Вежливость — что такое? Правила вежливости
Хорошо воспитанный, культурный человек, владеющий своими эмоциями и соблюдающий правила вежливости намного приятней в общении, чем грубиян. От умения правильно оценить и повести себя в той или иной ситуации зависит успешность в карьере, отношения с друзьями и родственниками, благополучие в семейной жизни. Поэтому каждый человек с раннего возраста должен знать и соблюдать правила вежливости.
Что такое вежливость
Вежливость подразумевает собой выражение, а также проявление уважения к какому-либо человеку или его действию. Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым — это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. Быть вежливым не так-то легко. Очень часто сдержанному и адекватному поведению взрослых мешают стрессы, неприятности на работе и в личной жизни. Иногда проявление вежливости к человеку невозможно из-за антипатии к нему. Одним из самых главных и ценных качеств человека является умение сдержанно и вежливо проявлять себя в различных ситуациях. Зачастую понять, что такое вежливость, для детей очень трудно. Поэтому очень важно научить ребенка с раннего детства соблюдению правил вежливости. Ведь это качество всегда замечают и по достоинству оценивают.
Проявление вежливости
Человек проявляет вежливость к другому, если он постоянно применяет в разговоре слова «спасибо», «пожалуйста», «извините» и подобные.
Супруги бывают тактичны по отношению друг к другу и прививают это своему ребенку, если не используют в разговоре между собой грубые и непристойные слова.
В политике проявление уважения к собеседнику при переговорах называется дипломатической вежливостью.
Человек считается вежливым, если он проявляет свое уважение как к старшим, так и к младшим.
Правила вежливости для детей
Что такое правила вежливости, должен знать не только каждый взрослый, но и ребенок.
Первым делом ребенку необходимо объяснить, что такое вежливость, определение этого слова. А также как ведут себя воспитанные детишки и почему так важно быть вежливым. Очень удобно изучать правила вежливости в картинках и игровой форме. Существуют даже правила в стихах, чтобы ребенок мог их легче запомнить и понять.
Одно из универсальных правил, которое известно каждому взрослому: поступать с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Дети очень часто сознательно не желают, чтобы на них обращали внимание и здоровались. Именно поэтому это правило очень важно в формировании вежливости и осознании самого этого понятия -вежливость: что такое и как она проявляется.
Важно научить ребенка правильно использовать слова благодарности. Поблагодарить нужно не только в случае, если преподнесли какой-то подарок (даже если он не понравился), но и если другой человек помог или оказал какую-либо услугу. Нужно объяснить, что помощь и взаимовыручка – это и есть вежливость, что такое поведение очень ценится.
Необходимо рассказать ребенку, что нельзя обзываться, высмеивать кого-то или придумывать обидные прозвища, акцентируя внимание на недостатках другого человека. Вместо этого нужно хвалить других за хорошие поступки, отмечать их достоинства уметь выслушивать человека, не перебивая его.
Знание и понимание того, что нужно уважать других людей, нельзя быть эгоистом и ставить прежде всего свои желания — вежливость. Что такое отношение к другим людям должно быть при любом общении и то, что некрасиво перебивать кого-то или кричать без причины, нужно объяснять ребенку с малых лет.
Волшебные слова
Конечно же, главным аспектом является изучение, правильное понимание, что такое слова вежливости и использование волшебных слов, таких как «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее. Нужно объяснить малышу, что их можно использовать в разных ситуациях. Например, извиняются не только тогда, когда плохо поступают или чувствуют свою вину за поступок, но и когда хотят о чем-то попросить другого человека или привлечь его внимание, отвлекая от другого дела или разговора. По мере увеличения общения с другими детьми и взрослыми навыки использования вежливых слов будут возрастать.
Основные правила вежливости
- Здороваться первым и отвечать на приветствие.
- Не перебивать других при разговоре.
- Стучаться, когда дверь заперта.
- Выходя откуда-либо, придерживать дверь.
- Спрашивать разрешение, если находишься в гостях.
- Нельзя показывать незаинтересованность в чем-либо.
- Избегать конфликтов.
- Не отвечать грубостью на грубость.
Правил вежливости великое множество. Важно помнить, что правильно воспитанный ребенок, родители которого вежливы, будет интуитивно поступать так же, как и они в похожих ситуациях.
Как воспитать в ребенке вежливое отношение к окружающим
Трудно поспорить с тем, что дети гораздо быстрее учатся плохому, нежели хорошему. Как только ребенок видит своего сверстника, совершающего дурной поступок, в его поведение приходится вносить коррективы. Также определенная доля правды есть и в том, что дети всегда будут похожи на родителей, копируя их поведение. Именно поэтому правила вежливости должны соблюдать не только дети, но и их родители. Ведь они являются для ребенка примером для подражания. В первую очередь мама и папа малыша должны научиться контролировать свои эмоции и поступки независимо от сложившейся ситуации. При общении с ребенком в обязательном порядке следует употреблять те самые волшебные слова, всегда выслушивать все, что хочет сказать малыш, не перебивая его.
С первых дней нужно выстраивать теплые и доверительные отношения с ребенком, чтобы впоследствии, когда малыш повзрослеет, быть для него авторитетом. Тогда он будет прислушиваться к мнению и наставлениям родителей.
Объяснять значение слова «вежливость», что такое правила вежливости нужно с самых ранних лет. Для этого предпочтительнее использовать игровую форму.
Нельзя навязывать ребенку правила и заставлять его их выполнять, а тем более наказывать за неправильное поведение.
Малышу нужно предоставить выбор того, как он может поступить в определенной ситуации, а потом объяснить плюсы и минусы принятого решения.
Нельзя ругать ребенка в присутствии других людей. Никогда нельзя критиковать малыша. Можно критиковать его поведение, но его самого нет. За проявление вежливости ребенка нужно похвалить.
fb.ru
Вежливость — это… Что такое Вежливость?
Ве́жливость — нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость — культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.
Британские ученые Броун и Левинсон выделяют два вида вежливости:
- негативная вежливость — подчеркивание права собеседника на выбор в той или иной ситуации, применяя, например, фразы типа «если не возражаете» или «если Вас не затруднит»;
- позитивная вежливость — выражение уважения к потребности людей в том, чтобы их ценили и понимали.
Кроме того, имеются исследования гендерной зависимости форм вежливости[1][2].
Японские ученые утверждают, что в восточной культуре, в отличие от западной, вежливость не является произвольным актом, а отражает социальную иерархию. В японском языке существует два уровня вежливого общения, один для близких, семьи и друзей, другой для всех прочих. Кроме того, существуют разные языковые средства для вежливого обращения в зависимости от пола, возраста, социального статуса, степени близости и других культурных факторов.
В современном русском языке для обозначения исключительной вежливости, учтивости (иногда с оттенком иронии) также используется слово полите́с (фр. politesse — вежливость). Применительно к действительности XVII века слово политес означает «определённый порядок соблюдения светского этикета».
На Руси использовалось также существительное «вежа» — знающий, сведущий, буквально означает — ведающий жизнь.
Вежливец — в некоторых диалектах, почётное название колдуна, знахаря на церемониях (свадьбах)[3].
== Техника вежливого обращения == 🙂
- Употребление выражений неопределенных или смягчающих смысл, позволяющих сблизить позиции собеседников в случае негативной ответной реакции, например, «есть небольшая проблема», «мы немного поспорили», «я в этом плохо разбираюсь»…
- Использование эвфемизмов и коннотаций.
- Предпочтение вопросительных выражений утверждениям, например: «Вы были в магазине, не так ли?»;
- использование отрицаний вместо прямых вопросов: «Вы еще не зашли в магазин?»;
- употребление аффективной лексики, выражающей беспокойство за собеседника: «Вы не были там слишком долго?»;
- смягчение требований вопросительной формой: «Вы не могли бы подать мне это?»;
- смягчение требований приглашением собеседнику прокомментировать их: «Вам ведь нетрудно это сделать, не так ли?»
Примечания
См. также
Ссылки
Литература
dic.academic.ru
учим ребенка вежливости и этикету
Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: «Спасибо», «Пожалуйста», «Будьте добры»; видеть проявления благодарности в ответ на заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.
Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека
Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании крохи — не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.
Вежливость — важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом «вежа» называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: «Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец».
С чего нужно начинать воспитание вежливости
У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с «волшебных» слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:
- Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
- Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
- Обращайте внимание ребенка, что говоря каждый раз слово «спасибо», он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
- Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их «волшебными» словами.
- Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим.
Проблемы при обучении вежливым манерам
Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:
- карапуз не реагирует на замечания взрослых;
- отмалчивается при попытке заставить его произнести «волшебные» слова;
- использует в речи ненормативную лексику;
- капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.
С чем это связано?
- Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей — трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
- Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет. Задача родителей — проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.
Как поступать с детской непосредственностью
При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:
- показ на людей пальцем в общественных местах;
- высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
- обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
- обсуждение домашних дел при посторонних людях;
- нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).
Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей. Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя. Постарайтесь при помощи разных способов (см ниже в тексте) объяснить крохе, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.
Как обучать детей вежливости дома
Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же. Как еще можно рассказать детям про вежливость? По советам специалистов используем детскую «азбуку вежливости»:
«Вежливые» игры
Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: «Накормим куклу», «День рождения мишки», «Магазин», «Купание куклы», «Водитель автобуса», «Путешествие» и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.
Например:
- Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
- Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
- Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:
Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки «отвечают» маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья!)
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? (аналогично: это не я…)
У кого из вас в порядке,
Куклы, книжки, шоколадки? (игрушки отвечают)
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго “спасибо”?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
«Вежливые» загадки
Дошкольникам нравятся загадки в стихах, когда в конце фразы можно подставить правильное слово и закончить рифму. Подобные загадки помогают ненавязчиво закрепить правила вежливости для детей:
- Если встретился знакомый, хоть на улице, хоть дома – не стесняйся, не лукавствуй, а скажи погромче:… (Здравствуй).
- Если просишь что-нибудь, то сначала не забудь, разомкнуть свои уста и сказать:… (Пожалуйста).
- Если словом или делом тебе помог кто – либо, не стесняйтесь громко, смело говорить:… (Спасибо).
- Говорить друзьям не лень, улыбаясь:… (Добрый день).
- Друг другу на прощание мы скажем:… (До свидания).
- Друг друга не стоит винить, лучше скорее всего… (Извинить).
- Когда виноваты, сказать вы спешите:… (Прошу вас, пожалуйста, извините).
- В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше… (Не перебивай).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит:… (Добрый день).
- Если друг встречает друга, жмут друзья друг другу руку. На приветствие в ответ каждый говорит:… (Привет).
Просмотр мультфильмов
Существует много добрых мультиков, которые можно просмотреть совместно с крохой, например, про Винни-Пуха, Дюймовочку, Чебурашку и др. После просмотра обсудите правильные или неправильные поступки героев. Пусть малыш выскажет свое мнение по этому поводу. Слушайте, не перебивая, это тоже элемент воспитания вежливости. Если вы считаете, что его мнение не совсем правильное, мягко объясните неверные моменты.
Чтение книг
Читая старые добрые сказки или авторские рассказы, можно извлечь из них уроки вежливости. Например, произведения Н. Носова, В. Осеевой, Г. Шалаевой, В. Степанова и многие другие помогут понять, что такое вежливость для детей. Довольно актуально в отношении хороших манер произведение Носова про Незнайку в Солнечном городе. Или сказки «Два жадных медвежонка», «Морозко», «Вежливый кролик».
Многочисленные стихи о вежливости учат уважению к старшим, заботе о младших. Чтобы малыш их запомнил, они должны иметь хорошую рифму и сопровождаться красочными картинками. Например, всем известно стихотворение Самуила Маршака «Урок вежливости», где говорится о медвежонке, который учился вежливости. Интересно прочитать деткам произведение Агнии Барто «Любочка». После прочтения книг, обязательно обсудите с малышом героев, их поступки, позадавайте ему ненавязчиво вопросы. Так вы можете убедиться, что ребенок действительно слушал и понял, о чем это произведение.
Пословицы
В культуре каждого народа обязательно есть и другие фольклорные формы, кроме сказок, которые также помогут закрепить правила вежливости для детей. Вы можете почитать пословицы про доброту и вежливость, малыши быстро их запоминают:
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Не мудрен привет, а сердце покоряет.
- Ласковое слово лучше мягкого пирога.
- Как проживёшь, так и прослывёшь.
Особенности детской «азбуки вежливости»
До 3-х летнего возраста
В этом возрасте кроха знает уже много правил этикета, но, в то же время, к трем годам малыш начинает познавать мир и ищет границы дозволенного. Он все чаще дерется, отбирает игрушки у сверстников, не всегда говорит спасибо и т.д. Перед мамами и папами стоит нелегкая задача — не потеряв спокойствие духа, донести до своего дитя весь негатив его поступков. Делать это нужно серьезным тоном, объяснив малышу его плохое поведение. Не стоит после такого разговора сразу шутить и смеяться, иначе чадо ничего не поймет. За хорошие поступки поощряйте и хвалите.
Дети после 3-4 лет
В этом возрасте у дошколят появляются специфические черты характера:
- Дошколята нередко жалуются на своих товарищей по игре. Но нельзя обвинять их в том, что они ябеды. Это происходит потому, что ребята не всегда могут самостоятельно разобраться во взаимоотношениях с ровесниками и ищут помощи у взрослых. Стоит мягко объяснить ребенку, что его друг поступил по отношению к нему неправильно и необходимо напомнить товарищу о хороших манерах.
- Дети детсадовского возраста часто не хотят делиться своими игрушками. Раньше такие действия осуждались, но современные психологи говорят, что любимая игрушка — это продолжения собственного «Я» ребенка. Нельзя осуждать его за то, что он не расстается с ней. Вы можете предложить малышу поменяться на время с другим ребенком игрушкой. Или, если он не хочет этого делать, пусть любимая кукла или машинка подождут его дома.
Советы родителям
- Бывает так, что ваше чадо начинают учить посторонние люди, что делать в этом случае? Даже если вы знаете, что он неправ и вел себя некрасиво, проявите сдержанность и постарайтесь достойно выйти из ситуации. Для ребенка такие моменты могут быть поучительными. Не стоит опускаться до склок и разбирательств. Вежливо ответьте, что вы разберетесь и поговорите со своим малышом сами.
- Всегда будьте на стороне своего чада, поругать его нужно, но сделайте это дома за закрытыми дверями. Это относится и к малышам, и к школьникам. Другое поведение родителей будет расценено как предательство.
- Дома в спокойной обстановке побеседуйте с сыном или дочкой, обыграйте ситуацию заново. Если он считает себя правым, объясните, что в любом случае с окружающими нельзя вести себя грубо.
- Путем поощрения и замечания можно добиться многого в воспитании вежливости. Маленькие детки, которые только постигают азы этикета, должны часто слышать слова похвалы. Тогда они будут видеть разницу между хорошими и плохими поступками. Если дошкольник поступил нетактично, прежде чем делать замечание, выясните, по какой причине он сделал именно так. Возможно, такому поведению есть свое объяснение. Это может быть стеснение или плохое настроение, незнание правил. Если вы не научитесь понимать своего малыша, в дальнейшем будет трудно налаживать с ним контакт.
- Откройте для себя и своих детей определенные правила, придерживаясь которых, родителям будет легче выработать у малыша вежливые манеры. Оформите их красочно, повесьте в доме на видном месте. Дошколенок лучше уясняет слово в сочетании с наглядностью.
- Важно, чтобы ребенок чувствовал уважение со стороны своих близких и родственников, только тогда можно рассчитывать на взаимность.
- Несмотря на открытость и доброжелательность между детьми и родителями, каждый из них должен знать свое место. Если кроха переходит границы и начинает общаться с вами как со сверстниками, нужно деликатно его поправить.
- Всегда проще одернуть кроху и отчитать за неправильное поведение. Сложнее говорить и беседовать, объяснять, как правильно себя вести, а как нет. Но нужно уделять своим детям чуть больше времени, хвалить за хорошие поступки, напоминать, как близкие гордятся своим ребенком за то, или иное действие, проявлять свою любовь. Тогда у него появится чувство благодарности, он захочет говорить такие слова, как спасибо, пожалуйста, научится хорошим манерам.
myintelligentkids.com
Вежливость Вежливый | Что такое Вежливость Вежливый
Вежливость как качество личности – склонность к повседневному уважительному общению, внешнему проявлению доброжелательности, ставшей нормой поведения и обычной, естественной формой общения с окружающими.
Однажды к Учителю пришёл юноша и попросил разрешения заниматься у него. — Зачем тебе это? — спросил мастер. — Хочу стать сильным и непобедимым. — Тогда стань им! Будь добр со всеми, вежлив и внимателен. Доброта и вежливость обеспечат тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым. — Почему? — Потому что тебе не с кем будет сражаться. Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к Учителю. — Что тебе нужно? — спросил старый мастер. — Я пришёл поинтересоваться вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли вы в помощи… И тогда Учитель взял его в ученики.
Суть вежливости как качества личности скрывается в этимологии слов «вежливость» и «вежливый». Еще в XVI столетии слово «вежа» означало «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского влдлти, то есть «знать». Вежливый человек, в противоположность невежливому, владеет знанием, «веданием» или «вестью».
Известный мыслитель Артур Шопенгауэр написал притчу, которая очень ярко характеризует необходимость присутствия вежливости в обществе: «В холодный зимний день, чтобы не замёрзнуть, стадо дикобразов улеглось тесной кучей, но вскоре уколы от игл соседей заставили их лечь дальше друг от друга. Необходимость согреться принудила стадо снова сдвинуться. Так они метались из одной крайности в другую, пока не нашли то умеренное расстояние между собой, когда и соседские иглы не колют, и холод можно переносить. Это расстояние – аналог вежливости в человеческом обществе».
«Будь вежлив с каждым. Никогда неизвестно, кто попадет в число двенадцати присяжных», — гласит американская пословица. У вежливого человека уважительные слова слетают с уст, порой, автоматически, как подсознательная реакция на внутреннюю доброжелательность. Если бы он каждый раз вдумывался в суть своих вежливых слов, осознавал их скрытый веками смысл, это бы только подстегнуло и убедило его в важности своего проявленного качества личности. Вдумайтесь, говоря волшебное слово «спасибо», на самом деле мы говорим пожелание «спаси тебя Бог» за добрые дела, а произнося обычное «здравствуйте», мы желаем человеку здоровья. Слово «благодарю» означает — благо дарю (за вашу услугу). Турист, объездивший полсвета, скажет вам, что в любой стране мира достаточно знать эти два волшебных слова, чтобы поездка оказалась приятной и комфортной.
Человек, услышавший голос вежливости, может не знать скрытый столетиями смысл ее слов, но его подсознание на раз- два расшифровывает посланную доброжелательность. Поэтому вежливость становится залогом успешной и гармоничной жизни человека. Подсознание мгновенно оценивает по невербальному поведению, являются ли ваши вежливые слова проявлением доброжелательности или под маской вежливости спрятались лицемерие, лесть, корыстолюбие, коварство или вероломство. Если картинка сложилась, то есть слова полностью соответствуют сигналам тела, подсознание автоматически зачисляет вас в число друзей. Обычно подсознание условно делит людей на друзей и врагов. Вежливость позволяет человеку сдать этот невидимый экзамен, получить высшую оценку и попасть в галерею друзей другого человека. Словом, вежливость, как форма проявления доброжелательности, обусловливает гармоничную жизнь человека с внешним миром. Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.
Одно из главных требований вежливости — умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д.Карнеги. «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф.Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих — это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».
Разовые проявления вежливости не делают человека носителем этого качества личности, у которого вежливость проявляется при любых обстоятельствах. В самых экстремальных ситуациях вежливый человек останется верен своей доброжелательности к людям. По-настоящему вежливых людей крайне мало, ибо необычайно сложно сохранять доброжелательность к людям, когда в тебе самом и в них укоренились эгоизм, невежество, корыстолюбие и обман. «Одна снежинка — еще не снег, еще не снег, одна дождинка – еще не дождь», поется в известной песне. Одноразовая вежливость напоминает всем известное средство контрацепции барьерного типа. Возьмем типовой пример. Когда люди заходят в автобус, в котором полно свободных мест, все – олицетворение вежливости и предупредительности. Но если в автобус набилось людей, как селедок в банку, о вежливости как-то забывают, наоборот, крепнет голос раздражения, бесцеремонности и хамства. Человек, еще минуту назад бывший эталоном вежливости, превращается в ее противоположность – грубость.
«Вежливость — это одно из тех качеств, которое можно оценить по достоинст
podskazki.info
Вежливость людей: обратная сторона вежливости
Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми. (Википедия)
Представьте себе ситуацию. «Как прошел день?» – спрашивает друг или знакомый. «Неважно, – отвечаете вы, – дела идут из рук вон плохо». «Ничего страшного, в будущем все утрясется!» – следует ответ собеседника.
Вежливость: обратная сторона
А теперь, после того, как вы вообразили эту небольшую сценку, позвольте задать вопрос: станет ли от такого ответа лучше на душе? Уменьшится ли тот груз, который вы несли на своих плечах в течение неудавшегося дня, хотя бы на грамм? Осмелимся предположить, что куда приятнее было бы услышать нечто вроде: «О, какой кошмар…», «Как я смогу тебе помочь?», или, на худой конец, «Хотелось бы надеяться, что твои дела скоро пойдут лучше».
В каждом из небрежных ответов у собеседника скрывается страх обмена переживаниями. И под маской вежливости иногда может скрываться даже пренебрежение. Коммуникации такого рода возникают очень часто. Иногда нужно прислушаться внимательнее, чтобы читать скрытые послания между строк.
Всякий раз, когда мы говорим о своих переживаниях – в особенности, о негативных – люди могут ощущать дискомфорт, желание как можно скорее завершить беседу.
Они будут беспокойно поеживаться, перебивать вас, стараться перенаправить беседу в другое русло, пытаясь вас отвлечь…
Иногда, конечно, тот или иной разговор просто неуместен. Обычно в таких случаях люди стараются укрепить свои личностные границы. Например, представим ситуацию: муж, вернувшись с работы, с увлечением начинает перечислять события прошедшего дня. «Послушай, милый, ты же знаешь, что я сегодня встречаю маму из аэропорта и через десять минут должна выйти из дому. Не мог бы ты, пожалуйста, рассказать мне об этом попозже?» – отвечает супруга.
Конечно, в таком случае её реакция совершенно уместна. Однако бывает и по-другому. Кто-то спрашивает у вас о том, как обстоят ваши дела. Вы отвечаете ему, что все в порядке. Но затем чувствуете, что человек пренебрегает сказанным вами. Здесь нет и речи об установлении психологических границ.
Язык вежливости
В конечном счете, это он поинтересовался состоянием ваших дел. Он получил ответ, который ему не понравился. Вы же, в свою очередь, можете услышать от таких горе-собеседников следующие указания:
- как вы должны себя чувствовать;
- как правильно себя чувствовать в этой ситуации;
- что вы на самом деле, по их мнению, чувствуете.
Эти манипуляции являются весьма незаметными. Их очень легко расценить как обычное проявление вежливости. Незаметны же они, однако, до тех пор, пока вы не осведомлены о подобных вещах – тогда они начинают вспыхивать ярким пламенем.
Итак, всякий раз, когда вы сообщаете о том, что вас расстраивает или вызывает ваше негодование (будь то человек, либо событие), собеседник может реагировать следующим образом:
- он полностью разделяет ваши эмоции;
- может слушать спокойно, но некоторые вещи будут вызывать у него дискомфорт;
- может сказать честно, что ему неприятно слышать о таких вещах;
- или же ощущать неудовольствие, но не говорить вам об этом напрямую.
Правила вежливости
Давайте рассмотрим типичные фразы, которые люди склонны использовать в последнем случае.
- «Все не так плохо».
- «Забудь, не беспокойся. Жизнь слишком коротка, чтобы переживать об этом».
- «Ты ничего не можешь изменить, так зачем же беспокоиться?».
- «Он (она, они) не стоит этого».
- «Ты только ухудшаешь ситуацию своими жалобами».
- «Ты преувеличиваешь. Не принимай события так близко к сердцу».
- «Это ничего не значит».
- «Попробуй успокоиться (как варианты: «сделай глубокий вдох», «хватит быть такой актрисой», и так далее)».
- «Будь позитивным. Не позволяй таким эмоциям брать над тобой верх!».
- «Это их дело. Возьми, наконец, себя в руки!».
Эти примеры несут в себе скрытое послание: «С тобой что-то не так». Проблема такой логики состоит в следующем: на самом деле, с вами-то все в порядке. Чувства просто предупреждают вас о возможной опасности, готовят к возможному развитию событий в окружающем мире. А ваш собеседник, вместо того, чтобы понаблюдать за собственной реакцией на «чересчур эмоциональное» высказывание, обвиняет, хотя и скрытым образом вас.
Понаблюдайте за своим повседневным общением с людьми. Некоторые замечания могут быть сделаны без злого умысла, а иногда и с добрыми намерениями. Страх обмена эмоциями – это не самая страшная вещь в мире коммуникаций. Однако, он может ранить в тот момент, когда человек, наоборот, нуждается в поддержке. Просто помните о том, что вы заслуживаете большего, чем контроль ваших эмоций другими людьми.
Всем пока.
С уважением, Вячеслав.
kosarev39.ru
20 правил вежливости, которым нужно научить ребенка
Редактор Мамсила
«Фу, как некультурно!» – говорит Фрекен Бок легендарного мультфильма про Малыша и его обаятельного друга Карлсона. И если «домомучительница» – это все-таки образ собирательный и в целом ироничный, то в реальной жизни услышать в свой адрес (тем более – в адрес своего ребенка) подобную оценку, мягко говоря, неприятно.Да, всем не угодишь. Да, важна индивидуальность. Но знать правила хорошего тона и мастерски владеть ими – все равно, что научиться читать: можно и не стать книголюбом, но в некоторых ситуациях этот навык может спасти жизнь (если на опасном объекте написано «Не влезай – убьет», к примеру).
Приводим ниже простые истины, которые хорошо знакомы взрослым, но детям нужно объяснять и демонстрировать их на личном примере – только так они запомнят правила.
Чему же стоит научить ребенка, чтобы он уверенно чувствовал себя в любой ситуации?
1. Говорить «спасибо» и «пожалуйста».
2. Здороваться и прощаться (со сверстниками и со взрослыми).
3. Не перебивать того, кто говорит (особенно старших). А если все же надо что-то важное и срочное сказать, то начать следует с извинений: «Простите, что перебиваю, но…».
4. Спрашивать разрешения у взрослых в определенных ситуациях.
5. Не брать без спросу чужие вещи.
6. Не оценивать вслух человека относительно его внешних данных (исключения составляют положительные оценки, но и с ними нужно проявлять такт и деликатность).
7. Поддерживать разговор, когда собеседник спрашивает: «Как дела?». Ребенка нужно научить тому, что этот вопрос уместно задавать друзьям и близким, и что он не требует слишком подробного ответа. Затем, из вежливости, нужно поинтересоваться, как дела у приятеля.
8. Стучаться в закрытые двери и входить только после ответа.
9. Показать азы телефонного этикета: здороваться и прощаться, а когда сам ребенок звонит кому-либо, нужно представляться и уточнять, удобно ли собеседнику разговаривать.
10. Открывать двери перед пожилыми людьми и пропускать их вперед. Мальчикам объяснить, что им следует пропускать вперед девочек и женщин.
11. Не расталкивать людей локтями при входе, например, в общественный транспорт.
12. Предлагать свою помощь, когда это требуется.
13. Культурно вести себя за столом, научиться правильно пользоваться столовыми приборами.
14. Не говорить с полным ртом, пользоваться салфеткой во время еды.
15. Не тянуться через весь стол за едой, а попросить тех, кто сидит рядом, передать блюдо.
16. С благодарностью принимать любые подарки.
17. Не говорить грубых, бранных слов.
18. Никого не дразнить и не обзывать.
19. Просить прощения, когда ситуация того требует.
20. Прикрывать рот ладошкой при чихании и кашле, не высмаркиваться публично и не залезать пальчиками в нос.
Список мог бы получиться очень длинным, ведь правила поведения мы учим всю свою жизнь. Ребенку какое-то время достаточно базовых ориентиров, после которых он уже и сам поймет: быть вежливым – хорошее и приятное дело.
Взрослым придется проявить максимум терпения и любви, чтобы «не навредить». Ведь вежливость предполагает уважение к другим людям, и нельзя этому искусству научиться из-под палки. Согласитесь, странно выглядит, когда взрослый просит малыша не ругаться, а сам обзывает ребенка глупым (бывают и крайне грубые оценочные выражения) – а такое, к сожалению, встречается часто.
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» – вот правило, которое работает, когда не знаешь, как себя вести. Чем не девиз для юных леди и джентльменов?
Фото:
Релевантные ссылки
mamsila.ru
Вежливость. Малый трактат о великих добродетелях, или Как пользоваться философией в повседневной жизни
Вежливость – это первая добродетель и, возможно, причина всех прочих. В то же время это самая бедная, самая поверхностная, самая спорная из добродетелей, так что невольно возникает вопрос: а является ли вежливость добродетелью? Во всяком случае, это немного легкомысленная добродетель (примерно в том же смысле говорят о дамах легкого поведения). Вежливость смеется над моралью, как и мораль над вежливостью. Если нацист вежлив, разве перестает он быть нацистом и сеять вокруг себя ужас? Разумеется, нет, и в этом «нет» содержится одна из основных характеристик вежливости. Формальная добродетель, добродетель этикета и внешних приличий – вот что такое вежливость. В сущности, это лишь видимость добродетели.
Если вежливость является ценностью, чего нельзя отрицать, то ценностью двойственной и несамодостаточной; за вежливостью может скрываться как хорошее, так и дурное – вот почему вежливость порой кажется немного подозрительной. Тщательная отделка формы должна что-то скрывать, но вот что? В вежливости есть нечто искусственное, а мы не доверяем искусственности. Она – украшательство, а мы не покупаемся на побрякушки. Дидро где-то говорил об «оскорбительной вежливости» великих мира сего, но сюда же относится и угодливая и
Вежливость – это первая добродетель и, возможно, причина всех прочих. В то же время это самая бедная, самая поверхностная, самая спорная из добродетелей, так что невольно возникает вопрос: а является ли вежливость добродетелью? Во всяком случае, это немного легкомысленная добродетель (примерно в том же смысле говорят о дамах легкого поведения). Вежливость смеется над моралью, как и мораль над вежливостью. Если нацист вежлив, разве перестает он быть нацистом и сеять вокруг себя ужас? Разумеется, нет, и в этом «нет» содержится одна из основных характеристик вежливости. Формальная добродетель, добродетель этикета и внешних приличий – вот что такое вежливость. В сущности, это лишь видимость добродетели.
Если вежливость является ценностью, чего нельзя отрицать, то ценностью двойственной и несамодостаточной; за вежливостью может скрываться как хорошее, так и дурное – вот почему вежливость порой кажется немного подозрительной. Тщательная отделка формы должна что-то скрывать, но вот что? В вежливости есть нечто искусственное, а мы не доверяем искусственности. Она – украшательство, а мы не покупаемся на побрякушки. Дидро где-то говорил об «оскорбительной вежливости» великих мира сего, но сюда же относится и угодливая и раболепная вежливость маленьких людей. Гораздо предпочтительнее выглядело бы презрение без красноречия и покорность без жеманства.
Хуже того. Вежливый мерзавец ничуть не менее мерзок, чем любой другой, а может быть, даже более мерзок. Что нас в нем раздражает? Лицемерие? Вряд ли, ведь вежливость не претендует на моральность. Вежливый негодяй вполне способен быть циником, что не мешает ему оставаться и вежливым, и дурным человеком. Почему же он нас шокирует? Из-за контраста? Вероятно. Только это контраст не между видимостью добродетели и ее отсутствием (это было бы лицемерие), поскольку наш мерзавец предположительно действительно вежлив – впрочем, тот, кто пытается выдать себя за вежливого человека, уже вежлив. Так вот, скорее это контраст между видимостью добродетели (которая в случае вежливости является ее реальностью: сущность вежливости исчерпывается внешней стороной) и отсутствием всех прочих добродетелей, между видимостью добродетели и реальным присутствием пороков, точнее говоря, одного действительного порока – злобы. Если рассматривать этот контраст сам по себе, то в нем больше от эстетики, чем от морали: с его помощью легче объяснить удивление, нежели ужас; изумление, нежели осуждение. Но сюда примешивается и кое-что еще, уже более близкое к этике: вежливость делает негодяя еще более ненавистным, потому что выдает в нем воспитание, без которого его «негодяйство» могло бы показаться простительным. Вежливый мерзавец противостоит хищнику, а на хищников не обижаются. Он противостоит дикарю, а на дикарей тоже не обижаются. Он противостоит наглому, неотесанному, невоспитанному грубияну, в котором, разумеется, нет ничего привлекательного, но чье поведение можно хотя бы объяснить отсутствием культуры, врожденной склонностью к насилию и ограниченностью. Но вежливый негодяй – не хищник, не дикарь и не грубиян; напротив, он хорошо воспитан и образован, он пользуется всеми плодами цивилизации, и поэтому ему нет прощения.
Вот перед нами агрессивный хам. Откуда нам знать, почему он такой? По злобе или просто в силу невоспитанности? Зато в случае палача с изысканными манерами никаких сомнений у нас нет и быть не может. Как кровь заметнее на белых перчатках, так и мерзость очевиднее на фоне высокой культуры. Если верить свидетельствам очевидцев, нацисты, во всяком случае многие из них, блистательно играли эту роль. Каждому понятно, что существенную часть этой подлой роли составляла смесь варварства и цивилизованности, насилия и соблюдения приличий; это была жестокость – иногда вежливая, иногда звериная, но всегда – жестокость. Возможно, налет вежливости делает ее еще более преступной, видимость человечности – еще более бесчеловечной, формальная цивилизованность – еще более варварской.
Грубого человека можно обругать, сравнив с животным, подчеркнув его невежество и бескультурье, но тем самым перекладывая часть его вины на неблагополучное детство или не сумевшее воспитать его общество. Но с человеком вежливым этот номер не пройдет. В данном случае вежливость является отягчающим обстоятельством, прямо обвиняя человека, народ или отдельного индивидуума, обвиняя общество не за допущенные ошибки, способные послужить оправданием, а как раз за успехи. Выражение быть хорошо воспитанным говорит само за себя. Нацизм был достижением немецкого общества (В. Янкелевич (1) добавил бы: и немецкой культуры, но позволить себе подобное дополнение мог бы только он или его современники), и именно это осуждает и нацизм, и Германию того периода, представители которой играли в лагерях Бетховена и убивали детей!
Кажется, меня увело немного в сторону, но это не небрежность, а бдительность. Имея дело с вежливостью, главное – не попасться на ее удочку. Вежливость – не добродетель и не способна заменить собой ни одну из добродетелей. Почему же тогда мы называем ее первой из добродетелей и, возможно, источником всех прочих? На самом деле противоречие здесь только кажущееся.
Но почему первая? Я подхожу к решению этого вопроса с временной точки зрения отдельного индивидуума. У новорожденного младенца нет и не может быть никакой нравственности. Нет ее и у грудного ребенка, и у ребенка постарше. Зато дети довольно рано открывают для себя такую вещь, как запрет. «Нельзя! Это грязное, плохое, некрасивое, нехорошее!» Или, как вариант: «Это опасно!» Ребенок быстро учится видеть разницу между дурным (ошибочным) и источником дурного (опасным). Ошибка – чисто человеческое зло, это зло, не причиняющее зла (во всяком случае, тому, кто совершает ошибку), это зло, не влекущее за собой немедленной и неизбежной опасности. Тогда почему же нельзя? Потому что так не принято. Потому что грязно, плохо, некрасиво. В глазах ребенка деяние предшествует праву, вернее, право – не более чем одно из деяний. Есть то, что разрешено, и то, что запрещено. Есть то, что делать можно, и то, чего делать нельзя. Что такое добро? Что такое зло? Ребенок в этом пока не разбирается. Ему достаточно простого правила, которое предшествует суждению и служит ему обоснованием. Однако правило это условно и базируется лишь на обычае и уважении обычая; иначе говоря, это фактическое, чисто формальное правило – оно же правило вежливости! Не говорить плохих слов, не перебивать других людей, не толкаться, не брать чужого, не обманывать… Все эти запреты в глазах ребенка имеют примерно равную ценность («то, что делать нехорошо»). Умение различать этические и эстетические ценности придет к нему позже и будет развиваться постепенно. Таким образом, вежливость предшествует морали, вернее говоря, мораль поначалу выступает в форме простой вежливости. Это подчинение обычаю (в данном случае правы социологи, а не Кант; во всяком случае по отношению к детям, – возможно, и сам Кант согласился бы с этим), установленным правилам, набору норм приличного поведения; это подчинение миру и тому, как следует вести себя в мире.
Нельзя, указывал Кант, отделить то, что до?лжно делать, от того, что делается на самом деле. Однако ребенок в первые годы жизни вынужден заниматься именно этим, и лишь благодаря этому он становится человеком. «Человек становится человеком только в результате воспитания, – признает и сам Кант, – он есть то, во что превращает его воспитание» («Размышления о воспитании», с. 73). Животное начало в начало человеческое преобразует в первую очередь дисциплина. Лучше и не скажешь. Обычай предшествует ценности, послушание – уважению, имитация – долгу. Следовательно, вежливость («так делать нельзя») предшествует морали («так делать не должно»), которая складывается постепенно, как внутренне осознанная вежливость, освобожденная от всего внешнего и корыстного, целиком сосредоточенная на намерении действовать (к чему вежливость не имеет никакого отношения). Но откуда возьмется мораль, если вначале не было вежливости? Хорошие манеры предшествуют добрым поступкам и ведут к ним. Мораль – это своего рода вежливость души, умение уживаться с самим собой (хотя проявляется оно чаще всего в отношениях с другими людьми), этикет внутренней жизни, кодекс наших обязанностей, церемониал всего существенного. И наоборот, вежливость – это своего рода мораль тела, этика поведения, кодекс общественной жизни, церемониал несущественного. «Бумажные монеты», по выражению Канта. Но и они – лучше, чем ничего, и было бы равным безумием как отказываться от них, так и принимать их за чистое золото. «Мелочь» – называет Кант вежливость в другом месте, подчеркивая, что она – лишь видимость добродетели, однако придающая ей приятную наружность. И разве сможет ребенок вырасти добродетельным человеком, если не приучать его к соблюдению внешних приличий и не прививать привычки быть любезным?
Таким образом, мораль начинается с самого низу – с вежливости, – но ведь она должна с чего-то начинаться. Ни одна добродетель не является природной – мы лишь становимся добродетельными. Но как прийти к добродетели, если ее в тебе нет? «Вещи, которым нужно учиться, чтобы их делать, – объясняет Аристотель, – мы осваиваем, делая» («Никомахова этика», II, 1). Но разве можно что-то делать, не умея этого? Получается замкнутый круг. Выход из него лежит через допущение a priori или через вежливость. Однако a priori не в нашей власти – в отличие от вежливости. «Поступая по справедливости, мы становимся справедливыми, – продолжает Аристотель, – поступая сдержанно, мы становимся сдержанными, поступая храбро, мы становимся храбрыми» (там же). Можно ли поступать по справедливости, не будучи справедливым? Сдержанно, не будучи сдержанным? Храбро, не будучи храбрым? И как обрести все эти качества? Аристотель вроде бы намекает на привычку, однако очевидно, что этот ответ не способен нас удовлетворить: привычка предполагает предшествующее наличие того, к чему должна появиться привычка, следовательно, данное объяснение не годится.
Кант проливает больше света на проблему, показывая, что в основе первых симулякров добродетели лежит дисциплина: ребенок, за неимением соответствующего инстинкта, не может действовать самостоятельно, поэтому «за него должны действовать другие», и таким путем «одно поколение воспитывает другое» («Размышления о воспитании», с. 70). Допустим. Но что такое дисциплина, воспитываемая в семье, как не уважение к обычаю и не соблюдение внешних приличий? Это скорее нормативная, чем принудительная дисциплина, имеющая целью не столько поддержание порядка, сколько создание приятного социального климата, – это не полицейская дисциплина, но дисциплина вежливости. Благодаря ей мы, имитируя внешние манеры добродетели, возможно, получаем шанс стать добродетельными. «Вежливость, – отмечает Лабрюйер (2), – не всегда выражает доброту, справедливость, сострадание, благодарность, но она по меньшей мере создает внешнее впечатление присутствия этих качеств и заставляет человека выглядеть таким, каким он должен быть в душе» («Характеры. Об обществе и беседе», с. 32). Вот почему взрослому человеку недостаточно быть просто вежливым; вот почему ребенку быть вежливым необходимо.
Вежливость – лишь начало, но без начала не бывает ничего. Когда мы говорим «пожалуйста» и «извините», мы изображаем уважение; говоря «спасибо», изображаем благодарность. И в этот миг зарождается уважение и благодарность. Как природа имитирует искусство, так мораль имитирует вежливость, которая в свою очередь имитирует мораль. Рассуждать с детьми о долге – напрасный труд, сокрушается Кант, и он совершенно прав. Но разве это значит, что надо отказаться от того, чтобы приучать детей быть вежливыми? И разве мы сами усвоили бы, в чем заключаются наши обязанности, если бы нас не приучали быть вежливыми? Если мы можем стать нравственными людьми, а без этого бессмысленно говорить не только о морали, но и об аморальности, то не благодаря добродетели, а благодаря воспитанию, не ради добра, а для проформы, не путем приобщения к морали, а путем воспитания вежливости. Иными словами, не из уважения к ценностям, а из уважения к обычаю! Мораль поначалу выступает как искусственная уловка и лишь затем превращается в артефакт. Имитируя добродетель, человек становится добродетельным. Кант замечает, что благодаря тому, что люди играют эти роли, добродетели, которые они долгое время лишь изображают, понемногу пробуждаются и переходят в их поведение. Вежливость предшествует морали и делает ее возможной. Она носит показной характер, но направлена на воспитание морали. Прежде необходимо усвоить «манеры добра» – не для того, чтобы этим и удовлетвориться, но для того, чтобы с их помощью перейти к тому, что они имитируют, – к добродетели, достижимой только путем имитации. Видимость добра у других, пишет далее Кант, не лишена для нас ценности: из набора притворств, вызывающих, может быть, незаслуженное уважение, возможно появление чего-то серьезного – того, без чего нравственность не могла бы сложиться в каждом из нас и передаваться от одного к другому. «Моральные качества проистекают из поступков, внешне их напоминающих», – говорит Аристотель («Критика чистого разума. Дисциплина», 2, III, с. 489–490). Вежливость – это такая видимость добродетели, из которой происходят добродетели.
Таким образом, вежливость спасает мораль, выводя ее из замкнутого круга (не будь вежливости, пришлось бы изначально быть добродетельным, чтобы получить возможность стать таковым) и создавая условия для ее появления и даже отчасти для ее расцвета. Различия между безукоризненно вежливым и просто доброжелательным, уважительным, скромным человеком часто пренебрежительно малы: имитируя кого-либо, мы в конце концов начинаем походить на того, кого имитируем, и вежливость незаметно подводит – или может подвести – нас к морали. Это знают все родители, и именно это они и называют воспитанием детей.
Хотелось бы подчеркнуть, что вежливость – это еще не все и, конечно, это не главное. Тем не менее в общем понимании быть хорошо воспитанным означает прежде всего быть вежливым, и выражение говорит само за себя. Если бы речь шла о простой вежливости, ни один из нас – кроме маньяков или снобов – не стал бы тысячи (да что там тысячи! гораздо больше!) раз повторять ребенку, что надо говорить «пожалуйста», «спасибо», «извините». Но в процессе этой дрессировки мы воспитываем в детях уважение к другим. Прекрасно понимаю, что мало кому понравится слово «дрессировка», но это еще не причина, чтобы отказываться от ее использования на практике. Чтобы воспитать детей, одной любви мало, как мало ее и для того, чтобы научить их быть любезными с другими и полюбить других. Одной вежливости для этого тоже недостаточно – здесь нужно и то и другое. Мне представляется, что в этом и состоит суть семейного воспитания – во взаимодействии самой малой из добродетелей, которая еще не является нравственной, и самой великой из них, которая уже выходит за пределы морали. Остается обучение языку. Однако если вежливость, как полагает Ален (3), есть искусство знаков, то обучение языку смыкается с обучением вежливости («Определения. Искусства и боги»). Обычай, уважение обычая, знакомство с правилом, которое остается правильным лишь до тех пор, пока оно соблюдается. «Правила употребления» – чем не название для учебника жизни? Кстати, так же называется и знаменитая грамматика Гревисса (4). Делать то, что принято делать, говорить то, что принято говорить… Не случайно и в том и в другом случае речь идет о коррекции, то есть о навязанной минимальной вежливости. Добродетель и стиль появятся позже.
Итак, вежливость – не добродетель, но как бы симулякр, имитирующий добродетель (у взрослых) или служащий подготовкой для формирования добродетели (у детей). С возрастом меняется если и не природа, то значение вежливости. Первостепенное в детстве, оно становится малосущественным во взрослом возрасте. Что может быть хуже дурно воспитанного ребенка? Только взрослый негодяй. Но мы-то ведь больше не дети. Мы умеем любить, судить, желать… Следовательно, мы способны к добродетели, способны к любви, которую не заменит никакая вежливость. Щедрый мужлан всегда лучше вежливого эгоиста. Честный человек с низким уровнем культуры лучше утонченного прохиндея. Вежливость – не более чем гимнастика выражения, говорит Ален; иными словами, в ней больше телесного, тогда как нам важны сердце и душа.
Кроме того, встречаются люди настолько вежливые, что это настораживает. «Он слишком вежлив, чтобы быть честным человеком», – говорят в таких случаях, поскольку честность зачастую заставляет говорить другим неприятные, шокирующие, обидные вещи. Многие люди, будучи честными, всю жизнь вынуждены оставаться своего рода заложниками хороших манер, показываясь другим людям словно через не вполне прозрачное стекло вежливости, как будто раз и навсегда спутали истину с благопристойностью. В нарочитой, подчеркнутой, безукоризненной вежливости заметны следы этого стиля. Но вежливость, воспринимаемая слишком серьезно, выступает противоположностью подлинности. Люди такого поведения напоминают слишком послушных детей, вечно живущих в плену правил и свято верящих в условности. Глядя на них, можно подумать, что они никогда не были подростками (хотя только из подростков вырастают взрослые мужчины и женщины). Потому что именно юность открыто (и справедливо) насмехается над мелочностью вежливости, юность поплевывает на обычай, юность любит лишь любовь, истину и добродетель – прекрасная, чудесная, малокультурная юность! Повзрослев, вчерашние подростки станут снисходительнее и мудрее. Однако если встанет вопрос принципиального выбора между незрелостью того и другого рода, то с точки зрения нравственности предпочтение следует отдать тому, кто остался подростком в душе, перед вечным ребенком, который так и не научился нарушать правила и не сумел повзрослеть. Лучше быть слишком честным, чтобы выглядеть вежливым, чем выглядеть слишком вежливым, чтобы быть честным.
Умение жить – это еще не жизнь, а вежливость – это еще не мораль. Однако и отмахнуться от вежливости нельзя. Вежливость – мелочь, но эта мелочь готовит нас к чему-то большему. Это ритуал, но без Бога; церемониал, но без культа; этикет, но без царского двора. Будучи пустой формой, вежливость ценна именно своей пустотой. Вежливость, наполненная самою собой, вежливость, принимающая себя всерьез, вежливость, верящая в себя, – такая вежливость попадает в собственную ловушку хороших манер и в результате сама же нарушает установленные ею правила. Одной вежливости человеку недостаточно, и быть самодовольным – невежливо.
Итак, вежливость – не добродетель, а качество, и качество формальное. Взятая сама по себе, вежливость вторична, ничтожна, несущественна. В сравнении с добродетелью или умом она – почти ничто, и настоящая вежливость должна в своей утонченности это отражать. Даже любовь не способна полностью обходиться без формы. Именно этому дети и должны учиться у родителей, которые так (чрезмерно и неправильно) их любят, но в то же время постоянно одергивают. Одергивают не по существу (разве кто-нибудь из нас осмелится спросить своего ребенка: «Ты что, меня не любишь?»), а по форме. Философы могут спорить, не является ли форма первичной, то есть равноценной самой истине, и не может ли отличие морали от вежливости быть всего лишь иллюзией. Вполне возможно, что все на свете – лишь обычай и следование обычаю. То есть все на свете – лишь вежливость. Но я в это не верю. Любовь сопротивляется этому утверждению. Как и мягкость, как и сострадание. Вежливость – это еще не все. Вежливость – это почти ничто. Но ведь и человек, если разобраться, тоже – почти животное.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru