Гласные звуки | Развивайка
Ответы к стр. 39 — 48
Упражнение 82, с. 39
82. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.
Не будет скуки, коли заняты руки.
- Подчеркните буквы, обозначающие гласные звуки.
Смысл пословицы: тебе некогда будет скучать, если будешь занят делом.
Упражнение 83, с. 39
83. Прочитайте. Впишите пропущенные буквы и числа.
В русском языке гласных звуков 6.
Звуки можно обозначить так: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
В русском языке 10 букв, обозначающих гласные звуки:
а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю,я.
Упражнение 84, с. 39
84. Рассмотрите рисунки. Подпишите под рисунками названия предметов.
Яблоко, арбуз, лимон.
- Подчеркните слово, которое начинается с гласного звука.
Упражнение 85, с. 40
85. Произнесите слова. Послушайте их звучание.
1. Клён, мост, лён: [о].
2. Мел, кекс, эх: [э].
3. Крюк, куст, трюм: [у].
- Какой гласный звук вы услышали в словах каждой группы слов? Укажите эти звуки в квадратных скобках.
86. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
я, а, о, ё
Шля́па, лётчик, кáрта, моря́к, пóле.
Ёжик, óслик, я́стреб, áист.
Упражнение 87, с. 40
87. Прочитайте. Нарисуйте к стихотворению картинку.
Я сегодня нарисую
Зиму, снежную такую.
Лес, дорога —
Всё в снегу.
Чёрный ворон на стогу.
С. Козлов
- Объясните написание выделенных букв.
- Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены звуки [й’а] и [й’у]
Упражнение 88, с. 41
88. Прочитайте. Какое правило вам напомнило это стихотворение? Запишите выделенные слова без скобок.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать гора, трава
И слова моря, дела?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Гóры, трáвы, мóре, дéло!
Вот теперь напишем смело!
Н. Бетенькова
Правило о правописании слов с безударным гласным звуком в корне.
Горá, травá, моря́, делá.
Упражнение 89, с. 41
89. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, а, о, е
рекá — рéчка б
моря́к — мóре письмó — пи́сьма
дождь — дожди́ грач — грачи́
стрижи́ — стриж нóжик — ножи́
- Подчеркните в каждой паре слов проверочное слово.
- Соедините линией одинаковые буквы, обозначающие гласные гласные звуки в корне проверочного и проверяемого слов.
Упражнение 90, с. 42
90. Прочитайте. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
щёки — щекá мяч — мячи́
зёрна — зернó лист — листы́
сёстры — сестрá шкаф — шкафы́
звёзды — звездá хлеб — хлебá
- Запишите по образцу. Соедините дугой одинаковые гласные в корне проверочного и проверяемого слов.
Упражнение 91, с. 42
91. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Подберите к каждому слову проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
(ветвь) ветви́стый (крик) крикли́вый
(глаз) глазнóй (сóсны) соснóвый
(хóлод) холóдный (вóздух) воздýшный
(в
- Запишите по образцу. На какой вопрос отвечают проверочные слова? проверяемые слова?
Проверочные слова отвечают на вопрос что? Проверяемые — какой?
Упражнение 92, с. 43
92. Прочитайте. Распространите каждое предложение подходящим по смыслу словом из упр. 91. Впишите эти слова.
Дул холодный ветер.
Шумел сосновый лес.
Летел воздушный шар.
- Подчеркните в предложениях главные члены.
Упражнение 93, с.
4393. Прочитайте выразительно.
Над рекой — Береги его,
р
А в окне — От него светлей
золотой огонёк. на Руси.
П. Синявский
- О чём самом главном хотел сказать автор?
Автор говорит о том, что каждый должен беречь свою семью, своих родных, родные места. От этого станет мир лучше и светлей.
- Объясните написание выделенных орфограмм.
Проверяемый безударный гласный в корне слова: рекой (рéки), родной (рóдненький), окне (óкна), з
Непроверяемый безударный гласный в корне слова: золотой. Надо запомнить.
Имя собственное: (на) Руси. Пишем с заглавной буквы.
- Спишите стихотворение.
Упражнение 94, с. 44
94. Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное. Вставьте пропущенные буквы.
(пли́тка) плитá (сáдик) сады́
(гóрка) горá (хóлмик) холмы́
(свéчка) свечá (двóрик) дворы́
(спинкá) спинá (цвéтик) цветы́
- Запишите по образцу.
Упражнение 95, с. 44
95. Прочитайте.
1. Осенью над рекой туман. 2. На скале стоял горный козёл. 3. На дворе играют котята. 4. Лесник охраняет наши леса. 5. В норе живёт лиса.
- Выполните одно из заданий:
а) подчеркните в словах любого предложения изученные орфограммы;
Лесни́к охраня́ет наши лесá.
б) выпишите из предложений три слова с безударным гласным в корне. Перед каждым словом запишите проверочное.
(Рéки) рекóй, (скáлы) (на) скалé, (кóзлик) козёл, (лес) лесни́к.
Упражнение 96, с. 45
96. Прочитайте. Объясните отгадку к загадке. Обозначьте в словах ударение.
Бежит свинка, золотая спинка,
Носочек стальной, хвосточек льняной.
Сквозь полотнó проходит,
Конец себе находит.
Отгадка: иголка с ниткой. Иголка стальная, нитка льняная, игла проходит сквозь ткань, пока нитка не заканчивается.
- Выпишите из загадки три слова с проверяемым безударным гласным звуком в корне, перед каждым словом запишите проверочное.
(Нос) носóчек, (хвост) хвостóчек, (зóлото) золотáя, (сталь) стальнóй.
Упражнение 97, с. 45
97. Прочитайте. Обозначьте ударение.
что делает? хвáлит — что делать? хвали́ть
что делает? кóрмит — что делать? корми́ть
что cделает?
что делает? дéржит — что делать? держáть
что делает? лéчит — что делать? лечи́ть
что делает? смóтрит — что делать? смотрéть
что cделает? скáжет — что сделать? сказáть
что делает? дáрит — что делать? дари́ть
- Впишите в слова пропущенные буквы в ударных слогах, затем в безударных.
Соедините линией буквы, обозначающие гласные звуки, в ударном и безударном слогах в каждой паре слов. - Поставьте вопрос к каждому слову. Подчеркните слова, которые отвечают на вопрос что делает?
Упражнение 98, с 46
98. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Вставьте пропущенные буквы.
и, е, о, я, а
Ширóкие поля́, леснáя тропá, стальнóе кольцó, морскáя волнá, грачи́ное гне
- Составьте предложение с одним из словосочетаний. Запишите его.
Берегите сосновые леса!
Упражнение 99, с. 46
99. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.
Утро в деревне
На рассвете прокричал петух. Надя проснулась. Девочка посмотрела в окно. По улице деревни шёл пастушóк. Мальчик играл на дудочке. За ним шли коровы. На лугу их ждёт сочная трава, а на озере — холодная водичка.
- Подчеркните в первом предложении главные члены.
Упражнение 100, с. 47
100. Прочитайте. Обозначьте в словах ударение. Впишите пропущенные буквы.
О? А? | Е? И? |
поля́нка (пóле), малыши́ (мáленький), далекó (даль), площáдка (плóщадь), колéчко (кóльца), трави́нка (трáвы), скворéц (сквóрушка), полéзный (пóльза) | смельчáк (смéлый), ширинá (ши́ре), дерéвья (дéрево), верши́на (вéрхний), линéйка (ли́ния), семенá (сéмечко), силáч (си́ла), смешнóй (смех) |
- Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Упражнение 101, с. 47
101. Прочитайте. Отгадайте загадки. Впишите пропущенные буквы и слова-отгадки.
Клейкие почки, зелёные листочки.
С белой корой стоит над горой.
(Берёза)
Никто не пугает, а вся дрожит.
(Осина)
Упражнение 102, с. 47102. Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним (слово, близкое по значению). Запишите его.
дети — ребята
школьник — ученик
путь — дорога
узор — рисунок
Упражнение 103, с. 48
103. Прочитайте пары однокоренных слов. Вставьте пропущенные буквы.
рис/ýнок — рис/овáть (надо запомнить)
рос/á- рос/и́нка (рóсы)
свист/óк — свист/éть (свист/)
снеги́р/ь — снегир/ёк (снег)
сор/и́нка — сор/и́ть (сор/)
сáхар/ — сáхар/ница (надо запомнить)
вéтер/ — ветер/óк (надо запомнить)
погóд/а — погóд/ка (надо запомнить)
- В каких словах написание пропущенных букв надо запомнить, а в каких можно проверить? Подберите к ним проверочные слова.
- Выделите корень в однокоренных словах.
Упражнение 104, с. 48
104. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные буквы и слова.
1. На яблоне растут яблоки. 2. Гвоздь забивают молотком. 3. Квакает лягушка, ворона каркает, а собака лает. 4. На лесной полянке созрела земляника. 5. Малина — ягодный кустарник. Сентябрь — осенний месяц.
← Предыдущая | Следующая → |
ОТВЕТЫ к упражнениям. УЧЕБНИК
ОТВЕТЫ к упражнениям. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ГДЗ по русскому языку 3 класс учебник Канакина, Горецкий 1 часть – стр 66
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Автор: Канакина В. П., Горецкий В. Г.
- Год: 2019.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 6 странице по предмету русский язык за 3 класс. Ответы на вопросы к заданиям 118, 119, 120 и 121.
Учебник 1 часть – Страница 66.
Ответы 2022 года.
Номер 118.
Произнесите слова.
Задание к упражнению 118- Охарактеризуйте согласные звуки, которые есть в данных словах (твёрдый или мягкий, глухой или звонкий, парный или непарный).
Ответ:
Лист
Л [л’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
С [с] — согл., глух. парн., тв. парн.
Т [т] — согл., глух. парн., тв. парн
Октябрь
К [к] — согл., глух. парн. тв. парн.
Т [т’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
Б [б] — согл., зв. парн., тв. парн.
Р [р’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
Чай
Ч [ч‘] — согл. , глух. парн., мягк. непарн.
Й [й‘] — согл., зв. непарн., мягк. непарн.
Флаг
Ф [ф] — согл., глух. парн., тв. парн.
Л [л] — согл., зв. непарн., тв. парн.
Г [г] — согл., зв. парн., тв. парн.
Номер 119.
Прочитайте.
Задание к упражнению 119- Расскажите, что вы знаете о правописании данных буквосочетаний.
Ответ:
Жи — ши всегда пишется с буквой И.
Ча — ща всегда пишется с буквой А.
Чу — щу всегда пишется с буквой У.
Чт, чн, чк, щн, нч пишется без мягкого знака.
- Придумайте по одному примеру к каждому буквосочетанию. Запишите слова с данными буквосочетаниями.
Ответ:
Жи — ши: ёршик, коржик.
Ча — ща: чаша, чаща.
Чу — щу: чулок, щука.
Чт, чн, чк, щн, нч: ночник, почта, кочка, мощно, пончик.
Номер 120.
Прочитайте Памятку 1 «Как сделать звуко-буквенный разбор слова» (с. 143—144). Пользуясь образцом, выполните звуко-буквенный разбор одного из данных слов: роса, ключ, день.
Памятка
Как сделать звуко-буквенный разбор слова
1. Произнесите слово. Определите, сколько в слове слогов. Произнесите слово по слогам.
2. Определите ударный слог. Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог.
3. Произнесите (выделите голосом) каждый звук в слове по порядку.
4. Определите, каким является каждый звук: если гласный, то какой он — ударный или безударный; если согласный, то какой он — звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный. Назовите букву, которой обозначается каждый звук.
5. Сделайте вывод о количестве звуков и букв в слове.
Памятка
Образец рассуждения
В слове заря´ два слога: за и ря. Слог ря´ ударный. Звуки в слове можно обозначить так: [зар’а´].
Называю звуки по порядку:
[з] — согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой «зэ»;
[а] — гласный, безударный; обозначается буквой «а»;
[р’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный; обозначается буквой «эр»;
[а´] — гласный, ударный; стоит после мягкого согласного звука; обозначается буквой «я».
В слове заря 4 звука, 4 буквы.
Памятка
Образец письменного разбора
Заря [зар’а´] — 2 слога.
з — [з] — согл., звонк. парн., твёрд. парн.;
а — [а] — гласн., безударн.;
р — [р’] — согл., звонк. непарн., мягк. парн.;
я — [а´] — гласн., ударн.
4 б., 4 зв.
Ответ:
Роса [раса´] — 2 слога.
Р [Р] — согл., зв. непарн., тв. парн.
о [а] — гласн., безударн.
с [с] — согл., глух. парн., тв. парн.
а [а´] — гласн., ударн.
4 буквы, 4 звука.
Ключ [кл’у´ч’] — 1 слог.
К [К] — согл., глух. парн., тв. парн.
л [л’] — согл., зв. непарн., мягк. парн.
ю [у´] — гласн., ударн.
ч [ч’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
4 буквы, 4 звука.
День [д’э´н’] — 1 слог.
д — [д’] — согл, зв. парн., мягк. парн.
е — [э´] — гласн., ударн.
н — [н’] — согл., зв. непарн., сонорн., мягк. парн.
ь — не обозначает звука
4 буквы, 3 звука.
Обратите внимание!
Цифра 1 справа от слова показывает, что нужно сделать звуко-буквенный разбор этого слова.
Номер 121.
Прочитайте. Составьте пословицы.
Задание к упражнению 121Ответ:
Чучело только видом пугает.
Покорное слово гнев укрощает.
Чужим умом век не прожить.
- Запишите пословицы. Объясните их смысл. Подчеркните буквосочетания, в которых надо запомнить написание буквы, обозначающей ударный гласный звук.
Ответ:
Чучело только видом пугает — внешность бывает обманчива, и она никак не характеризует человека.
Покорное слово гнев укрощает — доброе слово помогает конфликт любой решить.
Чужим умом век не прожить — в любой ситуации нужно думать своей головой.
Фонетический разбор
Век [в’э´к] — 1 слог.
В — [в’] — согл., зв. парн., мягк. парн.
е — [э´] — гласн., ударн.
к — [к] — согл., глух. парн., тв. парн.
3 буквы, 3 звука.
Рейтинг
← Выбрать другую страницу ←
Звуковые волны – Математика музыки
Звук – это быстрое циклическое сжатие и разрежение воздуха. То, как звуки распространяются по воздуху, можно рассматривать как аналог того, как вибрации распространяются по слинки. Вот ссылка на видео на YouTube с прекрасной иллюстрацией: Слинки
Металлические части слинки не двигаются с одного конца на другой. То, что действительно движется вдоль пружины, когда она вибрирует, так это области, где пружина сжимается или растягивается. То же самое происходит, когда воздух сжимается на мгновение. Сами молекулы воздуха не перемещаются очень далеко, но волна воздуха высокой плотности движется со скоростью звука, примерно 770 миль в час.
Чтобы представить такое циклическое поведение математически, представьте давление воздуха в месте нахождения слушателя как функцию времени, описываемую синусоидой или синусоидой.
Например, синусоида на частоте 440 Гц (440 циклов в секунду) звучит так
Несмотря на то, что звук, связанный с синусоидой, не очень приятен для прослушивания, такие сигналы можно использовать в качестве основного построения блоки для некоторых действительно интересных форм звука. Поэтому очень важно понимать эти ключевые строительные блоки и то, как они объединяются для формирования сложных звуков.
Синусоида имеет специфическую функциональную форму, которая описывается с помощью функции тригонометрического косинуса, и мы можем записать наиболее общую синусоиду как функцию
\(
A \sin(2\pi (ft+\phi))
\)
Здесь \(A\) описывает амплитуду синусоиды, которая соответствует объему, \(f\) определяет ее частоту, которая определяет ее высоту, а \(\phi\) определяет ее фазу, то есть где в цикле, как доля всего круга, синусоида начинается в момент времени \(t=0.\)
Синусоиду можно представить в геометрических терминах следующим образом. Представьте себе точку, движущуюся против часовой стрелки по единичному кругу с постоянной скоростью.
Скорость, с которой точка вращается вокруг оси, можно измерить количеством полных циклов, совершаемых в секунду. Эта величина называется частотой синусоиды. В каждый момент времени можно записать декартовы координаты \((x,y)\) точки, и мы можем построить либо координату \(x\), либо \(y\) как функцию времени. Результат показан в нижней части рисунка. Предполагая, что точка сместилась на угол \(\theta\) от точки \((1,0)\) по оси \(x\), назовем ее \(y\)-координату синусом угол \(\theta\), обозначаемый \(\sin(\theta)\), и мы называем его \(x\)-координату косинусом угла \(\theta\), обозначаемого \(\cos(\ тета).\)
Предположим, что наша окружность имеет радиус 1 единицу, что составляет окружность \(2\pi\). Если наша точка начинается с \((1,0)\) в момент времени \(t=0\) и движется со скоростью \(f\) полных циклов окружности в единицу времени (т.е. перемещается на расстояние \(2 \pi f\) в секунду), то в декартовых координатах положение в момент времени \(t\) определяется как
\(
(\cos(2\pi футов), \sin(2\pi футов)
\)
мы можем представить \(x\)-координату положения в любой момент времени \(t\) по формуле \(\cos(2\pi ft).\) С другой стороны, формула \(\sin (2\pi ft)\) определяет \(y\)-координату положения в будущем времени \(t\), которая является \(x\)-координатой сдвинуто по фазе на четверть цикла, т. е. \(\pi/2.\)
Мы можем создать звук синусоиды с заданной амплитудой и частотой, используя синтезатор, и когда у нас есть два синтезатора, которые мы играем вместе, результатом является сумма двух функций, образованная суммированием двух функций. Используя основные тригонометрические тождества, приведенная выше основная синусоида может быть выражена как суперпозиция двух разных синусоид
\(
A \sin(2\pi (ft+\phi)) = A_1 \sin(2\pi ft) + A_2\sin(2\pi (ft+1/4))
\)
где \(A_1 = A \cos(2\pi \phi)\) и \(A_2 = A \sin(2\pi \phi)\). Таким образом, мы видим, что две синусоиды с одинаковой частотой и разными амплитудами и в разных фазах могут объединяться, образуя единую синусоиду на той же частоте с некоторой новой амплитудой и фазой.
В более общем плане, что происходит, когда мы одновременно воспроизводим две синусоиды с заданными амплитудами и фазами, но одной и той же частотой? Когда мы комбинируем синусоиду \(A_1 \sin(2\pi (ft + \phi_1))\) и \(A_2 \sin(2\pi (ft + \phi_2))\) для получения
\(
A_1 \cos(2\pi (ft + \phi_1)) + A_2 \cos(2\pi (ft + \phi_2))
\)
мы можем использовать некоторые стандартные тригонометрические тождества, чтобы записать это как
\(
A \sin(2\pi (ft + \phi)),
\)
для некоторого подходящего выбора \(A\) и \(\phi\). Таким образом, две синусоиды в разных фазах в конечном итоге производят эффект одной синусоиды.
Вот, например, две синусоиды одной частоты, но с разными амплитудами и фазами.
и когда мы складываем эти два сигнала, мы получаем такой вид
Что произойдет, если мы воспроизведем две синусоиды с разными частотами и разной амплитудой одновременно? Вот графики двух разных синусоид, показанных отдельно
Когда они объединяются, результатом является комбинация волн, которая при построении выглядит следующим образом.
Когда мы слушаем музыку, наши уши постоянно слышат комбинации звуков на разных частотах. Вот музыкальный отрывок из песни Stone Hill All-Stars «Miles Below the Surface 9».0003
swf» quality=»best»/>
и вот как выглядят соответствующие звуковые волны в течение примерно 6/100 секунды.
Это стереозапись, поэтому отображаются два графика, по одному для каждого канала.
Когда звуковые волны объединяются, результаты могут быть довольно сложными, однако наши уши способны отделить некоторые компоненты звука и услышать их как отдельные единицы. При математическом моделировании происходящего мы руководствуемся одной из фундаментальных алгебраических структур в математике, а именно векторным пространством. Сигналы/волны можно рассматривать как объекты в так называемом векторное пространство, и такое пространство снабжено двумя очень важными операциями, связанными с его объектами: объекты могут складываться вместе, что называется линейной суперпозицией, и объект может быть умножен на число, что в контексте звуковых волн будет соответствовать изменению громкости звука. Когда мы накладываем синусоиды, частоты которых являются целыми кратными друг другу, мы получаем звуки, которые ближе к тому, что воспроизводится типичным музыкальным инструментом.
Векторные пространства — это естественные структуры, в которых звуковые волны можно рассматривать как наложенные друг на друга простые элементы, и в этой структуре мы можем формализовать некоторые важные вопросы:
- Какие звуковые волны могут быть выражены в виде суперпозиций синусоид?
- Насколько хорошо мы можем аппроксимировать звуковую волну как такую суперпозицию?
- Учитывая звуковую волну, семплируемую через равные промежутки времени, в какой степени мы можем ее восстановить?
Другой часто используемой операцией над звуком, производящим новый звук, является амплитудная модуляция. Например, вместо того, чтобы использовать синусоиду с постоянной громкостью, мы можем заставить ее громкость быстро увеличиваться до максимума и медленно уменьшаться, чтобы получить что-то более похожее на звук фортепиано.0003
mp3″ src=»https://www.ams.jhu.edu/dan-mathofmusic/wp-content/plugins/pb-oembed-html5-audio-with-cache-support/3523697345-audio-player.swf» quality=»best»/>
Глава 1 — MUSC 1300 Музыка: ее язык, история и культура лет. Письменные тексты, графические изображения и фольклорные источники свидетельствуют о том, что люди со всего мира и с самого начала письменной истории создавали и исполняли музыку для религиозных ритуалов, гражданских церемоний, общественных мероприятий, рассказывания историй и самовыражения. В этом разделе, посвященном элементам звука и музыки, обсуждаются некоторые термины, концепции и словарный запас, используемые музыкантами при написании и обсуждении различных музыкальных жанров, которые вы будете изучать.
Элементы звука
С точки зрения музыканта все, что способно воспроизводить звук, является потенциальным инструментом для музыкальной эксплуатации. То, что мы воспринимаем как звук, — это вибрации (звуковые волны), проходящие через среду (обычно воздух), которые улавливаются ухом и преобразуются в электрохимические сигналы, которые отправляются в мозг для обработки.
Поскольку звук представляет собой волну, он обладает всеми свойствами, присущими любой волне, и эти атрибуты представляют собой четыре элемента, определяющие все звуки. Это частота, амплитуда, форма волны и продолжительность, или, говоря музыкальным языком, высота тона, динамика, тембр (цвет тона) и продолжительность.
Элемент Музыкальный термин Определение
Частота. длинный или короткий
Частота
Частота или высота тона — это элемент звука, который мы можем различить лучше всего. Мы загипнотизированы, когда певец достигает особенно высокой ноты в кульминации песни, точно так же, как когда танцор совершает невероятно сложный прыжок. Мы чувствуем очень низкие ноты (низкие тона) и физически, иногда выражая темные или мрачные чувства, как в музыке певцов кантри, таких как Джонни Кэш, а иногда как ритмическое движение низкочастотных пульсаций в танцевальной музыке с электронным усилением.
Способность различать высоту звука у разных людей разная, так же как разные люди лучше и хуже различают разные цвета (частоту света). Говорят, что те, кто особенно одарены распознаванием определенных тонов, обладают «абсолютным слухом». С другой стороны, точно так же, как есть люди, которые с трудом различают цвета, расположенные рядом друг с другом в световом спектре (дальтоники), есть люди, которым трудно определить высоту звука, близкую друг к другу. Если вы считаете себя таким «тональноглухим» человеком, не расстраивайтесь. Великий американский композитор Чарльз Айвз считал пение глухого смотрителя в своей церкви одним из самых искренних и выразительных произведений, которые он когда-либо слышал.
Аудио компакт-диск может записывать звуковые волны, которые колеблются с частотой от 20 раз в секунду (20 Гц = 20 Гц) до 20 000 раз в секунду (20 000 Гц = 20 килогерц = 20 кГц). Люди способны воспринимать звуки примерно от 20 Гц до 15 кГц, в зависимости от возраста, пола и шума в окружающей среде. Многие животные способны воспринимать звуки намного выше по высоте.
Когда музыканты говорят о том, что они «настроены» и «расстроены», они имеют в виду высоту тона, а точнее, отношение одного тона к другому. В музыке мы часто имеем последовательность нот, которую мы называем мелодией, а также одновременное исполнение двух или более нот, что мы называем гармонией. В обоих случаях мы осознаем математическое расстояние между нотами, когда они следуют друг за другом по горизонтали (мелодия) и по вертикали (гармония). Чем проще математическое соотношение между двумя высотами звука, тем более согласным он звучит и тем легче его услышать, если ноты созвучны.
Простейшее отношение одной высоты звука к другой называется октавой. Октава настолько фундаментальна, что мы даем двум звукам одну и ту же букву на расстоянии октавы друг от друга. Соотношение между нотами, отстоящими друг от друга на октаву, составляет 2:1. Если у нас есть нота, вибрирующая с частотой 400 Гц, высота тона на октаву выше вибрирует с частотой 800 Гц (2 * 400 Гц). Высота октавы ниже 400 Гц имеет частоту 200 Гц (400 Гц/2).
Пример 1.1. Две звуковые волны, разделенные одной октавой. Нижняя часть – это 1/400 секунды синусоидальной волны, колеблющейся с частотой 400 Гц.
Пример 1.2 Две звуковые волны с той же частотой; верх на 10 дБ мягче, чем низ.
Амплитуда
Амплитуда измеряется в децибелах, но наше восприятие громкого и тихого звука меняется в зависимости от окружающих нас звуков. Идя по оживленной улице в полдень, где уровень окружающего шума может составлять в среднем 50 децибел, нам было бы трудно услышать голос человека рядом с нами, говорящего на уровне 40 децибел. На той же улице ночью этот голос в 40 децибел будет казаться криком, когда окружающий шум составляет всего около 30 децибел.
Волновая форма
Форма волны звука определяет разницу между тоном, цветом или тембром, который мы слышим. гитара и саксофон, даже если они играют на одной частоте с одинаковой амплитудой.
Простейшей формой волны является синусоида, которую мы видели в приведенных выше примерах для частоты и амплитуды. Чистые синусоидальные волны редко встречаются в природе, но их легко создать с помощью электронных средств. Инструмент с тембром, близким по чистоте к синусоиде, — флейта. Скрипичная часть оркестра, напротив, имеет гораздо более сложный тембр, как видно из его волновой формы ниже.
Example 1.3 Wave form of a solo flute:
Example 1.4 Wave form of a violin string section
Продолжительность
Каждое звуковое событие имеет свою уникальную продолжительность, которую мы воспринимаем как короткое или длительное, в зависимости от контекста. Несколько длительностей, одна за другой, создают ритм произведения.
Элементы музыкиРитм
Вся музыка включает в себя развертывание звуков во времени. Поэтому некоторая терминология, используемая при описании музыки, относится к продолжительности и временной организации музыкальных звуков. Точки атаки последовательности звуков создают ритм. Три слога в слове «клубника» могут произноситься через равные промежутки времени (клубника-ри) или первый слог может быть растянут, образуя одно длинное и два коротких (страаааав-ягода-ри) — два разных звука. речевые ритмы. Речевой ритм «Моя страна, это из тебя» движется через равные промежутки слогов до «тис», которое удлиняется, за которым следует «из», которое обрывается и ведет прямо к «тебе» — та та та тааа т-та. Как в вокальной, так и в инструментальной музыке ритм создается появлением новых звуков, будь то переход от одного слова или слога к другому в песне, последовательность высот скрипичной мелодии, удары в барабан или бренчание. аккордов на гитаре.
Метр
Последовательность ударов и длительностей, производящих ритм, может протекать совершенно непредсказуемо («быть или не быть, вот в чем вопрос» — начало монолога Гамлета) — то, что называется безразмерный или свободный ритм — или может возникать так, чтобы создать лежащий в основе пульс или ритм («пузырь, пузырь, тяжкий труд и беда» — четыре такта, совпадающие с бух-бух-трух-правда — из заклинания ведьм в «Макбете»). Повторяющиеся группировки долей по двойкам, тройкам или некоторым комбинациям двойок и троек производят метр. Первая доля каждой метрической группы часто описывается как акцентированная, чтобы охарактеризовать ее определяющую функцию в ритмическом потоке («Моя страна — это о тебе, сладкая земля свободы, о тебе я пою — шесть групп по три доли, каждая из которых начинается с подчеркнутой слог).
Другим важным ритмическим феноменом является синкопа, означающая нерегулярные или неожиданные ударения в ритмическом течении (например, клубничный-ри вместо клубничный-ри). Отличительная последовательность длинных и коротких отрезков, повторяющаяся в отдельном произведении или группе произведений, например, в отдельных видах танца, называется ритмическим паттерном, ритмической фигурой или ритмическим мотивом.
Высота тона
Высота тона относится к расположению музыкального звука с точки зрения низкого или высокого. Как мы видели, с точки зрения физики звука высота звука определяется частотой или количеством колебаний в секунду: чем быстрее вибрирует звучащий объект, тем выше его высота.
Хотя слышимый для человека диапазон частот составляет примерно от 20 до менее 20 000 полуколебаний в секунду, верхний диапазон музыкальных тонов составляет всего около 4000 полуколебаний в секунду. Частота определяется длиной и толщиной вибрирующего объекта. Как правило, более длинные и толстые объекты вибрируют медленнее и издают более низкие частоты, чем более короткие и тонкие. Так, у мужчин голоса обычно ниже, чем у женщин и детей, у которых голосовые связки сравнительно короче и тоньше. Тот же принцип просматривается в конструкции многих инструментов. Самые длинные деревянные стержни ксилофона воспроизводят самые низкие тона, самые короткие — самые высокие. Альт-саксофон меньше и имеет более высокий диапазон, чем тенор-саксофон немного большего размера.
Высота звука, как и температура, представляет собой скользящую шкалу бесконечных градаций. Все теоретические системы музыки организуют этот континуум высоты тона в последовательности дискретных шагов, аналогичных градусам на термометре. И точно так же, как в системах Фаренгейта и Цельсия для измерения температуры используются приращения разного размера, в разных музыкальных культурах развились отличительные системы высоты тона. Обычный подход к классификации материала основного тона состоит в построении шкалы, расположении материала основного тона музыкального произведения в порядке от низкого к высокому (а иногда и от высокого к низкому). Каждый элемент шкалы называется «шагом», а расстояние между шагами называется интервалом. Большая часть западноевропейской музыки основана на диатонических гаммах — семитоновых гаммах, состоящих из пяти «полных шагов» (интервалов среднего размера) и двух «полутонов» (маленьких интервалов). Положение целых и полуступеней в восходящей лестнице тонов определяет лад звукоряда. Мажор и минор — два часто встречающихся лада, но другие используются в народной музыке, в западноевропейской музыке до 1700 года и в джазе. Другим важным типом гаммы, особенно связанным с музыкой из Китая, Японии, Кореи и других азиатских культур, является пентатоника, пятинотная гамма, состоящая из трех полных шагов и двух полуторных интервалов.
Начальная высота гаммы называется тоникой или ключевой нотой. Большинство мелодий заканчиваются на тонике своей гаммы, которая функционирует как точка покоя, высота тона, к которой в конечном итоге тяготеют остальные в развертывании мелодии. Ключом является сочетание тоники и гаммы. Пятая симфония Бетховена написана до минор, потому что ее основной музыкальный материал взят из минорной гаммы, начинающейся с высоты тона до. По самой своей природе мелодия не может быть отделена от ритма. Музыкальный тон имеет два основных качества: высоту тона и продолжительность, и оба они входят в последовательность высоты тона плюс длительность, которая составляет мелодию.
Мелодия может быть синонимом мелодии, но мелодическое измерение музыки также включает в себя конфигурации тонов, которые могут не поддаваться пению или особенно мелодичны. И наоборот, в музыке может использоваться звуковой материал, но не быть мелодии, как в случае с некоторой перкуссионной музыкой. Атрибуты мелодии включают ее компас, то есть то, охватывает ли она широкий или узкий диапазон высот, и является ли ее движение преимущественно конъюнктивным (движение ступенчатым и, следовательно, плавным по контуру) или разъединенным (перескакиванием к несмежным тонам и, следовательно, неровным). по контуру). Мелодии могут встречаться без дополнительных частей (монофония), в сочетании с другими мелодиями (полифония) или поддерживаться гармониями (гомофония) — см. следующее обсуждение Текстуры.
Мелодии могут быть составлены в виде предложений, состоящих из предложений или фраз. Действительно, при сочинении вокальной музыки композиторы обычно создают мелодии, соответствующие структуре и синтаксису текста, который они устанавливают. Окончание музыкальной фразы называется каденцией. Полная каденция действует как период, акцентируя конец законченной музыкальной мысли. Половина каденции аналогична запятой, обозначающей паузу или промежуточную точку покоя внутри фразы. Рефрен Jingle Bells, например, содержит четыре фразы с тремя половинными каденциями и заключительной полной каденцией:0003
Jingle Bells, Jingle Bells, Jingle All The Way (Half Cadence)
Ох, какое веселье для езды на одном лошади Open Sleigh , звени бубенцы, звени всю дорогу (половина каденса)
Ах, как весело кататься в санях с одной лошадью (полный каденс, мелодия спускается к тонике)
3
мелодический стиль, связанный больше с инструментальной, чем с вокальной музыкой, мелодический материал не организован в регулярные, сбалансированные единицы, а выстраивается в длинную непрерывную линию.
Текстура
Подобно ткани, музыка имеет текстуру, которая может быть плотной или прозрачной, толстой или тонкой, тяжелой или легкой. Музыкальная текстура также относится к тому, сколько различных слоев звука слышно одновременно, к тому, имеют ли эти слои в основном мелодическую или аккомпанементную функцию, и к тому, как слои соотносятся друг с другом. Сплетение единой мелодической линии без сопровождения называется монофонией от греческого «monos» (один, один) и «phone» (звук). Монофония становится гетерофонией, когда спонтанные вариации двух или более исполнителей одновременно воспроизводят разные версии одной и той же мелодии. Одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодий классифицируется как полифония, а двух или более одновременных ритмических линий — как полиритмия. Другой основной текстурной категорией является омофония, одна доминирующая мелодия с аккомпанементом. Эти классификации часто полезны при описании отдельных произведений и репертуарных групп, но на практике многие произведения и стили не попадают четко в одну категорию. Например, общая текстура в джазе включает в себя некоторые инструменты, взаимодействие которых можно описать как полифоническое, и другие, чья функция состоит в том, чтобы аккомпанировать им.
Два важных понятия при анализе и описании музыкальных текстур — это контрапункт и гармония. Под контрапунктом понимается проведение одновременно звучащих мелодических линий одна против другой. Ритмический контрапункт обозначает развертывание параллельных ритмических частей в полиритмических фактурах. В то время как контрапункт фокусируется на линейных событиях, гармония связана с вертикальной комбинацией тонов, которая производит аккорды и последовательности аккордов.
Западная система нотной записи, хотя и несколько ограниченная в выражении тонкостей ритма и высоты тона, может обозначать множество одновременных звуков и позволила западным композиторам создавать музыку с большей структурной сложностью, чем музыка любой другой музыкальной традиции. Принципы или правила сочинения многочастной или контрапунктической музыки были впервые сформулированы в средние века и развивались и изменялись, отражая новую музыкальную эстетику, исполнительские практики и композиционные приемы.
Цвет тона
Цвет тона или тембр – это отличительная черта голоса или инструмента. Цвет тона является результатом акустического явления, известного как обертоны. В дополнение к основной частоте, слышимой как высота звука, музыкальные тона содержат образцы более высоких частот. Хотя эти более высокие частоты, или обертоны, обычно не воспринимаются как высота тона сами по себе, их относительное присутствие или отсутствие определяет характерное качество конкретного голоса или инструмента. Выраженность обертонов в музыкальных инструментах зависит от таких факторов, как материалы, из которых они сделаны, их конструкция и способ воспроизведения звука. Точно так же индивидуальная физиология голосовых связок каждого человека создает уникальный голос при разговоре и пении. Термин «цвет тона» предполагает аналогию с изобразительным искусством, и действительно, исследование, манипулирование и сочетание инструментальных и вокальных звуковых качеств исполнителями и композиторами можно сравнить с использованием цвета художниками. Такие термины, как оркестровка, озвучивание и аранжировка, относятся к аспекту композиции, который включает в себя целенаправленную обработку цвета тона. Композитор может использовать чистые цвета (например, мелодию, исполняемую скрипками) или смешанные цвета (мелодию, исполняемую скрипками и флейтами), или использовать особое качество инструмента, например уникальное звучание кларнета в его низкий диапазон. Искусство оркестровки включает в себя различные приемы исполнения, влияющие на окраску тона, в том числе использование сурдин, которые представляют собой устройства для изменения звука инструмента. В скрипках и других смычковых струнах немой представляет собой небольшое устройство в форме гребня, которое зажимается на струнах, делая звук завуалированным и несколько гнусавым. Медные духовые инструменты приглушаются за счет вставки в раструб различных материалов.
Хотя цвет тона имеет научное объяснение, его функция в музыке эстетическая. Музыка — это искусство звука, и качество этого звука во многом зависит от нашей реакции на него. Действительно, понятие тональной красоты значительно различается в разные периоды, стили и культуры. С другой стороны, в определенном контексте идеалы красоты могут быть довольно прочными, и исполнители часто платят огромные деньги за инструменты, которые могут воспроизвести этот идеальный звук. Но ни один инструмент сам по себе не дает красивого тона, поэтому самая лучшая скрипка в руках новичка будет издавать хриплый, скрежещущий звук. Даже на самых продвинутых этапах исполнения достижение того, что считается красивым тоном, является критерием хорошего выступления.
Отношение к цвету тона сыграло интересную роль в истории западной художественной музыки. До 18 века композиторы часто весьма расплывчато, даже безразлично относились к тому, как будут реализованы их музыкальные идеи. Было принято музицировать на любых подручных инструментах и исполнять на инструментах некоторые или все части вокальных композиций. В 18 веке, когда композиторы стали более чувствительны к идиоматическому качеству инструментов, они начали воспринимать музыкальные идеи с точки зрения определенных цветов тона. В 19В 19-м и 20-м веках увлечение расширением и экспериментированием с палитрой цветов тона подняло искусство оркестровки на уровень, равный другим аспектам композиционного процесса.
ФормаВзаимодействие таких элементов, как мелодия, ритм, фактура и гармония в развертывании музыкального произведения создает форму. Большая часть музыки соответствует одному из следующих трех основных формальных прототипов:
1. частичная, состоящая из единиц контрастного или повторяющегося содержания,
2. непрерывный, обычно включающий развитие и преобразование одной или нескольких зародышевых идей,
3. сочетание секционного и непрерывного.
Кроме того, четыре основных понятия помогают оценить многие формы: повторение, контраст, возврат и вариация. Понятие «возврата» особенно важно, поскольку, когда слушатели слышат что-то знакомое (то есть то, что они слышали ранее в произведении или исполнении), ощущение «возвращения домой» может быть очень сильным, независимо от того, происходит ли это в минутная симфония или четырехминутная поп-песня. Один из традиционных методов представления этих понятий состоит в том, чтобы использовать буквы алфавита для обозначения отдельных фраз или разделов, AA указывает на повторение, AB на контраст, ABCD на непрерывную структуру, ABA-возврат и ABACA на схему, включающую контраст, повторение и возврат. Заглавные и строчные буквы могут использоваться для различения различных уровней формальной организации, в то время как символы штриха (A’, B’ и т. д.) означают переформулировку материала с некоторыми изменениями. Когда раздел повторяется более одного раза с разными изменениями, могут использоваться дополнительные штриховые символы (например, ABA’CA», где вторая и третья буквы A являются версиями исходной буквы A, но отличаются друг от друга) .
Для иллюстрации припев Jingle bells будет представлен как abab’ (a для повторяющейся музыки первой и третьей строк, b и b’ для контрастной музыки второй и четвертой фраз с их разными окончаниями — половинные и полные каденции соответственно).