Тренировка памяти у детей – 10 простых способов улучшить память ребенка

Содержание

10 простых способов улучшить память ребенка

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться…

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

 

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их. Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.

Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

 

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

 

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины​  

Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет​

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.

Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

  • жирную рыбу,
  • бананы,
  • грецкие орехи,
  • морковь,
  • шпинат,
  • брокколи

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.опубликовано econet.ru

Автор: Наталья Обрядина

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Тренируем память. Как помочь ребенку лучше и больше запоминать?


Ирина Балманжи

В школе ребенку приходится иметь дело с огромным количеством информации. Схемы, формулы, теоремы, правила, исторические даты и события… Чтобы удержать все это в голове, нужна превосходная память. К счастью, ее можно натренировать! Вот несколько отличных способов.

Игры и упражнения на запоминание последовательностей

В 2009 году специалист по возрастной психологии Джони Холмс опубликовала исследование, в котором участвовали школьники с дефицитом рабочей памяти.

По 35 минут в день они занимались с обучающей компьютерной программой. Им надо было прослушать, а потом повторить серию букв и цифр, запомнить последовательность ряда огней, наблюдать за огоньками на сетке, а затем воспроизвести их после поворота сетки на 90 градусов.

Эксперимент шел шесть недель, задачи постепенно усложнялись. У большинства детей трудности с запоминанием исчезли, причем эффект занятий сохранялся и спустя полгода. Показатели IQ у детей не изменились, но обучаемость повысилась.

Попробуйте повторить этот эксперимент дома! Познакомьте ребенка с играми, где нужно запоминать порядок событий, например «Я пошел на рынок и купил»: участники по очереди добавляют продукты в список и вспоминают предыдущие позиции. Много игр и упражнений на запоминание последовательностей можно найти в интернете.

Чтение книг

Можно читать для удовольствия или изучать научную литературу. В любом случае чтение — отличный способ развить рабочую память. Выбирайте сложные тексты, чтобы добиться максимального результата.



Как подружиться с головой


Источник

Стрелялки от первого лица

По данным многих исследований, компьютерные игры, например Call of Duty, улучшают рабочую память. Участник должен удерживать в сознании карту расположения соперников, а также их стиль игры, оружие, опасности и награды, например противопехотные мины и пакеты помощи. Для этого нужны оперативная обработка сенсорной информации и быстрота действий, а азарт стимулирует участников продолжать игру.

Игры на концентрацию

Набор парных карт раскладывается на столе лицом вниз. Игроки по очереди переворачивают по две карты. Если рисунок совпадает, игрок забирает карты себе. Если нет — карты снова закрывают, ход переходит к другому участнику. Побеждает тот, кто соберет больше всего пар.

Стихи и песни

Заучивание песен и стихов — отличный фитнес для мозга. Еще лучше, если тексты будут на иностранном языке.

Пусть ваш ребенок учит хотя бы по одной песне или стихотворению в неделю. Это поможет ему натренировать память.

Мнемотехники

Существует огромное количество приемов, позволяющих лучше запоминать информацию. Вот лишь несколько из них.

1. Ассоциации. Этот метод весьма эффективен, поскольку позволяет нам превращать слова и идеи в образы, которые запоминаются гораздо легче. Например, готовясь к уроку биологии, ребенок может представить, что плазма — это река, по которой плывут разные типы судов — кровяных клеток. В таком случае лейкоциты — полицейские катера, эритроциты — грузовые корабли, а тромбоциты — аварийно-ремонтные суда

2. Мнемонические фразы. Хорошо известен прием, когда из начальных букв слов, которые необходимо запомнить в определенной последовательности, складывают предложение. Например, фраза «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» помогает вспомнить порядок основных цветов видимого спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

3. Еще один способ лучше запомнить информацию — зарифмовать ее. Вот, к примеру, известный стишок про число Пи:

Чтобы нам не ошибаться,

Надо правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

Многие всю жизнь помнят стихи, выученные в детстве, что лишь доказывает эффективность этого способа.

4. Истории. Этот метод особенно эффективен, когда нужно удержать в голове список вещей, которые не связаны друг с другом. Пусть ребенок попробует составить из набора слов, которые нужно запомнить, некую историю. Чем она абсурднее, тем лучше!

Создание перекрестных связей

Лучший способ зафиксировать что-то в долговременной памяти — бомбардировать разные органы чувств информацией, чтобы в мозге сформировалось много перекрестных связей.

Например, чтение вслух вовлекает слух и зрение. Информация лучше запоминается, когда опыт представлен в виде аудиовизуальной пары, как в жизни. А чтение про себя, за партой, — менее естественный способ получения сенсорных данных.


Чтобы ребенок лучше запомнил материал, помогите ему соотнести информацию с запахами, красками, звуками и оттенками вкуса.

К примеру, если вы хотите подключить зрительную память, рисуйте схемы, изучайте иллюстративный материал и пытайтесь придумать яркие визуальные образы. Чтобы задействовать осязание, можно представить текстуру объектов, которые необходимо запомнить.

Осмысление

Общеизвестно, что заучивать, а потом повторять, как попугай, — совершенно не эффективный способ. Чтобы надолго сохранить в памяти информацию, нужно понимать, о чем идет речь, а не просто зазубривать материал.

Приучите ребенка делать упор на осмысление материала, вникать в суть, рассматривать каждую тему в контексте целого, искать логику и закономерности изучаемого предмета.

Работа в группе

Если ребенок не очень хорошо понял или запомнил какую-то тему, пусть попробует объяснить ее другим людям — одноклассникам, друзьям или членам семьи. Такой подход способствует лучшему усвоению материала и позволяет отрепетировать устный ответ. К тому же активная совместная работа развивает творческие способности.

Повторение

Чем больше раз ребенок повторит информацию, тем надежнее она закрепится в долговременной памяти.

Чтобы запомнить информацию на долгий срок, нужно пять повторений: сразу после запоминания; через 20 минут; через день; через две недели; через два месяца.


Источник

А что делать, если у ребенка есть всего неделя на подготовку к контрольной или экзамену? Повторения можно организовать следующим образом: 1. Сразу после запоминания (понедельник). 2. Через 20 минут (понедельник). 3. Через день (среда). 4. Через шесть дней (воскресенье).

Сон

Студенты давно знают: учить материал к экзамену лучше перед сном. Доктор Йожеф Чичвари и его коллеги из отдела анатомической нейрофармакологии Совета медицинских исследований Оксфордского университета выяснили, что это не слухи.

Сон необходим для хранения новой информации и обработки ее в памяти. Если ребенок получает ее прямо перед тем, как лечь в кровать, она активизируется в мозге во время сна.

Ученые наблюдали за активностью пар нейронов в гиппокампе крыс, когда те исследовали новую среду и спали. Оказалось, нейроны, которые чаще всего были активны во время исследований, с такой же частотой активировались во время сна, то есть процесс обработки информации продолжался.

По материалам книг «Как подружиться с головой», «Как научить ребенка учиться», «Одна привычка в неделю»

Обложка поста отсюда

deti.mann-ivanov-ferber.ru

Как тренировать память у ребёнка? Упражнения и техники запоминания

В школе ребёнок сталкивается с большим объёмом информации. Запомнить исторические даты, выучить правила и исключения, не забыть формулы и законы… Как удержать это всё в голове? Адукар расскажет, как тренировать память ребёнка, чтобы школьный материал надолго запомнился.

Найдите игры и упражнения на последовательность

10 лет назад возрастной психолог Джони Холмс опубликовала исследование, в котором участвовали дети с недостатком рабочей памяти. Суть эксперимента заключалась в том, чтобы с помощью определённых упражнений устранить дефицит памяти и развить её. Каждый день ребята занимались по полчаса на обучающей компьютерной программе. Им нужно было прослушивать, а затем повторять в той же последовательности буквы или цифры, запоминать расположение предметов и воспроизводить его после поворота сетки на 90 градусов. Задания постепенно усложнялись. За шесть недель эксперимента у детей исчезли проблемы с памятью, улучшилась обучаемость, хотя показатели IQ не изменились.

Экспериментируйте так же дома, предложите своему ребёнку игры на последовательность. Например, «Я сходил в магазин и купил»: игроки по очереди добавляют продукты в список и вспоминают предыдущие. Много подобных упражнений можно найти в интернете или книгах.

Заинтересуйте ребёнка чтением

Чтение развивает воображение, внимание и память. Если хотите, чтобы все три пункта помогали ребёнку в учёбе, постарайтесь привить ему интерес к книгам. Даже пять страниц в день из любимого произведения станут хорошей умственной тренировкой.

Учите с ребёнком стихи и песни

Школьной программой предусмотрены задания, в которых необходимо выучить стихотворение или отрывок наизусть. Но их задают не так часто, поэтому эффект от подобной тренировки не так ощутим. Заведите привычку учить с ребёнком по одному стихотворению или песне в неделю, без напряжения и с учётом его школьной нагрузки. Только не принуждайте насильно, пусть ребёнок сам выберет отрывок и распределит, по сколько строчек в день будет учить. На старте обсуждайте содержание отрывка и почему это произведение заинтересовало школьника.

Научите ребёнка мнемотехникам

Чтобы ребёнок лучше запоминал информацию, научите его приёмам мнемотехники. Благодаря ассоциациям можно превращать идеи, текст школьного учебника в запоминающиеся образы. Так, буква Д запомнится первокласснику, потому что она похожа на домик. А строение крови восьмикласснику легче понять, если представить плазму — рекой, по которой плывут полицейские катера лимфоцитов, грузовые корабли эритроцитов и буксиры тромбоцитов.

«Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — предложение, которое помнит с детства любой школьник. С помощью этого приёма можно запомнить не только цвета радуги. Предложения-подсказки удобно создавать практически к любому заданию на запоминание. Например, необходимо выучить последовательность планет Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Чтобы было проще, придумайте предложение из восьми слов, которые начинаются на ту же букву, что и названия планет. Получилось? Молодцы.

Для запоминания информации её можно рифмовать («Биссектриса — это крыса, которая ходит по углам и делит угол пополам») или придумывать истории с набором слов, которые никак между собой не связаны. Научите ребёнка таким хитростям, и ему станет намного проще учиться.

Создавайте перекрёстные связи

Чтобы надолго запомнить информацию, ребёнку мало прочесть текст. Необходимо по возможности подключить разные органы чувств: зрение, слух, осязание и так далее. Например, ребёнку сложно выучить стихотворение о природе. Предложите ему нарисовать пейзаж по каждой строчке стиха. Или записать свой голос на диктофон и прослушивать, пока делает уборку в комнате. Такая комбинация позволит эффективнее выучить школьный материал.

Научите школьника осмыслять информацию

Надолго запоминается то, что интересно и понятно. А чтобы понять материал, его стоит осмыслить. Учите ребёнка вникать в содержание, а не сухо зазубривать текст. Сложно понять, как происходит фотосинтез? Найдите научный ролик, видеоурок, онлайн-лекцию, где объясняется это процесс. Попросите школьника не игнорировать примеры из учебников, потому что это наглядное объяснение темы. Первое время, возможно, придётся что-то подсказывать, объяснять. Но позже школьник научится работать с информацией и станет лучше её осмыслять и запоминать.

Практически все темы со школьной программы по белорусскому, русскому, английскому языкам, биологии и истории объясняют преподаватели в видеоуроках на образовательном YouTube-канале Адукар. С ним станет проще готовить домашние задания, повторять теорию к экзаменам, ЦТ или ЕГЭ. Советуем подписаться

Повторение — мать учения

Чтобы материал надолго запомнился, его необходимо повторить хотя бы пять раз. Схема повторения проста: сразу после запоминания — через 20 минут — через день — через две недели — через два месяца. А что если у школьника на следующей неделе проверочная работа? Тогда готовимся по такой схеме: первых два повторения сразу в понедельник, третье — через день (среда), четвёртое — через шесть дней (воскресенье).

Мы рассказали об основных приёмах, которые помогут школьнику лучше и быстрее запоминать информацию, а также проще учиться. Эти полезные навыки пригодятся не только в учёбе, но и в будущей работе и просто по жизни. Лёгкого учебного года!

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook и поделитесь постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые вам будут полезны.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Как развить и тренировать память у ребёнка. Советы психолога

Память — одна их важнейших психических функций человека. Без неё невозможно отождествлять себя, принимать опыт, учиться, развиваться и пр. Память основана на запоминании, удержании и воспроизведении информации. Для запоминания необходимо образование в мозге следа от прошедшего сигнала возбуждения и сохранение нейронных связей, возникших при возбуждении. Развитие памяти начинается ещё до рождения ребёнка. Есть множество данных о том, что дети узнают голоса, которые они слышали, находясь в утробе матери. Однако память ребёнка — это совсем не то же, что память взрослого человека. В этой статье мы расскажем вам о том, какие проблемы с памятью могут возникнуть у детей и как развить память у ребёнка. Получите полезные советы, рекомендации и примеры упражнений.

Как развить память и внимание у ребёнка?

Память ребёнка, в отличие от памяти взрослых, в основном кратковременная и непроизвольная. Т.е. ребёнок хранит в памяти информацию меньший период времени, чем взрослый, и запоминает в основном непроизвольно — т.е без приложения каких-либо усилий и специального формирования образа. Непроизвольная память не обеспечивает «сплошного запоминания» и запоминания целого ряда событий. Запоминаются только некоторые, наиболее эмоционально окрашенные моменты. Взрослые же запоминают в основном произвольно, т.е. прилагая усилия и стараясь запомнить весь ряд требуемой информации. Долговременная память у взрослых развита намного лучше, чем у детей.

Память у ребёнка развивается в несколько этапов. На первоначальном этапе (примерно до года) у ребёнка формируется моторная  память. Малыш запоминает движения, которые он выполняет, особенно если они получают яркую эмоциональную окраску. Если малыша берут на руки, чтобы успокоить или покормить — он уже «узнаёт» это действие и затихает. Более взрослые малыши показывают своё оживление или пытаются найти игрушку, поворачивая голову или переворачиваясь.

Общий когнитивный онлайн тест CogniFit: с помощью научно разработанной программы быстро и точно оцените здоровье вашего мозга, узнайте ваши сильные и слабые когнитивные стороны. Результаты данного нейропсихологического теста помогают определить, являются ли нормальными происходящие у человека когнитивные изменения, или есть подозрение на какое-либо неврологическое расстройство. Получите ваш результат менее, чем за 30-40 минут. CogniFit (“КогниФит”) – самая рекомендуемая и используемая профессионалами программа когнитивного тестирования.

Память ребенка имеет крепкую связь с его телесными ощущениями. Ребёнок в прямом смысле слова познает мир через тело — трогая, облизывая, перебирая, щипая и пр. Через телесные ощущения активизируется мозг, и в нём возникают новые нейронные связи.

В возрасте около года ребёнок уже узнаёт близких ему людей, любимые игрушки. Нервная система формируется более активно, дети начинают ходить, и это дополнительно обогащает их двигательный опыт и помогает формированию памяти. В этом возрасте ребёнок помнит о чём-то только несколько дней.

За долговременную память отвечает область нашего мозга, называемая гиппокамп. Его формирование идёт вплоть до 2-3 лет, и до этого момента у большинства людей практически нет ранних детских воспоминаний. Первые осознанные воспоминания появляются как раз ближе к 2-3 годам.  В этом возрасте ребёнок уже удерживает в памяти яркие эмоциональные события, начинает активно учить стихи. Но не все эти воспоминания способны сохраниться на всю жизнь, так как, повторюсь еще раз, зона хранения долговременной памяти еще не сформирована.

В возрасте 3-6 лет у ребёнка начинают развиваться социальные навыки, речь становится более наполненной, и начинает формироваться первая долговременная память. Основная информация по-прежнему хранится преимущественно в кратковременной памяти, однако если её постоянно вызывать, т.е. закреплять эти нейронные связи, то она перейдет в долговременную. Лучше всего в этом возрасте запоминается информация, связанная с каким-либо сюжетом или игрой. Также должна присутствовать яркая эмоциональная окраска, но дополнительно уже нужно вовлечение воображения и образного мышления.  Сам процесс мышления становится сложнее, нейронных связей устанавливается больше и они более прочные по сравнению с более ранним возрастом.

Возраст 7-10 лет — это ранний школьный возраст. Его основным признаком является формирование произвольного внимания и произвольной памяти. Для улучшения запоминания ребёнку по-прежнему необходима эмоциональная окраска запоминаемой информации, а также понимание, для чего именно он запоминает. Чтобы информация из кратковременной памяти лучше переходила в долговременную, нужно постоянно повторять заученное (повторение — мать учения, известная школьная истина).

В среднем и старшем школьном возрасте стиль запоминания уже напоминает взрослый. Преобладает долговременная и произвольная память. Ребёнок старается запомнить информацию целенаправленно. Многие всю жизнь помнят формулы по физике или химии или любимые предметы, которые они изучали в школе.

Каковы признаки и симптомы того, что у ребёнка возникли проблемы с памятью?  В каких случаях можно справиться самостоятельно и когда стоит обратиться к врачу? К сожалению, не всегда формирование памяти проходит гладко и хорошо. Какие же признаки и симптомы нарушения памяти могут заметить родители и/или педагог? По статистике около 20-25% всех жителей земли регулярно сталкиваются с теми или иными нарушениями памяти. В их число, конечно, входят и дети.

Симптомами нарушения работы памяти могут быть сложности при воспроизведении многократно прочитанных сказок, узнавания своей одежды при нахождении рядом подобной, забывание имен детей и взрослых, полное или частичное забывание недавних событий (срок воспоминания зависит от возраста ребенка).

Признаки и симптомы нарушения памяти у детей

Как же понять, в каких случаях помочь ребенку можно самостоятельно, а в каких нужно обязательно обращаться к специалистам?

Если вы замечаете, что ребенок прилагает больше, чем другие дети его возраста, усилий для запоминания информации (дольше учит стих, новые слова, в школьном возрасте запоминает правила и пр), если он не запоминает, где оставил одежду, не сразу может вспомнить как зовут детей в группе/классе, воспитателей, испытывает трудности с узнаванием маршрута, которым вы регулярно передвигаетесь, с пересказом хорошо известных сказок — то нужно помогать в развитии и укреплении памяти у ребенка.

В случае, если симптомы нарушения имеют постоянный и более значительный масштаб, то нужно обязательно обратиться к неврологу.

Стойкие нарушения памяти у детей возникают достаточно редко. Их причинами являются различные интоксикации, гипоксия и/или травма. Чаше всего в детском возрасте встречается снижение объёма запоминаемой информации. Под распространённым термином — у ребёнка плохая память- чаще всего понимают именно это. При незначительном снижении объёма запоминаемой информации возможно укрепить и натренировать память ребёнка в домашних условиях.

Существует несколько  видов нарушений памяти. Каждое характеризуется определённым симптомом:

  • Потеря способности  запоминать новую информацию (фиксационная амнезия)
  • Сложность с вспоминанием ранее полученной информации (анекфория)
  • Снижение объёма запоминаемой информации (гипомнезия — это наиболее частое нарушение)
  • Потеря воспоминаний, не связанных с эмоциями (скотомизация)
  • Забывание неприятных моментов  (аффектогенная и истерическая амнезия)
  • Замещение одних воспоминаний другими, происходящими в иной временной промежуток (псевдореминесценция)
  • Замещение пробелов в памяти сюжетами или информацией, полученной из книг, газет, журналов и пр. (криптамнезия)
  • Заполнение пробелов в памяти выдуманными событиями (конфабуляция)
  • Частые или постоянные дежавю (эхомнезия). 

Если те или иные симптомы проявляются редко или единично, то причин для серьёзных волнений нет. Нужно и можно заниматься укреплением памяти ребёнка самостоятельно. Однако если вы замечаете постоянные проявления тех или иных симптомов, особенно в большом количестве, то обязательно посетите вместе с ребёнком врача.

Ваш ребёнок постоянно увлекается, не может сконцентрироваться и удержать внимание, усидеть на месте? С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!

В детстве основным видом памяти является тактильная память. Ребёнок помнит свои тактильные ощущения. Затем он начинает удерживать в памяти эмоции, в основном связанные с движениями и тактильными ощущениями, и лишь затем начнётся формирование других видов памяти. Формировании памяти — процесс тонкий, и лучше, если в этом процессе у ребёнка будет надежный помощник.

Итак, какие виды памяти необходимо помогать развивать?

Образную память. Это память на образы, сформированные и полученные с помощью различных органов чувств. Включает в себя зрительную, слуховую. обонятельную, тактильную и вкусовую память. Чем полнее представлен образ, тем более вероятно, что он закрепится в памяти (так как каналов для запоминания образа будет больше).

Произвольную. Это особый психический процесс запоминания. Он осуществляется под контролем сознания  и характеризуется наличием цели и применением специальных приёмов для запоминания информации, а также применения волевого усилия. Т.е. информация запоминается целенаправленно.

Непроизвольную. Процесс запоминания не регулируется ничем. Запоминание происходит без напряжения и без определённой цели.

Опосредованную.  Запоминание происходит с помощью неких техник, связанных с привлечением дополнительных средств (поставить «якорь», «завязать узелок на память» и пр). Запоминание накладывается на некий предмет или действие, и затем этот предмет или действие помогают воспроизвести в памяти необходимую информацию.

Непосредственную. Запоминание происходит при воздействии на органы чувств человека того, что нужно запомнить. Здесь мы запоминаем ушами, носом, глазами.  Удерживается очень короткий промежуток времени.

Кратковременную. Это память, которая позволяет в течение короткого промежутка времени (до 20-30 секунд) удерживать незначительный объём информации (измеряется обычно величиной 7 + 2 единицы информации).

Долговременную. Эта память является нашей базой данных. В ней информация хранится без ограничения по времени и по объёмам.

Какими же методами и способами можно улучшить память у детей?

Первое — память нужно постоянно тренировать. Станьте тренером мозга своего ребёнка или, возможно, своего собственного. Развивать и укреплять память ребёнка можно в любой момент времени, необязательно это проводить как специальное занятие. Обязательными условиями наличие желания у ребёнка и компонент игры в тренировке. Узнайте, какие бывают игры и упражнения для стимуляции мозга детей. 

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью персональной когнитивной тренировки CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения.

Постоянно повторяйте уже усвоенный материал, пройденные уроки, выученную информацию и вообще всё, что предполагает запоминание. Кривая забывания Эббингауза наглядно показывает, что только про постоянном повторении материала возможно его закрепление в памяти на длительный промежуток времени. Лучше всего запоминается информация, которая уже частично присутствует в нашем мозге, так как мозг постоянно связывается с уже имеющейся информацией и привязывается к ней. Так что если хотите улучшить и развить память —  больше учите наизусть. Чем больше информации хранится в мозге, тем легче запоминается новое.

Спрашивайте у ребёнка, как прошёл его день, попросите назвать уточняющие детали — с какой игрушкой играл, что ел на обед/ завтрак,  в каком платье была учитель или подружка, какую книжку им читали и пр.

Освойте различные мнемотехники для улучшения запоминания информации.

Мнемотехника «цепочка» или «репка» подходит для запоминания ряда слов. Нужно представить каждое слово в виде образа, и затем мысленно присоединить его к следующему слову. Важная деталь — образы должны быть равными по величине.

Мнемотехника «метод Цицерона» или «карта» также хорошо подходит для запоминания ряда слов. Каждое слово также представляется образом и раскладывается на хорошо известной территории — в квартире, в комнате, на столе. Затем нужно представить привычный маршрут следования и/или действий и просто «видеть» слова/образы. Например: захожу в квартиру — на коврике лежит апельсин, включаю свет — на выключателе приклеен слон, и т.д.  Все образы также должны быть равной величины.

Мнемотехника для запоминания цифр очень хорошо помогает для запоминания номеров телефонов и прочей цифровой информации. Каждую цифру нужно представить в виде фигурки или некоего образа. Затем из образов составляется цепочка, которая запоминается так же, как и цепочка слов.

Для развития памяти необходима комплексная работа. Помимо постоянных тренировок памяти:

—  Обеспечьте ребёнку полноценное питание. Он должен получать в достаточном количестве витамины, особенно витамины группы В, жирные омега кислоты и магний. Узнайте, какие продукты полезны для мозга. 

Обеспечьте правильный режим дня. Ребенок должен иметь достаточное количество часов для сна. Сон необходим для восстановления  и снятия нервного напряжения, которое может вызвать сложности с запоминанием или воспроизведением информации. Как справиться с бессонницей?

Запишите ребенка в спортивную секцию. Спортивные нагрузки помогают работе мозга.

Больше гуляйте. Обеспечьте ребенку возможность получения достаточного количества кислорода.  

Выполняйте кинезологические упражнения. Они помогают работе мозга и снимают лишнее напряжение.

Освойте с ребенком дыхательную гимнастику. Это поможет ему научиться контролировать свое тело, снимет лишнее напряжение и увеличит  насыщение мозга кислородом.

Как тренировать память и внимание детей в домашних условиях?

10 способов развить память

Игры для развития памяти дома:

  1.  Играйте в повторения цифр (номера телефонов или просто произвольный набор цифр) — как в прямом, так и в обратном порядке.
  2. Играйте в пары слов. Придумайте 10 пар слов, Затем медленно повторите их вслух. После этого называйте первое слово, а ребёнок должен повторить второе. Сначала называйте связанные ассоциативно слова, а затем усложняя задачу — не связанные.
  3. Играйте в поход в магазин. Напишите список покупок и распределите роли. Покупатель должен купить всё строго по списку, а продавец проверить правильность покупки.
  4. Угадай, что это? Завязываем ребенку глаза и даём в руки небольшие предметы. Ребенок наощупь должен узнать предмет. После узнавания 5-7 предметов просим назвать их в первоначальном порядке.
  5. Играйте в карточки — найди пару. Игра хороша известна, но от этого не становится менее эффективной. Переверните рисунком вниз несколько пар одинаковых карточек, и затем, переворачивая попарно, находите одинаковые. Если перевернуты непарные карточки, то они вновь переворачиваются картинкой к столу. Если открыта верная пара, то она или убирается или остаётся лежать открытой на столе.
  6. Что изменилось, или кто лишний? На столе располагается 5-7-9 предметов/игрушек. Ребёнку предлагается запомнить, что именно находится на столе. После этого ребёнок отворачивается, а взрослый изменяет местоположение предметов и меняет часть из них на новые или добавляет/ убирает имеющиеся. Задача ребёнка — обнаружить изменения. Чем больше изменений будет найдено — тем лучше. Можно просить назвать изменение местоположения, что именно изменилось — добавилось, убавилось или повернулось другой стороной.
  7. Сравни списки. Разновидность игры «поход в магазин». Родитель пишет ребёнку список слов (примерно 10 шт). Задача ребёнка — за 1 минуту запомнить этот список. После этого родитель даёт ребенку другой список, в котором 7 слов заменены. Задача ребёнка — найти те слова, которые были в первоначальном списке (то что он уже «купил»).
  8. Нарисуй по памяти. Родитель показывает ребёнку картинку на несколько секунд. После этого ребёнок должен зарисовать картинку по памяти. Картинка необязательно должна быть полноценным изображением, как мы привыкли ее понимать, это может быть набор геометрических фигур так или иначе наложенных друг на друга, т.е. любое изображение, которое может повторить ребенок. Также вы можете использовать техники дудлинг и зентангл.
  9. Поиграйте в поход в «темноте». Завяжите ребенку глаза и попросите пройти аккуратно по квартире в нужном направлении. Например, дойти до кухни или принести со стола книгу. Чем меньше предметов будет при этом задето, тем лучше выполнено задание. Естественно, при этом обеспечьте безопасность прохода ребенка.
  10. Рассказывайте детям придуманные истории, где герой использует некоторые предметы или проходит какие-то знаковые места. После рассказа просите ребенка назвать все места, где побывал герой, или все предметы, которыми он пользовался. Это тренирует одновременно память и внимание.

Таким образом, если вы будет соблюдать режим дня, снизите уровень стресса (потеря памяти при стрессе — довольно часто явление) и будете регулярно выполнять игры упражнения для развития памяти, то результат не заставит себя ждать.

Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, будем признательны за вопросы и комментарии.

Дипломированный психолог в области телесно-ориентированной психологии и психокоррекции с 2014 года. Ведёт психокоррекционные группы и занимается личной практикой. Прошла курсы повышения квалификации по программам: «Физиология центральной нервной системы», «Психодиагностика», «Нейролингвистическое программирование». В настоящее время обучается в магистратуре по профилю «Нейролингвистика» и на курсах МГУ «Нейрофизиология поведения», «Нейропсихология».

blog.cognifit.com

тренировка памяти у детей, как улучшить ребенку

Как только ребенок идет в школу, родители неминуемо сталкиваются с ситуациями, когда чадо становится рассеянным, отрешенным. И даже если с вечера всей семьей учили стихи, заданные учителем, то утром он едва может вспомнить пару строк. В полный рост перед семейством встает вопрос — как улучшиться память ребенка и как отличить проблемы с памятью от других проблем, преимущественно психологического плана, и банальной лени.

В этой статье мы расскажем, как проверить память ребенка и как ему помочь ее улучшить.

Особенности возраста

На вашего сына или дочку с началом обучения в школе ложится новая и непривычная ответственность: раньше все было просто и понятно, сейчас с ребенка требуют и в школе, и дома. От этого большинство детей впадает в тот самый период, который называют кризисом 7 лет. Они боятся не оправдать ожиданий самых дорогих для них людей — родителей, и уже начинают опасаться насмешек со стороны сверстников. От постоянного нервного напряжения страдает нервная система, дети становятся забывчивыми, рассеянными. Временное ухудшение памяти в этом возрасте является вариантом нормы развития.

Но есть и ребята, которым учеба дается легко и непринужденно.

Однако и у них бывают «пробелы» в памяти, но связаны они скорее с ленью в той или иной степени. Чтобы понять, почему ребенку в одно ухо влетает, а из другого вылетает, нужно внимательно наблюдать за чадом, чаще говорить с ним, меньше требовать и отказаться от всяких проявлений категоричности.

Проводим тесты

Проверить способности к запоминанию, хранению и воспроизведению информации можно самостоятельно. Для этого существует несколько простых тестов на память:

  • Тест Лурия. Эта методика исследования покажет, насколько у ребенка развита произвольная память, именно она является важнейшим элементом процесс обучения. Проводите тестирование в спокойной обстановке, желательно, в тихой комнате, чтобы ребенка ничто не отвлекало. Попросите чадо сесть поудобнее и постараться запомнить слова. Называйте без лишний спешки (с паузой в 2-3 секунды) десять слов, которые ребенок хорошо знает, но они не должны быть связаны между собой логически. Пример: кошка, школа, ложка, качели, лес, варенье, машина, море, молоко, слон.

Попросите ребенка воспроизвести те слова, которые он запомнил, и отмечайте на бумаге, сколько слов и какие из них он запомнил сразу.

Потом повторите словесный ряд и дайте вторую попытку, это даст возможность понять, какие слова чадо «зафиксировало» в голове во вторую очередь. Поблагодарите его и отложите продолжение теста на потом. Через час-полтора попросите ребенка вспомнить, какие слова вы называли, так станет ясно состояние способностей к воспроизведению новой информации (отложенное запоминание).

Если ребенок вспомнил 3-4 слова при первом подходе — это говорит о нормальной способности к запоминанию. При второй попытке чадо с нормальной памятью должно воспроизводить не менее 6-7 слов. Через час ребенок должен вспомнить не менее 6 слов. При высоких запоминающих способностях ребенок после второй попытки сможет назвать от 8-10 слов, а при низких показателях — от 0 до 2.

  • Тест Смирницкой. Этот тест позволит оценить состояние зрительной памяти, важной для учебы. Положите перед ребенком 10 картинок с самыми разными предметами (мяч, земляника, воздушный шар и т. д.), дайте ему две минутки, чтобы внимательно посмотреть на весь ряд, а потом попросите отвернуться и уберите 1-2 или даже три карточки. Попросите чадо ответить, чего не хватает. Если ему это удается с первой попытки, то все в порядке, но если даже с пятой попытки чадо затрудняется сказать, какие карточки отсутствуют — это довольно тревожный признак.
  • Тест на проверку долговременной памяти. Для проведения исследования можно использовать те же карточки с изображениями знакомых ребенку предметов. Положите их в ряд, а потом показывайте по одной и называйте, что там изображено. Потом карточки убирают и просят ребенка перечислить все 10 слов, которые прозвучали. Затем вернитесь к этому через полтора часа и попросите вспомнить, что было изображено на карточках и какие слова вы называли. Результат оценивают так: в норме ребенок запоминает при первом просмотре и прослушивании до 7 слов. После того, как пройдет час-полтора, он должен помнить не менее 5-6 из них.

Как улучшить память?

Если результаты тестирования вас мало удовлетворяют, самое время заняться улучшением памяти и внимания своего чада. Для этого есть несколько простых «домашних» методик, которые помогут ребенку уже через месяц-полтора запоминать материал легко и быстро, и воспроизводить через время с большой точностью.

Возьмите за правило каждый день спрашивать, как его дела.

Пусть рассказывает о своем школьном дне в самых детальных подробностях, вплоть до цвета резинки на волосах соседки по парте. Читайте с ним вместе, чаще задавайте уточняющие вопросы по содержанию книг. Запишите чадо в спортивную секцию, следите, чтобы он достаточно гулял и дышал свежим воздухом.

Эффективные упражнения и игры

  • «Путешествие в Африку». Поиграть в эту полезную игру можно вечером, даже за семейным ужином или по дороге в школу. Вы начинаете и говорите: «Я ездила в Африку и видела там слона!». Задача ребенка повторить названием вашего животного и добавить нового («Я ездил в Африку и видел там слона и мартышку!». Вы или третий член семьи должен перечислить уже названных зверей и добавить одного от себя (« Я ездил в Африку и видел там слона, мартышку и страуса»). Хорошо, если длина цепочки до первой ошибки будет 20-25 слов.
  • «Сыщик Шерлок Холмс». В эту игру можно поиграть во время прогулки, по дороге куда-нибудь и даже на собственной кухне. Назовите предмет, который находится в поле вашего зрения квадратной формы (коробка для крупы). Ребенок похватывает «эстафету» и называет второй квадратный предмет на вашей кухне (рамка для фотографии). Потом ваша очередь, а потом — снова слово ребенку. Как только вы вместе переберете все квадратные предметы в помещении, попросите чадо закрыть глаза и спрячьте один из них. Задача ребенка — найти пропажу.
  • «Большая разница». Предложите ребенку две одинаковые картинки, которые отливаются лишь незначительно ( такие можно найти в интернете и распечатать). Попросите его за отведенное время (за 5 минут, например), найти все отличия. Упражнение постоянно усложняется, ребенку предлагаются более сложные картинка, а времени на поиск различий дается все меньше.
  • «На что это похоже?». Цель этого упражнения — научить ребенка запоминать при помощи ассоциаций. Назовите ему незнакомое слово, например, «электорат». Попросите подумать, что оно может означать, пусть сын или дочь назовут все свои ассоциации, и только потом, расскажите, что на самом деле это люди, которые идут на выборы. Чем больше ассоциаций придумает ребенок, тем вероятнее, что через 2-3 дня он сам расскажет правильное значение сложного слова.

Советы

Не заставляйте ребенка заниматься развивающими упражнениями насильно — это вызовет стойкое отторжение со стороны чада. Лучше, если ребенок будет относиться к этому как к игре.

Следите, чтобы длительность занятий не превышала 15-20 минут.

Младшие школьники быстро устают, и это следует учитывать.

Добавьте в рацион чада продукты, содержащие кислоты Омега-3 и Омега-6, доказано, что именно эти вещества улучшают память. К таким продуктам относятся грецкие орехи, морская рыба, шоколад, оливковое масло, свежие овощи.

Подробнее о том, как развивать память ребенкка 7-8 лет вы узнаете из следующего видео.

o-krohe.ru

Упражнения для развития памяти у детей

Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации…

Память слабеет, если ее не упражняешь.

Марк Туллий Цицерон

Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает  прошлое с настоящим и будущим. Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.

Особенности развития памяти у дошкольников

Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.

В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации. В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик.  Так е у детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.

В процессе взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.

Упражнения для развития памяти

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие видов памяти согласно классификации П.П. Блонского.

Двигательная память

Повтори движение. 

Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.

Нарисуй и запомни. 

Приготовьте листок бумаги, простой  карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.

Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.

Эмоциональная память

Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию. Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции.

Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:

  • Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
  • Разучивание песенок с инсценировкой
  • Чтение и запоминание стихов
  • Психогимнастика
  • Мимическая гимнастика и пантомимика

 

Словесно-логическая память

Для развития словесно — логической памяти в первую очередь следует уделить внимание правильному произношению слов родителями.  Несмотря на возраст ребенка, не стоит разговаривать, упрощая и искажая произношение слова. 

Также отличными помощниками для развития этого вида памяти являются:

— разучивание песен

— составление рассказов с опорой на картинку

— составление рассказов, предварительно разложив в правильном порядке перемешенные картинки, отражающие логическую цепочку рассказа.

— описание ребенком окружающей действительности во время прогулки

— обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма

— упражнение «Запомни пару слов». 

Приготовьте 10 пар слов. Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка. Инструкция: «Я произнесу тебе несколько пар слов. Постарайся запомнить каждую пару, какое слово с каким вместе. Когда ты запомнишь все пары слов, я буду говорить первое слово, а ты называть второе слово из пары». Уточните, все ли верно понял ребенок.  Интервал между каждой парой слов 5 секунд.

 

Образная память

Многие исследователи в свою очередь делят образную память на:

  • зрительную,
  • слуховую,
  • обонятельную,
  • осязательную,
  • вкусовую.

«Вспомни, как звучит». 

Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество.  Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.

«Вспомни, как пахнет». 

Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.

«Угадай, что в мешочке».

 Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.

«Вспомни, какое на вкус».

Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте.  Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.

 

Заключение 

Таким образом, для гармоничного развития ребенка необходимо не только усовершенствовать его физически и интеллектуально, но и уделить внимание формированию психических функций на разных возрастных этапах.

Гармоничного развития вам и вашим детям!опубликовано econet.ru

Автор: Алла Нагинайло

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Как развить память и внимание у ребенка 5-12 лет

Очень часто родители сталкиваются с проблемой плохой памяти у своего ребенка. Когда малыш неспособен заучить наизусть или рассказать текст, у него на это уходит много времени, а родители не знают, как научить пересказывать заданный материал. Винить его в этом не следует, проблема кроится в недостаточно развитой памяти и невнимательности чада. Это распространенная проблема, которая требует незамедлительного вмешательства со стороны родителей.

Критерии, помогающие выявить причины плохой памяти у ребенка:

  • Малыш находит общий язык с другими детьми, он нормально социально адаптирован.
  • Ребенку тяжело отвечать прямолинейно на вопросы родителей или окружающих.
  • Появляются трудности с выполнением задания, в котором присутствует необходимость в запоминании и при пересказе материала.
  • Ребенок невнимателен.
  • Тяжело следовать требованиям и инструкциям при выполнении задания.
  • Он не умеет решать сложные задачи, у него нет интереса к выполнению домашнего задания.

Нерешенная проблема плохой памяти у дошкольника будет расти как снежный ком и негативно скажется на учебе в будущем, так как качество памяти, остается главным критерием оценки знаний у детей в школе. Этот момент нельзя упустить, ведь развитие малыша, его успехи в повседневной и социальной жизни будут зависеть от предпринятых действий родителей.

Этапы формирования и виды памяти

Память человека работает как отражение нажитого опыта и состоит из 3 процессов:

  • запоминания информации;
  • сохранения в памяти;
  • воспроизведения.

Запоминание информации представляет собой появление и закрепление в коре мозга материала, который представлен в виде нервных импульсов, переходящих по клеткам друг к другу. В ходе этого процесса получаются связи между старыми и новыми путями. Появляется ассоциация – образование связи фактов и происходящих событий между объектами и явлениями в сознании, закрепляющиеся в памяти человека. Ассоциация необходима для развития психической зрелости человека и запоминания материала.

Сохранение информации происходит в виде энграммы. Это такой вид следа памяти или физическая привычка, в установлении которой участвуют клетки головного мозга. Энграмма сохраняется на протяжении всей жизни человека, но ее вспоминание — это тяжелый и трудоемкий процесс. Эта проблема легко решается благодаря тренировке памяти специальными упражнениями. Чем больше занятий, тем лучше растет связь между клетками нервов, они становятся устойчивыми и тогда легко извлекать энграммы из памяти.

Воспроизведение – это образование в сознании уже полученной информации, повторение выученных действий. Воспроизведение помогает лучше и без посторонней помощи вывести информацию. Но для этого понадобится многократное повторение материала.

Принято различать несколько видов памяти. В основе этих классификаций лежит 3 главных признака:

  1. Период сохранения информации. В этот признак входит кратковременная и долговременная память.
  2. Уровень регуляции памяти. Здесь память разделяют на произвольную и непроизвольную. Произвольная требует для запоминания затрат усилий человеком, непроизвольная получается сама по себе.
  3. Объект памяти. Сюда входят следующие разновидности памяти:
  • образно-наглядная – помогает запомнить внешность, звуки, цвета;
  • словесно – смысловая – помогает запомнить материал на слух;
  • эмоциональная – запоминает эмоции и чувства;
  • двигательная – запоминает движение и действия.

Особенности развития памяти у детей

Внимание и память детей зависит от ряда факторов. Сюда входит возраст, чем больше лет, тем легче ему запоминать информацию. Это происходит благодаря развитию памяти вместе с ростом и в совершенствовании способов ее применения. У детей постарше, получается, запоминать информацию без особого труда, опираясь на естественные способности.

Ребята от 12 лет и взрослые при запоминании используют специальные приемы, которые помогают найти связь между новым материалом и пережитым опытом, находят ассоциации и сопоставляют факты. Эти способы облегчают закрепление информации и помогают легче ее вспомнить.

Полученные знания также влияют на качество памяти. Чем выше уровень интеллектуальных способностей, навыков к размышлению, тем легче и больше он может запомнить. Улучшить и развить память школьник может самостоятельно в ходе взросления, повышая интеллектуальные способности и кругозор.

Почему появляется невнимательность и у ребенка плохая память:

  • Отсутствует интерес и умение правильно использовать способности к запоминанию. Развитие этих навыков тяжелый процесс. Начинать тренировку нужно с раннего детства, с возрастом меняя тактику и упражнения.
  • Психические или физические заболевания. У ребенка плохая память может проявиться вследствие перенесенного стресса, недосыпания, постоянного умственного напряжения. Это в дальнейшем приведет к рассеянности и забывчивости.
  • Неправильное питание, недостаточность кислорода. Отсутствуют регулярные прогулки и правильное питание, что негативно сказывается на памяти и нормальном функционировании мозга.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 3–6 лет

В 5–6 лет происходит быстрое развитие внимания. Ребенок хорошо и быстро запоминает интересную ему информацию, небольшие стишки. Пытается самостоятельно поставить перед собой цель и хочет ее достичь. Чадо следует всегда поддерживать в начинаниях и при необходимости ему помогать, делать с ним домашнее задание или играть в развивающие игры.

Этот возраст лучше подходит для развития тактильной памяти и изучения иностранного языка. Улучшить память помогут специальные упражнения для запоминания.

«Игра в ассоциации»

Предложите ребенку поиграть в интересную игру – слова, которая ему обязательно понравится и поможет улучшить внимание. Для этого придумывается 10 слов пар, одинаковых по смыслу и медленно повторяются ребенку, чтобы он запомнил. Затем произносите первое слово, а ребенок должен назвать вторую пару и так со всеми словами. Например, озеро – лягушка, дача – огород, море – ракушка.

«Поход на рынок»

Поиграйте с ребенком в игру, в которой ему нужно «пойти» на рынок за продуктами. Составьте ему список из 10 продуктов, которые он там купит. Продавцом побудет один из родителей, который и проверит, как правильно запомнил продукты ребенок.

«Что это?»

Это игра на развитие тактильной памяти. Завязываем ребенку глаза и кладем ему в ручку небольшие предметы. Малыш должен отгадать, что это за предмет, не развязывая глаза. После нескольких минут отгадывания просим повторить предметы, которые он потрогал в первоначальном порядке.

Игры и упражнения для развития памяти у детей 6–10 лет

Возраст 6–10 лет характеризуется развитием непроизвольного внимания, в школе происходит первое испытание памяти и внимательности. Кругозор продолжает расти, вместе с ним расширяются интеллектуальные способности. Если у ребенка страдает внимание или не получается выполнение домашнего задания, не нужно его ругать или делать замечания, лучше выяснить причину неудач и постараться совместными усилиями их исправить.

Выполнять упражнения нужно в веселой дружной компании, ни в коем случае не заставлять делать их насильно. Это не принесет никакой пользы, только оттолкнет от занятий.

«Зоопарк»

Игра проводится в компании детей. Один ребенок начинает другие продолжают. Игра начинается с фразы «Сегодня были в зоопарке, видели там льва» и так далее по порядку каждый другой ребенок повторяет названных животных и добавляет свое. Игра длится до первой ошибки.

«Запоминаем и рисуем»

Для этого упражнения понадобится пустой лист бумаги, ручка и несложная интересная картинка. Показываем ребенку картинку, в течение нескольких минут он должен внимательно на нее посмотреть и запомнить то, что там нарисовано. Затем просим нарисовать на листке то, чего не было на рисунке. К примеру, на картинке нарисован дом без окон, значит, ребенку надо нарисовать окно.

«И я»

В этом упражнении нужно проявить фантазию не только ребенку, но и родителям. Придумываем историю и на паузе делаем условный знак, хлопок или стук. В этом месте ребенок должен произнести фразу «и я», но лишь в том случае, когда это действие способен выполнить человек. Например:

— Мальчик Паша пошел в гости к бабушке.

-И я.

-По пути он нашел кошку и взял ее с собой.

-И я.

— Кошка обрадовалась и замурчала (ребенок должен промолчать).

«Самый наблюдательный»

Это упражнение помогает улучшить память и внимание. Упражнение интереснее проводить с большим количеством детей. Они должны друг за другом назвать предмет, сочетающий в себе конкретный признак, например, дети называют только квадратные предметы или только красные. Тот, кто ошибается или повторяется, выбывает из игры.

«Веселая прогулка»

Игра помогает улучшить память, внимательность и воображение. Для этого понадобится тетрадь или альбом, фломастеры. После прогулки с ребенком предложите ему нарисовать все, что он видел на улице. Если ребенок что-то забыл можно ему немного помочь, задавая наводящие вопросы.

Развитие памяти в 10–12 лет

В 12 лет происходит наивысший этап развития логики и памяти у детей. Родителям следует продолжать занятия, дальше развивая внимание и интеллектуальные способности своих отпрысков. Острый вопрос как научить ребенка пересказывать в возрасте 8–12 лет можно устранить простым, но очень эффективным способом – читать больше книг. Ребенок должен меньше времени проводить за компьютером и телевизором, больше читать, играть с друзьями, рисовать.

Улучшить и развить память поможет занятие спортом. Освоение новых навыков натренирует и улучшит память намного эффективнее. Вид спорта должен нравиться ребенку, если нет желания заниматься, попробуйте отдать его в музыкальную школу.

Хорошей привычкой считается заучивание наизусть стихов или прозы. Ребенок должен периодически выучивать новые стихи и рассказывать их родителям. Есть много развивающих игр, которые помогут улучшить внимание и словарный запас, это «Судоку», «Эрудит», «Монополия». Главное для родителей это найти общий язык со своими детьми, делать с ними домашнее задание, регулярно выполнять занятия в виде игры и проблема запоминания сама сойдет на нет.

yourspeech.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *