Трудовая деятельность дошкольников: Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Содержание

Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Содержание статьи

1. Понятие и значение трудовой деятельности дошкольников

2. Требования к организации трудовой деятельности дошкольников

3. Виды трудовой деятельности дошкольников

Понятие и значение трудовой деятельности дошкольников

Трудовая деятельность дошкольника в педагогическом процессе – это целенаправленная деятельность по видоизменению и приспособлению разнообразных предметов с целью удовлетворения собственных потребностей.

Определение 1

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – это организованный и целенаправленный процесс по формированию у них положительного отношения к труду (своему и других людей), стремления трудиться, а также же воспитанию нравственных качеств личности.

Привлечение детей к посильной трудовой деятельности должно осуществляться своевременно. Это необходимо для всестороннего развития личности ребенка, его физического развития и укрепления здоровья. Трудовая деятельность требует от ребенка таких личностных качеств как сообразительность, наблюдательность, внимание, память и сосредоточенность.

Таким образом, трудовая деятельность оказывает положительное влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Наибольшее значение труд имеет для нравственного воспитания детей.

Замечание 1

Трудовая деятельность имеет большой воспитательный потенциал. В процессе труда у детей воспитываются самостоятельность, инициативность и ответственность. Воспитательный характер трудовой деятельности подтверждается исследования таких ученых как А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский и т.д.

Основная цель трудового воспитания детей дошкольного возраста – осуществление нравственно-психологической и практической подготовки каждого ребенка к добросовестной трудовой деятельности, направленной на получение общей пользы, а также с целью формирования трудолюбия.

Решение данной цели в рамках ДОУ достигается посредством целенаправленной трудовой деятельности, организованной с учетом возрастных возможностей и потребностей детей.

Задачами трудового воспитания в ДОУ являются:

  1. Воспитание у детей положительного отношения к своему труду и труду окружающих.
  2. Воспитание желания оказывать взрослым посильную помощь в труде.
  3. Формирование у детей необходимых трудовых умений и навыков, а также организация работы по их дальнейшему совершенствованию и постепенному расширению содержания трудовой деятельности.
  4. Воспитание посредством трудовой деятельности ряда положительных личностных качеств: заботливость, бережливость, ответственность и т.д.
  5. Формирование навыков трудится в коллективе.

Требования к организации трудовой деятельности дошкольников

В соответствии с теоретическими и методическими основами, к организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста предъявляется ряд требований:

  1. Систематичность организованной трудовой деятельности – педагогический процесс должен быть построен таким образом, чтобы он равномерно включал в себя все виды труда, а ребенок имел возможность принимать в них систематическое участие.
  2. Постепенное увеличение трудовой нагрузки – трудовая нагрузка должна быть посильна для ребенка, иначе у него может сформироваться негативное отношение к труду. Однако и слишком легкая трудовая нагрузка не вызовет у ребенка радости и удовлетворения от проделанной работы.
  3. Подбор соответствующего оборудования для труда – всё оборудование должно быть удобным, соответствовать возрасту детей, их росту и физическим возможностям, а также быть внешне привлекательным.
  4. Создание в группе необходимой трудовой атмосферы – повседневная жизнь в детском саду наполнена разнообразной трудовой деятельностью, задача педагога руководить данной деятельностью, своевременно оказывать детям необходимую помощь, не только физически, но и советами, подсказками и т.д.

Таким образом, организация трудовой деятельности требует от воспитателя соблюдения ряда правил и условий, только в этом случае проведенная работа принесет ожидаемый результат.

Виды трудовой деятельности дошкольников

Трудовая деятельность детей дошкольного возраста в ДОУ подразделяется на несколько видов в зависимости от её содержания.

Виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста:

  1. Самообслуживание – это труд ребенка, который направлен на обслуживание самого себя, удовлетворение собственных ежедневных потребностей. К самообслуживанию относят раздевание и одевание, санитарно-гигиенические процедуры (умывание, мытье рук, чистка зубов), прием пище, уход за своей одеждой и т.п. У дошкольников уровень осознанности разный, в зависимости от возраста, однако формирование, развитие и совершенствование навыков самообслуживания остается актуальным на протяжении всего дошкольного детства.
  2. Хозяйственно-бытовой труд – представлен такой трудовой деятельностью как поддержание порядка в групповой комнате, уборка игрушек, участие в различных бытовых процессах, происходящих в группе. Особенностью данного вида трудовой деятельности является то, что она имеет общую направленность. То есть, в процессе хозяйственно-бытового труда у детей формируется понимание того, что проделанная ими работа направлена на удовлетворение потребностей всего общества.
    Формирование и развитие навыков хозяйственно-бытового труда необходимо осуществлять не только в рамках ДОУ, но и в семье.
  3. Труд в природе – является особым видом труда, в его содержание входит уход за растениями в группе и на участке, животными в живом уголке, работа на клумбах и огороде. Труд в природе оказывает положительное влияние не только на развитие у детей трудовых навыков, но и воспитывает уважительно отношение к окружающей природе и животным. У детей формируется необходимые нравственные качества и закладываются основы экологической культуры.
  4. Ручной и художественный труд — по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей ребенка. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 23.12.2021

Трудовая деятельность дошкольников: компоненты и мотивы труда

Содержание

  • 1 Особенности трудовой деятельности дошкольников
    • 1.1 Мотивы, побуждающие детей к труду
  • 2 Организация трудовой деятельности дошкольников
    • 2.1 Своеобразие трудовой деятельности младших дошкольников
    • 2.2 Труд в старшем дошкольном возрасте
  • 3 Социализация ребенка дошкольного возраста в трудовой деятельности

Трудовая деятельность дошкольников не подразумевает конкретных достижений, но она имеет важнейшее значение для психического и личностного развития. В труде ребенок учится планировать и контролировать свои действия, развивает самостоятельность и волевые качества. Трудовая деятельность также способствует формированию произвольности процессов и поведения.

Особенности трудовой деятельности дошкольников

Взрослым важно не упустить момент, когда дети хотят трудиться и участвовать в выполнении бытовых дел. Это желание пробуждается в дошкольном возрасте. Грамотной поддержкой взрослые смогут укрепить интерес к труду, в то время как отстранением ребенка от дел постепенно отобьют у него желание физически трудиться.

Почему мамы, папы, бабушки частенько предпочитают запретить участие ребенка в каком-либо деле, чем поддержать? Причиной является либо повышенная тревожность за ребенка – как бы не ушибся, как бы не навредил себе, пытаясь манипулировать шваброй, дотянуться до крана и пр. Либо у взрослых вызывают недовольство неумелые действия ребенка, после которых предстоит еще больше стирки и уборки.

Но с этими моментами придется смириться, если взрослые понимают собственную ответственность за привитие трудолюбия своему маленькому помощнику.

Характерной особенностью трудовой деятельности дошкольника является то, что малыш ориентирован не на качественный результат, а на непосредственный процесс. В дошкольном возрасте актуализируется потребность – принимать участие в настоящей жизни и быть причастным к миру взрослых людей. Реализовать эту потребность можно, включаясь в конкретные дела.

Данная потребность только частично реализуется в игровой деятельности. Дети часто моделируют взрослую жизнь в сюжетных играх. Но они понимают, что это «понарошку». А юным личностям хочется настоящего участия в реальных делах, которые они ежедневно наблюдают дома или в детском саду.

В труде ребенок получает возможность самостоятельно выполнять те действия, за которыми ранее он только наблюдал. Прикладывая усилия, ребенок считает, что он, как и взрослый, приносит пользу. Поэтому трудовая деятельность так притягательна в дошкольном возрасте.

Мотивы, побуждающие детей к труду

Мотивация к приложению трудовых усилий меняется с взрослением дошкольника. Мотив – структурный компонент любой деятельности. Наряду с операциями он формирует трудовой процесс с ранних лет. Другие компоненты трудовой деятельности дошкольников появляются позднее.

Трех-четырехлетние малыши движимы мотивом интереса к самому процессу. Ведь так интересно помешать половником в кастрюле или подвигать щеткой пылесоса.

В среднем дошкольном возрасте к выполнению посильной работы детей подталкивают мотивы поощрения и порицания. Например, ребенок с удовольствием протирает столовые приборы, потому что мама хвалит, какой он замечательный помощник. Точно так же дошкольник прытко наводит порядок в своих игрушках, потому что после уборки папа пообещал вместе почитать книжку. Или ребенок самостоятельно берется складывать разбросанные детали конструктора, чтобы мама не ругала.

Высшей ступенью в дошкольном возрасте являются общественные мотивы труда. Руководствуясь названными мотивами, дети переходят от выполнения увлекательных действий или дел, за которые они ожидают похвалы, к действиям, которые важны другим людям.

Смастерить поделку в подарок маме, помочь бабушке полить грядку, надеть ботинки и завязать шнурки младшей сестренке – примеры дел, которые старшие дошкольники выполняют, стремясь проявить заботу о близких. В подобных случаях не рассматриваться вопрос, интересен ли непосредственный процесс. Ребенок осознает ценность своего трудового участия с пользой для других. Это подходящий период, чтобы определиться, что должен делать ребенок по дому в помощь родителям.

Организация трудовой деятельности дошкольников

Трудовые действия на протяжении дошкольного детства усложняются, преодолевая путь от освоения навыков самообслуживания до выполнения обязанностей по дому и ухода за растениями и домашними животными.

В 3-4 года даже самостоятельно почистить зубы или одеться на прогулку является трудом. С развитием ручной умелости навыки самообслуживания у детей автоматизируются и переходят из категории «работа» в обыденные действия. Трудовая деятельность дошкольника наполняется иными процессами с освоением орудий труда и достижением результатов.

Своеобразие трудовой деятельности младших дошкольников

Понятно, что 3-летний малыш настойчиво будет требовать допустить его до теста на кухне, чтобы «помогать» лепить пирожки. Но его интерес иссякнет в ответ на предложение навести порядок в игровом уголке своей комнаты.

Главная причина в отсутствии новизны, а следовательно, увлекательности процесса. К ней добавляются и другие, не менее важные причины. Малыш может просто не понимать, как наводить этот самый порядок…

В младшем дошкольном возрасте для приобщения ребенка к посильному для него труду важно давать конкретные и понятные инструкции. «Сложи кубики в коробку, поставь коробку на полку»,  «Складывай в ящик носочки» — услышав подобные руководства, малыш поймет, чего от него хотят в данный момент, а также постепенно сформирует последовательность наведения порядка.

Четкая инструкция – обязательный элемент формирования трудовых навыков дошкольника.

Только усвоив правила, позволяющие организовать свою работу, дошкольник сможет в дальнейшем самостоятельно инициировать и довести до конца повседневные трудовые дела.

Труд в старшем дошкольном возрасте

Старшие дошкольники приобщаются к труду не ради участия. Хотя бывают и такие случаи, когда 6-7-летними детьми управляет исключительно любопытство: «Как ты это крутишь? Дай и я попробую». «Я тоже хочу копать» — ребенок берется за лопату, но через несколько попыток теряет желание заниматься делом, довольно тяжелым физически.

Однако в большинстве случаев в занятиях дошкольников прослеживаются все компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, собственно действия, контроль и

оценка. То есть, ребенок видит цель для приложения своих усилий, выбирает средства, как он может получить результат, выполняет действия и интересуется итогом своего труда.

Например, 5-летняя Маша сообщает, что она хочет подмести комнату, «чтобы было чисто». Худо-бедно поупражнявшись с веником, она собирает мусор в совочек и тут же спрашивает, хорошо ли она подмела. Хотя девочка рассчитывает исключительно на похвалу за свои старания, ее интересует достижение цели.

Освоение компонентов трудовой деятельности благоприятствует развитию личностных качеств дошкольника. Прослеживается прямое влияние на формирование следующих качеств:

  • трудолюбие
  • ответственность
  • самостоятельность
  • настойчивость
  • критичность

Старшие дошкольники более объективно оценивают свою работу. Они замечают, в отличие от младших детей, грубые недочеты и стараются их исправить. Но им важно, как оценивает качество их трудовых действий взрослый, поэтому обращаются с соответствующими вопросами.

Благодаря развитию речи дети в старшем дошкольном возрасте хорошо воспринимают словесные инструкции, как выполнить определенное дело. Взрослые помогут ребенку, если вместе обсудят последовательность шагов, которые приведут к нужному результату.

Социализация ребенка дошкольного возраста в трудовой деятельности

Труд – эффективное условие для социализации ребенка. Дошкольник смотрит, как другие дети выполняют некие трудовые действия, и ему также хочется приобщиться к такому занятию. При выполнении дела неизменно завязывается общение. Дети любят делиться советами в стиле: «Ты не так делаешь! Смотри, как я!».

Можно наблюдать, как дошкольники меняются орудиями труда, испытывая, чем лучше (или хуже) инструмент у партнера по занятию. Выполняя общее дело, они учатся договариваться, распределяют обязанности, придумывают правила, контролируют их выполнение.

Еще в коллективном труде обнаруживаются прекрасные возможности для формирования умений контролировать и оценивать собственную работу и деятельность других. Ребенок наблюдает, как взрослый оценивает работу других детей, и воспринимает оценивающие высказывания как ориентир для своих действий.

Трудовая вовлеченность дошкольника далеко не главная среди видов деятельности, которыми  занимаются дети до школы. Но труд играет важнейшую роль в нравственном воспитании ребенка, в зарождении потребности трудиться. Без своевременного формирования трудовых навыков и осознания общественных мотивов труда, взрослеющий ребенок вряд ли станет в будущем трудолюбивым и ответственным человеком.

Невероятная тяжелая работа для регуляции детей

Более 40 тяжелых занятий для детей, малышей и дошкольников, которые помогают успокоить и улучшить внимание. Многие из этих действий могут быть выполнены с помощью естественных действий, которые ваш ребенок уже делает!

 

Я сказал себе: «Сделай глубокий вдох».

И вот мы снова посреди продуктового магазина, и мой сын ведет себя как дикарь (или, как говорят другие, как гиперактивный ребенок). Кажется, что-то почти настигает его, когда он разгоняется, что часто бывает в магазинах. Кажется, он не слышит никаких указаний, которые я ему даю, например: «Ходить ногами и руками к себе».

Он бегает, немного крутится, врезается во что-то и очень громко.

Поскольку я был зациклен на поиске зеленой фасоли, уровень моего терпения быстро падал, отсюда и глубокий вдох. Именно тогда на ум пришла трудотерапия/сенсорный трюк: тяжелая работа .

Я был в идеальном месте, чтобы использовать это. Теперь, когда я ясно мыслил, я подошел к нему, крепко положил руку ему на плечо, чтобы привлечь его внимание, и сказал просто, прямо ему в лицо, чтобы я знал, что он меня слышит. Я сказал: «Мне нужна твоя помощь, чтобы достать нашу еду». Мы направились к проходу с консервами, и я попросила его взять и положить все, что он мог, в тележку.

Отчасти эта стратегия была успешной, потому что она давала ему чувство цели и способ направить свою энергию, но он также получал много успокаивающего проприоцептивного воздействия через эту тяжелую работу.

 

Что такое тяжелая работа?

Тяжелая работа — это все, что связано с толканием, вытягиванием или подъемом тяжелых предметов или предметов, и это тип сенсорной деятельности. Многие действия на игровой площадке и домашние дела считаются тяжелой работой, но их также можно спланировать и организовать с помощью нескольких ключевых элементов.

 

Как тяжелая работа может помочь детям?

Ключевым компонентом любой тяжелой работы является то, что она стимулирует наше чувство проприоцепции, одно из наших чувств, о котором вы, возможно, никогда не знали. Если это совершенно новая концепция для вас, ознакомьтесь с этим кратким обзором 7 чувств.

Проприоцепция стимулируется бегом, прыжками, столкновениями, объятиями, лазаньем, толканием, подъемом и вытягиванием. МНОГИЕ дети, взрослые и люди с особыми потребностями, такими как аутизм и расстройство сенсорной обработки (SPD), расслабляются, успокаиваются и даже улучшают концентрацию, когда получают проприоцептивную информацию. Тяжелая работа — это прямой способ получить такой вклад через организованную деятельность.

Точно так же, как мой сын смог успокоиться и сосредоточиться в оживленном продуктовом магазине, тяжелая работа также может помочь дома и стать естественным способом удовлетворения сенсорных потребностей с минимальными усилиями. Мне, как трудотерапевту, это нравится!

Конечно, как и любая сенсорная деятельность, тяжелая работа не является универсальной.

В то время как некоторые дети, с диагнозом или без него, очень хорошо реагируют на них, на других они могут оказывать незначительное влияние. Когда ребенок проявляет успокаивающее и повышенное внимание, существует множество различных способов либо включить их в свой распорядок дня, либо выделить какое-то время, чтобы они произошли. Они прекрасно сочетаются с сенсорной диетой.

Узнайте, что такое сенсорная диета.

 

Когда использовать тяжелую работу

Тяжелую работу можно использовать в крайнем случае, например, в продуктовом магазине, или как часть заранее продуманного плана. Например, вы можете заметить, что каждый раз, когда ваш 7-летний ребенок возвращается домой из школы, он прыгает по стенам, суетится и испытывает трудности с общением. Вы видели и другие признаки того, что им нравится проприоцептивный ввод (также известный как чрезмерные прыжки или столкновения с предметами).

У вас могут быть какие-нибудь варианты тяжелой работы вскоре после того, как он вернется домой, может быть, он сможет сгребать листья или разгружать продукты? Или, может быть, он садится на качели и делает несколько подтягиваний?

Возможности безграничны, и приведенный ниже список тяжелой работы поможет вам определить некоторые возможности для вашего ребенка.

Имейте в виду, что тяжелая работа может быть лишь одним из имеющихся у вас инструментов, помогающих ребенку регулировать свои сенсорные потребности и, таким образом, улучшать его способность расслабляться и быть внимательным. Ваш ребенок может не захотеть выполнять тяжелую работу каждый день. В некоторые дни они могут захотеть попрыгать на батуте или потусоваться в прохладной палатке.

Сенсорные карточки с диетой могут стать отличным подспорьем, если вы хотите, чтобы у вашего ребенка были варианты с визуальными подсказками.

Наконец, важно никогда не форсировать сенсорную деятельность, за исключением случаев, когда вашему ребенку нужно выполнить свою работу по дому, которая также может быть связана с тяжелой работой!

 

Суперсписок тяжелой работы для детей, малышей и дошкольников

Поскольку вариантов тяжелой работы так много, я разбил их на несколько категорий, чтобы помочь вам найти наилучшие варианты для вашего ребенка.

 
Тяжелая работа, которую вы выполняете естественным образом

Возможности для такой тяжелой работы часто возникают естественным образом в вашей повседневной жизни.

Поход в продуктовый магазин или игра на качелях — это то, что так или иначе испытывает большинство детей. Вот несколько примеров:

  • Загрузка продуктов в тележку
  • Перенести продукты из машины в дом
  • Разгрузить продукты дома
  • Подняться по горке
  • Толкнуть полную продуктовую тележку
  • Внести доставленные посылки в дом
  • Армейский кроль во время игры или для перехода к следующему действию (например, армейский кроль из кухни в гостиную для совместного чтения книги)
  • Качать другого ребенка на качелях
  • Отжимания от стула (используйте руки по бокам стула, чтобы поднимать и опускать тело, идеально подходит для школьной обстановки или любых занятий за столом).
  • Складывать камни или камни во время игры на улице
  • Толкать двери в магазины/кабинеты врачей/и т.д.
 
Тяжелая работа по дому

 

Маленькие дети и даже малыши могут помочь с этими видами деятельности, в то время как у детей старшего возраста они могут быть обязанностью или возможностью заработать некоторое пособие. В любом случае, это все задачи, которые необходимо выполнять в большинстве домов, что опять же позволяет естественным образом включать их в распорядок дня вашего ребенка. Вот некоторые идеи:

  • Грабли оставляют
  • Лопата для снега
  • Выкопать яму
  • Вынести мусор
  • Переноска полных корзин для белья
  • Замена белья между стиральной машиной и сушилкой
  • Толкающая газонокосилка (подростки и дети старшего возраста)
  • Носить дрова
  • Вымыть пол
  • Протрите пыль с мебели
  • Помыть пол руками и коленями
  • Вакуум
  • Помыть окна
  • Собрать сломанные ветки и палки
  • Толкать тачку
 
Тяжелая работа для малышей

Многие из вышеперечисленных занятий можно адаптировать для детей младшего возраста и малышей. Думайте проще и не так тяжело. Используйте свое лучшее суждение о том, что безопасно и подходит для вашего ребенка. Эти занятия особенно подходят для малышей и младших дошкольников:

  • Перемещение консервов в корзину двумя руками
  • Толкание и вытягивание пустой или легкой корзины для белья
  • Толкать/тянуть игрушечную тележку для покупок с книгами или более тяжелыми предметами внутри
  • Привяжите веревку к коробке или корзине для белья и позвольте им тянуть ее.

 

Тяжелые работы с помощью некоторых инструментов

 

Партнерские ссылки используются ниже. Смотрите наше полное раскрытие.

 

Это одни из моих любимых инструментов и сенсорных игрушек для выполнения тяжелой работы. Эти действия могут быть полезны, если вашему ребенку требуется много информации:

  • Катите, толкайте или ловите набивной мяч (следите за тем, чтобы он не был слишком тяжелым для маленьких детей).
      • Лечебные мячи для детей и малышей можно найти здесь.
  • Загрузите тележку или самокат тяжелыми предметами (книгами или банками) и толкайте их или перемещайте из точки А в точку Б.
      • Найдите доски для скутеров здесь или, если вам удобно, сделайте свои собственные.
  • Устройте гонки в корзинах для белья (наполните корзины для белья, пока они не станут тяжелыми, и скользите по ковру)
      • У каждого есть корзина для белья!
  • Нести большой мяч (например, мяч для йоги)
      • Найдите здесь мячи для йоги или упражнений.
  • Толкнуть мяч для йоги по комнате
  • Носите в рюкзаке маленькие утяжеленные мячи.
      • Найдите эти утяжеленные сенсорные шарики здесь.
  • Переместить маленькие утяжеленные шарики между двумя ведрами
  • Взобраться на каменную стену
      • Вы можете сверлить эти «камни» в стены и игровое оборудование
  • Потяните за самокатную доску с помощью веревки.
      • Скакалка отлично работает
  • Лягте животом на самокатную доску и оттолкнитесь руками
  • Перетягивание каната
      • Очевидно, вам понадобится веревка!
  • Ползти по тканевому туннелю (оказывает сильное сопротивление).
      • Найдите готовый сенсорный туннель здесь или ознакомьтесь с моим постом о сенсорном туннеле с инструкциями по изготовлению.
  • Держите стену
      • Наклонитесь обеими ладонями к стене, руки прямые, как будто вы держите стену.

Независимо от того, какую тяжелую работу выполняет ваш ребенок, помните, что вам нужно следить за его реакцией. Они кажутся сосредоточенными и расслабленными во время или после занятия? Поможет ли последующая сенсорная стимуляция, например, прослушивание тихой музыки, качание или прогулка в прохладном месте?

Важно знать, почему мы даем детям сенсорные задания, а не просто делаем их ради того, чтобы делать. Понимание причин и видение преимуществ помогут вам разумно выбирать тяжелую работу в будущем.

Если вам нужна помощь в планировании сенсорной активности вашего ребенка или составлении простой сенсорной диеты, возьмите наш шаблон сенсорной диеты, который можно распечатать!

 

Теперь я хочу услышать от вас, что вы были удивлены, узнав, что это тяжелая работа, и как вы собираетесь использовать их со своим ребенком. Прокрутите вниз и расскажите мне в комментариях!!

 

Другие сенсорные упражнения

 

100+ удивительных и простых сенсорных диетических упражнений

45 основных вестибулярных упражнений и вводных идей

Большой супер безопасный список беспорядочных игр для младенцев и малышей

Focus и Alert

 

Вы прикрепили это?

Вам может снова понадобиться этот список, знайте, где его найти и прикрепить!

 


 

Алиша Гроган — лицензированный эрготерапевт и основательница Your Kid’s Table. Она имеет более чем 17-летний опыт работы в области сенсорной обработки и развития питания у младенцев, малышей и детей младшего возраста. У Алиши дома тоже 3 своих мальчика. Узнайте больше о ней здесь.

 

 

Тяжелая работа для малышей и дошкольников — мама, настроенная Монтессори

На первый взгляд, термин «тяжелая работа» может напоминать профессиональный вред. Однако более пристальный взгляд на этикетку показывает ее полезность как важную концепцию Монтессори.

В этом посте мы подробно рассмотрим тяжелую работу, включая ее определение, преимущества, примеры и многое другое.


Что такое тяжелая работа?


Тяжелая работа звучит самоочевидно, но на самом деле она имеет довольно научное определение.

Точное понимание того, что такое тяжелая работа и какую пользу она приносит детям, может дать вам лучшую основу для внедрения этих видов деятельности в ваш распорядок дня Монтессори.


Так что же такое «тяжелая работа»? Тяжелая работа относится к любой деятельности, которая задействует крупную моторику ребенка.

Навыки крупной моторики задействуются, когда дети участвуют в деятельности, задействующей большие группы мышц.

Примеры включают удары ногой или бросание мяча, бег, прыжки или балансирование на балке.


Тяжелая работа и проприоцепция

Тяжелая работа стимулирует одно из наших менее известных чувств, называемое проприоцепцией.

Проприоцепцию иногда называют «шестым чувством», и она определяется как наше осознание движений тела и его ориентации на окружающие предметы.

Без проприоцепции мы не смогли бы ориентироваться в мире или манипулировать объектами в нем.


Вот как работает проприоцепция: когда наши тела двигаются, рецепторы в наших суставах и мышцах посылают сигналы в наш мозг, который, в свою очередь, отправляет сообщения обратно в тело, сообщая ему, как реагировать.

Так мы можем бежать по прямой, не глядя постоянно под ноги, и так мы инстинктивно знаем, сколько усилий нужно, чтобы поднять кирпич, а не салфетку, например.

Вся эта связь между мозгом и телом происходит за миллисекунды и практически без усилий. Таким образом, проприоцепция подобна чуду.


Проприоцепция влияет на важные аспекты человеческого движения, такие как, например, координация, ловкость, осанка и равновесие.

Проблемы или дефицит проприоцепции могут вызвать общую неуклюжесть, плохую осанку, неправильную походку или ряд других проблем, влияющих на контроль над своим телом и его движениями.


Проприоцепция похожа на любое другое чувство в том смысле, что у одних детей она сильнее, чем у других. Однако, в отличие от некоторых других органов чувств, проприоцепцию можно улучшить с помощью практики и физиотерапии.


Дело о тяжелой работе


Даже родители с самыми благими намерениями стремятся способствовать умственному и интеллектуальному развитию детей. Конечно, это очень важный аспект развития вашего малыша!

Однако легко забыть о других важных аспектах, таких как умение двигаться и управлять своим телом.

Возможно, это потому, что для нас, взрослых, это настолько базовое понятие, что мы склонны принимать его как должное.


Однако правда в том, что движения тела важны не только сами по себе, но и способствуют интеллектуальному и (в конечном счете) академическому развитию ребенка.

Исследователи снова и снова доказывают, что разум и тело связаны. Практически ничего не происходит в одной из этих сфер, что не влияет на другую.


Согласно теории сенсорной интеграции, деятельность, стимулирующая наше проприоцептивное чувство, оказывает интересное влияние на мозг — помогает его успокоить и организовать. В свою очередь, мы становимся менее тревожными и более восприимчивыми к обучению.

Вот почему часто рекомендуется тяжелая работа, прежде чем знакомить детей с новыми понятиями или просить детей выполнять задания, требующие высокого уровня концентрации.


Показатели необходимости увеличения тяжелой работы


Учитывая свободу и пространство, большинство малышей и детей дошкольного возраста, естественно, будут выполнять тяжелую работу.

Маленькие дети любят свободно бегать, лазить по вещам и под ними.

Они обычно бросают и пинают предметы, пытаются что-то поднять и иным образом взаимодействуют с окружающей средой. Это нормальная деятельность для большинства детей младшего возраста.


Однако некоторым детям требуется больше проприоцептивной информации, чем другим.

Кроме того, определенные факторы окружающей среды, например, слишком много телевизора или нехватка места для прогулок и игр, могут создавать нежелательные условия для оптимального развития проприоцепции.


Однако, если вы наблюдательны, вы заметите, что у малышей есть способ дать понять, что им требуется немного больше в категории тяжелой работы.

Вот несколько признаков, на которые следует обратить внимание:

  • Преднамеренное падение с кровати или дивана или бросание на пол
  • Кусание или жевание предметов
  • Ходьба на цыпочках
  • Слишком грубая игра
  • Бег или прыжки все время (вместо ходьбы)
  • Применение чрезмерной силы при рисовании (например, ломание цветных карандашей или разрывание дырок в бумаге)


Это только примеры. Могут быть и другие способы, которыми ребенок пытается сообщить о необходимости более тяжелой работы или проприоцептивной стимуляции.


Также обратите внимание, что некоторые из этих форм поведения могут быть истолкованы как отыгрывание или «плохое поведение», хотя во многих случаях они представляют собой простую потребность в сенсорной активности.


Тяжелая работа для малышей


Невозможно составить исчерпывающий список тяжелой работы для малышей и дошкольников. Их просто слишком много, чтобы назвать!

Вместо этого мы перечислим некоторые из наших любимых ниже.

Используйте те, которые вам нравятся, а также вдохновляйтесь на создание собственных занятий специально для вашего малыша. Ведь вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо!

  • Заверните ребенка в одеяло, как буррито, а затем снова раскатайте. Повторение.
  • Поощряйте ребенка толкать тележку с игрушками или книгами. Вы можете включить это занятие в ролевую игру, например, в шоппинг.
  • Займитесь нежной игровой борьбой.
  • Тащите малыша по комнате, пока он лежит на полотенце или коврике.
  • Устроить бой подушками.
  • Предложите своему ребенку ходить, как паук, переворачивая свое тело и ходя на четвереньках.
  • Знакомство с детской йогой.


Почти любая деятельность, включающая движение больших групп мышц, может считаться тяжелой работой.

Упражнения, требующие толкания или вытягивания, особенно полезны для некоторых детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *