Дети трех лет – Ребенок в 3 года / Календарь развития ребенка

Содержание

Ребенок в 3 года / Календарь развития ребенка

день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

месяц январь февраль март апрель май

mamuli.club

3 года: кризис трех лет

Тело меняет свои размеры и пропорции, ребенок уже совсем не похож на пухлого младенца. Интенсивно развиваются крупная и мелкая моторика, двигательная активность достигает максимума.

Быстрое развитие мозга ведет к расширению интеллектуальных возможностей ребенка. Происходит переход от наглядно-действенного мышления к образному, обогащается речь, развивается память и воображение.

Читайте также

За довольно непродолжительное время абсолютно меняется личность ребенка. Эти изменения затрагивают его характер, основные виды его деятельности и отношения с другими людьми – взрослыми и сверстниками. Именно в три года формируются основы образа его «Я» и определяется отношение к окружающему миру.

В связи с такой глобальной «перестройкой» внутреннего мира, ребенок довольно часто становится капризным и трудным.

Физиология

По сравнению с более младшим возрастом, особых изменений в рационе и режиме дня нет (если только вы не запишете малыша в садик). Продолжительный ночной сон, один дневной сон, четырехразовое питание. В третий день рождения можно познакомить ребенка со сладким.

Не забывайте про регулярные медосмотры: с этого момента их можно проходить раз в год, но не реже.

Навыки и умения

Ребенок этого возраста характеризуется крайне высокой потребностью в движении. Трехлетние дети постоянно совершенствуют свои двигательные навыки. На первый план выходит развитие крупной моторики — способности совершать движения, требующие участия всего тела (бег, прыжки, приседания, повороты).

Ребенок трех лет:

♦ Передвигается достаточно плавно и ловко, хорошо сохраняет равновесие.

♦ Легко изменяет направление движения и останавливается на ходу.

♦ Умеет ходить на носочках, стоять на одной ноге.

♦ Уверенно прыгает, в том числе через небольшие препятствия.

♦ Ловит и пинает мяч.

♦ Поднимается и спускается по лестнице, держась за перила и даже без опоры.

♦ Катается на трехколесном велосипеде.

В этот период совершенствуются и мелко-моторные навыки, хотя ребенок все еще испытывает трудности при совершении особо точных движений.

Тем не менее, трехлетний ребенок способен:

♦ Надевать и снимать с себя простую одежду, расстегивать пуговицы и управляться с большими молниями, снимать обувь на липучках.

♦ Правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть и пить.

♦ Держать карандаш указательным и большим пальцем, делать из пластилина шарики и валики, надрезать бумагу ножницами.

♦ Может нарисовать круг, горизонтальные и вертикальные линии, появляются первые человечки.

Таким образом, ребенок становится все более самостоятельным при выполнении повседневных действий.

Как развивается речь

К трем годам речевая активность ребенка многократно возрастает. Словарный запас малыша составляет приблизительно 1000-1500 слов, он использует практически все части речи, говорит предложениями из 3-6 слов и в целом усваивает грамматическую структуру языка.

Как правило, ребенок уже умеет выстраивать диалог: он охотно отвечает на вопросы окружающих, спрашивает сам, в его речи появляются вежливые слова и восклицательные интонации. В этом возрасте он уже может вербально описать свое состояние, рассказывать о своих впечатлениях, поделиться переживаниями.

Вообще, круг общения ребенка к концу третьего года жизни ощутимо расширяется: он много разговаривает как с близкими взрослыми, так и с незнакомыми людьми, со сверстниками.

Речь ребенка часто сопровождает его самостоятельную деятельность, малыш комментирует свои действия с предметами («бросил мячик») и обращается к игрушкам («кушай, кукла»).

Трехлетка с удовольствием слушает аудиозаписи, сказки и стихи в исполнении взрослого, с легкостью запоминает их и воспроизводит практически дословно. Кроме того, он активно «играет» с языком, экспериментирует с рифмами, придумывает несуществующие слова.

Если ребёнку уже три года, но он не говорит фразами или вовсе молчит, то необходима консультация специалистов — логопеда, невропатолога, психолога.

Как играет

В этом возрасте резко меняется и тип игровой деятельности ребенка. Раньше игра была похожа на разрозненный набор действий с игрушками. Например, взрослый показывал, как куклу кормить и укладывать спать, ребенок просто повторял за ним. Такие игры сводились к простому манипулированию предметами (малыш грузит кубики в машинку и тут же высыпает).

Теперь же ребенок эмоционально вовлечен в игру, увеличиваются ее продолжительность и вариативность. В игре появляется сюжет, все действия становятся логически связанными и последовательными. Ребенок везет кирпичи на стройку, там возводит дом и заселяет его, разбивает рядом огород и кормит овощами жильцов-новоселов.

Но самое главное – в игре ребенка появляются замещения. Большинство трехлеток без труда «превращают» од­ни предметы в другие и дают им соответствующие на­звания. Ведерко становится шляпой, фломастер – градусником, мячики – яблоками. Появление в игре таких символов свидетельствует о том, что ребенок теперь способен выйти за пределы конкретной ситуации, используя собственное воображение.

Теперь игра – это важнейшая часть жизни ребенка, деятельность, в которой происходит его эмоциональное и интеллектуальное развитие.

Психологические особенности

В возрасте трех лет у ребенка резко возрастает стремление к отделению от взрослого. Малыш все чаще произносит: «Я сам», «Я хочу», «Я не буду», и демонстрирует свою независимость от близких. Этот период называют «кризисом трех лет».

Ребенок действует наперекор любым предложениям взрослого, упрямится и закатывает истерики «на пустом месте». Он стремится все делать наоборот, противится воле старших; отвергает то, что он ежедневно делал раньше. В то же время, он пытается самостоятельно делать то, к чему объективно еще не готов.

Далеко не у всех детей кризис проявляется в таких острых негативных формах. Кто-то реагирует не так бурно или совсем недолго по времени. Однако отношения с близкими взрослыми и с самим собой претерпевают существенные изменения в любом случае. Происходит становление собственного «Я» ребенка.

По мере выхода из кризиса ребенок перестает так отчаянно противопоставлять себя взрослому. У него появляется другой способ самоутверждения: теперь он стремится к достижению результата в деятельности, а достигнув желаемого – старается продемонстрировать свои успехи взрослому и получить его одобрение.

Ребенок не просто ставит кубик на кубик – ему важно построить максимально высокую башню и услышать похвалу от родителя: «Какая высокая башня! У тебя отлично получилось!». Теперь ребенок смотрит на себя глазами взрослого, он становится крайне чувствительным к тому, как окружающие оценивают его достижения. Так начинают формироваться чувство собственного достоинства и самоуважение.

Советы родителям трехлетки

«Кризис трех лет» – испытание для всей семьи. Очень важно пройти его «правильно», ведь от того, как складываются детско-родительские отношения в этот период, зависит будущее ребенка.

Единого рецепта, как реагировать на истерики трехлетки, не существует. Главное – дать ему понять, что конфликты можно решать по-разному.

Какие-то вещи родитель запрещает категорически, и ребенку придется с этим смириться. Нельзя убегать от мамы вблизи проезжей части, это опасно для жизни, и способом проявления самостоятельности быть не может. Малыш может яростно протестовать против ограничения своей свободы – кричать и вырываться, однако в вопросах здоровья и безопасности реакция взрослого должно быть однозначной.

Если речь идет о менее серьезных разногласиях, то можно использовать разные тактики поведения.

Иногда следует отвлечь ребенка – разговорами или игрой, устроить соревнование. Например, предложить заупрямившемуся трехлетке сыграть в «кто наденет куртку быстрее». В игровой форме можно собирать игрушки на скорость или чистить зубы вместе с куклой.

Иной раз можно и уступить ребенку, ведь он тоже имеет право на свое мнение и личные предпочтения. Не хочет есть манную кашу? Предложите на выбор гречневую или рисовую. Отказывается лечь спать сейчас же? Почитайте книгу еще пятнадцать минут. Речь не идёт о потакании малейшим капризам, однако иногда стоит пойти навстречу, проявляя уважение к желаниям и потребностям ребенка.

В некоторых ситуациях малышу нужно дать возможность выплеснуть наружу свои эмоции, сбросить напряжение и принять ситуацию такой, какая она есть. Если вы решили не покупать сыну десятую машинку, и он закатил в магазине скандал, то ничего не остается, как переждать бурю. Требования «закрыть рот» и «успокоиться сейчас же» окажут прямо противоположный эффект. Нужно просто побыть рядом, обнять, вытереть слезы. Можно даже ничего не говорить, гораздо важнее –  тактильный контакт и внимание.

В таких ситуациях взрослый сам должен сохранять спокойствие и стараться не смотреть на окружающих, ведь чаще всего родители кричат на ребенка, потому что им «стыдно перед людьми».

Когда ребенок выплакался и успокоился, нужно рассказать, как надо себя вести, объяснить, почему вы поступили так, а не иначе. Воспитательные беседы будут эффективными, только если они происходят в атмосфере спокойствия и доверия.

Важно! Именно в возрасте трех лет ребенок осознает, что его желания не всегда совпадают с желанием окружающих. Если не гасить каждую конфликтную ситуацию криками и, тем более, шлепками, то ребенок осваивает разные стратегии поведения и учится считаться с волей других людей.

Кризис трех лет рано или поздно закончится, а вот то, чему ребенок научится в результате, останется с ним на долгие годы.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко

deti.mail.ru

от 3 до 4 лет

Оцените статью:

Физическое и умственное развитие ребенка в 3 года прошло уже много этапов. Он из младенца неожиданно превратился в дошкольника. Родителям пришлось пережить нелегкий переходный период двухлетки, и теперь они могут в той или иной мере вздохнуть спокойно.

Особенности развития ребенка в 3 года

Основные эмоции и желания у трехлетних малышей уже более контролируемы, они становятся в меру послушными, хорошо понимают взрослых. Ребенок быстро бегает, перелезает через препятствия, может совершать два действия одновременно. Разговаривают детки предложениями, могут на словах объяснить, чего хотят. В этом возрасте они неплохо контактируют между собой, умеют играть в общие игры. Одним словом, малыш становится почти взрослым.

Физическое развитие ребенка трех лет

Средняя масса мальчика в три года – 13-17,4 кг, девочка весит 12,5-17 кг. Рост мальчиков 91-102 см, девочек – 91-101 см. Таблица физического развития ВОЗ подает немного другие показатели, вес мальчика в ней 11,3-18,3 кг, девочки – 10,8-18,1 кг, рост соответственно – 88,7-103,5 см, и 87,4-102,5 см. По своему физическому развитию дети в трехлетнем возрасте все больше отличаются друг от друга. У них начинают проявляться генетические особенности, масса тела и рост могут зависеть от качества питания и других факторов.

К трем годам ребенок обрел много двигательных навыков. Он уверенно поднимается и спускается по лестнице, попеременно переставляя обе ножки. Играет с мячиком, может забрасывать его в коробку, копать одной ногой. Катается на трехколесном велосипеде, умеет поворачивать его в нужную сторону. Поднимается на носочках, чтобы что-то достать, прыгает на одной и двух ножках. У малышей получается стоять на одной ножке более пяти секунд. Они уверенно преодолевают разные препятствия, умеют ходить по наклонной плоскости, поворачиваться во все стороны, пятиться назад. Ребенок в этом возрасте должен выполнять два действия одновременно. Например, хлопать в ладошки и топать ножкой.

Проходит у малышей интенсивное развитие мелкой моторики. Они уже справляются с конструктором, даже если в нем детали маленьких размеров. Умеют вырезать ножницами, лепить фигурки из пластилина. Дети неплохо рисуют, могут изобразить круг, квадрат, прямую линию, некоторые большие буквы, человечков с ручками и ножками. Самостоятельно строят башенки из 8-9 кубиков, полностью складывают цветную пирамидку. Игры малышей становятся все сложнее, они придумывают роли, делают из конструкторов домики, гаражи, селят туда своих кукол, зверушек и машинки. Складывают и сортируют разноцветные картинки и карточки с рисунками, начинают по ним сочинять собственные истории. Умеет складывать пазлы из 4-5 деталей.

Увеличивается к трем годам и количество бытовых навыков. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются, пытаются завязывать шнурки и застегивать пуговички. Они хорошо едят ложкой, почти не пачкаются, пьют из кружки, умеют закручивать и откручивать крышку на бутылке. Сами моют ручки и вытирают их без помощи родителей. Умеют пользоваться носовым платком и салфетками. Просятся на горшок и хорошо регулируют свои физиологические потребности.

Умственное развитие ребенка

Когнитивное развитие ребенка в 3 года очень прогрессивное. Активизируются все мыслительные процессы, начинает проявляться логическое мышление, улучшается концентрация внимания, совершенствуется деятельность головного мозга. Дети этого возраста становятся почемучками, для них не существует вещей, о которых невозможно задать вопрос. Кроме привычных уже «что это?», «кто это?», появляется все больше «почему». Ребенок старается выяснить причину тех или иных явлений, действий. Он не отстанет от родителей, пока не удовлетворит своей любознательности. Важно давать малышу как можно более пространственные ответы, тогда его мышление будет глубоким, а не поверхностным.

У малыша к трем годам от рождения начинает развиваться фантазия. Девочка придумывает имена своим куклам, пробует сочинять простые сказки и разыгрывать их в ходе игры. Мальчикам больше нравится воображать себя смелым воином или суперменом, шофером или строителем. Дети начинают придумывать ролевые игры с 2-3 персонажами. Их уже не так просто отвлечь или переключить внимание на что-то другое. Пока что ребенок и дальше ломает свои игрушки, но уже пытается сложить их обратно. В его руках они могут обретать новые функции.

Начинают формироваться математические навыки

Ребенок к трем годам умеет сортировать предметы по цвету и форме. Увеличивается количество математических навыков, малыши умеют считать до пяти, понимают простые числа. Может выполнить сразу три команды взрослого. С удовольствием разглядывает картинки в книжках, рассказывает, что на них нарисовано. Узнает на фотографиях родителей, бабушек и дедушек, своих знакомых. Особенности его зрения позволяют различать даже самые мелкие детали на картинках, оттенки разных цветов. Учит кроха стихи и песенки, с удовольствием танцует под музыку. Может рассказать связно содержание сказки, отгадывать простенькие загадки. Сортирует предметы по их свойствам, различает форму, цвет, материал из которых они сделаны. Умеет обобщать. Например, знает, что глаза могут быть у собачки, тигренка и у человека. Что у людей нижние конечности — это ноги, а у зверей – лапы. Группируют объекты дети и по способам действия. Собака и комар кусается, самолеты и вертолеты летают.

Речевое развитие ребенка

Словарный запас у малышей к трем годам значительно увеличиваются. Они активно пользуются почти тысячей слов. Строят из них сложные предложения, активно используют прилагательные, предлоги, глаголы. Умеют правильно ставить в предложениях падежи и времена. Дети хорошо знают свое имя и фамилию, отвечают на вопрос «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?». Также они называют имена близких людей. Умеют четко выражать свои желания и чувства словами. Во время игры постоянно разговаривают, комментируют свои действия и действия персонажей. Речь малышей достаточно четкая и понятная, они все реже делают ошибки, выговаривают почти весь алфавит, основные гласные и согласные. Усидчивость и внимательность у деток становится лучше, потому с ними легче заниматься.

Дети могут запоминать стишки, сказки, песни. Разглядывая картинки на страницах книги, пересказывать сказку, которую вы читали несколько дней назад. Они могут рассказать, что делали вчера или позавчера, в начале недели и даже в начале месяца. Начинают ориентироваться, сколько времени прошло от того или иного события.

Долгосрочная память может охватывать целый год. Хорошо знают, где лежат в доме их игрушки, посуда, где находится шкаф для одежды. Узнают людей, которых видели хотя бы раз в жизни. Начинают неплохо ориентироваться на местности, могут запомнить дорогу от детской площадки до дома. Ближе к четырем годам они могут неплохо знать родной город.

Эмоциональное развитие ребенка

Психоэмоциональное, как и умственное развитие ребенка в 3 года выходит на новый уровень. Он реже капризничает и закатывает истерики, у него пропадают приступы гнева. Проблемы переходного возраста понемножку отступают. Теперь он учится контролю своего эмоционального состояния, слушает взрослых, реагирует на замечания, не кричит в общественных местах, намного реже плачет. Почаще хвалите малышей, это им нравится и вырабатывает положительное отношение к жизни. А вот ругать кроху нужно только в крайних случаях, трехлетние дети очень болезненно реагируют на порицания.

Важным моментом эмоционального развития является умение давать оценки. Малыш начинает понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

Когда он сделает что-то не так, ждет наказания от родителей, прекрасно понимая свой проступок. Также он может оценивать чужое действие, характеризуя его положительно или отрицательно. Речь ребенка становится эмоционально окрашенной. Рассказываю о каком-то событии малыш повышает голос от переизбытка чувств, путает слова, употребляет множество восклицаний. Такими же эмоциональными становятся его игры. Пределам воображения ребенка нет, потому вы сами удивитесь, насколько оригинальными бывают их персонажи.

Спектр эмоций к трем годам у малышей более разнообразный. Они умеют не только смеяться и плакать, но и смущаться, восхищаться, грустить. Иногда выражение лица крохи становится мечтательным или задумчивым. Усилится могут и страхи. Ведь фантазия в этом возрасте бурная, карапуз может придумать себе множество чудищ, которые живут в шкафу, и всерьез их боятся. Родители не должны игнорировать такое поведение. Лучше вместе с ребенком «проверить» все тайные места, где могут жить монстры, для того, чтобы убедиться в их отсутствии.

Социальное развитие ребенка

Психологическое и личностное развитие трехлетних малышей позволяет им строить более прочные социальные связи. Главными авторитетами для них остаются родители. Дети активно копируют их поведение, речь, разговорные интонации. Потому маме с папой надо следить за своим поведением при ребенке. Если они ссорятся, их общение проходит на повышенных тонах, малыш будет нервничать и копировать такой тип поведения в контактах с другими. Когда родители показывают свою любовь друг к другу, кроха будет расти спокойной и сможет делиться похожими чувствами с друзьями и сверстниками. В трехлетнем возрасте разлука с мамой воспринимается уже не так трагически, как раньше. Потому дети могут спокойно посещать садик, школу раннего развития, более охотно остаются с няней.

Дети учатся вместе играть

Трехлетние дети уже научились вместе играть. Они способны взаимодействовать, создавать и запоминать правила игры. Часто копируют движения и навыки друг у дружки, что очень положительно влияет на их развитие. Поведение малышей может быть разным, кто-то с удовольствием отдает свои игрушки, кто-то жадничает. Одним больше нравятся спокойные ролевые игры, другие более охотно бегают и прыгают. Есть среди детей драчуны, есть болтуны и молчуны, кто-то из них общительный, а кто-то замкнутый. Это означает, что к трем годам начинают проявляться индивидуальные черты характера и особенности темперамента. Гуляйте с ребенком там, где есть дети. В трехлетнем возрасте без общения со сверстниками он не сможет полноценно расти и развиваться.

Питание и режим трехлетнего ребенка

Малыш к трем годам ест практически все. Это не значит, что он может полностью питаться со взрослого стола, его немного отличаются от потребностей взрослых. Количество пищи, которую должен съедать малыш в сутки, 1500-1600 грамм. Около 500 г составляет молоко и молочные продукты. Готовьте еду вместе с ребенком, спрашивайте, что он будет есть. Таким образом малыш будет учиться делать свой выбор, понимать собственные вкусы, и гордиться, что с его мнение считаются.

Чтобы малыш получал все необходимые витамины, его пищеварительная система хорошо работала, в меню должны быть овощи, ягодки и фрукты, а также сухофрукты. Ограничений практически нет, разве что у ребенка на какие-то фрукты аллергия. С осторожностью дают бобовые, чтобы не вызвать вздутия живота. Кроме овощей и фруктов в рационе малышей должны быть каши. Выбирать их желательно на вкус малыша, больше ограничений нет. Самые полезные крупы в детском питании – гречка, рис, овсянка, пшено, также можно давать ребенку перловку, кукурузную и ячменную кашку.

Протеины – один из самых необходимых пищевых ингредиентов. Они должны составлять не меньше, чем 70-80 грамм от всего суточного количества еды. Ребенок должен есть рыбку, мяско, яйца. Пока не рекомендуется давать малышу жирную утку и гуся, но немножко свинины, без сала, ему не повредит. Жирные сорта рыбки будут полезными, ведь в них есть много витамина Д. Часть белков малыш получает из молочных продуктов, можно ему давать творожок, сыр твердый и плавленый, кисломолочные напитки. Яичками детей кормят не чаще, чем 3-4 раза в неделю. Нельзя забывать о жидкости, ребенку необходимо выпивать около 600-700 миллилитров в сутки. Поупражняйтесь в приготовлении домашних соков, компотов, киселей и муссов. Они полезней, чем покупные. Вот приблизительное меню для трехлетнего малыша:

  • Утренний прием пищи. Пюре из картошечки с укропчиком, кефир, хлебушек с маслом и джемом.
  • Обед. Супчик овощной на бульоне из курочки, рагу из картошки, морковки, цветной капусты и помидорчика, курочка вареная, компот, кусочек ржаного хлебушка.
  • Полдник. Творожок с сахаром, стакан молочка, печенье овсяное.
  • Вечерний прием пищи. Макароны, запеченные с капустой и сыром, чай, хлебушек с маслом и повидлом.

Для детей трех лет важно правильно составить режим дня и его придерживаться. Спит малыш один раз в день 1-3 часа, ночью – 9-10 часов, просыпается редко. Пред дневным и вечерним сном следует с ребенком прогуляться 1-2 часа. Если погода хорошая, полезной будет утренняя прогулка, сразу после завтрака. Лучшее время для физических упражнений – первая половина дня. Можно делать гимнастику после завтрака или после того, как ребенок пришел с улицы. Уроки для интеллектуального развития с ребенком лучше делать перед обедом, а творческие занятия перенести на вечер. Режим для каждого ребенка может иметь свои нюансы. Если малыш посещает садик, следует и в домашних условиях, на выходных или летом, придерживаться такого распорядка, который есть в детском учреждении. Иначе ему трудно будет адаптироваться после возвращения.

Важно следить за гигиеной ребенка. Приучите его мыть руки перед едой, после туалета и прогулки. Дважды в день чистите с ним зубки. Ногти на пальчиках нужно подстригать раз в неделю. Купают малыша через день или ежедневно. Научите малыша собирать свои вещи, после того как он разделся. Чистые пусть складывает в шкаф, а грязные относит в ванную. Это повлияет на его привычки в дальнейшем, приучит малыша к аккуратности.

Занятия для физического и умственного развития

В трехлетнем возрасте важно уделять внимание и физическому, и умственному развитию малышей. Гимнастика должна быть ежедневной, минут по 20-30. Сделайте ее интересной и веселой, занимайтесь с ребенком под музыку. Пускай ребенок вытянет ручки вверх, поднимется на цыпочках и скажет: «Я большой». Затем присядет и проговорит «Я маленький». Попросите малыша подольше постоять на одной ножке, как цапля, а затем попеременно попрыгать, то на одной, то на другой ноге. Лежа на спине ребенок поднимает ноги, качая таким образом мышцы пресса. Затем ложится на животик и пытается дотянуться носочками до затылка. Полезными будут занятия с большим гимнастическим мячом. Попробуйте найти обучающие видео ролики или специальные картинки в интернете, где более подробно описаны упражнения для трехлетних малышей.

В развитии речи к трем годам у детей наблюдается большой прогресс. Сейчас их нужно учить правильно формировать свои мысли, объяснять процессы и события, выражать эмоции словами. Очень помогут в этом игры с множеством вопросов. Попробуйте с ребенком группировать предметы по признакам.

Например, выясняйте, что может быть сладким, холодным, высоким. Приготовьте карточки с рисунками, пускай раскладывает и сортирует предметы по их основным признакам. Учите ребенка ориентироваться во времени. Можно начинать осваивать с ним календарь, пускай запоминает название времен года, месяцев. Рассказывайте ему о последовательности действий. Подчеркивайте, что сперва моются руки, а потом можно садится есть. Сначала из одежды нужно надеть колготки, потом штанишки, затем ботинки, и только после этого вы идете гулять.

Очень полезными будут занятия с ребенком на последовательность рядов. Для этого понадобятся карточки с рисунками, цветные картинки. На них могут быть нарисованы детки на разных этапах одевания, времена года, утро, день и ночь. Можно начинать игры, в которых нужно по признаку выделить одинаковые предметы или найти лишние, создать смысловые пары. Важное место должны занимать творческие занятия, лепка, рисование, аппликация. Пускай ребенок сам фантазирует, вы ему только подсказывайте, какие краски лучше взять, какая формочка поможет создать желаемую фигурку. Детали для аппликаций могут быть готовыми, но неплохо если малыш сам будет их вырезать по нарисованным линиям. Обязательным материалом для занятий с ребенком должны быть раскраски, цветные карточки, кубики с буквами и цифрами и другие развивашки. Любой род деятельности сопровождайте комментариями. Разговаривая с ребенком, вы совершенствуете его речь.

Занятия для эмоционального и психологического развития

Для эмоционального развития, совершенствования сенсорики и слухового восприятия пригодятся музыкальные занятия и танцы. Показывайте в книжке веселые картинки, учите шуточные стихи и песни. Ведь смех – одна из самых положительных эмоций, а чувство юмора поможет ребенку в будущем позитивно относиться к жизни, справляться с самыми сложными ситуациями. Родителям стоит знать, что у веселых детей возрастные кризисы проходят намного быстрее и легче. Правильное эмоциональное развитие не менее важно для ребенка, чем познавательное. Кроме того, музыка, цветные картинки, книги, способствуют развитию у малышей сенсорных способностей, фантазии, инициативы. Только в творчестве, которое соединено с обучением, дети могут расти и совершенствовать свои навыки.

Очень хорошо развивает мелкую моторику конструктор. Детали его могут быть разных размеров, и больших, и маленьких. Попробуйте вместе с ребенком построить домик из лего, затем поселите в него зайчика, придумайте вместе сказку об этом. Если вы практикуете раннее развитие, вам пригодится азбука, карточки Домана или кубики Зайцева, тетради, альбомы и другой полезный материал, который совершенствует умственные навыки, логику. Алфавит можно изучать и с помощью обычных книжек, с буквами, рисунками и стишками. Развитию математических способностей способствует изучение цифр, последовательных рядов, в три года можно уже начинать обучать ребенка простым арифметическим действиям. Тематическое занятие должно быть интересным, чтобы малыш не заскучал, и не утратил к нему интерес.


При использовании любой методики важно правильное планирование занятия. Используйте все рекомендации, которые приведены в пособии. Только четкое передерживание инструкции поможет в полной мере достичь результата. И помните, занятия с ребенком должны приносить ему удовольствие. Поменьше спрашивайте его об усвоенном материале, не устраивайте бесконечные тесты, не будьте слишком строгими. Подойдите ответственно к выбору направления занятия, ведь в возрасте трех лет уже начинают проявляться индивидуальные способности малышей. Если ребенок спокойный, ему больше подойдут интеллектуальные и творческие занятия, если он гиперактивный, стоит больше внимания уделить физическому развитию и подвижным играм. Не забывайте читать ребенку книги, учить с ним стихи. Только таким способом можно совершенствовать память, вырабатывать правильную речь и произношение.

Запомните, сайт или женский форум не то место, где вы должны искать советы или оценивать развитие своего ребенка. Помочь выявить проблему может только консультация педиатра или психолога. Все дети особенные, и развиваются по-своему. Нормы являются довольно условными, а отклонения от них не всегда свидетельствуют о серьезной патологии. Регулярные занятия с ребенком, ежедневное обучение в процессе игры, любовь к нему и внимание, вот что помогает малышу расти и познавать мир правильно.

sputnikdetstva.ru

Развитие детей в возрасте 3 лет. Что должен уметь делать ребенок в три года?

Воспитывая детей, многие родители предпочитают ориентироваться на определенные нормы возрастного развития. Если вашему крохе 3 года, то он должен уже многое уметь и знать, но НЕ обязан. Все очень индивидуально. Список основных умений весьма условный. Это эталон развития физиологических и интеллектуальных и эмоциональных способностей.

Не стоит расстраиваться, если ваш малыш еще что-то не умеет или не хочет делать сам, помогите ему приобрести необходимые навыки с помощью игр и увлекательных занятий.

В 3 года малыш должен уметь делать следующее:

  • Называть свое имя, фамилию;
  • Отвечать на простые односложные вопросы;
  • Рассказывать небольшие стихи, если, конечно, вы с ним их учите;
  • Называть основные цвета — минимум 3. Это красный, желтый, синий;
  • Самостоятельно одеваться и раздеваться;
  • Расстегивать пуговицы, замки на курточке;
  • Снимать обувь, одевать ее;
  • Завязывать шнурки;
  • Собирать пазлы из 4 и более элементов;
  • Строить дом, башню из кубиков;
  • Собирать круглую пирамидку правильно;
  • Считать до 5-и;
  • Рисовать картинки из палочек, кругов, точек;
  • Находить связи между предметами, например, играть в игру «Кто что ест»;
  • Собирать конструкторы;
  • Чистить зубы;
  • Самостоятельно кушать;
  • Вытирать лицо после умывания;
  • Убирать игрушки на место;
  • Складывать свои вещи в шкаф;
  • Прыгать, бегать, залезать на шведскую стенку;
  • Кататься на трехколесном велосипеде;
  • Общаться со сверстниками на площадке и в саду, выстраивать дружеские отношения на время игры.

Можно долго перечислять все умения и навыки, необходимые трехлетке, но мы остановились только на основных. Если вы поставили плюсик своему ребенку за большую часть пунктов, то можете быть спокойны. Ваш малыш развивается в нормальном ритме. Если есть некоторые задержки, неосвоенные навыки, воспользуйтесь нашими советами по их воспитанию и развитию.

Воспитание детей до трех лет

Чаще всего дети в 3 года не умеют самостоятельно одеться и раздеться. Как их этому научить?

Развиваем навык самообслуживания

Самое главное не мешать ребенку в освоении новых умений. Не торопитесь одевать его самостоятельно. Пусть сам, как может, подтягивает носочки, снимает трусики, чтобы сесть на горшок, застегивает замочки на куртке ил застежки на блузке. Купите малышу кукол, одетых в штаны и рубашки. Ему будет легче понять принцип действия не на себе, а на них. Пусть одевает и раздевает пупсов, ошибается с застегиванием пуговиц, исправляйте их вместе, не ругайтесь и не кричите в этот момент на малыша. Он только учится.

Начинайте обучение в самом раннем возрасте до 2-х лет. К 3 годам ребенок научится надевать большинство вещей сам.

Видео что должен уметь делать ребенок в 3 года

Учим ребенка прыгать, кидать и ловить мяч

Физическое развитие не заканчивается на обучение умению ходить и лазать по стульям и столам. К 3 годам малыш должен уметь подкидывать мяч, катать его, ловить, прыгать на двух и одной ногах, бегать.

Играйте с мячом всей семьей. Сначала давайте игрушку ребенку прямо в руки, потом отходите подальше, простите подставить ладони, затем кидайте мяч с дальнего расстояния. Умения ловить и кидать мяч необходимы для развития концентрации внимания, ориентации в пространстве, обдумывании собственных целей дальнейших действий.

Обучение прыжкам начинайте с 2-х лет. Подпрыгивайте на кровати, держа ребенка за руки, пусть пробует сам падать на попу, отталкиваться от поверхности. Используйте батут. Делая утреннюю зарядку, просите ребенка встать на носочки, опуститься вниз, постепенно делая маленькие прыжки на месте. Просите поймать комара, муху, бабочку на прогулке, ходите по бревну и спрыгивайте с него вместе.

Прыжки, занятия с мячом необходимы для укрепления мышц ног, рук, формирования вестибулярного аппарата.

Учим ребенка убирать за собой

Воспитывая дисциплину, вы можете привить ребенку навык аккуратно складывать вещи по местам, собранности, чистоплотности. В 1,5 — 2 года ребенок должен знать, где хранятся его носки, футболки, машинки, куклы. Привлекайте его к уборке игрушек перед сном, просите достать синюю кофту для прогулки из нижнего ящика. Так в 3 года малыш сможет помогать вам складывать личные вещи по местам и без напоминаний, а сразу после раздевания. Многие родители отмечают, что привычка убирать за собой формирует нежелание раскидывать вещи по квартире.

Молодым родителям стоит понимать, что навыки и умения 3-х летнего малыша не формируются за один день. Прививать правила поведения, обучать действиям ребенка нужно с самого рождения, постепенно увеличивая их сложность.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

vse-pro-detstvo.ru

3 года ребёнку

Вы отпраздновали третий день рождения ребёнка, который стал всё больше походить на взрослого как внешне, так и внутренне – психологически. Он неплохо говорит, знает много слов и задаёт множество вопросов. Дети в 3 года начинают осознавать себя отдельными личностями, со своими желаниями, интересами и предпочтениями.

Что умеет ребёнок в 3 года?

  • Быстро бегает, великолепно сохраняет равновесие, прыгает на двух ногах.
  • Может перепрыгнуть через невысокое препятствие.
  • Катается на трёхколёсном велосипеде.
  • Играет в мяч: хватает, кидает, ловит и бьёт по нему ногой.
  • Детки в 3 года с радостью используют раскраски для детей. Многие уже могут нарисовать вполне различимый, цветной рисунок на чистом листе бумаги без контуров.
  • Кроме белого и чёрного ещё знает и называет четыре основных цвета: красный, зелёный, жёлтый и синий.
  • Хорошо разговаривает, составляет предложения из 5–7 слов. Использует прилагательные, наречия, множественное число. Может произнести своё имя и фамилию, сосчитать до трёх, знает свой возраст.
  • Самостоятельно чистит зубы, умывается, знает, где его полотенце и пользуется им.

Трёхлетние детки с удовольствием играют и общаются со сверстниками, обмениваются игрушками, «водят» компании. Чувствительны к похвале или осуждению. Проявляют широкий спектр эмоций, бывают упрямы и капризны, если им отказывают в том, что хочется. Не любят ограничений, когда ограничивают их подвижность – непослушны, эмоционально напряжены.

Развитие в 3 года

За 3 года ребёнок сформировался в полноценную личность, у него есть характер со своими особенностями, привычки, собственный тип фигуры, даже своё чувство юмора. Он неплохой собеседник, может рассказать, как прошёл его день, где он был, что видел. Поддерживает беседу в форме «вопрос – ответ». Словарный запас в 3 года составляет до 1000 слов, в своей речи малыш успешно использует числа, прилагательные, местоимения, наречия, в детских вопросах часто можно услышать «как?» и «почему?».

Ребёнок в 3 года отличается неплохим психомоторным развитием, он значительно выносливее деток младше его. Совершает длительные прогулки пешком, за время которых получает огромное количество новых впечатлений, существенно увеличивая знания об окружающем мире. Гуляя с вами по парку, малыш может буквально засыпать вас вопросами, порой даже раздражая. Нужно проявлять терпение и ни в коем случае не показывать, что его вопросы нервируют вас. Для ребёнка всё ново, а если вы подавите его исследовательский интерес сейчас только потому, что устаёте от наивных детских вопросов, это неблагоприятно скажется на дальнейшем развитии крохи.

Любимое занятие детей в 3 года – рисование и раскрашивание. Покажите вашему малышу, как пользоваться цветными мелками, как закрашивать раскраски. Мелкая моторика развита хорошо, карапузу не составит большого труда освоить такое простое и полезное для него дело, как раскрашивание персонажей любимых мультфильмов, забавных зверушек и других чёрно-белых картинок. Многие детки этого возраста с удовольствие рисуют мелками на асфальте, цветными карандашами на чистых листах бумаги, некоторые осваивают даже акварельные краски.

С точки зрения психологии, рисунки в 3 года рассматриваются как своего рода детская речь, как подготовка к письму. В рисунке малыша отражается его мировоззрение, отношение к действительности, по рисунку сразу можно определить, что для ребёнка в 3 года является важным, что его беспокоит, о чём он мечтает.

Уход в 3 года

Многие родители отдают своих детей в детский садик в возрасте 3-х лет. У работающих мам нет особого выбора: отпуск по уходу за ребёнком закончился и его нужно куда-то пристроить. Хорошо, если рядом живут неработающие бабушки, которые не возражают взять внука или внучку к себе, но такое есть далеко не во всех семьях. Позволить себе наём няни также могут не все. Да и неработающие мамы часто устают от непоседливого малыша и предпочитают отдать его в садик, чтобы хоть немного отдохнуть и посвятить немного времени себе.

Все детки индивидуальны, а поэтому решать, можно ли отдавать ребёнка в садик или нет, нужно исходя из сопутствующих обстоятельств. Если у вас нет другого выбора – конечно, малыш пойдет в детский сад. Но в этом случае следует заранее позаботиться о том, чтобы ваше чадо успешно адаптировалось в новом окружении – водить в группы малышей, приучать к коллективу сверстников. Тогда детсад будет ему в радость: новые лица, свежие впечатления, весёлые игры с одногодками.

Если ваш трёхлетний кроха сильно привязан дому и родителям, а любое расставание даже на непродолжительное время вызывает протест – не спешите с садиком. Поскольку стресс, который испытает ребёнок при расставании с мамой и резким изменением окружения, может оказаться столь сильным, что приведет к психологической травме и в будущем скажется отрицательно, особенно на его общении с ровесниками.

Питание в основном такое же, как у взрослого человека. Если нет пищевой аллергии, отдельно готовить для трёхлетки не нужно. Старайтесь включить в рацион побольше свежих овощей, фруктов, поменьше жирного, копчёностей. Избегайте использовать много пряностей. Алкоголь противопоказан совершенно.

Сон практически не отличается того, что было годом раньше. Желательно на ночной сон уделять не менее 10 часов и один раз на час–два укладывать трёхлетку спать днём. Из-за повышенной двигательной активности и сильной впечатлительности уложить спать днём детей в этом возрасте нелегко, однако лучше настоять на своём – систематическое недосыпание не будет полезно детскому организму.

Перед ночным сном полезно провести купание. Не забывайте про гигиену: малыш в 3 года уже должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, ходить в туалет. Для профилактики заболеваний лучше повесить отдельное детское полотенце. Покажите ему, где оно висит, и регулярно меняйте его на чистое.

Занятия с ребёнком в 3 года

Любые занятия в 3 года следует проводить в игровой форме, без использования принуждения в любом виде. Малыш должен проявлять заинтересованность к развивающей игре и получать от неё удовольствие, иначе он потеряет к ней интерес и вообще перестанет в неё играть. Затрачивайте на любое активное занятие не более 15 минут. Не требуйте, чтобы карапуз в 3 года доделал задание «не смотря ни на что» – это может привести к переутомлению. Поощряйте достижения малыша – дарите ему открытки или самодельные медальки.

Стройте «пирамиды» из кубиков и коробок, бросайте лёгкий надувной мячик и помогайте ловить его, вместе рисуйте на асфальте цветными мелками, можно даже попробовать поиграть в догонялки – вариантов огромное множество – главное, чтобы вам и ребёнку было весело и интересно.

Если малыш не ходит в детский садик, помните, что следить за правильным режимом нужно вам. Прогулки в данном возрасте не мене важны, чем раньше. Ребёнок не должен сидеть всё время дома, особенно за компьютером или телевизором. Не более двух часов ежедневно посвящайте играм или гулянию на свежем воздухе.

bestkroha.ru

Развитие ребенка в 3,5 года: что должен уметь делать

К 3 с половиной годам малыш становится полноценной личностью, имеющей собственный характер, привычки, темперамент, свои отличительные черты и манеры держаться. Он стал неплохим собеседником, с удовольствием рассказывает, что произошло с ним за день, где побывал, что удалось увидеть. В этом возрасте происходит осознание себя самостоятельными индивидами со своей волей, потребностями и достоинствами. За 3 прошедших колоритных, интенсивных, неподражаемых года ребенок ощутимо вырос, освоил новый опыт, стал проворным, динамичным и пытливым.

Лексикон малыша в это время достигает полутора тысяч слов, причем с успехом пользуется числами, прилагательными, местоимениями и наречиями. Его бесчисленным вопросам, нередко ставящим родителей в тупик, нет конца, и взрослым требуется огромное терпение. Детское желание узнать все новости обоснованно. Малышу хочется быть безупречным, он ожидает, чтобы его одобряли и хвалили взрослые, которые удивляются появившейся самостоятельности и независимости в его поступках и характере.

Новое в физическом развитии

В 3 с половиной годика ребенок уже умеет несколько мгновений стоять и ходить на носочках, некоторое время может устоять на одной ножке. Во время игры или занятия он способен выполнить задание перепрыгнуть черту на полу. Немного раньше он уже научился без помощи подниматься по лесенке с чередованием ног, а не приставляя одну ногу к другой, как раньше, хотя спускается пока еще очень опасливо, фиксируя обе ноги на каждой подножке. Ему нравится спрыгивать с последнего выступа сразу двумя ногами.

У трехлетнего ребенка получается бросать и ловить мяч с двухметрового расстояния, самому крутить педали трехколесного велосипеда. Физическое развитие ребенка в 3,5 года позволяет синхронно проделывать два разноплановых жеста, к примеру, топать ногами и хлопать руками.

Обиходный опыт трехлеток

В родительской и педагогической практике накоплен большой список того, что должен уметь ребенок 3,5 лет. Малыш самостоятельно умеет одеваться и обуваться, легко справляется с одеждой без застежек, учится застегивать удобно расположенные пуговицы. Раздевается он тоже сам и перед сном может сложить одежду на стульчик. Малыш должен уже владеть гигиеническими навыками:

  • замечать непорядок в своем внешнем облике и в одежде;
  • уметь вытереть ноги после прогулки, прежде чем войти в дом;
  • использовать носовой платок или салфетку;
  • мыть руки, пользуясь мылом, и вытирать их полотенцем;
  • вставить ключи в запор в двери и повернуть их;
  • своевременно пользоваться туалетом.

Ребенок с удовольствием помогает родителям убираться в доме, работать на участке, совершать покупки. Малышу нравится, когда ему доверяют отнести на стол тарелки, умеет сам пользоваться ложкой и вилкой.

Нюансы психики трехлетних детей

Особенности развития детей 3,5 лет говорят о больших изменениях в их эмоциях. У малышей появляется чувство собственного достоинства, они гордятся собой, что умеют что-то делать лучше всех (прыгать, играть), что у них лучшие родители: самый умный папа, самая добрая мама. У них возникает понимание юмора, их смешат мультфильмы или комические жизненные ситуации. Малыши замечают красоту и уродство в природе и в жизни, могут оценить ее.

Ребенку доступно эмоциональное реагирование в разных ситуациях:

  • сопереживание, если рядом кому-нибудь плохо или больно;
  • помощь, если ему под силу это осуществить;
  • отзывчивость: если родители устали, то он не станет им мешать отдыхать;
  • сочувствие героям сказок, мультиков: он может радоваться, печалиться, сердиться вместе с ними;
  • понимание того, что поступил плохо, от этого огорчается и стыдится;
  • переживание в ожидании негативной оценки или порицания взрослых.

Малыш может надолго затаить обиду, если его наказали. Зато он видит, когда плохо поступает кто-то иной и оценивает такой поступок отрицательно: так делать нельзя. Иногда можно столкнуться с преувеличенным чувством ревности или обиды. А уж притворству и хитрости, шалостям и проказам его учить не приходится. Происходит формирование чувства предосторожности, разграничение понятий опасность – безопасность, вред – польза, нередко могут появиться тревоги, опасение темноты. Трехлетний ребенок может выполнить словесный трех- или четырехэтапный инструктаж. Увеличивается сговорчивость ребенка, он начинает осознавать возможность отсрочки немедленного исполнения своих желаний. При правильном воспитании трехлетние малыши могут эмоционально сдерживаться.

Активный детский лексикон

Интеллектуальное развитие детей 3,5 лет позволяет им, разглядывая книжки, называть увиденных на картинках известных животных, знакомые бытовые предметы, малыши знают названия одежды, посуды, растений, техники. Они могут, говоря о себе, употреблять местоимение «я», знают и другие местоимения. Дети могут строить небольшие простые предложения, грамматически верно связывая в них слова.

В пособии Ушаковой по развитию речи для детей 3-5 лет, дается характеристика речевого воспитания, рассматриваются вопросы формирования детской речи, рассказывается, как можно посредством игр и занятий помочь малышам лучше усваивать грамматические категории, заинтересовать их родным языком. Занятия, приведенные в книге, предусматривают пересказ сказок, рассматривание и описание игрушки и картины, предметов одежды, создание сюжетных рассказов на основе набора игрушек или о животных по картинкам. Все эти упражнения способствуют обучению малышей правильной речи, расширяют их словарный запас.

Речь ребят должна быть четкой, воспринимаемой окружающими. Нередко детским действиям сопутствует рассказ малышей о том, что происходит в данный момент, по дороге из садика они сообщают родителям, чем занимались в течение дня. В речи становится гораздо меньше лепета, в противном случае требуется проконсультироваться у специалиста. В этот промежуток малыши радостно заучивают и озвучивают коротенькие стихотворения и песни, сами пытаются рифмовать, интересуются взрослыми разговорами. Яркой приметой третьего года стало словотворчество – создание собственных словечек по образцам языка, но в данный момент не существующих в языке. Словарный запас детей уже так богат, что они легко употребляют прилагательные, осуществляют подбор синонимов и антонимов.

Программой развития детей 3,5 лет предусмотрено большое количество самостоятельных умений – от одевания и правил гигиены до использования карандашей и ножниц. Знания малышей тоже расширяют границы: названия домашних и диких животных, растений, материалов, явлений природы, частей суток и времен года и многое другое. Им необходимо уметь выполнять задания, не отвлекаясь, узнавать свойства и признаки, сходство и различие предметов. Дети должны знать основные цвета и геометрические фигуры, разбираться в понятиях много – мало, сравнивать реалии по размеру, форме, цветам. Родителям придется приобрести энциклопедии, чтобы ответить на все вопросы своего ребенка.

pups.su

Развитие ребенка в 3 года 3 месяца: некоторые особенности этого возраста

В этой статье:

В три года и три месяца развитие ребенка позволяет ему освоить езду на трехколесном велосипеде без помощи взрослых. Кроме того, в этом возрасте дети самостоятельно умеют кататься на качелях, скатываться на санках с небольших горок. Они проявляют огромный интерес к сверстникам, с удовольствием меняются игрушками, играют в совместные игры.

Малышам в три года и три месяца все еще сложно выполнять несколько действий одновременно. При этом детей отличает смелость и даже отчаянность: практически все трехлетки не боятся воды, высоты, с удовольствием идут на риск, если чувствуют поддержку взрослого. Трехлетние малыши очень энергичны, они много бегают, танцуют, прыгают, с удовольствием играют с мячом.

Особенности познавательного развития трехлетки

В три года и три месяца малыш знает несколько основных цветов, а также пытается определить некоторые из оттенков. Если попросить кроху найти на картинке тот или иной цвет, он это с энтузиазмом сделает.

Малыши в три года и три месяца демонстрируют активное познавательное развитие. Они играют с игрушками-вкладышами, вкладывая меньшие в большие, забавляются с пирамидкой, собирая ее в нужном порядке — по цветам колец или по размеру.

В этом возрасте развитие ребенка можно ускорить, подбирая для него игры на основе плоских геометрических фигур, например трапеции, круга, квадрата, треугольника. Дети в три года и три месяца уже умеют отличать их друг от друга, более того, они смогут сориентироваться и в конфигурации объемных фигур, подбирая, например, подходящие для них отверстия.

Как еще выражается познавательное развитие ребенка после трех лет? Вот основные его навыки в этой сфере:

  • ребенок умеет, играя, на ощупь определять геометрические фигуры и называть их;
  • собирает пирамидку из более чем 10 колец;
  • складывает мозаику по рисунку или схеме;
  • умеет называть большие, маленькие предметы, давая название тому, что между ними — «средний»;
  • складывает простые пазлы из нескольких частей;
  • запоминает место, где стояла спрятанная взрослыми игрушка, и указывает на нее;
  • имитирует письмо и чтение взрослых;
  • дорисовывает недостающие детали на рисунках;
  • рисует геометрические фигуры;
  • рисует авторские картинки, объясняя, что на них изображено;
  • лепит простые фигуры;
  • делает несложные аппликации по шаблонам.

После трех лет дети проявляют живой интерес к ролевым играм, с удовольствием играя роли взрослых, например мамы, папы или воспитателя. В процессе игры малыши фантазируют, придумывают правила, активно задействуют предметы и игрушки-заместители.

Особенности социально-эмоционального развития малыша

В три года и три месяца социально-эмоциональное развитие ребенка переходит на новый уровень. Для малыша в этот период очень важно ощутить поддержку и одобрение взрослых. Дети стараются быть более самостоятельными и независимыми, не боятся проявлять инициативу, искренне расстраиваются, если что-то получается не так, как было задумано, и гордятся, когда все идет по плану.

Особенно ярко в этом возрасте проявляется чувство доминирования над сверстниками. Малышам после трех лет очень важно доказать себе и взрослым, что они лучше всех, независимо от того, будет это соперничество в беге наперегонки с такими же малышами или лазанье по гимнастической лестнице.

Трехлетний малыш любопытен и проявляет интерес ко всему, что его окружает. Интересно, что долговременная память крохи основывается на пережитых впечатлениях, срок хранения которых может превышать год или полтора.

Одно из достижений ребенка четвертого года жизни — это контроль эмоций. В людных местах ребенок уже умеет сдерживать крики и истерики, старается соблюдать правила поведения, слушает просьбы взрослых и пытается их выполнять.

Непослушание кроха проявляет в случае намеренного ограничения его желаний, а также непонимания взрослыми того, что он хочет до них донести. Ребенок настаивает на своем и искренне расстраивается, если его наказывают или ругают.

Поступая, по его мнению, плохо, ребенок мучается от стыда и угрызений совести. Он знает, что сделал что-то не так, и уже предвидит отрицательную реакцию взрослых на свой поступок. Также малыши умеют оценивать поступки и поведение других детей, осуждая их или ободряя.

В этом возрасте нормальным для малышей является проявление самых разных эмоций, начиная от ревности и заканчивая гневом или радостью. Малыш уже умеет применять на деле не речевые способы общения, использует мимику, жесты, позы и выразительные движения.

Примечательно также и то, что в три года и три месяца кроха отлично понимает юмор, с удовольствием слушает сказки, песенки, рассказы, переживает эмоции главных героев, проявляя желание обсудить их поступки со взрослыми.

В три года и три месяца малыши особенно эмоционально отзывчивы, позитивно реагируют на пение и музыку, пробуют танцевать, соблюдая ритм, хлопают в такт музыке в ладоши и притоптывают. Предпочтение дети отдают веселой музыке, ярким картинкам. Малыши проявляют интерес к рисованию и лепке, просто обожают подвижные игры.

Как развивается речь у ребенка?

В три года и три месяца малыши уже достаточно уверенно говорят, в их активном словаре много новых слов, которые они используют при общении, а также для выражения чувств, желаний, впечатлений.

В речи трехлетнего ребенка преобладают простые, грамматически верно составленные предложения. В некоторых случаях в ней начинают появляться придаточные предложения. Очень часто ребенок комментирует собственные действия.

В три года и три месяца речевое развитие ребенка сопровождается совершенствованием его устной грамотности. Кроха уже изменяет слова по падежам и числам, знает вопросительные слова, пополняет запас прилагательных и наречий, использует предлоги. Ребенок слушает взрослых, запоминает и повторяет целые фразы из песен, сказок и стихов, старается произносить звуки и слова максимально правильно.

В этом же возрасте у детей появляется желание рифмовать. Они с удовольствием придумывают рифмы, изобретают собственные детские слова, непонятные взрослым, и следят за реакцией на них окружающих. Малыши охотно вступают в диалог как со взрослыми, так и с детьми, называют животных, насекомых, предметы и явления на картинках, дают им простые описания.

Полезные советы родителям трехлеток

Очень часто именно в три года родители принимают решение отдавать малышей в детские сады, считая, что они достаточно окрепли и их психоэмоциональное развитие позволяет им общаться со сверстниками и воспитателями без присутствия родителей. Тем не менее не все дети даже в три года и три месяца готовы к поступлению в детский сад.  Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому, прежде чем принимать такое решение, не помешает проконсультироваться с детским врачом.

После трех лет продолжается активное физическое развитие ребенка, что выражается в изменении пропорций его тела, улучшении физических качеств. Кроха вытягивается в росте, становится более координированным, быстрым и выносливым. У него многое получается, а главное, он практически не устает, пытаясь быть постоянно в движении.

Чтобы развитие крохи протекало правильно, родители должны позаботиться об организации для него правильного режима дня, желательно с дневным сном или хотя бы отдыхом.

Если планируется оформление ребенка в детский сад, то нужно постараться максимально приблизить домашний режим дня к садовскому . Кроху нужно будет будить не позднее восьми утра, кормить завтраком не позднее девяти, ходить с ним на прогулки два раза в день, обязательно приучать к самостоятельности в отношении соблюдения правил гигиены, если до сих пор за это отвечали взрослые.

Нелишним будет погулять с крохой вблизи того садика, куда он будет оформлен, познакомиться с воспитателем, детками. Такие простые действия помогут ребенку подготовиться к поступлению в детский сад, и его последующая адаптация будет быстрой и безболезненной.

rebenkoved.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *