Детское творчество и его виды.
В каждом из нас живет творческая личность. И у каждого есть творческие способности. Они разные. У каждого свои. Но они непременно есть.
Просто иногда мы об этом даже не догадываемся или не задумываемся, а поэтому и не развиваем их.
Но стоит к себе внимательнее присмотреться, и, наверняка, обнаружишь в себе определенные творческие нотки.
Содержание
Что такое творчество
По определению это процесс создания человеком новых уникальных материальных и духовных ценностей (продуктов, вещей). Каждый человек уникален. А значит, и все, что он создает, уникально и неповторимо.
Приведу для наглядности два примера.
А) Мы, находясь в одной комнате, видим перед собой, казалось бы, один тот же вид из окна, но если нас попросят нарисовать то, что мы видим, каждый из нас нарисует свою картину, выделив и акцентировав внимание на разных фрагментах увиденного и раскрасив картину в свои цвета.
Б) Мы знаем, как выглядит, например, бабочка, но каждый из нас, делая ее в виде поделки, даже имея одну и ту же выкройку, создаст свою неповторимую бабочку, выбрав разный материал для поделки и разное цветовое сочетание.
А знаешь ли ты как происходит сам процесс творчества? Сейчас я расскажу тебе обо всем по порядку.
В процессе изучения и познания окружающего мира у тебя возникает идея создать или сделать что-то эдакое. Возможно, это и не твоя идея, а идея, предложенная тебе взрослыми, но она пришлась тебе по душе, и ты хочешь ее осуществить. Итак, сначала возникла идея для творчества. Что дальше?
Теперь надо определить, что тебе необходимо для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь. Например, чтобы нарисовать обычный рисунок нужен альбом или бумага для рисования, краски, фломастеры или карандаши. То есть подготавливаем средства для осуществления творческой идеи. А дальше дело за твоей фантазией, воображением и мастерством (умением).
И наконец, после воплощения твоей творческой идеи в жизнь, тебе надо оценить результат своего творчества. Для начала надо понять, нравится ли в первую очередь тебе этот результат и есть ли желание у тебя и далее творить что-то в этом направлении. Потом можно узнать мнение окружающих. Учти, что мнение окружающих может не совпадать с твоими ощущениями и впечатлениями от созданного (история знает много случаев, когда гениев не признавали).
Но главное в творчестве – это желание творить, стремление создавать что-то новое, необычное и через творчество дарить любовь и добро окружающим тебя людям.
Детское творчество и его основные виды
Детское творчество ничем, в принципе, не отличается от творчества «взрослого». Разве что тем, что создается оно детьми, а как известно, у детей по сравнению со взрослыми более развито воображение и фантазия.
Дети несколько иначе воспринимают окружающий мир, что делает их творчество особо притягательным.
В детях нет страха творить, они открыты миру, с детской непосредственностью, восторгом и чистотой мечтаний впитывают все его проявления, радуясь каждому новому, даже крошечному, для себя открытию.
Детское творчество можно подразделить на три основные вида: художественное, техническое и музыкальное. Хотя, как ты понимаешь, есть дети, которые совершают открытия (это научное творчество) и обучают сверстников новым знаниям (это педагогическое творчество), занимаясь таким образом «взрослыми» видами творчества.
Детское художественное творчество
это:
— рисование с использованием разнообразных средств для рисования,
— лепка поделок из глины и пластилина,
— создание художественные композиций, поделок и аппликаций из различных природных и искусственных материалов,
— вышивание,
— создание литературных и музыкальных произведений (стихов, сказок, рассказов, песен, музыки).
Техническое детское творчество
Музыкальное детское творчество
представлено игрой на различных музыкальных инструментах, пением, танцами и ритмикой.
В каждом из этих видов детского творчества ты можешь выбрать себе занятие по душе, проявив в полной мере свои творческие способности.
Как определить свои творческие способности
Творческим человеком можно назвать любого, кто использует необычные подходы к созданию чего-то нового или преобразованию всем давно известного.
В творческом процессе участвует наше воображение, наше восприятие окружающего мира и мастерство, которое приобретается и накапливается постепенно. А еще немаловажный факт: творческий человек непременно вкладывает в свои творения душу и любовь.
Творчество – это дар, данный человеку свыше, но дар этот можно потерять, если вовремя его не определить в себе и не развивать. Как же можно определить, какие творческие способности есть именно у тебя?
Я, конечно, не большой специалист по распознаванию творческого начала в людях, но уверена, что ты самостоятельно это сможешь сделать, если внимательно прислушаешься к себе и своим желаниям.
Подумай, что тебе больше всего нравится делать: рисовать, создавать поделки, танцевать, играть на каком-то музыкальном инструменте, петь, фотографировать или еще что-то? Таких занятий по душе у каждого из нас может быть много и это отлично, ведь мы должны быть разносторонне развитыми личностями. Но сильно много это не всегда хорошо. Можно просто не увидеть главного!
Поэтому постарайся выбрать из множества занятий, которые тебе по душе, два-три. Те, от которых ты получаешь больше всего положительных эмоций и которыми чаще всего предпочитаешь заниматься в свободное время.
Ну, и наконец, постарайся понять (если не получится, обратись за помощью к взрослым или к друзьям), что из выбранного получается у тебя лучше всего. Хотя, как я говорила уже выше, главное — это твое ощущение и восприятие выбранного тобой вида творчества. Не всем дано быть гениями, но всем дано заниматься любимым делом!
Это и будет твоя творческая нотка, творческая способность, которую необходимо развивать.
Ты еще в начале своего творческого пути, впереди тебя ждут много творческих начинаний, удач и творческих «провалов», но как истинно творческий человек – никогда не бросай любимого дела, не опускай руки, верь в чудо и люби то, что ты делаешь! И тогда у тебя все получится!
На нашем сайте и в нашем журнале в рубрике Творчество ты найдешь мастер-классы по изготовлению разнообразных поделок, открыток, аппликаций из различных материалов, раскраски для детей, а также другие интересные материалы.
Позже мы поговорим с тобой о том, как развивать свои творческие способности.
www.obovsemka.com
Детское творчество — это… Что такое Детское творчество?
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Словосочетание детское творчество в этой статье иногда заменяется аббревиатурой ДТ.
Проявление детского творчества на разных этапах развития личности ребёнка
На начальном этапе онтогенеза основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребёнка. В раннем возрасте ДТ формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте ДТ проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, словотворчество, лепка, конструирование.
Виды детского творчества
Психологи выделяют следующие виды ДТ: художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество, техническое и музыкальное.
Художественное творчество
Изобразительное детское творчество
Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. По мнению В. С. Щербакова, изобразительное ДТ в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Ещё Аристотель отмечал положительное влияние рисования на развитие личности ребёнка. Эта идея нашла подтверждение в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и Ф. Фрёбеля: изобразительное ДТ создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Литературное детское творчество
Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Техническое детское творчество
Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического ДТ условно делят на 4 этапа:
- постановка задачи
- сбор и изучение информации
- поиск решения задачи
- реализация решения
В дошкольном возрасте техническое ДТ сводится к моделированию простейших механизмов, школьники средней школы проявляют интерес к проектированию более сложных моделей и экспериментам учебного характера.
Музыкальное детское творчество
Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Б. В. Асафьев и Б. Л. Яворский считали, что музыкальное ДТ имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное ДТ — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.
Детское творчество и личность ребёнка
ДТ, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.
Механизм творческого воображения
Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат. Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создает нечто новое.
Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Существует мнение, что воображение у детей намного богаче, чем у взрослых, и по мере того, как ребёнок развивается, его фантазия уменьшается. Однако, жизненный опыт ребёнка, его интересы и отношения с окружающей средой элементарней и не имеют той тонкости и сложности, как у взрослого человека, поэтому воображение у детей беднее, чем у взрослых. Согласно работе французского психолога Т. Рибо, ребёнок проходит три стадии развития воображения:
- детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
- юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
- зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.
Воображение ребёнка развивается по мере его взросления и приближения к зрелости. Л. С. Выготский считал, что между половым созреванием и развитием воображения у детей существует тесная связь. Подросток анализирует накопленный опыт, определяется с жизненными интересами и предпочтениями, а также проходит этап окончательного формирования воображения.
Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.
Этапы детского творчества
В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:
- Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная родителем/воспитателем) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. В младшем возрасте только в 30 % случаев, дети способны реализовать свою задумку, в остальных — первоначальный замысел претерпевает изменения по причине неустойчивости желаний. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.
- Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация, поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
- Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка
Важной особенностью ДТ является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. ДТ неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
Литература
- Асафьев Б. В. Речевая интонация. М. — Л., 1925
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте, 2 изд., М., 1967
- Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей, 2 изд., М., 1961
- Коменский Я. А. Избр. педагогические сочинения, т. 1—3, М., 1939—1941
- Куличенко В. Ф., Волков А. И. Будущие инженеры. М., 1937
- Т. Рибо Болезни личности, 1885
- Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
- Толмачев В. Техническое любительство. М, 1932
- Б. Л. Яворский Упражнения в образовании схем ладового ритма. М., 1928
Ссылки
dic.academic.ru
Консультация на тему: Детское творчество и развитие ребенка
Детское творчество и развитие ребенка
Все мы помним свое детство, когда большинство из нас еще в дошкольном возрасте проявляли всю свою творческую натуру. Рисование, театральная импровизация, сочинение сказок лепка, танцы, игрушечное строительство и много разных других форм проявлений нашей творческой стороны. Большинство родителей мало придают этому значения, однако именно творческая сторона ребенка является основополагающей в личности ребенка в целом.
Развитие творческой стороны ребенка — это, пожалуй, одна из самых важных сторон детского воспитания. При правильном подходе стимулирования творческой деятельности у ребенка это способствует развитию общего уровня интеллекта, появления желания познания окружающего мира малыша, а у некоторых способствует формированию нестандартного мышления.
На начальном этапе развития ребенка творческая деятельность весьма субъективна. Малыш только изучает свойства окружающего мира, но в этот самый момент важно дать максимальную свободу без ущерба для здоровья ребенка. Это познание бессознательно стимулируется интересом детей к окружающим его предметам, поэтому важно дать возможность попробовать все, для того чтобы удовлетворить желание ребенка к пониманию вещей окружающего мира. В дальнейшем, это сыграет на психологической составляющей личности ребенка. В дошкольном возрасте важно вызвать интерес к самым разным видам творчества у малыша, будь это рисование, словотворчество, лепка, конструирование. Важно заинтересовывать ребенка литературой, музыкой, наукой и другими видами человеческой деятельности для разносторонности и повышения общего кругозора ребенка.
Рисование.
Это самый массовый вид детского творчества. Многие психологи, философы, ученые отмечают, что рисование положительно влияет на общий рост эмоционального здоровья и на формирование полноценного восприятия окружающего мира.
Литературное детское творчество.
Первые элементы литературного детского творчества появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В возрасте 5-6 лет творчество достигает пика своего развития в дошкольный период. Ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображённую историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное детское творчество приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Техническое детское творчество.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности, а также наиболее рациональному способу мышления. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на занятиях труда. Процесс технического детского творчества условно делят на 4 этапа:
1. постановка задачи
2. сбор и изучение информации
3. поиск решения задачи
4. реализация решения
В дошкольном возрасте техническое детское творчество сводится к моделированию простейших механизмов. Идеально подойдут занятия моделирования из небольших деревянных приспособлений, а также моделей бумажного характера.
Музыкальное детское творчество.
Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Музыкальное ДТ имеет большое значение в восприятии ребёнка окружающего мира. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное ДТ — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.
Процесс детского творчества делится на следующие этапы:
· накопление и сбор информации
· обработка накопленных данных
· Систематизирование
· конечный результат.
Подготовительный этап включает в себя внутреннее и внешнее восприятие ребёнка окружающего мира. В процессе обработки ребёнок распределяет информацию на части, выделяет преимущества, сравнивает, систематизирует и на основе умозаключений создаёт нечто новое.
Работа механизма творческого воображения зависит от нескольких факторов, которые принимают различный вид в разные возрастные периоды развития ребёнка: накопленный опыт, среда обитания и его интересы. Кроме того, ребёнок проходит три стадии развития воображения:
1. детство. Представляет собой период фантазии, сказок, вымыслов.
2. юность. Сочетает осознанную деятельность и вымысел.
3. зрелость. Воображение находится под контролем интеллекта.
Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации, самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер), воспитание и обучение.
Важно уделять внимание самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
nsportal.ru
26. Детское творчество, его сущность и специфика.
Творчество — это деятельность человека, направленная на создание какого — либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.
Творчество детей понимается как умение, приобретаемое в процессе воспитания и обучения, не только воссоздавать наблюдаемое, но и преобразовывать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого, то есть умение не только копировать, но и реконструировать
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Важной особенностью ДТ является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть, важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вопрос ценности созданного ребёнком произведения искусства отступает на второй план. Однако дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. ДТ неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может стать основной деятельностью ребёнка.
Психологи выделяют следующие виды ДТ: художественное (изобразительное и литературное творчество), техническое и музыкальное.
1. Художественное творчество. Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. В раннем возрасте художественное ДТ отличает импровизированный характер. Однако это не исключает участие и контроль взрослых за данным процессом. В детстве и юности ребёнок проходит последовательную смену интересов (так называемые, периоды актуальности) к изобразительной, танцевально-драматической, музыкальной и литературной деятельности.
— Изобразительное детское творчество. Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. Изобразительное ДТ создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
— Литературное детское творчество. Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 1-3 лет, когда он учится говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях. В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза), приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания. Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
2. Техническое детское творчество. Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).
Процесс технического ДТ условно делят на 4 этапа: 1) постановка задачи 2) сбор и изучение информации 3) поиск решения задачи 4) реализация решения
3. Музыкальное детское творчество. Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Музыкальное ДТ — это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение. Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Благодаря этому, у ребёнка развивается зрительно-пространственная координация, музыкальный слух и моторика. Ребёнок учится управлять телом и овладевает танцевальными движениями.
studfiles.net
12 ярких идей для детского творчества – Ярмарка Мастеров
Уверена, что все мы вместе хотим сделать детство наших деток веселым, сказочным и интересным. Хотим, чтобы не мультики и компьютерные игры их увлекали. Хотим научить их думать, творить, да и просто не скучно проводить время.
Надеюсь, что наши с дочкой творческие занятия окажутся кому-нибудь полезны 🙂
1. Можно создать картину, плавя восковые мелки феном. Мелки приклеены на двусторонний скотч. Но пришлось еще и рукой их придерживать.
2. А можно плавить каждый мелок над бумагой отдельно. Получаются красивые брызги.
Я раскатала обои, и брызгать можно было во всех направлениях 🙂
А вот руки художников 🙂
3. Смешайте три стакана солии 3 ст. л. воды. Плотно уложите влажную соль в формочку. Оставьте сохнуть на сутки. Потом достаньте замок из формочки. И еще 12 часов дайте ему посушиться.
Раскрашивали мы замок с помощью пипетки с водой, окрашенной пищевыми красителями. В следующий раз сделаю воду более насыщенных цветов. Дочке очень понравилось занятие! Очень красиво наблюдать, как соль пропитывается красителями.
4. А этот пункт будет посвящен соленому тесту. Оно прекрасно! Первое фото: дочка замешивает сама тесто. Все просто: 2 чашки муки, полстакана соли, 1 стакан воды. Если хотите, чтобы крупинки соли практически не ощущались в готовом тесте, то сначала смешайте воду и соль. А затем добавьте муку.
Кстати, первое фото — рыбка из соленого теста. Покрашена акриловыми красками.
Еда для кукол из соленого теста, раскрашенная акриловыми красками, ещё много не раскрашено. Оставили на другой день. Теперь в нашем игрушечном холодильнике есть: торт, кабачки, баклажаны, морковь, огурцы, помидор, тыква, колбаса, мороженое. Есть бутерброд с колбасой, в сковороде жарится яичница, в духовке печется пирог. И полная корзина булочек и батонов 🙂 Теперь в кукол стало играть намного интереснее.
Следующий мой план по соленому тесту был воплощен в очень дождливый день, когда стало ясно, что погулять не получится.
Тесто мы сделали, чтобы налепить из него тортиков и пирожных. Для украшения тортов «конфетами» окрасили фасоль пищевыми красителями. О тесте: разделили готовую массу на 6 частей. К каждой части добавили пищевой краситель нужного цвета + пищевые ароматизаторы и масла. Зеленый пахнет мятой, голубой — лавандой, желтый — лимоном, коричневый —какао (им и красили), розовый — миндаль, красный— ваниль. Чтобы не жалеть тесто в процессе лепки, замесили полторы порции.
А это уже придумала Арина: для украшения торта она стала выдавливать тесто из наконечников от пекарского пакета. Получались настоящие красивые, яркие тортики и пирожные. Тесто мягкое, пластичное. Легко выдавливалось. К сожалению, нет фото результата. Но слева от рук виден один из тортиков в процессе создания.
А дальше мы изучали смешение цветов. Не ожидала , что соленое тесто позволит так наглядно показать, как смешиваются цвета! Красный + жёлтый = оранжевый. Синий + красный = фиолетовый. В первом варианте синий и красный в равных пропорциях взяли, во втором — в два раза больше синего. Так интересно смотреть, как в твоих руках цвета смешивается, и итог — новый цвет. Тесто мягкое, смешивать легко.
Ну и просто интересная находка: выдавливали тесто через пресс для чеснока. Дочка вкладывала тесто разных цветов и давила. Получались будто смешные разноцветные волосы, можно этот приём использовать для поделок.
5. Море в банке. Кипяченую воду подкрасили пищевым красителем, в банку бросили ракушки, морские звезды и рыбок. Сверху налили масло. Крышку приклеили клеевым пистолетом, чтобы случайно не открылась. На этом можно остановиться. Но мы с Ариной и крышку решили задекорировать 🙂 На всякий случай я на стыке крышки и банки провела клеевым пистолетом, чтобы точно ничего не протекло. Банку можно переворачивать и смотреть, как красиво плещутся волны в море 🙂
6. Очень увлекательно создавать разноцветную бутылочку! А результат может стать приятным подарком и детям, и взрослым. Для изготовления понадобятся: соль, мел, тёрка, воронка (если бутылка с узким горлышком). Насыпаете порцию соли и натираете в нее мел. Когда сделали разноцветную соль начинайте слоями насыпать её в бутылку. При насыпании каждого слоя держите бутылку под разным углом. Получится красивый узор.
Ещё одна бутылочка из соли и мела. Она стала подарком папе от Арины на день рождения.
По-моему, отличный подарок от ребенка!
7. Конструктор из зубочисток и пластилина. Сначала собирали геометрические фигуры, а потом сделали из них замок 🙂
8. Салют! Клей ПВА, соль, краски. Густо рисуете клеем и посыпаете солью. Дайте высохнуть. Стряхиваете лишнюю соль и рисуете. Соль очень красиво пропитывается красками. Главное — побольше воды добавлять. Думаю, очень здорово будет с помощью такого приёма нарисовать зимнюю картину. А салют был создан после Дня Победы. Пока свежи воспоминания.
9. Рисунки по пене для бритья. Это оказалось тоже очень увлекательным занятием! Заканчивала Арина тем, что выстраивала разные формы из окрашенной пены. Минут 40 пролетели незаметно. Рисовали бы дольше, но пора было спать. Вроде получается творчество без конечного результата. Но тут важен процесс. Ребенок просто учится концентрировать свое внимание на одном занятии. Ну и вообще, радуемся ярким краскам 🙂
10. Рисунки на песке. Очень-очень понравилось это занятие! Отлично расслабляет перед сном. Для такого развлечения вам понадобится: прозрачный контейнер с ровной крышкой (у нашей есть маленькие бортики), плоский фонарик (можно и фонарик у мобильного телефона), песок или манная крупа. Фонарик укладываете в контейнер, на крышку насыпаете песок. Под контейнер — клеенку, если не хотите делать срочную уборку. В конце (по предложению дочки) рассказала сказку о рыбаке и рыбке. Рисовали сцены из сказки на песке.
11. Интересное занятие — раскрашивать палки! 🙂 Сначала есть дело на улице — собрать палочки. А потом и дома увлекательно их раскрашивать. Это был наш первый опыт. Лучше для раскрашивания подходят веточки без коры. На них ровнее и ярче ложится краска. И на палочках потолще можно интереснее узоры нарисовать. Раскрашивали акриловыми красками. Пока это — волшебные палочки в игре.
12. Рисование на молоке. Интересно будет всем! Наливаете в тарелку большого диаметра немного молока. И кисточкой капаете красками в молоко. Можно разводы красивые закручивать. Когда нарисовались, наберите на кисточку средство для мытья посуды. От его капелек краски разбегаются. У нас стали уже смешанные краски разделяться на конкретные цвета красивыми разводами. А ещё шарики белые не большие бегали прямо по поверхности молока. ПАВы моющего средства, видимо, жирок от молока собирали 🙂 В общем, рекомендую.
Это были творческие занятия. А еще у меня в архиве есть опыты для деток и интересные занятия.
Если вам интересно будет почитать новую статью, пишите, поделюсь 🙂
www.livemaster.ru
Консультация на тему: Как развивать творческие способности у детей.
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.
Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Виды детского творчества.
Психологи выделяют следующие виды ДТ:
· художественное, включающее в себя изобразительное и литературное творчество;
· техническое;
· музыкальное.
Художественное творчество.
Детское художественное творчество – деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. ДТ в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.
Изобразительное детское творчество. Изобразительное ДТ является самым массовым среди детей младшего возраста. Оно создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий.
Родители должны помогать обогащать художественный опыт ребенка новыми впечатлениями, создавая в семье благоприятные условия для развития у него самостоятельности, проявлений творчества. Также нужно бережно относиться к первым поделкам из аппликации, лепке, рисункам, чтобы ребенок увидел это отношение. Обязательным является «сотворчество» (родитель + ребенок), а не предоставлять ребенка самому себе. Детям недостаточно лишь дать лист бумаги, карандаш, комок пластилина. Надо помочь ему найти замысел и развить его. Это могут быть задания, которые проводились в детском саду. Их повтор окажет благоприятное влияние на развитие у детей изобразительных умений. Об этих занятиях можно спросить у воспитателя, который подробно расскажет о них, чтобы была понятна методика их проведения. Тем, кто наблюдает за успехами своего ребенка, желательно вести дневник, в который можно фиксировать уровень развития ребенка по всем видам деятельности.
Также дети любят рисовать мелом на асфальте. Рисование мелками – это особый вид творчества. Для ребенка необходимо и увлекательно создавать рисунок не на листе бумаги, а на гладком сером асфальте. Родители также могут предложить рисовать палочкой на земле, снегу.
Для занятий изодеятельностью у ребенка должно быть в комнате определенное, хорошо освещенное место, свет должен падать с левой стороны. В детском уголке можно повесить рисунки, поделки из аппликации, на полочку поставить лепку, выполненную ребенком.
У ребенка должны быть различные художественные материалы (краски, бумага, карандаши, пластилин), но и место где их хранить. Для этого желательно иметь небольшой детский сектор, открытую полочку. Приучать ребенка нужно обязательно самостоятельно пользоваться материалами и убирать их на место. Детям очень нравится раскрашивать готовые силуэты, поэтому для развития кисти рук в уголке ребенка должны находиться и несколько книжек — раскрасок на разные темы. Родители обязательно должны помогать малышам в этих занятиях. Прежде всего, нужно внимательно рассмотреть с ребенком каждую картинку, прочитать текст, если он есть. Взрослому нужно следить, чтобы малыш не выходил за пределы контура. Менять направление штрихов: слева направо, сверху вниз, наискосок и т. д. Надо приучать ребенка бережно относится к раскраскам. Когда все картины будут закрашены, желательно их рассмотреть еще раз.
Литературное детское творчество. Первые элементы литературного ДТ появляются у ребёнка в возрасте 3 лет, когда он начинает хорошо говорить, манипулировать звуками и использовать слова в разных сочетаниях.
В этот период, литературное ДТ является частью игры и его сложно отделить от других видов ДТ: ребёнок одновременно рисует, сочиняет изображенную историю, напевает и пританцовывает. Постепенно литературное творчество у детей приобретает выраженное направление (поэзия, проза, приходит понимание социальной ценности литературного произведения, а также значимости процесса его создания).
Более массовый характер литературное ДТ приобретает в период обучения в школе, когда дети пишут сочинения, эссе, очерки и рассказы.
Техническое детское творчество.
Техническое ДТ является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое ДТ-это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества).
Музыкальное детское творчество.
Музыкальное ДТ является одним из методов музыкального воспитания детей и проявляется в изучении музыкальных произведений композиторов. Детское музыкальное творчество, как правило, не имеет ценности для окружающих, но оно важно для самого ребёнка. Музыкальное ДТ-это синтетическая деятельность, проявляющаяся в разных видах: игра на музыкальных инструментах, ритмика, пение.
Элементы музыкального ДТ проявляются одними из первых, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.
Значение периода детства для развития творческих способностей.
Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития.
Первые годы жизни ребенка – самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их. Точнее говоря, первые толчки к развитию творческих способностей. В каком же возрасте необходимо начинать развитие творческих способностей ребенка. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Если говорить о конкретных способностях, которые лежат в основе различных видов творческой деятельности ребенка, то самой ранней по развитию является музыкальная способность. Многие ученые сходятся к мнению, что она начинает развиваться еще в утробе матери. Когда мама слушает музыку, она испытывает определенные эмоции, которые передаются ребенку, именно это позволяет в дальнейшем реагировать эмоционально на ту или иную музыку. Также именно эмоциональная окрашенность музыки заставляет ребенка еще не осознанно двигаться в такт мелодии, или засыпать под мелодичную, спокойную музыку. Благодаря этому в дальнейшем у ребенка развивается чувства музыкального ритма, такта и музыкальный слух.
Более позднее развивается изобразительное творчество (1, 5 года). Это связано со способностью ребенка держать карандаш, кисточку, уметь передавать увиденные образы. А в 4-5 лет ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы. Самым поздним в своем формировании являются техническое детское творчество. Это связано с тем, что дети накапливают определенный опыт, позволяющий им экспериментировать, преображать и создавать что-то новое. Хотя основа к данному виду творчества лежит в тот период, когда ребенок берет в руки кубики и конструктор. Пытается создать из них что-то свое. Как развивать творческие способности ребенка Творческие способности имеют свои составляющие. Это свойства личности позволяющие смотреть на этот мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления. Учитывая их, психологи определи или выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет. (Берет кубик и говорит что это стол, а может это чашка).
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. Креативность (от англ. create — создавать, творить)- способность принимать и создавать принципиально новые идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой. Можно развивать, не используя специального оборудования. Посмотреть на облака, на что они похожи. Найти необычную веточку и тоже придумать, на что она может быть похожа. Нарисовать круг пусть ребенок что-то дорисует, чтобы получился предмет, или просто назовет, на что это может быть похоже.
Условия успешного развития творческих способностей. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Как создавать развивающую среду. Когда мы хотим обучить ребенка читать, мы покупаем кубики с буквами, вешаем буквы на предметы, чтобы он их хорошо запомнил. Также чтобы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он сможет это делать свободно, не испортив вещи. Дать ему возможность работать с различными материалами – пластилин, массы для лепки, краски, карандаши и т. п.
3. Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
4. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
5. Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь — не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка — распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
6. Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Таким образом, семья и детский сад осуществляет единый процесс всестороннего развития ребенка. Большое значение при этом отводится эстетическому воспитанию, различным видам художественной деятельности, формированию детского творчества.
nsportal.ru
Детское творчество-польза для развития ребенка
Добрый день, мои дорогие читатели!
Сегодня хочу поговорить о детском творчестве.Что такое творчество вообще? Это процесс, в результате которого создается что-то новое и красивое. Для взрослых, например, очень важно, каков будет конечный результат творчества. А что такое творчество для ребенка? Это его мир, в котором он-творец. Это мир развития его фантазии, воображения. И ребенку важен сам процесс занятий творчеством.
Чаще родители думают об интеллектуальном развитии своего ребенка , больше уделяют внимания занятиям математики, чтения и письму. Но ребенку также необходимо заниматься спортом, музыкой или рисованием.
От занятий творчеством ребенок получает большую пользу.
О пользе детского творчества
Ребенок-это маленький первооткрыватель. Он растет, развивается, постоянно исследует окружающий мир, узнает новое. Ребенок на месте не сидит! Ему все ново, интересно и важно.
У каждого малыша свой отдельный мир, со своими переживаниями, чувствами, эмоциями. Каждый ребенок по-своему воспринимает информацию. чем ярче и интереснее впечатления детей, тем богаче воображение.
Сухомлинский говорил: »Истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерство в детской руке, тем умнее ребенок.»
В детском возрасте очень важно развивать воображение и фантазию.
Основной пик развития фантазии идет в возрасте от 3 до 15 лет. И родителям не нужно упускать эту возможность сделать мир ребенка интересным, ярким и насыщенным.
Занятия творчеством развивают память, мышление, мелкую моторику рук. Ребенок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, думает, сравнивает, воображает. И учится видеть »конечный результат».
Творить с ребенком можно с самого раннего возраста. И маме отводится главная роль. Мама помогает своему малышу исследовать окружающий мир на ощупь, познать свойства предметов, различать цвета. Ребенок с детства может учится рисовать красками. Сначала пальчиковыми, потом можно ему дать кисточку и краски. Ребенок с раннего возраста может работать с бумагой-сначала он ее мнет, рвет, а потом научится работать с ножницами и клеем. Для творчества с малышами подойдут и ватные диски, палочки и любой бросовый материал. Главное-не бояться, что ребенок намусорит, а дать волю его фантазии . Совместное творчество-очень сближает родителей и детей. Да и мамы вместе с малышами учатся творить!
И благодаря промокоду My Toys можно приобрести много хороших товаров для творчества на любой вкус, для детей разного возраста со скидкой. Воспользуйтесь этим предложением!
Виды детского творчества
Какими видами творчества может заниматься ребенок?
Рисование. Это самый распространенный вид занятий с детьми. Что нужно для рисования? Бумага, краски или гуашь, карандаши, фломастеры. А можно рисовать и мелками, угольками даже на асфальте. И маминой помадой некоторые малыши умудряются рисовать.
Моя дочка младшая Ксюша постоянно в детстве рисовала на обоях, закрашивала цветочки, рисовала картинки. Наверное, многие дети так делают. Сейчас хорошо, есть специальные обои для рисования. И дети, и взрослые могут рисовать на них, не боясь испачкать стену.
Лепка. Лепить дети очень любят! Они чувствуют себя маленькими скульпторами, создавая забавную фигурку животного . лепить можно пластилином, глиной, сейчас есть разные массы для лепки. А в теплое время года дети очень любят лепить из песка и воды, создавая целые замки и города. У нас сейчас еще стоит теплая погода и Юля, моя внучка, играет во дворе, лепит из песка красивые дома, украшает их.
Фигурки животных, птиц, овощи и фрукты- вылепить с детками можно что угодно, только стоит проявить немного фантазии. Вот наши работы с Юлей из пластилина:
Дары осени-фрукты и овощи
Лепим овечку из пластилина
Улитка из пластилина
Это только некоторые из работ.
Плетение. Дети часто увлекаются плетением-из бисера, ленточек, резиночек. Создают замечательные украшения-браслеты, фенечки, броши.
Наша Юля тоже летом увлекалась плетением браслетов из резиночек.
Аппликация. Из бумаги, клея можно создать целые шедевры! Включив немного фантазии, можно сделать и рамку для фотографий, картину, открытку, подарить родным на день рождения.
А мальчики часто занимаются моделированием. Создают интересные модели самолетов, кораблей и машин. Хорошо, когда папы вместе с сыновьями конструируют модели, играют с мальчишками.
Девочки часто в детстве учатся вышивать, шить и вязать. Как здорово вместе с мамой сшить новое платье для кукол, связать красивый шарфик или вышить бабушке салфетку! Это вырабатывает и терпение, усидчивость.
Творчество моих детей
Моя внучка Юля тоже очень любит заниматься творчеством-лепить, рисовать, делать красивые аппликации. Сейчас она ходит в художественную школу , в класс для малышей, где учится рисовать гуашью, фломастерами, а также лепить из пластилина. Вот после школы мы ее водим три раза в неделю в художественную школу . Пусть учится.
Первые ее работы:
Рисунок Юли-»Клевер»
»Одуванчики»
Листья
»Цыпленок»-аппликация из пластилина
А младшая дочь Ксюша в младшем школьном возрасте любила вышивать. А сейчас она увлеклась оригами-делает из бумаги фигурки животных. Вот ее работы:
Работа Ксюши
»Зайчик»
Сейчас еще что-то мастерит, но пока не говорит, что. Секрет. Посмотрим, когда будет готово.
А еще мои девчонки любят собирать пазлы. Ксюша за лето собрала картину из 1000 пазлов. А Юля -чуть поменьше, но сама. Пазлы тоже хорошо развивают моторику рук у детей. Надеюсь, что все эти занятия пригодятся Юле в школе и помогут ей в учебе.
Собрала Ксюша
Юлина картина
Кроме перечисленных видов творчества дети могут заниматься танцами, музыкой, спортом, у некоторых хорошо получается сочинять стихи.
Я считаю, что творческий потенциал заложен в каждом ребенке. Важно его выявить и развить.
Пусть ваши дети будут творцами! Удачи им в любом виде творчества!
Хочу сообщить, что на блоге моей хорошей знакомой Алены Кравченко стартовал конкурс » Мы творческие люди’‘.Что нужно сделать? Написать статью о своих увлечениях-чем вы любите заниматься, каким видом творчества, прислать статью и фотографии Алене. Ничего сложного!
Лучшие работы будут оценены жюри и победителей ждет денежное вознаграждение. Все подробности о конкурсе читайте на блоге Алены Кравченко.
Пишите свои комментарии. Поделитесь с нами, какой вид творчества нравится вашим детям. Нам будет интересно об этом прочитать.
Если вам понравилась статья, поделитесь информацией с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.
С уважением, Ольга.
deti-i-vnuki.ru