Запоминание 10 слов по а р лурия: Методика «Запоминание 10 слов», Лурия А.Р. (исследование слухоречевой памяти)

Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия. | Статья (старшая группа):

Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия.

Диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости.

Задачи: оценка уровня развития слуховой памяти.

Инструкция: ребенку предлагается послушать и повторить ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются. Четвертый раз ребенок воспроизводит слова через 20-30 минут в конце диагностики.

Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.

В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов.

Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков).

Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка.

Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в 1,2 или 3 попытке.

Диагностики зрительной памяти детей  можно использовать методику «10 картинок»

Задачи: оценка уровня развития зрительной памяти.

Инструкция: ребенку в течение 5-10 секунд предлагается посмотреть на лист с изображение 10 рисунков. После удаления листа из поля зрения ребенок называет изображенные там рисунки по памяти.

Критерии оценки: Высокий уровень развития зрительной памяти – 8 и больше. Средний уровень развития зрительной памяти – 4-7. Низкий уровень развития зрительной памяти – 3 и меньше.

Представленные методики помогают провести индивидуальное обследование детей, но в рамках работы с группой нужны другие методики, помогающие быстро оценить уровень развития памяти в больших группах. Оптимальное число одновременно обследуемых для дошкольников – 10-15 человек.

Я использовала такие приемы:

Диагностика зрительной памяти: «Запомни и проставь значки».

Методика: детям демонстрируется плакат, после просмотра, раздаются бланки П3, в них нужно расставить соответствующие значки.

Оборудование: Бланк П3, плакат (изображение на проекторе, интерактивной доске), карандаш каждому ребенку.

Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунки, запомни, какой значок расположен рядом с елочкой, кораблем.  На своих листах в пустых квадратах вы будите рисовать только эти значки. Рядом с елью нарисуете вот такой значок,  рядом с кораблем такой, и т.д. При этом характеристика значка не дается. Должна работать только зрительная память, без слуховой. Время общей демонстрации приблизительно 30 сек.

Обработка данных: подсчитывается число правильно воспроизведенных значков. Если значок воспроизведен частично считается за пол балла (например, стрелка, но в другом направлении, зубчики, но их всего 3 и т.п.).

От 8 до 10 правильных ответов – высокий уровень развития зрительной памяти.

От 4 до 7 – средний уровень развития зрительной памяти.

От 0 до 3 – низкий.

Диагностика уровня развития слуховой памяти:

 «Зачеркни названные картинки».

Методика: дети закрывают глаза и слушают психолога. Он называет им картинки, которые они должны зачеркнуть. Дети открывают глаза и зачеркивают названные картинки. Затем все повторяется, но зачёркивают второй раз красным карандашом, а третий раз зеленым.

Оборудование: бланк у каждого, черный, красный и зеленый карандаш.

Инструкция: Посмотрите на свои рисунки. На них нарисовано много картинок. Закройте глаза, сейчас я назову Вам картинки, которые нужно зачеркнуть, а когда вы откроете глаза, то зачеркнете те из них которые запомнили. Зачеркивать нужно только те картинки, которые я сейчас назову. Все понятно? Закройте глаза». Психолог зачитывает слова: мяч, гриб, куб, зонт, рыба, лист, чашка, носки, корабль, флаг. Откройте глаза. Зачеркните черным карандашом картинки, которые я назвала. Возьмите красный карандаш. Сейчас  я еще раз назову эти картинки, которые нужно зачеркнуть. Когда вы откроете глаза, проверите себя красным карандашом».  Аналогично слова зачитываются третий раз, зачеркиваются рисунки зеленым карандашом.

Обработка данных: подсчитывается число правильных ответов за первое, второе и третье воспроизведение, а также общее число ошибок.

Если правильно воспроизведено за первый раз

4 -7 ответов — средний уровень развития слуховой памяти,

 если 8 – 10 – высокий,

меньше 4-х – низкий.

Но учитывается особенность воспроизведения во второй и третий раз. В норме 7-10 картинок с трех раз должны быть зачеркнуты. Если меньше, то уровень развития слухового внимания и слуховой памяти на низком уровне развития.

 

kp10 — Психологическая диагностика


 
 
                                 МЕТОДИКА:                                  
                     Исследование мнестических процессов.                    
 
      1. Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия).                                   
      2. Механическая память на числа (А.П. Нечаев, 1922 г., модифицирован- 
 ный метод).                                                                
      3. Смысловая память (К. Бюлер, 1907 г.,модифицированный метод).       
 
      Программа предназначена для автоматизации рутинных операций  проведе- 
 ния обследования, регистрации ответов, обработки результатов, расчета  ди- 
 агностических показателей.                                                 
      Успешность запоминания определяется рядом факторов. Ведущими  из  них 
 являются: установка субъекта на необходимость запомнить материал, применя- 
 емые им способы организации материала для запоминания, степень осмысленной 
 связи, заложенной  в самом материале, и объем материала.  При  запоминании 
 стимулов, образующих некоторый ряд, наблюдается  позиционная  зависимость. 
 Она выражается в том, что середина ряда заучивается труднее, чем его нача- 
 ло и конец.
 Это явление называется "эффектом края." С физиологических  по-   зиций оно объясняется особенностями  процессов  торможения  в  центральной   нервной системе. Так, если на запоминание начальных элементов ряда  дейст-   вует ретроактивное торможение и на запоминание конечных элементов - проак-   тивное торможение, то на запоминание срединных элементов влияют  оба  этих   вида торможения.                                                                    Варианты тестирования:                                                         1. Исследование динамики кратковременного (непосредственного) запоми-   нания и отсроченного воспроизведения.                                             Данная методика предложена А.Р.Лурия.                                        Обследуемому зачитывают десять  двухсложных (и/или односложных) слов,   подобранных так, чтобы между ними трудно было установить какие-либо  смыс-   ловые отношения. Иначе обследуемый может облегчить для себя  задание,  ис-   пользовав определенные мнемотехнические проемы.
                                   Инструкция состоит из нескольких этапов:                                     а) "Сейчас я прочту несколько слов.  Слушайте  внимательно.  Когда  я   окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните.  Повто-   рять слова можно в любом порядке.";                                               б) "Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять  должны  повто-   рить их - и те, которые Вы уже называли, и те, которые в первый  раз  про-   пустили. Порядок слов не важен."                                                  Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3-5 прочтени-   ями экспериментатор просто говорит: "Еще раз".                                    После 5-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому:   "Через час эти же слова назовете мне еще раз". При патопсихологическом об-   следовании время отсроченного воспроизведения - 20-30 мин. Тех, у  которых   ослабление памяти определяется  клинически,  просят  проделать  это  через   10-15 мин.
 Количество экспериментальных проб при  патопсихологическом  об-   следовании может быть увеличено до 10.                                            Через указанное время испытуемый по просьбе исследователя воспроизво-   дит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова.                         В промежутке желательно избегать заданий,  связанных  с  запоминанием   словесного материала, можно провести исследование по таблицам Шульте, кор-   ректурную пробу и т.д.                                                            В протоколе опыта отмечают слова, называемые правильно и  ошибочно (с   помощью MS-Mouse или клавиатуры). Также фиксируются случаи повторных  пра-   вильных воспроизведений называемого слова в каждой пробе. Для  того  чтобы   проследить за порядком запоминания и воспроизведения ряда, исследующий от-   мечает каждое воспроизведенное слово номерами, соответствующими порядку их   воспроизведения.                                                                  Очень полезно сочетать данный опыт с исследованием того, как меняется   "уровень требований", предъявляемых испытуемым к процессу своего запомина-   ния, и как это изменение зависит от  учета  достигнутых  в  предшествующем   опыте результатов.
 Для этой цели испытуемого, который только что  запомнил   определенное количество слов спрашивают, сколько слов он берется запомнить   в последующем повторении ряда, после чего переходят к дальнейшему заучива-   нию.                                                                                Обычно здоровые обследуемые воспроизводят 10 слов уже после 4-5  пов-   торений, при тренированной памяти - после двух  повторений (Б.М. Блейхер).   По данным других авторов, при обследовании взрослых к третьему  повторению   испытуемые с нормальной памятью воспроизводят правильно до 9 или 10 слов.         При заучивании 12 чисел в исследованиях К.К. Платонова были  получены   следующие результаты:                                                             При слуховом предъявлении материала: лучший результат -  7  чисел  из   12, худший - 2. При вторичном воспроизведении (ретенции) соответственно  8   и 1.                                                                              При зрительном предъявлении лучший результат - 9 из 12, худший - 3.
     При вторичном воспроизведении лучший результат - 10, худший - 0.                  Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя  свидетельствует   о долговременной памяти.                                                          Таким образом, при анализе результатов тестирования необходимо учиты-   вать способ предъявления стимульного материала.                                     Наиболее существенное значение имеет анализ того, какие приемы приме-   няет обследуемый в процессе заучивания, как  нарастает  объем  удержанного   материала по мере заучивания и как обследуемый относится к своим  ошибкам,   если они имеют место.                                                             Показатели результатов каждого опыта вычерчиваются в виде "кривой за-   учивания", которая, как правило, обнаруживает непрерывный рост с различным   темпом. Больные с общемозговыми изменениями корковой деятельности так  же,   как и больные с очаговыми поражениями задних отделов мозга,  как  правило,   сохраняют те качественные особенности процесса заучивания, которые  харак-   терны для нормальных испытуемых.
 Они ставят перед собой задачи,  учитываю-   щие результаты, полученные в предшествующем опыте, и их "уровень  требова-   ний" обычно несколько превышает то число элементов, которое им удалось за-   помнить. Они стараются заучивать предложенные слова в  известном  порядке,   каждый раз обращая внимание на те слова которые им неудалось  запомнить  в     ,   предшествующий раз. Они относительно  редко  делают  ошибки,  воспроизводя   слова, не фигурировавшие в предложенном ряду, и обычно не повторяют  допу-   щенной ошибки много раз подряд.                                                   Результаты заучивания этих больных, однако, могут  существенно  отли-   чаться от тех, которые обнаруживают здоровые испытуемые.                          1. Ригидная кривая.                                                          "Кривая запоминания" растет очень медленно, а  объем  доступного  для   заучивания материала оказывается значительно ниже нормального;  во  многих   случаях больной не может запомнить больше 5-6 слов.
 Характерно, что  огра-   ниченный предел запоминания часто ведет к тому, что больной, который  один   раз запомнил определенную группу слов, при последующем  предъявлении  вос-   производит совершенно другую группу слов и пропускает те, которые он неод-   нократно раньше воспроизводил.                                                    2. Истощающаяся кривая.                                                      Во многих случаях  на  ходе  опыта  начинает  сказываться  истощение,   вследствие чего "кривая запоминания", достигнув вершины при  4-5-м  повто-   рении, начинает сниаться и приобретает "куполообразный" характер.                 3. Инактивная кривая.                                                        Другие результаты получаются при исследовании больных с отчетливо вы-   раженным "лобным синдромом". Многие из этих  больных  проявляют  патологи-   ческие особенности в "уровне требований"; в ответ на предложение  сказать,   сколько элементов предложенного ряда они берутся запомнить,  они  называют   любую цифру, часто совершенно не учитывая  реальных  возможностей.
  Иногда   они инертно продолжают называть невысокую цифру, даже после  того  как  их   реальные результаты оказались выше этой цифры. Запоминая  ряд,  они  часто   воспроизводят слова в случайном порядке, не выделяя специально  тех  слов,   которые они при предшествующем предъявлении не запомнили, и в  своем  вос-   произведении нередко продолжают пассивно давать  случайный,  неповторяемый   ими стереотипный ряд слов. Сделав ошибку, эти больные, как  правило,  про-   должают повторять ее при всех дальнейших воспроизведениях, не  пытаясь  ее   исправить. Нередко они повторяют одно и то же слово дважды, также не  кор-   ригируя допущенной ошибки. "Кривая заучивания" этих больных часто отражает   инактивный характер процесса запоминания  и  обычно  не  поднимается  выше   определенного предела, принимая характер обычного плато.                          4. Нарушение динамики мнестической деятельности.                             Обследуемые в течение какого-то отрезка времени хорошо  запоминают  и   воспроизводят материал, однако, спустя короткое время, не могут этого сде-   лать.
 На первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Ес-   ли такому обследуемому предложить запомнить 10 слов (при десяти предъявле-   ниях) и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то пос-   ледняя будет носить ломаный характер.  Больной  может  после  второго  или   третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого - лишь 3  слова,  а   после шестого - опять 6-8. Оценка памяти подобных больных в терминах  "па-   мять больного снижена", "память больного не нарушена" не является адекват-   ной. Точно такой же лабильный характер носит воспроизведение какого-нибудь   текста. Обследуемые то подробно, с детализацией  воспроизводят  содержание   басни, рассказа, то вдруг не в состоянии передать совсем легкий сюжет. Не-   редко также нарушения памяти сочетаются с амнестическими западаниями в ре-   чи: Обследуемые вдруг забывают названия каких-либо предметов, явлений, че-   рез короткое время спонтанно их вспоминают. Иными словами мнестическая де-   ятельность обследуемых носит прерывистый характер.  Нарушается  ее  динами-   ческая сторона. Подобные нарушения памяти встречаются у больных сосудисты-   ми заболеваниями головного мозга, у больных, перенесших  травмы  головного   мозга (в отдаленном периоде болезни), при некоторых интоксикациях.  Заслу-   живает внимания тот факт, что подобные нарушения динамики мнестической де-   ятельности редко выступают у больных в виде  изолированного  моносимптома.   Экспериментально-психологическое исследование  выявляет  лабильность  всех   форм их деятельности, их познавательной и  эффективно-эмоциональной  сфер.    Таким образом, нарушение динамики мнестической деятельности проявляется  в   сочетании с прерывистостью всех психических процессов больных и по сущест-   ву является не нарушением памяти в узком смысле слова, а  индикатором  не-   устойчивости умственной работоспособности обследуемых в целом, ее истощае-   мости.                                                                              Проба на запоминание выявляет и наличие сужения объема внимания.  Так,   обследуемый в следующем повторении уже не воспризводит слов,  фигурировав-   ших в предыдущем туре. При этом суммарные результаты после каждого  повто-   рения мало отличаются.                                                              2. Исследование объема кратковременной памяти.                               Данный вариант отличается от предыдущего тем, что в каждой  следующей   пробе используется другой стимульный матерал. Средний показатель по всем 5   пробам является показателем объема кратковременной памяти.                          3. Исследование опосредованной (ассоциативной) памяти.                       К. Бюлер, 1907 г., модифицированный метод.                                   Обследуемому предлагают десять пар относительно однородных слов, меж-   ду которыми легко устанавливаются смысловые связи.                                Исследующий зачитывает пары слов, четко  отделяя  их  паузами,  затем   повторяет первое слово каждой пары, а обследуемый называет второе.   Обычно   здоровые обследуемые выполняют задание после  двух  повторений,  а  иногда   после первого зачитывания слов. Проба на ассоциативную память является од-   ним из вариантов исследования опосредованного запоминания.                        Известно много модификаций этой методики. В частности,  одна  из  них   входит в состав шкалы памяти Векслера. Учитывая возможное различие  харак-   тера ассоциативных отношений и желая проследить, как это различие сказыва-   ется на запоминании, Ю. А. Машек (1973) предложил  следующую  модификацию.   Обследуемому для запоминания предлагается 10 групп парных ассоциаций, сос-   тавленных по определенному принципу смысловой связи. Это различные отноше-   ния понятий; противоположные понятия (юг - север, любовь - ненависть), по-   нятия различной величины (холм - гора, страх - ужас), вместилище и вмещае-   мое (графин - вода, шкаф - одежда),  причина  и  следствие  (укол - боль),   часть и целое (слово - фраза, зерно - колос), орудие и объект труда  (зем-   ля - лопата), абстрактные и конкретные понятия (искусство - картина).   Да-   лее предлагались пары слов, образующие суждение (орел - птица),  привычные   словосочетания (точка - тире),  трудносочетаемые  слова  (курица - портси-   гар). После проверки запоминания каждой группы слов  устраивается  перерыв   на 2 мин, а после предъявления пяти групп - на 30 мин. Сопоставление полу-   чаемых результатов у одного и того же обследуемого при исследовании проба-   ми на запоминание позволяет судить о большей или меньшей сохранности меха-   нической и логической (смысловой) памяти,  сравнить  показатели  непосред-   ственного и опосредованного запоминания.                                            Рекомендации:                                                                Стимульный материал в формате "Обычный (неформатированный)  текст" в    кодировке MS DOS для данных методик находится в папке с данной программой    ...\CPDDOS\KP10\TEXT\                                                             1. Заучивание 10 слов: папка WORD\; файлы: kp10w_01.wpr,                kp10w_02. wpr, kp10w_03.wpr, kp10w_04.wpr, kp10w_05.wpr                            2. Механическая память на числа: папка Num\; файлы: kp10N_01.wpr,       kp10N_02.wpr, kp10N_03.wpr, kp10N_04.wpr, kp10N_05.wpr                            3. Смысловая память: папка ASS\; файлы: kp10A_01.wpr, kp10A_02.wpr,     kp10A_03.wpr, kp10A_04.wpr, kp10A_05.wpr                                          Вы можете последовательно открывать эти файлы  с  помощью  текстового   редактора и настраивать стимульный материал в соответствии с Вашими  инди-   видуальными предпочтениями. Все файлы должны быть  сохранены  как  обычный    (неформатированный) текст в кодировке MS DOS.                                    Б. После коррекции стимульного материала необходимо провести исследо-   вание статистических показателей на группе нормы, которые позволят опреде-   лить точные критерии нормы для данного стимульного материала.                       Результаты тестирования выражаются в шкале балльных оценок.                  Автоматический анализ данных тестирования не предусмотрен.                    Анализ результатов производится психологом.                                                           ПРИМЕР ТЕСТИРОВАНИЯ:                                                                    ---                                                                ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ДИАГНОСТИКА.                            Методика: Исследование непосредственной памяти (10 слов).                    Вариант: 1.1.1.                                                              Ф.И.О: _______________________________                                       Доп. данные: _________________________                                                                       Диаграмма.                                                         *                                                                         10 ┼─────────────────────────────██─────                                      9 ┼                             ██                                           8 ┼               ██            ██                                           7 ┼        ██     ██     ██     ██                                           6 ┼        ██     ██     ██     ██                                           5 ┼─██─────██─────██─────██─────██─────                                      4 ┼ ██     ██     ██     ██     ██                                           3 ┼ ██     ██     ██     ██     ██                                           2 ┼ ██     ██     ██     ██  ▒▒ ██                                           1 ┼ ██____ ██____ ██____ ██__▒▒ ██____                                       0 ┼─в─о─п──в─о─п──в─о─п──в─о─п──в─о─п──*                                           N1     N2     N3     N4     N5                                               НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ:                                        Код восп.   Точное восп.  Ошибки восп.  Ошибки повт.              Проба N1:  12-4---5-3        5             0            0                    Проба N2:  376-45-2-1        7             0            0                    Проба N3:  3218475--6        8             0            0                    Проба N4:  -45-37621-        7             0            2                    Проба N5:  1243568790       10             0            0                    ---------------------------------------------------------------              Общее   :  ++++++++++       37             0            2                     Стимульный материал:       S1  S2  S3  S4  S5  S6  S7  S8  S9  S0            Частота воспроизведения:   80 100  80  60  80  80  60  80  40  80              Количество экспериментальных проб                     -  КЭП =   5           Общее количество воспроизведений                      -  ОКВ =  39           Объем воспроизведения                                 -  ОНВ = 100%          Коэффициент эффективности запоминания (ОЗМ/КЭП)       -  КЭЗ =  20           Коэффициент ошибок воспроизведения (Ош. восп./ОКВ)*100 -  КОВ =   0%          Коэффициент ошибок повторения (Ош.повт./ОКВ)*100      -  КOП =   5%                                   ОТСРОЧЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ:                                          Код восп.  Точное восп.  Ошибки повт.  Ошибки восп.              15 мин. :  612--435--        6            0             0                       Объем отсроченного воспроизведения                   -  ООВ =  60%           Объем сохранения заученного материала (ОНВ/ООВ)*100  -  ОCM =  60%          

«Заучивание 10 слов» — методика А. Р. Лурия

Тестирование заключается в выявлении скорости и объема словесного запоминания 10 слов. Методика, используемая для определения количества воспроизведений через определенный промежуток времени. Результатом исследования является получение информации о том, способен ли ребенок постоянно и целенаправленно осваивать устно-слуховой материал.

Что такое методика

В исследовании использовались простые односложные или двусложные, частотные, но совершенно разные по смыслу 10 слов. Техника предполагает их использование в единственном числе и именительном падеже. Обычно количество повторений может достигать пяти, хотя иногда необходимо повторять слова до полного запоминания. Для наглядности результаты после исследования построить на кривой.

Это предполагает изучение следующих характеристик:

  • Объем устно-слухового запоминания;
  • Особенности психической деятельности;
  • Скорость слов памяти в заданном количестве;
  • Громкость времени воспроизведения;
  • Особенности слухового восприятия.

Тестирование

А. Р. Лурия предложил метод определения утомления, напряженности внимания, степени запоминания. Удобен тем, что не требует использования какого-либо специального оборудования. Единственное условие для получения действительно прозрачного результата — тишина. Дело в том, что любой шум (особенно если это разговоры) отвлекает и снижает способность запоминать слова.

Исследование можно проводить с детьми от 7 лет. Здоровые испытуемые обычно запоминают слова 9-10. Метод подразумевает, что отложенный результат (проверка памяти через промежуток времени) должен показать 80% ранее полученной словесной цепочки. При работе с детьми до 7 лет используют меньше источников информации – 5-8 слов.

Рекомендуем

Хороший семейный психолог, Москва: отзывы

Традиционно к врачам этой специальности обращаются жители развитых стран (европейцы и американцы). Показывает ли нынешняя жизнь в столице России востребованность профессии «семейный психолог» (г. Москва)? Отзывы жителей…

Кризис 7 лет у детей: признаки и пути преодоления. Психология развития и возрастная психология

Ребенку 7 лет. Начинается новый этап в жизни. Малыш проходит этап взросления, идет в школу. И тогда родители начинают бить тревогу, мол, ребенок неуправляемый, не слушается, Хэмминг. Главное — не паниковать…

Примеры цепочек для изучения:

  1. Кат. Рог. Стол. Гриб. Мед. Луч. Вода. Круг. Мост. Дым.
  2. Хлеб. Масса. Брат. Шаг. Лук. Еж. Усы. Боль. Окно. Чай.
  3. Комплект. Зонтик. Ром. Бегать. Смех. Собака. Роза. пень. Кум. Ерш.

Начало исследования

Перед началом тестирования экспериментатор пишет одну строку из 10 слов. Техника предполагает использование простых названий, не вызывающих между собой явных ассоциаций. В большинстве случаев каждый рецензент использует одно словесное число. Но если тестирование проводится в группе детей, необходимо подготовить несколько комбинаций, так как испытуемые могут начать делать друг другу подсказки. Очень важно в этом эксперименте четко произносить слова и строго придерживаться инструкции.

Сначала нужно сказать ребенку такую ​​фразу: «Я прочитал 10 слов. Они должны внимательно слушать. Когда вы закончите читать, вы должны перечислить слова, которые я помню. Произнесите их в любом порядке. Хорошо?». Медленно и хорошо выговаривая, экспериментатор читает слова. При повторении ребенком протокольной методики, которую предложил А. Р. Лурия, нужно поставить крестики.

Далее следует другая часть задания. Нужно сказать: «Я читаю те же слова, что и в первый раз. И нужно повторить те, которые вы назвали(а), а остальные пропущенные тогда(а)». Затем экспериментатор так же, как и в первый раз, назвал х слов, которые назвал ребенок.

Затем нужно сделать несколько повторений этой процедуры. Объяснения уже не нужны, так как экспериментатору достаточно сказать следующее: «опять».

Дополнительное уточнение

В случаях, когда испытуемый назвал дополнительные слова, рецензент должен отметить их рядом с имеющимися крестиками. В случае повторения каждый новый раз нужно ставить другую отметку.

Бывает так, что на учебе ребенок пытается что-то сказать или прокомментировать. В таких случаях нужно объяснить ему, что это сейчас нужно сделать. По-настоящему отвлекающие разговоры методика «10» (Лурия) запрещает.

После 5-кратного повторения экспериментатор приступает к другим тестам. Но через 50-60 минут возвращается, чтобы вспомнить номер, и просит ее назвать его еще раз. Чтение, но уже использованный метод 10 слов на память больше не рассчитан. Именно эти повторения сейчас следует отметить кружочками, чтобы избежать возможных ошибок.

Заполнение таблицы и кривой запоминания

Протокол в исследовании выглядит так:

081

+

Количество повторений

Cat

Horn

The Table

Mushroom

Honey

Beam

Water

The Circle

The Bridge

Дым

1

+

+

+

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

+

913 +

+

913 +

9

+

913 +

+

913 +

+

13 + . 0084

в час спустя

около

. Для этого по горизонтали откладываются числа повторений, а по вертикали — количество слов, определенных правильно. Наклон кривой может быть разным. У здоровых детей 7 лет первые 3 повторения представлены в виде одного из следующих вариантов:

  1. 5, 7, 9.
  2. 6, 8, 9.
  3. 5, 7, 10.

То есть на третьем повторении ребенок может назвать 9-10 слов. А при дальнейшем чтении числа число названных слов равно 9-10.

Заболевания детей, для которых показана кривая

Умственно отсталые дети склонны называть небольшое количество слов. Иногда ребенок говорит слишком много слов. А потом застревает на этой ошибке, снова ее повторяя. Подобные моменты демонстрируют при обследовании детей с органическими заболеваниями головного мозга. Кроме того, в состоянии расторможенности испытуемые называли много ненужных слов.

Также график кривой может свидетельствовать о сильном напряжении и слабом активном внимании. То есть при повторении ребенок называет 8-9 слов, а затем – все в меньшем количестве. Это указывает на растерянность и забывчивость в вашей жизни, вызванные преходящей усталостью. Кривая может не иметь резкого наклона, а иметь вид зигзага, что свидетельствует о неустойчивости и колебаниях внимания.

Как свидетельствует методика, при запоминании 10 слов в редких случаях испытуемые начинают произносить одно и то же частичное число. …

БЫТЬ: https://tostpost.com/be/sama-daskanalenne/24506-zavuchvanne-10-slo—metodyka-a-r-luriya.html

DE: https://tostpost.com/de/selbstverbesserung/24519-auswendiglernen-10-w-rter—methode-von-a-r-lurija.html

ES: https://tostpost.com/es/la-superaci-n-personal/24546-la-memorizaci-n-de-10-palabras-es-una-metodolog-a-de-a-r-luria. html

КК: https://tostpost.com/kk/z-n—z-zhet-ld-ru/24490-10-s-zd-zhattau-d-stemes-a-r-luriya.html

PL: https://tostpost.com/pl/samodoskonalenie/24418-uczenie-si-na-pami-10-s-w—metoda-a-r-urija.html

PT: https://tostpost.com/pt/auto-aperfei-oamento/24429-memorizar-10-palavras—a-t-cnica-que-a-r-luria.html

TR: https://tostpost.com/tr/kendini-geli-tirme/24497-ezberleme-10-kelime-teknik-a-r-luria.html

Великобритания: https://tostpost.com/uk/samovdoskonalennya/24468-zauchuvannya-10-sl-v—metodika-a-r-lur-ya.html

Память на слова в прозе и их расположение на странице

Память на слова в прозе и их расположение на странице

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Юджин А. Лавлейс 1 и
  • Стивен Д. Саутхолл 2  

Память и познание том 11 , страницы 429–434 (1983 г.)Процитировать эту статью

  • 1191 Доступ

  • 45 цитирований

  • Сведения о показателях

Abstract

Сообщается о двух экспериментах, которые установили, что припоминание пространственного положения на странице и содержание слов из прозаического отрывка не являются функционально независимыми, т. е. что каждый из них может служить сигналом для припоминания другого. Лишение студентов колледжа сигналов пространственного положения на странице путем чтения отрывка в непрерывной форме из прокрутки значительно снизило запоминаемость слов, в то время как предоставление им сигналов, которые восстанавливали расположение материала на странице во время теста, значительно улучшилось. припоминание слов. Было обнаружено, что предоставление содержания ответов на вопросы во время припоминания увеличивает память на местоположение. Данные согласуются с концепцией памяти как совокупности признаков, так что припоминание одного из этих признаков выполняет функцию подсказки, облегчая припоминание других признаков.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Бауэр, Г. Х. Анализ мнемонического устройства. Американский ученый , 1970, 58 , 496–510.

    Google ученый

  • Браун Р. и Макнил Д. Феномен «кончика языка». Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1966, 5 , 325–337.

    Артикул Google ученый

  • Кристи Дж. и Джаст М. А. Запоминание местоположения и содержания предложений в отрывке прозы. Журнал педагогической психологии , 1976, 68 , 702–710.

    Артикул Google ученый

  • Диз, Дж. Э. Мысль в речь: психология языка . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл, 19 лет.83.

    Google ученый

  • Харт, Дж. Т. Память и ощущение познания опыта. Журнал педагогической психологии , 1965, 68 , 208–216.

    Артикул Google ученый

  • Харт, Дж. Т. Память и процесс мониторинга памяти. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1967, 6 , 685–691.

    Артикул Google ученый

  • Хашер Л. и Закс Р. Т. Автоматические и трудоемкие процессы в памяти. Journal of Experimental Psychology: General , 1979, 108 , 356–388.

    Артикул Google ученый

  • Кинч, В. Представление смысла в памяти . Нью-Йорк: Wiley, 1974.

    . Google ученый

  • Лурия, А. Р. Разум мнемониста . Нью-Йорк: Основные книги, 1968.

    Google ученый

  • Мандлер Дж. М., Сигмиллер Д. и Дэй Дж. О кодировании пространственной информации. Память и познание , 1977, 5 , 10–16.

    Google ученый

  • Маккормак, П. Д. Язык как атрибут памяти. Canadian Journal of Psychology , 1976, 30 , 238–248.

    Google ученый

  • Роулз Р. Э. Прошлое и настоящее мнемотехники. В MM Gruneberg, PE Morris и RN Sykes (Eds.), Практические аспекты памяти . Лондон: Academic Press, 1978.

    . Google ученый

  • Роткопф Э. З. Случайная память для размещения информации в тексте. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 1971, 10 , 608–613.

    Артикул Google ученый

  • Шульман А. И. Память узнавания и припоминание пространственного положения. Память и познание , 1973, 1 , 256–260.

    Артикул Google ученый

  • Шульман А. И. Карты и запоминаемость. В D. R. Rogers & J. Sloboda (Eds.), Приобретение символических навыков . Нью-Йорк: Пленум Пресс, 1983.

    . Google ученый

  • Шебильске В. Л. и Ротондо Дж. А. Типографские и пространственные подсказки, облегчающие обучение по учебникам. Видимый язык , 1981, 15 , 41–54.

    Google ученый

  • Страттон, Г. М. Мнемонический подвиг «Шасса Поллака». Психологический обзор , 1917, 24 , 244–247.

    Google ученый

  • Андервуд, Б. Дж. Атрибуты памяти. Психологический обзор , 1969, 76 , 559–573.

    Артикул Google ученый

  • Андервуд, Б. Дж. Атрибуты памяти . Гленвью, III: Скотт, Форесман, 1983.

    Google ученый

  • фон Райт, Дж. М., Гебхард, П., и Карттунен, М. Исследование развития памяти о пространственном местоположении. Журнал экспериментальной детской психологии , 1975, 20 , 181–190.

    Артикул Google ученый

  • Викенс, Д. Д. Кодирование категорий слов: эмпирический подход к значению. Психологический обзор , 1970, 77 , 1–15.

    Артикул Google ученый

  • Йейтс, Ф. А. Искусство памяти . Чикаго: University of Chicago Press, 1966.

    . Google ученый

  • Zechmeister, E.B., &McKillip, J. Отзыв места на странице. Журнал педагогической психологии , 1972, 63 , 446–453.

    Артикул пабмед Google ученый

  • Zechmeister, E.B., McKillip, J., Pasko, S., &Bespalec, D. Зрительная память для места на странице. Журнал общей психологии , 1975, 92 , 43–52.

    Артикул пабмед Google ученый

Загрузить Список литературы

Информация о авторе

Авторы и принадлежности

  1. Психологический факуль

    Стивен Д. Саутхолл

Авторы

  1. Юджин А.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *