Звук и буква о: План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа): Звук и буква О

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа): Звук и буква О

Тема: «Звук [O], буква О».

Цель:  познакомить детей с гласным звуком [О] и буквой О.

Задачи:

коррекционно-развивающие:

  • развивать пространственное представление;
  • развивать фонематический слух, восприятие;
  • упражнять в определении места звука в слове;
  • совершенствовать мелкую моторику;
  • развивать зрительное внимания, память, воображение.
  • совершенствовать наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
  • развивать графомоторные навыки;

образовательные:

  • дать понятие о гласных звуках;
  • познакомить с понятиями “звук”, “буква”;
  • учить точно произносить звук О;
  • закрепить характеристику звука О;
  • познакомить с графическим изображением звука О;
  • пополнять и активизировать словарный запас;
  • развивать коммуникативные умения;

воспитательные:

  • воспитывать интерес (мотивацию) к занятию;
  • самостоятельность; любознательность;
  • выработать самоконтроль речи;

Оборудование: раздаточный материал для каждого ребенка; рабочая тетрадь; красный карандаш; символ [О]; ручка; зеркала для каждого;

Ход занятия

I. Организационный момент:

– Ребята посмотрите, все ли готовы к занятию? Всё ли лежит на своих местах?

– Сядет тот, кто назовёт слово, которое начинается на гласный звук [А].

Дети, представьте, что мы с вами оказались в волшебном лесу.

-Сначала удивились: О! Шли, шли по лесу и заблудились.

Мы очень огорчились: О – о –о!

Вдруг впереди увидели огонёк и избушку, и очень обрадовались: О!

— Сядет тот, кто придумает слово, начинающееся на звук [о].

(Осень, облако, Оля, обувь, остров, озеро, овощи, ослик, овцы, окунь, обруч, отдых, окна, осы).

II. Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

– Давайте вспомним правило красивой речи.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И звуки выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Артикуляционная гимнастика

А для этого выполним зарядку для язычка.

  • Язычок гулять собрался;
  • Он умылся, (пропустить язык сквозь губы)
  • Причесался, (пропустить язык сквозь зубы)
  • Выпил чашку молока, (делаем язычок «чашечкой»)
  • Съел варенья полведра, (делаем движение языком, как бы зачерпывая варенье из ведра)
  • Потом выбежал во двор,
  • Перелез через забор, (движение языка через зубы)
  • На качелях покачался, (движение языка вверх – вниз)

На лошадке в лес умчался( упражнение «Лошадка»)

III. Основная часть 

 Знакомство со звуком О.

– Давайте позовём осень.

– С какого звука начинается слово осень?

Прослушайте слова и догадайтесь, о каком звуке сегодня пойдет речь.

Ослик, Остров, Облако, Осы

Конечно же, это звук О. Сегодня на занятии мы поговорим о звуке и букве О.

 Характеристика звука [О]

– Возьмите зеркала и произнесите звук [О].

– Что происходит с губами, когда мы произносим звук [О]? (демонстрация символа звука).

Произнесите звук [о] и понаблюдайте, что происходит с вашим ртом. Ваши губы вытянулись в трубочку; рот сузился; звук произносится легко, свободно и проходит без преград. Его можно тянуть, петь. Никаких шумов вы не услышите, потому что образуется этот звук только с помощью голоса. А это значит, что звук – гласный.

Чаще всего мы произносим этот звук, когда удивляемся или когда нам больно. Этот звук помогает выражать нам чувства и эмоции.

 Задание «Поймай звук [О]»

– Я вам называю разные звуки, а вы хлопаете в ладошки, когда услышите звук [О].

Ох, ах, ух, ок, ак, ко, кА, со, ло, ли, во , ва, мА, мо.

Логопед: Я произнесу 2 звука вместе, слитно, а вы произнесите раздельно 1й и 2й звуки. ОК – О, К /ОП – О,П/ОМ – О,М/ ОТ – О,Т/ МО – М,О/ ПО – П,О/ ТО – Т,О/ КО – К,О

Логопед:- А теперь, наоборот, я буду произносить звуки раздельно, а вы произнесите их слитно. О,К – ОК/ О,П – ОП/ О,Т – ОТ/ О,М – ОМ/ К,О – КО/ П,О – ПО/ Т,О –ТО/М,О – МО

 Физкультминутка

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой.

Мы ручки поднимаем,

Мы ручки опускаем,

Мы ручки подаём

И крутимся кругом.

Задание «Определи место звука О»– Надо определить, где находится звук О в словах в начале. Закрасить квадратик красным цветом (Дети выполняют работу на индивидуальном раздаточном материале.)

Окунь – звук [о] слышен в начале слова 

Ослик – звук [о] слышен в начале слова.

Гнездо – звук [о] слышен в конце слова

Логопед: Из этого можно сделать вывод, что звук [о] встречается в любой части слова – и в начале, и в середине, и в конце.

Пальчиковая гимнастика.

-Как вы думаете, почему ослик сказал

Здравствуй, буква-мячик!

Почему не скачешь?

О – самая круглая буква в нашем алфавите.

Если рассмотреть печатную большую О и маленькую о, то станет ясно, что они обе круглые и отличаются только размером.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е. Тарлапан

Попробуйте отыскать букву О в предметах, которые видите.

Обруч, мяч и колесо

Вам напомнят букву О.

 В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква О.

 О – как обруч, захочу –

По дороге покачу!

 Обруч на арене вспыхнет.

Тигр в огонь отважно прыгнет.

Г. Виеру

 Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры.

А чтобы букву О лучше запомнить, попробуйте её вылепить из пластилина или составить из каких-либо материалов. Это не трудно сделать, потому что буква ровная. Можно её составить, например, из пуговиц, бусинок, из листьев деревьев. Буква получится красивая. Букву О можно нарисовать по клеточками или придумать из неё забавный рисунок.

Занимательные факты о букве О

А знаете ли вы, что буква О – одна из самых древних? Придумали её еще древние греки. С тех пор её использовали в разных алфавитах разных стран. На клавиатуре вы увидите английскую букву О, которая ничем не отличается от нашей.

Наши древние предки называли букву О как «Он», она указывала на какое-то лицо.

В математике есть цифра, очень похожая на букву О. Вы, конечно же, догадались, что это ноль.

Вот какая она знаменитая. О – самая популярная буква в городе, который называется Вологда. Жители этого города каждый звук [о] очень хорошо проговаривают. Про это говорят «окают». И в названии их города буква О встречается два раза.

Вот с каким интересным гласным вы сегодня познакомились.

Сегодня на уроке вы познакомились с буквой О, звук которой очень любит прятаться в словах и не всегда произносится как [о], а иногда звучит как [а].

На уроках русского языка вы научитесь возвращать звук на своё место и правильно записывать букву. А пока научитесь букву О узнавать, читать и писать.

IV. Итог занятия

Давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня работали.

-Какой это звук: гласный или согласный?

V. Рефлексия.

– Ребята, кому было трудно сегодня на занятии?

– А кому все легко и быстро удавалось?

– Вы сегодня очень хорошо занимались. МОЛОДЦЫ!

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Звук [о] и буква О.

Занятие №4.

Тема: «Звук [о]и буква О».

Образовательные задачи. Буква Оо и звук [о]. формирование умения находить новую букву среди др. букв алфавита.

Развивающие задачи. Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки для организационного момента, картинка с изображением мальчика, пластмассовые объёмные буквы, «Мой букварь» и рабочая тетрадь по числу детей, цветные карандаши, массажные мячики.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений. Дифференциация звуков [а] –[у] – [о] в словах (начальная ударная позиция).

Педагог приветствует детей. Дети проходят к столикам, на ко-ых лежат предметные картинки.

Посмотрите внимательно на картинки. Подумайте, что у вас на картинках. Сначала сядут те дети, у ко-ых названия картинок начинаются со звука  [а], потом – те, у кого названия картинок начинаются со звука  [у]. а у тебя с какого звука начинается картинка, …? (Со звука [о]. у меня на картинке окунь). Правильно! Садись.

  1. Звук и буква Оо. Работа по букварю. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением мальчика, у ко-ого болит зуб.

Посмотрите на картинку. Как плачет мальчик, у ко-ого болит зуб. (О-о-о!)

Правильно. Какой это звук? (Это гласный звук). Давайте споём этот звук, как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке.

Педагог вместе с детьми поет звук [о].

Послушайте стихотворение:

Осень ранняя настала,

Оля с осликом гуляла.

Какие слова начинаются со звука [о]? (Оля, осень, осликом). Верно. Звук [о] обозначают гласной буквой О. посмотрите на нее.

Педагог помещает на доску букву.

На что похожа буква О? (На колесо, на кружок, на бублик, на спасательный круг). Давайте откроем буквари и рассмотрим странички с буквой О. почему буква О красного цвета? (Это гласная буква). Кого вы видите на верхней картинке? (Это Оля и ослик). С какого звука начинаются эти слова? (Со звука [о]). На нижней картинке найдите предметы, название ко-ых начинаются со звука [о]. (Озеро, остров, осень, окунь, овощи, окна, облако). Покажите букву О в словах под картинкой.

Дети показывают новую букву в словах.

Посмотрите на следующую страницу. Вы видите букву О из веревочки и из пластилина. Дома попробуйте сложить букву О из веревочки и слепить ее из пластилина. А теперь давайте почитаем. (Оа, оу, ао, уо).

  1. Игра «Помоги животным ».  Работа по букварю. Развитие фонематического восприятия.

Молодцы! Вы отлично почитали. А теперь поиграем. Кого вы видите в нижней части страницы? (Аиста, утку, ослика). А какие предметы вы видите? (Окуня, удочку, улей, обруч, астру, арфу). Помогите утке выбрать предметы, названия ко-ых начинаются со звука [у]. (Улей, удочка). Теперь помогите аисту выбрать предметы, названия ко-ых начинаются со звука [а]. (Арфа, астра). И какие же предметы достались ослику? (Обруч, окунь). С какого звука начинаются слова ослик, окунь, обруч? (Со звука [о]). Вы запомнили, какой это звук? (Это гласный звук). Какая буква его обозначает? (Буква О). какая это буква? (Гласная). Молодцы! Вы отлично поработали. Закройте буквари.

  1. Физкультурная пауза «Самолет». Координация речи с движением.

Самолет построим сами,                   Дети бегают, расставив руки, как крылья.

Понесемся над лесами,

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме.

  1. Упражнения с массажными мячиками. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.

Педагог раздает детям массажные мячики и предлагает с их помощью выполнить массаж ладоней и кончиков пальцев для того, чтобы подготовиться к письму.

  1. Работа в тетради. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.

Педагог раздает тетради, простые и цветные  карандаши.

Посмотрите на левую страницу, что вы видите на ней? (Облако, окуня, две буквы О). Давайте обведем буквы О по точкам и раскрасим их. Какой карандаш вам для этого потребуется и почему? (Мы возьмем красный карандаш. Буква О — гласная). Окуня вы раскрасите вечером, а сейчас мы попробуем написать букву О. Посмотрите, как я «пишу» букву О в воздухе.

Педагог поворачивается спиной к детям и «пишет» букву О в воздухе. Затем дети повторяют за ним.

Теперь я напишу букву О мелом на доске.

Педагог пишет букву по точкам.

Напишите 2 буквы по точкам.

Дети выполняют задание.

Теперь прочитайте, что написано на второй строчке. (Оа). Давайте напишем оа. Какую букву вы напишите первой? (О). а потом? (А). верно. Посмотрите, как я пишу это на доске.

Всю остальную работу целесообразно выполнить с каждым ребенком на индив. занятиях, закрепив навыки чтения и печатания. Картинки в тетради дети могут раскрашивать в вечернее время.

  1. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

С какой буквой вы сегодня познакомились? (…).  Какая это буква? (…). На что она похожа? (…). Какие слова на звук [о] вы запомнили? (…). Что мы делали на занятии? (…).

Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

Конспект занятия: Звук (О), буква «О».

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Подросток»

«Звук (О), буква «О».

к разделу

«Обучение грамоте »

Автор:

Тимофеева Марина Михайловна

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

детского клуба «Огонёк»

hello_html_m140bbdd4.png

hello_html_m392c1ee3.jpgОренбург

2015

Открытое занятие

Тема: «Звук (О), буква «О» к разделу

«Обучение грамоте»

Дата: 9.11.15 г.

Педагог: Тимофеева М. М.

Цель занятия: Закрепить правильное произношение звука (О), познакомить с буквой «О».

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучение правильной артикуляции звука (О).

  2. Учить писать букву «О».

Развивающие:

  1. Развивать фонетический слух.

  2. Развивать слуховое внимание.

  3. Развитие грамматического строя речи.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать аккуратность и терпение.

Вид занятия: изучение нового материала.

Материалы к занятию для обучающихся:

Тетрадь, цветные карандаши, простые карандаши, синие шариковые ручки, трафарет буквы «О». 

Материалы к занятию для педагога:

Картинка с овощами, картинки, в названии которых есть звук (О), картинка – символ звука (О).

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть сегодня на занятие. Какие — то вы сегодня сонные. Наверное, вы ещё не проснулись. Давайте вместе умоемся и начнём наше занятие.

Педагог:

Водичка, водичка, умой моё личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.

Учащиеся: (выполняют самомассаж лица).

2. Объяснение нового материала.

Педагог: Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите?

Учащиеся: Лук, морковь, капуста, свекла, огурец, помидор, картошка.

Педагог: Как всё это можно назвать, одним словом?

Учащиеся: Овощи.

Педагог: Какой первый звук в слове овощи? (педагог голосом выделяет звук (О).)

Учащиеся:

— Звук (О).

Педагог: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком (О), с буквой обозначающей этот звук. Давайте посмотрим в зеркало и понаблюдаем, что происходит с органами артикуляции при произнесении звука (О).

— Губы бы округлены и слегка выдвинуты вперёд;

— зубы закрыты губами;

— язык лежит на дне рта;

— горлышко работает.

Учащиеся: перед зеркалом правильно произносят звук (О), затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.

Педагог: какой звук (О)?

Учащиеся: гласный.

Педагог: почему?

Учащиеся: этот звук можно пропеть, воздух при образовании звука не встречает преграды на своём пути.

Педагог: Правильно, звук (О), гласный, и для его обозначения используется красный кружок.

3. Практическая работа.

Педагог:

-Сейчас мы поиграем в игру. Я буду произносить разные звуки, а вы когда услышите звук (О), хлопните в ладоши.

— о, и, а, м, о, у, э, о, о;

— со, мА, ко, ти, па, ом, от, ло;

— сом, дом, мак, свет, кот, мир.

Учащиеся:

(хлопают в ладоши, когда услышат нужный звук).

Педагог:

— Молодцы, очень хорошо. А сейчас, я предлагаю отдохнуть.

Мы ручками похлопаем:

Хлоп, хлоп, хлоп.

Мы ножками потопаем:

Топ, топ, топ.

Учащиеся: (выполняют упражнения).

Педагог: А теперь ребята, внимательно посмотрите на картинки.

— Выберите только те картинки, в названии которых звук (О) стоит в начале слова.

Учащиеся: Учащиеся называют слова, начинающиеся на звук (О).

Педагог: А теперь выберите картинки, звук (О) в которых стоит в конце слова.

— Выберите только те картинки, в названии которых звук (О) стоит в середине слова.

(Учащиеся дают ответы).

Педагог: Ребята, молодцы. Вы справились с заданием. И я для вас приготовила загадки. Отгадайте загадки и назовите первый звук в отгадках.

-Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывёт.

Учащиеся: облака, первый звук (О).

Педагог:

-Когда ночь длинна,

А вода холодна?

Учащиеся: осень, первый звук (О).

Педагог:

— Сер, но не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, а не лошадь.

Учащиеся: ослик, первый звук (О).

Педагог: Ребята, на что похожа буква О.

Учащиеся: ответы детей.

Педагог:

— О ужасно удивилась:

Сушка с маком ей приснилась.

«Как похожа на меня!

Может, с нею мы родня?»

— Ребята, откройте свои тетради и аккуратно пропишите букву О две строчки.

(Учащиеся по трафаретам прописывают букву О).

4. Закрепление нового материала.

Педагог:

Итак, ребята занятие подходи к концу, давайте закрепим новый материал.

— С каким звуком вы сегодня познакомились?

— Какой это звук?

— Почему гласный?

— Какой буквой обозначен звук (О)?

— На что похожа буква О?

5. Итог занятия.

Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук (О).

Литература:

  1. Кузнецова, Е. В. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий./ Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

  2. Агронович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников/ З. Е. Агронович. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005. – 160 с.

  3. Бардышева, Т. Ю. Тетрадь логопедических заданий/ Т. Ю. Бардышева. – М.: Эко Пресс, 2013. -160 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2012/12/23/konspekty-zanyatiy-po-obucheniyu-gramote-v-podgotovitelnoy

  2. http://sad27.oskoluno.ru/upload/sad27/konspekt-zanjatia-po-podgotovke-k-obuchenia-gramote-podgotowitelnoy-gruppe.doc

Приложение №1

hello_html_45ebc517.jpgПриложение №2

hello_html_m7a18cfea.jpghello_html_3c6a2f6a.jpg

Пhello_html_m823625a.pngриложение №4

hello_html_m482374e2.jpghello_html_m61062509.jpg

hello_html_49b1fdd3.pnghello_html_m1b7fb672.jpg

hello_html_21416455.jpghello_html_m6231496.jpg

Приложение№5

hello_html_212419a8.png

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему: Обучение грамоте «Звук и буква О»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленности

ТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»

Цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, памяти, мышления.
  • Развитие фонематических процессов, речевого дыхания, просодической стороны речи, основ звуко-буквенного анализа.
  • Развитие словарного запаса, грамматического оформления речи, связной речи.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики, формирование мотиваций обучения.

Оборудование:

  • Картинка-символ звука [О].
  • Картинки, в названиях которых присутствует звук [О].
  • Индивидуальные зеркала.
  • Изображение буквы О. Анализ звукосочетаний типа – ауо, оуа.
  • Звуковой домик, «Осенняя картина».
  • Рабочие тетради, красные, синие шариковые ручки.

                                          ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.             Психогимнастика.

Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!  Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

2. Сообщение темы занятия.

Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова.) Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (Звук [О].) Сегодня мы будем слушать, и произносить слова со звуком [О], познакомимся с буквой О.

3. Характеристика звука [О].  Повторение гласных звуков.

  • Картинка-символ: Оля плачет: о-о-о.
  • Рассматривание профиля звука [О], обратить внимание на положение языка и губ.
  • Произношение звука [О] перед индивидуальными зеркалами хором и индивидуально (громко, тихо, высоким голосом, низким голосом).
  • Звук [О] – гласный, твердый.
  • Произношение гласных звуков с одновременным движением пальцев:

А – указательный и средний пальцы правой руки соединяются указательным пальцем левой; У – поднимаются указательный и средний пальцы; О – делается колечко.

4. Развитие слуховой памяти и просодии.  Чтение стихотворения.  

                       

Гласные песенку звонкую тянут – и-и-и.

                        Могут заплакать – о-о-о и застонать – у-у-у-у.

                        Могут качать в колыбели Аленку – а-а-а.

                        Могут, как эхо, в лесу закричать: «Ау! Ау!»

                        Легко летят они в высоту – а-и-о-у!

5. Игра: «Кто самый внимательный»

Выделение звука [О] из ряда гласных звуков. Услышишь звук [О], хлопни в ладоши.          а-и-о-у-и-о-а-у-о-и-а.

6. Зрительная гимнастика

Голову держать только прямо, двигаем только глазами, следим за игрушкой.

(Взрослый медленно, в течении одной минуты, перемещает игрушку слева – направо, вверх – вниз, по кругу.)

                                            Помогаем часто – часто,

                                     Еще раз, и два, и три.

                                     Глазки закрываем,

                                     На столе мы отдыхаем.

(Дети отдыхают, положив голову на сложенные на столе руки.)

7. Произношение звука [О] в словах. Выделение звука [О] из начала, середины, конца слов.

Слова: окно, дождь, сапог, обруч, пол, осы. (работа со слоговыми схемами)

8. Физкультминутка.     Не под окном,               руки в стороны, впред,

                                            А около,                        вверх, в стороны (кругом)

                                            Катилось О и охало.      плавные, круговые движ.

                                            О охало, О охало            перед собой

                                            Не под окном,                 руки в стороны, вниз.

                                            А около.

9. Знакомство с буквой О.

  • Рассматривание букв О,о. Спросить у детей почему они красного цвета.
  • Чтение стихотворения: «ЗВУК И БУКВА О»

                              О на огурец похожа,

                              Он овальный, буква тоже.

                              Слова Оля, огурец, окно –

                               Начинаются на О.

10.    Пальчиковая гимнастика.    «ПАЛЬЧИКИ»  (с кружочками)

Раз – кружок, два – кружок,      Шагают по кружочкам, поочередно нажимая

Раз – шажок, два – шажок.        каждым пальцем на кружок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.  

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.                   Движения повторяются.

От мизинца – до большого,

А потом – к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы будут отдыхать!            

11. Работа в тетрадях.

  • Заселение буквы О в домик.
  • Выделение буквы О в словах, нахождение места звука [О] в словах: осы, дупло, нота.
  • Написание букв О о.
  • Составление предложений по картинке.
  • Нахождение слов со звуком [О], по картине «Осенняя картина». Дети находят слова в которых присутствует звук [О], определяют место нахождения звука в слове: в начале, в середине, конце слова.

Первая схема – слова облако, осень; вторая схема – слова дом, забор, дождь, солнце, дорожка; третья схема – слова крыльцо, окно.

12. Итог занятия.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [о] и буква О»

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема. Звук [о] и буква О.

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление понятия «гласный звук», представления о том, что гласные звуки обозначаются красным цветом (фишкой). Знакомство с буквой О.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие фонематического слуха, навыка языкового анализа слов с новым звуком. Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание внимания, интереса детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов. Развитие самоконтроля за речью детей.

Оборудование. Игрушка Госпожа Азбука. Пособие «Город гласных и согласных». Схемы по количеству детей для звукового анализа, фишки красного цвета. Предметные картинки, начинающиеся на звук [о]. Предметные картинки, в названии которых звук [о] стоит в разных фонетических позициях. Картинка для проговаривания чистоговорки. Буквы А, У, О. Картинка, на которой изображены предметы, похожие на букву О.«Мой букварь», «Играйка-грамотейка», «Играйка-читайка» и тетради № 1 по обучению грамоте Н.В.Нищевой. Пособие «Алфавит телодвижений». Веревочки для выкладывания буквы.

Предварительная работа. Дети повторяют понятия «звук речи», «гласный звук»; произносят звук [у] в разных голосовых регистрах (шепотом и громко), длительно и отрывисто. Упражнения: «Послушаем тишину», «Лесенка», «Эхо». Повторяют правила про звуки и буквы. Подбирают слова, начинающиеся со звука [у].

Ход занятия.

1.Организационный момент. Установка на самоконтроль за речью. Игровой момент.

Логопед приглашает детей в группу, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков.

Логопед. Ребята, давайте повторим, о чем мы узнали на прошлом занятии.

Дети. Мы говорили о звуках и буквах. Познакомились со звуком [у] и узнали букву У.

Логопед. Звук [у] какой?

Дети. Гласный, его можно петь.

Логопед. Ребята, как мы будет стараться говорить на занятии?

Дети. Будет говорить четко, внятно, чтобы было всем понятно!

Логопед. Сегодня Госпожа Азбука принесла нам новые интересные задания и познакомит нас с новым звуком и буквой.

2.Объявление темы.

Логопед. Посмотрите на доску (на доске прикреплены картинки, в названии которых в начале слова стоит звук [о]: окна, окунь, осы, ослик, овощи). Как вы думаете, с каким звуком хочет познакомить нас Госпожа Азбука?

Дети называют картинки. Определяют, что все они начинаются с одного и того же звука – звука [о].

Логопед. К нам в гости пришел звук [о]. Давайте расскажем, что мы знаем о нем?

3.Характеристика звука. Характеристика звука [о], обозначение его фишкой красного цвета.

Логопед. Давайте споем звук [о].

Дети выполняют упражнение «Лесенка».

Логопед. Как называются звуки, которые мы может петь?

Дети. Гласные.

Логопед. Молодцы! Звук [о] – это гласный звук. Мы будем обозначать его красным цветом (показ графического изображения звука).

4. Развитие артикуляционной моторики, слухового внимания, фонематического слуха. Проговаривание чистоговорки, выделение слов с новым звуком, подбор слов на новый звук.

Логопед. Ребята, посмотрите на картинку. Послушайте чистоговорку и повторяйте за мной.

Осень ранняя настала,

Оля с осликом гуляла.

Дети проговаривают чистоговорку сначала медленно, потом ускоряя темп.

Логопед. Скажите, какие слова начинаются со звука [о]?

Дети. Осень, Оля, ослик.

Логопед. Молодцы!

5. Развитие фонематических процессов, общей и мелкой моторики. Игра «Поймай звук». Работа со схемами и фишками красного цвета.

Логопед. Давайте мы с вами поиграем с новым звуком. Я буду произносить разные звуки и слова, а вы хлопните, когда услышите гласный звук [о].

Дети играют в игру «Поймай звук».

Логопед. Молодцы, научились слышать звук [о]. А теперь давайте найдем на картинке предметы, начинающиеся на звук [о]

Дети. Окунь, окна, обруч, овощи, озеро, облако, остров.

Логопед. А какое время года изображено на картинке?

Дети. Осень.

Логопед. Молодцы! А как показать звук [о] в слове?

Дети. У нас есть схемы слова и фишки.

Логопед. Правильно! Гласный звук [о] мы будем обозначать красным цветом.

Логопед. Посмотрите, какие картинки приготовила для вас Азбука. В них звук [о] стоит в начале, середине или в конце слова. Мы с вами будем называть картинки, и находить, в каком месте в слове стоит звук [о] – в начале, середине или конце слова. Слова: окунь, сом, кино.

Дети выполняют звуковой анализ слов. Проговаривают, где стоит звук в каждом слове.

Логопед. Молодцы, ребята!

6. Знакомство с буквой. Анализ элементов буквы, «рисование» буквы в воздухе, на теле (прием «дермолексии»), изображение буквы О в схеме тела («Алфавит телодвижений»), выкладывание буквы из палочек, работа в тетради. Развитие общей и мелкой моторики.

Логопед. Ребята, звук [о] «живет» в букве О (показ маленькой и большой буквы). Буква О будет тоже «жить» в красном домике в городе гласных и согласных. Как вы думаете, почему?

Дети. Потому что в букве О прячется звук [о], а он – гласный. А гласные звуки мы обозначаем красным цветом.

Логопед. Ребята, посмотрите, из каких элементов состоит буква О.

Дети. Буква О похожа на овал.

Логопед. В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы смогла.

Логопед показывает картинку с забавными изображениями буквы О, картинку, на которой изображены предметы, похожие на эту букву.

Посмотри на колесо –

И увидишь букву О.

Давайте «возьмем» пальчики-карандашики и напишем в воздухе букву О.

Дети «пишут» в воздухе букву О.

Логопед. Молодцы, а теперь давайте напишем букву О на спинках друг у друга. Вставайте «паровозиком».

Дети «пишут» букву на спинах друг друга.

Логопед. Молодцы! А еще можно показать букву О с помощью рук. («Алфавит телодвижений»).

Дети показывают букву О.

Логопед. Ребята, а давайте выложим букву О из веревочки.

Дети выкладывают.

Логопед. Молодцы! А теперь давайте в тетрадях по точкам обведем новую букву. А остальные задания вы выполните дома.

Дети работают в тетради.

Логопед. Ребята, посмотрите на доску. К нам снова приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены новые буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.

Дети читают: Оа, оу.

Логопед. Правильно! А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось?

Дети. Ао, уо.

Логопед. Молодцы! Будем ждать веселый поезд с новыми буквами.

7. Подведение итогов. Оценка.

Логопед. Ребята, сколько интересного мы с вами сегодня узнали. Давайте, вспомним.

Дети повторяют, о чем говорили на занятии. Логопед с Госпожой Азбукой оценивают работу детей.

План-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме: Конспект занятия «Звук и буква О»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленности

ТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»

Цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, памяти, мышления.
  • Развитие фонематических процессов, речевого дыхания, просодической стороны речи, основ звуко-буквенного анализа.
  • Развитие словарного запаса, грамматического оформления речи, связной речи.
  • Совершенствование общей и мелкой моторики, формирование мотиваций обучения.

Оборудование:

  • Картинка-символ звука [О].
  • Картинки, в названиях которых присутствует звук [О].
  • Индивидуальные зеркала.
  • Изображение буквы О. Анализ звукосочетаний типа – ауо, оуа.
  • Звуковой домик, «Осенняя картина».
  • Рабочие тетради, красные, синие шариковые ручки.

                                          ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.             Психогимнастика.

Дети, представьте, что мы оказались на необитаемом острове. Сначала удивились: О! Потом огорчились: О-о-о! Увидели корабль и радостно воскликнули: О-о-о!  Дети мимикой выражают разное эмоциональное состояние.

2. Сообщение темы занятия.

Откуда мы только что вернулись? (С необитаемого острова.) Прислушайтесь к слову остров. Какой первый звук вы услышали? (Звук [О].) Сегодня мы будем слушать, и произносить слова со звуком [О], познакомимся с буквой О.

3. Характеристика звука [О].  Повторение гласных звуков.

  • Картинка-символ: Оля плачет: о-о-о.
  • Рассматривание профиля звука [О], обратить внимание на положение языка и губ.
  • Произношение звука [О] перед индивидуальными зеркалами хором и индивидуально (громко, тихо, высоким голосом, низким голосом).
  • Звук [О] – гласный, твердый.
  • Произношение гласных звуков с одновременным движением пальцев:

А – указательный и средний пальцы правой руки соединяются указательным пальцем левой; У – поднимаются указательный и средний пальцы; О – делается колечко.

4. Развитие слуховой памяти и просодии.  Чтение стихотворения.  

                       

Гласные песенку звонкую тянут – и-и-и.

                        Могут заплакать – о-о-о и застонать – у-у-у-у.

                        Могут качать в колыбели Аленку – а-а-а.

                        Могут, как эхо, в лесу закричать: «Ау! Ау!»

                        Легко летят они в высоту – а-и-о-у!

5. Игра: «Кто самый внимательный»

Выделение звука [О] из ряда гласных звуков. Услышишь звук [О], хлопни в ладоши.          а-и-о-у-и-о-а-у-о-и-а.

6. Зрительная гимнастика

Голову держать только прямо, двигаем только глазами, следим за игрушкой.

(Взрослый медленно, в течении одной минуты, перемещает игрушку слева – направо, вверх – вниз, по кругу.)

                                            Помогаем часто – часто,

                                     Еще раз, и два, и три.

                                     Глазки закрываем,

                                     На столе мы отдыхаем.

(Дети отдыхают, положив голову на сложенные на столе руки.)

7. Произношение звука [О] в словах. Выделение звука [О] из начала, середины, конца слов.

Слова: окно, дождь, сапог, обруч, пол, осы. (работа со слоговыми схемами)

8. Физкультминутка.     Не под окном,               руки в стороны, впред,

                                            А около,                        вверх, в стороны (кругом)

                                            Катилось О и охало.      плавные, круговые движ.

                                            О охало, О охало            перед собой

                                            Не под окном,                 руки в стороны, вниз.

                                            А около.

9. Знакомство с буквой О.

  • Рассматривание букв О,о. Спросить у детей почему они красного цвета.
  • Чтение стихотворения: «ЗВУК И БУКВА О»

                              О на огурец похожа,

                              Он овальный, буква тоже.

                              Слова Оля, огурец, окно –

                               Начинаются на О.

10.    Пальчиковая гимнастика.    «ПАЛЬЧИКИ»  (с кружочками)

Раз – кружок, два – кружок,      Шагают по кружочкам, поочередно нажимая

Раз – шажок, два – шажок.        каждым пальцем на кружок.

Наши пальчики шагают,

На кружочки наступают.  

Раз, два, три, четыре, пять.

Ходят пальчики опять.                   Движения повторяются.

От мизинца – до большого,

А потом – к мизинцу снова.

Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы будут отдыхать!            

11. Работа в тетрадях.

  • Заселение буквы О в домик.
  • Выделение буквы О в словах, нахождение места звука [О] в словах: осы, дупло, нота.
  • Написание букв О о.
  • Составление предложений по картинке.
  • Нахождение слов со звуком [О], по картине «Осенняя картина». Дети находят слова в которых присутствует звук [О], определяют место нахождения звука в слове: в начале, в середине, конце слова.

Первая схема – слова облако, осень; вторая схема – слова дом, забор, дождь, солнце, дорожка; третья схема – слова крыльцо, окно.

12. Итог занятия.

Звук и буква О.

Тема: Звук [о], буквы О, о. Письмо строчной и заглавной О о.

Цель:

1. Упражнение в написании строчной и заглавной буквы О, о; верхнее и нижнее соединение с другими буквами, продолжать учить озвучивать буквы. Наблюдать за позиционным изменением согласных звуков: твёрдые — мягкие согласные. Продолжать составлять схемы предложений, сравнить раздельное начертание слов в предложении с их слитным произношением.

2. Развивать навык чтения, воображение, фонематический слух, зрительную и тактильную память; речь, пополнять словарный запас, прививать терпимость к чужому мнению. Продолжить учить грамотному слого — звуковому анализу слов.

Ход урока.

Организационный момент

Актуализация знаний учащихся.

Обратить внимание на выставку книг со сказками.

— Слушать сказки очень интересно. «Бабушка, расскажи нам сказку!» — можно было услышать и сто, и двести, и пятьсот лет назад. И бабушка рассказывала сказки про медведя, который был добродушный, но не очень сообразительный, про трусливых и слабых зайцев, про хитрую лису, которую везёт на себе побитый и несчастный волк, про храброго петуха. А в наше время всё чаще сказки рассказывают книжки. Да не просто книжки, а книжки с картинками. Даже не знаешь, что интереснее – читать или рассматривать картинки. А кто рисует иллюстрации к сказкам? (Художник)

— К вашему Букварю рисунки рисовал художник Л. Петухова. Нравятся вам её иллюстрации?

Сообщение новых знаний.

-Как охают больные? (Ох-ох)

— Закончите слова: ок(но), о(са).

Работа по учебнику.

  1. Выделение звука [о] из слова «О – КУНЬ», «О – КУ – НИ».

  2. Артикуляция звука.

Положение губ, зубов, языка. Воздух проходит свободно, произносится голосом. Гласный, ударный.)

О – губы чуть – чуть сужаем и округляем.

А – самый широкий звук.

— Вот такое изменение губ при произношении звуков называется очень трудным словом «артикуляция». Повторите это слово очень чётко.

3. Знакомство с буквами О, о.

— Гласный звук [о] записывается буквой, которая так и называется: гласная буква О.

— Почему на с. 34 учебника изображено две буквы О, о?

— Когда они употребляются?

Кто больше запомнит слов со звуком [о].

Орёл облетал округу, оглядывал острым орлиным оком озеро, овраг, опушку, осинник.

_ Ого! Овечки! Отличный обед! – обрадовался орёл.

Облюбовал он одну овечку. Ой!

Оказалось овечка облачком. Обманулся орёл.

Облако обернулось отважным охотником. Отогнал охотник орла.

(Л. Яхнин)

Загадка.

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались в ладошки

Бусинки- дробинки. (Горох)

Работа по учебнику.

Лесенка.

ОСЕНЬ ОХ

НОЖ ОСА

СТОЛ ОХОТА

ПЕРО ОГУРЕЦ

Покорение вершин.

Нhello_html_m3d58c7b9.gifhello_html_m6228d09d.gifhello_html_m3d58c7b9.gifhello_html_m3d58c7b9.gifhello_html_m6228d09d.gifhello_html_m6228d09d.gifО БА НО

ОК РЫ КИ ГА

Письмо Оо.

  1. Сравнить печатные и письменные буквы О, установить их сходство и различие.

  2. Учитель на доске даёт написание строчной буквы о. Напоминается правило

«Буквы пиши на одинаковом расстоянии друг от друга».

  1. Особое внимание учитель уделяет показу и объяснению написания заглавной буквы О: её всегда пишут снизу и тщательно выводят овал.

(Дети пишут букву в прописи).

  1. Чередование строчной и прописной букв Оо.

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо (руками машем себе в лицо),
Закачалось деревцо (руки вверх и качаемся).
Ветерок все тише, тише (медленно приседаем),
Деревцо все выше, выше (медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх).

  1. Сравниваются строчные буквы а и о. Написание букв в прописи.

  2. Затем дети впервые пишут под диктовку: учитель предупреждает, что будет произносить гласные звуки [о] и [а]. Услышанный звук дети должны обозначить соответствующей строчной буквой. Учитель может произносить один и тот же звук несколько раз подряд.

(Упражнение в письме букв под диктовку выполняется на строках прописи).

Дополните слово.

ОСА (роса, коса) ОЧКИ (почки, кочки)

Опоздал.

-Валерий Петрович, можно войти?

— Входи, Петя!

-Я опоздал!

-Объясни, почему?

У меня испортился будильник. Пришлось узнать время по телефону. Еле дозвонился.

Потом быстро оделся и выскочил за дверь. Смотрю, всё вокруг окрашено: и стены, и пол, и лестница. Тогда я полез по трубе на крышу.

— А почему вниз не полез?

-Крыша была ближе (мы ведь на 5 этаже живём). Я перебрался на соседний дом, спокойно слез и вышел на улицу. А там – не пройти, не проехать! Движение остановилось. Оказывается, куда-то вели жирафа, то ли в цирк, то ли в зоопарк. Пришлось ждать. Ну, а потом бегом в школу!

— А теперь скажи, есть ли в твоей истории хоть два слова правды?

-Есть! Я опоздал!

IV Итог урока.

Обучение детей гласным звукам коротких O и Long O

Обучение гласным звукам с помощью заданий

Буква «О» — это четвертая гласная английского алфавита, и, как и все гласные, она имеет «долгий» и «короткий» звук. «Длинное О» звучит как «О», а «короткое О» звучит как «Трепет». Так как же узнать, когда гласная O издает звук «ой» или звук «трепет»? На самом деле это довольно просто, и это определяется соглашением о написании, известным как тихая E, где окончание «E» делает предшествующий гласный длинным звуком.

Например:

MOD — короткое O, где он издает звук / awe /

РЕЖИМ — длинное O, где издает звук / oh /

Однако, чтобы не усложнять задачу и не сбивать с толку молодых учеников, мы всегда сначала учим короткие гласные звуки, а позже вводим тихие звуки E и долгие гласные.

Итак, здесь мы будем обучать только короткому гласному звуку O, который звучит как / awe /.Примеры слов:

КОС — / c / / o / / p /

БОТ — / б / о / / т /

Учебная деятельность для / о /

  • Распечатайте букву O на листе бумаги и приготовьте распечатку со следующими словами:
    • ПО
    • ЛОТ
    • MOP
    • КОРОБКА
    • ВЫКЛ
    • НОСКА
    • БЛОК
  1. Покажите букву O и объясните, что она издает звук «трепет» / о /.На этом этапе нет необходимости вводить длинный звук «ой», а также не обязательно говорить вашему ребенку, что «благоговение» — это короткий гласный звук «о». Это только добавит путаницы.
  2. Попросите ребенка повторить звук «трепет» несколько раз.
  3. Скажем «трепет» и растянем его, скажем / o / «awwwwwe».
  4. Поработайте над звуком / o / с помощью приведенного выше списка слов.
  5. Укажите на букву O и спросите своего ребенка, что это за звук? И посмотрите, сможет ли ваш ребенок придумать какие-нибудь другие звуковые слова.
  6. Работа по таблице, представленной ниже.

Письмо O Рабочие листы


Буква O Рифма и песня

Меня зовут Боб,

, а я лягушка Боб!

Я лягушка Боб,

а вот и мой носок!

Вот мой носок,

а он на часах виснет!

У меня носок висит на часах,

и часы сидят на блоке!

Эй, это мой квартал,

, а я лягушка Боб!

.

% PDF-1.4 % 5321 0 объект> endobj xref 5321 231 0000000016 00000 н. 0000005923 00000 н. 0000005021 00000 н. 0000006226 00000 н. 0000006368 00000 н. 0000009729 00000 н. 0000010112 00000 п. 0000010825 00000 п. 0000010863 00000 п. 0000011113 00000 п. 0000011191 00000 п. 0000030526 00000 п. 0000047982 00000 п. 0000065938 00000 п. 0000085072 00000 п. 0000103767 00000 н. 0000122743 00000 н. 0000123229 00000 н. 0000123467 00000 н. 0000123513 00000 н. 0000142295 00000 н. 0000161375 00000 н. 0000164046 00000 н. 0000185914 00000 н. 0000186144 00000 н. 0000186316 00000 н. 0000186518 00000 н. 0000186750 00000 н. 0000186995 00000 н. 0000187249 00000 н. 0000187512 00000 н. 0000187781 00000 н. 0000188053 00000 н. 0000188331 00000 н. 0000188612 00000 н. 0000188896 00000 н. 0000189183 00000 н. 0000189470 00000 н. 0000189760 00000 н. 0000190050 00000 н. 0000190340 00000 н. 0000190630 00000 н. 0000190920 00000 н. 0000191210 00000 н. 0000191503 00000 н. 0000191796 00000 н. 0000192089 00000 н. 0000192382 00000 н. 0000192675 00000 н. 0000192965 00000 н. 0000193255 00000 н. 0000193545 00000 н. 0000193835 00000 н. 0000194125 00000 н. 0000194415 00000 н. 0000194705 00000 н. 0000194992 00000 н. 0000195279 00000 н. 0000195566 00000 н. 0000195853 00000 н. 0000196140 00000 н. 0000196427 00000 н. 0000196711 00000 н. 0000196992 00000 н. 0000197273 00000 н. 0000197554 00000 н. 0000197835 00000 н. 0000198113 00000 н. 0000198391 00000 н. 0000198669 00000 н. 0000198947 00000 н. 0000199225 00000 н. 0000199503 00000 н. 0000199781 00000 н. 0000200056 00000 н. 0000200331 00000 п. 0000200606 00000 н. 0000200881 00000 н. 0000201153 00000 н. 0000201425 00000 н. 0000201697 00000 н. 0000201969 00000 н. 0000202241 00000 н. 0000202513 00000 н. 0000202785 00000 н. 0000203057 00000 н. 0000203326 00000 н. 0000203595 00000 н. 0000203864 00000 н. 0000204133 00000 н. 0000204402 00000 н. 0000204671 00000 н. 0000204940 00000 н. 0000205206 00000 н. 0000205472 00000 н. 0000205738 00000 н. 0000206004 00000 н. 0000206270 00000 н. 0000206533 00000 н. 0000206796 00000 н. 0000207059 00000 н. 0000207322 00000 н. 0000207585 00000 н. 0000207848 00000 н. 0000208111 00000 н. 0000208374 00000 н. 0000208637 00000 н. 0000208897 00000 н. 0000209157 00000 н. 0000209417 00000 н. 0000209677 00000 н. 0000209937 00000 н. 0000210197 00000 н. 0000210460 00000 н. 0000210732 00000 н. 0000211010 00000 н. 0000211297 00000 н. 0000211593 00000 п. 0000211895 00000 н. 0000212203 00000 н. 0000212517 00000 н. 0000212834 00000 п. 0000213154 00000 п. 0000213480 00000 н. 0000213809 00000 н. 0000214141 00000 п. 0000214473 00000 п. 0000214808 00000 н. 0000215146 00000 н. 0000215484 00000 н. 0000215825 00000 н. 0000216166 00000 н. 0000216510 00000 н. 0000216854 00000 п. 0000217198 00000 н. 0000217542 00000 н. 0000217886 00000 н. 0000218230 00000 н. 0000218571 00000 п. 0000218912 00000 н. 0000219250 00000 н. 0000219588 00000 н. 0000219923 00000 п. 0000220255 00000 н. 0000220567 00000 н. 0000220868 00000 н. 0000221169 00000 н. 0000221482 00000 н. 0000221794 00000 н. 0000222095 00000 н. 0000222399 00000 н. 0000222695 00000 н. 0000222985 00000 н. 0000223266 00000 н. 0000223538 00000 н. 0000223801 00000 н. 0000224055 00000 н. 0000224289 00000 н. 0000224512 00000 н. 0000224723 00000 п. 0000224901 00000 н. 0000225963 00000 н. 0000226141 00000 п. 0000226334 00000 н. 0000226532 00000 н. 0000226734 00000 н. 0000226934 00000 п. 0000227127 00000 н. 0000227319 00000 н. 0000227516 00000 н. 0000227719 00000 п. 0000227923 00000 п. 0000228126 00000 н. 0000228342 00000 н. 0000228548 00000 н. 0000228759 00000 н. 0000228968 00000 н. 0000229143 00000 н. 0000229327 00000 н. 0000229502 00000 н. 0000229689 00000 н. 0000229842 00000 н. 0000229989 00000 н. 0000230164 00000 н. 0000230314 00000 п. 0000230483 00000 н. 0000230636 00000 н. 0000230802 00000 н. 0000230952 00000 п. 0000231114 00000 н. 0000231264 00000 н. 0000231423 00000 н. 0000231573 00000 н. 0000231732 00000 н. 0000231885 00000 н. 0000232041 00000 н. 0000232194 00000 н. 0000232350 00000 н. 0000232503 00000 н. 0000232659 00000 н. 0000232815 00000 н. 0000232968 00000 н. 0000233124 00000 п. 0000233277 00000 н. 0000233433 00000 п. 0000233586 00000 н. 0000233742 00000 н. 0000233892 00000 н. 0000234051 00000 н. 0000234201 00000 н. 0000234360 00000 н. 0000234510 00000 н. 0000234669 00000 п. 0000234819 00000 п. 0000234985 00000 п. 0000235135 00000 п. 0000235301 00000 п. 0000235454 00000 п. 0000235620 00000 н. 0000235776 00000 п. 0000235948 00000 н. 0000236107 00000 н. 0000236282 00000 н. 0000236448 00000 н. 0000236645 00000 н. 0000236843 00000 н. 0000237039 00000 н. 0000237231 00000 п. 0000237422 00000 н. 0000237591 00000 н. 0000005687 00000 н. трейлер ] >> startxref 0 %% EOF 5323 0 obj> поток x ڄ OhQƿofw5v- ^ F} -V, AR (ǕBJbQO = xxTz dKb! UM ~ 3c @ H ~ Ae-w-P% ~ -1wZH \ ، 5mifg & W 瀮 ~ qx & 3/

.

букв и звуков | Englicious.org

Мы часто думаем об английском как о письменном языке, поскольку он важен для нашего общества и нашей системы образования. Однако разговорный язык для нас, людей, намного важнее:

  • Мы учимся разговаривать с другими в раннем детстве, просто через социальное взаимодействие, задолго до того, как пойдем в школу и приложим особые усилия, чтобы научиться читать и писать.
  • С исторической точки зрения сначала существовали разговорные языки, а позже были разработаны письменные формы как способ записи разговорной речи.Фактически, сегодня в мире говорят на многих языках, но не имеют письменной формы.

Когда мы говорим о правописании, мы должны помнить о различии между письменным и устным языком. Важно четко понимать разницу между букв и звуками — как мы пишем слова и как мы их произносим. Например:

  • В английском алфавите 26 букв.
  • Но в разговорном английском мы используем около 44 различных звуков (их количество немного варьируется в зависимости от нашего акцента).

Это означает, что необходимо использовать 26 букв для обозначения гораздо большего количества звуков. Поэтому звуки и буквы не всегда точно совпадают.

Мы также должны быть осторожны при использовании терминов гласный и согласный . Часто эти термины используются для обозначения букв алфавита:

  • Буквы a , e , i, o , u часто называют гласными.
  • Другие буквы алфавита ( b , c , d , f и т. Д.) часто называют согласными.

Однако те же самые термины используются и для обозначения звуков. Здесь будет полезно вкратце подумать о том, как мы произносим звуки нашего языка.

Когда мы говорим, мы используем свои голосовые органы — части рта и горла, такие как губы, зубы, язык и гортань (голосовой ящик). Вся эта область тела называется голосовым трактом.

  • Чтобы издать согласный звук, мы располагаем некоторые из наших голосовых органов вместе или близко друг к другу.Например, наши губы соединяются, когда мы произносим первый звук в слове pie .
  • Чтобы издать гласный звук, мы располагаем органы голоса дальше друг от друга. Голосовой тракт более открытый. Например, слово I произносится как гласный звук (такой же, как второй звук в pie ).

Вместе гласные и согласные звуки составляют слогов . Слог обычно состоит из одного гласного звука в качестве своей сердцевины, а также может иметь одну или несколько согласных.Слог образует один удар в ритме речи. Например:

  • У всех этих слов один слог: I , tie , print , on , ant .
  • Все эти слова состоят из двух слогов: внутренний , цель , подушка , ожидать , лев .
  • И все они состоят из трех слогов: счастья , ужасного , забавного , разочарования , измученного .

Согласные звуки располагаются по краям слога. Они могут быть последовательностями из двух или более, например в tr ain , li sp , str a nd .

Теперь, когда мы обсудили гласные и согласные звуки, давайте посмотрим, как они соотносятся с буквами. Сначала посмотрим на гласные.

Конечно, каждая из букв a , e , i , o или u может использоваться для обозначения гласного звука.Но в английском языке гораздо больше, чем пяти гласных — на самом деле, около двадцати! Это означает, что есть некоторые сложности.

Во-первых, мы иногда используем две из этих букв вместе, чтобы написать один гласный звук, например b ea ch , sh ou t , c oi n , l oo p . Каждое из этих слов состоит только из одного слога (одной доли). Сравните лев , где две гласные буквы означают два гласных звука, давая два слога (два удара).

Второе усложнение — это «magic e », которое часто встречается в конце слова, например в мат и . Этот e не произносится как отдельный гласный — вместо этого он действует как полезный индикатор, говорящий нам, как произносить гласный перед последним согласным. Например, сравните mat и mate — оба односложные, но с разными гласными звуками.

В-третьих, некоторые «согласные буквы» иногда используются для написания или помощи в написании гласных звуков:

  • Буква y представляет гласный звук в s y llable , часть y .
  • Буквы w и y помогают представить гласные звуки, комбинируясь с другими буквами в th ow , pl ay .

Есть другие слова, где y и w представляют согласные звуки:

  • y желтый , y es , y oung
  • w пр. , w onderful , w ise

На самом деле эти звуки не являются типичными согласными звуками — они в некоторой степени похожи на гласные согласные звуки, потому что органы голоса не очень близко друг к другу подходят для их создания.Однако они ведут себя как согласные — они не составляют основу слога.

Давайте теперь посмотрим на другие согласные звуки. Здесь также есть несколько сложностей в том, как буквы соотносятся со звуками.

Иногда две или более согласных буквы используются для представления одного согласного звука:

  • th дюйм тройник th , sh дюйм sh ower , ch дюйм ch ew , tch дюйм га tch

Удвоение согласных часто используется для обозначения того, что предшествующий гласный является коротким (а не длинным).Сравните, например:

  • shaming (длинный a звук), sha мм ing (короткий a звук)
  • doting (длинный o звук), до tt ing (короткий o звук)

Одна буква x представляет собой последовательность из двух согласных звуков: звука k и звука s , например box звучит как «бокс».

Из-за этой особенности x он исключен из шаблонов дублирования.Например, box имеет короткий звук o , но мы не удваиваем x в boxing .

Полный просмотр

Это полный предварительный просмотр этой страницы. Вы можете просматривать по одной странице в день без регистрации. Но если вы хотите использовать его в своем классе, зарегистрируйте свои данные на Englicious (бесплатно), а затем войдите в систему!

.

Звуки и буквы | Spelfabet

Если вы хотите сохранить большую сложную систему, такую ​​как система правописания английского языка, в ограниченном человеческом мозге, вы должны хорошо ее организовать.

Чтобы что-то организовать, вам сначала нужен организационный принцип или принципы.

Если вы хотите использовать отношения между буквами и звуками в качестве принципа организации правописания (а это делают большинство разумных людей), вы можете начать с букв и работать со звуками или начать со звуков и работать с буквами.

Начиная с букв

В английском алфавите 26 букв, но в английском также есть целый набор комбинаций букв, которые могут представлять отдельные звуки:

  • Две комбинации букв, такие как «oo» в «book», «er» в «her», «ph» в «phone» и «ey» в «key».
  • Комбинации из трех букв, такие как «igh» как «высокий», «dge» как «мост», «tch» как «поймать» и «ere» как «здесь».
  • Четырехбуквенные комбинации, такие как «восьмерка» в «восьмерке», «ай» в «прямом», «ау» в слове «поймал» и «ough» в словах «купил», «засуха», «тесто», «Сквозной», «тщательный» (но не «кашляющий» или «жесткий», где «ou» и «gh» представляют разные звуки и просто находятся рядом друг с другом).

Чтобы усложнить ситуацию, многие буквы и комбинации букв могут представлять более одного звука, например, буква «y» представляет четыре разных звука в словах «да», «by», «baby» и «gym». Написание «еа» представляет собой три разных звука в словах «пляж», «мертвый» и «перерыв».

Помимо более распространенных буквенно-звуковых шаблонов, есть буквенно-звуковые шаблоны, которые встречаются только в одном или двух словах, например, «sth» в словах «астма» и «перешеек» и «xe» в словах «ax», « делюкс »и« пристройка ».

Практически невыполнимая задача — использовать буквы и буквенные узоры для организации своих размышлений о правописании, поскольку их просто так много, а их отношения со звуками настолько сложны.

Через некоторое время начинает казаться, что в английском языке должно быть тысячи звуков, тогда как их всего 44 [1]. Итак, давайте попробуем использовать звуки как наш организационный принцип.

Запуск по звуку

Звуки английского языка:

Три пары согласных, образованные путем остановки воздушного потока во рту и его отпускания:

  • «P» как в p o p , p u pp y и cantalou pe (глухой звук губ).
  • «B» как в b o b , ru bb er, bu ild и cu pb oard (звонкий звук губ).
  • «T» как в t o t , bu tt er, back ed , joke d , laundre tte , tor te , Th omas, Recei pt , de bt , ya cht , indi ct и pi z za (глухой звук кончика языка).
  • «D» как в d i d , mu dd y, wagg ed , ai de и jo dh purs (звонкий звук кончика языка).
  • «K» как в c ot, k ing, lu ck , q uit, ch rome, mos que , kh aki, li qu или, a cc ord, e x cel, Bour ke , tre kk ing, a cq uaint, ra cqu et и zu cch ini (глухой звук задней части языка).
  • «G» как в g o, bi gg est, gu ide, gh oul и mor gue (озвученный звук задней части языка).

Три пары согласных звуков, произнесенных через ваш нос с помощью голоса:

  • «M» как в m u m , ha mm er, li mb , autu mn , program mme и paradi gm (звук губ).
  • «Н» означает «не», «бегун», «знай, царство», «cayenne», «пневмония» и мнемоника (звук кончика языка).
  • «Нг» как в wi ng , thi n k и до ngue (звук задней части языка).

Четыре пары звуков трения, издаваемых выдавливанием воздуха через узкие пространства во рту:

  • «Th» как в th in, Ma tth ew и phth alates (глухой звук языка между зубами).
  • «Th» как в th — это и brea the (звонкий язык между зубами).
  • «F» как в f ar, sni ff , ph one, cou gh , Chekho v , ga ffe , cara fe и o ft en [2] (безмолвный зубы на губах звук).
  • «V» как в v at, lo ve , ski vv y, o f , Ste ph en и Lou vre (звонкие зубы на звуке губ).
  • «S» как в s ell, city , voi ce , hou se , sc ent, pa ss , whi st le, ps ychologist, quart z , coale sce , mou sse , sw ord, a sth ma и wal tz .
  • «Z» как в z ip, i s , pau se , da zz ling, bron ze , x ylophone, de ss ert, bu si ness и ts ar / cz ar.
  • «Sh» как в a sh , lo ti on, pa ssi on, pen si on, fa ci al, ch ef, sch nitzel, mousta che , o ce an, s ugar, appre c iate, ini t iate, con sci ence, ti ss ue, cu shi on, cre sc endo and fu chsi а.
  • «Zh», как в bei ge , vi si on, заявление s ure, auber g ine, dé j à vu, sei z ure, equa t ion и ca su арина.

Одна пара звуков, издаваемых путем остановки воздуха и последующего выпуска его через узкое пространство во рту:

  • «Ch» (комбинация «t» и «sh») как в ch air, hu tch , crea t ure, boccon c ini, cappu cc ino, ki tsch , lun che on, ques ti on, righ te ous, ci ao и cz ech.
  • «J» (комбинация «d» и «zh»), как в j ar, g em, spon ge , ri dge , bu dg ie, reli gi on, a dj ust, su gg est, e d ucate, sol di er и ha jj .

Четыре полугласных:

  • «W» как в w e, wh en, q u ack, one, mari ju ana и ou ija.
  • «Y» как в y um, на i on, hallelu j ah, torti ll a и El Ni o.
  • «R» как в r ip, wr ist, ba rr el, rh ubarb, dia rrh oea и Wa rw ick.
  • «L», как в l ook, do ll , gri lle , ai sle , i sl и ko hl.

Один звук трения, у которого нет пары:

  • «H», полученный путем выдавливания воздуха через заднюю стенку горла, например, h at, wh o, j o j oba и j unta.

Так получается 24 согласных звука. Затем идет 20 гласных:

Шесть «проверенных» гласных, требующих наличия согласного звука после них в английском языке (иногда их называют «короткими» гласными):

  • «A» как в a t, pl ai t, s al mon, mer i ngue и F ah renheit.
  • «E» как в w e t, d ea f, a ny, s ai d, s ay s, fr т.е. nd, h ae mmorhage, l eo pard, l ei sure, b u ry и Ge o ff.
  • «I» как в i n, m y th, pass a ge, pr e tty, br ee ches, b u sy, marr ia ge, s ie ve, w o мужчин и br ea m.
  • «O» как в o n, sw a n, beans au se, e ntree, c ou gh, J oh n, l i ngerie и bur eau cracy .
  • «U» как в u p, fr o nt, y или ng, bl oo d, d oe s и l a ksa.
  • «Oo» как в p u ll, g oo d, c oul d, w o lf, t ou r и W orce stershire.

Шесть других гласных, которые иногда называют «долгими гласными» (на самом деле они не длинные, но могут быть последним звуком в слове):

  • «Ay» как в s a m e , s ai l, s ay , d a nger, w 8 , v ei n, th ey , caf é , regg ae , gr ea t, pur é e, f e t e , str aigh t, g au ge, g ao l, laiss ez -faire и linger , т.е. .
  • «I» как в l i k e , h i , b y , p ie , h igh , t y p e , ch ai , f ei sty, b ye , h -8 t, k ay ak, eye , ir on, m ae stro и n a iv.
  • «Oh» как в r o p e , n o , b oa t, g oe s, gl ow , plat eau , s oul , m au ve, th ough , y ol k, br oo ch, owe , s ew и Ren ault .
  • «Ooh» как в f oo d, J u n e , ch ew , br u tal, y ou th, cl ue , fr ui t, t o , sl eu th, sh oe , r oux , c oup , p ooh , thr ough , t wo , man oeu vre и b oui llion .
  • «You» (сочетание «y» и «ooh») как в u s e , f ew , c ue , f eu d, t u lip, b eau ty, purs ui t, ewe и vac uu m.
  • «Ee» как в b ee , ea t, f ie ld, m e , th e s e , jell y , tax i , turk ey , c ei ling, mar i n e , p ae diatric, am oe ba, qu ay , p eo ple, Grand Pr ix , f j ord, ratatou ille и L восьмой .

Семь других гласных, некоторые из которых в некоторых книгах по правописанию называются «r-управляемыми» гласными:

  • «Ar» как в ar m, p a st, c al f, bl ah , ch arr ed, are , b aa , cl er k, au нт, ч ух т, баз аар и бизнес проср.
  • «Er» как в f er n, c ur l, d ir t, w или d, p ear l, p urr , err , wh irr ed, sl urr ed, масса eur , j наш nalist, mili eu , w ere , c olo nel, m yrrh , m yr tle and hors d ‘ oeu vre.
  • «Aw» как в s aw , c или d, m ore , c our t, f au n, b ough t, w ar t, a ll, d oor , ch al k, t augh t, b oar d, dinos aur , b au lk, s ure , br oa d, awe some, y или , c orps , extr или dinaire, h ors d’oeuvre and ass u rance.
  • «Ou» как в ou t, c ow , dr ough t, k au ri, M ao ri и mi aow .
  • «Oy», как в b oy , s oi l, Fr eu d, l aw yer и Desp oj a.
  • «Воздух», как в c — это , f air , p ear , p ar ent, aer ial, solit air , th ere , sombr er o, наследник , th eir , th ey’re , pr ayer , m ayor и y eah .
  • «Ухо» как в d ear , b eer , t ier , ere , bact er ia, souven ir , Hampsh ire , w eir d и Shakesp eare .

Одна безударная гласная, чаще всего слышимая в многосложных словах:

  • «Ээ» как в fi r e, sup er , met re , buzz ar d, tract or , od our , jeal ou s, nat ure , myn ah , vi o lent, penc i l, cher u b, delic a t e , gran i t e , purp o s e , min u t e , rest au rant, ae sthetic, marty r , misch ie vous, bor ough , portr ai t, for ei gn, pap ie r-mache, cupb oa rd, sulph ur , porp oi se, circ ui t, кран ir

Безударная гласная также встречается в устных предложениях с небольшими грамматическими словами, такими как «а» и «the».Поскольку эти слова встречаются очень часто, это может быть источником большой путаницы в написании основных гласных.

Это все еще длинный список, но, по крайней мере, его можно закрыть крышкой, обучив основным вариантам написания всех звуков односложными словами, а затем основным дополнительным написаниям более длинными словами.

В конце концов, вы обнаружите, что охватили большинство слов, и для каждого звука есть только список странных, которые не следуют никакому основному шаблону и, следовательно, также запоминаются.

Учащиеся могут составить сборник правописания со страницей для каждого звука и перечислить все написания, которые они знают, в группах. На самом деле есть книги, которые вы можете купить для этой цели, такие как Soundasaurus, но я обычно спорю с некоторыми категориями и предпочитаю использовать свою собственную коллекцию орфографии. Вычеркивание, заметки и / или дополнительные страницы, добавленные позже, являются хорошим доказательством того, что учащиеся активно размышляли и изучали взаимосвязь между звуками и буквами.


[1] Лингвисты всегда будут спорить о том, сколько звуков в английском языке, потому что рот — это мягкое место без четких границ — например, звук «l» в начале слова «look» фонетически отличается от звука в начале слова. конец «холла» и звук «ау» в словах «играть» и «иэ», как и в словах «время», технически являются двумя звуками, но нарезка вещей, которые на самом деле не помогают в изучении орфографии.Большинство людей говорят, что для обучения правописанию существует от 42 до 44 звуков (в зависимости от того, называете ли вы «ухо» и «воздух» отдельными написаниями или нет).

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о