Упражнения на дикцию для детей дошкольного возраста – Упражнения для дикции дошкольникам

Содержание

Упражнения для дикции дошкольникам

Зачем нужно развивать дикцию ребенка? Он еще маленький, вот вырастет, и речь сама наладится. Так думают многие родители, не придавая значения даже таким ярким дефектам в речи малыша, как шепелявость, нечеткое произношение. Специалисты настаивают на том, что над дикцией надо усердно работать и как можно раньше, чтобы речь ребенка со временем не превратилась в «речевую кашу». В противном случае логопеду предстоит немало потрудиться, чтобы сделать речь дошколенка грамотной, внятной и красивой.

Почему так важно заниматься развитием дикции у детей

Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций. Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе. Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • Нарушение произношения звуков;
  • Отсутствие некоторых звуков в речи;
  • Замена глухих звуков на звонкие;
  • Сокращение длинных и сложных слов;
  • Перестановка слогов местами;
  • Смягчение звуков;
  • Замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.

Эффективные упражнения для дикции

Главная трудность при произношении слов – необходимость быстро изменять положение языка во рту. Для освоения этого навыка надо укреплять его мускулатуру и проводить постоянную тренировку.

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

1. Упражнения для разминки губ:

«Рупор»

— необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».

«Трубочка» — максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».

«Улыбочка» — необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.

«Бублик» — максимально растянуть губы, произнося звук «о».

2. Упражнения для разминки языка:

«Лошадка» — необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;

«Лопатка» — открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.

«Конфетка»

— надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.

«Маятник» — необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.

«Иголочка» — максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.

«Грибочек» — дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.

«Индюшок» — высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).

«Кружечка» — открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.

«Барабанщик» — необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».

Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.

3. Упражнения для красивого тембра голоса:

«Протяжные слоги» — сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).

«Кью-икс» — произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.

«Звукорежиссер» — одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

Занятия с ребенком по развитию дикции в домашних условиях

Самым лучшим и эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно является игра. Развитие дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и интересных заданиях. Помимо развития артикуляционного аппарата такие занятия благотворно влияют на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком, а так же просто приносят ему радость и удовольствие от общения с родителями.

Игры, развивающие речь ребенка:

«Повторюшка»

— тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Мама или папа читают стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.

«Ферма» — это игра напоминает предыдущую, но звуки необходимо произносить максимально чётко. Родители читают стихотворение про обитателей фермы, а чадо проговаривает звуки, издаваемые животными.

«Отгадай кто» — играть в нее следует после того, как освоили 2 предыдущие. Картинки животных (можно купить в магазине или сделать самостоятельно) поместить в непрозрачный мешочек. Ребенок вытягивает карточку и произносит тот звук, который соответствует животному на картинке. Веселее играть в компании.

«Пантомима» — это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике. Ребенку предлагается исключительно при помощи лица показать разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка мышц речевого аппарата.

«Полицейский» — для игры понадобятся свистки. Дети при команде «нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот раздувается, при выдохе – сжимается. Плечи во время этого процесса остаются на месте.

«Рычащий лев» — игра направлена на отработку произношения определенного звука. Детям предлагается набор слов, четверостиший, скороговорок, отрывков прозаического текста (можно подать как этапы конкурса), где наиболее часто встречается определенный звук. Ребята зачитывают вслух предложенные слова и отрабатывают звук.

Скороговорки

Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.

Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.

Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:

  1. На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
  2. Текст произносится медленно и максимально четко;
  3. Желательно заниматься перед зеркалом;
  4. Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

Помимо игр и скороговорок при работе над дикцией ребенка очень важно уделять внимание голосу и речевому дыханию.

Враги красивой речи

Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна.

Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:

  • Слова – паразиты — «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы. Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
  • Нецензурная брань — дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала. Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
  • Сленг — использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.

Полезные советы по улучшению дикции ребенка

Многие проблемы с речью ребенка родители могут решить самостоятельно в домашних условиях. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации и положительный эффект не заставит себя ждать. Рекомендации родителям, как развить дикцию дошколенка:

  1. Больше разговаривайте с малышом на различные темы;
  2. Беседуя, соблюдайте грамотность и чистоту собственной речи;
  3. Говорите слова четко внятно, с интонацией;
  4. Когда ребенок говорит – не перебивайте, дайте ему высказать мысль;
  5. Проводите занятия по расширению кругозора и словарного запаса;
  6. Читайте книги. Это могут быть сказки, развивающие книги, журналы. Отправляясь в поликлинику или другое место, где необходимо провести время в ожидании, захватите рассказ или сказку вместо гаджета с игрушками;
  7. Проводите занятия, развивающие мелкую моторику, что благотворно влияет на улучшение дикции. Поделки из круп, рисование, лепка из теста и пластилина, аппликации прекрасно подойдут;
  8. Старайтесь ежедневно в игровой форме проводить артикуляционную гимнастику;
  9. Хвалите малыша за каждое речевое достижение;
  10. Заведите традицию перед сном делиться впечатлениями дня. Пусть ребенок расскажет, что ему больше всего запомнилось, понравилось или вызвало огорчение.

Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов. Важно уделять особое внимание этой проблеме. Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки. Речь ребенка будет чистой и красивой.

myintelligentkids.com

Картотека упражнений на развитие дикции у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений на развитие дикции у детей дошкольного возраста»

Основные упражнения для улучшения дикции у дошкольников

Почему так важно улучшать дикцию ребёнка?

Вообще, плохая дикция может достаточно негативно отразиться на успеваемости ребёнка и его коммуникации со сверстниками. Он становится резким, нервным, неусидчивым. Как результат, падает интерес к учёбе. Поэтому очень важно определить проблему на самой ранней стадии и ежедневно уделять несколько минут её решению.

Предупреждаем: постарайтесь запастись терпением и не бранить ребёнка за неверное произношение. Коррекцию дикции следует начинать с разминки языка и губ.

Основные упражнения для разминки губ

Упражнение «Трубочка»

  • «Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот.

  • «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).

  • «Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).

  • «Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О».

  • «Рупор» – постарайтесь открыть рот максимально широко, как при произнесении звука «А».

Основные упражнения для разминки языка

Упражнение «Маятник»

  • «Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка.

  • «Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся.

  • «Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку.

  • «Маятник» – отройте рот, высуньте язык и тянитесь им то влево, то вправо.

  • «Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете.

  • «Грибок» – нужно дотронуться языком до верхнего нёба так, чтобы уздечка натянулась.

  • «Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки).

Каждой группе упражнений необходимо уделить не менее двух минут. Сначала выполните губные упражнения, а затем, по истечении двух минут, начинайте выполнять языковые. Следующие 15–20 минут уделите скороговоркам.

Приступаем к изучению скороговорок

Что ж, настало время приступить к более трудной задаче – изучению скороговорок, которые постоянно будут усложняться дополнительными словами с одинаковыми согласными. Попросите ребёнка вместе с вами посчитать до трёх (раз, два, три). Произнесите это около 5 раз. Сначала медленно, а затем быстрее и быстрее (при этом отчётливость не должна теряться). После попросите дошкольника повторить данную задачу самостоятельно.

Теперь усложните упражнение: после каждого числительного поставьте слово «дрова». Повторите это слово сначала медленно, а затем максимально быстро. Как видите, получается небольшой дикционный тренинг: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Данную скороговорку следует разучить в течение первого занятия. Поверьте, 15–20 минут пройдут незаметно. Обычно подобное упражнение вызывает у ребёнка смех. Так что на такой позитивной ноте и закончите первое занятие.

Второй день занятий следует начать с разминки губ и языка, а также повторения изученной скороговорки. Вообще, запомните главное педагогическое правило – каждое новое занятие стоит начинать с повторения предыдущего материала. Повторили вчерашние упражнения, порадовались небольшими успехами чада и – вперёд, покорять новые вершины! Не забудьте вновь усложнить поговорку. Измените её на следующую фразу: «На дворе трава, на траве дрова». Как обычно, начинайте с медленного темпа, а затем постепенно ускоряйтесь. Выучили? Отлично!

С чего начать третий день? Правильно, с повторения. После этого соедините первую поговорку со второй. Получится длинная и достаточно непростая фраза: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова». На столь непростое сочетание слов ребёнку может понадобиться и не один день, поэтому до конца недели повторяйте именно его (иногда можно разнообразить новыми словами). Уже по истечению этого времени вы заметите, что дикция ребёнка начинает постепенно улучшаться. Следующие недели посвятите изучению длинных скороговорок, которые вы с лёгкостью найдёте в сети Интернет.

Как видите, вышеуказанные упражнения и скороговорки способны быстро и эффективно развить дикцию у дошкольника, помогая ему научиться говорить чётко, ясно и красиво. Надеемся, вы усвоили технику занятий. Желаем удачи в тренировках!

multiurok.ru

Практикум для воспитателей «Работа над дикцией»

Практикум для воспитателей

Тема: Работа над  дикцией.

Учитель-логопед Лукашева Н.А.

ЦРР-д/с «Родничок» г. Беломорск

Для педагога важна хорошая дикция, т.е. ясное, четкое произношение каждого звука. Плохая дикция мешает слушать, понимать речь, адекватно на нее реагировать. Одной из основных причин недостаточного развития дикции считается малоподвижность нижней челюсти и неспособность достаточно широко открывать рот во время разговора. При этом слова  произносятся недостаточно четко, глухо, а речь кажется «скомканной». Важно проверить произношение.
Для этого можно записать речь на диктофон и несколько раз прослушать. Правильное выделение гласных звуков в речи делает ее благозвучной, приятной для слушания. Согласные надо произносить чисто, легко, без излишнего нажима, гласные — свободно, вокально, достаточно громко. Для совершенствования дикции большое значение имеет ориентация на дошкольников. Речь  должна быть четкой и ритмичной. Слово должно звучать, сверкать, как алмаз.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. Выпадение отдельных звуков или слогов- то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства» — писал К.С. Станиславский.

Необходимо запомнить:

1). Правильное произнесение звуков речи зависит от работы артикуляционных органов: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба с маленьким язычком, гортани с голосовыми связками. Любые нарушения этих органов неизбежно сказываются на дикции. 2) В образовании звуков участвуют также резонаторы полости грудной клетки, гортани, зева, рта, носоглотки, носа. Если один из резонаторов «закрыт» (например, при насморке, нарушений дыханий и т.д.) звук гаснет, искажается, становится тусклым и нечетким.

Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений — артикуляционной гимнастики.

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

 Артикуляционная гимнастика

 

  1. «Улыбка»-«Хоботок»-«Пятачок».

  2. «Акула ловит рыбу». Открыть широко рот, с втягиванием губ внутрь рта.

  3. «Пляски-тряски». Рот открыт. Язык «горочкой» касается нижних зубов изнутри. Выкатывать язык вперед и убирать вглубь рта очень быстрыми движениями.

  4. «Часики».  Растяните губы в улыбке с открытым ртом, двигая язык влево и вправо к уголкам рта. При выполнении упражнения губы и челюсть остаются в неподвижном состоянии, а язык не скользит по нижней губе.

  5. «Футбол».  Напрягите кончик языка при плотно закрытом рте и поочередно упирайтесь им сначала в левую, затем в правую щеку.
    Далее проделайте то же самое, но уже с открытым ртом.

  6. «Посчитаем зубы».  Проведите языком по нижнему и верхнему ряду зубов, пересчитывая каждый из них. Челюсть неподвижна, рот открыт в улыбке.

  7. «Останови лошадку». Протолкните воздух через закрытые губы: пррррррр.

  8. «Открываем духовку (в плите)». Указательные пальцы на подбородке, большие под подбородком – опускать челюсть вниз и закрывать рот без сопротивления.

  9. «Пила».   Опустите нижнюю челюсть вниз, медленно подвигав ею в разные стороны.

  10. «Мартышка дразнится». Осторожно подвигайте челюсть вперед и назад.

  11. «Пароход гудит».  В положении стоя наклонитесь вперед, держа руки на груди, и протяжно произнесите предельно низким голосом на выдохе гласные [У ], [О].

 

Упражнения, тренирующие гласные звуки.

Линейка гласных звуков:

И Э А О У Ы

 Пробуем проговорить гласные без звука, затем с голосом.

 

Упражнения, тренирующие согласные звуки

 

  1. Взрывные звуки [Б] – [П].

Тренируем изолированное проговаривание звуков, как будто выплевываем пробку.

[Б]-[П]- произносим с одновременным закрыванием звуков в «замочки» (ладонями): громко-тихо .

Далее добавляем гласные. Произносим гласные так, чтобы они взрывались на губах.

БИ БЭ БА БО БУ БЫ

ПИ ПЭ ПА ПО ПУ ПЫ

БИП БЭП БАП БОП БУП БЫП -звук [П] утрировать.

ПИББИ ПЭББЭ ПАББА ПОББО ПУББУ ПЫББЫ — Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом слоге.

БИ-БИ-БИ-БИ-БИП — произносим согласный [П], как будто выплёвываем пробку.

БЭ-БЭ-БЭ-БЭ-БЭП БА-БА-БА-БА-БАП БО-БО-БО-БО-БОП

БУ-БУ-БУ-БУ-БУП БЫ-БЫ-БЫ-БЫ-БЫПЫ

ПИП – ПЭП – ПАП – ПОП – ПУП – ПЫП

БИПИ – БЭПЭ – БАПА – БОПО – БУПУ – БЫПЫ

  1. Заднеязычные звуки [Г][К]. На звук [Г]- щелчок правой рукой, на звук [К]- щелчок левой рукой.

 ГИ ГЭ ГА ГО ГУ ГЫ

ГИ ГЭ ГА ГО ГУ ГЫ

ГИК ГЭК ГАК ГОК ГУК ГЫК -звук [К] утрировать.

ГГИККИ ГГЭККЭ ГГАККА ГГОККО ГГУККУ ГГЫККЫ — Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом слоге.

ГИ-ГИ-ГИ-ГИ-ГИК — звук [К] утрировать.

ГЭ-ГЭ-ГЭ-ГЭ-ГЭК ГА-ГА-ГА-ГА-ГАК ГО-ГО-ГО-ГО-ГОК

ГУ-ГУ-ГУ-ГУ-ГУК ГЫ-ГЫ-ГЫ-ГЫ-ГЫК

КУ-КУ-КУ-КУ-КУ – ГГУ КО-КО-КО-КО-КО-ГГО КА-КА-КА-КА-КА-ГГА

КЭ-КЭ-КЭ-КЭ-КЭ-ГГЭ КИ-КИ-КИ-КИ-КИ-ГГИ

4.Губно-зубные звуки [В][Ф]. Звук [Ф]- верхней губой утрировать.

В-Ф В-Ф В-Ф

 ВИ ВЭ ВА ВО ВУ ВЫ

ФИ ФЭ ФА ФО ФУ ФЫ

ВИФ ВЭФ ВАФ ВОФ ВУФ ВЫФ -звук [Ф] утрировать.

ФИВИ ФЭВЭ ФАВА ФОВО ФУВУ ФЫВЫ — Удваивайте согласный [Ф], ставя ударение на первом слоге.

ВИ-ВИ-ВИ-ВИ-ВИФФ — звук [Ф] утрировать в произношении и выполнять мах рукой вниз на [Ф].

ВЭ-ВЭ-ВЭ-ВЭ-ВЭФ ВА-ВА-ВА-ВА-ВАФ

ВО-ВО-ВО-ВО-ВОФ ВУ-ВУ-ВУ-ВУ-ВУФ ВЫ-ВЫ-ВЫ-ВЫ-ВЫФ

ФИ-ФИ-ФИ-ФИ-ФИ-ВВИ

ФЭ-ФЭ-ФЭ-ФЭ-ФЭ-ВВЭ

ФА-ФА-ФА-ФА-ФА-ВВА

ФО-ФО-ФО-ФО-ФО-ВВО

ФУ-ФУ-ФУ-ФУ-ФУ-ВВУ

ФЫ-ФЫ-ФЫ-ФЫ-ФЫ-ВВЫ

5.Свистящие звуки [С], [З].

На звук [З] – мах левой рукой, на звук [С]- мах правой рукой.

З-С З-С З-С З-С – изолированно произносим звуки с изображением, как будто доим корову.

ЗИ ЗЭ ЗА ЗО ЗУ ЗЫ

СИ СЭ СА СО СУ СЫ

ЗИС ЗЭС ЗАС ЗОФ ЗУС ЗЫС -звук [С] утрировать.

ЗИСИ ЗЭСЭ ЗАСА ЗОСО ЗУСУ ЗЫСЫ — Удваивайте согласный [З], ставя ударение на первом слоге.

ЗИ-ЗИ-ЗИ-ЗИ-ЗИСС — звук [С] утрировать .

ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ-ЗЭ-ЗЭС ЗА-ЗА-ЗА-ЗА-ЗАС ЗО-ЗО-ЗО-ЗО-ЗОС

ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУ-ЗУС ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ-ЗЫС

СИ-СИ-СИ-СИ-СИ-ЗЗИ

СЭ-СЭ-СЭ-СЭ-СЭ-ЗЗЭ

СА-СА-СА-СА-СА-ЗЗА

СО-СО-СО-СО-СО-ЗЗО

СУ-СУ-СУ-СУ-СУ-ЗЗУ

СЫ-СЫ-СЫ-СЫ-СЫ-ЗЗЫ

7. Шипящие звуки [Ш],[Ж].

Изолированно произносим [Ж]-[Ш] – с одновременными движениями в виде рывков руками на себя .

Упражнение выполняется по аналогии со звуками [З]-[С].

8. Шипящие звуки [Ч],[Щ].

Изолированно произносим [Ч]-[Щ] : звук [Ч]- быстро, сильно , звук [Щ]- растяжно.

Упражнение выполняется по аналогии со звуками [З]-[С].

9.Сонорные звуки [Р], [Рь].

Изолированно произносим [Р]-[Рь] – с изображением «вкручивающих» крышки движениями.

РРРРРРРРРРРРР – протяжно, длительно

ТРРРРР-ТРРРР-ТРРРР-ТРРРР

РьРьРьРьРьРьРь- протяжно, длительно.

Р-Рь Р-Рь Р-Рь Р-Рь

ТРьРьРьРь ТРьРьРьРь ТРьРьРьРь

Чистоговорки, скороговорки для тренировки дикции.

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы — чистоговорки, скороговорки для дикции. Они знакомы практически каждому из нас, а слова подобраны таким образом, чтобы научить человека произносить практически несовместимые звуки быстро и четко.  Несколько раз, повторяя одну и ту же фразу скороговорки для дикции, вы заметите, что с каждым разом непослушные ранее звуки поддаются произношению все легче, и неразборчивая речь становится понятной и членораздельной. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков. Чтобы полностью избавиться от дефектов речи, достаточно иметь в арсенале около пяти скороговорок с различными сочетаниями несовместимых звуков. Работать над скороговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

 

Вот некоторые из них:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки — скок, Соньку с ног, Саньку — в бок, Сеньку — в лоб, все — в сугроб!

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

 На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров. Двора выдворить обратно на дровяной двор.

 Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

 У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

 Сачок зацепился за сучок.

  В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

 

   Можно воспользоваться  старыми методами  тренировки дикции — возьмите в рот грецкие орехи, зажмите между зубами пробку или карандаш и произнесите несколько скороговорок, либо прочтите текст.

Произносите слова медленно, выделяя каждый звук и концентрируясь на каждом слове.

Безупречная дикция подарит вам один из замечательных ключей, который поможет раскрыть в Вас прекрасного оратора для своих воспитанников!

PS. Данный материал я успешно использую в работе с дошкольниками.

 

 

Начало формы

Конец формы

infourok.ru

Упражнения для дикции у детей, подростков и взрослых

Развитие дикции и артикуляции – важная часть формирования речевой культуры. Красивым произношением ребенок овладевает постепенно. Формирование голосового аппарата и фонематического слуха заканчивается к дошкольному возрасту. Однако отсутствие четкого произношения, слабая артикуляция фонем и другие недостатки дикции могут наблюдаться у школьников и даже взрослых людей. Такая специфика речи – не патология. Упражнения для дикции позволяют быстро справиться с проблемой.

СодержаниеСвернуть

В зависимости от особенностей речевого развития детей разного возраста логопеды рекомендуют различные методы коррекции. Исправление дикции потребует кропотливой домашней работы, а в тяжелых случаях постановкой правильного произношения занимается дефектолог. Даже при посещении логопедических занятий (групповых или индивидуальных) отработка техники и закрепление навыков проводится дома.

Этапы развития дикции

Самостоятельно оценить речевые навыки малыша можно, сопоставив их с существующими нормами. Однако стоит помнить, что это – усредненные показатели. Точных правил нет.

Развивать дикцию следует с момента рождения. Грудничку мама поет песенки-потешки, колыбельные, читает вслух детские стихи и сказки.

С 6 до 12 месяцев у малыша активно растет мозг, в том числе формируются клетки, обеспечивающие речевые навыки. Поэтому так важно почаще разговаривать с крохой.

К 2-3 годам речевые структуры мозга полностью сформированы. К этому возрасту малыш обучается произносить слова правильно, эмоционально выражать мысли и чувства. Поэтому ему требуется активная тренировка речевого аппарата. Но если заметного улучшения речи не наблюдается, паниковать не нужно. Лучше посетить логопеда и при отсутствии органических нарушений продолжить занятия по развитию риторики.

Речевые нормы для детей по возрастам

Каждому возрастному периоду присущи определенные речевые нормы (количество звуков, фонем, слов, которые должен произносить малыш).

От 0 до 12 месяцев

Новорожденный привлекает внимание мамы криком или плачем. Гласные он начинает проговаривать к 2 месяцам. А спустя 2-3 недели, благодаря гортанному произношению мама слышит «агу» или «абу». Для малыша важно взаимодействие с родителями. Он пытается повторять услышанные от взрослых звуки.

Специалисты советуют почаще включать грудничку детские песни, музыкальные сказки, аудиокниги.

К году ребенок научается говорить от 3 до 12 слов, состоящих из одного или двух слогов.

От года до двух

Чем старше малыш, тем выше четкость произношения. Дети активно накапливают лексический запас. Они понимают смысл обращенных к ним слов, выполняют просьбы мамы и папы.

К полутора годам малыш обычно говорит около 20 слов.

Это возраст активного исследования. Малыш интересуется всем, что его окружает, быстро запоминает новые слова и учится воспроизводить их. Тренировать дикцию помогают детские книги с яркими иллюстрациями, которые внимательно рассматривают с ребенком, задавая вопросы.

В 2–3 года

К этому возрасту дети произносят от 70 до 100 слов, постоянно увеличивая пассивный и активный словарь. Малыш учится согласовывать существительные с прилагательными и глаголами. Начинает произносить простые фразы. Артикуляция может быть смазанной. Но это не страшно. В большинстве случаев нарушение исчезает самостоятельно.

К 4–5 годам

 С детками дошкольного возраста, чтобы улучшить дикцию, можно разучивать короткие песенки или стихи, загадывать им простые загадки. Малыша уже можно понять, несмотря на неправильное склонение существительных, несогласованность членов предложения.

К 4–5 годам дети используют от 2 до 3 тысяч слов.

У дошкольников хорошо развита фантазия, многие из них придумывают собственный язык. В речи присутствуют местоимения и числительные. Нарушение артикуляции в этом возрасте проявляется в отсутствии труднопроизносимых фонем, перестановке слогов местами или их пропуске.

Дети учатся составлять рассказ по картинке, пересказывают маленькие тексты, сказки, рассказы, декламируют по памяти стихи. Управляют голосом – говорят тише или громче в зависимости от ситуации. Многие считают в пределах 10.

Младший школьный возраст

Дикция у младшего школьника аналогична взрослой. Дети легко общаются со сверстниками, учителями и родителями. Они накапливают хороший лексический запас – около 4,5 тысяч слов.

Могут самостоятельно придумать интересный и логичный рассказ. Основная проблема у школьников – неправильное употребление ударений.

Коррекция дикции по возрастам

Упражнения по развитию дикции для самых маленьких, дошкольников, младших школьников и взрослых – отличаются. При коррекции нарушения важно учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности пациента (маленького или взрослого).

Упражнения для детей первого года жизни

У грудничков не бывает проблем с дикцией и артикуляцией. Но это не значит, что заниматься с малышами не нужно. Чтобы получить развитую риторику в более старшем возрасте и предупредить появление речевых расстройств следует:

  • Наладить взаимодействие с ребенком. Мама комментирует все свои действия, пеленая, купая или укладывая спать грудничка. Годовалого малыша можно спросить, что он хочет кушать, дать выбрать платье или обувь перед прогулкой. Конечно, не стоит ждать развернутого ответа. Но даже несколько звуков, подкрепленных жестами – отличный результат.
  • Обязательно разговаривайте, гуляя на улице, встречаясь с друзьями, делая покупки.
  • Проговаривайте то, что ребенок делает – вытирает пыль, складывает игрушки.
  • Читайте книжки и рассматривайте картинки. Кроме сказок, подойдут иллюстрированные детские энциклопедии. Обращайте внимание, чем малыш интересуется – животными, техникой, растениями.
  • Разговаривая с ребенком, говорите четко и правильно, как диктор на радио. Не нужно повторять за малышом, коверкая или сокращая слова. Разговаривайте так же, как со взрослым.

Если несмотря на ежедневные занятия ребенок к году не разговаривает, расстраиваться не стоит. Это нормально. Малыш накапливает пассивный словарь.

Занятия для малышей от 2 до 3 лет

Если к 2–3 годам речь полностью отсутствует или произношение невнятное, требуется коррекция. Она включает:

  • Логопедические игры. Например, «Веселый алфавит». Взрослый громко и отчетливо произносит звуки, а ребенок повторяет за ним.
  • Открытые вопросы. Обращайте внимание на «съеденные» окончания и пропущенные слоги.
  • Разучивание песенок и стихов на труднопроизносимые фонемы. Каждую строчку вначале произносит родитель, а затем ребенок.
  • Исправления. Останавливайте малыша, когда он подменяет один звук другим.
  • Песни и мультфильмы. Обучающее видео стимулирует развитие правильной артикуляции.
  • Общение со сверстниками.

Неправильное проговаривание звука «р» в этом возрасте нарушением не считается. К логопеду стоит обратиться, если проблема не исчезнет в течение года.

Работа с дошкольниками (4–5 лет)

В этот период коррекционная работа проводится в игровой форме. Отработать дикцию помогают такие задания:

  • Артикуляционная гимнастика для мышц гортани и языка. Помогут упражнения «ворота», «облизывание повидла», «часики».
  • Игра «Найди звук». В нее можно поиграть по дороге в сад или магазин. Ребенок должен ответить, где «спрятался» загаданный мамой или папой звук: в начале, середине или конце слова.
  • Собственный пример. Дети всегда повторяют за взрослыми. Поэтому важно отслеживать свою речь, избегать нецензурной лексики и слов-паразитов. Важно показывать малышу выступления политиков, актеров, певцов. Это прекрасный пример для подражания.

Не забывайте об иллюстрированных книгах. Важно научить ребенка составлять рассказ по картинке, детально ее описывать. Полезно учить стихи и песенки наизусть.

Развитие дикции у школьника

Развитие дикции у младших школьников зависит от сформированности фонематического слуха: умения вычленять отдельные слова из предложения, распознавать заданные звуки в слове. Малышей учат делить на слоги сначала маленькие слова, затем большие. Это необходимо, чтобы школьник научился понимать смысл того, что читает.

Отшлифовать дикцию у младших школьников помогают:

  • Чтение с пересказом. Можно превратить такое занятие в игру, позволив ребенку проявить свой актерский талант. Предложите ему сыграть роль любого героя из только что прочитанной сказки или рассказа.
  • Загадки и игры со словами. Например, составить из длинного слова максимальное количество новых слов или придумать слова, где буква «а» будет стоять первой, второй, третьей, четвертой или пятой.
  • Звуковые игры. К примеру, сказать слово наоборот, прочитав его слева направо. Или подобрать максимальное количество синонимов к заданному слову, или найти ошибку в слове.
  • Пословицы и поговорки развивают память школьника и являются эффективным способом исправления артикуляции.

Нарушения дикции необходимо корректировать как можно раньше, в противном случае школьнику будет сложно научиться читать и писать.

Проблемы с дикцией у взрослых

Если нарушение артикуляции у маленьких детей вызывает умиление, то у взрослых перерастает в комплексы. Чтобы этого не допустить потребуется работа над произношением. Проводить коррекцию можно самостоятельно на дому.

Если речевое расстройство не удается устранить самостоятельно, нужно обращаться к логопеду или дефектологу. Такие занятия направлены на исправление артикуляции, выравнивание речевого ритма и темпа, устранение заикания, картавости, гнусавости или шепелявости.

Что провоцирует проблему

Многие взрослые сталкиваются с ситуацией, когда волнение провоцирует речевое нарушение. Дикция ухудшается настолько, что окружающие не могут понять человека. Справиться с волнением позволит дыхательная гимнастика.

Главное для такого пациента – успокоиться. И только после этого продолжить разговор.

Чтобы научиться справляться с повышенной тревожностью потребуются ежедневные занятия. Тренировка диафрагмы и миогимнастика позитивно сказываются на дикции:

  • Сделать глубокий вдох, максимально надув живот. Выдохнуть, втягивая его назад.
  • Набрать в рот воду и удерживать 15–30 секунд. Повторять 4–5 раз трижды в день.

Перед ответственным выступлением или деловой встречей внимательно прочитайте свой текст. Общаясь, следите за тем, как вы говорите, старайтесь не паниковать и сдерживать темп речи. Почувствовали, что ускоряетесь – остановитесь и глубоко вдохните.

Гнусавость появляется, если человеку сложно дышать носом. Перед обращением к логопеду следует посетить отоларинголога и пролечить болезнь, провоцирующую проблемы с носовым дыханием.

Часто причина речевого дефекта – полипы или искривление носовой перегородки. Эти патологии сказываются на произношении звуков «н» и «м», искажают голос. После лечения заболеваний ЛОР-органов логопед поможет исправить артикуляцию.

Как улучшить дикцию

Немаловажную роль в общении играет мимика человека. Умение контролировать свои эмоции позволяет создать правильный имидж. Особенно важно это для тех, чья работа связана с публичными выступлениями. Проработать ораторские навыки, риторику и мимику позволяют логопедические упражнения, а попрактиковаться групповые занятия с психологом или дефектологом.

Красивая четкая дикция невозможна без умения правильно дышать во время разговора. Тренировать речевое дыхание нужно ежедневно. Для этого носом делают глубокий вдох, а затем медленно выдыхают ртом. Дыхательные упражнения также профилактируют вирусные инфекции.

Иногда «смазанное» произношение связано с нарушением артикуляции. Невнятная речь – следствие слабой работы мышц рта, языка и гортани. Чаще всего проблема кроется в маленьком открытии рта. В такой ситуации поможет артикуляционная гимнастика для тренировки мышц нижней челюсти.

Плохая подвижность губ отражается на произношении гласных и некоторых согласных. Работа языка важна при артикуляции слов с большим количеством согласных. Даже детские упражнения для развития мышц речевого аппарата помогают улучшить дикцию. Главное – произнести все предложение на одном выдохе.

Не стоит паниковать, если речь у малыша нечеткая. Ему просто нужно помочь. Ежедневные игровые занятия помогут крохе выработать навыки правильной и четкой речи. Если нарушения дикции сохранились во взрослом возрасте, справиться с ними поможет логопед-дефектолог.

logopediacentr.ru

Картотека упражнений на развитие дикции у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений на развитие дикции у детей дошкольного возраста»

Основные упражнения для улучшения дикции у дошкольников

Почему так важно улучшать дикцию ребёнка?

Вообще, плохая дикция может достаточно негативно отразиться на успеваемости ребёнка и его коммуникации со сверстниками. Он становится резким, нервным, неусидчивым. Как результат, падает интерес к учёбе. Поэтому очень важно определить проблему на самой ранней стадии и ежедневно уделять несколько минут её решению.

Предупреждаем: постарайтесь запастись терпением и не бранить ребёнка за неверное произношение. Коррекцию дикции следует начинать с разминки языка и губ.

Основные упражнения для разминки губ

Упражнение «Трубочка»

  • «Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот.

  • «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).

  • «Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).

  • «Бублик» – сохраняйте положение «Трубочка». Затем постепенно открывайте рот и натягивайте губы, как перед произнесением звука «О».

  • «Рупор» – постарайтесь открыть рот максимально широко, как при произнесении звука «А».

Основные упражнения для разминки языка

Упражнение «Маятник»

  • «Лопатка» – приоткройте рот, высуньте язык и попытайтесь коснуться им подбородка.

  • «Горка» – приоткройте рот и надавите языком на нижнее нёбо так, чтобы он немного приподнялся.

  • «Сладкая конфета» – с закрытым ртом упирайтесь языком то в правую, то в левую щёку.

  • «Маятник» – отройте рот, высуньте язык и тянитесь им то влево, то вправо.

  • «Иголочка» – постарайтесь вытянуть язык максимально далеко, как только сможете.

  • «Грибок» – нужно дотронуться языком до верхнего нёба так, чтобы уздечка натянулась.

  • «Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки).

Каждой группе упражнений необходимо уделить не менее двух минут. Сначала выполните губные упражнения, а затем, по истечении двух минут, начинайте выполнять языковые. Следующие 15–20 минут уделите скороговоркам.

Приступаем к изучению скороговорок

Что ж, настало время приступить к более трудной задаче – изучению скороговорок, которые постоянно будут усложняться дополнительными словами с одинаковыми согласными. Попросите ребёнка вместе с вами посчитать до трёх (раз, два, три). Произнесите это около 5 раз. Сначала медленно, а затем быстрее и быстрее (при этом отчётливость не должна теряться). После попросите дошкольника повторить данную задачу самостоятельно.

Теперь усложните упражнение: после каждого числительного поставьте слово «дрова». Повторите это слово сначала медленно, а затем максимально быстро. Как видите, получается небольшой дикционный тренинг: «Раз дрова, два дрова, три дрова». Данную скороговорку следует разучить в течение первого занятия. Поверьте, 15–20 минут пройдут незаметно. Обычно подобное упражнение вызывает у ребёнка смех. Так что на такой позитивной ноте и закончите первое занятие.

Второй день занятий следует начать с разминки губ и языка, а также повторения изученной скороговорки. Вообще, запомните главное педагогическое правило – каждое новое занятие стоит начинать с повторения предыдущего материала. Повторили вчерашние упражнения, порадовались небольшими успехами чада и – вперёд, покорять новые вершины! Не забудьте вновь усложнить поговорку. Измените её на следующую фразу: «На дворе трава, на траве дрова». Как обычно, начинайте с медленного темпа, а затем постепенно ускоряйтесь. Выучили? Отлично!

С чего начать третий день? Правильно, с повторения. После этого соедините первую поговорку со второй. Получится длинная и достаточно непростая фраза: «На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова». На столь непростое сочетание слов ребёнку может понадобиться и не один день, поэтому до конца недели повторяйте именно его (иногда можно разнообразить новыми словами). Уже по истечению этого времени вы заметите, что дикция ребёнка начинает постепенно улучшаться. Следующие недели посвятите изучению длинных скороговорок, которые вы с лёгкостью найдёте в сети Интернет.

Как видите, вышеуказанные упражнения и скороговорки способны быстро и эффективно развить дикцию у дошкольника, помогая ему научиться говорить чётко, ясно и красиво. Надеемся, вы усвоили технику занятий. Желаем удачи в тренировках!

multiurok.ru

10 мощнейших упражнений для развития дикции

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Постижение ораторского искусства — трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой. Столетия спустя мы все так же желаем завладеть вниманием аудитории, правда, теперь используем современные методы.

AdMe.ru старательно отобрал несколько эффективных практик из книги Эльвиры Сарабьян «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали».

1. Артикуляция звуков «Ш — Ж»

  • Шар — жар, ваш — важный, шутка — жутко, ширь — жир, жить — шить.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится. Вожжи из кожи в хомут вхожи.

  2. Артикуляция звуков «К — Г, X»

  • Качели — газели, кол — гол, кость — гость, код — год, кнут — гнут, клуб — глуп, Кеша — Геша.
  • Идет с козой косой козел. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: грабь граблями гравий, краб!

  3. Отработка звука «Ц»

  • Цапля — сабля, цок — сок, цель — сель, цвет — свет, цирк — сыр, улица — лиса.
  • Молодец против овец, а против молодца сам овца. Цапля чахла, цапля сохла.

  4. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, кждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

 5. Произнесите сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

www.adme.ru

Упражнения на дикцию для детей дошкольного возраста — Мама и Я

КУРСОВАЯ РАБОТА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила:

Сайфуллина З.А.

Нижневартовск

2009

Содержание

Введение

Глава 1 Проблема развития дикции в методике речевого развития

детей дошкольного возраста

1.1 Понятие «дикция» в русском языке

1.2 Особенности овладения правильным звукопроизношением в старшем дошкольном возрасте

1.3 Выработка дикции у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2 Экспериментальные исследования сформированности дикции у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Организация и проведение исследования

2.2 Анализ результатов работы

Заключение

Список литературы

Введение

Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.

Произносительная сторона речи усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух.

В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

При движении речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, такие качества формируются постепенно.

В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.

Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.

Выше сказанное и определило актуальность нашего исследования.

Цель работы – выявить особенности развития дикции старших дошкольников.

Объект исследования: процесс развития дикции у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: приемы и методы развития дикции у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и в свободной игровой деятельности.

Гипотеза: применение описанных в работе приемов и методов позволит повысить эффективность работы по развитию дикции у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1) Изучить состояние проблемы развития дикции;

2) Выявить сущность и специфику применения чисто — скороговорок в работе с дошкольниками;

3) Выявить уровень развития дикции у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении имеющейся в отечественной педагогике и методике развития речи специфики применения методов и приемов развития дикции у детей дошкольного возраста.

База исследования: исследовательская работа осуществлялась на базе МДОУ № 56 и охватила 12 детей в возрасте 5-6 лет.

Глава 1 Проблема развития дикции в методике речевого развития детей дошкольного возраста

    1. Понятие «дикция» в русском языке

    Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, ее отчетливость и манеру произнесения. Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого подчерка для письменности. Хорошая дикция создает благоприятные условия для устного общения между людьми и имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.

    Правильность артикуляции – это движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образованию звука. Этот показатель свидетельствует о том, насколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения в детстве. В этом смысле обычно говорят о дефектах дикции или шире – о дефектах речи, исправление которых является предметом логопедии. Недостатки дикции: картавость, гнусавость, монотонность, торопливость, проглатывание окончаний, невнятность.

    Отчетливость артикуляции – это точность произнесения звуков в слове. Этот показатель влияет на разборчивость устной речи. Степень артикуляции у людей может разной; например, при отсутствии зубов речь становится малоразборчива. Но вы встречали людей, у которых, как говорится, «каша во рту». Их речь невнятна, артикуляция вялая и неразборчива. Главные артикуляционные органы – язык и губы — функционируют недостаточно энергично. Для достижения отчетливой артикуляции мышцы артикуляционных органов необходимо тренировать. Четкая артикуляция создает впечатление, что человек уверен в себе, хорошо знает то, о чем говорит, успешная и востребованная личность. Хорошая дикция — основа большинства коммуникативных профессий, руководителей, менеджеров, ведение деловых переговоров.

    Фонетический стиль произношения — определяющий фактор разборчивости речи. Многие люди замечают, что в некоторых словах часто проговариваются не все звуки, например: [шыис`ат] или даже [шс`ат] при произнесении числа 60 вместо нормативного [шыз`д`ис`ат]. Или при произнесении пропадают звуковые различия между фонетически сходными словами, например [д`эушка] вместо «дедушка» или « девушка». Если мы прислушаемся к себе, то наверняка заметим, что часто говорим: драсти (вместо: здравствуйте), буим, бум (будем), терь (теперь), чё (что), щас (сейчас), грит (говорит), ваще (вообще) и др. Кроме того, тщательность произношения зависит также от ситуации: как правило, общаясь с хорошо знакомыми людьми, в непринужденной обстановке и т.д. мы не всегда заботимся о том, чтобы речь звучала красиво.

    Манера произнесения – включает в себя присущий индивидууму темп, продление или редукцию слогов и т.п. Каждый из нас имеет собственную манеру выговаривать слова.

    Таким образом, дикция – это произношение, степень отчетливости говорения. Четкое произношение отдельных предложений, звукосочетаний в целом — показатель культуры речи. Совершенствование дикции имеет большое значение, например, для педагогов, студентов и др. Основой дикции является отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Прежде, чем понять речь, ее нужно услышать, воспринять слухом. Чем яснее будут произнесены слова, тем легче их понять. Залог хорошей дикции — правильная артикуляция звуков. Основу артикуляции составляют совокупность произносительных движений речевых органов, к которым относятся язык, губы и мягкое нёбо с язычком (активные органы), а также зубы и твердое нёбо (пассивные органы). Часто недостатки дикции объясняются вялостью, пассивностью артикуляции. Вялая, а потому и нечеткая дикция — результат неправильного речевого воспитания

    1.2 Особенности овладения правильным звукопроизношением в старшем дошкольном возрасте

    Особенности овладения детьми произношением звуков родного языка свидетельствует о том, что дошкольный возраст — это время энергичного развития речи, и в частности её звуковой стороны.

    Характерной особенностью усвоения звуков в начальный период является неустойчивость артикуляции при их произношении.

    Как показали исследования А. Н. Гвоздева, С. Н. Карповой, Ф. А. Сохина и др., дети очень рано начинают ориентироваться на норму произношения, принятую в данном обществе. Ярким примером этого является контролирование ребенком как своей, так и чужой речи. Критически оценивая речь других, дошкольник тем самым утверждается в нормах родного языка.

    В дошкольном возрасте норма произношения все больше выступает перед ребенком в своей социальной сути как характерная черта вербального общения взрослых, как признак взрослости. В тоже время он отделяет «детское » произношение от обычного правильного произношения взрослых как не соответствующее принятой и используемой взрослыми норме. Поэтому ребенок с осуждением относиться к воспроизведению взрослыми «детского» произношения.

    В старшем дошкольном возрасте заканчивается процесс овладения звуками родного языка. Большинство детей правильно произносят в артикуляционном отношении звуки (шипящие, а также звуки «л», «р», «рь»), многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произношении слов все реже допускаются орфоэпические ошибки. Дети хорошо отличают на слух по звуку, где находиться предмет, выделяют в словах знакомые звуки, пользуются умеренной громкостью голоса, могут ускорять или замедлять скорость своего высказывания. Продолжительность выдоха удлиняется до 8 секунд.

    Вместе с тем у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих, шипящих внутри группы: «с» и «з», «с» и «ц», «ш» и «щ», «ч» и «щ», «с» и «ш», «з» и «ж», некоторые дошкольники невнятно произносят слова.

    Особенности овладения детьми звукопроизношением во многом объясняются анатомо-физиологическими особенностями и прежде всего речедвигательного аппарата. К дошкольному возрасту он вполне сформирован, однако центральный аппарат речи, находящийся в коре головного мозга, ещё недостаточно функционирует, голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань почти вдвое короче, движения органов речевой артикуляции (мягкое нёбо, язык с нёбным сводом и зубной системой, губы и нижняя челюсть) недостаточно развиты, слабо координированы, язык заполняет большую часть ротовой полости, он оттянут назад и мало продвигается вперед, губы смыкаются слабо, мягкое нёбо мало поднимается. Вместе с тем мышцы речевого аппарата более эластичны и сокращаются медленнее, что благоприятствуют раннему формированию звукопроизношения. Это уменьшает утомление, в силу чего, несмотря на слабость мышц, движения отличаются известной легкостью и свободой.

    У дошкольников отмечается также несовершенство речевого дыхания, которое призвано обеспечивать нормальное голосообразование, способность изменять силу звучания, верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять её громкость. У детей наблюдается слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, вдох с резким поднятием плеч, неустойчивость направления и слабость силы выдувной струи воздуха.

    Несмотря на то, что фонематический слух к старшему дошкольному возрасту достигает совершенства, тем не менее, он ещё недостаточно развит. Недостаточно развито и взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов, а для процесса усвоения звуковой стороны языка, как подчеркивают исследователи, необходима связь между ощущениями вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, слуховыми ощущениями от звуков, произносимых самим человеком, и зрительными ощущениями от восприятия артикуляции говорящего.

    Для четкого произношения звука необходимо правильное положение и движение органов артикуляции. Задача воспитателя — развить у детей подвижность языка, регуляцию движений челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.

    Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.

    Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Её следует проводить со всеми детьми не только с теми, которые имеют какие – нибудь отклонения в произношении звуков.

    Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: 1) подготовка артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения изолированного звука; 3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи. Все эти три этапа могут осуществляться на одном занятии, или на двух с перерывом в 1- 5 дней.

    Овладение детьми правильным звукопроизношением заключается в

    1. В показе и объяснении артикуляции звука, многократное произнесение звука с педагогом

    2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.

    3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.

    4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи: шутки – чистоговорки, инсценировка рассказов, дидактические и подвижные игры с речитативом, чтение стихотворений.

    Как видно овладение правильным произношением заключается в многократном повторении одного звука. Следовательно, воспитатель должен обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразя методы обучения и речевой материал, включая артикуляционные и дикционные упражнения. Кроме того нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.

    Овладение правильным звукопроизношением зависит не только от анатомо-физиологических особенностей, но и от особенностей психики ребенка: от состояния внимания, памяти, от слуховой и зрительной выдержки.

    Благоприятным условием для развития правильного звукопроизношения является спокойная обстановка в детском саду, не допускающая резкого шума, громкого разговора, крика, которые не только возбуждают и утомляют детей, но заставляют их напрягать свой голос, снижают остроту слуха. Поэтому педагоги должны не только предоставлять детям образец совершенной речи, но и проявлять большую заботу о физическом состоянии самого ребенка, об охране его органов чувств и нервной системы.

    1.3 Выработка дикции у детей старшего дошкольного возраста

    Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из – за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

    Аппарат дикции значительно легче формируется возрасте четырех – пяти лет, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык.

    Для совершенствования дикции используются чисто – и скороговорки. Чистоговорка – это ритмичный речевой материал, содержащий сложное сочетание звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Скороговорка – труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу – чу – цу – чу – чу, не ракете я лечу».

    Цель использования скороговорки – тренировка дикционного аппарата – определяет методику преподнесения её детям на занятиях. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает её несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу – послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться её запомнить, поучиться говорить её очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают её.

    Для повторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяет указание: говорит медленно и четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми с самим воспитателем.

    На повторных занятиях со скороговорками или, если текст легкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – подгруппами, например:

    Первая подгруппа: Расскажите про покупки!

    Вторая подгруппа: Про какие про покупки?

    Все вместе: Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

    Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание. При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать к воспитателю, чтобы остальные дети видели артикуляцию и мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать на степень отчетливости произношения, иногда обратить внимание детей на правильность движений губ ребенка.

    Таким образом, работа по выработке у детей старшего дошкольного возраста осуществляется с привлечением различных методов и приемов обучения детей в специально организованной и в свободной деятельности детей

    Глава 2 Экспериментальные исследования сформированности дикции у детей старшего дошкольного возраста

    2.1 Организация и проведение исследования

    Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень развития дикции у детей 5-6 лет.

    Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:

    1. Выявить уровень развития правильного звукопроизношения.

    2. Выявить уровень развития дикционного аппарата.

    В качестве диагностического материала использовались чисто – скороговорки.

    Диагностическая процедура состояла из двух заданий:

    Задание № 1 «Веселая чистоговорка».

    Ребенку предлагалось как можно лучше повторить текст чистоговорок:

    • «Собака Том сторожит дом»

    • «Цу – чу, цу – чу – чу, на ракете я лечу».

    Описание уровней развития

    Высокий уровень – ребенок четко, внятно произнес заданный текст, не

    ошибался, речь неторопливая.

    Средний уровень – ребенок внятно произносит заданный текст, редко ошибается, самостоятельно исправлял ошибку. Речь неторопливая, четкая артикуляция звуков.

    Низкий уровень – ребенок затрудняется в произношении заданного текста, часто ошибается, исправляет ошибки с подачи взрослого. Речь невнятная, торопливая.

    Задание № 2 «Скороговорка».

    Ребенку предлагалось как можно лучше повторить текст скороговорки:

    Миша шепота не слышит.

    Паша громче пошепчи:

    «Миша, уши полечи»»

    Описание уровней развития

    Высокий уровень – ребенок четко, внятно произносит текст скороговорки, не ошибается, не сбивается с заданного речевого темпа, проявляет заинтересованность в выполнении задания.

    Средний уровень – ребенок отчетливо и достаточно быстро произносит заданный текст, иногда сбивается с речевого темпа, но проявляет активную заинтересованность заданием. Наблюдается четкая артикуляция звуков.

    Низкий уровень – ребенок испытывал большие затруднения в воспроизведении текста скороговорки. Произносит её неправильно: не соблюдает последовательность слов, допускает фонематические ошибки. Отсутствует заданный темп речи. Наблюдается отсутствие интереса к заданию, неустойчивость внимания.

    2.2 Анализ результатов работы

    На этапе констатирующего эксперимента решались такие задачи, как выявление уровня развития дикции у детей старшего дошкольного возраста;

    Данное исследование проводилось в МДОУ № 56. Опытной работой было охвачено 12 детей 5-6 лет.

    После проведения диагностики, направленной на выявление чистоты и внятности звучащей речи получили следующие результаты. Итак, высокий уровень – 3 ребенка, что составляет 25%; средний уровень составляет 6 детей, 50%; низкий уровень – 3 ребенка, 25%.

    Таблица № 1

    Уровни развития чистоты звучащей речи

    Высокий уровень

Уровни развития внятности звучащей речи

Диаграмма 1

По первому заданию, направленному на выявление чистоты и внятности звучащей речи были сделаны следующие выводы.

Дети высокого уровня развития не имели трудностей в воспроизведении, не допускали ошибок. Проявили заинтересованность заданием, познавательную активность. Переспрашивали воспитателя о характере задания, что необходимо будет сделать.

Дети со средним уровнем развития также в ходе проведения исследования проявляли интерес и активность, были внимательны. Но при воспроизведении допускали единичные ошибки. Например, Ганжа Женя: «Собака Том сторожит том. Ой! Нет — дом. Это я неправильно сказал», или Комиссарова Лиза: «Цу — чу — чу, цу — чу — чу, я на ракете лечу — я неправильно сказала, но мне так больше нравиться». В целом речь была внятной, все звуки проговаривались четко и ясно, речь неторопливая.

Дети с низким уровнем развития при первом же повторе сбивались, затруднялись в правильном произнесении чистоговорки, ошибались, меняли местами слова и слоги. Например, Алиев Рамин затруднялся в произнесении второй чистоговорки, в первой сделал ошибки.

Результаты показали, что дети 5-6 лет:

  1. Имеют представление о чистоговорках, характере их воспроизведения.

  2. Достаточно хорошо артикулируют звуки.

  3. Имеют неторопливый темп речи.

  4. Допускают ошибки чаще при ускоренном произношении чистоговорки.

  5. Охотно включаются в деятельность, проявляют высокую познавательную активность.

  6. Используют чистоговорки в самостоятельных играх.

После проведения диагностики, направленной на выявление уровня развития дикционного аппарата получили следующие результаты. Итак, высокий уровень – 3 ребенка, что составляет 25%; средний уровень составляет 5 детей, 42%; низкий уровень – 4 ребенка, 33%.

Таблица № 1

Уровни развития дикционного аппарата

Высокий уровень

Диаграмма 2. Уровни развития дикционного аппарата

Дети высокого уровня развития при сообщении задания проявляли активный интерес. Отчетливо, быстро и правильно произносили текст скороговорки. Дети выдерживали заданный темп речи. Задание вызвало у детей веселое настроение, ребята были активны, просили продолжить задание.

Дети среднего уровня развития также отчетливо, и правильно произносили текст скороговорки. Делали несущественные ошибки: переставляли слова местами. Иногда из — за допущенных ошибок сбивался заданный темп речи. Несмотря на некоторые трудности, дети проявляли искреннюю заинтересованность и активный познавательный интерес.

Дети с низким уровнем развития при сообщении им задания реагировали нейтрально, но не отказывались от выполнения задания. Дети были рассеяны, отсутствовал интерес к выполнению задания. Воспроизведение скороговорки вызвало у детей большие трудности. Нарушался речевой темп произнесения скороговорки. Дети произносили текст медленно с ошибками (меняли местами слова, в созвучных словах наблюдалась замена звуков). Страдала фонематическая сторона произношения текста задания.

Результаты показали, что дети 5-6 лет:

  1. Имеют представление о скороговорках, характере их произнесения.

  2. Правильно и активно артикулируют звуки.

  3. При воспроизведении скороговорки наблюдается правильное движение губ, соответствующая тексту мимика.

  4. Имеющие слабую артикуляцию, невнятную речь, неохотно идут на контакт со сверстниками и взрослыми, проявляют слабый познавательный интерес.

  5. Показавшие актуальные результаты по предмету исследования, активно участвуют в любом виде деятельности сверстников, охотно идут на контакт со взрослыми.

  6. Умеют варьировать громкость и быстроту произнесения текста скороговорки.

  7. Используют скороговорки в самостоятельных играх и в свободной деятельности.

Таким образом, можно сказать, что дети имеют недостаточно развитый артикуляционный аппарат в силу возрастных особенностей, а также в силу неправильно сформированного двигательного речевого навыка. Некоторые дети имеют недостатки в четком произношении трудных в артикуляционном отношении звуков.

Данные результаты подтверждают факт необходимости организации образовательной работы с детьми по выявленным проблемам, используя методы и приемы развития дикции.

Заключение

На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы, а также результатов констатирующего эксперимента можно сформулировать следующие выводы:

  • Использование чисто — скороговорок, речевых игр и упражнений помогает в формировании тонких мышц речедвигательного аппарата, повышении скоординированности его движений.

  • В старшем дошкольном возрасте необходимо формирование ещё несовершенного речевого дыхания, которое обеспечивает нормальное голосообразование, способность сохранять плавность речи, изменять громкость и темп речи, которые необходимы детям для развития четкой дикции при условии проведения обучения и воспитания в определенной системе, с учетом индивидуальных особенностей, эмоционального состояния, подбора доступного материала.

  • Разнообразные методы и приемы, задействованные в мероприятиях по развитию дикции, естественным путем связывает общее речевое развитие со всем процессом развития личности маленького ребенка.

Это также позволяет нам утверждать, что использование чисто — скороговорок, речевых игр и упражнений в специально — организованной деятельности и самостоятельных играх дошкольников, будет являться оптимальным и эффективным средством развития дикции детей; и, следовательно, подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:

  1. Развитие дикции будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.

  2. Необходимо систематически использовать в педагогической практике чисто — скороговорок, речевых игр и упражнений, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития дикции ребенка- дошкольника.

  3. Работа по развитию дикции дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет ДОУ

  4. Необходимо повышать чистоту дикции и выразительность речи воспитателей.

Список литературы

  1. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1978.

  2. Алексеева М.М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку. — М., 1997.

  3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3 — 7 лет. / А.Г. Арушанова. — М., 1999.

  4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 1979.

  5. Генинг М.Г. Обучение детей правильной речи. / М.Г. Генинг, Н.А. Герман. — Чебоксары, 1980.

  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. / А.Н. Гвоздев — М., 1965.

  7. Диагностика речевого развития дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой – М.,1997.

  8. Зуева Л.Н. и др. Думай-говори. Занимательные упражнения по развитию речи дошкольников: Кн.для воспитателей дет. сада,логопедов и родителей.В 4 вып.Вып.4: Зуева Л.Н.,Костылева Н.Ю.,Солошенко О.П.-М.:Просвещение,1996.

  9. Максаков А.И., Фомичева М.Ф. Звуковая культура речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А. Сохина – М., 1984.

  10. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко – М., 1984.

  11. Негневицкая Е.И. Язык и дети / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. – М., 1981.

  12. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. Лисиной М.И. — М., 1985.

  13. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи.- СПб.: Дельта,1998.

  14. Павлова А.А. Проблемы диагностики речевого развития // психологические и пихофизиологические исследлвания речи – М., 1985.

  15. Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя (Под ред. Ладыженской Т.А.-М.:Педагогика,1990.

  16. Рождественская В. Воспитание правильной речи / Рождественская В., Е Радина. – М., 1968.

  17. Сохин Ф.А. Основные задачи развитяи речи /психологопедагогические основы развития речи.- М., 2002.

  18. Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развитяи речи дошкольников / Ф.А. Сохин. – М.,2005.

  19. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / ушакова О.С. – М., 2001.

  20. Ушакова Т. Н. Пути усвоения родного языка нормальным ребенком // Вопросы психологии. – 1974. — № 1.

  21. Фальдбегр А.С Воспитание звуковой культуры речи // Обучение граммоте в детском саду / под ред. Воскресенской А. И. – М.,1963.

  22. Яшина В.И. методические принципы развития речи детей // Вопросы речевого развития дошкольников. – М.,1998.

  23. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Практическое пособие по развитию речи .-М.:Аквариум,1997.

  24. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.-М.:Изд-во Института Психотерапии,2001.

Source: doc4web.ru

Читайте также

Средний уровень

Низкий уровень

25%

50%

25%

Средний уровень

Низкий уровень

25%

42%

33%

xn——6kca5bub0n.xn—-8sbarpmqd5ah2ag.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *