Занятия для детей с умственной отсталостью – Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью

Содержание

Цикл занятий по развитию сенсомоторики младших школьников с умственной отсталостью

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс:


На современном этапе развития российского общества наблюдается рост детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития умственной отсталости. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребенка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В.М. Бехтерева так же доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С.Я. Рубинштейн, Ж.И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности, мышления. В настоящее время Л.А. Метиева и Э.Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют его знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. В качестве таких обстоятельств выделяют следующее: использование в образовательном процессе различных приемов работы с детьми с умственной отсталостью и различных видов изобразительного творчества. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребенка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционно-воспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества. Это ставшие уже привычными – рисование, аппликация, лепка, конструирование, плетение, вязание, вышивание, шитье; так и нетрадиционные, мало использующиеся в практике работы педагогов – выкладывание мозаики; сортировка мелких геометрических фигур или предметов с учетом их формы, цвета, размера; нанизывание бус; шнуровка; ниткопись; оригами и другое. Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие – использование в образовательном процессе различных приемов: дидактические игры, игры с песком, водой, кубиками, конструктором, мозаиками, графические игровые упражнения, пальчиковые игры, глазодвигательные упражнения, подвижные игры, физкультурные упражнения игрового характера и так далее. «Пальчиковый игротренинг» включает в себя статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук; динамические игровые упражнения; пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Однако анализ работы педагогов с умственно-отсталыми детьми, позволяет сделать вывод, что в специальных образовательных учреждениях мало внимания уделяется развитию сенсомоторики детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Таким образом, выявляется противоречие между необходимостью развития сенсомоторики у младшего школьника с умственной отсталостью и недостаточной методической разработанностью вопроса о необходимых и достаточных условиях, обуславливающих данное развитие.

Целью занятий является: создание условий для развития сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи:

  • Способствовать коррекции зрительно-двигательной и моторной координации ребенка.
  • Осуществлять коррекцию осязания и мелкой моторики ребенка.
  • Способствовать развитию зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания.

Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Но коррекционная направленность данного курса не может в полной мере заменить собой коррекционную направленность всего процесса обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе. Общая коррекционная работа, осуществляемая в процессе урока, должна дополняться на занятиях индивидуальной коррекцией недостатков, характерных для отдельных учащихся или подгрупп учащихся.

Принципы построения занятий:

  • системность и последовательность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • цикличность построения занятий;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Занятия рассчитаны на 11 недель. Всего 11 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю. Количество детей в группе не более 10 человек в возрасте 7-9 лет с легкой степенью умственной отсталости.

Особенности детей с умственной отсталостью с их быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, затруднениями при необходимости применять умственные усилия, требуют внесения игровых моментов, частой смены форм работы, перерывов для отдыха, и, кроме того, постепенного вовлечения их в учение с постоянным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Вследствие этого, занятие представляет собой игру-оболочку, которая состоит из

4 частей и осуществляется в течение 40 минут.

Первая часть занятия состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз. Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарной связи и межполушарного взаимодействия. Межполушарная связь и межполушарное взаимодействие имеют большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии способностей, памяти, внимания, мышления, речи. Выполняются данные упражнения в течение 3 минут. Использованные в занятиях упражнения представлены в

Приложении 1.

Вторая часть занятия – разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятиям. Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе – на развитие восприятия. По времени выполнение данных упражнений занимает 5-10 минут. Использованные игры и упражнения для разминки представлены в Приложении 2.

Основная частьзанятия (третья) состоит из задания изобразительного характера: лепкой, рисованием, аппликацией и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. По времени эта часть занимает 15-20 минут. В составе этой части проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Данные игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения. Описание изобразительных техник представлено в

Приложении 3, пальчиковые игры, упражнения – в Приложении 4.  В использованные на занятиях игры малой подвижности, представлены в Приложении 5.
Четвертая часть занятия – упражнения на релаксацию (Приложение 6), сопровождающиеся расслабляющейся музыкой и позволяющие успокаивать ребят, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию. На нее отводится 3 минут.
Заканчивается занятие ритуалом прощанием педагога с детьми. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково. Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: все дети и педагог встают в круг и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здрав-ствуй-те!!!», произнесенное хором. Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!!!».

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

1 Хоровод у елочки 1
2 Я слепил снеговика 1
3 Сказочные деревья 1
4 В гости к сказке 1
5 Цветные автомобили 1
6 Зимний пейзаж. 1
7 Необычная вышивка
1
8 От домика к домику 1
9 Вини-Пух и все-все-все 1
10 Кораблики в море 1
11 Звездное небо 1

Содержание занятий

Тема 1. Хоровод у ёлочки

Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 1, 3. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики»
  2. Разминка: упражнения «Путаница» и «Сложи узор».
  3. Пальчиковая игра «Помощники». Изобразительное творчество: тычок жесткой полусухой кисточкой «Наша елка в Новый год». Игра малой подвижности «Веселые снежинки».
  4. Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 2. Я слепил снеговика

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, глазомера, образно-пространственно-кинестетической интеграции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 2, 3. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак – ребро – ладонь», «Фонарики».
  2. Разминка: упражнения «Чем похожи?» и «Построй башню».
  3. Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: аппликация из скомканной бумаги «Снеговик». Игра малой подвижности «Вокруг снеговика».
  4. Упражнение на релаксацию «Плывем в облаках».

Тема 3. Сказочные деревья.

Цель: тренировка манипуляционных движений на базе сенсомоторных интеграций (визуально-моторной, вестибулярно-визуальной) и произвольной регуляции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 3, 4. Упражнения для развития мелкой моторики:: «Кулак, ребро, ладонь», «Фонарики», «Дом – ежик – замок».
  2. Разминка: упражнение «Чайник с крышечкой», игра «Тени».
  3. Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Изобразительное творчество: оттиск печатками «Деревья в волшебном лесу». Игра малой подвижности «Елка, береза, дуб».
  4. Упражнение на релаксацию «Плывем в облаках».

Тема 4. В гости к сказке.

Цель: отработка глазо-ручной координации, развитие произвольной регуляции, концентрации внимания, усидчивости

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 5, 6. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак, ребро, ладонь», «Фонарики», «Дом – ежик – замок» «Гусь – курица – петух».
  2. Разминка: игра «Колпак мой треугольный», Упражнение по дорисовыванию симметричной половины изображения.
  3. Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики». Изобразительное творчество: монотипия «Сказочные картинки».  Игра малой подвижности «Хочешь с нами поиграть?»
  4. Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки»

Тема 5. Цветные автомобили.

Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 6, 7. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики», «Дом – ежик – замок», «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка».
  2. Разминка: упражнение «Собери фигуру» и игра «Ночной поезд».
  3. Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: оригами «Автомобиль», конкурс на самый быстрый сделанный автомобиль «Авторалли». Игра малой подвижности «Светофор».
  4. Упражнение на релаксацию «Радуга».

Тема 6. Зимний пейзаж.

Цель: познание различных сенсорных оттенков воспринимаемых систем, развитие визуально – моторно-кинестетической интеграции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 7, 8. Упражнения для развития мелкой моторики: «Дом – ежик – замок», «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка», «Ножницы – собака – лошадка»,
  2. Разминка: упражнения «Костер», «Графический диктант».
  3. Пальчиковая игра «Прогулка». Изобразительное творчество: аппликация из ватных дисков «Зимний лес». Игра малой подвижности «Палочки».
  4. Упражнение на релаксацию «Радуга».

Тема 7. Необычная вышивка

Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонкодифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 8, 9. Упражнения для развития мелкой моторики: «Гусь – курица – петух», «Зайчик – колечко – цепочка», «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка».
  2. Разминка: игра «Поставь пальчик», упражнение «Копировщики узоров».
  3. Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: вышивка на картоне «Волшебные клубки». Игра малой подвижности «Конспиратор».
  4. Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки».

Тема 8. От домика к домику

Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 9, 10. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик – колечко – цепочка», «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка».
  2. Разминка: упражнения «Дорожки» и «От дома к дому».
  3. Пальчиковая игра «Строим дом». Изобразительное творчество: работа в технике «рваной» аппликации «Домик для гномика». Игра малой подвижности «Рисуем вместе».
  4. Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 9. Винни-Пух и все-все-все.

Цель: развитие кинетико-кинестетического и пространственного восприятия, сенсомоторной интеграции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 10, 9. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка», « Сарай – дом с трубой – пароход».
  2. Разминка: игра «Кто быстрее и ровнее?», упражнение в перебирании и сортировке крупы.
  3. Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: аппликация с использованием крупы «Наш веселый Винни-Пух». Игра малой подвижности «Ничего не видно».
  4. Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 10. Кораблики в море

Цель: отработка манипуляционных движений на базе сенсомоторных координаций и произвольной регуляции.

  1. Упражнение гимнастики для глаз № 9, 8. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы – собака – лошадка», «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка», «Сарай – дом с трубой – пароход».
  2. Разминка: игра «Чего не стало?», упражнение «Сделай как я».
  3. Пальчиковая игра «Лодочка». Изобразительное творчество: аппликация из спичек «Кораблик». Игра малой подвижности «Море волнуется».
  4. Упражнение на релаксацию «Отдых на море».

Тема 11. Звездное небо

Цель: развитие интеграции кинестетической и визуальной системы с моторной.

  1. Упражнение гимнастики для глаз  № 8, 7. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик – коза – вилка», «Флажок – рыбка – лодочка», «Сарай – дом с трубой – пароход».
  2. Разминка: упражнение «Сколько треугольников?», игра «Звездочки».
  3. Пальчиковая игра «Мы играем». Изобразительное творчество: набрызг, печать поролоном по трафарету «Звездное небо». Игра малой подвижности «Угадай, где монетка».
  4. Упражнение на релаксацию «Полет высоко в небе».

Планируемые эффекты от реализации программы

После проведения цикла занятий младшие школьники с умственной отсталостью должны уметь:

  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
  • зрительно дифференцировать предметы по форме, величине и цвету;
  • различать основные цвета и их оттенки;
  • различать «наложенные» изображения предметов;
  • действовать по звуковому сигналу;
  • адекватно ориентироваться на плоскости и пространстве;
    • выполнять действия двумя руками;
    • проводить ровные, четкие линии;
    • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия.

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, предметные картинки и другое).
  2. Материалы для изобразительного творчества (гуашь, кисточки, белая и цветная бумага,, лоскутки ткани, крупа, природный матер

urok.1sept.ru

Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью – как помочь?

Умственная отсталость у ребенка – это всегда тяжелая патология для коррекции и тяжелое испытание для родителей. Чаще всего когнитивные проблемы, связанные с патологией центрального отдела нервной системы, носят необратимый характер, поэтому полностью устранить умственное отставание в развитии не удается. Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на улучшение свойств высшей нервной деятельности, а также на адаптацию к общественной жизни. Они предоставляют возможности самостоятельно обслуживать себя в быту, зарабатывать, выполняя несложную, но важную работу.

Содержание статьи

Задача коррекционных занятий

Обучение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольных учреждений, специализированных школ или индивидуально в домашних условиях должно преследовать такие цели:

  1. Сформировать базовые навыки устной речи, письма и чтения.
  2. Обучить основным арифметическим и геометрическим навыкам, развить пространственное мышление.
  3. Объяснить ребенку устройство мира и общества с акцентом на возможные опасности для жизни и здоровья, которые можно встретить на улице, в быту, на природе и т.д.
  4. Воспитать базовые основы этикета и поведения в общественных местах.
  5. Сформировать понимание своей личности, знание своих контактных данных, адреса и координаты родителей.
  6. Обучить ориентированию на местности, вначале в рамках своей квартиры и далее до важных элементов городской инфраструктуры.
  7. Объяснить ребенку ситуации, когда ему необходима помощь взрослых, особенно в моменты угрозы для его жизни, возникших проблем со здоровьем и т.д.

Занятия с маленьким пациентом должны проводиться в максимально доступной для него форме (беседы, песни, игры и т.д.). Если планируется посещение общеобразовательной школы, формат обучения должен сменится на тот, который максимально схож с общепринятым.

Таким образом, главными задачами таких коррекционных занятий является развитие навыков мышления, тренировка памяти, а также социальная адаптации к жизни и ситуациям, которые могут возникнуть в быту и обществе.

Дети с легкой умственной отсталостью довольно быстро адаптируются к социуму и часто обучаются в обыкновенных школах. Также они вполне могут получить профессионально-техническое образование и далее работать в определенных условиях промышленных производств, фабрик и т.д. Ребятам с тяжелыми формами умственного недоразвития требуется гораздо больше времени для овладения базовыми навыками речи и письма, а также для формирования успешной самостоятельной коммуникации с другими людьми.

Где они проводятся?

В зависимости от того, где воспитывается ребенок, а также от степени умственной недостаточности, занятия с ним могут проходить как в специализированных дошкольных учреждениях как обычного, так и интернатного типа, в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ или индивидуально на дому.

Коррекционные упражнения для детей с умственной отсталостью должны осуществляться специально подготовленными педагогами с учетом индивидуальных особенностей патологии, поведения и желания к обучению. Преимущество коллективных занятий и упражнений в сравнении с индивидуальным обучением состоит в том, что ребенок более быстро адаптируется к сверстникам, может проявлять свои эмоции и более активно и охотно играть.

В зависимости от возраста детей, коррекционные упражнения могут носить форму активных подвижных игр, индивидуальных заданий, творческих поделок и т.д. Специализированные учреждения часто имеют довольно широкую материальную базу различных наглядных пособий, специальных развивающих игрушек и др., которые облегчают восприятие информации и лучше тренируют мышление таких детей.

К сожалению, коллективные занятия часто недоступны детям с тяжелой степенью умственной отсталости.

Это связано как с особенностями поведения таких детей (им довольно сложно покидать привычную зону, где они живут и играют), неспособностью самостоятельно себя обслуживать, так и с явлениями психиатрических отклонений, которые часто сопутствуют такой патологии. Поэтому дети с тяжелой степенью интеллектуального дефицита, как правило, обучаются на дому.

Можно ли заниматься с ребенком дома?

Родители, которые воспитывают детей с недостаточными когнитивными функциями, довольно часто не хотят изолировать ребенка в интернатных учреждениях или боятся различных неприятностей при посещении коллективных занятий. Поэтому довольно актуальным является вопрос, как организовать коррекционные занятия в домашних условиях. Доступность различных методик, разнообразие развивающих игрушек, компьютерных программ и наглядных пособий, позволяет специалистам проводить обучение таких детей в домашних условиях.

Но родители должны полагаться не только на специалиста. Им следует также принимать активное участие в развитии психических способностей ребенка.

Упражнения и занятия могут быть построены в форме игры, благодаря которой легко и непринужденно будет осваиваться новый учебный материал, а также важные элементы коммуникации с другими членами общества. Работа руками с различными игрушками, создание поделок, аппликаций, рисунки и т.д. позволят развивать не только мелкую моторику, строить ассоциативные связи, но и проявлять собственные черты личности.

Важным обстоятельством, которое должно соблюдаться при занятиях с умственно отстающими детьми в домашних условиях, является соблюдение безопасности и создание комфорта. Часто такие ученики не всегда адекватно воспринимают новых людей, им требуется довольно длительное время, чтобы привыкнуть к педагогу или психологу. Поэтому присутствие родителей на начальных этапах обучающих упражнений обязательно. Также важно учитывать особенности развивающих игрушек, которые не должны иметь мелких деталей и острых краев. По неосторожности именно это может привести к травмам, развитию неотложных состояний (удушье) и даже смерти ребенка.

Залогом эффективности коррекционных упражнений с умственно отсталыми детьми является повседневная кропотливая работа не только педагогов, психологов и врачей, но и родителей. Именно большое количество времени, требуемого для воспитания, зачастую становится лимитирующим фактором для взрослых, что и толкает их на решение об обучении такого ребенка в специализированном интернате.

Прогноз коррекционных занятий

Для учеников с легкой степенью умственной отсталости при правильных и постоянных занятиях – прогноз благоприятный. Большое число таких ребят обучаются в обычных общеобразовательных школах, наравне со сверстниками. Некоторые их них добиваются неплохих результатов даже при обучении в ВУЗах.

К сожалению, тяжелая форма умственного отставания в развитии, особенно на фоне врожденных наследственных синдромов или аномалий развития головного мозга, очень сложно поддается эффективной коррекции. Эффект от нее будет заметен по прошествии продолжительного отрезка времени.

zdorovyedetei.ru

Коррекционные занятия с детьми с легкой умственной отсталостью

Похожие файлы

object(ArrayObject)#848 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Развитие мышления  обучащихся с умственной отсталостью на уроках швейного дела"
    ["seo_title"] => string(84) "razvitiiemyshlieniiaobuchashchikhsiasumstviennoiotstalostiunaurokakhshvieinoghodiela"
    ["file_id"] => string(6) "331713"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464704711"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Методика Активизации умственной деятельности  учащихся на уроках цветоводства и декоративного садоводства школы. "
    ["seo_title"] => string(128) "mietodika-aktivizatsii-umstviennoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-tsvietovodstva-i-diekorativnogho-sadovodstva-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "135915"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417005425"
  }
}
object(ArrayObject)#848 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Организация физкультурно-оздоровительной работы детей с ОВЗ."
    ["seo_title"] => string(65) "orghanizatsiia_fizkul_turno_ozdorovitiel_noi_raboty_dietiei_s_ovz"
    ["file_id"] => string(6) "395242"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487938637"
  }
}
object(ArrayObject)#870 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Методическая разработка на тему: "Использование нетрадиционных методик и техник при организации обучения в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(140) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-ispol-zovaniie-nietraditsionnykh-mietodik-i-tiekhnik-pri-orghanizatsii-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "239936"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444907575"
  }
}
object(ArrayObject)#848 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Электронные таблицы Excel" "
    ["seo_title"] => string(30) "eliektronnyie-tablitsy-excel-1"
    ["file_id"] => string(6) "188624"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426700229"
  }
}

kopilkaurokov.ru

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 5-7 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Балахтинская средняя общеобразовательная школа №2

Педагог-психолог Троицкая И.С.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей

с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) 5-7 классы

Тема: «Развитие произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями»

Цель:

— Развитие произвольного внимания (устойчивость)

— Развитие произвольного внимания (распределение)

— Развитие произвольного внимания (переключение). Формирование элементов самоконтроля.

— Развитие, формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться, поддержать беседу, диалог.

— Повышение мотивации к учебной деятельности.

План занятия:

1. Вводная часть

Создание положительной атмосферы.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.

2. Основная часть

Задания (предлагаемые упражнения, игры и задания могут быть дополнены)

3. Заключительная часть. Рефлексия

Ритуалы начала занятия.

  1. Круг радости

Приглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок с прекрасной песни, которая называется «Здравствуйте» (слова В. Кострова, музыка Л.Квинт).

Здравствуй, день, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг,

Здравствуй, мир, здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек! (Песню можно сопровождать соответствующими движениями).

2. Доброе животное

Участники встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: «Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»

Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.»

4. Дружба начинается с улыбки

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

5. Комплименты

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо мне так приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.

Во время ритуала педагог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

Игры и упражнения на развитие внимания.

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова. Ребенок должен найти и подчеркнуть эти слова.
Пример:

бсолнцеитранвстолрюджыметокноггщшщаимашинапрстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай …………………………………………………………

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания. Необходимо расставить в свободных клетках квадрата № 2 в возрастающем порядке числа, расположенные в случайном порядке в 12 клетках квадрата № 1.

В квадрате используются числа от 1 до 16, в процессе работы используемый ряд чисел увеличивается до 25, в случае хороших результатов – до 30-40.

«Пишущая машинка»

Каждому ученику психолог присваивает название одной из букв алфавита. Затем придумывает слово или фразу из 2-3 слов. По сигналу ученики начинают «печатать» это слово (фразу): первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. когда слово будет «напечатано», все вместе хлопают в ладоши.

Примерные слова: дом, папа, мама, чаша, каша, рама, рука, вода, бык, сон.

«Не пропусти профессию»
Психолог: Сейчас мы будем поднимать руки только тогда, когда среди названных мною слов вы услышите названия профессий:

лампа, водитель, ножницы;

механик, липа, токарь;

сталевар, яблоко, болтун;

строитель, гроза, обруч;

попугай, пекарь, шахтер;

учитель, сено, терпение;

продавец, тетрадь, птица;

ложка, цветовод, мышка.

Упражнение на развитие объема внимания

Материал: два рисунка в 8 квадратах определенным образом расставлены точки. Ученику нужно посмотреть на первый квадрат (остальные 7 квадратов закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рис. с пустыми квадратами). Последовательность обозначена цифрами. Время показа одной карточки — 1—2 секунды, на воспроизведение точек ученику отводится не более 15 секунд. Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

«Дети наоборот»

Психолог: «Мы уже засиделись — давайте подвигаемся! Представьте, что мы все — очень вредные детки и делаем все наоборот: скажут сесть — встанем, побежать — стоим, опустить руки — поднимаем. Делайте наоборот все, что делаю я» (Психолог встает — дети садятся, побежит — дети стоят, одевает пиджак — дети снимают, качает головой сверху вниз — дети мотают головой из стороны в стороны и т.п.).

Упражнения для окончания занятия (рефлексия):

1. Рефлексия, выводы после занятия. Дети высказывают мнения, понравились ли им упражнения. Психолог задает наводящие вопросы.

2. Солнечные лучики.

Протянуть руки вперед и соединить их в центре кругу. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

3. Эстафета дружбы.

Взяться за руки и передать как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Насте, от Насти к Максиму и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

infourok.ru

Коррекционные занятия для детей с легкой умственной отсталостью

Календарно-тематическое планирование

Содержание

коррекционно-педагогического

процесса

Время проведения

Содержание работы

1-2

Диагностическое обследование

2

3-4

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие мышления (абстрагирование).

2

«Расположи слова (от частного понятия через промежуточное к общему понятию)»

«Форма — цвет»

5-6

Развитие понятийного мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

2

«Назови слово»

«Разноцветный коробок»

«Закончи рисунок»

7-8

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие опосредованной памяти.

2

«Подбери общее понятие»

«Запомни фигуры»

9-10

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие зрительной памяти.

2

«Пословицы»

«Лишний кубик»

«Запомни и нарисуй»

11-12

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие вербального мышления (обобщение).

Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

2

«Совмести фигуры»

«Подбери общее понятие»

«Не путай цвета»

13-14

Развитие вербального мышления (отношения ря-доположности).

Развитие умения сравнивать.

Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).

2

«Найди рядоположное слово»

«Одинаковое, разное»

«Найди девятый»

15-16

Развитие вербального мышления.

Развитие пространственных представлений.

Развитие воображения.

2

«Подбери пословицу»

«Найди одинаковые кубики»

«Тропинка»

17-18

Развитие вербального мышления (отношения рядоположности).

Развитие произвольности движений.

2

«Найди рядоположное слово»

«Невидящие» и «неслышащие»

19-20

Развитие вербального мышления.

Развитие понятийного мышления (отношения целое — часть).

Развитие осязательного восприятия.

2

«Объясни значение»

«Целое — часть»

«Палочка-узнавалочка»

21-22

Развитие зрительной памяти.

Развитие вербально-смыслового анализа.

Развитие пространственных представлений.

2

«Запомни сочетания фигур»

«Подбери пословицу»

«Раскрась кубик»

23-24

Развитие понятийного мышления (в отношении «целое — часть»).

Развитие глазомера и зрительно-моторных координации.

2

«Целое — часть»

«Найди значения слов»

«Вырезай точно»

25-26

Развитие вербального мышления (причинно-следственные отношения).

Развитие наглядно-образного мышления (установление закономерностей).

2

«Найди причину и следствие»

«Найди фигуры»

27-28

Развитие вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений).

Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

2

«Назови причину»

«Найди значения слов»

«Найди смысл»

29-30

Развитие опосредованной памяти.

Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»).

2

«Письмо инопланетянина»

«Отрицание»

31-32

Развитие вербально-смыслового анализа.

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие пространственных представлений.

2

«Пословицы»

«Форма — цвет»

«Раскрась кубик»

33-34

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания.

2

«Совмести фигуры»

«Поезд»

«Пишущая машинка»

35-36

Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности).

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие произвольности движений (точность).

2

«Подбери слово, противоположное по смыслу»

«Найди одинаковые»

«Кто точнее?»

37-38

Развитие вербального мышления (выявление отношения противоположности).

Развитие мышления (абстрагирование).

2

«Подбери слово, противоположное по смыслу»

«Только одно свойство» (логическое домино)

39-40

Развитие произвольной памяти.

Развитие понятийного мышления.

Развитие пространственных представлений.

2

«Какого цвета?»

«Вордбол»

«Найди одинаковые кубики»

41-42

Развитие опосредованной памяти.

Развитие глазомера и зрительно-моторных координации.

2

«Письмо инопланетянина»

«Вырезай точно»

43-44

Развитие внутреннего плана действия.

Развитие мышления (установление закономерностей).

Развитие произвольности движений.

2

«Муха»

«Найди фигуры»

«Попади в свой кружок»

45-46

Развитие мышления (анализ через синтез).

Развитие мышления (абстрагирование).

Развитие пространственных представлений.

2

«Разгадай ребусы»

«Только одно свойство»

«Развертка куба»

47-48

Развитие произвольного внимания.

Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальных процессов).

2

«Отыщи числа»

«Найди смысл»

49-50

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания.

2

«Поезд»

«Невидящие» и «неслышащие»

51-52

Развитие понятийного мышления (понятие «отрицание»).

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).

2

«Отрицание»

«Ленточки»

«Знай свой темп»

53-54

Развитие понятийного мышления (обобщение).

Развитие мышления (абстрагирование).

2

«Подбери общее понятие»

«Только одно свойство»

55-56

Развитие понятийного мышления (обобщение).

Развитие мышления (абстрагирование).

2

«Подбери общее понятие»

«Форма — цвет»

57-58

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие непосредственной памяти.

Развитие смысловой вербальной памяти.

2

«Найди девятый»

«Точно такие»

«Объедини по смыслу и запомни»

59-60

Развитие вербального мышления (отношения последовательности).

Развитие произвольного внимания (устойчивость).

Развитие произвольных движений.

2

«Подбери следующее»

«Стенографы»

«Зеваки»

61-62

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие осязательного восприятия.

2

«Найди фигуры»

«Письмо инопланетянина»

«Палочка-узнавалочка»

63-64-65-66

Повторение

4

67-68

Диагностическое обследование

2

Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.

Мониторинг формирования социальных (жизненных) компетенций

Умение обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о помощи

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие ценностей и социальных ролей

Различать правил поведения в различных ситуациях с людьми разного статуса: учителем-учеником

В умении проявить инициативу

Освоение допустимых границ социальных контактов

Уровень: высокий, средний, низкий.

Список используемой литературы

  1. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. / Никишина В.Б.- М.:Гуманитар. Владос, 2004.

  2. Педагогическая диагностика и коррекция задержки психического развития учащихся начальных классов./ Карпова Г.И, Артемьева Т.П. – Екатеринбург, 2002.

  3. Обучение детей с ЗПР. Организация индивидуальных и групповых занятий в классах КРО. /Шамарина Е.В. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2003.

  4. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: игровые задания. /Ольшанская Е.В. – М.: Издательство «1 сентября», 2004.

  5. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. /Ильина М.Н., Парамонова Н.Я., Головнева Н.Я. – СПб.: дельта, 1998.

  6. Журналы «Обучение и воспитание детей с нарушениями развития», «Дефектология».

infourok.ru

Занятия для детей с умственной отсталостью в детском саду

Здравствуйте, с вами снова Сухих Татьяна! К сожалению, сегодня мы встречаем все большее количество деток, которым требуется специальный, особый подход в воспитании. Наш сад – не исключение, у нас есть такие особенные ребятки, им уделяется большое внимание, как со стороны воспитателей, так и со стороны психолога.

Наши специалисты разрабатывают адаптированные занятия для детей с умственной отсталостью, но все мы думаем, что лучше бы для воспитанников с задержкой в развитии была организована отдельная группа. Ведь воспитатель не в силах уделить дополнительное время, чтобы индивидуально заниматься с ребенком, который не может освоить определенную информацию или навыки вместе с остальными ребятами. Что поделать: есть утвержденная программа, по которой мы работаем, а она рассчитана на детей со средним уровнем развития интеллекта.

Но я считаю, и мои коллеги меня поддержат в этом мнении, что можно найти выход из этой ситуации, когда детки с разными показателями развития воспитываются в одной группе. Нужно для детей с умственной отсталостью подобрать специальную мини-программу и расписать занятия отдельно, индивидуально. Как вы считаете? Это ведь глобальная проблема в нашем обществе. Давайте обсудим!

 

Содержание статьи:

Методические рекомендации для родителей и воспитателей особенных деток: специальная литература

Горе, конечно, в семье, где малыш растет не совсем здоровым. Но умственная отсталость – не болезнь, это просто сбой в программе мозга, что приводит к низким интеллектуальным показателям. Обычно это либо врожденный дефект, либо приобретенный в раннем возрасте вследствие перенесенной болезни с последующими поражениями головного мозга.

Таких деток нужно развивать особенно «тщательно», если можно так сказать. Коррекционные программы для детского сада и для родителей сегодня можно найти без проблем.

Лично я рекомендую несколько замечательных, на мой взгляд, пособий из любимого интернет-магазина «УчМаг».

Начну с интриги! «УчМаг» предлагает акцию: пополнение счета в магазине + участие в офлайн-семинаре «Игровая коррекция задержки психического развития».

Семинар посвящен вопросам арт-терапии, то есть, как использовать искусство для всестороннего развития особенных деток.

Далее.

Пособие «Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии». Этот труд дает нам методику выявления отклонений у деток и материалы для разработки индивидуальных занятий с ребенком, отстающим в интеллектуальном развитии.

Не могу пропустить пособие-программу «Солнечный лучик» – это 15 тематических занятий для особенных детей, но они вполне могут использоваться в ежедневной работе в среднестатистической группе детского сада. Авторы предлагают корректировать дефекты в интеллектуальном развитии малышей в игре и это правильно, ведь мы знаем, что малыши наиболее успешно постигают жизнь, играючи, как говорится.

Интереснейшая книжечка: «Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования». Это пособие для педагогов, дефектологов, психологов и родителей. В двух словах, инклюзивное образование – это когда все дети, независимо от интеллектуального, физического развития воспитываются и обучаются вместе. В данном пособии мы находим авторские методики психологической коррекции развития дошкольников.

Как работать с особенными детками?

Вообще, ограниченность интеллекта может быть вызвана не только врожденными дефектами головного мозга либо болезнями, перенесенными в раннем возрасте, но и запущенностью со стороны родителей.

Есть примеры у всех нас, когда мы наблюдаем семью, где мать совершенно не занимается детками, но они в принципе, неглупые, глазки умные, но вот они запущены в плане развития. Это малыши с умеренной умственной отсталостью, которая отлично корректируется с помощью специальных программ.

Я считаю, что небольшое отставание воспитанников младшей группы вполне исправляется упражнениями на моторику. Ведь мозг и пальцы связаны напрямую. Тренируем пальчики, тренируется мозг. Отстающим ребяткам почаще предлагаем собирать пазлы, мозаику, нанизывать бусины на нитку и т.п.

Малышам с тяжелой формой требуется помощь специалиста-психолога. Работа с детьми 3 и 4 степени отсталости интеллекта возможна лишь в специализированных условиях. К слову, есть, как вы поняли, 4 степени уровня IQ, согласно современной классификации.

С детьми, у которых наблюдаются глубоко неразвитые умственные показатели, занимаются профессиональные воспитатели-дефектологи, в их распоряжении всевозможные методики, тренажеры, приспособления, дидактические материалы.

Если в группе есть отстающие детки, необходимо работать с ними постоянно, иначе результата не будет. Допустим, вы пишите конспект занятия для средней группы. Обязательно прописывайте отдельные задания для особенного ребенка.

Или ребята играют на коврике, а отстающие детки пускай разрабатывают пальчики: можно учить их вязать на спицах или крючком, рисовать узоры песком, лепить из пластилина, шнуровать обувь (тренажер специальный есть), делать бусы и многое другое. Часто такие детки проявляют большую усидчивость и трудолюбие, чем обычные ребята.

Как вы смотрите на эту проблему? Есть ли у вас в группе такие особенные детки? Возможно, откликнутся родители особенных деток, поделитесь своими мыслями! Как развивать этих детей, как адаптировать их к школе?

Пора прощаться, хотя тема далеко не исчерпана. Вопросов много, опыта мало, поэтому приглашайте друзей в нашу компанию, будем искать решение проблем вместе. А подписавшись на новости, вы сможете быть в курсе наших дискуссий.

С уважением, Татьяна Сухих

До скорого!

Кстати, рекомендую прочитать:

  1. Структура занятия!

  2. Как проводить творческие занятия с детьми?

Оцените запись

metodbv.ru

Конспект занятия для детей с умственной отсталостью. » Тайны дождя.»

для детей с умственной отсталостью.

Тема: Тайны дождя.

Тип занятия: интегрированное.

Вид занятия: познавательное.

Программное содержание:

Задачи:

Образовательная:

— объяснить причины возникновения дождя;

— учить рисовать дождь, передавая его характер (сильный дождь – сплошные линии; слабый дождь – пунктирные линии)

— учить прикладывать кисть всем ворсом к бумаге;

— закрепить знания о цветах.

Развивающая:

— формировать у детей познавательный интерес к природе;

— развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;

— побуждать детей экспериментировать;

— развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;

Воспитывающая;

— воспитывать положительное отношение детей к сотрудничеству с взрослым, с детьми, собственной деятельности, ее результату.

— воспитывать аккуратность при работе с кисточкой, краской;

— способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Словарная работа: капает, льется, губка, эксперимент.

Методы обучения: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.

Приемы: показ, чтение стихов, потешек; игровые изобразительные движения однородного характера с проговариванием: «сверху-вниз».

Предварительная работа: чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, беседа по стихотворению А. Барто «Зайка», наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.

Дидактическое обеспечение занятия:

— раздаточный материал: комплект для экспериментирования   по количеству детей: поднос, губка, два стакана с разным количеством воды, глубокая тарелка;

— комплект для рисования по количеству детей: кисточка. Маленькая посуда с краской, баночка для мытья кисточки, альбомный лист.

— демонстрационный материал:

— комплект картинок «Весна», аудиозапись «Шум дождя»

Организационный момент.

Звучит аудиозапись «Шум дождя».

Воспитатель:  Ребята, сегодня у нас в гостях весёлый медвежонок. А почему вы такие хмурые? Давайте мы улыбнемся медвежонку, улыбнемся друг другу и скажем все вместе: «Встало солнышко – ура! Заниматься нам пора!» (Дети повторяют за воспитателем).

Основная часть.

В.; Ребята, а что же это у нас шумит?

Дети:. Ветер на улице шумит. Дождь идет

В.: Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик. Дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)

В.: Ребята, а вы знаете,  откуда берется дождик?

Дети: С неба капает. Из тучки берется

В.: Правильно, из тучки. А вы знаете, как он появляется в тучке?

Дети: Я не знаю. И я не знаю, но хочу узнать.

В.: Ребята, наш  друг Медвежонок  любезно согласился помочь нам узнать тайны волшебного дождя. Он приглашает нас к столам. (Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и глубокие тарелочки)

В, скажите, пожалуйста, что у нас на подносе?

Д: Губки.

В.: Правильно. А как вы думаете, на что похожа губка?

Д: кирпичик, на тучку.

В.: Правильно, молодцы! Она похожа на тучку. А тучка состоит из капелек. Сожмите ее и посмотрите, течет из «тучки» водичка или нет? (Дети берут губку-тучку и сжимают  в руке).

В.: Почему не идет водичка?

Д: нет в нем водички, губка сухая.

В.: Правильно, губка-тучка сухая. В тучке очень — очень мало  капелек собралось и поэтому дождик не идет. Положите  свою тучку на тарелочку. Перед вами стоят по 2 стаканчика. А какого цвета стаканы?

Дети:(1 стакан белый, другой – красный).

В.: Молодцы, правильно. А сколько воды в первом стаканчике, ребята?

Дети: (немножко, мало).

В.: А во втором стаканчике?

Дети: (полный стакан, много).

В.: Правильно. В одном стаканчике мало воды, а в другом – много. Возьмите1стаканчик и вылейте воду  на вашу губку-тучку. Чтобы помочь тучке пропитать тучку, нажмите на нее пальчиками. Ребята, а что произойдет, если мы поднимем и отожмем тучку?

Дети: (ничего не произойдет; начнет капать вода).

В.: А давайте проверим. Поднимите свою тучку-губку и отожмите. (Дети проверяют свои предположения опытным путем).

В.: Получается дождик, скажите, пожалуйста, какой дождик у нас получился: сильный или слабый?

Маша: Слабый.

В.: Положите губку-тучку опять на тарелочку.  Возьмите 2стаканчик и вылейте из него всю воду на тучку. Нажмите на нее пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдет, если тучку отжать?

Дети: (польется много воды).

В.: А почему много воды польется?

Дети: потому  что губка пропитала много воды.

(Дети проверяют свои предположения).

В.: Правильно, ребята. Посмотрите, как много капелек воды собралось в губке!  Капельки становятся  слишком тяжелыми  для тучки и выпадают дождем. А теперь какой дождь получился?

Дети: (большой; сильный).

В.: Правильно, сильный. Такой дождь называется проливной. Вот так ребята, соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождем.  Спасибо нашему Медвежонку, он помог нам узнать, какие тайны хранит волшебный дождик.  И давайте мы с Медвежонком  поиграем.  Игра называется «Тучка и капельки»

Физкультминутка. Проводится подвижная игра «Тучка и капельки». Дети-капельки, воспитатель-туча.

В.: Дети – капельки летите.

И всю землю напоите – (дети бегают врассыпную под музыку).

Собрались капельки и потекли ручьем.

Бежит, журчит ручей ничей.

По камушкам — динь, динь.

По корягам — буль, буль.

По осоке — ш-ш

Вдруг солнышко выглянуло,

Капельки испарились.

И к маме-тучке возвратились (дети бегут к воспитателю).

В.: А теперь, ребята, присаживайтесь на стульчики и мы с вами нарисуем дождь.  Я предлагаю девочкам  нарисовать слабый дождь, а мальчикам – сильный дождь. Дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краски, альбомный лист бумаги. На лист бумаги приклеена  заранее  голубая тучка.

В.: Ребята, что вы видите на своем листочке?

Д: голубое небо, голубая тучка.

В.: Правильно, тучку. А теперь все возьмите  кисточку тремя пальцами так, чтобы она находилась в вертикальном положении. Деревянная палочка у кисточки смотрит в потолок. Аккуратно набираем краску синего цвета на кисть и прикладываем кисть всем ворсом к бумаге. Дождь падает сверху, поэтому начинаем рисовать сверху-вниз в медленном темпе. Девочки рисуют, пунктирные линии.  А мальчики рисуют сплошные линии, не отрывая кисть от листа.

Пока дети рисуют, воспитатель рассказывает фольклорные стихотворения. Звучит аудиозапись «Шум дождя».

В.:

1. Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, воду лей!

На цветочек, на листок.

Кап, кап, кап!

Тучка в небе синяя, — капай дождик сильный!

2. Русская народная попевка «Дождик».

Дождик, дождик, пуще.

Дам тебе гущу.

Дадим тебе ложку, хлебай понемножку.

Заключительная часть.

(Выставка рисунков).

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о