Стимы у здоровых детей – Стимы у здоровых детей — запись пользователя Анастасия (gerasimenkonb) в сообществе Воспитание, психология — от года до трех в категории Вредные привычки

что это такое и для чего они нужны? |

Многие аутичные дети совершают необычные повторяющиеся действия, не несущие в себе какого-либо смысла — стимы. Действия эти зачастую сильно пугают родителей. Мамочки не понимают, почему их ребенок ведет себя так неадекватно, теряются, не знают что делать.

Одна мамочка со слезами на глазах жаловалась на консультации:
– Сын всё время корчит гримасы, кусает губы, порой до крови, дергает себя за нижнюю губу, и даже не замечает этого. А ведь ему уже 7 лет. Поведение дурацкое. Детки над ним смеются. И еще бьет себя кулаками в живот. Вижу, сильно прямо лупит. Страшно даже, что повредит что-то. А ему как будто нравится. И вижу, что он это делает автоматически, неосознанно. Что за мазохизм такой?! 

Слово «стим» — это сокращение от «стимминг» (самостимуляции). 

Возможно, вы будете удивлены, но в той или иной степени, подобные поведенческие реакции присущи всем нам — то есть, даже вполне здоровым взрослым людям.

Когда вы, к примеру, постукиваете костяшками пальцев по столу, теребите ухо или кончик носа, облизываете губы, «хрустите» пальцами или накручиваете на палец волосы, ритмично притопываете, – это те же самые стимы – неосознанные действия с целью самостимуляции.

Стимы при аутизме — более интенсивные, необычные, эмоциональные.

Давайте разберемся, какую роль в жизни аутиста играет стимминг.

С самого рождения человек изучает мир всеми доступными ему методами. И при этом он обязательно должен ощущать четкую обратную связь, причем сенсорную, осязаемую.

У ребенка должна сформироваться система сенсорной связи с миром. То есть мир должен быть «знакомым на ощупь». Вот почему малыши вечно все хватают и тянут в рот. Они получают информацию о предметах доступным им способом.

Постепенно процессы освоения мира становятся все более сложными — малыш начинает ходить, бегать, прыгать. Так маленький человечек узнает возможности своего тела. Однако, он еще плохо запоминает ощущения от данных действий.

Это связано с тем, что у детей пока не до конца сформировалась система обратной сенсорной связи с миром. То есть, все эти впечатления должным образом не уложились в памяти.

И именно поэтому ребенок снова и снова «тестирует» себя — занимается самостимуляцией различными способами, стиммит.
Он ходит на цыпочках, бегает вприпрыжку, раскачивается при ходьбе, ковыряет в носу… И каждый раз получает от этих действий удовольствие. Ведь так он ощущает свое тело.

Взрослый здоровый человек не нуждаются в таком стимулировании, так как данные действия давно и прочно уложились в его голове — он получил обратную сенсорную связь и успокоился.

Однако в минуты тревоги, напряжения, ожидания, плохого настроения, многие взрослые начинают барабанить пальцами по твердым поверхностям, покачиваться из стороны в сторону, теребить волосы. И это тоже стиминг.
Так или иначе — различные способы самостимуляции проявляются при аутизме.

Мозг маленького аутиста устроен таким образом, что его система обратной сенсорной связи с окружающим миром дает сбои. В его голове полученные впечатления не укладываются, они будто бесследно исчезают или отпечатываются в памяти не так, как должны.

Сколько, бы он ни раскачивался из стороны в сторону, сколько бы ни ходил на носочках, какие бы другие повторяющиеся действия ни совершал, каждый раз он делает это как будто впервые. То есть, будто бы он родился совсем недавно. И ему вновь и вновь необходимо убедиться, что он умеет делать то-то и то-то, что он живой. Кстати, это бывает связано с переплетениями с абортированными членами рода — на несколько поколений старше вашего ребёнка.

Вот и получается, что странные способы самостимуляции при аутизме ярко проявляются.

Стимы становятся заметны, когда маленький аутист начинает подрастать, а его привычки остаются на прежнем уровне. Подросшие дети по-прежнему сосут пальцы, как младенцы, выполняют массу странных для их возраста действий, непонятных телодвижений. И это выглядит уже асоциально.

Ругать маленького аутиста за совершаемые им стимы бесполезно. Собственно говоря, эта привычка, доведенная до автоматизма, помогает ему не потеряться окончательно в окружающем его огромном непонятном мире, в котором он и так, по сути, всегда наедине с собой.

Тем более, аутичные дети весьма консервативны, и им сложно будет отказаться от привычных успокаивающих способов самостимуляции, от поведения, которое доставляет им удовольствие.

Некоторые стимы при аутизме, возникающие в поведении ребенка, могут свидетельствовать о сильной боли, которую он испытывает. Таким вот странным способом малыш пытается уменьшить ее и показать маме, что он чувствует. Так, например, при кишечных болях аутичные дети часто стараются лечь животом на твердые или даже острые предметы.

Надеюсь, понимание приведенной выше схемы возникновения самостимулирования при аутизме поможет мамам убрать свои страхи, связанные со самостимуляцией ребенка.

Что же делать со стимами у аутистов?

Конечно, меры помощи ребенку необходимы.

Способы самостимуляции аутичных детей зачастую не так безобидны, как едва заметные стимы здоровых людей. Нередко они могут не просто раздражать окружающих, но и причинять откровенный вред им или самому малышу-аутисту.

На детской площадке ребенок-аутист легко может напугать, зацепить или ударить других детей. Некоторые особые дети кусаются, царапают себя или других, чтобы испытать сильные сенсорные ощущения.

Запрещать и уговаривать ребенка в данном случае бесполезно. Вам, как родителю, придется предотвращать или смягчать его потенциально опасные стимы.

Всякий раз, когда вы идете с малышом-аутистом в общественное место, зорко следите за ним. Если вы заподозрили, что он собрался ударить или укусить кого-то, постарайтесь отвлечь его, переключить внимание на что-то более интересное. Если он царапает себя, носите с собой мини-аптечку.

Если у аутиста вошло в привычку, скажем, биться головой о твердые поверхности, само собой, это очень сильно вредит ему. Если стучит головой об стол, положите на него тонкую плоскую подушку.

Интенсивные стимы следует отличать от моментов, когда ребенок-аутист агрессивно настроен по отношению к самому себе или окружающим. Например, у него сильная истерика или плохое настроение. Или же они просто проявляют агрессию через стимы – бьют себя, маму, папу.

Самостимулирование происходит на подсознательном уровне. А вот агрессивные действия носят вполне целенаправленный характер. Их нужно пресекать по возможности мягко, но решительно.

И все же родителям аутичных деток стоит понять, что стимминг — одно из немногих удовольствий, которое может позволить себе малыш-аутист. Если стимы никому не причиняют вреда и действительно радуют его, то не стоит слишком беспокоиться из-за них.

И подключите к борьбе со стимами не диктаторские навыки, а родительскую чуткость и фантазию.

Старайтесь периодически организовывать малышу поток ощущений — вдоволь напрыгаться на батуте, накружиться, накачаться на нескольких качелях подряд. Можно установить в доме, детский спортивный уголок.

Чтобы ребенок меньше расковыривал себе кожу, дайте ему альтернативу — например, позвольте вволю повозиться в крупе, купите тесто для лепки. Если ваш малыш мельтешит предметами перед своими глазами, подарите ему юлу или калейдоскоп.

Также важно знать, что стимы и эпилептические припадки при некоторых видах эпилепсии могут быть похожими. Например, вздрагивание при просмотре мультиков может быть одним из видов фотосенситивной эпилепсии.

И, конечно же, делайте всё, чтобы исцелить своего ребенка от аутизма.
Наш курс «Победим аутизм» поможет вам убрать вредоносные родовые программы, которые лежат в основе большинства случаев заболевания аутизмом. В нашей программе работа ведется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С МАМАМИ, но в ходе работы экспериментальной группы в 100 % случаев были отмечены явные улучшения состояния детей.
Присоединяйтесь к курсу прямо сейча

с.
Тщательно подобранные, надежные проверенные практики помогут вам и вашему ребенку достичь видимых результатов уже в первые недели занятий.

Всегда Ваша,
Лиана Димитрошкина.

pobedimautism.ru

Стереотипии и стимы у детей аутистов что делать?

Стереотипии и стимы у аутистов: что делать?

Как известно, аутичные дети, аутисты, отличаются странным асоциальным поведением
Они предпочитают избегать общения и регулярно совершают необычные повторяющиеся действия, не несущие в себе какого-либо смысла — стимы
Самостимуляция при аутизме проявляет себя множеством способов
Родители аутичных детей часто не знают, что с ними делать

Стимы, самостимуляция при аутизме: что это такое и для чего они нужны?

Слово «стим» — это сокращение от «стимминг» (самостимуляции)

В принципе, в той или иной степени, подобное поведение присуще всем нам — то есть, даже взрослым и вполне здоровым людям

Вспомните, как часто вы

облизываете губы
или «хрустите» пальцами
или крутите на пальце локон волос
или ритмично стучите ногой
или почесываете нос

Да мало ли странностей можно делать вот так — неосознанно?!

Просто стимы

аутистов , самостимуляция при аутизме — это более необычные, эмоциональные, интенсивные, в некотором роде даже асоциальные способы

С самого рождения человек изучает мир всеми доступными ему методами
И при этом он обязательно должен ощущать четкую обратную связь, причем сенсорную — осязаемую

Вот почему 5-6-месячные малыши вечно все хватают и облизывают
Просто они получают информацию о предметах тем способом, который могут применить в данный момент

Постепенно процессы освоения мира становятся все более сложными — ходьба, прыжки, бег
Так маленький человечек узнает возможности своего тела, однако он еще плохо запоминает ощущения от данных действий

Дело в том, что у детей пока не до конца сформировалась система обратной сенсорной связи с миром
То есть, все эти впечатления должным образом не уложились в памяти

А потому ребенок снова и снова «тестирует» себя — занимается самостимуляцией различными способами, стиммит

Он

лазает по деревьям
бегает вприпрыжку
раскачивается при ходьбе
ковыряет в носу

и… каждый раз получает от этих действий удовольствие
Ведь так он ощущает свое тело

У взрослого человека описанное поведение вряд ли вызовет бурный восторг, так как данные действия давно и прочно уложились в его голове — он получил обратную сенсорную связь и успокоился

Однако в его жизни все же бывают минуты скуки, томительного ожидания, плохого настроения, непринятия себя
Тогда взрослые мужчины и женщины начинают постукивать себя по ушам, теребить кончик носа, расчесывать пальцами волосы — одним словом, стиммить, заниматься самостимуляцией

Кстати, врачи небезосновательно считают, что наличие стимов у относительно здорового человека – это подтверждение того, что он, тем или иным образом, также находится в аутичном спектре 
То есть, так или иначе — различные способы самостимуляции проявляются при аутизме

Такое неожиданное открытие может стать хорошей мотивацией к пересмотру собственного образа жизни, а главное – стиля питания

Мозг маленького аутиста устроен таким образом, что его система обратной сенсорной связи с окружающим миром просто не работает, как нужно
В его голове полученные впечатления не укладываются, они будто бесследно исчезают или отпечатываются в памяти не так, как должны

Сколько бы он ни кружился на месте, сколько бы ни раскачивался из стороны в сторону, сколько бы ни ходил на носочках, каждый раз он делает это как будто впервые

То есть, будто бы он родился совсем недавно
И ему вновь и вновь необходимо убедиться, что он живой, что он умеет делать то-то и то-то
Вот и получается, что ярко проявляются странные способы самостимуляции при аутизме — трехлетки сосут пальцы, как младенцы, а восьмилетние аутисты прыгают на одной ножке, как если бы им было 3-4 года

Стимы становятся заметны, когда малыш начинает подрастать, а его привычки остаются на прежнем уровне
И это выглядит уже довольно странно — асоциально
То, что простительно годовалому ребенку, в исполнении 10-летнего человека уже не вызывает умиления

Ругать маленького аутиста за совершаемые им стимы бесполезно — это его привычка, доведенная до автоматизма
Она помогает ему не потеряться окончательно в окружающем его огромном непонятном мире , в котором он и так, по сути, всегда наедине с собой

Тем более, аутичные дети весьма консервативны, и им сложно будет отказаться от привычных успокаивающих способов самостимуляции, от поведения, которое доставляет им самое настоящее удовольствие

А ведь у них так мало в жизни радостей — любимая еда  и стимы  

Вспомните, наверняка вы не раз видели подобную картину в кино или в жизни
Когда на человека обрушивается огромное горе — например, трагическая новость о гибели близкого, он сжимается в комок и начинает инстинктивно раскачиваться взад-вперед или влево-вправо, успокаивая, словно убаюкивая себя
Так проще пережить трагедию — просто отключиться от нее, сосредоточившись на монотонных действиях

Некоторые стимы при аутизме, возникающие в поведении ребенка, свидетельствуют о нестерпимой боли, которую он испытывает
Таким вот странным способом малыш пытается уменьшить ее и показать маме, что он чувствует

Так, например, при кишечных недугах аутичные дети часто стараются лечь животом на твердые или даже острые предметы

Или же они просто проявляют агрессию через стимы – бьют себя, маму, папу

Что же делать со стимами у аутистов?

Прежде всего, каждому родителю маленького аутиста следует понять приведенную выше схему возникновения самостимулирования при аутизме
А затем, благодаря полученным знаниям, убрать все свои страхи, связанные со самостимуляцией ребенка

Способы самостимуляции аутичных детей зачастую не так безобидны, как едва заметные стимы здоровых людей
Нередко они могут не просто раздражать окружающих, но и причинять откровенный вред им или самому малышу-аутисту

Визжащий и кружащийся ребенок на детской площадке легко может напугать, зацепить или ударить других детей
Если у аутиста вошло в привычку, скажем, биться головой о твердые поверхности, само собой, это очень сильно вредит ему
Некоторые особенные дети царапают себя или других, чтобы испытать сильные сенсорные ощущения

Так как запрещать и уговаривать ребенка в данном случае бесполезно, вам, как родителю, придется предотвращать или смягчать его вредоносные стимы

Всякий раз, когда вы идете с малышом-аутистом в общественное место, зорко следите за ним

Вы заподозрили, что он собрался укусить кого-то?
Постарайтесь отвлечь его, переключить внимание на что-то более интересное

Если он царапает себя, что ж, носите с собой мини-аптечку
Если стучит головой об стол, положите на него тонкую плоскую подушку

Такого рода интенсивные стимы следует отличать от моментов, когда ребенок-аутист агрессивно настроен по отношению к самому себе или окружающим
Например, у него сильная истерика или плохое настроение

Самостимулирование происходит на подсознательном уровне, а агрессивные действия носят вполне целенаправленный характер
Вот последние как раз нужно пресекать по возможности мягко, но безапелляционно

Как уже было сказано, стимминг — одно из немногих удовольствий, которое может позволить себе малыш-аутист
Если стимы никому не причиняют вреда и действительно радуют его, то не стоит беспокоиться из-за них

По поводу раздражающих вас действий можно попробовать договориться с ребенком — например, попросить его проводить самостимуляцию в отдельной комнате

Можно время от времени давать малышу вожделенный поток ощущений — вдоволь напрыгаться на батуте, накружиться в лесу, накачаться на нескольких качелях подряд

Можно установить в доме, если есть возможность, детский спортивный уголок
Это пойдет только на пользу его телу

Если ребенок расковыривает себе кожу, попробуйте дать ему альтернативу — например, задействовать его пальчики в специальных развивающих игрушках, головоломках, позвольте вволю повозиться в крупе, купите тесто для лепки

Если маленький аутист мельтешит предметами перед своими глазами, подарите ему юлу или калейдоскоп
Словом, подключите к борьбе со стимами не диктаторские навыки, а родительскую чуткость и фантазию

Видео

В есть сети ролик, как собака помогает при приступе самоагрессии аутичной девушке, но в данном случае собаку надо специально обучать

В этом сюжете вы увидите проявление аутизма в виде стимов

Также важно различать стимы и эпилептические припадки, которые при некоторых видах эпилепсии могут быть похожими Например, вздрагивание при просмотре мультиков может быть одним из видов фотосенситивной эпилепсии

И, конечно же, всеми силами лечите своего ребенка от аутизма
По мере восстановления работы головного мозга и организма в целом с помощью продуктов Тенториум и программы восстановления эти странные методы самостимуляции сами собой постепенно сойдут на «нет»

apicorrection.com

Что такое стимы и что делать со стереотипическим поведением ребёнка-аутиста?

Стим — это сокращённое слово от «самостимуляции» и обычно он связан с аутизмом. А ещё это называется стереотипией. Я раньше даже не слышала о таком слове, а тем более не знала, что оно означает. Но когда наша семья столкнулась с аутизмом и я осознала, что он есть у нашей дочки Яночки, я поняла, что все её непонятные движения и действия это и есть стимы. И они сопровождали нашу семью везде и всегда, и не один год.
Стереотипия – это повторяющиеся движения, и они является одним из самых главных признаков аутизма. Это проявляется в том, что страдает двигательная сфера, идёт нарушение эмоционального контакта с внешним миром и нарушение сенсорного восприятия. Т.е. ребёнок не понимает то, что происходит вокруг в целом, а реагирует на что-то отдельное, конкретное, но понять и осмыслить в целом, что происходит и оценить ситуацию он не может и он на это реагирует по-своему, как бы неправильно. Отсюда и определённые действия его, стереотипные движения. Он уходит в свой мир, он не может это принять и понять. Поэтому и монотонные однообразные движения, которые могут длиться очень долго.
Как я раньше мечтала о том, чтобы у дочки не было стимов хотя бы один день. Я мечтала о том, чтобы моя жизнь стала более спокойной. Я хотела увидеть, какая будет тогда моя жизнь. Потому что так жить я больше не могла, я сходила потихоньку с ума. И в первую очередь для меня стимы у Яны это было то, что она ведёт себя не так, как другие дети, ведёт себя так, что её на улице постоянно ругают и осуждают за плохое поведение и меня в том числе.
Стимы не подлежат контролю сознания. Им сложно сопротивляться и трудно их остановить. Какие-то из них успокаивают и отвлекают, а какие-то напротив, возбуждают. И проблема стереотипии заключается в том, что когда ребёнок стимится, с ним невозможно вступить в контакт. Тогда он переносится, как бы в другой мир, ребёнок отключается от реальности. И другие вещи оказываются неважными по сравнению с переживаниями и страхами.
К ним относятся сильные и длительные истерики, самоагрессия и агрессия вовне, возбуждённое состояние, частые сгибания пополам или вдавливания в предметы. Иногда стимы отражают реакцию на очень громкий звук на определённой частоте или слишком яркий свет. Дело в том, что изменённая сенсорная система ребёнка может воспринимать привычные нам раздражители, совсем по иному. И внезапное начало необычного поведения может означать, что ребёнок переживает какое-то новое или очень неприятное ощущение.
Когда активизируются нейронные цепочки, которые отвечают за речь, дети часто демонстрируют эхолалию и скриптованную речь, т.е. повторение стихов, песен, отдельных фраз из рекламы, фильмов или мультфильмов. К стимам относятся вокальные аутостимуляции, выкрикивание различных звуков, многократно повторяющиеся действия, также это палки и бумажки в руке. Ребёнок при сенсорной перезагрузке и неожиданных изменениях в расписании могут кусать себе кисти. К стимам могут относиться хождение на цыпочках, крылышки руками, кружение вокруг своей оси (часами), жевание своей губы, ребёнок может жевать различные тряпочки, пакеты, выпячивать язык, может грызть ногти, крутить что-то в руке и скрипеть зубами. Аутист может смотреть одну и ту же серию из мультфильма многократно, открывать-закрывать шкафчики, двери, включать — выключать свет на протяжении очень длительного времени. У ребёнка могут быть очень длительные раскачивания, стуканье по столу или по стене, они могут постоянно что-то бросать, прыгать или бегать, у них может возникнуть беспричинный смех. Дети с аутизмом размахивают пальцами перед глазами или наоборот, безотрывно смотрят на огонь или крутящееся колёсико от машинки, также они крутят эти колёсики часами или катают машинку туда-сюда, перекладывают книги с места на место в стопку. Могут щёлкать пальцами, закрывать уши руками, тереть кожу руками или другими объектами, царапать кожу или чесаться, раскачиваться корпусом взад-вперёд, качаться из стороны в сторону. Также они облизывают предметы или части тела, кладут в рот предметы, вдыхают привлекающие запахи или обнюхивают какой-нибудь объект, в т.ч. людей или их вещей. Маршируют на месте с постоянным повторением, хлопают в ладоши, дёргают коленом, мычат под нос, могут скашивать глаза, вращать ими, размахивают пальцами перед глазами. Трясут кистями рук, жуют несъедобные предметы, выстраивают предметы в ряды, могут разбрасывать предметы, чтобы посмотреть, как они падают. У них могут быть игры со слюной, они разрывают бумагу на мелкие кусочки. И определённые стереотипы закрепляются за конкретным ребёнком, и это становится его особенностью.
Раньше я, по не знанию, хотела остановить стим, хотела, чтобы это поскорей закончилось, я раздражалась, ругалась, пыталась скорректировать поведение у своей дочки. И наоборот усугубляла ситуацию. Яна начинала истерить и ещё больше привлекать к себе внимание, я загоняла эту проблему ещё больше в тупик. Например, когда мы ехали в автобусе, на протяжении всего этого времени, Яна могла говорить одну и ту же фразу, и я обязана была за ней это постоянно повторять. Поначалу я пыталась её остановить, не повторяла за ней эти слова, но тогда она начинала кричать, визжать, бить меня. Люди оборачивались, делали замечания, что какая девочка большая, а так ведёт себя. Я выбегала пулей из автобуса, красная от стыда, тогда я дочку ругала, она ещё больше уходила в истерическое состояние, мне хотелось провалиться сквозь землю. Но со временем я поняла, что лучше повторять эти фразы, тогда можно было избежать таких истерик. А дома царил просто ужас. Один стим сменялся на другой. Вначале это были безобидные повторяющиеся действия, например: Яна могла часами складывать книжечки в стопку, перелистывать фотоальбомы и отрывать листы из него, стукала мячиком по столу. Катала часами машинку, стукала тапкам по стене, открывала-закрывала двери, включала-выключала свет. Могла кружиться вокруг себя, и казалось, что этому нет конца. После уже если, что-то было не по её, она билась головой об стену, падала на пол и билась ногами, и это могло быть не только дома, но и на занятиях, и в столовой в реабилитационном центре (где мы проходили лечение), когда она не хотела кушать, а требовала какую-нибудь сладость. У Яны было постоянное держание чего-либо в руке (бумажки, палочки, брошюрки, карточки, игрушки из киндерсюрпризов) и забрать это нельзя никак. Специалисты постоянно меня ругали, чтобы я не давала ей ничего в руку. Занятий как таковых не происходило, так как её всё внимание было направлено на то, что у неё было в данный момент в руке, и отвлечь её от них было нереально. А если я забирала их у неё, то она визжала так, что потом успокоить вообще у меня не было возможности. У дочки было постоянное кручение мелких предметов в руке и обнюхивание их, она также обнюхивала всегда еду и людей. Безостановочное бегание дома из угла в угол с постоянными криками и визгами. И это было бесконечно……, мозг разрывался на части, и не было покоя никому.
Но я, всё-таки, нашла выход из этого ада. Когда вошла в группу восстановления и ввела диету и витамины продукции пчеловодства, у Яны начала восстанавливаться работа головного мозга и организма в целом, тогда самостимуляции сами собой постепенно стали уходить. Я поняла, что подавляющее большинство стимов у детей с аутизмом — это разрастание кандиды или бактерий, т.е. патогенной флоры кишечника. И количество стимов у наших деток уменьшается с вводом безглютеновой и безказеиновой диеты, т.е. когда мы восстанавливаем здоровье желудочно-кишечного тракта у ребёнка. Сейчас для меня то, что было у Яны это уже, как страшный сон. Я вспоминаю о том, как после съеденной сладости, дочку крутило и ломало, как она постоянно истерила и требовала их, как Яна бегала кругами туда-сюда из угла в угол. И теперь, побывав на самом дне пропасти, под названием аутизм, пережив бесконечные стимы, для меня самое обидное в том, что мало кто из родителей детей-аутистов, допускает даже мысль о вводе диеты БКБГ. Слишком им это кажется тяжело. Ещё бы, это надо готовить отдельно себе и ребёнку, жертвовать своим личным временем. Они думают, как это лишить ребёнка детства, сладостей, как это жить по расписанию и внепланового посещения чего-либо. На самом-то деле, это до диеты мы не могли никуда сходить. Дочка визжала и убегала от меня, куда глаза глядят. Каждый поход «в люди» был для меня настоящим кошмаром и пыткой. Так что, это раньше мы не могли никуда сходить. Я сидела дома, чтобы не подвергать себя и ребёнка лишнему стрессу. Хотелось от всех спрятаться, даже в гости никуда не ходили. Зато сейчас можем без проблем пойти в город, а совместный поход в магазин это просто счастье и радость для нашей семьи. Чтобы Яна ничего не требовала и не кричала в магазине, о таком я раньше только могла мечтать. Сейчас по поведению, дочка практически не отличается от обычных детей. Ещё конечно от громких звуков и большого скопления людей прикрывает глазки рукой, крутит мелкие предметы в руке, но самое главное, сейчас с ней можно договориться.
Но на всём пути восстановления, на этом тяжёлом и нелёгком пути, могут возникнуть «кризисные состояния», при которых могут возобновиться или обостриться стимы, и уже опыт многих мам доказывает, что бранить и запрещать ребёнку, так себя вести, нельзя. В группе по восстановлению я получила бесценную информацию, и теперь я понимаю, почему ребёнок так себя ведёт. И если препятствовать самостимуляции, ребёнок может ещё сильнее отдалиться и лишиться возможности развивать нужные способы взаимодействия. Нам надо просто разобраться в том, почему наш ребёнок так себя ведёт?
На самом деле многие стимы ребёнок делает для ослабления боли. Повторяющиеся удары головой или телом уменьшают чувство боли. Некоторые стимы служат для успокоения или комфорта. Например, когда дети сосут палец, они расслабляются, закрывают уши, когда окружающие звуки слишком громкие. И это их успокаивает. Внезапное изменение планов для аутиста это внутренняя психологическая перегрузка, и она вызывает сильный стресс. И самостимуляция является способом снять этот стресс. И такие движения необходимы и жизненно важны для наших деток. Например, раскачиваясь, они могут отвлечь себя от мысли о том, что их беспокоит в данную минуту. Т.е. во время стресса увеличивается самостимулирующее поведение ребёнка, и оно может раздражать нас родителей, т.к. привлекает ненужное внимание к нашему чаду. Но здесь важно понимать, когда наш малыш использует самостимуляцию, надо подумать, какие чувства при этом задействованы, и какие тревоги он, таким образом, успокаивает. Например, это может быть слишком громкая музыка в другой комнате.
Важно знать, что если мы будем пытаться избавиться от какого-либо стима, а он всегда выполняет какую-то функцию для ребёнка, если мы лишим его возможности стимиться, то он по неволе будет искать замену этому поведению, и эта замена может оказаться куда хуже.
Также самостимуляция является способом получения удовольствия, т.е. вызывает приятные ощущения. Дети стимятся, потому что им скучно или потому что требования к ним слишком высоки, или они устали, или наоборот перевозбудились, также у них возникло чувство страха или тревоги. Но в большей степени у детей с аутизмом, наличие стимов свидетельствует о нестерпимой боли, которую они испытывают. И таким странным способом малыш пытается её уменьшить и показать нам мамам, что он чувствует. Например, если болит живот, ребёнок старается лечь животом на твёрдые или острые предметы. Или же они просто проявляют агрессию через стимы: бьют себя, маму или папу. Здесь нам надо убрать все свои страхи, связанные с таким поведением нашего дитя, нам нужно меньше раздражаться. Надо понимать, что стимы есть у всех людей без исключения. И самостимуляция- это нормально, и мы все её используем в той или иной степени. Возможно, мы не делаем это в таких масштабах, как люди с аутизмом. Например, если нам плохо или у нас что-то случилось, или что-то болит, мы сжимаемся в комок, раскачиваемся взад-вперёд или влево — вправо, как бы успокаивая себя, убаюкивая. Так проще нам пережить горе, отключиться от него, сосредоточившись на монотонных действиях. Даже у здоровых людей есть минуты скуки или плохого настроения, долгого ожидания чего-либо. Мы начинаем теребить кончик носа, расчёсывать пальцами волосы, начинаем ходить туда-сюда, раскачиваться при ходьбе, мы можем ковырять в носу. Также при стрессе люди могут, не переставая курить, долго жевать жевательную резинку, мы можем вертеть ручкой, постукивать пальцами, дёргать ногой, наматывать волосы на палец, подпевать мелодию себе под нос, мы облизываем губы, хрустим пальцами. Когда у нас болит голова, мы хотим её сжать, чтобы уменьшить боль. И всё это формы самостимуляции, и они нам помогают чувствовать себя спокойнее.
Стимы нужны, чтобы помочь перенапряжённой нервной системе, они помогают выжить нашим детям. Это способ справиться с цунами эмоций и чувств. Им нужно выплеснуть энергию и успокаивать в этом случае нельзя. В этот момент дети с аутизмом полностью отключаются от окружающего мира и часто перестают реагировать на наши требования. Иногда полезно присоединиться к стиму ребёнка. Например, он раскачивается вперёд-назад. Нужно сесть рядом и раскачиваться вместе с ним. Это развеселит ребёнка, что повлечёт за собой положительную эмоцию у него и увеличится взаимодействие между нами. Ещё лучше, если при этом мы будем напевать какую-нибудь мелодию. И теперь это будет не странное поведение, а мама с ребёнком, которым стало скучно и мы просто решили спеть песенку.
В группе по восстановлению меня научили лучше чувствовать свою дочку, я стала понимать её, перестала ругать её за такое поведение. И теперь я для неё не просто мама, которая постоянно перевоспитывала её, а надёжная защита и опора в стрессовых ситуациях. Иногда чтобы помочь своему ребёнку, нужно просто пережить и переждать это.

Август 2017

autismpobedim.ru

Стимы при аутизме (Идо Кедар, 19 лет, аутизм)

Стимам сложно противостоять, и они искушают свой доступностью. Сопротивляться им гораздо сложнее, чем вы можете себе представить. Было бы хорошо иметь хотя бы один день без них, чтобы увидеть, какой тогда будет жизнь. Будет ли она скучной и неинтересной, или просто более спокойной? Я пока не знаю.

Вот что я писал о стимах, когда мне было пятнадцать лет:

Я просто мечтаю о возможности остановить большую часть моих стимов. Я даже не могу представить себе жизнь без них. Людям, которые никогда не стимились, сложно объяснить этот опыт, хотя, возможно, вы меня поймете, если у вас есть тик или странные привычки, которые сложно остановить.

Я видел, как одноклассники играли со своими волосами, деснами, кусали ногти. Это поведение похоже на стимы, но не так сильно затягивает и захватывает. Стимы не поддаются контролю сознания. Какие-то из них успокаивают и отвлекают, а другие – напротив, возбуждают. Некоторые, ты делаешь для развлечения.

Проблема со стимами состоит в том, что они делают меня и других людей с РАС отчужденными. Когда мы стимимся, с нами трудно вступить в контакт. Этим стимы и отличаются от кусания ногтей, которое представляет собой просто привычку. Кусая ногти, ты не переносишься в другой мир, а когда стимишься, именно это и происходит. Вот почему мне так сложно

убрать их из моей жизни.   

 

Когда я был младше, я проводил за стимами больше времени, чем сейчас. Кроме уже перечисленных ощущений, они открывали возможность забыть об огорчениях, создаваемых аутизмом. Эта практика подобна тому, как живет алкоголик, который как только ему грустно или трудно, тянется за бутылкой.

Стимы отключают тебя от этой реальности. Но, конечно, они делают общую картину только хуже. Они несправедливы по отношению к другим людям, которым труднее достучаться к тебе, когда ты стимишься. На занятиях по здоровому образу жизни мы учим, как наркотики и алкоголь влияют на организм – и просто невозможно не провести параллелей со стимами при аутизме.

Слово «стим» — это сокращение от «стимминг» (самостимуляции). 

Возможно, вы будете удивлены, но в той или иной степени, подобные поведенческие реакции присущи всем нам — то есть, даже вполне здоровым взрослым людям.

Когда вы, к примеру, постукиваете костяшками пальцев по столу, теребите ухо или кончик носа, облизываете губы, «хрустите» пальцами или накручиваете на палец волосы, ритмично притопываете, – это те же самые стимы – неосознанные действия с целью самостимуляции.

Стимы при аутизме — более интенсивные, необычные, эмоциональные.

Давайте разберемся, какую роль в жизни аутиста играет стимминг.

С самого рождения человек изучает мир всеми доступными ему методами. И при этом он обязательно должен ощущать четкую обратную связь, причем сенсорную, осязаемую.

У ребенка должна сформироваться система сенсорной связи с миром. То есть мир должен быть «знакомым на ощупь». Вот почему малыши вечно все хватают и тянут в рот. Они получают информацию о предметах доступным им способом.

Постепенно процессы освоения мира становятся все более сложными — малыш начинает ходить, бегать, прыгать. Так маленький человечек узнает возможности своего тела. Однако, он еще плохо запоминает ощущения от данных действий.

Это связано с тем, что у детей пока не до конца сформировалась система обратной сенсорной связи с миром. То есть, все эти впечатления должным образом не уложились в памяти. 

И именно поэтому ребенок снова и снова «тестирует» себя — занимается самостимуляцией различными способами, стиммит.
Он ходит на цыпочках, бегает вприпрыжку, раскачивается при ходьбе, ковыряет в носу… И каждый раз получает от этих действий удовольствие. Ведь так он ощущает свое тело.

Взрослый здоровый человек не нуждаются в таком стимулировании, так как данные действия давно и прочно уложились в его голове — он получил обратную сенсорную связь и успокоился.

Однако в минуты тревоги, напряжения, ожидания, плохого настроения, многие взрослые начинают барабанить пальцами по твердым поверхностям, покачиваться из стороны в сторону, теребить волосы. И это тоже стиминг.
Так или иначе — различные способы самостимуляции проявляются при аутизме.

Мозг маленького аутиста устроен таким образом, что его система обратной сенсорной связи с окружающим миром дает сбои. В его голове полученные впечатления не укладываются, они будто бесследно исчезают или отпечатываются в памяти не так, как должны.

Сколько, бы он ни раскачивался из стороны в сторону, сколько бы ни ходил на носочках, какие бы другие повторяющиеся действия ни совершал, каждый раз он делает это как будто впервые. То есть, будто бы он родился совсем недавно. И ему вновь и вновь необходимо убедиться, что он умеет делать то-то и то-то, что он живой. Кстати, это бывает связано с переплетениями с абортированными членами рода — на несколько поколений старше вашего ребёнка.

Вот и получается, что странные способы самостимуляции при аутизме ярко проявляются.  

Стимы становятся заметны, когда маленький аутист начинает подрастать, а его привычки остаются на прежнем уровне. Подросшие дети по-прежнему сосут пальцы, как младенцы, выполняют массу странных для их возраста действий, непонятных телодвижений. И это выглядит уже асоциально.

Ругать маленького аутиста за совершаемые им стимы бесполезно. Собственно говоря, эта привычка, доведенная до автоматизма, помогает ему не потеряться окончательно в окружающем его огромном непонятном мире, в котором он и так, по сути, всегда наедине с собой.

Тем более, аутичные дети весьма консервативны, и им сложно будет отказаться от привычных успокаивающих способов самостимуляции, от поведения, которое доставляет им удовольствие.

Некоторые стимы при аутизме, возникающие в поведении ребенка, могут свидетельствовать о сильной боли, которую он испытывает. Таким вот странным способом малыш пытается уменьшить ее и показать маме, что он чувствует. Так, например, при кишечных болях аутичные дети часто стараются лечь животом на твердые или даже острые предметы.

Надеюсь, понимание приведенной выше схемы возникновения самостимулирования при аутизме поможет мамам убрать свои страхи, связанные со самостимуляцией ребенка.

Что же делать со стимами?

Конечно, меры помощи ребенку необходимы.

Способы самостимуляции аутичных детей зачастую не так безобидны, как едва заметные стимы здоровых людей. Нередко они могут не просто раздражать окружающих, но и причинять откровенный вред им или самому малышу- аутисту.

На детской площадке ребенок-аутист легко может напугать, зацепить или ударить других детей. Некоторые особые дети кусаются, царапают себя или других, чтобы испытать сильные сенсорные ощущения.

Запрещать и уговаривать ребенка в данном случае бесполезно. Вам, как родителю, придется предотвращать или смягчать его потенциально опасные стимы.

Всякий раз, когда вы идете с малышом-аутистом в общественное место, зорко следите за ним. Если вы заподозрили, что он собрался ударить или укусить кого-то, постарайтесь отвлечь его, переключить внимание на что-то более интересное. Если он царапает себя, носите с собой мини-аптечку.

Если у аутиста вошло в привычку, скажем, биться головой о твердые поверхности, само собой, это очень сильно вредит ему. Если стучит головой об стол, положите на него тонкую плоскую подушку.

Интенсивные стимы следует отличать от моментов, когда ребенок-аутист агрессивно настроен по отношению к самому себе или окружающим. Например, у него сильная истерика или плохое настроение. Или же они просто проявляют агрессию через стимы – бьют себя, маму, папу.

Самостимулирование происходит на подсознательном уровне. А вот агрессивные действия носят вполне целенаправленный характер. Их нужно пресекать по возможности мягко, но решительно.

И все же родителям аутичных деток стоит понять, что стимминг — одно из немногих удовольствий, которое может позволить себе малыш-аутист. Если стимы никому не причиняют вреда и действительно радуют его, то не стоит слишком беспокоиться из-за них.

И подключите к борьбе со стимами не диктаторские навыки, а родительскую чуткость и фантазию.

           

Старайтесь периодически организовывать малышу поток ощущений — вдоволь напрыгаться на батуте, накружиться, накачаться на нескольких качелях подряд. Можно установить в доме, детский спортивный уголок.

Чтобы ребенок меньше расковыривал себе кожу, дайте ему альтернативу — например, позвольте вволю повозиться в крупе, купите тесто для лепки. Если ваш малыш мельтешит предметами перед своими глазами, подарите ему юлу или калейдоскоп.

Также важно знать, что стимы и эпилептические припадки при некоторых видах эпилепсии могут быть похожими. Например, вздрагивание при просмотре мультиков может быть одним из видов фотосенситивной эпилепсии.

ya-autist.ru

Стимы (стереотипии) при аутизме

  1. Я использую термин «стимы» потому, что психиатрический эквивалент «стереотипии» описывает только бессмысленные движения, что неточно и не вполне верно. Стимы включают в себя самые разные виды деятельности. Более того, они не только направлены на самостимуляцию, но и могут использоваться для выражения себя. Многие родители бессознательно понимают их природу: «Он очень любит этот видеоролик», «Она так машет ручками, когда нервничает».
  2. Некоторые стимы имеют чисто вербальную природу. Уверен, вам доводилось слышать частый вопль на высокой частоте. Это не что иное, как вербальный знак о том, что ребенок хочет внимания. И этот знак работает просто отлично, хотя и не добавляет малышу родительского восхищения.
  3. Поскольку у детей с РАС очень мало способов выразить свои чувства словами, в ход идут движения тела. Ими выражается страх, гнев, отчаяние, грусть, радость и возбуждение.
  4. Повторяющее поведение – это не обсессивно-компульсивное расстройство по умолчанию. Пока не доказано иного, это просто повторяющееся поведение. Таким образом, лекарства от ОКР здесь не сработают или даже осложнят проблему.
  5. Некоторые стимы прекращаются после того, как восстановлено здоровье желудочно-кишечного тракта. К ним относятся: сильные, длительные истерики, самоагрессия и агрессия вовне, возбужденное состояние, частые сгибания пополам или вдавливания в предметы.
  6. Иногда стимы отражают правильную реакцию ребенка на очень громкий звук на определенной частоте или слишком яркий свет. Дело в том, что измененная сенсорная система ребенка может воспринимать привычные нам раздражители совсем по-иному. Важно и то, что этот удар по органам чувств может стать более выраженной проблемой по мере того, как ребенок выздоравливает и лучше осознает мир вокруг себя. Внезапное начало необычного поведения может означать, что ребенок переживает какое-то новое или очень неприятное ощущение. В этой связи, такое изменение в поведении не всегда требует лечения (и, должен отметить, для него далеко не всегда есть лечение).
  7. Очень часто ребенок демонстрирует повторяющееся поведение, когда скучает. Одна мама в таких случаях отправляет своего сына вытаскивать белье из стиральной машины или сушилки. Она говорит: «Он может посвятить этой задаче 45 минут, но, пока он занят, он не стимится».
  8. Стимы развиваются. Некоторые из них пропадают со временем, а другие изменяются в новые виды повторяющегося поведения. В большинстве случаев по ходу взросления мои пациенты избавились от стимов. Что важно: чем старше ребенок, тем больше вероятность, что стимы спутают с тиками и попытаются соответствующим образом лечить. Это не принесет эффекта и, напротив, может повредить.
  9. По мере того, как активизируются нейронные цепочки, которые отвечают за речь, дети часто демонстрируют эхолалию и скриптованную речь, т.е. повторение стихов, песен, отдельных фраз из рекламы и фильмов. Все это формы вербальных стимов, которые проявляются у делающих успехи пациентов. Такие речевые шаблоны – это еще и практика речи как извлечения точных звуков. Соответственно,  их далеко не всегда надо бескомпромиссно искоренять.
    Уровень умственных способностей ребенка может быть точнее оценен качеством (а не количеством) повторяющихся речевых оборотов. Следует учитывать и то, что, пытаясь достучаться до своих проблемных чад, родители годами повторяли многие слова и фразы так часто, что дети просто имитируют их манеру речи.
У стимов есть общая черта – они могут служить средством общения и не всегда представляют собой нечто негативное, от чего нужно избавляться.

«Самостимулирующие» виды поведения – это знаки и симптомы, требующие оценки и изучения, а не просто «неотъемлемая часть аутистического состояния».

Мой опыт показывает, что способность родителей перенаправить  стимы (а не бранить ребенка и запрещать ему так себя вести), может наглядно продемонстрировать сомнительную нужду в обязательном вмешательстве психотропными препаратами.

Также грамотное перенаправление помогает понять, что стоит за стимами. Кроме того, перенаправление – это само по себе терапевтическое действие.

Автор:Брайан Д. Уделл

Источник: http://www.theautismdoctor.com/what-is-stimming-in-autism/

www.corhelp.ru

Стимы у аутистов, что это — довбня Святослав

Стереотипии и стимы у аутистов: что делать?

Как известно, аутичные дети, аутисты, отличаются странным асоциальным поведением
Они предпочитают избегать общения и регулярно совершают необычные повторяющиеся действия, не несущие в себе какого-либо смысла — стимы
Самостимуляция при аутизме проявляет себя множеством способов
Родители аутичных детей часто не знают, что с ними делать

Стимы, самостимуляция при аутизме: что это такое и для чего они нужны?

Слово «стим» — это сокращение от «стимминг» (самостимуляции)

В принципе, в той или иной степени, подобное поведение присуще всем нам — то есть, даже взрослым и вполне здоровым людям

Вспомните, как часто вы

облизываете губы
или «хрустите» пальцами
или крутите на пальце локон волос
или ритмично стучите ногой
или почесываете нос

Да мало ли странностей можно делать вот так — неосознанно?!

Просто стимы аутистов , самостимуляция при аутизме — это более необычные, эмоциональные, интенсивные, в некотором роде даже асоциальные способы

С самого рождения человек изучает мир всеми доступными ему методами
И при этом он обязательно должен ощущать четкую обратную связь, причем сенсорную — осязаемую

Вот почему 5-6-месячные малыши вечно все хватают и облизывают
Просто они получают информацию о предметах тем способом, который могут применить в данный момент

Постепенно процессы освоения мира становятся все более сложными — ходьба, прыжки, бег
Так маленький человечек узнает возможности своего тела, однако он еще плохо запоминает ощущения от данных действий

Дело в том, что у детей пока не до конца сформировалась система обратной сенсорной связи с миром
То есть, все эти впечатления должным образом не уложились в памяти

А потому ребенок снова и снова «тестирует» себя — занимается самостимуляцией различными способами, стиммит

Он

лазает по деревьям
бегает вприпрыжку
раскачивается при ходьбе
ковыряет в носу

и… каждый раз получает от этих действий удовольствие
Ведь так он ощущает свое тело

У взрослого человека описанное поведение вряд ли вызовет бурный восторг, так как данные действия давно и прочно уложились в его голове — он получил обратную сенсорную связь и успокоился

Однако в его жизни все же бывают минуты скуки, томительного ожидания, плохого настроения, непринятия себя
Тогда взрослые мужчины и женщины начинают постукивать себя по ушам, теребить кончик носа, расчесывать пальцами волосы — одним словом, стиммить, заниматься самостимуляцией

Кстати, врачи небезосновательно считают, что наличие стимов у относительно здорового человека – это подтверждение того, что он, тем или иным образом, также находится в аутичном спектре
То есть, так или иначе — различные способы самостимуляции проявляются при аутизме

Такое неожиданное открытие может стать хорошей мотивацией к пересмотру собственного образа жизни, а главное – стиля питания

Мозг маленького аутиста устроен таким образом, что его система обратной сенсорной связи с окружающим миром просто не работает, как нужно
В его голове полученные впечатления не укладываются, они будто бесследно исчезают или отпечатываются в памяти не так, как должны

Сколько бы он ни кружился на месте, сколько бы ни раскачивался из стороны в сторону, сколько бы ни ходил на носочках, каждый раз он делает это как будто впервые

То есть, будто бы он родился совсем недавно
И ему вновь и вновь необходимо убедиться, что он живой, что он умеет делать то-то и то-то
Вот и получается, что ярко проявляются странные способы самостимуляции при аутизме — трехлетки сосут пальцы, как младенцы, а восьмилетние аутисты прыгают на одной ножке, как если бы им было 3-4 года

Стимы становятся заметны, когда малыш начинает подрастать, а его привычки остаются на прежнем уровне
И это выглядит уже довольно странно — асоциально
То, что простительно годовалому ребенку, в исполнении 10-летнего человека уже не вызывает умиления

Ругать маленького аутиста за совершаемые им стимы бесполезно — это его привычка, доведенная до автоматизма
Она помогает ему не потеряться окончательно в окружающем его огромном непонятном мире , в котором он и так, по сути, всегда наедине с собой

Тем более, аутичные дети весьма консервативны, и им сложно будет отказаться от привычных успокаивающих способов самостимуляции, от поведения, которое доставляет им самое настоящее удовольствие

А ведь у них так мало в жизни радостей — любимая еда и стимы

Вспомните, наверняка вы не раз видели подобную картину в кино или в жизни
Когда на человека обрушивается огромное горе — например, трагическая новость о гибели близкого, он сжимается в комок и начинает инстинктивно раскачиваться взад-вперед или влево-вправо, успокаивая, словно убаюкивая себя
Так проще пережить трагедию — просто отключиться от нее, сосредоточившись на монотонных действиях

Некоторые стимы при аутизме, возникающие в поведении ребенка, свидетельствуют о нестерпимой боли, которую он испытывает
Таким вот странным способом малыш пытается уменьшить ее и показать маме, что он чувствует

Так, например, при кишечных недугах аутичные дети часто стараются лечь животом на твердые или даже острые предметы

Или же они просто проявляют агрессию через стимы – бьют себя, маму, папу

Что же делать со стимами у аутистов?

Прежде всего, каждому родителю маленького аутиста следует понять приведенную выше схему возникновения самостимулирования при аутизме
А затем, благодаря полученным знаниям, убрать все свои страхи, связанные со самостимуляцией ребенка

Способы самостимуляции аутичных детей зачастую не так безобидны, как едва заметные стимы здоровых людей
Нередко они могут не просто раздражать окружающих, но и причинять откровенный вред им или самому малышу-аутисту

Визжащий и кружащийся ребенок на детской площадке легко может напугать, зацепить или ударить других детей
Если у аутиста вошло в привычку, скажем, биться головой о твердые поверхности, само собой, это очень сильно вредит ему
Некоторые особенные дети царапают себя или других, чтобы испытать сильные сенсорные ощущения

Так как запрещать и уговаривать ребенка в данном случае бесполезно, вам, как родителю, придется предотвращать или смягчать его вредоносные стимы

Всякий раз, когда вы идете с малышом-аутистом в общественное место, зорко следите за ним

Вы заподозрили, что он собрался укусить кого-то?
Постарайтесь отвлечь его, переключить внимание на что-то более интересное

Если он царапает себя, что ж, носите с собой мини-аптечку
Если стучит головой об стол, положите на него тонкую плоскую подушку

Такого рода интенсивные стимы следует отличать от моментов, когда ребенок-аутист агрессивно настроен по отношению к самому себе или окружающим
Например, у него сильная истерика или плохое настроение

Самостимулирование происходит на подсознательном уровне, а агрессивные действия носят вполне целенаправленный характер
Вот последние как раз нужно пресекать по возможности мягко, но безапелляционно

Как уже было сказано, стимминг — одно из немногих удовольствий, которое может позволить себе малыш-аутист
Если стимы никому не причиняют вреда и действительно радуют его, то не стоит беспокоиться из-за них

По поводу раздражающих вас действий можно попробовать договориться с ребенком — например, попросить его проводить самостимуляцию в отдельной комнате

Можно время от времени давать малышу вожделенный поток ощущений — вдоволь напрыгаться на батуте, накружиться в лесу, накачаться на нескольких качелях подряд

Можно установить в доме, если есть возможность, детский спортивный уголок
Это пойдет только на пользу его телу

Если ребенок расковыривает себе кожу, попробуйте дать ему альтернативу — например, задействовать его пальчики в специальных развивающих игрушках, головоломках, позвольте вволю повозиться в крупе, купите тесто для лепки

Если маленький аутист мельтешит предметами перед своими глазами, подарите ему юлу или калейдоскоп
Словом, подключите к борьбе со стимами не диктаторские навыки, а родительскую чуткость и фантазию

Видео

В есть сети ролик, как собака помогает при приступе самоагрессии аутичной девушке, но в данном случае собаку надо специально обучать

В этом сюжете вы увидите проявление аутизма в виде стимов

Также важно различать стимы и эпилептические припадки, которые при некоторых видах эпилепсии могут быть похожими Например, вздрагивание при просмотре мультиков может быть одним из видов фотосенситивной эпилепсии

И, конечно же, всеми силами лечите своего ребенка от аутизма
По мере восстановления работы головного мозга и организма в целом с помощью продуктов Тенториум и программы восстановления эти странные методы самостимуляции сами собой постепенно сойдут на «нет»

Источник: https://apicorrection.com/stimy-u-autistov-chto-delat

Многие аутичные дети совершают необычные повторяющиеся действия, не несущие в себе какого-либо смысла — стимы. Действия эти зачастую сильно пугают родителей. Мамочки не понимают, почему их ребенок ведет себя так неадекватно, теряются, не знают что делать.

Одна мамочка со слезами на глазах жаловалась на консультации:
– Сын всё время корчит гримасы, кусает губы, порой до крови, дергает себя за нижнюю губу, и даже не замечает этого. А ведь ему уже 7 лет. Поведение дурацкое. Детки над ним смеются. И еще бьет себя кулаками в живот. Вижу, сильно прямо лупит. Страшно даже, что повредит что-то. А ему как будто нравится. И вижу, что он это делает автоматически, неосознанно. Что за мазохизм такой?!

Слово «стим» — это сокращение от «стимминг» (самостимуляции).

Возможно, вы будете удивлены, но в той или иной степени, подобные поведенческие реакции присущи всем нам — то есть, даже вполне здоровым взрослым людям.

Когда вы, к примеру, постукиваете костяшками пальцев по столу, теребите ухо или кончик носа, облизываете губы, «хрустите» пальцами или накручиваете на палец волосы, ритмично притопываете, – это те же самые стимы – неосознанные действия с целью самостимуляции.

Стимы при аутизме — более интенсивные, необычные, эмоциональные.

Давайте разберемся, какую роль в жизни аутиста играет стимминг.

С самого рождения человек изучает мир всеми доступными ему методами. И при этом он обязательно должен ощущать четкую обратную связь, причем сенсорную, осязаемую.

У ребенка должна сформироваться система сенсорной связи с миром. То есть мир должен быть «знакомым на ощупь». Вот почему малыши вечно все хватают и тянут в рот. Они получают информацию о предметах доступным им способом.

Постепенно процессы освоения мира становятся все более сложными — малыш начинает ходить, бегать, прыгать. Так маленький человечек узнает возможности своего тела. Однако, он еще плохо запоминает ощущения от данных действий.

Это связано с тем, что у детей пока не до конца сформировалась система обратной сенсорной связи с миром. То есть, все эти впечатления должным образом не уложились в памяти.

И именно поэтому ребенок снова и снова «тестирует» себя — занимается самостимуляцией различными способами, стиммит.
Он ходит на цыпочках, бегает вприпрыжку, раскачивается при ходьбе, ковыряет в носу… И каждый раз получает от этих действий удовольствие. Ведь так он ощущает свое тело.

Взрослый здоровый человек не нуждаются в таком стимулировании, так как данные действия давно и прочно уложились в его голове — он получил обратную сенсорную связь и успокоился.

Однако в минуты тревоги, напряжения, ожидания, плохого настроения, многие взрослые начинают барабанить пальцами по твердым поверхностям, покачиваться из стороны в сторону, теребить волосы. И это тоже стиминг.
Так или иначе — различные способы самостимуляции проявляются при аутизме.

Мозг маленького аутиста устроен таким образом, что его система обратной сенсорной связи с окружающим миром дает сбои. В его голове полученные впечатления не укладываются, они будто бесследно исчезают или отпечатываются в памяти не так, как должны.

Сколько, бы он ни раскачивался из стороны в сторону, сколько бы ни ходил на носочках, какие бы другие повторяющиеся действия ни совершал, каждый раз он делает это как будто впервые. То есть, будто бы он родился совсем недавно. И ему вновь и вновь необходимо убедиться, что он умеет делать то-то и то-то, что он живой. Кстати, это бывает связано с переплетениями с абортированными членами рода — на несколько поколений старше вашего ребёнка.

Вот и получается, что странные способы самостимуляции при аутизме ярко проявляются.

Стимы становятся заметны, когда маленький аутист начинает подрастать, а его привычки остаются на прежнем уровне. Подросшие дети по-прежнему сосут пальцы, как младенцы, выполняют массу странных для их возраста действий, непонятных телодвижений. И это выглядит уже асоциально.

Ругать маленького аутиста за совершаемые им стимы бесполезно. Собственно говоря, эта привычка, доведенная до автоматизма, помогает ему не потеряться окончательно в окружающем его огромном непонятном мире, в котором он и так, по сути, всегда наедине с собой.

Тем более, аутичные дети весьма консервативны, и им сложно будет отказаться от привычных успокаивающих способов самостимуляции, от поведения, которое доставляет им удовольствие.

Некоторые стимы при аутизме, возникающие в поведении ребенка, могут свидетельствовать о сильной боли, которую он испытывает. Таким вот странным способом малыш пытается уменьшить ее и показать маме, что он чувствует. Так, например, при кишечных болях аутичные дети часто стараются лечь животом на твердые или даже острые предметы.

Надеюсь, понимание приведенной выше схемы возникновения самостимулирования при аутизме поможет мамам убрать свои страхи, связанные со самостимуляцией ребенка.

Что же делать со стимами у аутистов?

Конечно, меры помощи ребенку необходимы.

Способы самостимуляции аутичных детей зачастую не так безобидны, как едва заметные стимы здоровых людей. Нередко они могут не просто раздражать окружающих, но и причинять откровенный вред им или самому малышу-аутисту.

На детской площадке ребенок-аутист легко может напугать, зацепить или ударить других детей. Некоторые особые дети кусаются, царапают себя или других, чтобы испытать сильные сенсорные ощущения.

Запрещать и уговаривать ребенка в данном случае бесполезно. Вам, как родителю, придется предотвращать или смягчать его потенциально опасные стимы.

Всякий раз, когда вы идете с малышом-аутистом в общественное место, зорко следите за ним. Если вы заподозрили, что он собрался ударить или укусить кого-то, постарайтесь отвлечь его, переключить внимание на что-то более интересное. Если он царапает себя, носите с собой мини-аптечку.

Если у аутиста вошло в привычку, скажем, биться головой о твердые поверхности, само собой, это очень сильно вредит ему. Если стучит головой об стол, положите на него тонкую плоскую подушку.

Интенсивные стимы следует отличать от моментов, когда ребенок-аутист агрессивно настроен по отношению к самому себе или окружающим. Например, у него сильная истерика или плохое настроение. Или же они просто проявляют агрессию через стимы – бьют себя, маму, папу.

Самостимулирование происходит на подсознательном уровне. А вот агрессивные действия носят вполне целенаправленный характер. Их нужно пресекать по возможности мягко, но решительно.

И все же родителям аутичных деток стоит понять, что стимминг — одно из немногих удовольствий, которое может позволить себе малыш-аутист. Если стимы никому не причиняют вреда и действительно радуют его, то не стоит слишком беспокоиться из-за них.

И подключите к борьбе со стимами не диктаторские навыки, а родительскую чуткость и фантазию.

Старайтесь периодически организовывать малышу поток ощущений — вдоволь напрыгаться на батуте, накружиться, накачаться на нескольких качелях подряд. Можно установить в доме, детский спортивный уголок.

Чтобы ребенок меньше расковыривал себе кожу, дайте ему альтернативу — например, позвольте вволю повозиться в крупе, купите тесто для лепки. Если ваш малыш мельтешит предметами перед своими глазами, подарите ему юлу или калейдоскоп.

Также важно знать, что стимы и эпилептические припадки при некоторых видах эпилепсии могут быть похожими. Например, вздрагивание при просмотре мультиков может быть одним из видов фотосенситивной эпилепсии.

И, конечно же, делайте всё, чтобы исцелить своего ребенка от аутизма.
Наш курс «Победим аутизм» поможет вам убрать вредоносные родовые программы, которые лежат в основе большинства случаев заболевания аутизмом. В нашей программе работа ведется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С МАМАМИ, но в ходе работы экспериментальной группы в 100 % случаев были отмечены явные улучшения состояния детей.
Присоединяйтесь к курсу прямо сейчас.
Тщательно подобранные, надежные проверенные практики помогут вам и вашему ребенку достичь видимых результатов уже в первые недели занятий.

Всегда Ваша,
Лиана Димитрошкина.

Источник: https://pobedimautism.ru/stimi-pri-autisme/

Аутостимуляция

Ребёнок играет с пузырчатой упаковкой

Аутостимуля́ция или самостимуля́ция (иногда используется заимствованное из английского слово «стимминг») — повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений и отвлечение внимания от стрессогенного воздействия и позволяющие справиться с эмоциональным напряжением. Проявляется при нарушениях развития, прежде всего — при расстройствах аутистического спектра, в том числе при синдроме Аспергера и раннем детском аутизме.

В отличие от стереотипий, которые обычно не являются эмоционально заряженными и могут быть описаны как импульсивная моторная разрядка, аутостимуляция имеет своей целью достижение тонизирующего эффекта, что всегда имеет аффективную окраску. Выхолощенные стереотипии, используемые в качестве аутостимуляции, теряют связь с их первоначальным смыслом и исчерпываются действиями, основанными на высокой ритмичности, однако становятся аффективно заряженными и начинают выполнять тонизирующую функцию.

Примеры аутостимуляторного поведения

Примерами аутостимуляторного поведения могут являться:

  • получение сенсорных ощущений от собственного тела:
    • быстрые притопывания ногами и пальцами ног,
    • тряска,
    • мычание,
    • прыжки,
    • раскачивания,
    • похлопывания ладонями и стук пальцами,
    • потряхивания руками перед глазами,
    • напряжение отдельных мышц,
    • застывание в позе вниз головой,
    • скрипение зубами,
    • мастурбация,
    • игра с языком и слюной,
  • получение сенсорных ощущений от внешних объектов:
    • облизывание, обнюхивание предметов,
    • действия, связанные с получением тактильных ощущений от прикосновений к бумаге с особой фактурой, к ткани, от перебирания и расслаивания волокон, сжимания целлофановых пакетов, верчения колесиков, крышек

При раннем детском аутизме характер аутостимуляции могут носить первые слова (повторяются цитаты из стихотворений, рекламы). В качестве аутостимуляции могут использоваться аффективно заряженные стереотипии: раскачивание в определённой амплитуде, стереотипная игра, где скорость движения предметов может регулироваться и увеличиваться ребёнком (спуск предметов по наклонной поверхности). Выполнение подобных действий даёт ребёнку чрезвычайно сильные положительные эмоции, которые в силу их неадекватности происходящему не могут вполне быть разделены взрослым. Вариантом аутостимуляции, который даёт ребёнку возможность подвергаться воздействию максимального количества разнообразных стимулов, можно считать гиперактивность.

Аутостимуляция в норме

Проявления аутостимуляции индивидуальны и могут иметь место и в норме, однако чаще всего во взрослом возрасте она подавляется или замещается более социально приемлемыми видами. Наиболее вероятно возникновение и аутостимуляции в стрессогенных ситуациях

Аутостимуляция в норме — один из способов эмоциональной регуляции, самоуспокоения и подавления негативных эмоций ребёнка, находящегося на досимволическом уровне организации эмоционального опыта С помощью особого стимула ребёнок справляется с повышенной тревогой в ситуациях, связанных с лишением какого-либо значимого ощущения. Например, в случае с 8-месячным ребёнком сосание груди матери в её отсутствие может заменяться сосанием мяча, бутылки или собственной руки, которое сопровождается теми же звуками, что и в привычной ситуации кормления. Этап развития до конца первого года жизни включает в себя нормальные для этого возраста многократные повторяющиеся манипуляции с предметами без учёта их функциональных свойств (ребёнок трясёт и стучит игрушками, ещё не включая их в функциональную или символическую игру).

Нормальным является гибкое соотношение ауто- и внешней стимуляции, то есть при уменьшении доли одного компонента возрастает доля другого: в насыщенной, богатой стимулами среде аутостимуляция проявляется наименее ярко.

Аутостимуляция при аномальном развитии

Вариантом, выходящим за рамки нормы, является сверхчувствительность ребёнка и как следствие избегание им общения со сверстниками. Такой робкий ребёнок взамен групповым играм, которые его не тонизируют, а истощают, прибегает к более частой аутостимуляции.

Патологической является фиксация в более старшем возрасте (3—5 лет) на досимволическом уровне обобщения, включающая активное использование аутостимуляции. В данном случае отличие в том, что упорные попытки воспроизвести приятный опыт не зависят от реального присутствия матери, что говорит о неадаптивности такого поведения. Спектр действий, доставляющих удовольствие ребёнку, ограничен и ригиден в отличие от нормы.

Аутостимуляция наряду с агрессией и фантазированием на значимые пугающие темы может являться проявлением сильной эмоциональной неустойчивости ребёнка. Игрушки в таких случаях начинают использоваться ребёнком не для построения сюжетной символической игры, а для выполнения аутостимуляторных действий (например, мышечное напряжение, сопровождаемое выкриками). Как на этапе раннего развития, для которого свойственно простое манипулирование игрушками, дети с РАС могут не использовать функциональные свойства игрушки, а ограничиваться однообразными действиями с их деталями (верчение колёс у машины, выкладывание игрушек в ровную линию).

Работа с аутостимуляцией

Изначально не направленная на коммуникацию аутостимуляторная активность ребёнка может быть использована в психотерапии с целью оживления и расширения игровой активности ребёнка, установления зрительного контакта и включения взрослого в игровой процесс. При этом основным приёмом является подключение к аутостимуляции ребёнка. В данной работе следует выделять наиболее доступные для продуктивного подключения формы, не используя слишком грубые формы аутостимуляции, в которых высок компонент влечения и переживания сильных телесных ощущений (оральные и особые тактильные виды раздражения: сосание языка и щёк, скрип зубами, онанизм, игра с фактурой предметов).

Положительный эффект даёт повторение сочетаний звуков, произносимых ребёнком, и придание им смысла. Взрослый может присоединиться к ребёнку в его наблюдении за движением или в созерцании сложных ритмически организованных зрительных стимулов (орнаменты, сложные конструкции). Совместное прослушивание ритмических стихотворений, песен может привести к их последующему самостоятельному воспроизведению ребёнком, что позволяет растормозить речевую активность, расширить активный словарь ребёнка и использовать его речь в коммуникативных целях.

> См. также

  • Стереотипия
  • Расстройства аутистического спектра
  • Снузелен

Читайте также:

  • Вера в себя психология

    Фундамент: собственные чувстваНачать изменения в жизни стоит с самоанализа. Чтобы ликвидировать проблему, признайте, что она…

  • Елена вайс психолог

    Читать онлайн «Темная страсть» автора Соболевская Наталья — RuLit — Страница 56 — Николос, —…

12kisses.ru

Причины самостимуляции: Какой у вас стим?

Источник: http://www.friendshipcircle.org/blog/2012/03/22/the-cause-of-stimming-whats-your-stim/

Переводчик/редактор: Марина Матвеева

Постоянная ссылка на статью: http://specialtranslations.ru/the-cause-of-stimming-whats-your-stim/
Наша группа в facebook: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:
http://specialtranslations.ru/need-help/
Копирование полного текста перевода для распространения в соцсетях запрещено правилами сайта. Читайте наши паблики и делитесь публикациями оттуда. Распространение текстов на других сайтах возможно только с указанием полной шапки (ссылка на оригинал, автор перевода, постоянная ссылка на перевод).

Причины самостимуляции: Какой у вас стим?

Стимы есть у каждого
Я тереблю волосы, когда разговариваю с друзьями.

Возможно, вы кусаете ногти, когда нервничаете или вам скучно.

Может быть, вы постукиваете пальцами или карандашом по столу, когда думаете.

Я знала человека, который любил жевать палочки корицы, и замечала, как кто-то необычно двигает глазами.

Некоторых людей я могу узнать издали по их характерным движениям. Каждый из нас знает кого-нибудь, у кого есть раздражающий стим – к примеру, хрустеть костяшками каждые пять минут или повторять одну и ту же фразу снова и снова; или социально неприемлемый стим – например, ковырять в носу или кусать самого себя.

Что такое стим
Стим – это сокращение от слова «самостимуляция». Она бывает связана с различными нарушениями, например, слепоглухотой или умственной отсталостью, но чаще всего – с аутизмом. Невропатолог моего сына называет это «аутистической стереопатией». Также иногда это называется «стереотипией».

Согласно DSM-5 (Руководству по диагностике и статистике психических расстройств), самостимуляция входит в критерии диагностики расстройств аутистического спектра: «Стереотипная или повторяющаяся речь, движения или использование предметов… в совокупности, симптомы ограничивают и препятствуют повседневной деятельности.» В этом и есть отличие аутистической самостимуляции от обычной: когда самостимуляция мешает повседневным делам или обучению, это часто является признаком аутизма.

Неправильный вопрос
«Как остановить стим?» Обычно это первое, о чем спрашивают родители, когда обнаруживают самостимуляцию у маленького ребенка. И это неправильный вопрос.

Прежде всего, никто не может отказаться от самостимулирующего поведения полностью, поскольку каждый человек это делает! Во-вторых, даже если один стим можно устранить, его заменит другой – и новый стим может оказаться менее приемлем, чем прежний.
И самое главное – если вы будете препятствовать самостимуляции, ваш ребенок может только сильнее отдалиться и лишиться возможности развивать нужные способы взаимодействия.

Правильный вопрос
«Почему мой ребенок так себя ведет?» Стремление понять мотивы поведения – всегда прекрасный шаг. Существует несколько гипотез и известных причин самостимуляции:

1. Избыточная стимуляция
Самостимуляция помогает блокировать избыточную сенсорную информацию.

2. Недостаточная стимуляция
Самостимуляция может восполнить потребность в сенсорных ощущениях.

3. Ослабление боли
Повторяющиеся удары головой или телом, на самом деле, уменьшают чувство боли. Одна из гипотез состоит в том, что самостимуляция приводит к выработке бета-эндорфинов, что имеет обезболивающий эффект или вызывает чувство удовольствия.

4. Управление эмоциями
Как положительные, так и отрицательные эмоции могут вызвать приступ самостимуляции. Все мы знакомы с физической реакцией на радость или возбуждение – скажем, прыжки или размахивание руками. В свою очередь, раздражение или гнев могут усиливать стим до такой степени, что он становится разрушительным.

5. Саморегуляция
Некоторые стимы служат для успокоения или комфорта. Многие младенцы приучаются сосать палец, чтобы расслабиться.

Недавно я читала блог, где мать спрашивала, почему ее сын закрывает руками уши во сне. Он научился закрывать уши, когда окружающие звуки становились слишком громкими, и это его успокаивало. Поэтому он начал закрывать уши в любой ситуации, когда нужно было успокоиться, особенно перед сном.

Почему бывает необходимо уменьшить самостимуляцию
Самостимуляция может стать помехой в учебе, личных отношениях и социальных ситуациях. Некоторые виды самостимуляции наносят вред самому человеку и могут привести к инфекциям или необходимости хирургического вмешательства.

Также самостимуляция может быть признаком длительных проблем со здоровьем, например, мигрени. Человек с нарушением не всегда способен выразить это словами.

Как уменьшить самостимуляцию
Вот некоторые идеи, как улучшить навыки формирования отношений и одновременно сократить время, которое тратится на самостимуляцию:

1. Проведите медицинское обследование, чтобы исключить физические причины самостимуляции, такие, как ушные инфекции, хроническую боль, мигрень или отслоение сетчатки.

2. Организуйте сенсорное и эмоциональное окружение так, чтобы обеспечить ребенку максимальный личный комфорт.

3. Активные физические упражнения снижают потребность в самостимуляции, возможно, потому что, как и самостимуляция, связаны с выделением бета-эндорфинов.

4. Продолжайте взаимодействовать с ребенком во время самостимуляции. Джеймс Макдональд в своей книге “Communicating Partners” («Партнеры по общению») высказывает мысль, что аутисты склонны воспринимать мир через ощущение и действие, в то время как большинство нейротипичных людей воспринимают мир через мысль и язык.

Когда различия выяснены, самостимулирующее поведение становится более понятным. Макдональд рекомендует занятия с очередностью действий, чтобы увлечь ребенка, не пытаясь остановить самостимуляцию. Занятие постепенно станет все более комфортным и привлекательным для ребенка, что естественным образом уменьшит самостимуляцию.

5. Создайте позитивную ассоциацию между самостимуляцией и формированием отношений. Один из способов продуктивно использовать самостимуляцию в обучающем процессе – разрешить ее в качестве награды и поощрения после периода игры или работы.

Как пишет Джулия Мур пишет в своей книге “Playing, Laughing and Learning With Children On The Autism Spectrum” («Играем, смеемся и учимся с детьми аутистического спектра»), если выделить определенное время для самостимуляции, это позволит ребенку быть самим собой. Это даст ему ощущение комфорта, что увеличит возможность взаимодействий и, на самом деле, сократит количество часов, проводимых за самостимуляцией.

6. Присоединитесь к стиму! Некоторые программы терапии, включая Son-Rise и Floortime предлагают присоединиться к самостимулирующему поведению и, тем самым, инициировать взаимодействие. Если ребенок вращает тарелки, начните тоже вращать тарелки. Если ребенок раскачивается вперед-назад, сядьте рядом и раскачивайтесь тоже.

Любимый стим моего сына – поднять руку перед собой и разговаривать с ней, словно глядя в зеркало. Его очень веселит, когда я делаю это вместе с ним!

Стэнли Гринспэн, автор книги “Engaging Autism” («На ты с аутизмом») и создатель методики Floortime, поясняет: «У некоторых детей это пробуждает интерес – теперь у них есть партнер, сообщник, так сказать – тогда возникает взаимное внимание и чувство общности.

…присоединитесь к занятию ребенка, чтобы установить контакт, а затем начните использовать жесты, и тогда ребенку, чтобы получить то, что он хочет, придется сознательно жестикулировать в ответ и, может быть, использовать какие-то слова…

общий принцип заключается в том, чтобы предложить ребенку занятие, которое дает те же ощущения, что и самостимуляция, но при этом развивает регуляцию, вовлеченность и взаимодействие.

Для работы над регуляцией начните с простейших сенсорных ощущений. На первом этапе начните с какого-то основного ощущения, но старайтесь разнообразить его, чтобы расширить сенсорный мир ребенка.» Другими словами, чтобы уменьшить самостимуляцию, предложите замену, которая будет более привлекательна, чем стим!

А какой у вас стим? Уверена, он у вас есть. Поделитесь в комментариях и расскажите, как ваш стим помогает вам в повседневной жизни.

specialtranslations.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *