Методика запоминание двух групп слов – 1.8 Повторение двух групп слов

1.«Запоминание двух групп слов»

Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала: для детей до 5-5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова — 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов — 3 слова).

Примечание.

Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Процедура проведения. Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации. Инструкция А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее исследователь с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова. Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно. Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова.

Инструкция Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов в описанном выше порядке. * Вся процедура повторяется. Инструкция В.
«А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?» Так же регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов. Инструкция Г. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал» Так же регистрируются все слова, которые произносит ребенок.

Анализируемые показатели: — количество необходимых для полного запоминания повторений; — возможность удержания порядка слов; — наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу; — наличие трудностей избирательности мнестических следов; — наличие негативного влияния групп слов друг на друга.

Возрастные особенности выполнения.

Ребенок 4,5-5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии произвольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3-х слов в правильном порядке с 2-3-х предъявлений, а из 5-ти слов — с 3-4-х предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен. При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания. Как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов, в основном, сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужного в данный момент слова. Дети в возрасте 5,5-6 лет способны воспроизводить группы слов в количестве 5 — 3. Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более 1 – 2 слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (1 – 2 слова).

studfiles.net

1.«Запоминание двух групп слов»

Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала: для детей до 5-5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова — 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов — 3 слова).

Примечание.

Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Процедура проведения. Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации.

Инструкция А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее исследователь с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова. Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно. Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова.
Инструкция Б.
«А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов в описанном выше порядке. * Вся процедура повторяется. Инструкция В. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?» Так же регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов. Инструкция Г. «А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал» Так же регистрируются все слова, которые произносит ребенок.

Анализируемые показатели: — количество необходимых для полного запоминания повторений; — возможность удержания порядка слов; — наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу; — наличие трудностей избирательности мнестических следов; — наличие негативного влияния групп слов друг на друга.

Возрастные особенности выполнения.

Ребенок 4,5-5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии произвольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3-х слов в правильном порядке с 2-3-х предъявлений, а из 5-ти слов — с 3-4-х предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен. При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания. Как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов, в основном, сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужного в данный момент слова. Дети в возрасте 5,5-6 лет способны воспроизводить группы слов в количестве 5 — 3. Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более 1 – 2 слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (1 – 2 слова).

studfiles.net

1. «Запоминание двух групп слов»

Методика направлена на исследование скорости и объема слухоречевого запоминания, влияния фактора интерференции мнестических следов, а также возможности удержания порядка предъявляемого материала: для детей до 5-5,5 лет предъявляется уменьшенный объем материала (3 слова — 3 слова), для детей более старшего возраста возможна подача большего количества слов в первой группе (5 слов — 3 слова). Для запоминания используются простые, частотные, не связанные по смыслу слова в единственном числе именительного падежа.

Процедура проведения. Перед ребенком в игровой форме ставится задача запоминания. Можно также вводить соревновательную и иные формы мотивации. Инструкция А. «Сейчас мы будем запоминать слова. Вначале скажу я, а ты послушаешь, а потом повторишь слова в том же порядке, в каком я их говорил. Тебе понятно, что такое «порядок»? Как у меня слова стояли друг за дружкой, так повторяй их и ты. Давай попробуем. Ты понял?» Далее исследователь с интервалом в чуть менее полсекунды четко произносит слова и просит ребенка повторить их. Если ребенок не повторил ни одного слова, исследователь ободряет его и повторяет инструкцию еще раз. Если ребенок произносит слова в ином порядке, ему не следует делать замечание, а просто надо обратить его внимание на то, в каком порядке произносились слова. Исследователь делает повторы до тех пор, пока ребенок не повторит все слова (неважно в правильном или в неправильном порядке). После того как ребенок повторил все слова, необходимо, чтобы он повторил их еще раз самостоятельно. Регистрируется как порядок, так и количество необходимых повторений для полного запоминания 1-й группы слов. Также регистрируются правильность повторения и все привнесенные слова.

Инструкция Б. «А теперь послушай и повтори другие слова». Далее предъявляется вторая группа слов в описанном выше порядке. * Вся процедура повторяется. Инструкция В. «А сейчас повтори слова, которые ты запоминал первыми, вначале. Какие это были слова?» Так же регистрируются все слова, называемые ребенком. Ребенка одобряют вне зависимости от результата повтора слов. Инструкция Г.
«А теперь повтори другие слова, которые ты запоминал» Так же регистрируются все слова, которые произносит ребенок.

Анализируемые показатели: — количество необходимых для полного запоминания повторений; — возможность удержания порядка слов; — наличие привнесенных слов и слов, близких по смыслу; — наличие трудностей избирательности мнестических следов; — наличие негативного влияния групп слов друг на друга.

Возрастные особенности выполнения.

Ребенок 4,5-5,5 лет обычно хорошо понимает инструкцию и в состоянии произвольно запоминать слова в данном объеме. Как правило, в этом возрасте дети запоминают группу из 3-х слов в правильном порядке с 2-3-х предъявлений, а из 5-ти слов — с 3-4-х предъявлений. Но в этом случае порядок слов может быть незначительно изменен. При воспроизведении второй группы слов обнаруживаются те же особенности запоминания. Как правило, дети не выходят за границы групп, то есть слова в группе не интерферируют между собой. Порядок слов, в основном, сохраняется. При наличии в повторении слов, близких по смыслу, можно говорить о трудностях не столько запоминания, сколько актуализации нужного в данный момент слова. Дети в возрасте 5,5-6 лет способны воспроизводить группы слов в количестве 5 — 3. Характер воспроизведения в целом аналогичен описанному выше. При повторном воспроизведении возможна «утеря» не более 1 – 2 слов или незначительные изменения (перестановка) порядка слов (1 – 2 слова).

studfiles.net

2 группы по 3 слова

История и источники методики, направленность. Методика «Проба две группы по три слова» (Лурия А.Р.). Проба направлена на исследование слухоречевой памяти в условиях интерферирующего воздействия (Лурия А.Р., 1974, Симерницкая Э.Г., 1990, Цветкова Л.С. 2000, Нейропсихологическая диагностика детей, Микадзе Ю. В и др. 1997) [8]. Исследуется влияние гетерогенной и гомогенной интерференции на продуктивность запоминания, выявляется наличие или отсутствие повышенной тормозимости (ретро- и/или проактивное торможение) следов в слухоречевой памяти, сужение объема непосредственного и отсроченного запоминания. В предлагаемой методике гомогенной интерферирующей задачей является запоминание второй группы слов. Гетерогенной задачей является любая другая деятельность (например, задания на восприятие или внимание, счет до 10 в прямом и обратном направлении — методика на исследование автоматизированной и деавтоматизированной речи и др.), которая совершается в промежутке между запоминанием и отсроченным воспроизведением групп слов. Процедура проведения пробы построена таким образом, чтобы присутствовали и гомогенная и гетерогенная интерференция.


На функциональном уровне анализа в пробе выявляют наличие и характер тормозимости следов, объем воспроизведённых слов при непосредственном и отсроченном воспроизведении, наличие вербальных и/или литеральных парафазий, контаминаций, нарушение порядка воспроизводимых стимулов. На нейропсихологическом факторном и топическом уровне анализа выявляются дефицитарные факторы и локализация патологического процесса или локализация, приводящая к недостаточной функциональной сформированности фактора.

Возрастной диапазон — от 5 лет.

Стимульный материал: в протоколе написаны группы специально подобранных слов:
Набор 1: дом, лес, кот — ночь, игла, пирог
Набор 2: холод, рама, книги — гость, стекло, дождь
Набор 2 применяется при повторной диагностике. Слова, используемые в пробе, должны обладать высокой частотностью употребления в речи, быть эмоционально нейтральными, приблизительно равными по объему, без смыслового или фонетического сходства.

Процедура и инструкции:

«Я тебе скажу три слова, а затем еще три, а ты их запомнишь и повторишь».

Сначала дается инструкция, затем экспериментатор проговаривает первые три слова «дом, лес, кот» и дает команду «Повтори эти слова. Еще раз повтори». После того как испытуемый дважды повторяет группу слов, ему аналогично первой дается вторая группа слов «ночь, игла, пирог» (испытуемый повторяет вторую группу дважды). Стимульные слова каждой группы, по сути, предъявляются 3 раза первый при назывании, второй и третий при непосредственном и отсроченном повторении, сразу вслед за экспериментатором. Далее у испытуемого спрашивают: «А теперь скажи, какие слова были в первой группе, а во второй?»
Далее после гетерогенной интерференции исследуется отсроченное воспроизведение. Инструкция: «Ты помнишь, мы с тобой запоминали 3 слова, а затем ешё три? Назови их!»
В пробе предусмотрен специальный протокол для записи (см. ниже по тексту).

Оценка

Нарушение непосредственного запоминания может говорить о дефектах следовой деятельности и о дисфункции глубинных структур мозга, участвующих в памяти. При отсроченном воспроизведении после интерференции — ошибки запоминания связанны с тормозимостью следов последующей информацией, а не самой следовой деятельностью. Выявляются и анализируются особенности тормозных процессов при разных нозологиях, влияние ретроактивного и проактивного торможения следов. Ретроактивное торможение, как правило, отчетливо проявляется при поражении диэнцефальных отделов. Проактивное торможение связывают с дисфункцией и/или функциональной нссформированностью лобных отделов, премоторных зон. Нарушение, связанное с тормозимостью следов возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария.
Наличие вербальных (вместо рама — окно) парафазий указывает на недостаточную связь образа представления со словом наименованием. Такое нарушение возможно при дисфункции височных отделов коры левого полушария (второй височной извилины).
Наличие литеральных парафазий (вместо гость — гвоздь) указывает на функциональную несформированность или дисфункцию восприятия фонем родного языка на слух (височные отделы левого полушария).
Ниже приведен пример заполнения протокола к методике «Две группы по три слова».

Протокол: пример заполнения протокола

 

Дом

Лес

Кот

Ночь

Игла

Пирог

Холод

Рама

Книга

Гость

Стекло

Дождь

Непоср.

 

1/?

1

2

3

1 (гвоздь)

2

3

2/?

1

2

 

1 (гвоздь)

2

3

Отcр./?

окно

1 (гвоздь)

? (окно)

2

В протоколе цифрами отмечается порядок воспроизведения слов.
Па функциональном уровне анализа отмечается наличие повышенной тормозимости следов (последующая информация оттормаживает предыдущую), вербальные (окно) и литеральные (гвоздь) парафазии. Эхоическая память, кратковременная память — сохранны, но выявлены ошибки восприятия (фонематического восприятия).

Источник: Зверева Н.В., Хромоз А.И.. Сергиенко А.А.. Коваль-Зайцев А.А. Клинико- психологические методики оценки когнитивного развития детей и подростков при эндогенной психической патологии (память и внимание). — М.: ООО «Сам полиграфист», 2017 — 48 с.

www.vashpsixolog.ru

Методика запоминания двух рядов слов.

Поиск Лекций

Методика «Воспроизведение рассказа»

Автор: С.Я. Рубинштейн «Психология умственно отсталого ребенка»

Цель: исследование понимания и запоминания текстов.

Возраст: дошкольники и школьники.

Стимульный материал: примеры рассказов.

Инструкция проведения:

Экспериментатор должен заготовить значительное количество (10-15) текстов, наклеить на картонки, а также написать очень крупным шрифтом на плакатах. Должны быть подобраны тексты разной трудности. Больше всего подходят басни и рассказы, имеющие иносказательный смысл либо подтекст. Они предоставляют возможность последующего обсуждения.

Примеры рассказов.

Рассказ для маленьких детей.

Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил Ваня ножку и у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.

Рассказ для старших детей.

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб

кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Хитрая лиса

Бегала лиса по полю. Увидели ее собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут…

Лиса вдруг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и видели.

Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил ее и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.

Галка и голуби

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби ее узнали и выгнали. Тогда она вернулась к своим. Но те ее также не признали и выгнали.

 

Методика запоминания двух рядов слов.

Цель: исследовать скорость, объем слухоречевого запоминания.

Возраст: 4-8 лет. Детям до 5-5,5 лет предъявляется по 3 слова с каждого ряда. Дети 5-7 лет способны последовательно воспроизвести группы из 3-5 слов.

Операциональный статус: проективный тест.

Материал: 2 ряда простых слов.

1 ряд: курица — яйцо, ножницы — резать, кукла — играть, лампа — вечер, ручка — писать.

2 ряд: жук — кресло — синица — сестра — рыба — пожар — шляпа — пчела и т.д.

Инструкция: ребенка просят запомнить слова, которые он услышал. «Вначале я назову слова, а ты послушаешь. Потом повторишь слова в таком же порядке, как и я».

Диагност делает повтор 1-й группы слов до тех пор, пока ребенок не повторит все слова группы. Затем просит повторить самостоятельно.

Регистрируется порядок слов и количество повторений до полного запоминания всех прочитанных слов, а также правильность повторения, привнесенные или искаженные слова.

Затем дается 2-я группа слов. Всё повторяется заново и регистрируется.

Анализируется:

— объем запоминаемого материала;

— количество повторений для полного запоминания;

возможность удержания предъявленного порядка слов.

 

13. Особенности познавательных процессов детей с ТНР

Ребенок с тяжелыми речевыми нарушениями характеризуется недостаточной устойчивостью внимания, более низким уровнем показателей произвольного внимания, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий. У детей с различными видами речевой патологии имеется значительное снижение произвольного внимания по сравнению с нормой, но специфика этого нарушения определяется степенью его распределения и переключаемости.

У данной категории детей отмечаются серьезные проблемы в развитии восприятия (слухового, зрительного, кинестетического и др.) т.е. в формировании представлений о предметах и явлениях окружающего мира. У всех детей с нарушениями речи отмечаются нарушения фонематического восприятия. У детей с речевыми дефектами выявлены трудности в пространственной ориентации. Дети в основ­ном затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном теле, особенно при усложнении заданий.

При относительной сохранности смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Исследование памяти у детей с тяжелыми нарушениями речи обнаруживает, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы. Исключение касается возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией

. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется также в специфических особенностях мышления. Дети с трудом овладевают мыслительными операциями (анализом и синтезом, сравнением и обобщением, классификацией). У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений, в формировании математических представлений, развитии логического мышления.

Несколько иначе развивается воображение(психологическая основа творчества) у детей с тяжелыми нарушениями речи. Развитию детского воображения способствует своевременное формирование речи, а задержка речевого развития приводит к отставанию в развитии мышления и воображения. Данной категории детей оказывается недоступным выполнение творческих заданий. Рисунки таких детей отличаются бедностью замысла и содержания. У большинства детей отмечается нарушения в развитии двигательной сферы, т.е. общей и мелкой моторики (плохая координация движений, снижение скорости и ловкости при их выполнении).

14. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы детей с ТНР.

Многим детям-логопатам свойственна пассивность, зависимость от окружения, склонность к спонтанному поведению, импульсивность, некоторая эксцентричность.

У детей с нарушениями речи отмечается следующая закономерность: низкая работоспособность является условием развития высокой интенсивности стрессовых реакций, а они, в свою очередь, приводят к доминированию отрицательных эмоций.

Однако причиной негативного фона настроения, высокой тревожности является именно низкая работоспособность. Если в результате обучения у детей сформируются навыки и умения, которые повысят их работоспособность, это приведет к устойчивости к стрессу и повышению эмоционального тона настроения.

Неоднократно исследовалась реакция детей на речевой дефект. Например, при исследовании детей с логоневрозом обнаружены 3 варианта отношения к дефекту:

· безразличное;

· умеренно-сдержанное;

· безнадежно-отчаянное.

В.И. Селиверстов исследовал особенности эмоционально-личностной фиксации детей на речевом дефекте. Он выделил три степени фиксированности детей.

· Нулевая степень – дети не испытывают ущемления от сознания неполноценности своей речи, не замечают ее недостатков. Дети охотно вступают в контакт, не стесняются своей неправильной речи.

· Умеренная степень – дети испытывают некоторую напряженность из-за своего речевого дефекта, скрывают его, испытывают чувство неполноценности. Каждый поступок так или иначе связывается с речевым дефектом.

· Выраженная степень – дети глубоко переживают свой дефект, успех в деятельности постоянно связывают с речевыми неудачами. Для них свойственен уход в болезнь, негативные переживания, предаются самоуничижению, у них формируются навязчивые мысли, страхи перед неудачами речевого общения.

 

41. Структура управленческих органов в УО.

Управление государственными учреждениями образования осуществляетсякакизвне(Министерством образования, министерствами, другими республиканскими органами, имеющими в своем ведении учебные заведения, управлениями, отделами образования местных исполнительных комитетов), так и в самом учебном заведении (администрацией учебного заведения, иными органами учебного заведения). К последним относятся органы самоуправления — советы (педагогические, ученые, попечительские) Управление учебным заведением осуществляется на основе сочетания единоначалия и коллегиальности. Таким образом, система образования Республики Беларусь включает в себя несколько уровней, управление которыми осуществляется государством.

Специальное образование направлено на обеспечение доступности образования лицам с особенностями психофизического развития, на коррекционные услуги, социальную адаптацию и интеграцию их в общество, в общественную жизнь. Структура его аналогична структуре основного образования. Учреждения, обеспечивающие специальное образование, приспособлены для лиц с:

1) интеллектуальной недостаточностью;

2) нарушением речи;

3) нарушением слуха;

4) нарушением зрения;

5) нарушением психического развития;

6) нарушением опорно-двигательного аппарата;

7) тяжелыми множественными (комбинированными) нарушениями.

Возможно получение образования и в учреждениях образования общего типа, в которых созданы условия для обучения таких лиц (интегрированное обучение).

 

 

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

poisk-ru.ru

1) Название методики: Метод пиктограмм

Кесова Эллина, О-13

Память

1

2) Возрастной диапазон: 14-16 лет

3) Цель методики: изучение эффективности и объема опосредованного запоминания, определение объема слуховой памяти

4) Оборудование: 2 набора отвлеченных понятий (по 20 в каждом), 2 листа чистой бумаги.

5) Инструкция: Эксперимент состоит из двух серий.

1-я серия. Экспериментатор зачитывает ряд, состоящий из 20 отвлеченных понятий. Испытуемый после предъявления всех слов должен записать их, по возможности сохраняя порядок предъявления.

2-я серия. Экспериментатор зачитывает второй набор отвлеченных понятий. В ответ на каждое слово испытуемый должен сделать зарисовку, при этом ему не следует использовать буквы и цифры. После предъявления всех слов испытуемый должен воспроизвести их, используя сделанные им зарисовки.

Инструкция к 1-й серии: «Вам будет предъявлен ряд, состоящий из 20 отвлеченных понятий. После того как я прочитаю эти слова, вы напишите все, которые запомнили, сохраняя по возможности порядок их предъявления».

Инструкция ко 2-й серии: «Вам будет предъявлен ряд из 20 отвлеченных понятий. В ответ на каждое слово вы должны сделать зарисовку, не употребляя букв и цифр. Качество зарисовки значения не имеет, зарисовка нужна для того, чтобы глядя на рисунок, вы могли вспомнить слово».

6) Обучающая помощь: Для понимания задания 2 группы экспериментатору можно продемонстрировать зарисовки нескольких слов. Также можно предоставить значение трудных слов для лучшего понимания задания.

7) Анализ результатов: 1. Определить количество правильно воспроизведенных слов в 1-й и 2-й серии.

2. По каждой серии вычислить коэффициент запоминания К = m/n . 100%,

где m – количество правильно воспроизведенных слов, n – объем материала (20 слов).

3. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый запоминает слова, совершает минимум ошибок, при зарисовке не испытывает трудностей, с легкостью может припомнить слово по зарисовке

Средний – испытуемый затрудняется в запоминании слов, совершает ошибки при воспроизведении, не всегда может изобразить слово, при припоминании слов путается, не всегда вспоминает слово по зарисовке

Низкий – испытуемых плохо запоминает слова, совершает много ошибок при воспроизведении, не может зарисовать слова, при воспроизведении слов по зарисовке не может их припомнить

Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.

2

1) Название методики: Запоминание 10 слов (по а.Р. Лурия)

2) Возрастной диапазон: не ранее 7,5—8-летнего возраста

3) Цель методики: Методика направлена на исследование объема и скорости слухоречевого запоминания определенного количества слов, возможностей и, соответственно, объема отсроченного воспроизведения.

4) Оборудование:Для запоминания используются 10 простых (односложных или коротких двусложных), частотных, не связанных по смыслу слов в единственном числе именительного падежа.

5) Инструкция: «Сейчас мы будем запоминать слова. Слушай внимательно. После того, как я произнесу все слова, ты их мне повторишь так, как запомнил, в любом порядке. Постарайся запомнить как можно больше слов».

Слова зачитываются медленно (с промежутками 0,5-1 секунд) и четко. После первого повторения слов ребенком в специальной таблице протокола отмечаются воспроизведенные слова. Целесообразно фиксировать последовательность воспроизведения слов цифрами. В последней графе таблицы регистрируется суммарное количество слов, воспроизведенных ребенком. Никаких замечаний по поводу деятельности ребенка не делается. После первого воспроизведения говорится, что «все хорошо», и исследование продолжается.

Важным условием является соблюдение тишины в процессе обследования, отсутствие посторонних раздражителей, отвлекающих ребенка.

Необходима большая точность и стандартность произнесения слов. Желательно, чтобы даже интонирование при каждом повторении было идентичным.

Инструкция 2.« Сейчас я снова прочту те же слова, а ты их опять повторишь, и те, что ты говорил, и новые, которые запомнишь».

Процедура запоминания повторяется. В зависимости от целей исследования количество повторов может быть сокращено до 5, либо слова повторяются вплоть до полного запоминания (как правило, для этого требуется не больше 9-10 повторов) — такое проведение исследования возможно при условии, что утомление ребенка не наступит раньше, чем все 10 слов будут «устойчиво» запомнены. В противном случае (в ситуации, когда ребенок начинает «терять» запомненное до полного запоминания всех 10 слов) подобное исследование, с нашей точки зрения, проводить нецелесообразно.

При третьем и последующих предъявлениях слов инструкция в развернутом виде не повторяется. Психолог просто говорит: «Еще раз».

После устойчивого запоминания всех 10 слов переходят к другим исследованиям.

Каждое повторение слов ребенком регистрируется в таблице протокола, также в нем отражается суммарное количество запомненных слов в каждой попытке.

Через 40-50 минут специалист предлагает ребенку вспомнить слова.

Инструкция 3.«А теперь давай вспомним слова, которые мы запоминали». В протоколе регистрируются все слова, которые вспомнил ребенок, и последовательность, в которой он их воспроизводил.

По результатам исследования может быть построена кривая запоминания.

6) Обучающая помощь: В случае затруднения ребенком воспроизведения ряда слов, можно повторять по одному слову после произнесения слова психологом. Далее – по 2, 3 и т.д. Затем использовать новый ряд слов.

7) Анализ результатов:

•объем непосредственного слухоречевого запоминания;

• длительность (скорость) запоминания данного объема слов;

• объем отсроченного воспроизведения;

• динамика запоминания материала;

• наличие литеральных или вербальных парафазий;

• особенности фонематического восприятия.

8) Оценка результатов:

Высокий – ребенок самостоятельно воспроизводит ряд слов, порядок слов в целом сохраняется, спустя время ребенок без затруднений может вспомнить цепочку слов

Средний – ребенку требуется несколько повторений для запоминания ряда слов, при воспроизведении порядок нарушается, спустя время затрудняется при воспроизведении ряда слов

Низкий – ребенок испытывает трудности при запоминании ряда слов, требуется большое количество повторений, порядок при воспроизведении теряется, спустя время не может вспомнить ряд слов.

Семаго Н. Я., Семаго М. М. СЗО Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2005. — 384 с, илл.

3

studfiles.net

Исследование продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания (методика п.И. Зинченко)

2) Возрастной диапазон: 12-14 лет

3) Цель методики: изучить условия продуктивности произвольного запоминания, сравнить продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания, определить объем зрительной памяти

4) Оборудование: 16 картинок, которые легко классифицируются на 4 группы

5) Инструкция: Эксперимент состоит из двух серий. Все испытуемые делятся на две подгруппы. 1-я серия. Первой группе предъявляется следующая инструкция: «Вам на две-три минуты будут предъявлены 16 картинок. Ваша задача внимательно их рассмотреть и постараться запомнить». После этого экспериментатор убирает картинки (или переворачивает) и испытуемые письменно должны воспроизвести названия картинок в любой последовательности.

2-я серия. Второй группе испытуемых предъявляется тот же стимульный материал. Им предлагается следующая инструкция: «Вам будут предъявлены 16 картинок. Вы должны в течение двух-трех минут, внимательно рассматривая картинки, расклассифицировать их на четыре группы». После этого экспериментатор убирает картинки и предлагает испытуемому воспроизвести их названия в любой последовательности.

6) Обучающая помощь: При затруднении испытуемых следует проговорить инструкцию, приводя примеры классификаций.

7) Анализ результатов: 1. Определить среднее число правильно воспроизведенных картинок в обеих сериях для каждой группы испытуемых.

2. Записать полученные средние значения в таблицу:

3. Сравнить продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания.

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый легко запоминает картинки, при воспроизведении сохраняет последовательность, не требуется много времени для припоминания, с легкостью классифицирует на группы

Средний – испытуемый затрудняется в запоминании картинок, при воспроизведении вспоминает не все картинки, требуется время для припоминания, затрудняется в правильной классификации

Низкий – испытуемому сложно запомнить картинки, при воспроизведении затрачивает много времени, не может вспомнить более половины картинок, не может классифицировать на группы

Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972. – 139 с.

6

1) Название методики: Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности (методика п.И. Зинченко)

2) Возрастной диапазон: 13-15 лет

3) Цель методики: выяснить зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера деятельности человека, определить объем зрительной памяти

4) Оборудование: 16 картинок, которые легко классифицируются на 4 группы. Кроме изображения на каждой картинке (в правом верхнем углу) написано двузначное число

5) Инструкция: Эксперимент состоит из двух серий. Все испытуемые делятся на две подгруппы 1-я серия. Первой группе предъявляется следующая инструкция: «С вами будет проведен эксперимент, в котором проверяется умение классифицировать предметы по их общим признакам. Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать в уме все картинки на четыре группы». После окончания серии эксперимента его участникам предлагают письменно воспроизвести в любом порядке сначала названия картинок, а затем числа.

2-я серия. Второй группе испытуемых предлагается тот же стимульный материал. Им предъявляется следующая инструкция: «Ваша задача – расположить в уме все числа, имеющиеся на картинках, строго по ряду номеров от наименьшего к наибольшему». После окончания серии эксперимента испытуемому предлагается сначала воспроизвести числа, а затем предметы.

6) Обучающая помощь: При затруднении испытуемых следует проговорить инструкцию, приводя примеры классификаций.

7) Анализ результатов: 1. Определить среднее число правильно воспроизведенных картинок и чисел в обоих опытах для каждой группы испытуемых.

2. Записать полученные средние значения в таблицу:

3. На основании анализа данных, представленных в таблице, сделать выводы об условиях продуктивности непроизвольного запоминания.

4. Установить обстоятельства, которые способствовали запоминанию в отдельных случаях предметов и чисел в ситуациях, когда они выступали фоновыми раздражителями.

8) Оценка результатов:

Высокий – испытуемый 1 гр. без затруднений классифицирует предметы, воспроизводит числа с минимумом ошибок. 2 гр. воспроизводит числа и предметы без особых затрудений, не затрачивая много времени

Средний – испытуемый 1 гр. испытывает сложности в классификации предметов, с трудом воспроизводи числа к предметам. 2 гр. затрудняется в воспроизведении правильного порядка чисел и предметов, затрачивает больше времени, допускает ошибки

Низкий – испытуемый 1 гр. испытывает трудности в классификации предметов и не может воспроизвести числа к предметам. 2 гр. не может запомнить порядок чисел, требуется много времени, не может соотнести числа в предметами

Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972. – 139 с.

7

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *