Укажите слово с двумя глухими согласными звуками – а) разжечь, б) звонкий, в) обещание г) расшить 2.) в

Содержание

Запиши слова в следующем порядке. с начало в которых есть только глухие согласные. потом согласные только звонкие. и

Звуки в русском языке бывают гласные (а, о, у, и, ы, э) и согласные.  Согласные звуки делятся на несколько типов. Они бывают  твердые и мягкие, звонкие и глухие. Следующие звуки образуют пары по твердости-мягкости: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х. То есть эти звуки бывают и твердыми, и мягкими. Следующие буквы бывают только твердыми: ж, ш, ц. Это не зависимо от того, какая гласная  стоит после этих букв. То же самое касается и букв ч, щ, й, которые всегда мягкие не зависимо от последующей буквы. К звонким согласным относятся буквы: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р. Все эти звуки могут быть либо звонкими твердыми, либо звонкими мягкими. Обратите внимание, что звонкий звук й всегда мягкий. К глухим звукам относятся: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ. Глухие звуки бывают твердыми и мягким. Бывают и твердыми, и мягкими следующие звуки: п, ф, к, т, с, х. Глухие ш, ц никогда не бывают мягкими.  Глухие ч, щ никогда не бывают твердыми. 

Слова с согласными глухими

петушок 

  • п — согласная, глухая, мягкая;
  • е — гласная;
  • т — согласная, глухая, твердая;
  • у — гласная;
  • ш — согласная, глухая, твердая;
  • о — гласная;
  • к — согласная, глухая, твердая.

сосиска 

  • с — согласная, глухая, твердая;
  • о — гласная;
  • с — согласная, глухая, мягкая;
  • и — гласная;
  • с — согласная, глухая, твердая;
  • к — согласная, глухая, твердая;
  • а — гласная.

Слово с звонкими согласными

борода 

  • б — согласная, звонкая, твердая;
  • о — гласная;
  • р — согласная, звонкая, твердая;
  • о — гласная;
  • д — согласная, звонкая, твердая;
  • а — гласная.

Слова, в которых есть и звонкие и глухие согласные

гребешок

  • г — согласная, звонкая, твердая;
  • р — согласная, звонкая, твердая;
  • е — гласная;
  • б — согласная, звонкая. твердая;
  • е — гласная;
  • ш — согласная, глухая, твердая;
  • о — гласная;
  • к — согласная, глухая, твердая.

лягушка

  • л —  согласная, звонкая, мягкая;
  • я — гласная;
  • г — согласная, звонкая, твердая;
  • у — гласная;
  • ш — согласная, глухая, твердая;
  • к — согласная, глухая, твердая;
  • а — гласная.

Таким образом, у нас два слова (петушок, сосиска) только глухими согласными, одно слово (борода), в котором только звонкие согласные, и два слова (лягушка, гребешок), в которых есть и звонкие, и глухие согласные.

 

vashurok.ru

Звонкие и глухие согласные звуки

Ответы к стр. 10 — 18

Упражнение 17, с. 10

17. Помогите коту и собачке собрать в одну группу буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки, а в другую — буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. Соедините линиями буквы каждой группы.

 Глухие → ч → х → ш → с → т → ц → к → щ → п → ф

 

Звонкие → й → л → н → р → з → м → д → б → ж → г → в

  • Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами

ч — [ч’]        м — [м], [м’],      й — [й’]      т — [т], [т’]

Упражнение 18, с. 10

18. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенное слово.

Такой на улице мороз —
Я, как сосулька, весь промёрз.

Л. Яковлев

  • Подчеркните в выделенном слове буквы, которыми обозначены глухие парные согласные звуки.

Упражнение 19, с. 11

19. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова-названия согласных звуков.

1. Глухой согласный звук состоит из шума.
2. Звонкий согласный звук состоит из шума и голоса.

Упражнение 20, с. 11

20. Впишите в «домик» пропущенные буквы, обозначающие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

лоб, хлеб
зов, клюв
дог, снег
обед, холод
гараж, стриж
мороз, рассказ
б — п
в — ф
г — к
д — т
ж — ш
з — с
сноп, коп
шарф, жираф
ток, лук
кот, пилот
малыш, карандаш
кокос, страус
  • Подберите и запишите слова, которые заканчиваются этими буквами.

Упражнение 21, с. 11

21. Найдите в орфографическом словаре учебника слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. Запишите несколько слов.

Алфавит, вдруг, город, завод, карандаш, класс, молоток, мороз, народ, обед, платок, рисунок, ученик, язык.

Упражнение 22, с. 12

22. Прочитайте. О каком правиле идёт речь? Почему согласные так названы?

Парные согласные — самые опасные!
В корне ты их проверяй —
Рядом гласный подставляй!

Речь идёт о правиле правописания слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Такие согласные названы «опасными», потому что мы можем выбрать неправильную букву, обозначающую парный по глухости-звонкости согласный звук в корне слова перед другим парным согласным. Это «ошибкоопасные» места, или орфограмма.

Упражнение 23, с. 12

23. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Будет хлеб, будет и обед. 2. Был бы пирог, найдётся и едок. 3. Кто ленив, тот и сонлив. 4. Некрасив лицом, да хорош умом. 5. Медведь неуклюж, да дюж.

  • Устно подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами.

Хлеб (хлеба), обед (обеды), пирог (пироги), едок (едоки), ленив (ленивый), сонлив (сонливый), некрасив (некрасивый), хорош (хороший), медведь (медведи), неуклюж (неуклюжий).

Упражнение 24, с. 12

24. Прочитайте.

Скрипит мороз. Сердит мороз.
И снег сухой и колкий.
И вяз озяб, и дуб замёрз.
Насквозь продрогли ёлки.

Г. Волжина

  • Выберите для каждого слова правильную букву из скобок, подчеркните её. Запишите эти слова.

Мороз, снег, вяз, озяб, дуб, замёрз, насквозь.

Упражнение 25, с. 13

25. Прочитайте строки из американской песенки, которую перевёл Леонид Яхнин.

Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты,
А пёс бульдог по кличке Дог
Идёт полить цветы.
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком,
А пёс бульдог по кличке Дог —
В ней рядом за столом.

  • Как вы думаете, что в этих строках правда?

Правда:
Пирог печёт старушка Фогг
На кухне у плиты…
Берёт пирог старушка Фогг
И чаю с молоком…
Строчки про бульдога — небылица.

  • Подчеркните в словах орфограммы на изученные правила.

Упражнение 26, с. 13

26. Прочитайте. Запишите слова, заменяя выделенные звуки буквами.

чá[ш]ка — чáшка           укá[с]ка — укáзка
лó[ш]ка — лóжка            кá[с]ка — кáска
лá[ф]ка — лáвка             лó[к]ти — лóкти
кó[ф]та — кóфта             кó[к]ти — кóгти
шá[п]ка — шáпка            лó[т]ка — лóдка
шý[п]ка — шýбка            щё[т]ка — щётка

  • Подготовьтесь доказать, что вы правильно записали слова.

Чашка (чашечка), ложка (ложечка), лавка (лавочка), кофта — словарное слово, надо запомнить, шапка (шапочка), шубка (шубы), указка (указочка), каска (касочка), локти (локотки), когти (коготки), лодка (лодочка), щётка (щёточка). 

Упражнение 27, с. 14

27. Прочитайте. Подчеркните согласные, написание которых надо проверять.

Нóгти, загáдка, скóльзкий, моркóвный, моркóвка, рóбкий, сторóжка, рóбок, скользи́ть, нóготь, сторожи́ть, загáдывать.

  • Найдите для каждого проверяемого слова проверочное. Запишите по образцу.

(Рóбок) рóбкий, (сторожи́ть) сторó

жка, (загáдывать) загáдка, (нóготь) нóгти, (скользи́ть) скóльзкий, (моркóвный) моркóвка.

Упражнение 28, с. 14

28. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Золушка, убегая из дворца, потеряла хрустальный башмачок.
2. Белоснежка очень подружилась с семью гномами.

  • Вставьте пропущенные слова. Подчеркните в них буквы, которыми обозначены парные по глухости-звонкости согласные звуки.

Упражнение 29, с. 15

29. Подберите к каждому слову однокоренное проверочное слово. Запишите по образцу.

Дубки́ — дубы́, я́годка — я́годы.
Лóвкий — лóвок, бли́зкий — бли́зок.
Лóжка — лóжечка, булáвка — булáвочка.
Прóсьба — проси́ть, сторóжка — сторожи́ть.
Вéжлив — вéжливый, хорóш — хорóший.

  • Подчеркните в словах буквы, написание которых вы проверяли.

Упражнение 30, с. 15

30. Прочитайте загадку. Вставьте пропущенные буквы и слово. Нарисуйте отгадку.

Я круглый, я гладкий
И на вкус приятно сладкий.
Знает каждый карапуз,
Что зовут меня арбуз.        

    

Упражнение 31, с. 15

31. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. Сли́вки, голубцы́, пирожки́, водолáз.
2. Вдруг, блýзка, сапóжки, рубáшка.

Лишние слова —  водолаз, вдруг, так как орфограмма на конце слова, а в остальных — в корне слова.

  • Подчеркните лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.

Упражнение 32, с. 16

32. Прочитайте. Выберите нужную букву и вставьте её в слова.

Б? П?
Дуб, шуруп, ошибка, кнопка, гибкий.
Г? К?
Айсберг, цирк, лёгкий, юг, мягкий.
В? Ф?
Остров, жираф, кофта, ловкий, клюв.
Д? Т?
Йод, взгляд, клетка, загадка, крот.
Ж? Ш?
Чиж, варежка, ёрш, лягушка, книжка.
З? С?
Груз, соус, салазки, маска, сказка.

Упражнение 33, с. 16

33. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

1. У каждого дерева свой плод. По реке плывёт плот.
2. В руках у мальчика прут. В деревне глубокий пруд.
3. Красив летом цветущий луг. На грядке вырос зелёный лук.
4. На клумбе рос куст алых роз.

  • Чем интересны слова с пропущенными буквами? В последнем предложении подчеркните главные члены.

В каждой паре слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному.

Упражнение 34, с. 17

34. Прочитайте. Выполните задания, данные в таблице.

Произношу!Проверяю!Записываю!
ястре[п]
д[и]ревья
заво[т]
м[а]ряк
сапо[к]
д[а]лёкий
ре[т]кий
ястребá
дéрево
завóды
мóре
сапоги́
даль
рéдок
ястреб
деревья
завод
моряк
сапог
далёкий
редкий
  • Объясните, как вы подбирали проверочные слова для слов с безударным гласным звуком и для слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слов.

Мы подбирали такие проверочные слова для слов с безударным гласным звуком, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным. Для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова мы подобрали однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком.

Упражнение 35, с. 17

35. Прочитайте загадки. Вставьте пропущенные буквы в отгадках.

1.  Сам худ, голова с пуд, как ударит — крепко станет. (М о л о т о к)
2. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (И н е й)

  • Подчеркните в словах орфограммы.

Упражнение 36, с. 18

36. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Январь

Я люблю тебя, Январь!
Для меня ты месяц лучший —
Молодой, большой, скрипучий,
Золотистый, как янтáрь!
Солнце, снег, огонь, мороз —
Пламя белое берёз!

С. Козлов

  • Согласны ли вы с мнением автора?  Что означает слово янтарь?

Янтарь — окаменевшая смола, жёлто-бурого или золотистого цвета.

  • Какие из выделенных орфограмм вы не можете объяснить? Почему? Подчеркните эти орфограммы.

Подчёркнутые орфограммы мы не можем объяснить, потому что это безударные гласные звуки в корне, которые проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю.

Упражнение 37, с. 18

37. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Лёгкий мороз, большой сугроб, серебристый иней, Снегурочка, снегопад, Дед Мороз, пушистые снежинки, мягкий снег, коньки, гладкий лёд, снеговик.

  • Какая тема связывает эти слова и сочетания слов?

Тема зимы связывает эти слова и сочетания слов.

  • Составьте устно текст на эту тему.

На улице стоял лёгкий мороз. Вчерашний снегопад укутал город мягким снегом, крыши домов искрились от серебристого инея. Вьюга намела большие сугробы.
Дети не могли усидеть дома. Надев новые коньки, с самого утра рисовали узоры на гладком льду. Малыши играли в снежки и лепили снеговика.
Пушистые снежинки весело кружились, как дети в новогоднем хороводе с Дедом Морозом и Снегурочкой.

Ответы по русскому языку. 2 класс. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.

Ответы к домашнему заданию. 2 класс. Все предметы

Звонкие и глухие согласные звуки

4.7 (94%) от 10 голосующих

razviwaika.ru

Тестовые задания с ответами для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс Вариант 1

3.Имя существительное — часть речи, обозначающая…

1.действие

2.признаки

3.предмет+

4-Обозначьте слово, в котором есть буква, обозначающая два звука:

+: Ульяна

-: скамейка

-: полёт

-: мяукать

5. -Укажите слово, в котором три глухих согласных звука:

+: проводка

-: привет

-: сказка

-: шпион

6-Укажите слово, в котором есть непарные по глухости/звонкости согласные звуки:

+: туман

-: сетка

-: давка

-: сгиб

7- Укажите слово, в котором два звонких согласных звука:

-: рюкзак

+: косьба

-: свадьба

-: отряд

8- Укажите слово, в котором два мягких согласных звука:

+: чаща

-: ёлка

-: линейка

-: жюри

9- Укажите слово, в котором три мягких согласных звука:

-: жизнь

+: семья

-: чудо

-: брошюра

10- Укажите слово, в котором согласных звуков столько же, сколько гласных:

-: деревья

+: синее

-: вьётся

-: если

11- Укажите слово, в котором количество звуков указано правильно:

-: юноша — 5 зв.

+: бьются — 5 зв.

-: грустно — 7 зв.

-: бульон — 5 зв.

12- Укажите слово, для которого количество звуков указано правильно:

+: греться — 5 зв.

-: крёстный — 8 зв.

-: колледж — 7 зв.

-: юноша – 5 зв.

13- Отметьте, в каком слове звуков больше, чем букв:

-: семья

+: проезд

-: повесть

-: пьеса

14- Определите, в каком слове все согласные звуки твёрдые:

-: живёт

+: жила

-: щука

-: час

15- Определите, в каком слове есть согласный звук (д):

-: редкость

-: блюдце

+: отбросить

-: холод

16-Определите, в каком слове есть гласный звук (а):

-: часы

-: плясун

+: отряд

-: щавель

17- Определите, в каком слове звуков больше, чем букв:

-: тюль

-: подъезд

+: яма

-: уголь

18- Определите, в каком слове все согласные звуки твёрдые:

+: автосалон

-: стоять

-: боец

-: хищник

19- Определите, в каком слове есть согласный звук [б]:

-: зуб

+: бочка

-: дуб

-: гриб

20- Определите, в каком слове есть гласный звук [о]:

-: родные

-: редкость

+: шёлковый

-: отказ

21-Определите, в каком слове звуков больше, чем букв:

-: карьера

+: если

-: любой

-: чем

22- Определите, в каком слове все согласные звуки твёрдые:

+: цифры

-: щётка

-: луч

-: съел

23-Определите, в каком слове есть согласный звук [т]:

-: отгадать

-: умывается

+: предсказать

-: поджечь

24-Определите, в каком слове есть гласный звук [о]:

+: дешёвый

-: метко

-: поляна

-: ласковый

25-Отметьте слово, в котором произносится только [шн]:

+: нарочно

-: справочный

-: прожиточный

-: шапочное знакомство

26-Отметьте слово, в котором произносится только [чн]:

+: прожиточный

-: конечно

-: яичница

-: Ильинична

27- Отметьте слово, в котором произносится только [чн]:

+: конечная

-: пустячный

-: скворечник

-: прачечная

28-Отметьте слово, в котором произносится только [чн]:

+: пшеничный

-: скучный

-: сердечный

-: порядочный

29- Отметьте слово, в котором произносится [шн] и [чн]:

+: булочная

-: копеечный

-: подсолнечный

-: нарочно

30- Отметьте слово, в котором произносится [шн] и [чн]:

+: сердечный

-: подсвечник

-: Саввична

-: маскировочный

testdoc.ru

Тест по русскому языку часть 1 (с ответами)

Русский язык.
1. Фонетика – раздел языкознания, который изучает:
А) Способы образования слов.
В) Ударение.
С) Части речи.
D) Звуковой состав языка.
Е) Словарный состав языка.
Правильный ответ: D.

2. Укажите ряд глухих согласных.
счсчА) Ч, Р, Ш, Ж
В) Ш, Г, И, С
С) Й, П, Ф, Х
D)С, К, П,М
Е) Х,Ч,Ш,П.
Правильный ответ: Е.

3. Найдите ряд слов с твёрдыми согласными звуками.
А) Порт, книга, сарай.
В) Ворона, урок, цирк.
С) Лазер, кошка, белуга.
D) Спорт, пароль, щёголь.
Е) Сорт, фасоль, ученик.
Правильный ответ: В.

4. Укажите слово с равным количеством букв и звуков.
А) Безмолвствовать
В) Старинный
С) Лингвистическая
D) Помогать
Е) Тренажёр.
Правильный ответ: Е.

5. Продлите ряд глухих согласных, не имеющих пару по звонкости.
А) Х, Ц, Ч,Щ.
В) П, С,Ж,К.
С) Ж, К, Р, М.
D) Ш, Д, В, Г.
Е) В, Ш, Л,Й.
Правильный ответ: А.
6. Определите количество согласных звуков в слове ДЕРЕВНЯ.
А) 4
В) 5.
С) 2.
D) 1.
Е) 3.
Правильный ответ: А.
7. Выделите ряд слов, в которых две буквы передают один звук.
А) Лестница, мачта.
В) Дышится, заря.
С) Детский, дрожжи.
D) Расскажешь, камыш.
Е) Солнце, весна.
Правильный ответ: С.

8. Определите слово, в котором одна буква обозначает два звука.
А) Гайка.
В) Сиять.
С) Обороноспособность.
D) Карандаш.
Е) Боль.
Правильный ответ: В.
9. Найдите ряд слов, в которых все согласные звуки твёрдые.
А) Брошь, пляска, обоз.
В) Целого, широк, сушка.
С) Тряпка, ножка, чётко.
D) Правый, сарай, дужка.
Е) Лодка, карман, рысь.
Правильный ответ: В.
10. Укажите ряд с правильно названными буквами.
А) «гэ», «хэ» , «тэ».
В) «эл», «эр», «че».
С) «эль», «ха», «ка».
D) «ха», «эл», «эм».
Е) «ча», «ща», «бэ».
Правильный ответ: С.
11. Укажите ряд с правильно названными буквами.
А) «вэ», «ша», «пэ».
В) «эф», «эс», «кэ».
С) «шэ», «ча», «ща».
D) «шэ», «ка», «эн».
Е) «ха», «ша», «мэ».
Правильный ответ: А.
12. Укажите слово с равным количеством звуков и букв.
А) отвертишь.
В) расписаться.
С) яблоко.
D) объедут.
Е) пессимистический.
Правильный ответ: D.
13. Укажите слово с твёрдым глухим шипящим.
А) Подж…г.
В) Ч…рный.
С) Ж…лтый.
D) Щ…тина.
Е) Ш…лк.
Правильный ответ: Е.
14. Найдите твёрдый согласный звук, который не имеет парного мягкого :
А) (в).
В) (с).
С) (п).
D) (ж).
Е) (к).
Правильный ответ: D.

15. Найдите твёрдый звук, который не имеет парного мягкого.
А) (ш)
В) (г)
С) (т)
D) (д)
Е) (з).
Правильный ответ: А.
16. Найдите твёрдый звук, который не имеет парного мягкого.
А) (ц)
В) (х)
С) (б)
D) (л)
Е) (щ).
Правильный ответ: А.
17. Найдите звонкий согласный звук, не имеющий парного глухого.
А) (д)
В) (ж)
С) (л)
D) (з)
Е) (в).
Правильный ответ: С.
18. Найдите звонкий согласный, не имеющий парного глухого:
А) (щ)
В) (р)
С) (б)
D) (г)
Е) (ч)
Правильный ответ: В.
19. Найдите звонкий согласный, не имеющий парного глухого.
А) (г)
В) (ф)
С) (м)
D) (ч)
Е) (б)
Правильный ответ: С.
20. Найдите звонкий согласный, не имеющий парного глухого:
А) (ж)
В) (с)
С) (д)
D) (й)
Е) (ф).
Правильный ответ: D.
21. Найдите ряд звонких согласных звуков:
А) (к, ф, м, н)
В) ( б, ж, д, г)
С) (в, т, з, ф)
D) (п, р, с, ш)
Е) (х, с, л, щ)
Правильный ответ: В.

22.Найдите ряд слов со звонкими согласными:
А) посерединке, назавтра.
В) настежь, отрада.
С) замуж, неподалёку.
D) вслед, накануне.
Е) вдребезги, взамен.
Правильный ответ: Е.
23.Найдите ряд глухих согласных:
А) м, н, д, ш
B)г,ж,п , ф
C)с,к,х,п
D) б,к,р,т
E) з,в,л,щ
Правильный ответ: С.
24.Найдите ряд слов, в которых все согласные звуки глухие:
А) нараспашку, запанибрата.
В) назубок, исподтишка.
С) напополам, сверху.
D) шутка, кстати.
Е) чересчур, начеку.
Правильный ответ: D.
25. Укажите слово из шести звуков:
А) тополь
В) ёлка
С) ясень
D) берёза
Е) ветла
Правильный ответ: D.
26. Слово с твёрдым согласным, не имеющим парного мягкого звука:
А) Анахарсис.
В) Ассирийцы.
С) Аттила.
D) Гунны.
Е) Геродот.
Правильный ответ: В.
27. Слово с твёрдым согласным, не имеющим парного мягкого звука:
А) Юрта.
В) Кюльтегин.
С) Каганат.
D) Жестокий.
Е) Тюрки.
Правильный ответ: D.
28. Мягкое согласное, не имеющее парного твёрдого звука есть в слове:
А) Ватикан.
В) Коркыт.
С) Кобыз.
D) Семиречье.
Е) Огузы.
Правильный ответ:D.

29. Мягкое согласное, не имеющее парного твёрдого звука есть в слове:
А) Музыкант.
В) Патриарх.
С) Из уст в уста.
D) Защитник.
Е) Божество.
Правильный ответ: D.
30. Буква Е означает звук Э и мягкость предшествующего согласного в слове:
А) Съезд.
В) Тает.
С) Лисье.
D) Воет.
Е) Вето.
Правильный ответ: Е.
31. Буква Ю обозначает мягкость предыдущего согласного в слове:
А) Молюсь.
В) Поют.
С) Вьюн.
D) Польют.
Е) Вьюк.
Правильный ответ: А.
32. Буква Я обозначает гласный звук и мягкость предыдущего согласного в слове:
А) Няня.
В) Заяц.
С) Ничья.
D) Ботвинья.
Е) Дьяк.
Правильный ответ: А.
33. Укажите слова, в которых буква Ю обозначает два звука.
А) Юг, каюта.
В) Юбилей, мюзикл.
С) Юность, любовь.
D) Юрист, парашют.
Е) Юмор, плюшка.
Правильный ответ: А.
34. Укажите слова, в которых буква Ю выполняет одинаковую функцию.
А) Сюрприз, поющий.
В) Сюртук, юноша.
С) Пюпитр, юнкер.
D) Сюита, юмор.
Е) Союз, юнга.
Правильный ответ: Е.
35. Укажите слова, в которых буква Я обозначает два звука.
А) Покаяние, время.
В) Ягода, мята.
С) Явка, клякса.
D) Баян, ясный.
Е) Яблоко, поляна.
Правильный ответ: D.

36. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
А) Плащ.
В) Жук.
С) Тушь.
D) Душ.
Е) Коттедж.
Правильный ответ: А.
37. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
А) Сплошь.
В) Мощь.
С) Блажь.
D) Наотмашь.
Е) Муж.
Правильный ответ: В.
38. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
А) Пустошь.
В) Брошь.
С) Чушь.
D) Сплошь.
Е) Роскошь.
Правильный ответ: С.
39. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
А) Джаз.
В) Борщ.
С) Шарж.
D) Пассаж.
Е) Монтаж.
Правильный ответ: В.
40. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
А) Эпатаж.
В) Массаж.
С) Ёж.
D) Стаж.
Е) Этаж.
Правильный ответ: С.
41. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
А) Сушь.
В) Мышь.
С) Тишь.
D) Тушь.
Е) Монтаж.
Правильный ответ: С.
42. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
А) Цена.
В) Ширма.
С) Жила.
D) Вояж.
Е) Жена.
Правильный ответ: D.

43. Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
А) Кортеж.
В) Цитата.
С) Ценность.
D) Широта.
Е) Жираф.
Правильный ответ: С
44.Укажите слово, в котором есть мягкий согласный звук.
А) Ода.
В) Ягода.
С) Погода.
D) Порода.
Е) Жалоба.
Правильный ответ: В.
45. Назовите согласный звук, непарный по глухости – звонкости.
А) (п)
В) (т)
С) (х)
D) (с)
Е) (к)
Правильный ответ: С.
46. Назовите согласный звук, непарный по глухости – звонкости.
А) (ч)
В) (д).
С) (б).
D) (ф)
Е) (к).
Правильный ответ: А.
47. Назовите согласный звук, непарный по глухости – звонкости.
А) (ф)
В) (п).
С) (с).
D)(ш).
Е) (м).
Правильный ответ: Е.
48. Назовите согласный звук, непарный по глухости – звонкости.
А) (б).
В) (ф).
С) (г).
D)(р)
Е) (в).
Правильный ответ: D.
49. Назовите согласный звук, непарный по глухости – звонкости.
А) (ж).
В) (с).
С) (г).
D) (л).
Е) (б).
Правильный ответ: D.

50. Назовите согласный звук, непарный по глухости – звонкости.
А) (н).
В) (б).
С) (т).
D) (з).
Е) (ш).
Правильный ответ: А.
51. Назовите согласный звук, непарный по глухости – звонкости.
А) (в).
В) (ц).
С) (ж).
D) (г).
Е) (з).
Правильный ответ: В.
52. Назовите согласный звук, непарный по мягкости – твёрдости.
А) (х)
В) (н)
С) (ч)
D) (з)
Е) (б)
Правильный ответ: С.
53. Назовите согласный звук, непарный по мягкости – твёрдости.
А) (в)
В) (ц)
С) (т)
D) (п)
Е) (к)
Правильный ответ: В.
54. Назовите согласный звук, непарный по мягкости – твёрдости.
А) (х)
В) (й)
С) (р)
D) (ф)
Е) (л)
Правильный ответ: В.
55. Назовите согласный звук, непарный по мягкости – твёрдости.
А) (м)
В) (к)
С) (ш)
D) (х)
Е) (д)
Правильный ответ: С.
56. Укажите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
А) Шоссе.
В) Ветер.
С) Вечер.
D) Отлив.
Е) Юг.
Правильный ответ: А.

57. Укажите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
А) Кашне.
В) Баян.
С) Адрес.
D) Щука.
Е) Дочка.
Правильный ответ: А.
58. Укажите слово, в котором все согласные звуки твёрдые.
А) Отец.
В) Ёлка.
С) Живот.
D) Чердак.
Е) Грусть.
Правильный ответ: С.
59. Укажите слово, в котором есть звук (о).
А) Вершина.
В) Дерево.
С) Лес.
D) Тёплый.
Е) Поляна.
Правильный ответ: D.
60. Укажите слово, в котором есть звук (о).
А) Кровля.
В) Отлив.
С) Слепок.
D) Ночлег.
Е) Постичь.
Правильный ответ: А.
61. Укажите слово, в котором есть звук (о).
А) Волна.
В) Океан.
С) Перо.
D) Просвет.
Е) Комета.
Правильный ответ: С.
62. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, называется:
А) Фонетика.
В) Орфография.
С) Морфология.
D) Орфоэпия.
Е) Графика.
Правильный ответ: А.
63. Буквы, не обозначающие звуки:
А) Ж – Ш
В) Б – П
С) А – Я
D) Д – Т
Е) Ъ – Ь.
Правильный ответ: Е.

64. Определите гласный звук:
А) (с)
В) (д)
С) (к)
D) (у)
Е) (й)
Правильный ответ: D.
65. Определите гласный звук:
А) (ж)
В) (ы)
С) (в)
D) (л)
Е) (й)
Правильный ответ: В.
66. Определите гласный звук:
А) (р)
В) (н)
С) (и)
D) (й)
Е) (п)
Правильный ответ: С.
67. Укажите согласный звук:
А) (а)
В) (о)
С) (ы)
D) (э)
Е) (й)
Правильный ответ: Е.
68. Слово, в котором больше букв, чем звуков:
А) Ровесники.
В) Устный.
С) Ветер.
D) Гроза.
Е) Вкусный.
Правильный ответ: В.
69. Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков.
А)Гроза.
В) Ветер.
С) Посвятить.
D) Водный.
Е) Чудесный.
Правильный ответ: С.
70. Укажите слово, в котором букв больше, чем звуков.
А) Чудесный.
В) Гроза.
С) Ветер.
D) Гигантский.
Е) Ровесники.
Правильный ответ: D.

71. Укажите слово, в котором больше букв, чем звуков.
А) Чудесный.
В) Гроза.
С) Ровесники.
D) Коньки.
Е) Ветер.
Правильный ответ: D.
72. Слово, в котором одинаковое количество звуков и букв.
А) Тень.
В) Есть.
С) Даль.
D) Лень.
Е) Моль.
Правильный ответ: В.
73. Слово, в котором звуков больше, чем букв.
А) Мята.
В) Дом.
С) Солома.
D) Окно.
Е) Яд.
Правильный ответ: Е.
74. Слово, в котором буква не обозначает звук.
А) Тёплый.
В) Письмо.
С) Экзамен.
D) Южный.
Е) Ходили.
Правильный ответ: В.
75. Укажите слова, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука.
А) Яма, день, семья, баян, юла.
В) Ёж, юла, баян, жюри, яма.
С) Яма, ёж, день, юла, семья.
D) Юла, ель, яма, ёж, баян.
Е) Ёж, яма, жюри, семья, баян.
Правильный ответ: D.
76. Количество букв и звуков в слове СЪЁМКА.
А) 6 букв, 6 звуков.
В) 5 букв, 5 звуков.
С) 6 букв, 5 звуков.
D) 5 букв, 6 звуков.
Е) 6 букв, 7 звуков.
Правильный ответ: А.
77. Слова, в каждом из которых буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука:
А) Боец, съёмка, парашют, полёт.
В) Юг, съёмка, парашют, яд, полёт.
С) Юг, боец, съёмка, парашют, яд.
D) Съёмка, полёт, юг, яд, боец.
Е) Съёмка, юг, яд, боец.
Правильный ответ: Е.

78. Звонкий согласный звук:
А) (ф)
В) (с)
С) (т)
D) (п)
Е) (р)
Правильный ответ: Е.
79. Звонкий согласный звук:
А) (т)
В) (д)
С) (с)
D) (к)
Е) (ш)
Правильный ответ: В.
80. Звонкий согласный звук:
А) (ш)
В) (с)
С) (т)
D) (б)
Е) (ф)
Правильный ответ: D.
81. Звонкий согласный звук:
А) (ш)
В) (с)
С) (щ)
D) (л)
Е) (х)
Правильный ответ: D.
82. Глухой согласный звук:
А) (д)
В) (р)
С) (ц)
D) (н)
Е) (м)
Правильный ответ: С.
83. Глухой согласный звук:
А) (р)
В) (х)
С) (з)
D) (д)
Е) (г)
Правильный ответ: В.
84. Глухой согласный звук:
А) (ж)
В) (з)
С) (ф)
D) (д)
Е) (м)
Правильный ответ: С.

85. Глухой согласный звук:
А) (д)
В) (з)
С) (г)
D) (ш)
Е) (м)
Правильный ответ: D.
86. Глухой согласный звук:
А) (л)
В) (щ)
С) (н)
D) (р)
Е) (з)
Правильный ответ: В.
87. Ряд глухих согласных:
А) (м), (в), (ш), (р),(п)
В) (л), (м), (в), (д),(ж)
С) (л), (ж), (к), (ч),(м)
D) (л), (м), (п), (х), (н)
Е) (в), (д), (ф),(т), (щ)
Правильный ответ: В
88. Ряд глухих согласных:
А) (г), (н), (п),(ф), (й)
В) (щ), (п), (м), (т), (ж)
С) (п), (ф), (х), (р), (д)
D) (х), (ц), (ч), (й), (в)
Е) (п), (ф), (х), (ц), (ч)
Правильный ответ: Е.
89. Звонкие, не имеющие парных глухих:
А) (з), (д)
В) (б), (в)
С) (й), (л)
D) (ж), (в)
Е) (г), (д)
Правильный ответ: С.
90. Звонкие, не имеющие парных глухих:
А) (б), (в)
В) (з), (д)
С) (г), (д)
D) (ж), (в)
Е) (м), (н)
Правильный ответ: Е.
91. Звонкие, не имеющие парных глухих:
А) (ж), (в)
В) (г), (д)
С) (з), (д)
D) (б), (в)
Е) (й), (р)
Правильный ответ: Е.

92. Глухие, не имеющие парных звонких:
А) (ш), (с)
В) (к), (т)
С) (х), (щ)
D) (ф), (п)
Е) (п), (ф)
Правильный ответ: С
93. Слова, в которых происходит озвончение:
А) Стружка, смазка.
В) Низкий, сладкий.
С) Берёзка, грибков.
D) Резкий, дуб.
Е) Сжечь, сжать.
Правильный ответ: Е.
94. Укажите фамилию русского советского лингвиста, который работал в области диалектологии, орфографии, орфоэпии, редактировал «Толковый словарь русского языка», является автором «Орфографического словаря» для школьников.
А) Лев Владимирович Щерба.
В) Дмитрий Николаевич Ушаков.
С) Александр Матвеевич Пешковский.
D) Алексей Александрович Шахматов.
Е) Виктор Владимирович Виноградов.
Правильный ответ: В.
95. В фонетике изучается единица языка:
А) Часть речи
В) Словосочетание.
С) Часть слова.
D) Слово.
Е) Звук.
Правильный ответ: Е.
96. В русском алфавите:
А) 35 букв
В) 33 буквы
С) 30 букв
D) 42 буквы
Е) 34 буквы.
Правильный ответ: В.
97. Шипящие согласные:
А) ч, щ, ж, ш.
В) т, р, ж, ф.
С) с, ш, х, ц.
D) з, в, ж, г.
Е) м, ч, л, д.
Правильный ответ: А.
98. Определите гласный звук:
А) (в)
В) (й)
С) (у)
D) (ж)
Е) (л).
Правильный ответ: С

99. Согласный звук:
А) (и)
В) (о)
С) (й)
D) (а)
Е) (ы)
Правильный ответ: С.
100. Слово, в котором больше букв, чем звуков:
А) Тень.
В) Дом.
С) Голод.
D) Снег.
Е) Лесник.
Правильный ответ: А.

www.sesiya.ru

Урок 13: Звонкие и глухие согласные

Урок 13: Звонкие и глухие согласные

В русском языке различаем звонкие (с участием тона — звука) и глухие (только с шумом) согласные.

Звонкие: б, в, д, з, ж, гтолько звонкие (сонорные): л, м, н, р, й
Глухие: п, ф, т, с, ш, ктолько глухие: ч, щ, ц, х

Влияние последующего согласного на качество предыдущего называется регрессивной ассимиляцией, это, например, оглушение или озвончение согласных в русском языке.

Звонкие согласные, кроме сонорных, в конце слов произносятся как соответствующие глухие:

зуб [зуп], друг [друк], год [гот], нож [нош], раз [рас], плов [плоф]

Звонкие согласные в середине слова перед глухими оглушаются (произносятся как глухие):

ложка [лошк^], ошибка [^шыпк^], всегда [фс’игда], сказка [скаск^], тетрадка [т’итратк^]

Глухие согласные в середине слова перед звонкими озвончаются (произносятся как звонкие):

вокзал [в^гзал], сделать [зд’элът’], отдых [од:ых]

Перед согласным «в», а также перед сонорными «л», «м», «н», «р» и перед гласными согласные не меняют своего качества:

твой [твоṷ], слово [словъ], друг [друк], злой [злоṷ], знать [знат’]

Предлог «в», стоящий перед словом, начинающимся с глухого согласного, оглушается и произносится как [ф]:

в тетради [ф т’итрад’и], в комнате [ф комнът’ь], в саду [ф с^ду ], в шкафу [ф шк^фу], в парке [ф парк’ь]

Предлог «с», стоящий перед словом, начинающимся со звонкого согласного (кроме «в»), озвончается и произносится как «з»:

с другом [з другъм], с братом [з братъм], с животом [з жыв^том], с женой [з жыноṷ], с заводом [з^водъм ], с городом [з горъдъм]

Упражнение 13.1

Укажите, какие из этих букв обозначают звонкие, а какие глухие звуки. Назовите к ним соответствующие парные звуки.

/в/, /ж/, /ч/, /т/, /м/, /р/, /с/, /б/, /к/, /х/, /ц/

Упражнение 13.2

Слушайте и пишите слоги

да — таго — ко
по — божа — ша
ву — фусу — зу

Упражнение 13.3

Перепишите в транскрипции

Сегóдня я пойдý с дрýгом в парк.

Дай мне чистый нож, лóжку и крýжку!

Я сдéлал в диктáнте однý ошибку.

На обéд у меня был вкýсный пирóг.

Наш пóезд прибыл на вокзáл с опоздáнием.

Под окнóм растёт большóй дуб.

В теáтре мы смотрéли нóвую скáзку.

Я всегдá гуляю с брáтом в садý.

Мы сдéлали отбóр экспонáтов на выставку.

В цирк я пойдý с женóй и сыном.

Ключ

Упражнение 13.4

Перепишите в ортографии

[мы к^тáл’ис’ з брáтъм н^ лóтк’ь]

[у т’иб’á ^днá ^шыпк^ ф т’итрáтк’ь]

[муш ж:ынóṷ п^jэхъл’и ф т’иáтр]

[пóсл’ь ^б’эд^ jа вымъṷу нош ы лóшку]

[наш пóṷьст фс’игдá пр’ихóд’ит нъ в^гзáл тóч’нъ]

Ключ

Урок был подготовлен с использованием следующей литературы:

Теоретическая часть

[1]Оливериус, З. Фонетика русского языка. Praha : SPN, 1978. 164 c.

[2]Брызгунова, Е. А. Звуки и интонации русской речи. Москва : Русский язык, 1977. 279 с.

Практическая часть

[1]Бархударова, Е. Л. – Панков, Ф. И. По-русски с хорошим произношением. Практический курс звучащей речи. Москва : Русский язык, 2008. 192 с. ISBN 978- 5-88337-160-7.

[2]Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация. Москва : Наука, 2008. 368 с. ISBN 978- 5-02-002762-6.

[3]Лизалова, Л. И. Упражнения по фонетике современного русского языка. Брно : МУ, 1991. 78 с.

is.muni.cz

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *