методики для улучшения памяти у детей
Упражнение «Цифры и ассоциации»
Возраст: от 5 летЧто развивает: память, образное мышление.
Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.
Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.
Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.
А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.
<<Форма демодоступа>>
Упражнение «Таблица Шульте»
Возраст: от 7 летЧто развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.
Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.
Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.
Упражнение «Пять спичек»
Возраст: от 7 летЧто развивает: внимательность, образное мышление.
Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.
Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.
Упражнение «Что вокруг»
Возраст: от 5 летЧто развивает: внимательность.
Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.
Упражнение «Спидкубинг»
Возраст: от 7 летЧто развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.
Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.
Упражнение «Чертоги разума»
Возраст: от 7 летЧто развивает: образное мышление, внимательность, логику.
Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.
Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.
Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Шпаргалка: что ещё полезно для памяти
Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:
- Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
- Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
- Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.
Развитие памяти 7 8 лет
1 уровень сложности
10
. ..
2 уровень сложности
10
.
3 уровень сложности
10. ..
Память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Общеизвестно, что существуют большие индивидуальные различия памяти. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. И не только лучше или хуже, а именно по-своему, ибо память может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые дети прекрасно запоминают стихи и очень слабо — математические формулы, правила; другие — наоборот. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать нужный ответ, другие не могут легко воспроизвести то, что когда-то запомнили.
Типология памяти достаточно сложна. О словесно-логической памяти говорят, когда запоминание преимущественно связано с использованием теоретических положений, словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по-разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по-своему вспоминает экскурсии, походы: одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснения экскурсовода или учителя; в пересказе других вы увидите дорогу, по которой шел ребенок, представите людей, с которыми он встретился.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование памяти обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.
У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной. Для детей 7–8 лет запомнить что-то без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал. По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение — универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание. Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Если ребенок в начальной школе не овладевает приемами смыслового запоминания, его логическая память может остаться недостаточно сформированной. Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, ассоциация и др. Так, дети 7–8 лет с успехом учатся пользоваться пиктограммами для запоминания, в частности, стихов: к каждой строчке рисуется очень схематичная картинка, передающая смысл фразы, затем ребенок воспроизводит стихотворение при опоре на рисунки, а потом и без них.
Помогите ребенку разобраться в особенностях его памяти: выясните, какую информацию он легче запоминает, как ему легче запоминать (на слух, при помощи зрения, движений и др.), а затем переходите к обучению приемам эффективного запоминания. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого.
Заучивание стихов, изучение иностранных языков, кроссворды, счет в уме, решение логических задач, игры в шахматы и шашки — все это способствует улучшению памяти в любом возрасте. И не забывайте о физических нагрузках, которые увеличивают приток кислорода в мозг и активизируют все психические процессы.
Мы убеждены, что занятия на нашем сайте и выполнение этих рекомендаций значительно улучшат память вашего ребенка.
Веры в успех вам и вашему ребенку!
Как улучшить рабочую память и внимание у детей
Несмотря на отвлекающие факторы современного мира, можно улучшить память и внимание вашего ребенка. Мы делимся тем, как помочь вашему ребенку сосредоточиться и улучшить его или ее рабочую память.
Вспомните свое детство… были ли вы профессионалом в игре Memory Match? Могли бы вы перечислить дни рождения членов семьи или детально пересказать каждую деталь только что прочитанной книги?
Скорее всего, у вашего ребенка отличная память, но современные дети определенно требуют больше внимания, чем мы, когда росли.
В связи с растущими ожиданиями в школе, а также с нашей общей склонностью к отвлечению, имеет смысл попытаться дать вашему ребенку толчок, когда дело касается памяти и припоминания.
Эти советы и упражнения для мозга могут улучшить работоспособность мозга, помочь в решении проблем и даже предотвратить развитие у вашего ребенка определенных видов психических заболеваний и других нарушений памяти.
СОКРАТИТЬ ТВ И УСТРОЙСТВАТелевизионные программы и рекламные ролики движутся гораздо быстрее, чем реальная жизнь. И нужно ли нам вообще говорить о том, насколько затягивают и отвлекают наши телефоны и планшеты? Установите некоторые ограничения в отношении экранного времени. Не уверен, что это возможно? Вот как установить эффективные ограничения экрана.
Независимо от того, сколько времени в день вы проводите перед экраном, постарайтесь сделать так, чтобы утренний и ночной распорядок вашего ребенка не содержал технических средств. Это позволяет начинать и заканчивать день с меньшим количеством отвлекающих факторов. И не забудьте заполнить свободное от экрана время активным отдыхом.
ИГРАЙТЕ В ИГРЫ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ КОНЦЕНТРАЦИЮПоскольку вы убрали устройства, теперь вы можете ввести несколько старых добрых игр, требующих концентрации. Дети учатся через игру, и такие игры отлично подходят для концентрации внимания и улучшения рабочей памяти вашего ребенка (источник).
- Игры на мышление: Вы можете тренировать и укреплять способность ребенка концентрироваться и сосредотачиваться, играя в игры на концентрацию, которые требуют мышления, планирования и использования памяти. Кроссворды, головоломки и карточные игры, такие как «Память» и «Уно», на самом деле улучшают внимание к словам, числам и картинкам, в то время как головоломки с картинками, в которых ваш младший ребенок должен искать то, что неправильно на картинке, или искать труднодоступные места. — находить предметы — также улучшают внимание и повышают концентрацию.
- Секвенирование: Между секвенированием и концентрацией существует тесная связь. Следование рецептам, сервировка стола и расстановка вещей в алфавитном порядке — отличные занятия для детей, у которых проблемы с концентрацией внимания.
- Просто сядьте: В этой игре вашему ребенку предлагается сесть на стул, не двигаясь и не ерзая, чтобы посмотреть, как долго он сможет это делать. Благодаря повторяющимся играм мозг ребенка получает нагрузку, что укрепляет связи между разумом и телом и улучшает концентрацию.
См. также: Хотите счастливых и спокойных детей? Упростите их мир.
ПООЩРЯЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬДети очень хорошо умеют жить настоящим. Таким образом, это, вероятно, будет просто для них. Когда дело доходит до чего-то, что он хочет или должен запомнить, помогите ему уделить самое пристальное внимание.
Если информации не отведено «место» в мозгу, она может храниться в краткосрочной памяти всего 18-30 секунд. Для долговременной памяти вы можете помочь своему ребенку тренировать его мозг, чтобы избежать потери информации. Этот управляемый сценарий медитации предназначен для того, чтобы помочь вашему ребенку извлечь информацию из его мозга так же, как вы берете книгу в библиотеке. Стратегии визуализации, заметки или привязка информации к событию помогают сохранить информацию.
СОЕДИНИТЕ ЭМОЦИИ С ОПЫТОМЕсли ваш ребенок не может вспомнить урок в школе, попросите его визуализировать эту информацию как живое событие, происходящее в реальном времени. Когда мы сможем провести осмысленную и эмоциональную связь, информация автоматически подключится к связям памяти мозга.
ОБЕСПЕЧИВАЙТЕ ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ ДЛЯ МОЗГОВМозг на 75% состоит из воды. Без надлежащей гидратации мозг теряет мощность рабочей памяти. Чистая фильтрованная вода — лучший выбор для предотвращения обезвоживания и нарушений функций организма. Сведите сахар к минимуму, так как высокий уровень глюкозы может повредить клетки мозга.
Свежие овощи, дикая рыба, полезные жиры, такие как орехи, авокадо и кокос, помогут поддерживать здоровье мозга. Поговорите со своим натуропатом или педиатром о подходящих для детей добавках, содержащих омега-3, витамин B12 или фолиевую кислоту.
ОРГАНИЗУЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ В ПЛОЩАДКИСогласно Lifehacker, «Большинство из нас способны хранить только от четырех до семи различных элементов в нашей кратковременной памяти. Один из способов обойти этот предел — использовать технику, называемую фрагментацией. Сгруппировав несколько элементов в одно большое целое, вы сможете запомнить гораздо больше».
Если ваш ребенок пытается запоминать даты, создайте временную шкалу на бумаге стандартного размера, чтобы мозг мог ее «увидеть». Если вы помогаете ей следовать пошаговым инструкциям, делайте каждый шаг за раз. Или попробуйте графический органайзер, чтобы разбить письменные задания на более мелкие части.
ПЕРЕДАВАЙТЕ НАВЫКИУлучшение долговременной памяти требует обучения, повторения, архивирования и извлечения. Обучение других является обычной практикой в обучении по методу Монтессори. Учащиеся, которые помогают другим решать сложные задачи и готовиться к уроку, на самом деле могут увеличить объем памяти в своем мозгу.
Если вы беспокоитесь о памяти или концентрации внимания вашего ребенка, попробуйте несколько из этих предложений и посмотрите, как они работают. По мере того, как ваш ребенок адаптируется, предлагайте больше или попросите его предложить забавные способы глубже погрузиться в игру, книгу или занятие. Как только они возьмут на себя ответственность, они действительно начнут преуспевать.
- Автор
- Последние сообщения
Журнал Green Child
С 2010 года Green Child издает отмеченное наградами издание, посвященное естественному воспитанию детей и осознанной жизни. Отмеченный как «хороший для души зеленой мамы», Green Child превратился в ресурс, ценимый родителями, которые заботятся о том, чтобы вернуть простоту, сострадание, социальную ответственность и инстинктивный интеллект в воспитание детей.
Последние сообщения журнала Green Child (посмотреть все)
Как улучшить рабочую память у детей
Ваш ребенок с трудом удерживает в памяти один бит информации, занимаясь чем-то другим? Например, вы вместе готовите спагетти, а ваш ребенок отвечает за соус. Но ваш ребенок уходит, чтобы ответить на сообщение, и забывает вернуться и пошевелиться. Проблемы с рабочей памятью могут вызвать проблемы с подобными задачами.
Рабочая память относится к тому, как мы удерживаем и работаем с информацией, хранящейся в кратковременной памяти. (В прошлом термин 9Рабочая память 0100 использовалась взаимозаменяемо с кратковременной памятью .) Это часть группы навыков, называемых исполнительными функциями.
Дети постоянно используют рабочую память для обучения. Это необходимо для таких вещей, как выполнение многошаговых инструкций или решение математической задачи в уме. Вы можете помочь своему ребенку улучшить рабочую память, внедряя простые стратегии в повседневную жизнь.
1. Работа над навыками визуализации.
Предложите детям создать в уме картину того, что они только что прочитали или услышали. Например, скажем, вы попросили своего ребенка накрыть стол на пять человек. Предложите ребенку представить, как должен выглядеть стол, а затем нарисуйте его. Когда дети лучше визуализируют, они могут описывать изображение, а не рисовать его.
2. Пусть ваш ребенок научит вас.
Способность объяснить, как что-то делать, предполагает осмысление информации и ее мысленное хранение. Может быть, ваш ребенок осваивает какой-то навык, например, как вести мяч в баскетболе. Попросите ребенка научить вас этому навыку. Учителя делают нечто подобное, объединяя учеников в пары в классе. Это позволяет им сразу начать работать с информацией, а не ждать, пока их вызовут.
3. Попробуйте игры, использующие зрительную память.
Существует множество игр на совпадения, которые могут помочь детям развивать зрительную память, например, классическая игра «Концентрация» (или «Память»). Вы также можете сделать что-нибудь, например, дать детям страницу журнала и попросить их обвести все вхождения слова и или буквы и . Номерные знаки также могут быть очень забавными. По очереди произносите буквы и цифры на номерном знаке, а затем также произносите их в обратном порядке.
4. Игральные карты.
Простые карточные игры, такие как Crazy Eights, Uno, Go Fish и War, могут улучшить рабочую память двумя способами. Дети должны помнить правила игры. Они также должны помнить, какие карты у них есть и какие играли другие люди.
5. Поощряйте активное чтение.
Есть причина, по которой маркеры и стикеры так популярны: записывая заметки и подчеркивая или выделяя текст, дети могут запоминать информацию достаточно долго, чтобы отвечать на вопросы о ней. Говорить вслух и задавать вопросы о материале для чтения также может помочь с рабочей памятью. Подобные стратегии активного чтения также могут помочь в формировании долговременных воспоминаний.
6. Разделяйте информацию на более мелкие фрагменты.
Вы когда-нибудь задумывались, почему в телефонных номерах и номерах социального страхования есть дефисы? Потому что легче запомнить несколько небольших групп цифр, чем одну длинную цепочку цифр. Помните об этом, когда вам нужно дать ребенку многошаговые инструкции. Запишите их или дайте по одному. Вы также можете использовать графические органайзеры, чтобы разбивать письменные задания на более мелкие части.
7. Сделайте его мультисенсорным.
Использование нескольких органов чувств для обработки информации может помочь с рабочей памятью и долговременной памятью. Записывайте задачи, чтобы ваш ребенок мог их просмотреть. Произнесите их вслух, чтобы ваш ребенок мог их услышать. Пройдитесь по дому, обсуждая семейные дела, которые должен выполнить ваш ребенок. Использование мультисенсорных стратегий может помочь детям удерживать информацию в памяти достаточно долго, чтобы использовать ее.
8. Помогите установить связи.
Помогите ребенку формировать ассоциации, которые связывают разные детали и делают их более запоминающимися. Один из способов — заинтересовать ребенка с помощью забавных мнемоник. (Например, выдуманное имя «Рой Г. Бив» может помочь детям запомнить порядок цветов в радуге — красный, оранжевый, желтый и т. д.). -срочная память. Это также помогает с рабочей памятью, которую мы используем для хранения и сравнения новых и старых воспоминаний.