Звуки согласных: Звуки русского языка — гласные и согласные

Содержание

Согласные буквы и согласные звуки в русском языке

Все согласные буквы и обозначаемые ими согласные звуки русского литературного языка классифицируются по четырем признакам:

  1. По участию в их образовании тона (голоса) и шума;
  2. По месту образования шума, то есть по месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух;
  3. По способу образования шума, то есть по способу преодоления преграды;
  4. По наличию или отсутствию смягчения, или палатализации (от лат. palatum «мягкое нёбо»).

Каждый согласный звук может быть охарактеризован по этим четырем признакам, и каждый согласный отличается от каждого другого согласного комбинацией этих четырех
признаков.

При образовании гласных звуков воздушная струя, выйдя из гортани, не встречает никаких препятствий в артикуляционном отделе речевого аппарата. Для образования согласных наличие препятствий является необходимым условием. В фонетике все согласные звуки классифицированы, это очень удобно когда нужно поставить человеку правильное извлечение звука.

Согласные звуки по участию голоса и шума

По участию голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные.

Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвует голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые
связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха. К сонорным в русском литературном языке относятся: [р], [л], [м], [н] и [р’], [л’], [ м ’], [н’], [й].

Шумными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта,

а голосовые связки не напряжены и не колеблются).

артикуляционный аппарат человека

Где образуется согласный звук

Звонкие шумные русского литературного языка — это [б], [б’], [в] и [в’], [д] и [д’],  [з] и [з’], [ж], [г], [г’] (жалость, врач, зори, гвоздь, буря).

Глухие шумные — [п] и [п’], [ф] и [ф’],  [т] и [т’], [с], [с’], [ш], [ш’], [ц], [ч ’], [к], [к ’], [х], [х’] (пилотка, фольклор, секрет, шепот, шум, гречка, цитата, хранить, шика).

Согласные по месту образования шума

По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи — губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных — язык. Активные органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным —
верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу.

Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.

Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные.

Губно-губные согласные образуются смыканием нижней губы с верхней. К ним относятся: [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’].

Губно-зубные согласные образуются сближением нижней губы с верхними зубами. К ним относятся: [ф], [ф’],  [в], [в’].

Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — выполняет активную роль в образовании звука.

Переднеязычные согласные делятся на две группы: зубные и нёбно-зубные.

Парные согласные звуки

Парные согласные звуки

При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся: [т ], [ т ’], [д], [д’], [с], [с’], [з], [з’], [ц], [н], [н’], [л], [л’].
При образовании нёбно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части нёба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся: [ш], [ж], [ш’],
[ж’], [ч’], [р], [р’].

Среднеязычным, а по пассивному органу средненёбным, в русском языке является согласный [й]. При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему нёбу.
Заднеязычные, а по пассивному органу

задненёбные, звуки [к], [г], [х], [к’ ], [г’], [х’] образуются смыканием ([к, г]) или сближением ([х]) задней части языка с неподвижным
задним нёбом.

Согласные по способу образования шума

По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты (смычно-щелевые),
смычно-проходные, дрожащие (вибранты).

Смычные (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум.

К смычным в русском языке относятся: [п], [п.’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’].

Фрикативные (щелевые) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели.

Фрикативными согласными являются: [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [ш’], [й], [х], [х’].
Аффрикаты — это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных.

В русском литературном языке есть две аффрикаты: [ц] (т + с) и [ч’] (т’ + ш’).

Согласные звуки

Согласные звуки

Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость
рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые.

К носовым смычно-проходным относятся: [н], [ н’], [м], [м’]; к боковым — [л], [л ’] (бок языка примыкает к верхней челюсти).

Дрожащими являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся: [р], [р’].

Более наглядно характеристика согласных по способу образования будет выглядеть так:
Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, смычные и щелевые и другие — все покажет таблица.

Таблица классификации согласных звуков в русском языке

Способ образованияМесто образования
Губные
Язычные
Губно-губныеГубно-зубныеПереднеязычныеСреднеязычныеЗаднеязычные
ЗубныеПередненёбныеСредненёбныеЗадненёбные
СмычныеРотовые[б] [ц] [б’] [п ’][д] [т] [д’] [т’][г ] [к ] [г’] [к’]
Носовые[м] [м’][н] [н’]
ЩелевыеСрединные[ в ] [ ф ] [ в ’] [ф’][ з ] [ с ] [з ’] [с’][ж ] [ш ] [ж’] [ш’][й][х ] [х’]
Боковые[л ] [л ’]
Африкаты[ц][ч’]
Дрожащие[р ] [р’]

Согласные по наличию смягчения

По наличию или отсутствию смягчения (палатализации) все согласные делятся на твердые и мягкие. При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция — средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Эта дополнительная артикуляция иначе называется «йотовой» артикуляцией, т. е. основная артикуляция

согласного осложняется дополнительной средненёбной артикуляцией, свойственной согласному [й]. Твердые согласные не имеют такой дополнительной артикуляции.

Мягкими в русском литературном языке являются согласные: [п ’], [б’], [ф’], [в’], [м’] [т ’] [д’] [с’], [з’ ], [ш’], [ж’], [ч’], [н’], [л’], [р’], [к’], [г’], [х’].

Остальные согласные — твердые. Мягкие согласные звуки, получающие «йотовую» артикуляцию как дополнительную, называются палатализованными в отличие от [й], у которого
эта артикуляция не дополнительная, а основная и который поэтому является палатальным.

Таким образом, каждый согласный звук русского языка может быть охарактеризован по совокупности четырех признаков, которые выступают в разных комбинациях.
Например:
[п] — глухой шумный, губно-губной, смычный, твердый;
[д’] — сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, боковой, мягкий;
[ц] —аффриката, переднеязычный, зубной, твердый.

Помните, что мы не можем говорить  «мягкие согласные буквы» или  «твердые согласные буквы». Буквы — всего лишь знаки, которыми обозначаются звуки, поэтому правильно говорить так «мягкие согласные звуки» и «твердые согласные звуки».

Звонкие согласные звуки в русском языке

Звонкие соглас­ные — это зву­ки, кото­рые состо­ят из голо­са и шума.

Выясним, что такое звон­кие соглас­ные зву­ки в рус­ском язы­ке.

Рассмотрим, как обра­зу­ют­ся звон­кие соглас­ные зву­ки, каки­ми они быва­ют и чем отли­ча­ют­ся от глу­хих соглас­ных.

Что такое звонкие согласные звуки?

Наша речь состо­ит из закон­чен­ных по смыс­лу и инто­на­ци­он­но отрез­ков, кото­рые назы­ва­ют­ся пред­ло­же­ни­я­ми. Каждое пред­ло­же­ние стро­ит­ся из отдель­ных слов, а сло­ва в свою оче­редь состо­ят из зву­ков. Звук явля­ет­ся мини­маль­ной еди­ни­цей речи, как сло­во и пред­ло­же­ние.

Звуки по сво­е­му каче­ству быва­ют раз­ные. Те зву­ки, в обра­зо­ва­нии кото­рых участ­ву­ет толь­ко голос, так и назы­ва­ют­ся — глас­ные. Это зву­ки [а], [о], [у], [э], [и], [ы], кото­рые про­из­но­сят­ся откры­тым голо­сом. Остальные зву­ки нашей речи явля­ют­ся шум­ны­ми. Но шумят они по-разному. Те зву­ки, кото­рые про­из­но­сят­ся с уча­сти­ем голо­са и шума, явля­ют­ся звон­ки­ми. При их обра­зо­ва­нии воз­дух про­хо­дит через голо­со­вые связ­ки на выдо­хе и застав­ля­ет их дро­жать, виб­ри­ро­вать. Эту виб­ра­цию голо­со­вых свя­зок мож­но ощу­тить, если поло­жить руки на гор­ло. Если заткнуть уши, то при про­из­но­ше­нии звон­ких соглас­ных воз­ни­ка­ет звон в ушах. При про­из­но­ше­нии глу­хих соглас­ных, кото­рые состо­ят толь­ко из шума, тако­го коле­ба­ния голо­со­вых свя­зок и зво­на в ушах не ощу­ща­ет­ся.

Определение

Звонкие соглас­ные — это шум­ные зву­ки речи, в обра­зо­ва­нии кото­рых шум пре­об­ла­да­ет над голо­сом.

В фоне­ти­ке рус­ско­го язы­ка насчи­ты­ва­ет­ся 20 звон­ких зву­ков, кото­рые в пись­мен­ной речи обо­зна­ча­ют­ся 11 бук­ва­ми:

  • бук­ва «б» — это зву­ки [б] или [б’]
  • «в» — [в] или [в’]
  • «г» — [г] или [г’]
  • «д» — [д] или [д’]
  • «ж» — [ж]
  • «з» — [з] или [з’]
  • «й» — [й’]
  • «л» — [л] или [л’]
  • «м» — [м] или [м’]
  • «н» — [н] или [н’]
  • «р» — [р] или [р’].

Большинство букв, обо­зна­ча­ю­щих звон­кие соглас­ные, нахо­дят­ся в нача­ле алфа­ви­та. Как видим, мно­гие звон­кие соглас­ные обра­зу­ют пары по при­зна­ку мягкости/твёрдости.

Мягкие и твёрдые звонкие согласные звуки

Все звон­кие соглас­ные раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твердости, кро­ме все­гда твёр­до­го звон­ко­го соглас­но­го [ж] и все­гда мяг­ко­го (пала­таль­но­го) зву­ка [й’].

Произношение мяг­ко­го и твёр­до­го соглас­но­го раз­ли­ча­ет­ся поло­же­ни­ем язы­ка. При обра­зо­ва­нии мяг­ко­го соглас­но­го сред­няя спин­ка язы­ка выги­ба­ет­ся к нёбу гово­ря­ще­го.

Мягкость и твёр­дость звон­ких соглас­ных зави­сит от их фоне­ти­че­ской пози­ции в сло­ве. Если после них нахо­дят­ся глас­ные [а], [о], [у], [э], [ы], то соглас­ные про­из­но­сят­ся твёр­до.

  • бул­ка [б у л к а]
  • во́рот [в о р а т]
  • гул [г у л]
  • дар [д а р]
  • з а р я [з а р’ а].

Если же после соглас­ных пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и» ,»ю», «я», «ь», то при про­из­но­ше­нии слов звон­кие соглас­ные зву­чат мяг­ко:

  • би́рка [б’ и р к а]
  • голубь [г о л у б ‘]
  • ве́чер [в’ э ч’ и р]
  • геро́й [г’ и р о й’]
  • дя́тел [д’ а т’ и л]
  • зима́ [з’ и м а]

У пере­чис­лен­ных звон­ких соглас­ных име­ют­ся пар­ные глу­хие соглас­ные. Глухие соглас­ные обра­зу­ют пару с подоб­ны­ми им звон­ки­ми соглас­ны­ми. Только в их обра­зо­ва­нии почти нет голо­са, а пре­об­ла­да­ет шум.

Парные звонких и глухие согласные

Парные звонких и глухие согласные

Непарные звонкие согласные

В рус­ском язы­ке, кро­ме рас­смот­рен­ных пар­ных соглас­ных, суще­ству­ют непар­ные звон­кие соглас­ные, кото­рые про­из­но­сят­ся с боль­шей долей голо­са, чем шума. Их назы­ва­ют тер­ми­ном «сонор­ные», кото­рый вос­хо­дит к гре­че­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный». Как ста­но­вит­ся ясно из их назва­ния, сонор­ные соглас­ные в силу сво­ей при­ро­ды не име­ют пары по при­зна­ку звонкости/глухости. Эту груп­пу соглас­ных состав­ля­ют 9 зву­ков, обо­зна­чен­ных в пись­мен­ной речи бук­ва­ми:

  • бук­ва «й» — это звук [й’]
  • бук­ва «л» — это зву­ки [л] или [л’]
  • бук­ва «м » — это [м] или [м’]
  • бук­ва «н» — это [н] или [н’]
  • бук­ва «р» — это [р] или [р’].

Сонорные зву­ки, кро­ме [й’], состав­ля­ют пары меж­ду собой по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Понаблюдаем:

  • лас­ка [л] — лира [л’]
  • моло­ко [м] — мет­ла [м’]
  • нор­ка [н] — нер­па [н’]
  • рысь [р] — ряс­ка [р’].

Они не меня­ют сво­е­го каче­ства зву­ча­ния и не зави­сят от фоне­ти­че­ской пози­ции в сло­ве. Остальные звон­кие соглас­ные под­вер­же­ны вли­я­нию глу­хих соглас­ных. Их каче­ство меня­ет­ся в зави­си­мо­сти от место­на­хож­де­ния в сло­ве. Рассмотрим эти фоне­ти­че­ские про­цес­сы подроб­нее.

Оглушение звонких согласных

Звонкие соглас­ные, если сто­ят в кон­це сло­ва, нахо­дят­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции и под­вер­га­ют­ся оглу­ше­нию. При про­из­но­ше­нии они заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми соглас­ны­ми:

  • ко́роб [ко р а п]
  • но́ров [н о р а ф]
  • поро́г [п а р о к]
  • пара́д [п а р а т]
  • сто́рож [с т о р а ш]
  • моро́з [м а р о с].

Если звон­кий соглас­ный нахо­дит­ся перед глу­хим, то ана­ло­гич­но для него это сла­бая фоне­ти­че­ская пози­ция. Звонкий под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию глу­хо­го соглас­но­го и упо­доб­ля­ет­ся ему, то есть меня­ет свое каче­ство и зву­чит при­глу­шён­но. Происходит асси­ми­ля­ция звон­ко­го соглас­но­го зву­ка (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние», «сопо­став­ле­ние») по при­зна­ку глухости/звонкости.

Понаблюдаем:

  • обстрел  [а п с т р’ э л]
  • баловство́  [б а л а ф с т в о]
  • заводско́й  [з а в а т с к о й’]
  • ука́зка  [у к а с к а]
  • бро­дя́жка  [б р а д’ а ш к а].

Согласные зву­ки само­сто­я­тель­но не обра­зу­ют фоне­ти­че­ский слог, а толь­ко в паре с глас­ны­ми зву­ка­ми.

Скачать ста­тью: PDFПарные звонких и глухие согласныеПарные звонких и глухие согласные

Произношение согласных звуков | ДИКТОРЫ.com

Если слово оканчивается на звонкий согласный, то он оглушается не только перед паузой, но и при её отсутствии, когда следующее слово начинается с глухого согласного, гласного или согласных [р], [л], [м], [н], [й], [в]. Например, произношение слова снег с глухим согласным в конце происходит в таких сочетаниях:
сне[к] падает (перед глухим согласным [п]), сне[к-ы]дёт (перед гласным [и]), сне[к] рыхлый (перед [р]), сне[к] лёгкий (перед [л]), сне[к] мягкий (перед [м]), сне[к] набухший (перед [н]), сне[к] я принёс (перед [й]), сне[к] ватный (перед [в]).

Данное правило касается и произношения предлогов: близ (звучит бли[с’]), сквозь, против, напротив, вокруг и частиц ведь, уж: близ пещеры — бли [с’-п’]ещеры, вокруг Падуи — вокру[к-п]адуи, сквозь изгородь — скво[с’-и]згородь, напротив Арбата — напроти[ф-а]рбата, близ реки — бли[с’-р’]еки, близ Рангуна — бли[с’-р]ангуна, сквозь  линзу — скво[с’-л’]инзу, вокруг Лейпцига — вокру[к-л’]ейпцига, против медведя — проти[ф-м’]едведя, близ Мацесты — бли[с’-м]ацесты, напротив нас — напроти[ф-н]ас, вокруг Новосибирска — вокру[к-н]овосибирска.

Таким же образом произносятся имена на звонкий согласный, если они находятся в сочетании с отчествами или фамилиями. Звонкий согласный оглушается перед гласными и перед согласными [р], [л], [м], [н], [й], [в]: Олег Иванович — оле[к-ы]ванович, Всеволод Романович — всеволо[т-р]оманович, Глеб Леонтьевич — гле[п-л’]еонтьевич, Любовь Евгеньевна — любо[ф’-йие]вгеньевна, Леонид Викторович — леони[т-в’]икторович, Глеб Успенский — гле[п-у]спенекий, Леонид Андреев — леони[т-а]ндреев.

Звонкие согласные оглушаются перед глухими в середине слова: трубка — тру[пк]а, травка — тра[фк]а, книжка — кни[шк]а, сказка — ска[ск]а, Ладожское озеро — ладо[шс]кое озеро, Ковпак — ко[фп]ак.

На месте глухих перед звонкими (кроме [в]), по правилам орфоэпии, произносятся соответствующие звонкие согласные. Так, на месте к произносится [г]: вокзал — во[гз]ал, экзамен — э[гз]амен, на месте с- [з]: сгорел — [зг]орел, Солсбери — сбл[зб]ери, Беллинсгаузен — беллин[зг]аузен, Уиледен-уил[ед]ен, на месте т — [д]: отгадать — о[дг]адать, отбросить — о[дб]росить, Атбасар — а[дб]асар и т. д.

Твердые и мягкие согласные

Большинство согласных бывают твёрдыми и мягкими. Это видно при сравнении звучания [л] в словах мел и мель, [р] в словах удар и ударь, [т] в словах тук и тюк.

Отдельные согласные бывают только твёрдыми: [ж], [ш], [ц]. Они не смягчаются ни в положении перед [и] и [э] (жир — [жы]р, Жильбер — [жы]льбер, жесть — [жэ]сть, Жешув — [жэ]шув, ширь — [шы]рь, Шильон — [шы]льон, шерсть — [шэ]рсть, Шелли — [шэ]лли, цирк — [цы]рк, цех — [цэ]х, Цеткин — [цэ]ткин), ни в положении перед мягкими (художник — худо [жн’]ик, награждён — награ[жд’] ён, Жвирка — [жв’]ирка, здешний — зде[шн]ий, промышленный — промы[шл’]енный, Перемышль — перемы[шл’], цвет — [цв’]ет.

Смягчение твёрдых звуков [ж], [ш], [ц]  возможно лишь в некоторых иностранных словах: жюри, Жюль, «Жюстис», пшют, пшютоватый, шютте, Шяуляй, Коцюбинский, Цюрих, Цюрупа.
Но в таких словах как: брошюра, брошюрный, брошюровать, брошюровка и других с тем же корнем, а также в словах парашют, парашютизм, парашютировать, парашютист, парашютный  произносится твёрдый звук [ш].

Только мягкими бывают — [ч]  (поэтому при транскрипции, он не сопровождается знаком мягкости) и долгий  [ш’], который обозначается буквой щ.
Отклонением от правил орфоэпии является произношение твёрдых согласных на месте ч и щ, которое появляется под влиянием белорусского языка и некоторых русских говоров.

На месте буквы л перед а, о, у, ы, перед буквами, обозначающими согласные, а также на конце слова,  произносится твердый [л]: палатка — па[л]атка, лодка — [л]одка, валун — ва[л]ун, лыжник — [л]ыжник, полный — по[л]ный, угол — уго[л], Ларсен — [л]арсен, Полонский — по[л]онский, Луанда — [л]уанда, Чердаклы — чердак[л]ы, Колтуши — ко[л]туши, Оскол — оско[л].
Но в отдельных именах собственных, которые пришли к нам из французского, итальянского, немецкого языков, на месте буквы л, произносится полумягкий звук, средний между [л] и [л’]: «Ла Скала», Ла Валле Пуссен, Ла-Рошель.

Произношение согласных в конце приставок перед разделительным ъ — твердое: объявление — о[б]ъявление, Объячево — о[б]ъячево, отъезд — о[т]ъезд, подъем — по[д]ъем.
Только для приставки с — и приставок, которые заканчиваются на з, допустимо как мягкое, так и твёрдое произношение перед ъ: съезд — [с’]ъезд и [с]ъезд, изъять — и[з’]ъять и и[з]ъять, безъярусный — бе[з’]ъярусный и бе[з]ъярусный.

Произношение всех согласных перед разделительным ь, кроме [ж] и [ш], — мягкое: бьёшь — [б’]ьёшь, воронье — воро[н’]ьё, пьют — [п’]ьют, семья — се[м’]ья, соловьи — соло[в’]ьи, Кабальерия — каба[л’]ьерия, Сырдарья — сырда[р’]ья, Сьерра-Невада — [с’]ьерра-невада (однако в формах дрожью, брошью согласные [ж] и [ш] не смягчаются).

По правилам орфоэпии, конечный твёрдый согласный звук предшествующего слова не должен смягчаться перед начальным [э] последующего слова, если в произношении они сливаются: в этих — [в-э]тих, с этим — [с-э]тим, к элеватору — [к-э]леватору, в энциклопедии — [в-э]нциклопедии, с энтузиазмом — [с-э]нтузиазмом, в Экибастузе — [в-э]кибастузе. Если согласный перед [з] смягчается — это просторечный стиль.

На месте -мь, -бь, -пь, -вь, -фь  произносятся мягкие: семь -се[м’], восемь- восе[м’], дробь — дро[п’],  прорубь — прору[п’], накипь — наки[пь], осыпь — осы[п’], вплавь — впла[ф’], любовь — любо[ф’], верфь — вер[ф’].
Произношение твёрдых согласных звуков вместо конечных мягких — недопустимо. Только в словах семьсот, восемьсот губной [м] может произноситься и твёрдо.

В словах иностранного происхождения согласные перед е смягчаются: академия, демократия, декада, интеллект, легальный, мемориал, тенор, терапевт, Непал, Пенджаб, Легар, Рабле, Меринг и др.
Но во многих нерусифицировавшихся иностранных словах согласные перед е не смягчаются. Не всегда смягчаются губные  [п], [б], [в], [ф], [м]:

[пэ] — купе, канапе, пери, Пер-Лашез, Лопе де Вега, Шопен, Чапек;
[бэ] — Бердем, Бени-Аббес, Бернард Шоу;
[вэ] — Бове, Веттерхорн, Сольвейг, Эрве;
[фэ] — аутодафе, кафе;
[мэ] — буриме, консоме, люмен, метр (учитель, наставник), реноме, Малларме, Мериме, Сомерсет Моэм.
Чаще сохраняют твёрдость перед е зубные согласные [т], [д], [с], [з], [н], [р].
[тэ] — интервью, компьютер, пантеон, стенд, термос, фортепьяно, эстетика, Ватерлоо, Монтевидео, Пастер, Пестель, Стендаль;
[дэ] — геодезия, демпинг, дельта, кодекс, модель, модерн, тенденция, шедевр. Аден, Баден, Дели, Декарт, Делиб, Мендельсон;
[сэ] — несессер, секста, сенсуализм, сепсис, шоссе, Сен-Готард, Сенека, Мюссе, Сен-Санс, Сент-Экзюпери;
[зэ] — безе, морзе, зейгерование, шимпанзе, Базель, Мозель, Бизе, Дузе, Земмеринг, Жозеф, Зегерс;
[нэ] — анестезия, бизнес, генетика, кибернетика, пенсне, тоннель, турне, Мане, Мони, Нейгауз, Никсе, Нельсон, Неру;
[рэ] — каре, кредо, пюре, регби, рейхсвер, тире, тред-юнион, Альфред, Андре, Дюрер, Крейслер, Прево, Рейснер, Рерих, Торез.

В продолжении темы, читайте — произношение смягчённых согласных перед мягкими. Мягкий согласный перед мягким. Произношение отдельных грамматических форм. Также, посмотрите как произносятся слова с непроизносимыми согласными. После согласных переходите к произношению безударных гласных. Обязательно изучите особенности постановки ударения в русском языке.

Твердые и мягкие согласные звуки 1 класс: таблица, правило

Когда ребенок приходит в первый класс, на него наваливается очень много информации по всем учебным предметам. Львиную долю всей информации детям предоставляет учитель. Но проблема зачастую состоит в том, что дети еще маленькие, чтобы быстро схватывать знания, да и учебные классы часто переполнены. По статистике, среднее количество первоклассников в классе составляет 28-30 человек. Научить такое количество детей в кратчайшие сроки учителю довольно сложно. Поэтому родители должны активно включаться в учебный процесс и помогать своим детям осваивать науку.

Эта статья больше рассчитана на родителей, чем на учителей, поскольку носит рекомендательный характер. Да и авторы статьи не претендуют на то, чтобы обучать квалифицированных педагогов, как им проводить свои занятия. Родителям же эта информация будет полезной, поскольку она дает возможность объяснить ребенку-первокласснику, как различать согласные звуки между собой, какими они бывают, а так же благодаря каким ухищрениям можно с легкостью запомнить правила русского языка.

§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки

Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.

Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки. Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений).

В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.

Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».

Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот  в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.

А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.

При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении.

Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.

§ Как обозначатся твердые и мягкие звуки на письме

На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Для обозначения мягкого звука используют апостроф «`». Твердые же звуки не выделяются никакими знаками на письме.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

Ниже приведем поясняющую таблицу, в которой наглядно отображено, что один и тот же звук может быть и твердым, и мягким, в зависимости от того, какая гласная за ним следует.

Таблица с примерами написания звуков в мягком и твердом употреблении

баран[б][б`]белье
ворс[в][в`]вяз
горб[г][г`]гиря
дом[д][д`]дядя
золото[з][з`]земля
кот[к][к`]кит
лыжи[л][л`]лимон
мусор[м][м`]мяч
нора[н][н`]Нюра
полы[п][п`]пение
робот[р][р`]река
солнце[с][с`]семя
тон[т][т`]темя
фурор[ф][ф`]финал
хомяк[х][х`]хижина

 

Можно заметить, что согласные звуки образуют по твердости-мягкости пары: [в] — [в`]; [к] — [к`] и др. На письме и твердые и мягкие звуки обозначаются одинаковой буквой, а вот произносятся по-разному. С помощью такой таблицы дети легче понимают, твердость и мягкость согласных звуков, при этом запоминая, что знак «ь» всегда делает согласный мягким, а знак «ъ» — всегда твердым согласный, за которым он стоит.

§ Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкие

Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» — бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит, а «й»; «ч»; «щ» —  мягкими по тому же признаку. Можно сделать ребенку такую напоминалку, которую он будет носить в тетради по письму:

ж   ш   ц   ч   щ   й

Обязательно заострить внимание, что «ч»; «щ»; «й» сидят на подушках здесь, поэтому они всегда мягкие. Ребенок запомнит эту ассоциацию, и уже всегда будет четко называть эти звуки мягкими.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg Если же  ребенку никак не удается запомнить, какие буквы всегда бывают твердыми или мягкими, можно использовать следующий хитрый прием. Пошить 3 подушечки с поролоном и нарисовать на них буквы «ч»; «щ»; «й», и вырезать из плотного картона таблички с буквами «ж»; «ш»; «ц». Положить эти предметы на видное место, например на рабочий стол. Постепенно у ребенка отложится в голове ассоциация  твердых и мягких букв.tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

Также в тетрадь по письму можно вклеить и такую напоминалку: «жи» и «ши» пишем с буквой «и». Объясните ребенку, как дело обстоит и с другими гласными и твердыми согласными. Выпишите слова-исключения в столбик.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

§ Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звукиГлухие звуки
[б][ж][к][х]
[в][з][п][ц]
[г][л][с][ч]
[д][м][т][ш]
[й][н][ф][щ]

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение [ж]-[ш]) [б]-[п]; [в]-[ф]; [г]-[к]; [д]-[т]; [з]-[с].

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass-tablica-pravilo.jpg

§ Таблица твердых и мягких звуков

Чтобы еще раз закрепить понятие о твердых и мягких согласных звуков, следует различать расположение языка во время произношения. Когда говорится мягкий звук, то язык движется вперед, поднимаясь к небу своей серединой. При произношении твердых согласных язык вперед не смещается.

Чтобы систематизировать знания о твердых и мягких звуках, составим таблицу:

Твердые и мягкие согласные
Твердыеперед гласными: а, о, у, э, ы.
в конце слова перед другой согласной: капкан, стакан.
 ж, ц, ш.
Мягкиепосле согласной стоит мягкий знак: соль, фасоль, зверь.
перед гласными: е, е, и, ю, я.
й, ч, щ.

§ Развивающие игры для закрепления материала

Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.

✍ Угадай-ка

Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.

Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].

Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.

✍ Выбирай твердые!

Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.

✍ Найди пару

Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.

✍ Физкультминутка

Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.

✍ Споем друзья!

Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.

Учитель: Па-па-па…

Дети: Пи-пи-пи…

У: Хо-хо-хо…

Д: Хи-хи-хи… и т. д.

Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.

При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести. Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.

§ Вместо заключения

Первый класс – это стресс и для детей, и для родителей. Поэтому, чтобы облегчить период адаптации ребенка в школе и помочь ему привыкнуть к новым требованиям, проявляйте спокойствие и уверенность, терпимость к детским ошибкам и промахам. Объясните ребенку, что не стоит бояться в чем-то ошибиться, кто не ошибается, тот не учится. Ну и, конечно же, помогайте ему осваивать новые горизонты, и тогда любая наука будет даваться легче.

Звуки и буквы русского языка — схема, таблица, транскрипция

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт — спорт, ворона — воронка), набором звуков (лимон — лиман, кошка — мышка), последовательностью звуков (нос — сон, куст — стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка — катер, лес — парк).

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные. В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

звуки и буквы русского языка Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки — приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова — запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а — буква, [а] — звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение — апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики.

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Гласныеа о у э и ы я ю е ё
Согласныец ш ж б в г д з к л м н п р с т ф х ч щ й
ь, ъь ъ

Обозначения:
  — гласная,   — йотированная,   — твёрдая согласная,   — мягкая согласная,   — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

Классификация согласных звуков в русском языке

Шпаргалка студента Данная краткая классификация согласных звуков поможет вам правильно транскрибировать любые тексты.

Классификация по участии голоса и шума

Сонорные (звучные): [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j’]

Сонорные не оглушаются, в любой позиции сильные и перед ними согласные как перед гласными всегда находятся в сильной позиции.

Шумные:

— звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з]

— глухие: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’], [ш], [ш’]

Классификация по месту образования

Губные:

— губно-губные: [б], [м], [п]

— губно-зубные: [в], [ф]

Язычные:

— переднеязычные:

  • зубные: [д], [т], [з], [с], [л], [н], [ц]

Маленькая хитрость для лучшего запоминания: зубные звуки — все согласные звуки в слове «солнце» + [д],[т],[з]

  • нёбно-зубные: [ж], [ш], [ш’], [ч’], [р]

— среднеязычные: [j’]

— заднеязычные: [г], [к], [х]

Классификация согласных по способу образования

Смычно-взрывные согласные: [б], [п], [д], [т], [г], [к]

Фрикативные (щелевые): [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [х], [ш’], [j’]

Аффрикаты: [ц] = [т-с], [ч’] = [т-ш]

Группа смычно-проходных:

— носовые [м], [н]

— ротовой [л] / вибрант (боковой) [р]

Классификация по наличию и отсутствованию смягчения

Палатализация (палатум «твёрдая нёба») — смягчение согласных.

В русском языке каждый твердый согласный имеет свою мягкую пару, который является отдельным самостоятельным звуком.
Почти все согласные имеют свою мягкую пару кроме таких звуков как:

[ж], [ш], [ц] — они всегда твердые в любых позициях
[ч’], [ш’], [j’] — эти звуки мягкие и в любой позиции остаются полностью мягкими.

Особенности произношения согласных звуков

В пении есть свои особенности произношения согласных звуков. Об этих особенностях мы и поговорим сегодня.

Разновидности согласных звуков

Все согласные делятся на несколько разновидностей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глухие – П, Ф, Т, С, Ц, Ш, К, Х

звонкие – М, Б, В, Д, З, Н, Л, Р, Ж, Г

сонорные – Р, Л, М, Н

Сонорные согласные – звуки, имеющие протяженность и не прерывающие звучность: р-р-р, н-н-н. Остальные согласные звучность прерывают. Если в тексте преобладают гласные или сонорные согласные звуки, то этот текст — вокальный.

В зависимости от того, какая часть артикуляционного аппарата принимает участие в образовании звука, согласные делятся на следующие разновидности:

губные – Б, П, М, В, Ф
языковые – Д, Т, Л, Н, Р
нёбные – К, Г, Х, Й
шипящие – С, З, Ш, Щ, Ч, Ж, Ц
поющие – М, Л, Н, Р
Каждый звонкий согласный звук имеет парный глухой:
Б – П,   В – Ф,   Г – К,    Д – Т,    Ж – Ш,   З – С.

Иногда в пении звонкие согласные заменяются глухими, так как для их произношения нужно меньше затрачивать усилий, чем для произношения звонких согласных.

Произношение  согласных звуков в пении

Начинающему вокалисту следует помнить, что поются в пении гласные звуки, а согласные только произносятся. Но произносятся быстро и кратко, так как протяженность согласных ухудшает качество звука; четко и ясно, чтобы слушателю было понятно содержание произведения, потому что речь мы распознаем по согласным звукам. Определите, например, слово по таким гласным: ОАЫ, а по таким согласным – СГЛСНЙ? По последнему примеру мы с большей вероятностью можем прочесть слово СОГЛАСНЫЙ.

Можно сказать, что согласные – это скелет певческого процесса, его основа. Иногда начинающие вокалисты укорачивают гласный звук за счет последующего согласного звука, спешат перейти на этот согласный, в результате искажается значение слова.
Гласные звуки выполняют главную роль в пении, но это не значит, что согласные – второстепенные. Согласные – каркас слова, его основа.
Согласные должны произноситься коротко и четко. Для того чтобы добиться протяженности гласных и короткого произношения согласных, в пении есть правила произношения звуков. Эти правила отличаются от правил письма.

Правила произношения согласных звуков

Орфоэпия – правила произношения. Рассмотрим правила и особенности произношения согласных звуков в пении.

Правила заключаются в следующем:

— Согласный звук, которым заканчивается слово, переносится к началу следующего слова и произносится как единое целое:
текст: Красны от роз прибрежные долины
поется: Красны о – тро — сприбрежные долины
Это правило не применяется при пении на стаккато (скок, скок, поскок, молодой дроздок – поется коротко на стаккато: скок, скок, по-скок, мо-ло-дой дро-здок)

— Согласный звук, которым заканчивается слог, переносится к началу следующего слога и произносится вместе с этим слогом:
Текст: Красны от роз прибрежные долины
Поется: Кра-сны о-тро-спри-бре-жны-е до-ли-ны
Благодаря такому переносу гласные поются дольше, и появляется напевность в звучании.

— В некоторых словах при пении не произносятся отдельные согласные:
солнце – произносится в пении как со-нце, поздно – произносится как по-зно

— В некоторых словах происходит замена согласных звуков:
Что – што (Что это сердце – при пении произносится Што это серце), скучно – скушно (И скучно, и грустно – при пении произносится И скушко, и грусно), счастье – щастье (А счастье так близко было – при пении произносится А щастье так блиско было), счет – щет.

— Сочетание ТС, ДС произносится как Ц (городской – гороцкой)

— Сочетание букв ТЬСЯ – произносится как ЦЦА (должны произноситься – должны произносицца)

— Окончания ЕГО, ОГО – произносятся как ЕВО, ОВО (день рождения твоего – день рождения твоево), (для любимого дружка – для любимово дружка, а еще правильнее – для любимава дружка)

— Два одинаковых согласных, стоящих рядом, произносятся как удлиненный звук (от топота копыт – о-ттопота копыт)

— Звонкие согласные переходят в глухие звуки (садик свеж и зелен – сади-ксве-шы-зе-лен)

— Согласный звук произносится на той же высоте, что и последующий гласный, согласный формируется в той же позиции, что и следующий гласный звук.

— Звук Й в пении выступает в роли согласного звука и произносится коротко, ни в коем случае не удваивается при пении (синий, синий иней лег на провода – в пении произносится: си-ни-йси-ни-йине-йле-хна-про-во-да)

— В окончании слов СЬ произносится С без мягкого знака (распустилась в нем сирень – распустилас в нем сирень)

Значение орфоэпии

Знание и применение правил произношения гласных и согласных звуков создадут условия для профессионального исполнения, естественной координации дыхательных и звукообразующих органов, в звуке появится напевность.

У начинающих вокалистов артикуляционный аппарат зажат и не активен, вялое произношение согласных звуков становится причиной затягивания темпа в пении.

Исправить дефекты произношения, освободить и развить артикуляционный аппарат можно только с помощью постоянной работы над дикцией. Но выполнять правила чисто механически нельзя, нужно понимать смысл исполняемой фразы, чувствовать характер и стиль произведения. Например, в маршеобразных произведениях слова произносятся подчеркнуто, утрированно, а в мелодичных, спокойных произведениях согласные произносятся внятно, но без излишней чеканности.
Ударные слова и слоги в слове следует петь громче, безударные – тише, аккуратно и мягко поются безударные окончания слов.

Для выработки правильной дикции рекомендуется выразительно произносить текст без музыки в темпе и характере музыкального произведения, предварительно определив кульминацию и главные смысловые слова, а также труднопроизносимые согласные и слова, над которыми следует поработать отдельно.
Хорошо для выработки правильной дикции подключить в работу записывающие устройства. Некоторые дети на указание преподавателя отвечают, что произнесли окончание слова и не понимают, что от них требуется. И лишь прослушав запись своего голоса, ученики слышат ошибки в произношении.
Для выработки правильной дикции следует применять в распевках и упражнениях сочетание согласных и гласных звуков. Например, для округлого звучания нам нужны гласные О, У и согласные К, Г, которые произносятся с помощью заднего отдела артикуляционного аппарата – ко, ку, го, гу. Для близкого светлого звучания нам необходимы гласные И, Е и согласные Д, Л, З, которые произносятся с помощью переднего отдела артикуляционного аппарата – ди, де, ли, ле, зи, зе.

У начинающих вокалистов есть недостаток при произношении согласных звуков – широкая дикция: слова произносятся не активным, твердым кончиком языка, а всем языком, и язык при этом вялый. Звук получается грубый, произношение согласных смазанное, нечеткое. Как результат – неточная интонация, отсутствие кантилены.

В вокальном произведении слово помогает слушателю понять содержание произведения. А на манеру произношения звуков влияет характер произведения. И здесь уместно поговорить о логике речи, выразительности слова и смысловых акцентах. Очень важно для вокалиста определить смысл произведения, его кульминацию, главные слова, прочувствовать произведение, найти верную интонацию и уметь донести до слушателя идею произведения, замысел композитора, содержание каждой музыкальной фразы. И все это должно подчиняться логике – и логике речи, и логике исполнения музыкального произведения, а также правилам орфоэпии.

Похожие статьи

90000 What is a consonant sound? 90001 [ssba] It often helps to go back to basics when teaching new skills. What question could be more straightforward in teaching pronunciation than ‘What is a consonant sound?’. Often when this question is posed in class, everyone feels they know the answer, but can not define it. 90002 Put simply, 90003 a consonant sound is a block of air 90004 made as it leaves the body. 90005 90002 In order to say a consonant sound we need three pieces of information: 90005 90008 90009 90003 The Place 90004 where the block of air occurs (lips, teeth, alveolar ridge, palate etc).90012 90009 90003 The Type 90004 of block that occurs (plosive, fricative, nasal, approximant etc). 90012 90009 90003 The Voicing 90004 — whether we are using our voice or not (voiced / voiceless). 90012 90021 90002 So, to illustrate this point, let’s consider the following sound: 90005 90008 90009 Place: bi-labial (both lips) 90012 90009 Type: plosive (complete stop followed by release) 90012 90009 Voiceless (no use of the voice box , just air) 90012 90021 90002 This would produce a / p / sound.90005 90034 Pulmonic Consonant Chart 90035 90002 These three pieces of information are clearly displayed on the International Phonetic Association’s consonant chart. Place is displayed along the top, type is displayed down the side, and voicing is shown by the sound appearing in the left or right side of the box. The full chart looks like this: 90005 90002 90039 90005 90002 If you would like to hear all the sounds on the full consonant chart, visit York university’s flash player. Fortunately, English does not contain all of these consonant sounds! The English chart is below: 90005 90002 90044 90005 90002 Notice the focus on sounds made on and near the alveolar ridge.90005 90002 Diacritics can change the basic sound slightly, so whilst most languages ​​have a type of bilabial plosive / p / sound, the English one is slightly different as it is often aspirated, so could be written as [pʰ] to show this in phonetics . 90005 90002 Notice that English has the following redundant consonant letters: x, c, j, q. They do not relate to any particular sound, but instead represent a combination of other sounds. 90005 90002 Consonant charts are covered on Level 2 Pronunciation.[Ssba] 90005.90000 Simple English Wikipedia, the free encyclopedia 90001 90002 All the letters in the alphabet are either 90003 consonants or 90004 vowels. A consonant is a speech sound in which the air is at least partly blocked, and any letter which represents this. 90005 [1] 90006 Consonants may come singly (by themselves) or in clusters (two or more together), but must be connected to a vowel to form a syllable. 90007 90002 Notice that the consonant (C) and vowel (V) notation does NOT match the letters of English spelling in a one-to-one relationship (e.g. ‘Th’ is one sound), but rather individual sounds. 90007 90002 Words with single consonants include: 90007 90012 90013 90014 Go 90015 (CV), which has one consonant and one vowel in that order 90016 90013 90014 On 90015 (VC), which has one vowel and one consonant in that order 90016 90013 90014 Ton 90015 (CVC), which has a consonant, a vowel, and another consonant in that order 90016 90025 90002 Words with consonant clusters include: 90007 90012 90013 90014 Pro 90015 (CCV), which has two consonants in-a-row and one vowel afterwards 90016 90013 90014 Old 90015 (VCC), which has one vowel and two consonants in-a-row afterwards 90016 90013 90014 Spree 90015 (CCCV), which has three consonants in-a-row and one vowel afterwards 90016 90013 90014 Arcs 90015 (VCCC), which has one vowel and three consonants in-a-row afterwards 90016 90013 90014 Strengths 90015 (CCCVCCCC), which has three consonants in-a-row, one vowel afterwards, and finally four consonants in a row 90016 90025 90002 Consonants have friction when they are spoken, mostly using the position of the tongue against the lips, teeth and roof of the mouth.90014 b 90015 and 90014 p 90015 are 90014 plosives 90015, using the lips to produce a tiny sharp sound. Phonetics texts give more details, with diagrams. Consonants may be voiced 90005 [2] 90006 or unvoiced. 90005 [3] 90006 The th in 90014 the 90015 is voiced, but in 90014 breath 90015 is not. 90007 90012 90013 There are 21 consonant letters in English, for 24 consonant sounds in most English accents. 90005 [4] 90006 90005 p242 90006 Because of the history of the English language, there is no neat one-to-one relationship between letter and sound.90014 th 90015 and 90014 ch 90015 each stand for a single sound, and 90014 x 90015 in 90014 fox 90015 stands for two sounds (90014 ks 90015). All these letters are consonants: 90016 90025 90084 90085 B, C, D, F, G, H, J, K, L, M, N, P, Q, R, S, T, V, W, X, (sometimes Y), and Z. «Y «is often used as a consonant, but it is sometimes used as a vowel. For example, in the word 90014 yellow 90015, y is a consonant. But in the word 90014 happy 90015, y is a vowel. 90090 90091 90012 90013 The rest of the letters of the alphabet are called vowels.Vowels are underdone, for there are about 20 vowel sounds in most English accents. 90005 [4] 90006 90005 p237 90006 The vowels are: 90016 90025 90084 90085 A, E, I, O, U (and sometimes Y) 90090 90091 90104 90013 ↑ 90014 Concise Oxford English Dictionary 90015. 90016 90013 ↑ Sound pronounced with the vibration of the vocal cords 90016 90013 ↑ Sound pronounced without the vibration of the vocal cords 90016 90013 ↑ 90005 4.0 90006 90005 4.1 90006 Crystal, David 1995. 90014 The Cambridge encyclopedia of the English language 90015.Cambridge. 90016 90121 90122 90123 90124 90125 These tables contain phonetic symbols, which may not display correctly in some browsers. [Help] 90126 90127 90124 90125 Where symbols appear in pairs, left-right are the voiceless-voiced consonants. 90126 90127 90124 90125 Shaded areas show the pulmonic consonants which are impossible to pronounce. 90126 90127 90124 90125 * Symbol not in IPA. 90126 90127 90140 90141 .90000 IPA Consonant Sounds Video Lessons 90001 90002 Kids & Beginner Course Lessons — Lessons by courses 90003 90002 Course 1 Lessons 90003 90002 Unit intro — Alphabet & Phonics Resources. 90003 90002 Aim: Teach letters of the alphabet 90003 90002 Unit 1 — Greetings — Hello 90003 90002 Aim: Teach basic greetings — Hello, Hi, Goodbye. 90003 90002 Unit 2 — What’s your name? 90003 90002 Aim: To teach kids how to say their names.90003 90002 Unit 3 — How old are you? 90003 90002 Aim: Teach kids how to say their age and learn numbers 1 to 5. 90003 90002 Unit 4 — Numbers — How many? 90003 90002 Aim: Teach kids how to count from 1 to 10. 90003 90002 Unit 5 A — Colours — What colour is it? 90003 90002 Aim: Teach kids how to describe things through colours. 90003 90002 Unit 5 B — Colours Vocabulary 90003 90032 90002 Aim: Teach colours vocabulary 90003 90035 90002 Unit 5 C — Green Monster Colours Lesson 90003 90032 90002 Aim: Teach colours through a colours songs 90003 90035 90002 Unit 6 — Fruits — I like apples.90003 90002 Aim: Teach kids names of fruits and how to express likes. 90003 90002 Unit 7 — Body — I have a head. 90003 90002 Aim: Teach kids parts of the body. 90003 90002 Unit 8- Actions — I can, I can not. 90003 90002 Aim: Teach kids how to express ability using simple action verbs. 90003 90002 Course 2 Lessons 90003 90002 Unit 1 — Animals — Farms Animals. 90003 90002 Aim: Teach students how to express preference by using vocabulary related to farm animals.90003 90002 Unit 2 — Family Members 90003 90002 Aim: Teach words and expressions used when describing family. 90003 90002 Unit 3 — School bag 90003 90002 Aim: To teach words and expressions related to classroom items. 90003 90002 Unit 4 — Actions — Can and Can not 90003 90002 Aim: Teach action verbs 90003 90002 Unit 5 — Shapes & Sizes 90003 90002 Aim: Teach various shapes and adjectives to describe size.90003 90002 Unit 6 — Demonstrative Pronouns — This / That / These / Those 90003 90002 Aim: Teach singular and plurals of nouns and demonstrative pronouns. 90003 90002 Unit 7 — Numbers — 10 to 100 90003 90002 Aim: Teach numbers 10 to 100 and pronunciation differences between long and short vowels. 90003 90002 Unit 8 — Toys — Where is it? 90003 90002 Aim: Teach words and expressions related to toys and to ask where things are.90003 90002 Unit 9 — Days of the week and weekly activities 90003 90002 Aim: Teach days of the week and some things we do weekly. 90003 90002 Unit 10 — Weather — What’s the weather like? 90003 90002 Aim: Teach students how to ask about the weather and describe it. 90003 90002 Unit 11 — Food — What do you want to eat 90003 90002 Aim: Teach students about the things we eat and express want 90003 90002 Course 3 Lessons 90003 90002 Unit 1 — Pets: Why do you like dogs? 90003 90002 Aim: Teach names of pets and give a brief description of pets using personality adjectives.90003 90002 Unit 2a — Time — What time is it? 90003 90002 Aim: Teach students how to tell the time and also how to talk about daily routines. 90003 90002 Unit 2b — Time — What time is it? 90003 90002 Aim: Teach students how to tell the time using quarter to / past / Half past etc. 90003 90002 Unit 3 — Months & birthdays — When is your birthday? 90003 90002 Aim: Teach students months of the year and how to tell dates using months and ordinal numbers.90003 90002 Unit 4 — Jobs — What people do. 90003 90002 Aim: To teach kids how to describe jobs using action verbs. 90003 90002 Unit 5 — Actions — What are you doing? 90003 90002 Aim: Students will learn how to describe actions in progress using the present progressive. 90003 90002 Unit 6 — Transport — How do you come to school? 90003 90002 Aim: Teach students different means of transport and talk about going around.90003 90002 Unit 7 — Clothes — What are you wearing today? 90003 90002 Aim: To learn to describe what someone is wearing. 90003 90002 Unit 8 — Where is it? — At home 90003 90002 Aim: Teach kids prepositions of place, alongside rooms and things at home. 90003 90002 Unit 9a — Vegetables — How much are the carrots? 90003 90002 Aim: Teach kids vegetable vocabulary and how to go shopping for veggies. 90003 90002 Unit 9b — Vegetables — Extra Vegetable Vocabulary lesson — Cauliflower, broccoli etc.90003 90002 Aim: Teach students extra vegetable vocabulary. 90003 90002 Unit 10 — Weather and clothes — Put on your sunglasses. 90003 90002 Aim: Teach kids how to talk about clothes relative to the weather. 90003 90002 Unit 11 — Zoo — What does a panda look like? 90003 90002 Aim: To teach students how to describe zoo animals by what they eat and look like. 90003 90154 90155 90156 Exercises 90002 All kinds of Online interactive exercises can be found here.Games, Videos, Quizzes for Grammar, Pronunciation, Vocabulary & Listening Practice 90003 Games / puzzles 90002 ESL Interactive Games. Fun Grammar & Vocabulary Exercises Featuring: Hangman, Snakes & Ladders, Wheel of Fortune, Crossword, Word search 90003 Grammar / vocabulary 90002 ESL, English Grammar practice — Parts of Speech, Vocabulary Exercises arranged by topic. Quizzes & Games for Online Practice. 90003 Pronunciation 90002 Learn to speak English correctly through phonetic exercises.We have phonetic & phonics quizzes, games and listening exercises. Listen and say. 90003 Adult activities 90002 Business English, Survival English, Idiomatic Expressions, Communicative Chunks, Advanced & Intermediate Level Quizzes to help adults practice. 90003 .90000 Consonant Sound Introduction — Learn. Teach. Travel. 90001 90002 Learn. Teach. Travel. > Teachers> Consonant Sound Introduction 90003 90002 Author: LearnTeachTravel May 13, 2016 90003 90006 90007 Why Study Consonant Sounds? 90008 90009 90002 90011 English is Difficult to Pronounce: 90012 90003 90002 It is difficult to know how to pronounce English from how the word is spelled. For example, how is the letter ‘C’ pronounced in the following words? 90003 90002 O 90017 c 90018 ean, 90017 C 90018 at, Fen 90017 c 90018 e, 90017 C 90018 hat 90003 90002 You probably noted that the pronunciation of the ‘c’ in each of the words is not the same although represented by the same letter.Not understanding the sounds of English can cause problems with pronunciation and spelling, as well as listening and reading comprehension. 90003 90002 90011 Universal Application: 90012 90003 90002 Consonant sounds in English vary very little throughout the world as opposed to vowel sounds; consonant sounds are the same in most dialects of English. So, consonant sounds are more consistent and applicable to more learning environments than vowel sounds i.e. some students might want to focus on a British accent while others on a United States one.90003 90002 90007 Note: 90008 However, the consonants of / t / and especially / r / do vary depending on dialect. 90003 90002 90011 Pronunciation Matters 90012: 90003 90002 The mispronunciation of one sound can be the difference between the meaning of one word and another. For example, the words ‘big’ and ‘pig’ are only distinguished by one sound difference — the difference of / b / and / p /. 90003 90002 90007 Note: 90008 90011 S 90012 90011 ounds 90012 as opposed to letters are put in / /.90003 90002 The pronunciation and listening comprehension of / p / and / b / can actually be a difficult task for ESL learners from a language background that does not have both of them, a famous example being Arabic, which only has the sound of / b / but not / p /. 90003 90002 90007 Story 90008: 90003 90002 A group of Arab ESL students was in the USA. When they went to a 90011 parking 90012 area near a mall, they asked someone if 90011 barking 90012 was allowed in the area. The gentleman replied to them, «Well, sure.Go ahead. Bark all you want, but please, just do not bite. » 90003 90002 Sign for a true ‘barking lot’ where customers are to park their dogs outside of a grocery store. 90003 90002 90007 Moral: 90008 90003 90002 The pronunciation of sounds matter when it comes to communication. 90003 90002 90011 Accents: 90012 90003 90002 Accents are cool, they are funny, and in addition to being a badass English teacher, you could even get a career as a famous actor or international spy if you get good at them 🙂.Here is an example — by an actress — demonstrating what you can do once you understand phonology: 90003 90002 90079 90080 90003 90082 90011 Comprehension Check: Quiz Time! 90084 90012 90086 90002 90007 90006 Phonology Quiz 1: General Knowledge 90009 90002 90092 Information 90093 90003 90002 You have already completed the quiz before. Hence you can not start it again. 90003 90002 You must sign in or sign up to start the quiz.90003 90002 You must first complete the following: 90003 90002 Quiz complete. Results are being recorded. 90003 90002 0 of 4 questions answered correctly 90003 90002 Your time: 90003 90002 Time has elapsed 90003 90002 You have reached 0 of 0 point (s), (0) 90003 90002 Earned Point (s): 0 of 0, (0) 90084 0 Essay (s) Pending (Possible Point (s): 0) 90084 90003 90092 Categories 90093 90117 90118 Not categorized 0% 90119 90120 Phonology 0% 90119 90122 90008 90003 90006 90007 The IPA Alphabet 90008 90009 90082 Video Explanation: 90086 90002 90132 90080 90003 90002 The 90011 international phonemic alphabet 90012 (IPA) is a standardized alphabet that has a direct sound to symbol relationship.English has 24 consonant sounds — remember, 90011 sounds 90012 90011 90012 NOT letters. The following table includes ALL 24 consonant 90011 sounds 90012 in English: 90003 90002 Figure 1: The IPA alphabet 90003 90147 90148 90149 90150 p 90151 90150 b 90151 90150 t 90151 90150 d 90151 90150 ʧ 90151 90150 ʤ 90151 90150 k 90151 90150 g 90151 90166 90149 90150 f 90151 90150 v 90151 90150 θ 90151 90150 ð 90151 90150 s 90151 90150 z 90151 90150 ʃ 90151 90150 ʒ 90151 90166 90149 90150 m 90151 90150 n 90151 90150 ŋ 90151 90150 h 90151 90150 l 90151 90150 r 90151 90150 w 90151 90150 j / y 90151 90166 90203 90204 90082 Activity 1: 90086 90002 Think of a word that matches each of the consonant sounds.Most of the sounds relating to the symbols are easy to guess because they correspond with the English alphabet. However, some of them do 90011 NOT 90012 correspond with the English alphabet. 90003 90002 Do your best to think of an example of a word that goes with the sound. The first two have already been done for you. Below is a suggested answer key, though 90011 DO NOT SCROLL DOWN until you’ve TRIED TO GUESS 90012 (it will help you learn better: promise!) 90084 90003 90147 90148 90149 90150 p: pig 90151 90150 b: big 90151 90150 t: 90151 90150 d: 90151 90150 ʧ: 90151 90150 ʤ: 90151 90150 k: 90151 90150 g: 90151 90166 90149 90150 f: 90151 90150 v: 90151 90150 θ: 90151 90150 ð: 90151 90150 s: 90151 90150 z: 90151 90150 ʃ: 90151 90150 ʒ: 90151 90166 90149 90150 m: 90151 90150 n: 90151 90150 ŋ: 90151 90150 h: 90151 90150 l: 90151 90150 r: 90151 90150 w: 90151 90150 j / y: 90151 90166 90203 90204 90002.90003 90002. 90003 90002. 90003 90147 90148 90149 90150 p: pig 90151 90150 b: big 90151 90150 t: tough 90151 90150 d: dead 90151 90150 ʧ: chat 90151 90150 ʤ: judge 90151 90150 k: kite 90151 90150 g: game 90151 90166 90149 90150 f: fame 90151 90150 v: villain 90151 90150 θ: three 90151 90150 ð: though 90151 90150 s: sick 90151 90150 z: zebra 90151 90150 ʃ: show 90151 90150 ʒ: genre 90151 90166 90149 90150 m: mom 90151 90150 n: no 90151 90150 ŋ: thing 90151 90150 h: house 90151 90150 l: love 90151 90150 r: rough 90151 90150 w: wet 90151 90150 j / y: young 90151 90166 90203 90204 90002 90007 Chart Awareness: 90008 90003 90002 From the 24 symbols, you probably noticed that 90011 seven 90012 do not come from the English alphabet: 90003 90002 90007 90007 Note: 90008 90008 / ð / = 90017 Th 90018 e, / θ / = 90017 Th 90018 ree, / ʃ / = 90017 Sh 90018 in, / tʃ / = 90017 Ch 90018 eese, / dʒ / = 90017 90018 90017 J 90018 ud 90017 ge, 90018 / ʒ / = Genre / ŋ / = Thi 90017 ng 90018 90003 90002 90007 Note: 90008 The last / j / symbol, although found in the English alphabet, is misleading because it does not represent the sound in words such as jeep; rather, it represents the sound in words such as yes.I prefer using the / y / symbol although many IPAs — such as the Adrian Underhill chart — use the / j / instead (because although the ‘j’ symbol represents the ‘yes’ sound in English, this is not the case with many other foreign languages). 90084 90003 90002 The reasoning behind the use of different symbols other than ones found in the English alphabet. is because there are only 21 consonant letters (though there are 24 consonant sounds), and some letters do not make good symbols because they represent different sounds that are represented by other letters, which could make things confusing.words the following sounds are represented by the letter ‘c’: 90003 90002 / ʃ /, / tʃ /, / s /, and / k / 90003 90002 Can you guess in which word is each sound represented? It might take a bit of thinking, but I bet you can … 90003 90082 90011 Comprehension Check 2: Quiz Time! 90012 90086 90002 90007 90006 Phonology Quiz 2: IPA Consonants 90009 90002 90092 Information 90093 90003 90002 You have already completed the quiz before. Hence you can not start it again.90003 90002 You must sign in or sign up to start the quiz. 90003 90002 You must first complete the following: 90003 90002 Quiz complete. Results are being recorded. 90003 90002 0 of 4 questions answered correctly 90003 90002 Your time: 90003 90002 Time has elapsed 90003 90002 You have reached 0 of 0 point (s), (0) 90003 90002 Earned Point (s): 0 of 0, (0) 90084 0 Essay (s) Pending (Possible Point (s): 0) 90084 90003 90092 Categories 90093 90117 90118 Not categorized 0% 90119 90120 Phonology 0% 90119 90122 90008 90003 90002 90007 TIP: 90008 You can copy and paste the symbols that are not present in the English alphabet from the IPA alphabet chart OR use the IPA Typewriter here).You can also download IPA typewriter keyboards on Word and phone devices. 90003 90082 Next: 90086 90002 Now that you’ve been introduced to the consonant sounds in English, it’s time to learn more about them! Follow the links below to learn more: 90003 90082 Consonant Sounds 2: Voicing 90086 90082 Consonant Sounds 3: Mode of Articulation 90086 90082 Consonant Sounds 4: Place of Articulation 90086 .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *