Памятка лица глаголов – Памятка для учащихся по теме «Глагол» (4 класс)

Памятка для учащихся по теме «Глагол» (4 класс)

Материал содержит всю теорию, которую должны освоить дети при изучении темы «Глагол». Поможет детям освоить тему и окажет помощь при морфологическом разборе глагола.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся по теме «Глагол» (4 класс)»

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и в предложении является сказуемым.

Глагол отвечает на вопросы: что делать? что сделать? И др.

Глагол имеет неопределённую форму (быть, иметь).

Глагол изменяется:

по временам

по лицам

(кроме прош. вр.)

числам

родам

(в прош. вр.)

настоящее

думаю

прошедшее

думал

будущее

подумаю

буду думать

1-е

я думаю

2-е

ты думаешь

3-е

он (она) думает

ед.ч.

я рисую

ты рисуешь

ты рисуешь

мн.ч.

мы рисуем

вы рисуете

м.р.

он летел

ж.р.

она летела

ср.р.

оно летело

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА


1. Часть речи (на какой вопрос отвечает).

2. Начальная форма

(неопределённая форма глагола).

3. Спряжение.

4. Время.

5. Число.

6. Лицо (в настоящем и в будущем времени).

7. Род (в прошедшем времени).

8. Член предложения.

Пример: На берегу чуть слышно шумит камыш.

Шумит – (что делает?) – глагол, н. ф. – шуметь, Ι спр., наст. время, ед.ч., 3-е лицо, шумит – сказуемое

ПРАВОПИСАНИЕ Ь В ГЛАГОЛАХ

Пишется Ь

В неопределённой форме глагола

(что делать? что сделать?)

мочь смотреть

беречь вертеть

стричься влюбляться

Во 2 лице ед.числа глаголов настоящего и будущего времени

(что делаешь? что сделаешь?)

ТЫ ТЫ

учишь

ся полетишь

смотришь нарисуешь

хочешь почитаешь

Не пишется Ь

В 3 лице глаголов настоящего времени

(что делает? что делают?)

ОН учится

смотрится

ОНА заботится

снимается

ОНО снится

учатся

ОНИ

смотрятся

НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА

Неопределённая форма не определяет

время, лицо, род и число глагола.

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?

стоят в неопределённой форме.

Эти глаголы оканчиваются на ть, ти, чь.

что делать? что сделать?

одеть

чита

ть

идти

нести

лечь

беречь

ТЬ

ТИ

ЧЬ

одеться

прочитать

уйти

отнести

прилечь

сберечь

ВРЕМЯ ГЛАГОЛА

Настоящее-

действие, которое происходит сейчас.

Будущее –

действие, которое произойдёт в будущем

Прошедшее –

действие, которое произошло в прошлом

что делает?

что сделает?

что будет делать?

что делал?

что сделал?

думает

пишет

рисует

отвечает

подумает

будет думать

напишет

будет писать

ответит

будет отвечать

думал

написал

рисовал

отвечал

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ

Для того, чтобы правильно написать окончание глагола в

настоящем и будущем времени нужно:

1. определить спряжение глагола.

2. по спряжению определить окончание.

Лицо Ι спряжение Ι Ι спряжение

1 -у, -ю, -ем, -ём -у, -ю, -им

2 — ешь, -ёшь, -ете, ёте -ишь, -ите

3 -ет, -ёт, -ут, -ют -ит, -ат, -ят

Окончание глаголов в прошедшем времени

м.р. ед.ч.

ж.р. ед.ч.

ср.р. ед.ч.

мн.ч.



ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ

Чтобы определить спряжение глагола, нужно:

1. Поставить глагол в неопределённую форму.

2. По окончанию глагола определить спряжение:

Ι спряжение: -еть, -оть, -ать, -ять

и два исключения: брить, стелить

ΙΙ спряжение: -ить

и 11 исключений: гнать, дышать, держать, слышать,

обидеть, видеть, вертеть, ненавидеть, зависеть,

терпеть, смотреть.

Примеры: Дети собирали ягоды в корзину.

собирали — неопр.ф .собирать, Ι спр.

Ребята строили замок из песка.

строили – неопр.ф. строить, ΙΙ спр.

ГЛАГОЛЫ В НАСТОЯЩЕМ ВРЕМЕНИ

Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

лицо

ед. число

мн.число

1-е

2-е

3-е

что делаю? я говорю

я пою

что делаешь? ты говоришь

ты поёшь

он

что делает? она говорит

оно поёт

что делаем? мы говорим

мы поём

что делаете? вы говорите

вы поёте

что делают? они говорят

они поют

! Глаголы в настоящем времени не изменяются по родам. !

м.р. он

ж.р. она говорит, поёт

ср.р. оно

ГЛАГОЛЫ В БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ

Глаголы в будущем времени изменяются по лицам и числам.

Лицо

ед.число

мн.число

1-е

2-е

3-е

что сделаю?

что буду делать?

я нарисую

я буду рисовать

что сделаешь?

что будешь делать?

ты нарисуешь

ты будешь рисовать

что сделает?

что будет делать?

он нарисует

он будет рисовать

что сделаем?

что будем делать?

мы нарисуем

мы будем рисовать

что сделаете?

что будете делать?

вы нарисуете

вы будете рисовать

что сделают?

что будут делать?

они нарисуют

они будут рисовать

! Глаголы в будущем времени не изменяются по родам !

(он, она, оно) будет рисовать

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

ΙΙ спряжение

— глаголы, оканчивающиеся в неопределённой

форме на — ить.

число

лицо

единственное

множественное

1-е

-у, -ю я верю

я кошу

-им мы верим

мы косим

2-е

-ишь ты веришь

ты косишь

— ите вы верите

вы косите

3-е

— ит он верит

он косит

-ат, -ят они верят

они косят

Исключения: гнать, дышать, держать, слышать, зависеть, видеть, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть.

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам.

Ι спряжение

— глаголы, оканчивающиеся в неопределённой

форме на — еть, -оть, -ать, -ять.

число

лицо

единственное

множественное

1-е

-у, -ю я думаю

я рисую

-ем мы думаем

мы рисуем

2-е

-ешь ты думаешь

ты рисуешь

— ете вы думаете

вы рисуете

3-е

— ет он думает

он рисует

-ут, -ют они думают

они рисуют

Исключения: брить, стелить.

ГЛАГОЛЫ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам и родам.

род

ед. число

мн. Число

м.р.

ж.р.

ср.р.

что делал? он рисовал

что сделал? он срисовал

что делала? она рисовала

что сделала? она срисовала

что делало? оно рисовало

что сделало? оно срисовало

Во множественном

числе глаголы по родам

не изменяются:

что делали? они рисовали

что сделали? они срисовали

! Глаголы в прошедшем времени (я,ты, он) рисовал !

не изменяются по лицам. (мы, вы, они) рисовали

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛА ПО ЛИЦАМ, ЧИСЛАМ И РОДАМ

лицо

число

род

единственное

множественное

Настоящее

1-е

2-е

3-е

я бегу

ты бежишь

он бежит

мы бежим

вы бежите

они бегут

не меняется

м.р. он

ж.р. она бежит

ср.р. оно

Будущее

1-е

2-е

3-е

я убегу

ты убежишь

он убежит

мы убежим

вы убежите

они убегут

м.р. он

ж.р. она убежит

ср.р. оно

Прошедшее

1-е

2-е

3-е

не меняется

я

ты убегал

он

не меняется

мы

вы убегали

они

м.р. он убегал

ж.р. она убегала

ср.р. оно убегало

НЕ С ГЛАГОЛАМИ

Частица НЕ придаёт глаголу отрицательный смысл.

НЕ с глаголами пиши отдельно.

не пришёл, не видел, не выучил, не расскажу, не знал, не рисовал, не слышал, не могу, не рассмотрю, не хочу, не мечтать, не спит.

Кроме тех, которые без НЕ не употребляются:

неможется, нездоровится, недоумевать, ненавидеть, невзлюбить, негодовать и др.

ГЛАГОЛ

multiurok.ru

Памятка части речи — глагол

ГЛАГОЛ — это самостоятельная часть речи.

  1. Обозначает действие предмета.

  2. Отвечает на вопросы что делать? (что сделать? что делал? что будет делать?), что сделать? (сто сделал? что сделает?).

  3. Имеет постоянный признакспряжение (это изменение глаголов по лицам и числам).

  4. Изменяется по временам: имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (суффикс Л показатель прошедшего времени).

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам (в единственном числе) и по числам.

ОН исчез__, ОНА исчезлА, ОНО исчезлО.

  1. В предложении чаще всего бывает сказуемым.

  2. НЕ с глаголом пишется раздельно.

Исключения: глаголы, которые не употребляются без НЕненавидеть, негодовать, недоумевать и некоторые другие.

Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола.

Именно в такой форме глаголы даны в словарях.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:

что делать? (ТЬ: лететь, хвалить, трещать)

(ТИ: идти, нести, трясти)

что сделать? (ТЬ: взлететь, похвалить, затрещать)

( ТИ: пойти, принести, потрясти)

Чтобы узнать неопределенную форму глагола, надо:

  1. Поставить вопрос к данному глаголу:

ЧИТАЕТ – что делает?

  1. Не меняя первой буквы, поставить вопрос к глаголу в неопределенной форме:

ЧИТАЕТ — что делает?- что делать? – ЧИТАТЬ (н.ф.)

ПРОЧИТАЛ – что сделал? – что сделать? – прочитать (н.ф.)

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

План разбора

  1. Часть речи. Общие признаки (значение, вопрос).

  2. Морфологические признаки:

  • начальная форма: неопределенная форма глагола;

  • постоянный признак: спряжение глагола;

  • непостоянные признаки: время, число и лицо у глаголов в настоящем и будущем времени, число и род у глаголов прошедшего времени.

  1. Роль в предложении.

ЗАПИСЫВАЕМ ТАК:

Верит – гл., (н.ф. верить), наст.вр., ед.ч., 3 л.

Верил – гл., (н.ф. верить), прош.вр., ед.ч., м.р., 3л.

infourok.ru

Таблицы и памятки по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»

Таблицы и правила по русскому языку по теме «Глагол и его грамматические признаки»

Северо – Казахстанская область

Тайыншинский район

Кировская средняя школа

Учитель начальных классов

Лисневская Н. В.

  • Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы

что делать? что сделать? что делает? что сделает? что сделал? что будет делать?

и им подобные, называются глаголами.

  • В предложении глаголы обычно выступают в роли сказуемого:

Попалась мне на крючок маленькая рыбка.

Весёлый чиж сидит на ветке.

  • Глаголы изменяются по временам, числам, лицам (в настоящем и будущем временах), а также по родам (в прошедшем времени, единственном числе).

НЕ с глаголами пишется раздельно:

  • Не хочу есть кашу.
  • Он не чувствовал холода.
  • НЕ с глаголами пишется слитно, если без НЕ глагол не употребляется ( ненавидеть, недоумевать,

неистовствовать)

Глаголы изменяются по числам.

  • В единственном числе глагол обозначает действие одного предмета или лица.
  • Глаголы в единственном числе отвечают на вопросы:

что делаю? — сплю;

что делаешь? — спишь;

что делает? — спит;

что сделаю? — посплю;

что сделаешь? — поспишь;

что сделает? — поспит;

что буду делать? — буду спать;

что будешь делать? — будешь спать;

что будет делать? — будет спать;

что делал? — спал;

что делала? — спала;

что делало? — спало;

что сделал? — поспал;

что сделала? — поспала;

что сделало? — поспало.

Глаголы изменяются по числам.

  • Во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов или лиц.
  • Глаголы множественного числа отвечают на вопросы:

что делаем? — отдыхаем;

что делаете? — отдыхаете;

что делают? — отдыхают;

что сделают? — отдохнут;

что сделаем? — отдохнём;

что сделаете? — отдохнёте;

что будем делать? — будем отдыхать;

что будете делать? — будете отдыхать;

что будут делать? — будут отдыхать;

что делали? — отдыхали;

что сделали? — отдохнули.

Глаголы изменяются по временам (всего времён три — настоящее, прошедшее и будущее).

  • Глаголы настоящего времени обозначают действия, которые совершаются в настоящем, в момент речи о них. Они отвечают на вопросы:
  • что делаю? — учу;
  • что делаешь? — учишь;
  • что делает? — учит;
  • что делаем? — учим;
  • что делаете? — учите;
  • что делают? — учат.

Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые произошли до момента речи. Они отвечают на вопросы:

  • что делал? — косил;
  • что делала? — косила;
  • что делало? — косило;
  • что делали? — косили;
  • что сделал? — скосил;
  • что cделала? — cкосила;
  • что сделало? — скосило;
  • что сделали? — скосили.
  • Глаголы прошедшего времени обычно имеют суффикс — л-.

Солнце ещё не взош л о.

Птицы ещё не пе л и.

Кругом стоя л а тишина .

Глаголы будущего времени называют действия, которые произойдут в будущем, и отвечают на вопросы:

  • что сделаю? — спою;
  • что сделаешь? — споёшь;
  • что сделает? — споёт;
  • что сделаем? — споём;
  • что сделаете? — споёте;
  • что сделают? — споют;
  • что буду делать? — буду петь;
  • что будешь делать? — будешь петь;
  • что будет делать? — будет петь;
  • что будем делать? — будем петь;
  • что будете делать? — будете петь;
  • что будут делать? — будут петь.

Неопределённая форма глагола

  • Неопределённая форма — это начальная форма глагола.
  • Неопределённая форма не указывает на время, лицо и число глагола.
  • Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? (рисовать, мечтать, общаться) или что сделать? (перепрыгнуть, умыться, перейти).
  • В неопределённой форме глаголы оканчиваются на — ть, -ти:

Весной почки на деревьях начинают набухать и расправляться.

Пора идти в школу.

  • Некоторые глаголы имеют неопределённую форму на шипящий: беречь, жечь, лечь, мочь и др.
  • Я приказал собаке стеречь велосипед.
  • В прошедшем времени глаголы единственного числа изменяются по родам . Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым этот глагол связан по смыслу в предложении:

ж.р. м . р.

Звонко хрустнула подкова, под подковой хрустнул лёд.

с.р.

Солнце скрылось за горой.

  • Глаголы мужского рода отвечают на вопрос что делал? или что сделал?: учил, рисовал; выучил, нарисовал.
  • Глаголы женского рода отвечают на вопрос что делала? или что сделала?: шила, находила; пришила, нашла.
  • Глаголы среднего рода отвечают на вопросы что делало? или что сделало?: веяло, дышало; навеяло, задышало .

Личные окончания глаголов

  • В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и лицам. Такое изменение называется спряжением.
  • Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию .

Настоящее время

  • Единственное число:

1-е лицо (что делаю?) я ид у , говор ю

2-е лицо (что делаешь?) ты ид ёшь , говор ишь

3-е лицо (что делает?) он, она, оно ид ёт , говор ит

  • Множественное число:

1-е лицо (что делаем?) мы ид ём , говор им

2-е лицо (что делаете?) вы ид ёте , говор ите

3-е лицо (что делают?) они ид ут , говор ят

Личные окончания глаголов

Будущее время

  • Единственное число:

1-е лицо (что сделаю?) я принес у , реш у

2-е лицо (что сделаешь?) ты принес ёшь , реш ишь

3-е лицо (что сделает?) он, она, оно принес ёт , реш ит

  • Множественное число:

1-е лицо (что сделаем?) мы принес ём , реш им

2-е лицо (что сделаете?) вы принес ёте , реш ите

3-е лицо (что сделают?) они принес ут , реш ат

Мягкий знак в глаголах

Мягкий знак пишется:

  • — в неопределённой форме глагола (отвечает на вопросы что делать? что сделать?): стоять, состояться, беречь, помочь.
  • — во 2-ом лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делаешь? что сделаешь?): светишься, стережёшь, думаешь, говоришь.

Мягкий знак не пишется:

  • — в 3-ем лице единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени (отвечают на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?):

Он заботится.

Она учится.

Ребята тренируются.

Они готовятся к соревнованиям.

Спряжение глаголов

  • Спряжением называется изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем временах.
  • Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.
  • Ко второму спряжению относятся глаголы, оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить ):

рубить, строить, молотить, любить и др.

  • Ко второму спряжению относятся также глаголы-исключения: 4 глагола на -ать

( дышать, гнать, держать, слышать) и 7 глаголов на -еть

( видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть, зависеть), а также все глаголы, от них образованные.

Спряжение глаголов

  • Все остальные глаголы (не на -ить) относятся к первому спряжению : мечтать, улыбаться, погибнуть, синеть и др.
  • Глаголы 1-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).
  • Гасн ет вечер, даль сине ет , пряч ет ся за лес солнышко.
  • Одно дело дела ешь , другого не порть (Пословица).
  • Глаголы 2-го спряжения имеют окончания -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
  • За рекой слыш ит ся песня.
  • Конь вырвется — догон ишь , а слова сказанного не ворот ишь (Пословица).

НЕ с глаголами пишется раздельно!

не навидеть

не годовать

не волить

не доумевать

Весёлое правило

  • НЕ с глаголом пиши раздельно,

Например, не хотел, не знал.

Только помни об исключениях :

НЕ НАВИДЕЛ , НЕ ГОДОВАЛ .

обозначает часть обозначает

действие предмета речи состояние предмета

изменяется изменяется

по числам по временам

изменяется имеет отвечает на вопросы

по родам вид что делать? что сделать?

ВИД ГЛАГОЛА:

  • совершенный вид
  • ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ?
  • ЧТО СДЕЛАЛ?
  • несовершенный вид
  • ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ?
  • ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ?

Глагол

Постоянные признаки

-неопределённая форма глагола

-спряжение

Непостоянные признаки

-время

-число

-лицо (настоящее и будущее время)

-род (прошедшее время)

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ

I спряжение II спряжение

— У – Ю — У

— ЕШЬ — ИШЬ

— ЕТ — ИТ

— ЕМ — ИМ

— ЕТЕ — ИТЕ

— УТ — ЮТ — АТ — ЯТ

Глаголы – исключения II спряжения

  • Как начнёшь меня ты гнать, Буду всё равно терпеть,

Перестану я дышать, Буду от тебя зависеть,

Перестанут уши слышать, Раз ты смог меня обидеть

Но а руки всё держать, Буду я тебя не видеть,

На меня начнёшь смотреть, А открыто ненавидеть.

Будешь ты меня вертеть.

Время

глаголов

Настоящее

Прошедшее

Будущее

Что делает?

Что делаю?

Что делаем?

Что делал?

Что делали?

Что сделаю?

Что буду

делать?

videouroki.net

Картотека по русскому языку (4 класс): Глагол.Памятка.

Глагол– это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В предложении является  СКАЗУЕМЫМ.

Начальная форма глагола – это неопределённая форма.

Неопределённая форма глагола отвечают на вопросы: Что делать?  Что сделать? Не изменяется по  числам и временам,  оканчивается на  -ть, -чь, -ти (инфинитив)

Глаголы бывают совершенного вида и несовершенного вида.

Глаголы совершенного вида, отвечают на вопрос что сделать?  

Глаголы несовершенного вида, отвечают на вопрос  что делать?

Глаголы изменяются по числам и временам.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Действие происходит в момент речи.

Действие, которое уже  произошло .

Действие, которое еще произойдет.

Что делает? Что делают?

Изменяются по родам ( м.р,  ж.р, ср.р.)

Что делал? Что делала? Что делало? Что делали?

Что будет делать?

Что сделает?

Что будут делать? Что сделают?

Отличительный признак суффикс [Л]

 

 

Спряжение глаголов

Число

Лицо

І спряжение

ІІ спряжение

окончания

окончания

Единственное

1 – я

2 – ты

3 – он, она, оно

-у, -ю

-ешь

-ет

-у, -ю

-ишь

-ит

Множественное

1 – мы

2 – вы

3 – они

-ем

-ете

-ут, -ют

-им

-ите

-ат, -ят

ВЫУЧИ!

СеЯть,  веЯть, реЯть, блеЯть, лаЯть, хаЯть, затеЯть , кашлЯть, кланЯться, лелеЯть, каЯться, маЯться, надеЯться.

 ( это глаголы I спряжения)

nsportal.ru

Памятка для учащихся по теме: глагол

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учащихся по теме: глагол»

Глагол

Это часть речи, которая называет действие (бежать, пилить) или состояние (знать, любить). Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида.

На вопросы: что делать?, что делает?, что делал?, что будет делать? отвечают глаголы несовершенного вида. На вопросы: что сделать?, что сделает?, что сделал?, что сделает? отвечают глаголы совершенного вида. Вид глагола – это обязательный, постоянный признак.

Глаголы имеют начальную форму.

В начальной форме они отвечают на вопросы что делать? что сделать?. Начальная форма образуется при помощи суффиксов: -ть, -ти, -чь. (бежать, прийти, беречь) Начальная форма не изменяется (у неё нет окончания). Суффиксы: -ть, -ти, -чь в основу глагола не включаются, т.к. они образуют не новое слово, а начальную форму глагола.

Глаголы изменяются по временам.

Глагол в форме настоящего времени указывает на то, что действие совершается тогда, когда о нём говорят, т.е в момент речи. Я читаю правило.

Глагол в форме прошедшего времени указывает на то, что действие совершалось до момента речи. Я читал сказку.

Глагол в форме будущего времени указывает на то, что действие совершится после момента речи. Я прочитаю (буду читать) книгу

В формах настоящего и будущего времени глаголы изменяются по лицам и числам.

Н.в : Я читаю, мы читаем, ты читаешь, вы читаете, он (она, оно) читает, они читают

Буд.в : Я прочитаю, мы прочитаем, ты прочитаешь, вы прочитаете, он (она, оно) прочитает, они прочитают.

В форме прошедшего времени глаголы изменяются по родам и числам.

Пр. в: он прочитал, она прочитала, оно прочитало, они прочитали.

В предложении глаголы чаще всего являются сказуемыми

multiurok.ru

Памятка «Глагол» | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов


Игра «Лото». Каждому ребёнку раздаются вопрос и ответ по теме « Глагол».
Что такое глагол? Глаголы изменяются по временам: настоящее, прошедшее, будущее.
Настоящее время отвечает на вопрос
что делает (- ют)?
Прошедшее время – на вопрос
что делал (-и- ?) или что сделал (-и)
Будущее – на вопрос
что будет (- ут) делать? или что сделает (-ют)?
На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени? Глагол — часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: поют – пели – будут петь и по числам: плывёт – плывут.
Что такое неопределённая форма глагола? Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам или спрягаются. Глаголы имеют три лица: 1. 2, 3. И два числа: единственное и множественное.
Как изменяются глаголы в настоящем времени? Неопределённая форма глагола не указывает на время и не изменяется по временам: писать, написать, нести, отнести.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: что делать? и что сделать? В конце слова они имеют – ть или –ти.
Как пишутся глаголы во 2-м лице единственного числа? Глаголы бывают 1-го и 2-го спряжения.
Глаголы 1-го спряжения с окончаниями –е, -ут, -ют.
Глаголы 2-го спряжения –и. –ат,-ят.
Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.
Сколько спряжений у глагола? Глаголы во 2-м лице единственного числа имеют окончания – ешь или – ишь. В конце слова пишется ь:
поёшь, встаёшь, стоишь, шумишь.
Как изменяются глаголы в будущем времени? Безударные окончания глаголов те же, что и под ударением.
Как пишутся глаголы с безударными окончаниями? Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что будет делать? – будет цвести, будет звенеть или на вопрос что сделает? – зацветёт, зазвенит.
Как определить спряжение в неопределённой форме глагола? Все глаголы на –ить 2-го спряжения, кроме исключений: гнать, держать, дышать, слышать, зависеть, видеть, ненавидеть, а ещё смотреть, вертеть, и обидеть, и терпеть, т. е. 4 глагола на- ить, 7 глаголов на – еть.
Назовите глаголы – исключ

educontest.net

Памятка глагол | Школьные файлы SchoolFiles.net


Спряжение глагола
Спряжение глагола
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени называется спряжением.
Как определить спряжение глагола
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати своё внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
Три способа определения спряжения глаголов:
1.На слух, по ударным личным окончаниям глаголов.
2.На слух, по безударному, но ясно слышимому окончанию 3-го лица, мн. числа настоящего или будущего времени.(-ут,-ют – 1-е спряжение,-ат, ят – 2-е спряжение)
3.По неопределённой форме глагола. Суффикс и перед ть указывает на2-е спряжение. Все остальные (-а,-у,-я,-е,-о) – на 1-е спряжение. (делаешь- делать, не и – 1-е спр., косите -косить,  и -2-е спр.)
Запомни! Окончания глаголов 1 спряжения: ешь, ет, ем, ете, ут, ют.
2 спряжения: ишь, ит, им, ите, ат, ят.
В окончаниях глаголов 2 – го лица единственного числа пишется Ь (пишешь, рисуешь).
Запомни! Спряжение глагола с безударным окончанием можно узнать по неопределенной форме. Ко II спряжению относятся глаголы на ИТЬ, (кроме брить, стелить), четыре глагола на АТЬ: слышать, дышать, держать, гнать; семь глаголов на ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть. Остальные глаголы – I спряжения.
Порядок морфологического разбора глагола
Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
Неопределенная форма (неопределенная форма – инфинитив).Спряжение.
Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
Роль в предложении.
Образец устного разбора.
Дует лёгкий ветерок.
Дует – глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАЕТ?
Начальная форма – дуть, I спряжение
Глагол употреблен в настоящем времени, в 3-м лице, в единственном числе.
В предложении является сказуемым: ветерок (что делает?) дует.
Образец письменного разбора.
Дует – гл., (что делает?).
Н.Ф. – дуть, I спр.
В наст.вр., в 3 л., в ед.ч.
Ск.

schoolfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *