Мелкая моторика рук у детей дошкольного возраста – Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содержание

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Понятие «мелкой моторики» известно каждой маме, но что это такое на самом деле, мало кто представляет. Между тем, развитие мелкой моторики рук стимулирует развитие речи и мышления у детей. Поэтому крайне важно уделять этому достаточное внимание с самых ранних лет крохи. Как развивать мелкую моторику рук у детей дошкольного возраста, читайте в материалах нашего сайта.

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна

Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет у малыша память, логика, речь и мышление. Дело в том, что в коре головного мозга зоны, отвечающие за движение пальцев рук и развитие речевого аппарата, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, в коре головного мозга активизируются и те процессы, которые связаны с развитием интеллектуальных и речевых способностей.

Когда малыш еще совсем маленький, мама берет его ладошки и осторожно разминает его пальчики по несколько минут в день. Постепенно добавляются массажные движение, не сложные пальчиковые упражнения, игры и прочее. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать трогать на ощупь различные поверхности, отличимые по своей текстуре. Можно играть с ним в песочнице, предлагать в качестве игры пришитые к ткани пуговицы (например, на развивающей коврике). Чем больше поверхностей освоит кроха в этот период, тем лучше будет для его развития. Когда ребенок взрослей, с ним можно играть в различные полезные игры.

Хорошо, если ребенок приучится хранить игрушки в отдельных коробках. Это дисциплинирует его, научится складывать детали конструкторов, держать их в чистоте и порядке. Коробки хорошо хранятся на полках и в шкафах в детской комнате ребенка, не создают видимости беспорядка.

В дошкольном возрасте дети продолжают развивать мелкую моторику с помощью специальных игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации и прочие). Меняются и игрушки ребенка. Теперь вместо погремушек и плюшевых мишек в арсенале появляются конструкторы, наборы для творчества, имеющие множество мелких деталей. Некоторые мамы пугаются, что давать ребенку игрушки с мелкими открепляющимися предметами опасно, но эти опасения напрасны: во-первых, играть малыш будет под контролем взрослых, а во-вторых, польза от подобных увлечений будет огромной.

Способы развития мелкой моторики рук у дошкольников

Существует множество различных способов, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук дошкольников. Рассмотрим каждый их этих способов более подробно.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Для занятий не нужно никакой особенной подготовки (дидактического материала, условий для игры и прочего). Заниматься можно где угодно и когда угодно: в поликлинике в очереди к врачу, по дороге в детский сад или на кружки и секции, на прогулке, в транспорте и так далее. Причем любые действия пальчиками интереснее подкреплять каким-нибудь занятным стихотворением, песенкой или коротенькой сказкой.

Для детей, перешедших из ясельной группы детского сада, пальчиковые игры рекомендуется подкреплять своеобразным реквизитом: кубиками, пирамидками и прочими мелкими игрушками. Можно вместе стоить башню из кубиков, стараясь сделать это таким образом, чтобы строение получилось прочное, аккуратное и не разрушилось от нечаянного движения.

Выбирая пальчиковые игры для дошкольников, важно следить затем, чтобы во время занятий пальцы успевали расслабляться и отдыхать, поэтому упражнения должны чередовать в себе элементы напряжения и расслабления. Именно такие движения будут способствовать работе мышц и давать требуемый результат.

Сколько играть в пальчиковые игры зависит от возраста малыша. Помните, что для дошкольников разница в возрасте всего лишь в один год имеет колоссальное значение. Если 4-х летний малыш может концентрировать внимание на каком-то одном виде деятельности около 10-15 минут, то для 5-ти летнего этот интервал увеличивается, чуть ли не в 2 раза и составляет 20-25 минут.

На продолжительность игровых занятий влияет и заинтересованность детей. Если какая-то игра не нравится ребенку, то вряд ли вы сможете удерживать внимание малыша на ней долгое время. Поэтому следите и за тем, какие предпочтения у вашего чада, выбирая для него пальчиковые игры для развития мелкой моторики.

Игры-шнуровки

Этим развлечениям большое внимание уделяют детские логопеды и психологи. Наверное, многие родители помнят подобные игрушки еще с ясельного возраста своих детей. Такие игрушки представляют собой множество деталей с отверстиями под шнурок. Ребенок может нанизывать их на шнурок, продевать его в отверстия, что позволяет не только развивать мелкие мышцы пальцев рук за счет подобных нанизываний, но и за счет работы с различными поверхностями, материалами и фактурами. Кроме того, чем старше становится ребенок, тем сложнее должна быть шнуровка на подобных игрушках, иначе ожидаемые результаты не оправдают себя.

Шнуровки, как и многие другие игрушки, быстро надоедают ребенку, поэтому одной-двумя игрушками вряд ли можно обойтись. Но и тратить много денег на приобретение всех возможных шнуровок не стоит. Игрушку-шнуровку в состоянии сделать любая мама. Для этого понадобится плотный картон, цветная бумага или цветные лоскуты ткани, клей, шнурки, тесьма и немного фантазии. Изготавливать такие игрушки можно вместе с ребенком, это также положительно повлияет на развитие моторики и общее развитие крохи.

Пальчиковые краски

Рисование – это один из эффективных способов развития мелкой моторики и не только с помощью пальчиковых красок. Умение ребенком держать в руке карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не вылезая на пределы деталей, пригодится ему для получения навыков письма. Рисовать с помощью пальчиковых красок любят все дети без исключения. Они не только способствуют развитию мелкой моторики рук, но и помогают освоить цвета с дошкольниками.

«Минусом» пальчиковых красок являет то, что дети очень сильно пачкаются сами и пачкают все вокруг. Опытные родители рекомендуют обязательно подготавливать «плацдарм» для творчества и застилать место для рисования клеенкой. Вместо альбомных листов все-таки лучше использовать ватман. Его можно располагать на клеенке или вешать на стену или специальную доску. Чтобы краска не испортила весь интерьер квартиры, не разрешайте ребенку рисовать, где ему вздумается: для творческих порывов должно быть конкретное место. И творить лучше в домашней одежде, которую можно будет легко привести в порядок, постирать и почистить.

Конструкторы

Благодаря работе дошкольников с конструкторами различных видов, включая Лего, можно развивать моторику, пространственное мышление, логику, понятие цветов и оттенков. На сегодняшний день конструктор, пожалуй, лучший способ активного развития дошкольника и подготовке его к дальнейшему обучению.

Однако, это не означает, что если родители купили ребенку какой-нибудь из видов конструкторов (или сразу все), что теперь с развитием их чада будет все в порядке. Малыша нужно заинтересовать, показать, как работать с тем или иным видом игрушек, а также выбрать конструктор в зависимости от возраста ребенка.

Для детей 3-4 лет все детали конструктора должны быть крупными и легко собираться в зацепление. С мелкими деталями у малышей возникнут проблемы: они могут их растерять, не суметь соединить их из-за мелкого размера, интерес к такому развлечению быстро пропадет. Чем старше становится ребенок, тем мельче должны становиться детали в выбранном для него конструкторе. Мелкие составляющие конструкторских наборов не только положительно влияют на развитие моторики рук, но и способствуют тому, чтоб ребенок становился более собранным, сосредоточенным и внимательным к мелочам.

Будущему первокласснику уже можно купить сложный конструкторский набор, занятия с которым помогут развивать пространственное и логическое мышление, воображение и внимательность.

Цветовая гамма конструкторского набора также очень важна для развития детей дошкольного возраста. Собирая башни, дома и прочие строения и конструкции, ребенок учится дизайнерским навыкам, вырабатывает чувство стиля, работает не только с деталями, но и с цветом.

Чтобы заинтересовать ребенка работой с конструктором, сразу после покупки поиграйте с ним вместе. Соберите башню, автомобиль, самолет или что-то другое. Не требуйте от ребенка четко следовать предложенным инструкциям, собирать только то, что показано на рисунках. Предоставьте ребенку свободу для творчества, пусть фантазирует, проявляет себя. В следующий раз предложите ребенку что-либо собрать самостоятельно и потом показать вам результаты своего творчества. Если после игры ребенок не захочет сразу разбирать собранный шедевр, не настаивайте. Пусть какое-то время корабль или дворец покрасуется на полке в собранном виде, ведь дошкольники – большие хвастунишки, и это нормально. Ребенок начинает гордиться плодами своей работы, стремиться в следующий раз сделать что-то более ценное, сложное и красивое.

Аппликации

Заниматься аппликацией под присмотром родителей дети могут уже с 4 лет. Умение вырезать из цветной бумаги различные, иногда одинакового размера, фигурки развивает мышцы кисти, приучает ребенка к аккуратности и развивает воображение. Здесь, также как и с конструктором, размеры вырезаемых деталей аппликации обратнопропорциональны возрасту ребенка. Если ребенок еще мал, то вполне допустимо делать аппликации из 2-5 больших фигур (например, цветок, домик). Чем старше становится малыш, тем мельче становятся используемые в аппликациях фигурки. Например, 6-ти летние дети уже вполне способны вырезать несколько мелких лепестков для будущей ромашки, в домике можно сделать окошки, трубу, дым и так далее.

Также можно заниматься изготовлением поделок из природного материала, пуговиц, цветных лоскутов ткани и прочего. Такие занятия хорошо влияют на развитие фантазии и творческих навыков. Кроме того, поделки из тонких полосок цветного картона (квиллинг) также достаточно эффективно развивают моторику рук.

Лепка

Лепить можно из чего угодно – все это способствует развитию моторики, мышления, внимания и творческих навыков. Можно приобрести ребенку пластилин, их существует множество видов и каждые родители смогут выбрать материал для лепки на свой и ребенка вкусы. Подробнее о видах пластилина и как научить ребенка лепить из него всевозможные поделки, читайте на нашем сайте в статье о лепке с детьми.

Можно изготовить материал для лепки самостоятельно из муки и соли. Такое тесто предназначено для работы малышей и взрослых, оно легко разминается, хорошо лепится. Кроме того, после высыхания такие поделки можно раскрашивать красками, покрывать лаком. Такие занятия способствуют развитию фантазии, творческих навыков, эстетического вкуса, логики, мышления и мелкой моторики рук.

Оригами и другие занятия с бумагой

Если мама увлекается каким-либо видом прикладного искусства, то ее задача состоит в привлечении и ребенка к этому занятию. Сейчас в сети имеется множество материалов по изготовлению разнообразных поделок из бумаги. Они не только полезны для развития, но и являются прекрасным досугом для семьи. Наверняка многие семьи сталкиваются с тем, что ребенок жалуется на скуку. «Мне нечем заняться, скучно», заявляет чадо и оправляется к компьютеру или планшету.

Между тем, плетение корзинок из бумажных трубочек, создание модульных оригами не только положительно влияет на моторику рук, но и вырабатывает усидчивость, кропотливость, аккуратность у ребенка.

Советы педагогов

Единственный и, пожалуй, самый главный совет педагогов и психологов заключается в своевременности занятий. Не надо дожидаться негативных результатов, заниматься с малышом следует с самого рождения, регулярно и систематически.

Некоторые родители, родив ребенка, не спешат утруждать себя развивающими занятиями. Когда же возникает какая-либо проблема (например, малыш не разговаривает, или плохо держит ручку в руке), они мобилизуют все силы и устраняют проблему упражнениями и занятиями, но после этого ребенок вновь предоставляется сам себе до нового «несоответствия» нормам.

Во время совместных занятий старайтесь вызывать у ребенка только положительные эмоции. Почаще хватите его, подбадривайте и поощряйте то, что он делает. Если что-то не получается у малыша с первого раза, предложите ему помощь.

Меняйте вид деятельности ребенку, чтобы он не занимался чем-то одним. Всестороннее развитие очень полезно для детей, помогает расти им гармоничными личностями. Специалисты рекомендуют родителям чаще заниматься с детьми развитием мелкой моторики, заинтересовывать его, обучать ребенка в игровой форме.

Вместо заключения

Итак, мы выяснили, что мелкая моторика – не пустой звук и, чтобы ребенок был развитым и успешным в будущем, ей следует уделять серьезное значение. Не правильно считать, что «ну вот ребенку исполнилось 4 года, теперь пора заниматься развитием моторики». Если поступить именно так, то будет слишком поздно. Массаж ладошек новорожденному, «агушки» и «потешки», игры в ладушки – все это способствует развитию моторики у новорожденных. А уже с возрастом вместе с ребенком родители осваивают и другие способы. Надеемся, что наши рекомендации помогли вам принять для себя правильное решение и выбрать те способы развития моторики, которые больше подходят вашему ребенку.

childage.ru

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 2-3, 4-5 лет

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.

Определение

М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.

Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.

Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов. Задействуются зрительная, костная, мышечная, нервная системы. От слаженности их взаимодействия зависит точность, совершенность моторики пальчиков и скорость развития речевой функции.

Диагностика

Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.

Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.

Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.

Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:

  1. Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
  2. Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
  3. Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
  4. Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
  5. Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
  6. Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.

Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:

  1. Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
  2. Нанизывать пуговки на нить.
  3. Вытягивать указательный, средний пальчики.
  4. Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
  5. Разрезать бумагу на ровные полоски.
  6. Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.

Нормы

Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:

  • В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
  • В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
  • В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
  • В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
  • В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
  • В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.

Развитие  навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.

Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.

Развиваем мелкую моторику

Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.

Массаж

Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:

  • Разминание ладоней, кистей.
  • Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
  • Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.

Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.

Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.

Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:

  • Прищепка
    Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках.
  • Разминка с помощью Су-Джок
    Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
    Дети катают их по ладоням сверху вниз.

Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.

Пальчиковые игры

Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.

Пальцы делают шагательные движения по столу

Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.

  • Идем за грибами

Считаем пальчики: раз, два, три и т.д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.

Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.

Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).

Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.

Пальчиковые краски

Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.

Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.

Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.

Аппликация

Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.

Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.

В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).

Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.

Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.

Лепка

Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.

Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.

Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.

Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.

Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.

orechi.ru

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения



Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.

Если руки неумелы,

Если пальчики несмелы.

Трудно ручку удержать,

Буквы ровно написать.

Не удержишь карандаш –

Не получится пейзаж.

В. Лирясова

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо, поэтому необходимо развивать мелкую моторику детей с раннего возраста. Приёмов для этого существует огромное количество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами-карандашами, камешками, счётными палочками, игры-шнуровки, самомассаж рук. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность улучшить произношение, обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают приёмы по развитию моторики у детей. А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Учёные отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных исследований была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов- внимания, памяти, мышления, восприятия, речи.

Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным миром, использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности, физкультминутками, массажем, пальчиковыми и игровыми упражнениями. Это обеспечивает саморазвитие ребенка, который выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

При подборе игр и игровых упражнений придерживаемся следующих принципов:

– наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей, подбираемый дидактический материал должен быть интересен, понятен и доступен каждому ребенку.

– развивающий характер обучения;

– систематичность и последовательность, наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность.

Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое условие для развития ребенка, в группе имеются разнообразные игры и пособия, направленные на решение задач по развитию мелкой моторики.

В работе с дошкольниками мы используем комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:

Составление фигур из счетных палочек.

С помощью палочек развивается ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; закрепляем представления о геометрических фигурах. В процессе выполнения задания объясняем ребенку, как называется та или иная фигура или предмет и как сложить.

Использование прищепок

Система заданий делает упражнения с прищепками интересными и познавательными. В играх с прищепками ребёнок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие, а также в играх с прищепками развиваются творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия. Мы предлагаем детям прищепки разного цвета, различные фигуры из картона, например, желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля; фигура ежика без иголок, дерево без листьев и др., на которых ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры

«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается речь и моторика.

Использование сухого бассейна.

В группе мы используем пластиковую коробку, наполненную крупой. Предлагаем детям рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки, шагать по ней пальчиками, найти спрятанную игрушку и наощупь определить, что это, нарисовать на крупе букву или цифру, такие задания, позволяют развивать мелкую моторику рук в форме игры.

Нанизывание

Материал для нанизывания используем самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Величину нанизываемых предметов необходимо варьировать в зависимости от возраста детей, чем они старше, тем лучше они будут справляться с более мелкими деталями.

Вдавливание деталей в пластилин

Вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук – полезное занятие, для этого мы предлагаем детям бусины, детали мозаики, камушки или ракушки, а так же используем фасоль, горох, семечки подсолнуха.

Сортировка круп

Детям нравиться перемешанные в одной коробке крупы, раскладывать по разным коробочкам, руководствуясь определёнными правилами – по размеру, цвету, форме. В работе надо следить, чтобы дети брали по одной штучке, захватывали ее щепотью или двумя пальцами.

Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком

Для этого мы используем небольшие пластиковые бутылки, и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики, дети опускали их в бутылочку. Необходимо обращать внимание, чтобы дети брали по одной детали, а по окончании работы детям нравится закрыть бутылку крышкой и погреметь содержимым.

Раскручивание и закручивание крышек

В таких играх развиваются соотносящие действия рук. В группе подобраны разнообразные коробки, банки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала мы предлагаем детям открывать коробки или банки, а затем закрывать. Чтобы детям было интереснее играть, мы прячем внутрь интересные предметы.

Самомассаж

С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук. Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Для этой цели мы используем шарики Су-Джок, они активизируют нервные окончания, снимают напряжение.

Определи на ощупь

Для этой игры в группе имеется «Волшебный мешочек», предлагаем детям определить наощупь, сколько фасоли в мешочках: много, мало, одна, ни одной, несколько. Действия, совершаемые при перебирании пальчиками фасоли, концентрируют внимание, а в целом доставляют ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.

Все эти составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей, речевому развитию. Использование в системе игр и упражнений по развитию мелкой моторики, сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет развить речевые навыки и сформировать навыки письма.

Литература:

  1. Агаян, Г. Г. «Мы топали, мы топали»: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Карапуз, 2003.
  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практическое пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004.
  3. Александрова, Т. В. «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок» / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. – №7.
  4. Коноваленко, В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений» / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
  5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей./ С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1.
  6. Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками. Ю.А.Соколова» – М.: 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

moluch.ru

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования



Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончиках пальцев

В.А. Сухомлинский

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Задача взрослых помочь детям справиться с ожидающими их трудностями, позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи, так, как это основное условие успешного обучения. Для развития речи «критическим» периодом являются первые три года ребенка, когда в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает грамматическими формами родного языка и накапливает большой словарный запас. Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное явление, при современном образе жизни ребенка.

Учёные доказали, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны и развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых [3, 37-39].

Под термином мелкая (тонкая) моторика мы понимаем высокодифференцированные, точные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы, в которых участвуют мелкие мышцы. Движения рук, тактильный контакт с материалами различной фактуры, функциональное дифференцирование визуальной системы развивает у ребенка функциональную мышечную умелость выполнять мелкие движения. Разработка тонких, точных движений необходима ребенку не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, а развивать мозг, его способность контролировать, анализировать.

Изучением мелкой моторики рук, занимались такие ученые, как Н.А. Бернштейн, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.А. Козленко, М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина, С.Г. Шевченко, У.В. Ульенкова, О.Н. Усанова, М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.А. Екжанова, А.Н. Корнев, Т.П. Хризман, М.Н. Звонарева, Д. Сели, М. Монтессори И.П. Павлов. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Во время упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Необходимо позаботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, – это будет подкреплять его интерес к игровым занятиям.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное, помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость [4, 87-90].

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться, начиная с младшего дошкольного возраста. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда занятия проходят регулярно, используются разнообразные приемы, то это становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Все игры на развитие мелкой моторики представляют собой комплекс упражнений, в который входят: самомассаж кисти и пальцев рук, упражнения на расслабление кисти и пальцев рук, задания на удержание позы кисти рук.
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей. Эффективны упражнения для мелкой моторики в сочетании с потешками.

Развитие мелкой моторики с помощью подручных материалов. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой. Счетные, ватные палочки, пуговицы и желуди. Играя с мелкими предметами (под внимательным присмотром взрослых), малыши развивают не только мелкую моторику, но и пространственно-образное мышление, тактильную чувствительность и свои творческие способности, их можно использовать для выкладывания различных рисунков, как произвольно, так и по схеме. Причем, все эти предметы можно совместить в одном рисунке. Начинать лучше с простых геометрических фигур – квадрата, треугольника, ромба, солнышка, постепенно усложняя игры. Из спичек и ватных палочек хорошо получаются звезды, ежики, машинки, елочки, любые фигуры, в которых много прямых линий. Сначала рисунок выкладывает воспитатель, ведь малыша надо заинтересовать. Затем постепенно подключаем ребенка [2, 97]. Если рисунок сложный, можно сначала нарисовать его схему на бумаге. Все эти предметы так же удачно сочетаются с колесиками, веревочками, колпачками. Если воспользоваться цветной бумагой и посадить их на клей, получится замечательная аппликация. Пуговицы прекрасно могут заменить на рисунке шарики, колеса, глазки, окошки, елочные игрушки. Так же счетные палочки вполне подходят для поделок из пластилина и желудей, они могут быть скрепляющим элементом для собачек, человечков, гусениц. Даже самым младшим детям (3 года) будет полезно перебирать пуговицы – вытаскивая из коробочки и складывая обратно. Для большей безопасности следует насадить пуговицы различных цветов и размеров на жесткую прочную леску. Такая игрушка может служить и счетным материалом и наглядным пособием для изучения цвета, счета и размера. Баночки, скляночки, тюбики, пузырьки тоже одна из излюбленных детских «игрушек». В прозрачные баночки гораздо интереснее все складывать – все видно. Маленькие баночки можно использовать для обучения ребенка пересыпанию круп, переливанию жидкостей.

Огромное удовольствие ребенку доставляет откручивать и закручивать крышки. С этой целью используем чисто вымытый тюбик из-под крема, небьющегося флакона. В банку можно насыпать крупу (гречку, горох, пшено) или семечек, или мелких орешков.

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Мелкую крупу и соль можно использовать для пальчикового рисования. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала рисует взрослый, показывая образцы. Главное – заинтересовать, увлечь. Проведем пальчиком по крупе. Получается яркая контрастная линия. Затем берём пальчик ребенка. Пусть он сам нарисует несколько хаотичных линий. Когда ребенок освоится, можно переходить к рисованию узоров. Сначала рисует воспитатель, затем пробует он сам. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица [1, 45-47].

Можно изучать форму, буквы и цифры. Рисованием лучше всего заниматься на полу, на клеёнке, либо на столе. Крупную крупу (гречку-ядрицу, горох, фасоль) можно использовать для выкладывания картинок, так же как и из спичек, пуговиц и ватных палочек. Соответственно, подходит она и для аппликаций. Пересыпать крупу интереснее всего в прозрачной посуде. Молнии, шнурки, завязки, веревочки, застежки. Мы часто покупаем специально для тренировки мелкой моторики развивающие игрушки, шнуровки, планшеты, которые состоят из всевозможных молний, застежек, завязок. Только зачем покупать, если пряжки есть на каждом ремне и туфлях, на ботинках – шнурки, на одежде – пуговицы крючки и молнии… Показываем назначение этих предметов на настоящей одежде, учим самообслуживанию. И девочки, и мальчики с удовольствием учатся плести косички из ленточек, шнурков и веревочек, завязыванию и развязыванию узлов, застегиванию пряжек. Упражнения с данными элементами одежды привлекают особое внимание детей.

Кроме того, дети очень любят примерять самостоятельно обувь взрослых, а так же надевать шапки, завязывать шарфы – предоставляем ребенку возможность одеться самому.

Бумага, газеты, журналы, фольга – из нее можно вырезать, ее можно мять, рвать, из бумаги можно делать объемные фигурки. Полотенца, тряпочки, мешочки. Тут мы опять же тренируем тактильное восприятие. Ведь полотенца и тряпочки из различных тканей могут иметь совершенно разную структуру [5, 76].

Помпоны – чудесные маленькие мячики! Если оторвались от шапки – не спешите выбрасывать. Придумываем с ними множество увлекательных игр. Можно использовать просто как мячик – кидать, ловить, мять такой одно удовольствие. Можно играть с ним в «стаканчики». Берем несколько одинаковый стаканчиков, одним накрываем помпон и меняем местами стаканчики. Дети пытаются найти. Можно катать с гладкой наклонной поверхности, изучать по ним цвет и счет. Заинтересовались клубком – замечательно! Так же можно использовать в детской игре, вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). Настоящие предметы нравятся ребятам значительно больше, чем игрушки. Это весёлые и увлекательные способы обеспечения развития мелкой моторики в повседневной жизни в условиях учреждения, а значит, возможность избежать множества неприятных моментов в школьной жизни ребенка.

Литература:

  1. Воробьева Л.В. Развивающие игры для дошкольников. СПб, Издательский дом «Литера», 2006.
  2. Лосев П., Плутаева Е. «Дошкольное воспитание». Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. № 3, 5, 6 2005.
  3. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
  4. Синицына Е. «Умные пальчики» Москва, издательство «Лист», 1999.
  5. Тимофеева Е.Ю. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики» СПб, издательство «Корона-Век», 2007.

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, палец рук, головной мозг, рисунок, развитие, пуговица, предмет, игра, упражнение.

moluch.ru

Статья по теме: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Конкурс «Учитель года 2011»

Номинация «Педагог-психолог года»

Педагог-психолог

Дьяченко Евгения Ивановна

Образование: высшее

Категория: 2 квалификационная категория

Стаж работы: 2 года

Г. Гуково

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад первой категории

№ 45 «Жемчужинка»

Описание

психолого-педагогической технологии работы

по теме:

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Педагог-психолог:

Дьяченко Евгения Ивановна

г. Гуково

2010 – 2011 г.г.

В своей работе с детьми в ДОУ № 45 «Жемчужинка» накапливаю опыт по теме «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» т.к. эта проблема остается актуальной в детском саду.

  Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

  «Рука — это инструмент всех инструментов», — сказал еще Аристотель.

  «Рука — это своего рода внешний мозг!» — писал Кант.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.

В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

  Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка.

  В общем, чем лучше работают пальцы, вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

  Оказывается, рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому, именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Именно поэтому словесная речь ребенка начинается тогда, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.

Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка и мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Как отмечает Л. В. Фомина «Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».

Выполняя различные пальчиковые упражнения кисти рук, приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Кроме пальчиковых упражнений, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом: «Дорисуй и нарисуй сам», «Обведи узоры», «Продолжи узор» и так далее.

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые, наклонные, вогнутые, волнистые линии и замкнутые формы.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать; у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Письмо — это сложный навык, исключающий выполнение тонких координированных движений руки.

В настоящее время я работаю педагогом-психологом. Дети, с которыми я работаю, имеют не только нарушения в познавательной сфере, но и речевые нарушения. Это побудило меня начать  работу по развитию мелкой моторики рук. Для комплексного решения коррекционных задач я использую методы и приёмы, находящие эмоциональный отклик у детей.

Перед собой я поставила следующую цель:

Научить детей улавливать связь между словами и жестами, повторять определенные движения.

Задачи:

  1. Расширять пассивный и активный словарь;
  2. Развивать внимание, усидчивость;
  3. Развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  4. Развивать художественный вкус и творческие способности;
  5. Воспитывать культуру труда, коммуникативные способности детей.

Во время обучения детей штриховки  я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.

Важно во время применения любого из приёмов использовать правильную общепринятую терминологию. Даже при обучении детей младшего возраста нужно оперировать такими терминами как: угол (называя его пространственное расположение), сторона, центр, линия, диагональ.

Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.

Для создания положительной мотивации используются пальчиковые игры, логопедические упражнения, стихотворения.

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители — самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей ознакомлены с технологией обучения детей штриховки, многие приобрели книги с образцами. Родители высказывали свои наблюдения, что дети, занимаясь штриховкой, стали более усидчивыми, аккуратными.

Таким образом, одним из эффективных средств знакомства родителей с особенностями речевого и моторного развития детей является их участие в занятиях в вечернее время, где можно познакомиться с методами и приёмами работы. Взрослые обучаются  пальчиковой гимнастике, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания. На совместных занятиях родители могут помогать своим детям, а самое главное — создается эмоциональный контакт между ними.

Все дети с интересом и увлечённо обучаются штриховке.

Штриховка способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе составления рисунка и достижения ожидаемого результата. Ребята старшего и подготовительного возраста стали лучше ориентироваться на листе бумаги в клетку. Графические навыки стали более уверенными и качественными.

Также в своей работе использую пальчиковый игротренинг, конструирование с различными предметами с помощью пальцев, пальчиковая азбука, игры с мелким материалом, упражнения на  развития графических навыков, развивающий массаж, психогимнастика.

Пальчиковый тренинг, который я провожу, разнообразный, эмоционально-приятный, неутомительный, динамичный. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, поэтому задания превращаются в занимательную игру. Предложенные игры сначала использую как самостоятельные, а затем включаю в пальчиковые развлечения.

Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.

Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

 Пальчиковая азбука — это система изображений букв русского алфавита с помощью пальцев рук. Такое построение закрепляет зрительно-пространственный образ буквы, способствует развитию психических функций, необходимых для изучения школьных программ. Пальчиковая азбука является одним из средств профилактики дислексии и дисграфии. Регулярно используя данные средства, я добиваюсь совершенствования навыков чтения: слияния слогов, плавного, безотрывного чтения слов.

Игры с мелким материалом 

— игры с разноцветными крышками, выкладывая из которых красочные предметы и узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение;

— игры с палочками;

— игры с мозаикой, конструктором;

— игры с пуговицами, бусинами, косточками, семенами плодов;

Развитие графической моторики:

— рисование по трафарету;

— рисование по фигурным линейкам;

— штриховка;

— работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;

В процессе игровых заданий дети получают следующие навыки:

— совершенствуют общую и мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение классифицировать по заданному принципу, выполнять движения рукой в заданном направлении;

— работают над темпом выполнения задания, аккуратностью и усидчивостью, над развитием устойчивого внимания и воображения;

— развивают зрительно-моторные координации, дифференциацию лево — право, вперед-назад, произвольность психических процессов, визуальное и аудиальное внимание, умение выполнять задание по схеме и по описанию на слух;

— закрепляют знания о свойствах разных материалов, о правильной ориентации элементов написания печатных букв и цифр; углубляют понятия о величине, цвете, толщине, понятия «множество» и «включение»;

— корректируют зеркальное письмо в изображениях различной конфигурации, каналы восприятия.

Широко использую в коррекционной работе различные виды массажей и упражнений.

Развивающий массаж 

— самомассаж лица;

— самомассаж кистей и пальцев рук.

Комплекс упражнений для суставов пальцев с элементами сопротивления сопровождается стихотворным текстом и хорошо дополняет пальчиковую гимнастику, проводимую на занятиях. Чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а, следовательно, и мышление.

Для успешного обучения каждого ребенка психогимнастика помогает создавать условия:  предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

На гармонизацию психической деятельности мозга рефлекторно влияет чередование противоположных по характеру движений:

— напряженных и расслабленных;

— резких и плавных;

 — быстрых и медленных;

 — дробных и цельных;

 — едва заметных и неподвижных;

 — вращений и прыжков;

 — свободного передвижения и столкновений.         

У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

Итак, все вышеперечисленные составляющие компоненты образовательного процесса способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей и в целом речевому развитию.

Для их осуществления я создала в кабинете развивающую среду, которая соответствует основным требованиям:

-доступность;

— динамичность;

— эстетичность.

В ходе диагностики исследовала уровень развития на начало и конец учебного года:

— произвольной мимической моторики;

— общей произвольной моторики;

— тонких движений пальцев рук;

— возможностей действий с предметами;

— чувства ритма.

Конец года (2009-2010 уч. г.)

Начало года (2009-2010 уч. г.)

     

Изучая специальную литературу, наблюдая за детьми, сделала следующие выводы:

— в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, о движении пальцев рук;

— у большинства детей с речевыми нарушениями среди невербальных симптомов выявлено несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной), лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук на разных уровнях организации двигательных актов, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений;

— значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка убеждает в необходимости специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей всех сторон (компонентов) двигательной сферы.

В результате проведённой коррекционной работы (с опорой на полученные данные, повторного диагностирования и сравнительного анализа)  развития у детей моторной сферы я добилась следующих результатов: высокий уровень возрос на – 12% (полное и четкое выполнение всех заданий), выше среднего возрос на – 5% (выполнение более 80% заданий), средний уровень возрос на – 32% (невыполнение заданий  40% или частичное выполнение), ниже среднего снизился на – 16% (невыполнение заданий на 60%). Сделала вывод:  уровень развития моторной сферы в целом и в конкретных операционных механизмах для каждого ребёнка индивидуален и, благодаря правильно организованной мною системе коррекционно-развивающего обучения, был улучшен.

Связь с воспитателями осуществляется так же через консультации и заполнение тетрадей взаимодействия, в которых даю рекомендации, прописываю игры и упражнения для занятий с конкретными детьми.

nsportal.ru

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников (детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет)

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ

Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.

С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.

Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Автор:

В. А. Сухомлинский

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий

  • Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
  • Развитие тактильной чувствительности рук.
  • Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
  • Развитие речи, улучшение произношения звуков.
  • Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
  • Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
  • Подготовка руки к письму.
  • Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
  • Снятие психоэмоционального напряжения.

Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность

Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.

Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп

Виды развития мелкой моторики ребёнка

Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:

  • Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
  • Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
  • Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.

Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку

Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.

Игры на развитие мелкой моторики в детском саду

Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.

Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.

Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов

Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ

Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики

Пальчиковая игра «Два медведя» направлена и на запоминание частей тела
Дошкольники с удовольствием выполняют упражнение «Чижик-пыжик»
Игра «Царёв двор» требует хорошей координации движений
Игра «Зайка и ёжик» подойдёт для самых маленьких воспитанников

Фотогалерея: театр теней

С помощью театра теней можно показывать различных животных
Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется
Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа

Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ

Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:

  1. Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
  2. Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
  3. Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.

Подробнее о том, как составить план по развитию мелкой моторики, читайте в нашей статье — Как составить план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников».

Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста

Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе

Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду

Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:

  • Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
  • Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
  • Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
  • Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
  • Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
  • Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.

Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке

Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.

Видео: диагностика мелкой моторики детей 4–5 лет

Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.

melkie.net

Статья на тему: Как развить мелкую моторику рук у дошкольников

Как развить мелкую моторику рук у дошкольников

          Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение.

          Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Огромное количество бытовых действий связано именно с мелкой моторикой: нам приходится застегивать пуговицы и зашнуровывать ботинки, вдевать нитку в иголку. Кроме этого, исследователи установили связь между развитием мелкой моторикой рук и развитием речи, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить.

           Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. 

          Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1.Массаж ладошек  Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2.Ладушки Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3.Бусы
Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

4.Крупа
В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

5.Баночкискрупами
Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

6.Рисованиенапеске
Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

7.Горошины

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится

8.Завинчиваниекрышек
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

9.Застегивание,расстегиваниеишнуровка
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

10.Лепка
Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

11.Рисованиеираскрашивание
Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

12.Собираниемозаикипаззлов
Для детей до 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.

13.Вырезание
Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *