В три года – Развитие ребенка в три года

Содержание

Что должен уметь ребенок в 3 года (девочки и мальчики). Развитие ребенка в 3 года

В возрасте трёх лет развитие детских навыков протекает быстро, порою, скачками, и бессмысленно сравнивать достижения разных малышей, поскольку каждый из них совершенствуется по индивидуальному плану, заложенному природой. Переломный момент, доставляющий родителям много хлопот, как правило, уже остаётся в прошлом или близок к завершению, а ребёнок, активно пополняющий список новых умений, всё больше радует мам и пап. Удостовериться, что малыш не отстаёт, поможет знание того, что должен уметь ребенок в 3 года.

Характерные возрастные особенности

Изменения, которые претерпевает детский организм в возрасте трёх лет, весьма значительны и разнообразны. Прежде всего, начиная с 2,5, малыши вырастают на 4-5 сантиметров и набирают 1,2 килограмма веса. Мальчики всегда чуть крупнее девочек, рост их варьируется от 88 до 102 сантиметров, а масса тела – от 12 до 18 килограмм. У девочек те же показатели составляют 87-100 сантиметров и 10-17 килограммов.

Из-за анатомо-физиологических изменений совершенствуются другие важные функции и способности крохи:

  1. Трёхлетние дети всё лучше могут управлять своим телом, координировать движения, постепенно выравнивается шаг ребёнка при ходьбе.
  2. В связи с развитием нервной системы, дети дольше бодрствуют, лучше воспринимают и запоминают информацию, повышается их работоспособность. Из-за этого монотонные занятия уже не кажутся некоторым деткам столь обременительными – они более усидчивы и терпеливы.
  3. Развитие моторной функции расширяет возможности карапуза, и он может выполнять множество различных действий, относящихся к бытовой области и играм. Вследствие этого, совершенствуется и речевой навык, а лексикон крохи пополняется до 1000 слов. Несмотря на то, что у деток не всегда получается правильное произношение, а некоторые буквы им, вообще трудно выговаривать, они разговаривают беспрерывно – в таком случае родителям нужно заняться с малышом артикуляционной гимнастикой или отвести к логопеду.
  4. Три года – это время бесчисленного числа вопросов, обращённых к взрослым, и важно чтобы ребёнок получал исчерпывающие ответы на доступном языке.

Психическое развитие ребенка в 3 года тесно связано с формированием эмоционального фона и ролевыми играми, актуальными для этого возраста. Их важность трудно переоценить – играя, дети не только развивают пространственное мышление, но и учатся решать разные задачи, прокручивая в своих сценариях модели поведения старших. В дальнейшем это поможет малышу находить выход из непростых ситуаций, нередких в реальности.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Выяснив, что должен уметь делать трёхлетний малыш, родители получают возможность сравнить успехи своего чада со средними показателями этого возраста. Это облегчает составление обучающей программы, направленной на разностороннее развитие.

На данный момент детишки усвоили массу двигательных навыков и находятся в хорошей спортивной форме:

  • они с лёгкостью поднимаются и спускаются по ступенькам, отлично лазают по вертикальной лестнице;
  • быстро бегают, при этом меняя направление;
  • сами могут взбираться на возвышения и спускаться;
  • кувыркаются и ходят задом;
  • уверенно манипулируют мячом;
  • сохраняют баланс, стоя на носках, проходят таким способом несколько метров;
  • осваивают езду на велосипеде;
  • хорошо прыгают на одной ножке.

С трёх лет малышей уже можно отдавать в разные спортивные кружки и секции, заниматься с ними танцами и плаваньем.

Речевое развитие ребёнка достигает определённых высот – дети говорят связными предложениями, хотя всё ещё могут не выговаривать некоторые буквы.

Читайте также:

Чем занять 3-летнего ребенка дома

Что подарить 3-летнему ребенку: идеи для девочек и мальчиков

Как подготовить ребенка к детскому саду

Большинство деток обладают хорошими речевыми навыками:

  • способны вести разумный диалог с ровесниками и взрослыми;
  • с готовностью дают ответы на вопросы взрослых;
  • могут описать картинку, используя 5-6 связных предложений;
  • фразы их состоят из основных составляющих частей речи, уже используются и предлоги;
  • детки пересказывают прозу, способны запомнить стихотворения;
  • знают членов семьи и знакомых по именам грамотно выговаривают своё собственное имя;
  • начинают применять антонимы и прилагательные.

С речью ребёнка неразрывно связаны его интеллектуальные способности. Хорошо развитый малыш должен уметь в три года находить причинно-следственные связи между событиями и делать соответствующие выводы.

Так же для детей этого возраста свойственно:

  • находить различия и общие признаки отдельных живых и неживых объектов, предметов, сравнивать изображения, распознавать элементы, не вписывающиеся в общую картину;
  • выстраивать простые логические цепочки по рассказам и, наблюдая за природными явлениями;
  • обладать знаниями о множественности, иметь представление о цифрах и арифметическом счёте;
  • называть и отличать разные цвета и оттенки;
  • распознавать основные фигуры – квадрат, круг, треугольник;
  • собирать мозаики и пазлы из 7-8 элементов;
  • обсуждать события, происшедших в недавнем прошлом.

Развитая моторная функция позволяет ребёнку трёх лет:

  • использовать ножницы для вырезания;
  • держать карандаш, кисточку и ручку;
  • нанизывать на нитку бусинки;
  • лепить из пластилина колбаски и шарики.

Трёхлетний ребёнок обладает многими бытовыми умениями, и каждый день приобретает новые полезные навыки и привычки:

  • самостоятельно ест с помощью ложки и вилки;
  • умывается, пользуется зубной щёткой и пастой;
  • умывает руки, прежде чем сесть за стол;
  • способен обуться, разуться надеть верхнюю одежду;
  • хорошо справляется с пуговицами, шнурками, липучками, молниями;
  • использует салфетки и носовые платки, если испачкается;
  • складывает свои вещи и игрушки, наводит порядок.

Понимая, что должен уметь ребенок в 3 года, нельзя забывать о формировании коммуникабельности у детей. Им крайне необходимо контактирование с посторонними и незнакомыми людьми, таким образом, совершенствуются их социальные навыки:

  • дети легко знакомятся со сверстниками;
  • они уже понимают правила некоторых настольных и уличных игр;
  • играя, могут оценивать опасные ситуации и предпринимать попытки их предотвращения;
  • малыши уже способны прощаться, приветствовать и благодарить ровесников и людей старшего поколения.

Различие в поведение детей разных полов проявляются всё ярче. Особой двигательной активностью обладает мальчик, уметь в три года он может многое, в основном, копируя жесты и действия отца. Он упрям и самостоятелен, предпочитая конкретное выражение своих чувств и желаний.

Размышляя над тем, что надо уметь в 3 года девочке, можно прийти к выводу, что основные её навыки связаны с более развитой речью, к тому же, малышки умеют не только говорить, но слушать и слышать родителей. Благодаря этой способности, с ними всегда проще договориться.

Обучающие игры и развивающие игрушки

Для ребёнка трёх лет основным обучающим материалом остаётся игровой процесс, поэтому важно выбирать для него подходящие по возрасту игры и игрушки.

Для совершенствования двигательной функции рекомендуется использовать:

  • мячи;
  • толокары, машинки-каталки;
  • детский гольф, кегельбан;
  • специальные коврики для танцев;
  • самокаты, трёхколёсные велосипеды;
  • детский спортивный комплекс;
  • батут;
  • сухой бассейн.

Для развития творческих способностей, мелкой моторики, тренировки внимания, памяти, логического мышления и воображения необходимы:

  • наборы кубиков, конструкторы;
  • мозаики, пазлы, детское лото и домино;
  • сортёры, игрушки-вкладыши, шнуровки;
  • резиновые фигурки животных;
  • интерактивные игрушки, книги, глобусы, карты;
  • детские музыкальные инструменты;
  • творческие комплекты, краски, мольберт, наборы для лепки.

Для сюжетных игр малышам в 3 года понадобятся пупсы и куклы, игрушечные наборы посуды, мебель, кухня, атрибуты людей разных профессий, а также машинки, солдатики, роботы.

В три года дети уже способны играть самостоятельно, но они, как и прежде, нуждаются в общении и участии взрослых в своих забавах и занятиях.

 Кризис трёх лет: неотъемлемый этап взросления

Переходный период, который случается в жизни каждого ребёнка, в большинстве случаев, начинается с двух лет и может продлиться до трёх и даже четырёх лет. В зависимости от темперамента малыша, он может быть явным или менее выраженным. Если брать мальчиков и девочек, у первых основной причиной конфликта становится упрямство и нежелание выполнять необходимые требования родителей, малышки протестуют, начиная капризничать.

Читайте так же: Кризис 3 лет: советы родителям

Непослушание и враждебное поведение детей связано с изменениями в их психике – собственные достижения заставляют малышей самоутверждаться таким не совсем приятным способом. Очень часто, устраивая настоящий скандал, ребёнок вовсе не ждёт, что родители пойдут на уступки, ему важно понять, встретит ли он сопротивление со стороны старших. Совсем углубляясь в этот аспект, можно сказать, что если взрослые идут на компромисс, маленький агрессор чувствует себя более защищённым, но негативным следствием разрешения ситуации обязательно станет дальнейшая манипуляция чувствами отца и матери.

Распознать начало проявления кризиса у детей можно по следующим характерным признакам:

  1. Отрицание ребёнком всего, чтобы ему не предлагали, даже вопреки собственным желаниям. Детский негативизм, как правило, направлен на одного из родителей.
  2. Непослушание, выражающееся в своеволии – ребёнок показывает, что не нуждается в посторонней помощи, делает всё сам, даже если не получается – одевается, готовит себе еду, пытается сам переходить дорогу во время прогулки.
  3. Упрямство, доходящее до абсурда – малыш не хочет убирать за собой игрушки, мыть свою тарелку, кушать кашу, и делает это демонстративно.
  4. Протест – ещё один симптом наступления кризисного этапа. Дети не желают соблюдать элементарные правила, их невозможно уложить спать или покормить. Обычные слова ребёнка «не буду», «не хочу». В большинстве случаев, развязка, повторяющаяся до 20 раз в день – плач, крики, буйная истерика.
  5. Дети становятся крайне строптивыми в отношении всего, что их окружает – вещей, людей, правил распорядка дня. Им не нравится буквально всё.
  6. Настырность и деспотизм, когда карапуз требует выполнения своего желания и ведёт себя с родителями агрессивно – он может кричать, топать ногами, даже ударить маму.
  7. Другое проявление – обесценивание близких людей, выражается это в грубых и жестоких словах, обзывательствах по отношению к членам семьи. При этом малыш ломает, рвёт и топчет любимые ещё вчера игрушки, книги, одежду.

Конечно, родителям сложно относится к неадекватно ведущему себя ребёнку с прежней теплотой, но нужно понять, что это временные трудности, и, ни в коем случае, не отталкивать от себя малыша.

Чтобы неприятные проявления характера крохи, связанные со становлением его личности, прошли более гладко и закончились как можно быстрее, психологи советую родителям:

  • давать ребёнку относительную свободу действия и не контролировать каждый его шаг;
  • разрешать малышу оказывать помощь в бытовых делах, даже если он может при этом разбить тарелку или пролить воду на пол, поливая цветы;
  • чаще хвалить карапуза за хорошие поступки;
  • в присутствии крохи не выяснять между собой степень вины в некорректном поведении сына или дочери.

В этот сложный период нельзя ребёнку приказывать, с ним можно всегда договориться, если приложить темного терпения и даже хитрости. Тем более, нельзя наказывать малыша физически – это только озлобит маленького человека. Любовь, понимающее, доброжелательное отношение, поможет взрослым пережить сложные времена в течение нескольких месяцев.

Развитие ребенка в 3 года: видео

Используя знание того, что должен уметь ребенок в 3 года, родители имеют возможность стимулировать и регулировать развитие своего крохи, грамотно выбирая для него игрушки и обучающие игры. Результаты умственной, физической и творческой деятельности будут более значительными, если они проявят мудрость, и будут доверять действиям малыша и уважать его мнение.

7ya-mama.ru

Три года ребенку. Как развивается ребенок в три года. Что умеет ребенок в три года

Ребенку три года и маме впору только следить за сорванцом, иначе быть хаосу. Дома уже все места изучены, в садике имеются новые друзья и даже симпатии. А главное достижение это рассказы малыша о том, как проводит время, кого любит и что же ему не нравится.

Чему научился малыш в три годика

  1. Умеет хорошо разговаривать. Немного невнятно и заплетая речь, но вполне понятно для окружающих.
  2. Хорошо ходит, бегает и ему это очень нравится, на месте не сидится.
  3. При правильном воспитании хорошо соблюдает режим — ночью спит, днем также спокойно ложиться на пару часов вздремнуть.
  4. Различает предметы, называет их своими именами.
  5. Хорошо знает родных людей, радуется им и проявляет эмоции.
  6. Любит вкусности, разделяет продукты на «нравится» и «не нравится».  «Кашу не буду, конфету хочу или киндер-сюрприз». Следует брать себя в руки и быть построже в этом плане.
  7. Проявляет характер. Может психануть и бросить игрушкой или едой, начать кричать и капризничать просто так (у них своя картина). Вам необходимо научиться не идти на поводу, если нет причины.
  8. Умеет кушать ложкой и чистить зубки. Мама должна уже научить малыша этим элементарным навыкам.
  9. Хорошо ходит в туалет. Иногда на горшок, но пора приучать к унитазу. В продаже есть детские сиденья, которые помогут ему приловчиться.


Питание и вес

Возраст от трех до четырех лет, тот рубеж, когда малыш осознал все прелести беганья и прыгания. Вес начинает немного снижаться и это нормально. Наоборот, если вы наблюдаете, набор веса и малую активность вам следует пересмотреть режим питания.

Что полезно кушать трехлетнему ребенку

Супы.
Гречневые, рисовые, вермишелевые. На легком мясном бульоне или просто с вареной колбаской (колбаску вареную порезать на кубики, отварить тонкую вермишель, кинуть колбаску, морковку, можно зелени немного и вполне такой себе полдник).
Каши. Обязательно гречку, манку, рисовую, ячную и пшонку.
Мясо. Можно и паровые котлетки и жареные. Вареную курочку и любое другое мяско. Запекайте мясо с овощами, давайте фаршированый перчик или голубцы.
Рыбу. Можно запечь или отварить. Главное вытащите косточки. Также отлично кушать рыбные котлетки на пару или запеченые.
Овощи. Салаты из капусты, огурца/помидора с зеленью очень полезны. Но, уксуса и майонеза добавлять не надо. Сделайте со сметаной или с рафинированым маслом.
Фрукты и ягоды. Яблоки, цитрусы (при отсутствии аллергии), вишни/черешни и т.д.
Молочные продукты. Творог,  молоко  (кипятите свежее обязательно, сырым не давайте), кефир, запеканки, сметана.

Что нежелательно давать

  • Кетчуп
  • Майонез
  • Приправы
  • Фаст-фуд
  • Копчености
  • Сало
  • Жирные, наваристые бульоны
  • Много теста (пиццы, пироги, печенье) не пичкайте ребенка такой пищей
  • Сладкие газировки
  • Много шоколада

Что советуют педиатры

С этого времени начните заниматься воспитанием ребенка. Много читайте, включайте музыку, играйте в развивающие игры. Малышу пора ходить в детский сад, там для него идеальная атмосфера социального развития.
Как бы вы не злились на малыша за безобразие, не вздумайте кричать на него. Ребенок доверяет и любит вас больше совей маленькой жизни, и когда мама или папа в прямом смысле слова орут на него за разбитую чашку, ему невероятно обидно и ребенок будет делать все, чтобы оправдать этот крик или наоборот замкнется в себе. Чашка это пылинка и ее можно купить, а доверие малыша — нет.
Даже если вы безумно устали, день не задался, не забывайте, что у вас уже взрослый малыш и ему необходимо уделить внимание. Найдите полчаса и почитайте что-нибудь ребенку или посмотрите, как он танцует или поет. Это не только снимет напряжение, но и сблизит вас с чадом.
 
 

40-nedel.ru

Развитие ребенка в возрасте 3 лет

Малыш

Физическое развитие.

Вес девочки или мальчика в 3 года более чем в 4 раза превышает массу тела здорового новорожденного. Мнение о том, какой конкретно вес ребёнка в 3 года – норма может различаться. Так, на вопрос, сколько должен весить мальчик в 3 года, отечественные педиатры отвечают — от 13 до 17,4 килограммов. В свою очередь, когда речь идёт о том, сколько должна весить девочка трёх лет, диапазон несколько снижается – 12,5-17 килограммов.

К трём годам у детей уже формируется полный комплект молочных зубов из 20 штук.

По различным причинам формирование молочных зубных рядов на верхней и нижней челюстях может отставать. Эта задержка нормальна и может объясняться различными факторами, включая генетические (особенно влияет генетика матери).

Размер ноги в 3 года у мальчика составляет около 16 сантиметров.

В свою очередь размер ноги в 3 года у девочки может и должен быть аналогичен.

Режим дня.

Распорядок дня трёхлетнего малыша способствует его развитию, воспитанию, крепкому здоровью. Ведь это:

Заставляет внутренние органы детского организма работать правильно.

Повышает иммунитет, укрепляет нервную систему, защищая её от стрессов.

Упрощает и ускоряет адаптацию в детском саду. Организует ребёнка.

Если ваш ребенок спит, когда хочет и ест лишь когда голодный, пора это менять.

И вот каким образом:

Вводите режим постепенно.

Не торопитесь, не требуйте выполнения правил, если у сына или дочери плохое настроение.

Следите, чтобы все ключевые мероприятия выполнялись ежедневно, в одно и то же время (подъём, приём пищи, купание, ночной отдых).

Исключите ночные приёмы пищи.

Трёхлетнему ребёнку достаточно ужина, чтобы не испытывать чувство голода до утра.

Навыки и умения

Вот что уже умеет трёхлетний ребенок:

Ходит на цыпочках, бегает по неровной поверхности, может стоять или подпрыгивать на одной ноге.

Умеет чередовать ноги при подъёме на лестницу или спуске с нее. Может воспользоваться и подъездной лестницей.

Перепрыгивает через препятствия, подползает под ними.

Бросает и ловит предметы. Рисовать. Трёхлетка может изобразить на бумаге или картоне предмет из круга, палочек и линий.

Он знает, что рисует и может объяснить это родителям. Лепить.

Ваш малыш уверенно пользуется пластилином, тестом или глиной для лепки, отрывает отдельные кусочки, делает шары или «лепёшки», катает колбаски, склеивает и соединяет детали.

Составлять аппликации. Из вырезанных геометрических фигур, вместе с вами ребёнок сможет «сложить» дом, дерево, человека. Он умеет распределять элементы по фону и приклеивать их.

Петь, танцевать, читать стихи.

Детям трёхлетнего возраста нравится музыка. Они двигаются под ритм, легко запоминают мелодии, учат первые простые стихотворения.

Ваш малыш знает минимум 4 главных цвета палитры, сможет найти их на рисунке, среди цветных карандашей или акварельных красок.

Ребёнок-трёхлетка различает размеры и формы, умеет чувствовать их и управлять этими характеристиками.

Так, ваши дети хорошо знают, как собрать пирамидку в необходимой последовательности и несложный конструктор с большими блоками.

Из тех 1200-1500 слов, что должен знать ребёнок в три года, пользуется малыш не более, чем половиной. Зато, пользуясь этим запасом, он может составлять сложные развернутые предложения. Дети этого возраста знают, как правильно выстраивать предложения и фразы, используя все простые части речи. Хотя порядок слов в этих предложениях может нарушаться. Часто в рассказах прослеживается логическая цепочка, связка причина-следствие. Трёхлетка знает предлоги и правильно использует их в разговоре.

Речь ребёнка в 3 года в норме должна быть достаточно развитой для ведения диалога, самостоятельных монологов, сюжетно-ролевых игр.

В этом возрасте ваш малыш сможет:

Рассказать о себе.

Назвать имя, пол и ответит, сколько ему лет ( сказать словами и показать на пальцах).

Составить правильные предложения из 3-5 слов минимум.

Они будут с местоимением, глаголом, существительным и прилагательным (наличие грамматических ошибок – естественное явление).

«Уменьшить» слово с помощью суффикса (собака – собачка), сделать существительное прилагательным и изменить форму в целом.

Использовать приставки (приехать, уехать, заехать), синонимы.

Применять в разговоре обобщающие слова (собака+кошка=звери, куртка+брюки=одежда).

Правильно выговорить практически все звуки за исключением сложных («ж – ш», «з – с», «ч – щ», «р», «л»).

В этом возрасте ребёнок любознателен. Он много спрашивает, интересуется, пытается разобраться в сути. Получив ответ на свои вопросы, малыш быстро и легко запоминает новую информацию.

Получая вопросы в ответ, он готов думать и рассуждать. У детей развивается ассоциативное и логическое мышление. Он знает, как найти пару предмету по определенному признаку, может придумать антоним.

Если у ребёнка в 3 года правильное развитие, он знает некоторые буквы и цифры, считает до трех. Он может показывать соответствующее названной цифре количество пальцев и свой возраст. Ваш малыш уже знает, как называются животные, деревья, машины, фрукты и овощи. Дети в возрасте трёх лет знакомы с частями тела, временами года, природными явлениями.

Мама

Вашему ребёнку уже три года и, скорее всего, малыш пойдёт в детский сад. Не думайте, что у вас сразу появится много свободного времени. Период адаптации – самый непростой. Редко, когда дети идут в сад сразу и удовольствием. Чаще всего период адаптации очень слезливый и нервный. Подготовьтесь к нему заранее. Настраивайтесь сами и настраивайте ребенка. А еще вам не помещают отвары трав с успокоительным эффектом: мелисса, мята, пустырник.

Если вы решили выйти на работу после декретного отпуска, будьте готовы к тому, первое время посещение ребенком детского сада отразится на вашей трудоспособности – возможны частые больничные. Если есть бабушка, которая поможет в этом случае – не отказывайтесь от ее помощи.

И, конечно же, не забывайте о собственном здоровье. Профилактические посещения гинеколога – это очень важно.

В каком состоянии ваши волосы и зубы? Может, пора пройти витаминный курс?

Источник

www.vospitaj.com

плюсы и минусы воспитания детей с разницей в три года

Почему 3 года оптимальная разница между детьми. Плюсы и минусы разницы 3 лет. Особенности воспитания малышей.

Планируете вторую беременность?

Медики и психологи считают, что разница между детьми 3 года — самая подходящая. Почему?

По мнению врачей, организм женщины полностью восстановился после первых родов. Со своей стороны, психологи утверждают, что тяжелый период у мамы позади. Ребенок подрос, а значит, снизилась физическая нагрузка. Небольшой промежуток между годами увеличивает вероятность общих интересов, сближает детей.

Однако каждый специалист смотрит со своей колокольни. Предлагаю рассмотреть ситуацию со стороны родителей. Заодно познакомиться с трудностями, которые могут ожидать маму и папу, отдав предпочтение разнице детей в 3 года.

Плюсы и минусы разницы 3 лет

Один ребенок – хорошо, а два лучше! Итак, какие же преимущества соблазняют родителей заводить малышей с небольшим промежутком?

Мамам на заметку!

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Плюсы

  • Самостоятельность. К этому времени ребенок многое умеет делать сам: одеваться, кушать, играть. В три года дети начинают осознавать себя как отдельную личность. В речи появляются фразы «Я сам», «Я большой». У него возникает свой круг интересов, увлечения, друзья.
  • Внимание и нагрузка. Старший ребенок ходит в садик, а значит, маме будет физически легче. Утром она занята домашними делами и грудничком, вечером с малышом помогает папа. Мать может уделить внимание первому ребенку, пообщаться, поиграть с ним.
  • В гости к родственникам. Первенец подрос и уже не зависит от матери как раньше. Можно не бояться оставлять его на выходные с бабушками, дедушками, тетями. С одной стороны, у ребенка расширяется круг общения. С другой — у мамы есть возможность на время снизить физическую и психологическую нагрузку.
  • Маленький помощник. С появлением братика или сестрички волей-неволей первенцу приходится быстрее взрослеть и учиться помогать родителям. Где-то поднести сумку, подать, принести, 5 минут присмотреть за маленьким. Старший ребенок может быть отличным помощником. Воспитывается чувство ответственности.
  • Всегда рядом. 3 года — небольшая разница. Подросшие малыши много времени проводят совместно: играют, строят из кубиков постройки, рисуют, посещают кружки, помогают друг дружке. Время, которое они проводят вместе сплочает. С годами эти отношения сохраняются и крепнут. Дети, с небольшой разницей в возрасте, очень дружны, имеют общие интересы, увлечения и друзей.
  • Пример для подражания. Старший ребенок как образец поведения для младшего. Первенцу хочется, чтобы им гордились. Он старается все делать правильно, осваивает навыки самостоятельности, помогает родителям, присматривает за малышом и даже участвует в его воспитании. Мать и отец хвалят дошкольника-помощника, а малыш берет с него пример.
  • Учеба требует контроля. И внимания со стороны родителей. Объяснить правила, сделать уроки, помочь собрать портфель. К тому времени как первенец пойдет в школу, малышу исполнится 3 года. Он станет достаточно самостоятельным и более или менее независимым, пойдет в садик. Родители смогут больше внимания уделять учебе старшего.

Минусы

К сожалению, разница малышей в 3 года несет в себе и определенные трудности:

  • Кризис 3 лет. Появление второго малыша в семье выпадает на сложный период старшего ребенка. В этом возрасте дети становятся непослушными, упрямыми, плаксивыми. Женщине будет тяжело подстраиваться под прихоти обоих капризуль (кризис 3-х лет).
  • По-прежнему маленький. Хотя старший малыш уже многое делает сам, ему все еще нужна помощь. Налить воды, подать кружку, помочь одеться, застегнуть обувь, отвести в садик… Грудной ребенок отнимает уйму времени. Мать вся в домашних заботах и привязана к крохе. Пока грудничок мал, физически тяжело ухаживать за двумя малышами.
  • Зависимость. Мама выходит на прогулку со старшим ребенком тогда, когда справится с домашними делами, плюс нужно подстроиться под потребности грудничка. Чем младше второй ребенок, тем больше мать с первенцем зависят от его нужд и настроения.
  • Из декретного в декретный. Малыш подрос, и только у женщины появилось немного свободного времени. Походы в кино, кафе, вечерние прогулки с любимым, встречи с друзьями… И снова пеленки, распашонки, памперсы… Личная жизнь откладывается. Начинаем все с начала.
  • Двое это слишком. Бабушкам и дедушкам тяжело уследить за двумя карапузами. В лучшем случае они могут либо помочь физически, либо брать только одного ребенка на выходные. Ни тот ни другой вариант не позволит маме выделить достаточно времени на себя.
  • Мама не виновата. Второй малыш отнимает много внимания и сил. Мама разрывается между домашними делами и двумя детьми. Некоторые женщины сильно переживают, что не могут уделить достаточно времени старшему ребенку. Из-за этого испытывают чувство вины, которое может переходить в угнетенное состояние, депрессию.
  • Карьера подождет. Два декретных подряд — в сумме получается 6 лет, которые нужно посвятить семье и детям. Придется пожертвовать достижениями в работе и отложить продвижение по карьерной лестнице.
  • Осторожно! Он еще маленький! Дети 3 лет не умеют обращаться с новорожденными. Первенец может нечаянно сделать больно грудничку, вложить в руку малютки, мелкий предмет. Оставлять их наедине даже на 1 минуту — небезопасно!

Разница в возраст: из декрета в декрет

Особенности воспитания детей с небольшой разницей

Между малышами встречаются и разногласия, и ревность, и жадность. Избежать неприятных моментов и минимизировать недостатки трехлетней разницы между детьми помогут нехитрые рекомендации:

  1. Родители часто уговаривают старших детей уступать младшим. Это в корне не правильно! Нужно относиться к детям одинаково. Иначе, со временем, малыши начинают пользоваться своими привилегиями и требуют к себе особого внимания со стороны взрослых, братьев и сестер. Первому ребенку из-за такой несправедливости обидно. Появляется неприязнь к младшему.
  2. Не ставьте детей друг другу в пример. Старшие малыши подрастают и порой не слушаются родителей, проявляют упрямство, детский эгоизм. Это нормально. Однако, если сравнивать детей и выставлять старшего плохим по сравнению с младшим, у первенца появится ощущение, что его любят меньше
  3. Не используйте ребенка в качестве няни. Он может помогать родителям присматривать за крохой, однако не стоит злоупотреблять детской наивностью. Встречается, что старших детей обязуют смотреть за малышами. Помощь перерастает в постоянную и навязанную «Ты должен». Ребенок лишается детства, только обвинять в этом он будет не родителей, а младшего брата или сестру.
  4. Не перекладывайте ответственность за второго ребенка на плечи первенца. Старшим детям часто «влетает» за то, что недосмотрел кроху. В свою очередь такая поблажка дает повод малышам пользоваться безнаказанностью. Они начинают делать назло, вредничают, подставляют старших братьев, потому что знают: их за это ругать не станут.
  5. Отдавайте предпочтение играм, которые бы подходили обоим детям. Во-первых, не обидно. Во-вторых — сплочает малышей. В третьих — показывает, что мама любит двоих одинаково. Чем больше дети проводят времени вместе, тем сильнее их привязанность друг к другу.
  6. Малыши — большие собственники, и порой жадничают по отношению к своим младшим братьям и сестрам. У каждого ребенка должно быть свое пространство. Однако, с первых дней учите его делиться. Старайтесь покупать игры одинаковые или идентичные, если это конструктор — то, на двоих. Разнополым детям подбирайте игрушки равноценные.
  7. Встречается между малышами с маленькой разницей и ревность. Готовьте ребенка к появлению братика или сестрички заранее. Уделяйте обоим равное внимание, чтобы у них не возникало подозрение, что другого любят больше. Относитесь к малышам одинаково справедливо. Ходите на прогулку всей семьей. Чаще говорите, что вы их любите, и как хорошо, что в семье теперь их двое.

У разницы между детьми в три года, как и у любой другой, есть свои преимущества и недостатки. Насколько дети будут близки и дружны, во многом зависит от их родителей.

Читаем также: Погодки: дети с маленькой разницей в возрасте — страхи, ошибки, лайфхаки

Старший и младший: идеальная разница в возрасте

Какая разница в возрасте между детьми оптимальна? Что лучше для детей, а что — для здоровья мамы и гармонии в семье? Плюсы и минусы рождения погодков, детей с разницей в 2,5 , 5 и больше лет. Советы с точки зрения гинекологии и психологии.

Мамам на заметку!

Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

razvitie-krohi.ru

Что должен уметь ребенок в 3 года. Развитие мальчиков и девочек

3 года – важная дата в жизни ребенка и его родителей, а многие детские психологи и педиатры именно этот возраст считают переходным между младенчеством и детством. Ведь в 3 года малыш уже вполне самостоятелен – он умеет разговаривать, ориентирован в повседневной жизни, может самостоятельно съесть пищу, умыться и найти себе занятие. Большинство родителей трехлеток не вполне четко представляют себе, что должен уметь ребенок в 3 года, ведь некоторые дети в этом возрасте уже читают, а другие еще с трудом разговаривают. Конечно же, абсолютной нормы развития нет и не может быть, но существует определенный минимум знаний и навыков, которыми должен владеть каждый 3-х летний ребенок.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Рост и вес ребенка в 3 года зависит уже не только от темпов его развития и здоровья малыша, но и от расовой и наследственной предрасположенности. Мальчики в 3 года весят от 13,5 до 17 кг, а девочки – от 13 до 16 кг. Рост детей считается нормальным, если он находится в пределах 86 – 100 см.

В 3 года режим дня ребенка не должен резко меняться, ему по-прежнему необходим 10-11 часовой сон ночью и 1-1,5 часа отдыха днем. Но соблюдая режим сна и отдыха, заставлять спать, со слезами и скандалом, трехлеток тоже не стоит – такой сон вместо отдыха станет настоящим наказанием малыша, если ребенок категорически не хочет спать, достаточно укладывать его после обеда полежать спокойно или читать с ним в это время книги.

В 3 года ребенок уже уверенно владеет своим телом, он может бегать, прыгать, перешагивать через препятствия, забираться на вертикальную лестницу, залазить на невысокие горки, менять направление движения на ходу и умеет быстро разворачиваться, наклоняться и приседать. Многие дети в этом возрасте уже могут кататься на трехколесном велосипеде, стоять и прыгать на одной ножке, а также перепрыгивать через скакалку.

Очень важными считаются навыки опрятности и самообслуживания, которыми владеет ребенок в 3 года. В этом возрасте он должен уметь просится на горшок или самостоятельно садится на него (считается допустимым, если малыш иногда не успевает проснуться ночью и очень редко «заигрывается» днем). Дети в 3 года должны соблюдать определенные правила поведения, причем, в отличие от многих других умений и навыков, — эти зависят только от воспитания и манер окружающих ребенка взрослых. В этом возрасте малыши уже прекрасно понимают, какое поведение вызывает неодобрение взрослых, и могут проследить за собственным внешним видом. Многие девочки в 3 года уже сами выбирают себе одежду, сильно расстраиваются, если она пачкается, ежедневно просят мам сделать им прическу и самостоятельно надевают бусы, заколки и колечки.

Кроме навыков опрятности, трехлетний ребенок должен уметь есть ложкой и начинать пользоваться вилкой, пить, не проливая, из чашки и знать, как самостоятельно взять продукты из холодильника или шкафа.

Многие родители не дают своим детям ничего делать на кухне, считая, что трехлетки больше напачкают и испортят, но это в корне неправильно – приучать ребенка к самостоятельности нужно уже этом возрасте. Трехлетний малыш вполне может помочь маме, доставая продукты из шкафов или нарезая сыр специальным детским ножом. Такие задания помогают детям почувствовать себя вовлеченными во «взрослую» жизнь семьи и одновременно учат их, как и что нужно сделать для приготовления пищи.

В 3 года дети могут сами умываться, чистить зубы под присмотром родителей, снимать одежду, а многие даже пытаются одеваться самостоятельно, хотя и не всегда справляются с пуговицами, шнурками и завязками.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года

В 3 года ребенок не просто растет и развивается, он буквально «впитывает» информацию, как губка и опытные психологи и педагоги советуют ни в коем случае не упускать этого времени. Именно после 3-х лет можно начинать регулярные занятия по подготовке ребенка к школе, ознакомлению с окружающим миром, изучению иностранных языков или музыки. Многие родители делают большую ошибку, считая, что если они отдали малыша в садик, то больше заботиться о его развитии им не нужно. К сожалению, как показывает практика, большинство государственных и частных детских садов не могут полноценно заниматься развитием каждого ребенка, так что без дополнительных занятий не обойтись.

В этом возрасте ребенок должен свободно владеть речью, причем говорить короткими предложениями, а не отдельными словами. Малыши в 3 года уже могут запомнить стихотворение из 2-4 строчек, знают по именам всех близких родственников, говорят о себе в 1-м лице и называют не только названия предметов, но и дают им краткую характеристику, а также могут сказать, зачем нужен или что делает тот или иной предмет.

Очень важно, чтобы ребенок в 3 года умел полностью сосредотачиваться на одном предмете в течение 3-5 минут, мог сам находить решение проблемы, а не обращался сразу за помощью взрослого.

Дети в 3 года должны уверенно держать в руке карандаш, чертить им прямые линии и окружности, уметь раскрашивать картинки, рисовать красками, резать бумагу по линии, делать простейшие аппликации (с родителями), лепить из пластилина и других материалов.

Мышление ребенка в 3 года тоже сильно меняется – теперь он уже делает выводы из увиденного и услышанного, ищет связи между предметами и явлениями и готов бесконечно доставать родителей вопросами «почему», «как» и «зачем», иногда спрашивая об одном и том же много раз подряд. В этом возрасте дети должны собирать картинки из 2-3 частей, обобщать предметы в группы, находить сходства и различия, а также несоответствия на картинках (конечно, в самых простых вариантах).

На возраст 3 года приходится второй «всплеск» детской самостоятельности – теперь малыш хочет делать все сам и очень сердится, если вы не даете ему самостоятельно одеваться или поправляете результат его труда. Опытные родители советуют не пытаться «переупрямить» ребенка, если конечно, в будущем вы не хотите столкнуться с проблемами бесхарактерности и несамостоятельности у подростка, а заранее выделять время на его попытки все делать самому. Да, в условиях постоянной нехватки времени, сделать это очень сложно, но зато такое поведение может вам сохранить взаимопонимание с ребенком, развить в нем успешность и самостоятельность, а также уберечь свои нервные клетки. Подъем на полчаса раньше по утрам, мысленное увеличение времени на все дела минут на 15-20 и договоренность с ребенком: «в садик мы идем быстро и я сама тебя одеваю, а вот обратно – ты все сам», помогут избежать очень многих проблем.

Социальное развитие ребенка в 3 года тоже делает большой скачок, теперь малыш согласен «впустить» в свой мир и посторонних людей, ему уже не так важен постоянный контакт с мамой и другими близкими, а игры со сверстниками кажутся куда привлекательнее игр с взрослыми. Дети в 3 года охотно наблюдают и взаимодействуют с другими людьми, им уже не хватает общества мамы и родни. В этом возрасте им просто необходимо общение с другими малышами, так как только в обществе сверстников они смогут научиться правилам коммуникации, умению решать конфликты и отстаивать свое мнение.

Ребенку 3 года – есть поводы для беспокойства?

Здраво оценить развитие своего ребенка всегда трудно, но родителям трехлеток стоит обратить внимание на своего малыша, если он:

  • неуверенно ходит, бегает, поднимается по лестнице;
  • не может играть в мяч, кататься на качелях или трехколесном велосипеде;
  • до сих пор не говорит или говорит очень невнятно;
  • говорит о себе только в 3-м лице;
  • не ориентируется в своем доме, на детской площадке, во дворе;
  • не контролирует днем свои физиологические потребности;
  • не может оставаться один, без взрослых, даже на самое короткое время;
  • самостоятельно не умеет найти себе занятия, даже 5 минут не может сосредоточиться на одном;
  • не играет и не интересуется другими детьми;
  • не знает названий окружающих предметов, животных, игрушек и так далее.

Девочки и мальчики в 3 года

Большую разницу между мальчиками и девочками в 3 года можно заметить в их речевом развитии, а также в том, как именно они воспринимают речь окружающих.

Уже давно статистически подтверждено: девочки начинают говорить раньше мальчиков и в 3 года их активный словарь может в 2 раза больше, чем у сверстников противоположного пола. Такая разница в речевом развитии связана с тем, что девочки воспринимают информацию с помощью чувств и их выражения – слов, тогда как мальчики предпочитают что-то более «конкретное» — поведение, жесты и движения окружающих. Именно поэтому родителям трехлеток кажется, что с девочками договориться гораздо проще – они слушают и «слышат» именно слова родителей, тогда как мальчики больше обращают внимание на то, как ведут себя взрослые. Так что ни удивляйтесь, если девочке достаточно сказать, что переходить на красный свет светофора опасно, то мальчику вам придется правильно поведение продемонстрировать, только так он сможет крепко усвоить этот урок.

Фото:pixabay.com


onwomen.ru

норма и задержки речевого развития

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста. Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова. Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни. Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные. «Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин). Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка. Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита. Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Но речь 3-х летнего ребёнка ещё несовершенна, ему сложно образовать множественное число многих существительных, например, деревья, рты, рукава. В согласовании прилагательных с существительными он тоже может допускать ошибки, например, «спелая яблоко», «яркая солнце».

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.
Заметив у своего чада эти нарушения, не стоит беспокоиться, а необходимо проконсультироваться с логопедом. Он всегда подскажет является это возрастной нормой, пока не требующей вмешательства специалиста, или нет. Хотя, надо отдать должное, уже в этом возрасте встречаются дети, звукопроизношение которых практически не имеет дефектов.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки. Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми. Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

  • Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
  • Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
  • Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
  • Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.
Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

  • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
  • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
  • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
  • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
  • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

  • сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
  • умеет ли перешагивать через предметы;
  • как он ловит мяч,
  • умеет ли он лазать;
  • сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
  • может ли застёгивать пуговицы,
  • в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.
При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

  • цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
  • открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
  • высунуть язык и убрать его обратно в рот;
  • сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
  • поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

ourkids.ru

Что должен уметь ребенок в 3 года |

Пока ребенок совсем маленький, он выражает свои желания плачем и улыбкой, в более позднем младенчестве – отрывочными словами или не совсем понятными фразами. Конечно, это расстраивает родителей, и они вздыхают с облегчением, когда малышу исполняется три годика. Однако они даже представляют, сколько трудностей ждет их на этом этапе, ведь с каждым днем все более возрастает самостоятельность и независимость карапуза. Знание того, что должен уметь ребенок в 3 года, крайне важно, так как позволяет отцу и матери яснее представлять свою роль в непростом формировании маленького человека.

Содержание статьи

Физиологическое состояние малыша в 3 года

Особенностью трехлетнего возраста малыша является неиссякаемая энергия и неудержимое познание окружающего мира, поскольку он уже может уверенно передвигаться, производить различные манипуляции ручками и ножками.
В том-то и состоит опасность – в детском организме только начинается укрепление хрящей, поэтому ребенок может подвергаться травмам, а деформации костей, в свою очередь, приводят к искривлениям позвоночника, конечностей. Поскольку в это время происходит формирование мышечных тканей плеч и предплечий, малышу труднее дается рисование, он не может длительное время удерживать в руках карандаш и ручку. При этом конечности растут быстрее, чем туловище, и постепенно привычные пропорции тела меняются.
На этом этапе проходит стабилизация работы сердечно-сосудистой системы, формирование иммунитета, калории карапуз тратит очень быстро из-за своей подвижности, к тому же, на этот момент у него наблюдается стремительный метаболизм. Родителям важно обращать внимание на меню ребенка и его сбалансированность.
Рост мозга в три года несколько замедляется, но остается по-прежнему довольно высоким. Происходит улучшение связей между обоими полушариями, в то же время, присутствует постоянное сильное возбуждение, а функция затормаживания еще недостаточна, поэтому маленький исследователь никак не может усидеть на месте и, практически, ничего не боится, делает попытки исследовать незнакомые объекты, как дома, так и на улице, и это весьма опасно.
Как видно из таблицы, дети в этом возрасте прибавляют в весе от 1000 до 1200 г и вырастают на 4-5 см, они заметно округляются, на ручках и ножках появляются характерные складочки.

Помимо прочего, трехлетний карапуз уже имеет качественный зрительный аппарат, обладающий отличным цветовым восприятием, и полностью сформированные органы слуха. Врачи, занимающиеся педиатрической практикой, советуют родителям внимательно относиться к любым жалобам на боль в ушках, поскольку именно в этот период распространены воспалительные заболевания слуховой системы. Также, не следует поощрять длительное просматривание детьми телевизионных передач и мультфильмов, так как это может негативно повлиять на их глаза.

Психологическое состояние трехлетнего ребенка

Три года – это, по своему, кризисный возраст для малыша. У него уже формируется модель поведения в разных обстоятельствах, приобретается опыт общения со своими сверстниками и взрослыми. Самое важное, что ребенок не только осознает смысл своих поступков, но и может проводить их сравнение с действиями других людей. В его речи все чаще проскальзывает «Я», что неоднозначно говорит о том, что он, фактически сформирован, как личность. Но из-за того, что детская рациональность пока еще тесно связана с эмоциональностью, это приводит ко многим конфликтам, особенно часто вызываемым гипертрофированным и ничем не сдерживаемым эгоизмом. Вот почему развитие ребенка в 3 года доставляет родителям немало хлопот и требует пересмотра воспитательных мер.
Основные симптомы выходящего за рамки поведения:

  • своеволие и конфронтация по отношению к тем, кто отвечает отказом, выражаемая в криках, истериках и слезах;
  • самостоятельность, доходящая до абсурда, когда каждое действие направлено против воли отца и матери – таким образом, малыш самоутверждается;
  • отрицание установленных правил – ребенок считает себя взрослым и требует к себе другого отношения, поэтому категорически отвергает все, что ему не нравится;
  • настойчивость, доходящая до скандализма – свои требования карапуз сопровождает криком, громким плачем, угрозами;
  • переоценка ценностей – изменяются привычки, увлечения и интересы малыша, при этом он может грубить, дразниться, обзавестись бранными словечками;
  • откровенный деспотизм, когда самоутверждение доходит до своего пика – дитя требует внимания только к себе и своим желаниям.

Да, непростое время для родителей, как, впрочем, и для самого ребенка. Помочь может только терпение, убеждение и любовь. Однако, это необходимый и важный этап, так как у крохи таким образом формируются задатки воли. Психологи убеждены, что это важно для закладки «правильного», сильного характера малыша в будущем, и если в детстве такое испытание отсутствовало, в дальнейшем он может стать мягкотелым, слабым человеком, не имеющим собственного мнения.

Что должен уметь ребенок в 3 года

Благодаря улучшению моторики рук, двигательной функции и более совершенному управлению своим телом, ребенок осваивает много новых движений, и перечень его навыков существенно пополняется:

  • он может играть в простые игры, имеющие несложные правила;
  • совершать прыжки вперед, используя обе ноги;
  • перешагивать и перепрыгивать через различные препятствия;
  • без особого труда передвигаться по наклонным плоскостям;
  • танцевать и делать зарядку в ритм с музыкой;
  • лазить по спортивной лестнице и канату;
  • спрыгивать с невысокого возвышения;
  • заниматься фитнесом под руководством родителей;
  • активно играть с мячом – бросать и ловить его, ударять ножками.

Что должен уметь делать малыш еще, спрашивают родители. Трехлетний ребенок способен научиться плавать, ездить на трехколесном велосипеде. В три года у детей отлично получается осваивать лыжи.
Заметно усиливаются мыслительные способности карапуза, он может:

  • запоминать короткие стихотворения;
  • пересказывать сказки, описывать картинки и события;
  • понимает, что такое простые числа;
  • отгадывает несложные загадки;
  • узнает большинство цветов;
  • быстрее и точнее отсортировывает предметы по их форме, цвету и размеру;
  • без труда узнает знакомых людей, помимо домочадцев;
  • во время игр использует фантазию.

Что касается речевого развития, малыш должен уметь в три года:

  • используя два или три слова, отвечать на вопросы;
  • составлять более сложные предложения, содержащие до шести слов;
  • в артикуляции должна прослеживаться четкость;
  • лексикон расширяется до 500 слов.

По причине усиления речевой функции, маленькие дети все чаще начинают общаться со своими сверстниками, что делает их более социальными, и благотворно влияет на коммуникабельность. Они могут самостоятельно знакомиться, называть свое имя и возраст.
Зная, что должен уметь ребенок в 3 года, помимо физического и умственного развития, родители должны следить и за раскрытием творческого потенциала своего чада. В этот период у детей стремительно развивается воображение, поэтому:

  • они могут самостоятельно придумывать сюжеты своих рисунков;
  • участвовать в детских кукольных спектаклях;
  • делать из пластилина фигурки, а не только колбаски и шарики;
  • у детей повышается интерес к музыке и музыкальным инструментам – они могут петь и угадывать песни, с удовольствием слушать и танцевать под музыку.

Одновременно с этим, формируется и социальная составная личности ребенка – теперь, после конфликта с ровесником, он может пойти на примирение, сопереживать, если кому-то больно, испытывать стыд и гордость, обижаться на наказание, если считает его несправедливым. В этом момент малыш ищет одобрения и похвалы взрослых, симпатизирует или чувствует неприязнь к отдельным людям.
Многие папы и мамы интересуются, что нужно уметь в 3 года девочке? Известно, что малышки опережают мальчиков в речевом развитии – говорить начинают раньше и имеют в два раза больше слов в лексиконе. В целом неважно, кто у вас, девочка или мальчик, уметь в 3 года они должны примерно одинаковые навыки, только мальчику лучше объяснять какие-то вещи не словами, а демонстрируя собственный пример.

Занятия для приобретения важных навыков

Для всестороннего развития способностей детей в три года рекомендуются следующие занятия и игры:

  • можно продолжать изучение чисел и букв, согласных и гласных;
  • изучать природные явления, фауну и флору;
  • для формирования чувств угадывать предметы, исходя из их запаха, а продукты – из вкуса;
  • совершенствовать тактильные ощущения, определяя фактуру предметов;
  • тренировать узнавание звуков, издаваемых животными;
  • из игр, помимо более сложных пазлов и аппликаций, есть смысл добавить лото;
  • проводить танцевальные занятия;
  • продолжать уроки рисования и лепки;
  • учить ребенка пению и познакомить его с простыми музыкальными инструментами – барабаном, маракасами, дудочкой;
  • больше разговаривать с малышом, читать ему книги, разучивать стихотворения.

Кроме того, важным моментом воспитания в это время является:

  • изучение определенного этикета во время еды;
  • приучение к чистоте и аккуратности – малыша можно научить складывать свои вещи и одежду, самостоятельно проводить гигиенические процедуры;
  • обязательно следует привить крохе правила поведения – вежливость, дружелюбие.

В бытовом направлении продолжается осваивание самообслуживания – малыша учат надевать и снимать штанишки, завязывать шнурки, мальчик может помочь маме донести продукты из магазина, если дать ему небольшой пакет с хлебом или макаронами. Девочкам лучше поручить посуду или уборку в комнате.
Не стоит забывать, что трехлетний малыш должен нормально отдыхать – сон в этом возрасте составляет 12 часов в сутки, прогулки занимают около 6-7 часов, питаться ребенок должен четыре раза в день.

Полезные рекомендации

Родителям в этот ответственный и довольно сложный период нужно не терять присутствия духа, и набраться терпения. Чтобы облегчить кризисное состояние ребенка и самим без особых сложностей пережить это время, психологи советуют сменить воспитательную тактику:

  1. Не следует постоянно одергивать ребенка, если он за что-то взялся, стоит просто доверить ему понравившуюся работу. Он сам оценит свои успехи и ошибки, но будет благодарен за невмешательство.
  2. Нельзя напрямую заставлять малыша делать то, что ему не хочется. Возможно, стоит, сначала заинтересовать его новым делом. Порою, небольшая хитрость помогает тому, что малыш сам увлекается процессом и с удовольствием выполняет то или иное задание.
  3. Неважно, насколько долго карапуз возится с доверенным ему поручением – всегда давайте ему достаточное количество времени. Это поможет малышу вникнуть в детали, поскольку в три года детям трудно дается концентрация внимания.
  4. Не надо навязывать малышу свое мнение по поводу выполнения любого дела, в три года это вызовет только недовольство и раздражение. Лучше предложить помощь и, тем самым, не раздувать новый конфликт.
  5. Если истерика произошла на улице, не надо обращать внимание на охающих прохожих и спешить успокоить ребенка. По возможности, его следует отвести в сторону и позволить откричаться, спокойно переждав неприятный момент. Если родитель будет находиться в уравновешенном состоянии, «спектакль» быстро закончится.

И еще одно важное правило – нет необходимости ругать малыша после его истеричных выходок. Лучше объяснить ему простыми словами, что не все желания исполнимы, как бы того человек не хотел, но правильно подобранные слова (а не крики и дикий рев!) и уважение к окружающим в некоторых случаях приближают их исполнение.

Понимая, что должен уметь ребенок в 3 года, не надо ускорять процесс развития, за счет усталости и нервного перенапряжения малыша. Пока еще его организм не готов к таким интенсивным нагрузкам, и от этого может пострадать его самочувствие, и даже психика. Все должно происходить с деликатной подачи, естественно и своевременно.

Возможно, вам будет интересно:

lazy-mama.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *