разновидности, способы борьбы и профилактика
Вредные привычки у ребенка – это проблема, с которой приходится сталкиваться практически всем родителям. Детям очень трудно контролировать свои действия. Поэтому взрослые должны им помогать правильно координировать намерения и поступки. Какие бывают вредные привычки у детей и как от них избавиться, расскажет публикация.
Виды детских вредных привычек
Для начала стоит разобраться, какие вредные привычки у ребенка могут возникнуть. Условно их подразделяют на две категории. Это патологические и непатологические привычки.
К первой группе относятся те ритуалы, которые вырабатываются из-за нехватки родительской ласки, внимания или же очень строгого воспитания и жестокого наказания. К патологическим привычкам относятся следующие действия:
- Сосание пальцев, собственной одежды, постельного белья и прочего.
- Обкусывание ногтей, кутикулы, щек или губ.
- Ковыряние в пупке.
- Качание головой.
- Накручивание или даже выдергивание волос.
- Манипуляции с интимными частями тела (детский онанизм) и прочее.
Непатологические вредные привычки возникают из-за ненадлежащего воспитания. То есть, родители не прививают культурно-гигиенические навыки или же собственным примером демонстрируют нежелательное поведение. К непатологическим вредным привычкам у ребенка можно отнести следующие:
- Чавканье.
- Ковыряние в носу.
- Шарканье ногами.
- Сутулость.
- Чрезмерная жестикуляция.
- Очень громкая речь.
- Перебивание других во время разговора.
- Нецензурная речь.
- Чтение при посещении туалета или во время приема пищи и многое другое.
Причины возникновения дурных привычек
Нужно понимать, что вредные и полезные привычки у детей формируются окружающими людьми, в первую очередь родителями. Как они поступают, так и малыши будут себя вести. Дурные привычки чаще всего развиваются у детей в тех семьях, в которых наблюдается неблагополучная обстановка. Взрослые не занимаются ребенком или уделяют ему мало времени, поэтому он может приобрести неприятные склонности.
Также невротическое поведение может возникнуть у малыша из благополучной семьи. В таком случае причиной дурных привычек чаще всего становятся недоверительные отношения с родителями. Ребенок не делится своими проблемами и не обсуждает волнующие его темы. Такая холодная эмоциональная атмосфера вынуждает утешаться вредными привычками. Кроме того, их развитию способствуют постоянные конфликты в семье, которые ребенок вынужден наблюдать. Малыши острее взрослых реагируют на негативные эмоции. Поэтому у них из-за регулярных скандалов легко возникает невроз, который может проявляться в виде дурной привычки.
Профилактика вредных привычек у детей
Проще всего изначально предотвратить беду, чем в дальнейшем искать пути ее решения. С появлением ребенка в семье специалисты рекомендуют придерживаться следующей линии поведения:
- Любовь к малышу. Некоторые родители стараются воспитывать свое потомство в строгости. В целом это правильное решение, но важно не перегнуть палку. Ведь дурные привычки чаще возникают у тех детей, которые закомплексованы или запуганы агрессивным поведением взрослых.
- Грудное кормление. У детей, которые долгое время получают материнское молоко, как правило, не возникает патологических вредных привычек. Это доказывают специалисты и многочисленные исследования. Такие дети будут интуитивно искать материнскую грудь и не воспринимать соски, от которых бывает очень сложно отучить.
- Отказ от соски. Это нужно делать очень корректно, при помощи ласки. Даже у трехлетнего малыша нельзя насильно отбирать соску. В противном случае ребенок самостоятельно найдет ей замену. Он может начать грызть ногти, сосать палец или теребить волосы вплоть до подросткового возраста.
- Обучение нормам этикета. Этот пункт в профилактике вредных привычек у детей также является немаловажным. Даже до самых маленьких необходимо доносить, как можно и как нельзя вести себя в обществе. Некоторые родители это делают в игровой форме. Например, можно предложить малышу поиграть с воображаемым другом, который знает, как правильно себя вести. Однако здесь важно не переусердствовать, чтобы ребенок не взял в привычку постоянно лгать.
- Избегание стрессовых ситуаций. Психологи, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что после сильного душевного потрясения у многих детей появляются патологические привычки. Это может быть чрезмерно активная жестикуляция, раскачивание головой, накручивание волос на палец. Чтобы такого не допустить, родителям и другим взрослым необходимо следить за своим поведением и не выяснять отношения в присутствии детей.
- Личный пример. Глупо ругать ребенка за то, что делают сами же родители. Если они курят или употребляют алкоголь, то и у их детей со временем появится такая привычка. Только личный пример покажет, как правильно себя вести, и будет более эффективным, чем лицемерные нотации. Поэтому родители в первую очередь должны следить за собой: не чавкать за столом, не сутулиться, не шаркать ногами, культурно выражаться и так далее.
Способы борьбы с детскими дурными привычками
Психологи отмечают, что у детей еще можно исправить любое негативное поведение. Существует несколько общих способов, как отучить ребенка от вредных привычек. Ими можно воспользоваться в том случае, когда неизвестна причина негативного поведения.
- Справедливое наказание. Ни в коем случае нельзя игнорировать пагубные пристрастия своего ребенка. Но наказание не должно быть жестоким, иначе это только усугубит проблемную ситуацию.
- Полная нагрузка. Как говорят в народе, дурная голова не дает покоя ногам. Это мудрое высказывание можно применить к некоторым детским вредным привычкам. Чтобы на них не оставалось времени, нужно по максимуму занять свободное время.
- Расслабляющий массаж. Этот способ поможет устранить такие проблемы, как сосание пальца, разговоры во сне, сомнамбулизм и прочее. Специалисты сначала рекомендуют принять ребенку расслабляющую теплую ванну с лавандой или ромашкой. После нее нужно размять плечи и мышцы спины. Это лучше делать взрослому. Движения должны быть несильными, чтобы не травмировать детский организм.
- Позитивная ассоциация. Бороться с вредными привычками у ребенка помогает не только личный пример родителей. У многих детей есть хотя бы один любимый анимационный персонаж, артист, герой из компьютерных игр. Тогда следует донести до ребенка, что его кумир не одобряет вредные привычки, имеющиеся у его фанатов.
- Забавный пример. Психологи рекомендуют знакомить своих детей с поучительными историями из «Вредных советов» Григория Остера. Веселые и саркастичные стихотворения лучше читать вместе с ребенком и параллельно объяснять ему культурные и моральные нормы поведения, принятые в обществе.
- Поощрение. Детей необходимо вознаграждать каждый раз, когда они хоть немного преодолевают свои слабости. Например, после такой маленькой победы можно предложить пойти в кафе или на любимый кинофильм. Но ни в коем случае нельзя давать деньги, поскольку за ребенком может закрепиться потребительское поведение.
- Единство в воспитании. Чтобы избежать возникновения у ребенка двойных стандартов, родители должны требовать от чада одного и того же. Чаще всего возникают асоциальные вредные привычки у детей и подростков, которые умело манипулируют взрослыми. Поэтому проказника должны отчитывать и мама, и папа, чтобы он осознал неправильность своего поступка.
- Консультация у психолога. Она может стать как дополнением, так и основным способом решения проблемы. Если случай серьезный, то лучше сразу же обратиться к специалисту. Хороший психолог сможет грамотно выстроить работу и помочь избавиться от дурной привычки, не травмируя психику ребенка.
Также специалисты выделяют частные рекомендации, которые нужно применять в той или иной конкретной ситуации. Далее будет рассмотрено несколько наиболее часто встречающихся случаев.
Сосание пальцев
Как правило, чаще всего встречаются подобные вредные привычки у детей дошкольного возраста. В определенной мере это физиологическая потребность, которая со временем ослабевает. Если же малыш старше пяти лет все еще сосет пальчик, то родителям стоит обратить на это внимание. Это может быть признаком низкой самооценки, излишней тревожности или эмоциональных расстройств. Доктора отмечают, что продолжительное сосание негативно сказывается на процессе роста и формировании зубов. Поэтому с данной проблемой необходимо бороться.
Психологи рекомендуют родителям попробовать следующий эффективный способ. Каждый раз когда малыш засыпает, маме нужно расположиться рядом, взять его за руки и спокойно, ласково разговаривать с ним. Такие ритуалы помогут малышу успокоиться и стать уравновешенным. Если же ребенок все равно пытается тащить кулачок в рот, то тогда нужно заранее успокаивать нервную систему. За час-два до сна можно исключить активные игры, искупать малыша, сделать ему расслабляющий массаж или почитать сказки. Ни в коем случае нельзя бить по пальцам и хватать ребенка за руку – это только усугубит привычку.
Обгрызание ногтей
Обычно эта вредная привычка у ребенка зарождается в тот период, когда у него начинают прорезываться зубки, и он часто держит пальчики во рту. Другой причиной могут послужить постоянные детские переживания. Обгрызание ногтей или кутикулы отвлекает от проблем и успокаивает.
Психологи рекомендуют обратить внимание на эмоциональную атмосферу в семье, возможно, причина в этом. Избавлять малыша от проблемы нужно спокойно, демонстрируя уважение и любовь. Нужно рассказать о влиянии вредных привычек на здоровье ребенка. Акцент следует делать на том, что многие заболевания передаются именно через грязные руки. Поэтому их нужно почаще мыть и не тянуть в рот.
Можно предложить малышу грызть вместо ногтей тыквенные семечки или сухофрукты. Некоторые дети просто не знают, как ухаживать за ногтями. В таком случае стоит объяснить, как проходит процедура. Девочкам постарше можно сделать красивый маникюр. Большинству из них становится жалко портить такие ногти, и они перестают их грызть. Если же дело происходит во время продолжительной поездки, то лучше обклеить кончики пальцев цветными лейкопластырями. Также можно занять ручки ребенка, предложив полепить из пластилина фигурки, поиграть в конструктор и так далее.
Ковырянье в носу
Встречается эта вредная привычка у детей школьного, дошкольного возраста и даже у некоторых взрослых. Не очень приятно наблюдать, как другой человек орудует у себя в носу, поэтому от такого поведения нужно избавляться. В первую очередь родителям и другим взрослым следует присмотреться к себе. Возможно, они сами занимаются на людях вычищением носа, а ребенок просто повторяет. Нельзя кричать на ребенка или бить его по рукам, особенно если привычка появилась из-за каких-то страхов, тревожности или неуверенности в себе. Лучше занимать ручки малыша каждый раз, как только он тянется к носу. Можно дать любимую игрушку, орешки, сухофрукты или тыквенные семечки. Также важно научить ребенка сморкаться, тогда и повод лезть в нос отпадет.
Накручивание волос
Волосы можно назвать встроенным снимателем стресса, потому что они шелковистые и приятные на ощупь. Поэтому некоторые детишки накручивают свои или мамины локоны, чтобы успокоиться и сосредоточиться.
Как избавить ребенка от вредной привычки? Можно дать ему резинку для волос, чтобы он накручивал ее на пальцы, или веревочку, чтобы завязывал узлы. Также сгодятся бусы на веревочке, которые можно перебирать пальчиками. Если же девочка постоянно трогает свои длинные волосы, ей можно предложить коротко подстричься или носить прически, при которых локоны полностью убраны.
Иногда эта привычка перерастает в трихотилломанию – патологическое желание выдергивать свои волосы. При первых же признаках этого психологического заболевания нужно срочно обращаться к педиатру, чтобы он назначил лечение.
Детский онанизм
Эта вредная привычка в жизни ребенка начинает формироваться, когда его освобождают от пеленок. В этот период малыши активно трогают руками все части тела, в том числе половые органы. Раньше они были недоступны, поэтому представляют интерес. Психологи в этом случае предлагают следовать нескольким эффективным рекомендациям:
- Побольше общаться со своим ребенком.
- Не оставлять его одного в кроватке. Если малыш отказывается спать, то нужно попытаться уговорить. Если и это не помогает, то лучше уложить его спать немного позднее.
- Не надевать на кроху тесную одежду и соблюдать гигиену. Это избавит от зуда половых органов, и малышу незачем будет их трогать.
- Если малыш был замечен за мастурбацией, то его нельзя укачивать на коленке у взрослого.
- Не разрешать ребенку долго сидеть на горшке. Поэтому лучше предупреждать возникновение запоров.
Принятие пищи с открытым ртом
В первую очередь необходимо донести до ребенка, что вид жующего и открытого рта неприятен и даже пугает некоторых людей. Из-за этого у них может пропасть аппетит, поэтому они больше не захотят сидеть рядом с таким некультурным человеком. После беседы можно придумать вместе с ребенком какую-нибудь смешную фразу, при произнесении которой нужно переставать жевать с открытым ртом. Например: «Осторожно, открытый иллюминатор!» Наши предки избавляли от подобных вредных привычек детей школьного возраста следующим образом. Перед ними во время приема пищи просто ставили зеркало. Со временем ребенок понимал, что ведет себя некрасиво, поэтому начинал жевать с закрытым ртом.
Перебивание разговора взрослых
Пожалуй, все родители сталкиваются с этой детской привычкой. Малыши очень любопытны и эмоциональны, поэтому они стремятся немедленно задать вопрос или поделиться каким-то для них открытием. Большинство родителей обычно отмахиваются привычной фразой типа «Отстань!» или «Перестань меня дергать!». Но они тут же выполняют требование ребенка. В этом и есть ошибка, потому что малыш видит, что его метод дает результат.
Для детей лучше установить свои правила. Если ребенку что-то нужно от родителей пока они разговаривают, пусть он прикоснется рукой. На это нужно ответить подобным жестом. Так ребенок поймет, что его услышали, и сможет немножко потерпеть.
Родителям следует понимать, что еще в раннем возрасте формируются все вредные и полезные привычки. Для детей по этой причине важно устраивать небольшие уроки по культурному поведению в обществе. Так они поймут, как можно и как нельзя вести себя на людях. И конечно же, немаловажен личный пример родителей, ведь малыши постоянно копируют поведение взрослых. Кроме того, стоит обращать внимание на эмоциональную атмосферу в доме. Ведь зачастую вредные привычки патологического характера вырабатываются из-за неблагоприятной семейной обстановки.
fb.ru
Вредные привычки у ребенка — Психологос
Сосем палец…
Кусаем ногти…
Ковыряем в носу…
Дерем свои волосы…
Сосание большого пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец… Ёрзанье на стуле, ковыряние в носу, привычка сутулиться или чрезмерная жестикуляция… Большинство из подобных привычек не представляют никакой опасности, но плохо то, что со временем окружающие будут смеяться над ребенком. А если это станет взрослой привычкой, может оказаться серьезной помехой в жизни.
Директор крупной компании на совещании в носу ковыряться не должен. Президент Грузии едва ли должен даже в трудной ситуации жевать свой галстук…
Если у вашего ребенка одна-две вредные привычки, и выражены они не сильно — это значит, что у вас нормальный ребенок, а вы отличные родители. Конечно, вы потихоньку будете своего ребенка от этих привычек отучать, приучать к более адекватному поведению, и можете быть уверены: через месяц, через год или несколько лет все эти привычки у вашего ребенка исчезнут. Все — в порядке!
Другое дело, когда у вашего ребенка вредных привычек много, если уходит одна — на смену ей приходит другая, и с возрастом ситуация как-то не улучшается — это ситуация более трудная. Диагноз: вы ребенка запустили, и хорошими родителями вас назвать трудно. Вредные привычки вашего ребенка — сигнал о том, что у вас в семье и в жизни ребенка не все хорошо, и подсказка вам о том, что собой и ребенком нужно заниматься.
Можно, конечно, и не заниматься, только тревожиться и ругаться на ребенка — но это значит, что со временем к вредным привычкам у вашего ребенка появится и проблемное поведение. А иногда — и отклоняющееся, и асоциальное. Сейчас сосет палец, а через 10-15 лет будет сосать пиво. Сейчас все тащит в рот, а через какое-то время будет тащить вещи из дома… Если не будете ребенком и собой заниматься, участковый вам будет рассказывать, что у подростков наркотиков быть не должно. Да? Такие перспективы вам не нравятся? Значит, все-таки пришла пора ребенком заняться.
И третий раз подчеркнем: заняться ребенком — значит, заняться собой.
— Он просто у меня ненормальный какой-то, — уже несколько минут жалуется мать, гневно посматривая на ревущего малыша. — Три года исполнилось на той неделе, а он, как маленький, сосет палец. Сколько я ему говорила, сколько я ему объясняла… Все понимает, а делает мне назло. Недаром я не хотела иметь детей. Одни лишь хлопоты и недоразумения.
Такая мама может жаловаться еще хоть несколько часов, но двух последних фраз ее достаточно, чтоб выявить причину навязчивой привычки у ребенка. Он нежеланный и нелюбимый — и это главный пусковой механизм. Любой малыш интуитивно чувствует даже завуалированную нелюбовь. А если явное неприятие? Ребенку — плохо, а сосание пальца его естественным образом успокаивает.
Дурные привычки чаще появляются там, где ребенку — плохо. Отсутствие ласки и теплоты при общении с ним, ссоры родителей, их конфликты, разводы, предоставление малыша самому себе. Впрочем, бывают и другие причины, более медицинского характера. Например, сосание пальца чаще демонстрируют ослабленные болезнями дети, дети с частыми простудными заболеваниями, глистными инвазиями, кишечными инфекциями и невропатией. При алкоголизме родителей предпосылкой этой привычки может быть минимальная мозговая недостаточность.
Дети могут сосать не только палец, но и угол одеяла, а также другие попадающие под руку вещи, правда, обычно одни и те же. Одновременно с сосанием пальца многие малыши делают и еще какие-нибудь навязчивые движения (гладят уши, ковыряют в носу, «шмыгают носом», облизывают губы и т. д.). Очень часто эти движения закрепляются по типу образования условных рефлексов. Например, повторяющийся по нескольку раз в год насморк переходит в привычку «шмыгать носом», а часто пересыхающие губы — к облизыванию их. Чем старше ребенок, тем явственнее и момент подражания.
Привычка грызть ногти обычно появляется позже, начиная с 4-5 лет. Ногти «сами» грызутся и «сами» кусаются, дети даже не знают «когда». А «когда» — это или волнение, или же возбуждение, приносящее беспокойство. Разговор, выступление, ожидание, просмотр фильма — все тревожащее ребенка может сопровождаться грызением ногтей, особенно в тех случаях, когда малыш честолюбивый, а мама с папой хотят в нем видеть «вундеркинда», перегружая его интеллект. И этим усиливая нервное напряжение ребенка, превращая все в заколдованный круг. С одной стороны, родители возмущены «дурной» привычкой дошкольника и требуют ее прекращения, с другой — своими требованиями усиливают ее. Конечно, это не дело.
А что будет — дело? Воевать с дурными привычками — то же самое, что воевать с собственной тенью, если она вам кажется сутулой. Не с сутулой тенью нужно воевать, а себя распрямить. Если наведете порядок в своей жизни и станете хорошим родителем — вредные привычки будут исчезать практически сами. Именно об этом — заботьтесь в первую очередь. Ребенку нужно ваше спокойствие, доброжелательность, веселые игры вместе, похвалы и одновременно приучение к тому, чтобы он вас слушался. Об этом на Психологосе много специальных статьей, начинайте потихоньку перестраивать свою жизнь, а ребенок будет чутким показателем, как у вас идут дела.
Тем не менее, можно подсказать самые простые вещи под отдельные дурные привычки.
Дергает волосы? Не пугайте ребенка «Что ты дергаешь свои волосы, скоро совсем лысой останешься!», нет, напротив успокойте: «Дергать волосы не вредно, это просто тебе же больно. А так от дерганья волос улучшается кровообращение, детки становятся умнее. Лучше все-таки волосы расчесывать почаще, тогда и умнеть быстрее будешь, и это приятнее, чем себя дергать. Попробуй!»
Если сосет пальцы — забинтовывать пальцы плохая идея, мазать их неприятными веществами — можно попробовать, но тоже помогает редко. Творческие родители могут придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игру, например, в парикмахерскую, но где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и не влажными пальчиками. Были случаи, когда помогало парадоксальное задание: «Соси свои пальцы специально! Я могу делать это вместе с тобой. Пять минут сосания — начали!», но такое задание может помочь только в том случае, если это звучит не как наказание, а как помощь в том, чтобы ребенок начинал это свое действие замечать.
Обязательно прочтите прекрасный фрагмент из работы Милтона Эриксона, где он помог ребенку, внушив ему уверенность в себе — и одновременно дав установку, что скоро сосать пальцы он сам прекратит.
Грызет ногти — нужно помочь в учебе, чтобы ребенок был уверен в себе. Полезно чаще его подбадривать и внушать уверенность в себе. Кстати, неплохо помогает исключить на время возбуждающие мероприятия, типа просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок. Тут два смысла — и перевозбуждаться ребенку не следует, и создать ситуацию, когда грызение ногтей оказывается ребенку привычкой невыгодной. Действительно, из-за каких-то ногтей лишать себя классных фильмов? Нет, тут можно и постараться!
И попробуйте вот что: если у ребенка есть дурная привычка грызть ноги или накручивать волосы на пальцы, реагируйте на это не несчастным или недовольным лицом, а веселой требовательностью: «Делаем Солнышко! Улыбочка!». Если ребенок в момент грызения ногтей или вырывания волос начинает светло улыбаться, это, оказывается, часто действительно чудесным образом помогает!
Вот так. Все потихоньку — получится!
www.psychologos.ru
Вредные привычки у детей
Автор Мария На чтение 12 мин. Просмотров 16 Опубликовано
Наиболее распространенными вредными привычками у детей дошкольного возраста являются следующие:
- Сосать предметы,
- Сосать пальцы,
- Грызть ногти,
- Онанизм (мастурбация),
- Ковырять в пупе.
Редко встречается болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на голове, ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).
В основе вредных привычек лежит фиксация тех или иных действий. Они уменьшают отрицательные эмоциональные переживания ребенка: неудовлетворенность, противоречивые чувства к близким родственникам, — и способствуют снятию эмоционального напряжения. Т.е. по сути эти вредные (патологические) привычки полезны для ребенка.
Укоренению вредных привычек помогает чувство удовольствия, которое испытывает ребенок, + сильный акцент взрослых на его вредных привычках. Первая реакция взрослых на это – одергивание («перестать грызть ногти», «вынь руки изо рта») и бурное внимание к этой патологической привычке. Такое повышенное внимание взрослых к таким действиям ребенка способствует фиксации этой привычке.
Если подавлять эту привычку в ребенке, у него усиливается чувство внутреннего напряжения. Т.е. он и так был напряжен, а родители еще добавили напряжения (запретив ему). В итоге получаем замкнутый круг, когда одну привычку мы подавили у ребенка, но взамен тут же получаем другую.
У каждой вредной привычки есть свои особенности. И в зависимости от особенностей нужно соответствующим образом с ней разбираться. Рассмотрим подробнее.
Вредная привычка сосать палец
Часто встречается у медлительных детей (по темпераменту флегматики), у детей с невропатией, с минимальной мозговой недостаточностью, с минимальной мозговой дисфункцией – т.е. есть какие-то проблемы с нервной системой. В этот момент ребенок успокаивается, ему хорошо.
Основная причина: неудовлетворенность инстинкта сосания, если не было грудного вскармливания или ребенка рано отлучили от груди. При этом если беременность у матери сопровождается сильными переживаниями, то для уменьшения стресса ребенок начинает сосать палец.
Такая вредная привычка выступает в качестве способа уменьшения чувства беспокойства. Может возникнуть до рождения ребенка при нежелательной беременности, сильном стрессе в период беременности, тревожности и переживаний матери.
- Возникает с 3 месяцев в любой неприятной для ребенка ситуации, когда ребенок уже сам может палец в рот себе положить.
- Возникает с 5-6 мес., когда усиливается влияние психологических факторов.
- Возникает, когда происходит резкое ограничение соски до 1,5-2 лет.
Основные психологические факторы:
- Нежеланный ребенок, что проявляется отсутствием ласки и нежности со стороны матери.
- Нежелание матери заботиться о ребенке, когда малыша передают на воспитание в детский дом, приемным родителям, няням.
- Когда матери нет рядом длительное время. Сосание пальца для ребенка здесь – это способ успокоения.
- Частые конфликты между родителями.
- Алкоголизм и другие формы зависимости у родителей.
- Когда ребенок предоставлен сам себе.
[stextbox id=»info» caption=»Вопрос от читателя»]
Если девочка перед засыпанием сосет палец, что делать?
Ответ: так она успокаивается. Ей перед сном нужны другие способы успокоения. Например, массаж, поглаживание, приятная музыка. Желательно задействовать ее руки, чтобы они были заняты – можете дать книжку подержать, а сами почитаете.
[/stextbox]
Что НУЖНО делать?
- Прежде всего нужно понят причину сосания пальца, т.е. что стоит за этим. Ребенок может этим компенсировать недостаточный контакт с мамой, ему еще плохо без мамы, его эмоциональное состояние здесь нестабильно.
- Придумайте, что можно предложить ребенку взамен этой вредной привычке, доставляющей удовольствие. Можно, например, читать книжки на ночь, если ребенок большой, при этом книгу в руках будет держать сам ребенок.
- Установить эмоциональный и доверительный контакт с ребенком.
- Позаботиться о своевременном успокоении, если он волнуется, и снятии беспокойства.
- Разумно использовать соску в раннем возрасте.
- Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка.
- Использовать при общении с малышом подвижные и эмоционально насыщенные игры.
Если использовать все эти советы, то ни времени, ни потребности сосать палец у ребенка просто не будет.
Что НЕ НУЖНО делать?
- Не надо пугать ребенка страшными историями про мальчиков и девочек. Например, одна мама пугала, что в животике у ребенка заведутся червяки.
- Не нужно слишком ограничивать действия и проявления ребенка.
- Не нужно устраивать скандал, кричать на ребенка по поводу его вредной привычки – тем самым вы вгоняете его еще в большее беспокойство.
- Не намазывайте палец ребенка горчицей, зеленкой или чем-то иным горьким, кислым.
- Не пытайтесь при каждом случае строго запретить ребенку сосать палец.
- Не отбирайте резко соску в раннем возрасте (например, в 1-1,5 года, когда ребенок уже подрос).
- Не привлекайте по поводу и без повода к этой привычке внимание малыша.
[stextbox id=»info» caption=»Вопрос от читателя»]
Ребенку уже 2 года, до сих пор сосет соску.
Ответ: Это нормально. Нервная система ребенка еще не способна справляться с такой нагрузкой: быть хорошей девочкой/мальчиком в садике и дома. Ребенку как-то нужно успокоиться, и комфортнее это сделать дома. Попробуйте не фиксировать внимание на соске.
[/stextbox]
Вредная привычка сосать предметы
Обычно предмет, который ребенок часто берет в рот, символизирует «лучшего друга», с которым ему хорошо, которому он доверяет.
Родителям нужно организовать малышу социальный досуг, т.е. общение с другими малышами. Тогда на «суррогатного друга» у ребенка не будет времени и потребности.
Что делать родителям?
- Наполнить жизнь ребенка взаимодействием со сверстниками. Т.е. максимально усилить те игровые взаимодействия, которые доступны ребенку в этом возрасте.
- Узнайте, чем любит заниматься ребенок, и дайте ему возможность этим заниматься. Например, пинать мяч, строить из кубиков и т.д.
- Заинтересуйте малыша новыми играми, занятиями, увлечениями, развлечениями.
- Проследить за тем, с кем ребенок играет, и помочь ему выбрать подходящего друга. Например, если ребенок играет с лидером в садике (лидер с ним играть не захочет), помогите своему малышу выбрать другого подходящего друга. Подберите тот уровень общения ребенка со сверстниками, который будет доступен ему самому. Создайте круг «принятых» друзей, среди них ваш ребенок и найдет настоящего друга.
- Установите доверительные отношения с ребенком: поговорите с ним о его друзьях, как дела в детском саду, с кем он играет.
- Можно пригласить «предпочитаемого» сверстника для совместных походов в кино, развлекательный центр. Ребенок видит, что его родители взаимодействуют с родителями «предпочитаемого» сверстника, и сам начинает с ним общаться.
- Научитесь правильно снимать напряжение и беспокойство у вашего ребенка.
Что НЕ нужно делать?
- Не наказывайте ребенка за такую привычку. Ведь наказание только фиксирует ее.
- Не отбирайте любимый предмет, который сосет ребенок.
- Не говорите, не акцентируйте внимание ребенка на этом предмете.
- Не напоминайте ребенку постоянно, что так делать нельзя.
- Не запрещайте ребенку играть с детьми, которые вам не нравятся, но симпатичны вашему ребенку.
Вредная привычка: ребенок уже взрослый, но сосет соску
Что нужно делать родителям:
- Перестаньте обсуждать проблему соски с ребенком, не акцентируйте внимание на ней.
- Переключить внимание ребенка на другие занятия, увлечения, хобби. Т.е. необходимо привнести в жизнь ребенка что-нибудь интересное по его возрасту.
- Родителям не переживать слишком по этому поводу.
Что нельзя делать:
- Акцентировать внимание на соске.
- Ругать ребенка за сосание.
Вредная привычка грызть ногти
Вообще, любая патологическая привычка ребенка для родителей должна быть сигналом (как красная лампочка загорается), что ребенку плохо. Первая реакция у большинства – «нельзя», «запретить».
Но здесь нужно сделать иное: подумайте, какое интересное занятие предложить малышу, пойти с ним поиграть/погулять. Безусловно, это тяжело. Но это путь затухания вредной привычки. Любая привычка легко возникает, но тяжело ее победить. Настройтесь на длительный период затухания этой вредной привычки.
Период затухания любой вредной привычки примерно равен периоду ее протекания.
Вообще, это вредная привычка, которая очень легко возникает, но труднее всех от нее избавиться. Сюда можно отнести и обкусывание кожи на пальцах рук.
Постоянное грызение ногтей (как и кусание и сосание губ) позволяет ребенку снять эмоциональное напряжение. Грызение ногтей возвращает ребенка в период младенчества. Т.е. это грызение может привезти к сосанию пальцев.
Вредная привычка может возникнуть у ребенка при невозможности выплеснуть агрессию вовне, отомстить обидчику за нанесенное оскорбление. Т.е. это аутоагрессия – агрессия, направленная на себя.
Пока ребенок грызет ногти, он находит выход из психологического дискомфорта и получает удовольствие. Грызение ногтей воспринимается им как спасение, когда он недостаточно выражает свои отрицательные эмоции.
Вредная привычка, если в период детства родители не смогли с ней справиться, переходит и во взрослую жизнь.
Что делать родителям?
- Научить ребенка адекватным способам выражения своей агрессии: пинать ногами подушку, кулаками стучать в стенку, кричать, использовать музыкальные инструменты, коробочка-кричалка, надувать мыльные пузыри, потопать ногами, надувать шарики, порвать бумагу, попрыгать.
- Позволяйте ребенку выражать свой грев, выкидывать его наружу.
- Отказаться от упреков и наказаний за кусание, грызение ногтей.
- Найти причины, по которым возникла эта вредная привычка. Т.е. есть причины, по которым ребенку не хватает своих сил для того, чтобы успокоиться. И он использует вредные привычки.
- Переключайте и отвлекайте внимание ребенка во время грызения ногтей на другие занятия.
Что нельзя делать?
- Интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития.
- Нельзя говорить ребенку про грызение ногтей. Очень часто эта тема становится любимой темой в семье: об этом говорят, это обсуждают, за это наказывают, это хвалят – тем самым родители фиксируют словами в сознании ребенка эту привычку.
- Нельзя запрещать грызть ногти. Почему? Потому что так он успокаивается, снимает напряжение. Запрет бесполезен – он только приведет к фиксации данной привычки.
- Нельзя проявлять непоследовательность в воспитании ребенка. Т.е. то наказывать его, то жалеть.
- Нельзя сдерживать агрессию и гнев внутри ребенка. Наоборот, нужно дать возможность выплеснуть всю негативную энергию, но в адекватной форме (см. выше в статье).
- Не будьте слишком требовательны к ребенку. Часто требования родителей слишком велики для малыша, и напряжение, которое возникает из-за этого, он выплескивает через вредную привычку.
Вредная привычка онанизм (мастурбация)
Под онанизмом (мастурбацией) понимается раздражение половых органов руками, сжатием ног, трением о различные предметы и т.п.
Впервые мастурбация может появиться в раннем возрасте (год-полтора), когда ребенок начинает знакомиться со своим телом. Родители часто наказывают, одергивают, бьют по рукам за это. Но ребенок в полтора года занимается изучением своего тела, и здесь нет ничего такого, за что нужно наказывать. Другое дело, насколько мама оставляет его одного, переключает его внимание на другие занятия, и до какого возраста мастурбация считается нормальной.
Чаще мастурбация встречается у девочек, которые предпочитают мальчишечьи игры девчоночьим занятиям и у мальчиков с сильно выраженными мальчишескими чертами поведения.
Основные причины мастурбации в раннем возрасте:
- Активный темперамент ребенка и соответствующая ему потребность в снятии напряжения.
- Повышенный уровень возбудимости у ребенка при ослабленной нервной системе.
- Нарушения в воспитании (слишком строгие родители, физические наказания, ограничение активности).
- Чрезмерные ласки, поцелуи в губы, ребенок спит вместе с родителями.
- Излишне тщательное соблюдение гигиены.
- Повышенная потливость, тесная и неудобная одежда, глисты.
Что делать родителям?
- Понять, что именно в Вашем поведении вызывает напряжение у ребенка и желание снять это напряжение, получая при этом кратковременное удовольствие и расслабление.
- Научить своего ребенка – как можно разными способами получать удовольствие.
- Есть такая техника «Меню удовольствий» — от чего я могу получать удовольствие. Спросите вашего ребенка, от каких дел, занятий он получает удовольствие (сладкое, музыка, рисовать/читать, гулять на улице). И далее составьте для него «Меню», как в ресторане, но состоящее из любимых занятий на каждый день.
- Научить ребенка и разнообразить способы получения удовольствия.
- Отвлекать ребенка более приятным и интересным занятием.
- Расширить круг интересов малыша и общение со сверстниками.
- Повышать активность в движениях, в способах выражения чувств.
- Включить в жизнь ребенка оздоровительные мероприятия, направленные на повышение чувства тела: купание, обливание, обтирание.
Очень важно научить своего ребенка разнообразными способами получать удовольствие. Это важно еще и потому, чтобы ребенок научился сбрасывать напряжение. Ведь все эти патологические привычки: сосание пальца, кусание ногтей, мастурбация – они помогают сбрасывать напряжение, получать удовольствие. В дошкольном возрасте меняя эти привычки, взрослые их фиксируют.
Нам важно, чтобы ребенок получал удовольствие не только при помощи патологический привычек, а желательно от полезных – учеба, плаванье. Ведь дети часто находят неправильные пути получения удовольствий, впадая в зависимость (курение, наркотики, алкоголь, компьютер).
Чего делать нельзя?
- Наказывать ребенка за мастурбацию.
- Упрекать и стыдить за эту вредную привычку. Это приведет либо к фиксации привычки, либо онанизм трансформируется, например, в грызение ногтей.
- Насильно кормить ребенка, вызывая у него во время еды отрицательные чувства. В этом случае ребенок перестает получать удовольствие от еды, он начинает получать удовольствие от мастурбации.
- Преимущественно кормить сладкой, мясной и полезной пищей.
- Усердствовать при купании ребенка, проявляя повышенное внимание к его половым органам.
- Качать на одной ноге, одевать в тесную одежду.
- Чтобы ребенок спал вместе с родителями. Нельзя оставлять его одного в постели без сна.
Вредная привычка ребенок кусается
Наносить вред другому человеку – это нарушение табу, делать этого нельзя. Почему такая привычка возникает? Ведь когда ребенок совсем маленький, у него режутся зубки, чешутся десна – он непроизвольно пытается уменьшить те неприятные ощущения, которые у него происходят во рту. И родители покупают специальные игрушки, чтобы он кусал и чесал десна.
И пока ребенок маленький, он пробует кусать все вокруг: игрушки, может кусить и близкого взрослого, который держит его на руках. И здесь важна реакция взрослого. Если взрослый улыбнулся (или никак не отреагировал) на то, что ребенок сделал, ведь маленькие дети очень чутко считывают эмоциональное принятие или непринятие взрослым поведения ребенка, то ребенок продолжит кусаться. Т.е. если малыш кусается, значит родители ему когда-то разрешили это делать (вербально или невербально).
Родителям необходимо четко соблюдать свои запреты и выдавать ребенку словами, жестами, мимикой, интонацией строгое «нельзя!»
ВЫВОД: Внешний атрибут (сосание пальцев/предметов, грызение ногтей, онанизм) – говорит о том, что у ребенка есть напряжение, есть причина для того, чтобы это напряжение снимать. Если вы будете бороться напрямую «Не грызи ногти!», «Не соси палец!» — устранить причину появления привычки вы не сможете. Для устранения патологических привычек важно нормализовать семейные взаимоотношения, адекватно относиться к ребенку, удовлетворять его эмоциональные потребности в ласке и теплоте.
familyexpert.ru
8 вредных привычек детей. Как избавиться быстро?
Вредные привычки у детей – вам это знакомо? Мне знакомо, да и многим родителям тоже.
Статью о том, что такое вредные привычки детей и подростков а также профилактика и избавление от вредных привычек у детей вы можете прочитать в этой статье.
Содержание:
1 привычка. Брать в рот посторонние предметы (карандаш, ручка, монеты, пуговицы и т.д.).
2 привычка. Ябедничание.
3 привычка. Сосание пальца.
4 привычка. Ковыряние в носу.
5 привычка. Брать чужие вещи (воровство).
6 привычка. Зависимость от ПК и телевизора.
7 привычка. Обзывание других людей.
8 привычка. Курение, употребление алкоголя, наркотиков.
Любая привычка – это склонность, которая с течением длительного времени превратилась в неосознанную потребность. Далее рассмотрим основные вредные привычки детей и способы их искоренения.
1 привычка. Брать в рот посторонние предметы (карандаш, ручка, монеты, пуговицы и т.д.).
Акцентировать внимание в тот момент, когда ребенок берет в рот посторонние предметы, останавливать ребенка и самому ребенку контролировать этот процесс.
2 привычка. Ябедничание.
Маленькому ребенку нужно объяснить разницу между ябедничанием (кто-то плохо поступил, забрал игрушку) и просьбой о помощи (кто-то попал в беду, поранился). Объясняем ребенку, что взрослым важна полезная важная информация, и что ребенок должен справляться со своими небольшими проблемками самостоятельно.
3 привычка. Сосание пальца.
В младенчестве данная привычка считается нормой. Но в возрасте старше 4-х лет сосание пальца уже превращается во вредную привычку. Стыдить и наказывать ребенка не стоит. Важно определить моменты, когда ребенок начинает сосать палец. Во время таких моментов важно обнять ребенка, отвлечь, и объяснить почему вредно сосать палец. Сделать жизнь ребенка более интересной, разнообразной.
4 привычка. Ковыряние в носу.
Такая привычка не только не эстетично выглядит, но и приносит детям вред. Дети случайно выдергивают волоски в носу, защищающие нос от пыли и грязи. Часто дети лезут в нос, так как в носу ощущают сухость слизистой поверхности и зуд. Родителям можно купить увлажнитель воздуха или расставить в комнатах ёмкости с водой. Важно научить ребенка пользоваться носовым платком. Этого будет достаточно.
5 привычка. Брать чужие вещи (воровство).
В детстве многие дети не понимают, что брать чужие вещи нельзя. Можно обсудить с детьми такие рассказы, как Аленький цветочек», «Мишуткин мячик», рассказывающие о воровстве. Важно не просто почитать, а обсудить после прочтения или во время. Вопросы нужно задавать ребенку типа «Зачем герой взял чужой предмет», «Мог ли герой рассказа брать чужие предметы»? Школьники же воруют для того, что бы получить желаемый предмет или просто чтобы привлечь себе внимание взрослых членов семьи. Требуется таким образом разъяснить ситуацию ребенку, чтобы он понял, что будет после того, как его поймают за воровство.
6 привычка. Зависимость от ПК и телевизора.
У детей, которые долго сидят за ПК и телевизором, резко ухудшается зрение, появляется нарушение осанки. Единственный здесь способ изменения ситуации – занять ребенка другими занятиями (хобби, спорт, гулять во дворе, мероприятия с родителями).
7 привычка. Обзывание других людей.
Нецензурные слова, обзывание дети узнают еще в детском саду. Наверное, и у ваших детей были такие словечки… Что же с этим делать? Можно поиграть в игру «Ругательство цветами», «Ругательство овощами», когда плохие слова заменятся на цветы или овощи. Так вредная привычка быстро искоренится, а негативная энергия выйдет в виде игры и юмора.
Подростки чаще всего показывают друг перед другом, что они такие же, как и все, «тоже могут материться», примыкают и доказывают своё право быть в группе подростков. Лучше объяснять ребенку на бытовом уровне, что означают плохие слова. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок не употреблял «грязные» слова, то и сами их не употребляйте, со временем такая привычка у ребенка пройдет сама.
8 привычка. Курение, употребление алкоголя, наркотиков.
Данные привычки являются самыми вредными и опасными из перечисленных выше. Опыт курения возникает у детей всё раньше и раньше. Чаще всего данная привычка возникает в связи с любопытством ребенка изведать необычные ощущения. Узнав о подобном «опыте», родителям нужно всегда быть начеку и не только объяснять ребенку вред данных привычек, но и показать легкие курильщика, другие наглядные примеры последствий употребления сигарет, а также алкоголя и наркотиков.
Более подробно про эти привычки поговорим в других статьях моего блога, так как данная тема очень обширна и в данной статье не охватить все направления излечения.
Кстати, на тему вредных привычек у меня есть еще одна статья “Вредные привычки детей и подростков. Профилактика и избавление”.
Ниже предлагаю посмотреть видео на тему “Невесёлые петарды” о том, как обезопасить своего ребенка при взаимодействии с петардами.
my-safety.ru
Материал по теме: Вредные привычки у детей
Вредные привычки у детей
Чаще всего, когда речь идет о вредных привычках у детей, имеются в виду онанизм, сосание пальцев, языка, грызение ногтей. Однако проблема много шире. Вредная привычка — отрицательная склонность, ставшая потребностью и выражающаяся в действиях, в поведении, привычка нередко превращается в черту характера. Русская пословица гласит: посеешь привычку — пожнешь характер. В таком аспекте к вредным привычкам правомерно отнести и обыкновение теребить волосы, мочку уха, сидеть и ходить сутулясь, елозить на стуле и шаркать ногами при ходьбе, поминутно отплевываться и употреблять слова-паразиты «вот», «значит», громко говорить и чрезмерно жестикулировать, хватать другого за рукав, ворот куртки или за пуговицу при разговоре, не смотреть в глаза собеседнику и т.п.
За этими издержками воспитания, в частности, в привитии культурных навыков, очевидна тенденция к росту числа вредных привычек, когда одна рождает другую, и они оказываются взаимосвязанными в комплексы. Поскольку становление вредных привычек происходит в самом раннем возрасте, воспитание, кроме всего прочего, это еще и привитие полезных привычек. В частности аккуратности, организованности, привычки доводить начатое дело до конца, и борьба буквально с колыбели с возникновением вредных привычек.
Что же касается вредных привычек, с которыми обращаются за помощью к психологу, а именно сосания пальца, языка, губы, тканей (воротничка, рукава пижамки, уголка пододеяльника, наволочки и т.д.), верчения волос, качания головкой из стороны в сторону или биения ею о подушку перед засыпанием и во сне, онанизма, то причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего вышеперечисленные привычки возникают у ребенка, которого с младенчества воспитывали жестко, по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. Его надолго оставляли одного в постельке. Он рано отлучался от материнской груди, но ему еще и отказывали в соске. Его редко брали на руки, не укачивали, когда ему было не уснуть, ему уделяли мало внимания, ласки. И все это — причины возникновения вредных привычек. Нередко вредные привычки возникают у ребенка в связи с тревожно-мнительным воспитанием.
Ребенок, забытый в колыбели, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях, например, сосет палец или теребит волосы, ухо, губу, нос, ковыряет пупок, манипулирует наружными половыми органами. Постепенно такое действие закрепляется. Вначале он прибегает к таким действиям, поскольку отсутствует мать. Теперь встревоженная мать с ним, но она его уже не интересует. Он занят самим собой.
Произошла серьезная перестройка ориентации. Природно ребенок стремится к постоянному притоку впечатлений, стимуляции извне того, что способствует его развитию. Если рядом мать, он удовлетворен, спокоен и получает все необходимое — от утешения и ласки до развивающих стимулов. Но она отсутствовала, а жизнь продолжалась. И он как бы вернулся во внутриутробное состояние. Он утешает и успокаивает себя сам и ищет источники впечатлений в себе, замыкается на себе. Теперь он привык быть один и мать, вмешиваясь, только мешает ему.
Сосание пальца или одежды, ковыряние пупка и другие аналогичные действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой развития, инфантилизацией. Налицо вредная привычка. Она становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов, компенсацией за отсутствие внимания, ласки, общения. Вредная привычка как ритуал утешает днем, успокаивает при засыпании. Грызение же ногтей, губы, щеки, кожи на пальцах еще и выражение глубокой неуверенности в себе, чувства вины, а также связанный со всем этим ритуал самонаказания. Ребенок грызет себя до крови и только тогда удовлетворен.
Часто вредная привычка, выражающаяся в серии ритмичных движений, является вынужденным замещением необходимости ритмичных движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Ритмичные автоматизмы действий способствуют дозреванию соответствующего возрасту биоритма мозга. Для нормального развития ребенка необходим, например, сосательный рефлекс. Такой ритмичный акт, как сосание груди, не только акт кормления. Это сложный комплекс воздействий — пищевого, эндокринного, психологического и стимулирующего развитие мозга. Иногда плод сосет палец в утробе матери. Есть основание полагать, что у такого плода по каким-то причинам задерживается развитие систем и органов. Прикосновение к губам трех-пятимесячного плода (при выкидыше) вызывает у него сосательное движение.
Грудь матери сосут до года, но дети, нуждающиеся в продлении стимуляции сосут ее до полутора лет; лишенные же материнской груди до срока сосут соску или палец до трех-четырех лет, что в таких случаях нормально. Ритмичные автоматизмы действий способствуют синхронизации биоритма головного мозга, в сложной перестройке его от бодрствования ко сну. Поэтому ребенок нуждается в укачивании при засыпании. Укачивание успокаивает даже боль. До года сосание соски и укачивание, физиологичны и необходимы.
Ласковые прикосновения материнских рук, губ и тела предусмотрены природой в сложных механизмах психофизиологического созревания ребенка.
Сосание пальцев, языка, губы и т.д.- самостимуляция и после года нередко является свидетельством задержки созревания тех или иных функциональных систем в организме. Как эквивалент стимуляции оно возникает у детей, лишенных прикосновений любящих рук матери. Понятны и попытки ребенка заменить недостающую стимуляцию поглаживанием самого себя, прикосновением к себе. Однако это не руки матери, как и соска не материнская грудь. Ребенок, привыкший успокаивать, убаюкивать и укачивать себя сам, сосет или теребит что-то, вертит волосики, трет половые органы или пах, раскачивается в постели, чтобы уснуть. Все это самостимуляция, всегда растягивающаяся на годы, чтобы добрать недостающее естественное.
Вредная привычка, как ритуал самоуспокоения, самоутешения, самоободрения нередко приобретает сложные формы выражения. Ребенок сосет большой палец правой руки, а левой вертит волосы, прикрывает глаза. Если левую руку подвязать к туловищу, он перестает сосать правую. Нарушена целостность ритуала, и часть его не приносит удовлетворения. Испытывая тревогу, сосут язык, прикрыв рот ладонью правой руки, потягивая мочку уха левой. Эти ритуалы, равно как и грызение ногтей, надногтевых валиков, слизистой щеки, губ, кожи на пальцах, облизывание губ, кожи вокруг них до красноты, язвочек, нередко входят в клинику невроза навязчивых состояний или неврастении.
Иногда привычка образуется мгновенно, задаваясь по типу условнорефлекторной связи как замещение биологической потребности.
Более всего родителей волнует детский онанизм. До семи лет он отмечается у каждого десятого ребенка. Иногда уже в шесть — восемь месяцев дитя плотно сжимает бедра, не реагируя на окружающее, взгляд его устремлен в одну точку, личико краснеет, на лбу выступают капли пота. Если родители пытаются отвлечь ребенка или мешают иными способами, он бурно протестует. После года онанизм принимает иные формы. Малыш ерзает на стуле, засиживается на горшке сжимает или трет одеяло между ног. Иногда уже до года ребенок раздражает половые органы рукой.
Начинается отчаянная борьба родителей с ним. Иногда в эту борьбу вовлекается и воспитатель яслей, а потом и детского сада. Взрослые сурово осуждают эту привычку, рассматривая ее как свидетельство испорченности ребенка, чрезмерной его сексуальности. Однако дитя до трех лет по сути бесполо. Оно не выделило себя из окружающей среды. Оно только для нас мальчик иди девочка. Вдумайтесь — слово «дитя» — среднего рода. В этом есть свой смысл. Идентификация с мужским или женским полом произойдет после трех лет, в процессе формирования личности. Ребенок до трех лет и не ведает, что он раздражает именно половые органы. Это знаете вы. Для него нос, пупок, половой член — только части его тела.
Трехлетний понимает: родители недовольны им, осуждают действия, попадающие под определение «нельзя», но причины отрицательной их оценки ему не ведомы. Нельзя играть с огнем — это он усвоил в жестоком опыте, нельзя бить бабушку — он рожден человеком, и, при правильном воспитании, ему понятно: бабушке больно. Однако трехлетний не может понять, почему ковыряние в носу воспринимается относительно спокойно, а те же пальцы в области паха вызывают у родителей гнев. После трех-четырех лет ребенок начинает осознавать, что эти действия особо предосудительны в глазах взрослых, однако уже не в силах от них отказаться.
Привычка есть привычка. Ребенок начинает прятаться, скрывать мастурбацию. Не спит мать, караулит дочь, не спит дочь — караулит мать. Ребенок делает вид, что уснул, а сам ждет, когда уснут родители. Он стремится получать удовлетворение, переступив через запрет, и ни к чему хорошему запрет не приведет. Ощущение вины, испорченности, неполноценности расцветает на почве чрезмерного внимания родителей, в общем-то к безобидному акту. В результате ребенок стремится к уединению. Ощущение неполноценности, вины приводит к замкнутости.
Онанизм имеет ряд своих специфических причин: заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся выделениями, зудом, острицы, раздражающие область промежности; рубчик трусиков, пижамки, штанишек; обыкновение закладывать одеяльце между ножками, ерзать на стуле; ласковые прикосновения к животику ниже пупка, к ягодичкам и т.п. Но каковы бы ни были причины онанизма, у детей это не столько сексуальность (прикосновение детей к своим половым органам, как интерес к ним, являются частью нормального психосексуального развития), сколько такая же обыкновенная вредная привычка, как и сосание пальца, не более.
Только в случае грубо выраженного онанизма у дошкольника, когда девочка пальчиком или предметом пытается проникнуть во влагалище, следует обратиться к детскому психиатру, поскольку возможно, в таком случае это может быть следствием ограниченного поражения мозга в родах. Во всех остальных случаях не оставляйте ребенка, имеющего привычку к мастурбации, в постели одного, если он не засыпает сразу, а постарайтесь сказкой, уговорами помочь ему уснуть или поднимите с постели. Ребенок не должен играть в постели. Кто-то когда-то рекомендовал держать больного ребенка в постели. Почему? Кто лежит, когда может сидеть, ходить, будет дольше болеть. Постель в таких случаях становится ложем для рождения вредных привычек. Если нужно, закутайте ребенку горлышко, оденьте его тепло, но свободно, и пусть сидит, ходит, играет, даже если он болен.
Не позволяйте ребенку подолгу засиживаться на горшке. Не допускайте запоров — это нередко способствует появлению онанизма. Немедленно избавьте ребенка от остриц, если они у него есть. Следите, чтобы ребенок не загулялся и не задержал акт мочеиспускания. Такая задержка приводит к напряжению полового члена, ощущению тяжести внизу живота и в результате к онанизму. Тщательно следите за гигиеной промежности и ножек, чтобы не было зуда. Лучше, если малыш спит в рубашечке до пят, а не в пижаме. Ребенок не должен носить одежду, из которой он вырос, чтобы рубчики не врезались в тело, одежда не давила и не сжимала. Не злоупотребляйте шоколадом, острой и пряной пищей.
Малыша не рекомендуется качать верхом на колене; его не сажают, если он не устал, себе на шею; целуя, его не душат в объятиях. От попыток онанизма отвлекают, не заостряя внимание ребенка на нем, интересными занятиями. Полезны курсы приема успокаивающих лекарственных трав, рекомендуемые врачом. Пока ребенок не уснул, его поведение в постели контролируется. Ручки он должен держать поверх одеяла, как и свободную ручку, если спит на боку. Вредные привычки, зная причины их возникновения, легче предупредить, чем устранить.
Если вредная привычка имеет место, родители не начинают борьбу с малышом, а борются с его привычкой. На отказе от нее не настаивают, прямолинейная атака только раздражает, приводит к разладу с ребенком и его невротизации. Бесперспективна, например, попытка отучить сосать палец, смазав его горчицей. Идя по такому пути, впору облить, занимающегося онанизмом, холодной водой (и это делают) или подключить страдающего энурезом к источнику тока, чтобы его ударило, как только моча замкнет электросеть. Все это неприемлемая жестокость по отношению к ребенку. Если такое и поможет, ребенок будет запуган, потрясен и психологические последствия окажутся тяжелее «излеченной» вредной привычки.
У ребенка с вредной привычкой не требуют честного слова в том, что он откажется от нее. Он дает честное слово, но вынужден нарушать его, так как не в силах отказаться от привычки. Приходит вторая вредная привычка — нарушать честное слово. Ребенка не наказывают за вредную привычку. Он не виноват в ней. Наказание только усугубляет ситуацию. Малыш начнет прибегать к вредной привычке, чтобы утешить себя после наказания, и еще более замыкается в себе, страдая от непонимания его переживаний, испытывая чувство вины и еще большую неуверенность.
Вредную привычку устраняют терпеливо, затрачивая на ее преодоление столько же времени, сколько она закреплялась. Она начиналась с отсутствия внимания к ребенку, а теперь для ее устранения ваше внимание особенно необходимо. Ребенок замкнулся, ушел в себя — родители с ним, его увлекают интересными играми, занятиями. Его максимально ориентируют на игру с детьми. Если он один, то обязательно должен быть чем-то занят. У него не должно оставаться времени на вредную привычку. Борьба с вредной привычкой — всегда борьба с неуверенностью в себе, тревожностью, пессимизмом.
Есть и частные рекомендации. При грызении ногтей их коротко обрезают. Разрешают грызть кончик ручки, которой ребенок пишет, или предмет, находящийся в его руках, но обязательно чистый. Советуют потереть ладонь о ладонь, когда возникает импульс к грызению ногтей. Побуждают ребенка самостоятельно бороться с этой привычкой, разъясняя ее вред и указывая на неэстетичность вида пальцев с обгрызенными ногтями, учат самоконтролю. Его ободряют, говоря: «Ты с этим обязательно справишься, не огорчайся». Ему активно помогают в затруднительных ситуациях, потому что при них особенно часто прибегают к вредной привычке. И помнят: ногти грызут мучительно неуверенные в себе, а преодоление неуверенности — главное. Ногти грызут впавшие в депрессию, и такого ребенка стимулируют, ободряют.
При сосании пальца, вещей — рекомендации те же, но так как к подобному чаще прибегают перед сном, то, как и при качании перед засыпанием и во сне, незадолго до сна рекомендуются ритмические игры, танцы, прыжки со скакалкой (в искоренении других вредных привычек скакалка в течении 10-15 минут перед сном обязательна). Полезно, прикрепив к притолоке или косяку двери качели, покачать ребенка несколько раз в день по 10-15 минут; следует приобрести для него лошадку-качалку. При засыпании ребенка рекомендуется включать тихую ритмичную музыку.
Вредные привычки часты у детей, имеющих сниженный фон настроения, склонных к депрессии, и поэтому все, что вызывает хорошее настроение, способствует и устранению вредных привычек.
nsportal.ru
причины появления и меры по отучению
Здравствуйте, дорогие родители! Каждый из нас старается следить за поведением своего ребенка. Но так как не за горами детский сад и школа, то дети начинают принимать модель поведения окружающих. Родители не всегда рады изменениям, ведь иногда так формируются вредные привычки. Чтобы вести борьбу с такими склонностями, нужно понимать их истинную причину и работать именно над ней.
Держим руки у лица
- Привычка грызть ногти. Зачастую ситуация возникает в возрасте 2-х лет и может держаться в плоть до младшего школьного возраста. Если ребенок грызет ногти, то тут есть две причины – трудности с коммуникацией (начиная от родителей и заканчивая сверстниками) и нервное напряжение.К последнему моменту можно отнести неблагоприятную обстановку в семье. Например, когда родители постоянно выясняют отношения или кричат на малыша. Также проблема с ногтями может быть связана с чрезмерной нагрузкой в учебе. Из-за этого многие ученики младших классов имеют такую привычку. Ведь после «легкого» садика трудно адаптироваться к новым заданиям.
- Посторонние предметы во рту. Данная привычка не столь безобидна, как может показаться на первый взгляд, ведь мелкими деталями легко подавиться. Психологи считают, что ребенок или человек, который постоянно тянет что-то в рот, например, ручку или карандаш, в глубине души чувствует нехватку родительского тепла.Существует гипотеза, что такая привычка вырабатывается у тех, кто рано или неправильно был отучен от груди. Поэтому родители должны не просто объяснять малышу, что ротик служит для приема пищи, но и уделять внимание его интересам. Чем ближе будут мама и папа, тем быстрее кроха почувствует комфорт и избавится от такой зависимости.
- Сосание пальцев. Обычно проблема возникает у малышей, которые не пользовались соской или рано от нее отказались. Кроме того, стоит понимать, что у детей в возрасте до 3х лет еще ярко выражен сосательный рефлекс. Тревожиться стоит тогда, когда в 4 года эта проблема так сама и не прошла.
- Ковыряние в носу. Основа такого поведения лежит в медицинской сфере – слизистая оболочка слишком суха. Это приводит к тому, что малыш испытывает постоянный дискомфорт в виде зуда и чесания. Если ребенок ковыряет в носу, то нужно попробовать повысить влажность в доме. В обратном случае, стоит обратить внимание на себя и членов семьи. Вполне вероятно, что такой пример был взят от взрослых.
Нравственные привычки
- Присваивание чужих вещей. До 5 лет малыши не понимают такие понятия, как «твое», «мое», «чужое». Главная задача родителей – постоянно напоминать ребенку границы дозволенного.
- Обман. Тут может быть несколько причин. Во-первых, пример окружающих. Родители должны постараться максимально донести до ребенка, что честность и искренность – важные качества. Это нужно показать и на собственном примере.Во-вторых, обман может возникать на фоне страха наказания. Когда родители жестко карают или раздражаются даже из-за малейшей провинности, то логично, что ребенок будет стараться скрыть истинные вещи. Очень важно понять, каков характер вранья. Например, если это преувеличение своих заслуг, то малышу явно не хватает поддержки и похвалы со стороны мамы и папы.
- Ябедничество. Данную привычку стоит переделать в позитивную сторону. Малышу стоит объяснить, что делиться важной информацией – благо, а вот рассказывать обо всех проступках окружающих – не лучшее поведение.
- Мат. Это бич современного общества. Многие родители жалуются, что их чадо начало использовать ненормативную лексику после того, как пошел в садик или школу. Во-первых, ни в коем случае нельзя сразу же ругать ребенка, не объяснив причины.В маленьком возрасте малышам свойственно повторять все то, что они слышат от окружающих. Поэтому родители должны сесть и спокойно разъяснить, что есть плохие слова и повторять их ни к чему. Во-вторых, важно следить и за своим поведением, ведь вполне возможно, что проблема не в социуме, а в самой семье.
- Зависимость от компьютера или телевизора. Эта ошибка полностью зависит от родителей. Современные мамы и папы не могут или не считают должным уделять много времени своему чаду. Тут нужно составить режим дня, где компьютеру или телевизору будут отведены строго ограниченные часы. Если нет возможности самостоятельно заниматься ребенком, то стоит обратить внимание на различные кружки и секции.
Вредные привычки у детей формируются из-за неправильного отношения родителей к личности своего ребенка. Чтобы избавиться от сомнительного поведения, отец и мать должны проанализировать себя. Являются ли они истинным примером для подражания?!
Что способствует формированию привычки?
Чтобы бороться с привычкой, нужно понимать причину ее возникновения. В основном малыши копируют то, что видели у кого-то. Поэтому для искоренения привычки, стоит подумать над ее причиной возникновения. А это может быть:
- Атмосфера в семье. В отличие от взрослых, дети стараются привлечь к себе внимание различными способами. Родителям может показаться, что малыш делает все на зло, но на самом деле, даже крик и брань для него являются вниманием от родителей.Негативные склонности всегда привлекают внимание, что компенсирует нехватку родительской любви, заботы и других эмоциональных проявлений. Поменяв свою позицию по отношению к чаду, можно искоренить его привычку.
- Невралгические расстройства. В эту категорию можно отнести привычку грызть ногти. Если ребенок много нервничает и переживает, его нервная система находится в постоянном напряжении. Такому состоянию требуется выход, что может проявляться в постоянном ерзании, грызении ногтей или предметов и т. д. В этом случае кроху нужно показать невропатологу.
- Отсутствие доверия между членами семьи. Из-за эмоционального холода малыш не чувствует уверенности в себе, он не знает к кому обращаться с возникающими проблемами. В этом случае вредная привычка становится своеобразным утешением. Не редко такие дети начинают «заедать» свои проблемы, что приводит к избыточному весу.
- Личный пример. Если кроха видит, как его родители постоянно матерятся или ковыряются в носу, то нет ничего удивительного, что он повторяет такую модель поведения.
Если судить объективно, то вредные привычки у детей – проблема психо-эмоционального состояния. Маленькие дети намного восприимчивее к негативным эмоциям, нежели взрослые. В силу возраста, они начинают принимать все на свой счет. Чем больше неурядиц в семье, тем больше сомнительных моментов можно найти в малыше. Самооценка падает вниз. В будущем такой человек может иметь кучу комплексов и проблем в коммуникации.
По сути, вредные привычки у детей можно назвать начальной стадией невроза. И только от родителей зависит, понадобится ли им профессиональная помощь или они могут с ней справиться сами.
Вот такие советы помогут позаботиться о будущем детей! Жду ваших комментариев!
До новых встреч!
gemelos-feliz.ru
Вредные привычки у детей | Sherbakova.com
Почему у детей появляются вредные привычки? Нормально ли это и что делать, если такая отрицательная склонность становится потребностью у ребёнка? Привычки – это автоматические действия человека, которые становятся потребностью. «Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу,» – гласит народная мудрость.
Полезные привычки человека приносят пользу, вредные – вред.
Вредные привычки у детей
- Сосание пальца или кончика белья.
- Накручивание и дёргание собственных волос на голове.
- Ёрзание на стуле.
- Грызение ногтей.
- Желание теребить мочку уха или кончик носа.
- Детский онанизм.
- Качание головой из стороны в сторону или биение ей по подушке во время засыпания.
- Ковыряние в носу, с последующими известными действиями и др.
Основные причины, порождающие появление вредных привычек у детей – это издержки воспитания, отсутствие привития культурных навыков ребёнку, недостаток положительных эмоций, ограниченное присутствие ласки, внимания и любви со стороны родителей.
Если дети воспитываются в авторитарном режиме, жестко, по типу неприятия, то вредных привычек будет достаточно много, они впоследствии складываются в комплекс. Отсутствие материнской ласки и любви с момента рождения формирует страх и тревогу, ребёнок ощущает недостаток положительных эмоций и впечатлений.
Что делать?
Начинать родителям с себя: изменить свое отношение к ребёнку – больше внимания, доброты, ласки, заботы, совместных игр и развлечений, участия в его жизни ежеминутно. Ребёнок посредством вредных привычек замещает тот недостаток внимания и любви, который родители добровольно забрали у собственного чада. Через вредные привычки ребёнок утешает и успокаивает себя самостоятельно, компенсирует и замещает то, чего он лишён.
Поэтому, прежде чем ругать ребёнка за ту или иную привычку, подумайте, что не так с малышом или, что не так в вашем отношении к нему. Вредные привычки для ребёнка – это своеобразный ритуал самоуспокоения или самоободрения, поэтому устранить его можно только терпеливо и аккуратно, без окриков и назиданий. Криками и жёстким запретом вы только делаете акцент на вредной привычке, а не исправляете её.
Детский онанизм вызывает у родителей особую тревогу. Нужно понимать, что до трёх лет дети не способны себя идентифицировать с женским или мужским полом, для них половой орган – это часть его тела и не более того, плюс ребёнок хочет познать самого себя. Если вы замечаете подобную привычку, до полного засыпания находитесь рядом с ним возле кроватки: укройте одеяльцем, чтобы руки были сверху, спойте колыбельную, приласкайте, погладьте, поцелуйте ребёнка или расскажите сказку, или включите тихую ритмичную музыку, т.е. помогите ему уснуть. Если это делать регулярно, привычка исчезнет сама собой.
После четырёх лет, если онанизм приобретает остро выраженный характер, следует обратиться к детскому психиатру, возможно есть нарушения, связанные с родами.
Любая вредная привычка «кричит» об отсутствии достаточного родительского внимания и участия в жизни ребёнка. Уважаемые родители, начинайте с себя!
sherbakova.com