Звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные
Звонкие и глухие
При произнесении звонких согласных поток воздуха создает колебания голосовых связок. Если голосовые связки не задействованы, то звук считается глухим.
Но в русском языке звонкая буква не всегда обозначает звонкий звук (и наоборот: глухой согласный не всегда обозначает глухой звук). Это зависит от положения буквы в слове.
Звонкий согласный часто оглушается в конце слова. Например в слове «дуршлаг» мы на конце читаем «к», потому что звук в слабой позиции. Также может оглушаться перед глухим согласным. Например, слове «походка» мы произносим как «пахотка».
Чтобы определить, какую букву будет правильно написать, букву нужно поставить в однокоренном слове в сильную позицию (то есть перед гласной или согласными М, Л, Н, Р).
Например: «лодка» — «лодочка», «гриб» — «грибной».
Таблица
Парные | Звонкие | Глухие |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | К | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
З | С | |
Непарные
| Л, М, Н, Р, Й (сонорные) | Х, Ц, Ч, Щ |
Также парными по глухости/звонкости являются пары мягких согласных, от указанных в таблице. Например: «б’ — п’», «в’ — ф’».
Твердые и мягкие
В словах одна и та же буква может обозначать и твердые и мягкие звуки. Это связано с влиянием последующих согласных на мягкость/твердость. Перед А, О, У, Ы, Э звучат твердые согласные, перед И, Е, Ё, Ю, Я — мягкие.
Таблица
Парные Перед А, О, У, Ы, Э – твердые. Перед И, Е, Ё, Ю, Я – мягкие.
| Твердые | Мягкие | ||
бал | б | б‘ | белый | |
ваза | в | в‘ | вязать | |
гора | г | г‘ | гимн | |
дым | д | д‘ | дядя | |
зола | з | з‘ | зима | |
куры | к | к‘ | ||
лак | л | л‘ | лес | |
море | м | м‘ | мир | |
наш | н | н‘ | няня | |
порт | п | п‘ | песня | |
роза | р | р‘ | резьба | |
сам | с | с‘ | синий | |
туча | т | т‘ | тюлень | |
фары | ф | ф‘ | фильм | |
холка | х | Хельсинки | ||
Непарные
| ж, ш, ц | ч, щ, й |
gramatik.ru
Твердые и мягкие согласные звуки — Kid-mama
Согласные звуки в русском языке бывают твердые и мягкие.
Большинство звуков по твердости-мягкости образуют пары, то есть могут быть и твердыми, и мягкими.
Парные звуки —
Некоторые согласные звуки могут быть только твердыми или только мягкими. Это так называемые непарные по твёрдости — мягкости звуки.
Непарные твердые звуки — Ш,Ж,Ц
Непарные мягкие звуки — Щ,Ч,Й
Твёрдость или мягкость у парных согласных звуков зависит от гласных, которые стоят в слове после них.
Если это гласные А,О,У,Ы,Э , то согласный звук —твёрдый.
Если гласные Я,Ё,Ю,И,Е — то согласный звук мягкий.
Мягкость у парных согласных может быть обусловлена ещё одной причиной — мягким знаком после них. Этот случай мы рассмотрим в другом уроке.
Данная онлайн игра, напоминающая скорее интерактивный урок по русскому языку, содержит 4 слайда с вышеописанными правилами и три слайда «Проверь себя», устроенных по типу онлайн — раскраски, предназначенных для закрепления материала.
Для раскрашивания просто нажимайте на буквы один или несколько раз.
Старая версия (flash)
Слайды с правилами в виде изображений можно скачать, распечатать и повесить над рабочим столом. Для этого нажмите на изображение, и когда оно откроется, кликните по нему правой кнопкой и выберите «сохранить как» :
Всегда мягкие звукиkid-mama.ru
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме
Предмет: Русский язык
Система обучения: коррекционная на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией В. В. Воронковой.
Цель: учить распознавать твердые и мягкие согласные звуки и обозначать мягкость и твердость согласных звуков гласными буквами.
Задачи:
- учить слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- познакомить с обозначением на письме мягкости согласных звуков с помощью букв е,ё,ю,я,и;
- расширять и активизировать словарный запас;
- уточнять ориентировки в пространстве;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать умения работать самостоятельно, умения применять знания на практике;
- развивать внимание, восприятие, память, мышление.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.1 урок в блоке из 14уроков.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: шарики СуДжок, изографы, карточки со словарными словами “лисица”, “заяц”, “медведь”; мнемотаблица для “снежной кучи”, снежинки; карточки с половиной слов; карточки для наблюдения за произношением согласных; карточки со слогами; карточки для игры “Разложи пирожки”; карточки с заданиями; ноутбук; видео; видеофизминутка; карточки с правилом и темой урока.
Ход урока
I. Организационный момент. Актуализация знаний.
— Физминутка “Морская”.
Для повторения изученного применяется
— Жи-ши пиши (с буквой и)
— Ча-ща пиши (с буквой а)
— Чу-щу пиши (с буквой у)
— Что такое алфавит? (все буквы, расположенные по порядку)
— Букв в русском алфавите? (33)
— Гласных букв? Согласных?
— Наша речь состоит (из предложений)
— Предложения (из слов)
— Звуки мы (говорим, слышим)
— Буквы мы (пишем, читаем, видим)
— Какой сегодня день недели?
II. Чистописание.
—Пальчиковая гимнастика шариками СуДжок.
-Игра “Ладушки”. В парах
На доске написаны 2 ряда букв.
-Что это за буквы? (гласные)
-Правильно это сестрички гласные: старшие и младшие, строгие и ласковые.
Запись числа и письмо гласных с доски.
А ы у э о
Я и ю е ё
III.Словарная работа.
Коррекция зрительного восприятия.
-Ребята, сегодня мы отправимся в Лесную школу, где учатся зверята и будем помогать им. Но сначала узнаем лесных жителей.
Изографы (лисица, заяц, медведь) – это словарные слова. С каким словарным словом мы познакомились недавно? (заяц)
Карточка: вставьте букву. Запишите слово заяц, подчеркните безударную гласную.
– Прочитайте слова, буквоед съел половину слова: волк, мышка, зима.
-Какое слово лишнее? Почему? Зима — самое холодное время года.
-Хорошо. Поиграем в игру “Снежный ком”.
— К слову “зима” подбираем слова – признаки. Передаем “ком” друг другу и повторяем все слова, которые сказали. (Зима (какая?) холодная, суровая, ранняя, снежная, морозная, теплая, красивая…)
Поиграем в еще одну игру “Снежная куча”. Волшебная, сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.(игра из статьи- Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи)
- Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
- Есть слово длинное – снегопад.
- Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
- Есть слово — человек, сказочный персонаж – снегурочка.
- Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.
- Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
- Есть слово – цветок – подснежник.
- Есть слово — птица — снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Осталось несколько снежинок, возьмите, они нам еще пригодятся.
IV. Основная часть.
А. Знакомство с темой урока.
Вопрос: что может быть мягким ?- подушка, хлеб, шапка, матрас, а твердым ? – камень, лед, дерево. Верно. Но, оказывается, мягкими или твердыми могут быть звуки речи – согласные
-Спешим на урок в Лесную школу. (Приложение2. видео: Шишкина школа. Русский язык. урок 53. – фрагмент – 2 мин).
Сегодня мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Итак, тема урока: Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения
Б.Наблюдение над произношением твердых и мягких согласных.
— Посмотрим, как рычит маленький медвежонок? Ри-ри-ри
А его мама совсем по-другому? Ры-ры-ры
В рычании медвежонка слышится мягкий звук р, а в рычании его мамы твердый звук р.
Перед нами медвежонок, и он очень мил, а на втором рисунке кто-то мыл руки. В слове мил – мы слышим? Мягкий звук, а в слове мыл? Твердый звук.
В. Первичная проверка усвоения знаний.
А сейчас игра “Разложи пирожки”. Работа на доске.
— Перед нами две корзины, в одну надо сложить пирожки вчерашние, твердые, а в другую – мягкие.
Ваша задача – правильно их разложить, но помните, в твердых пирожках начинка начинается с твердого согласного звука, а в мягких – с мягкого.
— Итак, пирожок с мясом (слово мясо начинается с мягкого звука, значит этот пирожок мягкий, кладем его в правую корзину и т.д. Запишем слово- мясо. Подчеркнем двумя чертами. Приложение 1
Мясо Рыба
Рис
Сыр Вишня
Г. Видеофизминутка. https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs
-Что мишка говорил неправильно? Рясь, а нужно –раз
Д. Дифференциация гласных. Чтение слогов.
-Согласная буква одна, а может обозначать и твердый звук и мягкий.
-Чтение слогов.
-Почему твердый согласный вдруг становится мягким, что его смягчает? (гласный, который идет за ним).
Перед и ри согласный смягчается, а перед ы – остается твердым ры.
Все дело в гласных, перед старшими строгими сестричками Чтение правила согласные твердые.
А перед младшими Чтение правила согласный остается мягким.
Е.Закрепление. Самостоятельная работа. (индивидуальная карточка у каждого)
Карточка. Подчеркни твердые согласные одной чертой, а мягкие — двумя.
Карточка “Буквы потерялись”
Вставь букву.
Карточка “Найди ошибки
Гласные буквы решили пошалить и поменялись местами. Верните гласные на место.
Ката грела утуг.
Лампа горыт ярко.
Луба и Рая лепат птичку.
Зеленый люк очень полезен.
Игра “Превращение” . Вы волшебники: нужно слоги с твердым согласным заменить слогами с мягким согласным и наоборот.
Ва-
Му-
Ры-
Ме-
Лё-
V. Итог урока. Рефлексия.
-Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.
-Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я,е,ё,ю,и).
-А какие твердость? (а,о,у,ы,э)
-Поднимите руку те, кто может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”.
У вас у каждого лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке.
Поднимите большую снежинку – отлично работал, справился со всеми заданиями.
Маленькую – работал хорошо, но мог бы и лучше.
urok.1sept.ru
Твердые и мягкие согласные звуки — запись пользователя развитие детей (pr567895) в сообществе Развитие и обучение детей от трех до шести лет в категории Готовимся к школе
артикуляция звука рИспользуйте карточки , чтобы научить ребенка определять когда согласные бывают мягкими , когда твердыми.
Синим цветом -твердые
Зеленым цветом - мягкиеТвердые и мягкие согласные звуки Б - В
Твердые и мягкие согласные звуки Г - Д
Твердый Ж и твердый и мягкий согласный звук З
Твердые и мягкие согласные звуки К - Л
Твердые и мягкие согласные звуки М - Н
Твердые и мягкие согласные звуки П - Р
Твердые и мягкие согласные звуки С - Т
Твердые и мягкие согласные звуки Ф - Х
Твердые и мягкие согласные звуки Ц - Ч
Твердые и мягкие согласные звуки Ш - Щ
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове "мир" слышится мягкий согласный зыук [м'], а в слове "мак" - твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ', например: [м'].Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й'], [ч'] , [щ'].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б'], [в'], [д'], [з'] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] - [б']
[в] - [в']
[г] - [г']
[д] - [д']
[з] - [з']
[п] - [п']
[ф] - [ф']
[к] - [к']
[т] - [т']
[с] - [с']
[м] - [м']
[н] - [н']
[р] - [р']
[л] - [л']
[х] - [х']
Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей.
Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.
www.babyblog.ru
слоги — Твердые и мягкие согласные звуки
Здесь вы можете скачать карточки-слоги «Твердые и мягкие согласные звуки». Благодаря этим карточкам, ваш ребенок узнает в каких случаях согласные буквы могут быть мягкими, а когда твёрдыми.
Как пользоваться карточками «Твердые и мягкие согласные звуки»:
Когда распечатаете карточки «Твердые и мягкие согласные звуки», приведите малышу несколько примеров. Например, в слове «микроб» слышится мягкий согласный звук [м’], а в слове «матрас» — согласный звук [м] твердый. Помогите ребенку запомнить, что [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие звуки, а [ж], [ш], [ц] – всегда только твёрдые.
Следует также запомнить, что все остальные звуки считаются мягкими, если в след за ними идут гласные буквы -е, -ё, -и, -ю, -я или –ь. Звуки считаются твёрдыми, если за ними идут гласные и согласные.
Согласные буквы образуют 15 пар противопоставленных по мягкости или твёрдости звуков.
Пары «Твердые и мягкие согласные звуки»:
[б] — [б’]
[в] — [в’]
[г] — [г’]
[д] — [д’]
[з] — [з’]
[п] — [п’]
[ф] — [ф’]
[к] — [к’]
[т] — [т’]
[с] — [с’]
[м] — [м’]
[н] — [н’]
[р] — [р’]
[л] — [л’]
[х] — [х’]
Предоставленные карточки со слогами выполнены по методике Зайцева и являются авторской работой детского портала chudo-udo.org
Синим цветом на карточках обозначены твёрдые согласные звуки, а мягкие согласные – зелёным.
На нашем сайте карточки с буквами и слогами «Твердые и мягкие согласные звуки» можно скачать бесплатно, распечатать и разрезать по кубикам.
Совет! Если хотите самостоятельно сделать кубики по методике Зайцева, можете дополнительно к карточкам со слогами скачать кубик в развёрнутом виде. Его можно обклеить карточками и материал для обучения чтению готов!
На нашем сайте вы также сможете скачать Карточки-слоги: Гласные и согласные звуки.
Перепубликация и коммерческое использование материалов запрещены законом об авторских правах.
Картинки находятся в свободном скачивании, без использования файлообменников. Не забывайте писать свои комментарии — для нас это очень важно!!!
Скачать «Карточки-слоги — Твердые и мягкие согласные звуки» по ссылке ниже
Во втором архиве мы выложили недостающие слоги с буквами П, Р
В третьем архиве — недостающие слоги с буквами Ц и Ч
chudo-udo.info
Мягкие и твердые согласные
В I классе большое место отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласных на письме. Как известно, в русском языке большинство твердых согласных звуков имеет соотносительные с ними мягкике согласные звуки, т. е. образуют по мягкости и твердости: о — о , в—в , г—г , д—д’, з—з’, к—к’, л—л’, м—м’, н—н’, п—/г’, р—р’, с—с’, т—т’ ф-ф х-х’.
Однако в нашем алфавите нет особых согласных букв, обозначающих твердые согласные звуки, и букв, обозначающих мягкие согласные звуки. В середине слова перед гласными мягкость и твердость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами.
Постепенно первоклассники узнают, какие гласные буквы указывают на твердость согласного звука, какие — на мягкость. И как обычно имеет место в школьной практике, результаты знаний учащихся о способах обозначения мягкости и твердости согласных гласными буквами обобщаются в виде следующей таблицы:
Гласные после твердых согласных: | Гласные после мягких согласных: |
а, о, у, в, ы | я, ё, ю, е, и |
Для формирования у учащихся умения правильно обозначать мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:
1. Различение учащимися мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное произнесение их вне слова. Например, в слове Нина в первом слоге звук н — мягкий, во втором слоге звук н — твердый. Учащиеся должны знать, что н т н’ — разные звуки.
Развитию у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки способствует неполный звуковой разбор слов. Учащиеся называют в слове согласные звуки и характеризуют их (мягкий звук или твердый).
2. Прочные знания о том, что мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой. Поэтому, чтобы при чтении узнать, какой согласный звук в слове — мягкий или твердый, нужно посмотреть, какая гласная буква стоит за согласной, т. е. сразу видеть слог. Также и при записи слова нужно учитывать слог, так как мягкость или твердость согласного звука обозначается гласной буквой, которая пишется за согласной.
3. Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Вначале целесообразно использовать диктант с объяснением (учащиеся объясняют, какой согласный звук в слоге — мягкий или твердый, какую гласную букву нужно написать в этом слоге). Необходимо сопоставление слов с мягкими и твердыми согласными звуками: воз — вез, выл — вил, рад — ряд и т. д.
Как показывает практика, целесообразно проводить упражнения одновременно над словами с буквами е, ё, я, ю, к. (а не в отдельности над словами с буквой я, затем с буквой ю и т. д.), поскольку все слова пишутся на основе одного и того же принципа. Важно, чтобы учащиеся осознали способ обозначения мягкости согласных последующими гласными буквами.
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков
На конце слова мягкость согласных звуков обычно обозначается ь. Усвоение данного вила учащимися основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом проводится путем сопоставления по смыслу и по звучанию слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: угол — уголь, мел — мель и т. п. Отсутствие ъ показывает, что согласный звук твердый; если согласный звук мягкий, то после согласной буквы пишется ь.
Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждения может быть таким: в слове уголь на конце мягкий звук л, поэтому пишу ь.
Большую трудность представляет для первоклассников усвоение правила об употреблении ь в середине слова. Известно, что в середине слова мягкость согласного звука, который стоит перед согласным, обозначается ь или совсем не обозначается (коньки, песня). Как отмечается в программе, в I классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления ь в середине слова: 1) ь пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной, пальцы, мальчик; 2) ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба, зорька. Поскольку мягкость согласного звука, который стоит перед мягким, не всегда обозначается на письме ь, подобные случаи в начальных классах не рассматриваются. Первоклассники учатся писать с ь в середине слова типа деньки, зверьки, маленький, опираясь на произношение (слышится мягкий согласный звук). В начальных классах не объясняется, почему в словах песня, червяк, жизнь, есть, болезнь, скатерть, разве и т. п. не пишется в середине ь, хотя и произносится мягкий согласный звук. Написание подобных слов учащиеся начальных классов запоминают.
Особое место в I классе отводится формированию умения писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Дети узнают уже в букварный период, что звуки ж, ш — всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. Таким образом, здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи. ши с буквой и является исключением из правила, с которым знакомятся первоклассники: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.
Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы.
Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки.
В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, учитывая характер орфограммы, целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.
studfile.net
Конспект занятия «Звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные»
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте
«Звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные»
Программное содержание:
— формировать у детей представление о твердых и мягких согласных звуках; об их соответствии друг-другу;
— учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;
— упражнять в составлении схемы слова с мягкими согласными;
— совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, определять гласные- согласные звуки (мягкие – твердые), место звука в слове, делить слова на слоги, определять количество слогов, составлять слова из звуков;
— развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память.
— развивать умение отвечать на вопрос полным ответом;
— активизировать словарный запас детей: звук, слог и слово;
— воспитывать у детей чувство товарищества, умение быть активным и самостоятельным
Материал: указка, звуковые схемы слов, фишки: красные, синие, зеленые. Схемы предметных картинок.
Ход занятия.
Доброе утро длится до вечера».
-Ребята давайте посмотрим, друг на друга, на гостей, и улыбнёмся. Пусть наши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия. Настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.
-Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).
Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).
«Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка
Но не желают свистеть и ворчать».
«А согласные согласны
Шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь».
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Поймай слово».
Платок, шаль, носки, кофта, шуба, плащ, шапка.
Игра «Шаг вперед»
Творог, сметана, сахар крупа, батон, яйцо, кефир, салат, соус, ряженка, молоко, сыр.
Игра «Найди свой домик». Деление слов на слоги.
Физминутка
Буквой Л расставим ноги.
Словно в пляске руки в боки.
Наклонились влево — вправо,
Влево — вправо.
Получается на славу.
Влево — вправо,
Влево — вправо.
Звуковой анализ слов БАНКА и БАНЬКА, выкладывание схемы слова цветными фишками.
— Составим схему слова БАНКА. Что обозначает это слово? (Выполняется полный разбор слова с определением количества звуков и слогов, количества и позиции гласных звуков, количества и позиции согласных звуков, с определением ударного слога, с называнием звонких согласных)
— Составим схему слова БАНЬКА
Карандаш:
— А можно я составлю схему слова БАНЬКА? Она у меня уже готова, посмотрите. (Дети сравнивают и замечают несоответствие)
— Стоп, Карандаш! Что-то здесь не так! Слова-то разные, а схемы получились одинаковые. Давайте сравним каждый звук в этих похожих словах: Б-Б, А-А, Н-НЬ, К-К, А-А. Вот где ошибка!
В слове БАНКА третий звук Н, а в слове БАНЬКА – НЬ. Звук НЬ произносится мягко, его надо обозначить на схеме по-другому, чтобы было видно, что это разные слова. Давайте заменим синюю фишку, которая обозначает твердый звук на зеленую. ЗЕЛЕНОЙ ФИШКОЙ МЫ БУДЕМ ОБОЗНАЧАТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ МЯГКО.
Формирование представлений о твердых и мягких согласных.
— Послушайте, я расскажу вам о твердых и мягких согласных звуках.
Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары: Б-БЬ, В-ВЬ, М-МЬ. Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие звуки, спинка нашего языка поднимается вверх, к небу. А еще сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, нерезко.
Не у всех твердых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки-одиночки. Согласные Ж, Ш, Ц всегда твердые, а согласные Ч, Щ, Й – могут быть только мягкими.
Различение на слух твердых и мягких согласных
— Слушайте звуки, если услышите мягкий звук, поднимите вверх зеленый сигнал.
Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ, Й
Звуковой анализ слов ЛИМОН, выкладывание схемы слова цветными кружками.
— Как всегда, загадка поможет вам назвать слово, с которым мы сегодня будем работать.
Ярко-желтый, ароматный,
Кислый, но на вкус приятный.
Как хорош с чаем он.
Называется … (лимон).
— Скажите слово ЛИМОН так, чтобы мы услышали первый звук.
— Звук [л’] произносится твердо или мягко? (Мягко.)
— Положите кружок, который обозначает мягкий согласный звук.
— Положите кружки, обозначающие следующие звуки. (Перечисляют.)
— Сколько всего звуков в слове ЛИМОН? (Пять звуков.) Прочитайте слово.
— Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. (ЛЬ, М, Н)
— Сколько в слове гласных? (Два гласных звука.) На каких местах в слове они стоят?
Назовите гласные. (И, О)
— Какой слог ударный? (Слог МОН.) Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове
ударный слог? (Второй.)
— Уберите со схемы кружки в следующем порядке:
а) первый гласный; в) второй согласный;
б) второй гласный; г) третий согласный.
— Какой звук остался стоять на схеме? Расскажите все, что знаете об этом звуке. (Звук [л’] – согласный, звонкий, мягкий, стоит в начале слова.)
Дидактическая игра «Будь внимательным»
Слова: УГОЛ-УГОЛЬ, ГАЛКА-ГАЛЬКА, ШЕСТ-ШЕСТЬ, ЛУК-ЛЮК, БАНКА-БАНЬКА, КЛАД-КЛАДЬ, МЕЛ (уточнить значение каждого слова).
Итог занятия
— Какими кружочками мы обозначаем согласные звуки?
— Если в слове вы услышите звук «мь», то поднимите… (зелёный кружок). Если услышите звук «м», поднимите… (синий кружок)- Миша, Маша, машина, мел, сом, семейка, матрас, пирамидка, мёд, малина, магазин.
— Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
— Какое задание понравилось больше всего?
Какое занятие показалось трудным? Спасибо вам за работу.
infourok.ru