Свистулька из соленого теста – Как мы лепили из солёного теста – Ярмарка Мастеров

Как мы лепили из солёного теста – Ярмарка Мастеров

11 мая прошёл второй мастер-класс в Арт-Студии «Smartville». В этот раз мы обратились к теме русской глиняной игрушки. Наша земля очень богата народными промыслами и я никак не могла обойти эту тему стороной. Мы лепили с детьми лошадку отталкиваясь от образа дымковского коня. Как выяснилось, современные дети совсем не знакомы с этим направлением и пришлось просвещать их недолгим, но весьма интересным рассказом:

Из истории:

Изготовление глиняных игрушек – особый русский народный промысел. Мастера-игрушечники чаще всего изображают женские фигурки: кормилец, водоносок, птичниц, а так же зверей: коня, козла, барана. Встречаются всадники на коне, гусары. Самыми известными считаются: дымковская, филимоновская и каргопольская игрушки.

Дымковская игрушка

Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. В прошлом изготовление дымковской игрушки было семейным промыслом. В летние месяцы заготавливали глину, толкли вручную или растирали в краскотерках комовой мел, в остальное время — лепили, сушили, обжигали изделия, белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали. А весной на лодках привозили дымковскую игрушку в город на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых.

Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах.

Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Неразбавленные яркие краски создают ощущение радости жизни. Узоры имеют простые геометрические формы: круги, клетку, волны. В целом в каждой игрушке может быть использовано до 10 цветов. Вплоть до сегодняшнего дня дымковская игрушка изготавливается вручную, каждая игрушка – неповторимая авторская работа. По-прежнему основными мотивами дымковской игрушки являются кони, барыни, индюки, бараны, петухи, олени, а также групповые композиции.

Филимоновская игрушка

Родились эти игрушки в селе Филимоново, Тульской области. Промысел этот возник оттого, что места эти богаты глиной: белой, красной, розовой, черной. В отличие от Вятских они имеют более вытянутые пропорции. Чаще всего это были свистульки: звери, птицы, барыни, солдаты. Мастера у всех игрушек сильно вытягивали шеи, так что коровы и медведи больше походили на жирафов. Все фигурки после обжига раскрашивались разноцветными полосками: красным, желтым и зеленым цветами. Роспись делалась не кистью, а гусиным пером, так гораздо удобнее и аккуратнее получалось.

Каргопольская игрушка (Архангельская обл)

Каргопольская игрушка имеет узнаваемый стиль, типажи и роспись. Каргопольскую игрушку можно назвать действительно народной, потому что ее исполнение достаточно свободное. Мастера создавали своеобразные женские фигурки, фигурки животных, а так же жанровые сцены деревенской жизни «Мужики на рыбалке», «Девушка за стиркой», «Тройка» и так далее. Современные мастера могут придумывать свои сюжеты, тем не менее, общие признаки каргопольской игрушки сохраняются, новые формы прекрасно вписываются в традицию. Большинство каргопольских игрушек дореволюционного времени не сохранились — ведь очень долго мастера просто не осознавали масштаба своего дарования и отдавали свои творения детям на забаву.

Известно, что в 19 в. большинство мастеров каргопольской игрушки проживало в деревне Печниково. Однако еще до революции этот художественный промысел стал постепенно исчезать. В 30-е гг. одним из немногих мастеров каргопольской игрушки оставался потомственный гончар Иван Дружинин, работы которого считаются до сих пор «классическими». В 50-е гг. каргопольскую игрушку лепила и вовсе одна только Ульяна Бабкина. Именно благодаря ей Союз художников РСФСР, наконец, заинтересовался каргопольскими глиняными фигурками.

Традиционная роспись каргопольской игрушки – это выбеленная фигурка, разноцветно расписанная, но без лишних деталей, безо всякого «глянца». Краски, несмотря на наличие разных, в том числе ярких, цветов, выглядят достаточно приглушенно. Роспись лица очень условная, как бы «плоская».

Изначально игрушки были очень хрупкие, краска сразу стиралась, так как раскрашивали эти игрушки ржавчиной и сажей. Узор был совсем простой: чёрточки, крестики, точки, линии, круги. Но, несмотря на простоту узоры несли смысловую нагрузку: Крест — солнце, ростки — растения, волна — река и т. д.

10 мая я провела серьёзную подготовку к этому мастер-классу. Вылепила, обожгла и расписала несколько игрушек . Вот фотоотчёт как это было:

По рецепту: 2 чашки муки+ 1 чашка мелкой соли+ 2/3 чашки воды замесила тесто

отщипнула небольшой комочек и захотелось мне первым делом слепить индюка

В хвост я вставила плоский круг из фольги, для того чтобы он был лёгким и держал форму

Дальше пошло оформление хвостика, головы и лепка крыльев:

После того как мой индючок высох в духовке ( это заняло около 2,5 часов при температуре 100 градусов), я его расписала акриловыми красками:

Но лепить индюка довольно сложно для детей . Для начала подходит больше конь:

На фото видно, что внутрь я вставляла «скелетик из фольги». так лошадка лучше сохранит форму

При оформлении игрушек можно использовать стеки и деревянные палочки, которые оставляют красивые оттиски.

Для того чтобы конь лучше стоял, можно использовать фольгу или согнуть картон треугольничком.

Конечно и конь был расписан в традициях дымковской игрушки

В итоге , когда всё высохло и собралось в единую композицию получилась красота:

Детям очень хотелось поскорее начать работать с тестом. Оказалось, что это совсем непростое занятие, многие пришли в уныние от того, что тесто стало будто сплывать вниз. В работе мы использовали «скелетик» из фольги. Без него сделать цельную фигурку из соленого теста практически невозможно. Самое сложное было поставить лошадку на ножки. У девчонок они оплывали вниз, сгибались и вовсе отваливались от туловища. В конце занятия всё таки удалось вытянуть работы на нужный уровень. Сейчас они проходят сушку и после нее мы будем все вместе расписывать наши игрушки.

Кто то так сильно волновался… это было заметно даже по взгляду. Да… объёмная лепка из солёного теста — занятие довольно непростое..

Фотографии детских работ я обязательно выложу, но чуть позже, когда маленькие авторы поколдуют своими волшебными кисточками над высохшими фигурками.

www.livemaster.ru

Лепим свистульку

23
Май

Рубрика: Лепка     Комментарии: 1


Просматривая старые журналы «Работница», наткнулась на статью «С папой слепим свистульку» автора В. Рысцова — гончара, народного мастера. Материал на мой взгляд интересный. Где довольно просто и пошагово описан процесс лепки из глины свистульки, которую можно слепить со своим ребенком. Надеюсь, что кому-то он пригодится.

Итак для того чтобы слепить свистульку не нужна какая-то «особая» глина. Нужно взять самую обычную глину и тщательно её размять. Начать лепку можно с самой простой свистульки-петушка. Самое основное правило свистульки, чтобы она была полая. Как этого добиться? Первое — это кусочек глины скатать в шарик диаметром 3 см. Затем шарик сплюснем и раскатаем в круглую лепешку. Вспомните процесс лепки вареников. Ещё раз — главная наша задача чтобы вареник был полый внутри.

 

 

 

 

 

 

 

Хорошенько заделываем шов. Для этого необходимо смачивать пальцы чтобы они были постоянно мокрыми.

 

 

 

 

 

 

Далее на этой заготовки надо акуратно сформировать три округлых отростка для головы, хвоста и ног, не забывая смачивать пальцы и поглаживаниями двигать глину от центра к краям в трёх напрвлениях. Для ножек отросток должен быть короче, чем для головы и хвоста. После этого даем своей заготовке подсохнуть.

 

 

 

 

 

 

 

Пока поделка подсыхает надо выстругать деревянную палочку с острым краем для прокалывания полости. Проколы сделать как показано на рисунке их должно быть два и от этого зависет будет ли свистеть игрушка.

 

 

 

 

 

 

Готового петушка нужно обжигать в течение двух часов при температуре необходимой для выпечки пирогов и оставить в духовке до полного остывания. И хотя игрушка после обжига все-таки боится воды, но приобретает достаточную прочность. После этого свистульку можно раскрасить, а можно и оставить так. Также можно проколоть и третье отверстие в боку игрушки, которое можно то закрывать, то открывать и свистулька будет ещё и пиликать.

По материалам журнала «Работница».

Подпишись на мастер-классы и

получи книгу «Поделки своими руками» в подарок

Поделись статьей с друзьями:


Ранее в этой же рубрике:

kolobok-kolobok.ru

МКтехнология изготовления свистульки | Страна Мастеров



Поделиться:

инструменты для изготовления свистульки: 1-игла; 2-отрезание; 3- срезание с наружной; 4-подрезание с внутренней стороны; 5-зачистка полости; 6-пичужка; 7-штампы (слева направо: профилированная палочка, деталь корпуса шариковой ручки, крышка от тюбика зубной пасты, тонкостенная трубочка, гильза патрона строительного пистолета, зубчатое колёсико).

Муфельная печь.

Возьмём кусок приготовленного глиняного теста и придадим ему форму шара Ø 40-50мм.

Удерживая заготовку в ладони левой руки, большим пальцем правой сделаем углубление и расширим его до образования полости с толщиной стенки около 10мм.

Продолжая удерживать заготовку левой рукой, сгаживающими движениями большого пальца правой руки от себя, вытягиваем глину, одновременно поворачивая заготовку по всему периметру полости.

С помощью пичужки протыкаем в мундштуке отверстие таким образом, чтобы её конец вышел на поверхность под некоторым углом на расстоя нии 20-30мм от устья.

Осторожго вытащим пичужку, и трубкой Ø 8-10мм проткнём оверстие в полость свистка в том месте, где конец пичужки вышел на поверхность. Теперь вынимаем трубку вместе с образовавшеёся в ней глиняной пробкой, которую выталкиваем тупой деревянной палочкой.

Теперь приступим к настройке свистка. С помощью иглы срезаем слой глины с наружной и внутренней части края отверстия, образованного трубкой, таким образом, чтобы получился острый клин. При этом нужно тщательно очистить полость свистка от комочков глины с помощью иглы (см. 1). В правильно изготовленном свистке канал, образованный пичужкой, должен еаходиться напротив острия клина. Проверим звучание свистка. Для изменения тональности звука, проколим трубкой Ø 3-3 мм отверстия в полость свистка. Закрывая и открывая эти отверстия пальцами, вы услышите переливчатый свист.

Изготовив свисток, приступим к лепке символической птички. Сделаем заготовки для головы и ножек, придадим свистку форму туловища. Смазав кисточкой сопрягаемые поверхности шликером (раствором глины в воде до сметанообразного состояния), соединим детали и пальцами руки сгладим места примыканий.

Декорируем наше изделие (предварительно дав ему немножно подсохнуть) методом вдавливания в влажную глину штампиков.

До и после обжига.

 

 Процесс изготовления игрушки-свистульки
индивидуален для каждого мастера, поэтому не существует единой технологии.
Предлагаю использовать сравнительно простую технологию, опробованную автором на
кружковых занятиях в условиях школы. Такие занятия приобщают детей к мировой
культуре, вырабатывают усидчивость, настойчивость, художественный вкус, развивают
моторику рук.

Нам понадобится материал,
инструменты и печь для обжига. Материал у всех под рукой (вернее под ногами),
инструмент можно легко сделать,  а, если  нет  печи – тоже не беда: я расскажу, как без нее
обойтись. Главное иметь очень большое желание и немножко таланта.

Материал

Как и всю керамику, свистульки
делают из керамической массы (или глиняного теста). Основной состав
керамической массы – это глина. В природе она встречается очень часто различных
цветов, но, как правило, при обжиге ее цвет меняется на красный или белый.
Отсюда и название – красножгущаяся и беложгущаяся. Наибольшее распространение
имеет красножгущаяся. Это, пожалуй, самый распространенный материал на Земле.
Пласты глины часто выходят на поверхность по берегам рек, озер и склонов
оврагов. Ее можно встретить даже в городе при рытье котлованов под
строительство дома или при ремонте водопроводов. Но природную (или живую глину)
не всегда можно использовать для изготовления керамических изделий, т.к. она
часто содержит примеси: песок, мелкие камни и др. Глина, содержащая до 5%
песка, называется жирной, а до 30% — тощей. Для изготовления свистулек пригодна
глина средней жирности включающая 10-15% песка. Глина, прошедшая определенный
технологический процесс подготовки для изготовления гончарных изделий,
называется керамической массой или глиняным тестом. На промышленных предприятиях
для этих целей применяются сложные машины: шаровые мельницы, грохоты, прессы и
др. Но для приготовления ее в небольших количествах можно воспользоваться
упрощенной технологией. Вот ее основные этапы:

1.      
Накопать глину в карьере заступом.
Предварительно небольшой ком этой глины нужно обжечь и убедиться, таким образом,
в пригодности месторождения.

2.      
Разложить комки на чистой поверхности и
высушить.

3.      
Измельчить молотком и удалить механические
примеси (камешки, щепки, былинки и др.).

4.      
Растворить измельченную массу в ведре с водой
(одна часть глины и три части воды). Тщательно размешать раствор мутовкой.

5.      
Дать отстояться до тех пор, пока в нижней части
осядут более тяжелые частички (песок и камешки), а в верхней – осветленная
вода. Осторожно слейте воду.

6.      
Вычерпать глину (средний слой) и поместить ее в
гипсовую ванну (можно и в ведро, но процесс замедлится).

7.      
Высушить до консистенции густого теста
(перестанет прилипать к рукам).

8.      
Произвести перемин глины для удаления пузырьков
воздуха.

9.      
Проверить качество: скатать валик Ø 15-20 мм и
медленно его согнуть пополам. Если в месте перегиба не будет трещин или их
мало, из такой массы можно делать свистульки.

10.  
Готовый материал поместить в полиэтиленовый
пакет и надежно его закрыть. В таком состоянии он может сохраняться несколько
месяцев. В подсохнувшую массу добавляют немного воды и переминают.

 

Мои советы: если Вы хотите сделать
всего лишь несколько свистулек, попытайтесь из доступной Вам глины, не
подвергая ее вышеописанной обработке. Бывают такие месторождения, в которых
сама природа это сделала.  А если не
получится, тогда уж попытайтесь подготовить сами.  Есть и другие способы приобретения материала:
можно достать в предприятиях, изготавливающих керамические изделия, на кирпичном
заводе, в кооперативе, у народных мастеров — гончаров и т.д.  На Западе есть магазины, в которых можно приобрести
керамическую массу для любых изделий. 
Наверное, можно ее покупать и в интернет — магазинах.

 

 

Инструменты и
приспособления.

                Основные
инструменты при лепке – это руки мастера. Но потребуются и специальные. К ним
относится игла, пичужка, трубочки и штампики.

                Игла
служит для подрезания и отрезания материала, а так же для извлечения из полости
свистка лишних кусочков глины. Рабочей частью служит не только острие, но и
стержень. Ее можно сделать из стальной проволоки Ø1,5-2 мм. Опытные мастера
используют для этих целей иглу от медицинского шприца.

                Пичужка
– это палочка из твердой породы древесины. Служит для протыкания канала в
мундштуке.

                Трубки
служат для протыкания отверстий в полость свистка. Нам понадобится одна тонкая
Ø 3-4 мм (можно использовать стержни от шариковых ручек) и другая, более
толстая, Ø 8-10 мм (делают из вышедших из строя зонтиков, телескопических
антенн телевизоров и радиоприемников  и
других бросовых предметов ,имеющих тонкостенные трубочки).

                Штампики
служат для декорирования методом вдавливания в сырую глину. В качестве них
используют крышки тюбиков от зубной пасты, гильзы патронов строительного
пистолета, детали корпусов шариковых ручек, деревянные палочки с концами
различной геометрической формы и другие предметы.

                Еще
понадобятся подкладные доски, на которых располагают материал, инструменты и
выполняют работы по лепке. Их можно изготовить из пластмассы или древесины,
пропитанной горячей олифой.

 

Печь для обжига.

Обжигать свистульки  можно в муфельной печи, которой обычно
оснащаются школьные мастерские. Хорошо, если она снабжена прибором контроля
температуры нагрева. Есть и специальные печи для обжига керамических изделий,
управляемых компьютером. В этих печах задается программа этапов обжига и далее
она автоматически ее выполняет. Стоят такие печи очень дорого. Их можно
приобрести через интернет- магазины. Но, если у Вас нет даже муфельной печи, а
свистульку сделать очень хочется, можно поэкспериментировать: попытаться обжечь
в костре, духовке или газовой плите. Качество, конечно, не то, но вполне
прилично. И, в крайнем случае, свистульку можно только высушить. Она становится
довольно прочной, хорошо свистит, но разрушится от попадания воды.

                Внимание! Электрическая печь для обжига должна иметь защитное заземление. Нужно
соблюдать осторожность при обжиге, т.к. корпус печи, особенно в области дверцы,
нагревается до высокой температуры. Разгрузку печи делать только после полного
ее остывания.

 

Лепка и декорирование
свистульки «Птичка»

            См. изображения и пояснения 3
– 10

 

 

Сушка.

Перед обжигом изделие нужно хорошо высушить. Недостаточно
или неправильно высушенное изделие может лопнуть или треснуть. Для сушки его
ставят на полку таким образом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи. Процесс
длится 3-5 суток (в зависимости от температуры окружающей среды и массы
изделия). Высушенная свистулька приобретает характерный серый цвет и
определенную прочность.

 

Обжиг.

Обжиг – это последняя и самая ответственная операция. Ошибки
при обжиге приводят к неисправимому браку: трещинам, сколам, обугливанию и др.
Существует много способов обжига, но для школьных условий наиболее подходящим
является в муфельной печи.

Необходимо учитывать, что даже после длительной сушки в
изделии содержится небольшое количество влаги. При интенсивном нагревании
образуются газы, которые могут разорвать его. Поэтому, процесс обжига состоит
из нескольких этапов: предварительный нагрев (до температуры около 200
градусов), выдержка, последующий нагрев до 900 градусов и остывание вместе с печью.
После обжига свистулька приобретет цвет кирпича.

               

 

 

stranamasterov.ru

Мастер-класс по изготовлению свистулек из глины

Глина очень широко известный природный ископаемый материал. Чаще всего во время занятий в художественных школах дети изготавливают свистульки из глины своими руками. Встретить такие игрушки в продаже можно крайне редко, поэтому можно не полениться, а сделать такую свистульку самим у себя дома. И конечно же, стоит отметить что игрушки, сделанные из такого природного ресурса совершенно безопасны в отличие от многих других современных материалов.

Свистулька птичка

Об изготовлении свистулек знают, конечно, не многие, но наверно каждый хоть раз видел, как лепятся такие игрушки. Сделать свистульку птичку поможет поэтапный мастер-класс.

Материалы:

  • Глина.
  • Печь для обжига.
  • Палочки.
  • Стека.

Ход выполнения работы:

  1. Из глины влажными руками начинаем катать шар размером не больше куриного яйца.
  2. Ровно посередине делаем вмятину, используя для этого большой палец руки, должен получиться полусогнутый блин.
  3. Оборачиваем получившимся блином палец.
  4. Не снимаем заготовку с пальца, формируем голову будущей птички.
  5. После снимаем свистульку и соединяем края, но следим за тем, чтобы внутри оставалось пустое место.
  6. Используя воду, намочите руки, и пригладить бока.
  7. Вырезаем в хвостовой части свистка отверстие.
  8. Накладываем палочку сверху отверстия и жгутик из глины перекидываем через неё.
  9. Сразу же пробуем свисток в деле, и производим коррекцию звука, если он не нравится. Это можно делать, уменьшая или увеличивая отверстие.
  10. Отдельно делаем влажными руками такие элементы декора, как лапки, клюв, глаза, гребень петушку, и прилаживаем их к свистку, используя для этого воду.
  11. По боковым частям делаем выемки, применяя стеку.
  12. Используя губку, смоченную водой, сглаживаем все неровности игрушки перед обжигом. Она должна принять окончательный вид.
  13. Оставляем для высыхания глины примерно на 4 часа, после чего приступаем к обжигу. Для этого выкладываем игрушку в печь на температуру более 800 градусов.

Свистулька петушок готова к использованию.

Лошадка свистулька

Очень красивая и интересная лошадка свистулька может получиться, если сделать её в Дымковском стиле. Этот мастер-класс подробно разъяснит, как это сделать.

Материалы:

  • Художественная глина.
  • Доска для лепки.
  • Салфетка.
  • Ёмкость с водой.
  • Поролон.
  • Небольшой кусок полиэтилена.
  • Банка для раскатки или детская скалка.
  • Гуашь.
  • Кисть.
  • Стакан для воды.

Описание процесса работы:

  1. Берём небольшой кусочек глины и скатываем шар. Кусочек не должен быть больше чем кулак у ребёнка иначе ему будет неудобно делать свистульку.
  2. Делим шар поровну.
  3. Из одной половины катаем снова шар.
  4. Другую половину делим пополам, и потом ещё один раз делим.
  5. Берём два одинаковых кусочка, и катаем шарики, а из них делаем два конуса. Они будут служить ножками лошадке.
  6. Затем из куска большего по размеру, катаем голову, она должна быть вытянутой с шеей вместе и загнутой мордочкой.
  7. Взяв два оставшихся кусочка, сделаем ушки и палочку-гриву.
  8. Выкладываем большой заготовленный шар на пакет и раскатываем скалкой в тонкую лепёшку.
  9. Скатываем её в конус, аккуратно поджимая края, друг к другу. Закручиваем их, придавая красивую округлую форму, сглаживаем пальцами рук. Делаем ровно посередине снизу круглое сквозное отверстие.
  10. Туловище должно приобрести форму моркови, и быть полностью полым. Откладываем в сторону для высыхания.
  11. Детали друг к другу прикрепляем, используя воду, их нужно как бы вкручивать. Смачиваем поверхности стыка водой и приглаживаем.
  12. Для начала соберите ноги и туловище, затем голову, уши и гриву.
  13. Взяв поролоном, промокните его водой, и как следует, сгладьте все неровности и шероховатости глины. Не бойтесь, что-то делать, всё можно поправить, если в итоге вам не понравится.
  14. Сгладив все неровности, ставим обжигать игрушку в духовку или печь для обжига.
  15. Когда игрушка вернётся из печи, нужно будет её только раскрасить, для этого с начало покрываем её белой краской. Потом после высыхания начинаем наносить остальные цвета, постепенно просушивая каждый в отдельности, иначе все может смазаться.
  16. Уши и гриву рисуем чёрным цветом. А также им прорисовываем мордочку с глазами и копытца.
  17. По туловищу рисуем круги разных тёплых цветов. К примеру, красные, оранжевые и жёлтые. Вот и все свистулька-лошадка готова, а будет она называться Дымковская игрушка.

Глиняный гусь

Делать глиняную игрушку в этот раз будем в Дымковском стиле. Такие игрушки считались шумовыми и имели отличия от всех остальных изготавливающихся в давние времена. Создаваться она будет в два этапа это изготовление и непосредственно раскрашивание игрушки.

Для работы потребуются:

  • Художественная глина.
  • Вода.
  • Краски.
  • Печь для обжига.

Поэтапное выполнение работы:

  1. Каждая игрушка, создаваемая в дымковском стиле, имела основание, поэтому сначала вылепим его для нашего гуся.
  2. На основание нужно слепить туловище гуся и вытянуть сразу из него шею с головой и клювом.
  3. К туловищу нужно прилепить два крыла. Их делаем из небольших скатанных глиняных шариков. После придания им формы приделываем их к телу гуся.
  4. Скатав ещё один небольшой шарик из глины, делаем кепку и приглаживаем её к голове птицы.
  5. Ставим в печь на обжиг нашу заготовку для игрушки.
  6. После того как произошёл обжиг можно приступить к окрашиванию гуся.

В давние времена все дымковские игрушки окрашивали натуральными красителями, а мы в современном мире можем заменить их акриловыми красками. Окрашивание, так же как и изготовление будет происходить в два этапа. Первый этап — это нанесение белого фона на игрушку, а второй окончательная разрисовка.

Очень важно покрыть белой краской игрушку как минимум 2—3 раза, не жалейте краски и времени на высыхание. В итоге на такой хорошей белой базе получиться отличный и сочный основной рисунок, а на меньших слоях он будет блёклым. Как следует, просушите игрушку с нанесённым белым фоном на неё.

Пока основа сохнет, рекомендуем потренироваться на обычном листе бумаги разукрасить эскиз будущей игрушки. Так, и ориентироваться потом будет легче в процессе окрашивания, и рука уже будет натренирована.

  1. Окрасьте основание в светло-зелёный цвет.
  2. Им же окрасьте хвостик птичке.
  3. Клюв, шапочку выкрасим красным оттенком.
  4. Прорисуйте глаза и раскрасьте их жёлтым цветом.
  5. Выделите крылья, нанеся по их периметру окрас перьев или можно сделать точки.
  6. Всё туловище украшаем геометрическими фигурами в основном кругами. Они чаще всего использовались в такой росписи.

Не смешивайте цвета друг с другом, в этом стиле все оттенки были натуральные и красивые.

Обезьянка из солёного теста

Для того чтобы слепить что-то необязательно покупать глину. Да и обжечь её не у всех есть возможность. А вот сделать игрушку из соленого теста может каждый.

Для теста потребуется:

  • Мука 200 гр.
  • Соль 1 ст.
  • Вода 4 ст. л.
  • Масло растительное рафинированное 1 ст. л.

Размешиваем как следует муку с солью. Постепенно вольём масло и следом за ним воду. Как следует, вымешиваем, оно не должно прилипать к рукам, но следите за тем, чтобы также не начало крошиться. В том случае, когда крошиться доливаем воду, а если, наоборот, липнет к рукам то муку.

Материалы для обезьянки:

  • Тесто.
  • Нить вязаная 30—40 см.
  • Акриловые краски.
  • Кисти.
  • Маленькие ножницы.
  • Термопистолет.
  • Стека.

Приготовив все материалы можно смело приступить к лепке.

  1. Из небольшого куска солёного теста скатываем шар диаметром приблизительно в 3 см.
  2. Расплющиваем его рукой, превращая в овал. Из этого кругляша будем делать тело для обезьянки.
  3. Далее, катаем ещё два шара, один из них будет 20 мл в диаметре, а второй чуть более одного сантиметра. Так же как и тельце сплющиваем и превращаем в овал.
  4. Берём туловище, сверху приставляем к нему овал большего размера, на него накладываем меньше, так чтобы получилась мордочка мартышки.
  5. Из ещё двух шариков делаем ушки, их слегка углубляем внутрь.
  6. Теперь верхний овал на мордочке мартышки слегка сверху посередине дорабатываем и делаем из него как бы верхушку яблочка с выемкой.
  7. Снизу делаем выемку для ротика, а наверх где у нас доработана мордочка, сажаем круглый носик обезьянки.
  8. И также лепим небольшие круглые глаза и прикрепляем их на своё место.
  9. Используя стеку, проводим линию от носа ко рту.
  10. Прикрепляем сверху между ушек овальные пряди волос, заостряя их на концах. Сделайте чёлку мартышке неряшливой.
  11. Маленькими ножницами, слегка по всему периметру туловища делаем треугольные небольшие надрезы.
  12. Лепим из остатка теста овал небольшого размера, это будет накладка на живот. И сверху на неё прикрепляем круглое пузо нашей мартышки.
  13. Сделайте из небольшого кусочка теста бабочку. Крепим её между головой и туловищем на шее.
  14. Теперь нужно сделать ручки обезьянке, для этого возьмём кусок заготовленных ниток.
  15. Делаем надрез неглубокий с бока в туловище, и вставляем туда нити.
  16. Таким же образом приделываем ноги висюльки мартышке. На них дополнительно сделаем из солёного теста ступни, в виде треугольника слегка выгнутого. На ней спичкой делаем пять углублений, и у нас получается полноценная стопа с пальцами.
  17. Для ручки возьмите треугольник чуть компактнее и мене вытянутый, и сделайте такие же вмятины спичками в количестве пяти штук по кругу. В каждой лапке делаем спичкой отверстие перед постановкой на сушку.
  18. Размешаем все детали по отдельности на поддон и присыпаем мукой, выставляем в духовке температуру 180 градусов не более, и оставляем на 25−30 минут.
  19. Как только вы увидите лёгкий румянец на ней, значит, можно вынимать игрушку из печки.
  20. Вытаскиваем и раскладываем на доску, ждём, когда остынут заготовки.

Раскрашивать можно любыми имеющимися у вас под рукой красками. Тело красим коричневым, бантик красный, мордочку и живот жёлтым цветом. Используя клеевой пистолет, прикрепляем все высохшие детали на свои места.

Берём небольшую палочку и обматываем нитками, делаем своеобразную лиану. На неё приклеиваем обезьянку и подвешиваем туда, где она будет постоянно висеть. Если хотите, то приклейте к ней неширокий магнит, и она будет жить на холодильнике.

Петушок из пластилина

Лепить можно не только из глины или теста прекрасный материал, который в дальнейшем, даже не требует никаких окрашиваний и сушки это пластилин. Занимаясь лепкой из пластилина с детьми можно привить любовь к трудовой деятельности. Развить моторику очень важную для речевого восприятия ребёнка. А также не забывайте о творческом процессе и многогранной детской фантазии.

Материалы для лепки:

  • Пластилин.
  • Доска для лепки.
  • Стека.
  • Спички.

Пошаговое описание изготовления игрушки:

  1. Скатываем шарики из жёлтого пластилина разные по размеру.
  2. Соединяем их между собой.
  3. Разглаживаем место соединения пальцами, так чтобы они стали единым целым.
  4. Должна получиться голова, шея и туловище петуха.
  5. Вытягиваем овал, загибая голову кверху. Используя стеку, делаем насечки, прорисовывая перья у птицы.
  6. Далее, берём пластилин красного оттенка. Делаем небольшой овал и крепим сверху, а внизу на голове два полукруга это будут гребни петушка.
  7. Сверху к нижним гребням прилаживаем клювик из жёлтого пластилина.
  8. Два чёрных кружка размешаем на месте глаз.
  9. Сделаем по жгутику из всех цветов, что есть пластилин в коробке, собираем их в букет. Потом прикрепляем к туловищу птицы. Это будет шикарный и раскидистый хвост.
  10. Чтобы прикрепить крылья к петушку делаем из красного пластилина две треугольные лепёшки. Формируем из них крылья нужного размера и крепим к туловищу.
  11. Взяв две спички, отрезаем их пополам. Вставляем в петушка и снизу надеваем по красной лапке.

Пластилиновый петушок без какой-либо дополнительной обработки готов.

hendmeid.guru

Игрушки из солёного теста

ИГРУШКИ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Такие игрушки (колобки, свистульки, коровки, бегемотики) детишки с удовольствием лепят своими руками, а потом ими можно играть или даже дарить как сувениры

КАК ПРИГОТОВИТЬ ТЕСТО

Вам понадобятся: соль «Экстра», пшеничная мука, растительное масло, вода, большая миска, стакан и столовая ложка.

Всыпьте в миску 1 стакан соли и 1 стакан муки и перемешайте соль с мукой столовой ложкой. Затем влейте 1 столовую ложку растительного масла и полстакана воды, перемешайте ложкой и месите руками до однородного состояния так же, как обычное тесто. Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее.

Кисель делают так:
1 столовую ложку крахмала растворите в 1/2 стакана холодной воды. А еще 1 стакан воды нагрейте в маленькой кастрюльке до кипения. Влейте в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозрачным, выключите огонь. Дайте киселю остыть и влейте его в смесь муки с солью вместо воды.

Тесто может получиться слишком мягким. Тогда поступите следующим образом: смешайте на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмите ком теста к этой смеси, а затем сомните его. Поступайте так до тех пор, пока тесто не станет более плотным.

Положите полученную массу в полиэтиленовый пакет и поместите в холодильник на 2—3 часа. После этого из теста можно лепить. Если после занятий лепкой у вас еще останется тесто, то храните его в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

ЦВЕТНОЕ ТЕСТО

Часть массы для лепки можно оставить неокрашенной (она имеет светло-бежевый цвет), а часть — окрасить в разные цвета с помощью гуашевых красок. Если вы будете лепить из цветного теста, вам не придется раскрашивать готовые изделия. Это особенно важно, если лепить будут маленькие дети, которым еще трудно точно попасть кисточкой в определенное место.

Итак, вам понадобится неокрашенное соленое тесто и набор гуашевых или акриловых красок. Краски должны находиться в пастообразном состоянии. Если они засохли, добавьте в баночки немного воды и подождите, пока краска размягчится.

Возьмите в левую руку кусок теста, такой, чтобы он свободно помещался у вас в кулаке. Посередине этого куска сделайте ямочку-вмятину. Указательным пальцем правой руки зачерпните из баночки кусок пасты и поместите в это углубление.

Сомкните края вмятины так, чтобы краска оказалась внутри.

Катайте комок теста между ладонями вверх и вниз. Руки немного запачкаются, но это не беда — краска легко отмывается водой. А чтобы тесто не очень прилипало к рукам, смочите их подсолнечным маслом.

Раскатав длинную колбаску, сложите ее пополам и катайте снова. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока не исчезнут «мраморные» разводы и цвет не станет однородным. Если после введения краски тесто стало слишком мягким, добавьте в него немного соли с мукой.

Приготовьте таким образом набор цветной массы. Часть теста оставьте неокрашенным — оно будет исполнять роль белого. Тесто каждого цвета храните в отдельном полиэтиленовом пакете или в баночке из-под йогурта с плотно закрывающейся крышкой.

Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного вам оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным.

синий + белый = голубой
белый + красный = розовый
синий + розовый = фиолетовый
голубой + желтый = зеленый
желтый + красный = оранжевый
зеленый + красный = коричневый
зеленый + синий = изумрудный .

И не забудьте запастись тестом телесного цвета! Для того чтобы сделать такое тесто, добавьте в светло-розовый чуть-чуть желтого.

Излишки цветного теста, которые остаются после лепки, можно смешивать в один комок, чтобы они не засохли. В результате получится «непонятный», скорее всего серо-коричневый, цвет. Но он тоже может на что-нибудь пригодиться.

ЗОЛОТОЕ И СЕРЕБРЯНОЕ ТЕСТО

Золотое и серебряное тесто — какая роскошь! А сделать его очень просто: замешайте в тесто золотую или серебряную краску (гуашь или акрил) так же, как вы это делали с обычной. В магазинах канцтоваров также продается гель с блестками для гуаши. Его хорошо вводить в тесто вместе с золотой краской.

РАБОЧЕЕ МЕСТО И ИНСТРУМЕНТЫ

Для того чтобы лепить из теста, надо не так уж много.

Во-первых — стол. Его желательно освободить от посторонних предметов и застелить клеенкой. Кроме того, вам нужна рабочая доска. Лучше всего для этой цели подойдет кусок плотного картона, покрытый сверху листом фольги для запекания. При обжиге готовые изделия ставят в духовку, не отделяя от фольги.

На стол надо поставить 2 стакана: 1 — с водой и 1 — с растительным маслом.

Кроме того, вам понадобятся: небольшая тряпочка, кисточка для акварели, острый нож, остро заточенный карандаш, шило или толстая иголка, скалка (можно заменить ее гладкой бутылкой), колпачок от фломастера или шариковой ручки, алюминиевая фольга (для запекания или от шоколадок) ну и, конечно, соленое тесто.

Поверхность теста на воздухе очень быстро сохнет. Поэтому на рабочем столе тесто должно находиться в плотно закрытых баночках из-под йогурта или майонеза. Каждый раз берите оттуда столько теста, сколько вам нужно, а излишки сразу же складывайте обратно.

ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ

Очень многие сложные на первый взгляд изделия состоят из простых элементов. Поэтому, прежде чем замахиваться на что-либо сложное, научимся создавать шарики, колбаски, лепешки и т. д.
Чтобы сделать шарик, возьмите кусочек теста и круговыми движениями покатайте его между ладонями.
Если шарик расплющить, получится лепешка. Иногда это удобно делать прямо на изделии.
Капля также получается из шарика. Защипните шарик с одного конца и потяните. Затем, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик.
Чтобы сделать колбаску, покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад.
Если, катая колбаску, надавливать на один из ее концов сильнее, чем на другой, получится морковка-конус.
Если колбаску покатать карандашом, — получится лента. Учтите, чтобы тесто не прилипало, и карандаш и рабочую доску, на которой вы раскатываете ленту, нужно чуть смочить растительным маслом. Ленту можно сделать и по-другому — расплющить колбаску в пальцах или прямо на изделии.
Катая скалкой кусок теста по доске, вы получите пластину. И скалка и доска должны быть смазаны растительным маслом. Сделайте это тряпочкой, которая лежит у вас на рабочем столе.
Из пластин можно вырезать фигуры с прямыми сторонами, например треугольники или квадраты. Делается это острым ножом, смазанным маслом. Ведите нож медленно и плавно, чтобы на краях разреза не образовывались трещины.
На поверхности теста можно отпечатывать разные предметы, например, красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки или другую трубочку, иголку, отвертку и т. д.
Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы.
Очень эффектно выглядят отпечатки фактурных тканей, например, гипюра.
Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смочите растительным маслом, чтобы они не прилипли к тесту.
С помощью ножа на тесте отпечатывают прямые линии и отмечают пальчики на ногах, руках и лапах.
Остро заточенным карандашом отпечатывают глаза, а косо приложенным колпачком от ручки — улыбку.
Улыбку можно сделать и при помощи чайной ложки.
Красивые пуговицы, а также бисер, стеклярус, стеклышки, камешки, цепочки, нитки, лоскутки и кружева можно не только отпечатывать на тесте, но и «впечатывать» в тесто. Желательно, чтобы бисер был стеклянным, а не пластмассовым, а нитки — не синтетическими, иначе вам не удастся обжечь ваше изделие в духовке.
Обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. Но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки. Это необходимо делать и в том случае, если вы хотите добавить какие-нибудь детали к уже обожженному изделию. Кстати, таким же образом можно починить разбившиеся изделия.

Крупные изделия необязательно (а иногда и невозможно) делать целиком из соленого теста. В этом случае вам понадобится каркас. Каркасами могут служить шарики или другие формы из сжатой фольги или газеты, стянутой скотчем, а также разнообразные коробочки, баночки и стаканчики.

Каркас может быть не внутренним, а наружным, съемным.

Вытянутые в высоту формы можно делать и без каркаса, с помощью двукратного обжига.

СУШКА, ОБЖИГ И РАСКРАСКА

Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить или обжечь в духовке. Обжиг надо проводить при не очень высокой температуре, иначе изделия могут обгореть, вспучиться или изменить цвет. Время обжига, в зависимости от толщины изделия,— 30—60 минут. Если у вас в доме электрическая плита, поставьте ее на режим самого слабого нагрева. Если плита газовая, придется оставить дверцу немного приоткрытой, зафиксировав ее каким-нибудь предметом, например, скалкой.

Если у вас нет возможности обжечь ваше изделие в духовке, запаситесь терпением. На батарее или на солнце изделия (особенно крупные) высохнут не раньше, чем через неделю.

После обжига или сушки изделия из теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки. Для лакировки используйте акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6—8 часов.

www.minibanda.ru

Как слепить свистульку из глины своими руками, мастер класс, описание


Глину вынимают из земли в уже известных местах. В средней полосе России этот природный ископаемый материал можно отыскать практически везде.
Глина должна предварительно вылежаться несколько месяцев в большой емкости. В нее надо периодически подливать воду и накрывать сверху пленкой для относительной герметичности.

Возьмите вымоченную глину, разложите ее на куске ткани и высушите. Затем разбейте куски молотком до сыпучего состояния песка, положив их предварительно в мешковину. Просейте глиняный песок через сито.

Снова залейте водой в соотношении 1:2 на одни сутки. Достаньте глину и, выложив на плоскую поверхность, подсушите до рабочего состояния.

Содержание статьи

Игрушки из глины

Птичка-свистулька

Для того, чтобы слепить поделку, вам понадобится:

  • подготовленная глина;
  • печь;
  • палочки, стеки.

Наши предки в каждой деревне знали, как сделать свистульку из глины, чтобы порадовать ребятишек. Технология не утрачена, а промысел возрождается, и сегодня во многих магазинах можно приобрести востребованные глиняные игрушки. Можно сделать самим вот такую городецкую свистульку.

  1. Скатайте шарик величиной с куриное яйцо. Сделайте вмятину в центре большим пальцем руки.
  2. Оберните глиняный блин вокруг пальца. Не снимая, сформируйте голову нашей поделки.
  3. Снимите с пальца заготовку и аккуратно соедините края отверстия, сохраняя полость внутри игрушки.
  4. Сгладьте мокрыми пальцами бока свистульки.
  5. Вырежьте в нижней части хвоста отверстие.
  6. Положите палочку вдоль отверстия и перекиньте через нее заплатку из глины.
  7. Проверьте свистульку на музыкальные качества. Их можно корректировать, увеличивая и уменьшая размеры отверстий.
  8. Теперь начинается лепка декоративных деталей игрушки, используя воду в качестве клея. Вылепите лапки для лучшей устойчивости, гребешок, клюв и глаза. Нанесите стеком рисунок на крыльях.
  9. Сделайте по бокам две небольших сквозных дырочки для возможности менять тональность мелодии и извлекать не только звук, но и музыку.
  10. Влажной губкой сгладьте все шероховатости, оставьте подсыхать на 3-4 часа, а затем поставьте обжигать в печь при температуре 800оС на 8 часов.
  11. После обжига свистулька может немного изменить тональность звучания.

Костромской петушок

Принцип изготовления тот же, за исключением нескольких нюансов:

  • тонкие линии рисунка, характерные узоры и изящность обработки;
  • сырье – красная глина;
  • нанесение глазури.

Для украшения глиняной игрушки глазурью необходим двойной обжиг. Первый предварительный длится 1 час при температуре 200оС. Далее на глину наносится слой глазури, и поделка снова помещается в печь на несколько часов.

Глазурь, это стеклянный сплав (керамзит), который лучше приобрести в магазине. Кстати, наносить ее не обязательно на всю поверхность. Можно пофантазировать и сделать глазурью рисунок на свистульке.

Дымковские игрушки

Эти глиняные поделки известны по всему миру. Делаются свистульки так же, как и другие, но отличаются веселыми красками. Традиционно обожженную глину в селе Дымково раскрашивали темперой и натуральными красителями, изготавливая их на молоке и яйцах. Сейчас можно легко заменить их акриловыми красками. После того, как закончена лепка и обжиг, возьмите в руки кисть и раскрасьте дымковскую свистульку, не забывая, что основной фон должен быть белым.

www.toysew.ru

Дымковская игрушка. Мастер-класс. Соленое тесто.

Любите ли вы Дымку, как люблю ее я!
Думаю, многие ответят положительно.
Я очень люблю изделия старинных русских промыслов,
точнее я бы сказала ТВОРЕНИЯ!
Очень хотелось мне пару лет назад адаптировать тесто и попробовать
слепить дымковскую игрушку из соленого теста. Так и родился этот
мастер-класс. Сегодня будет много фоток и мало текста,
сразу извиняюсь за качество фотографий, фотографировала вечером
 да еще и на фольге((( т.к. лепила раньше всегда на фольге.

Немного истории: 
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
(Материал взят из Википедии).

Сегодня мы будем лепить Барыню:

 Нам понадобиться:
— тесто белое, рецепт ЗДЕСЬ
— фольга
— стеки
— стакан воды и кисточка
— для росписи гуашь или акриловые краски
— лак

Берем немного фольги и скручиваем конусом.
Делаем из теста блинчик и заворачиваем наш конус из фольги.
Это делается для того чтобы наша Барыня в итоге получилась
не очень тяжелой, и ее можно было бы приклеить в рамку.


Основа готова. Сверху решила сделать отдельную юбку.
Лепим рукава: скатываем подобие шариков.
Стеком в них проделываем складки.
Самое главное))) Лепим грудь! Ну что за барыня без пышных форм!
Делаем ажурный фартук.
Теперь лепим подобие корсета.
Приклеиваем водой на нужное место и зубочисткой делаем подобие
стежков.
Лепим голову. Чтобы она ровно держалась, приклейте в районе шеи
кусочек теста. Не забываем что все склеиваем водой!
Поставили головушку на место)))
Лепим кокошник на голову.
Стеком делаем его фактурным.
Прикрепляем к голове.
Обязательный элемент — серьги! Ох уж эти барыни)))
Волосы делаются либо скручиванием 2-х колбасок в жгутик,
либо, как в моем варианте, просто из шариков.
Приклеиваем водой.
На момент создания этого МК мне очень хотелось иметь ребенка,
наверное поэтому, в руки нашей Барыне я слепила аж два
ребетенка!
Вот такая красавица получилась! По мне, так можно и на этом этапе
можно остановиться)) уже получается красиво.
Сушим, как сушить читаем  ЗДЕСЬ.
Но для любителей порисовать, перейдем к росписи.
Немного теории росписи (материал взят с сайта http://dymka.teploruk.ru/article/rospis.html):
Элементы росписи — это простейшие геометрические элементы: кружки, кольца, полоски, змейки. Причудливые сочетания простейших украшений по цвету, размеру, чередований с друг другом позволяют создавать очаровательные и поразительно разнообразные композиции росписи.  При этом важно знать значение цвета. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни. символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты, правды и добра. Черный говорит о горе, неправде, зле. Красный цвет не только символ огня. но и красоты, силы, славы, здоровья. Голубой — цвет неба.


В дымковской игрушке характерно использование символики, стремящейся к красоте, правде и здоровой жизни. Все узоры в традиционной дымковской игрушке знаковые, связанные с природой, оберегами.


Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри четырех образованных от пресечения треугольниках. точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей.
Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. то между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага. (Источник — http://dymka.teploruk.ru/article/rospis.html).
 Пару фотографий процесса:
Разукрашивать подобную игрушку оказалось очень просто и увлекательно,
даже для тех, кто совершенно не умеет рисовать, эта техника окажется
посильной. Раскрашивала обычной художественной гуашью и покрыла
акриловым лаком. Про покраску и лакировку подробнее ЗДЕСЬ. А вот что у меня в итоге получилось:
Подобная работа может быть оформлена в рамку или подвешена самостоятельно,
тогда сзади необходимо в процессе лепки вставить крючок.
Такая игрушка может стать настоящим оберегом, если лепить
ее с душой и расписать со значением.

Ну вот пообещала что будет мало текста, но вот как-то
не получилось. Надеюсь, я вас не утомила и мой мастер-класс
будет вам полезен)))
Все подобные народные творения несут огромный
заряд положительной энергетики, и недаром я слепила своей барыне
двух ребетенков и юбку разрисовала в круги с точками(знак зародыша)
на тот момент я этого не знала)), наверное, она принесла таки мне удачу,
ведь через год я стала мамой!

Удачи Вам всем и вдохновения!

Другие мои мастер-классы вы можете посмотреть — ЗДЕСЬ.

solnechni-den.blogspot.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *