Родители «особых» детей: Новый закон об инвалидах пугает
Мамы детей-инвалидов опасаются, что в будущем их дети останутся без господдержки
Фото ТАСС
1 марта. ПРАВМИР. Согласно приказу Минтруда N664н от 2015 года инвалидность стали устанавливать на основе так называемого медицинского подхода, то есть по степени утраты той или иной функции организма, например, двигательной способности или зрения. Ни диагноз, ни степень потери трудоспособности уже не играют решающей роли. Под давлением общественности Минтруд принял новый «исправленный» приказ N1024. Но принципы определения инвалидности остались в нем без изменений. «Правмир» обратился за комментарием к тем, кому рано или поздно придется встретиться на комиссии с экспертами МСЭ.
Екатерина Майстер,
мама «особого ребенка»:
Честно говоря, новый закон меня пугает. Ведь, если теперь инвалидность устанавливаю согласно медицинскому подходу, то есть по утрате какой-либо функции организма, то люди с синдромом Дауна могут остаться вообще вне системы. То есть без господдержки.
Вот у моей Маши синдром Дауна. Несмотря на то, что она перенесла операцию на сердце, у нее вторая группа здоровья — практически без ограничений. Какие у нас еще физические проблемы? Ну, сколиоз. Понятно, что это не является показанием к назначению инвалидности. Показанием может являться только наш диагноз. Ему сопутствует неспособность сосредотачиваться, невозможность выполнить то или иное действие, рассеянность и другие подобные проблемы. Но здесь очень сложно установить критерии, поэтому, получается, что назначат нам инвалидность или нет, зависит только от воли или настроения эксперта МСЭ.
Виктория Стронина,
мама «особого ребенка»:
Понятно, что приказ N1024, как и его предшественник, принимался в спешке, в результате пострадали инвалиды. Я считаю, что вопрос о назначении инвалидности надо проработать более детально. Пока совершенно понятно, что нынешний закон принят с очевидной целью — сократить бюджетный расход на социальные нужды.
www.pravmir.ru
Защита прав детей-инвалидов в РФ
Несовершеннолетние являются одной из самых незащищенных категорий граждан. Каждый день особого ребенка посвящен борьбе с болезнью. Государство уделяет особое внимание лицам, состояние здоровья которых не позволяет им вести обычный образ жизни. Какими правами обладает несовершеннолетний инвалид и как обеспечить их защиту?
Содержание статьи:
Законодательная база
Каждый несовершеннолетний инвалид – в первую очередь человек и гражданин. Его отличительной чертой является состояние здоровья и сниженная способность к самообслуживанию. В связи с этим на каждого ребенка, обладающего таким статусом, распространяются общие права граждан (например, на имя), законодательство о детях в целом, а также нормативные акты, регулирующие вопросы получения статуса ребенка-инвалида, реабилитации, абилитации, выплат, льгот, защиты законных интересов:- Конвенция о правах человека.
- Конституция РФ.
- Гражданский кодекс.
- Семейный кодекс.
- закон об опеке.
- Конвенция о правах инвалидов.
- закон 1995 года о социальной защите граждан с ограниченными возможностями.
- закон от 2014 года о внесении изменений в нормативные акты по соцзащите инвалидов.
Последний правовой акт имеет особое значение для детей с ограниченными возможностями. В частности, он закрепляет понятие «абилитация». В отличие от ранее действующего, единственного понятия «реабилитация», новый термин подразумевает полное обучение нуждающегося необходимым для него социальным навыкам, знаниям и умениям. Тогда как реабилитация – это восстановление навыков, утраченных вследствие заболевания.
80% несовершеннолетних инвалидов нуждаются именно в абилитации.
Далеко не все права совершеннолетних граждан со стойким нарушением здоровья распространяются на детей.
Перечень прав
Ребенок с ограниченными возможностями относится к одной из самых незащищенных категорий граждан, поэтому нуждается в особой защите со стороны государственных органов. Для этого законодатель предусмотрел ряд прав и льгот именно для них. Социальные права детей-инвалидов предусмотрены:
- на образование;
- на воспитание;
- на лечение;
- на материальное обеспечение;
- на социальное обслуживание;
- на участие в культурных мероприятиях;
- на трудовую деятельность;
- на дополнительные льготы.
Преимущественный перечень прописан федеральным законодательством, однако большинство регионов устанавливают дополнительные меры соцподдержки для детей с ограниченными возможностями. Многоуровневая структура является одной из причин проблем в реализации прав.
Обучение, воспитание и лечение детей-инвалидов
Воспитание детей-инвалидов может осуществляться как в специализированных организациях, так и на дому. Ребенок имеет право на посещение детского сада, если у него нет медицинских противопоказаний. Профильные учреждения имеют особые группы для инвалидов с одинаковыми заболеваниями.В настоящее время многие детские сады комбинированного вида. Такие организации имеют в составе как общеобразовательные группы, так и для детей с ограниченными возможностями. Законные представители воспитанников таких групп обычно освобождаются от внесения родительской платы.
Воспитывать на дому детей-инвалидов рекомендуется при наличии заболеваний, препятствующих посещению группы или по желанию опекуна. В отдельных регионах осуществляется поддержка семей, реализующих дошкольное образование детей на дому, однако эти льготы не имею отношения конкретно к детям-инвалидам.
Обучение
Образовательная система Российской Федерации предусматривает специализированные программы для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок может обучаться как в общеобразовательных организациях, так и в профильных. Существует несколько видов учреждений для инвалидов, имеющих следующие стойкие нарушения здоровья:
- слабовидящие;
- слепые;
- слабослышащие;
- глухие;
- глухонемые;
- задержка психического развития;
- легкая умственная отсталость;
- нарушения опорно-двигательной системы (дцп).
Коррекционные образовательные организации могут быть профильные для одного вида заболеваний (слепые), комбинированные по диагнозам (слабослышащие, глухие и глухонемые) и по сочетанию расстройств (болезни опорно-двигательной системы и легкая умственная отсталость).
При этом поощряется обучение инвалидов с сохранным интеллектом в общеобразовательных организациях, если это позволяет состояние здоровья ребенка, например аутизм. Считается, что дети с ограниченными возможностями, получающие образование в общих школах, лучше адаптируются в дальнейшей жизни.
Документальное подтверждение
Одним из документов, необходимых для получения справки медико-социальной экспертизы (МСЭ), является заключение психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК). Эта бумага содержит информацию о рекомендованном образовательном маршруте. Для ребенка-инвалида такой документ обязателен. В соответствии с ним определяется программа обучения. Оформление в специализированную школу также возможно только при наличии заключения.
Документ выдается на руки законному представителю после прохождения комиссии. Он содержит рекомендации для домашней коррекции ребенка и в условиях образовательной организации. На родителя или опекуна возлагается обязанность по передаче бланка в школу (лицей, детский сад).
Важно! Ответственность за неисполнение рекомендаций ПМПК законными предстателями не предусмотрена.
Специализированные школы
В отличие от общеобразовательных школ, в которые набор осуществляется по территориальному признаку, выбор специализированного учреждения возложен на законных представителей. Родитель может обратиться в любую коррекционную школу, и при наличии мест в нужном классе, ребенок будет зачислен на обучение.
Коррекционных школ в стране значительно меньше, чем общеобразовательных.
Так как предугадать наличие инвалидов, нуждающихся в определенном обучении, практически невозможно, зачастую подходящее учреждение территориально отдалено от места жительства. Большинство таких школ являются интернатами.Школа интернатного типа – это учреждение, реализующее не только специальные образовательные программы, но и воспитательные. Законный представитель может забирать ребенка домой ежедневно, на выходные дни, а при большой территориальной отдаленности места жительства – в каникулярные дни. При этом права родителей или опекунов не прекращаются.
Надомное образование
В соответствии с законом об образовании, при наличии заключения ПМПК, родители могут перевести ребенка на надомное обучение. Этот вид получения образования подразумевает посещение инвалида учителем по месту жительства. Например, 3 раза в неделю по 3 урока. Длительность домашнего урока составляет 30 минут.
Для перевода на надомное обучение специалистами ПМПК должна быть установлена невозможность ребенка получать образование в группах или специализированных организациях. Основными причинами перевода на дом является наличие заболевания, при котором обучение в коррекционной школе невозможно, например, шизофренические расстройства, или психологические сложности при расставании с родителями, например, если школа территориально удалена.
Отдельно стоит упомянуть вариант, когда инвалид получает образование дистанционно, при наличии специального оборудования с помощью системы Интернент. Компьютер и другие технические средства для обучения предоставляется ребенку безвозмездно. Уроки проводятся педагогами в соответствии с расписанием.
Обучение законным представителем
Закон об образовании 2010 года дал родителям или опекунам возможность самостоятельного обучения детей. Предоставление знаний реализуется в любой форме, выбранной законным представителем. При этом неважно, осуществляет родитель трудовую деятельность, или нет.
Дети, получающие образование в такой форме, подлежат ежегодной проверке знаний. По окончании обучения сдают экзамены, предусмотренные для их образовательного маршрута. Например, на итоговое тестирование детей с легкой умственной отсталостью выводится только технология.
Реализация права детей-инвалидов в РФ на домашнее образование особо актуально для маленьких населенных пунктов, в которых только одна школа. Как правило, такие учреждения испытывают дефицит педагогов для осуществления обучения на дому. Некоторые регионы оказывают материальную поддержку семьям, дающим детям-инвалидам образование самостоятельно.
Медицинская помощь
Каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право на бесплатную помощь врача в соответствии с законодательством. Лечение детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации.
Важно! Органы, указанные в ИПР, не знают о содержании конкретной программы, поэтому законный представитель, после получения документа, должен самостоятельно обратиться в каждый из перечисленных управлений.
Это документ, конкретизирующий специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Все услуги, предусмотренные программой, включая медикаменты, должны предоставляться бесплатно.
Ответственность за реализацию документа возложена на законного представителя. Если лицо нуждается в предоставлении средств реабилитации (инвалидное кресло), санаторно-курортном лечении или других услугах, необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган, например в фонд социального страхования.
Жилищные льготы
Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, имеют право на улучшение жилищных условий. Для этого законные представители должны подготовить пакет документов и подать заявление в органы местного самоуправления. Форма оказания помощи отличается в зависимости от даты постановки на учет:
- до 31.12.2004;
- после 01.01.2005.
В первом случае семья имеет право на получение денежной субсидии на приобретение жилплощади. Нормы обеспечения определяются законодательством субъектов. Финансирование программы планируется при утверждении регионального бюджета.
Во второй ситуации обеспечение производится в соответствии с новым жилищным законодательством. Квартира предоставляется не в собственность, а по договору социального найма. Нормы устанавливает субъект РФ.
Транспортные льготы
Закон предусматривает обязанность перевозчика обеспечить доступность для инвалидов объектов железнодорожного, водного, электрического и городского транспорта. Дополнительно устанавливаются права детей-инвалидов и их родителей на бесплатный проезд в городском транспорте. Кроме того, закреплена возможность 50% скидки на билет междугороднего сообщения в две стороны для ребенка и сопровождающего.
В особых случаях требуется проведение лечения в больнице, расположенной в другом городе или регионе. При этом стоимость билета компенсируется в полном объеме либо оформляются специальные документы на бесплатный проезд.
Денежные выплаты
Материальное обеспечение детей возложено на их родителей. Законные представители обязаны обеспечивать их всем необходимым для полноценной жизни. Даже при разводе родитель, с которым остается ребенок, может претендовать на взыскание повышенных алиментов (более 25% от всех доходов плательщика).
Однако семье сложно обеспечить все потребности инвалидов. В связи с этим дети с ограниченными возможностями получают дополнительное финансирование со стороны государства. Для всех несовершеннолетних граждан, имеющих статус «ребенок-инвалид», предусматривается ряд выплат. Среди них:
- пенсия;
- ежемесячная выплата;
- дополнительная сумма для гражданина, осуществляющего уход.
Пенсия назначается со дня установления инвалидности. Для этого необходимо подать соответствующие документы в Пенсионный фонд по месту регистрации ребенка. Денежные средства перечисляются на счет законного представителя для дальнейшего расходования на нужды инвалида. Размер пенсии устанавливается федеральным законодательством и подлежит ежегодному индексированию.
Ежемесячная выплата назначается каждому несовершеннолетнему инвалиду и перечисляется Пенсионным фондом вместе с пенсией. Кроме того, законные представители ребенка могут отказаться от получения набора социальных услуг для последующей его замены на денежную компенсацию.
Дополнительная сумма для законного представителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, назначается по заявлению этого лица. Одним из условий предоставления выплаты является отсутствие официального трудоустройства у данного гражданина.
Досрочный выход на пенсию родителей
Одной из льгот является право родителей детей-инвалидов на досрочную пенсию. Период, в течение которого мать осуществляет уход за ребенком с ограниченными возможностями, подлежит включению в страховой стаж. При этом срок ухода законом не определен.
Досрочный уход на пенсию для матери возможен по достижению ей 50 лет. Однако для этого она должна работать не менее 15 лет.
Особым условием является обязанность воспитания ребенка-инвалида до 8 лет. После чего право на досрочную пенсию сохраняется даже в случае его смерти.
Защита прав детей инвалидов
famadviser.ru
Социальная защита детей инвалидов в РФ: льготы и изменения
Уровень инвалидности в государстве показывает его социальное и экономическое развитие. С каждым годом в нашей стране рождается все большее количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Многим из них заключением медико – социальной экспертизы устанавливается инвалидность.
Для таких детей государством разрабатываются особые меры государственной поддержки. В общем понимании все мероприятия в этой области и есть социальная защита детей инвалидов.
Дети с инвалидностью в обществе
Когда родители слышат заключение от врачей, о том, что их ребенок инвалид, земля уходит из-под ног. Мама и папа задумываются в этом момент о многом: способны ли они вырастить такого ребенка и обеспечить его всем необходимым, как правильно себя вести со своим особенным ребенком.
Детство – период становления личности, время когда маленький человек познает мир, знакомится с окружающими его, ищет ответы на самые главные вопросы «Кто я такой?», «В чем заключается смысл жизни?», «Кем я могу стать?».
На этом этапе важно приложить все усилия к тому, чтобы ребенок — инвалид смог хоть немного почувствовать свою причастность к социуму, обрести навыки и знания для возможности жить дальше, раскрыть свой потенциал, научиться преодолевать свои страхи и сомнения.
Поддержка детей — инвалидов и их семей должна осуществляться обществом в целом. Особую роль в этом процессе играет социальная защита государства.
Каким детям устанавливается инвалидность
Понятие «ребенок – инвалид» впервые стало использоваться в СССР в 1970- годах. В эту категорию попадали дети до 16 лет, имеющие достаточно тяжелые формы врожденных заболеваний. Именно им выплачивались пособия по инвалидности.
Перечень заболеваний, при которых возможно признание ребенка инвалидом расширился с 1991. Тогда численность детей – инвалидов значительно увеличилась.
Инвалидность признается у граждан, не достигших 16–летнего возраста, имеющих нарушения опорно–двигательного аппарата, нервной системы, психические расстройства, болезни внутренних органов, органов слуха и зрения, врожденные аномалии.
Законодательная база
В России политика в области социальной защиты детей — инвалидов осуществляется на основании актов международного, федерального и регионального значения.
Во главе актов стоят законы, принятые Ассамблеей ООН: Конвенция о правах ребенка, Конвенция об инвалидах, Декларация о правах умственно – отсталых лиц.
Федеральное законодательство РФ для регламентации вопроса о социальной защите разработало Закон о социальной защите инвалидов, Закон о социальном обеспечении населения.
В общей понимании законодательство делает упор на создание всех условий для поддержки инвалидов: финансовое обеспечение, реабилитация и абилитация, создание условий для образования, выявление потребностей и проблем у детей – инвалидов и семьях, в которых они растут.
Проблемы, возникающие во всех сферах деятельности, рассматриваются на основе прочих нормативных актах, действующих во всех структурах исполнительной власти.
Основные направления социальной защиты
Приоритетными задачами государства сегодня в вопросе социальной поддержки детей – инвалидов являются организация условий для удовлетворения особенных потребностей таких детей, создания приспособленной окружающей среды, получения образования, профориентационной работы, льготы.
По этому вопросу подписано более 30 нормативных актов на федеральном уровне, региональные власти все больше внимания уделяют этому вопросу. Практически во всех городах созданы общественные организации, реализуются социальные проекты для детей — инвалидов.
Признанные инвалидами дети согласно ФЗ No 181 обеспечиваются специальными техническими средствами реабилитации, протезными средствами.
Статья 17 предполагает улучшение условий проживания для семей, в которых есть дети — инвалиды и предоставления таким семьям компенсационных выплат за коммунальные услуги.
ФЗ No 178 дает право на получение НСУ (набора социальных услуг), включая необходимые лекарственные препараты, специальные продукты питания.
Образование
В рамках реализации Программы «Десятилетие детства», утвержденной Президентом РФ в 2018 году, делается упор на развитие инклюзивного образования детей, имеющих инвалидность, создание центров по развитию талантов таких детей.
Закон об образовании в РФ предусматривает оказание помощи при оплате расходов на образование. В системе общего образования создаются классы или группы для детей с сохранным интеллектом. Для лиц, имеющих отклонения в развитии действуют адаптированные, коррекционные программы с учетом их особенностей.
Безбарьерная среда
Продолжается вестись работа по созданию безбарьерной среды, возможности доступа инвалидов к социальным и культурным объектам. Градостроительное законодательство ввело особые требования к оборудованию таких объектов пандусами и специальным механизмом.
Таким образов, очевидно, что социальная защита детей — инвалидов в России ведется активнее. Сегодня в отличие от советского времени, о необходимости решать этот вопрос говорят открыто.
И если в крупных городах дела работа действительно ведется, то в селах и маленьких провинциях, все еще чувствуется дух СССР, где детям с инвалидностью достаются лишь жалостливые взгляды.
Следует отрегулировать механизм исполнения законов на местах, научится не только сразу же предлагать специализированные учреждения для таких детей, но и работать с семьями, проводить профилактические мероприятия и оказывать все виды имеющейся помощи.
www.rline.tv
Закон О Социальной Защите Инвалидов в РФ N 181-ФЗ
24 ноября 1995 года N 181-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
20 июля 1995 года
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 1. Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
Статья 3.1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности
Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
Статья 5. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов
Статья 5.1. Федеральный реестр инвалидов
Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида
Статья 11.1. Технические средства реабилитации инвалидов
Статья 12. Утратила силу
Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Статья 14.1. Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг
Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем
Статья 18. Утратила силу
Статья 19. Образование инвалидов
Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Статья 23. Условия труда инвалидов
Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
Статья 25-26. Утратили силу
Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам
Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
Статья 29-30. Утратили силу
Статья 31. Порядок сохранения мер социальной защиты, установленных инвалидам
Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений
Статья 34. Утратила силу
Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов
Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ (действующая редакция 2019)
fzrf.su