Виды деятельности детей раннего возраста – Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО

Содержание

Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Поделись с друзьями

В течение первых семи лет жизни ребенок постепенно усваивает несколько видов деятельности, каждый из которых делает неодинаковый вклад в психическое развитие Это обусловлено тем, что в каждом возрасте один из видов действие деятельности является основным, ведущим для психического развития ребенка.

Ведущим видом деятельности для каждого возраста является тот, который обусловливает основные, важнейшие изменения в психике. Основными видами деятельности в дошкольном детстве является общение, предметная деятельность и гргра.

Эмоциональное общение ребенка со взрослым возникает до овладения простейшими действиями с предметами. В раннем возрасте интерес к взрослому переносится и на предметы, в результате чего ребенок приобщается к предметной деятельности. Овладевая использованием предметов, ребенок становится самостоятельным, учится подражать действиям взрослого, действовать вместе с ним, стимулировать определенное отношение к своим действиям и себя (требовать внимания, похвалы).

Следующим этапом развития является переход к ролевой игре. Ребенок подражать взрослому, выполнять его роль, распоряжаться вещами и событиями, как он. Все это он делает, заменяя подлинные вещи игрушками, настоящие действия - мысленными.

Потребности и интересы ребенка все время связаны с взрослыми людьми. С развитием его возможностей эта связь приобретает новые формы, появляются новые потребности, которые служат основой для возникновения новых видов деятельности.

Переход к новой ведущей деятельности зависит и от условий жизни ребенка, а не только от того, чего его учат взрослые.

В ведущих видах деятельности выявляются основные потребности и интересы детей, происходит формирование важнейших для каждого возраста действий, психических качеств и свойств личности Однако деятельность ребенка не исчерпывается ведущими ее видами Одновременно появляются и развиваются другие виды деятельности, которые по-своему влияют на психическое развитие дошкольника.

От трех до семи лет ребенок овладевает не только игрой, но и продуктивными видами деятельности — рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием, начинает выполнять различные учебные и трудовые задачи. Обучением и трудом как особым, самостоятельным видом деятельности дошкольник еще не занимается, это его ждет в будущем.

Каждый вид деятельности способствует усвоению действий, образованию психических качеств, необходимых для его выполнения и развития личности Например, игра очень важна для развития мышления, воображения детей, усвоения ими норм поведения, установление отношений с другими детьми, однако она не создает специальных условий для развития восприятия. Такими возможностями обладают рисование, конструирование.

Процесс овладения ребенком разнообразными действиями происходит под влиянием обучения и воспитания, но он зависит не только от желания взрослого, поскольку ребенок может усвоить далеко не все действия и усваивает их не в любом порядке. Сначала ему даются простые, потом более сложные действия, поэтому доступный уровень их сложности всегда ограничен предыдущими достижениями.  Обучение должно соответствовать потребностям и интересам ребенка, быть включенным в привлекательную для него деятельность. Дошкольники, как известно, значительно лучше и легче усваивают новые действия в процессе игры.

Согласно ФГОС ДО в числе основных принципов дошкольного образования:

поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

 

students-library.com

Статья (младшая группа): «Предметная деятельность — ведущий вид деятельности детей раннего возраста».

Статья

Тема:

«Предметная деятельность — ведущий вид деятельности детей раннего возраста».

1. Предметная деятельность ребёнка раннего возраста.

Предметная деятельность ребёнка раннего возраста является ведущим видом деятельности. В этом возрасте ребёнок открывает для себя мир окружающих предметов. Взрослый становится проводником ребёнка в этот мир. В процессе совместной деятельности со взрослым малыш знакомится с разнообразными предметами и их свойствами. Переход к предметному восприятию является результатом овладения ребёнком простейшими действиями – манипуляциями с предметами.

Предметная деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения с помощью взрослого способами действий с предметами окружающей действительности.

На втором году жизни происходит совершенствование способов взаимодействия с предметным миром. Интенсивное психическое и моторное развитие способствует совершенствованию действий, производимых ребёнком с предметами.

К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение и сопоставление. Характерной особенностью в возрасте от 1, 5 до 2 лет является опредмеченность восприятия. Ребёнок может подобрать предметы по названию формы.

На третьем году жизни у ребёнка появляется желание более чётко следовать образцу взрослого. В этом возрасте для малыша представляет интерес весь окружающий его предметный мир. Он постигает, как использовать посуду, столовые приборы, предметы быта, одежду. Таким образом происходит овладение орудийными действиями.

В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий – в ней этот опыт закреплен и через нее передается.

2. Линии развития предметной деятельности.

Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

становление орудийных действий;

развитие наглядно-действенного мышления;

развитие познавательной активности;

формирование целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи — ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.

Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.

Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.

Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.

Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности.

3. Приемы, повышающие общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого (в форме диалога) .

Для формирования у детей раннего возраста предметных действий необходимо использование приемов, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:

— приемы эмоционально-речевого воздействия (комментирование всех действий с предметами, игрушками: молоток стучит – тук, тук; машина едет – би, би) ; изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением и т. д.) ;

— приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и т. д.) ;

— приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, иногда – долька мандарина или печенье и т. д.) ;

— приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами, включающие элементы новизны, неожиданности и т. д.) ;

— прием отсроченного речевого сопровождения;

— подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.

4. Направления работы по формированию предметных действий.

Направления работы по формированию предметных действий включают задания, стимулирующие интерес у детей к продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, элементы аппликации, конструирование) .

Первое направление – формирование у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым в процессе манипулятивных действий.

Задачи:

— создания условий возникновения у ребенка ощущения психологического комфорта в процессе взаимодействия с педагогом, установление положительного эмоционального контакта;

— вызывание эмоциональной, голосовой, двигательной реакции на появление и ласковое обращение педагога к ребенку;

— формирование восприятия окружающих предметов, игрушек, вызывание интереса к действиям с ними;

— обучение ребенка действовать совместно с педагогом, понимать жестовую и речевую инструкцию, побуждение к самостоятельным действиям.

Игры: «Где кукла? », «Что в ладошке? », «Разноцветные краски».

Практическое задание для педагогов: «Разноцветные краски».

Второе направление – формирование у детей ориентировки на оценку своих действий взрослым.

Задачи:

— обучение детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого в виде жестов, мимики, речевых высказываний, например: «Так, не так, правильно, неправильно, хорошо, молодец» и др. ;

— формирование у ребенка представлений о конечном результате действия.

Игры: «Покатай куклу», «Собери солдатика». Игровые задания: «помой посуду», «построим дорожку».

Практическое задание: «Собери пирамидку, мисочки» (в парах) .

Третье направление – развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.

Задачи:

— формирование у ребенка перцептивных действий, направленных на обследование окружающих объектов (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания) ; умений захватывать и удерживать предметы в руке;

— обучение детей выполнять различные действия с предметами, ориентируясь на их физические свойства;

— развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук; побуждение детей выполнять согласованные действия обеих рук по показу, самостоятельно; развитие у детей зрительно-двигательной координации.

Игры: «Возьми погремушку», «Птичка летает». Игровые задания: «дай игрушку», «бросим пуговицы в таз», «поиграй на пианино», «собери фасоль в кастрюле», «пальчики здоровались».

Практическое задание: «Ой, летали птички».

Четвертое направление – формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами.

Задачи:

— формирование поисково-ориентировочных действий (ориентировка типа «Что это? », «Что с этим можно делать? », знаний о назначении предметов;

— обучение детей сравнивать и различать предметы в соответствии с их функциональным назначением, применять такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам;

— формирование у ребенка практической направленности на свойства объектов, сопоставляя их с сенсорными эталонами: величина (большой – маленький, форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, цвет (красный, синий, желтый, зеленый, объем (шар, кубик, кирпичик, крыша) ;

— обучение ребенка использованию предметов обихода по назначению;

— формирование у ребенка способов ориентировки (целенаправленные пробы, практическое «примеривание») ;

— обучение умениям осуществлять действия с предметами-заместителями.

Игры: «Мишка заболел». Игровые задания: «телефон», «найди такой же», «Делай, как я», «Строй, как мама» и др.

Пятое направление – формирование соотносящих действий.

Задача:

— обучать ребенка соотносить обе части предмета в соответствии с их свойствами и качествами.

Игры: «Спрячь зайку», «Собери бусы». Игровые задания: «Спрячь матрешку», «Собери паровозик» и др.

Шестое направление – формирование орудийных действий. 

Задачи:

— закреплять у детей ранее усвоенные предметные действия;

— закреплять собственный опыт действий ребенка с предметами-орудиями, знаний о назначении предметов.

Игры: «Причеши куклу», «Поймай рыбу», «Перелей воду из тазика в ведерко», «Из чего Маша будет пить? ».

Приемы и направления работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста способствуют развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и к действиям с предметами; мотивируют к самостоятельным действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, на развитие связной речи; способствуют появлению предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, самостоятельности в быту, овладении бытовыми навыками.

Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета. Мотив этой деятельности заключен в самом предмете, в способе его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает как средство осуществления предметной деятельности. Оно продолжает развиваться и становится речевым.

Исследователи П.Я. Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:

1 этап: 1-1,5 года – ребенок не знает функций предметов;

2 этап: 2-2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;

3 этап: после 2,5 лет – отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).

В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).

nsportal.ru

понятие, влияние выбора на развитие ребенка

Дети, приходя в этот мир, начинают постепенно осваиваться в нем. Этот процесс происходит через знакомство с опытом, накопленным предыдущими поколениями. Развитие ребенка невозможно без его активного включения в различные виды деятельности. Малыши 1-3 лет снова и снова водят карандашами по бумаге, соединяют детали конструктора, пытаются донести кашу до рта. Именно действия с предметами считаются психологами ведущим видом деятельности в раннем возрасте.

Определение и возрастная периодизация

Термин «ведущая деятельность» был введен в психологию Выготским. Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности. Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности.

На этой основе была составлена возрастная периодизация. В ней выделены следующие этапы:

  1. Младенчество. До года груднички нуждаются в эмоциональном общении со взрослыми.
  2. Малыши 1-3 лет. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте являются действия с предметами.
  3. Дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план для ребятишек 3-7 лет.
  4. Младшие школьники (с 7 до 11 лет) оказываются вовлечены в учебную деятельность.
  5. Для подростков с 11 до 15 лет крайне важным становится личностное общение с друзьями.
  6. Юноши и девушки 15-18 лет заняты профессиональным самоопределением.

Характеристика ведущей деятельности

Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т. д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность. В процессе занятия ею у ребенка:

  • перестраиваются психические процессы;
  • развиваются новые психологические особенности;
  • формируются другие виды деятельности.

Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее. Так, ведущим видом деятельности в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их. В результате этого формируются сенсорные эталоны, интеллект в виде наглядно-действенного мышления. Малыш учится ставить маленький кубик на большой, вкладывать призму в соответствующее отверстие сортера.

Изучая назначение предметов, ребенок вступает во взаимодействие со взрослым. Жестов и эмоциональных восклицаний становится недостаточно для передачи информации. Это приводит к появлению важного новообразования — активной речи.

Ведущий вид деятельности в раннем возрасте является основой для зарождения самосознания. Ребенок начинает отделять результат своих действий с предметами от результата действия других членов семьи. Так формируется представление о себе как об отдельной личности. Все это приводит к кризису 3-х лет.

В ходе манипуляций с игрушками и предметами постепенно формируется игровая и продуктивная (рисование, конструирование, лепка) виды деятельности. Создаются предпосылки для перехода на следующий возрастной этап.

Потребности малыша 1-3 лет

Ребенок раннего возраста целиком зависит от взрослого. Он не может самостоятельно удовлетворить свои потребности. К тому же крохе необходимы любовь и внимание родителей, общение с ними. Но в то же самое время малыш многое умеет делать сам. Он уверенно ходит, способен брать вещи, до которых раньше не мог дотянуться. У него появляется стремление к самостоятельности.

Разрешается возникшее противоречие через ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Кратко его можно описать как практическое совместное взаимодействие малыша и взрослого человека с предметами.

Исследовать игрушки и вещи младенцы начинают примерно в 6 месяцев. Они трясут погремушку, стучат ею, нажимают на кнопки, щупают руками и облизывают. Эти действия направлены на изучение физических свойств предмета. В раннем же возрасте ребенка больше интересует его назначение. Однако малыш не может научиться правильным действиям с предметами без помощи взрослого. У него не хватает опыта, чтобы самостоятельно понять предназначение карандаша, ложки или расчески. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте — это возможность стать партнером мамы или папы.

Взрослый выступает в роли наставника, который показывает общественно-выработанные способы действий, но не выполняет их за кроху. Создается ситуация делового общения. Малыш, с одной стороны, получает необходимое внимание, а с другой, учится действовать самостоятельно.

Развитие предметной деятельности

Маленький ребенок не сразу постигает назначение игрушек и вещей вокруг себя. Все начинается с первой фазы развития ведущего типа деятельности. В раннем возрасте это любые действия с предметами, вытекающие из их свойств. Карандаши можно катать, кидать, облизывать, стучать ими, как барабанными палочками. Дети выступают в роли экспериментаторов.

Затем наступает вторая фаза, когда ребенок узнает истинное назначение предмета и использует его общепринятым образом. Малыш берет карандаш, когда хочет порисовать. И, наконец, приходит черед третьей фазы. Ребенок осваивает свободное употребление предмета, при этом постоянно помня об его основной функции. Так, играя в доктора, кроха может использовать карандаш вместо градусника.

Ведущий вид деятельности в раннем детстве является основой для интеллектуального, речевого и психологического развития малыша. Самое большое значение имеют два вида действий с предметами: соотносящие и орудийные.

Цель первых — привести предметы или их части в заранее определенные пространственные взаимоотношения. Ребенок собирает матрешку, подбирает крышки для баночек, вкладывает детали в отверстия. При этом он должен учитывать размеры, формы или цвета предметов. Освоить соотносящие действия нельзя без контакта со взрослым. Самостоятельно малыш нанизывает колечки пирамидки в произвольном порядке, у него не сформирован эталонный образец и потребность ему следовать. В совместной игре с мамой появляется желание собрать игрушку правильно.

Орудийные действия предполагают, что малыш учится обращаться с предметом так, как это принято в обществе. Он должен приспособить свои движения под характерные особенности вещи (копать лопаткой, рисовать кисточкой, вытираться полотенцем). Таким образом, ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста приводит к формированию элементарной логики. Изначально малыш несет ложку ко рту по кратчайшему пути, как печенье или сухарик. Но со временем он осознает, что так суп проливается. Ложку нужно все время держать горизонтально. Сначала ее поднимают вверх над тарелкой, а потом подносят к губам.

Взрослый как образец

Предметную деятельность малышей подробно изучал Эльконин. Особое внимание он уделял орудийным действиям, так как через их освоение происходит социализация ребенка. В развитии ведущего вида деятельности в раннем возрасте, по Эльконину, можно выделить два направления.

Первое — это постепенное овладение тем или иным действием с помощью взрослого. Сначала мама берет руки малыша и помогает ему совершить требуемые движения. Затем ему дают сделать часть действий самостоятельно. Впоследствии малышу вполне достаточно показа или словесных указаний родителей.

Без образца действия, продемонстрированного взрослым, обучение невозможно. Эльконин отметил следующие закономерности:

  • Ребенок учится манипулировать с предметами тогда, когда взрослый побуждает его к этому, воздействуя на эмоции. Главное для крохи — делать что-то вместе с мамой или папой, подражать им. Когда взрослый выходит из игры, она может еще долго продолжаться.
  • Малыш первоначально улавливает общий смысл действия, а затем совершенствуются его техническая сторона. Так, годовалый ребенок проводит расческой над волосами, даже не касаясь их.
  • Для малыша важен не конечный результат, а правильное воспроизведение показанных взрослым действий. Образец удается повторить после многочисленных попыток.
  • Совершая действия, малыш мысленно отождествляет себя со взрослым человеком.
  • Родители играют сразу несколько ролей. Они одновременно образцы для подражания, наставники, контролеры и источник моральной поддержки.

Второе направление по Эльконину

Другое направление в исследованиях ученого — изучение особенностей ориентации малышей в области осваиваемого действия. Эльконин подробно рассмотрел три этапа формирования ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Психология ребенка хорошо просматривается на каждой ступени, изучаются происходящие с ней изменения.

Так, в начале первого этапа ребенок манипулирует предметом, не подозревая о его назначении. Постепенно он учится производить с ним правильные действия, но практические навыки еще не достаточно сформированы. Малыш понимает, что ложку надо поднести ко рту, но не может удержать ее горизонтально. В конце этого этапа ребенок овладевает специфическим способом действия с предметами. В его голове устанавливается жесткая связь. Дети не могут использовать изученный предмет для других операций (пить из кубика, вытирать стол носовым платком).

На втором этапе развития ребенок начинает воспроизводить освоенные действия в нестандартных ситуациях. Перенос может осуществляться на другие предметы (пить можно не только из чашки, но и из стакана) и ситуации (попытки одеть кота).

Третий этап знаменуется появлением игрового действия. Ребенок самостоятельно решает, какие операции подходят для предметов. Он осваивает замещение. Теперь кубик может быть утюгом, кусочком хлеба, мылом. Конфету заменит шарик из пластилина или камушек. По сути, малыши знакомятся с первыми элементарными символами. Это создает предпосылки для развития воображения.

Возникновение других видов деятельности

Через манипуляции с предметами малыш включается в новые для себя отношения. Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста создает предпосылки для возникновения:

  • Трудовой деятельности. Малышу интересно орудовать веником, вытирать пыль тряпкой, поливать цветы из лейки, лепить печенья из теста. Не все родители готовы терпеливо обучать кроху этим умениям. Если ребенка отстраняют от домашних дел, у него снижается самооценка и исчезает мотивация к труду.
  • Игровой деятельности. Сначала ребенок манипулирует с игрушками, повторяя движения за мамой: кормит мишку, качает куклу. Он еще ничего не изображает, а просто копирует. Постепенно воображение развивается. К 3 годам малыши способны воспроизводить с помощью игрушек и предметов-заместителей реальные действия взрослых. При этом в процессе игры ребенок приходит к осознанию исполняемой роли (повар, мама, парикмахер, водитель).
  • Продуктивной деятельности (рисование, лепка). Первоначально кроха просто исследует материал, учится чертить каракули карандашом, не пытаясь изобразить что-то осмысленное. Перелом наступает, когда за случайными формами и линиями он начинает угадывать реальные предметы. Малыш сначала наносит штрихи, а потом радостно ищет, что же получилось. При участии взрослого у него формируется желание намеренно изобразить какие-то легкие образы.

Все ли так однозначно?

Большинство психологов и педагогов признают наличие единого ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Однако есть и противники этой теории. Они протестуют против обобщения на любых возрастных этапах. Лейтес указал на то, что в концепции не учитывается личность конкретного ребенка, его индивидуальные особенности. Рубинштейн, не отрицая важность игр, называл другую важнейшую деятельность, определяющую развитие любого дошкольника: бытовую. Незаметно, через повседневные дела, малыш усваивает правила поведения, учится общаться со сверстниками.

Петровский сомневался, что возможно определить ведущий вид деятельности детей. В раннем возрасте они особенно сильно подвержены влиянию окружения. Поэтому у разных малышей ведущим могут быть разные виды деятельности в зависимости от уровня развития, социальной ситуации.

Воспитание гармоничной личности

Петровский настаивал на том, что всестороннее развитие ребенка не может осуществляться через один ведущий вид деятельности. В раннем возрасте важно познакомить малыша с различными сферами жизнедеятельности человека. Вот их перечень:

  • Предметная деятельность с игрушками. Они могут быть составными (конструктор, матрешка, пазл) или подвижными (юла, неваляшка, машинка).
  • Экспериментирование с песком, тестом, водой и другими веществами.
  • Общение со взрослыми людьми.
  • Игры в группе сверстников под наблюдением и руководством взрослых.
  • Самообслуживание, формирование орудийных действий (есть ложкой, подметать веником, копать совком).
  • Изобразительная деятельность (аппликации, простые поделки, лепка, рисование).
  • Знакомство с музыкой через ее прослушивание, пение, танцы. Малыши очень любят музыкальные игрушки, многим нравятся классические произведения.
  • Восприятие стихов, сказок, рассматривание иллюстраций в книжках.
  • Двигательная активность (гимнастика, подвижные игры, катание на велосипеде, беговеле и т. д.)

Ведущий вид деятельности в раннем возрасте — понятие спорное. Однако невозможно отрицать того факта, что внимание малышей направлено на предметы. Неслучайно любимыми игрушками становятся кастрюли, веники, папины инструменты. Задача родителей — поощрять самостоятельность малышей и терпеливо обучать их правильным действиям с предметами. От этого зависит интеллектуальное и психологическое развитие любимого чада.

fb.ru

Статья «Ранний возраст — основа развития видов детской деятельности»

Тема: «Ранний возраст — основа развития видов детской деятельности»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические основы развития детей раннего возраста…………… 4

1.1.Психолого – педагогическая характеристика детей раннего возраста……4

1.2.Особенности развития детей раннего возраста……………………………..6

1.3.Педагогический условия развития детей раннего возраста………………13

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития детей раннего возраста…………………………………………………………………………..19

2.1.Диагностика уровня развития детей раннего возраста……………………19

2.2.Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста…21

2.3.Анализ эффективности реализованных мероприятий по развитию детей раннего возраста…………………………………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….26

Используемая литература……………………………………………………….28


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Введение

Пожалуй, невозможно найти в обществе более важную задачу, чем воспитание нового человека. Безусловным фактором дальнейшего общественного прогресса может стать лишь высоко сознательный, способный и нравственно развитый индивид, обладающий гражданственной жизненной позицией.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Данная задача приобретает в настоящее время особую актуальность, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. После того, как матери получили возможность воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией всё больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли.

При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержкой для полноценного развития ребёнка раннего возраста со стороны профессионалов, обладающих соответствующей квалификацией и острым дефицитом соответствующих специалистов (психологов и педагогов) по работе с маленькими детьми.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, заключающуюся в выявлении оптимальных педагогических условий развития детей раннего возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Педагогические условия развития детей раннего возраста».

Цель исследования: изучить особенности развития детей раннего возраста.

Объект исследования: процесс развития детей раннего возраста.

Предмет исследования: педагогические условия развития детей раннего возраста.

При изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования была выдвинута следующая гипотеза: развитие детей раннего возраста может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:

организация развивающей среды, направленной на общее развитие детей раннего возраста;

широкое использование игр, сгруппированных по логическим приемам, на развитие которых они направлены;

обеспечение максимальной самостоятельности ребенка при выполнении игровых заданий.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. раскрыть особенности развития детей раннего возраста;

3. определить критерии и уровни сформированности развития детей раннего возраста;

4. экспериментально проверить эффективность реализованных условий.

Научная новизна исследования состоит в том, что развитие детей раннего возраста рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного развития детей раннего возраста через развивающую среду.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы для уточнения требований образовательного стандарта дошкольного образования по работе, связанной с общим развитием детей раннего возраста, при проведении аттестации дошкольных учреждений.

Глава 1 .Теоретические основы развития детей раннего возраста

             

 1.1.   Психолого-педагогическая   характеристика   детей  

раннего возраста

Ранее детство (1-3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования видов деятельности.

Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых- психологов, как Н. М. Аксарина , В. Г. Алямовская, В. С. Мухина и др.

С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Многочисленные исследования показатели, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную продолжительность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к людям. На фоне идентификации у ребенка проявляется чувство доверия к людям ( чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.

Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.

Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослым. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а вместе они достаточны для полноценного психического развития маленького растущего человека.

Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие  психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие  предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной 

активности, координированности движений и действий, прямохождении, в 

развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в 

развитии способности к замещению, символическим действиям и 

использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в 

чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я» 

и в появлении чувства личности.

Общая сензитивность к развитию осуществляется за счет неудержимости  онтогенетического потенциала к развитию,а также психологического 

вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений,где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды к субъективации желания, т.е. для   нас   –к появлению желания, стремления для самого ребенка, к разрушению исходной общности со взрослым, становлению первой формы «Я» (Я – желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникает Я – действующий.

Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем детстве – непременное условие развития предметной деятельности детей этого возраста.

Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами (например, игрушкой-мишкой) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, а за другими закреплены иные и однозначные действия. Жесткая закрепленность действий за предметами – орудиями, способы действия с ними устанавливаются малышом под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.

Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими 

предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. Развитие мышления 

ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной 

деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять 

предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, 

действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это 

создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной 

деятельности и позволяет действовать с предметами не только 

непосредственно, но и с помощью других предметов или действий 

(например, стучать, вращать).

Практическая предметная деятельность детей – важный этап перехода 

от практического опосредования к умственному, она создает условия для 

последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе 

выполнения действий с предметами и обозначения действий словами 

формируются мыслительные процессы ребенка.

Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному  развитию речи ребенка. 

К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи 

двусловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют 

тем, что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они 

как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и 

произносить слова, а также строить предложения. Ребенок второго года  очень эмоционален.Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей 

неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает 

радостное оживление.

Ведущей в этот период становится предметно-манипулятивная 

деятельность. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе 

игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.

При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность 

для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств 

потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним 

проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком 

своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным 

обстоятельствам, например прилагаемым усилиям. Для того чтобы поднятьсяна эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь 

объяснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества испособности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка. 

Психологические новообразования раннего возраста продвигают ребенка на 

новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет. 

Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один 

из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр 

старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых, 

пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и 

активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если 

же новые отношения с ребенком не складываются, его, самостоятельность 

постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные 

явления. К возрасту около трех лет у ребенка можно заметить проявления 

внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера, 

способностей к различным видам деятельности, социальных потребностей в 

общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в 

лидировании. В этом возрасте заметным бывает проявление воли 

некоторыми детьми.

Таким образом, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Еговедущая деятельность – предметно — манипулятивная, в рамках которой 

возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные   

действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода.   Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение 

ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в 

которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.

1.2 Особенности развития детей раннего возраста

В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, происходит становление второй сигнальной системы, развивается речь, совершенствуется сенсорика.

К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни очень легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6-6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечает Н.М. Аксарина, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом. Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей.

Характеризуя преддошкольный период, Н.М. Аксарина пишет: «Ребенок родится, не умея произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во времягуления у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7-8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих линотипных слогов образует первые 10-12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми он активно пользуется, увеличивается незначительно, к 1 г.5 мес. у ребенка лишь 30-40 слов. В 1 г.5 мес. — 1 г.7 мес. происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен 300 — 400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словаря (к 3 годам — 1200-1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления». Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство.

Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые становятся содержанием работы, как психолога, так и педагога.

Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.

Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр).

Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.

Ещё одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребёнка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребёнку нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желанного результата. Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определённого продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определённый предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти игры требуют определённого представления о том, что должно получиться, и настойчивости в достижении результата.

Все перечисленные виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребёнка. Маленькие дети ещё не умеют действовать совместно; предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнёра, учитывать чужие желания и пр. У каждого ребёнка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную «завороженность» своими действиями. Это очень важное и ценное состояние. Монтессори видела в концентрации малышей на действиях с предметами начало воли ребёнка. Поэтому нужно всячески поддерживать индивидуальную работу ребёнка с предметами и создавать для неё все возможные условия. Это в свою очередь требует достаточного количества адекватных пособий и особой организации развивающей среды. Консультации воспитателей по подбору нужных игрушек, создание игровой развивающей среды, её периодическое обновление — всё это задачи психолога, который должен ориентироваться на интересы и возможности детей данного возраста.

Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи. Овладение речью, как известно, в основном происходит именно в этот период — от года до трёх. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни — сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.

Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам. Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребёнком взрослый.

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребёнок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включённость слов в конкретные действия, (или «единство слова и дела») очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации активизирующей речь детей — специальная психолого-педагогическая задача, которая должна решаться в сотрудничестве педагога и психолога.

Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5-2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию. Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи — важнейшая линия развития в раннем возрасте. Неоценимую роль для этого играет литература для малышей. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают неоценимый материал для речевого развития. Однако, взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Для этого нужно выразительное чтение, которое сопровождается жестами, яркими интонациями и возможно спектаклем игрушек. Разработка методики речевого развития детей раннего возраста также входит в задачи психолога.

В раннем возрасте возникает ещё одна важнейшая функция речи — регулятивная. Появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребёнка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребёнка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребёнка опосредованы речевым знаком, который направлен на своё поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребёнка определённый уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте линия развития ребёнка, которая нуждается в соответствующей психолого-педагогическом сопровождении.

Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка — сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть — взрослых или старших детей. Маленького ребёнка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется конечно же не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передаёт ребёнку способ замещения одних предметов другими. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передаёт им необходимые способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и конечно же (если ребёнок по-настоящему включён в неё) приносит эмоциональное удовлетворение. Поэтому развитие творческой игры и воображения у детей 2-3 лет является важнейшей задачей психолога.

В раннем возрасте возникает ещё одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребёнка — его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми. Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие. Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие даёт ребёнку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково — Каравай, Карусели, Раздувайся пузырь, Зайка и пр. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляет важное направление работы психолога.

Практически все дети раннего возраста (от 1,5 лет), растущие в семье, нуждаются в контактах со сверстниками и в овладении навыками общения. При этом раннее детство является сенситивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому весьма целесообразным является объединение в одной группе детей с различными трудностями. Такое объединение разных детей в раннем возрасте является весьма эффективным. Детям со специальными нуждами это облегчает адаптацию к обществу сверстников и ускоряет их развитие, а обычным детям даст незаменимый опыт общения с другими, отличающимися людьми, что чрезвычайно важно для воспитания толерантности. Вместе с тем, правильная организация общения малышей в интегративной группе представляет серьёзные трудности и требует участия профессиональных психологов.

Все перечисленные задачи являются общими для педагога и психолога и решаются в их тесном сотрудничестве.

Таким образом, развитие детей раннего возраста — самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий наибольшей заботы со стороны взрослых.

Именно в это время опыт взаимодействия с родителями, другими членами семьи, детьми и взрослыми влияет на развитие ребенка.

Потребности детей раннего возраста в охране здоровья, питании, безопасной обстановке, психосоциальном и познавательном развитии должны удовлетворяться координированным и взаимосвязанным образом так, чтобы каждый из компонентов подкреплял другой и ни один не оставался без внимания.

Чрезвычайно важно для развития нравственных понятий формирование эмоционального опыта ребенка раннего возраста. Вся информация должна быть пронизана чувствами. Понятия о добре и зле, счастье и горе, и даже понятие о светлом утре, жарком лете, опасной поездке, уютной комнате и старом диване складываются только тогда, когда ребенок непосредственно наблюдает проявления чувств и эмоций, характеризующих эти понятия.

Для развития и воспитания детей раннего возраста необходимо комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующего благоприятной адаптации и формироваl

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Образовательный проект «Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №188»

г. Иваново

Образовательный проект

«Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО».

Автор проекта: воспитатель первой

квалификационной категории

Белова Елена Ивановна

Тип проекта: Познавательно-игровой.

Длительность проекта: средней продолжительности.

Участники проекта: Дети группы раннего возраста (1.5-2.5 года), воспитатель, родители, музыкальный руководитель.

Актуальность:

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность, настойчивость и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.

Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста является предметная деятельность ( А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), а ситуативно-деловое общение со взрослым (М.И.Лисина) становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает способы действия с предметами.

Предметная деятельность является ведущей потому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка.

Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются в процессе предметных действий. Речь ребенка возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра.

В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств, как самостоятельность и целенаправленность. Уже в этом возрасте ребенок стремится к достижению правильного результата своей деятельности. А чтобы достижения в предметной деятельности, и признание со стороны взрослого, стали для малышей способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я и был разработан этот проект.

Цель проекта:  Создавать условия для ознакомления детей раннего возраста с назначением предметов окружающего мира, овладения способами действий с ними. Стимулировать познавательную активность детей в различных видах деятельности.

Задачи:

— Развивать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения и способствовать активным действиям с ними.

— Обогащать чувственный опыт детей в различных видах деятельности.

— Стимулировать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.

— Способствовать формированию опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.

— Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов.

— Развивать двигательную активность во всех видах игр.

Предполагаемый результат:

В ходе реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:

— Усвоение детьми назначения различных предметов, их свойств и способов обращения с ними.

— Совершенствование чувственного опыта; развитие ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления.

— Развитие у детей познавательной активности в процессе экспериментирования.

— Обогащение словаря и развитие речевой активности детей.

— Повышение компетенции педагогов и родителей по вопросам предметной деятельности детей.

Этапы проекта:

1-й этап. Подготовительный

Изучение методической литературы по теме проекта.

— Разработка перспективного плана работы по формированию предметно-орудийных действий у детей раннего возраста.

— Подбор литературы, иллюстративного материала, игрушек, игр.

— Пополнение предметно- развивающей среды группы.

— Разработка информационного материала для родительского уголка.

— Обсуждение с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией проекта.

2 этап – ОСНОВНОЙ.

Предметная

деятельность

и игры

с составными и

динамическими

игрушками.

ООД «Игрушки по местам».

Задачи: Развивать умение детей соотносить предметы с реальными предметами разной формы, уточнять действия, совершаемые с этими предметами.

ООД «Большие и маленькие колпачки».

Задачи: Познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины. Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину.

ООД «Матрешки».

Задачи: Развивать умение открывать и закрывать матрешку, расширять активный словарь, формировать представление о величине.

ООД «Соберем пирамидку из шариков».

Задачи: Развивать умение детей в нанизывании шариков, познакомить с промежуточными размерами, побуждать обращать внимание на завершение выполнения действий с игрушками.

Дидактические игры:

«Занимательная коробка», «Вложи мисочки»,

«Матрешки играют в прятки», «Чудесный мешочек», «Найди подружку неваляшке».

Экспериментирование

с материалами и

веществами

(песок, вода, тесто и пр.)

Игры с песком и водой:

Д.и. «Песок и вода», «Наливаем – выливаем»,

«Что тяжелее?», «Тонущие и

плавающие предметы», «Кораблики».

Опыт: «Пузыри в бутылке».

Игры с красками:

«Таинственные отпечатки»,

«Превращения воды».

Цель: Знакомить с обобщенными способами

исследования различных объектов из

окружающей жизни ребенка.

Общение со

взрослым и

совместные игры со

сверстниками под

руководством

взрослого.

Ситуативно-деловое общение на тему: «Твоя любимая игрушка».

Цель: Побуждать детей принимать участие в разговоре, отвечать на вопросы.

Игры –потешки:

«Ладушки», «Сорока».

Дидактические игры:

«Что в коробочке лежит ?» «Покажи игрушку и поиграй с ней».

Цель: Развивать потребность в речевом общении, способствовать обогащению словаря.

Дидактические игры:

«Покормим Катю», «Уложим куклу спать», «Оденем куклу после сна», «Купание кукол»,

«Катание кукол на машинах», «Мишка заболел»,

Речевая игра с куклами «Куклы хлопать все умеют».

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.

Самообслуживание и действия с бытовыми

предметами-орудиями

ложка, совочек,

лопатка и пр )

Дидактические игры:

«Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Переложи ложкой крупу».

Игры с водой:

«Ловись, рыбка», «Достань шарик».

Игры с песком:

«Насыпаем, высыпаем», «Секреты в песке», «Печем куличики для кукол».

Цель: Формировать предметные действия.

Восприятие

смысла

музыки

Слушание: «Петушок» — русская народная

мелодия.

«Мишка . Е.Тиличеева,

«Бубен» русская народная мелодия,

обработка М.Раухвергера.

Пение: «Машина» Т.Потапенко.

Музыкально-дидактические игры:

«Что звучит?», «На чем играю?»

Цель: Формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки. Развивать способность эмоционально откликаться на различные музыкальные произведения.

Восприятие

сказок, стихов,

рассматривание

картинок

Игры с картинками:

— «Лото», «Угадай, что на картинке», «Найди половинку».

— Чтение потешки «Киска-киска», «Катя,Катя».

— Чтение А.Барто «Мячик», «Уронили мишку на пол» — с рассматриванием иллюстраций в книгах.

— Инсценировка сказки «Курочка Ряба».

Цель: Формировать умение слушать потешки, сказки; рассматривать картинки, иллюстрации в книгах.

Двигательная

активность

Комплексы утренней гимнастики:

«Неваляшки», «Мишка».

Подвижные игры:

«Большие и маленькие мячики», «Догони мяч»,

«Прятки с куклой», «Зайка беленький сидит»,

«Мишка по лесу гулял».

Игровые упражнения:

«Доползи до погремушки», «Принеси игрушку»,

«Научи матрешку».

Игры детей:

с каталками, машинами, тележками.

Цель: Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ с РОДИТЕЛЯМИ:

Папка-передвижка «Развитие предметной деятельности в раннем возрасте».

Памятка для родителей: «Поддержание интереса детей к познавательному экспериментированию»

Консультации: «Детское экспериментирование в домашних условиях».

«Простые опыты с водой».

3-й этап. Заключительный

Продукт проекта:

— Фотоколлаж : «Развиваемся, играя» (игры детей дома и в детском саду).

— Развлечение-забава с применением игр с водой и песком.

Перспектива на будущее:

— Дальнейшая систематическая работа по совершенствованию предметно-орудийных действий у детей раннего возраста.

— Пополнение центра познавательной активности дидактическими играми и различными материалами для экспериментирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста под ред. Новоселовой С.Л. – М.: Просвещение, 1985.

  2. Интерет-ресурс.

  3. Карпухина Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1.5 -2 года). Практическое пособие.-Воронеж: ООО «М-Книга», 2017.

4. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера,2014.

5. Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста.-М.:, 1986.

6.Смирнова Е.О, Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2008.

7. Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. -изд-во «Детство-Пресс»,2010.

8. Хохрякова Ю.М. Методика развития предметной деятельности в раннем возрасте .-Пермь, 2001.

9.Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. М.: ТЦ Сфера,2015.

infourok.ru

Приложение 8 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Формы работы по образовательным областям

Формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Формы работы по образовательным

Подробнее

Краткая презентация рабочих программ

Краткая презентация рабочих программ группа содержание 1 младшая группа Рабочая программа педагога I младшей группы предназначена для работы с детьми раннего возраста. Программа учитывает индивидуальные

Подробнее

Характеристика видов деятельности детей

Характеристика видов детей Содержание и организацию в дошкольном образовательном учреждении определяет Программа дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие детей в различных видах по пяти

Подробнее

1 образовательная ситуация. Итого

Чтение художественной литературы Итого 10 10 11 14 14 Совместная Формы Формы совместной образовательной деятельности 1 младшая 2 младшая Средняя Старшая Подготовительная Общение, бесед Ежедневно Ежедневно

Подробнее

Тема методического диалога:

Тема методического диалога: «Реализация ФГОС в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации» в рамках недели федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

Подробнее

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. на уч.г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2017-2018 уч.г. Учебный план Пояснительная записка Учебный план МБУ детского сада 116 «Солнечный» разработан в соответствии с: — «Законом об образовании РФ» (принят 273-ФЗ от 29 декабря

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка План непосредственной — образовательной деятельности составлен в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; Порядком организации и осуществления

Подробнее

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Принят: на педагогическом совете Протокол от 3.08.7г Утверждаю: Заведующий МАОУ детским садом «Ладушки» О.Ю.Андрианова Приказ 75 од от 3.08.7г. Учебный план образовательной деятельности муниципального

Подробнее

УЧЕБНЫЙ ПЛАН. на учебный год

Выкипировка из основной общеобразовательной программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2015-2016 учебный год Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

Подробнее

Формы организации НОД

Формы организации НОД Детская деятельность Примеры форм работы Двигательная Игровая Продуктивная Чтение художественной литературы Подвижные игры с правилами Подвижные дидактические игры Игровые упражнения

Подробнее

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА УЧЕБНЫЙ ГОД

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА 138 ПРИНЯТО решением УТВЕРЖДАЮ педагогического совета Заведующая МБДОУ г. Мурманск 138 протокол от 03.10.2018 Дубовицкая Е.А.

Подробнее

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для педагогов ДО

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ для педагогов ДО Общепринятые сокращения: ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ООП ДО — основная образовательная программа дошкольного

Подробнее

ФГОС ДО? — с 2 до 7 лет

Диагностический инструментарий для выявления профессиональных затруднений педагогов Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дюймовочка» в период перехода на ФГОС

Подробнее

А также с учётом следующих программ:

Краткая презентация основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ д/с 43. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с 43 разработана в соответствии с федеральным

Подробнее

Пояснительная записка

Пояснительная записка Учебный план муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Покровский детский сад» разработан в соответствии следующих нормативных документов: 1. Федеральным законом

Подробнее

Содержание музыкального воспитания

Содержание музыкального воспитания Современные требования, согласно ФГОС Музыкальное воспитание Условие и средство психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития

Подробнее

docplayer.ru

23. Предметная деятельность детей раннего возраста.

В раннем возрасте у ребенка формируется предметная деятельность. Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов. Взрослый учит ребенка тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш и как — совочек, что нужно делать с игрушками — возить машину, укачивать куклу, дуть в дудочку. Несколько большую свободу действий он приобретает, манипулируя с игрушками.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми ребенок пользуется. Совершенствуются и сами предметные действия. В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности. Эти действия называются произвольными потому, что они возникают не под воздействием внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие внутреннего замысла, который руководит действиями ребенка. Произвольные действия — это целенаправленные действия, у детей раннего возраста они могут быть неустойчивыми. Начав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств.

На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей полоролевого поведения через подражание. Ребенок начинает больше подражать взрослому одного с ним пола, причем своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым. Ребенок способен уже к вычленению собственных действий из совместной деятельности со взрослым, что отражается в речи: «Вова дает кушать», «Наливает воды Тата», а позже: «Я играю», «Я иду гулять». Осознание личных действий становится предпосылкой нового всплеска самостоятельности и подготавливают следующий переходный период — кризис 3 лет.

25. Принципы психического развития.

Принцип единства сознания и деятельности. Поведение и сознание— это не два в разные стороны обращенных аспекта, они образуют органическое единство. Сознание является внутренним планом деятельности — ведь, прежде чем ЧТО-то сделать, нужно иметь цель, замысел, то есть представлять в уме (в идеальном плане), что будешь делать, планировать свою деятельность. Сознание незамкнуто само в себе (как у В.Вундта), а проявляется в деятельности. В деятельности оно и формируется, субъект не только преобразует объект, преобразуя объект, он, в то же время, преобразует и себя. Чем больше у человека связей с окружающей его действительностью, тем больше мы можем сказать о его внутреннем мире, о его сознании. Таким образом, изучать психику человека, его сознание можно через деятельность. Этот принцип фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

Подражаниеисотрудничество,общение со взрослымивыступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения.

Механизмом преобразования культуры в мир личности выступает механизм интериоризации– превращение внешнего во внутреннее.

Л.С. Выготский: движущая сила психического развития ребенкаобучениекак специально организованный процесс воздействия на ребенка.

  • Обучение и развитие – понятия не тождественные: процесс развития имеет внутреннюю логику и представляет собой процесс возникновения новых качеств, которые отсутствовали на более ранних этапах развития.

  • Внутренняя связь обучения и развития – зона ближайшего развития ребенка.

  • На определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторые задачи только с помощью другого; эти задачи и составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться самостоятельно.

  • Интериоризация, преобразование внешнего во внутреннее, превращение зоны ближайшего развития в уровень актуального развития и составляют суть и ход психических изменений развития ребенка.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о