Звук ч всегда какой – Звук «ч» твердый или мягкий?

Звук «ч» твердый или мягкий?

Звук «ч» явля­ет­ся мяг­ким соглас­ным, не име­ю­щем пары по при­зна­ку твер­до­сти.

Многие соглас­ные зву­ки рус­ской речи име­ют пары по при­зна­ку твердости/мягкости.

Понаблюдаем:

  • [д] — [д’]: пода­рок — дере­во;
  • [л] — [л’] : ларец — линь­ка;
  • [с] — [с’] : соло­вей — силач.
  • [т] — [т’] : торс — тело.

Но не все согло­ас­ные зву­ки нашей речи име­ют пары по твер­до­сти. В рус­ском язы­ке три соглас­ных зву­ка явля­ют­ся все­гда толь­ко мяг­ки­ми:

[й’], [ч’], [щ’].

Охарактеризуем звук [ч’]. В фоне­ти­ке рус­ско­го язык этот соглас­ный явля­ет­ся непар­ным глу­хим и непар­ным мяг­ким зву­ком. В запи­си зву­ча­ния сло­ва (тран­скрип­ции) его мяг­кость обо­зна­чим спе­ци­аль­ным знач­ком — апо­стро­фом.

Независимо от того, какая глас­ная сле­ду­ет за ним, о или ё/е, а, у или и,  он все­гда зву­чит мяг­ко:

  • чо́мга [ ч’ о м г а];
  • чернь  [ч’ э  р н ‘];
  • чёрст­вый [ч’ о р с т в ы й’];
  • чи́жик [ч’ и ж ы  к];
  • чащо́ба [ч’ а щ’ о б а]:
  • чу́до [ч’ у д а].

Поэтому в рус­ском язы­ке суще­ству­ет орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло:

соче­та­ния ча, ща пишет­ся с бук­вой «а», а чу, щу — с бук­вой «у».

О напи­са­нии букв е/ё или о после шипя­щих, в том чис­ле и после «ч», в кор­нях, суф­фик­сах и окон­ча­ни­ях слов суще­ству­ет отдель­ное орфо­гра­фи­че­ское пра­ви­ло.

К тому же этот звук уди­ви­тель­ным обра­зом смяг­ча­ет преды­ду­щие соглас­ные в соче­та­ни­ях нч, рч:

  • вен­чик [в’ э н’ ч’ и к];
  • кон­чик [к о н’ ч’ и к];
  • кор­чить [к о р’ ч’ и т’].

Несмотря на мяг­кое зву­ча­ние, в рус­ском язы­ке мяг­кий знак не пишет­ся в соче­та­ни­ях cоглас­ных нч, рч, чк, чн:

  • клянчить, окончить, оду­ванчик;
  • брючный, солнечный, мрачный;
  • зем­ля­ничка, ласточка, пучки тра­вы,
  • узорчатый, доверчивый, ларчик, ворчун.

Узнаем более подроб­но, где не пишет­ся мяг­кий знак.

russkiiyazyk.ru

Звук «ч» является твёрдым или мягким?

Многие согласные звуки русской речи имеют пары по признаку твердости/мягкости:

  • [д] — [д’]: подарок — дерево;
  • [л] — [л’] : ларец — линька;
  • [с] — [с’] : соловей — силач.
  • [т] — [т’] : торс — тело.

Но не все звуки нашей речи имеют пары по твердости. Три согласных звука являются только мягкими:  [й’][ч’], [щ’].

Охарактеризуем звук [ч’]. Он является непарным глухим и непарным мягким звуком. В записи звучания слова (транскрипции) его мягкость обозначим обязательно апострофом.

Независимо от того, какая гласная следует за ним, о или ё/е, а, у или и,  он всегда звучит мягко:

  • чомга [ ч’ о м г а],
  • чернь  [ч’ э  р н ‘],
  • чёрствый [ч’ о р с т в ы й’],
  • чижик [ч’ и ж ы к],
  • чащ
    о
    ба [ч’ а щ’ о б а],
  • чудо [ч’ у д а].

Поэтому существует орфографическое правило:

сочетания ча, ща пишется с буквой «а», а чу, щу — с буквой «у».

О написании букв е/ё или о после шипящих, в том числе и после ч, в корнях, суффиксах и окончаниях слов существует отдельное орфографическое правило.

К тому же этот звук удивительным образом смягчает предыдущие согласные в сочетаниях нч, рч:

  • венчик [в’ э н’ ч’ и к],
  • кончик [к о н’ ч’ и к],
  • корчить [к о р’ ч’ и т’].

Несмотря на мягкость звука [ч’], мягкий знак не пишется в сочетаниях cогласных 

нч, рч, чк, чн:

  • клянчить, окончить, одуванчик;
  • брючный, солнечный, мрачный;
  • земляничка, ласточка, пучки травы,
  • узорчатый, доверчивый, ларчик, ворчун.

Таким образом, в русской фонетике различают твердые и мягкие согласные звуки, которые в большинстве своём имеют пары, например:

[б] — [б’]: баран — белка;

[п] — [п’]: палка — пела;

[в]- [в’] : волк — вилка.

Но среди них имеются чудаки-одиночки — всегда мягкие звуки. Перечислим их: [ч’][щ’][й’].

Поэтому всегда мягко звучат стечения согласных с буквой 

ч:

нянчить [н’ а н’ ч’ и т’],

бубенчик [б у б’е н’ ч’ и к],

кочка [к о ч’к а],

что доставляет затруднение в написании подобных слов.

Звук [ч’] всегда мягкий, независимо от его положения в слове и от гласных, которые следуют за ним:

чары, чаша, чащоба, чудище, черный, чистый.

Его в транскрипции слов всегда обозначают с апострофом. Это непарный глухой, непарный мягкий согласный звук.

rus-learn.com

Буква Ч, звук [ч]. Видеоурок. Русский язык 1 Класс

Сегодня на уроке мы узнаем о букве Ч и звуке [ч’], научимся узнавать в словах звук [ч ̓], научимся писать букву Ч, выполним множество интересных заданий.

Слова, приведенные ниже, подскажут нам тему этого урока.

Чаща

Чудо

Чистота

Чемпион

Эти слова объединяет звук [ч ̓], с которого они начинаются. Мы познакомимся на занятии с этим звуком и обозначающей его буквой Ч.

Произнесем слово чай. Можно заметить, что есть преграда для воздуха, значит, звук [ч ̓] – согласный. Во время произношения слышно больше шума, чем голоса, это значит, что звук

глухой. Произнести звук [ч ̓], чтобы он зазвенел, – не получится, это значит, что он непарный.

Определим, какой это звук по мягкости.

Произнесем слова: силач, чинить, качели, зайчонок (Рис. 1).

Рис. 1. Слова

Мы услышим, что в каждом из этих слов звук [ч ̓] мягкий (Рис. 2).

Рис. 2. Характеристика звука

Этот звук особенный, потому что он непарный глухой и непарный мягкий.

Звук [ч ̓] бывает в любой части слова. В начале слова:

чемодан, четыре, часы, чайка, число (Рис. 3).

Рис. 3. Примеры

Ближе к началу слова: ученики, учитель, участвовать (Рис. 4).

Рис. 4. Примеры

В середине слова: речка, печать, почка, туча, дачи (Рис. 5).

Рис. 5. Примеры

В конце слова:

смерч, грач, ключ (Рис. 6).

Рис. 6. Примеры

Посчитаем, сколько раз нам встретится звук [ч ̓] в стихотворении (Рис. 7).

Рис. 7. Стихотворение

Звук [ч ̓] встретился нам 13 раз.

Рассмотрим печатную букву Ч, её заглавный и строчной варианты (Рис. 8).

Рис. 8. Буква Ч

Вы заметите, что эта буква очень похожа на цифру четыре.

Начинать писать букву Ч необходимо ниже середины рабочей строки. Слева направо закругляем линию, касаемся середины нерабочей строки, опускаем вниз прямую линию, не доходя до верхней линейки, закругляем вправо и ведем до середины нерабочей строки. Затем опускаем вниз прямую, коснувшись нижней линейки, делаем закругление вправо (Рис. 9).

Рис. 9. Заглавная буква Ч

Начинать писать строчную букву Ч необходимо чуть ниже границы рабочей строки. Пишем короткую, наклонную линию до верхней границы строки, далее пишем небольшую провисающую линию до верхней границы строки, затем проводим короткую и наклонную линию, а внизу закругляем вправо (Рис. 10).

Рис. 10. Строчная буква Ч

На занятии мы познакомились со звуком [ч ̓] и буквой Ч. Дали характеристику звуку [ч’]. Рассмотрели, как выглядит печатная буква Ч. Научились писать заглавную и строчную букву Ч.

 

Домашнее задание

  1. Попробуйте слепить букву Ч из пластилина. На что похожа эта буква?
  2. Потренируйтесь в написании заглавной и строчной буквы Ч. Помните о правильном наклонном положении тетради, держите правильно ручку тремя пальчиками. Во время письма не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.
  3. Рассмотрите возможные ошибки при написании буквы Ч, постарайтесь исправить их.
  4. Придумайте слова, в которых звук [ч’] был бы в начале слова, в середине или в конце.

 

Список рекомендованной литературы

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011.
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас.
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-сайт www.textologia.ru (Источник)
  2. Интернет-сайт readik.ru (Источник)
  3. Интернет-сайт festival.1september.ru (Источник)

interneturok.ru

Каким звуком является «ч» — твердым или мягким?

Просто невозможно представить в современном мире человека, не знающего хотя бы базовые принципы фонетики. Именно фонетика изучает звуковой состав слова, все особенности и тонкости произношения.

В русском языке выделяют гласные и согласные звуки. Согласные в свою очередь делятся на звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные-непарные, сонанты, свистящие, переднеязычные, шипящие и другие.

Давайте более детально остановимся на особенностях шипящих звуков. К ним относят ш, ж, ч, щ.

Особую роль в фонетике этих звуков играет их артикуляция.

Все они, исходя из места образования, относятся к переднеязычным, а по способу к щелевым. Исключением является только ч. Он принадлежит к смычно-щелевым. Это означает, что когда мы его произносим, происходит смыкание передней части языка с альвеолами, и образование щели. Также происходит дополнительное поднятие языковой спинки к небу.

Например: ночь, дочь, печь, спичка, почка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, мальчик, пончик, печенье, качели.

Давайте подробнее разберемся относится ли «ч» к мягким или твердым согласным звукам.

Большинство согласных русского языка формируют пары по признаку твердость-мягкость. Например: [д] [д’]: подарок дерево; [л] [л’] ларец линька; [т] [т’] торс тело.

Однако, как в любом правиле есть исключения. Три звука всегда только мягкие, к ним относят: [й’], [ч’], [щ’].

Звук [ч’] глухой, мягкий и не имеет пары. При написании транскрипции его мягкость обозначается апострофом. Независимо от того, какая гласная следует за ним, и «ч» всегда звучит мягко: чомга ч’ о м г а], чернь [ч’ э р н чижик [ч’ и ж ы к], чудо [ч’ у д а].

Именно из этой особенности и сформировалось следующие правила правописания: ча, ща пишется с буквой «а», а чу, щу с буквой «у»

Этот звук придает мягкости предыдущим согласным в сочетаниях нч, рч: венчик [в’ э н’ ч’ и к], кончик [к о н’ ч’ и к], корчить [к о р’ ч’ и т’]. В следующих сочетаниях букв нч, рч, чк, чн, мягкий знак не пишется. Например: клянчить, одуванчик; солнечный, земляничка, ворчун.

Соблюдайте правила русского языка и помните об исключениях. Ваша речь будет грамотной, а правописание безукоризненным.

www.reright.ru

«Согласный звук [ч], буквы Ч, ч»

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком [ч´], буквами Ч, ч.
  • Учить сравнивать звуки, различать буквы.
  • Закреплять умение делить слова на слоги, определять ударный слог.
  • Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания, внимание, логическое мышление.
  • Способствовать продуктивному формированию навыка чтения.

Ход урока.

I. Оргмомент. (Создание ситуации успеха)

Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь хорошее настроение – залог успеха.

II. Актуализация знаний.

На доске буквы: а  у  е  и  ё  я  ш
— Назовите буквы
— Какая буква лишняя, почему?
— Назовите гласные. На какие группы их можно разделить? (а, у – обозначают твердость предыдущего согласного, е, и, ё, я – мягкость; а, у, и обозначают один звук, е, ё, я – два звука)

III. Изучение нового.

Сегодня мы продолжим работу с согласными. А с какими вы скоро узнаете.
На доске картинки: часы
чашка
Чебурашка

— Назовите изображенные на картинках предметы.
— Что общего в этих словах?
— Сформулируйте тему урока. («Звук [ч´] и буква, которая его обозначает»)
— Какую цель вы поставите?

  • познакомиться со звуком [ч´] и буквой, которая его обозначает.
  • учиться отличать звук [ч´] и букву ч от других звуков и букв.
  • учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

— Еще раз назовите предметы.
— Какое слово лишнее? Почему? (Чебурашка отвечает на вопрос кто? А остальные на вопрос что? Чебурашка – четыре слога, а в остальных словах — два)
— Из какой сказки пришел Чебурашка? (из сказки Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья»)
— Произнесите первый звук в слове Чебурашка. Дайте ему характеристику. (Согласный, глухой, мягкий)
— Выберите схему для данного звука (дети на доску прикрепляют )
— Кому отдадим? (Тиму)
— Ориентируясь на тему урока выберите среди данных игрушек ту, в которую нравится играть Чебурашке (мяч, кубики, кукла)
— Почему? (есть звук [ч´])
— Произнесите это слово и дайте характеристику новому звуку. (согласный, глухой, мягкий)
— Выберите схему для данного звука.
— Кому отдадим? (Тиму)
— Посмотрите на схемы. Какой вывод можно сделать? (звук [ч´] всегда мягкий)
— Сможем ли мы придумать слова для Тома? Почему?

IV. Закрепление.

1. В сказке Чебурашка и крокодил Гена построили дом и пригласили друзей.

     Ориентируясь на тему урока скажите чем угощали они своих гостей? (Чебуреки, чипсы, чай, чернослив, черника, чеснок, чупа-чупс,калачи)

2. Игра «Доскажи словечко»

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне врач
И зовется птица … (грач)

Работа в парах. Составление схемы слова грач на партах и на доске. Проверка.

— Ориентируясь на схему, скажите сколько слогов в этом слове. Почему? (сколько в слове гласных, столько и слогов.)
— Отгадайте загадку:
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем снег иль дождик ближе. (Туча)
— Чебурашка решил нам помочь и составил схему этого слова. Давайте ее проверим и дадим характеристику каждому звуку.

— Итак, произносим слово туча, сколько слогов? Давайте позовем ее в гости. На какой слог падает ударение?
— Произносим вместе т-т-туча. Дайте характеристику первому звуку. ( [т] – согласный, глухой, твердый. Обозначим  )
— Охарактеризуйте второй звук ту-у-уча. ( [у] – гласный, ударный. Обозначим )
— Третий звук туч-ч-ча. ([ч´] – согласный, глухой, всегда мягкий. Обозначим  )
— Последний звук туча-а-а. ([а] – гласный, безударный. Обозначим )
— Итак, что забыл Чебурашка? (Звук ´] – всегда мягкий.)

V. Физкультминутка.

     Уходя, гости решили оставить о себе добрую память и посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.
Мы цветы в саду сажали,
Их из лейки поливали.
Покажите, как будете поливать цветы.
Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук ´], изображаете как вы их поливаете, если звука ´] нет, поднимаете руки вверх.

одуванчик                     василек
ландыш                         розочка
колокольчик                 астра
мак                                ромашка
гвоздичка 

Молодцы. Теперь цветочки у нас обязательно вырастут. Я думаю, что теперь вы будете ухаживать за цветами дома и в классе.

VI.Знакомство с буквой.

— На письме звук [ч’] обозначается буквой «че».
— Посмотрите внимательно вокруг. Кто сможет найти эту букву?
— Давайте поселим ее в домик.
— На что похожа буква «че»?

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

VII. Игра «Познакомьте букву ч с гласными».

(Дети берут гласные и подносят к ч, читаем хором ча, чи, че, чё, чу)
— Буква я не захотела знакомиться и ушла. Почему?
(звук [ч’] всегда мягкий и гласная я обозначает мягкость согласного звука. Двойная мягкость  не нужна).

VIII. Работа с азбукой.

1 столбик прочитать про себя.
— Кто сможет прочитать вслух?
— Прочитайте слово, которое начинается с ча.
— Прочитайте слово, которое начинается с чу.
— Что вы заметили? (ча с а, чу с у)
3 столбик прочитать вслух.
— Какое слово лишнее и почему? (качалка – 3 слога, ча- в середине)
— Что общего в этих словах? (сочетание ча)
Туча, встреча и свеча
Пишем ча мы с буквой а.
— Сочетание ча – на доску.
4 столбик.
— Что заметили? (во всех словах есть сочетание чу)
Кричу, молчу, стучу, учу
Напишем чу мы с буквой у.
— Сочетание чу – на доску.
— Вспомните, какой напиток пили гости? (чай)
— Что такое чай? Давайте найдем лексическое значение этого слова в толковом словаре.
— А где мы завариваем чай? (в чайнике). Карточки со словами чай и чайник помещаются на доску.
— Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные, так как есть общая часть и они близки по значению.)

Работа с текстом

— Чтобы чай был вкусным, необходимо уметь его заваривать. Как правильно это сделать вы узнаете из текста.
— Но прежде чем читать, давайте поработаем над трудными словами, которые встретятся в тексте. (чтение хором по слогам)
а) Словарная работа
ОПОЛОСНУТЬ – обмыть.
КИПЯТОК – кипящая или только что вскипевшая вода.
АРОМАТНЫЙ – душистый, распространяющий приятный запах.
— Внимательно прочитайте текст. А кому пока трудно прочитать весь текст, найдите слова, в которых есть буква ч и подчеркните их простым карандашом.
     Заваривать чай нужно в чисто вымытом чайнике.
     Прежде всего ополосни чайник кипятком. Всыпь 2 чайные ложки сухого чая и закрой крышкой. Пусть чаинки распарятся. Завари чай кипятком и накрой чайник салфеткой.
     Вместе с сухим чаем в чайник можно положить кусочек сахара, тогда напиток будет крепче и ароматнее.

Проверка. Какие слова вы нашли?
— Прочитайте текст вслух, чтобы все дети узнали, как правильно заваривать чай.
— Кто пил такой ароматный чай? Почему он такой получался? (правильно заваривали)

б) Выборочное чтение.
— Найдите в тексте предложение, в котором говорится где нужно заваривать чай.
— Чем нужно заваривать чай? (кипятком)
— Что можно еще добавить в чай? (кусочек сахара)
— Молодцы! Вы справились с заданием.

Итог.

— Наш урок подошел к концу. Вспомните, какую цель мы ставили. Кто сможет сделать вывод?

  • познакомились со звуком [ч´] и буквой, которая его обозначает.
  • учились отличать звук [ч´] и букву ч от других звуков и букв.
  • учились читать слоги, слова, предложения с новой буквой.

— Что еще интересного узнали?

Приложение

20.12.2009

urok.1sept.ru

Конспект занятия по обучению грамоте по теме «Звук ч, буква Ч»

Разделы: Логопедия


Цель:

  • Закрепить навык произношения звука ч в слогах, словах и фразах; закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
  • работать по развитию звуко-слогового анализа слова “грач”;
  • познакомить с буквой ч; познакомить с правописанием гласных а, у после ч;
  • развивать фонематический слух, память, внимание и мышление.

Оборудование:

  • дерево, елка, пенечки, картинки, конверт с загадками, паспортом для звука Ч и символами звуков; цветочки с буквами;
  • сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина), медальки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу. А вот на чем мы туда поедим, догадайтесь!

“Кто на бегу, пары клубя,
Пуская дым трубой,
Несет вперед и сам себя.
Да и меня с тобой” (поезд).

Дети садятся в паровоз (поют песенку).

Вот мы расселись по местам,
Весело ехать в гости нам.
Едем, едем, не долог путь,
Где-нибудь можно отдохнуть”.

II. Закрепление пройденного о гласных буквах и звуках.

– Давайте отдохнем на лесной полянке в этом волшебном лесу.

Посмотрите на пенечках лежат картинки. Возьмите их. На пенечек сядет тот, кто назовет, гласные звуки в слове, которое обозначает предмет на вашей картинке.

III. Знакомство с новым материалом.

1. А это что за конвертик, давайте посмотрим что там!

А в конверте загадки, паспорт, и символы звуков.

Интересно, для чего это? Давайте сначала отгадаем загадки.

Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка.)

За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так. (Часы).

Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)

– Как вы думаете, какой звук хочет с нами познакомиться?

Он впервые у нас, ему срочно нужен паспорт. Какой символ мы ему туда наклеим?

Артикуляция

– Возьмите зеркала. Давайте произнесем еще раз звук [ч’] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

– Можно ли его спеть?

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

– Давайте произнесем звук [ч’]

– Как произносится новый звук?

Вывод: (Звук [ч’] мягкий звук.)

– А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук Ч, что у нас с горлышком происходит? (оно молчит). ( Звук [ч’] глухой.)

– Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

Какой символ мы наклеим в паспорт (зеленый кружок).

2. Речевая зарядка:

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

Ча-ча-ча

– мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо-чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

3. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже,
без его услуг.

Посмотрите вокруг и назовите мне предметы ласково, чтоб в названии слышался звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек и т.д.).

4. Работа по развитию звуко-слогового анализа.

Найдите мне птичку, в названии которой есть звук Ч (Грач)

  • Сколько слогов в этом слове?
  • Как узнать, сколько слогов в слове?
  • Назовите гласный звук.
  • Сколько согласных звуков в слове?
  • Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

5. Физкультминутка.

Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте порезвимся на лесной полянке.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками –
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.

6. Знакомство с буквой ч.

Ребята, звук Ч обозначается буквой Ч. Где-то в этом лесу она спряталась. Давайте попробуем ее найти. (Дети находят букву Ч)

  • Показ буквы ч.
  • Прописать в воздухе.
  • Выложите букву Ч из палочек.
  • Игра “Раз-два повернись и в букву [ч] превратись”

7. Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина) (Приложение 1)

– Буква Ч приготовила для вас сказку.

Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.

С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.

Придумайте мне слова с этими слогами.

8. А вот и еще полянка, на этой полянке живут буквы. Прочитайте их. (Читают)

– Только одна буква заблудилась. Какая? (Ч) Почему?

– Давайте познакомим нашу заблудившуюся букву с буковками, живущими на этой полянке. Для этого нужно прочитать слоги-слияния с этой буквой ( чи, ча, чу, чо).

Давайте теперь поиграем с цветочками, на лепестках написаны слова, со слогом (ЧА, ЧУ, ЧО, ЧИ), прочитайте их (туча, куча, часы, чашка, лечу, чулок, чудо, молчу, шепчу, чугун, лучи, свечи, калачи, чижик, жучок, плечо, паучок).

– Молодцы, ребята! Вот сколько новых слов вы прочитали с буквой Ч. Какая важная и нужная буква “Ч”.

VI. Подведение итога занятия.

– Пришло время возвращаться домой. Закончилось наше удивительное путешествие. С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звуку.

Буква Ч Дарит вам медальки “Юным грамотеям”.

24.11.2009

urok.1sept.ru

Мягкий согласный звук [ч’]. Буква Ч, ч

1.

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 


8.

 

 

 

 

 

9.

Встали ровно, проверили свою готовность к уроку. На столе учебник, тетрадь, пенал. Садитесь.
На сегодняшнем уроке за хорошую работу вы можете получить звёздочку. Чем больше звёздочек, тем лучше трудились. А в конце выявим лучшего ученика! Давайте постараемся.

Мы с вами изучили уже очень много букв и звуков русского языка. Давайте проверим свои знания. Для начала скажите, чем отличаются звуки от букв?
Я буду показывать вам буквы, а вы называть их.

А, б, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, р. с, т, у, ы, я.

Скажите, на какие группы делятся все звуки ?
Как мы характеризуем гласные звуки?
Как мы характеризуем согласные звуки?

 

 

В изучении нового звука нам помогут картинки.
Посмотрите на доску, какие предметы изображены на рисунках?
Давайте послушаем слово “мяч”.
Сколько слогов в этом слове?
Какой первый звук?
Дайте его характеристику.

Какой звук второй?
Что мы о нём знаем?
Какой звук последний?
Вот с этим звуком мы сегодня знакомимся.
Как мы его произносим, что расскажем о нём?

В слове “мяч” звук ч в конце слова. Посмотрите на другую картинку. Что это? А какие ещё бывают ручки?


Как называются слова, которые имеют несколько значений?
Верно, а теперь ещё раз произнесём слово “ручка”.
Где теперь мы слышим звук ч?
Произнесём это слово, и скажем сколько в нём слогов.
На какой слог падает ударение?
Давайте дадим характеристику звука ч в этом слове.
Снова мягкий.

Перед нами схемы к словам. Подберите нужную схему к слову “ручка”.

А почему не подошла эта схема?

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём. Встали и повторяем за мной.

Ч – напомни этот звук,
Как пускает пар утюг,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Как вагончики спешат,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Как жалеют малыша,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Ч – промчался поезд быстро,
Впереди два машиниста.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

А в вагоне едет врач,
Пропоют вагоны – АЧ.
Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач.

Хочет врач больным помочь.
Пропоют вагоны – ОЧ.
ОЧ-оч-оч-оч-оч-оч-оч.

Очень ждут того врача.
И спешат вагоны – ЧА.
ЧА-ча-ча-ча-ча-ча-ча.

Будут рады все врачу.
Повторяем слоги – ЧУ.
ЧУ-чу-чу-чу-чу-чу-чу.

Его встретят горячо.
Повторяем слоги – ЧО.
ЧО-чо-чо-чо-чо-чо-чо.

Молодцы, присаживаемся на места.

Открываем свои учебники на странице 6–7.

Перед нами буква “Чч”.

Читаем слоги слияния с буквой “ч”.

Как мы слышим звук Ч в этих случаях, может быть кто – то заметил, что-нибудь необычное?
Да. Ребята, оказывается, что некоторые согласные звуки бывают всегда мягкие или твёрдые. И звук Ч всегда мягкий.
Какого цвета мы его будем изображать на схемах?
Открываем тетради и напечатаем зелёным карандашом букву “Чч”.

Буква Ч сказала: “Есть!”,
Отдала кому – то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Посмотрите на картинку в учебнике, что здесь изображено и почему?

А какие разнообразные здесь часы!

Читаем текст на странице 7.

 

В своих тетрадях напечатали слово ЧАСЫ и ЧАСИКИ. Составляем к ним схемы.

Физкультминутка.

А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
Кто умеет в доме так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.

А в часах сиди кукушка,
У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.

А, бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!

Если их не заведут,
То они совсем встают.

А сейчас мы побудем сказочными художниками и распишем красиво букву Ч.

Давайте сделаем выставку.

Сегодня на уроке все очень хорошо работали, и стоит подвести итоги.

У кого одна звёздочка?
У кого три?
У кого пять?
Победитель….

Что нового мы узнали на уроке?

Всё ли понятно? Что было трудно и непонятно?

Урок окончен. Всем спасибо!

Построение, мобилизация.

 

 

Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и говорим.

 

Называют буквы правильно хором.

Гласные и согласные.
Ударные и безударные.
Твёрдый – мягкий,
глухой – звонкий,
парный – непарный.

 

Мяч и ручка.
Один.
Мь.
Согласный, мягкий, звонкий, непарный.
А.
Гласный, ударный.
Ч

Произносим отрывисто, значит он согласный, мягкий, глухой.

Это ручка.
Дверные, человеческие,
у разных предметов.
Многозначные.

В середине слова.
В нём два слога.
На первый слог.
Согласный, мягкий, глухой.


Дети высказывают свои предположения.

Объяснение детей.

 

Повторяют за учителем звуки и движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают учебники .

 

 

 

Чтение слогов по Азбуке.
Он слышится всегда мягко.

 

Зелёным.

Печатание буквы в тетради.

 

 

Здесь много часов, часовщик и звездочет.

В этих словах есть буква “Ч”.

Чтение текста после предварительного
прослушивания
учителя.

Работа в тетради.

 

 

Наклоны вправо – влево.

Дети садятся в глубокий присед.

Приседания.

 

Вращение туловищем вправо.

Вращение туловищем влево.

Ходьба на месте.

Замедление темпа ходьбы.

Бег на месте.

 

Дети останавливаются и садятся на места.

Работа на индивидуальных карточках.

 

Подсчёт звёздочек.

 

 

 

 

Звук и буква Ч.

Стимулирование Рабочей активности.

 

 

 

 

Демонстрируются карточки с буквами.

 

На стенде таблица характеристики звуков

 

 

 

На доске иллюстрация мяча и ручки для письма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске разнообразные схемы слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске печатная буква “Чч”.

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрируются различные виды часов. (см. Презентация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске образец.

Вывешивание работ на стенде.
Учитель в костюме звездочёта подводит итоги.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *