Мягкие согласные буквы таблица для 1 – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)

Содержание

Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило

Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.

Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран[б][б`]белье
ворс[в][в`]вяз
горб[г][г`]гиря
дом[д][д`]дядя
золото[з][з`]земля
кот[к][к`]кит
лыжи[л][л`]лимон
мусор[м][м`]
мяч
нора[н][н`]Нюра
полы[п][п`]пение
робот[р][р`]река
солнце[с][с`]семя
тон[т][т`]темя
фурор[ф][ф`]финал
хомяк[х][х`]хижина

 

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

 

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими.

Если же  ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация  твердых и мягких букв.

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звукиГлухие звуки
[б][ж][к][х]
[в][з][п][ц]
[г][л][с][ч]
[д][м][т][ш]
[й][н][ф][щ]

 

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голу

бка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».

Таблица твердых и мягких звуков

Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.

Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:

Твердые и мягкие согласные
Твердыеперед гласными: а, о, у, э, ы.
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан.
 ж, ц, ш.
Мягкиепосле согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь.
перед гласными: е, е, и, ю, я.
й, ч, щ.

 

Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

  1. Угадай-ка. Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

  1. Выбирай твердые! Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.

Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

  1. Найди пару. Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.

Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

  1. Физкультминутка. Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.

Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

  1. Споем друзья! Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

Вместо заключения

Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.

childage.ru

Как различать твердые и мягкие согласные звуки

Обычно с пониманием разницы между гласными и согласными у детей не возникает серьезных затруднений. А вот на твердых и мягких согласных следует остановиться подробнее.

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда  детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

  • Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
  • Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.

Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

  • Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
  • Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

  • Если согласный в конце слова, и после него стоит буква «ь» – то согласный мягкий.

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой.
При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Таблица признаков твердых и мягких звуков

Твердые:

  1. Перед а,о,у,э,ы.
  2. В конце слова перед согласным.
  3. Ж, ц, ш.

Мягкие:

  1. Перед гласными е,ё, и, ю, я.
  2. Если после согласного стоит мягкий знак (пыль, корь).
  3. Й, ч, щ.

Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных

Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными. Например:

 

Звонкие и глухие согласные звуки

В русском языке 11 пар звонких/глухих согласных.
Фонетическое различие между звонкими и глухими согласными заключается в напряжении голосовых связок. Глухие звуки произносятся при помощи шума, без напряжения связок. Звонкие звуки произносятся голосом, вызываются колебанием голосовых связок, т.к. воздух с шумом выходит из гортани.

Таблица звонких и глухих звуков


Мнемонический прием для запоминания глухих звуков:
Заучите фразу : «Степка, хочешь щец? – Фи!». Все согласные звуки здесь – глухие.

Примеры заданий для детей

Задания на тренировку различия парных согласных могут составляться на каждую пару по следующему принципу (на примере пары Д/Т):


Задания на различие пары согласных Г/К

Читайте также:

kinderinfo.ru

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме

Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.

Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.

Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.

Рис. 1. Кот (Источник)

Рис. 2. Кит (Источник)

Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким. А противоположный звук получил название – твёрдый.

Выполним задание. Нужно разложить овощи в две корзины. В первую положим те, в названиях которых слышно какие-либо мягкие звуки, во вторую те, в названиях которых все согласные звуки твёрдые. Свёкла, репа, баклажан, капуста, лук, помидор, лук, тыква, огурец.

Проверим. В первую корзину положили: свёклу(звук [в’]), репу(звук [р’]), помидор(звук [м’]),огурец(звук [р’]). Во вторую: капусту, тыкву, баклажан, лук.

Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.

Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:

ряд – звук [р’] – рад – звук [р]

люк – звук[л’] – лук – звук [л]


Рис. 3. Лук (Источник)

Рис. 4. Люк (Источник)

мял – звук [м’] – мал – звук [м]

 

Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.

Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:

Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:

Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц]. Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].  

Выполним задание: укажем парный звук.

[з] — ?     [ж] — ?    [р’] — ?   [ч’] — ?    [с’] — ?   [л] — ? Проверим правильность выполнения задания: [з] — [з’]; [р’] — [р]; [с’] — [с]; [л] — [л’]. [ж], [ч’] – непарные по мягкости-твёрдости звуки.

На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.

Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова: соль, конь, тетрадь, пальто, кольцо, письмо. Тогда на помощь придёт мягкий знак. Даже имя у него подсказывающее – знак мягкий, для мягких согласных звуков.

Составим памятку, как надо действовать во время письма слов:

Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.

Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.

Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.

Рис. 5. Твёрдые и мягкие согласные звуки (Источник)

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, а мягкость согласных звуков на письме в русском языке обозначается буквами и, е, ё, ю, я и ь.

 

 

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. (Источник).
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. (Источник)
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Дополнительные веб-ресурсы

  1. Гипермаркет знаний (Источник)
  2. Русский язык: краткий теоретический курс. (Источник)
  3. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр. (Источник)

 

Сделай дома

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 35, упр. 6, Стр. 36, упр. 3.
  2. Сосчитайте, сколько мягких согласных звуков в слове электричка? (В слове электричка – 3 мягких согласных звука ([л’], [р’],[ч’]).
  3. Используя полученные на уроке знания, составьте ребусы или шарады со словами, где мягкость-твёрдость звука изменяет значение.

interneturok.ru

Твердые и мягкие согласные звуки

Используйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.
Синим цветом -твердые
Зеленым цветом — мягкие

Твердые и мягкие согласные звуки Б — В

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Г — Д

 

  Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З

   

  Твердые и мягкие согласные звуки К — Л

 

  Твердые и мягкие согласные звуки М — Н

 

  Твердые и мягкие согласные звуки П — Р

 

  Твердые и мягкие согласные звуки С — Т

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ф — Х

 

  Твердые и мягкие согласные звуки Ц — Ч

   Твердые и мягкие согласные звуки Ш — Щ
   

 Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «мир» слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове «мак» — твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’].

Запомните: 
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].

Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.

Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.

При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.

Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:

[б] — [б’]

[в] — [в’]

[г] — [г’]

[д] — [д’]

[з] — [з’] 

[п] — [п’] 

[ф] — [ф’]

[к] — [к’]

[т] — [т’]

[с] — [с’] 

[м] — [м’]

[н] — [н’]

[р] — [р’]

[л] — [л’]

[х] — [х’]


Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей.
Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.

www.razvitierebenka.com

Мягкие и твердые согласные таблица русский язык, звонкие и глухие согласные

Звонкие и глухие согласные:

 

 

 

Парные

Звонкие

Глухие

Б

П

В

Ф

Г

К

Д

Т

Ж

Ш

З

С

 

Непарные

 

 

Л, М, Н, Р, Й

(сонорные)

 

Х, Ц, Ч, Щ

 

 

Твердые и мягкие согласные:

 

 

 

 

 

 

Парные

Перед А, О, У, Ы, Э – твердые.

Перед И, Е, Ё, Ю, Я – мягкие.

                              Твердые

             Мягкие

бук

б

б

бег

вал

в

в

висок

год

г

г

гид

дом

д

д

день

зал

з

з

земля

кора

к

к

кит

лом

л

л

лиса

мак

м

м

мера

нос

н

н

нёс

парк

п

п

пир

рубль

р

р

рис

сом

с

с

сено

тон

т

т

тень

фон

ф

ф

фен

халва

х

х

химия

                  

Непарные

 

 

                  ж, ш, ц

 

             ч, щ, й

 

www.fio.ru

Мягкие и твёрдые согласные / Согласные звуки и буквы, их обозначающие / Звуки и буквы / Справочник по русскому языку для начальной школы

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Звуки и буквы
  5. Согласные звуки и буквы, их обозначающие
  6. Мягкие и твёрдые согласные

Согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими.

Многие согласные являются парными по мягкости-твёрдости, т.е. в разных словах могут смягчаться или становиться твёрдыми. В транскрипции мягкость согласного показывается значком  [ ’ ].

Таблица согласных звуков, парных и непарных по твёрдости/мягкости:

Группы согласныхПарныеНепарные
Твёрдые[б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х][ж], [ш], [ц]
Мягкие[б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’][й’], [ч’], [щ’]

На письме твёрдость согласных звуков обозначается гласными буквами а, о, у, ы, э (которые идут после согласного звука) — парк [парк], рота [рота], пума [пума], крынка [крынка], сэр [сэр].

Мягкость согласных звуков на письме обозначается:

  • мягким знаком ь — мель [м’эл’], пальто [пал’то], письменный [п’ис’м’эный’]
  • гласными буквами е, ё, и, ю, я — пень [п’эн’], свёкла [св’окла], пить [п’ит’], клюв [кл’ув], пляска [пл’аска].

Кроме этого парные по твёрдости/мягкости согласные звуки могут смягчаться и перед некоторыми мягкими согласными — з [з’], с [с’], н [н’], т [т’], л [л’]. 

Например: песня [п’эс’н’а], если [й’эс’л’и], хвостик [хвос’т’ик] и другие.

Также согласный [н’] будет мягким перед согласными буквами ч и щ, при этом мягкий знак между ними не пишется: пончик [пон’ч’ик], гонщик [гон’щ’ик].

 

Запомни, что согласные непарные по твёрдости-мягкости остаются только твёрдыми или только мягкими (вне зависимости от того, есть ли после них мягкий знак или какая за ними идёт гласная).

Твёрдые непарные согласные всегда остаются твёрдыми.

Например:

[ж] — жара [жара], жёлтый [жолтый’]

[ш] — шар [шар], шью [шй’у]

[ц] — цапля [цапл’а], цирк [цырк]

Мягкие непарные согласные всегда остаются мягкими.

Например:

[й’] — йогурт [й’огурт], мой [мой’]

[ч’] — час [ч’ас], чек [ч’эк]

[щ’] — щука [щ’ука], щель [щ’эл’]

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Глухие и звонкие согласные

Алфавит

Гласные звуки и буквы, их обозначающие

Согласные звуки и буквы, их обозначающие

Слог

Ударение

Фонетический разбор

Звуки и буквы

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 9, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 8, Канакина, Горецкий, Учебник

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 6, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь

Упражнение 171, Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 13, Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 99, Полякова, Учебник

Упражнение 26, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 30, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 31, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

2 класс

Упражнение 204, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 106, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 1, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 3, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 96, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 53, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 135, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 190, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 10, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 194, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

3 класс

Упражнение 124, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 52, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 39, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 43, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 29, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 30, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 25, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 239, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 45, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 34, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 57, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть

Упражнение 54, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 174, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 279, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 280, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 310, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 312, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

7 класс

Упражнение 481, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник


© 2019 — budu5.com, Буду отличником!

budu5.com

слоги — Твердые и мягкие согласные звуки

Здесь вы можете скачать карточки-слоги «Твердые и мягкие согласные звуки». Благодаря этим карточкам, ваш ребенок узнает в каких случаях согласные буквы могут быть мягкими, а когда твёрдыми.

Как пользоваться карточками «Твердые и мягкие согласные звуки»:

Когда распечатаете карточки «Твердые и мягкие согласные звуки», приведите малышу несколько примеров. Например, в слове «микроб» слышится мягкий согласный звук [м’], а в слове «матрас» — согласный звук [м] твердый. Помогите ребенку запомнить, что [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие звуки, а [ж], [ш], [ц] – всегда только твёрдые.
Следует также запомнить, что все остальные звуки считаются мягкими, если в след за ними идут гласные буквы -е, -ё, -и, -ю, -я или –ь. Звуки считаются твёрдыми, если за ними идут гласные и согласные.

Согласные буквы образуют 15 пар противопоставленных по мягкости или твёрдости звуков.

Пары «Твердые и мягкие согласные звуки»:

[б] — [б’]

[в] — [в’]

[г] — [г’]

[д] — [д’]

[з] — [з’]

[п] — [п’]

[ф] — [ф’]

[к] — [к’]

[т] — [т’]

[с] — [с’]

[м] — [м’]

[н] — [н’]

[р] — [р’]

[л] — [л’]

[х] — [х’]

Предоставленные карточки со слогами выполнены по методике Зайцева и являются авторской работой детского портала chudo-udo.org

Синим цветом на карточках обозначены твёрдые согласные звуки, а мягкие согласные – зелёным.

На нашем сайте карточки с буквами и слогами «Твердые и мягкие согласные звуки» можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.

Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами скачать кубик в развёрнутом виде. Его можно обклеить карточками и материал для обучения чтению готов!

На нашем сайте вы также сможете скачать Карточки-слоги: Гласные и согласные звуки.

Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.

Картинки находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии — для нас это очень важно!!!

Скачать «Карточки-слоги — Твердые и мягкие согласные звуки» по ссылке ниже

Во втором архиве мы выложили недостающие слоги с буквами П, Р

В третьем архиве — недостающие слоги с буквами Ц и Ч

chudo-udo.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *