Статья (младшая группа): «Предметная деятельность — ведущий вид деятельности детей раннего возраста».
Статья
Тема:
«Предметная деятельность — ведущий вид деятельности детей раннего возраста».
1. Предметная деятельность ребёнка раннего возраста.
Предметная деятельность ребёнка раннего возраста является ведущим видом деятельности. В этом возрасте ребёнок открывает для себя мир окружающих предметов. Взрослый становится проводником ребёнка в этот мир. В процессе совместной деятельности со взрослым малыш знакомится с разнообразными предметами и их свойствами. Переход к предметному восприятию является результатом овладения ребёнком простейшими действиями – манипуляциями с предметами.
Предметная деятельность способствует усвоению ребенком социального опыта посредством овладения с помощью взрослого способами действий с предметами окружающей действительности.
На втором году жизни происходит совершенствование способов взаимодействия с предметным миром. Интенсивное психическое и моторное развитие способствует совершенствованию действий, производимых ребёнком с предметами.
К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение и сопоставление. Характерной особенностью в возрасте от 1, 5 до 2 лет является опредмеченность восприятия. Ребёнок может подобрать предметы по названию формы.
На третьем году жизни у ребёнка появляется желание более чётко следовать образцу взрослого. В этом возрасте для малыша представляет интерес весь окружающий его предметный мир. Он постигает, как использовать посуду, столовые приборы, предметы быта, одежду. Таким образом происходит овладение орудийными действиями.
В усвоении предметных действий важнейшая роль принадлежит речи, как основному средству общения взрослых с ребенком. В связи со значительным развитием понимания речи слова взрослого теперь не просто привлекают внимание ребенка к показываемому предмету, не только направляют и организуют его действия, но и определяют их содержание. Речь вплетается взрослым в действие и выступает в качестве носителя опыта действий – в ней этот опыт закреплен и через нее передается.
2. Линии развития предметной деятельности.
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:
становление орудийных действий;
развитие наглядно-действенного мышления;
развитие познавательной активности;
формирование целенаправленности действий ребёнка.
Каждое из этих направлений предполагает специальные игровые материалы и особые характеристики игрушек.
Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи — ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.
Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и автодидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.
Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.
Целеустремлённость и настойчивость. Формирование целеустремлённости и настойчивости ребёнка третьего года жизни осуществляется в простых продуктивных действиях, предполагающих представление о конечном результате. Ориентация на результат (цель) способствует становлению целенаправленности.
3. Приемы, повышающие общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого (в форме диалога) .
Для формирования у детей раннего возраста предметных действий необходимо использование приемов, повышающих общую продуктивность взаимодействия ребенка и взрослого:
— приемы эмоционально-речевого воздействия (комментирование всех действий с предметами, игрушками: молоток стучит – тук, тук; машина едет – би, би) ; изменение интонации, высоты голоса, ласковый взгляд и разговор, использование потешек, стихов, подвижных игр с речевым сопровождением и т. д.) ;
— приемы тактильного воздействия (поглаживания, прижатие к себе, демонстрация доброжелательного отношения к ребенку, ласковое обращение к ребенку по имени, зрительный контакт «глаза в глаза» и т. д.) ;
— приемы поощрения (похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, иногда – долька мандарина или печенье и т. д.) ;
— приемы, привлекающие внимание ребенка (волшебные мешочки, сюрпризные моменты, различные механические игрушки, игрушки с музыкальным сопровождением, с различными звуковыми эффектами, включающие элементы новизны, неожиданности и т. д.) ;
— прием отсроченного речевого сопровождения;
— подхватывание встречных действий ребенка – манипуляций с предметом.
4. Направления работы по формированию предметных действий.
Направления работы по формированию предметных действий включают задания, стимулирующие интерес у детей к продуктивными видами деятельности (рисование, лепка, элементы аппликации, конструирование) .
Первое направление – формирование у ребенка интереса к сотрудничеству со взрослым в процессе манипулятивных действий.
Задачи:
— создания условий возникновения у ребенка ощущения психологического комфорта в процессе взаимодействия с педагогом, установление положительного эмоционального контакта;
— вызывание эмоциональной, голосовой, двигательной реакции на появление и ласковое обращение педагога к ребенку;
— формирование восприятия окружающих предметов, игрушек, вызывание интереса к действиям с ними;
— обучение ребенка действовать совместно с педагогом, понимать жестовую и речевую инструкцию, побуждение к самостоятельным действиям.
Игры: «Где кукла? », «Что в ладошке? », «Разноцветные краски».
Практическое задание для педагогов: «Разноцветные краски».
Второе направление – формирование у детей ориентировки на оценку своих действий взрослым.
Задачи:
— обучение детей действовать с предметами, ориентируясь на оценку взрослого в виде жестов, мимики, речевых высказываний, например: «Так, не так, правильно, неправильно, хорошо, молодец» и др. ;
— формирование у ребенка представлений о конечном результате действия.
Игры: «Покатай куклу», «Собери солдатика». Игровые задания: «помой посуду», «построим дорожку».
Практическое задание: «Собери пирамидку, мисочки» (в парах) .
Третье направление – развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Задачи:
— формирование у ребенка перцептивных действий, направленных на обследование окружающих объектов (действия рассматривания, ощупывания, выслушивания) ; умений захватывать и удерживать предметы в руке;
— обучение детей выполнять различные действия с предметами, ориентируясь на их физические свойства;
— развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук; побуждение детей выполнять согласованные действия обеих рук по показу, самостоятельно; развитие у детей зрительно-двигательной координации.
Игры: «Возьми погремушку», «Птичка летает». Игровые задания: «дай игрушку», «бросим пуговицы в таз», «поиграй на пианино», «собери фасоль в кастрюле», «пальчики здоровались».
Практическое задание: «Ой, летали птички».
Четвертое направление – формирование поисковых ориентировочно-исследовательских действий с предметами.
Задачи:
— формирование поисково-ориентировочных действий (ориентировка типа «Что это? », «Что с этим можно делать? », знаний о назначении предметов;
— обучение детей сравнивать и различать предметы в соответствии с их функциональным назначением, применять такое же действие к другим сходным, но не одинаковым предметам;
— формирование у ребенка практической направленности на свойства объектов, сопоставляя их с сенсорными эталонами: величина (большой – маленький, форма (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, цвет (красный, синий, желтый, зеленый, объем (шар, кубик, кирпичик, крыша) ;
— обучение ребенка использованию предметов обихода по назначению;
— формирование у ребенка способов ориентировки (целенаправленные пробы, практическое «примеривание») ;
— обучение умениям осуществлять действия с предметами-заместителями.
Игры: «Мишка заболел». Игровые задания: «телефон», «найди такой же», «Делай, как я», «Строй, как мама» и др.
Пятое направление – формирование соотносящих действий.
Задача:
— обучать ребенка соотносить обе части предмета в соответствии с их свойствами и качествами.
Игры: «Спрячь зайку», «Собери бусы». Игровые задания: «Спрячь матрешку», «Собери паровозик» и др.
Шестое направление – формирование орудийных действий.
Задачи:
— закреплять у детей ранее усвоенные предметные действия;
— закреплять собственный опыт действий ребенка с предметами-орудиями, знаний о назначении предметов.
Игры: «Причеши куклу», «Поймай рыбу», «Перелей воду из тазика в ведерко», «Из чего Маша будет пить? ».
Приемы и направления работы по формированию предметных действий у детей раннего возраста способствуют развитию интереса к сотрудничеству со взрослыми и к действиям с предметами; мотивируют к самостоятельным действиям с игрушками в соответствии с их функциональным назначением; положительно влияют на становление у детей ведущего вида деятельности (предметно-игровой, на развитие связной речи; способствуют появлению предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, самостоятельности в быту, овладении бытовыми навыками.
Предпосылки предметной деятельности формируются еще в младенческом возрасте. Целью предметной деятельности является усвоение функций предметов, овладение способами действий с ними. Самостоятельно, без помощи взрослого ребенок не может понять назначение предмета. Мотив этой деятельности заключен в самом предмете, в способе его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает как средство осуществления предметной деятельности. Оно продолжает развиваться и становится речевым.
Исследователи П.Я. Гальперин и др. изучали проблему развития предметной деятельности и выделили этапы ее развития:
1 этап: 1-1,5 года – ребенок не знает функций предметов;
2 этап: 2-2,5 года – жесткое закрепление функции за предметом;
3 этап: после 2,5 лет – отделение действия от предмета, ребенок осваивает функции предмета и начинает использовать одни предметы вместо других (предметы-заместители, когда ребенок начинает переносить усвоенные способы действия на другие предметы).
В рамках предметной деятельности зарождается игра (в конце раннего детства).
nsportal.ru
«Ведущий вид деятельности детей раннего возраста».
Ведущий вид деятельности детей раннего возраста.
Дети, приходя в этот мир, начинают постепенно осваиваться в нем. Этот процесс происходит через знакомство с опытом, накопленным предыдущими поколениями. Развитие ребенка невозможно без его активного включения в различные виды деятельности. Малыши 1-3 лет снова и снова водят карандашами по бумаге, соединяют детали конструктора, пытаются донести кашу до рта. Именно действия с предметами считаются психологами ведущим видом деятельности в раннем возрасте.
Термин «ведущая деятельность» был введен в психологию Выготским. Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности. Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности.
Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т. д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность. В процессе занятия ею у ребенка: перестраиваются психические процессы; развиваются новые психологические особенности; формируются другие виды деятельности.
Предметная деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых: становление орудийных действий; развитие наглядно-действенного мышления; развитие познавательной активности; формирование целенаправленности действий ребёнка.
Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее.
Орудийные действия. Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребёнок подстраивает свою руку к какому-либо предмету-орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи — ложки, чашки, расчёски, щёточки, карандаши и пр. Все они требуют совершенно определённых действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов.
Наглядно-действенное мышление. Ребёнок раннего возраста познаёт окружающий мир в основном руками, т. е. наглядно-действенным способом. Для совершенствования наглядно-действенного мышления нужны игрушки, предусматривающие действия с несколькими однородными предметами разного размера или формы. По мере взросления ребёнка их количество должно возрастать. К этому типу относятся традиционные народные и дидактические игрушки, т. е. сами подсказывающие способ игры.
Действуя с этими игрушками, малыш учится соотносить отдельные детали игрушек по их форме, величине, положению в пространстве. Таким образом, формируется его восприятие и складываются представления о свойствах предметов.
Познавательная активность. Познавательная активность в раннем возрасте осуществляется и развивается главным образом в такой специфической деятельности, как детское экспериментирование. Для осуществления этой деятельности нужны игрушки и пособия, предполагающие поиск и самостоятельное открытие новых способов действия и сюрпризный момент.
Целеустремлённость и настойчивость
Так, ведущим видом деятельности в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их. Изучая назначение предметов, ребенок вступает во взаимодействие со взрослым. Жестов и эмоциональных восклицаний становится недостаточно для передачи информации. Это приводит к появлению важного новообразования — активной речи. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте является основой для зарождения самосознания. Ребенок начинает отделять результат своих действий с предметами от результата действия других членов семьи. Так формируется представление о себе как об отдельной личности. Все это приводит к кризису 3-х лет.
infourok.ru
понятие, влияние выбора на развитие ребенка
Дети, приходя в этот мир, начинают постепенно осваиваться в нем. Этот процесс происходит через знакомство с опытом, накопленным предыдущими поколениями. Развитие ребенка невозможно без его активного включения в различные виды деятельности. Малыши 1-3 лет снова и снова водят карандашами по бумаге, соединяют детали конструктора, пытаются донести кашу до рта. Именно действия с предметами считаются психологами ведущим видом деятельности в раннем возрасте.
Определение и возрастная периодизация
Термин «ведущая деятельность» был введен в психологию Выготским. Под этим понятием стали понимать такую деятельность, развитие которой приводит к формированию главных психологических новообразований на данной стадии развития личности. Например, для дошкольника наиболее важной оказывается сюжетно-ролевая игра. С переходом на следующую ступень психологического развития ведущая деятельность меняется, так как у ребенка появляются новые потребности.
На этой основе была составлена возрастная периодизация. В ней выделены следующие этапы:
- Младенчество. До года груднички нуждаются в эмоциональном общении со взрослыми.
- Малыши 1-3 лет. Ведущим видом деятельности в раннем возрасте являются действия с предметами.
- Дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра выходит на первый план для ребятишек 3-7 лет.
- Младшие школьники (с 7 до 11 лет) оказываются вовлечены в учебную деятельность.
- Для подростков с 11 до 15 лет крайне важным становится личностное общение с друзьями.
- Юноши и девушки 15-18 лет заняты профессиональным самоопределением.
Характеристика ведущей деятельности
Глубоким изучением возрастной психологии занимались Леонтьев, Эльконин. Они подчеркивают, что на всех этапах развития ребенок оказывается задействован в различных видах деятельности (общение, труд, учеба и т. д.). Личные предпочтения, безусловно, тоже играют свою роль. Однако самый значительный развивающий эффект на детей оказывает именно ведущая для данного возраста деятельность. В процессе занятия ею у ребенка:
- перестраиваются психические процессы;
- развиваются новые психологические особенности;
- формируются другие виды деятельности.
Рассмотрим перечисленные характеристики подробнее. Так, ведущим видом деятельности в раннем возрасте (1-3 года) является предметная деятельность. Малыши учатся манипулировать игрушками и реальными вещами, окружающими их. В результате этого формируются сенсорные эталоны, интеллект в виде наглядно-действенного мышления. Малыш учится ставить маленький кубик на большой, вкладывать призму в соответствующее отверстие сортера.
Изучая назначение предметов, ребенок вступает во взаимодействие со взрослым. Жестов и эмоциональных восклицаний становится недостаточно для передачи информации. Это приводит к появлению важного новообразования — активной речи.
Ведущий вид деятельности в раннем возрасте является основой для зарождения самосознания. Ребенок начинает отделять результат своих действий с предметами от результата действия других членов семьи. Так формируется представление о себе как об отдельной личности. Все это приводит к кризису 3-х лет.
В ходе манипуляций с игрушками и предметами постепенно формируется игровая и продуктивная (рисование, конструирование, лепка) виды деятельности. Создаются предпосылки для перехода на следующий возрастной этап.
Потребности малыша 1-3 лет
Ребенок раннего возраста целиком зависит от взрослого. Он не может самостоятельно удовлетворить свои потребности. К тому же крохе необходимы любовь и внимание родителей, общение с ними. Но в то же самое время малыш многое умеет делать сам. Он уверенно ходит, способен брать вещи, до которых раньше не мог дотянуться. У него появляется стремление к самостоятельности.
Разрешается возникшее противоречие через ведущий вид деятельности в раннем возрасте. Кратко его можно описать как практическое совместное взаимодействие малыша и взрослого человека с предметами.
Исследовать игрушки и вещи младенцы начинают примерно в 6 месяцев. Они трясут погремушку, стучат ею, нажимают на кнопки, щупают руками и облизывают. Эти действия направлены на изучение физических свойств предмета. В раннем же возрасте ребенка больше интересует его назначение. Однако малыш не может научиться правильным действиям с предметами без помощи взрослого. У него не хватает опыта, чтобы самостоятельно понять предназначение карандаша, ложки или расчески. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте — это возможность стать партнером мамы или папы.
Взрослый выступает в роли наставника, который показывает общественно-выработанные способы действий, но не выполняет их за кроху. Создается ситуация делового общения. Малыш, с одной стороны, получает необходимое внимание, а с другой, учится действовать самостоятельно.
Развитие предметной деятельности
Маленький ребенок не сразу постигает назначение игрушек и вещей вокруг себя. Все начинается с первой фазы развития ведущего типа деятельности. В раннем возрасте это любые действия с предметами, вытекающие из их свойств. Карандаши можно катать, кидать, облизывать, стучать ими, как барабанными палочками. Дети выступают в роли экспериментаторов.
Затем наступает вторая фаза, когда ребенок узнает истинное назначение предмета и использует его общепринятым образом. Малыш берет карандаш, когда хочет порисовать. И, наконец, приходит черед третьей фазы. Ребенок осваивает свободное употребление предмета, при этом постоянно помня об его основной функции. Так, играя в доктора, кроха может использовать карандаш вместо градусника.
Ведущий вид деятельности в раннем детстве является основой для интеллектуального, речевого и психологического развития малыша. Самое большое значение имеют два вида действий с предметами: соотносящие и орудийные.
Цель первых — привести предметы или их части в заранее определенные пространственные взаимоотношения. Ребенок собирает матрешку, подбирает крышки для баночек, вкладывает детали в отверстия. При этом он должен учитывать размеры, формы или цвета предметов. Освоить соотносящие действия нельзя без контакта со взрослым. Самостоятельно малыш нанизывает колечки пирамидки в произвольном порядке, у него не сформирован эталонный образец и потребность ему следовать. В совместной игре с мамой появляется желание собрать игрушку правильно.
Орудийные действия предполагают, что малыш учится обращаться с предметом так, как это принято в обществе. Он должен приспособить свои движения под характерные особенности вещи (копать лопаткой, рисовать кисточкой, вытираться полотенцем). Таким образом, ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста приводит к формированию элементарной логики. Изначально малыш несет ложку ко рту по кратчайшему пути, как печенье или сухарик. Но со временем он осознает, что так суп проливается. Ложку нужно все время держать горизонтально. Сначала ее поднимают вверх над тарелкой, а потом подносят к губам.
Взрослый как образец
Предметную деятельность малышей подробно изучал Эльконин. Особое внимание он уделял орудийным действиям, так как через их освоение происходит социализация ребенка. В развитии ведущего вида деятельности в раннем возрасте, по Эльконину, можно выделить два направления.
Первое — это постепенное овладение тем или иным действием с помощью взрослого. Сначала мама берет руки малыша и помогает ему совершить требуемые движения. Затем ему дают сделать часть действий самостоятельно. Впоследствии малышу вполне достаточно показа или словесных указаний родителей.
Без образца действия, продемонстрированного взрослым, обучение невозможно. Эльконин отметил следующие закономерности:
- Ребенок учится манипулировать с предметами тогда, когда взрослый побуждает его к этому, воздействуя на эмоции. Главное для крохи — делать что-то вместе с мамой или папой, подражать им. Когда взрослый выходит из игры, она может еще долго продолжаться.
- Малыш первоначально улавливает общий смысл действия, а затем совершенствуются его техническая сторона. Так, годовалый ребенок проводит расческой над волосами, даже не касаясь их.
- Для малыша важен не конечный результат, а правильное воспроизведение показанных взрослым действий. Образец удается повторить после многочисленных попыток.
- Совершая действия, малыш мысленно отождествляет себя со взрослым человеком.
- Родители играют сразу несколько ролей. Они одновременно образцы для подражания, наставники, контролеры и источник моральной поддержки.
Второе направление по Эльконину
Другое направление в исследованиях ученого — изучение особенностей ориентации малышей в области осваиваемого действия. Эльконин подробно рассмотрел три этапа формирования ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Психология ребенка хорошо просматривается на каждой ступени, изучаются происходящие с ней изменения.
Так, в начале первого этапа ребенок манипулирует предметом, не подозревая о его назначении. Постепенно он учится производить с ним правильные действия, но практические навыки еще не достаточно сформированы. Малыш понимает, что ложку надо поднести ко рту, но не может удержать ее горизонтально. В конце этого этапа ребенок овладевает специфическим способом действия с предметами. В его голове устанавливается жесткая связь. Дети не могут использовать изученный предмет для других операций (пить из кубика, вытирать стол носовым платком).
На втором этапе развития ребенок начинает воспроизводить освоенные действия в нестандартных ситуациях. Перенос может осуществляться на другие предметы (пить можно не только из чашки, но и из стакана) и ситуации (попытки одеть кота).
Третий этап знаменуется появлением игрового действия. Ребенок самостоятельно решает, какие операции подходят для предметов. Он осваивает замещение. Теперь кубик может быть утюгом, кусочком хлеба, мылом. Конфету заменит шарик из пластилина или камушек. По сути, малыши знакомятся с первыми элементарными символами. Это создает предпосылки для развития воображения.
Возникновение других видов деятельности
Через манипуляции с предметами малыш включается в новые для себя отношения. Ведущий вид деятельности ребенка раннего возраста создает предпосылки для возникновения:
- Трудовой деятельности. Малышу интересно орудовать веником, вытирать пыль тряпкой, поливать цветы из лейки, лепить печенья из теста. Не все родители готовы терпеливо обучать кроху этим умениям. Если ребенка отстраняют от домашних дел, у него снижается самооценка и исчезает мотивация к труду.
- Игровой деятельности. Сначала ребенок манипулирует с игрушками, повторяя движения за мамой: кормит мишку, качает куклу. Он еще ничего не изображает, а просто копирует. Постепенно воображение развивается. К 3 годам малыши способны воспроизводить с помощью игрушек и предметов-заместителей реальные действия взрослых. При этом в процессе игры ребенок приходит к осознанию исполняемой роли (повар, мама, парикмахер, водитель).
- Продуктивной деятельности (рисование, лепка). Первоначально кроха просто исследует материал, учится чертить каракули карандашом, не пытаясь изобразить что-то осмысленное. Перелом наступает, когда за случайными формами и линиями он начинает угадывать реальные предметы. Малыш сначала наносит штрихи, а потом радостно ищет, что же получилось. При участии взрослого у него формируется желание намеренно изобразить какие-то легкие образы.
Все ли так однозначно?
Большинство психологов и педагогов признают наличие единого ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Однако есть и противники этой теории. Они протестуют против обобщения на любых возрастных этапах. Лейтес указал на то, что в концепции не учитывается личность конкретного ребенка, его индивидуальные особенности. Рубинштейн, не отрицая важность игр, называл другую важнейшую деятельность, определяющую развитие любого дошкольника: бытовую. Незаметно, через повседневные дела, малыш усваивает правила поведения, учится общаться со сверстниками.
Петровский сомневался, что возможно определить ведущий вид деятельности детей. В раннем возрасте они особенно сильно подвержены влиянию окружения. Поэтому у разных малышей ведущим могут быть разные виды деятельности в зависимости от уровня развития, социальной ситуации.
Воспитание гармоничной личности
Петровский настаивал на том, что всестороннее развитие ребенка не может осуществляться через один ведущий вид деятельности. В раннем возрасте важно познакомить малыша с различными сферами жизнедеятельности человека. Вот их перечень:
- Предметная деятельность с игрушками. Они могут быть составными (конструктор, матрешка, пазл) или подвижными (юла, неваляшка, машинка).
- Экспериментирование с песком, тестом, водой и другими веществами.
- Общение со взрослыми людьми.
- Игры в группе сверстников под наблюдением и руководством взрослых.
- Самообслуживание, формирование орудийных действий (есть ложкой, подметать веником, копать совком).
- Изобразительная деятельность (аппликации, простые поделки, лепка, рисование).
- Знакомство с музыкой через ее прослушивание, пение, танцы. Малыши очень любят музыкальные игрушки, многим нравятся классические произведения.
- Восприятие стихов, сказок, рассматривание иллюстраций в книжках.
- Двигательная активность (гимнастика, подвижные игры, катание на велосипеде, беговеле и т. д.)
Ведущий вид деятельности в раннем возрасте — понятие спорное. Однако невозможно отрицать того факта, что внимание малышей направлено на предметы. Неслучайно любимыми игрушками становятся кастрюли, веники, папины инструменты. Задача родителей — поощрять самостоятельность малышей и терпеливо обучать их правильным действиям с предметами. От этого зависит интеллектуальное и психологическое развитие любимого чада.
fb.ru
Статья «Ранний возраст — основа развития видов детской деятельности»
Тема: «Ранний возраст — основа развития видов детской деятельности»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы развития детей раннего возраста…………… 4
1.1.Психолого – педагогическая характеристика детей раннего возраста……4
1.2.Особенности развития детей раннего возраста……………………………..6
1.3.Педагогический условия развития детей раннего возраста………………13
Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование развития детей раннего возраста…………………………………………………………………………..19
2.1.Диагностика уровня развития детей раннего возраста……………………19
2.2.Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста…21
2.3.Анализ эффективности реализованных мероприятий по развитию детей раннего возраста…………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….26
Используемая литература……………………………………………………….28
Введение
Пожалуй, невозможно найти в обществе более важную задачу, чем воспитание нового человека. Безусловным фактором дальнейшего общественного прогресса может стать лишь высоко сознательный, способный и нравственно развитый индивид, обладающий гражданственной жизненной позицией.
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
Данная задача приобретает в настоящее время особую актуальность, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. После того, как матери получили возможность воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией всё больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли.
При изучении психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие между необходимостью адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержкой для полноценного развития ребёнка раннего возраста со стороны профессионалов, обладающих соответствующей квалификацией и острым дефицитом соответствующих специалистов (психологов и педагогов) по работе с маленькими детьми.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, заключающуюся в выявлении оптимальных педагогических условий развития детей раннего возраста.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Педагогические условия развития детей раннего возраста».
Цель исследования: изучить особенности развития детей раннего возраста.
Объект исследования: процесс развития детей раннего возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития детей раннего возраста.
При изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования была выдвинута следующая гипотеза: развитие детей раннего возраста может осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:
организация развивающей среды, направленной на общее развитие детей раннего возраста;
широкое использование игр, сгруппированных по логическим приемам, на развитие которых они направлены;
обеспечение максимальной самостоятельности ребенка при выполнении игровых заданий.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. раскрыть особенности развития детей раннего возраста;
3. определить критерии и уровни сформированности развития детей раннего возраста;
4. экспериментально проверить эффективность реализованных условий.
Научная новизна исследования состоит в том, что развитие детей раннего возраста рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; экспериментально обоснованы педагогические условия эффективного развития детей раннего возраста через развивающую среду.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования. Результаты исследования могут быть использованы для уточнения требований образовательного стандарта дошкольного образования по работе, связанной с общим развитием детей раннего возраста, при проведении аттестации дошкольных учреждений.
Глава 1 .Теоретические основы развития детей раннего возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей
раннего возраста
Ранее детство (1-3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования видов деятельности.
Особенностям развития детей раннего возраста посвящены исследования таких ученых- психологов, как Н. М. Аксарина , В. Г. Алямовская, В. С. Мухина и др.
С психолого-педагогической точки зрения ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Многочисленные исследования показатели, что трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.
В отношениях со взрослыми ребенок проявляет выраженную продолжительность, что является простейшей формой идентификации. Идентификационные отношения ребенка со взрослым и взрослого с ребенком готовят малыша к эмоциональной причастности к людям. На фоне идентификации у ребенка проявляется чувство доверия к людям ( чувство базового доверия, Э. Эриксон), а также готовность к присвоению материальной, психической и духовной культуры.
Этот возраст связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью.
Прямохождение обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки через общение со взрослым. Предметная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Каждый из этих факторов незаменим, а вместе они достаточны для полноценного психического развития маленького растущего человека.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной
активности, координированности движений и действий, прямохождении, в
развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи, в
развитии способности к замещению, символическим действиям и
использованию знаков; в развитии наглядно-действенного, наглядно-образного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в
чувствовании себя источником воображения и воли, в выделении своего «Я»
и в появлении чувства личности.
Общая сензитивность к развитию осуществляется за счет неудержимости онтогенетического потенциала к развитию,а также психологического
вхождения ребенка в социальное пространство человеческих отношений,где происходят развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.
Нормальное разрешение кризиса первого года жизни приводит к расчленению предметной и социальной среды к субъективации желания, т.е. для нас –к появлению желания, стремления для самого ребенка, к разрушению исходной общности со взрослым, становлению первой формы «Я» (Я – желающий) как основы для развития предметной манипуляции, в результате которой в дальнейшем возникает Я – действующий.
Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем детстве – непременное условие развития предметной деятельности детей этого возраста.
Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами (например, игрушкой-мишкой) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, а за другими закреплены иные и однозначные действия. Жесткая закрепленность действий за предметами – орудиями, способы действия с ними устанавливаются малышом под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.
Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими
предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т.д. Развитие мышления
ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной
деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять
предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве,
действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это
создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной
деятельности и позволяет действовать с предметами не только
непосредственно, но и с помощью других предметов или действий
(например, стучать, вращать).
Практическая предметная деятельность детей – важный этап перехода
от практического опосредования к умственному, она создает условия для
последующего развития понятийного, речевого мышления. В процессе
выполнения действий с предметами и обозначения действий словами
формируются мыслительные процессы ребенка.
Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка.
К концу второго года ребенок начинает употреблять в своей речи
двусловные предложения. Факт интенсивного усвоения им речи объясняют
тем, что малыши любят многократно произносить одно и то же слово. Они
как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и
произносить слова, а также строить предложения. Ребенок второго года очень эмоционален.Но на всем протяжении раннего возраста эмоции детей
неустойчивы. Смех сменяется горьким плачем. После слез наступает
радостное оживление.
Ведущей в этот период становится предметно-манипулятивная
деятельность. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе
игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.
При переходе со второго на третий год жизни открывается возможность
для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств
потребности в достижении успехов. Первым и, очевидно, самым ранним
проявлением этой потребности у детей является приписывание ребенком
своих успехов и неудач каким-либо объективным или субъективным
обстоятельствам, например прилагаемым усилиям. Для того чтобы поднятьсяна эту ступень мотивационно-личностного развития, ребенок должен уметь
объяснить свои успехи ссылками на собственные психологические качества испособности. У него для этого должна сложиться определенная самооценка.
Психологические новообразования раннего возраста продвигают ребенка на
новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один
из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр
старой системы социальных отношений. Ребенок, отделяясь от взрослых,
пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и
активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если
же новые отношения с ребенком не складываются, его, самостоятельность
постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные
явления. К возрасту около трех лет у ребенка можно заметить проявления
внутренней эмоциональной жизни, наличие определенных черт характера,
способностей к различным видам деятельности, социальных потребностей в
общении, в достижении успехов, в одобрении, в самостоятельности, в
лидировании. В этом возрасте заметным бывает проявление воли
некоторыми детьми.
Таким образом, в раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Еговедущая деятельность – предметно — манипулятивная, в рамках которой
возникают первые примитивные игры. К трем годам появляются личные
действия и сознание «я сам» – центральное новообразование этого периода. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В три года поведение
ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в
которую он погружен, но и отношениями с другими людьми.
1.2 Особенности развития детей раннего возраста
В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, быстрое развитие речи. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, происходит становление второй сигнальной системы, развивается речь, совершенствуется сенсорика.
К двум годам ребенок хорошо ходит, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Кроме того, дети второго года жизни очень легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни. Сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается резко пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.
На третьем году жизни у ребенка замедляется интенсивность физического развития, так характерная для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6-6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. При этом, как отмечает Н.М. Аксарина, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстро увеличивается словарный запас. Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом. Постепенно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям внешней среды и физическая выносливость детей.
Характеризуя преддошкольный период, Н.М. Аксарина пишет: «Ребенок родится, не умея произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во времягуления у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7-8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих линотипных слогов образует первые 10-12 слов. Затем наступает период как бы некоторого затишья — медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми он активно пользуется, увеличивается незначительно, к 1 г.5 мес. у ребенка лишь 30-40 слов. В 1 г.5 мес. — 1 г.7 мес. происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен 300 — 400 словам. На 3-м году происходит дальнейший темп роста словаря (к 3 годам — 1200-1300 слов), совершенствование качества речи — произношения, построения, осмысления». Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимозависимость и единство.
Применительно к раннему возрасту существуют специфические и конкретные задачи развития, которые становятся содержанием работы, как психолога, так и педагога.
Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребёнка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определённые методы реализации.
Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребёнок должен научиться пользоваться окружающими предметами «по-человечески»: правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (совочки, лопатки, удочки с магнитом и пр).
Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности. Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей. Это всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Ещё одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, н&
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Статья (младшая группа): Организация работы с детьми раннего возраста с учетом ФГОС ДО.
Организация работы с детьми раннего возраста
с учетом ФГОС ДО.
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Хотя как совсем недавно, в свете разработки Фгт его вычеркнули из «списка дошкольного образования». В ФГОС ДО прописано, что могут создаваться группы детей раннего возраста, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Основным принципом которого является полноценное проживание ребенка всех этапов детства(младенческого, раннего и дошкольного).
Конретное содержание указанных образовательных (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие)
областей в ФГОС зависит от возраста детей и должны реализоваться в определенных видах деятельности:
— в младенческом возрасте (2 месяца — 1 год) — непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
— в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
В ФГОС указаны Целевые ориентиры образования в младенческом
и раннем возрасте
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему вовремя поиграть, но и
пропитать игрой всю его жизнь».
А.Макаренко
nsportal.ru
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста
Этапы развития предметного действия от взрослого к ребенку 5
Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста 8
Заключение 10
В раннем возрасте, как известно ведущий деятельностью является предметная. Предметная деятельность – ведущая деятельность раннего возраста. К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью. Усваивая способы действия с предметами, ребенок постепенно накапливает индивидуальный опыт деятельности, происходит становление разных видов детской деятельности.
Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируются умения ориентироваться в различных свойствах предметов не только в цвете, форме, величине, но и положении в пространстве, количестве, соотношении частей, звуковых свойствах предметов. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами происходит воспитание первых волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
Предметная деятельность и ее содержание
Ранее детство (1 – 3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.
Содержание предметной деятельности – усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Эта деятельность удовлетворяет потребность ребенка в познании предметов и способов действия с ними. Данная потребность является доминирующей в раннем возрасте. Предметная деятельность формируется постепенно.
Обучение детей проводится путем формирования основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий со взрослым, разделенных действий, когда взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его; действий – подражаний; действий по показу; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, по речевой инструкции взрослого.
Детей учат выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец, а потом по слову взрослого с опорой на память ребенка. При поэтапном усвоении любого действия у ребенка возрастает степень активности. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.
В игровых заданиях и дидактических играх взрослый стимулирует активность ребенка, но, ни в коем случае не опережает его инициативу. Важно предоставить малышу возможность постепенно ориентироваться на результат своих действий в процессе поэтапного усвоения манипулятивных и предметных действий.
Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего возраста состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Она имеет ведущее значение для развития ребенка третьего года жизни. Отличие предметных действий от простого манипулирования предметами состоит в том, что предметные действия предполагают употребление предметов по их назначению. Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овладевают «техникой» его употребления. Усвоение техники выполнения предметных действий – трудный и длительный процесс. Обучая детей предметным действиям, взрослые обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, причем способ, доступный детям.
Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Как любой вид деятельности, предметная деятельность осваивается только в условиях общения ребенка со взрослыми людьми. Процесс освоения действий с предметами требует прямого обучения со стороны взрослых.
Этапы развития предметного действия от взрослого к ребенку.
Психологами определены этапы развития предметного действия: от совместного со взрослым к частичному или совместно – раздельному (начинают вместе со взрослыми, а ребенок заканчивает), затем выполнение действия ребенка на основе показа и, наконец, самостоятельное действие ребенка по речевому указанию взрослого. Поэтому взрослым необходимо процесс обучения строить поэтапно, при этом учитывать наличный уровень освоения действия каждым ребенком и переводить его на более высокий уровень. Так один ребенок нуждается в совместном действии, а другой уже способен выполнить по показу, по образцу. Процесс обучения и освоения ребенком предметных действий, становится преимущественно речевым.
Ребенок продолжается приучаться употреблять по назначению различные предметы одежды, пользоваться ложкой, чашкой, совком, лопаткой, карандашом и т. д. При этом внешние свойства предмета перестают определять собой действие. Теперь действие с предметом определяется его назначением. Что же касается внешних свойств, то они с одной стороны дают возможность узнать данный предмет, а с другой стороны должны быть особым образом учтены при выполнении предметного действия. Важно побуждать детей в различных играх выполнять самые разные действия с разными предметами. Существуют игры, в которые дети с удовольствием будут играть, познавая разные свойства предметов. В процессе таких совместных игр формируются сенсорные ориентировочные способы действия, столь важные для становления предметных действий. Все действия с предметами дети усваивают, играя, это увлекает их, создает радостное настроение. Таким образом, при формировании предметной деятельности развитию сенсорной ориентированной основы действий уделяется особое внимание, иначе затрудняется развитие деятельности в целом.
Процесс формирования действий требует от взрослого терпения, умения не торопиться, не спешить действовать за ребенка, предоставлять ему возможность проявлять собственную активность, возможность выбора. Процесс обучения должен быть процессом сотрудничества, только в этом случае формируется активный, самостоятельный, инициативный человек.
По мере упражнения предметное действие становится все более смелым, уверенным, точным. Одним из показателей развития предметного действия является инициатива ребенка в его исполнении, исходя из анализа сложившейся ситуации.
Таким образом, при формировании предметной деятельности взрослым следует помнить:
-о создании условий, при которых круг предметов, интересующих ребенка постоянно расширяется и малыш становится инициатором действий с ним;
— о необходимости поэтапного формирования предметных действий, осуществляя его в сотрудничестве с ребенком;
— о постепенном формировании активности, самостоятельности, инициативы ребенка в данной деятельности.
К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может он, и показать, как выполняют действие, без предмета или, пользуясь неподходящим предметом (причесываться палочкой или рукой). Такое «отделение действия от предмета – обязательная предпосылка возникновения игры.
К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми он пользуется. Со второго года жизни начинает выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: куклу малыши укладывают спать, кормят ее, водят на прогулку, везет машину, коляску, моет, чистит предметы домашнего обихода, готовит пищу, стирает и т.д. В возрасте, около трех лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. Благодаря совершенствованию символической функции, дети не только используют в игре предметы по прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливается еще с ориентации на его физические свойства и качества. В раннем возрасте получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего с игрушками, причем не просто манипулируют ими, но и строят из них что – то новое.
Все успехи малыша в предметной деятельности проявляются в конечном итоге в нарастающей самостоятельности. Это обстоятельство способствует все большему отделению малыша от взрослого и формированию позиции «Я сам». Взрослый для малыша – образец действия, он хочет действовать, как взрослый. Возникает повышенный интерес к действиям, деятельности взрослых.
Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода ребенок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками. Особую роль в овладении предметным миром имеют орудийные действия. Они отличаются тем, что ребенок подстраивает свою руку к какому – либо предмету – орудию. Такими предметами являются самые обычные бытовые вещи – ложки, чашки, расчески, щеточки, карандаши. Все они требуют совершенно определенных действий, которые нелегко даются малышу. Для овладения орудийными действиями, помимо реальных бытовых предметов, нужны игрушки, предполагающие культурные способы действий. Это главным образом уменьшенные аналоги реальных объектов: игрушечный телефон, часы, сумочка и другое; кукольная утварь, посуда, одежда, расчески и другое.
Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста
В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Кроме того, принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для исполнения этой роли нормы поведения. Ребенок должен быть нежным и заботливым в роли родителя: папы или мамы, добрым и внимательным в роли доктора, вежливым и аккуратным в роли продавца и т.п.
Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось, что в игре выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до 9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.
Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, суметь произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные, и т.д.
В игре бурно развивается воображение ребенка: он должен уметь видеть вместо палочки ложку, вместо 3 стульев – самолет, вместо кубиков – стенку дома. Ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения.
Игра необходима ребенку, и если он по каким-либо причинам лишен возможности достаточно часто играть со сверстниками, не бойтесь стать его партнером по игре. Превратитесь на 10–15 минут в требовательного пассажира, придирчивого покупателя, капризничающего пациента — и этим вы не просто доставите радость ребенку, но и поможете ему не отстать в развитии.
Игра настолько присуща каждому ребенку, что мы редко задаем себе вопрос, почему же возникает игра и как она развивается? Конечно, во все времена и у всех народов дети, наблюдая за взрослыми, стремятся как можно скорее делать то же, что и они, поступать так, как поступают окружающие их люди. У всех детей существует потребность жить жизнью взрослых, чувствовать себя все время взрослее. У народов, стоящих на довольно низкой ступени развития производства, где жизнь взрослых достаточно проста, дети очень рано начинают активно и всерьез включаться в эту жизнь. Этим детям не нужны игрушки: они сразу получают маленькие «орудия производства». Так, чукчи уже в колыбель 6-месячному ребенку давали нож, а в год – маленький арканчик. Занимаясь с такими «игрушками», дети, по сути, учились взрослой деятельности, и в 5–6 лет они не играли в охотника, а сами участвовали в настоящей охоте.
В дальнейшем, с развитием общества, с развитием производства, произошел разрыв между деятельностью детей и деятельностью взрослых. Из невозможности включиться в жизнь взрослых и из потребности жить этой жизнью рождается игра.
Мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых.
Заключение
В раннем возрасте предметная деятельность малыша может иметь развивающий характер лишь в сотрудничестве с взрослым. Взрослый является для маленького ребенка не только носителем культурных средств и способов действия, но и источником новых смыслов его деятельности. Так, например, в исследованиях Т. М. Землянухиной (1982) и Т. М. Сорокиной (1972) доказано, что готовность детей к сотрудничеству, сформированная в процессе делового общения в предметной деятельности, помогает преодолевать пугливость, робость облегчает адаптацию детей раннего возраста к яслям; помогает избежать часто неприятного для ребенка конфликтного состояния при встрече с новыми людьми.
Переход от предметных действий, выполняемых ребенком под руководством взрослого, к самостоятельным является свидетельством того, что предметная деятельность стала выполнять роль ведущей деятельности. Содержание многих видов самостоятельной деятельности ребенка составляют именно предметные действия: так, в дидактических играх детям предлагаем решать самые разнообразные задачи с предметами. Большое место в играх детей занимают также предметные действия с игрушками, отображающие близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметов обихода. Только при сформированном умении хорошо ориентироваться в предметном мире, окружающем ребенка с детства, возможен постепенный переход к играм и самостоятельным занятиям без опоры на непосредственные действия с предметами. В рамках предметной деятельности зарождается игра. Формированию интереса к предметной деятельности, а в последующем и к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и презентация среды, в которой дети будут жить, вызывает у них интерес к игровой деятельности. Правильная организация развивающей среды является одним из важных условий возникновения и развития предметной деятельности. В раннем возрасте ребенок овладевает предметной деятельностью, которая в наибольшей степени способствует его психическому развитию.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1997.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., СПб, 1997.
3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2006.
5. Эриксон Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
Приложение
Игры на развитие предметной деятельности.
Игра для дошкольников — способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения. В игре ребенок приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность , находчивость, инициатива, с помощью игр осуществляется сенсорное воспитание детей ,развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений). Ребенок использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти.
Предметная деятельность — это конкретные действия с предметами. Еще вернее будет сказать, что это цепочка действий, направленных на достижение определенного результата — от самого простого, например, дотягивания руками до погремушки, до более сложных — стучания, кидания предметов, вкладывания в емкость и т. д.
Предметная деятельность развивается постепенно: во-первых, с возрастом ребенка; это зависит от умственного и физического развития малыша; во- вторых, на развитие предметной деятельности влияют социальные факторы, то есть условия жизни и воспитания ребенка.
Для чего необходимо развивать предметную деятельность малыша?
Предметная деятельность:
способствует развитию речи и моторики, эмоциональному развитию и социализации ребенка;
обеспечивает сенсорное и интеллектуальное развитие.
Развитие предметной деятельности ребенка по этапам.
1-3 года. Ребенок активно овладевает специфически человеческими способами действий в различных сферах жизни. К концу раннего возраста предметная деятельность ребенка становится все более произвольной, самостоятельной и целенаправленной. Уже в возрасте 1,6 года можно предложить малышу игры, специально направленные на развитие предметной деятельности. Чем разнообразнее будут предложены взрослыми эти игры, тем быстрее будет заметен результат всестороннего развития ребенка.
Работая с детьми раннего возраста, я стараюсь объединить усилия родителей и педагога для успешного решения воспитательно-образовательных задач. Для участия родителей в развитии ребенка я предлагаю разные игры с предметами, например:
На развитие различных действий с предметами
Игра «Открываем коробочки»
Материал: пластмассовые или деревянные коробочки с крышками.
Ход игры:
Играйте с малышом на полу, сев так, чтобы вам обоим было удобно. Возьмите несколько коробочек, крышки которых открываются по-разному : отодвигаются, поднимаются и т. д. В каждую из них положите по игрушке: в одну — куклу, в другую — погремушку, в третью- бусы. Доставайте коробочки по одной, показывая, что можно найти внутри. Учите малыша открывать разные крышки.
Можно использовать для игры различные предметы домашнего обихода.
Игра «Скатывание шарика по желобку»
Материал: игрушечная горка (ее можно сделать из разделочной доски, наклонив ее и подложив под нее опору), шарики.
Ход игры:
Посадите малыша за стол. Покажите ему , как шарик скатывается с горки вниз. Дайте ему шарик, попросив скатить его с горки: «Покати шарик с горки. Вот так».
На подражания действия взрослого
Игра «Толкаю мой мяч»
Материал: резиновый мяч.
Ход игры:
Подтолкните резиновый мяч так, чтобы он покатился, и, ударившись о стену , вновь вернулся к вам. Проделайте эти игровые действия несколько раз, для того, чтобы привлечь внимание малыша к игре. Вначале помогите ребенку, а потом предоставьте ему возможность потолкать мяч самому. Когда малыш будет толкать мяч, приговаривайте:
Толкаю мой мяч,
Толкаю опять,
Толкаю туда,
Толкаю сюда.
Мой мячик катись.
Обратно вернись.
Игра «Вынимаем шарики»
Материал: поднос, коробка с пластмассовыми или деревянными шариками.
Ход игры:
Вынимайте из коробки по очереди шары и бросайте их на поднос, комментируя свои действия и побуждая ребенка к их повторению: «Упал шарик! Вот так! Возьми шарик из коробки и брось его на поднос!»
На выполнение разученных действий по указанию взрослого
Игра «Снимаем и надеваем кольца на руку»
Материал: плоские кольца
Ход игры:
Посадите малыша напротив себя. Наденьте на руку несколько колец, покрутите их. Попросите малыша их снять и положить на пол. А потом, подавая ему колечко, побуждайте ребенка надевать их вам на руку. Побуждайте малыша чаще действовать, ориентируясь на ваши слова.
Игра «Вылавливаем шарики из воды»
Материал: фартук для ребенка, тазик с водой, сачок, пластмассовые шарики.
Ход игры:
Посадите ребенка на пол перед тазиком с водой, предварительно надев на него фартук. Покажите малышу, как с помощью сачка вылавливать шарики из воды. Предоставьте ребенку больше самостоятельности, поощряя его активные действия ласковыми словами.
infourok.ru
Образовательный проект «Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №188»
г. Иваново
Образовательный проект
«Развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности по ФГОС ДО».
Автор проекта: воспитатель первой
квалификационной категории
Белова Елена Ивановна
Тип проекта: Познавательно-игровой.
Длительность проекта: средней продолжительности.
Участники проекта: Дети группы раннего возраста (1.5-2.5 года), воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Актуальность:
Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность, настойчивость и многие другие. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и определенных педагогических воздействий.
Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста является предметная деятельность ( А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), а ситуативно-деловое общение со взрослым (М.И.Лисина) становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает способы действия с предметами.
Предметная деятельность является ведущей потому, что именно она оказывает решающее влияние на развитие всех сторон психики и личности ребенка.
Восприятие, внимание, память и мышление ребенка функционируют и формируются в процессе предметных действий. Речь ребенка возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым предметной деятельности. На основе предметной деятельности зарождается процессуальная игра.
В рамках предметной деятельности создаются условия для развития таких личностных качеств, как самостоятельность и целенаправленность. Уже в этом возрасте ребенок стремится к достижению правильного результата своей деятельности. А чтобы достижения в предметной деятельности, и признание со стороны взрослого, стали для малышей способом утверждения собственного достоинства, мерой своего Я и был разработан этот проект.
Цель проекта: Создавать условия для ознакомления детей раннего возраста с назначением предметов окружающего мира, овладения способами действий с ними. Стимулировать познавательную активность детей в различных видах деятельности.
Задачи:
— Развивать познавательный интерес к предметам ближайшего окружения и способствовать активным действиям с ними.
— Обогащать чувственный опыт детей в различных видах деятельности.
— Стимулировать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
— Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности.
— Способствовать формированию опыта взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми.
— Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов.
— Развивать двигательную активность во всех видах игр.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:
— Усвоение детьми назначения различных предметов, их свойств и способов обращения с ними.
— Совершенствование чувственного опыта; развитие ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления.
— Развитие у детей познавательной активности в процессе экспериментирования.
— Обогащение словаря и развитие речевой активности детей.
— Повышение компетенции педагогов и родителей по вопросам предметной деятельности детей.
Этапы проекта:
1-й этап. Подготовительный
— Изучение методической литературы по теме проекта.
— Разработка перспективного плана работы по формированию предметно-орудийных действий у детей раннего возраста.
— Подбор литературы, иллюстративного материала, игрушек, игр.
— Пополнение предметно- развивающей среды группы.
— Разработка информационного материала для родительского уголка.
— Обсуждение с родителями воспитанников вопросов, связанных с реализацией проекта.
2 этап – ОСНОВНОЙ.
Предметнаядеятельность
и игры
с составными и
динамическими
игрушками.
ООД «Игрушки по местам».
Задачи: Развивать умение детей соотносить предметы с реальными предметами разной формы, уточнять действия, совершаемые с этими предметами.
ООД «Большие и маленькие колпачки».
Задачи: Познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины. Выполнять действия выбора предметов с ориентировкой на одно свойство – величину.
ООД «Матрешки».
Задачи: Развивать умение открывать и закрывать матрешку, расширять активный словарь, формировать представление о величине.
ООД «Соберем пирамидку из шариков».
Задачи: Развивать умение детей в нанизывании шариков, познакомить с промежуточными размерами, побуждать обращать внимание на завершение выполнения действий с игрушками.
Дидактические игры:
«Занимательная коробка», «Вложи мисочки»,
«Матрешки играют в прятки», «Чудесный мешочек», «Найди подружку неваляшке».
Экспериментирование
с материалами и
веществами
(песок, вода, тесто и пр.)
Игры с песком и водой:
Д.и. «Песок и вода», «Наливаем – выливаем»,
«Что тяжелее?», «Тонущие и
плавающие предметы», «Кораблики».
Опыт: «Пузыри в бутылке».
Игры с красками:
«Таинственные отпечатки»,
«Превращения воды».
Цель: Знакомить с обобщенными способами
исследования различных объектов из
окружающей жизни ребенка.
Общение со
взрослым и
совместные игры со
сверстниками под
руководством
взрослого.
Ситуативно-деловое общение на тему: «Твоя любимая игрушка».
Цель: Побуждать детей принимать участие в разговоре, отвечать на вопросы.
Игры –потешки:
«Ладушки», «Сорока».
Дидактические игры:
«Что в коробочке лежит ?» «Покажи игрушку и поиграй с ней».
Цель: Развивать потребность в речевом общении, способствовать обогащению словаря.
Дидактические игры:
«Покормим Катю», «Уложим куклу спать», «Оденем куклу после сна», «Купание кукол»,
«Катание кукол на машинах», «Мишка заболел»,
Речевая игра с куклами «Куклы хлопать все умеют».
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость при взаимодействии со сверстниками.
Самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями
ложка, совочек,
лопатка и пр )
Дидактические игры:
«Достань колечко», «Что в трубке лежит?», «Переложи ложкой крупу».
Игры с водой:
«Ловись, рыбка», «Достань шарик».
Игры с песком:
«Насыпаем, высыпаем», «Секреты в песке», «Печем куличики для кукол».
Цель: Формировать предметные действия.
Восприятие
смысла
музыки
Слушание: «Петушок» — русская народная
мелодия.
«Мишка . Е.Тиличеева,
«Бубен» русская народная мелодия,
обработка М.Раухвергера.
Пение: «Машина» Т.Потапенко.
Музыкально-дидактические игры:
«Что звучит?», «На чем играю?»
Цель: Формировать умение слушать и понимать короткие, доступные по содержанию песенки. Развивать способность эмоционально откликаться на различные музыкальные произведения.
Восприятие
сказок, стихов,
рассматривание
картинок
Игры с картинками:
— «Лото», «Угадай, что на картинке», «Найди половинку».
— Чтение потешки «Киска-киска», «Катя,Катя».
— Чтение А.Барто «Мячик», «Уронили мишку на пол» — с рассматриванием иллюстраций в книгах.
— Инсценировка сказки «Курочка Ряба».
Цель: Формировать умение слушать потешки, сказки; рассматривать картинки, иллюстрации в книгах.
Двигательная
активность
Комплексы утренней гимнастики:
«Неваляшки», «Мишка».
Подвижные игры:
«Большие и маленькие мячики», «Догони мяч»,
«Прятки с куклой», «Зайка беленький сидит»,
«Мишка по лесу гулял».
Игровые упражнения:
«Доползи до погремушки», «Принеси игрушку»,
«Научи матрешку».
Игры детей:
с каталками, машинами, тележками.
Цель: Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ с РОДИТЕЛЯМИ:
Папка-передвижка «Развитие предметной деятельности в раннем возрасте».
Памятка для родителей: «Поддержание интереса детей к познавательному экспериментированию»
Консультации: «Детское экспериментирование в домашних условиях».
«Простые опыты с водой».
3-й этап. Заключительный
Продукт проекта:
— Фотоколлаж : «Развиваемся, играя» (игры детей дома и в детском саду).
— Развлечение-забава с применением игр с водой и песком.
Перспектива на будущее:
— Дальнейшая систематическая работа по совершенствованию предметно-орудийных действий у детей раннего возраста.
— Пополнение центра познавательной активности дидактическими играми и различными материалами для экспериментирования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста под ред. Новоселовой С.Л. – М.: Просвещение, 1985.
Интерет-ресурс.
Карпухина Н.А. Реализация содержания образовательной деятельности. Ранний возраст (1.5 -2 года). Практическое пособие.-Воронеж: ООО «М-Книга», 2017.
4. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера,2014.
5. Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста.-М.:, 1986.
6.Смирнова Е.О, Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2008.
7. Соляник Е.Н. Развивающие игры для детей раннего возраста. -изд-во «Детство-Пресс»,2010.
8. Хохрякова Ю.М. Методика развития предметной деятельности в раннем возрасте .-Пермь, 2001.
9.Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. М.: ТЦ Сфера,2015.
infourok.ru