  подарим  друг  другу  улыбки  от  всей  души  и  почувствуем,  как  становимся  богаче,  получая  улыбки  окружающих,  а  также  от  того,  что  дарим  свою  улыбку  друзьям.  Почувствовали? А я дарю вам карточки с текстом «Цена улыбки».

VI. Подведение итогов урока

 — Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:

  • человеку приятно, когда его называют по имени

  • основной вид общения – вербальное

  • существуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь

  • слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства

  • улыбка помогает сделать общение приятным.

 — И это далеко не все секреты успешного общения, сегодня мы только познакомились с некоторыми из них. Если вам интересно узнать о других подобных секретах – почитайте психологическую литературу или обратитесь к психологу.

VII. Заключительное упражнение

Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.

Используемая литература:

1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2001

2. Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: ЛИТУР, 2001

infourok.ru

Методическая разработка (1 класс) по теме: Цикл развивающих занятий для младших школьников «Лучики солнца».

Цикл развивающих занятий для младших школьников.

Подготовили  и провели педагоги-психологи:

МБОУ СОШ № 12 –Кондрушина О.Е.

МБОУ Мотмосская СОШ  — Сергеева С.И.

          В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе,  жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения.   Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время  за компьютером или телевизором. У  многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны. Склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное  на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Данные занятия проводились по методике М.Г. Дрезниной  с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сфере. Проведенные занятия показали, что  могут успешно применяться и для детей  без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.

В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и  арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.

 Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их  в различных видах деятельности.

Цель занятий: формирование социально – адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

  1. Коррекция агрессивных форм поведения
  2. Снятие эмоционально- психического и телесного напряжения
  3. Развитие у детей в процессе коммуникативной деятельности высших психических функций: внимание, память, мышление, воображение.
  4. Обучить анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей.

Ожидаемые результаты реализации занятий:

— улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка;

— благоприятный психологический климат в коллективе;

— повышение уверенности в себе;

-развитие познавательной деятельности;

-стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.

Количество занятий- 4

Количество участников- 8-12 человек

Продолжительность  занятия -60 минут.

Занятие № 1.   Лучики солнца.

Цель: научить детей работать вместе над созданием  общей коллективной работы.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
  2. Создание благоприятной атмосферы в детской группе
  3. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
  4. Развитие эмоциональной сферы

Материалы для работы:

Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки,счетные палочки для выкладывания красок,стаканчики для воды,тряпочки для работы,  клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

 Ход занятия.

  1. Приветствие.

В кругу. Дети, держась  за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города

Дружат девчонки, дружат мальчишки

Смех и улыбки дружат всегда.

  1. Разминка. Психогимнастика « Бабочка»

Утром бабочка проснулась,                                                                                    Улыбнулась, потянулась!                                                                                                      Раз – росой она умылась,                                                                                                      Два – изящно покружилась,                                                                                                      Три – нагнулась и присела,                                                                                                     На четыре – улетела.

Основная часть.

Психолог:

— Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину

Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок.

(Каждый ребенок получает 1-2 полоски)

— Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.

Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды ( психолог объясняет детям как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре).

— А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.

( Дети с интересом принялись за работу, некоторые проговаривают, что им хотелось бы изобразить.

— Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать.

А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»

        Подвижное упражнение « Волшебные шарики» ( Павлова Я.А.)

                    Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения.

-Приглашаем вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг.

— Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.

  Каждый занял свое место около ватмана и стали работать. Они расписывали свои сегменты, при этом общались, спрашивали друг у друга, что каждый из них рисует.

Через некоторое время, когда дети закончили работу, психолог кладет в центр большого листа раскрашенный детьми круг и приклеивает его.

— затем дети разложили свои полоски на этом большом листе. Они разместили и приклеили их  от центра к краям большого листа.

— Все внимательно смотрят на общий продукт деятельности. Каждый чувствует свой собственный вклад в общее творческое дело.

Интервью  художника (рефлексия).

Ритуал прощания «Бутон»

Дети встают в круг и изображают распускание  бутона.

Заключительная часть в конце каждого занятия.

Хочется счастья вам пожелать

Все хором

Самое главное – не унывать.

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

                Занятие № 2.   Линия и эмоции

Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное    состояние.

Задачи:

  1. Познакомить детей с эмоциями.
  2. Научить  узнавать эмоции других людей.
  3. Снятие эмоционального напряжения.
  4. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.

Материал для работы.

Бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

  1. Приветствие.В кругу. Дети, держась  за руки произносят:

Дружат на свете парты и книжки

Дружат поселки и города.

Дружат девчонки, дружат мальчишки.

Смех и улыбки дружат всегда.

  1. Разминка. Упражнение «Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Основная часть

3.Знакомство детей  с эмоциями (теоретическая часть).                              Дидактическая игра « Эмоции »

Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас  мы  вам раздадим  карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать  слова-синонимы, объединённые общим смыслом.

Например:         

радость – счастье

грусть – печаль

удивление – восхищение

страх – тревога

горе – печаль

злоба – недовольство

ярость – гнев

радость – веселье

испуг – страх и т.п.

  1. Упражнение «Покажи эмоцию».  Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков  показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
  2. Информация о линиях. Рассказать участникам о  линиях, какие они бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.). Предлагается нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.

1. Удивление

2. Обида

3. Грусть

4. Удовольствие

5. Страх

6. Злость

7. Интерес

8. Радость

  1. Беседа по работам. Дети поделились своими  впечатлениями,  рассказали, какие эмоции преобладали  в процессе рисования.

Интервью художника по желанию.

 Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 3   Я  рисую  

Цель: формировать и развивать умение выражать своё эмоциональное  состояние.

Задачи:

  1. Научит  определять эмоциональное состояние.
  2. Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.
  3. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей.
  4. Снятие эмоционального напряжения.

Материал для работы:

Бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.

Ход занятия

  1. Приветствие.  

Упражнение «Бабочка»

  1. Упражнение «Угадай эмоцию».  Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.
  2. Рисование  живых  существ из  эмоций.

Сегодня мы с вами будем рисовать при помощи линий   с прошлого занятия какого-нибудь зверя или смешное существо. Давайте посмотрим и вспомним, какими линиями и цветом  мы с вами  рисовали эмоции.

Сегодня каждый из вас  будет использовать в своей работе  две-три линии, которые  нравятся больше других.

После завершения работы дети рассказывают о своих животных, какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.

Интервью художника.

Ритуал прощания «Бутон»

Занятие № 4     Лучики солнца. Рисуем свою мечту.

 Цель: формирование социально адекватных форм поведения.

Задачи:

  1. Развитие коммуникативной сферы младших школьников.
  2. Создание благоприятной атмосферы в детской группе
  3. Развитие творческого потенциала каждого ребенка.
  4. Развитие эмоциональной сферы

Материалы для работы:

Ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, бумажный круг, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы,  клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

Ход занятия

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Бабочка»
  3. Рисуем мечту

Сегодня каждый из вас получил вот такие полоски.  Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.

После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются  к другому столу.

Подойдите все к этому большому листу.  Этот круг мы сейчас раскрасим все вместе. Каждый из вас раскрасит только свою часть.

Молодцы, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите  свои полоски и разложите на  этом большом листе.

Данную работу размещаем рядом с первой и просим ребят сравнить их и сказать чем отличаются.

Интервью художника

Ритуал прощания «Бутон»

Дети встают в круг и изображают распускание  бутона.

Заключительная часть в конце каждого занятия.

Хочется счастья вам пожелать

Все хором

Самое главное – не унывать.

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

Подготовили  и провели педагоги-психологи:

МБОУ Мотмосская СОШ  -С.И.Сергеева

МБОУ СОШ № 12 – О.Е.Кондрушина

nsportal.ru

Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников «Развиваем мышления и память первоклашек»

Цель занятия: коррекция и развитие мышления и памяти у первоклассников.

Задачи занятия:

Образовательные: развитие умения обобщать понятия.

Коррекционно — развивающие: развитие аналитического мышления, увеличение объема слухового внимания и памяти; развитие пространственной ориентации и координации движений; развитие тонкой моторики и графических навыков.

Воспитательные: воспитываем умение работы в группе.

Материалы и оборудования: карточки с зашифрованными словами (5 штук), таблица — ключ к шифру, набор смайликов для оценки занятия.

Ход занятия:

Упражнение на развитие запоминания и аналитического мышления.

Цель: развиваем зрительную память.

Инструкция. Внимательно смотрите картинки, которые я показываю, чтобы затем, из первоначальных букв этих картинок составить слово (персик, абрикос, манго, яблоко, тыква). Скажите, а какое слово в этом ряду можно считать лишним?

2. Упражнение на развитие мышления, осложненное заданием на запоминание

Инструкция. Внимательно рассмотрите карточки, на которых написаны числа, — это зашифрованные слова. Вы можете их расшифровать при помощи таблицы – шифра. Расшифруйте слова, запомните их и определите какое слово лишнее и почему.

Таблица – ключ к шифру

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

Р

О

У

С

К

Л

И

Ы

В

Зашифрованные слова: 6740, 434675, 43125, 624ь, 9265, 521290, 184ь.

Ключ: ЛИСА, СУСЛИК, СУРОК, ЛОСЬ, ВОЛК, КОРОВА, РЫСЬ.

Лишнее слово КОРОВА, т. к. корова домашнее животное, а остальные дикие животные.

3. Дыхательное упражнение «С горки вниз».

И. п. — ноги врозь. Подняться на носки, руки вверх, вдох. Присесть, резко опустив руки вперед вниз, выдохнуть, произнося «у — у — у — ух!».

4. Упражнение «Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Инструкция: Я говорю слов – а вы подбираете к нему слово наоборот.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

5. Упражнение «Имена»

Цель: развивать слуховую память.

Инструкция: Сейчас я назову несколько имен. Ты должен их запомнить.

Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет, Генри.

 Назови имена, которые ты запомнил.

Раздели эти имена на группы или классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно выделить?

Постарайтесь вспомнить все имена.      

6. Упражнение для профилактики нарушения зрения

Инструкция. Зафиксируйте подбородок ладонями. «Нарисуйте» глазами 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов – против.

7. Упражнение на развитие саморегуляции

Игра «Улитка»

Инструкция. Встаньте на исходную позицию и по сигналу начинайте двигаться к выходу. Победителем будет тот, кто двигается медленнее всех. Помните: останавливаться нельзя! Остановившийся возвращается к начальной точке движения.

8. Рефлексия

 Изобразите на своё лица то настроение, которое вы имеете после занятия.

videouroki.net

Развивающее занятие для младших школьников «В краю хорошего настроения»

Автор: Ощепкова Изабелла Гаврильевна – педагог-психолог МОБУ СОШ №5 им. Н.О. Кривошапкина (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск», г. Якутск, Республика Саха (Якутия)

Развивающее занятие для младших школьников

«В краю хорошего настроения»

Описание материала: использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния,  последующая стабилизации эмоционального состояния.

Материал рассчитан на детей младшего школьного возраста.

Цель – коррекция эмоционального состояния.

Задачи:

Образовательные:

— учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;

— закрепить понятие «настроение»;

— учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;

— обучать приемам саморасслабления, снятию  психомышечного  напряжения.

Развивающие:

— развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;

— развивать интерес детей в изучении самих себя;

— развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;

— развивать навыки релаксации,

— развивать межполушарное  взаимодействие, внимательность.

Воспитательные:

— воспитывать позитивное  отношение к себе и окружающему миру;

— повышать социальную компетентность;

— создавать положительный эмоциональный настрой;

— способствовать сплочению детского коллектива.

Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.

1. Ритуал приветствия:
Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга.
Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ.
Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее.
2. Игра «Разноцветное настроение»

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

— Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

красный     –  бодрое, активное настроение –

                             хочется прыгать, бегать, играть в подвижные  игры;

желтый     –  веселое настроение –

                        хочется радоваться всему;

зеленый      –  общительное настроение –

                         хочется дружить с другими детьми, разговаривать и  играть    с ними;

синий         –   спокойное настроение –  

                     хочется спокойно поиграть, послушать

                     интересную  книгу, посмотреть в окно;

малиновый –  мне трудно понять свое настроение, и не слишком    хорошее, и не слишком плохое;

серый          –   скучное настроение –

                         не знаю чем заняться;

коричневый –  сердитое настроение –

                         я злюсь, я обижен;

черный        –  грустное настроение –

                        мне грустно, я расстроен.

— Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Дети обозначают цветом свое настроение.

— Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

3. «Четыре стихии»
Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата.
Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — руки вперед, «воздух» — руки вверх, «огонь» — вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

4.  Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»

Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.

— А сейчас давайте вместе

 Нарисуем край чудесный.

Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали  и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.

5. Упражнение на релаксацию.

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

— Радостному настроению помогает расслабление.

Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

Всем спасибо за занятие!

kopilkaurokov.ru

Психологическое занятие — волшебная шкатулка памяти и внимания

Коррекционно-развивающее занятие «Волшебная шкатулка памяти и внимания» для младших школьников.

Тема. «Волшебная шкатулка памяти и внимания»

Класс: 3-4

Количество участников: 6 человек.

Цели занятия:

  • Создание условий для положительного эмоционального настроя в группе.
  • Создание условий для развития познавательной сферы учащихся (внимания и памяти), посредством выполнения индивидуальных задании.

Задачи занятия:

  • способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе;
  • способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операции.

Оборудование: компьютер, экран, простые карандаши по количеству участников, раздаточный материал на каждого ученика, смайлики для вознаграждения за правильную работу, ромашки настроения для рефлексии.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Пожелайте друг другу что-то хорошее. Садитесь.
Сегодня я проведу у вас развивающее занятие.

2. Мотивационный этап.

Деятельность психолога

— Ой, что это стоит у нас на столе?

Деятельность учащихся

— Ответы детей- шкатулка.

Деятельность психолога

— Это не простая шкатулка. Это «Волшебная шкатулка памяти и внимания». В ней находятся различные задания, которые помогут вам развивать память и внимание.

— Вы готовы заглянуть в волшебную шкатулку и выполнить задания, которые специально приготовлены для вас?

— Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения.

За правильно выполненное задание вы будете получать смайлики. В конце занятия мы увидим, кто из вас самый внимательный.

3. Основной этап.

Деятельность психолога

Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. — Итак, послушайте первое задание.

Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.

4

3

2

8

2

3

6

5

9

1

7

5

7

6

6

5

9

0

8

5

3

1

0

1

3

4

0

6

5

1

7

2

4

1

0

6

2

3

7

1

6

5

4

4

3

8

8

3

1

3

8

0

0

3

2

1

5

4

9

5

0

7

6

3

2

6

3

8

2

9

6

1

7

6

9

5

8

5

9

0

7

4

1

7

5

3

9

2

3

4

6

3

0

7

6

9

1

0

9

1

 

Деятельность учащихся

Работа с таблицей.
Рефлексия.
-Ну, как, трудно?
Ответы детей.
Кто справился с заданием без ошибок, поднимите руку.
Вручение смайликов.

Деятельность психолога

Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро. А для этого давайте выполним следующее задание из шкатулки на внимание, которое называется «Не собьюсь».

Цель упражнения: развитие сосредоточенности и устраняет расстройство распределения внимания.
Внимательно послушайте задание. Ученик должен посчитать до 31, произнося всё вслух, но при этом он не должен называть цифры, которые содержат тройку или кратны трём. Вместо этого, он должен произносить фразу «НЕ СОБЬЮСЬ». Например: 1, 2, не собьюсь, 4, 5, не собьюсь и т.д.

Деятельность учащихся

Выполнение упражнения всеми учащимися по очереди.
Рефлексия.
— Легко ли было выполнять это задание?
Ответы детей.
— Какие трудности вы испытали при выполнении этого задания?
Вручение смайликов.
Деятельность психолога
— А сейчас давайте проверим вашу память. Итак, послушайте следующее задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память.
— Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 2 минут. Слова:
Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Птичка, Девочка, Дерево, Музыка, Гриб, Ковер.

— Если у вас написано 10-15 слов, значит у вас замечательная память.
— Если у вас написано 6-10 слов у вас неплохая память.

Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.

Деятельность учащихся

Записывают слова на листочках, которые запомнили.
Деятельность психолога
— Кто и как справился с заданием?

Деятельность учащихся

Ответы учащихся.
Вручение смайликов.
Деятельность психолога
Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение.

— Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание.

Для этого вы выполните последнее задание из волшебной шкатулки, «Весёлые таблицы».

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Сейчас я вам дам таблица из 9 клеток с изображением в них различных предметов и ваша задача запомнить эти предметы. Затем вы эту таблица убирается, и я вам предоставлю, таблица из 16 клеток также с изображением различных предметов, среди которых есть предыдущие изображения. Ваша задача записать предметы, которые были в предыдущей таблице.

Деятельность учащихся

Деятельность учащихся

Рефлексия.
— У кого и какие возникли трудности?
— Кому удалось справиться без ошибок?
Деятельность учащихся
Ответы учеников.
Вручение смайликов за правильно выполненную работу.
Подсчет смайликов. Выявление самого внимательного ученика во время проведения занятия.

4. Итог занятия.

Скажите, пожалуйста, так чему мы сегодня научились?
Как вы думаете, стоит тренировать свою память и внимание?
Полезно для вас было наше занятие?

Деятельность учащихся

Ответы учеников.

5. Рефлексия.

Перед вами на столе лежат ромашки с различным настроением, поднимите и покажите ту ромашку, которая отражает ваше настроение после нашего занятия.
— Спасибо за занятие!

Приложения.

psycholog-school.ru

Программа развивающих занятий для младших школьников «Лучики солнца», ФГОС

Программа развивающих занятий

«Лучики солнца»

( для младших школьников по методике М.Г. Дрезниной)
 

Авторы-составители:

Кондрушина Оксана Евгеньевна

педагог-психолог МБОУ средняя школа № 12

г.о.г. Выкса

Сергеева Светлана Ивановна

педагог-психолог МБОУ Мотмосская средняя школа

г.о.г. Выкса


 

Пояснительная записка

В современном обществе проблема агрессивного поведения обостряется все больше и больше. Практически каждый день все мы становимся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения. Мы знаем, что члены семьи сейчас все меньше и меньше общаются друг с другом, что дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа детей с разными нарушениями поведения. Педагоги, которые работают с такими детьми, часто жалуются, что эти дети конфликтны, агрессивны, склонны к « взрывному» и импульсивному поведению. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телеэкране, им трудно взаимодействовать друг с другом.

Арт-педагогика позволяет специалистам проводить диагностику, коррекцию и реабилитацию человека, помогает в развитии эмоциональной сферы и речи ребенка. С помощью методов арт-терапии можно раскрыть внутренние резервные возможности даже взрослого человека, улучшить его эмоциональное состояние, повысит самооценку, помочь в общении с другими людьми.

Во время творческого процесса человек фактически сам себя лечит. Например, в момент рисования подсознательные проблемы выходят наружу в виде образов, композиции, цвета. На занятиях происходят удивительные вещи, дети раскрываются самым неожиданным образом. Важны не сами рисунки — главное происходит в области коммуникации, на уровне человеческих отношений.

Цикл развивающих занятий « Лучики солнца» проводился по методике М.Г. Дрезниной с детьми от 8 до 10 лет с нарушениями в поведении, общении, эмоциональной сферы.

Проведенные занятия показали, что могут успешно применяться и для детей без нарушений в поведении в качестве профилактического мероприятия.

Данные занятия можно использовать в работе с детьми с ОВЗ, направленные на преодоление трудностей и компенсацию недостатков в эмоциональной сфере. В структуру каждого занятия вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе и арт-терапевтические упражнения автора М.Г. Дрезниной.

Многообразие предложенных в занятиях психотехник поможет детям гибко овладеть различными образами социально приемлемого поведения и самостоятельно применять их в различных видах деятельности.

Цель занятий: формирование социально – адекватных форм поведения, развитие рефлексивной культуры личности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Коррекция агрессивных форм поведения.

Снять эмоционально — психическое и телесное напряжение.

Развивать у детей в процессе коммуникативной деятельности высшие психические функции: внимание, память, мышление, воображение.

Обучать анализу своего внутреннего состояния и состояния других детей.

    Ожидаемые результаты реализации занятий:

    1. Улучшение психоэмоционального самочувствия ребенка.

    2. Благоприятный психологический климат в коллективе.

    3. Повышение уверенности в себе.

    4. Активная познавательная деятельность.

    5. Стабилизация эмоционального состояния, контроль собственного поведения адекватно ситуации.

    Количество занятий: 7 занятий.

    Количество участников: 8-12 человек.

    Продолжительность занятия: 60 минут.

    Тематическое планирование

    Тема

    Цель

    Содержание

    Кол-во часов

    1

    «Лучики солнца»

    Создание общей коллективной работы.

    Приветствие.

    Разминка (упражнение « Бабочка»)

    Основная часть. Практическая работа детей- создание картины. Подвижное упражнение « Волшебные шарики»

    Рефлексия «Интервью художника»

    Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

    1

    2

    «Линия и эмоции»

    Формирование у детей умения выражать своё эмоциональное состояние.

    Приветствие.

    Разминка (упражнение « Бабочка»)

    Основная часть (знакомство детей с эмоциями)

    Дидактическая игра « Эмоции »

    Упражнение «Покажи эмоцию».

    Рефлексия «Интервью художника»

    Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

    1

    3

    «Я рисую»

    Развить умение выражать своё эмоциональное состояние.

    Приветствие.

    Разминка (упражнение « Бабочка») Основная часть.

    Упражнение «Угадай эмоцию».

    Рисование животных при помощи линий и цвета (практическая работа детей)

    Рефлексия «Интервью художника»

    Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

    1

    4

    «Лучики солнца. Рисуем свою мечту»

     

    Формирование у детей социально адекватных форм поведения.

    Приветствие.

    Разминка (упражнение « Бабочка»)

    Основная часть

    Упражнение «Рисуем мечту».

    ( практическая работа детей)

    Рефлексия «Интервью художника»

    Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»)

     

    1

    5-6

    «Город моей мечты»

     

    Создание общей коллективной работы.

    Приветствие.

    Разминка (упражнение «Бабочка») Основная часть

    Создание коллективной работы. Рефлексия «Интервью художника»

    Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

    2

    7

    «Поговорим рисунками»

    Отработка навыков конструктивного общения через умение участников действовать совместно для достижения общей задачи.

    Приветствие.

    Разминка (упражнение «Бабочка») Основная часть.

    Упражнение «Тематический рисунок».

    Рефлексия «Интервью художника»

    Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

     

    Содержание занятий.

    Занятие № 1 «Лучики солнца»

    Цель: создание общей коллективной работы.

    Задачи:

    Создать благоприятную атмосферу в детской группе.

    Развить коммуникативную сферу младших школьников.

    Развить творческий потенциал каждого ребенка.

    Развить эмоциональную сферу.

      Материалы для работы: ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, круг из бумаги, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

      Ход занятия.

      Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

      Дружат на свете парты и книжки

      Дружат поселки и города

      Дружат девчонки, дружат мальчишки

      Смех и улыбки дружат всегда.

      Разминка (упражнение « Бабочка»)

      Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

      Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

      Основная часть.

      Психолог:— Дети, сегодня мы с вами создадим уникальную картину

      Начнем с раскрашивания красками бумажных полосок (каждый ребенок получает 1-2 полоски).

      Возьмите стаканчики и наберите в них чистой воды.

      Рассмотрите, какие цвета красок перед вами. Правда, они красивые. Чтобы мы могли ими рисовать в них надо добавить воды ( психолог объясняет детям, как разводить краски, как их смешивать на бумажной палитре). А теперь раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами, а можно одним цветом.

      (практическая работа детей)

      Психолог: Теперь наши полоски должны просохнуть, а затем мы продолжим с ними работать. А пока они сохнут выполним с вами упражнение « Волшебные шарики»

      Подвижное упражнение « Волшебные шарики» ( Павлова Я.А.)

      Цель упражнения: снятие эмоционального напряжения.

      Дети сидят в кругу. Педагог просит их закрыть глаза и сделать из ладошек « лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик – «болтик»- и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него. Согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.

      (ответы детей)

      Психолог: Приглашаю вас подойти к столу и занять место около листа на котором у нас изображен круг. Теперь мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну маленькую часть круга.

      (практическая работа детей)

      Каждый ребенок занимает свое место около ватмана и начинает расписывать свои сегменты. Долее к раскрашенному кругу дети приклеивают заранее приготовленные полоски от центра к краям большого листа. Работа завершена.

      (Коллективный просмотр выполненной работы)

      Рефлексия « Интервью художника»

      (Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

      Даша П.: «Я иду гулять, мне светит солнце».

      Илья Д.: « У меня на рисунке злобная жаба, одинокий человек. Я сегодня подрался. Да, это не хорошо, но он меня обозвал».

      Настя Д.: « Я рисую море. Хочу, чтобы было лето. Я купаюсь в море».

      Настя Р.: « У меня тоже лето. У меня сегодня хорошее настроение».

      Данил Л.: « У меня космическое небо, грозное небо».

      Кирилл М. : « Я рисую море. Пароход разукрашивать не хочу. Не знаю, что рисовать».

      Илья Г.: « Мне хорошо. Я рад. Сегодня интересно».

      Алина Ф.: « Я хочу нарисовать золотую рыбку и пустыню. Моё настроение разное: хорошее и грустное».

      Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

      Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

      Психолог: Хочется счастья вам пожелать

      Самое главное – не унывать. (Все хором)

      Всего вам доброго, мирного, ясного!

      Всего вам светлого и прекрасного!

      Занятие № 2 «Линия и эмоции»

      Цель: формирование у детей умения выражать своё эмоциональное состояние.

      Задачи:

      Познакомить детей с эмоциями.

      Научить узнавать эмоции других людей.

      Снять эмоциональное напряжение.

      Формировать осознание собственных эмоций и чувств других людей.

        Материал для работы: бумага А4, цветные карандаши, фломастеры, простые карандаши, ластики, аудиозапись с релаксационной музыкой.

        Ход занятия.

        Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

        Дружат на свете парты и книжки

        Дружат поселки и города

        Дружат девчонки, дружат мальчишки

        Смех и улыбки дружат всегда.

        Разминка (упражнение « Бабочка»)

        Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

        Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

        Основная часть (знакомство детей с эмоциями)

        Дидактическая игра « Эмоции »

        Психолог: Любую эмоцию можно выразить с помощью слов, используя богатство русского языка. Сейчас я раздам вам карточки с названием эмоций. Вам нужно к вашему слову подобрать слова-синонимы, объединённые общим смыслом.

        Например:

        радость – счастье

        грусть – печаль

        удивление – восхищение

        страх – тревога

        горе – печаль

        злоба – недовольство

        ярость – гнев

        радость – веселье

        испуг – страх и т.п.

        Упражнение «Покажи эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики, жестов, звуков показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.

        Информация о линиях. Психолог рассказывает участникам о том, какие линии бывают (прямые, волнистые, зигзагообразные и т.д.) и предлагает нарисовать эмоции при помощи линий и цвета.

        1. Удивление

        2. Обида

        3. Грусть

        4. Удовольствие

        5. Страх

        6. Злость

        7. Интерес

        8. Радость

        Рефлексия « Интервью художника»

        (Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

        Даша П.: « Мне понравилось рисовать радость. Она у меня оранжевая».

        Илья Д.: «А у меня все линии прямые и одним цветом».

        Настя Р.: « Я прямыми линиями нарисовала только удовольствие и интерес».

        Илья Г.: «Я нарисовал радость прямой линией, потому что её много она длинная и прямая».

        Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

        Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

        Психолог: Хочется счастья вам пожелать

        Самое главное – не унывать. (Все хором)

        Всего вам доброго, мирного, ясного!

        Всего вам светлого и прекрасного!

        Занятие № 3 «Я рисую»

        Цель: развить умение выражать своё эмоциональное состояние.

        Задачи:

        Научить определять эмоциональное состояние.

        Отработать свое эмоциональное состояние через художественное творчество.

        Формировать осознание собственных эмоций и чувств других людей.

        Снять эмоциональное напряжение.

          Материал для работы: бумага А4, краски, простые карандаши, аудиозапись с релаксационной музыкой.

          Ход занятия

          Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

          Дружат на свете парты и книжки

          Дружат поселки и города

          Дружат девчонки, дружат мальчишки

          Смех и улыбки дружат всегда.

          Разминка (упражнение « Бабочка»)

          Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

          Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

          Основная часть

          Упражнение «Угадай эмоцию». Участники занятия берут карточки и при помощи мимики показывают написанную у них на карточке эмоцию, а остальные угадывают.

          Рисование животных при помощи линий и цвета.

          Сегодня мы с вами будем рисовать животных или любых существ при помощи линий, которые мы изучали на прошлом занятии. Давайте их вспомним. Каждый из вас должен использовать в своей работе две или три линии, которые нравятся больше других.

          ( практическая работа детей)

          После завершения работы дети рассказывают о своих животных: какие они, откуда, есть ли у них друзья, чем занимаются и т.д.

          Рефлексия « Интервью художника»

          (Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

          Настя Д.:- «Я нарисовала червяка, он у меня радостный, у него есть друзья такие же червячки, только все они разные по цвету».

          Алина Ф.: « У меня кошка и собака. Собака нарисована радостной линией, а кошка злой. Собака хочет подружиться с кошкой и сделать её доброй».

          Илья Г.: «Я нарисовал машину интересной линией, а раскрасил её линией удовольствия. У меня недавно было день рождения. А когда я вырасту, буду водить машину».

          Даша П.: « Я нарисовала овечку. Сначала я её нарисовала грустную, но потом решила нарисовать её друзей — кошку и зайца. Когда у овечки появились друзья, она стала веселой, потому что она теперь не одна».

          Даниил Л.: – «Я нарисовал дракона. Он у меня один, потому что его все боятся. Мне хочется, чтобы у него появились друзья и его перестали бояться, потому что на самом деле у него доброе сердце».

          Илья .: «Я нарисовал кошку. Она у меня тоже одна, у неё острые зубы, она кусается».

          Кирилл М.: «А у меня получился кот. Он добрый и сильный».

          Настя Р.: «Я нарисовала лебедя и лису. Они красивые и умные».

          Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

          Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

          Психолог: Хочется счастья вам пожелать

          Самое главное – не унывать. (Все хором)

          Всего вам доброго, мирного, ясного!

          Всего вам светлого и прекрасного!

          Занятие № 4. «Лучики солнца. Рисуем свою мечту»

          Цель: формирование у детей социально адекватных форм поведения.

          Задачи:

          Развить коммуникативную сферу младших школьников.

          Создать благоприятную атмосферу в детской группе.

          Развить творческий потенциал каждого ребенка.

          Развить эмоциональную сферу.

            Материалы для работы: ватман, полоски из ватмана для каждого ребенка, круг из бумаги, гуашь, кисточки, счетные палочки для выкладывания красок, стаканчики для воды, тряпочки для работы, клей, кисточки для клея, бумажные палитры.

            Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

            Дружат на свете парты и книжки

            Дружат поселки и города

            Дружат девчонки, дружат мальчишки

            Смех и улыбки дружат всегда.

            Разминка (упражнение « Бабочка»)

            Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

            Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

            Основная часть

            Упражнение «Рисуем мечту».

            Сегодня каждый из вас получит полоски бумаги. Раскрасьте свою полоску так, как вам захочется, любыми цветами. Можете создать на этой полоске сюжет из своего настроения и мечты.

            ( Практическая работа детей)

            (После завершения работы полоски просыхают, а дети приглашаются к другому столу)

            Приглашаю вас подойти к столу и занять место около листа, на котором у нас изображен круг. Теперь снова мы с вами раскрасим круг все вместе. Каждый из вас раскрасит только одну часть.

            ( Практическая работа детей)

            Молодцы, ребята, какие замечательные рисунки у вас получились. Возьмите свои полоски и разложите на этом большом листе.

            Данную работу размещаем рядом с работой, выполненной на первом занятии и просим ребят сравнить их и сказать чем они отличаются.

            Рефлексия « Интервью художника»

            (Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

            Настя Д.: «Я хочу быть бабочкой, чтобы научиться летать и увидеть мир. У меня отличное настроение».

            Алина Ф.: « У меня сегодня отличное настроение. Мне хочется лета».

            Илья Г.: «Я нарисовал корабль и необитаемый остров. Мне хочется уехать туда и от всех отдохнуть».

            Даша П.: «Я нарисовала луг и много цветов. Цветы поднимают настроение. Я хочу подарить букет маме».

            Даниил Л.: « Я тоже нарисовал корабль и остров. Я хочу уплыть на него, чтобы меня там никто не доставал, как в классе».

            Илья Д.: « Я нарисовал солнце и море, а в море плавает дельфин».

            Кирилл М.: «Я нарисовал торт, чтобы угостить всех своих друзей».

            Настя Р.: « Я нарисовала лебедя. Мне очень нравятся эти птицы они красивые и важные».

            Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

            Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

            Психолог: Хочется счастья вам пожелать

            Самое главное – не унывать. (Все хором)

            Всего вам доброго, мирного, ясного!

            Всего вам светлого и прекрасного!

            Занятие № 5 -6 «Город моей мечты»

            Цель: создание общей коллективной работы.

            Задачи:

            Развить коммуникативную сферу младших школьников.

            Создать благоприятную атмосферу в детской группе.

            Развить творческий потенциал каждого ребенка.

            Развить эмоциональную сферу.

              Материалы для работы: ватман, цветная бумага, картон, коробки, кисточки для клея, клей, цветные карандаши, маркеры.

              Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

              Дружат на свете парты и книжки

              Дружат поселки и города

              Дружат девчонки, дружат мальчишки

              Смех и улыбки дружат всегда.

              Разминка (упражнение « Бабочка»)

              Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

              Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

              Основная часть

              Создание коллективной работы.

              Психолог: Посмотрите ребята на эти большие листы, сегодня на них мы будем создавать город нашей мечты. В городе может быть инфраструктура – кафе, магазины и т.д. В черте города может быть лес, река, озеро, парк. У каждого из нас есть дом, в котором мы живем. Подойдите к столу и возьмите необходимый материал для создания вашего дома. Можете приступать к работе.

              ( Практическая работа детей)

              Прошу вас подойти к большим листам и разместить свои дома в нашем городе. Хорошо. А сейчас все вместе мы должны договориться и создать наш будущий город мечты.

              ( Практическая работа детей)

              Молодцы! Какой замечательный город у вас получился.

              Рефлексия « Интервью художника»

              (Дети делятся своими эмоциями, чувствами и настроением от выполненной работы)

              Настя Д.: «У меня яркий дом, чтобы его все видели и приходили в гости».

              Алина Ф.: « А мне понравилось строить парк. А свой дом я разместила на берегу озера. Там тихо и красиво».

              Илья Г.: «А я свой дом поместил рядом с кафе. Мне хочется работать в кафе и готовить вкусное мороженое».

              Даша П.: «Мой дом красный. Это мой любимый цвет. Мне очень понравилось делать карусели для парка».

              Даниил Л.: «А мой дом находится на реке. Мне понравилось делать дороги в городе».

              Илья Д.: «Мой дом находится рядом с домом Данила, чтобы мы могли часто ходить друг к другу в гости».

              Кирилл М.: «У меня дом – это машина. И я смогу жить где захочу ».

              Настя Р.: «Мой дом весь в цветах. Он похож на дом феи. Мне очень понравилось создавать этот город».

              Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

              Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

              Психолог: Хочется счастья вам пожелать

              Самое главное – не унывать. (Все хором)

              Всего вам доброго, мирного, ясного!

              Всего вам светлого и прекрасного!

              Занятие № 7 «Поговорим рисунками»

              Цель: отработка навыков конструктивного общения через умение участников действовать совместно для достижения общей задачи.

              Задачи:

              Развить коммуникативную сферу младших школьников.

              Создать благоприятную атмосферу в детской группе.

              Развить творческий потенциал каждого ребенка.

              Получение обратной связи от участников.

                Материалы для работы: бумага формата А3,А 4, цветные карандаши, маркеры.

                Приветствие. В кругу дети, держась за руки произносят:

                Дружат на свете парты и книжки

                Дружат поселки и города

                Дружат девчонки, дружат мальчишки

                Смех и улыбки дружат всегда.

                Разминка (упражнение « Бабочка»)

                Цель: использование телесных и мимических средств выразительности для демонстрации чувств, развитие воображения.

                Утром бабочка проснулась, Улыбнулась, потянулась! Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела.

                Основная часть

                Упражнение «Тематический рисунок».

                Участники разбиваются на группы по 3-4 человека. В каждой подгруппе на листе А3 выполняется коллективный рисунок, разговаривать нельзя.

                Темы рисунков задает психолог, например времена года (зима, весна, лето, осень), буйство четырех стихий (земля — землетрясения, обвал; вода – шторм, наводнение; огонь – пожар, извержение вулкана; воздух –ураган, смерч).

                Рисуют все одновременно.

                В завершении работы каждый участник демонстрирует свои детали рисунка, делиться мыслями о том, насколько фактически получившиеся коллективное изображение соответствует его личным замыслам, высказывается общее впечатление о работе.

                Заключительная часть (ритуал прощания «Бутон»).

                Дети встают в круг и изображают распускание бутона.

                Психолог: Хочется счастья вам пожелать

                Самое главное – не унывать. (Все хором)

                Всего вам доброго, мирного, ясного!

                Всего вам светлого и прекрасного!

                Литература

                Азарова Т.В., Битянова М.Р. Развивающая работа психолога в школе// Мир психологии. 1996. № 1.

                Азарова Т.В., Афанасьева Е.И, Битянова М.Р., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. –М.: Совершенство, 1998.

                Дрезнина М.Г. Каждый ребенок-художник.-М., 2002.

                Дрезнина М.Г. Учимся рисовать .-М.: Ювента, 2002.

                Михайлина М.Ю., Павлова М.А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях.- Волгоград.: Учитель, 2009.

                Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

                Фопель К. Как научить детей сотрудничать. Психологические игры и упражнения. Часть 1-4. –М. Генезис, 2006.

                Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1990.

                xn--j1ahfl.xn--p1ai

                Коррекционно-развивающее занятие для младших школьников «Волшебная шкатулка памяти и внимания»

                ГУО «Крупицкая средняя школа»

                Коррекционно-развивающее занятие

                для младших школьников

                «Волшебная шкатулка памяти и внимания»

                Подготовила

                педагог – психолог

                Банкович Наталия Петровна

                аг. Крупица, 2018

                Цели занятия:

                • создание условий для положительного эмоционального настроя в группе.

                • создание условий для развития познавательной сферы учащихся (внимания и памяти), посредством выполнения индивидуальных задании.

                Задачи занятия:

                • способствовать созданию положительного эмоционального настроя в группе;

                • способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операции.

                Оборудование:  простые карандаши по количеству участников, раздаточный материал на каждого ученика, смайлики для вознаграждения за правильную работу.

                Ход занятия.

                1. Организационный момент.

                Здравствуйте, ребята. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Пожелайте друг другу что-то хорошее. Садитесь. Сегодня я проведу у вас развивающее занятие.

                2. Мотивационный этап.

                Психолог: Ой, что это стоит у нас на столе?

                Учащиеся: Шкатулка.

                Психолог: Это не простая шкатулка. Это «Волшебная шкатулка памяти и внимания». В ней находятся различные задания, которые помогут вам развивать память и внимание. Вы готовы заглянуть в волшебную шкатулку и выполнить задания, которые специально приготовлены для вас?

                Учащиеся: Да

                Психолог: Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения. За правильно выполненное задание вы будете получать смайлики. В конце занятия мы увидим, кто из вас самый внимательный.

                3. Основной этап.

                Психолог: Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. Итак, послушайте первое задание. Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”. На это задание вам дается 2 минуты.

                4

                3

                2

                8

                2

                3

                6

                5

                9

                1

                7

                5

                7

                6

                6

                5

                9

                0

                8

                5

                3

                1

                0

                1

                3

                4

                0

                6

                5

                1

                7

                2

                4

                1

                0

                6

                2

                3

                7

                1

                6

                5

                4

                4

                3

                8

                8

                3

                1

                3

                8

                0

                0

                3

                2

                1

                5

                4

                9

                5

                0

                7

                6

                3

                2

                6

                3

                8

                2

                9

                6

                1

                7

                6

                9

                5

                8

                5

                9

                0

                7

                4

                1

                7

                5

                3

                9

                2

                3

                4

                6

                3

                0

                7

                6

                9

                1

                0

                9

                1

                 

                Учащиеся: Работа с таблицей.
                Рефлексия: Ну, как, трудно? Ответы детей.
                Психолог: Кто справился с заданием без ошибок, поднимите руку.
                Вручение смайликов.

                Психолог: Как видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно, то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы было правильно и быстро. А для этого давайте выполним следующее задание из шкатулки на внимание, которое называется « Найди слова».

                Психолог: У вас на карточках напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). Вам необходимо внимательно просмотреть каждую строчку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Вы должны отыскать эти слова (трёх-, четырёх-, пятибуквенные) и подчеркнуть их. На выполнение данного задания вам даётся 2 минуты.

                Учащиеся: Работа с таблицей.
                Рефлексия: Легко ли было выполнять это задание?
                Психолог: Какие трудности вы испытали при выполнении этого задания?
                Вручение смайликов.
                Психолог: А сейчас давайте проверим вашу память. Итак, послушайте следующее задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память. Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 2 минут. Слова: Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Птичка, Девочка, Дерево, Музыка, Гриб, Ковер.

                Учащиеся: Записывают слова на листочках, которые запомнили.
                Психолог: Кто и как справился с заданием? Если у вас написано 10-15 слов, значит у вас замечательная память.
                Если у вас написано 6-10 слов у вас неплохая память. Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.

                Учащиеся: Ответы учащихся.
                Вручение смайликов.
                Психолог: Как видите, результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов, запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много времени тратить на подготовку уроков и повторение. Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто постоянно работать, тренировать свою память и внимание. Для этого вы выполните последнее задание из волшебной шкатулки, «Весёлые таблицы».

                Психолог: Сейчас я вам дам таблицу из 9 клеток с изображением в них различных предметов и ваша задача запомнить эти предметы. Затем вы эту таблица переворачиваете, и берете пустую таблицу. Ваша задача записать предметы, которые были в предыдущей таблице.

                Учащиеся: Работа с таблицей.

                Рефлексия: У кого и какие возникли трудности? Кому удалось справиться без ошибок?
                Ответы учеников. Вручение смайликов за правильно выполненную работу.
                Подсчет смайликов. Выявление самого внимательного ученика во время проведения занятия.

                4. Итог занятия. Рефлексия.

                Скажите, пожалуйста, так чему мы сегодня научились?
                Как вы думаете, стоит тренировать свою память и внимание?
                Полезно для вас было наше занятие?

                Учащиеся: Ответы учеников.

                Психолог: Наше занятие подошло к концу. Мне было очень интересно с вами. До новых встреч!

                videouroki.net

                Добавить комментарий

                Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *