Зрр у детей симптомы лечение: Задержка речевого развития у детей

Содержание

симптомы и лечение в детской клинике Erda Medicine в Казани

К сожалению, по разным причинам детей с нарушениями речи становится все больше. Бороться с задержками речевого развития не так сложно, если своевременно обнаружить проблему и приступить к ее устранению. Дорогие родители, если вы заметили первые симптомы ЗРР у своего крохи, не тяните время – запишите его на полноценное обследование. Мы предлагаем обратиться к лучшим специалистам ERDA Medicine в Казани – команда логопедов, психологов, психотерапевтов и неврологов определит причину дефекта и устранит ее.

Если вовремя не принять меры, ребенок будет все больше отставать и в речи, и в психике, приумножая проблемы в обучении и общении с ровесниками

За последние 20 лет выявлено в 10 раз больше случаев психоэмоционального отклонения у детей. Мышление затормаживается из-за дефектов речи, а неврологические и психические патологии приводят к общему недоразвитию речи.

Чаще всего диагноз ЗРР ставится детям старше 5 лет. В этом возрасте малыш должен начать общаться с окружающими, но, если этого не происходит, мама и папа бьют тревогу. Часто бывает слишком поздно. Лечение задержки речевого развития должно начинаться, когда ребенку 2 – 3 года, тогда есть все шансы на его полное выздоровление.

Какие признаки сигнализируют о задержке речевого развития?

Задержки речи из-за врожденных патологий начинают проявляться уже в раннем возрасте.

Запишите малыша на профилактический осмотр у специалиста, если:

  • в 4 месяца малыш не обращает внимания на слова и жесты, очень редко улыбается;

  • в 8–9 месяцев младенец не лепечет;

  • в годик ребенок слишком тихий и практически не издает звуков;

  • в 1,5 года не получаются даже простые слова, все обращения остаются без внимания, возможны случаи, что ребенок не умеет даже жевать;

  • в 2 года отсутствуют навыки повторения слов, собственного набора слов недостаточно;

  • в 2,5 года в запасе порядка 20 слов, малыш не может справиться даже с простейшими фразами, не знает названия частей тела и предметов;

  • в 3 года ребенок не справляется даже с банальными предложениями, не понимает взрослых и разговаривает с трудом, «проглатывая» окончания или растягивая слова.

Как по внешним признакам отличить малыша с нарушением речи?

Дети с ЗПРР могут иметь повышенное слюноотделение, часто у них приоткрыт рот. Для них характерны гиперактивность, агрессивность, быстрая утомляемость, невнимательность и слабая память. Ребенка невозможно вывести на эмоции, он не сочиняет и не фантазирует, на контакт с ровесниками или со взрослыми идет с неохотой, излучая дискомфорт и неуверенность. Сверстники в свою очередь сами сторонятся таких детей, которые, как правило, бывают еще и слабо развиты физически.

Чем дольше вы тянете с обращением к специалисту, тем больше ребенок отстает в психическом и умственном развитии, тем сложнее ему будет в будущем и тем сильнее его неуверенность в себе.

К ЗРР может привести широкий ряд причин. Проанализируйте этот список, чтобы понять, возможна ли задержка речи у вашего малыша, и что к ней могло привести.

Задержка речевого развития не является самостоятельной болезнью, это следствие отклонений в развитии мозга и ЦНС.

  • будущая мама болела, получила травму, инфекцию или отравление;

  • плод столкнулся с гипоксией, то есть с кислородным голоданием в утробе матери;

  • роды протекали тяжело, или ребенок получил родовую травму;

  • малыш перенес тяжелую инфекцию, которая привела к заболеванию мозга, или травму в раннем возрасте;

  • обнаружены хромосомные или генетические заболевания, которые приводят к нарушениям в структуре мозга;

  • малыш перенес тяжелую психическую травму;

  • родители приняли неправильную тактику воспитания, слишком сильно опекая ребенка или, напротив, уделяя ему мало внимания;

  • семья относится к асоциальным, и родители жестоко обращаются с ребенком.

К причинам общего недоразвития речи могут относиться органические изменения – родовые травмы, открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания. Обнаружить дефекты в левом полушарии, ответственном за развитие речи позволяют электроэнцефалография (ЭЭГ) или метод вызванных потенциалов (ВП).

Какие заболевания провоцируют задержку развития речи?

  • врожденные патологии центральной нервной системы;

  • психические болезни, в том числе эпилепсия;

  • гидроцефалия и ишемия головного мозга;

  • ДЦП;

  • нарушения сосудов головного мозга.

Внимание! Опасные социальные источники, провоцирующие задержку речи

Задержка речи может возникнуть из-за неблагоприятной среды – ребенок испытывает дефицит речевых контактов, сталкивается с эмоциональными стрессами, запущен в педагогическом плане и постоянно болеет.

Есть и вторая сторона медали – гиперопека. Малышу не надо ничего говорить или просить, родители делают все еще до того, как он чего-то захочет. Мотивация разговаривать просто пропадает – зачем, если все потребности и желания уже в полной мере удовлетворены? 

Некоторые наивно полагают, что малыш научиться разговаривать, если будет постоянно смотреть телевизор – познавательные мультфильмы, кино, новости, взрослые передачи, да все подряд. Чрезмерно информативная среда губительна – избыточный поток информации, который не соответствует возрасту, приучает малыша не вслушиваться в речь и не вникать в ее смысл.

Как избавить малыша от недоразвития речи и научить свободно общаться?

Лечение задержки речевого развития у детей должно начинаться на ранней стадии и проходить комплексно. В коррекции речевых нарушений задействованы родители и профильные специалисты – детский невролог, психолог, психотерапевт и логопед.   Комплексный подход при невысокой степени отставания в развитии и раннем лечении обеспечит наилучший эффект.

Чем позднее приступить к коррекции, тем ниже вероятность, что речь восстановиться, и ребенок будет учиться в обычной школе

Диагностические исследования

Диагностика в обязательном порядке проводится комплексно! Поставить диагноз возможно только на основании ряда исследований:

  • педиатрическая оценка соматического статуса ребенка и выяснение возможных причин задержки.

  • оценка слуха и слуховых проблем у сурдолога;

  • логопедический анализ анамнестических данных, оценка моторного развития и речевого аппарата ребенка, проверка коммуникативной деятельности, зрительных и слуховых реакций;

  • возрастное тестирование для определения психомоторного развития;

  • сравнение понимания и воспроизведения речи;

  • определение моторики мышц лица.

Доверительная беседа специалиста с родителями позволит выяснить, как общаются между собой члены семьи, как воспитывают ребенка, что его окружает и что в данном окружении поможет ему с радостью разговаривать, строить нормальные диалоги, понимать вопросы и произносить ответы.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что для диагностики ЗРР необходим комплексный осмотр педиатром, невропатологом, логопедом, психиатром и детским психологом. Вероятно, потребуются анализы состояния головного мозга —МРТ, ЭКГ и другие. По заключению всех врачей ставится диагноз, ребенок направляется к профильному специалисту (или специалистАМ), после чего подбирается индивидуальная программа коррекции, лечения и профилактики речевого развития детей дошкольного возраста.

Детский психиатр при задержке речевого развития

Если фактор, провоцирующий задержку психоречевого развития малыша, связан с психическим расстройством, тяжелой психической травмой в раннем возрасте и неблагоприятной психологической средой, в которой растет ребенок, главным врачом становится именно детский психиатр.

В некоторых случаях отставание в речевом развитии может сопровождаться признаками аутизма: отказом в эмоциональном контакте с людьми, склонностью к агрессии, стереотипным поведением и непониманием обращенной речи.

Специалист назначит лечение, которое будет направлено не только на исправление речевых дефектов, но и, прежде всего, на избавление от причин их возникновения.

Эффективное лечение речевых нарушений с профессионалами ERDA Medicine

Лечение задержек речевого развития дошкольников ведется с учетом собственных коррекционных и логопедических программ. При необходимости назначаются лекарственные и терапевтические методы в соответствии с возрастом ребенка, его характером и физиологическими особенностями. Благодаря своевременным коррекционным программам и логопедическим занятиям будут исключены негативные последствия в дальнейшем, ребенок сможет нормально адаптироваться к жизни в обществе, отлично учиться и в будущем найти хорошую работу.

Обстановка в клинике располагает к комфорту, ощущению уверенности и защищенности. Специалисты не только знают все по своему профилю, но и знакомы с основами детской психологии. Малыш не будет бояться, а станет смело постигать навыки общения, разговорной речи, начнет понимать окружающих и охотнее идти на контакт.

Внимание и забота в семье – прежде всего!

Даже от самых эффективных методов лечения и блестящих специалистов будет мало толка, если родители не обеспечат малышу благоприятную речевую среду. Помните: стимулирование речи является обязательным условием для нормального развития. Отличным дополнением к упражнениям для развития речи служат альтернативные методы – например, иппотерапия (общение с лошадьми) и дельфинотерапия.

Задержка речевого развития у ребенка (ЗРР)

Задержка речевого развития у ребенка

Раннее внутриутробное развитие – период формирования центральной нервной системы человека, становления его психики. Высшая нервная деятельность включает в себя и психическую, в реализации которой принимают участие почти все структуры головного мозга. Она чрезвычайно разнообразна по содержанию и заключается в ощущении, восприятии, мышлении, внимании, эмоциях, воле.

Высшая нервная деятельность – это и речь. Первые навыки подобного общения с окружающими развиваются при контакте с ними. Маленький ребенок наиболее обучаем. Именно в раннем детском возрасте происходит становление основной речевой функции. В дальнейшем она совершенствуется при общении с людьми и в процессе педагогического обучения.

Задержка речевого развития (ЗРР) – слишком медленное приобретение речевых навыков. При ЗРР у детей наблюдается отставание от общепринятых средневозрастных показателей. Очень часто патология осложняется нарушенными пространственными представлениями, способностью ориентироваться в пространстве, часто отмечается трудность и неточность выполнения целенаправленных двигательных актов. Ребенок взрослеет, в той или иной степени его речевое развитие улучшается, но при отсутствии коррекции нарушений специалистами определенные последствия носят пожизненный характер. Поэтому очень важно своевременное лечение после тщательного комплексного обследования в раннем возрасте.

Отличительные характеристики заболеваний ЗРР и ЗПРР

Задержка речевого развития у ребенка проявляется только поздним овладением устной речью по сравнению с возрастными нормами. Психические функции у него полностью сохранены, как и интеллектуальные способности, не отмечается общего отставания в развитии. Малыш все понимает, знает, как вести себя с другими людьми, просто он пока не стремится общаться с ними вербально.

Совсем другое дело – задержка психоречевого развития, или ЗПРР. При таком состоянии обратимо расстроены интеллектуальная и эмоциональная сферы, что приводит к специфическим трудностям в обучении. Диагноз ЗППР выставляется на основании не только наличия речевых дефектов. У детей с задержкой психо-речевого развития могут быть нарушены и моторика, внимание, память, мышление, регуляция и саморегуляция поведения, недостаточны коммуникативные навыки как в раннем периоде, так и по мере взросления.

Причины задержки психического речевого развития ребенка

Задержка речевого развития у ребенка с психическими отклонениями может быть спровоцирована различными факторами. Наиболее часто выявляются такие причины патологии:

  1. Нарушения формирования речевых зон в центрах головного мозга в период внутриутробного развития. Они могут быть вызваны гипоксией, инфекционным поражением плода, заболеваниями и травмами, перенесенными беременной.
  2. Тяжелые роды. Поражения головного мозга не исключены при родовых травмах, особенно при возникающем кислородном голодании.
  3. Генетические заболевания. Темповые задержки речи в совокупности с психическими расстройствами могут быть обусловлены наследственными патологиями, а также хромосомными аномалиями.
  4. Заболевания в раннем детском возрасте. Задержка речевого развития у ребенка нередко связана с нейроинфекциями, травмами головного мозга, в том числе перинатальными поражениями.

Отсутствие своевременных речевых навыков может базироваться на наличии патологий ЦНС, поражающих определенные зоны мозга. Ребенок отстает в развитии при психических заболеваниях, эпилепсии, гидроцефалии, ДЦП. Патологии могут быть как врожденного, так и приобретенного характера.

В некоторых случаях у ребенка сначала идет нормальное речевое развитие, нет каких-либо неврологических патологий, а спустя некоторое время детский невролог обнаруживает ЗПРР. Как правило, подобное развитие событий спровоцировано социальными факторами – гиперопекой, жестоким поведением, эмоциональными стрессами, насилием, тяжелой психологической травмой, неблагоприятным психологическим климатом в семье.

Симптомы задержки психического развития речи

Задержка речевого развития чаще диагностируется у мальчиков. Девочки страдают от подобной дисфункции несколько реже. Отставание на различных этапах речевого становления проявляется следующим образом:

  • неправильным течением периода до момента произношения первых слов – недостаточной активностью лепета, отсутствием звуков, однотипными звуками;
  • отсутствием реакций на звуки у детей до года;
  • недостаточно активными попытками повторения услышанных слов или фраз ребенком до полутора лет;
  • невозможностью выполнения на слух какого-либо несложного задания в возрасте от полутора до двух лет;
  • отсутствием самостоятельной речи у ребенка в возрасте двух лет в нормальной речевой среде;
  • неспособностью сложения простых фраз из слов детьми от двух с половиной до трех лет.

Задержка речевого развития у ребенка – это и отсутствие собственных речевых навыков. Он произносит фразы, но они однотипные, почерпнутые при просмотре мультиков или во время чтения книг родителями. Одним из характерных симптомов нарушения функций речи становится жестикуляция. Ребенок не произносит звуки, не говорит сложными предложениями, общается преимущественно используя неречевые средства коммуникации.

Заболевания, при которых может возникнуть задержка речевого развития

Задержка речевого развития у ребенка вкупе с психическими отклонениями часто сопровождает течение заболеваний нервной системы (ЦНС), поражающих определенные зоны головного мозга, в том числе в процессе родов. Она характерна для эмоциональных и психических деприваций, аутизма, селективного мутизма. Преодоление задержки речи требуется детям с постнатальным повреждением клеточных структур головного мозга – желтухой базальных ганглиев, менингитами, менингоэнцефалитами. Лечение ЗРР или ЗПРР требуется детям с такими заболеваниями и патологическими состояниями:

  • нарушениями слуха, в том числе врожденной глухотой;
  • врожденными или приобретенными челюстно-лицевыми повреждениями;
  • патологиями, поражающими дыхательные пути, мышцы речевого аппарата;
  • наследственными заболеваниями обмена веществ, включая фенилкетонурию, гликогеноз, тирозинемию;
  • хромосомными синдромальными болезнями;
  • моторной алалией – грубым недоразвитием или полным отсутствием речи, вызванным органическим поражением головного мозга,

Не только детский аутизм или проблемы со слухом, повреждения речевой мускулатуры, в том числе ее двигательных функций, требуют лечения задержки. Ее причиной могут стать и соматические патологии. Снижение функциональной активности речевого аппарата отмечается у детей с нормальным слухом, страдающих тяжелыми печеночными и сердечно-сосудистыми заболеваниями, муковисцидозом.

Обследования и диагностика при задержке речевого развития

Первичный диагноз ЗРР выставляется на основании совокупности признаков задержки темпов речевого развития. Для его подтверждения проводится ряд инструментальных исследований. Наиболее информативны результаты следующих:

  • нейросонографии, направленной на обнаружение органических нарушений в структурах головного мозга;
  • томографии для полного обследования головного мозга;
  • электроэнцефалографического обследования, помогающего определить биоэлектрическую активность головного мозга;
  • электронейромиографии для исключения сбоев в работе артикуляционного аппарата, в том числе его мускулатуры;
  • аудиометрии, с помощью которой оценивается состояние слухового аппарата.

Полное обследование ребенка с задержкой речевого развития, или ЗППР, заключается в исключении нарушений зрительных функций, проблем с дыханием. Обязательны общеклинические анализы крови и мочи для оценки общего состояния здоровья.

Комплексное лечение болезни

Задержка речи лечится в логопедическом детском центре или в специализированных отделениях клиник. Вначале логопедом оцениваются словарный запас, речевое дыхание, двигательные навыки проговаривания слов, мелкая моторика. Лечение ЗППР и задержки речи часто проводится методом сенсорной интеграции. Внимание малышей на логопедических занятиях удерживают с помощью игрушек, книжек с красочными иллюстрациями. С помощью специальных упражнений удается устранить нарушения, которыми проявляется задержка речи:

  • развить правильную работу речевого аппарата;
  • пополнить словарный запас;
  • развить мелкую моторику;
  • повысить объем активного и пассивного словаря;
  • сформировать фонематические процессы.

Лечат задержку и с помощью логопедического массажа. Комбинация мануального воздействия и специальных упражнений – хорошая двигательная стимуляция стволовых структур головного мозга, ответственных за речевые функции. При ЗПРР логопедический массаж помогает развить внимание и память, эмоционально-волевую сферу. Он стимулирует становление, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь.

Задержка речи лечится и с помощью остеопатии, классического массажа, психокоррекции. Из медикаментов при ЗПРР у детей используют ноотропы, седативные, успокаивающие средства.

Роль родителей в лечении ЗПРР

На консультации логопед, детские врачи узких специализаций, включая психиатра, всегда подчеркивают важную роль родителей в лечении задержки речевого развития. О речевых расстройствах вкупе с задержкой психического развития они узнают на ранних этапах, в том числе при сравнении своих детей со сверстниками. Ответственные родители сразу обращаются к медицинским специалистам для своевременной коррекции нарушений, лечения патологий нервной системы. Они также принимают активное участие в терапии – постоянно беседуют с малышом, в игровой форме развивают мелкую моторику, пополняют его активный словарь.

Прогнозы и последствия: чего ждать?

В некоторых ситуациях остаются не замеченными родителями низкая речевая активность ребенка, отсутствие навыков общения в дошкольном возрасте и даже задержка психомоторного развития. В таких случаях не приходится многого ждать от глубинной комплексной коррекции, направленной на стимуляцию речевых центров. Статистика неутешительна – только два ребенка из тысячи способны заговорить. Задержка речевого развития в позднем дошкольном возрасте и старше комплексному лечению практически не поддается. Ребенок с ЗПРР становится раздражителен, закрыт, необщителен, страдает от собственной неполноценности, депрессии. Ранняя диагностика, стимуляция речевого аппарата, посещение индивидуальных занятий значительно повышают шансы на полное выздоровление.

Задержка речевого развития у ребенка – весомый повод для обращения в клинику «Чудо Доктор» для своевременной диагностики и подбора индивидуального процесса терапии. Чтобы записаться на консультации специалистов, оставьте заявку на сайте или свяжитесь по телефону с нашими администраторами.

О СПР | Национальная сеть детского травматического стресса

Навыки психологического восстановления (SPR)  – это основанное на фактических данных модульное вмешательство, целью которого является помощь пострадавшим в получении навыков справляться со стрессом и справляться со стрессом и невзгодами после стихийного бедствия. Лица, пострадавшие от стихийного бедствия или травматического инцидента, будь то выжившие, свидетели или лица, принимавшие участие в таких событиях, могут бороться или столкнуться с новыми проблемами после события. SPR  был разработан Национальной сетью детского травматического стресса и Национальным центром посттравматического стресса при участии лиц, участвующих в исследованиях и реагировании на стихийные бедствия.

SPR  предназначен для того, чтобы помочь детям, подросткам, взрослым и семьям приобрести навыки уменьшения продолжающегося стресса и эффективного преодоления трудностей в течение недель и месяцев после стихийного бедствия и травмы. Он основан на понимании того, что выжившие после стихийного бедствия будут испытывать широкий спектр реакций (физических, психологических, поведенческих, духовных) в разные периоды времени. SPR  – это не официальное лечение психических заболеваний, а скорее модель вторичной профилактики, в которой используются компоненты для развития навыков, которые оказались полезными в различных посттравматических ситуациях. Хотя некоторым людям потребуется направление на лечение после события, исследования показывают, что для большинства подход к формированию навыков более эффективен, чем поддерживающее консультирование.

SPR  могут доставляться в различных местах (например, в школах, клиниках, больницах, домах престарелых, молитвенных домах, общественных центрах, библиотеках и домах). Каждый навык SPR можно освоить во время одного контакта или встречи с выжившим, а затем укрепить с помощью раздаточных материалов и практики. Шесть навыков SPR  включают в себя:

  • Сбор информации и определение приоритетов помощи   помогает пострадавшим определить свои основные проблемы и выбрать стратегию SPR, на которой следует сосредоточиться.
  • Развитие навыков решения проблем  обучает выживших инструментам разбивать проблемы на более управляемые части, определять ряд способов реагирования и создавать план действий для продвижения вперед.
  • Поощрение позитивной деятельности  помогает пострадавшим увеличить количество значимых и позитивных мероприятий в своем расписании с целью повышения устойчивости и привнесения большего удовлетворения и удовольствия в свою жизнь.
  • Управление реакциями  помогает пострадавшим лучше справляться с неприятными физическими и эмоциональными реакциями с помощью таких инструментов, как переобучение дыханию, письменные упражнения, а также определение и планирование триггеров и напоминаний.
  • Содействие полезному мышлению  помогает пострадавшим узнать, как их мысли влияют на их эмоции, лучше понять, что они говорят себе, и заменить бесполезные мысли более полезными.
  • Восстановление здоровых социальных связей  призывает выживших получать доступ к социальной и общественной поддержке и расширять ее, учитывая текущие обстоятельства восстановления после стихийного бедствия.

Доступ к Руководству по эксплуатации SPR в полевых условиях , адаптации и раздаточные материалы, связанные с SPR, посетите Ресурсы NCTSN.

Национальная сеть детского травматического стресса

Модальность: 

Индивидуальный, Family

AF-CBT — это основанное на фактах лечение с учетом травм, предназначенное для улучшения отношений между детьми и опекунами.

вид

Модальность: 

Индивидуальный, Семья, Системы

TAP — это модель лечения, которая включает сортировку пациентов и основные компоненты лечения травм в клинические пути.

вид

Модальность: 

Индивидуальный, Семья

ABC — это подход к лечению родителей и детей, призванный помочь лицам, осуществляющим уход, обеспечивать заботливый уход и участвовать в синхронном взаимодействии со своими младенцами. ABC помогает воспитателям заново интерпретировать поведенческие сигналы детей, чтобы они могли заботиться о них посредством родительских коучинговых сессий.

вид

Модальность: 

Индивидуальный, Systems

ARC представляет собой программу вмешательства для молодежи и семей, которые пережили многократный и/или длительный травматический стресс.

вид

Модальность: 

Индивидуальный, Семья, Группа

BB — это когнитивно-поведенческая, основанная на навыках групповая интервенция для обучения детей начальной школы, подвергшихся стрессовым и травмирующим событиям, навыкам, позволяющим справляться с травмирующими переживаниями и восстанавливаться после них.

вид

Модальность:

Индивидуальный

CPM — это краткий протокол скрининга и реагирования, определяющий и реагирующий на травматический стресс у детей, наблюдаемых в медицинских и других педиатрических учреждениях, таких как поликлиники первичной медико-санитарной помощи и детские центры защиты интересов.

вид

Модальность:

Семья, Системы

CARE – это набор навыков с учетом травм, которые может использовать любой взрослый в любых условиях, взаимодействующий с детьми и подростками, перенесшими травму. Он основан на нескольких программах для родителей, основанных на фактических данных, включая PCIT, Incredible Years, Helping the Non-Compliance Child и PMTO.

вид

Модальность: 

Индивидуальный, Семья, Systems

CFTSI — это краткое (5–8 сеансов) научно обоснованное вмешательство на раннем этапе для детей в возрасте от 7 до 18 лет, которое уменьшает реакции на травматический стресс и вероятность развития посттравматического стрессового расстройства. CFTSI осуществляется в течение 30-45 дней после травмирующего события или раскрытия информации о физическом или сексуальном насилии.

вид

Модальность:

Индивидуальный, Семья, Systems

CDCP — это модель вторичной профилактики, которая обеспечивает вмешательство в кризисных ситуациях и последующие клинические и совместные вмешательства на уровне сообщества и клиники для детей, подвергшихся воздействию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *